Бытует мнение, что гениями рождаются, а не становятся. В обществе существует устойчивый образ гения: человека выдающегося таланта в области искусства или науки, а также в общественной, политической и экономической сфере, человека, нацеленного на достижение высокого результата. Есть и другой вид гения – гений непризнанный, человек невероятных способностей, который, в силу своей природной застенчивости или жизненных обстоятельств, не способен выделиться из толпы и заявить о своей гениальности.
Гений — это человек, демонстрирующий выдающиеся способности и крайне высокий уровень интеллекта. Опираясь на это определение, можно сделать вывод, что гениальность не обязательно предполагает творческую составляющую, ведь прекрасная работа хирурга – это, по сути, выражение гениальности. И наоборот, работа, предполагающая творческое начало, как то создание новой компьютерной программы, не обязательно является продуктом гениальности. Тем не менее, гениальность и креативность – явления, идущие рука об руку, ведь оба эти понятия предполагают наличие выдающихся способностей, но не всегда предполагающие наличие выдающегося интеллекта. Это утверждение верно для гениальных способностей в области литературы, музыки или изобразительного искусства.
Нет научного подтверждения тому, что гениями рождаются или что творческое начало передается по наследству. Известное исследование Фрэнсиса Гальтона (1822 – 1911 гг.), английского антрополога и психолога, в котором утверждалось, что ген гениальности передается от отца сыну, уже не раз опровергалось другими исследованиями и статистическими данными. Тем не менее, мнение о том, что гениями рожаются, все еще чрезвычайно сильно.
Хотя существует множество научных исследований, разграничивающих наследуемые признаки и признаки, которые человек приобретает в процессе воспитания из внешней среды, такое явление, как гениальность, продолжает оставаться загадкой для большинства людей. Вполне возможно, людям проще верить в то, что человек невероятных талантов, достигает высоких результатов просто благодаря тому, что он родился таким, а не благодаря упорной ежедневной работе.
По этой теории, никто и ничто другое не отвечает за высокие результаты, которых достигает так называемый гений. Все было предрешено успешной комбинацией родительских генов, и ничто: ни другой человек, ни внешние обстоятельства (разве что только несчастный случай или серьёзная болезнь), не могут воспрепятствовать проявлению гениальности. Подобное мнение весьма удобно для большинства людей, не обладающих признаками гениальность, ведь они уверены, что гениальному человеку просто повезло родиться таким. Они уверены, что гениям все дается весьма легко, ведь их способности и таланты даны им при рождении.
Хотя нет прямых подтверждений тому, что гениальность и креативность передаются по наследству, умственные способности, особенно те, которые имеют отношение к научной деятельности, имеют генетическую природу. Этот фактор, в той или иной форме, играет значительную роль в творческой составляющей, необходимой для самых разных областей науки. И хотя здесь задействован лишь один когнитивный фактор, для изобретения чего-либо нового в области науки (а новаторство – один из главных показателей гениальности) необходим уровень интеллекта выше среднего, также как и творческая составляющая.
Стоит отметить, что «научный» интеллект связан с возрастом, так способность к открытию чего-то совершенно нового в области математики начинает заметно снижаться после 40 лет. Высокий интеллект (все еще измеряемый стандартным тестом IQ), особенно важный в области математики или в управленческой работе, обычно достигает своего пика в возрасте 20-30 лет, после чего начинает снижаться. Все вышесказанное не относится к людям с синдромом саванта, являющегося редким состоянием, характеризующимся отклонением в развитии (иногда – аутистического спектра). При этом, люди с синдромом саванта имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в какой-либо области, например, математики или музыки. Подобные генетические паттерны и паттерны развития до сих пор непонятны науке.
Тесно связанные с генетическими факторами, заметную роль играют факторы развития и воспитания. Исследования подтверждают, что одна из самых значительных характеристик человека с выдающимися творческими способностями или гениального человека, является устойчивая мотивация исследовать и создавать, которая берет свои корни из воспитания в семье. Подобное воспитание предполагает наличие хотя бы одного значимого авторитетного взрослого, которым обычно является родитель одного пола с ребенком. Профессия или род деятельности родителя связаны со сферой, в которой ребенок впоследствии проявит свои способности, при этом ребенок выбирает профессию именно из смежной сферы, а не точно такую же. Например, отец математика и физика Эйнштейна был инженером, отец биохимика Лайнуса Полинга был фармацевтом, а отец физика-ядерщика Гленна Сиборга – механиком.
На эту тему было проведено исследование, в ходе которого анализировались 435 лауреатов Нобелевской премии (в области физики, химии, физиологии и медицины), начиная с первого года вручения премии и до настоящего времени. Количество родителей обоих полов, с точно такой же профессией (профессора, ученые и т.д.), как у их ребенка (лауреата Нобелевской премии), составило всего 2% (11 человек из 435). Количество родителей одного пола с ребенком (получившего Нобелевскую премию), работавших в смежной области со своими детьми, равняется 53%. К смежным областям относятся сельское хозяйство, электрика, инженерное дело, фармацевтическое дело или садоводство.
После этого было проведено еще одно исследование. На этот раз анализировались не Нобелевские лауреаты, а их 548 современников, обладающих высоким уровнем интеллекта и являющихся выдающимися учеными, политиками или деятелями искусства. Оказалось, что 20% родителей этой группы людей имело точно такую же профессию, как их талантливые дети, что в 10 раз больше количества родителей с точно такой же профессией среди Нобелевских лауреатов. Это доказывает, что среди Нобелевских лауреатов нет прямой преемственности профессии от их родителей.
Другое исследование показывает, что значительное количество родителей Нобелевских лауреатов, одного с пола с ребенком, работающих в смежной сфере, мечтали заниматься наукой, но так и не воплотили свои мечты в жизнь. Родители мотивировали ребенка исполнить свои неосуществившиеся мечты, что подтверждает, что именно высокий уровень мотивации отвечает за итоговый результат, а не только способности, данные от природы. Дети часто подвержены влиянию своих родителей, особенно в том, чего их родителям так и не удалось достичь. Это явление указывает на то, что ребенок идентифицирует себя с родителем, пытаясь воплотить в жизнь его несбывшиеся мечты и планы.
Кроме такой позитивной связи с родителем того же пола, что и ребенок, наблюдается и другое явление, а именно – соперничество с родителем. Многие ученые на заре своей карьеры, идентифицирующие себя с родителями своего пола, пытались превзойти своих родителей в работе. В подобном случае, человеком движет не только любовь к родителю, интерес к общему с родителем делу, но и агрессивное желание превзойти собственного родителя и получить большее социальное признание. Эти три мотивирующих фактора – выбор профессии в смежной сфере, желание воплотить нереализованные родительские мечты в жизнь и чувство соперничества с родителем – являются движущей силой на пути к высоким достижениям в сфере науки.
Следует отметить, что общие навыки, как и навыки в области науки (смежной области), передаются от родителей к детям. Сложно доказать, происходит ли эта передача на генном уровне или в процессе воспитания. Даже если передача на генном уровне имеет место быть, немаловажную роль в развитии творческого потенциала играет окружающая среда. Гениальные способности (которые предположительно могли быть заложены генетически) проявляются тогда, когда интерес ребенка находит поддержку взрослых. Немаловажным является процесс обучения и способность заинтересовать ребенка какой-либо сферой деятельности. Разумеется, родителю проще заинтересовать ребенка тем, в чем он сам хорошо разбирается, именно поэтому многие гениальные дети находили себя в сфере, смежной с тем, чем занимались их родители.
Похожие статьи:
7 ПРИЗНАКОВ ВАШЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ
Как узнать праду, если вам врут
Успешный ребёнок — спокойный ребёнок
Оригинальная статья: Albert Rothenberg, — Is Genius Inherited? Psychology Today, July, 15, 2017.
Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: когнитивные способности, развитие интеллекта, гениальность, интеллект, интеллектуальное развитие
Источник фото: yesmovies.to
Спасибо за статью. Безусловно гены дают о себе знать, это как зерно которое посадили в землю, если за ним правильно ухаживать, то оно даст свои плоды, а можно просто ждать и ничего не делать. Я считаю, очень большая роль родителей в воспитании ребенка -гения, при условии что родители сами являются людьми с такими способностями. Я выросла в семье где у мамы была задача прокормить четверых детей, старшие дети смотрели за младшими, папа ушел когда мне было 8 лет а младшей дочке было 5 лет. Мама работала начиная от экспедитора заканчивая сторожем в детском саду, не считая того что было хозяйство и огороды. Времени на нас не было. И когда она в порывах злости спрашивала: «ну не ужели вы не можете найти себе занятие или увлечение?», можем, желание убежать из этого дурдома))). Вот так и живу в поисках своих увлечений. Главным геном для меня является уважение , любовь и спокойная обстановка в семье и тогда не важно в какой области ваш ребенок будит гением главное что он выростит с правильной установкой на жизнь.
Полезная статья для воспитания детей.»Эти три мотивирующих фактора – выбор профессии в смежной сфере, желание воплотить нереализованные родительские мечты в жизнь и чувство соперничества с родителем – являются движущей силой на пути к высоким достижениям в сфере науки.» Все влияет на будущее ребенка: гены, среда, воспитание, мотивация, жизненные установки родителей. В погоне за гениальностью ребенка в первую очередь надо не забыть о самом ребенке. В настоящее время мне кажется родители хотят сделать из своих детей суперменов. Десять тысяч кружков и секций, репетиторы и т.д.При этом забывая уделить им должного внимания. Мне очень интересно, что за супервзрослые из них получатся. Или другая крайность, пытаются все скупить в магазинах, то что не было у них самих в детстве. Как найти этот баланс, чтобы воспитать здорового счастливого взрослого.
Статья в очередной раз показала, что даже в вопросе гениальности важную роль играет социальное окружение и индивидуальная мотивация человека. Мне в школе учительница по математике всегда говорила, что на результат на 5% влияет талант, остальное это усердие и работа. Это как раз здесь и подтверждено. Если родители хотят вырастить гения, то не надо ждать, что он с 2-х лет начнет решать задачки. А если этого не произошло, то ставить на нем крест. Некоторые великие ученые в школьные годы не показывали особой успеваемости. но в будущем им это не помешало сделать великие открытия. Поэтому надо прививать ребенку интерес ко всему новому, мыслить не шаблонно и работать усердно. А результат придет!
Для меня интересная и полезная статья именно в том, что приведены статистические данные. Я больше так понимаю о чем идёт речь. Видимо даёт знать о себе математический склад.
Я считаю, что каждый человек гениален по своему. Конечно, гены дают о себе знать. Но у человека в той или иной мере развиты какие то способности. Кто то может писать стихи, кто то рисует, ну а кто то за 5 секунд умножает пятизначные числа. Индивидуальное развитие в том или ином направлении и развивают гениальность . Безусловно огромную и важную роль играет воспитание в семье, правильное определение способностей ребёнка и дальнейшее их поддержание и развитие . Но так же очень важно значение и общества и социальных факторов.
Я всегда внутренне чувствовал, что нет в мире такой вещи которая бы была слишком сложной или недоступной, вопрос был лишь в достаточности усердия и интереса в её достижении. Никогда не верил в «абстрактную гениальность». Что же, здорово, что статья подтвердила мои внутренние ощущения и мысли по этому вопросу. С другой же стороны статья дает сильный удар ниже пояса, ведь все дело в себе.. в мотивации. Тот же Вячеслав Михайлович ничем не отличается от меня с точки зрения возможного порога развития, только в наличии мотивации,и все… С этой мыслью стало жить немного тяжелее.
Трудно поспорить с тем, что какое-то способности ребенок от родителя наследует. Например, когда ребенок демонстрирует способности к математике в школе, хотя родитель, от которого он мог бы их перенять участия в его воспитании не принимает, а тот, который его воспитывает от математики далек. Другое дело, что без должного поддержания и развития эти способности зачахнут и гением он скорее всего не станет.
Пока читала статью, вспомнился другой пример. Когда толстые люди говорят, что не могут похудеть, потому что у них генетика такая. Действительно — бабушка толстая, мама толстая и дочь толстая, но дело, скорее всего, не в генетике, а в неправильных пищевых привычках, которые передаются из поколения в поколение. Так же и со способностями. В семье ученых, которые помимо науки заинтересованы своим ребенком, больше вероятности, что ребенок займется наукой — использует опыт родителей, усвоит образовательные традиции и возможно, на этой основе, если захочет и постарается, сможет сделать что-то гениальное. В семье, где мама кассир, а папа грузчик, вероятность того, что вырастет гений гораздо меньше.
Еще пока читала статью поймала себя на мысли, что у меня совсем нет цели вырастить из своего ребенка гения. Есть мнение, что «Дети всегда должны быть чуть лучше своих родителей». Не знаю, что значит «лучше», но внутренне я согласна с этой формулировкой. Пусть «лучше» будет значить — чуть более целостным, уравновешенным, свободным и настойчивым. Если его жизнь сложится так, что он сможет совершить что-то гениальное, я конечно, порадуюсь, но вряд ли это как-то повлият на мое отношение к нему.
Часто об этом думал, изучая жизни знаменитых людей. Их гениальность шла от родителей, от заинтересованности. Был этого мнения про гениев, что чаще всего это умные и упорные люди, а не сверх люди. Хотя судя по себе, для меня упорство сродни сверхчеловеческой способности. Так как сам жуткий лентяй. Вот и получается картина, как сделать гения. Найти умного, выше среднего интеллектом человека, и с детства заинтересовать его. Вот и получается гений. Только заинтересовать ребёнка и правильно направить это целая наука и само по себе получается крайне редко.
У меня двоякое отношение к гениальности. Да, гениями не рождаются, гениями становятся. Но и генетическую составляющую я не исключаю. То есть, чтобы стать гением, у ребенка должны быть выдающиеся способности, как правило, в определенной сфере. Предрасположенность к этому, на мой взгляд, все же передается по наследству. Однако, это не означает, что такой человек сможет проявить себя без должного упорства и усердия в достижении цели в этом направлении. Таким образом, можно сказать, что у каждого человека есть генетическая предрасположенность к какому-либо виду деятельности, но, если эти таланты не развивать, то есть большая доля вероятности, что о его способностях никто и не узнает. Функция по выявлению и развитию таланта ребенка целиком и полностью принадлежит семье. Родители могут заметить повышенный интерес к определенным наукам, видам деятельности и направить ребенка в нужное русло. Именно семья способна создать условия для формирования устойчивой мотивации ребенка к изучению какой-либо науки. Не исключаю, что мотивирующими факторами могут быть: желание превзойти родителя в его способностях; выбор профессии в смежной сфере; желание воплотить нереализованный родительские мечты. В любом случае, без труда и со стороны родителей, и со стороны ребенка, гением не стать.
В чем разница гениальности и таланта? Гений — всегда создает что-то новое, до него неизвестное. Гений обычно гениален ( простите за тафтологию) во многих сферах. Пример тому Леонардо да Винчи — изобретатель, писатель, музыкант, художник и т.д. Талантливый человек — добившийся высоких результатов в уже известной сфере в известных рамках.
Это свидетельство того, что гениальность — врожденные способности, взрощенные в благоприятных условиях (семья и воспитание).
Еще один факт говорит о получении «гения» при рождении — среди них нет женщин. Таланты есть , а гениев нет.
Спасибо за интересную и содержательную статью. Я всегда считала, что гениями становятся в процессе правильного воспитания, проявленной родительской заботы и поддержки. Оказывается, что умственные способности, имеющие отношение к научной деятельности имеют все же генетическую природу. Опять же, без придания необходимого направления в развитии ребенка, его способности могут не проявиться в полном объеме.
Из статьи я узнала новый термин «синдром саванта», обозначающий редкое состояние, характеризующееся отклонением в развитии и наличии «острова гениальности».
Впечатлило как точно определены три мотивационные фактора в развитии гениальности: выбор профессии в смежной сфере, желание воплотить нереализованные родительские мечты, чувство соперничества с родителем. Хотя я не увидела в статье причину того, что гениальные дети выбирали сферу деятельности, смежную с той, в которой проявляли себя их родители. Почему дети, не являющиеся гениальными, но обладающие высоким уровнем интеллекта в большей степени идут по стопам своих родителей, нежели гении?
Для себя после прочтения статьи сделала вывод о том, что очень важно заинтересовать ребенка каким-либо делом и уметь поддерживать это интерес в течении долгого времени. В этом случае и проявляются выдающиеся способности человека.
Как бы ни был гениален ребенок, вряд ли у него получится развить и выразить свой талант без поддержки взрослых. Распознать и помочь оформить способности — задача родителей и учителей. С другой стороны фильм «Одаренная» рисует обратную сторону медали гениальности. В фильме наглядно продемонстрирована цена врожденных способностей, которую приходится заплатить ребенку. Между помочь найти, разобраться, подсказать и заставить грань мало уловимая. Что есть польза, а что вред — еще вопрос. Сохранить баланс, не помешать, не лишить ребенка детства в погоне за успешной реализацией его талантов — задачка не из легких. Хорошо, когда ярких проявлений не наблюдается, а то вот совсем не ясно, как я повела бы себя в похожей с сюжетом фильма ситуации.
Вообще не пойму о чем тут спорить. Жизнь уже неоднократно показала, что гениями рождаются. Как уж складываются гены это секрет доступный только Богу. Биография семьи Бетховена и многих других тому подтверждение. Проблемы, на мой взгляд, начинаются тогда, когда родители вопреки всему начинают растить гения из обычного ребенка со способностями или хуже того вообще без них. Таких примеров полно. Например Полина Осетинская, гениальная девочка времен СССР, ездившая по всему миру с отцом и дававшая концерты на фортепиано. Однако в 13 лет девочка взбунтовалась против постоянной муштры и сбежала из дома. Тогда Полина впервые поделилась с журналистами: ее «гениальность» была следствием регулярных побоев и унижений. Сейчас она не общается с отцом и является вполне рядовым талантливым музыкантом. Но никак не гениальным. Так что таланты развивать необходимо, но гениями все же рождаются.
Интерес к теме гениальности периодически поднимается в обществе. Я обратила внимание, что сейчас масса телевизионных передач, где показывают талантливых детей с претензией на гениальность. В статье очередной раз увидела подтверждение того, что без труда и гениальности не будет. В биографиях великих ученых, художников, музыкантов, математиков повсюду описывается великий труд самих людей, препятствия, которые им пришлось преодолеть. В книге С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» тема гениальности и таланта затронута в разделе: «Способности», а именно: «Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторённых дорогах. Для талантливости человека показательным может быть и то, как он осваивает созданное человечеством; гениальность предполагает способность к подлинному творчеству. Такой высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях». Я так понимаю, чтобы развилась незаурядность в разных областях нужно, чтобы ребенок находился в этих областях. С помощью родителей, родственников, другого окружения, но развитие гениального ребенка не возможно без погружения в соответствующие сферы. Поддержание мотивации ребенка, вдохновение его на какие-то действие или включенность в определённый процесс деятельности (музыка, художество и т.д.)возможно если с обратной стороны (со стороны ребенка) есть искренняя заинтересованность. Поэтому, считаю, главное родителям не перестараться с обучением ребенка — чтобы он не жертвовал детством по дороге к вершинам своей гениальности. Но точные рекомендации как вырастить гениального ребенка, считаю не существует. Это пока для меня — «дело случая». Поэтому остается самое главное-любовь и понимание потребностей своих детей.
После прочтения Рубинштейна становится яснее, что задатки — не всегда гарантируют успех. С ними надо работать долго и упорно и только потом, может быть, что-то получится. Не знаю, можно ли так говорить про гениальность, я думаю всё в туже корзину, т.к. даже если генетически передаётся, необходима среда, в которой будет происходить развитие и личная заинтересованность собственного развития в какой-либо области. Раньше я считал, что кому-то везет, а кому-то нет, теперь же уверен, что каждый заслуживает именно то, к чему стремится, к чему делает каждодневное движение. Напоследок вспомнилась поговорка:»на детях гениев природа отдыхает», интересно, действительно ли так?
Что бы ребёнок был гениальным, надо сначала родителям обладать высоким уровнем интеллекта и являться выдающимся ученым или политиком , или деятелем искусства. Конечно ребёнок вырастая с таким родителем будет видеть и перенимать этот образ жизни. А если ещё генетически передастся умственная способность ребёнку и будет проводиться родителем целенаправленная мотивация ребёнка на развитие, то очень много шансов у ребёнка стать гением. Ещё у ребёнка должно быть чувство соперничества с родителем.
Что бы ему самому хотелось трудиться над своей гениальностью. Эта статья заставила меня поискать в интернете информацию о выдающихся гениях человечества. Интересно было, что общество признает и «злых гениев», которые развивали свой потенциал не на пользу обществу. Вернер фон Браун — разрабатывал баллистическую ракету, Бьянко- эффективный карточный шулер, Альфред Нобель ( учредитель Нобелевской премии)- изобретатель динамита. Отец Аьфреда Нобеля был владельцем кампании которая специализировалась на производстве боеприпасов в ходе Крымской войны. Он сыну оборудовал маленькую лабораторию в пригороде для экспериментов с нитроглицерином. В ней и был изобретён способ управления нитроглицерином для взрыва, хотя и не без жертв, погибло 8 человек. Все же как показывают факты из истории , в статье точно указаны три фактора влияющих на гениальность ребёнка.
Гениями не рождаются. Гений — это человек, демонстрирующий выдающиеся способности и крайне высокий уровень интеллекта. Когда ребёнок рождается, он ничего не может делать самостоятельно, в этом ему помогают родители или те, кто находится рядом. Общие навыки ребёнок приобретает от родителей , но и немаловажную роль в его развитии в той или иной сфере играет окружающая среда. Дети часто подвержены влиянию своих родителей. Ребёнок идентифицирует себя с родителем, пытаясь воплотить в жизнь его не сбывшиеся мечты и планы. Человек достигает высоких результатов только благодаря упорной ежедневной работе. Ленивым людям удобно верить в то, что гениям всё даётся легко, ведь их способности и таланты даны им при рождении. Одна из самых значительных характеристик гениального человека является устойчивая мотивация делать что либо, которая берётся из воспитания в семье. Гениев воспитывают и развивают.
Гениальность и креативность – оба эти понятия предполагают наличие выдающихся способностей, но не всегда предполагающие наличие выдающегося интеллекта. Воспитание предполагает наличие хотя бы одного значимого авторитетного взрослого, которым обычно является родитель одного пола с ребенком. Профессия или род деятельности родителя связаны со сферой, в которой ребенок впоследствии проявит свои способности, при этом ребенок выбирает профессию именно из смежной сферы, а не точно такую же. Родители мотивировали ребенка исполнить свои неосуществившиеся мечты, что подтверждает, что именно высокий уровень мотивации отвечает за итоговый результат, а не только способности, данные от природы. Дети часто подвержены влиянию своих родителей, особенно в том, чего их родителям так и не удалось достичь. Это явление указывает на то, что ребенок идентифицирует себя с родителем, пытаясь воплотить в жизнь его несбывшиеся мечты и планы.У меня была мечта погрузиться под воду с аквалангом и я всем это постоянно рассказывал , приезжает сын с отдыха и говорит папа я знаю теперь, что такое погружение с аквалангом .
И я сразу понял – у него соперничество со мной. .
Я считаю, что гениями не рождаются, а становятся. Все навыки, модели поведения при изучении мира, мотивация к познанию закладываются родителями. Идеи о том, что гением можно стать только по наследству,на мой взгляд,утопичны, т.к. первый гений откуда-то взялся! Само признание данного факта говорит о том, что ребёнку нет смысла стремиться к вершинам познания, если у его отца не было выдающихся способностей.
Интересная статья, еще раз подтвердившая мысль о том, что ребенком нужно постоянно заниматься, в смысле не уделять ему 24 часа в сутки, отказавшись от своей жизни, а именно заинтересовывать,мотивировать, постоянно проявлять гибкость и креативность в отношении с детьми, твердость и доброжелательность.Так что лично для меня очень много задач и целей на будущее.
В этой статье затрагивается вопрос о проблеме гениальности. Я понял из этой статьи то, что нет научных доказательств о 100% передаче гениальности и творческих способностей из поколения в поколение. Доказана лишь преемственна передача умственных способностей по отношению к научной деятельности, обосновано то, что от 2 до 20% детей умных родителей занимаются смежными направлениями деятельности. Плюс в процессе воспитания у детей прививаются способности к исследованию. И тут я вспомнил, что креативным гением является мой отец, который за свою жизнь разработал массу автоматов и машин для пищевой промышленности. К сожалению, его гениальность я не унаследовал.
Никогда не думала что дети могут соперничать со своими родителями. Впечатлило что дети выбирают себе работу схожую с работой родителей. Тем более такого же пола.Подражание. Я тоже считаю что гениями не рождаются. Да,у нас у всех есть креативность, навыки, способности к какому либо делу. Мы можем стать гениями в любой сфере. Каждый гений в своем. Просто нужно трудиться, развиваться. Много есть людей которые говорят, да ему повезло что он гений и т.д, это гены. У людей ставиться как будто защитный механизм, блок для принятия, что это ему нужно встать и начать трудиться. Проще сказать что ему повезло и он такой родился. Это равно сильно тому что человеку завидуют, говорят у него это, это, ему повезло и т.д. Но мало кто знает как он этого добился. Проще сказать, чем сделать. В профессиональном плане информация дает знания и понимание механизмов. В личном плане еще раз убеждаюсь что все зависит от меня. Главное делать,а не ждать.
Гением человек становится или рождается? Я считаю, что врождённые способности в совокупности с дальнейшим их развитием в итоге дают проявиться гениальности. Но в большей степени, с этим, наверное, всё-таки нужно родиться. 🙂
Здесь также может возникнуть вопрос: в чем отличие гениального человека от талантливого? Не плохо, на мой взгляд, по этому поводу сказал Шопенгауэр, что — талантлив, тот, кто попадает в цели, в которые другие попасть не могут, а гениален – тот, кто попадает в цели, которые никто не видит. В отличие от талантливого человека Гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом Мире. Гений первооткрыватель, его идеи и деятельность позволяют обществу совершать качественно новый переход на следующую ступень развития. Интеллект и работоспособность гениев просто поразительные. Личности Гения присущ космический масштаб. Гений – исключительная по одаренности личность. Безусловно, талантливый человек тоже способен творить, причём, я полагаю, Талант к чему-либо есть у каждого человека, если есть потребность его обнаружить и развить. И в этом плане неустанный и кропотливый труд с правильной мотивирующей установкой и есть тот базис, на котором и взращивается Мастерство. А вот, возможно ли через Талант выйти на уровень Гения? А почему бы и нет?! Возможно ВСЁ! И в этом плане Талант вполне может стать трамплином в Гениальность. Я убеждена, что нет предела совершенствованию. 🙂
Мне кажется всё взаимосвязано. Если человек рождается с задатками гениальности,а родительское окружение поддерживает,создает нужную атмосферу,тогда человек и вырастает гением. Конечно,не без труда и иногда внешних препятствий и сопротивлений извне. Причем,то,что в тесте лауреатами стали люди,чьи родители были смежных профессий,на мой взгляд,показывает именно невмешательство во врожденные предпосылки человека.Относительно второй группы,думаю,что это скорее талантливые люди,чьи родители активно направляли их в определенное русло.Вот здесь как раз и амбиции ребенка,желание преуспеть, исполнить нереализованные мечты родителей. Интересен тот факт,что не всегда гениальный обладает высоким интеллектом. Здесь важно наличие новаторство. В совокупности талант ии интеллект помогают достичь определенных высот. Кроме того,таланты можно развить,а для гениальности скорее нужны предпосылки.
Кому то комфортнее думать, что интеллект и талант передаются по наследству, так они могут себя оправдать. А мне наоборот такая мысль претит, в ней нет надежды, возмодностей и перспективы. Так что меня радуют исследования, которые говорят, что человек может добиться много, несмотря на наследственность. Гениальность очень объемное понятие, определение из википедии: Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях. То есть в первую очередь, гениальный человек, это тот, который что-то сделал, а для самого действия не так важен уровень интеллект, талант и прочее. Здесь, как и сказано в статье, главную роль играет мотивация, желание чего то добиться и что-то создать. В статье так же говориться, что развить эту мотивацию помогают именно родители. Пример родителей или желание что-то доказать им и многие многие другие причины связанные с родителями влияют на все нашу жизнь. Как легко, сказать, что моя жизнь такая, из за родителей, но все же мы сами решаем какую жизнь прожить.
Я тоже думаю, что гениями не рождаются, а становятся. Гений — это человек, демонстрирующий выдающиеся способности и крайне высокий уровень интеллекта. Главную роль здесь играют родители. Немаловажным является процесс обучения и способность заинтересовать ребенка какой-либо сферой деятельности.Согласна с тем, что родители мотивируют ребенка исполнять свои неосуществившиеся мечты, что подтверждает, что именно высокий уровень мотивации отвечает за итоговый результат, а не только способности, данные от природы. Одна из самых значительных характеристик гениального человека является устойчивая мотивация делать что либо, которая берётся из воспитания в семье. Гениев воспитывают и развивают. Дети часто подвержены влиянию своих родителей, особенно в том, чего их родителям так и не удалось достичь. Даже если передача на генном уровне имеет место быть, немаловажную роль в развитии творческого потенциала играет окружающая среда. Человек достигает высоких результатов только благодаря упорной ежедневной работе. Тем, кто ничего не хочет делать, удобно верить в то, что гениям всё даётся легко, ведь их способности и таланты даны им при рождении. Спасибо за статью, очень интересную информацию для себя почерпнула, которая заставила меня задуматься, а может я тоже гений?
Довольно интересная статья, а точнее, тема. Действительно, человеческой природе свойственно сравнивать себя с другими, оценивать свой уровень развития. И гениальность в своем роде является эталоном, вершиной уровня его способностей.
Честно говоря, не совсем понял в начале статьи идею о том, что гениальность не всегда предполагает творческую составляющую, и наоборот. Вот как-то не согласен я с этим. Как далее сказано, основным критерием гениальности является новаторство, а также устойчивая мотивация исследовать и создавать. А это не что иное, как творчество в чистом виде. Кстати, еще давно люди пытались все-таки разграничить понятия «талант» и «гений». Здесь, насколько я помню, основным критерием гениальности как раз являлась креативность, способность создать нечто принципиально новое, к чему сложно прийти рациональным путем. Талантливый человек, хотя и имеет выдающиеся способности, скорее осознанно добивается успеха, во многом благодаря трудолюбию и тем же способностям.
Интересны исследования о том, что гении чаще выбирали смежную профессию, нежели точно такую же, что и родитель своего пола. Т.е. здесь как раз прослеживается отсутствие осознанного выбора сферы интересов; не желание следовать за родителем, а желание развиваться в знакомом направлении. Хотя по мне все-таки гений – это результат случайного сочетания врожденных и приобретенных свойств личности.
Прочитав статью для меня стало открытием, что гениальность и креативность идут рука об руку, т.к. в моём понимании человек приобретает креативность в процессе своего взросления, а гениями, как я считаю, всё таки могут рождаться. Смотря телевизионные передачи, где маленькие дети проявляют свои способности в дошкольном возрасте, как маленькие гении, я стала задумываться, как ребёнок может стать гением в таком возрасте, если его не окружать определённой сферой деятельности в которой он может себя проявить?! Я склоняюсь к тому, что родители играют ведущую роль в проявлении способностей своих детей, именно они создают те условия (атмосферу), которые необходимые для развития ребёнка и раскрытия его таланта(ов), и я не исключаю, что сюда же входит умение вовлечь, заинтересовать и даже заинтриговать ребёнка, и что не мало важно — это научение.
Гениальность, для меня это способность видеть новые пути развития, или новые качества в том в чем другие ничего не видят. Меня всегда восхищают такие люди. Они видят простые решения в сложных вещах, там где допустим я ничего не увижу. Но все же если следовать статье, то гениальность может развиться только при условии, что этим развитием занимаются. Как развить талант до гениальности. Что делать, если хочется быть талантливым, но этого нет. Авторы пишут,что надо много работать для достижения целей или для свершения открытий, но они же отмечают, что укоренившееся мнение , что гениям все легко дается не позволяет многим развиваться. Ждать чуда и грезить о невероятных достижениях, видимо основное занятие непризнанных гениев. Что бы воспитать гения, надо самим быть достаточно талантливым и эрудированным.
Мое представление о гении , часто было как о человеке , которому не нужны специальные условия для проявления своих способностей , т.е они такими рождаются гениальными (создатели) так как им дается все легко. Из статьи я увидел, что развитие гениальности , происходит из устойчивой мотивации исследовать и создавать (стремление к новаторству), которая берет свои корни из воспитания в семье. Хотя, наверное , устойчивую мотивацию к созданию нового можно тоже считать в какой -то степени гениальностью. Так же интересно было узнать, что ребенок выбирает профессию из смежной сферы родителя одного пола , а не такую же, но для которой требуются те же способности и навыки ,т.е важно кто рядом (сильные стороны родителя). Поэтому на мой взгляд , здесь подходит выражение »…случайности не случайны…». И надо согласиться , что важно еще распознать и увидеть в ребенке гения ( в какой сфере он гениален) ,для того чтобы создать определенные условия для реализации выдающихся способностей.
Удивительно было узнать , что одни из основных мотивирующих факторов для ребенка, это желание воплотить нереализованные мечты в жизнь и чувство соперничества с родителем- являются движущей силой на пути высоким достижениям в сфере науки.
Впервые узнал о »синдроме саванта» , который является отклонением в развитии (часто таких »героев» можно увидеть на экранах , в роли гения одиночки никем не признанный).
Как практика показывает , любая гениальность без огромного вклада усилий (труда),может оставить о себе только воспоминания … О каким я был способным…Если мне дали бы возможность , то я бы горы свернул…
Для меня было полезно узнать разные точки зрения, результаты исследований на тему гениальности. В последнее время все чаще можно увидеть рекламу развивающих курсов и школ для детей, где обещают вырастить из ребёнка гения. Изобретатель электрической лампочки Эдисссон сказал, Генний это 1 процент и 99 процентов работы. Здесь я полностью с ним согласна. Получается прежде чем мы увидим гения, пройдёт какой то срок, за который он отточит своё умение. Гений это азарт, энтузиазм, труд, это цель когда не видишь препятствий, это интуиция прежде всего к себе и к своей природе.
«Именно высокий уровень мотивации отвечает за итоговый результат, а не только способности, данные от природы». Для меня это главная мысль статьи. Можно родиться с какими угодно выдающимися задатками, но если эти способности не развивать, то не то что гения и таланта не выйдет. Так же как и небольшой набор способностей можно поднять до достаточно высокого уровня при наличии достаточной мотивации. Я считаю, что гениальность это труд, большой труд. Сначала родителей, пока ребёнок маленький. Задача родителей не только окружить ребёнка всем, что поможет ему развиваться. Но и показать пример, быть самим заинтересованными в том, чему хотят научить. Искренняя заинтересованность родителей, как мы видим из статьи наилучшим образом сказалась, для того чтоб ребёнок добился успеха. Но если человек вырос и в детстве в его воспитании, окружении было недостаточно знаний, навыков, мотивации. Его задача самому найти эту мотивацию, создать её. И далее только сила воли и труд, постоянный труд над своим развитием. У каждого есть способности, у кого-то меньше, у кого-то больше. Важно не это, важно, что наш максимум он практически недостижим, за время, которое мы живём. Поэтому развиваться можно бесконечно, не боясь дойти до предела. Мысль о том, что гениями рождаются, даёт возможность расслабиться и не требовать от себя многого. Люди верят в это, так как это им удобно. Поэтому эта идея жива. Я предпочитаю верить в человеческий потенциал. А для его развития надо всего-то обратить на него внимания и действовать в том направлении, в котором тебе интересно.
Я , наверное , никогда не задумывалась глубоко рождаются гениями или становятся . Читая статью, задумалась на эту тему. На какое-то время идея, что гены перевесила . Потом начала рассуждать, что , ну неужели, что даже если есть на генном уровне что-то, и человек не будет это развивать , он всё равно будет гением . Плюс, вспомнила, что Вячеслав Михайлович говорил, что в жизни человека должно быть три высших образования ( у дедушки, у папы, у тебя). И решила , что наверно дело в тот , как человека развивают, воспитывают, кто и что его окружает .
Если всё это суммировать, то , скорее всего, важно всё. И заложенное на генетическом уровне , и социум.
И еще важно в своем ребенке разглядеть задатки гениальности , и правильно их развивать . Ведь даже если гению всё время рассказывать , что он «горшок», то в итоге он им и станет .
Есть очень хороший фильм на эту тему «Готтака». Где люди по своим генам и геном партнера определяли каким будет ребенок, его способности и перспективы и также могли корректировать эти гены при зачатии. И там было два персонажа один одаренный генами,который мог стать кем угодно и добиться чего угодно с точки зрения генов. И другой законно рожденный с без исправлений в генах с неперспективными генами. Короче сюжет таков что одаренный так и смог выбрать кем стать и спивался потихоньку и попал в аварию и лишился ног и окончательно сломался. А второй мечтал полететь в космос заплатил денег первому чтобы он подделывал его анализы мочи, крови волос и тд.
Сюжен дальше бла бла бла.
В итоге первый, покончил собой второй полетел в космос. Суть в чем. Даже если ты родился со способностями, то их еще нужно грамотно реализовать. Гены конечно важны но и воспитание, условия и предпосылки для того чтобы задатки стали гениальностью человека, нужно очень много труда совершить.
Спасибо за статью. По существу, ничего нового я в ней не увидела. Для гения действенны те же принципы ботаники. Необходим лучший генный материал. Необходимы условия для сохранения этого материала. Нужны среда и почва для него. Обязательный уход и забота. Единственное различие в соперничестве. Я не слышала о соперничестве у растений. Как правило, после плодоношения у растений начинается другой цикл.
Статья полезна в двух моментах. Первое — снижение способностей IQ после 30 лет, заставляет подхлестнуть себя, чтобы ускориться по этой жизни, чтобы использовать оставшиеся благоприятные годы для достижений. Второе — очень полезная информация для воспитания детей:
— Быть для них эмоционально значимым и авторитетным
— Способствовать их любознательности и желанию творить
— Заражать интересом к своей работе
— Отмечать и поощрять то, в чем у них получаются большие успехи
И снова про гениев. Статья навела меня на мысли о том, насколько правильно мотивировать ребенка, на осуществление своих собственных несбывшихся надежд и нереализованых планов. Я считаю это совсем не честно по отношению к ребенку. Гораздо правильнее было бы понаблюдав, способствовать развитию тех способностей, которые в ребенке заложены. Ведь родители зачастую действительно не видят этих способностей и талантов. Навязывают свое видение жизни. Как будто ребенок это не личность, а собственность. Так же я считаю, что в современном обществе не принято пообовать различные занятия. Вот занялся ребкнок рисованием, потом потерял интерес. И начинается давление. Столько времени потрачено(сил, денег и т.д) и жалко нам что ребенок не хочет дальше этим заниматься. И начинаем помогать преодолевать сопротивление. В может и правда ребенок не хочет. Ну попробовал. Ну не его это. Или такого быть не может?
Так же интересным мне показался тот факт, что дети выбирают профессию похожую на профессию родителей. Правда подтвержден он на примере гениев и нобелевских лауреатов. Мне кажется они выбирали действительно привычную или близкую к привычной атмосферу. Сын гения физика конечно будет склонен к изучению физики или математики. По другому он не знает. С чего ли он рисовпть то начнет, нсли с детства под влиянием точных наук находится?
Со многим описанным статье, я согласна. Гениальность — это грамотное сочетание генетики и приобретенных навыков, любому заложенному природой и генетикой таланту просто необходимо и деятельное поддержание, не зря говорят, что гениальность — это 10% одаренности и 90% труда. К тому же на развитие данных природой способностей влияет и характер человека и его собственная мотивация, так же немаловажна среда в которой он растет, и в первую очередь — родители, которым важно поддерживать баланс: не «загонять» с раннего детства своего гения, но и, все таки, стоит уделять достаточное внимание развитию таланта. Не внушает статистика касательно того, что гениальными становились дети, в тех областях, которых не реализовались их родители. Это вообще достаточно опасная тенденция с подменой интересов. Сомнительно высказывание о том, что для гениальных способностей в области литературы, музыки или изобразительного искусства не важно и не обязательно наличие выдающегося интеллекта. ДопустИм недостаток образования, ведь история знает художников, которые даже не знали грамоты, однако, это ничуть не уменьшает гениальности их работ, при написании которых они выражали на полотнах определенную осмысленность, отражали свои умозаключения и непременную мудрость. Непременно для гениальности необходим природный дар, ведь если от природы у человека не заложено чувство прекрасного, музыкальный слух и способность к построению гармонии, вряд ли, как бы он ни старался из него выйдет гениальный музыкант, композитор и т.д.
В момент прочтения строк о том, что «Родители мотивировали ребенка исполнить свои неосуществившиеся мечты…» вспомнились слова Симонова В.М., что лучшими спортивными тренерами становятся спортсмены, достигшие высоких результатов, но не «взявшие» самых высоких наград. Видимо, люди, профессионально состоявшиеся в своем деле, но чуть-чуть не дотянувшие до максимального результата пребывают в особом состоянии! Условно назову это состояние «абсолютной мотивации». В состоянии, когда они способны создавать среду для развития собственно себя и как следствие детей, оказавшихся в этой среде. Разница между родителем и педагогом в данном вопросе заключается, пожалуй, только в том, что родитель в этой среде «абсолютной мотивации» в буквальном смысле создает своего потомка и развивает его , а тренер подбирает или «притягивает» воспитанника с необходимым потенциалом (а может и формирует этот потенциал)…
Похоже на то, что сначала в родительской среде витает «идея высоких достижений», которая создает среду «абсолютной мотивации», которая, в свою очередь, формирует определенное восприятие и мышление у подрастающего поколения. А далее уже «терпение и труд» — добродетели, которые опять-таки формируются при непосредственном участии родителей и педагогов.
Получается, что родители или педагоги знают все, ну или почти все о том, как вырастить из себя личность, способную достичь вершин успеха…. Им остается малость – дотянуться до этой вершины… и это право они передают своим детям или воспитанникам.
Как если бы родители или педагоги передавали собственную личность с её одарённостью и опытом в безвозмездное и бессрочное пользование будущим поколениям. Такая своеобразная интеграция личности предков в структуру личности потомков. Ни это ли зовется тождеством личности?
«С кем поведёшься – так тебе и надо!»
Интересно было отметить, что основным критерием гениальности – является способность к новаторству.
Насчет «синдрома саванта» потребовалась помощь справочника.
Мне больше кажется, что гениями становятся, а не рождаются. Да, по наследству передаются возможно черты характера, которые помогают гению становится гением. Труд, труд и труд делает человека или обычным, или незаурядным, или гениальным. Хотя опять же, те же черты характера воспитываются на собственном примере родителей, которые показывают своим поведением. Я думаю, что по этому поводу будет еще возникать не мало споров, но как по мне — доказать одно или другое, практически не возможная задача. В общем я за труд и воспитание. Спасибо за статью.
Узнал новый термин – синдром саванта. Узнал, что IQ снижается после 30 лет. Всю жизнь считал, что гении – это те, кому повезло от рождения. Оказывается, также считали и многие до недавнего времени. Как говорится в статье – это удобная позиция. И как это часто бывает удобная позиция – не значит продуктивная. Из статьи я понял, что определяющим в развитии гениальности является мотивация. И эти мотивирующие факторы расположены на разных уровнях. Важное место в развитии мотивации у детей занимают их родители. Именно родители создают ту атмосферу и те условия, в которых и появляются гении.
Ну что я могу сказать. Отличная статья для размышления. Жаль что сейчас 23.15 и у меня нет времени написать облуманный, осмысленный комментарий. Но я ,как и многие, согласна с тем что родители изначально дрлжны быть образованными и грамотными в широком спектре вопросов их подрастающего чада! Любую гениальность можно просто не заметить и не развить. Но мне все же кажется что нельзя просто так взять и стать гением! Ведь для начала нужно пройти идентификацию. Разобраться кто ты. К чему у тебя есть способности. И лишь потом развить их. А ведь как правило все запинаются на первом шаге. Самоидентификации…
Со статьей согласна, однако в каждом правиле есть исключения.
Конечно, не только от генов зависит развитие способностей в ребенке. На это так же влияют родители, задавая мотивацию, окружение, желание реализовать себя, дух соперничества. Все эти составляющие являются необходимыми компонентами для того, чтобы достичь успеха.
Однако есть исключения из таких правил. Есть много примеров талантливых людей из абсолютно неблагополучных семей, которые ничего не могли дать ребенку, ни материальной поддержки, ни моральной, ни мотивации напрямую. Скорее мотивация была «не жить как родители». К примеру, Джеки Чан, который родился в очень бедной семье, он был далеко не первый ребенок и родителям не было на что его кормить. Сейчас вряд ли найдется человек, который не слышал имени этого актера. У меня есть примеры «простых людей», которые многого добились самостоятельно. Но это исключение из правил,все же, большая вероятность достижения успеха тогда, когда есть несколько мотиваторов.
Какая интересная статья, есть о чем задуматься … Гены ли или окружающее,воспитание? Думаю все вместе . Предрасположенность ,развитие соответствующих навыков начало на пути к гениальности ,когда человек своими действиями превосходит познаваемую область. Для себя часто отмечаю ,что мне не хватает мотивации и стабильности в действиях ,не хватает для прикладывания сверхнормативных усилий в целях обучения. Гениальные люди наверняка именно этим и занимаются,они не родились с миссией ,они пришли к своей деятельности своими действиями. Понимание ,что мы все с начальными равными условиями вдохновляет и огорчает тк понимаю,что я теряют время…
Никогда раньше не задумывался над этой темой. Интересно было узнать, что по сути родители детей которые стали лауреатами Нобелевской премии, могли быть практически из другой сферы деятельности. В этом случае получается, что возможно и есть какая-то врождённая гениальность, отчасти. Но я думаю, что не генетики дело, а как раз в упорной работе над собой. Которая берёт своё начало как раз от родителей. Возможно даже в первые пару лет после рождения. Т.е. ребёнок воспринимает, то как необходимо работать. Возможно в это и есть его гениальность. И не только его, а получается и каждого человека. Но к сожалению в тот момент мы на неё никак повлиять не можем, именно поэтому и был придуман отмаз про гениальность.
Часто нахожу подтверждение своего мнения в статьях. Я с детства считал что гениями не рождаются а становятся. Да самому мне конечно до «гения» далеко, но однако это не мешает мне осознавать что я могу достигнуть большего — если чего то захожу. Что у меня есть все ресурсы для реализации той или иной цели. И это очень большая мотивация. Осталось только окончательно установить цели.
Гений есть явление исключительное, выбивающееся из общих правил, непонятное и настолько загадочное, что его природу трудно определить. Ведь определять — значит, ограничивать, а гений — существо, с одной стороны, демонстрирующее безграничную мощь сил и способностей, а с другой — полное самых невероятных противоречий. Одна из загадок, всегда сопровождающих гения, — внезапность его появления на арене жизни в почти совершенном законченном виде. В попытках понять истоки и природу гениальности люди сломали множество копий. Одна из довольно распространенных точек зрения видит в гениальности своеобразное проявление безумия. Это отчасти связано с тем, что интеллектуальный и творческий заряд, излучаемый гением, намного превосходит уровень среднего человека. И у среднего человека на почве ревности и зависти появляется непреодолимое желание объявить гения сумасшедшим. Некоторые ученые прошлого столетия, поддавшись этому соблазну, попытались подвести под настроение агрессивных обывателей научную базу.
Когда рыбу учат лазить по деревьям как обезьяну, то можно сразу сказать о том какие у неё будут успехи. Некоторые всю жизнь считают себя глупыми,занимаясь не «своим делом». Эйнштейн на вопрос о причинах своей гениальности говорил что самое главное задаваться вопросами, быть любопытным и не к чему не относится как к должному. Три мотивирующих фактора раскрывают истинные причины гениальности нобелевских лауреатов. Т.е. внешние факторы определяют гениев,а не гены.
Статья об исследовании Секрета гениальности. Есть распространённое мнение, которое я часто слышала, что мы все рождаемся гениями, только не понятно родителям, что именно надо развивать в своих детях. Конечно, хочется узнать все законы мироздания, причины и следствия. Интересная зависимость и связь между сферой деятельности гениальных, признанных учёных и их родителями. Оказывается, по мнению учёных, 3 мотивирующих фактора влияют на развитие выдающихся способностей у ребёнка . Плюс Окружающая среда. Дали ребёнку в 1 год барабан, вот он и стал победителем в 3 года. Угадали. А дали бы мяч, ничего бы не вышло из него необыкновенного. Секреты природы так просто не открываются.