ПЕРИОД КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В период конкретных операций, который длится примерно с 7-ми до 11-ти лет, происходят сильные изменения характеристик мышления. В этот период возникает более глубокое понимание обратимости. Помимо этого снижение центрации (фокус внимания только на одной характеристике объекта или ситуации) и эгоцентризма приводят к повышенной гибкости мышления. Логика и объективность возрастают и дети начинают мыслить дедуктивно. Дети могут запоминать количество и числа, формировать представления о пространстве и времени, а также классифицировать или группировать предметы, если это предметы, которые встречаются в повседневной жизни. Однако они по-прежнему привязаны к операциям, выполняемым над объектами в окружающем мире. Часто они могут решать проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически. Например, если трое детей разного роста представлены парами и ребенок видит, что Джоан выше Сандры и Сандра выше Мэри. При этом пара Джоан и Мэри не демонстрируется ребенку. Несмотря на это он может предположить, что Джоан выше Сандры и Мэри. Однако, если визуальные стимулы отсутствуют и задача представлена лишь на словах: «Джоан выше Сандры, а Сандра выше Мэри. Кто из трех детей выше всех?», ребенок оперативной стадии развития будет испытывать трудности с ее решением.
Заметные изменения в классификационных способностях и понимании концепций также происходят на этапе конкретных операций. Имея дело с задачами классификации, ребенок конкретной стадии развития может сортировать объекты в соответствии со сложными комбинациями их атрибутов. Например, ребенок отсортирует группу цветов по классам: желтые розы, желтые тюльпаны, желтые ромашки, красные розы, красные тюльпаны и красные маргаритки. Дети стадии конкретных операций становятся способными понимать эти множественные классификации, даже если они включают в себя тонкие различия по соответствующим параметрам, таким как разные оттенки желтого или разные типы маргариток. Более того, они могут игнорировать несущественные особенности, такие как количество лепестков или размер (Fischer & Roberts, 1986; B Frith & Frith, 1978).
Снова возникает вопрос, основано ли решение таких проблем на основных изменениях в умственных операциях, предложенных Пиаже. Некоторые исследователи предположили, что в тестах на умозаключение (по аналогии с задачей о росте трех девочек), ребенку в период конкретных операций мешает не отсутствие физических стимулов, а недостаток памяти. Если бы детей можно было научить запоминать довольно сложные составные задачи, возможно, они смогли бы решить задачу про девочек в их отсутствие. Брайант и Трабассо (1971) в исследовании, посвященном аналогичной задаче с использованием палочек разной длины, продемонстрировали, что при использовании процедур, гарантирующих сохранение информации, даже очень маленькие дети могут делать логические выводы. Таким образом, разница в объеме памяти у детей младшего и старшего возраста является одним из критических факторов, влияющих на результаты тестов на логический вывод (Harris & Basset, 1975).
ПЕРИОД ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В период конкретных операций ребенок начинает использовать символическое мышление и закладывает фундамент логического мышления, характерного для ребенка подросткового возраста. Чем мыслительные процессы в период формальных операций, который начинается примерно в 12 лет, отличаются от процессов в период конкретных операций?
Подросток способен думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности. Он понимает, что логические правила могут применяться к идеям, противоречащим реальности. Например, возьмем задачу «Если все синие люди живут в красных домах, все ли люди, живущие в красных домах, являются синими?». Ребенку в период конкретных операций было бы трудно выйти за рамки того факта, что не существует такой вещи, как синие люди. Напротив, ребенок в период формальных операций будет сосредоточен на применении логических решений проблемы независимо от нереалистичного содержания.
В подростковом возрасте мышление ребенка становится все более гибким и абстрактным. Для решения задач ребенок использует логические процессы, в которых рассматриваются все возможности ситуации. В отличие от ребенка в период конкретных операций, который в большинстве случаев может решать проблемы только тогда, когда объекты действительно присутствуют, подросток может решать проблемы, представленные в уме. Дети на этом этапе также рассматривают ряд возможных альтернатив или гипотез в ситуации решения проблемы. Именно в гибкости мышления, использовании проверки мысленных гипотез и понимании множества возможностей, подростки отличаются от ребенка периода конкретных операций.
Пример из задания, использованного Инельдером и Пиаже (1958), служит иллюстрацией различий между детьми на этих двух стадиях. В задании детей просят прийти к закону, объясняющему, почему одни предметы плавают, а другие нет, на основе экспериментов с набором предметов и водой. Детей просят вывести закон Архимеда о плавающих телах, который гласит, что объект будет плавать, если его вес на единицу (плотность) меньше веса воды. Таким образом, если два объекта имеют равный вес, больший объект с большей вероятностью будет плавать, чем меньший. В периоде конкретных операций дети могут сосредоточиться на весе (потому что он тяжелый) или на размере (потому что он больше) как причине, по которой вещи плавают или тонут. Они могут даже прийти к двойной классификации, которая включает категории большие и тяжелые, большие и легкие, маленькие и тяжелые или маленькие и легкие. Однако они всегда основывают свои решения на наблюдаемых характеристиках размера и веса. Они недоумевают, когда их правила не укладываются в противоречивые наблюдения. Например, большой кусок дерева может быть тяжелее небольшого свинцового груза, но он будет плавать, пока груз опускается. Они по-прежнему не могут рассматривать альтернативы, не наблюдаемые непосредственно в физическом мире. Напротив, в период формальных операций ребенок может освободиться от очевидных намеков на вес и размер, осмыслить множество возможных альтернатив и прийти к понятию плотности. Пиаже описывает комментарии ребенка формальной стадии развития, борющегося с этой проблемой: «Он тонет, потому что он маленький и ему не хватает длины. Чтобы оставаться на поверхности, объект должен иметь больший размер, что-то такого же веса, но длиннее» (Inhelder and Piaget, 1958, р. 38).
Как и в случае других стадий описанных Пиаже, продолжаются споры о лучших способах описания этого типа мышления (Byrnes, 1988; Kuhn, 1991; Keating, 1990; Overton & Byrnes, 1991). Этап формальных операций и связанный с ним гибкий подход к решению проблем достигается далеко не каждым из подростков. Более того не каждый взрослый и даже общество может достичь такого прогресса в развитии (Kuhn, 1984, 1991; Niemark, 1981). Отчасти это связано с культурными и образовательными факторами, а отчасти с общим интеллектуальным уровнем. В отличие от мышления конкретной стадии развития, которое, кажется, до некоторой степени достигается во всех обществах, достижение стадии формальных операций находится под влиянием культуры (Dasen & Heron, 1981; Greenfield, 1976; Rogoff, 1990). В группах, которые не делают упор на символические навыки или в которых образовательный опыт ограничен, этап формальных операций может наступить на поздних стадиях развития или может вовсе отсутствовать. Кроме того, логические абстрактные рассуждения чаще встречаются в областях интересов или знаний подростков или взрослых, а не в других областях (DeLisi & Staudt, 1980; Falmagne, 1980). Было обнаружено, что научная подготовка по таким предметам, как физика, химия или логика, связана с большей способностью использовать формальные операции.
Оценка теории Пиаже
Пиаже попытался описать и объяснить когнитивный рост ребенка, используя несколько основных когнитивных структур и процессов. В частности, Пиаже предположил, что в процессе ассимиляции и аккомодации основные когнитивные структуры ребенка изменяются. Кроме того, он отметил, что ребенок проходит инвариантную последовательность из четырех стадий роста, в которых достижения одного периода зависят от достижений предыдущего периода. Ключом к этому росту является достижение символического мышления, которое начинает развиваться во время сенсомоторного периода и продолжает развиваться до периода формальных операций.
Как мы видели, теория и наблюдения Пиаже подверглись значительной критике на основании новых данных. Многие дети кажутся более интеллектуально развитыми для своего возраста, чем предполагает теория Пиаже. Особенно это касается способностей младенцев. Текущие данные об обусловленности и способности восприятия младенцев, представленные в главе о младенчестве (глава 5), предполагают, что младенец может знать больше, чем предполагал Пиаже (Flavell, 1985; Sugarman, 1987). Когнитивные способности предоперационных и конкретных оперативных детей также, по-видимому, недооценивались Пиаже (Gelman & Baillargeon, 1983; Halford, 1990).
Кроме того, последовательность интеллектуального роста, которую предлагает Пиаже, может быть не такой неизменной, как он утверждал. Результаты кросс-культурных исследований показывают, что рост может быть изменен культурными и экспериментальными факторами (Rogoff, 1990), а также обучением стратегиям решения проблем (Gelman & Baillargeon, 1983). Кроме того, возникает некоторый вопрос о том, действительно ли основные операции, которые Пиаже считает необходимыми для решения определенных проблем, являются существенными для этих задач.
Хотя его теория неоднократно подвергалась сомнению и в некоторых случаях заменялась более поздними гипотезами, текущая озабоченность когнитивными факторами в развитии и создание многих центров по изучению когнитивной психологии во всем мире в значительной степени объясняется воздействием и влиянием именно Жана Пиаже (Beilin, 1992). Несмотря на часто отмечаемые ограничения и недостаточную объективность его методологии, он по-новаторски задавал важные вопросы и отвечал на них, а его провокационная теория стимулировала огромное количество исследований ученых, изучающих поведение. Другими словами, невозможно представить, чтобы наше понимание интеллектуального развития детей могло продвинуться до нынешнего уровня без монументальной работы Жана Пиаже.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, теория когнитивного развития, сенсомоторный период развития, эгоцентризм, операционный период развития ребенка, период конкретных операций, период формальных операций, стадии развития интеллекта, гибкость мышления, как думают дети, как дети учатся считать.
Продолжаем изучать этапы развития мышления у детей и подростков. Как и в других статьях в данной представлены наблюдения нами уже всем известной Пиаже и других исследователей. Из статьи я узнала, что по мнению Пиаже в период 7-ми до 11-ти лет, происходят сильные изменения характеристик мышления. Логика и объективность возрастают, и дети начинают мыслить дедуктивно, однако они по-прежнему привязаны к операциям, выполняемым над объектами в окружающем мире. Брайант и Трабассо предположили, что ребенку в период конкретных операций мешает не отсутствие физических стимулов, а недостаток памяти. Они продемонстрировали, что при использовании процедур, гарантирующих сохранение информации, даже очень маленькие дети могут делать логические выводы. Мне в очередной раз ближе позиция последних исследователей и их тезис, что разница в объеме памяти разного возраста является одним из решающих факторов, влияющих на результаты тестов на логический вывод.
Интересно было читать про разницу восприятии предметов ребенка на формальной и конкретной стадии на примере плавающих предметов. Вообще поймала себя на мысли, что правильная школьная программа оказывается рассчитана не просто так и почему к примеру физику не учат с 1 класса, так как просто дети не смогут в этом возрасте понять сложные законы, так как они находятся на другой стадии. Плюс читая подумала, что у меня с физикой и химией и в старших классах были проблемы, это что значит, что я зависла на стадии конкретных операций? Но в статье было рассказано, что не каждый взрослый может достичь прогресса в развитии, так как это может –это отчасти это связано с культурными и образовательными факторами, а отчасти с общим интеллектуальным уровнем.
В последней части была дана информация про то, что многие опыты Пиаже, были опровергнуты или расширены, но я абсолютно согласна с автором статьи, что заслуга Пиаже не оспорима. Значительно легче что-то опровергнуть или расширить, когда есть фундамент, чем создать все с нуля. Поэтому интересно читать мнение так сказать фундаменталиста и опыты, которые расширяют базовые представления. Мне кажется, что в условиях развития, будут дополнены и самые последние исследования (потому что сейчас в основном 90-2000 года во всех статья описаны), так как дети сейчас развиваются значительно быстрее, вспоминаю, как мой годовалый племянник, который не могу ходить, ловко включал планшет, находил значок ютуба и включал мультики. Так что было бы интересно почитать о последних исследованиях в области развития мышления детей, мне кажется Пиаже мог бы удивиться- на что сейчас способны дети на ранних стадиях)
Из статьи я узнал о том, что дети в возрасте от 7-11 лет могут решать проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически. Рассмотрели на примере троих детей разного роста и ребенок видит, что Джоан выше Сандры и Сандра выше Мэри. Однако, если визуальные стимулы отсутствуют и задача представлена лишь на словах: «Кто из трех детей выше всех?», ребенок оперативной стадии развития будет испытывать трудности с ее решением. Меня удивляет, что даже во взрослом возрасте у людей нет этих визуальных стимулов, точнее они неразвиты. Детям недостаёт памяти, как выявили Брайант и Трабассо.
В отличие от ребёнка в период конкретных операций, который в большинстве случаев может решать проблемы только тогда, когда объекты действительно присутствуют, подросток может решать проблемы, представленные в уме. Дети на этом этапе уже рассматривают ряд возможных альтернатив или гипотез в ситуации решения проблемы. Логика и объективность возрастают, и дети начинают мыслить дедуктивно, однако они по-прежнему привязаны к объектам в их окружении. Статья лично мне говорит о том, что мозг необходимо тренировать, учиться воображать предметы и решать задачи в уме, т.к. в консультировании людей это пригодится.
Данная статья продолжает серию статей по стадиям когнитивного развития у детей. И снова в ней приведены исследования Пиаже и их критика. Описаны два периода развития по Пиаже: период конкретных операций и период формальных операций. В период конкретных операций возникает более глубокое понимание обратимости, снижаются центрация и эгоцентризм, что приводит к развитию гибкости мышления и развивается дедукцию. В период формальных операций дети начинают все больше использовать логическое и символическое мышление. У них появляется возможность думать о надуманных проблемах, никак не связанных с реальностью. Ребенок уже может логически думать о вещах, напрямую не связанных с реальностью, а просто представляя их в уме. Успехи в логических предметах, таких как физика, химия и математика тесно связан с гармоничным развитием в этот период. Далее авторы статьи говорят о критике данной теории и о том, что Пиаже недооценил когнетивное развитие детей, но в любом случае именно его теория послужила отправной точкой в развитии детской когнитивной психологии и привела к многочисленным исследованиям в этой сфере. Я согласна с тем, что развитие детей идет поступательно, от простого к сложному, что есть определенные возрастные ограничения для понимания тех или иных процессов. Как не все взрослые люди проходят успешно все эти этапы формирования, так и не все дети попадают именно в возрасные ограничения, предложенные Пиаже: некоторые все понимают значительно раньше. Думаю, что тут еще много чего недоисследовано и недопонято. Но общие структуры видны и понятны, а нам лишь остается дополнять их.
Интересная статья об изменениях характеристик мышления у детей. Интересно узнать, как и когда у детей возникает дедуктивное мышление. Здесь для меня важным стал момент, что ребёнку до 7 лет достаточно трудно рассуждать о вещах абстрактных, которые он не видит прямо сейчас. Пользуясь моментом, задала десятилетней дочери вопрос о разном росте девочек, который задавали детям экспериментаторы. Дочь начала на бумаге делать какие-то пометки и рисунки. На мой вопрос «Зачем?», ответила, что ей так понятнее, таким образом подтвердив гипотезу, что «они могут решать проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически». Здесь ей было необходимо хотя бы схематично обозначить рост девочек.
В то же время вопрос о синих людях и красных домах не вызвал у неё сложностей. Подумав несколько секунд, ответила правильно, обосновав свой ответ. Соответственно, её возраст уже приблизился к тому, что она готова решать абстрактные задачи.
Интересен эксперимент с выведением закона Архимеда. Мы, взрослые люди, воспринимаем такие вещи, как данность. Интересно, что если задавать ребёнку определённые вопросы, можно подвести его к тому, что он сам выведет доказательство того, что объект будет плавать, если его вес на единицу (плотность) меньше веса воды.
В целом очень познавательная статья о развитии детей в периоды конкретных и формальных операций. Такие знания позволяют нам лучше понимать наших детей и учеников.
В этой статье подробно описано, что входит в период конкретных операций и период формальных операций при развитии мышления у детей и подростков. Интересен тот факт, что фундаментом для логического мышления является как раз период конкретных операций (7-11 лет) в который происходит изменение характеристик мышления. Понимание обратимости, снижение центризма и эгоцентризма приводит к гибкости мышления. Дети начинают мыслить дедуктивно. А период формальных операций (с 12 лет) интересен тем, что подросток может думать о надуманных проблемах или о чем-то, что не основано на реальности. Мышление становиться более гибкое и абстрактное, может строить гипотезы и видеть множество возможностей.
Очень интересен тот факт, что этап формальных операций достигается не каждым из подростков и даже не каждым взрослым, что может быть связано с культурными и образовательными факторами, а отчасти с общим интеллектуальным уровнем.
Первое, что пришло в голову после прочтения статьи, что эти стадии достаточно хорошо могут быть видны в детском творчестве. В частности в рисунках. И на их основе можно делать какие-либо выводы.
Прочитав статью, я узнала, что мышление у детей в период конкретных операций становится более гибким по сравнению с детьми младшего возраста. Этому способствует снижение эгоцентризма, формирование способности мыслить логически и оценивать предмет по нескольким свойствам/признакам. Примечательно то, что в этом возрасте ребёнку всё ещё важно видеть компоненты задачи воочию для успешного её решения, то есть процесс представления у ребёнка в этом периоде ещё не развит в полной мере. Классификация же предметов по группам детям даётся легче и совершается по большему количеству признаков. Удивительно то, что для формирования вывода ребёнку на этапе конкретных операций не хватает объёма памяти, а не реально наблюдаемых им предметов.
К двенадцати годам ребёнок способен перейти на следующий этап когнитивного развития — этап формальных операций. У ребёнка появляются способности и навыки решать задачи, представленные в уме, выдвигать и логически проверять варианты решений. Меня поразило то, что не каждый подросток и даже взрослый может достичь этого этапа развития. Большое влияние здесь оказывает культура общества, образованность и общий интеллект. Получается, что в учебном классе могут оказаться дети, которые просто не способны понять такие предметы как физика и химия. Думаю, что выборочно изучение предметов, основанное на выявленных способностях ребёнка, имеет в этом случае смысл. Раньше мне было сложно поверить в то, как можно не понимать физику. Возможно что и не все учителя хорошо разбираются в детской психологии. А от них, в том числе, зависит будущее ребёнка.
Я считаю, что заслуга Жана Пиаже в изучении интеллектуального развития детей велика. И вполне нормально то, что наука не стоит на месте, его теории дообследуются, опровергаются, углубляются.
Для себя я сделала вывод о том, что к ребёнку даже в подростковом возрасте надо относиться с пониманием того, что он находится в постепенном развитии и его способности могут быть ограничены. Я обязательно буду учитывать это в общении с детьми. Спасибо.
Из данной статьи я узнала, что при проведении исследований когнитивного развития у детей нужно учитывать разницу в объеме памяти у детей младшего и старшего возраста. Так как это критический фактор от которого зависят результаты тестов. Поскольку с взрослением снижение эгоцентризма позволяют мышлению становиться гибче. Интересен для меня и стал тот факт что, ребенку в период конкретных операций сложно выйти за рамки того чего не существует. В то время как ребенок в период формальных операций будет применять логику не концентрируясь на нереалистичности предмета. Частично на это могут влиять культурными и образовательными факторами, а так же общий интеллектуальный уровень развития. В группах, в которых образовательный опыт ограничен, этап формальных операций может наступить позже или вовсе не сформироваться. Новым для меня стали термины «ассимиляция» и «аккомодация» вошли в психологическую терминологию благодаря Жану Пиаже. Согласно его представлениям соответствующие им процессы являются противоположно направленными и неразрывно взаимосвязаны между собой. При этом (по мнению Пиаже) они не могут существовать друг без друга и уравновешивание этих двух процессов представляет собой когнитивную адаптацию или сферу подлинного интеллекта. Совершенно понятно , что несмотря на ведущиеся споры относительно правильности выводов Пиаже, отрицать его вклад и новаторское мышление, давшее повод для новых исследований не возможно.
Благодаря статьям о детях, которые основываются на работах Пиаже, я начал читать первоисточник и теперь материалы представленные в статьях, воспринимаются более полно и глубже. Они стали просто лучше запоминаться. Из данной статьи я узнал, что мышление человека формируется постепенно, и на определенных стадиях развития ребенок просто не способен мыслить так, как это делает взрослый человек. Например выстраивать причинно следственные связи. Это не очевидно, ведь если обратиться к собственным воспоминаниям, то мне сложно сказать, чем мое мышление отличалось в детском возрасте. Сейчас, мне кажется, что мыслил я примерно так же как и сейчас, только в рамках своего «детского» мира. Так, же меня удивило, что у ребенка, просто не хватает объема памяти для решения логической задачи.
Статья дала мне знания о формировании умственных способностях , памяти детей. Я узнала о методах исследований развития . Объяснения когнитивных факторов в развитии, характерные периоду 7-11 лет, исследователи последовательности развития отдают предпочтение работе Пиаже . Не смотря на частые опровержения его методов .
Меня заинтересовало что дети , основывающие действия на уровне своих знаний , поражаются , когда наблюдения противоречат их ожиданиям . Весьма забавно наблюдать за этим в живую . В статье я познакомилась с психологическим понятием обратимости мышления . Тогда когда ребёнок 7-11 лет по мере взросления обретает способность проецирования ситуации , проявляя гибкость мышления .
В профессиональном плане я осознала как важна последовательность развития ребёнка . Если рассматривать процесс как постройку дома , то развитие мышления в раннем возрасте , я интерпретирую как фундамент . Следовательно если он неправильно заложен и последовательность постройки будет нарушена , то в тот момент когда наступит буря , т.е трудности в семье , на работе , проблемы со здоровьем , дом рухнет . И дом , т.е. человека , прийдется строить или восстанавливать заново , учитывая степень урона / разрушения.
В личном плане я узнала эксперименты и исследования такие как задача о росте трёх девочек , задаче с синими людьми и красными домами , и конечно же эксперимент с весом и размером , который вызывает особый интерес к детей . Благодаря этим знаниям я смогу оценивать развития свои собственных детей.
Статья наталкивает на идею лишний раз интересоваться мнением ребёнка , на любую интересующую его тему . Так как порой , перлы которые выдают детки , весьма впечатляют и запоминаются на долгие годы , в хорошем смысле слов .
Продолжаю знакомиться с мышлением детей и подростков, исследованиями и выводами неравнодушных к этому людей- учёных, наблюдателей. Как раз недавно меня поразила новость про девочку, которая в 12 лет поступила в институт на психологический факультет. Семья этой девочки были на передаче у Гордона и я тогда задумалась — как такое может быть и созрела ли эта девочка для обучения и социализации в таком взрослом окружении. И тут как раз такая статья про развитие мышления у детей и подростков. Интересно, что в период конкретных операций у детей появляется большая гибкость мышления, а в подростковом возрасте дети начинают размышлять о надуманных проблемах. Я прямо начала себя вспоминать в подростковом возрасте…Мой первый ежедневник появился в возрасте 11 лет…Как раз с начинающимися надуманными проблемами. Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Было интересно и, пожалуй, неожиданно узнать, что одним из ключевых факторов разницы в результатах тестов на логический период служит разница в объеме памяти у детей разного возраста. Хоть эта версия и весьма логична, но я имела убеждение, более близкое к версии Пиаже, об изменения в умственных операциях. Так же интересно было узнать, что достижение стадии формальных операций находится под влиянием культуры. Это лишний раз убеждает, что важно следить за общим фоном окружения, в котором происходит становление маленькой личности в большую: какую выбрать школу, в каком жить районе и пр. Обязательно буду учитывать и эти факторы при воспитании детей.
За последние статьи складывалось впечатление постоянной несостоятельности научной мысли Пиаже, поэтому оказалось весьма важным увидеть в заключении этого цикла статей о стадиях развития детей акцент на значимости его вклада в фундамент всей теории, на котором в последствии было выстроено большое количество уточняющих, опровергающих и развивающих эти идеи исследований.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Термин «аккомодация» ранее мне был не знаком, произошел от лат. accommodatio — приспособление, приноровление, т.е. это приспособление функций организма к специфике объектов; в контексте данной статью, думаю, что имеется ввиду «аккомодация глаза» — это его способность фокусироваться на предметах, которые находятся от него на разном расстоянии, с помощью изменения преломляющей силы, т.е. способность глаз менять фокусное расстояние за счёт сокращения и расслабления цилиарной мышцы.
Также я узнала о 2 видах операций: конкретные (7-11 лет, т.е. ребенок), формальные (от 12 лет, т.е. подросток). Конкретные — это тогда, когда при решении проблемы, объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически, где дети могут запоминать количество и числа, формировать представления о пространстве и времени, классифицировать или группировать предметы (фокус внимания только на одной характеристике объекта или ситуации). Формальные — это тогда, когда подросток способен думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности, когда вышеупомянутый сосредоточен на применении логических решений проблемы независимо от нереалистичного содержания (например, идеи, противоречащие реальности, представленные в уме).
2. Что меня удивило? Спустя столько статей о когнитивном развитии детей, наконец, были отмечены не только ошибочные предположения швейцарского психолога и философа, но и его монументальный вклад, благодаря которому создано много центров по изучению когнитивной психологии во всем мире.
Прочитав статью, узнала, что в период с 7 до 11 лет у детей происходят сильные изменения характеристик мышления. Возникает более глубокое понимание обратимости, повышается гибкость мышления, возрастают логика и гибкость.
Интересны исследования, проводимые Пиаже по классификации и группировке предметов детьми этого периода. Оказывается, дети могут запоминать количество и числа, формировать представление о пространстве и времени, классифицировать и группировать предметы, но если только эти предметы встречаются в повседневной жизни, присутствуют физически.
На этапе конкретных операций происходят изменения в классификационных способностях и понимании концепций. Ребенок может сортировать объекты в соответствии со сложными комбинациями их атрибутов.
Удивило, что ребенку в период конкретных операций логическому мышлению мешает не отсутствие физических стимулов, а недостаток памяти.
Понравилось, что в статье рассмотрены несколько периодов развития мышления у детей,и что информация подкреплена опытами и исследованиями.
Информация, представленная в данной статье полезна для работы с детьми, для понимания когда закладывается фундамент логического мышления.
Скажу сразу: теория и наблюдения Пиаже смущают своей периодизацией. По моему небольшому опыту период формальных операций у детей начинается гораздо раньше 12 лет. О «надуманных проблемах, не основанных на реальности» ребёнок способен думать много раньше подросткового возраста. Об этом свидетельствуют и конкретные примеры, и педагогическая литература. Во-вторых, объём памяти человека в 6 и 13 лет тоже кажется мне очень относительным понятием, и я говорю отнюдь не только о вундеркиндах. Я познакомился с такими понятиями, как «когнитивный» (рост, психология, факторы, структуры, процессы); процесс аккомодации; инвариантная последовательность; сенсомоторный период. Но зная значение этих терминов, я и при необходимости буду стараться говорить по-русски, например, система познания – в результате становления характера и воспитания, приспособление к внешним условиям, остающийся неизменным в новых условиях и т.д. Мне кажется это более человечным для собеседника и психологически более эффективным для переговоров или беседы. Да, термин «когнитивный диссонанс» стал в ходу и у молодых, на уровне сленга. Но часто чувствую неловкость за человека, который применяет этот термин и к месту, и не к месту по отношению к себе, понимаю, что он просто кокетничает, умничает. И не думаю, что профессиональному психологу в разговоре с консультируемым широкое применение этого специального языка даст рост его репутации и принесёт больший доход. Что меня удивило, так это задание Инсельдера и Пиаже (в 1958 г.), когда детей просят фактически самостоятельно вывести закон Архимеда. Из практики советской школы, мне кажется это сложным заданием, хотя дети, обладающие смекалкой и логикой гипотетически могут догадаться о различной плотности и взаимосвязи массы и объёма тела. Мне кажется всё же невозможным обобщить и сказать о начале периода формальных операций и о начале символического мышления. Качество гибкого подхода к решению проблем зависит от места и обстоятельств жизни каждого отдельно взятого ребёнка. Но, видимо, автор опирается на статистические данные какой-то страны.
Спасибо за статью. Благодаря научному обоснованию развития детской психики и взросления, наблюдать за собственным ребёнком становиться все интереснее.из статьи узнала что в период с 7-11лет происходят значительные изменения характеристик мышления (конкретные операции-исследования Пиаже), развиваются логическое мышление и объективность, появляются первые навыки дедукции.а вот по мнению других учёных (Брайант и Трабассо) детям в период конкретных операций просто не хватает ёмкости памяти, и дело вовсе не в отсутствии физических стимулов.по моему мнению и в ходе наблюдения за дочкой, ей как раз скоро 7 лет, дети сейчас развиваются ну очень стремительно, но конечно эта развития в основной массе такие же. Дочь например, очень быстро запомнила пароль телефон, чтоб зайти и найти свою игру, нежели гласные и согласные буквы.но сейчас у нее период как раз яркой мыслительной деятельности- она пытается предположить последствия того или иного действия, придумывает разные варианты развития, некоторые просто фантастические, но и даёт чёткие логические оценки поступкам или словам.так что, в дальнейшем очень интересны новые статьи и наблюдение за ней.
Из статьи подчерпнула полезную информацию о том, что обратимость у ребенка начинает формироваться только с 7-ми лет, что подразумевает школьный период развития. Получается, что дошкольники не обладают достаточной гибкостью мышления, а потому они хуже, чем начальная школа, запоминают количество и числа, не способны в достаточной мере усвоить пространственно-временные представления, классификацию и группирование предметов. Стоит задуматься, не является ли это слишком большой нагрузкой для детей младше указанного возраста, поскольку изучение и запоминание вышеперечисленного берет свое начало из детского сада. Особенно заинтересовал период формальных операций, который присущ подростковому возрасту, когда ребенок применяет логическое мышление независимо от реалистичности содержания задачи. Ведь формальность означает гибкость ума, это предполагает под собой весьма интересные результаты. Однако самое интересное, что таким типом мышления обладают даже далеко не все взрослые. В тексте сказано, что научная подготовка по таким предметам, как физика, химия или логика, связана с большей способностью использовать формальные операции. С химией и физикой я испытывала трудности в школьные годы, как и с теми предметами, которые нуждались в применении логики. Поэтому не могу сказать, что отличаюсь гибкостью мышления, например, в отличии от своих знакомых, которые были сильнее в подобных предметах. Однако я считаю, что в себе можно развить любые навыки, если приложить больше стараний и точно осознавать, для чего это нужно сделать. Спасибо за познавательную статью!
Для себя в который раз отмечаю важность понимания таких предметов как химия и физика, эти предметы помогают более четко использовать формальные операции. Я к моему сожалению «прослушала» в школе эти предметы. С химией мне пришлось познакомиться потому что я технолог по образованию, а вот с физикой и сейчас мы не друзья, единственная надежда на детей, попробую вместе с ними пройти школьную программу и закрыть этот пробел моих знаний.
Интересно было узнать о предположении Пиаже что, когда ребенок приспосабливается и адаптируется у него изменяется основные когнитивные структуры. Так же Пиаже отметил, что ребенок проходит инвариантную последовательность, которая характеризуется 4-мя стадиями роста, в которых достижения одного периода зависят от достижений предыдущего периода. Я это понимаю, как постепенное развитие: ранний возраст – восприятие, дошкольный возраст – память, начало школы (около 7 лет) – мышление, в период 7-ми до 11-ти лет, происходят сильные изменения характеристик мышления, задача родителей и педагогов не допустить упущение в каком-либо стадии. А задача ребенка познать действительность и овладеть ею.
Прочитав, что многие исследования Пиаже, были подвергнуты критики, я соглашусь с автором, что Пиаже внес огромный вклад в создание теории когнитивного развития и изучение детской психологии.
В личном плане я в очередной раз убеждаюсь в том, на сколько важны психически здоровые детско-взрослые отношения, которые представляют собой такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), и для них характерны содействие, сотворчество, сопереживание, учет и принятие интересов и склонностей, особенностей каждого, его желаний, прав и обязанностей.
Из статьи узнала следующее: дети в период конкретных операций, который длится примерно с 7-ми до 11-ти лет, могут решать проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически. И пример, кто из детей выше всех, мне это доказал. Так же существует период формальных операций, который начинается примерно в 12 лет. И эти два периода друг от друга отличаются. В формальном периоде ребёнок уже способен думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности. Он понимает, что логические правила могут применяться к идеям, противоречащим реальности. И на примере я увидела разницу между двумя периодами, в первом случае ребенку было бы трудно понять, что нет синих людей. А ребенок в период формальных операций уже будет сосредоточен на применении логических решений проблемы. И интересным для меня было узнать о эксперименте с весом и размером. Что дети в конкретном периоде недоумевают как то, что меньше по размеру может весить больше. А об этом не задумывалась. Теории Жана Пиаже часто подвергались сомнению, но именно он внёс большой вклад в развитие и создание многих центров по изучению когнитивной психологии во всем мире. Статья помогла мне понять, что в конкретном периоде дети начинают мыслить дедуктивно, а в формальном в возрасте 12 лет подростки закладывают свой собственный фундамент логического мышления. В профессиональном плане я учусь понимать когнитивное мышление детей. Спасибо за статью.
Из статьи узнала,что в период конкретных операций начиная с 7 и до 11 лет , на фоне снижения эгоцентризма, у детей формируется понимание обратимости-способность логически рассуждать и оценивать предмет по нескольким характеристикам.В этот период детям легко дается классификация предметов сразу по нескольким признакам.Теперь я знаю,что в возрасте от 7 до 11 лет дети начинают использовать символическое мышление,плавно перетекающее в логическое,а мыслительные процессы периода конкретных операций преобразуются в мыслительные процессы периода формальных операций.У ребёнка проявляются способности и формируются навыки для решения задач в уме с помощью логики и абстрактного мышления.И это получается наивысший уровень развития умственной деятельности , которым могут овладеть не все подростки и ,соответственно, взрослые.И вот тут,я должна признаться,что я как раз тот взрослый.Я мыслю образами,а любая логическая задача вызывает во мне ступор.Возможно сказываются пробелы в образовании, возможно,я просто так устроена.Ведь есть же негласное деление людей на физиков и лириков. Даже Пиаже создал свою теорию на основе наблюдений за детьми,а не на основе теоретических данных.И не смотря на недостаточную объективность, его теория дала толчок для дальнейшего понимания детской психологии.Для себя я сделала вывод,что к любому ребёнку нужно относиться с пониманием процессов его развития на разных этапах взросления и не требовать от него того,до чего он ещё не дорос.
Благодарю за интересную статью!
В ней я знала о различии в мышлении детей от 7-ми до 11-ти лет и детей более старшего, подросткового возраста. Когда мы говорим о детях младшего возраста (а это получается начальная школа), то мы говорим о периоде конкретных операций, то есть это тогда, когда для решения определенной задачи детям необходимо видеть все своими глазами, скажем так, то есть должны присутствовать визуальные стимулы. Мышление становится все более гибким, но только в период формальных операций ребёнок может решать задачи «в уме». Представлять что-то нереалистичное. Более логически и абстрактно мыслить.
Также я узнала, что достижение периода конкретных операций зависит от культуры и уровня образованности людей, а также от изучения таких наук как физика, химия, логика. И, соответственно, данный период достигается не всеми взрослыми.
Для меня цикл статей о развитии детей очень интересен, но в начале вызывает сопротивление, бывает сложно воспринимать. Но прочитывая статью второй раз, потом по частям, размышляя о том, что можно выделить, выписать для себя, что я узнала, а что уже было известно, сопротивление проходит. И как я пишу в каждом комментарии, мне вдвойне интересно, потому что в моем окружении есть дети разных возрастов, за ними можно наблюдать уже свежим взглядом, проводить свои собственные маленькие эксперименты.
Спасибо за статью. В ней очень наглядно и понятно были освещение и сравнены два периода развития ребёнка. Один — это период конкретных операций, с 7 до 11 лет. В этом периоде у ребёнка появляется понимание обратимости, снижение центрации и повышение гибкости мышления. То есть детки уже могут оценивать сразу несколько свойств предметов, размышлять над решениями простых задач. Поэтому видимо в этот период начинается начальная школа. И очень важно помочь ребёнку в адаптации к ней и в привыкании. Второй рассматриваемый период- это период формальных операций, охватывающий подростковый возраст с 12 лет. Подростки уже достаточно часто могут думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности. Мышление становится более гибким, абстрактным. Но тут может быть такой интересный момент, как влияние культурной среды на развитие этих видов мышления. И часто мы видим, что даже у взрослых эти виды мышления не сильно то и развиты.
Вообще если говорить о теории Пиаже, то при всей критике её многими учёными, именно он начал структурированное изучение развития детей. И простимулировал интерес к такому изучению у других учёных.
Из статьи узнала отличия периода конкретных операций от периода формальных операций в развитии детей. Интересно,что именно в гибкости мышления,использовании проверки мыслительных гипотез и понимании множества возможностей, подростки отличаются от ребёнка конкретных операций.И что ребёнку в такой период мешает не отсутствие физических стимулов ,а недостаток памяти.Удивительно,какую огромную роль играет память на процесс развития детей. А разница в её объёме у детей младшего и старшего возраста является одним из критических факторов, влияющих на логические выводы.Пришла к выводу,что очень важно с раннего возраста помогать ребёнку в развитии памяти ,так как она лежит в основе воспитания и обучения детей, приобретения ими знаний, личного опыта и формирования навыков.Правильное развитие ребёнка немыслимо без активного задействования памяти.
По мере взросления ребенка уменьшаются ограничивающие особенности дооперационного периода, такие, как необратимость, центрация. Дети начинают мыслить более логически. Статья подробно рассказывает об особенностях периодов конкретных и формальных операций. Меня поразило, что до достаточно взрослого периода (до 12 лет) ребенок не всегда способен воспринимать и анализировать абстрактные вещи, не присутствующие физически. Хотя я согласна с тем, что и не каждый взрослый может в полной мере овладеть формальным подходом к мышлению. Меня удивило, что возможность к абстрактным рассуждениям может существовать избирательно, т.е. в максимально изученных конкретным человеком областях, и не проявляться в других сферах деятельности. Поразило, что знание логических дисциплин, столь не любимых основной массой школьников (физика, химия) как раз и совершенствует нашу способность к абстрактным операциям в целом. Что же касается выводов и анализа теории Пиаже, то я увидела, что любая базовая теория с течением времени подвергается критике, дополнениям. Он показывает основные этапы развития детского мышления, не беря во внимание конкретные особенности, кросс-культурные исследования. Однако на его основе сформировано современное понимание когнитивного роста ребенка. В любой науке должен быть новатор, с которым соглашаются или (чаще) нет, но он дает стимул к дальнейшим исследованиям.
Из статьи я узнала , что у детей выделяют период конкретных операций (7-11 лет) и период формальных операций (с 12 лет). Меня впечатлило, что эти два периода отличаются тем , что ребенок способен думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности, в то время как в период конкретных операций он может решать проблемы только с объектами, которые находятся физически рядом. Так же интересно было познакомиться с заданиями для детей , используемые Инельдером и Пиаже, где дети должны обьяснить почему одни предметы плавают ,а другие нет. Теория Пиаже не раз подвергалась критике, однако именно благодаря ему много ученые стали активно изучать когнитивное развитие у детей. Его работы -это база для всех. В профессиональном и личном плане благодаря прочтению статьи я лучше стала понимать этапы развития интеллекта у детей. Спасибо за статью
В результате прочтения этой статьи я узнала, что у детей в периоде с 7-ми до 11-ти лет, происходят сильные изменения характеристик мышления, возникает более глубокое понимание обратимости, снижение центрации, и эгоцентризма приводят к повышенной гибкости мышления, дети начинают мыслить дедуктивно. Меня удивило, что есть разница в объеме памяти у детей младшего и старшего возраста, которая является одним из критических факторов, влияющих на результаты тестов на логические выводы. Символическое мышление оказывается является фундаментом для логического мышления, которое помогает подростку уйти от нереалистический представлений мира. Эта информация дает возможность в профессиональном плане оценивать умственные способности ребенка поэтапно, а в личном плане не ожидать от ребенка большего нежели он может, ведь есть разница даже в объеме памяти и типа мышления у детей разного возраста. Обучение ребенка должно проходить полагаясь на его умственные способности, тип мышления, и возможности обработки большого количества информации.
Из статьи узнала, что по теории Пиаже, в период когнитивных операций (7-11 лет)ребенок начинает использовать символическое мышление и закладывается фундамент логического мышления. Интересным для меня оказался тот факт, что в этот период дети начинают формировать представления о пространстве и времени, начинают мыслить дедуктивно. Отметила, что в периоде формальных операций ( с 12 лет) ребенок начинает рассматривать альтернативы и гипотезы в решении задач, не зависимо от нереальности содержания, т.е. у них появляется гибкость в мышлении. Но этого достигает далеко не каждый подросток. На мой взгляд и даже не каждый взрослый. Это, как говорится в статье, зависит таких факторов как культура, образование, интеллект. Отметила для себя, что изучение химии, физики, логики связано с большей способностью использовать формальные операции. Не смотря на критику теории Пиаже, для меня важным является тот факт, что дети проходят инвариантную последовательность развития мышления. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что начиная с 7 лет происходят сильные изменения в характеристиках мышления ребенка, оно становится более гибким. Ребенок начинает использовать символическое мышление. Формируется умение оценивать предметы по нескольким характеристикам. Моей дочери через полгода будет 7, поэтому информация актуальна для меня.
После 12 лет ребенок начинает использовать логическое мышление, рассматривая все возможные ситуации. С этого возраста он начинает формировать ситуации в уме. Меня удивило, что в период с 7 до 12 лет ребенок концентрируется на вещах, которые здесь и сейчас и не может решить задачу из несуществующего примера. Буду иметь ввиду, общаясь с дочерью и делая с ней уроки в будущем. Теперь я понимаю, что необходимо учитывать особенности возраста, а не требовать логики в 5 лет.
Также я познакомилась понятием центрации — это фокусирование внимания на одном объекте или ситуации.
Спасибо за перевод!
Из статьи я узнала, что в период конкретных операций (с 7-ми до 11-ти лет) происходят сильные изменения характеристик мышления ребенка. Возникает более глубокое понимание обратимости, происходит снижение центрации (фокус внимания только на одной характеристике объекта или ситуации) и эгоцентризма, что приводит к повышению гибкости мышления. Возрастают логика и объективность, дети начинают мыслить дедуктивно. Дети могут запоминать количество и числа, формировать представления о пространстве и времени, классифицировать или группировать предметы.
Однако дети могут решать задачи только в том случае, если объекты, необходимые для решения, присутствуют физически. Исследователи считают критическим фактором, влияющем на результаты проводимых тестов, разницу в объёме памяти у детей младшего и старшего возраста.
Период формальных операций (с 12 лет) характеризуется способностью подростка думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности, т.е. он понимает, что логические правила могут применяться к идеям, противоречащим реальности. Мышление ребенка становится более гибким и абстрактным, он может решать проблемы, представленные в уме.
Подростки отличаются от ребенка периода конкретных операций в способности гибко мыслить, использовать проверку мысленных гипотез, а так же в понимании множества возможностей.
Достижение стадии формальных операций возможно не во всех обществах, поскольку находится под значительным влиянием культуры.
Способность использовать формальные операции зависит от интеллектуальной нагрузки, такие предметы как физика, химия или логика тренируют эту способность.
Мои дети ещё на предоперационном периоде, к периоду конкретных операций мы только готовимся. Благодаря полученной информации из теории развития Жана Пиаже я понимаю, на что возможно сделать упор в развитии детей, а где совершенно необходимо снизить требовательность и постараться их понять.
Интересно было узнать о периоде конкретных операций, который происходит с 7 до 11 лет. Узнала, что в этом периоде происходит развитие когнитивного плана в мышлении, развивается гибкость , появляется логика, объективность и мышление уже может функционировать не на одной характеристике предмета , а на нескольких. Как я понимаю ребёнок может рассматривать предмет не только как тяжёлый и все, а еще как тяжёлый и длинный одновременно. Так же узнала, что в этот период конкретных операций в отличие от периода формальных операций , объекты для решения когнитивных задач должны присутствовать физически, хотя в периоде формальных операций предметы , с которыми проводятся задачи могут и этого достаточно, присутствовать в уме. Может поэтому в возрасте 7 лет дети и идут в школу, так как они способны запоминать числа и количества, способны к классификации предметов. Так же узнала, что в более позднем возрасте , в 12 лет , наступает период формальных операций, который характеризуется проявлением гибкости мышления, проверкой гипотез. И так же из статьи узнала , что Пиаже определил, что для решения задач с предметами в отсутствии их физически нужна память . Интересно было узнать, то что этот этап достигается не каждым подростком и даже не каждым взрослым, так как для этого этапа важна образовательная культура в обществе. В практическом применении этот этап важен, так как стадия формальных операций позволяет овладеть науками физика, химия и логика. В профессиональном плане мне будет полезна информация тем, что общаясь с ребёнком , подростком или взрослым и понимая, что у них нет представления как можно обсуждать предмет которого нет физически, то значит у них не развита стадия формальных операций , и можно предположить , что образовательная среда у них отсутствовала или была на низком уровне.
Статья знакомит меня с новыми исследованиями Пиаже. По его изучениям я вижу, что дети в период с 7-ми до 11-ти лет совершаются сильные изменения характеристик мышления. Интересно было узнать о том, что в этот период когнитивного развития ребенок могут решать только те проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения вопроса, присутствуют физически. Речь идет о двух периодах развития. Из которых я открыла для себя, что в период конкретных операций возникает более глубокое понимание обратимости, что приводит к развитию гибкости мышления и развивается дедукцию. А также период формальных операций дети начинают все больше использовать логическое и символическое мышление. В этот период у детей появляется возможность думать о проблемах выдуманных, никак не связанных с действительностью. Именно в этот период закладывается навыки к логическим предмета (математика, физика). В профессиональном плане я познакомилась с термины «ассимиляция» и «аккомодация», также увидела, как важна последовательность в развитие ребенка. А еще я узнала, что для решения логических задач у ребенка не хватает памяти (как на флешке). Статья полезна в первую очередь для родителей, организаций занимающихся развитием ребенка, а также педагогам дошкольного образования. В личном, благодаря статье на примере моей племянницы, удалось отследить ее склонность к мышлению более гибкому и абстрактному, а также к умению строить строить гипотезы и видеть множество возможностей. Несмотря на ведущиеся споры относительно правильности выводов Пиаже, его новаторское мышление позволило продвинуть вперед исследования развития ребенка.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Из данной статьи я узнал что такое период конкретны операций. Это прям по мне так как моему пасынку восемь лет. Появляется понимание что процессы обратимы и появляется гибкость мышления. Ребенок начинает выстраивать логические цепочки из предшествующих действий. В этой статье так же я прочитал что теория Пиаже подвергается неоднократной критике. Что интеллектуальный рост может быть изменен культурными факторами, обучением стратегий для решения различных задач. Например стратегии запоминания стихотворения, ассоциации, визуализация и другие. Я понимаю что чем больше вкладываешь средств, сил времени в развитие ребёнка тем раньше могут наступать периоды развития.
Спасибо за статью. Из статьи узнала о новых периодах мышления у детей, этот период начинается с 7-ми до 11-ти лет. В этот период снижается фокус внимания на одном объекте или ситуации и эгоцентризма приводят к повышенной гибкости мышления. Логика и объективность возрастают и дети начинают мыслить дедуктивно. Дети могут запоминать количество и числа, формировать представления о пространстве и времени, а также классифицировать или группировать предметы, если это предметы, которые встречаются в повседневной жизни. Однако они по-прежнему привязаны к операциям, выполняемым над объектами в окружающем мире.
Из статьи я узнала о том, как меняется мышление детей после окончания дооперационного периода — в период конкретных операций (оперативная стадия мышления) по теории, описанной Пиаже. В следствие повышения гибкости мышления, дети адекватней воспринимают свойства объекта. Теперь они способны запоминать такие свойства объекта как количество, объем, а также классифицировать и группировать эти объекты.
Следующий после периода конкретных операций — период формальных операций. Период, в котором мышление детей становится более гибким и абстрактным. В результате дети сосредоточены на применении логических решений задачи, даже если ее условия далеки от реальности. Изучая теорию Пиаже, возникает вопрос «Все ли взрослые люди в состоянии мыслить гибко и абстрактно?». Соглашусь, что такой уровень мышления зависит не только от возраста ребенка и периода его развития, но и от уровня образования.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Из статьи узнала новые для себя понятия, такие как: период формальных операций и период конкретных операций. Вспомнила свое детство, так как в статье указано, что период конкретных операций формируется в возрасте от 7 до 11 лет. В детстве мне покупали альбомы и тетради с заданиями для детей, где были упражнения по типу «Кто выше на картинке, отметь в кружочек» » Пройди лабиринт и помоги нашему герою добраться до цели». Сейчас понимаю, что это как раз была тренировка конкретных операций. А особенно вспомнились упражнения на формальные операции, «если у Кати и Маши не красные волосы, а у Вики не черные, то какого цвета волосы у светы». В детстве я очень любила прорешивать именно эти упражнения, а потом очень удивилась, когда будучи в школе , в 5 классе обнаружила на олимпиаде по математике подобное задание, мне казалось, что это детская забава. Но на самом деле его смогли решить только те дети, кто тренировался в детстве на подобных упражнениях.
Прочитав статью я узнал, что в период с семи до одиннадцати лет у детей происходят сильные изменения в мышлении. Этот отрезок времени был охарактеризован, как период конкретных операций. В это время дети начинают более глубже понимать операцию обратимость, мышление становится более гибким. Логика и объективность возрастают, что приводит к дидуктивному мышлению, то-есть появляется логический вывод из общей ситуации или задачи. Эта информация даёт мне возможность в повседневной жизни более глубже понимать поведение детей в возрасте от семи до одиннадцати лет. Что в этом возрасте дети становятся чуточку взрослее и их жизнь становится немного осознанней, в виду прибавления умственных способностей. Так же эта информация поможет и в понимании детей в возрасте до семи лет. То-есть нестоит требовать от детей слишком многого, если природой заложено определённое понимание, на данном этапе. Разные объёмы памяти у детей разного возраста, это как мышечная масса или навыки у начинающего спортсмена и спортсмена с большим временем тренировок. Это нормально, что дети помладше имеют меньший объём памяти и умственных способностей в сравнении с детьми старшего возраста. Так заложено природой, это механизм. А редкие нарушения норм и правил, это вундеркинд.
Так же из статьи узнал о периоде формальных операций.
Спасибо.
спасибо за ещё одну статью про детей. на самом деле они даются мне с трудом. так как я готова к новым вещам. при прочтении такой информации, я вспоминаю себя в более юном возрасте. иногда вспоминаю, делала ли я так? в этой статье снова столкнулась с Пиаже. Он пытался описать и объяснить когнитивный рост ребенка, используя несколько когнитивных структур и процессов.
Ребенок возраста 7-11 лет по мере взросления обретает способность проецирования ситуаци .
Теории и наблюдения Пиаже часто подвергались критике. В итоге, дети окажутся более интеллектуальны развиты для своего возраста. в обыденной жизни, эта информация может много дать. у меня есть младшая сестра, и теперь я могу понаблюдать, что вообще происходит.
Благодаря статье я узнала, что в период конкретных операций, который длится примерно с 7-ми до 11-ти лет, формируется повышенная гибкость мышления. Логика и объективность возрастают и дети начинают мыслить дедуктивно.
Дети уже способны понимать множественные классификации, и замечают тонкие различия. В то же время они могут игнорировать несущественные особенности.
У меня вызывает сомнение тезис, что именно недостаток памяти влияет на результаты логических выводов. Может речь идет об том объеме информации, который ребенок уже освоил? А не о том, что ему удается воспринимать и запоминать в конкретном моменте, проведения теста.
Интересны особенности мышления и различия в периодах формальных операций и конкретных операций. У подростков появляется способность думать о проблемах и задачах, не основанных на реальности.
Я заметила, что мне стало значительно интересней читать информацию о подростковом возрасте. Моему сыну 14, любопытно сверять и анализировать, то что я наблюдаю за ним, и то, что написано в статье.
Новые термины «ассимиляция» и «аккомодация». В статье подвергаются сомнению выводы Пиаже, хотя именно его исследования и выводы создают основу для дальнейшего развития психологии в этой области.
Спасибо за статью. При её прочтении перед глазами сразу возникла картинка из прошлого. Где-то 5-й класс решаем задачи по математике. Из пункта А в пункт Б движется объект навстречу ему другой заданы скорости , вопрос : «Через какое время и на каком расстоянии они встретятся?» Для её решения я рисую на тетрадном листе схему, иначе даже условие усвоить не удаётся. Но как только схема готова сразу можно решать. Теперь я понимаю что это было необходимо и для того чтобы компенсировать недостаток памяти с одной стороны, и визуализировать задачу с другой. И это помогало. Даже до сих пор, будучи уже взрослым человеком, при решении сложных задач я беру в руки ручку и рисую схему.
В статье описаны два периода (стадии) развития мышления у детей период конкретных операций и период формальных операций. Эти два периода объединяет то, что при их прохождении ребенок приобретает когнитивную гибкость, но основное отличие заключается в абстрактности задач, которые ребенок способен воспринимать и решать.
После прочтения статьи мне стало понятно, что для успешного изучения таких дисциплин как физика, химия и логика не достаточно хорошей математической подготовки необходимо уметь уверенно использовать формальные операции, то есть научиться мыслить абстрактно.
Спасибо за статью. Для меня статья очень сложная для понимания, но тем не менее статья достаточно интересная, так как показывает, что наука не стоит на месте и современные исследования способны подтвердить, дополнить или наоборот опровергнуть более ранние исследования. Из статьи я узнала, что теория Пиаже, предполагающая изменение в умственных операциях, была подвергнута критике, в результате которой были сделаны выводы, что одним из критических факторов, влияющих на логические выводы детей и подростков, является разница в объеме память у детей младшего и старшего возрастов, а также последовательность интеллектуального роста может быть изменена культурными факторами и изучением новых стратегий решения проблем. Я думаю, что изучение новых стратегий поведения поможет и мне быстрее справляться с появляющимися проблемами.
Из статьи я узнала, что в период конкретных операций, который протекает у детей с 7-ми до 11-ти лет, происходят сильные изменения характеристик мышления. Оказывается, в этот период логика и объективность возрастают, и дети начинают мыслить дедуктивно. Также в статье я познакомилась с таким этапом у детей, как период формальных операций. Интересно, что этот период начинается в подростковом возрасте, примерно с 12 лет и характеризуется тем, что ребенок способен думать о надуманных проблемах, не основанных на реальности. Для меня стало удивительным открытием то, что этап формальных операций и связанный с ним гибкий подход к решению проблем достигается не каждым из подростков и даже не каждый взрослый может достичь такого прогресса в развитии. Хотя, я соглашусь с этим утверждением, потому что считаю, что у меня этот этап не развился должным образом. Сталкиваясь с какой-то проблемой, мне приходится много времени, чтобы ее осознать, подумать, что с ней делать и как ее решить, т.е. гибкости во мне пока нет, но я стараюсь ее развивать. Оказывается, это связано с культурными и образовательными факторами и отчасти с общим интеллектуальным уровнем. Очень интересно, что достижения символического мышления начинают развиваться во время сенсомоторного периода и продолжают развиваться до периода формальных операций. Получается, что необходимо уделять своему ребенку больше времени в этот период, чтобы он перешел на другой этап, а его развитие было полноценным.
Из статьи узнала, что в развитии мышления у детей и подростков подразделяют такие этапы: 1.период конкретных операций, который длится с семи до одиннадцати лет. В нем происходят сильные изменения характеристик мышления, на смену повышенному эгоцентризму приходит гибкость мышления, повышается логика и объективность, дети начинают мыслить дедуктивно. 2.период формальных операций, который начинается примерно с двенадцати лет. Подросток начинает размышлять о проблемах, не основанных на реальности, мышление становится более гибким и абстрактным, для решения задач используется логика, проверяется множество гипотез.
Про себя не очень помню какие-то моменты в подростковом возрасте, а вот дочь точно решала множество проблем в своей голове, которые сама себе придумывала.
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о том, что дети в возрасте от 7-11 лет могут решать проблемы только в том случае, если объекты, необходимые для решения проблемы, присутствуют физически. Также узнала, что формируется повышенная гибкость мышления. Логика и объективность возрастают и дети начинают мыслить дедуктивно. Дети уже способны понимать множественные классификации, и замечают тонкие различия. В то же время они могут игнорировать несущественные особенности. этой статье так же я прочитала, что теория Пиаже подвергается неоднократной критике. Что интеллектуальный рост может быть изменен культурными факторами, обучением стратегий для решения различных задач. Например, стратегии запоминания стихотворения, ассоциации, визуализация и другие.
Спасибо за статью. Прочитав её, узнала, что мышление детей становится более гибким в период конкретных операций, чем мышление детей более младшего возраста. Оказалось, что помогает детям логически мыслить снижение эгоцентризма, формирование способности оценивать предмет по нескольким признакам, а также свойствам.
Удивило то, что ребенку в раннем возрасте, чтобы дать оценку какому-либо предмету, необходимо видеть предмет своими же глазами, потому что представление ребёнка в этом периоде развито не очень хорошо.
Также интересно было узнать, что несмотря на плохое развитие представления, дети запросто справляются с классификацией предметов по группам, опираясь на те или иные признаки.
В профессиональном плане отметила для себя, что каждый ребёнок проходит определённые этапы развития, сам не замечая этого.
В личностном плане решила отслеживать эти этапы становления и помогать ребёнку в их освоении.
Теория Пиаже безусловно повлияла на представление о развитии мышления детей и подростков. Благодаря его теории, на протяжении всего времени публикации статей, я все больше и больше углублялась в эту тему. А чем больше углублялась, тем больше приходило понимание детской психологии. Я пока что не попытала счастья стать родителем, но в будущем прочитанное точно даст мне большую уверенность в понимание механизмов поведения ребенка. Из статьи я узнала следующее:
1. В период с 7 до 11 лет наступает период конкретных операций. Возникает детальное понимание обратимости, появляется гибкость мышления, логика и объективность. Ребенок с этого возраста начинает использовать символическое мышление.
2. Период формальных операций (начинается с 12 лет) Ребенок сосредоточен на логическом решении независимо от того противоречит это реальности или нет. Появляется абстрактность мышления. В этом периоде гибкость мышления сильно отличается от периода конкретных операций.
Данная статья натолкнула меня на идею о том, чтобы углубиться в изучении нейробиологии.
В данной статье я узнала , что у детей в возрасте от семи до одиннадцати лет происходят критические изменения в мышление . Что именно в это период происходит понимание обратимости . В статье водна разница мышления ребёнка и подроста . Интересно было бы вспомнить думала ли я в свои подростковые годы про выдуманные проблемы . Новым было для меня , что именно подобные размышления позвонят мышлению развиваться , становится более гибким , визуализированным и тп . Явно , что и среда окружающая ребёнка влияет на его развитие , как следствие на умение размышлять . А тут опять же влияние родителей , создание ими «здоровой» атмосферы в семье . Спасибо за статью . Информация будет для меня актуально , когда у меня будут свои дети .
Из статьи я узнал возрастные рамки, в которые длится период конкретных операций и период формальных операций. В период конкретных происходят изменения, логика и объективность возрастают, и дети начинают мыслить дедуктивно. Т.е. мышление у детей формируется постепенно. С этим связано то, что ребенок не может мыслить как взрослый человек. Для самого человека процесс формирования мышления проходит незаметно и бесступенчато. Мне сложно выделить какие-то этапы в том, как этот процесс происходил у меня. Пиаже смог расчленить этот процесс на основании наблюдаемых критериев и разбил его на периоды. Из нового меня удивило, что у ребенка в определенном возрасте не хватает объема памяти для решения логической задач. В профессиональном плане знание последовательности развития ребенка полезно для родителей. С её помощью можно подобрать эффективную программу обучения и развития.
В статье говорится о том, что у детей с семи до одиннадцати лет происходят изменения в мышлении. В этот период у детей меняется фокус внимания, а так же происходит гибкость мышления. Они учатся формировать представление о времени и пространстве. Ребенок учится сортировать предметы и у него появляется возможность классифицировать предметы. В этот период у ребенка развивается логическое мышление, а так же он начинает применять символическое мышление. Детям в возрасте от 7 до 11 лет трудно выходить за рамки несуществующего. Тогда как мышление ребенка подросткового периода становится более гибким и при решении задач он уже использует логику. Стало понятно, что в процессе ассимиляции и аккомодации основные когнитивные структуры ребенка изменяются. Это значит, что каждый прожитый период развития влияет на последующий. В процессе развития ребенка необходимо отслеживать его интеллектуальный рост, чтобы помогать ему принять жизненные задачи. Пиаже очень глубоко и широко раскрывает как нам необходимо учиться жить с детьми.
В статье познакомилась с периодом конкретных операций-в этот период возникает более глубокое понимание обратимости. Дети в этот период начинают мыслить дедуктивно, т.е. на сборе информации и опираясь на логику. Удивило то, что объём памяти у малышей и взрослых деток разный и это существенно влияет на результаты тестов. Так же я познакомилась с формальными операциями. Они помогают в изучении точных наук:физика, химия и логика. Узнала новый термин «аккомодация». Самый главный вывод, который я для себя сделала это то, что все-таки теории Пиаже, сколько бы они не подвергались критике, используются до сих пор как фундамент в изучении когнитивной психологии. Мне точные науки не давались никогда. Я мыслю более абстрактно, образно, наверное, где-то даже с фантазией. Наверное, мне бы хотелось развить в себе навыки для изучения точных наук, но подожду, когда дочери это понадобится. Будем вместе изучать.
Гипотез много, они заменяются более новыми или становятся противоречивыми или же дополняют. Так в статье проводится сравнение двух периодов по Ж.Пиаже: конкретных операций (~6-11лет) где ребёнок понимает обратимость в задачах рассмотренных ранее про переливание воды в цилиндрах или братика Джими, повышение гибкости мышления и дедукция, запоминание количества, числа, формирование представления о пространстве и времени и тд. Может классифицировать предметы; и формальных операций(~ от 12лет) где ребёнок способен думать о проблемах и задачах не основанных на реальности(задача с синими людьми в красных домах), использует логические процессы и альтернативы с гипотезами (эксперимент с законом Архимеда) и приведение примеров новых исследований (Брайант и Трабассо), показывающих, что способности у детей могут развиваться раньше. Было удивлена фактом, что Период конкретных операций достигается почти во всех обществах, а Период формальных операций только там, где будучи подростком-школьником или подростком-студентом или во взрослом возрасте делался упор на символические навыки, химию, физику, логику, где были развиты культурные и образовательные факторы и общим интеллектуальным уровнем общества. В противном случае период формальных навыков не будет достигнут совсем.
Из статьи узнала, что у детей в возрасте с 7 до 11 лет возникает более глубокое понимание обратимости,мышление становится более гибким.Дети начинают мыслить дедуктивно,а так же классифицировать или группировать предметы,однако всп еще могут решать проблемы только в том случае,если предметы для её решения присутствуют физически. Это этап конкретных операций.
Уже в подростковом возрасте мышление ребёнка становится еще более гибким и абстрактым. Подросток уже способен решать прлбоемы в уме и рассматривать ряд возможных гипотез и альтернатив в ситуаци решения проблемы.Это этап формальных операций,и как оказалось его достигают не все подростки и даже взрослые. Это зависит от общего интелектуального уровня и и образовательными факторами.
Пока что не знаю как применить эту информацию,но во всяком случае за детьми будет теперь наблюдать гораздо интереснее.
В этой статье я узнала много нового для себя — новые термины, процессы развития когнитивных способностей, отличия периодов конкретных и формальных операций.
Мне близка теория Пиаже — о том, что каждый новый период развития интеллектуальных способностей зависит от того, что было усвоено в предыдущем периоде.
Система образования на этой посмотрена — то, как я буду знать алгебру и физику, зависит от того, как хорошо я усвоила математика в начальных классах, насколько хорошо мой мозг освоил вычислительный навык навык логического мышления и прочие.
Очень интересной мне стала информация о важности памяти в развитии когнитивных процессов — чем больше объём памяти, тем когнитивные способности выше. Нет, я и раньше понимала важность развития памяти, но не думала о такой большой её значимости.
Спасибо большое за статью!
В результате прочтения статьи я узнал, что с 7 до 11 лет у ребенка идет период конкретных операций, в котором происходят глобальные изменения характеристик мышления, ребенок выходит за рамки, которые были у него до этого, мышление становится более гибким, разнообразным и логичным. Так, в статье указано исследование, в котором ребенку предлагалось ответить, кто выше из 3 людей. Совсем недавно у меня был опыт, когда ребенку 8 лет была предложена к решению эта задача, только она была в учебнике по математике, а не на словах. И ребенок, немного подумав, сам пришел к верному ответу без построения рисунков или схем. То есть действительно, в периоде конкретных операций происходят изменения, развитие мышления ребенка, позволяющее решать такие задачи.
Из статьи о развитии мышления детей и подростков, я узнал о том, что по мнению Пиаже в период с 7-ми до 11-ти лет у детей происходит изменения характеристик мышления. Появляется гибкость мышления, возрастает логика и дети начинают мыслить дедуктивность. Однако мне сложно представить и понять, что ребёнок в одиннадцать лет не может решить задачу, девочка из трёх выше. Надо провести этот опыт со своим племянником. Так же было интересно узнать, что в этом возрасте дети лучше начинают классифицировать предметы по разным характеристикам. Однако вопросы поднятые Пиаже снова подвергаются сомнениям со стороны других исследователей. Мне тоже на бытовом,непрофессиональном уровне кажется, что дети умнее сейчас, чем в выводах Пиаже. Новые исследования раз за разом показывают, что возможности детей больше, чем предполагал Пиаже. Когнитивные способности предоперационных и конкретных оперативных детей также, по-видимому, недооценивались Пиаже.
Несмотря на сомнения в теориях Пиаже и доказательства, что некоторые его взгляды ошибочны, меня поражает работа проведённая этим учёным. Столько опытов, проб, экспериментов. Он дал огромную исследовательскую базу для других учёных. Он дал фундамент, на основе которого уже можно проводить новые исследования, выдвигать и проверять новые гипотезы, опровергать прежние выводы. Это всё жутко интересно. Спасибо за статью.
Считаю, что нужно дружно сказать спасибо всем уже полюбившемуся Пуаже «за наше счастливое детство». Любопытным показался момент того, что несмотря на критику и явно спорные идеи, некоторые из которых были опровергнуты, Пуаже, очевидно, стимулировал сообщество как раз-таки критичностью своих идей к изучению, а возможно к опровержению его идей значительного среза детской психологии. Никогда я не сталкивался до этого с такой классификацией возраста и связи с ним в образе мышления. Новым для меня явился тот момент, что примерно с 12 лет, по мнению Пиаже, ребенок начинает мыслить более гибко и абстрактно. То есть способен к решению логических задач в уме и строить логические цепочки о предметах, не видя их. Еще не дочитав до конца статьи я задумался о том, что эти возрастные рамки и способность детей так или иначе мыслить в более раннем и более старшем возрасте, могут отличаться в зависимости от территории, уровня развития интеллекта, возможностей получения системных знаний и еще огромного количества факторов. Любопытно, что в конце статьи я получил подтверждение своим мыслям.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развитие у детей , в каком возрасте и какие мыслительные процессы и деятельность для них характерны и всем это проявляется . Меня удивило , что делает Ребенок на каждом этапе своего развития с точки зрения научного подхода . Познакомился с таким понятием как центрация , т.е фокус внимания на каком либо объекте ., теперь я знаю каким образом это проявляется у детей входе из развития . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимание Взаимодействия с детьми в зависимости от их психологического развития , которую можно применять при их воспитании . Главной идеей данной статьи считаю более детальное рассмотрения процесса развития у ребёнка .
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развитие у детей , в каком возрасте и какие мыслительные процессы и деятельность для них характерны и всем это проявляется . Меня удивило , что делает Ребенок на каждом этапе своего развития с точки зрения научного подхода . Познакомился с таким понятием как центрация , т.е обращается внимания на каком либо объекте ., теперь я знаю каким образом это проявляется у детей . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимание Взаимодействия с детьми в зависимости от их психологического развития , которую можно применять при их воспитании . Главной идеей данной статьи считаю более детальное рассмотрения процесса развития у ребёнка .
Из статьи я узнал о периоде конкретных операций, который происходит в развитии мышления ребенка 7-11 лет. Очень важной показалась информация о том, что ребенку на этом этапе помогает визуализация. Я подумал, что в общении со своей дочкой, если она что-то не будет понимать, нужно это визуализировать. Это поможет ей познавать мир и развивать мышление. Также я узнал, что у детей разного возраста разный «объем памяти», что очень важно для постановки задач ребенку. Еще я узнал о периоде «формальных операций» и его принципиальной разнице с предыдущим. То есть ребенок может решать задачи не только с теми предметами, которые существуют, а с абстрактными предметами. Статья подчеркивает значение теории Жана Пиаже для психологии. Для меня как для родителя она прежде всего прояснила то, что ребенок развивается постепенно, и это нормально, что моя 6-летняя дочь пока может растеряться в обычных казалось бы ситуациях или не мыслит как взрослая. Одним словом, этот цикл статей заставил меня задуматься о терпении и принятии.
В статье говорится об отличии периодов конкретных и формальных операций. Очень интересно узнать о том, как много важных процессов в изменении мышления происходит у детей в период с 7 до 11 лет — появляется логика , объективность, но рассуждать о вещах абстрактных все ещё достаточно трудно. Пример с наличием физического объекта для восприятия (кто выше из трёх девочек) вернул меня на уроки математики в начальной школе , где задача , описанная словами , воспринималась мной как набор непонятных сравнений и мозг не мог представить и систематизировать эти данные, пока учитель не начинал рисовать на доске предметы из задачи. Тогда все становилось очень понятно и ответ был очевиден. В период же формальных операций (с 12 лет) подросток уже может мыслить абстрактно и гибко, о надуманных проблемах и о вещах , далёких от реальности, а так же строить гипотезы . Эти знания дают мне возможность понимать как лучше доносить информацию детям , зная на каком этапе формирования процессов мышления они находятся.
Из статьи узнала, что согласно исследованиям Пиаже, дети в возрасте от 7 до 11 лет обладают конкретным мышлением, то есть верят тому, что видят. В подростковом периоде развивается так называемое «формальное мышление, когда задача может быть решена абстрактно, без визуализации. Как показали результаты исследований, развитие мышления зависит от общего интеллектуального уровня и успешного развития мышления на предыдущем уровне. Читая, поняла, что на определенном уровне у меня произошел сбой в развитии формального мышления, так как задачи на логику, так называемые «задачи под звездочкой» вызывали у меня страх и полное непонимание.Для себя также отметила факт о том, что дети обладают различным объемом памяти, а также развиваются каждый в своем темпе. Мне, как родителю важно это понимать и помогать развивать способности в соответствии с биологическим возрастом ребенка.
Благодарю за статью! Из неё я узнала о ещё одних исследования Пиаже о стадиях когнитивного развития у детей и их критике. Описаны два периода развития по Пиаже: период конкретных операций и период формальных операций. В период конкретных операций возникает более глубокое понимание обратимости, снижаются центрация и эгоцентризм, что приводит к развитию гибкости мышления и развивается дедукцию. В период формальных операций дети начинают все больше использовать логическое и символическое мышление. У них появляется возможность думать о надуманных проблемах, никак не связанных с реальностью. Ребенок уже может логически думать о вещах, напрямую не связанных с реальностью, а просто представляя их в уме. Успехи в логических предметах, таких как физика, химия и математика тесно связан с гармоничным развитием в этот период. Далее авторы статьи говорят о критике данной теории и о том, что Пиаже недооценил когнетивное развитие детей, но в любом случае, именно его теория послужила отправной точкой в развитии детской когнитивной психологии и привела к многочисленным исследованиям в этой сфере. Статья дала мне знания о формировании умственных способностях , памяти детей, так же дала осознание важности последовательного развития ребёнка. Эти знания пригодятся мне в воспитании собственных детей.
В данной статье мы знакомимся с исследованиями Пиаже о развитии мышления детей я 7-ми до 11- лет, как меняются характеристики мышления ребенка .У детей повышается гибкость мышления,логика и обьяктивность возрастают.Однако они по -прежнему привязаны к операциям, выполняемым над объектоми.Одним из критических факторов влияющих на результат тестов является недостаток памяти у детей более младшего возраста.Период формальных операций, в этот период закладывается фундамент логического мышления ,это примерно к 12 годам Пиаже отметил,что ребенок проходит четыри стадии роста, при взрослении и ключ этого развития достижение символического мышления.
Так же мы видим, что теория Пиаже ,как всегда подвергается критики Дети могут развиваться не по годам с самого раннего возраста.Но для себя хочу отметить, теория Пиаже стимулирует огромное количество исследований,работа Пиаже это большой вклад в психологической науке!