Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Центральную роль в научном процессе понимания детского развития играют ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ, которые выполняют две основные функции. Во-первых, они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся данные в последовательное и интересное описание. Во-вторых, они приводят к проверяемым гипотезам или предсказаниям поведения. Ни одна теория не способна объяснить все аспекты человеческого развития. Например, теорией развития обычно пытаются объяснить и предсказать ограниченную область поведения, такую как развитие речи, познание или социальное поведение. Теории различаются по акцентам и интерпретациям, которые они придают ранее обсуждавшимся темам развития.

Сейчас мы рассмотрим некоторые из основных теорий, которыми руководствуются исследователи в области детской психологии. Сначала мы обсудим поведенческие подходы Павлова, Скиннера и Бандуры и кратко коснемся теории когнитивного развития Жана Пиаже. Затем мы перейдем к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и ее социальному расширению в работах Эрика Эриксона. Наконец, будут кратко рассмотрены этологический, экологический и жизненный подходы.

Поведенческий подход

РАННИЕ ВЗГЛЯДЫ

Примером бихевиористского подхода к развитию служат ранние работы Ивана Павлова, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Бихевиористы рассматривают развитие скорее, как непрерывный процесс, без стадий стагнации и пауз. Предполагается, что одни и те же принципы обучения формируют развитие на протяжении всей жизни. Дети играют относительно пассивную роль в собственном развитии. Точно так же, как компьютер может делать только то, что ему приказывает программист, так и дети делают только то, к чему их призывает окружающая среда. Бихевиористские теоретики разработали основные идеи обучения и применили их к развитию детей. Уотсон и Павлов использовали концепции классической обусловленности для объяснения детского поведения. В своем знаменитом эксперименте Павлов показал, что собака научилась выделять слюну при звуке колокольчика в результате того, что звон всегда был связан с едой или сочетался с ней. Если связка звук-еда часто повторялась, то в конце концов один только колокольчик вызывал слюноотделение. Такой тип обучения называется классическим обусловливанием. Уотсон использовал его для объяснения многих аспектов детского поведения, особенно таких эмоций, как страх. Например, ребенок может бояться врачей в результате ассоциации врач в белом халате и боль от укола.

Другая форма условно-оперантного обусловливания, изученная Б. Ф. Скиннером, фокусируется на влиянии последствий поведения, а не на простом одновременном проявлении стимулов. Согласно Скиннеру, поведение изменяется в зависимости от типа событий (поощрение или наказание), которые за ним следуют. Позитивное подкрепление, такое как дружелюбная улыбка, похвала или угощение, может увеличить вероятность того, что поведение повторится, в то время как наказание, такое как хмурый взгляд, критика или лишение привилегий в виде просмотра телевизора, снижает вероятность повторения поведения. Скиннер объяснил широкий спектр поведения, используя принципы оперантного подкрепления. Хотя Скиннер не применял свои принципы к детям, многие более поздние исследователи показали ценность его подхода для понимания развития детского поведения и способах его изменения. Например, Джеральд Паттерсон (1982), показал, что рукоприкладство и грубая речь родителей и старших братьев и сестер, часто действует как положительное подкрепление и может усиливать детское агрессивное поведение. Он также продемонстрировал, что наказание за плохое поведение «тайм-аутом» — коротким периодом изоляции от других членов семьи может помочь уменьшить агрессивные действия. Оперантное обусловливание было включено во многие прикладные программы, чтобы помочь учителям и родителям изменить поведение детей. Сейчас мы рассмотрим иллюстрацию того, как оперантные принципы использовались в классе.

ПРИНЦИПЫ ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ МОГУТ ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНЫМ ДЕТЯМ

Почти в каждом классе страны есть гиперактивный ребенок, которому трудно усидеть на месте, слушать учителя и выполнять задания. Некоторое время медикаментозная терапия была популярным решением этой проблемы. Однако, с течением времени выяснилось, что лекарства могут вызывать нежелательные побочные эффекты, такие как подавление роста и повышение кровяного давления, а в 30–50 процентах случаев оно вообще неэффективно. Альтернативой является использование принципов оперантного обучения. Дэниел О’Лири и его коллеги (1976) взяли в десятинедельную терапевтическую сессию девять детей (3-5 класс) и в конце сравнили их с контрольной группой из восьми человек.

По словам авторов: Основное лечение состояло из программы поощрения на дому, которая состояла из пяти компонентов: (1) определение ежедневных целей каждого ребенка в классе; (2) похвала ребенка за усилия по достижению этих целей; (3) итоговая оценка поведения ребенка, соответствующего поставленным целям; (4) отправка родителям ежедневных отчетов о успехах их ребенка; и (5) поощрение ребенка родителем за прогресс в достижении его целей.

В период действия программы учитель информировал родителей об успеваемости их ребенка с помощью ежедневного табеля успеваемости. В конце каждого дня учитель заполнял ежедневный отчет, который ребенок относил домой своим родителям. Они, в свою очередь, вознаграждали его каждый раз за достижение поставленных на день целей, так как было указано в отчете учителя.

Для оценки эффективности использования поведения родителей в качестве терапевтического средства были проведены два измерения до и после лечения. Во-первых, использовалась оценочная шкала учителя, которая измеряла степень невнимательности, беспокойства, проблемности поведения и гиперактивности, проявляемых ребенком. Во-вторых, для каждого испытуемого была создана индивидуальная восьмибальная шкала оценки проблемного поведения, в которой рассматривалось 4-5 основных тревожных симптомов.

Были получены однозначные результаты: по сравнению с детьми, не получавшими лечения, дети в группе оперантной терапии показали значительное улучшение по обеим оценочным шкалам. Учителя оценили их как менее гиперактивных и менее склонных к проблемному поведению. В родственном исследовании Сьюзан О’Лири и Уильям Пелхэм (1977) сделали еще более впечатляющую демонстрацию. Гиперактивным детям медикаментозную терапию заменили поведенческой. В итоге улучшение поведения было таким же, как и у детей, получавших лекарства. Вместе эти исследования не только демонстрируют ценность оперантных принципов в условиях реальной жизни, но и показывают, что оперантные принципы могут быть эффективным альтернативным способом лечения гиперактивности.

Теория социального научения

Другой вариант поведенческого подхода — теория социального научения. Согласно этой точке зрения, дети учатся не только с помощью классического и оперантного обусловливания, но и путем наблюдения за окружающими и подражания им (Bandura, 1989). В серии классических исследований Бандура показал, что агрессивное поведение детей может быть усилено, если они подвержены влиянию другого агрессивного человека. Дети из детского сада наблюдали, как взрослый пинал и бил большую надутую куклу Бобо. В отличие от детей контрольной группы, которые не принимали участие в просмотре демонстрации, испытуемые вели себя более агрессивно, когда им дали возможность поиграть с игрушкой. Более того, многие из причудливых и новых реакций, которые демонстрировал взрослый, были точно воспроизводится детьми- наблюдателями. Определённо здесь имело место быть обучение, с отсутствием каких-либо явных подкреплений. Сейчас мы рассмотрим пример теории социального научения в действии, где показано влияние телевизионной программы «Улица Сезам» на интеллектуальное развитие детей. Это исследование дает понять, что теория социального научения сосредоточила наше внимание как на благотворном, так и на потенциально вредном влиянии просмотра телевизора на маленьких детей.

Более того, эта теория дала ряд подсказок и идей о том, как работает процесс имитации, что в свою очередь, привело к череде экспериментов, которые проверили эти идеи. Согласно теории социального научения, имитация не происходит автоматически. Дети избирательны в отношении того, какое поведение они имитируют. Чтобы разобраться в теме современные теоретики социального научения все больше интересуются ролью когнитивных факторов в подражании. Ученые заметили, что дети интерпретируют и обрабатывают социальное поведение, которое они наблюдают. Их личностные характеристики и прошлый опыт отношений с моделью текущей ситуации будут играть роль в определении того, происходит ли подражание. Кроме того, важную роль в наблюдательном обучении играют когнитивные навыки. Чтобы подражать, дети должны быть способны запоминать поведение, которое демонстрирует модель. Самыми эффективными учениками являются те, кто использует активные стратегии, пытаясь вспоминать и репетировать увиденное.

Вместе классический, оперантный и социальный подходы к обучению оказали большое влияние на понимание развития детей в социальном, эмоциональном и интеллектуальном плане.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭФФЕКТ ПРОСМОТРА УЛИЦЫ СЕЗАМ

Могут ли дети научиться новым интеллектуальным навыкам, смотря телевизор? Чтобы ответить на этот вопрос, передача «Улица Сезам» была представлена миллионам американских детей в конце 1960- х годов. Цель шоу заключалась в том, чтобы улучшить познавательные способности дошкольников, чтобы они были лучше подготовлены к обучению в начальной школе. Передача была очень популярна у своей целевой аудитории (дети 3-5 лет). По статистике ее смотрели более 1,4 миллиона домохозяйств 3-4 часа в неделю. Шоу вели Куки Монстр, Берта, Эрни и их забавные компаньоны. Однако успех «Улицы Сезам» принесли не только марионетки и множество тактик удержания внимания, но и четко определенный набор образовательных целей. Оценка эффекта, проведенная Боллом и Богатцем (1972) показала, что учебные цели были достигнуты. Детей тестировали по множеству параметров (определение частей тела, букв, чисел, геометрических форм, сортировка и классификация предметов) до и после шестимесячного периода просмотра.

Дети были разделены на четыре группы в зависимости от частоты просмотра программы: 1- я группа смотрела «Улицу Сезам» редко, 2- я группа смотрела два-три раза в неделю дети из группы 3 смотрели программу четыре или пять раз в неделю, а зрители группы 4 смотрели программу более пяти раз в неделю. Было обнаружено, что чем чаще дети смотрели передачу, тем лучше были развиты их когнитивные навыки. Дети из неблагополучных семей показали значительные результаты наряду с детьми из среднего класса. Улучшение навыка чтения является одним из самых интересных эффектов от просмотра «Улицы Сезам», потому что специально этому не учили. Более поздние исследования подчеркнули сохраняющуюся в течении времени пользу от просмотра «Улицы Сезам». Одно исследование (Rice, Huston, Truglio, & Wright, 1990) показало, что зрители телепередачи в возрасте от 3-х до 5-ти лет продемонстрировали больший словарный запас по сравнению с контрольной группой за двухлетний период просмотра, при том, что эти эффекты не были связаны с другими факторами (образование родителей, отношение родителей, размер семьи). Воздействие на детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет было более скромным, что говорит о ее наибольшей эффективности для средней группы детского сада. Эти результаты не оставляют сомнений в том, что дети учатся, наблюдая за происходящим, и что телевидение может быть важным средством обучения.

В следующий раз мы продолжим тему теоретических перспектив развития детей.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, поведенческий подход, теория социального научения, влияние телевизора на детей, положительное влияние мультиков на детей, оперантное подкрепление, оперантное обусловливание, психологическая работа с гиперактивными детьми, классическое обусловливание, влияние Павлова на психологию, Джон Уотсон, Беррес Скиннер.

Источник фото: freepic.com

64190cookie-checkДетская Психология: Теоретические перспективы развития