Сегодня мы рассмотрим роль психологии, опыта и культуры в физическом развитии ребенка, а также затронем физическое развитие слепых детей.
Роль опыта и культуры в физическом развитии ребенка
Различия в возрасте начала ходьбы ребенка, по-видимому, связаны с эмпирическими, культурными и биологическими факторами. У маленьких европейцев в таких городах, как Лондон, Париж и Стокгольм, различается средний возраст начала ходьбы (Hindley, Filliozat, Klackenberg, Nicolet-Neister, & Sand, 1966). Раньше других начинают ходить французские дети. Еще более разительным является широкий диапазон различий у отдельных детей. Пол и социальный класс не могут объяснить эти различия между городами, поэтому можно предположить, что ключевыми факторами являются качество питания и окружающей среды.
Кросс-культурные данные показывают, что различия в возможностях для практики могут влиять на формирующиеся моторные навыки (Super, 1981). Рассмотрим две разные культуры. В замбийской культуре младенцев повсюду носят в перевязи на спине матери до тех пор, пока младенец не сможет сидеть. Младенец получает большое количество зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической стимуляции. После того, как ребенок научился сидеть, его часто оставляют в одиночестве в течение значительного периода времени. Таким образом, у младенца есть много возможностей практиковать возникающие моторные навыки. В другой культуре — cинакантекос в Мексике — младенцев носят на руках, туго запеленатыми, и даже с закрытыми лицами в течение первых 3-х месяцев жизни. Цель матери — тихий младенец, поэтому она старается предвосхитить его потребности. Младенцы в этих двух культурах развиваются очень по-разному. Младенцы из Замбии, как и многие младенцы из Африки и Вест-Индии, обнаруживают раннее развитие двигательного поведения (Goldberg, 1966; Hopkins & Westra, 1988), в то время как младенцы из Мексики обнаруживают отставание в развитии двигательных навыков (Brazelton, 1972). Вместе эти кросс-культурные данные иллюстрируют, как среда раннего воспитания младенцев может изменить модели моторного развития.
Зелазо, Зелазо и Колб (1972) представили экспериментальную демонстрацию того, что ходьба может быть вызвана раньше с помощью дополнительной практики. Как мы отмечали на прошлой неделе, шагание— это рефлекторный паттерн, демонстрируемый новорожденными. Исследователи стремились определить, может ли этот рефлекс быть изменен физическими упражнениями и повлияет ли это на произвольную ходьбу без посторонней помощи. В одной группе матери практиковали ходьбу у младенцев в возрасте от 2-х до 8-ми недель в течение нескольких минут в день. Другая группа получала пассивные упражнения, которые состояли в сгибании конечностей, но не в ходьбе. Еще несколько групп не проходили обучения, но периодически тестировались. Последняя группа прошла лишь финальное тестирование. Было обнаружено, что вмешательство увеличило количество ответов на ходьбу в течение периода обучения. Позже матери сообщили, что младенцы из группы активных тренировок пошли раньше, чем дети, которые не подвергались такому вмешательству. Опыт действительно влияет на возраст начала ходьбы, но маловероятно, что ходьба в раннем возрасте дает постоянное преимущество! Чуть позже ученые (Zelazo, Zelazo, Cohen, & Zelazo, 1988) подтвердили влияние практики на шагательное поведение в группе 6-ти недельных младенцев. Кроме того, они обнаружили, что практика может изменить и другие двигательные паттерны. Младенцы, которых присаживали по три минуты в день в течение семи недель, могли сидеть прямо дольше, чем младенцы из контрольной (не тренировавшейся) группы. Интересно, что практика ходьбы не повлияла на умение сидеть, а умение сидеть не повлияло на ходьбу.
Имеющиеся данные указывают на то, что, хотя общие ограничения двигательного развития определены моделью созревания, время появления моторных навыков может быть либо ускорено, либо замедлено конкретными факторами окружающей среды.
Психологические последствия передвижения
Одним из важных следствий двигательных достижений является возрастающая степень независимости, которую приобретают дети. Они могут более полно исследовать свое окружение и инициировать социальные контакты со сверстниками и опекунами. Независимость, обретаемая путем ползания или ходьбы, также меняет то, как окружающие реагируют на младенцев.
Родители чувствуют себя относительно спокойно, наблюдая за действиями своих детей, пока те не могут перемещаться самостоятельно. Но с появлением нового навыка, родители уже не могут положить ребенка на одеяло посреди комнаты и заняться своими делами. Ребенок начинает ползти к интересным предметам, подбирается к краю лестницы и.т.п. Родителю остается только следить за ним и неустанно собирать следы, которые оставляет за собой новоиспеченный исследователь. Порванные журналы, опрокинутые чашки, вишни, раздавленные на ковре в гостиной и много других сюрпризов можно найти, если отвернуться от крохи на пару минут.
Родители по-разному реагируют на младенцев, умеющих передвигаться, и на тех, кто еще не приобрел этот навык. Неудивительно, что после того, как младенцы начинают передвигаться, родители с большей вероятностью будут прерывать их активность, перемещая, отвлекая, устанавливая запреты или делая опасные объекты недоступными (Green, Gustafson, & West, 1980). Даже когда двигательные способности искусственно улучшаются благодаря ходункам — родители с большей вероятностью реагируют на поведение младенцев. Передвижение явно меняет то, как родители обращаются с младенцами. Это еще один пример двунаправленной природы раннего развития.
В дополнение к изменениям в социуме, начало движения влияет на то, как младенцы понимают свой перцептивный (восприятие органами чувств окружающей среды) и когнитивный (восприятие внешней информации, через внутренний мир) мир. В предыдущей главе мы отметили, что у младенцев начинает развиваться боязнь высоты только после того, как они научились ползать (Campos & Berthenthal, 1989). Кроме того, младенцы, достигшие стадии самостоятельного перемещения, способны лучше решать пространственные задачи. Например, одна группа исследователей сравнила 1) младенцев, которые пока не ползают; 2) младенцев, ползающих на животе и 3) младенцев, которые умеют ползать (на руках и коленях), по их способности решать задачу со спрятанной игрушкой. Игрушку сначала помещали в один из двух контейнеров, а затем младенцев поворачивали на 180 градусов. Ползающие дети лучше справились с задачей, чем дети, которые ползали на животе или пока не обрели этот навык. Это подтверждает точку зрения о том, что передвижение помогает младенцам лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве. Другие данные (Kermonian & Campos, 1989) предполагают аналогичные результаты: младенцы, которые способны самостоятельно перемещаться значительно лучше справляются с заданием на запоминание предметов. В этом эксперименте младенец видел предмет, накрытый тканью, а затем малышу давалась возможность найти его. Чем опытнее младенцы были в разных видах передвижения (ползание, ходунки), тем лучше они находили спрятанный предмет. Оказалось, что передвигающегося младенца обмануть труднее! В совокупности эти исследования предполагают, что моторное развитие и восприятие следует рассматривать как взаимозависимые компоненты «системы действий» (action system) (Campos & Bertenthal, 1987). Часто происходит так что, изменения в одной области поведения имеют важные последствия для сдвигов в другой области развития.
Развитие моторики у слепых младенцев
Изучение различных нарушений, таких как слепота, представляют собой еще один способ выяснить, какие факторы влияют на моторное развитие. Этот недуг явно замедляет моторное развитие, особенно «дотягивание» и самостоятельную ходьбу (Adelson & Fraiberg, 1974). Ограниченная подвижность слепого младенца может иметь серьезные последствия: «Она снижает его способность к самостоятельному исследованию, а также открытию объективных правил, управляющих вещами и событиями во внешнем мире» (Fraiberg, 1977, p. 270).
Средний возраст обретения двигательных навыков у зрячих и незрячих детей
Лежит на животе опираясь на предплечья
Зрячий 3 месяца
Слепой 9 месяцев
Ненадолго присаживается
Зрячий 5 месяцев
Слепой 7 месяцев
Переворачивается со спины на живот
Зрячий 6 месяцев
Слепой 7 месяцев
Хорошо сидит
Зрячий 6,5 месяцев
Слепой 7,5 месяцев
Самостоятельно садится
Зрячий 10 месяцев
Слепой 10,5 месяцев
Поднимается с помощью мебели
Зрячий 8 месяцев
Слепой 13 месяцев
Ходит за ручку
Зрячий 9 месяцев
Слепой 11 месяцев
Стоит без поддержки
Зрячий 11 месяцев
Слепой 13 месяцев
Ходит без поддержки
Зрячий 11 месяцев
Слепой 15 месяцев
Достигает видимых объектов
Зрячий 5 месяцев
Достигает слышимых объектов
Слепой 11 месяцев
(Adelson & Fraiberg, 1974; graph from Bower, 1977)
Чем можно помочь в такой ситуации? Предполагая, что слепым младенцам необходимо научиться ассоциировать звук с тактильными действиями, Фрайберг (1977) разработал программу, которая максимизирует возможности использования звука в качестве ориентира для осязания. Например, родителям рекомендуется разговаривать со своими слепыми младенцами во время рутинных действий, таких как кормление и одевание. Помимо этого, нужно предлагать игрушки в пределах легкой досягаемости, чтобы стимулировать скоординированную деятельность обеих рук и увеличить исследование объектов, которые издают звуки. Через этот опыт младенцы учатся использовать комбинацию звука и прикосновения, как способ идентификации людей и вещей. Это имеет огромное значение! Задержки в умении стоять и ходьбе у этих младенцев меньше по сравнению с другими слепыми детьми, которые не получают такой стимуляции, хотя стимулированные слепые дети все же отстают от зрячих младенцев в двигательной активности.
Кроме того, эксперименты в Шотландии предполагают, что электронное устройство, генерирующее эхо от предметов, может помочь слепым детям «видеть». Эхо от объектов можно использовать для оценки расстояния и даже размера, и текстуры. Оснащая слепых младенцев эхо-устройством в течение нескольких месяцев, Бауэр (1979, 1982, 1989) увеличил их способность дотягиваться до предметов. Младенцы могут делать с помощью эхолота вещи, более характерные для зрячих, чем для слепых младенцев. Кроме того, Эйткен (1981) обнаружил, что устройство хорошо помогает даже зрячим младенцам «видеть» в темноте. Эти исследования моторного развития слепых младенцев служат еще одной иллюстрацией взаимозависимости между сенсорными и моторными системами.
Двигательные навыки и спорт
Моторное развитие, конечно, не останавливается в младенчестве и раннем детстве. По мере того, как дети развиваются, они продолжают приобретать новые навыки, позволяющие совершать более сложные двигательные действия. Все мы свидетели баскетбольных достижений Майкла Джордана или теннисного удара Штеффи Граф. Дети учатся различным двигательным навыкам, таким как прыжки, езда на велосипеде, бросание бейсбольного мяча и плаванию (Clark, Phillips, & Petersen, 1989; Getchell & Robertson, 1989).
Одной из областей, в которых двигательные навыки наиболее важны, является детский спорт. В период от 6-ти до 18-ти лет девочки, как и мальчики, активно занимаются различными видами спорта. По оценкам, общее количество детей, занимающихся спортивными соревнованиями, достигает 200 миллионов во всем мире. В одном штате США даже проводятся соревнования по борьбе для 4-х летних малышей (Roberts, 1987)! Помимо совершенствования движений, занятия спортом дают постоянную возможность осваивать новые социальные навыки.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, психическое развитие ребенка, моторное развитие ребенка, локомоторное развитие ребенка, влияние среды на развитие мозга ребенка, как помочь слепому ребенку, слепой младенец.
В предыдущих статьях этой серии уже говорилось о важности обогащения среды младенца. Это демонстрируют и кросс-культурные исследования (Goldberg, Hopkins, Braselton). Если матери нужен тихий младенец, то она не стремится к его самостоятельности и познанию окружающего мира. Соответственно, моторные навыки начнут развиваться только тогда, когда ребенка уже невозможно будет удержать в замкнутом пространстве пеленок. Для меня вполне логично, что упражнения с детьми на развитие тех или иных навыков (в эксперименте – ходьбы) ускоряет появление умения. Но интересно, что эксперимент проводился до 8-недельного возраста, т.е. до исчезновения рефлекторного паттерна ходьбы новорожденных. Получается, что с 2-х месячного возраста и до формирования навыка ходьбы детей больше этому не учили, но в активной группе дети все равно пошли раньше. Т.е. стимулирование даже заведомо исчезающего рефлекса тем не менее впоследствии ускорило развитие навыка. Я увидела также, что не зря в развитии детей до года основными вехами являются появление навыков к самостоятельному сидению, ползанию, ходьбе. Ведь с освоением нового пространственного положения у ребенка сразу появляются новые возможности к восприятию окружающей среды. Показательной для меня явилась таблица развития слепых детей. Там, где не требуется пространственного восприятия мира (самостоятельно сидеть, ходить за ручку), там разница в возрасте достижений со зрячими детьми невелика. Но отсутствие возможности ориентации в пространстве намного затормаживает навыки любой более сложной деятельности, требующей координации движений. Интересно, что был разработан эхолот для слепых младенцев для их более гармоничного развития, и поразительны их успехи при его использовании. Радует также, что есть специальные звуковые и тактильные программы для обучения, ускоряющие адаптацию слепых детей.
В данной статье еще раз изучили важность влияния различных факторов на развитие и начало ходьбы ребенка. Различия в возрасте начала ходьбы ребенка могут быть связаны с эмпирическими, культурными и даже биологическими факторами.
Даже если ограничения подвижности могут быть связаны с созреванием, то их развитие быть либо ускорено или либо замедлено конкретными факторами окружающей среды.
Интересен был факт двусторонности развития хождения. Та независимость, которая обретается младенец с ползанием или хождением, меняет реакцию близких на младенца
То, что все у младенцев взаимосвязано можно проследить во многих статьях, и что изменения в одной области изменения в одной области поведения влияют на другие области развития.
Удивительно было прочитать про развития слепых младенцев и про использование эхолота, с помощью которого, младенцы могут даже «видеть» в темноте.
Для себя в очередной раз поняла, что нужно развивать разные аспекты взаимодействия ребенка с окружающим миром, так как они так или иначе влияют на процесс развития.
По моему мнению про важность окружающей среды доя развития младенца обязательно нужно рассказывать молодым мамам в период беременности. Потому что многие мамы упорно не замечают как важно создавать обогащенную среду для развития детей. В своей профессиональной деятельности я обязательно буду использовать эти знания и транслировать их своим клиентам. Меня удивило, что именно во Франции дети развиваются быстрее. Также интересно было узнать, что дети Африки, благодаря ношению в гамаке на теле мамы, развиваются быстрее, чем дети в Мексике, которые до 3х месяцев изолировать от общества. Даже для развития слепых детей придуманы приспособления, помогающие им освоить быстрее двигательные навыки, например эхолот. Вообще младенцы быстрее развивают двигательные навыки, если подключать помогающие упражнения. В этом я убедилась и на собственной дочери. Гимнастика и массаж в 12 месяцев помогли ей начать взбираться по шведской стенке. Поэтому важно заниматься с младенцем и уделять ему как можно больше внимания.
Из статьи узнал о том, как в разных культурах младенцы развиваются по-разному: в замбийской культуре родители заботятся о том, чтобы младенец побыстрее стал самостоятельным и родители могли дальше заниматься своими делами. Младенцев из Мексики долго носят на руках, тем самым матери больше заботятся о своём покое. Соответственно вторые будут отставать от первых. Но меня удивляет то, что им и неинтересно, чтобы малыш стал быстрее на ноги. Чем потом будет заниматься мать, т.е. свои выгоды ищет. Стратегия матерей из первой категории хороша тем, что быстрее подняв на ноги младенца, можно дальше заниматься своими делами, т.е. здесь они видят свою ценность развития и не держатся подолгу за своих детей, да и не только детей. Многие так держатся за свои места, потихоньку пуская корни и обрастая жирком на одном месте. Потом им становится скучно, т.к. ценность развития не сработала. Отсюда и ощущение нереализованности.
Спасибо за публикацию. Я ознакомилась с данными об исследованиях, которые подтверждают влияние окружающей среды на физическое развитие младенца. Очень удивила разница в среднем возрасте начала ходьбы у детей в европейских городах. Хотелось бы подробнее узнать о причинах, насколько сильно отличаются в них условия жизни.
Выводы наблюдений за младенцами из Замбии и Мексики более очевидны для меня. Дети, имеющие возможность получать разного рода стимуляции, развиваются быстрее по сравнению с детьми, которые не только не получают необходимых ощущений, но и лишены возможности формировать и показывать двигательные навыки. Оказалось также, что тренировка навыка ходьбы и способности сидеть в раннем младенческом возрасте в последствии ускоряет процесс начала ходьбы и увеличивает время, когда дети могут самостоятельно сидеть. Таким образом, окружающая среда, особенности культуры, наряду с заложенными биологически механизмами эволюции, могут как ускорить физическое развитие младенца, так и замедлить его.
Интересно было узнать о влиянии способности к передвижению младенца на его психологическую составляющую и его родителей. Научившись ходить, ребёнок приобретает максимальную независимость, возможность в полной мере исследовать окружающий мир. Удовлетворяется интерес, любопытство, развиваются паттерны поведения. Родители в свою очередь могут испытывать повышенное беспокойство, чувство потери контроля над действиями ребёнка. Для родителей в этот период будет полезным создание безопасных условий для развития ребёнка и своего спокойствия.
На примере слепых младенцев я увидела влияние восприятия на развитие двигательных навыков. Отсутствие зрения приводит к замедлению их формирования. Используя дополнительные стимуляции в виде речи взрослого, звучащих игрушек, использования эхолота, специальных методик можно улучшить способность незрячих младенцев в развитии моторики.
Занятия разными видами спорта также приводят к совершенствованию управления своим телом и приобретению опыта социального взаимодействия.
Интересная статья, из которой я узнала много новых фактов, о том как, окружающая среда влияет на физическое развитие младенца. Исследования показали, что опыт влияет на возраст начала ходьбы младенца, а появления моторных навыков может быть либо ускорено, либо замедлено в зависимости от влияния различных факторов. Новой информацией для меня стало, то что, младенцы достигшие стадии самостоятельного перемещения, способны лучше решать пространственные задачи, ведь передвижение помогает им лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве и они намного лучше запоминают предметы. Из статьи я так же узнала о новом термине Перцептивный-это психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
При анализе роли психологии и культуры в физическом развитии ребёнка в статье предполагается, что для начала ходьбы ребёнка ключевыми факторами являются не пол и социальный класс, а качество питания и окружающей среды. Младенцы из группы активных тренировок пошли раньше, чем дети, которые не подвергались такому вмешательству. При этом интересно, что практика ходьбы не повлияла на умение сидеть, а умение сидеть не повлияло на ходьбу. Передвижение помогает младенцам лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве. Дети могут более полно исследовать свое окружение и инициировать социальные контакты со сверстниками и опекунами. Но передвижение меняет то, как родители обращаются с младенцами. Это пример двунаправленной природы раннего развития. Я узнал, что слепым младенцам необходимо научиться ассоциировать звук с тактильными действиями. Изучение различных нарушений, таких как слепота, представляют собой еще один способ выяснить, какие факторы влияют на моторное развитие. Моторное развитие, конечно, не останавливается в младенчестве и раннем детстве. По мере того, как дети развиваются, они продолжают приобретать новые навыки, позволяющие совершать более сложные двигательные действия.
Статья позволила мне вспомнить, разницу в физическом развитии между первым и второго ребенком. Когда родился мой первый ребенок – Роман, я делала все чтобы он быстрее начал переворачиваться, брать в руки погремушку, ползать, сидеть и конечно ходить. Я делала ему массажи, дополнительно к тем, которые надо делать, таскала в 6 месяцев в «Монтессори» на развивающие занятия, целенаправленно учила его садиться (через локать). Да Рома пошел в 9 месяцев, сидел уже отлично в 6 месяцев. Но сейчас я считаю, что это был мой приступ идиотизма. Потому что со вторым ребенком, я больше наслаждалась материнством, я не спешила и никуда не торопилась, все шло своим чередом, да она пошла гораздо позже в 11 месяцев, когда села, я даже не помню. Но сравнивая темперамент детей и характер считаю, что первому ребенку я навредила, своей требовательностью и спешкой.
Когда читала про развитие моторики у слепых детей, и видела разницу в обретении двигательных навыков у зрячих и незрячих детей, единственный вопрос, который был у меня в голове, как можно помочь этим детям? Я очень рада, что ученные занимаются этим вопросом. Удивил и порадовал тот факт, что был разработан эхолот для слепых деток, он позволяем им «Видеть» мир при помощи звука.
Так же я узнала из статьи, что главные помощники для этих деток, являются родители. Родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в тактильные игры, разговаривать с ним во время рутинных действий.
В лично плане статья дала мне четкое понятие того, что самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать правильную, безопасную, развивающую среду для своего ребенка, которая соответствует возрасту и потребностям малыша.
Из статьи узнала, что различия в возрасте начала ходьбы ребенка, связаны со многими факторами: эмпирическими, биологическими и культурными. Интересно было познакомиться на примере младенцев Мексики и Замбии, как среда раннего воспитания меняет модели моторного развития.
Согласно исследованиям, передвижение помогает младенцам лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве и лучше справляться с заданием на запоминание предметов.
Я также подробно познакомилась с тем, что у слепых младенцев развитие моторики происходит позже. Радует, что им можно помочь с помощью устройства, которое генерирует эхо от предметов. Исследования Бауэра и Эйткена в Шотландии показали существование взаимозависимости между сенсорными и моторными системами.
Благодарю за статью.
Было интересно прочитать в статье о влиянии культуры, окружающей среды и питания, других эмпирических и бологических факторов на развитие двигательных функций. Я и подумать не могла, что дети из Франции быстрее начинают ходить. Теперь я еще и ознакомилась с культурными особенностями воспитания детей Мексики и Африки. Как ни крути, а исследования обычно выполняются уже после установления культурных обычаев. Сравнительная характеристика развития моторных и двигательных функций у зрячих и незрячих детей вызвала сильный эмоциональный отклик. Я рада, что благодаря экспериментам в Шотландии у слепых детей есть шансы ощущать этот мир более полноценно. Интересно, в нашей стране существуют такие электронные устройства, генерирующие эхо от предметов? Я продолжила читать в интернете про эхолокацию и узнала, что этому можно научиться даже взрослому незрячему человеку. Есть известный человек-эхолокатор Дэниел Киш, который щелкая языком создает звуковые волны. Эти волны отражаются от окружающих предметов и воспроизводятся в ушах еле заметным эхом. Так Дэниэл ощущает предметы с разных расстояний.
Из этой статьи я узнала о роли психологии, опыта и культуры в физическом развитии детей. Различия в культуре показали, что моторная деятельность младенцев развивается в зависимости от места их рождения. Те дети, которым представлено больше самостоятельности, быстрее развивают двигательные навыки. Что касаемо различий между европейскими городами такими, как Лондон, Париж и Стокгольм, то пол и социальный класс не могут объяснить диапазон в развитии, поэтому ключевым фактором может являться экология и качество питания. Было интересным, что дети с лучшим развитием двигательных навыков быстрее справляются с легкими задачами. Также была рассмотрена тема развития моторной деятельности у слепых детей, которая показала, что они приобретают двигательные навыки позже в сравнении с зрячими младенцами.
Из статьи я узнала, что ключевыми факторами в развитии детей являются качество питания и окружающей среды. Также, в статье я познакомилась с воспитанием младенцев в двух разных культурах. Думаю, логично, что в замбийской культуре дети развиваются раньше, так как у них помимо зрительного контакта, есть возможность двигаться, в отличии от другой культуры. Бесспорно, что после этого ученые пришли к выводу, что время появления моторных навыков может быть либо ускорено, либо замедлено конкретными факторами окружающей среды.
Интересно, что навык ползания у младенцев помогает лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве, что доказывает исследование из статьи.
Для меня ценным было узнать, что для того чтобы помочь слепому ребенку быстрее развить двигательные навыки, родителям рекомендуется разговаривать со своими слепыми младенцами во время рутинных действий, таких как кормление и одевание.
И снова о том, что то, что тренируется – то и развивается. Если в предыдущих статьях рассматривались когнитивные способности младенцев, то на этот раз – про двигательные. По опыту воспитания сына могу только согласиться со всеми тезисами данной статьи. От рождения до года он прошел несколько курсов массажа, мы с ним много путешествовали, занимались доступной физической активностью. Что привело к тому, что сидеть и ходить на ходунках он начал в 4 месяца, ходить за руку – в 7, а самостоятельно ходить – в 9 месяцев. Спустя почти 16 лет мне не очень понятно насколько необходимо было столь раннее развитие, но сам факт того, что с детьми надо заниматься и физически и когнитивно для гармоничного развития всех структур, очевиден.
Из статьи узнала, что на время начала ходьбы ребенка влияют эмпирические, культурные и биологические факторы, т.е. они могут ускорить или замедлить время появления моторных навыков, хотя общие ограничения определены созреванием. Отметила, что когда младенцы начинают ползать и ходить, у родителей появляется новая реакция на младенца — они начинают ограничивать его активность. В этом проявляется двунаправленность природы раннего развития младенца. Интересными для меня были исследования развития моторики у слепых детей. Порадовало, что в современном мире существуют эхолоты, помогающие слепым оценивать расстояние до предмета, его размер, текстуру. Считаю главным вывод о том, что изменения в одной области поведения имеют важные последствия для сдвигов в другой области развития, и между сенсорными и моторными системами существует взаимосвязь. А чтобы все развивалось гармонично, нужно заниматься спортом. Спасибо за статью.
Из статьи узнала о влиянии окружающей среды на физическое развитие младенца.
Наблюдения за младенцами показали что дети, имеющие возможность получать большое количество разного рода стимуляции через органы чувств, развиваются быстрее по сравнению с детьми, которые не только не получают зрительных ощущений, но и лишены возможности проявлять свои двигательные навыки.Когда- то я тоже придерживалась мнения о важности тугого пеленания своих детей,но теперь понимаю,что ограничивая их в двигательной активности,я сдерживала их развитие.Из статьи я поняла,что особенности культуры, вместе с заложенными биологическими механизмами , могут как ускорить развитие младенца, так и замедлить его.
Интересно было узнать,что отсутствие зрения приводит к замедлению формирования двигательных навыков,но не является фатальным. Дополнительная стимуляция в виде речи взрослого, издающих звуки игрушек, эхолота, специальных методик,дает возможность улучшить способность незрячих младенцев в развитии двигательной активности.Мне было бы интересно еще ознакомится с исследованиями с участием слепоглухонемых детей в освоении ими двигательной активности.
Спасибо большое за статью!
В результате прочтения статьи я узнал, как социо-культурные условия влияют на развитие опорно-двигательного аппарата у детей. В одной стране младенцев носят на спине со свободными руками и ногами, так что они могут ими свободно двигать, а затем, когда те научаются сидеть, оставляют их одних на длительное время, у детей есть возможность тренировать свои движения, они быстрее научаются в том числе ходить. В то время как в другой стране младенцев пеленают, тем самым ограничивая их движения, так как хотят сформировать более спокойного ребенка, такое поведение может вызвать задержку в овладении навыком ходьбы. Также, когда младенцы начинают ползать или ходить, меняется их жизнь: кругозор расширяется, но при этом становится и больше запретов от родителей.
Спасибо за статью. Эта информация для меня полезна так как я мама. В результате прочтения я узнала о факторах, влияющих на ранее развитие младенцев. Для себя я отметила влияние окружающей среды, качества питания, наличие достаточного количества возможностей для практики, физические упражнения, различия в культуре воспитания, реакция родителей. Меня впечатлило то, что электронное ЭХО-устройство может помочь как слепым, так и зрячим детям оценивать расстояние до предметов, размер и структуру. Я познакомилась с понятием перцептивный, что обозначает восприятие органами чувств окружающей среды и когнитивный, что обозначает восприятие внешней информации, через внутренний мир. Эти механизмы влияют на восприятие информации. В личном плане я буду больше внимания уделять двигательной активности сына и занятиям спортом. В профессиональном плане по уровню физического развития ребенка я буду видеть насколько комфортно выстроен для него микроклимат в семье. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что необходимо вводить обязательную рекомендацию для родителей по комплексу упражнений с целью развития детей. А также необходимо увеличивать доступность занятий для детей спортом.
Из статьи я узнал о роли психологии и культуры в физическом развитии ребенка. Узнал о некоторых культурных особенностях в отношении детей первых месяцев жизни в Мексике и Замбии. Вывод из этого, что дети, имеющие возможность получать разные стимуляции, развиваются быстрее. Т.е. окружающая среда и особенности культуры могут как ускорить физическое развитие младенца, так и замедлить его. Удивило, что умение ходить не влияет на умение сидеть и наоборот. Для меня это были последовательные этапы: сначала сидеть, потом ходить. Любопытно было узнать о результатах эксперимента, в котором младенцы, способные перемещаться самостоятельно лучше справлялись с задачами на запоминание предметов. Узнал некоторые особенности развития незрячих детей. Отсутствие зрения приводит к замедлению формирования двигательных навыков. В личном плане данная статья напомнила мне о важности физического развития не только детей, но и меня самого.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что если родители занимаются физической активностью младенцев , то такие дети быстрее физически развиваются, а также что младенцы, которые научились ходить способны решать пространственные задачи. Удивило меня , что в Америке проходят соревнования для детей четырехлетнего возраста . Я видела на примере своих подруг, что когда ребёнком занимаются , т.е. делают ему специальные массажи и физические упражнения , то ребёнок по мимо того что быстрее развивается также у него исправляются различные заболевания, которые связаны с гипоксией. Также для себя я решила подробнее изучить вопрос связанный с пеленанием, так как мне показался интересным пример с развитием детей в Мексике и в Африке.
Прочитав про французских детей , я прям возмутилась , с чего бы вдру г)) статья интересная , не скажу , что информация в ней была для меня новая , за исключение сравнительного возраста слепых деток . Читая про словенцев из Замбии и Мексики , отчетливо прослеживает тот момент , что фактор окружающей среды очень сильно слияния на развитие ребёнка . Когда читала про ходунки задумалась , а влияет ли как-то искусственная постановка ребёнка на ноги на психику . Я согласна с мнение многих детских врачей , что хочунки вредны для опорно двигательного аппарата, а вот есть ли влияние на психику нигде не встречала . Просто мне кажется , что всё что не про естественному сценарию , то оказывает воздействие на психические процессы , которые ещё совсем не окрепшие в таком возрасте . И здесь я считаю , что создавать условия для развития ребёнка однозначно надо , но не пересоздавать. Как говорится , лучший — враг хорошего .
Из данной статьи я узнала как окружающая среда влияет на физическое развитие ребенка. Задача родителя создать безопасную среду для развития младенца. Интересно было узнать, что младенцы Франции быстрее других младенцев развиваются. Задача любого родителя способствовать развитию своего ребенка специально создавая ситуации для развития, например, я клала погремушку подальше от ребенка стимулируя интерес. В результате, сначала дочь просто тянулась за игрушкой, а потом начинала потихоньку передвигать руками и подтягивая ноги. Также перекладывала дочь с одной стороны на другую, делала массажи, водные процедуры, способствуя развития ребенка. Когда дочь подросла стала водить ее в развивающие центры и на всякие кружки. Со второй дочерью, я увидела, что это было лишнее и ребенку достаточно родительского ухода, а также взаимодействия со своими ровесниками в детском саду. Я пришла к выводу, что нужен во всем баланс и не надо никуда торопиться, все прийдет в свое время.
Благодарю за статью. В данной статье еще раз изучили важность влияния различных факторов на развитие и начало ходьбы ребенка. Различия в возрасте начала ходьбы ребенка могут быть связаны с эмпирическими, культурными и даже биологическими факторами. Даже если ограничения подвижности могут быть связаны с созреванием, то их развитие быть либо ускорено или либо замедлено конкретными факторами окружающей среды. Удивило, что умение ходить не влияет на умение сидеть и наоборот. Меня впечатлило то, что электронное ЭХО-устройство может помочь как слепым, так и зрячим детям оценивать расстояние до предметов, размер и структуру. Я познакомилась с понятием перцептивный, что обозначает восприятие органами чувств окружающей среды и когнитивный, что обозначает восприятие внешней информации, через внутренний мир. Эти механизмы влияют на восприятие информации.
Во многом интересная статья. Из нее я узнал, что окружающая среда и воспитание играет большую роль на развитие моторных навыков у ребёнка. Яркий пример детей Мексики и Африки. Мексиканские дети позже начинают ходить и имеют некоторое отставание в развитии моторных навыков по сравнению с африканскими детьми из-за различного отношения к ним. Африканских детей до момента, когда они начинают сидеть, носят повсюду в перевязи на спине. А как только он начинает сидеть, то и вовсе на долго могут оставить его одного. Благодаря этому он уже с рождения получает много зрительной, слуховой и тактильнл-кинестетической информации. Мексиканских детей носят запеленованных на груди с закрытыми лицами до трёх месяцев. Как итог, дети из Африки имеют раннее развитие двигательного поведения, а из Мексики получают отставание в развитии. Далее в статье приводится ряд исследований младенцев с разным уровнем моторного развия. Оказалось, что дети с более развитым двигательным поведение справляются с различными задачами, гораздо лучше менее развитых детей. Это говорит о том, что моторное развитие и восприятие следует рассматривать как взаимозависимые компоненты «системы действий. Нужно также не забывать важный аспект, что изменения в одной области поведения имеют важные последствия для сдвигов в другой области развития. В общем, нужно развивать ребёнка всесторонне, начиная с рождения.
В статье говорится о роли опыта и культуры в физическом развитии ребенка. Приводится пример, из которого явно видно, что среда раннего воспитания младенцев, культурные установки в отношении матерей к младенцам, создают различные условия для развития и практики движений и соответственно различный опыт дает различный результат.
Общие ограничения двигательного развития определены моделью созревания, т.е. есть физиологические ограничения. Но благодаря дозированной стимуляции, возможно ускорить время появления моторных навыков. Логично, что практика ходьбы не повлияла на умение сидеть, а умение сидеть не повлияло на ходьбу – они физиологической основе различны.
Исследователи отметили, взаимосвязь опыта в разных видах передвижения и в мышлении. Термин «система действий» объединяет моторное развитие и восприятие.
Интересно было узнать, что для помощи слепым детям разрабатываются методики их адаптации. Благодаря этому слепые младенцы могут делать с помощью эхолота вещи, более характерные для зрячих.
В статье указывается на то, что моторное развитие не останавливается в младенчестве и раннем детстве. Так оно не останавливается вовсе в любом возрасте возможно научиться кататься на велосипеде или освоить сложные танцевальные действия – и это будет способствовать и общему развитию и хорошему самочувствию.
В этой статье продолжается раскрытие темы раннего развития физических способностей и навыков младенцев теперь с точки зрения культурного аспекта, влияния подвижности младенца на интенсивность его развития, затронуты проблемы развития локомоторных навыков у младенцев с патологией зрения, а также влияние на приобретение двигательных навыков занятий спортом в детском возрасте. Что касается влияния культурных особенностей общества на раннее развитие младенцев, я полностью согласна с автором статьи, однако хотелось бы добавить, что на детское развитие влияют не только общекультурные принципы общества, но и уровень культуры отдельно взятой семьи. Из своих наблюдений могу сказать, что в «трудных семьях» развитие детей зачастую замедлено и затруднено. Что касается влияния мобильности младенца на его уровень развития то этим трудно не согласиться, более активные дети проявляют высокий уровень сообразительности, любознательности, общительности и стремления к исследованию окружающего пространства. Всё это помогает им более эффективно адаптироваться в обществе. На примере слепых младенцев авторы статьи иллюстрируют несомненную связь между локомоторными и когнитивно-перцептивными системами в процессе раннего развития. В личном плане статья укрепила мою убеждённость в том, что развитие детей продолжается непрерывно вплоть до периода взросления и им в этом должна помогать физическая активность, занятия спортом, исследовательская и познавательная деятельность.
Из статьи я узнал, как в разных культурах младенцы получают различный жизненный опыт и как это влияет на их локомоторное развитие. То есть: при получении большего количества информации об окружающей среде ребенок раньше развивает локомоторные навыки. Я понял, что помещая своих детей в новые условия, я стимулирую их развитие. Также я узнал о том, что способность ползать помогает ребенку решать пространственные задачи. Я понял, что важно давать маленькому ребенку двигаться, чтобы он развивался, даже если это вызывает беспокойство у родителя. Также я узнал, что звуки помогают локомоторному развитию слепых детей, а также зрячих детей в темноте. Меня заинтересовало устройство — эхолот для детей. Я подумал о том, что стоит поискать его в продаже и попробовать его в действии с моей дочкой. Для нее это наверняка будет интересное занятие.
Спасибо за статью. Из нее я узнала о роли психологии, опыта и также культуры в физическом развитии детей. Узнала про ключевые факторы в развития детей, которые являются качеством питания и окружающей среды.Выяснила для себя, что родители начинают ограничивать ребенка в физической активности, как только он начинает ходить или ползать. Больше интересно было читать про моторику слепых детей. Довольно таки интересный опыт. Удивительно, что есть устройства, которые помогают даже слепым детям научиться «видеть». Оказывается, что задержка в умении стоять и ходьбе у этих младенцев меньше по сравнению с другими слепыми детьми, и при этом остальные не получают такой стимуляции. Я считаю, что данная статья будет полезной для тех, кто захочет работать с детьми, или уже работает.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? слепым младенцам необходимо научиться ассоциировать звук с тактильными действиями, Фрайберг (1977) разработал программу, которая максимизирует возможности использования звука в качестве ориентира для осязания. Например, родителям рекомендуется разговаривать со своими слепыми младенцами во время рутинных действий, таких как кормление и одевание. Помимо этого, нужно предлагать игрушки в пределах легкой досягаемости, чтобы стимулировать скоординированную деятельность обеих рук и увеличить исследование объектов, которые издают звуки. Через этот опыт младенцы учатся использовать комбинацию звука и прикосновения, как способ идентификации людей и вещей. Это имеет огромное значение! Задержки в умении стоять и ходьбе у этих младенцев меньше по сравнению с другими слепыми детьми, которые не получают такой стимуляции, хотя стимулированные слепые дети все же отстают от зрячих младенцев в двигательной активности.
Спасибо, из статьи я узнал роль опыта и культуры в физическом развитии ребенка, психологические последствия передвижения. Узнал различие в развитие моторики у слепых младенцев и здоровых.
Удивительно как культура разных народов влияет на развитие детей, это очень хорошо демонстрируется в статье на примере замбийской и мексиканской культуре.
Меня удивила программа разработанная Фрайбергом , которая максимизирует возможности использования звука в качестве ориентира для осязания слепых младенцев.
интересно было прочитать и сравнить с личным опытом психологические последствия передвижения детей. Ведь дети получая новый навык требуют большего внимания и ответственности со стороны родителей.
Из статьи узнала о роли опыта и культуры в физическом развитии ребёнка, в частности это связанно с началом ходьбы и связано с эмпирическими, культурными, биологическими факторами и с качеством питания и окружающей средой, а активные физические тренировки могут ускорить обучение ходьбой детей. Из статьи интересно было узнать, что у младенцев развивается боязнь высоты только после того, как они научились ползать. Так же важная информация освещена в статье про слепых младенцев , которые отстают от зрячих в развитии двигательных функций. Для них важен голос и через голос , через звук можно координироваться ориентир для осязания незрячего ребёнка. Такая информация важна в практической работе с детьми слабовидящими.
В предыдущей статье было сказано о том, как выжна среда, в которой развивается ребенок. Это касается и культуры. В тех регионах, где младенец получает большое количество зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической стимуляции, обнаруживается раннее развитие двигательных навыков. А в той же Мексике, гдребенка принято носить на руках с закрытыми лицами, младенцам спешить не куда и поэтому наблюдается отставание в развитии этих навыков.
Интересным было то, что одним из главных следствий двигательных достижений является степнь независимости, которую приобретают дети. Они более полно исследуют пространство и сове окружение, а также инициируют социальные контакты. Взрослые тоже уже по-другому реагируют на детей.
В результате прочтения данной статьи я узнала о том как именно окружающая среда, культура и физиология влияет на развитие моторно-двигательного развития, а так же различие между зрячими и слепыми детьми. В личном плане данная статья показывает, что достижения ребенка напрямую зависят от желания улучшения развития собственных детей, что дети в подготовленной среде более активны и изобретательны. В профессиональном плане данная статья может помочь в определение отклонений активности младенца. Нет ничего невозможного, даже слепые дети не с сильным отставание достаточно быстро развиваются, достаточно поддерживать их навыки, можно прийти к выводу, что мало активные и неподвижные дети являются причинной плохо оснащённой окружающей средой.
Раскрытие темы моторных навыков ребёнка. Мне интересен бы пример Кросс-культурных исследований, которые показали, что возраст когда ребёнок пойдёт связан с эмпирическими(опыт), культурными и биологическими факторами. Так среди европейских стран первыми идут французские дети. Пол и социальный класс не влияют на развитие способности. Есть предположение, что факторами являются питание и среда. Детей в Замбии носят за спиной. Младенец получает большое количество зрительной, слуховой и тактильно-кинетической стимуляции, как только могут садиться упражняются в своих моторных навыках самостоятельно в сторонке. В Мексике младенцев туго пеленают зачастую с головой, закрывая зрение. Поэтому младенцы Замбии быстрее развивают моторные навыки. Важно в понимании воспитания ребёнка. Развития его опорно-двигательных функций наряду с эмоциями и когнитивными способностями. Так дополнительная практика может способствовать ранней ходьбе. Мне кажется, не стоит сильно преувеличивать эти данные. Младенец есть младенец, и в месяц не пойдёт. По мере развития младенцы понимают всю прелесть независимости что является дополнительной мотивацией моторных навыков и совершенствуется память. Реакция родителей на детей становится другая. Дети могут свалить вазу, упасть с лестницы, становится сложнее оставлять их одних. Часто родители прерывают активность детей, что не есть хорошо. Как и в случае привязанности это ещё один этап взаимной природы развития детей и родителей. Важно в психологии поддержания ребёнка на новом этапе развития. По-другому обстоят дела со слепыми младенцами. У них не достаточно информации о внешнем мире, им необходимо научиться ассоциировать звук с тактильными действиями. Фрайберг разработал программу которая использует звук как ориентир. Так родителям очень важно разговаривать с детьми при кормлении и одевании, давать игрушки в пределах досягаемости для координации обеих рук и тд. У таких детей идёт отставание в развитии от 2-х месяцев по сравнению со зрячими детьми. Так Бауэр предложил прибор ЭХО чтобы различать расстояние до предмета, его размер и текстуру. Эта закономерность подтверждает взаимосвязь между сенсорной и моторной системами.
Спасибо за статью. Я познакомилась с данными об исследованиях, которые подтверждают влияние окружающей среды на физическое развитие младенца, про ключевые факторы в развития детей, которые являются качеством питания и окружающей среды, родители начинают ограничивать ребенка в физической активности, как только он начинает ходить или ползать. Также я узнала, что звуки помогают локомоторному развитию слепых детей, а также зрячих детей в темноте. Термин «система действий» объединяет моторное развитие и восприятие.
Интересно было узнать, что для помощи слепым детям разрабатываются методики их адаптации. Благодаря этому слепые младенцы могут делать с помощью эхолота вещи, более характерные для зрячих.
Спасибо за статью. Из нее я узнала, каким образом происходит развитие у детей в зависимости от окружающей среды в разных странах. Развитие двигательных функций зависит напрямую от независимости. Чем больше дети обретали независимость, даже в примере с африканскими детьми, тем раньше у них развивается двигательная функция. У слепых детей происходит торможение в развитии двигательных функций. Т.к. зрительные образы стимулируют развитие движения. Поэтому важно родителям разговаривать с детьми, чтобы у них был ориентир на образ. Это информация очень важна для родителей, для людей, работающих с детьми. Так как показывает влияние окружения на развитие двигательных функций у детей и взаимосвязь зрительных образов с развитием движения.
Благодарю за статью! Из неё я узнала, что у слепых младенцев есть необходимость учиться ассоциировать звук с тактильными действиями, Фрайберг разработал программу, которая максимизирует возможности использования звука в качестве ориентира для осязания. Например, родителям рекомендуется разговаривать со своими слепыми младенцами во время рутинных действий, таких как кормление и одевание. Помимо этого, нужно предлагать игрушки в пределах легкой досягаемости, чтобы стимулировать скоординированную деятельность обеих рук и увеличить исследование объектов, которые издают звуки. Через этот опыт младенцы учатся использовать комбинацию звука и прикосновения, как способ идентификации людей и вещей. Удивительно, что задержки в умении стоять и ходьбе у этих младенцев меньше по сравнению с другими слепыми детьми, которые не получают такой стимуляции, хотя стимулированные слепые дети все же отстают от зрячих младенцев в двигательной активности.
В личном плане статья дала мне понятие того, что самый эффективный способ для развития ребенка – это правильная, развивающая среда, которая закрывает все его потребности.
Из статьи я узнала, что возможности для практики могут повлиять на развитие моторных навыков у младенцев. Интересно было узнать, что младенцы, с кем проводили тренировку ходьбы смогли пойти раньше. В момент прочтения этого эпизода у меня возник вопрос «Зачем? «.
Когда я дошла по раздела о сравнении моторного развития слепого ребёнка и здорового, я поняла, где может использоваться подобного рода исследования. Считаю важным, осознание того, что не только физическое воздействие влияет на моторное развитие, но и такой когнитивный процесс, как зрительное восприятие окружающего мира.
Считаю, что такие данные действительно смогут помочь специалистам разработать инструменты способные облегчить жизнь детям и людям, чьи физические функции неполноценны.