Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В прошлый раз мы узнали о таком методе сбора научных данных, как самоотчет. Самоотчет подразумевает опрос и анкетирование самих детей, а также их родителей, сверстников и учителей. Сегодня мы поговорим о втором методе получения информации, который носит название «прямое наблюдение».

Из новой терминологии нам встретится словосочетание пассивное внимание или по-другому непроизвольное внимание и метод временной выборки.

Исследователей интересует не только то, что родители говорят о своих действиях или как они воспринимают поведение своих детей, но и что они делают на самом деле. Чтобы выяснить, как ведут себя родители и дети, исследователи прибегли к прямому наблюдению в различных ситуациях, начиная от естественных домашних условий и заканчивая строго структурированными задачами в лаборатории. Конечно, эти данные наблюдений действительны только в той мере, в какой представленные модели взаимодействия были отобраны и не нарушены или искажены присутствием наблюдателя или требованиями ситуации.

Существует несколько исследований, в которых одни и те же дети наблюдались в различных условиях, ведь мы знаем, что поведение ребенка зависит от ситуации. Неодобрительный взгляд матери на истерику ее ребенка в супермаркете сменяется совершенно другой реакцией в домашних условиях. Исследования показывают, что, когда семьи перемещаются из знакомой обстановки в незнакомую, из дома в лабораторию или из неструктурированных ситуаций в структурированные, у членов семьи появляется тенденция выражать меньше негативных эмоций, демонстрировать более социально желательные реакции (Johnson & Bolsted, 1973; Lamb, Suomi, & Stephenson, 1979). Дома матери более директивны и менее пассивно внимательны (при пассивном внимании фокус внимания привлекают свойства внешних раздражителей), чем в лаборатории (Moustakas, Sigel & Schalock, 1956). При переходе от лаборатории к дому происходит изменение стереотипного гендерно-ролевого поведения. Отцы становятся более эмоциональны, а матери начинают чаще принимают решения (O’Rourke, 1963). Многие исследователи обеспокоены тем, что, когда родители находятся под наблюдением, они могут пытаться вести себя более социально приемлемым образом, чем обычно.

Большинство из нас склонны демонстрировать больше своей стороны доктора Джекила на публике и нашей стороны мистера Хайда наедине. Недавние исследования (Russell, Russell, & Midwinter, 1991) подтверждают, что родители склонны вести себя так, чтобы улучшить свой образ родителя и сдерживать свое негативное поведение, когда за ними наблюдают. На отцов особенно может повлиять присутствие наблюдателя, даже если наблюдения проводятся дома. Однако даже матери ведут себя со своими детьми более тепло и вовлеченно, когда знают, что за ними наблюдают, чем когда они не знают, что за ними наблюдают (Zegoib, Arnold, & Forehand, 1975)

Большинству родителей нравится «хвастаться» своими детьми, чтобы показать их в лучшем свете. Насколько они успешны в этом? По-видимому, взрослые способны изменить свое собственное поведение с большей готовностью, чем поведение своих детей. Исследования, в которых родителям предлагалось заставить своих детей казаться «хорошими» или «плохими», показали, что родители способны манипулировать своими детьми так, чтобы они выглядели социально нежелательными, а вот социально желательное поведение манипуляциями вызвать не удалось (Lobitz & Johnson, 1975). Кроме того, невербальное поведение гораздо труднее подделать, чем вербальное, даже для взрослых (Vincent, Harris, Cook, & Brady, 1979). Имеются также некоторые свидетельства того, что в крайне неблагополучных семьях девиантные семейные процессы сохраняются не смотря на внешнее наблюдение. Рейд, Таплин и Лорбер (1981) сообщили, что матери детей, подвергшихся жестокому обращению, бьют их в десять раз чаще, чем нормальные матери несмотря на то, что знают об установленном наблюдении по причине жестокого обращения с ребенком.

Были предприняты попытки свести к минимуму искажения при наблюдении путем слежения за семьями в знакомых ситуациях, а также обеспечения длительного периода адаптации за счет частых, продолжительных мониторингов и использования ненавязчивых мер (Patterson, 1982; Patterson & Bank, 1989). Некоторые экспериментаторы наблюдали за домами в течении месяца с помощью камер или магнитофона. В других исследованиях наблюдатели появлялись каждый день в обед в течение нескольких недель (Feiring & Lewis, 1987). Может показаться, что любой человек был бы немного смущен, когда наблюдатель в темных очках, чтобы скрыть направление своего взгляда и делающий пометки в блокноте, регулярно появлялся на пороге дома. Однако, семьи сообщают, что постепенно они почти не замечают надзора. Это отражается в росте менее социально приемлемого поведения, такого как ссоры, критика, наказание и использование нецензурной лексики.

Существует множество способов регистрации наблюдений (Bakeman & Gottman, 1986). В некоторых случаях исследователь использует запись с описанием всего, что делает семья. В других случаях наблюдатель может быть заинтересован в изучении только определенного типа поведения, например того, как ребенок реагирует на команды родителей. Затем наблюдатель может использовать выборку событий, при которой он или она начинает запись только тогда, когда происходит конкретное событие. Наблюдение запускается, когда родитель отдает команду, и завершается, когда ребенок явно подчинился или не подчинился директиве родителя. В качестве альтернативы наблюдатель может использовать лист, содержащий список действий. На этом листе наблюдатель отмечает, какое поведение происходит в заранее предполагаемый период времени. Это метод временной выборки (период наблюдения разделяют на короткие равные временные интервалы). Например, если за семьей будут наблюдать в течение часа, наблюдатель может разделить его на 120 тридцатисекундных единиц. Каждый раз, когда какое-либо действие из списка происходило в течение одного тридцатисекундного отрезка, наблюдатель ставил галочку в нужном столбце. Это дает понимание частоты различных видов поведения у членов семьи в течение часового сеанса. Если вы хотите изучить порядок поведения, лучшей стратегией будет записывать порядок событий в той последовательности, в какой они происходят на самом деле (Mann et al., 1991). Например, просмотр последовательности действий в течение нескольких пятиминутных единиц времени в течение часа наблюдения позволяет получить хорошую картину взаимодействия между членами семьи. Если в первые пять секунд ребенок бросает свою кашу, затем мать шлепает его, затем он плачет и, наконец, мать берет его на руки, гладит и прижимает, то налицо четкий паттерн поведения. Анализ поведенческих последовательностей позволяет нам ответить на такие вопросы, как: Когда мать критикует своего сына, какова наиболее частая реакция в ответ? Он игнорирует ее? Спорить с ней? Уступает и принимает ее критику или может он раскаивается?

Что мы делаем, когда интересуемся поведением, которое происходит нечасто и есть лишь небольшой шанс уловить его в натуралистических наблюдениях? Мы можем долго ждать, прежде чем ребенок украдет из маминой сумочки, обманет, выразит сочувствие или поможет своей младшей сестре. Один из методов состоит в том, чтобы структурировать ситуации таким образом, чтобы это поведение было вероятным. Например, если нас интересует реакция родителей на обращение детей за помощью, мы можем повысить вероятность того, что дети обратятся за помощью, дав им задачи или проблемы, которые очень трудно решить (Zahn-Waxler et al., 1992).

Из- за ограничений любого метода сбора данных о детях многие исследователи в последнее время начали использовать несколько показателей одного и того же поведения. Например, можно спросить ребенка, боится ли он змей, поговорить с его друзьями, внимательно понаблюдать за ним во время экскурсии по местному лесу и отследить его реакцию, когда в живом уголке появиться эта рептилия! Или можно зарегистрировать, как он реагирует на изображения змей. Есть надежда, что сопоставление выводов, основанных на разных методах оценки, означает большую достоверность результатов и что разные методы могут выявить разные аспекты развития детей.

В следующий раз мы продолжим рассматривать наблюдение за семьями в лабораторных и естественных условиях.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, продольные исследования, поперечные исследования, детская научная психология, национальные психологические исследования.

 Источник фото: freepic.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, детская научная психология, как проводятся психологические исследования, пассивное внимание, непроизвольное внимание, метод временной выборки, прямое наблюдение в психологии.

63460cookie-checkДетская психология: Прямое наблюдение как метод получения информации