Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Пиаже рассматривал ход интеллектуального развития с точки зрения прогрессивных изменений когнитивных структур детей. Эти изменения проявляются на определенных стадиях развития, каждая из которых отличается от предыдущей. Не все дети проходят эти стадии в одном и том же возрасте, однако порядок их прохождения един. Достижения более ранних стадий определяют более поздние периоды развития. Изменения когнитивных способностей детей на разных этапах иногда могут быть довольно резкими, но картина развития в целом включает постепенные и непрерывные изменения.

Пиаже делит интеллектуальное развитие на четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. По мере того, как дети проходят через эти периоды, они превращаются из организмов, зависимых от своих чувств и двигательной активности, чтобы познать окружающий мир и неспособных к мысли, к индивидуумам, способным к абстрактному и гибкому мышлению.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДОСТИЖЕНИЯ НА СТАДИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТАБЛИЦЕЙ ПИАЖЕ

  1. Сенсомоторный период (примерно 0-2 года)

Младенец отличает себя от других объектов, ищет стимуляции и играет в интересные игры; достижение постоянства объекта; примитивное понимание причинности, времени и пространства; отношения «средство-цель», начало имитации сложного поведения, образная игра и символическое мышление.

  1. Предоперационный период (2-6 лет)

Развитие символической функции, символическое использование языка, интуитивное решение проблем, мышление, характеризующееся необратимостью, сосредоточенностью и эгоцентризмом, начало понимания чисел и способности мыслить  классовыми категориями и видеть взаимосвязи.

  1. Период конкретных операций

Подсчет массы, длины, веса и объема, понимание обратимости, децентрация, способность ставить себя на место другого человека; логическое мышление, включающее конкретные операции непосредственного мира, классификацию (организацию объектов в иерархии классов) и сериацию (организацию объектов в упорядоченные серии, такие как увеличение высоты).

  1. Период формальных операций (начиная с 11-12-ти лет и старше)

Гибкость, абстракция, мысленные гипотезы и рассмотрение возможных альтернатив в сложных рассуждениях и решении проблем.

СЕНСОРИМОТОРНЫЙ ПЕРИОД

В течение сенсомоторного периода, который охватывает примерно первые два года жизни, ребенок совершает драматический переход от рефлексивного организма до рефлективного человека, обладающего элементарной символической мыслью. Пиаже делит сенсомоторный период на шесть под этапов, каждый из которых характеризуется усложнением мыслительных процессов ребенка.

Этап 1: Рефлекторная деятельность.

В первый месяц жизни, младенцы уточняют свои врожденные реакции. Они становятся более опытными в использовании рефлексов (сосательный рефлекс) и в поиске стимуляции, которая позволит им использовать эти реакции.

Этап 2: Первичные круговые реакции (От 1 до 4 месяцев).

Младенец повторяет и изменяет действия, которые изначально могли произойти случайно и которые ребенок находит удовлетворительными или приятными. Младенец мог случайно пососать пальцы и получить приятный опыт. Позже он пытается повторить сосание, но испытывает трудности в согласовании визуальных и ручных схем, необходимых для этого действия. Такое поведение первично в том смысле, что оно проявляет рефлексивные или моторные функции его собственного тела. Круговым данное поведение назвали так как попытки повторяются снова и снова. Обратите внимание, что первичные круговые реакции сосредоточены на деятельности и теле младенца, а не на объектах вокруг него.

Этап 3: Вторичные круговые реакции (от 4 до 8 месяцев).

Возраст, когда внимание младенца сосредотачивается на манипуляциях с предметами. В отличие от стадии первичных круговых реакций, младенца теперь интересуют результаты, которые происходят за пределами досягаемости его тела. Как и на предыдущем этапе, реакции по-прежнему являются круговыми, а значит младенец будет повторять приятное действие снова и снова. Например, ребенок теперь будет брать погремушку и трясти ее, чтобы услышать интересный звук, который она издает. Обратите внимание, что младенец уже начинает комбинировать простые схемы для создания более сложных моделей поведения.  Простые схемы хватания и встряхивания, необходимые для игры в погремушку, ребенок знал уже на стадии первичных круговых реакций.

Заманчиво сказать, что на этой стадии поведение младенца намеренно: то есть ребенок мысленно сформировал цель встряхнуть погремушку, чтобы услышать приятный звук. Однако на данном этапе Пиаже не приписывал ребенку интенциональность. Цель ребенка встряхнуть погремушку создается объектами его окружения. То есть если бы погремушка была вне досягаемости ребенка, у него не было бы намерения найти и встряхнуть ее. Пиаже приписывает способность ставить цели младенцам в более поздний период развития.

Этап 4: Согласование вторичных реакций (от 8-ми до 12-ти месяцев).

На стадии согласования вторичных реакций ребенок начинает использовать или сочетать две и более вторичных схемы как средство достижения цели. Младенец намеренно использует схемы из предыдущей ситуации для решения проблем в новых условиях. Если на предыдущих этапах схемы были привязаны к среде, в которой они возникли, то теперь схемы, которые раньше использовались только в определенных обстоятельствах, используются во множестве ситуаций. Кроме того, младенец теперь может комбинировать несколько схем в сложные модели поведения. Например, ранее полученная схема удара, первоначально разработанная как средство включения музыкального мобиля, теперь будет использоваться для сбивания, возникшего перед игрушкой препятствия. Также обратите внимание, что схема теперь может использоваться как промежуточный шаг  для достижения желаемой цели. Только на данном этапе Пиаже смог приписать развивающемуся младенцу интенциональность. Ведь использование схемы в качестве промежуточного шага к цели показывает, что ребенок обладает искусством планирования.

Этап 5: Третичные круговые реакции (от 12-ми до 18-ти месяцев).

На стадии третичных круговых реакций любопытство детей побуждает их экспериментировать с предметами. Они будут активно использовать методы проб и ошибок, чтобы больше узнать о свойствах предметов и о том, как они реагируют на различные действия. Например, детей очаровывают свойства падающих предметов, и они часто экспериментируют с любым предметом, оказавшимся поблизости. Они будут ронять разные игрушки, менять способ падения игрушки, положение, расстояние, место падения  и характеристики поверхности, на которую он приземляется. Это исследование является своего рода ранним решением проблем, которое побуждает детей приспосабливаться к новым аспектам своего окружения и ассимилировать их в своих постоянно меняющихся схемах. Кроме того, путем экспериментов они узнают о характеристиках окружающих их объектов и новых способах достижения желаемой цели.

Этап 6: изобретение новых средств посредством мысленного сочетания.

Лишь на последней шестой стадии сенсомоторного периода возникает зарождение символического мышления. Эта стадии характерна изобретением новых способов взаимодействия с окружающим миром посредством умственной комбинации. Хотя использование символически-репрезентативных систем является основой способности понимать язык и говорить на нем, это также отражается во множестве других когнитивных действий, которые появляются на сенсомоторной стадии и уточняются на более поздних стадиях развития. К ним относятся отложенное подражание, рисование, сюжетно-ролевые игры и решение абстрактных задач.

Эта способность использовать внутреннее представление облегчает решение проблем. Теперь ребенок может изобретать новые способы достижения цели, мысленно комбинируя несколько схем. Примитивная способность обдумывать проблемы приводит к появлению внезапных решений проблем с минимальным или явным поведением методики проб и ошибок. Теперь ребенок может думать, не действуя.

Возникновение способности мысленно представлять объекты, которых нет, проявляется в возникновении отложенного подражания. Теперь ребенок может имитировать сложное поведение, продемонстрированное моделью в предыдущий раз, без ее присутствия. Пиаже приводит случай, когда его дочь Жаклин, у которой не было истерик, с изумлением наблюдала, как пришедший в гости ребенок устроил дикую истерику в ее манеже. На следующий день, когда Жаклин поместили в свой манеж, она продемонстрировала тот же образец поведения, в комплекте с криком, топанием ногами и требованием пойти на ручки, что она наблюдала у своего посетителя. Пиаже рассуждал, что для того, чтобы воспроизвести поведение ребенка в тех же обстоятельствах, Жаклин должна была сохранить представление о событиях предыдущего дня, а затем использовать его при помещении в ту же среду.

Представление ребенка о своем мире претерпевает огромные изменения в течение этих шести этапов. Особенно явно это проявляется в изменяющемся представлении ребенка о постоянстве объекта. В следующий раз мы рассмотрим, как развивается это понимание постоянства объектов.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка,  теория Пиаже, теория когнитивного развития, развитие младенца, сосательный рефлекс, врожденные рефлексы, сенсомоторный период развития, круговые реакции Пиаже.

57970cookie-checkДетская Психология: Стадии развития ребенка по Жану Пиаже