Социальные институты и телевидение, о которых мы будем говорить в ближайшее время, воздействуют на ребенка не меньше, чем семья и сверстники. Они оказывают сильное влияние на эмоциональное и когнитивное развитие детей. Уже с раннего детства телевидение является частью жизни большинства детей. Чуть позже значительную роль начинает играть школа. Даже вне уроков ребенок выполняет данные школой социальные обязательства: принимает участие в мероприятиях, состоит в клубах и, конечно же, делает домашние задания. Данными методами школа структурирует социальную активность детей, что делает ее заметной силой в повседневной жизни ребенка.
В нескольких ближайших статьях из цикла «Детская и педагогическая психология» мы сосредоточимся на том, как два фактора не семейной социализации, школа и телевидение, влияют на развитие детей. Темами для дальнейшего обсуждения станут:
- Роль школы в социализации ребенка.
- Структурные особенности здания школы, классной комнаты и того, как расстановка парт влияет на учеников.
- Влияние организации обучения в так называемых «открытых»* классах по сравнению с традиционным методом обучения и то, как разные стили обучения влияют на успеваемость.
- Влияние центрального персонажа школьной драмы — учителя.
- Влияние компьютера на обучение и социальное взаимодействие.
- Специальные классы для особенных детей. В данном случае речь идет как об умственно-отсталых, так и об одаренных детях.
- Взаимосвязь между социально-экономическим статусом семьи и школьной системой.
- Влияние десегрегации (прекращение расовых и половых разделений в классах) на социальные и академические результаты.
Когда мы обратимся к проблеме телевидения, мы также рассмотрим несколько вопросов:
- Изменение предпочтений по мере взросления.
- Особенности программных сьемок, которые помогают привлекать и удерживать внимание детей.
- Влияние телевидения на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей.
- Насколько дети понимают то что им показывают по телевизору. Речь в том числе и о рекламе.
- Как родители могут изменить эффекты от просмотра телевидения.
ВАЖНОСТЬ ШКОЛЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
Сегодня в Соединенных Штатах дети занимаются в школах больше дней в году и большее количество часов, чем это делали предыдущие поколения. В 1880 году средний ученик посещал школу около восьмидесяти дней в году. Сегодня эта цифра в среднем составляет пять часов в день, 180 дней в году. Помимо этого, дети раньше идут в школу и учатся на несколько лет дольше. При этом большая часть населения ходит в школу.
Все это весьма впечатляет и в то же время не является убедительным доказательством того, что школа приносит пользу развитию ребенка. Одним из влиятельных свидетельств важности школы как социализирующей силы стали исследования влияния школ на ценности и стремления детей. Эти исследования показывают, что школы, наряду с семьей и сверстниками, могут влиять на морально-ценностную ориентацию и политические взгляды детей, а также на их достижения и профессиональные устремления (Hess & Holloway, 1984; Minuchin & Shapiro, 1983).
Более спорным является вопрос о том, влияют ли школы на когнитивное развитие детей независимо от семьи и ее социально-экономического положения. Некоторые школьные критики, такие как Коулман и соавторы (1966) и Дженкс и соавторы (1972), утверждали, что школы имеют не такое большое влияние, как это может показаться на первый взгляд. Однако, более поздние данные показали, что обучение в школе влияет на успеваемость учеников, даже если принять во внимание различия в уровнях успеваемости на момент поступления в школу (Minuchin & Shapiro, 1983; Rutter, 1983). Более того, как показали кросс-культурные исследования, обучение в школе оказывает большое влияние на то, как дети организуют свои мысли и познания (Farnham-Diggory, 1990; Rogoff, 1990). Школьное образование дает детям абстрактную символическую ориентацию на мир, которая позволяет им развивать способность мыслить в терминах общих концепций, правил и гипотетических событий. Школы не просто учат детей новым знаниям, школы учат детей по-разному думать о мире. Эти серьезные последствия школьного обучения подчеркивают важную и уникальную роль, которую школа играет в изменении социального и когнитивного развития детей.
ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ
Хотя большинство дискуссий о школе сосредоточено на учителях, методике преподавания и темах, структурные особенности школьной среды также заслуживают внимания. Имеет ли значение размер школы, которую посещает ребенок? Как влияет размер класса, расположение парт, цвет стен и вентиляция на успеваемость ребенка, его отношение к школе и степень его активного участия в школьной жизни? Хотя ответить на все эти вопросы невозможно, исследования дали нам ответы по крайней мере на некоторые из них.
Влияние размеров школы на ребенка
Большая школа выглядит поистине авторитетно: впечатляющие внешние размеры, длинные коридоры с множеством комнат, большие залы, потоки учеников — все это подразумевает силу и правоту. Маленькой школе не хватает такой уверенности: скромное здание с небольшим количеством комнат, ученики, которые перемещаются скорее струйками, нежели приливами, производят впечатление случайной и порой нерешительной образовательной среды. (Баркер и Гамп, 1964, стр. 195)
Однако, это лишь точка зрения стороннего наблюдателя. Внешность часто бывает обманчива. Помимо этого, значительная часть влияния школ на передачу социальных и культурных ценностей осуществляется через внеклассные функции. Баркер и Гамп (Barker &Gump, 1964, p. 195) намеревались ответить на следующие вопросы:
- Как выглядят школы разных размеров с точки зрения учеников?
- Различается ли степень участия учеников во внеклассных мероприятиях в малых и больших школах?
Они хотели узнать, предлагают ли большие школы более разнообразные занятия для своих учеников, чем школы меньшего размера, и означает ли это, что у учащихся большой школы более богатый опыт. В исследовании участвовали средние школы с численностью от 35 до 2287 учеников. Все они были расположены в экономически, культурно и политически однородном регионе восточного Канзаса. Результаты стали неожиданностью. Хотя в самой крупной школе было в двадцать раз больше учеников, чем в маленькой школе в соседнем округе, количество внеклассных мероприятий было больше всего в пять раз. Что еще более важно, большие и маленькие школы не сильно различались по разнообразию предлагаемых занятий. Логично предположить, что у учеников многочисленных школ вовлеченность в школьные мероприятия должна быть выше за счет большего количества возможностей. Однако, по факту оказалось, что доля учеников, участвовавших в музыкальных фестивалях, драматических, журналистских конкурсах и конкурсах студенческого самоуправления, была в двадцать раз больше в малых учебных заведениях, чем в крупных учебных заведениях. Более того, в маленьких школах было больше разнообразия в выборе их деятельности.
Есть еще одна причина, по которой эти два типа учреждений различались. Ученики небольших школ чувствовали, что сверстники ожидают от них большего участия в школьной жизни в результате чего испытывали ответственность за исполнение школьных функций. Одним из результатов исследования стало то, что в небольших школах меньше «чужаков», которые не участвуют в большинстве внеклассных занятий. Это большее чувство идентификации и вовлечения маргинальных учащихся в малую школу может быть одной из причин того, что в таких школах процент отсева ниже. Имеются данные, которые подтверждают, что проблемные дети (подверженные суициду, депрессии, употреблению психоактивных веществ, а также тех, кто бросит школу раньше или забеременеет) с меньшей вероятностью будут участвовать во внеклассных мероприятиях (Steinberg, 1985).
Хотя изменить размер школы сложно, педагоги выступают за большую гибкость и дизайн в организации школ (Farnham-Diggory 1990; Sizer, 1984). Некоторые из специалистов рекомендуют делить большие школы на малые блоки. Они полагают, что «такая школа в школе может помочь развитию чувства идентичности и принадлежности к коллективу, а также улучшить поведенческие, академические и социально-эмоциональные результаты. Такая среда может помешать ученикам из группы риска бросить школу и повысить вероятность положительного результата в создании дополнительных поведенческих настроек или ниш» (Linney & Seidman , 1989, с. 338). На вопрос, какого же размера должна быть школа, Баркер и Гамп (Barker & Gump, 1964, p. 202) ответили следующим образом: «Достаточно небольшой, чтобы все ученики могли проявить свои способности и не чувствовали себя лишними».
Возрастные группы школ: средняя школа или не средняя школа?
Размер — не единственный фактор, который влияет на самоощущение детей и чувство сопричастности к школе и ее деятельности. Также значение имеет разделение школьников от детского сада до 12 класса (Gump, 1980). Обычная модель подразумевает восемь лет начальной школы и четыре года средней школы, но существуют и альтернативы. Наиболее распространенная из них — шесть лет начальной школы, три года неполной средней школы, за которыми следуют три года старшей школы. Исследования показали, что смена модели обучения влияет на поведение учеников. Симмонс, Блит и МакКинни (1984) сравнили учащихся, переходящих из шестого в седьмой класс в обычной восьмилетней школе, а также учеников неполной средней школы, где переход в седьмой класс означает переход в новую школу. Наблюдения показали, что на подростков, которые претерпевают непростой период полового созревания, дополнительное бремя перехода в новую школу оказывает негативное влияние. По сравнению с седьмыми классами, которые остались в своей школе, дети, перешедшие в другую школу, имели более низкую самооценку, меньше участвовали в мероприятиях и клубах, считали себя менее интегрированными в свою школу и группы сверстников.
Жизнь подростков сама по себе полна изменений и дополнительное бремя перехода в новую школу может быть особенно трудным (Simmons, Burgeson, & Carlton-Ford, 1987). Больший стресс от перехода в новую школу претерпевают дети, которым пришлось пережить дополнительные факторы, например, развод родителей или переезд. У детей, особенно девочек, которые пережили три или более перехода из одной школы в другую была занижена самооценка. Они принимали меньше участия во внеклассных мероприятиях и имели невысокий средний балл. Выводы очевидны: если изменение происходит слишком рано (относительно когнитивного и эмоционального состояния ребенка), внезапно или если изменения происходят одновременно во многих сферах жизни, люди могут испытывать значительный дискомфорт, как с точки зрения самооценки, так и с точки зрения поведенческой адаптации, если в их жизни есть некоторая «зона комфорта». (Симмонс и др., 1987, стр. 1231).Но не все одинаково остро воспринимают подобные перемены. Многое зависит от сопутствующих жизненных факторов и личностных особенностей.
С другой стороны, ясно, что никакая конкретная возрастная группа не будет идеальной для всех детей, особенно с учетом ряда индивидуальных различий в сроках полового созревания.
В следующей статье мы рассмотрим влияние организации пространства школьных классов на учеников.
* концепция «открытых» классов появилась в США в 1965 году. Школа с таким подходом не имеет внутренних перегородок между классами. При этом деление учеников по группам остается. Зачастую для организации пространства используется модульная мебель. Чтобы наглядно увидеть подобную модель помещения введите в поисковике open-space school concept.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: социализация детей, что дает ребенку школа, как выбрать школу, переход в другую школу, что влияет на самооценку подростков
Спасибо за статью. Пока её читала, вспомнила свою школу. Она стандартная для города. Коридор, переход из одного крыла в другой. Обзязательно один из туалетов сломан. Была первая школа. Там как раз 9 классов. А после либо в колледж или в другую школу. Я оттуда ушла после первого класса. Помню, что ходила на продленку и на разные кружки. В этой школе было больше бесплатных кружков, чем во второй. Ещё предстоит узнать, как влияет школа на ребёнка. Но сейчас моё мнение, что влиеет не само здание. А учителя. Если они хотят учить детей, то и толк будет. А если не хотят. То и дети это будут чувствовать и не учиться. Так же у меня есть примеры учителей, которые горели своей работой и общением с учениками. И есть те, которые приходили, давали задание и уходили. Вывод напрашивается сам: где дети получали больше знаний.
Вот и начался новый учебный год. Каждый, кто учился в школе начинает вспоминать свой первый учебный день, как и весь учебный период. Мне данная статья помогла перенестись на мгновение в те голы, когда в школе было интересно. Нас постоянно старались чем-то занять, всякие секции, кружки, продленки. Не миновал меня и переход между школами, а у меня их до 17 лет было аж 4. Везде отношения с одноклассниками были разные. Как сказано в статье, жизнь подростков сама по себе полна изменений и переходы из школы в школу могут быть особенно трудными. Я на себе эти переходы не ощутил, переходы мне дались легко, я не был привязан к какому-то месту. Детство меня так же не обошло стороной, у меня было полно времени на отдых и развлечения. Современные мамочки пытаются напичкать своих детей какой-то информацией, новыми знаниями, всякими спортивными секциями, чтобы потом перед подругами и другими мамочками было чем похвастаться. Эти дети не знают, что такое счастливое беззаботное детство.
Безусловно, помимо семьи, школа, TV и интернет оказывают большое влияние на психологическое развитие ребенка. Я думаю, что во многих семьях процент влияния этих трёх составляющих перевешивает влияние родных и близких людей.
Меня поразили статистические данные о количестве часов пребывания в школе в современное время и в конце 19-го века. И ведь наверняка уровень образования не был тогда ниже. У детей было больше времени на всесторонне развитие их талантов, на развитие эмоционального интеллекта, так как было больше возможностей общаться со сверстниками и близкими. Сейчас родителям трудно найти время для свободного общения, не говорю уже о совместной деятельности, со своими детьми между работой, тренировками и кружками, репетиторами, выполнением домашнего задания. Я считаю, что учебная часовая нагрузка на детей не оправдывается качеством обучения в наше время и теряет смысл. Школа явно перетягивает одеяло на себя. У меня складывается впечатление, что задача образовательного учреждения сейчас — это как раз, оказание влияния, контроль и управление не только над нашими детьми, будущими гражданами государства, но также и над их родителями и более старшим поколением, если они принимают участие в воспитании внуков.
К примеру, пионерское и комсомольское движение в годы СССР наглядно показывает каким образом школа влияла на формирование политических взглядов людей. А создавали их по подобию мирового скаутского движения, участие в котором было добровольным и, идеология которого была вне политики.
Интересным было также узнать данные наблюдений о влиянии размеров школы на процесс обучения и психологического состояния детей. Согласна, что в школе небольшого размера каждый ученик будет при деле, на виду, жизнь его будет определено активнее. Вызывают сомнения предложения организации школы в школе. У нас это в принципе практикуется, часто отделяются начальные классы от остальных, но выходя в столовую, общее пространство, дети могут чувствовать себя некомфортно в общем потоке со старшеклассниками. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя в школе безопасно и при этом не были оторванными от детей других возрастов? Думаю, что в любом случае их количество не должно быть большим. Я голосую за гибкий и нестандартный подход в организации обучения детей в школе. Спасибо за статью! Поздравляю всех причастных с началом нового учебного года!
Пока читала статью, вспомнила свои школьные годы. Я три раза меняла школу. Первые три класса училась в маленькой пристройке и нас классный руководитель предупреждала, что когда мы перейдем в большое здание, то можем там потеряться, т.к. там находится много кабинетов и деток. Звонок у нее был в виде колокольчика и она сама определяла время переменок, а еще раздевалка и туалет были в этом же кабинете. Было очень комфортно и не хотелось оттуда уходить. Потом перепрыгнув через четвертый класс, в пятый пошла в большую школу. В нее я ходила с подружкой Леной, и было не так страшно ходить в большое здание. А в третий раз я поменяла школу в десятом классе. Меня хорошо встретили новые ребята, и это помогло адаптироваться. Благодаря статье я увидела, что моя неуверенность в себе может крыться как раз в этих «кочеваниях». Было интересно узнать, как школа влияет на ценности и стремления детей, а также на их морально-ценностную ориентацию и политические взгляды. Как оказалось, школьное образование дает детям абстрактную символическую ориентацию на мир. А еще, я догадывалась, что учиться в небольшой школе продуктивнее, потому что там учителя успевают всем уделять внимание и ученикам приходится участвовать во всех мероприятиях. Я помню, как меня могли месяцами не спрашивать, т.к. учительница из-за каких-то разборок не успевала по прохождению программы и списав контрольную у отличника, я могла сидеть спокойно дальше. Я согласна с Баркером и Гампом в том, что школа должна быть достаточно небольшой, чтобы все ученики могли проявить свои способности и не чувствовали себя лишними. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Я сначала даже удивилась увидев знакомый колокольчик в приложении. Потом вспомнила….вторник! Сентябрь! Началось. Из статьи ещё раз подчеркнула, что школы, наряду с семьей и сверстниками, могут влиять на морально-ценностную ориентацию и политические взгляды детей, а также на их достижения и профессиональные устремления. Также согласна с авторами, что школы не просто учат детей новым знаниям, школы учат детей по-разному думать о мире. И в каждой школе реально по разному. Это становиться понятно, когда в вузе сталкиваешься с такими жеребятами как и я, но совершенно мыслящих по другому, можно сказать плотнее, выше или шире. Отвечая на вопросы Баркера и Гампа я помню как будучи первоклассницей мечтала скорее перейти в Большую школу. Она была больше и просторнее, статуснее. В ней хорошо было бегать. Переход в Большую школу говорил о том, что я взрослая. Могла уже ходить в секции и кружки для взрослых. Я училась всегда в одной школе и одними и теми же детьми. Несмотря на то, что в 5м и 10х классах над нами ставили эксперемент. Нас делили на два класса: на отличников-хорошистов и троечников. Мне не пришлось прыгать по классам я стабильно училась. Хотя мне хотелось особенно в 10м классе. Спасибо за статью. Такая ностальгия.
Мне отозвалась информация о участии учеников в школьной жизни маленьких и крупных школ. Я 9 классов училась в маленькой школе, где мы все друг друга знали, с 1 по 9 класс. И у нас действительно была такая среда, что самый заядлый двоечник не отлынивал от внеурочной деятельности — особенно, если дело касалось общешкольных мероприятий, таких как Новый год, Последний звонок. А вот 10-11 классы я заканчивала в школе покрупнее и там можно было отвертеться от участия или просто не придти на мероприятие. Помню, что переход в новую школу был для меня очень тревожным. Даже успеваемость стала хромать, хотя я старалась и выполняла домашку. В принципе, переход в более большую школу не оправдал моих ожиданий, хотя в 7-8 классах мне очень хотелось, чтобы мама согласилась меня перевести туда пораньше, не дожидаясь окончания 9 класса. Мне казалось, что тогда я сразу стану взрослее и круче.
Из статьи я узнал, что кроме семьи на социальное развитие ребёнка оказывают большое влияние таких два важных и мощных фактора, как зомби-ящик (телевизор) и школа. Понятно, что мало полезного в западных мультиках типа про Бивиса и Батхита и тому подобное, где персонажи хамят, дерутся и почти в открытую ругаются матом. Это вам ни Винни Пух с Колобком и даже ни кот Леопольд со своим известным «Ребята давайте жить дружно !». Так же убийства, разврат, враньё, всё это часто транслируемые телепередачи, которые могут видеть маленькие и маленькие постарше 30-ти, 40-ка и 50-ти летние «детишки». Когда я был ребёнком и учился в школе, то почти у всех дома стояли ламповые, чёрно-белые телевизоры и было всего два канала, по которым показывали новости, спектакль или балет. И трансляция шла до 24.00., а не круглосуточно. Единственная развлекуха,для нас детей, была улица. Вокруг стройки, кучи песка, эксковаторы, бульдозеры, мазута, строительные патроны и всему этому мы находили применение. Отсутствие элементарного внимания и родительского контроля за некоторыми детьми, как правило приводило к тому, что улица съедала этих детей. Они начинали курить, пить, нюхать клей, что приводило к печальным последствиям. Это примеры моих одноклассников, ребят соседей со двора. Мне повезло чуть больше, гоняя во дворе по асфальту мяч, к нам подошёл мужчина и предложил записаться в секцию футбола, это был тренер. С того момента и на протяжении многих лет, за мной стала наблюдать ещё одна пара взрослых глаз. Хотя спорт, это не 100% успеха в правильном развитии и социализации ребёнка. Из моего же опыта, многих моих приятелей спортсменов уже давно нет, в том числе и чемпиона европы. Всё просто и бонально, начал употреблять и всё ты приехал. Спортивная школа увеличивает шансы на правильное и адекватное развитие ребёнка.
Получается в моё детство на социальное развитие ребёнка, наибольшее влияние, оказывало улица и школа, она же спортивная школа. А спустя время улица трансформировалась и была вытеснена теликом и интернетом.
Благодоря статье я увидел насколько важно понимать, что в данный момент влияет на социальное развитие ребёнка и как эти факторы с годами меняются.
Спасибо.
Школа – это всегда болезненная тема для родителей, поэтому данный цикл статей может оказаться очень интересным и полезным. Безусловно, те 11 лет обучения, общения со сверстниками и учителями, просто нахождения в школьной атмосфере откладывают громадный отпечаток на социализацию детей, формирование их знаний о мире и их отношение к этому миру. Основная тема этой статьи – исследования Баркера и Гампа по поводу влияния размеров школ на вовлеченность детей во внеклассные мероприятия. Интересно, что в маленьких школах активность детей намного больше, чем в крупных. На мой взгляд, здесь есть две стороны картины. С одной стороны, руководство крупной школы не в состоянии охватить и узнать всех детей. Оно сконцентрировано либо на «проблемных» детях, доставляющих им головную боль своим поведением, плохой успеваемостью, т.е. портящих общую картину школы в вышестоящих инстанциях, либо наоборот, на тех талантливых детях, которые могут выгодно представить школу на олимпиаде, городском конкурсе и т.п. При этом обычные дети остаются в стороне, видя, что они никому не интересны. В маленькой же школе видят и знают всех детей, просто потому, что их мало. С другой стороны, в маленькой школе и меньше возможностей для дополнительных внеклассных занятий – и преподавателей меньше, и финансирование, как правило, не самое лучшее. Из личного опыта – я в свое время при выборе школы для дочери руководствовалась фактором близости школы к дому, а не качеством образования, и не стала переводить ее в более престижную школу по окончанию начальной как раз потому, что побоялась факта привыкания и вливания в новый коллектив. Хотя действительно, данные проблемы будут возникать не у всех детей, а зависеть и от сопутствующих жизненных факторов, и личностных особенностей каждого ребенка.
Читая данную статью, я заметила, что никогда не интересовалась влиянием различных школ (больших и маленьких) на развитие детей, их успеваемость. Вспоминая своё обучение в школе, я акцентировала своё внимание на том, что некоторые моменты меня расстраивают, я бы сказала, что не довольна собой — это значит, я не считала себя симпатичной, впрочем как и сейчас и мальчики смотрели на меня презрительно оценивающим взглядом. Мне запомнился одноклассник, Андрей, который пользовался популярностью в классе, точнее мне запомнилось его отношение ко мне. Он был со мной дерзким, подшучивал надо мной, задевал меня, иными словами, я была его жертвой, которая всегда давала ему ответ и чаще всего этот ответ был агрессивный (меня охватывала злость, обида) и самое интересное, что я сейчас понимаю, осадок остался до сих пор. Я не пользовалась популярностью в школе и к этому не стремилась, но не отрицаю, что порой мне не хватало внимания со стороны сверстников. Поэтому для себя могу отметить, что школа оказала на меня значимое влияние и оставила отпечаток над которым мне нужно работать.
Когда речь заходит о влиянии школы, первое, что приходит на ум, это учителя и методики преподавания. Не задумывалась о том, что размер школы, класса и даже расположение парт может оказывать влияние на успеваемость ребенка и его вовлечённость в школьную жизнь.
Вспомнилась деревенская школа, в которой я была, когда отвозила маму на встречу с выпускниками. Они встречались через пятьдесят лет после окончания школы и директор проводила экскурсию. Мне школа показалась очень уютной. Коридоры не такие широкие, как в городской школе. Чем-то даже напоминает квартиру. Рисунки школьников в коридоре, фотографии выпускников-медалистов прошлых лет. Такая приемственность поколений.
Из статьи узнала, что существует такая идея, как «школа в школе», согласно которой большие школы можно разделить на более мелкие блоки что будет способствовать «развитию чувства идентичности и принадлежности к коллективу, а также улучшать поведенческие, академические и социально-эмоциональные результаты».
Интересная тема. Несомненно школа влияет на воспитание и формеровани детей. Так как половину своего времени они проводят в школе. И само школьное здание несомненно влияет на школьников. Когд читал статью вспоминал свою школу. Она находилась в одном из самых старых зданий города Борисоглебск. У этого здания большая история. Оно было построино в конце 18 начала 19 века как дом купца. Не помню всё что там было за 200 лет. Но там распологалась мужская гимназия, вовремя ВО был госпиталь, после военновремя курсы трактористов. В школе были преподаватели которые учили мою маму и тётю. Мне кажется я был горд в то время что учусь в этой школе. Само здание вдохновляло и придовало увериности. Приходя в другие школы на теже соревнования или в гости я токого не чувствовал. Стандартные казёные здания. Что касается в некласных кружков унас их как таковых не было. Одно время была секцыя ГО. А так как школа располагалась возле городского стадиона все в нешкольные занятия были связаны с спортом. Так что я думаю здание школы и его место расположение влияет на развитие школьников.
Из статьи узнала, что школа дает возможность ученикам мыслить в терминах общих концепций, правил. Школа не просто расширяет кругозор и дает знания, она учит по-разному думать о мире.
Интересной показалась информация о влиянии размеров школы на учеников. Оказывается, ученики маленьких школ более вовлечены в учебный процесс и чаще участвуют в общественных мероприятиях. Поразило то, что в маленьких школах было больше разнообразия в выборе деятельности для детей.
Чем больше дети вовлечены в процесс обучения и участия в мероприятиях, тем меньше отсев и тем меньше проблемных детей. Получается, что в маленьких школах условия для обучения и развития лучше, чем в больших. В принципе, это достаточно логично — детям уделяется больше внимания, каждый ученик чувствует себя более ответственным и проявляет свои способности, так как для этого созданы все условия.
Мне понравилась идея специалистов — разделить большие школы на маленькие блоки.
Я училась в маленьком городе, но достаточно большой школе. Помню, что училась хорошо, но бывало и отлынивала (например, зная, что на прошлом уроке меня уже спрашивали, значит, ближайшие несколько уроков спросят других). В мероприятиях участвовала мало по причине того, что уже было кому.
Вспомнился еще случай, когда кто-то из друзей рассказал про сельскую школу, в которой учатся в классе 5 человек. И каждого спрашивают каждый урок. Я еще подумала тогда «вот ужас-то». Сейчас уже так не думаю, но в детстве это был мой кошмар.
Информация о том, что смена школы сильно влияет на учеников (особенно, при наличии проблем в семье) мне не стала в новинку, но напомнила еще раз о том, что нужно внимательно относиться к данной проблеме. Если данная ситуация уже произошла с человеком в детстве, нужно прорабатывать эту тему. скорее всего она оказала немалое влияние. если же ситуация происходит в с ребенком в данный момент, нужно обратить на неё внимание и создать для ребенка наиболее благоприятные условия в семье, спокойную обстановку, разговаривать с ребенком, обсуждать возможные проблемы.
Спасибо за статью.Прочитав про школу,я тоже как большинство людей вспомнила свою школу)и могу сказать, что не самые лучшие впечатление остались от школы у меня и дело кстати лично для меня было не в том (большая или маленькая) школа, а конкретно в отношении учителей к ученикам и заинтересованности в самих детях, училась я нормально)Одно могу сказать, что склоняюсь к мнению, что чем проще и меньше школа, тем больше там получат дети знаний и больше участвуют в общественных мероприятиях школы, соревнованиях и кружках.Да элементарно даже сами учителя могут больше внимания уделить каждому, если в классе не 30 детей, а 15.На мой взгляд в маленьких школах действительно можно чувствовать себя «уютней» и приятней будет сама обстановка.
Из статьи узнала интересную статистику занятости детей в школе.За 100 лет произошёл огромный скачок в среднем образовании.Дети в школах проводят больше времени ,чем дома. Поэтому школа стала оказывать огромное влияние на изменение социального и умственного развития детей.Для того,чтобы человек,а в частности ребёнок мог развиваться,ему необходимы условия.Исследования в области организации школьной среды направлены как раз на изучение этого вопроса.
Я училась в восьмилетке ,где начальные классы занимались в отдельном здании со своим расписанием и режимом, близким к детсадовскому.Все друг друга знали.Классы были маленькими. Детей называли по-имени. Все чем-то были заняты. Было мало стресса,поэтому лучше проходило обучение.А вот сейчас,когда захожу в большую школу становится не по себе от пустоты и обезличенности.
Я почему-то всегда с гордостью говорила, что я училась сначала в гимназии, потом в лицее. Названия этих образовательных учреждений, их размеры и то, что они ценятся в целом по городу, заставляли меня чувствовать себя более уверенно и порой высокомерно. То есть, если я учусь там, где вон оно как, то я и сама вот какая!
Но гордиться, если разобраться, особо нечем. Я ничем не выделялась от тех ребят, которые учились в просто школах. Да и проблемы внутри моей типа статусной школе точно такие же, что и везде. А может и ещё хлеще. Но если говорить о том, как на меня как на ученика повлиял размер школы, то вот: в самой школе я чувствовала себя незаметной, было сложно выделяться, быть замеченной среди толпы, моего характера не хватало на то, чтобы проявить себя, смелости не достаточно и слишком много убеждений из серии «не высовывайся пока не спросят», «не выпендривайся». Желание быть замеченной, быть в первых рядах осталось нереализованным. Сейчас вспоминая школьные годы иногда фрустрирую.
Я не училась в маленькой школе, чтобы можно было сравнить себя как ученика, но мне кажется, что в маленьких школах, где все всех знают больше «семейности», а значит детям психологически комфортнее.
В статье приведена система организации Американских школ, у нас она несколько иная. И переходы из начальной в среднею, а потом в старшую школы смещены по времени.
И мы наблюдаем у себя в школах, другие возрастные кризисы.
Размер школы на каждого ребенка будет влиять по разному и не только размер, но соответственно количество учеников в школе. Если школьник закрытый, испытывающий эмоциональные трудности, зажат, то скорее всего большая школа будет пугать и ребенок будет испытывать еще больше негативных мыслей и эмоциональных проблем. Если ребенок стремится к обществу и ощущениям, не боится проходить трудности, то большие школы будут его притягивать.
Ни для кого не секрет, что в больших школах контроль за учениками более слабый нежели в малых, а значит и уровень насилия выше и здесь тоже школа будет достаточно сильно влиять на психологическое развитие ребенка.
Все, все что окружает ребенка и что вызывает эмоциональную реакцию, все будет влиять на ребенка, меняться будет только степень воздействия.
Согласна с тем, что социум и телевидение на равне с семьей и сверстниками влияют на развитие ребёнка. Я всегда считала, что школа приносит только пользу развитию ребёнку. Благодаря статье я поняла, что школа может влиять не только на когнитивное развитие, но и на формирование политических взглядов и морально- ценностных ориентиров. Действительно, ведь дети в школе не только получают фундаментальные знания, но и участвуя в активностях школы, взаимодействуя друг с другом, учатся разбираться в моральных аспектах жизни. Удивило в статье, то что для большей вовлечённости ребёнка во внутреннюю жизнь школы, лучше учиться в маленькой школе. Видимо это из за того, что больше внимания каждому ученику и меньше возможности скрыться от общественных обязанностей в толпе однокурсников. Всегда считала, что смена школы является стрессом для ребёнка и в статье нашла этому логичное объяснение. Жду следующую статью из этой серии.
В данной статье меня заинтересовало исследование Баркера и Грампа. Я задумался, о том, действительно ли дети из небольших школ чувствуют больше ответственности перед своими одноклассниками, и за счет этого принимают более активное участие в различных мероприятиях? Достаточно спорный вопрос. Если порассуждать, то можно предположить, что в больших школах , по сравнению со школами меньшего размера присутствует большая конкуренция между учащимися. Ведь чем больше учеников, тем выше вероятность того, что школе присутствует большее количество одаренных детей, верно? Из этого следует, что в подобных учебных заведениях между детьми складывается определенная конкуренция. Творчество в свою очередь всегда предполагает конкуренцию, но не все дети могут с ней справиться и порой, просто боятся проявить свои таланты и за счет этого, активность учащихся в различных мероприятиях снижается. В маленьких школах данный фактор соответственно противоположен. Достаточно интересный вопрос, думаю, что это рассуждение может послужить темой для отдельной статьи.
Статья описывает исследования в американских школах, но при этом выводы могут быть интерполированы на особенности учебного процесса в целом. Интересно, что ученые задались вопросом о влиянии таких факторов, как размер школ или организация классного пространства на качество образования, а также на развитие различных навыков у учащихся. Нельзя не согласиться, что в большой школе физически сложно уделять одинаковое внимание всем ученикам, организовывать мероприятия, в которых будут участвовать все без исключения дети. В маленькой школе все на виду друг у друга, выше сплоченность с остальными.
Очень интересным для меня явился то факт, что идея «открытых» классов появились в США еще в 1965 году. Поначалу я воспринял эту идею негативно, т.к. в мою юность об этом даже никто не слышал, и я плохо себе мог сейчас представить, как можно тогда не отвлекаться во время занятий при отсутствии стен. Однако, посмотрев примеры организации таких классов, я понял, что в этом есть свои плюсы. Обстановка урока становится более свободной, но при этом появляется ощущение, что все вокруг тоже заняты делом. Хотя все же стереотипы дают о себе знать, и для старшей школы, где требуется тишина и сосредоточенность при изучении определенных предметов (особенно точных наук), я бы предпочел закрытое помещение.
Что касается смены школы в подростковом возрасте, то очевидно, что в момент и так неустойчивого периода становления психики дополнительные стресс-факторы будут иметь негативное влияние. Именно по этой причине мы с супругой в свое время передумали переводить свою дочь в другую школу в шестом-седьмом классе, хотя вопросы к качеству образования присутствовали.
Из статьи я узнал о том, что школа дает детям условия, чтобы сформировать свой взгляд на Мир. Это логично, поскольку человек развивается в обществе. Также я узнал, что согласно исследованию в школах меньшего размера дети оказались сильнее вовлечены в общественную деятельность, реже испытывают проблемы социальной адаптации. Я подумал, что это та же закономерность, что и с размером класса: чем меньше, тем лучше. Но в рамках размеров самой школы я этот вопрос еще не рассматривал. В моём района 2 школы: большая и поменьше. Я всегда думал, что дочку стоит отдать в школу побольше, теперь уже сомневаюсь в этом решении. Также я узнал, что переход из школы в школу является травмирующим фактором для ребенка. Я поменял 3 школы, и мне действительно было трудно адаптироваться: всякий раз приходилось начинать заново. Также я чувствовал себя изгоем, поскольку другие дети давно знакомы. Информация из этой статьи дала мне информацию, которую я использую в ближайшие 2 года для выбора школы для моей дочери.
Интересно было узнать, что согласно исследованиям школа наряду с семьей и сверстниками влияет на формирование ценностей, политических взглядов, а также на профессиональную ориентацию и достижения ребенка.Кроме того, очень удивило, что дети, не принимавшие участие во внеклассных мероприятиях вероятнее всего станут неблагополучными, в этой связи у меня возник вопрос — может ли это работать наоборот, то есть зная о подобной закономерности, может быть поощрять и мотивировать детей заниматься внеклассной деятельностью, и тогда, возможно их жизненная траектория изменится. Читая о влиянии размера школы на формирование и развитие ребенка, я вспомнила рассказы многих знакомых из небольших сельских школ, получивших прекрасное образование благодаря активности и вовлеченности учителей и самих учеников. Вспоминала свою школу с грустью, так как она хоть и была не очень большой, но учителя постоянно менялись, учитель физкультуры мог одновременно вести физику или историю, некоторых предметов вообще не было из-за отсутствия учителей, педагогический коллектив был не дружный и это чувствовалось.Для себя отметила переход в другую школу как травмирующий фактор для ребенка, особенно если это в подростковом возрасте или одновременно с другими травмирующими факторами (развод или переезд). Знаю много семей, когда из лучших побуждений меняют школу в этот период, не задумываясь о последствиях для ребенка в долгосрочной перспективе. Спасибо за статью!
Из статьи я узнал о влиянии размеров и количества учащихся школы на психику школьника. Интересно было узнать, что в 19 веке на школу дети тратили намного меньше времени. Это и логично, сейчас пичкают информацией, думаю, даже излишней. Прочтение данный статьи натолкнуло меня на мысль, насколько в моей школе все было обращено только на сам учебный процесс. Т.е. помимо выполнения какой-то школьной программы по предметам особой активности и не было. Максимум это концерты на день учителя. Но и там всё было формализовано: кто ходит в музыкалку – демонстрирует, чему там научился. Учась в школе, я не видел для себя каких-то возможностей помимо получения знаний. Хотя, сейчас понимаю, что в школьное время вполне можно было заниматься какой-то социальной активностью. Прочтение статьи натолкнуло на идею, что в наших школах надо бы поменьше классических уроков сделать и добавить какие-то творческие коллективные активности.
Читая статью, подумала о такой всем известной модели школы, как Хогвартс. Величественное здание со множеством башен, корпусов, переходов, огромной прилегающей территорией, стадионом должно вселять в учеников чувство важности и ответственности. Не случайно и в советское время дворцы пионеров и пр. возводились со множеством колонн, высокими потолками — это не только дань архитектурным веяниям, но и психологическое влияние: ученик должен ощущать величие дела, которое он делает. Разумеется, велика и роль педагога, но атмосфера в таком здании совсем иная, нежели в маленькой школе-квартире, больше похожей на «в гостях у подружки» с соответствующим настроем на учение.
В Хогвартсе ученики поделены на факультеты, у каждого из которых есть свое помещение — гостиная и спальни, и даже своё место в столовой. Таким образом в учениках поддерживается чувство принадлежности к коллективу и ответственность за исполнение школьных функций. Главной задачей при такой организации остается укомплектовать состав достаточным количеством педагогов, чтобы поддерживать в учащихся должный уровень вовлеченности в урочные и внеклассные процессы.
Очень информативно! Школа и другие факторы помимо собственной семьи очень влияют на мировозрение ребенка, но я бы никогда не подумала, что даже размер школы может влиять на развитие детей. Прочитав статью, поняла, что в больших школах есть больше вариантов отсидеться и не проявлять никакой инициативы и вообще участия в активе школы, нежели в небольших и маленьких школах, хотя для начала, с первого взгляда я сказала бы, что большая школа лучше, опираясь на то , что там учится много детей, значит школа престижно и тд. Но потом поняла, что небольшие школы с небольшим количеством человек в классе гораздо лучше, ведь есть больше возможности показать себя. При прочтении о переходах в возрастные группы или переходах в другие школы, то почувствовала себя девочкой-подростком, так как переживаю сейчас изменения сразу в нескольких сферах своей жизни и не понимала откуда идет такой дискомфорт и тревога, статья дала мне понять что переживать это состояние дискомфорта вполне нормально. Получила полезную информацию о развитии детей, но как оказалось еще и примерила что-то на себя даже будучи уже давно не подростком.
Первое сентября и первая статья — добро пожаловать в школу! Интересные исследования о влиянии школы на развитие когнитивных способностей и то это снова не совсем доказано:)). Мне интересно было прочитать исследование про вовлеченность детей в развивающие мероприятия в разных школах — большой и маленькой. Да ведь это действительно так! У моей бабушки в деревне в Садовом в школе дети и концерты организуют и кружки музыкальные и стихи пишут и в спортивных состязаниях участвуют. Причем, я каждый год езжу на 9 мая в деревню к бабушке и наблюдаю как каждый ребенок от дедсадовского возраста до возраста выпускных классов участвует в этом событии — вот тебе и чувства ответственности, принадлежности и идентичности. Для меня новыми стали в этой статье подверждения важности социализации в школе.
Узнал, что размер школы может влиять на ребёнка, но ни как думали изначально, а противоположно, то есть
само здание не несёт в себе сильного влияния на ребёнка. А вот более тесное окружение несёт. Получается в более мелких школах
больше внимания к ребёнку, за счёт этого и школа оказывает больше влияния на ребёнка. Это можно сравнить с большим количеством детей в классе
с более малым.
Удивило проведённое иследование, как размер строения школы влияет на ребёнка.
Познакомился с понятиями, когнитивное
и эмоциональное состояния ребенка, узнал, что если изменения происходят рано или изменений много, то это хуже отражается на ребёнке.
Не увидел как бы я мог применить эту информацию в профессиональнолм плане.
А в личном, думаю это может в будующем повлиять на выбор образовательного учереждения для детей.
Натолкнуло на идеии того, что в новых микрорайонах, нельзя одавать ребёнка учиться по месту жительства, т.к. там очень много детей.
Данная статья раз и навсегда отвечает на вопрос: «нужно ли вообще ребенку ходить в школу?». по крайней мере в американскую нужно. Интересно было узнать, что школы учат детей по-разному думать о мире, а не просто умножать, решать дифференциальные уравнения и тд. Так же было интересно узнать, что большая школа — не гарант того, что у детей будет больше возможностей в обучении, а как показала статья, скорее наоборот. Там где больше учеников, там больше и кол-во чужаков, которые впоследствии могут недоучиться, бросив школу. В моей жизни школа с точки зрения социализации сказалась положительно. Сейчас я могу сказать, что она для меня не была местом, куда мне не хотелось идти(только иногда, когда были не сделаны уроки), у меня там были друзья, я периодически принимал участие во внеклассных занятиях. Те функцию свою функцию с точки зрения моей адаптации в обществе она сыграла.
Спасибо большое за статью!
Тема блока этих статей очень интересна, так как я сам недавно закончил школу, и актуальна, так как в первом классе учится сестра. Все мои школы были среднего размера, не слишком маленькие, но и не такие огромные и современные, как строят сейчас. В целом, любой, кто хотел приняти участие в каком-либо кружке, мог это сделать. К тому же, регулярно проходили концерты и мероприятия, особенно если говорить про 7-11 классы. Согласен, что влияет не столько физический размер школы, сколько то, что она дает, какой уровень вовлеченности обеспечивает, чувствует ли ребенок свою сопричастность. Ведь действительно в новых огромных школах можно «затеряться» — там много всего, там много детей, что каждому ребенку просто может не хватить внимания.
Интересно, что размер школы влияет на социализацию в ней ребенка. Это наверное такой же пример, как чистота подъездов в пятиэтижных домах и десятиэтажных в которых длинные коридоры, огромные площадки и т.д… В последних все загажено, т.к возникает ощущение, что это все точно не мое и участвовать в наведении порядка я не буду, потому, что слишком много нехороших людей которые его могут повторно устроить. А в домах поменьше наоборот, все понимают кто чем занимается и какой вклад вносит. Т.е, более личные отношения с большим ощущением ответственности за общее дело. Вообще, в моей школе даже не было идеи о «сопричастности». Я помню только уроки и то, что я хотел как можно быстрее от всего этого избавиться. Выбраться наружу и забыть о школе.
Интересные вопросы поднимаются в новом цикле статей. Влияние внешних факторов (несемейных) на развитие ребенка. Школа очень сильно влияет на развитие, менталитет ребенка. Даже не знаю, какой возраст наиболее важен. Для меня очень важным был период начальной школы. Считаю, что то, что я вообще не потеряла интерес к учебе впоследствии заслуга исключительно моей первой учительницы. С 4 по 8 классы были практически бесполезны. Мне в основном было скучно, обязаловка. Но я как раз-таки всегда очень активно участвовала во внеклассной жизни школы, мне нравилось участвовать в разных мероприятиях, посещать кружки. Думаю, это примиряло со школой. Мне всегда казалось, что маленькие школы более камерные, там более индивидуальный подход к каждому ученику.
Спасибо за статью,из нее я узнала,что школы на ряду с семьей и сверстниками влияют на морально-ценностную ориентацию и политические взгляды детей, а также на их достижения и профессиональное устремление. Школы оказывают влияние на организацию мыслей и познаний , дают абстрактную символическую ориентацию на мир , которая позволяет им развивать способность мыслить в терминах общих концепций ,правил и гипотетических событий. ( Интересно,этим можно управлять на государственном уровне организуя нужные правила, концепции организуя исход событий) Узнала так же , что школа влияет на изменения социального и когнитивного развития детей. Удивило,что передача социальных и культурных ценностей осуществляется через внеклассные функции. Познакомилась с таким понятием как Маргинальный ,ранее оно мне было не известно. А также познакомилась с тем, что меньшая размерами школа помогает развитию чувства идентичности и принадлежности к коллективу, а также улучшить поведенческие , академические и социально-эмоциональные результаты , влияет на самоощущение детей и чувство сопричастности к школе и ее деятельности.
После прочтения данной статьи я узнал , какие школы бывают , а именно маленькие и большие , как это влияет на развитие ребёнка , как дробление на классы способствует когнитивности развитию школьника. Меня удивило что смена школы и класса негативно сказывается на самооценки ребёнка , а развитие в одной школе , при разбитии Школа в школе будет создавать более сплоченный коллектив и способствовать развитию ребёнка. Познакомился с таким психологическим понятием как поль школы в социализации ребёнка , данное Мероприятие плодотворно влияет На его социализацию , а именно обучение в школе .в профессиональном и личностном плане данная информация даёт возможность системного подхода в развитии ребёнка без понижения его самооценки . Главной идеей данной статьи считаю предоставление ребёнку возможности развития в одной школе . Спасибо .
Для себя отметил, что если ребёнок вынужден менять школу от 3 раз и более, то у него возникает риск развития заниженной самооценки. Я такого опыта не имею, как оказалось к счастью. Я учился в маленькой сельской школе, где даже не было спортзала, занятия физкультурой проходили в коридоре. О школе у меня сохранились самые тёплые ощущения. Я постоянно участвовал во внеурочной деятельности, ведь мама — учительница, отвертеться и мысли не было. Согласен с авторами статьи в том, что школа помимо новых знаний учит детей смотреть на мир под определенным углом. И не всегда это совпадает с реальностью. Например, мне подчеркивали важность образования, но мой диплом по специальности «компьютерные технологии» так и пылится. Я работаю на себя и в далекой от IT сферы, делаю хорошие ремонты!
Студия ремонта — «Правильные решения» в каждом метре вашего пространства!
Открытием в данной статье для меня было то, что:
1) В маленьких школах дети чувствуют больше ответственности за участие в жизни школы;
2) Больший размер школы не влияет на разнообразие активностей и мероприятий в ней.
3) нестабильность и изменения у детей, одновременно ,во многих сферах жизни влияют на их самооценку.
Мне в определённый момент родители предлагали перейти в другую школу, но я воспринимала это как » страшный сон», отказывалась от их предложения. Рада, что они меня услышали, я очень этого боялась…и как видно из статьи не зря.
Спасибо за статью. Школа — важный этап в жизни ребёнка, который формирует социальное и когнитивное развитие. Как я поняла из статьи — размер школы имеет значение и при этот должен соблюдаться баланс: она не должна быть ни маленькой, ни большой, а достаточной, чтобы каждый мог проявить Свои таланта и не чувствовать себя лишним (очень хорошее высказывание). Также из статьи я узнала, что смена школы очень сильно влияет на самооценку ребёнка и не всегда в лучшую строну, они начинают замыкаться и меньше учавствовать в школьных мероприятиях. Для меня было новым определение «открытого класса» надеюсь, в следующих статьях узнать об этого немного больше, а также было бы интересно подробнее раскрыть тему детской и педагогической психологии.
Благодарю за статью!
Интересный анализ коммуникации учителя и учеников. Грустно, что исследования всё же подтвердили зависимость предубеждения учителя и успехов их учеников. Действительно, не всем повезло работать с профессиональным объективным преподавателем, который может раскрыть все таланты ребенка. И эта тема, и часть статьи о поощрениях приводит к вопросу о мотивации. Как учитель может сформировать ее или прервать в любом ученике? Как ее правильно выработать, чтобы не переходить черту баловства и жесткости? Работает ли идея поощрять желательное поведение и игнорировать нежелательное?
Интересно, как на успех детей влияет обучение сверстников или детей помладше. Хотя, наверное, это закономерный результат: когда мы можем что-то объяснить и показать другому человеку на своём примере, это что-то в нас уже перешло из просто знания в навык. Жаль, такой практики не было в моей школе.
Благодарю за статью!
Из статьи я узнала о несемейных факторах социализации, таких как школа и телевидение.
Я согласна с авторами статьи: школа формирует координату ценностей ребёнка, его восприятие себя и мира, модели поведения с окружающими, оценку своих профессиональных качеств.
Удивили результаты исследований о размере школы и поведении учеников в ней. Возможно, результаты обоснованы тем, что в маленьком коллективе мы больше чувствуем свою ответственность, больше вовлечены в общую работу, лучше знаем окружающих нас людей. Именно так было в моей школе – мы были небольшой и дружной семьёй.
И, безусловно, смена обстановки влияет на ребёнка не лучшим образом. Выйти из зоны комфорта – всегда стресс и большой риск, даже во взрослом возрасте.