Детской депрессии присущи: беспокойство, страх и грусть. В американском классификаторе детских расстройств депрессия относится к широкополосной классификации подконтрольных расстройств. Невеселые дети с чрезмерными страхами не соответствуют идеальному образу счастливого и непосредственного ребенка. Они кажутся чрезмерно подконтрольными тому, как они относятся к окружающим. Ключевым позитивным моментом является то, что в 80% случаев детские фобии проходят сами по себе в течение 2-х лет. При этом лечение может ускорить процесс, но не всегда является обязательным (Hampe, Noble, Miller, & Barret, 1973). Кроме того, ранние проблемы, связанные с подконтрольными расстройствами в виде тревожности и социальной отстраненности, в отличие от недостаточно контролируемых расстройств и связанных с ними дефицитом внимания, гиперактивностью и расстройствами поведения, как правило, не предвещают проблем адаптации во взрослой жизни (Robins, 1979). На фоне недостаточно контролируемых расстройств подконтрольное расстройство в виде депрессии выглядит более устойчивым.
Подконтрольные расстройства выявить еще сложнее, чем недостаточно контролируемые. Узкополосные диагностические категории для данной группы расстройств зачастую расплывчаты и противоречивы. Происходит это из-за того, что определение детской психопатологии зависит от социального суждения взрослого, который не всегда может адекватно оценить чувства детей. Очевидно, что поведение оценить намного проще.
Прежде, чем начать изучать научные исследования и споры касаемо детской депрессии, важно разобраться в терминологии. Слово «депрессия» обычно используется как синоним грусти и одиночества. Однако, в клинической терминологии оно имеет более конкретное значение. С точки зрения профессионалов, взрослый или ребенок в состоянии депрессии должен демонстрировать изменения в поведении и когнитивном функционировании. Депрессия может проявляться в следующих симптомах:
- изменение веса и аппетита
- возбуждение или замедление двигательной активности
- бессонница
- апатия
- потеря удовольствия от обычной деятельности
- снижение либидо у взрослых
- потеря энергии
Помимо этого, возможны следующие изменения в когнитивном функционировании:
- чувство вины и бесполезности
- жалобы на неспособность сосредоточится
- замедленное мышление
- повторяющиеся мысли о смерти
- предположения о самоубийстве
Из вышеперечисленного видно, что клиническая депрессия включает в себя больше, чем обычно подразумевается, когда люди говорят, что они чувствуют себя подавленными или находятся в депрессии.
В дискуссиях о детской депрессии можно обнаружить значительные разногласия. Существует даже утверждение, что из-за незрелого когнитивного и личностного развития у детей невозможна клиническая депрессия. По крайней мере, у детей младшего возраста точно не может возникнуть депрессивное состояние, аналогичное состоянию взрослого человека.
Однако, большинство исследователей все же сходятся во мнении о существовании некой «детской депрессии». При этом, до конца прийти к единому мнению о том, что это за понятие, у специалистов не получается (Kazdin, 1989). Один из главных споров связан с тем, можно ли точно определить, когда дети испытывают аффективные, когнитивные и поведенческие нарушения, которые составляют клиническую депрессию (Lefkowitz & Burton, 1978; Kazdin, 1989; Cantwell, 1990). Многие симптомы депрессии, такие как аппетит и нарушение сна, встречаются у детей с такой высокой частотой, что их считают нормальными явлениями (Lefkowitz & Burton, 1978). Или, например, причины и частота плача у взрослых и детей сильно отличаются (Cicetti & Pogger-Hesse, 1981). Кроме того, множество вопросов у исследователей вызывают вопросы о том, насколько дети разных возрастов осведомлены о своей внутренней жизни. Если даже дети знают о своих неприятных чувствах и мыслях, насколько точно они могут их описать взрослому человеку? Может ли ребенок дошкольного возраста сказать о том, что у него депрессия? Некоторые исследования показывают, что 5-ти летние дети редко признаются в том, что им грустно. А вот дети в возрасте 6-7 лет уже чаще распознают в себе эмоции. Существует предположение, что возрастной переход от предоперационной мысли к стадии конкретных операций связан с осознанием своих внутренних чувств и информировании о них (Glasho Aboud, 1982). При этом в отчетах о госпитализированных детях в возрасте от 6-ти до 13-ти лет с диагностированной депрессией мало согласия относительно уровня грусти, которую испытывает ребенок. Дети и родители давали разные показания (Kazdin, French & Unis, 1983).
Увеличение частоты диагноза депрессии среди детей старшего возраста характеризуют 2 факта:
- Сложность постановки диагноза у детей младшего возраста
- Депрессивное расстройство проявляется в полной мере только тогда, когда когнитивные способности ребенка достигают стадии формальных операций. В амбулаторных и стационарных условиях депрессия у детей до 10-ти лет диагностируется редко. Однако, частота образцов резко возрастает в подростковом и взрослом возрасте. Не зря специалисты в шутку называют депрессию у взрослых «простудой психопатологии» (Seligman, 1973).
Одним из неблагоприятных последствий подростковой депрессии является сопутствующее увеличение подростковых самоубийств. Смерть по причине самоубийства идет третьей в списке причин детской смертности. Первое и второе места занимают несчастные случаи и убийства. Исследование (Rubenstein, Huren, Horsman, Rubin & Stockler, 1988) показало, что 20 процентов учащихся средней школы имеют суицидальные наклонности. Это в 3 раза больше, чем в 60-х годах прошлого столетия. 75% из детей, склонных к суициду, не получили никакой помощи в течение года после попытки уйти из жизни.
Женщины совершают попытки самоубийства чаще, но мужчины, особенно с белым цветом кожи, с большей долей вероятности доводят начатое до конца. Женщины чаще используют пассивные методы: передозировку наркотиков и яд. Мужчины предпочитают использовать активные методы: повешение, стрельба, взрывчатка.
По сути, самоубийство связано с общим ощущением всепоглощающей безнадежности. К вторичным причинам относятся (Miler, Chiles & Barnes, 1982; Cohen, Sandler, Bermann, & King, 1982):
- накопление неблагоприятных жизненных обстоятельств (например, семейные конфликты)
- потеря члена семьи из-за болезни, смерти или развода
- разрывы или проблемы романтических отношений и дружбе
- школьные неудачи
- задержание при совершении преступного деяния, запрета и испытанное вследствие этого смущение
- реальное или даже воображаемое психическое или физическое заболевание
Подростки, которые пытаются совершить самоубийство, зачастую чувствуют, что у них нет источника эмоциональной поддержки. Они часто отчуждаются не только от своих семей, но также от сверстников. Именно это дает ощущение изоляции и беспомощности.
Многие подростки предупреждают свое окружение о намерении совершить самоубийство. Любые угрозы должны восприниматься взрослыми всерьез, независимо от возраста ребенка. В таблице ниже перечислены причины попытки самоубийств, озвученные одиннадцатью детьми разного возраста.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, депрессия, депрессия у детей, как понять что с ребенком что-то не так, детский суицид, причина детских суицидов, ребенок думает о смерти, детская депрессия, псиблог психопатология развития, распространенные нарушения развития
Сложная статья.
Узнала, что депрессия относится к подконтрольным расстройствам; какие при этом существуют симптомы и возможные изменения в когнитивном функционировании.
Не представляю депрессию детей младшего возраста и не сталкивалась с подобными случаями. Такие дети уж если радуются, то улыбаются и смеются; если грустят, — обижаются и плачут. Они открыты, не притворяются.
Печально осознавать тот факт, что по сравнению с прошлым столетием значительно выросло число подростков с суицидальными наклонностями. Это те же дети, которые всего лишь несколько лет назад открыто выражали свои эмоции и чувства, а пришли к тому, что не могут ни к кому обратиться за помощью, или не хотят этого делать (возможно, имея печальный опыт). А может, чувствуют, что взрослые не поддержат, ведь «75% из детей, склонных к суициду, не получили никакой помощи в течение года после попытки уйти из жизни».
Родителям стоит задуматься…
Благодарю за статью. Узнала, что как минимум у депрессии есть классификация и это подконтрольное состояние. Всегда думала, что у депрессии есть признаки, но не распределения (депрессия, клиническая депрессия). Стало страшно осознавать то, что такие состояния могут быть и у малышей 5-6 лет, я думала, что в силу возраста и ещё пока не особой осознанности и быть таких вещей не может. Тапк же в статье говориться, что все эти детские фобии чаще проходят сами в течении двух лет, но разве это всё таки не накладывает свой отпечаток на дальнейшую жизнь? Не думаю, что это проходит бесследно без помощи психолога. А вообще, я не воспринимала мысли о суициде у детей (да и взрослых) в серьёз, я считала это простым привлечением внимания, хоть и у самой были такие мысли и в юношеском возрасте и уже после 20 лет.В любом случае,это каким мерзким нужно быть родителем, что бы ребенок действительно сделал этот страшный шаг.После прочтения статьи к таким вещам я буду более внимательна и действительно воспринимать в серьез такие мысли своих взрослых близких и детей и что-то предпринимать.
Последствия детской депрессии более известны и вероятно более изучены, чем ее источники. Поскольку до сих пор ведутся споры о наличии депрессии у детей младшего возраста, то надо полагать, что её причины не однозначны и трудно определимы. Считаю, что очевидной причиной депрессии может быть наличие травмирующего опыта у ребенка, на который взрослые, к сожалению, не обращают своего внимания. По-моему, у взрослых существует иллюзия, что дети легко переносят травму, растут и быстро все забывают. Да, мозг ребенка более пластичен, чем мозг взрослого человека, но всё же важно проконсультироваться по поводу полученной травмы у специалиста и при необходимости получить лечение. Меня поразил тот факт, что 75% детей, предпринявших попытку суицида, не получили никакой профессиональной помощи в течение последующего года. И даже тогда когда дети дают понять окружающим о намерении самоубийства, то не могут дождаться ответной реакции от взрослых, поддержки и участия.
Интересной для меня оказалась новая информация о том, что женщины при попытке суицида используют пассивные методы, а мужчины — активные, практически не оставляя шансов. Друзья, желаю вам быть внимательным к своим детям, к себе и окружающим!
Спасибо за статью.Я обратила внимание, что дети предупреждают о своих намерениях. Просто надо внимательно к ним прислушиваться, разговаривать. Дети не могут адекватно оценивать ситуацию, для них понятие смерти это как непонятное состояние, где их будут больше любить, не будут обижать. Мне сложно представить, что такое нужно сделать родителю, чтобы ребёнок захотел умереть, если бы он чётко понимал, что это значит. Меня поразил тот факт, что 75% детей, склонных к суициду, не получили помощи в первый год. Таблица с причинами меня потрясла. Родители не подумав говорят такие слова. На детских площадках, я слышу как мама или бабушка, говорит такое ребёнку. У детей есть бессознательное желание сделать взрослому хорошо, чтобы он оценил, похвалил.
Я понимаю, а после этой статьи ещё больше, что надо следить за тем, что говорит родитель своему ребёнку. И надо следить за состоянием ребёнка.
После прочтения этой статьи меня удивил,даже я бы сказала напугал тот факт,что одним из неблагоприятных последствий подрастковой депрессии является сопутствующее увеличение убийств.
Возраст моей дочери 13 лет,и я наблюдаю ряд вторичных причин толкающих подростков на суицидальные поступки,это такие как:
-Накопление неблагоприятных жизненных обстоятельств
-Потеря члена семьи из за развода
-Разрыва или проблемы отношений и дружбы
-ряд школьных неудачь
Все это меня настораживает и конечно пугает.
Эта статья помогла мне понять,что во многом эмоциональная близость взрослых,их поддержка и чуткое понимание состояния ребенка,помогут справиться со сложностями подростковой депрессии.
В профессиональном плане эта статья помогла мне понять,что нарушение у подростков в когнетивном функционировании может привести к употреблению наркотиков,водки и суициду.
Я вижу,что большинство родителей не понимают к каким последствиям может привести их отстраненность в момент подросткового взросления детей.К сожалению у нас в стране нет обязательных родительских лекций на тему » подростковые сложности в воспитании».А как было бы кстати вовремя поступившая информация родителям о возможнымых трудностях и последствиях.
не помню себя маленькой, чтобы у меня были расстройства описанные в статье: изменение веса и аппетита, возбуждение или замедление двигательной активности
бессонница, апатия и т.д. Я даже не смогла вспомнить у кого из детей я бы наблюдала данные симптомы. Узнала, что депрессия является подконтрольным расстройством, которое делиться на депрессию, клиническаю депрессию. Врят ли у детей встречаются столь яркие симптомы депрессивного состояния как у взрослых. И проявиться может только в поведении: замкнутость, тревога, страх, нарушения сна, нарушение в еде и т.д. Самое страшное, что депрессия может привести к суициду, проблеме с алкоголем и наркотиками. Меня обеспокоил тот факт, что попытки детского суицида растут и в случае, когда попытка неудачна, никакой профессиональной помощи не получает. Многие подростки предупреждаю о своем самоубийстве, а многие паразитируют на чувствах родителей. Я была свидетелем разговора мамы и дочки когда дочь просила не отдавать кролика, за которым она даже не ухаживает. А если она отдаст, то дочь пригрозила суицидом. Мать не отдала кролика и продолжает ухаживать за ним вместо дочери.
Читая статью вспомнила свое желание покончить жизнь самоубийством. С 14-ти лет я вела дневник и недавно его перечитала, так вот в 15-16-17 лет у меня было такое желание. Я этого не сделала только потому что я побоялась причинить себе боль. Все это я писала в дневнике и я была уверена, что моя мама его читала. Может быть и эта мысль мне не дала так поступить. Но читая моя мама ничего не предпринимала. Может даже и к лучшему, потому что из статьи я узнала, что в 80% случаев детские фобии проходят сами по себе. Также я узнала причины моей депрессии в детстве такие как: школьные неудачи, разрывы и проблемы романтических отношений и дружбе, семейные конфликты и потеря члена семьи за-за развода. Сейчас я понимаю, почему мне было так плохо, но в детстве не знала, как справиться с этими чувствами и откуда они взялись, потому что накатывало все вместе. И да, действительно, как говорится в статье, когда у меня появились мысли о самоубийстве, я не чувствовала рядом источника эмоциональной поддержки и отворачивалась от своих сверстников. Также в статье описаны симптомы проявления депрессии, которые я тоже могу отнести к себе в том возрасте: изменение веса и аппетита, бессоница, апатия, потеря удовольствия от обычной деятельности, чувство бесполезности и т. д. Спасибо за статью.
Спасибо за статью.Очень полезная и нужная информация.Мне не легко было ее читать, особенно таблицу по каким причинам дети чаще всего совершают суицид, ведь на первый взгляд эти причины кажутся такими простыми и иногда не укладываются в моей голове, но после прочтения статьи я поняла, как важно иметь доверительные отношения с детьми, показывать свои чувства и чтобы ребёнок не стеснялся показывать свои чувства и эмоции.новым для меня стала информация о том, что у таким маленьких детей в возрасте 5,6 лет может быть депрессия.Я думала, что депрессивное состояние больше связано в «переходном» возрасте 10-15 лет и в более взрослом возрасте.Так же мне понравилось как доходчиво и понятно изложено само понятие депрессия.
Салют. Узнал что детские фобии могут проходить сами по себе в течении 2х лет. Применять не собираюсь, возьму на заметку.
При чтении подобных статей у меня возникает сильное сопротивление. По моему мнению это пустая трата времени. Тут ничего конкретного не связано, одни предположения. Тем более одного мнения нет. Я думаю, что если ребёнок депрессирует или тревожится, то это вопросы надо задавать родителям. Может с ним ведётся слабая работа по развитию или используют не эффективный подход, то есть не слышат или не чувствуют интересы ребёнка. Так же я перенял в бессознательное много негативных установок из за эмоционального отношения мамы к чему-либо, просто считал эмоцию и начал к подобному также относиться.
Приношу извинения за обесценку, надо было высказаться, а то сам ухожу в депрессию)
Из статьи узнала, что детская депрессия определяется степенью беспокойства, страха и грусти. Что есть подконтрольные расстройства и недостаточно контролируемые. Подконтрольные расстройства определяются тем, как они относиться к окружающим, определяются
Близким взрослым , что чувствует ребёнок и часто бывают не объективными. Сложно определяются. Недостаточно контролируемые расстройства, как нехватка внимания, гиперактивность- в меньшей степени влияют на адаптацию во взрослой жизни. И их проще выявить , так они связаны с явным поведением ребёнка.
Я поняла, что детская депрессия сложно определяется из за того, что само проявление депрессии связано и оценивается изменением поведения и когнитивные нарушениями, а не только личным ощущением подавленности. У детей состояние депрессии не аналогично взрослым. У детей нарушение аппетита и сна часто является нормой.
Причина плача ребёнка и взрослого существенно отличается. Поэтому до наступления подросткового возраста , когда развиты когнитивные функции, сложно диагностировать депрессию. Могу предположить , что из поздней диагностики депрессии и отсутствия лечения именно в подростковом возрасте возрастает количество суицидов.
Ещё в статье обратила внимание, что идёт ссылка на исследования проведённые более 20 лет назад . Очень хотелось узнать данные более ранних исследований. (в статье 1979-1990). Динамичное развитие новых технологий в мире, компьютерезация, изменило настоящее окружение подростков и детей, оно уже не то, что было 30 лет назад. И возможно новые свежие исследования показали бы интересные факты и новые триггеры начала депрессии.
Как я поняла из статьи, подконтрольные расстройства — это когда дети сами так или иначе контролируют свое поведение. Тогда становится понятно, почему они сложнее в диагностике, ведь выраженных нарушений нет, а проявляемая тревожность, отстраненность от общества могут быть списаны на особенности характера, а не на депрессию. Мне кажется, говорить о депрессии можно тогда, когда ребенок уже довольно связно может рассказать о своих чувствах, сделать вывод, например, «я плачу, потому, что мне грустно». Просто, если он один, второй раз сказал о своих чувствах родителю, а тот не понял или отмахнулся — то потом ребенок уже почувствует себя ненужным, будет копить негатив внутри себя, и это уже потенциальный кандидат на подростковую депрессию. Подростковая депрессия — это вообще сложная и очень серьезная тема. Да, подростки действительно предупреждают о своих намерениях, но к сожалению, их не всегда слышат, и мы получаем то, что получаем. Сейчас в школах проводят всевозможные анкетирования на выявление факторов и признаков депрессии, но, на мой взгляд (основанный на рассказах собственного ребенка), дети редко когда пишут правду, а некоторые еще и фантазируют в сторону преувеличения) И не все родители понимают смысл таких мероприятий. Я даже сталкивалась с таким мнением — «я в семье ограждаю своего ребенка от всякого негатива, а вы рассказываете ему про смертность и т. п. Теперь он будет думать об этом.» Так что все статьи по воспитанию детей, по сути, сводятся к тому, что со своим ребенком надо разговаривать, слушать и слышать его, и начинать это делать не в 12-13 лет, а намного раньше.
Спасибо авторам за статью. Не думала, что ситуация с детской депрессией настолько сложна. 75% детей и подростков после суицида не получают психологической помощи? Это, что намеренное игнорирование проблем детей и общества в целом, или просто желание не замечать того, что реально творится сейчас с нашими детьми. Авторы затронули несколько причин того почему у детей развивается депрессия и в большей степени это полому, что их не принимают, критикуют, игнорирую взрослые и сверстники. Подросток, который прошел через попытку суицида и не получил помощь вырастая не знает как правильно помогать в таких ситуациях и все повторяется снова. Думаю, что развитию депрессии у детей способствуют взрослые, которые не замечают успехи или неудачи детей, не оказывают поддержку в сложных ситуациях, не формируют у своих детей правильную самооценку. Если ребенок знает к кому ему обратиться в той или иной ситуации, если он не будет бояться рассказать родителям о том, что с ним произошло, то в меньшей степени у него возникнет мысль причинить себе вред.
Вопрос видимо в том, что родители сами не знают, что делать и где искать помощи. Обращение к специалистам, особенно психологам и психиатрам у нас считается слабостью, что мы сами не справимся. Но как правила сами справимся, заканчивается либо бездействием «само пройдет», ибо агрессией в сторону ребенка сама виновата, это ты спровоцировал ситуацию и т.д.
Выходом из проблемы вижу в пропаганде психологической помощи, в работе с родителями и детьми, объясняя, что попросить помощи это не слабость, а разумный выход из ситуации. Конечно если нашей целью является психологическое здоровье детей и их успешное взросление.
Отличная статья. У меня самой есть дети, и я бываю очень жёсткой мамой, поэтому эта статья, мне интересна вдвойне. Из нее я могу почерпнуть информацию не только для изучения, в рамках учебной программы, но и для личного использования в пределах собственной семьи,что очень не мало важно в современных реалиях нашей жизни. Из неё я узнала что бывают подконтрольные и недостаточно контролируемые расстройства у детей. Меня сильно напугало, что подконтрольные расстройства диагностировать практически не возможно. А так же я узнала что депрессия у детей до 10 лет встречается реже чем в подростковом и во взрослом возрастах. Меня удивило, что смерть по причине самоубийства из за депрессии стоит на третьем месте детской смертности.
Теперь я знаю, что большинство подростков предупреждает о своем намерении совершить самоубийство, поэтому наша задача услышать их, и вовремя помочь, поддержать и при необходимости обратиться к специалисту. А еще надо просто любить своих детей и не давать им возможности закрыться в себе, чаще их хвалить, тогда и им проще будет адаптироваться к социальной среде.
Порой все наши беды от безделья, отсутствия внимания со стороны окружающих, и глубокого сопереживания тех или иных событий в нашей жизни — нельзя все принимать близко к сердцу.
И еще хотелось бы добавить: несмотря на то что психопатологическая диагностика в детском и подростком возрастах одна из самых сложных задач, внимательные и искренне любящие родители всегда смогут заметить эмоциональные изменения у своих детей, свойственные для детской депрессии.
Слово депрессия я впервые услышала только в годы своей юности,учась в университете.В моём детстве дети делились обществом на благополучных и неблагополучных.Ни о каких детских чувствах вообще речи не было.На любой мой плач был один ответ взрослых:»Перестань». Из статьи я узнала,что «клиническая депрессия включает в себя больше, чем обычно подразумевается, когда люди говорят, что они чувствуют себя подавленными или находятся в депрессии».После прочтения статьи захотелось стать более чуткой к тому,что говорят мне мои дети,да и вообще,более чуткой к состоянию людей…потому ,что многие чувствуют, что у них нет источника эмоциональной поддержки и, именно, это дает ощущение изоляции и беспомощности.
Новой информацией для меня здесь стал такой момент — то, что в 80% случаев детские фобии проходят сами по себе в течение 2-х лет. Но и есть другая сторона — суицидальный исход. Где как раз и нужна поддержка ребенка и прояснение причин .А основная причина — это отсутствие источника эмоциональной поддержки как внутри себя и семьи, так и внешне . Во всех приведенных примерах чувствуется безысходность и потеря смысла жить . Причем все это могло быть навеяно только взрослыми, вот что печально.
Проблему я здесь вижу в том, чтобы поставить диагноз и обратиться к специалисту нужно быть внимательнее к ребенку. Поведение оценить намного проще, чем описать родителям чувства ребенка . Я помню у меня был такой период в подросткоовм возрасте. Я была всем нежовольна и и я сама нашла специалиста, к которому пошла поговорить и попытаться понять что со мной не так. Мама навряд ли могла разобраться в этом. Поэтому такие специалисты и такая помощь очень нужна. Спасибо за статью.
Из статьи узнала о существовании детской депрессии. Уже в 5-6 лет у ребенка может быть депрессия. В голове не укладывается. Всегда думала, что депрессия возможна, как минимум, с подросткового возраста. Моему ребенку почти 5, и я не представляю, как это возможно. По моим ощущениям ребенок очень ярко ощущает эмоции. Если радостно — смеется, если грустно — плачет. Для себя сделала вывод о том, что нужно более внимательно и чутко относиться к ребенку и его чувствам, дать понять, что я всегда рядом, в любой сложившейся ситуации, что она всегда может мне доверять и рассказывать абсолютно всё. При этом мне нужно научиться проявлять эмпатию и оказывать эмоциональную поддержку.
Также меня удивил тот факт, что фобии проходят сами в течение двух лет. Думала, их обязательно нужно каким-то образом лечить, иначе останутся навсегда. Я вот в детстве боялась пауков и сейчас боюсь. Но наверное это у меня не фобия, а обычная неприязнь.
И напоследок — поразило то, что большинство детей, совершивших попытки суицида, не получают психологической помощи в течение года после этого. Вопрос «почему», видимо, будет риторический. Очень хочется как-то исправить данную ситуацию.
Спасибо за статью, оказывается это контролируемое состояние. Сам не был в таком тяжелом состоянии депрессии и из моего окружения никто не был замечен с мыслями о суициде. Детство прошло как-то весело и беззаботно. Узнал что 5-ти и шести летние дети тоже подвержены сильной депрессии. Скорее всего, на фоне семейных проблем это и происходит. Особенно тяжело детям, которые не получают поддержки родителей. Интересно и то, что большинство фобий проходят сами по себе. Наверное у многих в детстве были какие-то не хорошие мысли, но со временем это прошло и благополучно забылось. Поэтому необходимо прислушиваться к детям и вовремя реагировать на подозрительные интересы, замкнутое состояние, обращать внимание на окружение. Вывод таков: почаще общайтесь с детьми на разные темы, а то момент может быть упущен.
Сложная тема рассматривается в статье — про детскую депрессию. Интересно, что до сих пор нет договоренности по поводу существования такого понятия. Получается, как только у детей появляться способность выразить свои эмоции и чувство, одновременно появляется возможность возникновения депрессии. Я так понимаю, что вывод о наличии детской депрессии можно сделать уже после того, когда присутствуют явные симптомы — начиная от отстраненности, заканчивая мыслями о самоубийстве (у подростков). Я сразу вспомнила, тревожную обстановку в моей родительской семье и мысли о суициде. У меня тогда было чуткое ощущение из таблички п.11.10 — «Во мне сидит дьявол», хотелось поскорее от него избавиться вместе с жизнью. После прочтения статьи поняла, насколько важно не только поддерживать доверительные отношения с близкими людьми, но и быть наблюдательным, чтобы на подобные депрессивные ситуации можно было как-то повлиять положительным образом.
Спасибо за статью! Из статьи я узнал, что у детей депрессия может возникать в раннем возрасте. Так же для меня было интересно что детскую депрессию тяжело распознать и в большинстве случаев она проходит в течении 2х лет. Конечно, любая депрессия имеет свойства влиять на поведение человека, на его внутреннее состояние. В случаях с ребенком депрессии опасно вдвойне, потому что она может привести к суицидному исходу или к эффекту бабочки, что может сильно повлиять на дальнейшую взрослую жизнь. Детский суицид чаще всего возникает тогда, когда на ребенка не обращают внимание, не замечают его изменения в поведении, не разговаривают с ним о том, что он чувствует не помогают выйти из этого депрессивного состояния. Ребенок остается самим с собой. И если взрослый человек имея определенный опыт может самостоятельно сам справится, то ребенку нужна помощь.
Благодаря статье я узнал, что существует детская депрессия. Насколько я понял из статьи, сейчас она не достаточно изучена, и люди дискутируют над так сказать «её свойствами» и параметрами, однако то, что такое явление существует наверное бесспорно. Так же я узнал о параметрах по которым можно определить наличие депрессивного состояния у ребенка. А именно: изменение веса и аппетита, возбуждение или замедление двигательной активности,бессонница, апатия,потеря удовольствия от деятельности, потеря энергии.
Удивила часть статьи о суициде. Узнал, (вернее осознал), что бывает активная форма суицидального поведения, и пассивная (например прием алкоголя, наркотиков и т.д). У себя диагностировал депрессию начиная с пятого класса…
Явление депрессивного расстройства как в отношении детей в частности так и в целом, в отношении в том числе и ко взрослым крайне интересно. Достаточно интересно проследить причинно-следственную связь между причинами возникновения и дальнейшим протеканием депрессии. Конечно в детской депрессии есть свои особенности и критерии, однако зачастую присутствует достаточно много схожих признаков и таким образом, на примере детского депрессивного расстройства, можно проанализировать это явление и в целом. Достаточно интересно было узнать о существовании таких видов расстройств, как недостаточно контролируемые и подконтрольные. Конечно очень нужной и практически применимой является указанная в статье информация о признаках депрессивного расстройства.
Из статьи узнала, что существуют подконтрольные расстройства — гиперактивность, поведение ребенка, дефицит внимания и недостаточно контролируемые — депрессия и социальная отстраненность, которые достаточно трудно выявить и определить. Порадовало то, что такого рода расстройства могут самостоятельно прекратиться в течение 2-х лет. Удивило, что даже при попытке суицида дети не получают необходимую им эмоциональную поддержку.Это страшно. Да, причинами могут быть семейные и школьные проблемы, отношения с друзьями, мнимые или реальные заболевания. В любом случае, если с кем-то из родителей у ребенка есть эмоциональная связь, если родитель сам взрослый и чуткий, то он увидит те симптомы, которые присущи детской депрессии — потеря веса и аппетита, замкнутость, бессоница, увеличение или снижение активности, апатия, потеря интереса и утрата энергии. А если нет такого взрослого рядом и не к кому ребенку обратиться, что чаще всего и происходит? После таких статей, мне еще больше хочется работать,учиться, повышать свою профессиональную и родительскую квалификацию, чтобы успеть помочь, пока еще не поздно. Спасибо за статью!
Тест
Детская депрессия опасна — ее трудно обнаружить, диагностировать и вылечить. Потому что она может маскироваться под другими проявлениями. Так же дети не до конца осознают свой внутренний мир и то, что у них депрессия: не могут рассказать об этом.
Взрослая депрессия безнадежней. Если ты белый мужчина с депрессией во взрослом возрасте и суицидальными намерениями — то пиши пропало.
Статистически успех самоубийства у этой категории самый высокий. Способ — активный, чтобы с фанфарами: повешание, стрельба, динамит!
Как избежать?! Прекрасный вопрос. Статистически депрессии и суицидов на ее почве становиться больше. Жить человеку стало легче, но смысла в жизни убавилось. Я так этот феномен понимаю.
В заключение можно только пропеть слова классика: «Следи за собой и будь осторожен! Следи за собой.»
От себя добавлю: при малейшей подозрении — иди к профессиональному психологу, и будет счастье!
Сфера чувств и эмоций , сложней для распознавания состояния человека, чем поведение, так как оно проявляется в определенных действиях и его можно увидеть. Поэтому взрослые, часто замечают только определенные действия или поступки подростка, а не сам мотив и переживания, которые и привели к такому поведению.
Интересно было увидеть классификацию возрастных особенностей при суицидальной направленности т.е происходит трансформация переживаний (чувств), мыслей. От желания стать любимым любым способом, до озлобленности на весь мир.
Подростковый возраст, один из кризисных этапов жизни человека, где важно ощущать себя нужным для значимых людей.Поэтому поддержка или ее отсутствие, будет влиять на то как подросток, воспринимает трудности и переживания.
Из статьи я узнал о детской депрессии и ее отличии от взрослой. Кроме того, в статье написано, что детскую депрессию сложнее выявить.
Возникновение депрессии связано с когнитивными способностями человека. Мне было интересно узнать о том, что дети начинают осознавать в себе эмоции начиная с 6-7 лет. Тогда же возможно и появление депрессии. Мне, как отцу почти пятилетнего ребенка, это важно. Пока, в силу возраста дочери, беспокоиться не о чем. Но я буду готов к изменениям в поведении дочери. Удивило и даже шокировало то, что самоубийство среди детей на 3 месте по детской смертности, а также что 20% учащихся средней школы думают о самоубийстве. Когда моя дочь достигнет этого возраста, я буду следить за проявлением таких наклонностей. Полученные из статьи знания о симптомах депрессии помогут вовремя обнаружить ее у ребенка.
Из статьи узнал, что есть классификация депрессии по возрасту — детская. Также для меня было удивительным узнать статистические данные, и то, что 75% детей после суицида не получают психологической помощи. Интересно, с чем это связано, вряд ли это халатность органов, которые работают с детьми. Опять же рост суицида среди детей и подростков по отношению к 60-м годам прошлого столетия говорит о том, что потребность в квалифицированной психологической помощи все актуальнее и актуальнее. Себя мне трудно отнести к ребенку, у которого была детская депрессия, точно понимаю, что мне было не до этого, если дома все было хорошо, я гулял/играл/ходил на тренировки и тд, если же дома было не спокойно, был занят проблемами родительской семьи.
Прочтение статьи заставило меня задуматься о том, зачем вообще разделять на такие узкие виды психические расстройства у детей. Тем более, что за два года фобии, а вместе с ним и расстройства проходят сами собой в большинстве случаев. Как я понимаю, и приведённая в статье статистика это ещё раз подтверждает, что существует тенденция к увеличению процента психических расстройств в детском возрасте. Не думаю, что эта тенденция связана только с развитием методом диагностики и обнаружения этих расстройств. Так же я задаюсь вопросом, чья в этом случае ответственность за улучшение сложившейся ситуации. Думаю, что ждать какой-то помощи от государства не самый конструктивный выход. Т.е. родителям надо каким-то образом вести себя и строить отношения со своим ребенком, чтобы минимизировать вероятность развития психологического расстройства. В этом плане мне хотелось бы увидеть в статье какие-то рекомендации на этот счёт. Возможно уже существуют какие-то методички по данной теме, думаю, это рабочий вариант работы с проблемой. В крайнем случае, конечно, всегда есть вариант обратиться к психологу, главное не опоздать.
Спасибо за интересную статью. Детская депрессия и связанные с ней возможные негативные последствия, включая попытки суицида, является важной и сложной областью для исследования. Действительно, иногда крайне трудно определить, что в действительности переживает ребенок, поскольку он еще не умеет четко понять и выразить свое состояние. Причем главное здесь, на мой взгляд, именно «понять», поскольку у него еще отсутствует достаточный сравнительный опыт.
Из статьи узнал, что существуют подконтрольные и недостаточно контролируемые расстройства. При этом на основании статьи мне так до конца и не удалось понять, в чем их отличие. Вернее, контроль здесь имеется в виду со стороны наблюдателей или самих пациентов, т.е. в чем он заключается?
Интересно также было узнать, что часто лечение фобий не является обязательным, они проходят сами собой в процессе взросления ребенка. Однако данная информация только подтверждает, насколько сложно у детей диагностировать именно клиническую депрессию, которая требует постороннего вмешательства и помощи.
Печально, что 75% детей не получают никакой помощи в течение достаточно длительного времени после реальной попытки уйти из жизни. Что же им помешает повторно решиться на такой шаг, возможно более успешный в этот раз?
Поэтому важным, на мой взгляд, является то, что взрослым во всех случаях необходимо серьезно относится к озвученным угрозам суицида со стороны ребенка, сколько бы ему не было лет, и не оставлять таких детей один на один со своими проблемами.
Спасибо за статью. Объемный материал который рассказывает про детскую депрессию. Узнал что в детском возрасте(5 лет) депрессия трудно диагностируется и что может проходить самостоятельно в течение нескольких лет. Много перечислений по поводу причин депрессий. Так же стоит отметить что дети по старше(5-7 лет) могут сообщить что им грустно, тем самым дать понять о первых симптомах депрессии. Прочитав статью стало понятно что детская депрессия отличается от взрослой так как, дети еще когнитивно и личностно незрелые, поэтому клиническая депрессия невозможна. Стало понятно что есть «детская депрессия». Однако у детей до 10-ти лет диагностируется редко. Но возрастает в подростковом и взрослом возрасте. Новое понятие для меня. что депрессия в шутку называют у взрослого называется «простудой психопатологии».
Очень познавательная статья. Узнала определение клинической депрессии, признаки депрессии. Действительно, многие вещи, которые мы в личном общении называем как депрессию на самом деле ей не являются (И Слава Богу). Довольно трудно себе представить ребенка 3, 4, 5 лет в состоянии безнадежности. По-моему, в этом возрасте он просто не понимает еще, что это такое. Новой для меня информацией стало также деление детских расстройств на подконтрольные (например, депрессия) и неподконтрольные. Важно то, что при детской депрессии не всегда необходимо лечение, она проходит сама в течение 2-х лет, а также не предвещает проблем с адаптацией во взрослой жизни (в отличие от неподконтрольных расстройств). Хотя все это зависит, скорее всего, от степени депрессии, поскольку необходимо еще принимать во внимание высокий риск суицида (третье место среди причин смерти детей школьного возраста).
Интересно будет узнать о лечении таких расстройств.
Узнал что депрессия может пройти сама через несколько лет и обращаться к врачу не обязательно. Так же узнал что это относиться к подконтрольным расстройствам, а значит оно более выглядит более устойчивым.
Меня удивило что в опросе участвовало так мало детей.Также впечатлило, что у детей не возможна депрессия из-за незрелого когнитивного и личностного развития.
Более близко познакомился с понятием депрессия. И теперь понимаю его клиническую и народную разницу.
В профессиональном плане эта информация мне даёт помощь при консультации, чтобы клиент мог тоже понять когда у него депрессия, а я мог это чётко уловить. В личном плане эта информация меня натолкнула на мои детские воспоминания.
Идеи по большей части связанные с моим детскими воспоминаниями. Есть некоторое понимание что это теперь могло быть.
Благодарю за статью! 🙂
Выявление депрессии на раннем этапе развития ребенка имеет существенное значение, с точки зрения здравоохранения. Помимо облегчения страданий ребенка, раннее вмешательство может давать так называемое «окно возможностей» для большего последующего терапевтического эффекта. И если ранее наличие младенческой и доподростковой депрессии игнорировалось и не рассматривалось в принципе, то сейчас научное сообщество склонно более внимательно изучать данное явление, не исключая возможности её существования. В ходе исследований было установлено, что человек способен испытывать грустные или радостные переживания в течение первых шести месяцев жизни, что говорит о том, что депрессивные аффекты возможны на этой стадии развития ребенка. Тем не менее, до сих пор отсутствуют эмпирические данные для того, чтобы однозначно утверждать, бывает депрессия на первом году жизни или нет. В то же время наблюдения за младенцем, мама которого находилась в состоянии послеродовой депрессии, показывали, что психоэмоциональное расстройство передавалось и ребёнку, который демонстрировал признаки депрессивного поведения, по средствам эмпатийного канала. Так же дети, подвергавшиеся ранней материнской депривации, в своём поведении имели депрессивную симптоматику.
Во время прочтения статьи, все пытался вспомнить, как это было у меня и было ли. К сожалению, вспомнить не смог, были ли у меня депрессии и посещали ли мысли про самоубийство. На счет второго, не знаю, а вот депрессивные состояния были точно, но вот контекста не могу вспомнить. Так что оставим пока это. Больше всего в статье меня тронуло самое последнее — причины суицида. Так плохо, что родители на столько далеки от переживаний своих детей, что или не замечают, что сами являются предметом депрессии, или не замечают, что их ребенок не справляется с внешним давлением окружающих. На сколько же сильно родители заняты собой, что не замечают ничего вокруг. Ведь, наверное в семье можно отследить на сколько люди эгоистичны. Потому что внешний мир — это одно, но когда дело доходит до твоего родного ребенка…мне кажется, что это совсем другое. Не хотелось бы быть таким эгоистом, которому есть дело только до себя. Хотя иногда, к сожалению, прихожу к мысли, что я именно такой. Буду с этим работать.
Спасибо за статью. Статья заставила меня задуматься. Поразила, что «Одним из неблагоприятных последствий подростковой депрессии является сопутствующее увеличение подростковых самоубийств», что Смерть по причине самоубийства идет третьей в списке причин детской смертности. Поразил тот факт, что девочки больше склонны к самоубийству.После прочтения симптомов поразилась в детском возрасте я чувствовала себя точно также. Детство, отрочество — это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и очень хочется жить. К тому же в человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения.
Как много статей встречаешь, про детскую депрессию. И не только как сама депрессия печальна, но также и факт ее наличия в таких масштабах тоже огорчает.
Радует тот факт, что ключевым позитивным моментом является то, что в 80% случаев детские фобии проходят сами по себе в течение 2-х лет.
Определение детской психопатологии зависит от социального суждения взрослого, который не всегда может адекватно оценить чувства детей. Очевидно, что поведение оценить намного проще. Действительно важно быть внимательным к ребенку и знать симптомы депрессии. Указанные в данной статье.
Если даже дети знают о своих неприятных чувствах и мыслях, насколько точно они могут их описать взрослому человеку? Может ли ребенок дошкольного возраста сказать о том, что у него депрессия? Вот почему важно выстраивать доверительные отношения.
Смерть по причине самоубийства идет третьей в списке причин детской смертности-ужасающие данные.
Очень интересно было прочитать причины суицида, озвученные ребенком и указанный возраст
Тема суецидов актуальна в современном мире. Возможно причина кроется во вседоступности многих вещей, наступает присыщение и пропадает интерес к жизни. Ну а для маленьких детей скорее как раз проблема кроется в недолюбленности,про что говорят основные причины суецидов. С профессиональной точки зрения статья интесна в части раскрытия темы детской депрессии. Странным только показался вывод о трудностях выявления депрессии у детей. Отсутствие настроения, негативная реакция как раз у детей выявить леге. Скрывать эмоции они не могут. Тут лишь родительская внимательность оказывает решающее действие. С личной точки зрения еще раз убедилась,что нужно как можно больше внимания уделять детям. Ведь как если не родитель сможет предотвратить возникновение самых негативных мыслей.
Спасибо большое за статью!
Очень важная тема, в которой нужно разбираться. Я сам столкнулся с серьезной фобией, когда мне было примерно 10 лет. Я один дома посмотрел фильм ужастик-триллер. Был так напуган, что боялся встать с кровати, пока не пришли домой взрослые. Далее мне казалось, что главный злодей из фильма всегда меня преследует, он за моей спиной, куда бы я не повернулся. Это фобия преследовала меня на протяжении 2 лет приблизительно. Я никому об этом не говорил. Как и написано в начале статьи, фобия сама прошло через пару лет. На фоне этой фобии у меня была депрессия.
Причины суицида у детей в конце статьи заставляют задуматься, быть внимательнее, более отзывчивыми, чуткими и понимающими с детьми, чтобы они чувствовали себя нужными.
Благодоря статье узнал, что бессонница, апатия, снижение или возбуждение двигательной активности, изменение веса и аппетита, потеря удовольствия от обычной деятельности, снижение либидо, потеря энергии, всё это симптомы депрессии. Все эти состояния я сам переживал, в определённые моменты своей жизни и как правило они были окрашены негативом.
Очень паразила статистика, что самоубийства от депрессии занимают 3 место, что учащихся средней школы с суицидальными наклонностями, год от года становится всё больше и больше. Что чаще всего подростки, которые пытались покончить жизнь самоубийством, неполучают никакой поддержки и помощи. Всем стало друг на друга наплевать и если происходит несчастье в какой-то семье, то они с этим горем остаются одни. Государству некогда заниматься такой мелочью.
Спасибо за статью. Депрессии – это серьезное психическое расстройство, которое опасно не только для детей, но также и для взрослых. Зачастую взрослым сложно самостоятельно справиться с депрессией, что же говорить о детях. Во время депрессии дети, как и взрослые испытывают трудности в ежедневном функционировании, очень часто они ощущают отчаяние и чувствуют себя бесполезными и беспомощными. Из данной статьи я узнала, что детская депрессия отличается от взрослой, что детская депрессия намного труднее диагностируются, т.к. детям сложнее распознать свои эмоции, а симптомы данного вида расстройства зачастую расплывчаты и противоречивы. Причины попытки самоубийств в конце статьи заставляют задуматься.
У меня есть подруга, которая работает психологом в центре, занимающимся детскими самоубийствами, делится со мной периодически тем, что происходит у нас в области. И ситуация конечно очень сложная. Самоубийства происходят достаточно часто. И не так много взрослых вокруг, которые могут оказать поддержку. Кто-то не знает, что делать, кто-то просто не хочет реагировать на происходящее. Даже среди школьных психологов не так много специалистов в этой области. Из статьи я узнала, что диагностировать детскую депрессию очень сложно. Возможно если бы диалог между поколениями был более открытым, то было бы проще. В первую очередь взрослые не подготовлены к психологической работе. Это всё усложняет.Взрослые не знают, что такое клиническая депрессия. И сами попадая в неё не знают, что делать.
Впервые я прочитала о том, что существуют подконтрольные расстройства. До этого не слышала этот термин. Удивительно, что их сложнее диагностировать.
Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша. К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши.
Детская депрессия очень опасна — ее очень трудно обнаружить, диагностировать и вылечить. Потому что признаки расплывчаты и противоречивы. Дети не могут так как взрослые рассказать что они чувствуют. Депрессия это не грусть и одиночество, а конкретные симптомы. Смертность через самоубийство в связи с депрессией — это третий показатель среди детской смертности после несчастных случаев и убийств.
Депрессия во взрослом возрасте тоже часто заканчивается самоубийством. Женщины совершают попытки чаще, но белые мужчины чаще доводят до результата. Что удивило — используют для этого активные методы — оружие, повешение, взрывы.
Самоубийство связано с общим ощущением всепоглощающей безнадежности, а безнадежность в современном обществе растет.
Вывод от статьи: слушайте и воспринимайте детей всерьез, потому что при попытке суицида дети могут сказать те вещи которые покажутся вам не важными только в тот момент…
Прочитав название статьи , подумала , что ж за родители молодцы такие , раз довели ребёнка до депрессии . А потом подумала , что не обязательно родители в этом виноваты , они могли что-то упростить всего напросто . В общем , эта статья , в очередной раз , заставила задуматься о важности быть внимательным к своему ребёнку . Контролировать с кем он общается , что смотрит и чем занят . А ещё я подумала , как важно и здорово было бы , если бы в школе бы психолог . Ну чтоб вот прям профессионал . Чтобы были бы какие- нибудь классные часы . Что бы он мог выявлять максимально рано , если у ребёнка проявляется депрессия или какие-то другие отклонения . Ведь в наше время реально можно просто не досмотреть . А дальше может быть поздно .
Отличная статья . После ознакомления с ней я узнал каким образом проявляется депрессия у детей, какие факторы оказывают решающее воздействия, по каким симптомам есть возможность предположить, что действительно у ребенка депрессивное состояние и к чему в конечном итоге оно может привести.В профессиональном плане для себя отметил поведенческие модели ,т.е варианты эмоционального поведения ребенка на основании которых можно сделать вывод , что у него депрессия. В личном плане с уверенностью могу сказать , что сталкивался с ребятами в школьные годы у которых наблюдалось явно выраженное поведение , которое можно охарактеризовать как депрессивное состояние.Главным считаю , что если есть у родителей хоть малейшее подозрение, необходимо в кратчайшие сроки обращаться к специалисту ,чтобы решить данную проблему. Спасибо.
Спасибо за статью. Она достаточно сложная. Неудивительно, что неустойчивая детская психика очень трудно переносит различного рода неудачи. Детскую депрессию сложно диагностировать, так как ребенок не всегда может поделиться своими эмоциями. Всегда стоит замечать, что плохой сон, апатия, раздражение, потеря аппетита являются симптомами депрессии. Очень поразил тот факт, что самоубийство стоит на третьем месте в списке причин детской смертности. Считаю, что ребенок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, какая бы не была ситуация. Будь то потеря близкого человека, либо неудачный случай в школе. Ведь именно ситуации из детства откладываются у человека в голове, а потом всплывают всю последующую жизнь.
Больше всего в этой статье меня поразила статистика по поводу самоубийств. 3-е место в списке причин детской смертности! Не болезни, не халатное отношение родителей, а суицид… Ужас! 20% детей имеют такие наклонности… Как же это так… Каждый 5-й ребенок… Я уже не раз была на семинар, где говорили о группах суицида типа «синий кит». Слушая об этом я думала, что это должна быть какая то особая ситуация чтобы ребенок покончил с собой из за какой то группы в интеренет, но такая статистика, говорит, что все намного сложнее и страшнее.
Из статьи я поняла, что несмотря на все трудности диагностики и выявления депрессии у ребенка, основным критерием для беспокойства является неблагополучная семья и отсутствте близких отношения внутри семьи.