Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы рассмотрим роль психологии, опыта и культуры в физическом развитии ребенка, а также затронем физическое развитие слепых детей.

Роль опыта и культуры в физическом развитии ребенка

Различия в возрасте начала ходьбы ребенка, по-видимому, связаны с эмпирическими, культурными и биологическими факторами. У маленьких европейцев в таких городах, как Лондон, Париж и Стокгольм, различается средний возраст начала ходьбы (Hindley, Filliozat, Klackenberg, Nicolet-Neister, & Sand, 1966). Раньше других начинают ходить французские дети. Еще более разительным является широкий диапазон различий у отдельных детей. Пол и социальный класс не могут объяснить эти различия между городами, поэтому можно предположить, что ключевыми факторами являются качество питания и окружающей среды.

Кросс-культурные данные показывают, что различия в возможностях для практики могут влиять на формирующиеся моторные навыки (Super, 1981). Рассмотрим две разные культуры. В замбийской культуре младенцев повсюду носят в перевязи на спине матери до тех пор, пока младенец не сможет сидеть. Младенец получает большое количество зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической стимуляции. После того, как ребенок научился сидеть, его часто оставляют в одиночестве в течение значительного периода времени. Таким образом, у младенца есть много возможностей практиковать возникающие моторные навыки. В другой культуре — cинакантекос в Мексике — младенцев носят на руках, туго запеленатыми, и даже с закрытыми лицами в течение первых 3-х месяцев жизни. Цель матери — тихий младенец, поэтому она старается предвосхитить его потребности. Младенцы в этих двух культурах развиваются очень по-разному. Младенцы из Замбии, как и многие младенцы из Африки и Вест-Индии, обнаруживают раннее развитие двигательного поведения (Goldberg, 1966; Hopkins & Westra, 1988), в то время как младенцы из Мексики обнаруживают отставание в развитии двигательных навыков (Brazelton, 1972). Вместе эти кросс-культурные данные иллюстрируют, как среда раннего воспитания младенцев может изменить модели моторного развития.

Зелазо, Зелазо и Колб (1972) представили экспериментальную демонстрацию того, что ходьба может быть вызвана раньше с помощью дополнительной практики. Как мы отмечали на прошлой неделе, шагание— это рефлекторный паттерн, демонстрируемый новорожденными. Исследователи стремились определить, может ли этот рефлекс быть изменен физическими упражнениями и повлияет ли это на произвольную ходьбу без посторонней помощи.  В одной группе матери практиковали ходьбу у младенцев в возрасте от 2-х до 8-ми недель в течение нескольких минут в день. Другая группа получала пассивные упражнения, которые состояли в сгибании конечностей, но не в ходьбе. Еще несколько групп не проходили обучения, но периодически тестировались. Последняя группа прошла лишь финальное тестирование. Было обнаружено, что вмешательство увеличило количество ответов на ходьбу в течение периода обучения. Позже матери сообщили, что младенцы из группы активных тренировок пошли раньше, чем дети, которые не подвергались такому вмешательству. Опыт действительно влияет на возраст начала ходьбы, но маловероятно, что ходьба в раннем возрасте дает постоянное преимущество! Чуть позже ученые (Zelazo, Zelazo, Cohen, & Zelazo, 1988) подтвердили влияние практики на шагательное поведение в группе 6-ти недельных младенцев. Кроме того, они обнаружили, что практика может изменить и другие двигательные паттерны. Младенцы, которых присаживали по три минуты в день в течение семи недель, могли сидеть прямо дольше, чем младенцы из контрольной (не тренировавшейся) группы. Интересно, что практика ходьбы не повлияла на умение сидеть, а умение сидеть не повлияло на ходьбу.

Имеющиеся данные указывают на то, что, хотя общие ограничения двигательного развития определены моделью созревания, время появления моторных навыков может быть либо ускорено, либо замедлено конкретными факторами окружающей среды.

Психологические последствия передвижения

Одним из важных следствий двигательных достижений является возрастающая степень независимости, которую приобретают дети. Они могут более полно исследовать свое окружение и инициировать социальные контакты со сверстниками и опекунами. Независимость, обретаемая путем ползания или ходьбы, также меняет то, как окружающие реагируют на младенцев.

Родители чувствуют себя относительно спокойно, наблюдая за действиями своих детей, пока те не могут перемещаться самостоятельно. Но с появлением нового навыка, родители уже не могут положить ребенка на одеяло посреди комнаты и заняться своими делами. Ребенок начинает ползти к интересным предметам, подбирается к краю лестницы и.т.п. Родителю остается только следить за ним и неустанно собирать следы, которые оставляет за собой новоиспеченный исследователь. Порванные журналы, опрокинутые чашки, вишни, раздавленные на ковре в гостиной и много других сюрпризов можно найти, если отвернуться от крохи на пару минут.

Родители по-разному реагируют на младенцев, умеющих передвигаться, и на тех, кто еще не приобрел этот навык. Неудивительно, что после того, как младенцы начинают передвигаться, родители с большей вероятностью будут прерывать их активность, перемещая, отвлекая, устанавливая запреты или делая опасные объекты недоступными (Green, Gustafson, & West, 1980). Даже когда двигательные способности искусственно улучшаются благодаря ходункам — родители с большей вероятностью реагируют на поведение младенцев. Передвижение явно меняет то, как родители обращаются с младенцами. Это еще один пример двунаправленной природы раннего развития.

В дополнение к изменениям в социуме, начало движения влияет на то, как младенцы понимают свой перцептивный (восприятие органами чувств окружающей среды) и когнитивный (восприятие внешней информации, через внутренний мир) мир. В предыдущей главе мы отметили, что у младенцев начинает развиваться боязнь высоты только после того, как они научились ползать (Campos & Berthenthal, 1989). Кроме того, младенцы, достигшие стадии самостоятельного перемещения, способны лучше решать пространственные задачи. Например, одна группа исследователей сравнила 1) младенцев, которые пока не ползают; 2) младенцев, ползающих на животе и 3) младенцев, которые умеют ползать (на руках и коленях), по их способности решать задачу со спрятанной игрушкой. Игрушку сначала помещали в один из двух контейнеров, а затем младенцев поворачивали на 180 градусов. Ползающие дети лучше справились с задачей, чем дети, которые ползали на животе или пока не обрели этот навык. Это подтверждает точку зрения о том, что передвижение помогает младенцам лучше ориентироваться в изменяющемся пространстве. Другие данные (Kermonian & Campos, 1989) предполагают аналогичные результаты: младенцы, которые способны самостоятельно перемещаться значительно лучше справляются с заданием на запоминание предметов. В этом эксперименте младенец видел предмет, накрытый тканью, а затем малышу давалась возможность найти его. Чем опытнее младенцы были в разных видах передвижения (ползание, ходунки), тем лучше они находили спрятанный предмет. Оказалось, что передвигающегося младенца обмануть труднее! В совокупности эти исследования предполагают, что моторное развитие и восприятие следует рассматривать как взаимозависимые компоненты «системы действий» (action system) (Campos & Bertenthal, 1987). Часто происходит так что, изменения в одной области поведения имеют важные последствия для сдвигов в другой области развития.

Развитие моторики у слепых младенцев

Изучение различных нарушений, таких как слепота, представляют собой еще один способ выяснить, какие факторы влияют на моторное развитие. Этот недуг явно замедляет моторное развитие, особенно «дотягивание» и самостоятельную ходьбу (Adelson & Fraiberg, 1974). Ограниченная подвижность слепого младенца может иметь серьезные последствия: «Она снижает его способность к самостоятельному исследованию, а также открытию объективных правил, управляющих вещами и событиями во внешнем мире» (Fraiberg, 1977, p. 270).

Средний возраст обретения двигательных навыков у зрячих и незрячих детей

Лежит на животе опираясь на предплечья

Зрячий 3 месяца

Слепой 9 месяцев

Ненадолго присаживается

Зрячий 5 месяцев

Слепой 7 месяцев

Переворачивается со спины на живот

Зрячий 6 месяцев

Слепой 7 месяцев

Хорошо сидит

Зрячий 6,5 месяцев

Слепой 7,5 месяцев

Самостоятельно садится

Зрячий 10 месяцев

Слепой 10,5 месяцев

Поднимается с помощью мебели

Зрячий 8 месяцев

Слепой 13 месяцев

Ходит за ручку

Зрячий 9 месяцев

Слепой 11 месяцев

Стоит без поддержки

Зрячий 11 месяцев

Слепой 13 месяцев

Ходит без поддержки

Зрячий 11 месяцев

Слепой 15 месяцев

Достигает видимых объектов

Зрячий 5 месяцев

Достигает слышимых объектов

Слепой 11 месяцев

(Adelson & Fraiberg, 1974; graph from Bower, 1977)

Чем можно помочь в такой ситуации? Предполагая, что слепым младенцам необходимо научиться ассоциировать звук с тактильными действиями, Фрайберг (1977) разработал программу, которая максимизирует возможности использования звука в качестве ориентира для осязания. Например, родителям рекомендуется разговаривать со своими слепыми младенцами во время рутинных действий, таких как кормление и одевание. Помимо этого, нужно предлагать игрушки в пределах легкой досягаемости, чтобы стимулировать скоординированную деятельность обеих рук и увеличить исследование объектов, которые издают звуки. Через этот опыт младенцы учатся использовать комбинацию звука и прикосновения, как способ идентификации людей и вещей. Это имеет огромное значение! Задержки в умении стоять и ходьбе у этих младенцев меньше по сравнению с другими слепыми детьми, которые не получают такой стимуляции, хотя стимулированные слепые дети все же отстают от зрячих младенцев в двигательной активности.

Кроме того, эксперименты в Шотландии предполагают, что электронное устройство, генерирующее эхо от предметов, может помочь слепым детям «видеть». Эхо от объектов можно использовать для оценки расстояния и даже размера, и текстуры. Оснащая слепых младенцев эхо-устройством в течение нескольких месяцев, Бауэр (1979, 1982, 1989) увеличил их способность дотягиваться до предметов. Младенцы могут делать с помощью эхолота вещи, более характерные для зрячих, чем для слепых младенцев. Кроме того, Эйткен (1981) обнаружил, что устройство хорошо помогает даже зрячим младенцам «видеть» в темноте. Эти исследования моторного развития слепых младенцев служат еще одной иллюстрацией взаимозависимости между сенсорными и моторными системами.

Двигательные навыки и спорт

Моторное развитие, конечно, не останавливается в младенчестве и раннем детстве. По мере того, как дети развиваются, они продолжают приобретать новые навыки, позволяющие совершать более сложные двигательные действия. Все мы свидетели баскетбольных достижений Майкла Джордана или теннисного удара Штеффи Граф. Дети учатся различным двигательным навыкам, таким как прыжки, езда на велосипеде, бросание бейсбольного мяча и плаванию (Clark, Phillips, & Petersen, 1989; Getchell & Robertson, 1989).

Одной из областей, в которых двигательные навыки наиболее важны, является детский спорт. В период от 6-ти до 18-ти лет девочки, как и мальчики, активно занимаются различными видами спорта. По оценкам, общее количество детей, занимающихся спортивными соревнованиями, достигает 200 миллионов во всем мире. В одном штате США даже проводятся соревнования по борьбе для 4-х летних малышей (Roberts, 1987)! Помимо совершенствования движений, занятия спортом дают постоянную возможность осваивать новые социальные навыки.

 

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, психическое развитие ребенка, моторное развитие ребенка, локомоторное развитие ребенка, влияние среды на развитие мозга ребенка, как помочь слепому ребенку, слепой младенец.

60420cookie-checkДетская психология: Роль психологии, опыта и культуры в физическом развитии ребенка