В прошлый раз мы закончили тему развития ребенка и сегодня переходим к теме младенчества. Новые термины, широко используемые в психологической литературе, с которыми мы познакомимся в этой главе: репертуар рефлексов, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, генетические переменные, эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза (быстрое движение глаз), теория аутостимуляции, СВДС (синдром внезапной детской смерти).
Мать Ребекки начала читать ей сонеты Шекспира в 1 месяц. Отец Джозефа, когда ему было всего 3 дня от роду, качая колыбель напевал мальчику народные песни. Бабушка Дженни купила ей книжки с картинками и яркий мобиль сразу после рождения, но вручила лишь в 6 месяцев, когда «малышка стала готова»! Каждый из этих опекунов имеет разное мнение о том, на что именно способны младенцы. Младенцы могут слышать, видеть и реагировать на интересные образы и звуки своего окружения в гораздо более раннем возрасте, чем мы могли себе раньше представить.
В этой главе мы рассмотрим самые разные способности младенца. Насколько бдителен новорожденный и как меняются состояния бдительности? Что входит в репертуар рефлексов (набор рефлексов) новорожденного? Каковы сенсорные и перцептивные способности (наблюдательность, связанная с пониманием личности другого человека) новорожденного и как эти способности улучшаются по мере его развития? Много лет назад Уильям Джеймс предположил, что мир новорожденного — это «цветущая, гудящая путаница». Вы увидите, что младенцы обладают широким набором примитивных рефлексов и способностей, которые позволяют им избирательно реагировать и систематизировать получаемую информацию. Методологические достижения, особенно в области психофизиологии, позволили психологам, занимающимся развитием психики, получить более четкое представление о способностях и системах реагирования младенцев. Наконец, могут ли младенцы учиться? Если да, то, когда целесообразно начать обучение? Будут рассмотрены как классическое (условно-рефлекторные реакции по Павлову), так и оперантное обусловливание (действие — результат негативный или позитивный – желание повторить или избежать действия в зависимости от результата) у младенцев, а также исследования подражания и памяти в раннем младенчестве. Все эти вопросы мы рассмотрим в этой главе.
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Вид новорожденного ребенка может вызвать изумление у человека, который знаком с младенцами только из рекламы подгузников. Как выразился один писатель: «Даже любящая мать может испытать чувство шока при первом взгляде на крошечное, сморщенное, красное существо, которое является ее отпрыском» (Watson, 1962, р. 140). При рождении средний ребенок весит примерно 3 килограмма 300 грамм и имеет длину около 51 сантиметра. Мальчики обычно немного крупнее и тяжелее девочек. Голова новорожденного выглядит внушительно так как составляет половину длины его тела. Постепенно пропорции меняются и к 25-ти годам голова составляет одну восьмую тела взрослого человека.
На что же способно это странное существо? Понимание того, насколько хорошо, с точки зрения поведения, оснащен новорожденный, имеет решающее значение для понимания относительной важности генетических и эмпирических (полученных через органы чувств, в том числе, путём наблюдения или эксперимента) переменных. Является ли новорожденный пассивным организмом, как многие годы считали ученые? Едва! На самом деле, новорожденный представляет собой высококомпетентный организм с удивительно хорошо развитым набором рефлексов и сенсорных реакций с самого первого дня появления на свет. Он демонстрирует способность организованно и осмысленно реагировать гораздо раньше, чем предполагалось изначально. Утверждение Уильяма Джеймса о том, что «мир новорожденного — не более чем цветущая, жужжащая путаница», явно ошибочно.
МЛАДЕНЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И СПОСОБНОСТЬ УСПОКАИВАТЬСЯ
Понаблюдайте за младенцем в течение нескольких часов, и одним из самых очевидных выводов для вас станет то, что он проходит через циклы бдительности, активности, покоя и сна. Один из самых увлекательных аспектов поведения новорожденного — это периодические изменения его состояния. Под состоянием мы подразумеваем континуум (неразрывность процессов) бдительности или сознания, простирающийся от активной деятельности до очередного сна. Наше исследование новорожденного начинается с описания состояния ребенка по двум причинам. Во-первых, оно иллюстрирует некоторые важные принципы раннего детского поведения, а именно его спонтанность и периодичность (Schaffer, 1977).
Как отмечает один наблюдатель:
Младенец никоим образом не является инертным и пассивным организмом, которого побуждает к действию только внешнее раздражение. Наоборот, в нем заложены внутренние силы, которые регулируют многое в его поведении и объясняют изменения в его деятельности. … Периодичность ярко иллюстрируется цикличной сменой состояний. По-видимому, существуют определенные фиксированные ритмы, лежащие в основе этих спонтанно происходящих изменений. (Schaffer, 1977, р. 30-31)
Кроме того, изменения состояния не случайны, а предсказуемы и организованы еще одним свойством поведения новорожденного.
Вторая причина использования концепции состояния, как способа понимания младенца, заключается в том, что воздействие стимуляции окружающей среды будет значительно различаться в зависимости от состояния ребенка. Наличие, направление и степень реакции на стимуляцию зависят от состояния ребенка в начале этой стимуляции. Даже исследователи были застигнуты в врасплох, когда после прикрепления большого количества электродов, проводов и записывающего оборудования к испытуемому младенцу, он срыгнул и счастливо заснул до того, как удалось выполнить экспериментальные процедуры. Кроме того, иногда кажется, что некоторые младенцы спят с открытыми глазами. При этом визуально они кажутся бодрствующими. Записи этого физиологического функционирования предполагают, что дети действительно находятся в состоянии, похожем на сон. В таких случаях отсутствие внимания или реакции со стороны младенцев может быть связано с их состоянием, а не с их способностями.
В свете центральной роли состояния в определении младенческой реактивности (реакция на внешний раздражитель) многие исследователи рассматривают состояние не только как помеху, которую необходимо контролировать, но и как явление, которое следует понимать само по себе. Понятно, что до того, как исследовать репертуар рефлексов младенца и его сенсорные и перцептивные способности, необходимо рассмотреть его различные состояния.
Классификация младенческих состояний
Как можно классифицировать младенческие состояния? Вольф (1966, 1987) предложил следующие критерии:
Глубокий сон: Глаза ребенка закрыты, и он совершенно неподвижен; дыхание медленное и регулярное; лицо расслаблено, без гримасы, веки неподвижны.
Поверхностный сон: Глаза закрыты; младенец нежно перебирает конечностями; часто можно заметить гримасы и другие выражения лица; дыхание нерегулярное и более быстрое, чем в обычном сне; наблюдаются перемежающиеся и повторяющиеся быстрые движения глаз.
Дремота: Малыш относительно неактивен; его глаза периодически открываются и закрываются; дыхание регулярное, хотя и более частое, чем в обычном сне; когда глаза открыты, они тусклые или остекленевшие.
Бдительное наблюдение: Открытые глаза ребенка ярко сияют; он может преследовать движущиеся предметы и совершать сопряженные движения глаз в горизонтальной и вертикальной плоскости; он относительно неактивен; его лицо расслаблено, и он не гримасничает.
Активное бодрствование: Малыш много двигает всеми частями тела; его глаза открыты, но взгляд не слишком бдительный; дыхание нерегулярно.
Плач: Вокализации младенца идут в комплексе с энергичной двигательной активностью.
Изменения в развитии состояний
Чтобы проиллюстрировать изменения состояний, происходящих по мере развития младенца, исследуются два крайних состояния — сон и плач.
СОН
Доля времени, которое младенец проводит в этих диаметрально противоположенных состояниях, различается не только у разных младенцев, но и у каждого младенца по мере его развития. С ростом младенца, доля времени, затрачиваемого на сон, уменьшается. Новорожденный спит около 70% времени. Время сна в течение дня распределяется на серию коротких и длинных снов. К 4-й неделе жизни младенец начинает впадать в сон реже, но на более продолжительное время, а к 8-ми неделям младенец уже спит ночью дольше, чем днем (Sostek & Anders, 1981). К концу первого года жизни большинство младенцев спят всю ночь. «Установление ритма дневного бодрствования и ночного сна на самом деле является одним из наиболее важных достижений в раннем младенчестве — ребенку намного легче жить в таких условиях!» (Schaffer, 1977, р. 28). Переход к культурно принятому образцу циклов сна-бодрствования иллюстрирует способ адаптации внутренних биоритмов младенца к требованиям внешнего мира.
Тип сна также меняется с возрастом (Berg & Berg, 1987). Исследователи обнаружили фазы сна при регистрации мозговой деятельности взрослых и младенцев. Рассмотрим наиболее важное различие между фазой сна БДГ (быстрое движение глаз) и не-БДГ-сном. Фаза БДГ, которую часто называют сновидениями, представляет собой период, характеризующийся быстрыми движениями глаз, а также колебаниями частоты сердечных сокращений и артериального давления. У взрослых в этот период возникает сновидение, и можно ожидать повышенной двигательной активности. Однако, тело разумно организовано так, что во время БДГ-сна нет физического воплощения сновидений. Очевидно, сновидение — это не просто приятное ночное развлечение. Если человека разбудить сразу же после начала БДГ фазы, то его последующее поведение во время бодрствования будет раздражительным и дезорганизованным. Значит пробуждение произошло не вовремя.
Особый интерес представляет изменение, происходящее в процентном соотношении быстрого и медленного сна по мере развития младенца. У новорожденного 50 % сна приходится на фазу быстрого сна, но по мере того, как он становится старше, этот процент резко падает. К 2-3-м годам на БДГ сон приходится лишь 25%. К сожалению, нет способа определить, видят ли младенцы сны, и связано ли большое количество быстрого сна с физической активностью спящего ребенка. Организация и последовательность различных фаз сна меняются от младенчества к зрелости. Например, нормальные взрослые обычно имеют час медленного сна, прежде чем погрузиться в фазу быстрого сна. Напротив, новорожденные впадают в фазу быстрого сна практически из любого состояния бодрствования или сна. Только 25 % от фазы быстрого сна новорожденных предшествует медленной фазе сна. Обычно младенцы впадают в фазу быстрого сна из состояния сонливости, плача или бодрствования (Korner, 1972). К 6-ти месяцам младенцы начинают следовать взрослому образцу медленного сна, вызывающего быстрый сон (Kligman, Smyrl, & Emde, 1975).
Теория аутостимуляции (самостимуляция) была предложена для объяснения высокого уровня быстрого сна у новорожденных: механизм быстрого сна обеспечивает стимуляцию высших мозговых центров, поэтому высокая степень активности быстрого сна в младенчестве может стимулировать развитие центральной нервной системы (Roffwarg, Muzio, & Dement, 1966). По мере того, как младенец развивается и становится все более бдительным и способным обрабатывать внешнюю стимуляцию, этот тип встроенной стимуляции становится менее необходимым. Возможно, скорость, с которой младенцы уменьшают свой процент быстрого сна, будет зависеть от того, сколько внешней стимуляции они получают. Было обнаружено, что новорожденные, которые были обрезаны и, следовательно, получали интенсивную стимуляцию, проводили меньше времени в БДГ-сне, чем необрезанные младенцы, что согласуется с теорией аутостимуляции (Emde, et al., 1971). Было бы интересно определить, колеблются ли сдвиги в фазе быстрого/медленного сна в зависимости от социальной и физической среды дома. Хотя это умозрительно (то есть не опирается на опыт), теория аутостимуляции имеет смысл. Прежде чем закончить обсуждение сна, рассмотрим немного данных о СВДС (синдром внезапной детской смерти) в простонародье «смерть в колыбели».
СМЕРТЬ В КОЛЫБЕЛИ
Каждый год 10 000 младенцев в Соединенных Штатах умирают во сне по неизвестным причинам. Эти смерти часто классифицируют как «смерть в колыбели» или синдром внезапной детской смерти (СВДС). Был достигнут определенный прогресс в определении того, кто и в какой момент может стать жертвой. Ими чаще становятся мальчики с низкой массой тела при рождении, у которых в анамнезе были неонатальные респираторные заболевания, более длительная госпитализация, а также аномальный сердечный ритм и нарушения сна в ночное время (Rovee-Collier & Lipsitt, 1982; Shannan & Kelley, 1982; Садех и др., 1987). Их матери, скорее всего, страдают анемией, курят или употребляют наркотики. Дородовый уход таких женщин весьма скуден. Хотя следует подчеркнуть, что у большинства младенцев с таким жизненным анамнезом СВДС не наблюдается. Чаще всего проблема возникает во время сна в зимние месяцы и следует за легким респираторным заболеванием, таким как простуда. Возраст погибших находится в диапазоне от 2-х до 4-х месяцев. После 6-ти месяцев СВДС встречается редко. Смерть не вызвана удушьем, аспирацией или срыгиванием. Поиски вируса возбудителя пока не увенчались успехом, но ученые не исключают такую вероятность. Другая возможность состоит в том, что апноэ или спонтанная остановка дыхания, которые чаще происходят во время быстрого сна, могут быть факторами, вызывающим СВДС (Steinschneider, 1975). Это осложняется тем, что ствол мозга, контролирующий дыхание, может быть недостаточно развит, чтобы адекватно преодолевать любые прерывания дыхания (Shannon & Kelley, 1982). Исследователи изучают, могут ли младенцы с необычно длительными периодами апноэ во сне быть более склонными к смерти в колыбели, или же у этих младенцев не развились адекватные реакции на заложенность носа и другие угрозы дыханию (Lipsitt, 1979). Хотя новорожденные, по-видимому, имеют встроенные защитные реакции на респираторные угрозы (например, накрытие лица тканью), но между 2 и 4 месяцами жизни, этот рефлекс может измениться с непроизвольного на произвольный. Именно в этот переходный период между рефлекторной и произвольной фазами различных рефлексов наиболее вероятно наступление детской смерти. Неспособность сделать этот переход плавным может подвергнуть младенца большему риску СВДС.
Одним из нововведений является использование дома мониторов, которые издают звуковой сигнал, чтобы предупредить родителей, когда дыхание младенца прерывается. Хотя метод вызывает споры из-за стресса и нагрузки на родителей, данные свидетельствуют о том, что это может спасти некоторых потенциальных жертв.
Несмотря на достижения, возможности СВДС намного превышают твердые знания, но есть надежда, что исследования раннего развития младенческих состояний, рефлексов, сенсорных и обучающих способностей будут способствовать пониманию причин этой трагедии.
Источники: Lipsitt, LP (1979). Критические состояния в младенчестве. Американский психолог, 34, 973–980; Рови-Коллиер, С.К., и Липситт, Л.П. (1982). Обучение, адаптация и память у новорожденного. В П. Стрэттон (ред.), Психобиология новорожденного человека. Нью-Йорк: Уайли; Саде Д., Шеннон Д. К., Аббуд С., Саул Дж. П., Адсельрод С. и Коэн Р. Дж. (1987). Измененная реполяризация сердца у некоторых жертв синдрома внезапной детской смерти. Медицинский журнал Новой Англии, 317, 1501–1505; Шеннон, округ Колумбия, и Келли, Д. Х. (1982). СВДС и близкие к СВДС. Медицинский журнал Новой Англии, 306, 959–964; Штайншнайдер, А. (1975). Значение синдрома внезапной детской смерти для изучения сна в младенчестве. , Миннесотские симпозиумы по детской психологии (том 9). Миннеаполис: Университет Миннесоты.
ПЛАЧ
На другом полюсе континуума младенческих состояний находится плач, который, как и сон, не является простым однородным состоянием. Плач считается одним из первых способов сообщить о своих потребностях опекунам. В свете этой коммуникативной роли неудивительно, что можно различать разные типы паттернов плача. Были идентифицированы три различных модели:
- Основной паттерн, связанный, среди прочего, с голодом, начинается аритмично и с низкой интенсивностью, но постепенно становится громче и ритмичнее.
- «Безумный» или гневный крик, характеризующийся той же последовательностью, что и основной паттерн (плач-отдых-вдох-отдых), но отличается продолжительностью различных фазовых компонентов.
- Болевой крик, который начинается внезапно, с самого начала громкий и состоит из продолжительного крика, за которым следует долгое молчание (во время которого происходит задержка дыхания). Затем идет серия коротких задыхающихся вдохов (Schaffer, 1971, р. 61)
Большинство матерей могут различать различные типы плача, такие как плач боли и гнева, но только у своих детей (Wiesenfeld, Malatesta, & DeLoache, 1981). Хотя отцы могут точно определить плач своих младенцев, они не способны, так же точно, как матери, различать типы плача. Пытаясь диагностировать, почему младенец плачет, Холден (1988) обнаружил, что женщины более эффективно и точно решают эту проблему, чем мужчины, а лица, не являющиеся родителями, особенно мужчины, справляются хуже родителей. Вероятно, эти различия между матерью и отцом объясняются большим опытом ухода матерей за младенцами, а также их повышенной ответственностью по уходу.
По мере развития младенца характер плача меняется и становится частью формирующейся системы общения младенца. Основываясь на домашних наблюдениях за младенцами, Густафсон и Грин (1988) обнаружили, что простой плач, возникающий при отсутствии другого коммуникативного поведения, такого как взгляд или жесты, со временем уменьшается. Уже к своему первому дню рождения большинство младенцев используют плач, как форму общения и как способ контроля над опекунами. Кстати, плач как способ вызвать реакцию опекуна еще как работает! В одном исследовании с 2461 эпизодами плача, 77% из них сопровождались материнским вмешательством и только 6-ти % эпизодов предшествовал контакт с матерью (Moss, 1967). В одном лабораторном исследовании с использованием метода симулиции, как матери, так и не матери реагировали на плачущую детскую «куклу», держа ее, разговаривая с ней и стимулируя ее (Gustafson & Harris, 1990). «Обнимание и плач становятся возможностью для социального взаимодействия, где родитель получает двойную награду: плач прекращается и может перейти во взаимно приятное взаимодействие» (Lester, 1988, стр. 15)
Паттерны плача, также могут быть чувствительным диагностическим средством, которое предупреждает педиатров о возможных аномалиях в раннем развитии (Lester, 1988). Младенцы с повреждением головного мозга и дети с синдромом Дауна плачут дольше в ответ на болезненный раздражитель. При этом сам раздражитель, который вызывает плач должен быть сильнее. Помимо этого, они издают менее продолжительный, более аритмичный и более высокий плач, чем здоровые младенцы (Lester, et al., 1988). Кроме того, у жертв СВДС были обнаружены необычные крики, сопровождающиеся резкими изменениями высоты тона (Lester, et al., 1988). Таким образом, младенческий плач является не только важным коммуникативным сигналом для родителей, но и системой раннего предупреждения об отклонении от нормы.
Успокаивающие техники
Хотя общие изменения развития от сна к бодрствованию и от возбуждения и плача к более спокойным состояниям, по-видимому, следуют регулярному и заранее запрограммированному курсу, существует значительный интерес к выявлению конкретных методов, которые эффективны для изменения состояния младенца. Особый интерес представляют успокаивающие техники, которые могут уменьшить возбуждение и стресс у ребенка.
Успокаивающие приемы, очевидно, имеют практическое значение для спасения нервов измученных новоиспеченных родителей. Корнер и Томан (1970) оценили эффективность шести различных успокаивающих техник. Самая эффективная из них – прикладывание к плечу. Второе место поделили – горизонтальное качание и качание в положении сидя. Далее шло прикладывание к груди и последнее место поделили между собой объятия и стимуляция голосом. Эти же техники ученые применили для перевода новорожденных из сна в состояние бездействия. Наиболее эффективной техникой для пробуждения визуальной бдительности было прикладывание младенца к плечу. 77,5% младенцев включились во внимательное наблюдение за происходящим вокруг. В половину меньше, но все же эффективно оказалось качание в положении сидя. Остальные 4 типы воздействия поделили последнее место. Стало ясно, что один и тот же тип стимуляции будет иметь либо сильный, либо минимальный эффект, в зависимости от состояния младенца во время вмешательства. Например, одна и та же стимуляция оказывала гораздо большее влияние на плачущего младенца, чем на спящего.
Конечно, для успокоения младенцев эффективны и другие методы включая укачивание (Byrne & Horowitz, 1981) и пеленание — метод, при котором младенца туго заворачивают в одеяло или ткань (Campos, 1989). Ни один из них, по-видимому, не зависит от обучения или опыта, но они эффективны вскоре после рождения. На протяжении многих веков матери свидетельствуют об эффективности этих методов.
Младенец как «самоуспокоитель». В какой-то степени младенец является самодостаточным и может переходить из одного состояния в другое независимо от внешней стимуляции. Одним из частых способов, с помощью которого младенец может уменьшить стресс, является сосание — высокоорганизованный паттерн реакции, готовый к действию при рождении (Campos, 1989). На самом деле пустышки успокаивают новорожденного быстрее и лучше, чем пеленание. Это показало наблюдение за 2-х недельным младенцем. Но к 2-м месяцам и пустышки, и пеленание становятся одинаково эффективны (Campos, 1989). Сосание как основной способ кормления важно для выживания младенцев, и в течение многих лет предполагалось, что умиротворяющий эффект сосания обусловлен связью сосания и кормления. Тем не менее, сосание пустышки без какой-либо сопутствующей еды — эффективное средство уменьшения стресса (Field & Goldson, 1984; Smith, Fillion, & Blass, 1990). Фактически, сосание пустышки снижает стресс сразу после рождения, даже до первого послеродового кормления (Kessen et al., 1967). Короче говоря, сосание имеет тенденцию снижать активность и движения у новорожденного и может рассматриваться как врожденный способ снижения стресса.
Индивидуальные и межкультурные различия. Существуют широкие и достоверные индивидуальные различия в способности младенцев успокаиваться (Bates, 1987). Одних младенцев легко успокоить, а других наоборот очень трудно. Мальчики более требовательны к родителям, чем девочки (Moss, 1967). Помимо этого, имеются межкультурные различия. Оценивая китайско-американских и европейско-американских новорожденных, Фридман (1974) обнаружил, что европейско-американские младенцы переключались между состояниями удовлетворенности и беспокойства чаще, чем китайско-американские. Китайско-американские младенцы, как правило, легче поддавались успокоения со стороны опекунов. Эти различия сохраняются в течение первых нескольких месяцев младенчества и влияют на то, как обращаются с младенцами. Кухнер (1980) обнаружил, что китайские матери позволяют своим младенцам плакать в течение более длительного времени, прежде чем вмешаться, но китайские дети быстро успокаиваются при минимальном вмешательстве (например, услышав голос своей матери). Другие группы, такие как японцы, индейцы навахо и зинакантеко из Южной Мексики, демонстрируют схожие характеристики темперамента, включая большую умиротворенность, как у китайских младенцев (Nugent, Lester, & Brazelton, 1989)
В следующий раз мы рассмотрим способности младенцев к ощущению и пониманию окружающих их людей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, психология новорожденного, почему младенец плачет, эффективный способ утешить младенца, сон младенца, смерть в колыбели, СВДС, синдром внезапной детской смерти причины.
Из данной статьи узнала много новых терминов: репертуар рефлексов, классическое и оперантное обусловливание, генетические и эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза (быстрое движение глаз), теория аутостимуляции и синдром внезапной детской смерти.
Из статьи узнала, что мир новорожденного очень разнообразен с самого рождения. Уже с самого рождения он проходит через циклы бдительности, активности, покоя и сна. Из стать узнала, как классифицируются фазы младенческих состояний. Для себя отметила, что важно наладить цикл бодрствования и сна, так как малышу это очень важно, да и маме я думаю тоже.
Была удивлена, что каждый год 10 000 младенцев в США умирают во сне по неизвестным причинам и называется синдром внезапной детской смерти и что самое страшное до сих пор нет точных данных почему это происходит. Так же был интересным факт, что отцы могут точно определить плач своих младенцев, они не способны, так же точно, как матери, различать типы плача)))
Взяла на заметку для себя техники успокаивания прикладывание к плечу, горизонтальное качание и качание в положении сидя, прикладывание к груди, объятия и стимуляция голосом. Также удивило, что пустышки успокаивают новорожденного быстрее и лучше, чем пеленание.
Как и в прежних статьях про детей, все факторы могут быть индивидуальными и иметь даже межкультурные различи, поэтому важно прислушиваться к малышу и обучаться вместе с ним реакциям.
В статье мы начинаем знакомится с различными способностями младенца. Интересно сравнение мира младенца с «цветущей, жужжащей путаницей».
Узнала новое понятие — континуум (неразрывность процессов) бдительности или сознания, от активной деятельности до очередного сна младенца. Узнала классификацию младенческих состояний. Очень поразил тот факт, что каждый год в США 10 000 младенцев в умирают во сне по неизвестным причинам, эти смерти называют «смерть в колыбели» или синдром внезапной детской смерти (СВДС). Встречается чаще у мальчиков до 6 месяцев с низкой массой тела и респираторными заболеваниями в анамнезе, чаще их мамы имели вредные привычки.
Из статьи так же интересно было узнать, что различают 3 вида плача ребенка (связанный с голодом, гневом или болью) и чаще всего только мама может различать эти виды плача. В личном и профессиональном плане статья будет очень полезна для лучшего понимания младенцев. Спасибо!
Великолепный термин применили авторы в начале статьи – «странное существо». Мне кажется, любая женщина, горячо ожидающая появление первенца, никогда не предполагает, с чем столкнется. Первый год жизни ребенка – самый насыщенный и для него, и для родителей. Я увидела, что существует достаточно много младенческих состояний, каждое из которых несет свои задачи. Новым для меня явилось разделение состояний бдительного наблюдения и активного бодрствования, в которых взгляд младенца и его двигательная активность противоположны. Любопытны исследования детского сна в плане процентного соотношения быстрого и медленного сна. Мозг ребенка активно развивается не только в период бодрствования, но и в период быстрого сна, и на эту фазу в первые годы жизни уходит намного больше времени, чем у взрослых. Переход же к циркадным ритмам сна-бодрствования, принятый в обществе и прокоментированный Schaffer, позволяет облегчить жизнь не только ребенку, но и тому родителю, который в течение первого года жизни встает к нему по ночам) Помню, с каким нетерпением я (да думаю, и все мамы) ждала того момента, когда смогу поспать всю ночь, не вставая к ребенку. Также интересно выделение в отдельное состояние младенческого плача. В статье представлены три основных вида плача – гнева, голода и боли. Несомненно, каждая мать знает, как плачет ее ребенок, и чем этот плач вызван. Интересно, что плач – это на ранних этапах основной способ общения младенца, и также способ манипуляции, привлечения к себе внимания. Важный аспект, отмеченный в статье – это плач при патологии головного мозга. В одних случаях он может быть аритмичным и высоким, в других – более низким и монотонным. Внимательный педиатр вполне может обратить внимание на такой нетипичный плач, предположив нарушения в развитии ребенка.
Как уже было отмечено в статьях ранее, новорождённый это компетентный организм с набором рефлексов и сенсорных реакций, а не аффективное нечто. Как я уже отмечала в статьях ранее эмоции младенца с первых дней помогают контролировать окружающую среду и людей. Автор отмечает что ребёнок может и не всё схватывает, но по мере развития понимает что нужно для удовлетворения потребностей и взаимодействует с окружающим миром.
В статье я узнала, что младенец проходит через цикл бдительности, активности, покоя и сна. Смена состояний происходит и от внутренних механизмов и от внешних стимулов. Важно отметить что от состояния ребёнка зависит степень реакции на внешнюю стимуляцию(ребёнок на исследовании уснул раньше чем успели подключить электроды).
Я узнала классификацию состояний сна и бодрствования. Для исследования состояний взяли два крайних — сон и плач. Узнала что 50% фаза быстрого сна у младенца и с взросление она уменьшается. По теории аутостимуляции (самостимуляции) развитие центральной нервной системы посредством стимуляции высших мозговых центров требует высокого уровня быстрого сна.
Я первый раз столкнулась с понятием «смерть в колыбели» меня удивила и шокировала эта информация.
Плач ребенка оказывается отличается в зависимости от того от голода он или недовольства или боли и у мам есть способность замечать какой из типов плача у ребенка.
Отметила что младенцы с повреждением головного мозга и дети с синдромом Дауна плачут дольше в ответ на внешний раздражитель.
Так же как и все в природе имеет свои защитные механизмы. Так и у детей есть способность самоуспокаиваться путём сосания пальца или пустышки.
Из статьи узнала,что младенец не так прост,как кажется на первый взгляд.С первых минут рождения,а скорей всего и с начала внутриутробного развития,он имеет самые разные способности,которые позволяют ему избирательно реагировать и систематизировать получаемую информацию. Его организм обладает целым арсеналом функций ,способствующих развитию.Это и репертуар рефлексов и наблюдательность, связанная с пониманием личности другого человека,которые совершенствуются в процессе роста и развития.Наиболее это становится заметным при исследовании двух крайних младенческих состояний , таких как сон и плач.
Я узнала,что количество времени, которое младенец проводит в этих крайних состояниях, различается не только у разных младенцев, но и у каждого младенца по мере его развития. Новым для меня явилась классификация плача младенца и то,что младенческий плач является не только важным коммуникативным сигналом для родителей, но и системой раннего предупреждения об отклонении от нормы. Так же я смогла ответить себе на спорный вопрос нужна ли младенцу соска.Я узнала об исследованиях 1967 года о том,что сосание пустышки снижает стресс сразу после рождения, даже до первого послеродового кормления и что сосание снижая активность и движения у новорожденного , может рассматриваться как врожденный способ снижения стресса.Жаль,что я не знала этого,когда мои дети были маленькими.
Статья посвящена такому периоду развития ребенка как младенчество. Из статьи я узнала, что изучение поведения, развития и способов коммуникации в младенчестве представляет определенные трудности, так как получать информацию можно только в основном путем наблюдения которое не всегда позволяет глубоко проникнуть в те психологические процессы, которые внешне проявляет ребенок. В статье приведено много фактов касающихся поведения и развития младенца, с которыми мне уже приходилось сталкиваться ранее, например возможность различать по характеру плача потребности младенца, или наблюдать изменение фаз сна и бодрствования, способность самоуспокаиваться и др. Новым для меня стало понятие о СВДС, мне не приходилось слышать о подобных случаях, при этом особенно пугает то, что точной причины этого явления до сих пор не выявлено. Из собственного опыта также могу отметить что младенец это не просто существо живущее на основе рефлексов заложенных природой, а человек способный с самого раннего возраста проявлять эмоции, чувства и активно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.
В этой статье я познакомился с большим количеством терминов, такие как репертуар рефлексов, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, генетические переменные, эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза (быстрое движение глаз), теория аутостимуляции, СВДС (синдром внезапной детской смерти).В статье рассматривается много интересных моментов, но хочется остановиться на плаче. Оказывается, что различают разные типы патернов плача. Выделяются три основные модели: патернов, связанный с голодом, гневный крик и болевой крик. Плач основанный на этих патернах различаются по своей структуре. Структура плача первого и второго патерна схожи вначале, но отличаются продолжительностью фазовых компонентов, а структура плача третьего патерна, не похожа на первые два. Так же из статьи я узнал, что большинство матерей обычно различают разные типы плача, но интересно, что только у своих детей. Отцы тоже могут определить плач своего младенца, но не способны отличить типы плача. Я думаю, что это может быть связано с тем, что матери находятся с младенцем постоянно и их связь, в том числе эмпатийная связь прочнее.
Было интересно узнать о способах успокоить плачущего малыша. Удивительно, что лучшим способом было держать его прижатым к плечу, чтобы у него была возможность смотреть на находящиеся вокруг предметы и это его отвлекает от плача. Также эффективно помогает пеленание и соска. Горизонтальное укачивание далеко не на первых местах. Это я запомню, мне понадобиться. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Было интересно узнать, что вопреки тому, что учёные многие годы считали новорождённого пассивным организмом, он представляет собой высококомпетентный организм с удивительно хорошо развитым набором рефлексов и сенсорных реакций с самого первого дня появления на свет. Так же новой для меня была классификация младенческих состояний: глубокий и поверхностный сон, дремота, плач, бдительное наблюдение, активное бодрствование. Оказывается, что в отличии от взрослых, которые обычно имеют час медленного сна, прежде чем погрузиться в фазу быстрого сна, младенцы могут впасть в фазу быстрого сна практически из любого состояния. Я так же узнала много новых терминов, например теория аутостимуляции, перцептивные способности и оперантное обусловливание. К тому же познакомилась с эффективными успокаивающими техниках для младенцев.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? интерес представляет изменение, происходящее в процентном соотношении быстрого и медленного сна по мере развития младенца. У новорожденного 50 % сна приходится на фазу быстрого сна, но по мере того, как он становится старше, этот процент резко падает. К 2-3-м годам на БДГ сон приходится лишь 25%. К сожалению, нет способа определить, видят ли младенцы сны, и связано ли большое количество быстрого сна с физической активностью спящего ребенка. Организация и последовательность различных фаз сна меняются от младенчества к зрелости. Например, нормальные взрослые обычно имеют час медленного сна, прежде чем погрузиться в фазу быстрого сна. Напротив, новорожденные впадают в фазу быстрого сна практически из любого состояния бодрствования или сна. Только 25 % от фазы быстрого сна новорожденных предшествует медленной фазе сна. Обычно младенцы впадают в фазу быстрого сна из состояния сонливости, плача или бодрствования. К 6-ти месяцам младенцы начинают следовать взрослому образцу медленного сна, вызывающего быстрый сон
Статья крайне полезная для подмёткой . Для меня было множество новых терминов .
Циклы бдительности, активности, покоя и сна я наблюдала , когда родился племянник . При чем даже тогда , не зная эти моменты с научной точки зрения было крайне заметно . Интересно было читать про восприятия младенцев окружающего его . Опять же опираясь но воспоминания поведения племянника . Было интересно прочитать про то , как дети разных стран себя ведут , как , с какой скоростью и на что в большей степени реагируют . Удивило , что вертикально дети пробуждаются быстрее , чем сидя , хотя казалось бы какая разница . Удивило про соску и пеленание . Никогда ранее не встречала информацию , что данные процедуры снижают стресс . Не могу сказать , что меня порадовала это информация , тк я всегда считала что эти ритуалы ну такое себе . И я бы в перспективе не хотела бы своих детей ни пеленать , ни соску давать .
Спасибо за статью. Из статьи я узнала новый термин — репертуар рефлексов. А также узнала, что ребёнок при рождении уже обладает рядом примитивных рефлексов, которые позволяют ему избирательно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды. Меня удивило, что ребёнок с первых дней является живым организмом , у которого уже достаточно хорошо развиты рефлексы. Из статьи я узнала о стадиях младенческих состояний , по крайней мере, раньше мне в голову не приходило классифицировать состояния, а с другой стороны оказалось, что классификаций состояний больше , чем я предполагала до этого, например я не различала глубокий сон, поверхностный сон и дремоту- для меня это было одно состояние. Также любопытно, что учёные соотносят раннюю смерть младенцев с неразвитостью рефлексов.
Спасибо за столь обширную статью, она познакомила меня с множеством новых, ранее неизвестных мне терминов таких как: репертуар рефлексов, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, генетические переменные, эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза, теория аутостимуляции, СВДС.
Так же благодаря статье я узнал, как меняет и чем отличается сон младенца от взрослого человека
Я был удивлен Узнавая в этой статье о способностях младенца.
Было довольно интересно ознакомиться с классификацией младенческих состояний таких как : глубокий и поверхностный сон, дремота, бдительное наблюдение, активное бодрствование и плач.
Меня удивило число смертей младенцев во сне, хорошо что я не знал о подобном синдроме ранее, иначе обеспечил бы себе повышенную тревожность за дочь.
Какая сложная, наполненная сложными новыми терминами, подробностями, исследованиями, статья..Такая же сложная, как младенец, который приходит в этот удивительный мир. Интересно всё: и как развивается будущий человек, какие состояния он проживает, тогда когда регулируется у него сон. Никогда не думала, что есть исследования, посвященные младенческой смерти и что это т настолько серьёзная тема. Чем больше я читаю про рождение, рвзвитие, воспитание детей, тем мне страшнее.. особенно если учесть, что детей у меня нет. Интересно было прочитать про китайско-европейских детей и китайско- американских детей. Я бы выбрала модель поведения китайских матерей. Но это шутка, хотя в каждой шутке лишь доля шутки..Спасибо за статью!!
Из статьи я много узнал о возможностях и способностях младенцев. Удивительно, сколько всего может новорожденный. Его состояние управляется изнутри, а не только реагирует на мир. Также меня удивило, сколько разных видов сна, плача и пограничных состояний подвластно младенцев. Я осознал, что очень важно установить режим сна и бодрствования у младенца. Из опыта моего и моих знакомых я усвоил, что у мальчиков это происходит сложнее, чем у девочек. Из статьи, в добавок к этому, я узнал, что внешняя стимуляция влияет на сон младенца. Так что не все можно объяснить разницей полов. Также я узнал, в каких случаях возможна внезапная смерть младенца во сне. Я подумал о том, что в будущем могу проявлять больше бдительности относительно безопасности своих детей, в зависимости от их состояния. Благодаря статье, я узнал о том, какой плач характерен для голода, болевых ощущений, гнева или раздражения. Что плач — это и коммуникация, и источник диагностических данных. Теперь я также знаю, что самые эффективные способы успокоения ребенка — прикладывание к плечу и соска-пустышка.
Очень большая статья, из которой я узнала много нового о детской психологии, а именно младенчестве.
Новым для меня стало узнать тот факт о «смерти в колыбели» или синдром внезапной детской смерти (СВДС). Одно из объяснений трагедии это то, что апноэ или спонтанная остановка дыхания, которые чаще происходят во время быстрого сна, могут быть факторами, вызывающим СВДС. Осложнения в том, что ствол мозга, контролирующий дыхание, может быть недостаточно развит, чтобы адекватно преодолевать любые прерывания дыхания. В данной ситуации немного успокаивает то, что изобретают различные нововведения с использование дома мониторов, которые издают звуковой сигнал, чтобы предупредить родителей, когда дыхание младенца прерывается. Возможно это предотвратит процент «смертей в колыбели».
Меня удивило, что по мере развития младенца характер плача меняется и становится частью формирующейся системы общения младенца. И уже к своему первому дню рождения большинство младенцев используют плач, как форму общения и как способ контроля над опекунами. Так же узнала о том, что паттерны плача, могут быть чувствительным диагностическим средством, которое предупреждает педиатров о возможных аномалиях в раннем развитии.
В профессиональном плане статья помогла мне разобраться с новыми терминами.
В личном плане статья также помогла мне узнать и понять как реагировать на детский плач и как можно применять успокаивающие техники, которые могут уменьшить возбуждение и стресс у ребенка.
Из статьи я узнала о том, что младенцы с самого первого дня появления на свет имеют набор рефлексов и сенсорных реакций. Так же оказалось. что младенцы способны организованно и осмысленно реагировать на окружающую действительность.
Удивила часть статьи, повествующая о СВДС( синдром внезапной детской смерти, или еще как называют синдром внезапной смерти младенца). Как раньше считалось, что СВДС-как кирпич на голову, случает резко и этого непредугадаешь. Оказалось и кирпич и СВДС можно предугадать. Я узанал,что внезапно умирают чаще всего мальчики, с недостаточным весом, которые при рождении страдали неонатальными респираторными заболеваниями, а также имели аномальный сердечный ритм и нарушения сна в ночное время. Матери таких детей скорее имели никакой дородовый уход, злоупотребляли во время беременности курением, алкоголем и наркотиками. Возраст погибших в диапозоне от 2х до 4х месяцев. Смерть до 6 месяцев происходит редко.
Из этой статьи я унала об особенностях младенчества. Новорожденный представляет собой высококомпетентный организм с хорошо развитым набором рефлексов и сенсорных реакций, хотя ранее считалось, что младенцы являются пассивным организмом. Касаемо набора рефлексов, первым из них можно обозначить сосание, как встроенную с рождения функцию для потребления пищи. Что интересно, ребенок владеет этим навыком еще до первого кормления. Также сосание несет в себе успокаивающую функцию, поэтому детям в младенчестве дают пустышку. Новым значением для меня было СВСД — синдром внезапной детской смерти. Феномен, который ученые еще не обосновали полностью, в основном, встречающийся у мальчиков с низким весом в возрасте от 2 до 4 месяцев. Также было рассмотрено две фазы сна, быстрый и медленный сон, и оказалось, что в начале жизни младенцам присуща быстрая фаза сна.
Спасибо за статью! Я получила много полезной информации о младенцах, большую часть из которой тут же смогла вспомнить в практических проявлениях на своих детях. Например, то, что младенец не является инертным организмом, реагирующим на внешнее воздействие, а в нем заложены внутренние силы, которые регулируют его поведение, являющееся в свою очередь спонтанным и периодичным; абсолютно согласна с тезисом, что состояние ребенка в значительной степени определяет какое воздействие окажет стимуляция из окружающей среды, и, пожалуй, каждый тезис находил отражение в моем опыте тесного общения с младенцами. Что было новым для меня: теория аутостимуляции, которая объясняет высокую степень активности быстрого сна в младенчестве; выдвигание в качестве версии о причинах высокого уровеня смертности младенцев в период с 2 до 4 месяцев смену защитных рефлексов на респираторные угрозы с непроизвольных на произвольные; утверждение, что форма плача может служить инструментом для диагностики отклонений в развитии; и, что совсем неожиданно для меня, так это то, что лучшей техникой успокоения оказалось прикладывание к плечу. В профессиональном плане смогу использовать информацию для практических рекомендаций молодым родителям. В личном плане надеюсь использовать не придётся, младенцев больше не планирую))
Из статьи я узнала, что дети находятся в состоянии, похожем на сон и в таких случаях отсутствие внимания или реакции со стороны младенцев может быть связано с их состоянием, а не с их способностями. Также в статье я познакомилась с классификациями младенческих состояний. Интересно, что если человека разбудить сразу же после начала БДГ фазы, то его последующее поведение во время бодрствования будет раздражительным и дезорганизованным. Также я узнала о таком страшном факте, как детская смерть во сне или, как ее называют «смерть в колыбели». Никогда о ней не слышала и как-то ужаснулась, когда узнала. Оказывается, такой смерти во сне чаще подвержены мальчики с низкой массой тела при рождении, у которых в анамнезе были неонатальные респираторные заболевания, более длительная госпитализация, а также аномальный сердечный ритм и нарушения сна в ночное время. Чаще всего проблема возникает во время сна в зимние месяцы и следует за легким респираторным заболеванием, таким как простуда. Возможно, это можно связать с тем, что младенцы до определенного возраста дышат только носиком и не могут дышать ртом. У меня, пока, не родились дети, возможно, поэтому для меня удивительно то, что большинство матерей могут различать различные типы плача, такие как плач боли и гнева, но только у своих детей. Еще, в статье я познакомилась с техниками успокаивания младенцев.
В результате прочтения данной статьи я узнала о репертуаре рефлексов, перцептивных способности, классическом обусловливанием, оперантном обусловливанием, генетических переменных, эмпирических переменных, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза , теория аутостимуляции, СВДС. Так же какой бывает сон в младенчестве, как он развивается с возрастом, о детском плаче и возможностях успокоении ребенка. В личном плане данная статья очень полезна для будущих родителей, я допустим не знала об возможностей успокоения детей во время плача, и что бывает 3 вида плача, данная статья дает возможность применить эти техники на практике. В профессиональном плане данная статья раскрывает особенности младенчества, так же виды заболеваний и их последствия, такие как СВДС, некоторым родителям возможно придется с этим столкнуться или с тревогой о возможном возникновении данной ситуации, поэтому снять тревогу и помочь справится с тревогой и о том, что это нормально необходимо знать пациенту. Очень информативная статья, открыла для себя много нового, удивительным было, что дети 50% времени находятся в состоянии быстрого сна.
Новый цикл статей о детской психологии и первая из них о Младенчестве.статья насыщена разными терминами:репертуар рефлексов, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, генетические переменные, эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ сон/фаза (быстрое движение глаз), теория аутостимуляции, СВДС (синдром внезапной детской смерти).многие я узнала впервые, какие то уже знала ранее.очень любопытным стал тот факт, что По мере того, как младенец развивается и становится все более бдительным и способным обрабатывать внешнюю стимуляцию, этот тип встроенной стимуляции становится менее необходимым. Возможно, скорость, с которой младенцы уменьшают свой процент быстрого сна, будет зависеть от того, сколько внешней стимуляции они получают. А так же, интересно, что % ранней смертности младенцев зависит на прямую от их развития рефлекторной системы. Так же стала новой для меня классификация плача и причины его возникновения (голод, гнев и боль).
Из статьи узнал, что младенец никоим образом не является инертным и пассивным организмом, которого побуждает к действию только внешнее раздражение. Наоборот, в нем заложены внутренние силы, которые регулируют многое в его поведении и объясняют изменения в его деятельности. Он не просто пассивное существо, а вполне компетентное создание. Новорожденный представляет собой высококомпетентный организм с удивительно хорошо развитым набором рефлексов и сенсорных реакций с самого первого дня появления на свет. Он демонстрирует способность организованно и осмысленно реагировать гораздо раньше, чем предполагалось изначально. Узнал, что у младенца бывают разные состояния сна. В отличие от взрослых, которым требуется час медленного сна, чтобы наступила фаза быстрого, младенцы могут сразу из состояния бодрствования перейти в фазу быстрого сна. По мере взросления младенцы следуют более взрослому образцу медленного сна.
«Мир новорожденного-не более чем цветущая, жужжащая путаница». Раньше я была согласна с этим. Но это не так. Оказалось, что младенцы начинают демонстрировать способность организованно и осмысленно реагировать на вещи гораздо раньше, чем предполагалось ранее. Так же у младенцев есть ряд способностей, которые на самом деле набор рефлексов и сенсорных реакций , которые есть у него с самого первого дня на земле.
Та кже из статьи я узнала о классификации младенческих состояний. Вольф выделил следующие критерии:
-Глубокий сон;
-Поверхностный сон;
-Дремота;
-Бдительное наблюдение;
-Активное бодрствование;
-Плач.
Так де интересно было узнать о СВДС. Раньше казалось что для этого нет причин, но получает что это в некотором смысле можно предугадать с помощью некоторых сведений. Сейчас, если родители подозревают такой исход, они могут следить за младенцем с помощью разных приборов для отслеживания состояния и самого малыша во время сна.
В начале статьи написаны новые для меня понятия и обращение автора, который сообщил, что я с ними в этой статье познакомлюсь. И автор был прав. Далее, в статье идет описание того, что мир младенца это «цветущая, гудящая путаница»( что как нельзя точно соответствовало моему первоначальному понятию о мире младенцев). Но автор статьи активно приводит аргументы, почему именно это не так. Жизнь младенца это не хаотичное и непредсказуемое состояние, а организованное и последовательное. Так же познакомилась с классификацией младенческих состояний: глубокий сон, поверхностный сон, дремота, бдительное наблюдение, активное бодрствование, плач. Удивило, что у малышей фазы сна меняются очень быстро и лишь к 6 месяцам у них стабилизируются фазы сна, становясь ближе к взрослым. Совсем неприятно удивило, что в США 10000 младенцев умирает по неизвестным причинам.Происходит СВДС в период перехода между рефлекторной и произвольной фазой ранних рефлексов. Однако, оказывается, возможно минимизировать риски. Далее идет в описании успокаивающие техники младенцев. Тут рассматривается возможность самоуспокоения в том числе. В целом, хотелось бы отметить, что я изменила свое отношение к младенцам после прочтения статьи. Это не просто орущие, едящие и постоянно спящие милые кабачки. У их мира есть своя последовательность, предсказуемость и огромный потенциал, который направлен на формирование коммуникаций и приспособления к жизни.
В результате прочтения данной статьи я изучила классификацию младенческих состояний.Познакомилась с такими понятиями как: перцептивность, континуум,оперантное обусловливание и др.
Оказывается младенец- высококомпетентный организм, с невероятно развитыми рефлексами и сенсорными реакциями. У младенцев наблюдаются следующие состояния:
1.Глубокий сон (глаза закрыты, младенец неподвижен).
2.Поверхностный сон (глаза закрыты,может передвигать конечностями,строить гримасы во сне, дыхание нерегулярное).
3.Дрремота (относительная неактивность,глаза то открыты, то закрыты,дыхание регулярное).
4.Бдительность (открытые глаза, пристальная наблюдательность за движущимися предметами, относительно неактивен).
5.Активное бодрствование (глаза открыты,движения всеми конечностями тела, нерегулярное дыхание, взгляд не такой бдительный).
6.Плач.
Из статьи узнала много новых терминов, некоторые уже знакомы, в некоторые слышу впервые : репертуар рефлексов, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, генетические переменные, эмпирические переменные, континуум, реактивность, БДГ, теория аутостимуляции, СВДС. В статье интересным стало, что младенец проходит через цикл бдительности, активности, покоя и сна. Смена состояний происходит и от внутренних механизмов и от внешних стимулов. Что в младенце заложена внутренняя сила сильнее внешней. Так же я узнала из статьи, нужна ли младенцу соска, так как представлена в статье информация об исследованиях 1967 года о том, что сосание пустышки снижает стресс сразу после рождения, даже до первого послеродового кормления и что сосание снижая активность и движения у новорожденного , может рассматриваться как врожденный способ снижения стресса. Эту информацию планирую использовать в практической работе психолога , если будут проблемы со снижением стрессовую младенцев.
Очень интересная статья, в которой рассмотрены способности младенцев. С самого рождения младенцы демонстрируют хорошо развитый набор рефлексов и сенсорных реакций. В течении дня они проходят через циклы бдительности, сна, активности и покоя. А воздействия стимуляции внешней среды различаются в зависимости от его состояния. Вольф предложил классифицировать младенческие состояния как глубокий сон, поверхностный сон, дремота, бдительное наблюдение, активное бодрствование и плач. Также в статье затронута проблематика СВДС. Чаще всего ему подвержены мальчики у которых матери курят или употребляют наркотики, после перенесенных распираторных заболеваний. Как оказалось, дети с рождения используют плач как форму общения и контроля. Интересно, что сосание может рассматриваться как врожденный способ снижения стресса. Мальчики, обычно, более требовательны к родителям, чем девочки. Мне данная статья очень актуальна, так как в ближайшие две недели у меня родится дочка. В профессиональном плане я буду лучше понимать как и чем помочь родителям младенцев.
В статье уделяется внимание периодическим изменениям состояния младенца, показыващие некоторые важные принципы раннего детского поведения, а именно его спонтанность и периодичность, а так же то, что воздействие стимуляции окружающей среды значительно различается в зависимости от состояния ребенка. Классификация младенческих состояний проведена по критериям, предложенным Вольфом (1966, 1987). При изучении этой темы исследуются два крайних состояния — сон и плач. Установление ритма дневного бодрствования и ночного сна (в течении 1-го года жизни)- самое важное достижение в раннем младенчестве.Тип сна также меняется с возрастом. Буду иметь ввиду что, если человека разбудить сразу же после начала БДГ фазы, то его последующее поведение во время бодрствования будет раздражительным и дезорганизованным. Интересны данные по изменению, происходящему в процентном соотношении, быстрого и медленного сна по мере развития младенца. Впервые познакомилась с теорией аутостимуляции (самостимуляция) которая объясняет высокий уровень быстрого сна у новорожденных: «механизм быстрого сна обеспечивает стимуляцию высших мозговых центров, поэтому высокая степень активности быстрого сна в младенчестве может стимулировать развитие центральной нервной системы». Новая для меня информация о СВДС (синдром внезапной детской смерти) в простонародье «смерть в колыбели». Плач, как и сон, не является простым однородным состоянием. Плач — это способ младенца сообщить о своих потребностях опекунам, т.е. способ коммуникации, а также, как показывают исследования — система раннего предупреждения об отклонении от нормы. Интересны данные по успокаивающим техникам, индивидуальные и межкультурные различия в них. Спасибо за статью.
Из прочитанного я узнала о различных способностях младенцев, о классификации их состояний, новые понятия, которые сопровождают описание этого возрастного периода, а также о других особенностях развития младенцев.
С самого начала статьи меня удивило утверждение о том, что новорожденные гораздо более организованные, осмысленные и высококомпетентные, нежели мы о них думали. Природа позаботились о том, чтобы их выживаемость была на высоком уровне.
Я отметила также то, что на развитие и поведение ребёнка в младенчестве будут влиять цикличность спонтанных изменений и значение окружающей среды для ребёнка, находящегося в разных состояниях. Было определено шесть млаленческих состояний, которые находятся в постоянной динамике в зависимости прежде всего от возраста и развития ребёнка, а также от многих других факторов. Здесь меня заинтересовала теория аутостимуляции, которая заключается в объяснении большого времени быстрого сна у новорожденных, влияющего на развитие ЦНС. Чем больше стимулов предъявляет внешняя среда, тем меньше становится удельное время быстрого сна.
Читая о синдроме внезапной детской смерти, для себя выделила группу риска младенецев в возрасте с двух до четырёх месяцев, а также вероятную причину, заключающуюся в недоразвитии ствола мозга, который контролирует изменения дыхания ребёнка.
Оказывается, что распознавая паттерны плача младенца можно диагностировать некоторые несоответствия нормам здоровья.
Предложенные успокаивающие техники можно успешно применять в процессе заботы о младенце. В моем опыте самые действенные из них — это прикладывание к плечу и вербальная стимуляция. Спасибо за публикацию.
Из статьи я узнал, что новорожденный представляет собой высококомпетентный организм с развитым набором рефлексов и сенсорных реакций. Т.е. младенец только с виду ничего не понимающий плачущий или спящий организм. Оказывается, в это время организм этот активно взаимодействует с окружающей средой и обменивается информацией. Узнал новый термин СВДС – синдром внезапной детской смерти. Хотя и смерть при этом синдроме внезапная, но группа риска очерчена довольно чётко. В основном это неблагополучные родители с вредными привычками. Узнал о теории аутостимуляции и влиянии фазы быстрого сна на развитие нервной системы. Удивило, что по плачу младенца можно диагностировать некоторые отклонения по здоровью. В статье предложены некоторые успокаивающие техники. В моём опыте встречался ребенок, который сам себя успокаивал – начинал что-то напевать и раскачиваться и успокаивался постепенно таким образом.
Из статьи я узнала новорожденный не пассивный организм, он обладает хорошо развитым набором рефлексов и сенсорных реакций с самого первого дня появления на свет. Поведение новорожденного — это периодические изменения его состояния, которые не случайны, а предсказуемы, его поведению присущи спонтанность и периодичность. Он проходит через циклы бдительности, активности, покоя и сна. Состояния, которые проходят младенцы: глубокий сон, поверхностный сон, дремота, бдительное наблюдение, активное бодрствование, плач. Новорожденный спит около 70% времени. С ростом младенца количества сна уменьшается. Сон не является однородным состоянием, он проходит фазы быстрого, медленного сна. Также существуют различные типы плача, такие как плач боли и гнева.
Прочитав статью, я узнала много новой информации, которую я считаю должен знать каждый, кто планирует в скором времени стать родителем. Интересной информацией для меня стало, что младенцы могут слышать, видеть и реагировать на интересные образы и звуки своего окружения в гораздо более раннем возрасте, чем мы могли себе раньше представить. Установление ритма дневного бодрствования и ночного сна на самом деле является одним из наиболее важных достижений в раннем младенчестве. Пустышки успокаивают новорожденного быстрее и лучше, чем пеленание. Так же, из статьи я узнала о трех различных моделях плача, раньше я и не задумывалась, о том, что плач можно различать и он говорит о разных потребностях малыша, так же узнала о шести различных успокаивающих техник. Раньше никогда не слышала о синдроме внезапной детской смерти, которую называют «смерть в колыбели», возраст погибших находится в диапазоне от 2-х до 4-х месяцев, читав про это стало страшновато, от такого количество смертей, которых относят к этому синдрому. Новый термин о котором я узнала, континуум- это неразрывность процессов.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала новый термин — репертуар рефлексов. А также узнала, что ребёнок при рождении уже обладает рядом примитивных рефлексов, которые позволяют ему избирательно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды.
Касаемо набора рефлексов, первым из них можно обозначить сосание, как встроенную с рождения функцию для потребления пищи. Что интересно, ребенок владеет этим навыком еще до первого кормления. Также сосание несет в себе успокаивающую функцию, поэтому детям в младенчестве дают пустышку. Очень поразил тот факт, что каждый год в США 10 000 младенцев в умирают во сне по неизвестным причинам, эти смерти называют «смерть в колыбели» или синдром внезапной детской смерти (СВДС). Встречается чаще у мальчиков до 6 месяцев с низкой массой тела и респираторными заболеваниями в анамнезе, чаще их мамы имели вредные привычки.