Пиаже рассматривал ход интеллектуального развития с точки зрения прогрессивных изменений когнитивных структур детей. Эти изменения проявляются на определенных стадиях развития, каждая из которых отличается от предыдущей. Не все дети проходят эти стадии в одном и том же возрасте, однако порядок их прохождения един. Достижения более ранних стадий определяют более поздние периоды развития. Изменения когнитивных способностей детей на разных этапах иногда могут быть довольно резкими, но картина развития в целом включает постепенные и непрерывные изменения.
Пиаже делит интеллектуальное развитие на четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. По мере того, как дети проходят через эти периоды, они превращаются из организмов, зависимых от своих чувств и двигательной активности, чтобы познать окружающий мир и неспособных к мысли, к индивидуумам, способным к абстрактному и гибкому мышлению.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ДОСТИЖЕНИЯ НА СТАДИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТАБЛИЦЕЙ ПИАЖЕ
- Сенсомоторный период (примерно 0-2 года)
Младенец отличает себя от других объектов, ищет стимуляции и играет в интересные игры; достижение постоянства объекта; примитивное понимание причинности, времени и пространства; отношения «средство-цель», начало имитации сложного поведения, образная игра и символическое мышление.
- Предоперационный период (2-6 лет)
Развитие символической функции, символическое использование языка, интуитивное решение проблем, мышление, характеризующееся необратимостью, сосредоточенностью и эгоцентризмом, начало понимания чисел и способности мыслить классовыми категориями и видеть взаимосвязи.
- Период конкретных операций
Подсчет массы, длины, веса и объема, понимание обратимости, децентрация, способность ставить себя на место другого человека; логическое мышление, включающее конкретные операции непосредственного мира, классификацию (организацию объектов в иерархии классов) и сериацию (организацию объектов в упорядоченные серии, такие как увеличение высоты).
- Период формальных операций (начиная с 11-12-ти лет и старше)
Гибкость, абстракция, мысленные гипотезы и рассмотрение возможных альтернатив в сложных рассуждениях и решении проблем.
СЕНСОРИМОТОРНЫЙ ПЕРИОД
В течение сенсомоторного периода, который охватывает примерно первые два года жизни, ребенок совершает драматический переход от рефлексивного организма до рефлективного человека, обладающего элементарной символической мыслью. Пиаже делит сенсомоторный период на шесть под этапов, каждый из которых характеризуется усложнением мыслительных процессов ребенка.
Этап 1: Рефлекторная деятельность.
В первый месяц жизни, младенцы уточняют свои врожденные реакции. Они становятся более опытными в использовании рефлексов (сосательный рефлекс) и в поиске стимуляции, которая позволит им использовать эти реакции.
Этап 2: Первичные круговые реакции (От 1 до 4 месяцев).
Младенец повторяет и изменяет действия, которые изначально могли произойти случайно и которые ребенок находит удовлетворительными или приятными. Младенец мог случайно пососать пальцы и получить приятный опыт. Позже он пытается повторить сосание, но испытывает трудности в согласовании визуальных и ручных схем, необходимых для этого действия. Такое поведение первично в том смысле, что оно проявляет рефлексивные или моторные функции его собственного тела. Круговым данное поведение назвали так как попытки повторяются снова и снова. Обратите внимание, что первичные круговые реакции сосредоточены на деятельности и теле младенца, а не на объектах вокруг него.
Этап 3: Вторичные круговые реакции (от 4 до 8 месяцев).
Возраст, когда внимание младенца сосредотачивается на манипуляциях с предметами. В отличие от стадии первичных круговых реакций, младенца теперь интересуют результаты, которые происходят за пределами досягаемости его тела. Как и на предыдущем этапе, реакции по-прежнему являются круговыми, а значит младенец будет повторять приятное действие снова и снова. Например, ребенок теперь будет брать погремушку и трясти ее, чтобы услышать интересный звук, который она издает. Обратите внимание, что младенец уже начинает комбинировать простые схемы для создания более сложных моделей поведения. Простые схемы хватания и встряхивания, необходимые для игры в погремушку, ребенок знал уже на стадии первичных круговых реакций.
Заманчиво сказать, что на этой стадии поведение младенца намеренно: то есть ребенок мысленно сформировал цель встряхнуть погремушку, чтобы услышать приятный звук. Однако на данном этапе Пиаже не приписывал ребенку интенциональность. Цель ребенка встряхнуть погремушку создается объектами его окружения. То есть если бы погремушка была вне досягаемости ребенка, у него не было бы намерения найти и встряхнуть ее. Пиаже приписывает способность ставить цели младенцам в более поздний период развития.
Этап 4: Согласование вторичных реакций (от 8-ми до 12-ти месяцев).
На стадии согласования вторичных реакций ребенок начинает использовать или сочетать две и более вторичных схемы как средство достижения цели. Младенец намеренно использует схемы из предыдущей ситуации для решения проблем в новых условиях. Если на предыдущих этапах схемы были привязаны к среде, в которой они возникли, то теперь схемы, которые раньше использовались только в определенных обстоятельствах, используются во множестве ситуаций. Кроме того, младенец теперь может комбинировать несколько схем в сложные модели поведения. Например, ранее полученная схема удара, первоначально разработанная как средство включения музыкального мобиля, теперь будет использоваться для сбивания, возникшего перед игрушкой препятствия. Также обратите внимание, что схема теперь может использоваться как промежуточный шаг для достижения желаемой цели. Только на данном этапе Пиаже смог приписать развивающемуся младенцу интенциональность. Ведь использование схемы в качестве промежуточного шага к цели показывает, что ребенок обладает искусством планирования.
Этап 5: Третичные круговые реакции (от 12-ми до 18-ти месяцев).
На стадии третичных круговых реакций любопытство детей побуждает их экспериментировать с предметами. Они будут активно использовать методы проб и ошибок, чтобы больше узнать о свойствах предметов и о том, как они реагируют на различные действия. Например, детей очаровывают свойства падающих предметов, и они часто экспериментируют с любым предметом, оказавшимся поблизости. Они будут ронять разные игрушки, менять способ падения игрушки, положение, расстояние, место падения и характеристики поверхности, на которую он приземляется. Это исследование является своего рода ранним решением проблем, которое побуждает детей приспосабливаться к новым аспектам своего окружения и ассимилировать их в своих постоянно меняющихся схемах. Кроме того, путем экспериментов они узнают о характеристиках окружающих их объектов и новых способах достижения желаемой цели.
Этап 6: изобретение новых средств посредством мысленного сочетания.
Лишь на последней шестой стадии сенсомоторного периода возникает зарождение символического мышления. Эта стадии характерна изобретением новых способов взаимодействия с окружающим миром посредством умственной комбинации. Хотя использование символически-репрезентативных систем является основой способности понимать язык и говорить на нем, это также отражается во множестве других когнитивных действий, которые появляются на сенсомоторной стадии и уточняются на более поздних стадиях развития. К ним относятся отложенное подражание, рисование, сюжетно-ролевые игры и решение абстрактных задач.
Эта способность использовать внутреннее представление облегчает решение проблем. Теперь ребенок может изобретать новые способы достижения цели, мысленно комбинируя несколько схем. Примитивная способность обдумывать проблемы приводит к появлению внезапных решений проблем с минимальным или явным поведением методики проб и ошибок. Теперь ребенок может думать, не действуя.
Возникновение способности мысленно представлять объекты, которых нет, проявляется в возникновении отложенного подражания. Теперь ребенок может имитировать сложное поведение, продемонстрированное моделью в предыдущий раз, без ее присутствия. Пиаже приводит случай, когда его дочь Жаклин, у которой не было истерик, с изумлением наблюдала, как пришедший в гости ребенок устроил дикую истерику в ее манеже. На следующий день, когда Жаклин поместили в свой манеж, она продемонстрировала тот же образец поведения, в комплекте с криком, топанием ногами и требованием пойти на ручки, что она наблюдала у своего посетителя. Пиаже рассуждал, что для того, чтобы воспроизвести поведение ребенка в тех же обстоятельствах, Жаклин должна была сохранить представление о событиях предыдущего дня, а затем использовать его при помещении в ту же среду.
Представление ребенка о своем мире претерпевает огромные изменения в течение этих шести этапов. Особенно явно это проявляется в изменяющемся представлении ребенка о постоянстве объекта. В следующий раз мы рассмотрим, как развивается это понимание постоянства объектов.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, теория когнитивного развития, развитие младенца, сосательный рефлекс, врожденные рефлексы, сенсомоторный период развития, круговые реакции Пиаже.
Благодарю за интересную статью!
Для меня она как по «свежим следам», ввиду того, что моему ребёнку 2.5, и только недавно у меня была возможность наблюдать, как ребёнок проходит эти стадии развития.
Пиаже рассматривал интеллектуальное развитие детей с точки зрения того, как меняются их когнитивные структуры.
Он выделил стадии развития, которые могут быть не одинаковы по возрасту, но их порядок сохраняется неизменным.
У каждой возрастной категории свои особенности и и задачи.
Наиболее подробно в статье рассмотрен сенсоримоторный период, который в свою очередь делится на шесть этапов.
В первый месяц жизни ребёнок, в основном, использует рефлексы: сосательный, хватательный и т.д.
В следующий период от 1 до 4 месяцев ребёнок начинает повторять и изменять те действия, которые показались ему приятными и удовлетворительными.
И, в основном, он действует в пределах своего тела.
Действительно, заметила даже по-своему сыну, что погремушки и прочие штуки не особенно его интересовали месяцев до трёх. А вот тактильные прикосновения, мамин массажик такой, приводили в восторг.
После 4 месяцев малыш уже начинает интересоваться тем, что происходит вовне, за пределами своего тела.
От 8 до 12 месяцев подросший малыш , по мнению Пиаже, уже начинает обладание навыком планирования. То есть он может использовать свои действия как промежуточные шаги. Также ребёнок способен комбинировать различные простые схемы поведения в более сложные стратегии.
После года наступает период проб и ошибок, экспериментов с предметами и со всем, что интересует.
Да, это точно:) любопытство становится все любопытнее.
И уже на последнем шестом этапе, по мнению Пиаже, возникает зарождение символического мышления.
Мне эта статья была полезна и интересна, так как позволила мне понять стадии и этапы развития малыша, а, соответственно, становится более понятным, какие игры будут интересны ребёнку первых двух лет жизни. Ну и более понятно и ясно видно зону ближайшего развития.
Ранее не интересовалась концепцией именно интеллектуального развития детей. Просто знала, что в каждом возрасте есть свои задачи развития, в том числе и психического развития, у детей. Когда растила детей у меня не было любопытства в этом, я просто поражалась, как быстро учится новому и вместе с этим меняется ребенок.
Меня удивило, что достижения более ранних стадий определяют более поздние периоды развития. Если я правильно поняла идею, то когнитивная гибкость как раз и зависит от того, насколько много опыта в раннем детстве получил ребенок и как с ним справился.
Невероятно впечатляет то, как стремительно развивается человек от момента рождения особенно до года.
Идея перехода от рефлексивного к рефлекторному особенно заинтересовала мое внимание в статье. В этих понятиях интересно было бы разобраться поглубже.Поражает, как рано ребенок развивает способность мысленно представлять объекты, которых нет, и развивает способность отложенного подражания.
В профессиональном плане утверждаюсь в понимании, что физически невозможно понять абсолютно все факторы, влияющие на человека, который сидит перед тобой на консультации, именно поэтому важно исходить из полного принятия и эмпатии, допуская совершенную непредсказуемость.
Когда я растила своих детей, моей настольной книгой была книга «Мать и дитя», в которой описывались нормы роста, прироста в весе и динамика физического развития ребенка от месяца к месяцу. Каждый месяц я открывала книгу и сверялась: что научился делать мой малыш, сколько он прибавил в весе и что можно добавлять в рацион питания. А эта статья натолкнула меня на мысль о том, как было бы полезно добавлять родителям еще и информацию об интеллектуальном развитии ребенка, понимая, что и как добавлять во взаимодействие с малышом, чтобы вырастить разносторонне развитую и гибкую в общении личность.
Спасибо за статью. Очень многое стало сразу ясно, тк дочь, которой сейчас 6,10 лет все стадии проходила ярко и прям,как по книге. Сенсомоторная стадии в целом у всех проходит одинаково- это рефлексы-сосатпльные -поесть, хватательный- ощутить предмет, он больше даже важен чтоб распознать кто рядом, мама или игрушка. Далее стадии разделены на этапы, каждый со своим нюансом- дочь например в годик брала игрушки и роняла их намеренно, потом поднималась повыше, например на стул и кидала опять (5стадия), потом кидала в воду, в песок. Далее с возрастом, увидев какую либо реакцию или поведение (как в примере с дочерью Пиаже), воспроизводила их -капризы и поведения других детей, забирала игрушки и смотрела на реакцию деток, капризничала и смотрела на нашу обратную реакцию. Наблюдать за развитием деток очень интересно, сейчас у нас 1класс, мы пишем и читаем, некоторые слова и буквы даются не просто, путаница в написании, а вот речь очень развита, осознанные вопросы и ответы, четкое пересказывать фильмов или сказок. Наблюдаем и учимся дальше.
Статья внесла чёткость и аргументированность поступков.очень жаль ,что не владели данной информацией ранее.
Статья позволила оглянуться назад,когда мои дети были маленькими. Жаль,что тогда у меня не было ещё знаний на тему важности младенческого периода жизни детей и ,естественно,я допускала ошибки .Прочитав статью,я вдохновилась пониманием того,какой огромный эволюционный скачок в своем развитии проходят дети в первые два года жизни,когда ребенок переходит из состояния » рефлексивного организма в состояние рефлективного человека»,который способен к символической мысли.Так же ,для себя отметила понятие» отложенное подражание»,когда ребенок с возрастом может имитировать сложное поведение,которое увидел когда-то раньше.То есть, за первые 2 года жизни ребёнок полностью впитывает поведенческие реакции окружающих его людей и использует их спустя время, при помещении его в ту же среду.А я голову ломала,почему уже будучи взрослой,попадая в родительскую семью, всё время проявляю однотипное поведение.
Интересная статья в которой описываются этапы развития ребенка по теории Жана Пиаже. Существует 4 этапа развития: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций, период формальных операций. Интересно, что даже сенсомоторный период делится на 6 под этапы каждый из которых играет свою значительную роль в развитии ребенка. Раньше я не задумывался о том, как развивается человек. Для меня все это было естественно. Сейчас же я на все смотрю немного под другим углов восприятия действительности. Для меня открылся четкий последовательный план или можно сказать структура развития человека от младенца который обладает только рефлекторными действиями до взрослого человека, с развитым мышлением. Путем познания, любопытства, проб и ошибок ребенок постоянно учится. При чем учится не останавливаясь. Интересно какой силы, потенциал, заложен природой в этот период развития ребенка?
Из статьи узнал, что Пиаже делит развитие на 4 периода: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций. Меня удивляет, что многие люди не знают об этом и я в том числе. Для себя выяснил, что на каждом периоде есть свои задачи, которые решает ребёнок. Не решив их означает, что решать он их будет в более старшем возрасте, я так считаю. Понимание каждого шага поможет быть адаптивным и развивать свои задатки. Пример: я вышел в лес и понимаю, откуда шишки растут, как трава зеленеет, кого мне следует кушать и т.д. Я имел в виду большой социум. Ребёнок, делая движения вкруговую, тем самым закрепляет свой опыт. Что помогает ему в дальнейшем ставить эксперименты с другими предметами. И у него не возникает такого вопроса: а может это не моё? В отличие от тех, кому уже 40, а человек не умеет решать задачи по своему недоумию. Приходится заново учиться жить и шаг за шагом развивать свой интеллект. Перескочить не получится, иначе будет непонятно, как выживать в лесу.
Спасибо за статью. Очень интересно как происходит развитие ребенка с точки зрения когнитивных способностей. Раньше я думала что все происходит само собой спонтанно. Однако из данной статьи я узнала, что существуют стадии развития ребенка в которых выделяют четыре основных. И первый сенсоматорный период разбит на шесть этапов которые ребенок в своем развитии проходит за два первых года жизни.
Я всегда думала что человек с рождения человек. Но по наблюдениям Пиаже в первый месяц жизни ребенок является рефлексивным организмом а уже позже рефлективным человеком. В самом начале закрепляются рефлексы. Затем ребенок через моторные функции своего тело осуществляет повторяющиеся моторные движения названные от этого круговыми. Затем младенец уже действует за пределами досигаемости своего тела. Затем использую две и три круговых реакции и доходят до образного мышления.
Прочитав статью, я ознакомились со стадиями интеллектуального развития, выявленными Ж. Пиаже: сенсомоторный период, предоперационный, период конкретных операций, период формальных операций. Из них более подробно я узнала о сенсомоторном периоде, который длится примерно до двухлетнего возраста ребёнка.
У меня есть возможность периодически наблюдать развитие маленького ребёнка. На этапе первичных круговых реакций, ребёнку действительно нравилось сосать свои пальцы, но в рот они попадали ненадолго и только в результате хаотичных действий. В возрасте 1-4 месяцев ребёнок не способен осознанно управлять своим телом. Но сосредоточенность на нем и постоянное повторение доступных действий способствуют развитию взаимосвязи различных схем. К пяти месяцам ребёнок становится более активным, он начинает ползать и больше интересоваться игрушками. Причём, территория охвата постепенно увеличивается, также и любопытство проявляется не только к предлагаемых игрушками, но и к другим предметам, к которым он может добраться. Я заметила, что на этой стадии ребёнок осознанно повторяет вращение колеса на игрушке уже более послушными руками. Таким образом, у ребёнка на этой стадии формируются намерения.
На четвёртом этапе ребёнок может комбинировать несколько схем в сложные модели и использовать их в разных ситуациях для достижения результата. На этапе третичных круговых реакций дети исследуют окружающий мир, экспериментируя с предметами и способами манипуляций. После полутора лет у детей появляется символически мышление. Ребёнок начинает думать прежде чем, действовать, имитировать сложное поведение, играть в ролевые игры. Спасибо за статью.
Личного опыта в воспитании своих детей у меня нет, но есть опыт в воспитании чужих детей разного возраста, были случае проживания с младенцами на одной территории. Я с похожей статьей уже сталкивалась, но глубоко не изучала стадии развития ребенка. Для меня такие понятия, как Сенсомоторный период, Предоперационный период, Период конкретных операций были новы. Эта информация мне дает понимание восприятия мира со стороны ребенка и какую нужно давать обратную связь ему, что в этом периоде ни в коем случае нельзя давать негативную обратную связь, чего многие не понимают, действия ребенка расценивают, как издевательство над родителем, как раз таки агрессия родителей и зарождает первые психологические и возможно психические отклонения. Надо лишь понимать, что ребенок копирует модель поведения в окружающей среде, тогда станет проще.
Авторы данной статьи разбирают стадии развития ребенка по Жану Пиаже. Сначала перечислили 4 глобальных периода от рождения до взрослой жизни (сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций), а затем разобрали 6 этапов первого сенсомоторного периода (рефлекторная деятельность, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, согласование вторичных реакций, третичные круговые реакции, изобретение новых средств посредством мысленного сочетания). В принципе, все, что выделил Пиаже я наблюдала у своего сына. Комплексное понимание стадий развития ребенка позволяет лучше понимать его и его потребности и способствовать лучшему развитию способностей. В работе педагога и детского психолога эти знания обязательны.
После прочтения статьи сразу вспомнился мой личный период зарождения символического мышления (удивительно, как я это вообще могу помнить?) — я ходила в садик всего месяц, с 18 до 19 мес. и помню, как каждое утро наблюдала в раздевалке плачущих детей, которые не хотели расставаться с мамами. Сама же я каждое утро испытывала предвкушение — мне хотелось туда, к играм, к детям. Отчего плачущие вокруг дети были чем-то удивительным для меня, непонятным. И любопытным. Я решила попробовать повторить их поведение. Помню то утро, когда я в момент раздевания в саду, начала осознанно хныкать и хватать маму, чтоб она не уходила. Это было изумительно — мама сразу поменялась, начала меня успокаивать, окутала такой волной нежности и любви, что мне словно сразу стало очевидно почему так делают другие дети! Мое любопытство было удовлетворено.
Интересная статья, спасибо! Пиаже стоит у меня в личном списке «обязательного к изучению», поэтому читала статью с особенным любопытством. Очень интересно было узнать такой детальный разбор интеллектуального развития в младенчестве. Эти ценные знания позволяют актуально реагировать на поведение ребенка, понимать его потребности и предоставлять возможность ему их удовлетворять. Не говоря о пользе этих знаний с диагностической точки зрения, где можно отследить на каком этапе развития находится ребенок, соответствие этих этапов другим возрастным критериям развития, можно твердо говорить о важности этих знаний для каждой мамы даже на бытовом уровне, с целью верно строить ожидания от поведения ребенка, понимать, когда еще слишком рано пытаться дать ребенку игрушки/погремушки, а когда совсем не надо расстраиваться, что он начал кидать всё, что попадет под руку, и даже, наоборот, предоставить ему возможность заняться таким удовольствием, да еще и поучаствовать в этом, укрепив с ним связь.
До прочтения статьи не знала,что интеллектуальное развитие по версии Пиаже, можно разделить на четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. Как говорится-это версия многое объясняет))) Опыта в воспитании своих детей у меня нет, но опыт в количестве двух племянников имеется и теперь понятно их поведение в определенном возрасте.Помню и периоды когда из равнодушного отношения к игрушкам переросло в исследование и копирование поведение, особенного у второго племянника, у которого уже была старшая сестренка. Данная классификация и понимание, что происходит на том или ином этапе, поможет в построении взаимодействия со своими детьми.
Спасибо за интересную статью. Раньше совершенно не задумывалась над тем, как происходит интеллектуальное развитие детей именно с научной точки зрения. Из статьи узнала, что это самое развитие делится на 4 основных периода: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций. Что не все дети проходят эти периоды в одном и том же возрасте, но порядок их прохождения всегда одинаков. Узнала, что дети, по мере того как они проходят через эти периоды, превращаются из организмов, зависящих от рефлексов и чувств, в индивидуумы, способные к мышлению.
Очень интересен термин «отложенного подражания» помню как мой сын, видя как я разговариваю по телефону с супругом, начал в последующем брать старый телефон, который был у него в игрушках, ходить по кухне, заглядывать в холодильник и якобы рассказывать, что из продуктов необходимо купить. Именно в тот момент я поймала себя на мысли, что дети — это полное отражение нас, в действиях, в поступках и даже в некоторых мыслях.
Из статьи я увидела, Пиаже рассматривал интеллектуальное развитие детей с точки зрения того, как меняются их когнитивные структуры, которые могут быть не одинаковы по возрасту, но их порядок остается неизменным. У каждой стадии в определенном возрасте свои особенности, цели и задачи. Статья более е подробно в статье знакомит с сенсоримоторным периодом, состоящий из шести этапов. О которых подробно описывает данная статья. Обращая внимание как развивались мои племянницы, я четко проследила все этапы. Я увидела, что первый этап (сосать, хватать) и никакого внимания на игрушки- погремушки. Следующий этап – повторения. Игра в ку-ку. Я помню как 4-х месячный ребенок пытается повторить те действия, которые ему приятны. Были приятны в особенности мамины прикосновения. Все малыши обожают массаж.
Где-то с 5-ти месяцев мою племянницу стало интересовать, что же происходит за пределами своего тела. Я соглашусь, что до года ребенок начинает обладать навыками планирования. А сейчас мы застряли на этапе проб и ошибок, экспериментируем на всем.
А уже на шестом этапе, возникает зарождение символического мышления. Вывод: знание всех шести этапов очень полезно для родителей, чтобы не мешать развитию, а направлять и ограничивать.
Спасибо за статью. Это очень полезная и необходимая информация для молодых мам. Я читала аналогичные данные 17 лет назад, когда у меня был свой маленький ребенок. Сейчас с удовольствием вспомнила все стадии развития.
В статье подробно рассмотрен сенсомоторный период. На мой взгляд это база, которая формируется у ребенка для дальнейшего развития. Это период, когда необходимо очень внимательно наблюдать за прохождением всех этапов и фиксировать отклонения.
Для меня это актуально так как я стала родственницей младенца и ее очень волнительной мамы. Планирую в ближайшие пару лет рассказывать беспокойной маме и ее коллегам по цеху на площадке, какие именно стадии в своем развитии проходит ребенок в данный период времени и к чему надо готовиться, на что можно обратить внимание.
Из статьи я узнала, что, с точки зрения Пиаже, интеллектуальное развитие включает в себя четыре периода. Наиболее подробно я узнала о первом периоде, под названием сенсомоторный. Оказывается, он длится от 0 до 2 лет и состоит из шести подпунктов. Интересно, что первичные реакции, которые повторяются снова и снова, сосредоточены на деятельности и теле младенца, а не на объектах вокруг него. Помимо сосательного рефлекса, в этот период также входит трясение погремушки, ради интересного звука. При этом младенец уже начинает комбинировать простые схемы для создания более сложных моделей поведения. Удивительно, что на четвертом этапе, с 8-ми до 12-ти месяцев, младенец теперь может комбинировать несколько схем в сложные модели поведения и получается, что ребенок уже обладает искусством планирования. На последнем этапе ребенок уже в состоянии повторить, то что увидел раннее. Поведение дочери Пиаже напомнило мне рассказ моей бабушки о том, что делала я, когда меня привезли к ней. Мне было тогда около 2-х лет, когда я упала лицом вниз и начала бить руками и ногами об пол, при этом громко крича и плача. Моя бабушка посмотрела на меня, и ей ничего в голову не пришло, как лечь со мной рядом и делать то же самое. Когда я это увидела, то успокоилась, погладила бабушку по голове и сказала, чтобы она не плакала, потому что я так больше делать не буду. После чего мои истерики прекратились.
Спасибо за интересную статью. Мне очень интересна тема детской психологии. Прочитав статью, я узнала о делении интеллектуального развития детей на 4 основных периода при прохождении которых, ребенок из рефлексирующего организма превращается в индивидуума способного к абстрактному и гибкому мышлению. Наиболее подробно в статье описан первый сенсомоторный период. Если бы я была знакома с этой информацией раньше, мне было бы гораздо проще понимать своего ребенка в возрасте до 2 лет. В данной статье содержится гораздо больше полезной для меня информации чем в настольной когда-то для меня книге О.В. Еремеевой «Мать и дитя от беременности до трех лет». Теперь мне стало понятным, почему разные погремушки и книжки-пищалки в возрасте до 4- месяцев не вызывали интереса у моего сына.
Хотелось бы такой же подробной и качественной информации о следующих периодах интеллектуального развития детей. Моему сыну сейчас 6 лет и он находится на рубеже предоперационного периода и периода конкретных операций, да и в профессиональном плане эта информация мне очень бы пригодилась, так как я работаю в детском саду.
Прочитав статью я ближе познакомился с характеристиками развития ребёнка по Жану Пиаже. Это сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. Пиаже разделил первый сенсомоторный период на шесть подпериодов, каждый последующий этап в нём сложнее предыдущего в плане развития мыслительных процессов ребёнка.
Прочитав про вторичные круговые реакции, происходящие в возрасте от 4 до 8 месяцев, я подумал что моя дочка которой 4,5 месяца стала прибегать к такому приёму как плач, после чего её берут на ручки и она тут же успокаивается. Мы называем её хитрюлей. Оказывается у неё период вторичных круговых реакций, судя по Пиаже. Эта статья поможет мне немного раздвинуть границы понимания и развития поведения ребёнка в столь крохотном возрасте.
Так же меня впечатлило само исследование Пиаже, я подумал как он это делал, как он наблюдал за такими крохами, я папа и помню что 4 месяца назат к молютке было страшно прекаснуться, она казалась такой хрупкой.
Так же из статьи я узнал новое слово интенциональность.
Спасибо.
Благодаря статье познакомился с новым для себя понятием интенциональность — намерение. Теперь у меня есть представление, через какие 4 основные стадии интеллектуального развития проходит ребенок. А также более подробно был разобрана стадия сенсомоторного периода. Все это было для меня новой информацией. Теперь, смотря на ребенка буду пытаться понять, на каком этапе развития он находиться, интереснее было бы наблюдать на примере своего ребенка, конечно. Так же узнал, что дети с разной скоростью проходят эти этапы. Считаю это удивительным, что Пиаже смог обнаружить и выделить эти стадии. Но, на сколько я помню, не все согласны с этим, тк он в наблюдениях за своими детьми смог обнаружить эти этапы. Так или иначе, он проделал колоссальный труд.
Спасибо за статью. Когда я ее читала, мне сразу вспомнилась моя старшая дочь, которая в 3 года знала всю азбуку наизусть и постоянно пересказывала книжку про Айболита, меня это удивляло и очень радовало, а вот младшая дочь в свои 4 года, не знает букв и сколько раз я не садилась с ней их учить, она повторит две, три буквы и все на этом интерес ее заканчивается, больше учить мы буквы не хотим. Я до сих пор иногда не понимаю, как двое детей от одних родителей и растущих в одной и той же атмосфере могут быть настолько разными. Поначалу я переживала, что младшая дочь в 4 года не знает букв, хотя стихи она рассказывает хорошо, а потом отпустила эту ситуацию, сказав, всему свое время, все дети разные, и я полностью согласна с Пиаже, что изменения у детей проявляются на определенных стадиях развития, каждая из которых отличается от предыдущей и не все дети должны проходить их в одном и том же возрасте.
Статья интересная, прочитав ее вспомнила о своих детях, когда они были совсем маленькими, как проходили все эти стадии развития. Полностью согласна с автором. Меня удивило, что достижения более ранних стадий определяют более поздние периоды развития. Не перестаю удивляться тому, как быстро развивается ребенок от момента рождения до года. Отметила термин как «отложенное подражание», как я поняла это имитация сложного поведения, которое видел когда-то раньше. Это я очень хорошо вижу в своей младшей дочери Софьи, когда она, повторяет, поведение старшего брата. Она перенимает от него даже мимику, жесты и манеру говорить.
Интересно было узнать, что сенсомоторный период делится на шесть под этапами и каждый играет свою значительную роль в развитии ребенка. Раньше я не задумывалась о том, как развивается ребенок. Для меня все шло своим чередом. Чему я сейчас очень печалюсь. Есть ощущение, что многое упускалось в воспитании моих детей, зная я раньше эту информацию, я бы более чутко относилась к своим детям. Понимание стадий развития ребенка позволяет лучше понимать его и его потребности.
Из статьи узнала, что Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие детей, как прохождение 4-х периодов. Причем порядок их прохождения един для всех детей, хотя возраст может и не совпадать. За это время дети становятся из «организмов зависимых от своих чувств и двигательной активности» в индивидуума, способного к абстрактному и гибкому мышлению. В статье более подробно рассмотрен сенсорный период (0-2 лет), который в свою очередь имеет 6 этапов. Каждый из них важен в развитии ребенка. Меня удивило, что в возрасте 8-12 месяцев (4 этап), младенец «обладает искусством планирования», как отметил Пиаже. Дети используют в этот период метод проб и ошибок, и экспериментальным путем узнают о характеристиках предметов и новых способах достижения цели. Именно в возрасте до 2-х лет возникает способность мысленно представлять объекты, которых нет и это проявляется в отложенном подражании. Остается только сожалеть о том, что на данный момент у меня нет возможности понаблюдать за развитием детей в возрасте до 2-х лет. Спасибо за статью.
Ознакомившись с данной статьей, я получше изучила стадии развития ребенка в разные периоды интеллектуального становления. Как специалист, работающий с детьми дошкольного возраста, я пополнила свой багаж знаний об этапах сенсомоторного развития. Было интересно наблюдать, как с познания собственного тела ребенок постепенно переходит к более сложным схемам решения задач. В этом ему помогали этапы познания окружающих предметов, ситуаций, экспериментирования. Для меня этап изобретения новых средств посредством мысленного сочетания является наиболее актуальным. В дошкольном возрасте ребенок активно и с интересом демонстрирует навыки рисования, использует сюжетно-ролевые игры. Даже решает абстрактные задачи посредством конструирования.
Думаю, изученные этапы помогут мне в дальнейшем, когда у меня появятся свои дети. Ведь будет интересно наблюдать за тем, как растет ребенок, предположительно зная, какие навыки должны проявиться у него в определенный возрастной период. Но стоит помнить о том, что у каждого ребенка индивидуальные показатели развития, поэтому наша главная задача – не мешать ему развиваться должным образом.
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что Пиаже делит интеллектуальное развитие на четыре основных периода: сенсомоторный период, он идет до двух лет. В этот период ребенок начинает отличает себя от других объектов и играет в игры. Предоперационный период длится до 6 лет. В этот период ребенок интуитивно решает проблем, появляется способность мыслить. Период конкретных операций в этот период появляется способность
ставить себя на место другого человека и логическое мышление. И последний период это период формальных операций с 11 до 12 лет. Здесь то и появляется гибкость, и альтернатива рассмотрения сложных проблем. Получается у меня не получилось пройти все эти периоды как следует. Т.к. Гибкости в решении сложных проблем у меня как раз то и отсутствует.
Спасибо за статью. Мне было уничижительно читать выводы Жан Вильяма Фриц Пиаже́ про сенсомоторный период (примерно 0-2 года), ребенок к 3 годам по сути сформированная личность, которая уже все понимает, просто объяснить научными словами не может, а действует на уровне умных ощущений. Я не поняла разницы между рефлексивным организмом и рефлективным человеком, т.к. оба эти термина обозначают «врожденная или приобретенная — реакция живого организма на внешнее раздражение (в физиологии)» и «непроизвольный, являющийся рефлексом».
Также я познакомилась с новым термином «Интенциона́льность» (от лат. intentio «намерение») — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
Меня заинтересовал 5 этап: Третичные круговые реакции (от 12-ми до 18-ти месяцев). Думаю, что это как раз время, когда у ребенка появляется познавательный инетерес, который в будущем перерастет в то, что человек будет пробовать новое, экспериментировать, искать решения задач и не бояться, если в детстве ребенку не «обломали крылья» словами: не залазай на стул — упадешь; не трогай — сломаешь; не бери — обрежешься и т.п.
Также я познакомилась с еще одним новым понятием «Репрезентативная система» — понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Благодарю за статью. Из статьи узнала о наблюдениях Жана Пиаже и новую для себя информацию о сенсорном периоде детского развития. Помню, в институте нам рассказывали о данном исследовании и так же, отмечали , что Для изучения развития восприятия ребенка Ж. Пиаже использовал два типа методик. Первый тип связан с исследованием особенностей восприятия при отсутствии движения глаз ребенка, а второй – прямо направлен на изучение движения глаз при зрительном восприятии. В первом случае детям предъявлялось изображение с помощью тахистоскопа, который ограничивал время демонстрации в интервале от 0,05 до 0,2 сек. Этот тип исследований был обусловлен особенностями понимания процесса зрительного восприятия. Ж. Пиаже полагал, что восприятие представляет собой процесс считывания поступающей от объекта зрительной информации. Однако считывание происходит только в тот момент, когда глаз фиксирует объект, т.е. когда он неподвижен относительно объекта. При этом та информация, которая попадает в поле лучшего видения (в центральную область), преувеличивается, а та, которая попадает на периферию, – преуменьшается. Иначе говоря, информация искажается или, как отмечал Ж. Пиаже, действуют эффекты поля восприятия. Задача, которая встает перед субъектом, заключается в том, чтобы преодолеть искажения.
Несмотря на то, что к детям я пока, что имею самое отдаленное отношение, статья для меня была интересной и полезной. Во первых, я не так давно покупал книги Пиаже, но прямо до серьёзного их чтения не дошел. Надо это исправлять и начинать более детально изучать этого автора. Во вторых, понимание структуры развития ребенка, позволяет более детально понимать содержание материала, которое я даю на тренингах… Это действительно хорошая база. И так, если вернуться непосредственно к статье, я увидел, что развитие ребенка разбито на определенные стадии. Что есть сенситивные периоды, для развития того или иного навыка. Так же, я увидел, что процесс формирования от эго центрированного сознания в общественное, то, что походит каждый человек (если конечно проходит).
Очень интересно было читать эту статью, в связи с тем, что у меня есть ребенок. Увлекательно было вспомнить, как он рос и развивался и попробовать описать его развитие, деля на этапы, данные Ж. Пиаже. Интеллектуальное развитие ребенка он разделил на 4 периода, один из них, сенсоримоторный рассматривает подробно. Этот период также делится на 6 этапов, каждый из которых описывает изменения, происходящие с ребенком с точки зрения изменения мыслительных процессов. Познавательным и наглядным является пример, приведенный автором о своей дочери и ее подражании другому ребенку. Важно знать изменения, происходящие с ребенком на разных этапах его развития для того, чтобы не мешать, а именно помогать в его исследованиях окружающего мира и развитии.
Из статьи я узнала о стадиях интеллектуального развития по Пиаже. А также более подробно ознакомилась со стадией сенсомоторного периода. На первых двух этапах младенец использует рефлексы, в первую очередь сосательный рефлекс. Внешние объекты ему пока не интересны. Читая про данный этап, я вспоминаю первые месяцы жизни моей дочки. Она только спала и ела, никакие игрушки ей были не интересны. Единственное, что её активно интересовало — это соска. Интерес к игрушкам появился как раз после 4-го месяца жизни. Пиаже описывает этот период, как этап вторичных круговых реакций. Дочка брала погремушку и рассматривала, вертела её изо дня в день, я до сих пор помню этот заинтересованный взгляд. Интересно, что уже в этом возрасте ребенок намеренно встряхивает погремушку, чтобы услышать звук. Но при этом цели ставить он еще не может, это происходит только на последующих этапах.
Интересно, что на этапе 5 (от года до полутора) дети начинают экспериментировать с предметами и активно бросают всё, что попадает им в руки. Я прекрасно помню этот этап, и он вызывал у меня раздражение — «да что ж ты все кидаешь?». Уже позже я поняла, что так дети исследуют этот мир. Из статьи я узнала, что это закономерный этап, когда дети исследуют свойства предметов, не нужно им мешать это делать. Единственное, что нужно в этот период — не держать рядом с ними небезопасных предметов, которые могут разбиться или поранить ребенка.
На последнем этапе сенсомоторного периода (от полутора до двух лет) возникает зарождение символического мышления. На этом этапе ребенок может представлять предметы, которых нет и подражать действиям, которые видел ранее.
Изучив статью стало понятно, что Пиаже делит интеллектуальное развитие на четыре периода: сенсомоторный, предоперационный, конкретных операций и формальных операций. И после прохождения всех периодов дети из организмов превращается в индивидов. Я понимала, что дети копируют поведение родителей в выстраивание схем, взять погремушку и потрясти. И использование схемы как промежуточного шага к цели показывает, что ребенок обладает искусством планирования. Но не задумывалась, что все эти этапы имеют свои названия, периоды и научное объяснение. Отметила из статьи для себя что дети имеют особый интерес к падению предмета в возврате от года до полутора, они роняют специально игрушки на разные поверхности с разной высоты и слушают звук, тем самым изучая и позванная так мир.
Спасибо за статью, мне было очень интересно ее читать, так как вся информация в ней абсолютно новая для меня. Я узнала , что Пиаже выделяет 4 периода интеллектуального развития ребенка, которые дети могут проходить на разных возрастах, но обязательно последовательно. Раньше я думала, что это зависит о умственных способностей ребенка и от того, как родители занимаются с ним. Удивительно, что уже к 4 месяцам ребенок начинает сосредотачиваться на предметах и результатах, которые происходят за пределами его тела, то есть, например,специально трясет игрушку, чтобы услышать звук.А после 18 месяцев происходит зарождение символического мышления, то есть может думать, не действуя, уже может мысленно представлять предметы, которых нет. Так же интересный пример с дочкой Пиаже, которая после того как увидела истерику у другого ребенка повторила ее через день, то есть она запомнила, что такое может быть и повторила сама. Опыта взаимодействия сто своими детьми у меня нет, но теперь становится понятным почему некоторые дети после общения с другими детьми начинают вдруг капризничать. Данная статья будет очень полезна в воспитании детей.
После прочтения статьи остались приятные эмоции, потому что как раз наблюдаю это всё своими глазами, так как младшей дочке только полтора года. В статье очень подробно рассмотрен важный сенсоримоторный период, который делится на 6 этапов. Моя дочка сейчас на этапе третичных круговых реакций и очень интересно читать о том, что малыши в это время экспериментируют с предметами , изучая их методом проб и ошибок. В её жизни сейчас каждый день — поле для экспериментов. Недавно я тихонечко наблюдала за одним из них — она положила игральный маленький кубик в пластмассовую коробочку и кидала его вниз с лестницы. если коробочка не открывалась — она поднимала её, залезала обратно на лестницу (на ступеньку повыше, кстати) и бросала снова. Когда коробочка открывалась от удара и кубик выпадал из неё — она радовалась. Мне понравилась её игра и меня удивило, что она сама смогла её придумать. Теперь мы периодически играем с ней в такую игру, а после прочтения статьи мне еще интереснее будет наблюдать за ней.
Благодаря статье я узнала о стадиях интеллектуального развития детей согласно исследований Пиаже. Очень интересно, что постепенное прохождение детьми этих стадий позволяет последовательно развиваться с точки зрения познания окружающего мира и взаимодействия с ним. Интересно, что на первом и втором этапе сенсомоторного этапа ребенок интересуется другими предметам, которые находятся в зоне его досягаемости, а на 6-ом этапе уже происходит повторение некоторых ситуаций, а именно первое зарождение символического мышления. Мне вспоминается история, когда я пошла в музыкальную школу и училась играть на скрипке. А моя младшая сестра только ходить научилась.. Так она брала тапок, клала на плечо и водила по нему карандашом — повторяла так игру на скрипке. Так было интересно наблюдать. Спасибо за статью!
После прочтения статьи для себя отметила следующее: познакомилась с характеристиками достижения на стадиях интеллектуального развития в соответствии с таблицей Пиаже. (Моя дочь как раз проходит предоперационный период.) Удивил и заставил в очередной раз обратить внимание на свой подход в воспитании ребенка следующий момент : только в период конкретных операций(я так понимаю это возраст с 6 до 11 лет) у ребенка появляется способность ставить себя на место других. Я же с упертой действительностью жду этого от своей 4летки… А еще я в целом решила проанализировать свою дочь по прошедшим периодам и сделала вывод, что у Веры в сенсомоторный период были сдвиги на пару месяцев, т.к. она родилась раньше срока. И это выровнялось(опять же , в соответствии с таблицей Пиаже)приблизительно к году, потому что я вспомнила, как она тащила на себя простынь, чтобы дотянуться до игрушки. Сейчас вера активно проходит предоперационный период : она уже понимает что я от нее хочу(какого поведения в зависимости от обстановки), так же она способна оценивать и анализировать поведение других детей, не копируя его( пока, правда. примитивно, «мама, этот мальчик поступил плохо»); да, у нее в приоритете сейчас «я хочу» . но я активно ей показываю, что растет она в семье, где и у мамы, и у папы есть свои хотелки(допустим, Вера не хочет идти в магазин , а нам (взрослым) это надо. Пока с обидками и претензиями в голосочке. но идет.) Отлично ориентируется в числах, особенно в первых 10. Играем с ней в настольную игру, кубик запомнила очень быстро.
Статья о стадиях развития ребёнка по теории Жана Пиаже интересна для меня в первую очередь тем, что сейчас я могу наблюдать это на конкретном примере, в своей жизни, так как моей младшей дочери шесть с половиной месяцев.
Пиаже делит интеллектуальное развитие развитие на четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций.
Мой малыш сейчас находится в сенсомоторном периоде. И сейчас проходит одну из стадий, когда ее внимание сосредотачивается на манипуляциях с предметами. Как и на предыдущем этапе, ее реакции являются круговыми, она повторяет приятные ей действия снова и снова. Например, малышка начинает ползти и тянуться за игрушкой, которая её интересует, и может делать одни и те же действия много раз. Также она уже начинает комбинировать простые схемы для создания более сложных моделей поведения. Например, тянется за игрушкой, затем берет её в рот и начинает сосать.
Следующая стадия — согласования вторичных реакций, когда ребенок начинает использовать или сочетать две и более вторичных схемы как средство достижения цели, у нас только впереди. Из статьи я узнала, что младенец будет намеренно использовать схемы из предыдущей ситуации для решения проблем в новых условиях.
Из статьи я узнал об этапах сенсомоторного периода по Пиаже. Познакомился с новым для себя понятием «круговые реакции». Удивило, что в возрасте до 4 месяцев ребенок не может управлять своим телом. При этом из своих хаотичных движений ему может понравиться одно или несколько. Он его запоминает и начинает повторять. Наблюдаю в настоящее время эту реакцию у своего ребенка, который находится как раз в этом возрасте. То, что это именно первичные круговые реакции говорит тот факт, что ребенок предпочитает сосать свои пальцы, а не соску. Если верить Пиаже, то до четырёх месяцев можно и не рассчитывать, что будет переход на соску. Та же ситуация с погремушками и прочими штуками – пока нет вторичных круговых реакций эти вещи привлекают меньше, чем собственные пальцы. Как я понял, дети с разной скоростью проходят выделенные Пиаже этапы, сохраняется лишь их последовательность.
Отметила для себя правильность в моем понимание теории Пиаже об интеллектуальном развитии. Действительно не у всех детей такое развитии проходит одинаково. В статье автор делит этапы интеллектуального развития на четыре основных периода: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций, период формальных операций.
Сенсомоторный период (0-2года) Переход от рефлексивного организма до рефлективного человека, обладающего элементарной символической мыслью. Данный период имеет шесть основных этапов, в которые происходит усложнение мыслительных процессов у ребенка.
1 этап-Рефлекторная деятельность. Здесь младенцы изучают и уточняют свои врожденные реакции, становятся более опытными в использовании своих рефлексов.
2 этап- Первичные круговые реакции (от 1 до 4 месяцев)
Повторяет(по нескольку раз) и изменяет действия, которые могли произойти случайно. Проявляет рефлективные и моторные функции собственного тела.
3 этап- Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев)
Теперь младенца интересуют результаты, которые происходят за пределами досягаемости его тела.
4 этап- согласование вторичных реакций (от 8 до 12 месяцев)
Ребенок начинает сочетать две и более вторичные схемы для достижения цели. Теперь может комбинировать схемы в сложные модели поведения. Ребенок обладает способностью планировать.
5 этап-Третичные круговые операции (12-18 месяцев)
Эксперименты с предметами. Методы проб и ошибок для того, чтобы понять свойства предмета, оказавшимся по близости.
6 этап- Изобретение новых средств посредством мысленного сочетания.
Возникает зарождение символического мышления. Изобретение нового способа взаимодействия в окружающим миром посредством умственной комбинации.
Из статьи я узнала о том, что Пиаже описал этапы становления ребенка, обладающего способностями к абстрактному и гибкому мышлению, начиная от того интеллектуального состояния, в котором он находится с момента его рождения.
В теории выделено несколько этапов: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций.
Сенсомоторный период, охватывая первые два года жизни ребенка, определяет переход человека к элементарной мыслительной деятельности. То есть ребенок развивает рефлексы (сосательный рефлекс), первичные и вторичные круговые реакции (попытка повторять действия телом, которые нравятся ребенку; а также попытки повторять действия с предметом), согласование вторичных реакций (используются отработанные ранее действия с предметом для достижения новых целей). На этапе третичных круговых реакций ребенок начинает примитивно экспериментировать, что свидетельствует о поэтапном росте интеллекта. Далее, используя комбинации разных поведенческих схем, ребенок достигает финального этапа интеллектуального развития в сенсомоторном периоде.
Вспомнилось выражение «Обезьянка видит — обезьянка делает». Что вполне подходит теории Пиаже для сенсомоторного периода. То есть в начале этой стадии развития ребенок не способен додуматься сделать то, что можно сделать с новым предметов, если ему это кто-то не покажет. Но изучив действия с известными предметами, ребенок способен попытаться повторить их с новым.
Еще одна статья о теории когнитивного развития ребенка Жана Пиаже дала мне возможность закрепить знания, полученные благодаря предыдущей статье. Изучила таблицу Пиаже, в соответствии с которой когнитивное развитие состоит из нескольких последовательных этапов. Начинается он с врожденных рефлексов, на которые накладывается приобретенный опыт и знания, на основании заинтересованности, слой за слоем. Читая статью, я поэтапно вспоминала развитие своего годовалого сына. Как он учился хватать игрушку, как он наблюдал за мобилем, и осваивал игру с другими игрушками. У меня сложилось впечатление, что было все «как по книжке», то есть также поэтапно, как и считал Жан Пиаже. Заметила за собой, чем больше я читаю профессиональных статей по детской психологии, тем легче мне дается их понимание.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о стадиях развития ребёнка. Так как у меня нет детей, и к детям я появляются не такой большой интерес, мне было интересно узнать в каком возрасте и как ребёнок воспринимает окружающий его мир. Я задумалась о том, что видела родителей, которые агрессивно воспринимают игры детей, когда те что-то специально роняют или сталкивают. Мне кажется даже в моей семье такое было, когда мы играли с младшим братом в игрушки , некоторые игры воспринимались родителями неправильно, что конечно же нас расстраивало. Сейчас мне кажется, что так мы изучали мир. Благодаря статье, я поняла, что игры своих детей в детском возрасте буду стараться воспринимать как исследование, а не как у намерянную порчу имущества.
Спасибо за статью.
После прочтения статья я узнала о четырех периодах, после прохождения которых дети превращаются из организмов, зависимых от своих чувств и двигательной активности, чтобы познать окружающий мир и неспособных к мысли, к индивидуумам, способным к абстрактному и гибкому мышлению.
Пиаже делит развитие на 4 периода: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций.
В статье более подробно рассмотрен сенсорный период (0-2лет), который в свою очередь имеет 6 этапов.
Вспомнился свой опыт рождения ребенка и наблюдения за его развитием. Наверное, если знать заранее немного больше о развитии ребенка, то этот процесс наблюдения был бы более интересным, а также знание стадий развития ребенка позволяет лучше понимать его.
Естественно, 20 лет назад, при наблюдении за развитием своего ребенка, я не проводила аналогию со стадиями интеллектуального развития, которые дает Пиаже. Тем не менее, очень увлекательная статья, которая дает понимание о действиях ребенка в ранние периоды детства. Я бы назвала сенсомоторный период как переход от познания ребенком самого себя к началу познания окружающего мира. На первых двух этапах младенец пытается повторить и усовершенствовать свои собственные действия. Я вспомнила простейший пример, который применяла для равномерного развития мышечного тонуса, по типу лечебной физкультуры. Сейчас бы я его отнесла к этапу вторичных круговых реакций: я показывала дочери погремушку, она тянулась за ней, пока видела, в ту сторону, в которую я ее уводила, а когда я резко убирала игрушку, то она как бы переставала существовать. Показательно, что дети на всех этапах для закрепления изучаемого используют круговые реакции, т.е. преднамеренные и непреднамеренные повторы. Здесь становится понятно, почему с таким упорством, порой раздражительным для матери, малыш выбрасывает из кроватки или коляски игрушки. Он учится, узнает новые свойства предметов, их взаимодействие. И очень важен для развития ребенка момент общения со сверстниками, момент подражания. Я тоже отметила такой момент в развитии своего ребенка, о котором не задумывалась в то время, как совместные прогулки в парке большой группой детишек, как раз где-то возрастом от года до двух. После прочтения статьи же увидела, что подражание другим детям, воспроизведение их поведения, капризов – это тоже важный момент обучения.
Узнала из статьи, что стадии прохождения интеллектуального развития детей у всех одинаковые, но у всех разный возраст их прохождения. В статье так же названы и описаны эти стадии , выявленные Ж. Пиаже: сенсомоторный период, предоперационный, период конкретных операций, период формальных операций. Каждому периоду соответствует свой возраст прохождения их. Интересно, то , что все выводы они делал из наблюдения за развитием своих детей. То есть, это выводы более достоверные и практичные на мой взгляд, так как наблюдались в естественных условиях, а не в специально созданных. Тем более у него было трое детей. Узнала, что сенсомоторной стадии соответствует возраст от рождения до 2 х лет и включает она несколько стадий развития.
Спасибо за эту статью. Из неё я узнала о том, на какие этапы делил Пиаже развитие ребёнка: сенсомоторный период, предоперационный, период конкретных операций, период формальных операций. Хотя до этого мне казалось это происходит само собой случайно и потом как-то получаются более менее одинакого развитые люди. Так же считаю иртересным, что некоторые этапы этого развития, разные дети проходят в разном возрасте. За этими процессами мне можно было наблюдать на собственной младшей сестре. Сейчас она в предоперационном периоде(ей 5), где как раз видится тот самый эгоцентризм. Так же мее довелось пронаблюдать как к ней приходит понимание чисел, как поначалу ей было слодно их порять и она считала только потому что она так запомнила, а сейчас уже она понимает не просто числа, а, к примеру, количество предметов.
Спасибо за эту статью. Я узнала, что Пиаже выделяет некоторые стадии интеллектуального развития ребенка, и дети проходят через них в разных возрастах. Узнала про сенсомоторный период, что он длится 2 года. На самом деле это тяжело мне далось для прочтения, может в силу моего возраста, но основные моменты я постараюсь для себя отложить. Потому что действительно, в наше время понять ребенка- тяжело. Иногда люди теряются, даже я, когда моя сестра была чуть младше. Я просто жила в мире, где дети глупые, а взрослые умные. Поэтому на нее и шла моя злость. Но сейчас мне кажется, что все наоборот. Когда я вновь столкнусь с такой ситуацией, я постараюсь отследить поведение ребенка. Также сделаю некие выводы для себя.
С одной стороны мне казалось, что ребенок в начале не так быстро развивается, что все происходит медленно. Вот в школе он развивается, так развивается. Но сейчас я увидел, как быстро он переходит от одной стадии к другой. И как раз в этом возрасте закладывается фундамент его личности. Заинтересовал случай описанный Ж. Пиаже о наблюдении за своей дочерью. Как быстро ребенок может скопировать чужое поведение. А если оно деструктивно? То тут по моему главное не поддаться и не согласится на новую модель, чтобы у ребенка она не закрепилась в голове. Все что происходит с ребенком в это время, по факту нами и контролируется. Где он играет, с чем и с кем общается. И радует, что всем этим можно управлять, если я хочу, чтобы мой ребенок вырос здоровым и любознательным.
Из статьи узнала о том, как Пиаже рассматривал интеллектуальное развитие детей с точки зрения изменений их когнитивных структур. Есть определенные стадии, которые проходят все дети, но возможно прохождение их в разном возрасте. Существует подразделение на четыре основных периода: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций. По мере прохождения через эти периоды, дети развиваются и становятся способны к абстрактному и гибкому мышлению.
Откликнулся приведенный в статье случай с дочкой Пиаже Жаклин, когда она устроила истерику в манеже на следующий день после того, как наблюдала подобное поведение ребенка у них в гостях. Вспомнилось, что моя маленькая дочка тоже начинала демонстрировать новые формы поведения после общения с другими детьми.
Благодарю за статью.
Добрый вечер, всем спасибо за данную статью. Из данной статьи я узнал о существований таблицы интеллектуального развития Пиаже. Это очень интересно, но у меня не было детей и я не могу отследить эти изменения на своём опыте. У меня появился пасынок семи лет. Через три месяца ему уже девять. Я из своего опыта могу сказать что моё развитие замерло когда мне было четырнадцать. Мой прогресс остановился так как последующая стадия не отличалась от предыдущей. Не только дети проходят стадий взросления в одном и том же возрасте. Когда мои сверстники учились, гуляли с девочками, занимались спортом. Я решил что мне больше интересно находить, приобретать, употреблять психо активные вещества. Я замер на одном уровне у меня не было ни интересов других, ни хобби, ни учебы. Но моё развитие пошло в другом русле. Это обман, предательство, интриги, лицемерие, презрение, зависть.
Из статьи я узнала четыре основных периода по Пиаже интеллектуального развития ребёнка . Интересно было читать про этапы и подэтапы. В особенности , когда есть с чем сравнить . Мой племянник как раз сейчас находится в сенсоримоторном периоде . Я вспомнила ситуацию описанную во втором этапе : Первичные круговые реакции . Он поднимал ручку у верху , сжатую в кулачок и на верху разжимал пальчики . Сначала мы даже не могли предположить , что это «осознанное» действие , думали рефлекторное . А потом заприметили , что он его повторяет , да ещё и как будто улыбается в момент , когда разгибает пальчики . Конечно , наблюдать за ребёнком это отдельный вид искусства . Но наблюдать и изучать научно , если можно так сказать это титанический труд .
Из статьи я узнала, что согласно теории Пиаже дети, в своем интеллектуальном развитии, проходят через четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. Порядок их прохождения един для всех и картина развития в целом включает постепенные и непрерывные изменения.
Я помню, что меня даже удивило насколько, однажды, резко поменялся мой сын, его мышление стало кардинально другим. Это было в возрасте 11-ти лет. Читая статью, я понимаю, что он перешагнул в тот момент на следующий период, и в его мышлении и речи проявилась гибкость, абстракция и сложные рассуждения.
Сенсомоторной период делится на шесть под-этапов: 1. Рефлекторная деятельность; 2. Первичные круговые реакции; 3. Вторичные круговые реакции; 4. Согласование вторичных реакций; 5. Третичные круговые реакции; 6. Изобретение новых средств посредством мысленного сочетания.
Спасибо за статью.
Интересна информация про характеристики и достижения на стадиях интеллектуального развития в разные периоды жизни ребенка.
Пиаже выделяет стадии развития ребенка со своими особенностями и задачами. Он делит интеллектуальное развитие на четыре основных периода: сенсомоторный, предоперационной период, период конкретных операций и период формальных операций.
Читая про каждый период интеллектуального развития, я вспоминала как развивались мои дети, сравнивала. Жаль, что в то время, когда дети росли, я не обладала этой информацией. Думаю, я бы лучше понимала своих детей, их потребности, что в итоге способствовало бы лучшему развитию способностей.
Надеюсь, информация, полученная в этой статье, будет полезна мне в дальнейшей работе.
Интересно как Жан Пиаже описывает развитие ребёнка от простого организма к индивидуальному способному к гибкому мышлению , человеку .
Для меня статья очень важна и ценна тем , что планируя стать матерью , хочется осознавать все периоды и этапы развития ребёночка со стороны психологии . Статью обязательно сохраню. Я ознакомилась с каждым из периодов , особенно интересными для меня оказались 2 и 3 . Так как в эти периоды развития ребёнка я больше всего боюсь допустить ошибки . В предоперационном периоде для меня будет важно не помешать ребёнку самостоятельно прийти к интуитивному решению проблем , помочь с сосредоточенностью , помочь начать видеть взаимосвязи .
В периоде конкретных операций , благодаря знаниям из статьи , я научу ребёнка способности ставить себя на место другого человека , освоить логическое мышление .
В профессиональном плане я узнала об этапах сенсомоторного периода . Так как зная эту информацию , можно вовремя заметить отклонения. И посоветовать обратится к специалисту .
После прочтения данной статьи я познакомился и узнал какие периоды интеллектуального развития бывают у детей ,с чем они связаны и в каком возрасте те или иные действия характерны для ребенка. Меня удивило как ребенок на разных этапах своей жизни воспринимает ту или иную информацию и как начинает ее применять.Познакомился с таким психологическим понятием как символическое мышление, с чем оно связано и как характерно для ребенка. В профессиональном и личностном плане данная информация дает понимание каким образом ребенок развивается и как ему можно помочь в его развитии в зависимости от возраста.Данная статья натолкнула меня на мысль наблюдения за маленькими детьми и отслеживание их реакций на те или иные действия.Спасибо.
Очень познавательная информация о развитии детей. По хорошему каждый родитель должен владеть хотя бы кратко этой информацией. Пиаже провел масштабную работу и выяснил, что в своём развитии ребёнок проходит 4 главных этапа: сенсомоторный, предоперационный, период конкретных операций и период формальных операций. В данной статье более подробно рассмотрен сенсомоторный период, который в свою очередь состоит из 6 поэтапов. Первый рефлекторный, то есть поведение младенца основано на рефлексах- сосание например. И правда в возрасте до 2 мес малыши только кушают и спят. Потом проходят несколько этапов круговые реакций. В процессе этих этапов дети активно познают мир. Круговые эти реакции названы потому, что младенец очень любит повторять действия. Например, греметь погремушкой. Путем усложнения повторений ребёнок приходит к этапу использования новых средств посредством мысленно реакций. На этом этапе начинается осознование других людей даже когда они не рядом. Это большой прогресс и подготовка ко взрослой жизни. Такие знания мне помогут , если доведется консультировать молодых родителей.
Спасибо большое за статью!
Очень интересно узнать о стадиях развития ребенка по Жану Пиаже. Данный материал для меня полезный и даже прикладной, так как у меня есть младшая сестра, которая часть из этих этапов уже прошла, а некоторые ей еще предстоят. Так, я за собой заметил, что у меня нет каких-то особых ожиданий и требований к сестре в соответствии с её возрастом. Чаще всего происходит наоборот, что она мне своим поведением, разговором и поступками дает понять, что она уже находится на другом этапе развития, поступая более осознанно и взросло, чем ранее. А ситуация, произошедшая в семье Пиаже, напомнило случай с моей сестрой: в садике девочка, у которой не получился рисунок, начал плакать, скомкала его и выбросила. То ли родители, то ли сестра сообщили об этом дома с недовольством. Однако затем сестра переняла эту модель поведения, хотя до этого так не делала.
В статье основное внимание уделено сенсомоторному периоду интеллектуального развития ребенка. Укрупненно, по определенным критериям, автор выделяет 6 этапов такого развития, на протяжении которых ребенок проходит в течение двух лет путь от тестирования своих врожденных рефлексов до зарождения символического мышления. Любопытна скорость, прогресс и типичность развития детей, которые последовательно проходят все эти этапы. Я уже плохо помню, т.к. дети подрастают, но в некоторые моменты я прям вспоминал конкретные поступки своих детей. Особенно это касалось использования механизмов из уже решенных задач, в совершенно других. Именно в такие моменты восхищенные мамаши непременно восклицают что-нибудь в стиле «ну точно, будет лауреатом Нобелевской премии». А ведь это вполне себе закономерная история. Просто мамаши обычно вообще не в курсе, кто такой Пиаже…
Спасибо за статью!
Из статьи узнала, что в своей теории развития Жан Пиаже описывал ход интеллектуального развития ребёнка с точки зрения изменения когнитивных структур. Эти изменения Пиаже делит на стадии. Дети могут проходить стадии в значительно отличающемся возрасте, но, непременно, в одном порядке, постепенно и непрерывно.
Пиаже делит интеллектуальное развитие на четыре периода:
— сенсомоторный период (0-2 года) – период в котором ребёнок осуществляет переход от рефлексивного человека (использование врождённых рефлексов; первичные круговые реакции, сосание пальца; вторичные круговые реакции, потрясти погремушку, если он её видит) до рефлективного человека, обладающего элементарной символической мыслью (согласования вторичных реакций, способность сочетать несколько вторичных схем, использовать их для достижения цели, т.е. проявлять навык планирования; третичные круговые реакции, начинают экспериментировать с предметами, так они понимают лучше их характеристики; зарождается навык мышления ребёнка, ребёнок может думать не действуя, он может обдумывать проблемы и находить внезапные решения).
— предоперационный период (2-6 лет) — символическое использование языка, интуитивное решение проблем, мышление, характеризующееся эгоцентризмом.
— период конкретных операций (6-11 лет) – развивается навык подсчёта массы, длины, веса и объема, способность ставить себя на место другого человека; логическое мышление, включающее конкретные операции непосредственного мира.
— период формальных операций (12 и старше) – ребёнок осваивает абстрактные понятия, мысленные гипотезы, может предположить альтернативы действия в сложных рассуждениях и решении проблем.
Похоже, чуть ли ни каждый этап развития ребёнка меняет его когнитивные способности в корне. Мозг ребёнка проделывает колоссальную работу, и на каждом этапе ребёнок – это уже совсем другой человечек. Причём он не как маленький взрослый, он как другой организм, имеющий совсем иные способности, в корне отличающиеся от взрослого человека. Мы умеем разговаривать с детками только на языке взрослых, не замечаем, как то и дело используем абстрактные понятия, общаясь с ребёнком 2 -5 лет, при том, что способность понимать и использовать абстрактные понятия у ребёнка появляется только к 11 годам. Мы страшно сердимся и раздражаемся, если ребёнок 3 лет взял лопату песка и запустил песком проходящему мимо мальчику в лицо, мол «ну что тут не понятного, что же делать нельзя, это же очень неприятно», не понимая, что способность поставить себя на место другого человека у ребёнка появляется только к 6 годам.
Поэтому, чтобы не трепать себе и своим детям нервы, нужно хорошенько знать об этапах развития ребёнка, а ребёнку давать чётки и понятные инструкции, как делать можно, а чего делать нельзя.
Спасибо за статью, из нее я узнала о интеллектуальных стадиях
развития с точки зрения прогрессивных структур. Не все дети проходят эти стадии в одном возрасте, но в одном порядке.
Я узнала, что Пиаже сенсомоторный период разделил на 6 этапов.
Я узнала, что в каждом этапе ребенок вырабатывает новые схемы понимания мира, что на каждой этапе у ребенка приохотит процесс выработки нового механизма. К сожалению, я не наблюдала лично как растет маленький ребенок, но благодаря статьи, у меня есть понимание о формирование ума ребенка. Что дети могут учится новым реакциям у друг друг. Один сделает, другой запомнить реакцию, например, родителей и повторит, чтобы удовлетворить свое «хочу».
Благодарю за статью. Из нее я узнала про стадии развития детей по Пиаже. По его мнению интеллектуальное развитие детей делится на четыре основных периода: сенсомоторный период, предоперационный период, период конкретных операций и период формальных операций. По мере взросления дети становятся индивидуумами, способными к способным к абстрактному и гибкому мышлению.
Оказывает в сенсомоторный период (примерно 0-2 года), младенец уже отличает себя от других объектов, ищет стимуляции и играет в интересные игры, понимает, что объекты постоянны.
В предоперационный период (2-6 лет), он уже понимает символы, использует речь и может сопоставить символы и речь, интуитивно решает проблемы, у него уже есть мышление, эгоцентризм, понимание чисел и способность мыслить.
В период конкретных операций. Он уже может посчитать разные параметры, поставить себя на место другого человека, логически мыслить.
В период формальных операций (начиная с 11-12-ти лет и старше) У него есть гибкость, абстракция, мысленные гипотезы и рассмотрение возможных альтернатив в сложных рассуждениях и решении проблем.
Также в сенсомоторном периоде есть несколько этапов развития ребенка:
1. Рефлекторная деятельность. Когда ребенок уточняет свои врожденные реакции, например сосательный рефлекс.
2.Первичные круговые реакции (От 1 до 4 месяцев).В этот период ребенок начинает повторять свой опыт. Например сосет кулаки или ножку. Он повторяет одно и тоже действие по многу раз и сосредоточен на деятельности и своем теле.
3. Вторичные круговые реакции (от 4 до 8 месяцев). Тут он уже сосредотачивается на манипуляциях с предметами. Его интересуют результаты его деятельности за пределами его тела.
4. Согласование вторичных реакций (от 8-ми до 12-ти месяцев). Здесь уже ребенок начинает использовать несколько знакомых ему схем по достижению поставленных целей.
Младенец намеренно использует схемы из предыдущей ситуации для решения проблем в новых условиях.
5. Третичные круговые реакции (от 12-ми до 18-ти месяцев). на этой стадии, любопытство детей побуждает их экспериментировать с предметами. Они будут активно использовать методы проб и ошибок, чтобы больше узнать о свойствах предметов и о том, как они реагируют на различные действия.
6. Изобретение новых средств посредством мысленного сочетания. На этой стадии возникает зарождение символического мышления. К ним относятся отложенное подражание, рисование, сюжетно-ролевые игры и решение абстрактных задач.
Какой длинный путь проходит ребенка, за период первых двух лет. И каждый этап жизни, открывает ему новые горизонты для развития. Особенно в понимании постоянства предметов.
Из статьи узнала о процессе интеллектуального развития детей. Интересно было узнать о том, что все дети проходят одни и те же стадии. Может меняться только возраст, а вот последовательность и порядок прохождения стадий одинаков для всех. Это ценно как с профессиональной так с личной точки зрения. Важно знать и понимать то, что когнитивные структуры у детей постоянно развиваются и прогрессируют, особенно в первые 2 года жизни. Причем изменения происходят непрерывно, хотя и могут быть довольно резкими. То есть все индивидуально, все дети разные по скорости развития. Например, мой племянник долго не разговаривал, родители начали волноваться, однако врачи утверждали, что все предыдущие этапы развития у него пройдены надлежащим образом и необходимо ждать, в нужное время он заговорит. И действительно, в 3,5 он заговорил сразу предложениями, буквально за пару месяцев существенно пополнил свой словарный запас.
Вот у тебя рождаемся ребёнок. Ты, как мама, даёшь ему грудь, чтоб тот покушал молока. В этот момент ты сидишь и любишь всем сердцем, но ты даже не задумываешься о том, что именно в этот самый момент у младенца идёт сенсомоторный период, в котором огромную роль играют рефлексы, и сейчас ты наблюдаешь сосательный рефлекс. Доя ребёнка в этот период существует только либо груди мамы, либо соска, причём ему интересен не предмет, он этого ещё не понимает, а сам процесс. Вспоминается крестница и её любимая соска. Стоит только упустить соску изо рта, как сразу слёзы.
После это соска стала идеальным экспонатом- с неё Маша не сводила глаз, изучала от а до я. После же стала кидать, бросать, прислушиваться, изучать не только визуально.
Можно сказать, что каких-то пять минут их жизни и ничего особенного, а не тут то было. Целый цикл свойств по исследованию предмета.
Очень интереса тема того, что существует символическое мышление, то есть ребёнок может представлять то, чего нет на самом деле.
Спасибо за статью! Очень интересная информация, особенно для человека, у которого рождение ребёнка только впереди.
Из статьи я узнал о раннем развития мышления у детей от 0 до 2 лет. А именно, ребенок сначала реагирует, потом повторяет действия, начинает интересоваться предметами из среды, изобретает схемы, экспериментирует и наконец мысленно сочетает реакции и схемы. Также я узнал о 4 этапах сенсомоторного развития у детей, которые выделил Пиаже. Важная мысль для меня — я иногда нервничаю, когда моя шестилетняя дочь не ведет себя также разумно, как взрослый человек. Я понял для себя, благодаря статье, что она сейчас просто на одном из этапов развития мышления. Поэтому глупо и непродуктивно требовать от нее слишком много. В будущем в подобной ситуации я могу напомнить себе о том, что моя дочь не родилась взрослой, и что иногда нужно проявить терпение и просто помогать ей познать мир и саму себя.
Жан Пиаже сделал много открытий в развитии детей. Он очень детально дает характеристику в психологических стадиях развития ребенка.Из этой статьи я узнала , когда ребенок в возрасте до двух лет ,он всё воспринимает игрой ,а вот после с 2-4 лет, у детей приходит сосредоточенность и эгоцентризм . Ребенку можно уже давать разъяснения и закладывать развивающую информацию т.к. в этом возрасте ребенок проявляет грандиозные способности к познанию.К 11годам дети формируют свой характер,дисциплины ,навыки ,приобретают самостоятельность. Но всё же ещё можно сказать ,что ребенок больше играет. После 11 происходит перестройка организма ,повышаются кризисы,возрастают глубинные структуры.знакомясь с исследованием Пиаже родители понимают своего ребенка с самого рождения и их вражденные реакции и рефлексы.
В данной статье подробно рассматривается ход интеллектуального развития с точки зрения прогрессивных изменений когнитивных структур детей по теории Пиаже. Все факты данной статьи для меня были новыми. Удивило что в течении первых двух лет жизни ребёнка происходит переход от рефлективного человека, где отношение «средство-цель» и примитивного понимания причинности к индивидуумам, способным к абстрактному и гибкому мышлению. Пиаже делит интеллектуальное развитие на 4 этапа: сенсомоторный(0-2года); предоперационный(2-6лет) ; период конкретных операций ; период формальных операций(начиная с 11лет). Также подробно рассмотрен сенсомоторный период в 6 этапов развития. Это полезно знать для понимания процессов развития детей, становления мышления, грамотного взаимодействия детей и родителей.
Спасибо за статью. Подробно описываются этапы развития ребенка. И не просто развития в общем плане, а умственного, интеллектуального развития. Статья подробно знакомит с реакциями детей в различные периоды интеллектуального развития. Важно понимать малыша, его действия. Т.к некоторые из родителей ругают и бьют малышей, не понимая, что он разбил любимую вазу от своей любопытности и от желания познать мир. Поэтому статья полезна будет как родителям, так тем, у кого профессия связана с детьми. Пиаже сделал большое достижение в исследовании интеллектуального развития малыша. То, как ребенок видит мир по-своему, как меняется его мышление в процессе развития, то, как переходя на новый этап, применяются старые техники достижения целей, претерпевая изменения, ребенок исследует новые.
Из статьи я узнала об этапах развития детей. Так как у меня есть дочь, мне было очень интересно. Узнала о том, что не все дети проходят стадии интеллектуального развития в одном и том же возрасте. Также ознакомилась с периодами развития согласно Пиаже. Удивило то, что ребёнок начинает планировать достижение своих целей в возрасте от 8 до 12 месяцев. Теперь я знаю, что дети узнают о характеристиках окружающего мира и способах достижения целей путём экспериментов. Данное знание мне пригодится в отношениях со своим ребёнком, поможет лучше понять её, зачем она делает те или иные вещи, также это можно использовать в профессиональной работе с детьми. Ещё в данной статье меня поразило наблюдение Пиаже за своей дочкой Жаклин, у которой не было истерик, но потом она скопировав поведения мальчика, который пришёл в гости тоже устроила истерику на следующий день в том же месте. Это говорит о том, развитие и поведение детей зависит от окружающей среды.
Очень интересным показалось,что Пиаже делит интеллектуальное развитие детей на такие периоды,как сенсоматорный,предоперационный,период конкретных операций, период формальных операций.Благодаря этой статье я задумалась, насколько правильно я воспринимала поведение своего ребёнка в разном возрастном периоде,и насколько мои требования и ожидания были правильными для этого периода.Полученная информация из данного текста,дала мне возможность структурировать этапы развития детей в определённом возрасте. Понимая и осознавая какие процессы этого развития свойственны данному периоду,можно верно применить эти знания на практике,и правильно сформировать все основные виды мышления ребёнка.