Социальные и ситуационные факторы в типизации гендерных ролей
Стандарты гендерных ролей транслируются ребенку из различных источников. Такими источниками являются: семья, школа, друзья, телевидение, книги.
Семейное и гендерное типирование
КАК РОДИТЕЛИ ФОРМИРУЮТ ГЕНДЕРНЫЙ ТИП СВОИХ ДЕТЕЙ
Задолго до того, как дети начинают составлять списки игрушек на день рождения, родители активно формируют их вкусы и предпочтения. Исследователи обратили свое внимание на спальные комнаты мальчиков и девочек (Rheingold & Cook, 1975; Pomerleau, Bolduc, Malcuit & Cossette, 1990). Они тщательно регистрировали виды игрушек, украшений, мебели и прочих атрибутов интерьера в комнатах мальчиков и девочек в возрасте от 1 месяца до 6 лет. В комнатах мальчиков превалировали машины, военная техника, солдатики и спортивный инвентарь. В комнатах девочек чаще всего были куклы, а также мебель с цветочным рисунком и оборками (например, цветочные занавески с кружевами). Игрушки мальчиков более ориентированы на действие. Игрушки девочек более ориентированы на семью. Интересно, что аналогичные исследования проводились в 1975 и 1990-х годах. За это время в мире произошло множество изменений, однако это почти не отразилось на детских комнатах. Одевая своих детей, родители как бы намекают, какого пола ребенок. Группа исследователей (Fagot & Leinbach, 1987, p. 93) наблюдала за детьми в возрасте от 1 до 13 месяцев в торговом центре. Было обнаружено, что мальчики и девочки, как правило, были одеты по-разному. Девочки гуляли в нарядах с пышными рукавами, украшенными оборками и кружевом. Мальчики были одеты в синем или красном цвете, их одежда имела минимум деталей (Shakin, Shakin, & Sternglanz, 1985). Был сделан вывод: «Одежда по типу пола отлично подходит для трансляции пола ребенка окружающим. Таким образом, даже совершенно незнакомый человек может понять, какого пола ребенок перед ним и общаться в соответствующей манере».
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА
Младенцы и малыши
С самого раннего детства родители, скорее всего, будут по-разному относиться к своим сыновьям и дочерям. Родители обоих полов с большей вероятностью будут описывать своих новорожденных дочерей, как более мелких, мягких, невнимательных, симпатичных, более хрупких и более привлекательных, чем их сыновья. Отцы более чем матери склонны преувеличивать размер, силу, внимательность и координацию сыновей младенцев. Также интересен тот факт, что отцы активнее подчеркивают вышеописанные черты у сыновей, чем хрупкость и красоту у дочерей (Rubin, Provenzano, &Luria, 1974; Stern & Karraker 1989). Ввиду таких различий в восприятии становится неудивительно, что с самых первых дней жизни к мальчикам и девочкам относятся по-разному. При этом дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам наиболее характерно для отцов ( Stern & Karraker, 1989). В эксперименте исследователи обнаружили, что, вне зависимости от фактического пола, взрослые более по-мужски играют с ребенком, которого они считают мальчиком, и более нежным и заботливым образом — с девочкой. Более того, к 18-ти месяцам родители больше занимают ребенка игрушками, традиционно относящимися к его полу (Caldera et al., 1989).
Еще до рождения ребенка отцы отдают предпочтение рождению сына (Hoffman, 1977). После рождения, особенно у перворожденных детей, они также более склонны уделять внимание сыновьям (Parke & Tinsley, 1987). Когда дети становятся старше, отцы чаще касаются сыновей, играют с ними и с большим интересом наблюдают за их поведением. Разговор отца с сыном может иметь некий «грубоватый» характер в стиле: «Здорово, малышня! Рад тебя видеть», «Привет, тигр!», «Иди сюда, болван». А вот с дочерьми отцы редко разговаривают аналогичным образом (Jacklin, DiPietro, & Maccoby, 1984; Carson, Burks, & Parke, 1992). В общении с дочерями отцы склонны нежно их обнимать, чем разыгрывать и стимулировать на активные игры. Матери не сильно дифференцируют свое отношение к детям разного пола (Siegel, 1987). Тем не менее, матери охотней разговаривают с девочками, чем с мальчиками и чаще имитируют их вокализации.
Модель различий во взаимодействии матерей и отцов с дочерьми и сыновьями предполагает, что типизация полов может начаться уже в период новорожденности. При этом отцы демонстрируют более дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам, чем матери. Этот факт может играть важную роль в процессе типизации пола. Однако, некоторые ученые (Lytton & Romney, 1991) поставили под сомнение данную теорию в современном мире. Возможно, начиная с 1990-х годов, роль мамы и папы в процессе гендерного типирования стала выравниваться.
Дети старшего возраста
Стимулируют ли родители своих подросших детей за социально-одобряемое гендерное поведение? Согласно подходам социального обучения, подкрепление и моделирование должны играть важную роль в формировании гендерных ролей (Bandure, 1989). Из исследования ниже видно, что такие процессы начинаются очень рано.
Поддерживают ли матери и отцы разные типы поведения у своих сыновей и дочерей? Чтобы выяснить, Ланглуа и Даунс (1980) изучали, как матери и отцы реагируют на игру девочек и мальчиков в возрасте от 3 до 5 лет. Детям были доступны игрушки для мальчиков (солдатики, станции) и для девочек (кукольный домик, посуда). Экспериментатор велел детям играть с любой игрушкой. На отдельных сессиях регистрировались реакции матерей и отцов на выбор игрушек их детьми. Социальное давление на поведение по типу пола было более последовательным со стороны отцов, чем матерей. Матери вознаграждали дочерей за игру с игрушками для девочек и порицали за игры с кросс-культурными игрушками. Мальчики столкнулись с непоследовательным поведением родителей. Матери мальчиков и хвалили, и ругали их за игры с кросс-культурными игрушками. Отцы по-разному вознаграждали за игру с игрушками, относящимися к полу ребенка и наказывали за кросс-половые предпочтения, как сыновей, так и дочерей. Отцы вознаграждали своих дочерей за игру с куклами, а сыновей за игру с игрушечными солдатами; они наказывали своих девочек за то, что они играли с грузовиками, а мальчиков — за игры с посудой. Полученные данные согласуются с другими данными о том, что мужчины чаще покупают игрушки по типу пола, чем женщины, особенно для мальчиков (Fisher-Thompson, 1990; Thompson, Molison & Elliott, 1988). Эти результаты согласуются с мнением о том, что отцы являются основным агентом социализации гендерных ролей, в то время как матери играют менее влиятельную роль в этом процессе.
Источник: Фишер-Томпсон, Д. (1990). Взрослый пол типирования детских игрушек. Половые роли, 23, 291–303; Langlois, J.H. & Downs, A.C. (1980). Матери, отцы и сверстники как агенты социализации игрового поведения по типу пола у детей младшего возраста. Развитие ребенка, 51, 1237-1247; Томпсон Д.Ф., Молисон К.Л. и Эллиотт М. (1988, апрель). Взрослая подборка детских игрушек. Документ, представленный на ежегодном собрании Восточной психологической ассоциации, Буффало, штат Нью-Йорк.
Было установлено, что родители более обеспокоены за дочерей, чем за сыновей в физическом плане. Это связано с тем, что девочек чаще поощряют на зависимость от членов семьи и на более тесные семейные связи. Мальчиков поощряют за достижения и конкуренцию. Отдельно была выделена категория семей, где родителей мало волнует пол ребенка, когда дело касается неких безопасных действий: уборка комнаты, игрушек, одежды и самостоятельное одевание. При этом в тех сферах, где предполагается риск, родители начинают относиться к мальчикам и девочкам по-разному. Родители считают, что мальчики должны иметь возможность играть вдали от дома, не сообщая родителям, где они находятся, выполнять поручения по соседству, самостоятельно переходить улицу, пользоваться острыми ножницами и заниматься другими рискованными делами в более раннем возрасте, чем их сестры. Мальчики с большей вероятностью остаются без присмотра после школы и чаще прогуливают (Хоффман, 1977; Хьюстон, 1983). Такое дифференцированное обращение может ограничивать развитие у девочек чувства эффективности, риска и свободного исследования, что может способствовать соответствию культурным нормам и ценностям (Ruble, 1988). Однако напомним, что такое дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам не относится ко всем культурным группам. В американских семьях на территории США дифференциация полов более очевидна, чем в афро-американских семьях (Allen & Majidi-Abi, 1989).
Многие моменты половой дифференциации связаны с достижениями. Родители, особенно отцы, чаще подчеркивают важность карьерного или профессионального успеха для сыновей, чем для дочерей (Block, 1983; Hoffman, 1977). Различия в обращении с мальчиками и девочками особенно заметны в области математических достижений (Eccles, 1985). Во многих культурах (например, в США, на Тайване, в Японии) родители считают, что мальчики лучше осваивают математику, чем девочки, в то время как девочки лучше читают (Lummis & Stevenson, 1990). В ситуациях обучения и решения проблем отцы мальчиков более настроены на достижения и когнитивные аспекты ситуации. Отцы девочек, кажется, меньше заботятся о производительности дочерей и больше заинтересованы в межличностных взаимодействиях с ними (Block, Block, & Harrington, 1974). Кроме того, именно отцы чутко отзываются на просьбы мальчиков оказать помощь в вопросах, ориентированных на решение некой проблемы. Опять же, отцы чаще подкрепляют зависимое поведение (иждивенчество) от дочерей (Cantor, Wood, & Gelfand, 1977).
Однако, не все наблюдаемые половые различия в поведении можно списать на дифференцированное воспитание полов. Например, мальчики не получают большего подкрепления агрессивного поведения, чем девочки. То есть родители не поощряют агрессию вне зависимости от пола. При этом физическая агрессия является наиболее часто сообщаемой разницей между мальчиками и девочками. (Parke & Slaby, 1983; Perry, Perry, & Boldizar, 1990).
РОДИТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ ТИПИЗАЦИЯ
Теперь обратимся к роли родительских характеристик. В качестве объяснения развития гендерного типирования может лежать способность ребенка подражать родителю своего пола. Особенно важное влияние подражание оказывает на мальчиков. Доминирующие матери и пассивные отцы деструктивно влияют на их идентификацию. Если у мальчика слабый отец и могущественная мать, он, скорее всего, проявит женские черты. У мужественных мальчиков отцы доминируют в установлении ограничений и распределении как наград, так и наказаний. При этом у девочек родительская власть мало влияет на развитие женственности (Hetherington, 1965, 1967).
Имеет ли значение степень мужественности и женственности родителей в гендерном типировании детей? Мужественность мальчиков не связана с родительским поощрением гендерно-типизированных действий. Женственность дочерей связана: 1) с мужественностью отца, 2) с одобрением отцом матери (тогда модель поведения матери преподносится, как желаемая), 3) одобрением отца участия в женской деятельности. Интересен тот факт, что при этом женственность самой матери значения не имеет. Уровень женственности дочери не имеет корреляции с уровнем женственности матери. (Hetherington, 1967).
Даже в зрелом возрасте на сексуальную адаптацию и супружеские отношения больше влияют ранние отношения с отцами, чем с матерями. Недостаточная вовлеченность в семейную жизнь и неэффективность или враждебность отцов связаны с проблемами в формировании длительных гетеросексуальных отношений. Желание женщины выйти замуж и иметь детей и даже ее сексуальная отзывчивость и оргазмическое удовлетворение связаны с нежными, внимательными, поддерживающими отношениями с ее отцом (Fisher, 1973). Исследования подчеркивают критическую роль отца в гендерной типизации.
НЕДОСТУПНЫЙ ОТЕЦ, СЕМЬИ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ И ГЕНДЕРНАЯ ТИПИЗАЦИЯ
Проявлять сбой в гендерном самоопределении будут дети из тех семей, где отца нет, либо он постоянно отсутствует. В некотором смысле дом, в котором нет отца, может напоминать домохозяйство, в котором доминирует мать, поскольку она по необходимости должна играть решающую роль в воспитании своих детей в одиночку. Отсутствие мужской модели и отсутствие возможностей для общения с отцом также могут способствовать трудностям при гендерном самоопределении в таких домах (Hetherington, 1989).
Постоянное отсутствие отца из-за смерти или развода, войны или профессиональных требований, а также отсутствие родительского интереса — все это, как было показано, нарушает гендерную типизацию юных мальчиков (Huston, 1983).
Сбои в типизации полов наиболее очевидны у мальчиков. Эти эффекты являются наиболее серьезными, если разлука произошла до 5-ти лет (Hetherington, 1966). С увеличением возраста и расширением социальных контактов другие модели, такие как учителя, сверстники, братья и сестры, опекун и представители средств массовой информации, служат для частичного смягчения отсутствия отца при формировании гендерных ролей (Huston, 1983). Влияние отсутствия родителей на девочек-подростков, кажется, минимальным. Тем не менее, исследования подростков показывают, что отсутствие родителей может оказывать отсроченное влияние на типизацию пола девочек. Отсутствие отца связано с нарушениями в отношениях с другими мужчинами со стороны дочерей-подростков. При этом форма этого нарушения отличается для дочерей вдов и дочерей в семьях, где родители разведены. Было установлено, что девочки-подростки из разведенных семей более сексуально напористы с мужчинами и раньше начинают половую жизнь. В то время, как девочки из вдовых семей чрезмерно стеснительны, сексуально зажаты и испытывают дискомфорт в отношениях с мужчинами (Hetherington, 1972, 1991; Newcomer & Udry, 1987).
Исследования отсутствия родителей снова указывают на важную роль отца в социальном развитии девочек. Дочери учатся чувствовать себя компетентными, ценить и приобретать социальные навыки, необходимые для эффективного гетеросексуального взаимодействия, взаимодействуя с теплым и мужественным отцом, который вознаграждает дочь за проявления женственности. При этом серьезность последствий отсутствия отца смягчается поведением матери.
Психически стабильные матери, которые представляют своих бывших мужей в позитивном ключе, уменьшают пагубные последствия отсутствия отца. Было проведено исследование, которое показало, насколько влияет отсутствие отца на отношения дочерей с мужчинами. В эксперименте участвовали 3 группы: 1) дочери разведенных родителей, которые рано вышли замуж, 2) женщины, которые вышли замуж, будучи беременными, 3) женщины, которые успели развестись. В трех группах не было отмечено различий в частоте половых сношений в браке, но удовлетворенность оргазмом была меньше у женщин, чья родительская семья была неполной (Hetherington, 1980). Кроме того, мужья дочерей разведенных родителей менее образованны, имеют менее стабильный трудовой стаж и чаще имеют проблемы с законом, чем две другие группы мужей. Кроме того, они чувствуют себя более амбивалентными или враждебными по отношению к своим женам и детям и являются менее эмоционально зрелыми, более импульсивными и эгоистичными. Напротив, дочери вдов имеют тенденцию выходить замуж за мужчин с лучшим образованием или более высоким профессиональным статусом, чем их родители. Эти мужчины демонстрируют самоконтроль, заботу и амбиции. Они также озабочены социальным одобрением и придерживаются стереотипных представлений о роли мужчин и женщин. Один из интервьюеров охарактеризовал их как «правильные до безобразия». Таким образом, было доказано, что влияние отсутствия отцов на взаимодействие их дочерей с мужчинами является продолжительным и оказывает влияние даже на их семейный выбор.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами, гендерно-ролевая типизация, психологические эксперименты, научная психология, детская научная психология, влияние отцов на воспитание детей, как воспитать ребенка матери одиночке, как воспитывать дочь без отца, как воспитывать сына без отца
В статье очень много полезной информации для родителей девочек:
1. Женственность матери не влияет на женственность дочери.
2. Отсутствие отца у девочки потом влияет на ее отношения с мужчинами.
3. Смягчить последствия отсутсвия отца могут психически стабильные матери через разговоры об отце ребенка только в позитивном ключе.
Как мама мальчика, я отметила следующее:
1. Разлука с отцом до 5-летнего возраста особенно опасна, т.к. приводит к сбою в гендерной типизации у мальчиков. Мальчикам особенно важна возможность подражать родителю своего пола
2. На мужественность сыновей не влияет поощрение родителями типичного гендерного поведения.
3. Отцы в большей степени склонны дифференцировать свое отношение к сыновьям и дочерям, нежели матери.
Безусловно, родители оказывают доминирующее влияние на гендерное формирование своего ребенка. Отсутствие одного из родителей приводит к процессу некорректной гендерной типизации ребенка. В статье приводятся данные исследований о роли отсутствия в семье отца. Для мальчиков его отсутствие особенно критично в возрасте до пяти лет, для девочек оно может иметь отсроченное влияние на построение отношений с мужчинами и выбор супруга. При этом меня удивили различия между семьями разведенных родителей и семьями, где мать является вдовой, в отношении нарушений взаимодействия дочерей с мужчинами. Также я отметила то, что мать может смягчить отсутствие отца, тогда когда будет отзываться о нем позитивно и тем самым способствовать более гармоничному половому развитию ребенка.
Новой для меня стала информация о том, что мужественность мальчиков не связана с родительским поощрением действий, соответствующих полу, а женственность девочек имеет взаимосвязь с поведением отца: его мужественностью, его одобрением матери, одобрением деятельности дочери, соответствующей полу. Сексуальное удовлетворение девочек в последствии также зависит от её отношений с отцом. И поразило меня то, что в процессе формирования женственности дочери, степень женственности её мамы не имеет значения.
Как я понимаю, гендерное типирование детей начинается с их рождения: соответствующие полу игрушки, одежда, предметы интерьера и быта, обращение к ним родителей, с возрастом большее значение приобретает поведение родителей, особенно отца, их присутствие и участие в жизни ребенка.
В своей семье я не вижу явных различий в обращении к дочери и сыну и поведении по отношению к ним. Это подтверждает версию о том, что в последнее время роль папы и мамы в процессе гендерного типирования стала выравниваться. Спасибо за публикацию!
Интересная статья. Как всегда есть над чем подумать. Здесь в основном исследования за 70-90 года. На мой взгляд, время отношения родителей к игрушкам поменялось. Возможно в разных социальных кругах, к этому относятся по разному. В моём окружении к этому относятся проще. Если хочет ребёнок играть в куклы или машинки пусть играет. Мною было замечено, что у довочер есть преимущестно перед мальчиками. они могут играть в игрушки для девочек или для мальчиков. так же и с одеждой. Девочек проще одевать. Платья, джинсы. А вот мальчики платье не наденут.
А вот по поводу влияния родителей на детей, полностью согласна. Для меня стало открытием, что на женственность девочки больше влияет отношения отца к ней, чем женственность мамы. Если проецировать на себя, то понятно, почему для меня женственность это за гранью возможного.
Поле прочтения данной статьи я познакомился каким образом родители влияют на гендерное формирование ребенка. Меня впечатлило поведение девушек если они воспитывались в семье без отца, теперь я понимаю поведение девушек и откуда «ростут ноги» в их отношениях с мужчинами. Познакомился с таким психологическим понятием как половая дифференция , на основании которой и происходит гендерное развитие полов. В профессиональном и личностном плане информация из данной статьи дает возможность понимания каким образом стоит воспитывать ребенка и на что необходимо обратить внимание и самое главное считаю , что ребенок должен жить в полноценной семье. При этом главная идеей считаю понимание поведения людей в зависимости от того в какой семье они были воспитаны.спасибо.
Добрый день! Очень интересен тот факт,что отцы более склонны подчеркивать внимательность и силу мальчиков,чем хрупкость девочек.Если у мальчика мужественная мать и более мягкий отец,ребенок скорее всего проявит мягкость в поведении ,подражая отцу. В то время как на девочку мало влияет женственность матери,скорее
женственность дочерей связана: 1) с мужественностью отца, 2) с одобрением отцом матери 3) одобрением отца участия в женской деятельности.
Теперь мне понятно на сколько критическую роль мой отец съиграл в формировании моего желания быть в семье и моих отношений с мужчинами.
Девочки, воспитанные в семье отца более зажаты и стеснительны,В то время, как девочки, воспитанные без отца раньше вступают в половые отношения с мальчиками.И как важно чтобы мать представляла отца ребенка в позитивном ключе,это сглаживает факт отсутствия отца. Спасибо за статью!
Спасибо за статью
В том что родители оказывают доминирующее влияние на гендерное формирование своего ребенка -это безусловно. В чем я не сомневаюсь. Прочитав статью я составила не со своими личными наблюдениями. В моем окружении есть те кто воспитывают своих дочерей без отца. И действительно девочки более раскованы и рано созревают для отношений. Но это я говорю о разведённых семьях. Еще я вспомнила как мой папа вёл себя со мной и моим братом. И действительно, я была как принцесса, которую можно баловать и обнимать, а с братом можно было разговаривать строже и никаких поблажек. Для меня было новым и то, что женственность матери не влияет на женственность дочери. О том, что отсутствие отца у мальчиков ведёт женственности ребенка, говорит одно старое выражение-маменькин сынок. Так как подражать мальчику приходиться женскому полу.А следовательно происходит гендерный сбой.
Очень интересная для меня тема статьи. Из нее я узнала, что еще до рождения ребенка отцы отдают предпочтение рождению сына, а после рождения уделяют больше внимания опять-таки сыну, чем дочери. Мамы же уделяют внимание одинаково, и мальчику и девочке, но охотней разговаривают с девочками. Из познавательного исследования, которое провели Ланглуа и Даунс, я узнала, что мужчины чаще покупают игрушки по типу пола, чем женщины, особенно для мальчиков. Это потому что отцы являются основным агентом социализации гендерных ролей, а матери играют менее влиятельную роль в этом процессе. А еще было выявлено, что родители более обеспокоены за дочерей, так как девочек чаще поощряют на зависимость от членов семьи и на более тесные семейные связи. Также очень интересное открытие было для меня в том, что если у мальчика слабый отец и могущественная мать, то ребенок, скорее всего, проявит женские черты, т.к. будет брать пример с матери. Меня удивило то, что на развитие женственности влияет в большей степени отец, чем мать. И самой близкой и интересной для меня информацией в статье стал последний параграф о том, какое влияние оказывает на ребенка ситуация с одним родителем в семье, т.к. я росла с мамой. Я согласна практически со всей информацией. Мои родители развелись, но я не могу сказать о том, что я рано начала половую жизнь. И до 18 лет я ко всем мужчинам относилась недоброжелательно и на все знаки внимания с их стороны относилась с агрессией. Но соглашусь с тем, что до брака я встречалась с парнями, которые были менее образованны, не имели постоянного трудового стажа и у них были проблемы с законом. Поэтому после прочтения соглашусь с тем, что влияние отсутствия отцов на взаимоотношение их дочерей с мужчинами является продолжительным и оказывает влияние на их семейный выбор. Спасибо за статью.
Очень серьёзная статья. Благодаря ей я узнал, что на мальчика по всей видимости налагаются большие ожидания относительно его мужественности нежели на девочку и я в своей жизни это чувствовал. Т.е, это не транслировалось напрямую, но мама часто говорила о том, как я раньше делал те или иные мужественные действия, как бы одобряя смелое и агрессивное поведение. Я на этот момент так вести себя уже не мог, поэтому чувствовал, что не могу выполнить ожиданий мамы и закрывался, пытаясь «вычеркнуть и забыть» этот эпизод из жизни. Так же, удивила та идея, что отец в большей степени влияет на развитие ребенка нежели его мама. Насколько я понял (эту мысль я уже слышал), что задача мамы — обеспечить условия для ребенка, а отца -воспитание. Наверное это не просто так, в этом есть древний биологический посыл. В моей семье мама была главной (на неё можно было положиться в отличие от папы) ей это не доставляло удовольствие, но так уж получилось. И это «главенство» я ощущаю на себе будучи взрослым. Читая эту статью, я вижу, как такое ролевое поведение в семье повлияло на развитие моих мужских качеств. Оно их ослабило.
Интересно было ознакомиться каким образом родители оказывают влияние на гендерное формирование ребенка.
На примере своей родительской семьи отследила многие факты, описанные в статье.
На самом деле, с раннего детства родители по-разному относились ко мне и к моему старшему брату. Причем папа демонстрировал более дифференцированное отношение, чем мама. Он со мной был более нежным и заботливым. Мама относилась как-то ровно к нам обоим.
Родители были более обеспокоены за меня в физическом плане.
Отметила, что из каждого правила есть исключения. Так, мой брат не проявил женские черты, хотя у нас наблюдался практически матриархат.
Интересен тот факт, что женственность самой матери не оказывает влияния на женственность дочери.
Узнала, что в семьях, где нет отца, дети будут проявлять сбой в гендерном самоопределении. Причем этот сбой наиболее очевиден у мальчиков. Но «психически стабильные матери, которые представляют своих бывших мужей в позитивном ключе, уменьшают пагубные последствия отсутствия отца».
Благодарю за статью.
Бесспорно формирование гендерных взглядов ребенка происходит под влиянием совершенно разных процессов, однако самое явное и сильное влияние конечно же оказывает воспитание родителей, семья. Естественно там, где преобладают стереотипные взгляды на гендерную принадлежность и определенные непоколебимые определения того что «девчачье» , а что «для мальчиков» будут навязывать эти взгляды и детям, не будут поощрять стремление девочки например играть с мальчишками в машинки или жестко осуждать интерес мальчика к куклам и это только малая часть примеров явлений в которых формируется гендерная определенность и взгляды ребенка. Конечно родители более свободных воззрений не будут осуждать своего ребенка если он имеет интересы или ведет себя как-то не соответствующе гендерным стереотипам, по-девчачьи если мальчик или как пацан, если девочка. И на мой взгляд это более здравый подход. Конечно и тут должна быть мера и какие-то перекосы, вроде полного отрицания гендерной принадлежности ребенка не должны иметь места.
Спасибо за статью. Согласна, что оба родителя оказывают большое влияние на гендерное самоопределение ребёнка. С самого раннего возраста мы стараемся окружить ребёнка игрушками, одеждой и оформлением комнаты в соответствии с полом ребёнка. Это уже даёт посыл ребёнку для формирования в нем гендерной принадлежности. Родители по разному относятся к детям и это завит от пола ребёнка. Как описано в статье папы всегда ждут, что у них первым родится сын ,и если это происходит ,то с первых дней жизни много времени ему уделяют, что не скажешь о дочери. Но я с этим не согласна в моей семье папа больше уделяет времени дочерям в отличии от меня, и дети играют как в игры присущие девочкам, так и мальчикам, при чём игрушки чаще всего покупает папа. Меня удивило, что на формирование у ребёнка гендерной принадлежности большую роль играет отец. То что в формировании у мальчиков отец играет большую роль — это распространённое мнение и я с этим согласна. Но как оказалось, и это следует из статьи, что в формировании и понимании гендерных ролей у девочек отец так же имеет огромное значение. Получается, что в неполных семьях девочкам стать счастливыми в браке гораздо сложнее, чем остальным категориям.
Влияние родителей на гендерную типизацию детей очень велико. Это понятно и бесспорно. Я согласна с тем, что более жестко придерживаются таких рамок отцы. Мама, по-моему, до определенного возраста вообще не ориентируется на пол ребенка в плане его личных черт, поведения итд. Маму в раннем возрасте ребенка волнуют совсем другие вопросы: здоровье ребенка, надлежащий уход за ним, элементарно все успеть. А папы, как обычно, решают более глобальные вопросы: ведет ли себя трехмесячный младенец «как мужик», а также купить ему автомат или пистолет . Это, конечно, шутка, но по сути, так и есть. Влияние ролевых моделей в семье на ребенка в дальнейшем и отсутствие отца в семье — это важная проблема воспитания. К сожалению, очень мало сейчас семей, соответствующих названным характеристикам для формирования женственности у девочек и мужественности у мальчиков.
Много полезной информации в данной статье. Конкретные примеры и более практичная информация. Для себя отметил факт того что поощрение родителями типичного гендерного поведения для мальчика ни как не повлияет на его мужественность в будущем. Отсутствие отца в детстве у девочки, потом повлияет на ее отношения во взрослой жизни, а так же на ее сексуальную жизнь. Так же отметил для себя что женственность матери не влияет на женственность дочери, большее значение тут играет отец. Про мальчиков еще упомяну тот факт что его мать в момент отсутствия отца может смягчить его воспитание при помощи поощрения действий, соответствующих полу. Авторам спасибо за перевод и за статью. Конкретная информация очень пригодится.
Ну вот, это как раз о том, что я говорил в прошлом комментарии. Как родители влияют на мальчиков и девочек для формирования гендерной принадлежности. Это разное общение, разные цвета, игрушки, одежда и тому подобное. Интересное в статье было то, что сильное влияние на не здоровое развитие детей влияет отсутствие отца из-за развода, смерти или времени, ну в общем отсутствие. Это оказывает влияние, как на мальчиков, так и на девочек. При чем основное, что они видят…или точнее не видят — правильный формат семьи, взаимоотношения в семье и гендерные роли в семьи отца и матери. Если они этого не видят, то впоследствии они у них получается искаженное представление о ролях, об коммуникациях, об отношениях…и может повлиять на всю их оставшуюся жизнь. В конечном счете, всех их ждет кресло у психотерапевта, если хватит ума в него сесть. Спасибо за статью.
Интересная статья с точки зрения понимания влияния родителей на понимание гендерных ролей у их детей. Для меня были новыми примеры социальных и ситуационных факторов в типизации гендерных ролей. Я раньше на уровне слухов воспринимала информацию о том, что отцы больше предпочитают сыновей. А тут целое исследование приведено — оказывается что до рождения, что после отцы отдают предпочтение сыновьям. В отличие от матери. которая не делает такого разделения. Также я очередной раз убедилась, что на взаимоотношения женщин с мужчинами оказывает влияние воспитания отцов этих женщин. Я среди своего окружения видела много женщин, которые выбрали себе в спутника жизни мужчину, гораздо старше себя только потому, что у них не было нормального отца в детстве. Из статьи беру на вооружение следующую фразу: «психически стабильные матери, которые представляют своих бывших мужей в позитивном ключе, уменьшают пагубные последствия отсутствия отца». Вдруг пригодиться..
пригодится — без мягкого знака
Меж-культурная согласованность которая определяет стандарт гендерно-ролевого поведения ,определяет и влияние родителей на гендерное формирование детей разного пола в семье.Согласна с тем ,что отцы играют огромную роль в формировании и социализации гендерных ролей в семье у детей разного пола .У отцов критическая роль в гендерной типизации детей, особенно девочек. Желание женщины выйти замуж ,иметь детей и даже ее сексуальная отзывчивость и оргазмическое удовлетворение связаны с нежными,внимательными,поддерживающими отношениями с ее отцом.Девочки учатся чувствовать себя компетентными,ценить и преобретать социальные навыки,необходимые для взаимодействия, взаимодействуя с теплым и мужественным отцом.
Спасибо за информативную статью. Узнала, что игрушки мальчиков больше ориентированы на действие, а игрушки для девочек на семью. Никогда не обращала внимания на то, что в зависимости от пола, взрослые люди с мальчиками играют жёстче, недели с девочками, так понимаю, что происходит это на подсознательном уровне, в соотвествии уже со сложившимися гендерным стереотипами у взрослого человека. По поводу внимательности отцов больше к сыновьям, чем к дочерям считаю спорным. Так как, например, в моем детстве со мной в большей степени играл и занимался воспитанием (развитием) отец. Мамы я например не особо помню, только то, что она наряжала меня и делала мне прически. Возможно это подтверждает факт из статьи, где сказано, что начиная с 90х годов, роль мамы и папы в процессе гендерного типирования стала выравниваться.
Из статьи я узнала, каким образом родители влияют на гендерное формирование детей. С самого раннего возраста родители одевают детей по-разному, покупают разные игрушки в зависимости от пола ребенка. Также происходит разное отношение — к девочкам более мягкое, нежное, хрупкое, хочется их обезопасить. Интересно, что девочек считают более красивыми и привлекательными, чем мальчиков.
Интересной показалась информация о том, что дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам больше проявляется у отцов, чем у матерей.
Интересная, но вполне логичная информация о том, что если у мальчика доминирующая мать и слабый отец, то он проявит женские черты. Я вижу это на примере своих знакомых и родственников.
Меня поразила информация о том, что женственность дочери не связана с женственностью матери. Она связана с мужественностью отца, одобрением отцом матери и одобрением отца участия в женской деятельности. Для формирования длительных отношений во взрослым возрасте важно, чтобы у отца с дочерью были теплые отношения. Важна вовлеченность отца. Я знала, что роль отца в жизни большая, но не думала, что настолько. Мне казалось, что важнее, как действует мама. Из статьи я поняла, что роль отца важнее именно в отношении формирования женственности, эротичности и взгляда на отношения у девочки.
Если же отца в жизни ребенка нет, важно, по какой причине его нет — родители развелись или он умер. Если родители развелись, девочки более активны в отношениях с противоположным полом, могут рано начать половую жизнь. Во втором же случае наоборот — более стеснительны. В любом случае при отсутствии отца в жизни ребенка мама может смягчить негативные последствия, говоря об отце только в позитивном ключе.
Абсолютно очевидно , что родители влияют на гендерное формирование детей . Точно так же и отсутствие одного из родителей по тем или иным причинам , так же оказывает влияние . Из статьи я узнала , что в большей степени различие в общение с мальчиками или девочками происходит у отцов . Понравилась ещё фраза , что на женственность девочек влияет мужественность отцов . В начале статьи было сказано , что книги , фильмы и тд оказывает влияние . Но ведь родители поначалу выбирают , что читать ребёнку , что ему смотреть . Так что и это влияние тоже зависит от родителей . Теперь осталось надеяться , что у родителей все роли правильно сформированы . Ведь чтобы я правильно воспитала своих детей и заложила в них все как надо , тянется длинная цепочка моих родителей , бабушек , прабабушек и тд . Причём не только моих , но и мужа . Ну или через психолога )
Спасибо за статью. Не могу себе представить, чтобы у нас в России в прошлом веке, да и сейчас, слова «мальчик» и «девочка» использовали только по крайней необходимости. Их начинают произносить еще до рождения ребенка, что меня лично приводит в полный восторг! Но последнее время прослеживается тенденция феномена девочки с повадками и поведением больше присущим мальчикам, который известен миру более 400 лет. Цифра впечатлила… Особенно, на мой взгляд это проявляется в спорте. Что бы ни писали исследователи этого вопроса, но природу, как говорится, не обманешь -она возьмет свое или жди проблем. Первый раз в статье встретила понятие «мускулинная модель поведения». На мой взгляд умение находить компромисс и забота о других — сильные стороны личности не зависимо от пола, и расширение понятия мускулинности тут ни при чем. Спасибо за статью.
Родители влияют на определение половой принадлежности ребенка зачастую автоматически. Действительно, даже на цветовом уровне мы привыкли, что девочка – это розовый цвет, а мальчик – голубой. В одной из предыдущих статей был интересный эксперимент, когда родители, несмотря на условия, продолжали обозначать пол новорожденного ребенка либо цветом, либо элементами декора. В статье указывается на определяющую роль отца в типизации пола. Для матери зачастую не настолько важен пол ребенка, чем для отца, она любит ребенка независимо от пола, и не дифференцирует свое отношение к сыну или дочери при этом. Соответственно, при отсутствии отца в семье гендерная типизация нарушается, особенно у мальчиков. Также на формирование пола влияет система поощрения за различные достижения. Так, девочку чаще будут поощрять за послушание, выполнение домашних дел, склонность к гуманитарным наукам. В то время как от мальчиков будут ждать большей самостоятельности, принятия каких-либо решений, возможно большего риска при этом. Идеальна и очень полезна к прочтению отцами формула женственности дочерей: мужественность, одобрение модели поведения матери и женской деятельности. Т.е. опять на первое место выходит роль отца в гендерной типизации, в частности в формировании сексуального и семейного поведения у девочек-подростков.
Из статьи узнала в какой степени отсутствие или наличие отца в семье,а так же его поведение влияет на дальнейшее становление его дочерей и сыновей.Особенно,отозвалась информация о том как степень мужественности отца и степень женственности матери влияет на проявления этих качеств у детей.Оказывается женственность дочерей связана
1. С мужественностью отца.
2. С одобрением отцом модели поведения матери.
3. С одобрением отцом женской деятельности.
Женственность матери ,при этом ,не имеет значения.Так вот,мой папа внешне был олицетворением мужества-красив,хорошо сложен.А внутри был зависимым человеком,и я это чувствовала и жалела его,даже пыталась защищать,перенимая мужские способы поведения.Модель поведения моей матери он мягко скажем,не одобрял.Поэтому я частично не принимала свою женственность.Он хвалил меня за женские дела.Я наконец осознала почему я могу часами убирать квартиру,и при этом мне всё равно как я выгляжу. И почему я не получаю удовольствия от ухода за собой,как это делают другие женщины.
Читала статью несколько раз — как все просто и с конкретными примерами все изложено.Прямо хочется воскликнуть «Всем отцам к обязательному прочтению!» Особенно впечатлила информация о том, какую значимую роль играет именно отец в жизни ребенка, подавая пример сыну и формируя женственность в девочке, и как важно, чтобы он был теплым и вовлеченным, поощрял женскую деятельность в девочке и транслировал свое позитивное отношение к супруге.Для себя отметила, что мой отец поощрял во мне тягу к мужским видам деятельности, что значительно повлияло на мой жизненный путь.Кроме того, для себя в статье выделила влияние того, по какой причине девочка растет без отца — из-за развода или папа умер, и как мама может смягчить негативные последствия, отзываясь позитивно о своем супруге.Считаю, что данную статью нужно читать всем, кто решил разводиться, может быть тогда решат поработать над собой и своими отношениями, зная, как потом их развод отразится в долговременной перспективе на их детях. Спасибо за статью!
Из статьи я узнал очень много о влиянии родителей на будущее поведение детей. Особенно важна для меня информация о том, как сильно влияет отец на дочь. Я — отец пятилетней дочери, и я очень хочу, чтобы она выросла счастливым человеком и не испытывала проблем в отношениях и в выборе достойного партнера. Меня удивило, что даже ситуация в родительской семье даже влияет на «качество» мужа дочери. Также очень интересна для меня информация о влиянии родителей, где нарушены гендерные роли, где мать доминирует, а отец проявляет слабость. Я вспоминаю случаи, когда моя мама позволяла себе оскорблять или подавлять отца. Например, она называла его «икорец», намекая на то, что он родился в деревне. Я понимаю, что это негативно повлияло на меня. В частности, на моё отношение к матери, на мою готовность соответствовать гендерной роли. Несмотря на это, я очень люблю своих родителей. Я благодарен им за то, что они сохранили свой брак и воспитали нас с братом порядочными и честными людьми, привили нам многие семейные ценности. Статья заставила меня задуматься о том, насколько важно для счастья моей дочери взаимоуважение в нашей семье и то внимание, которое я ей уделяю.
Интересная статья. В нашей стране действительно бытует достаточно устойчивое мнение о том, что именно родители формируют гендерный тип своих детей. Когда происходит «отклонение» от так называемой «нормы» в гендерной принадлежности ребенка, родители довольно часто начинают задавать себе вопрос «А что Я сделал не так?», «В какой момент становления его личности просчитался?». Очень интересная мысль о том, что ребенок, так или иначе сопоставляет себя с родителем того же пола. Из этого следует, что неотъемлимой частью в воспитании ребенка является взаимоуважение между родителями. Ведь только благодаря данному можно добиться качественных установок по отношению к гендерному типу самого ребенка.
Очень крутая статья, особенно та часть, в которой говорится о родительских характеристиках. Трудно теперь вспомнить все те факторы, которые влияют а типизацию, ибо их огромное количество. Интересно, что семья с работающим отцом, который буквально пропадает на работе, так же пагубно влияет на гендерное самоопределение, как и отсутсвие отца, так как мать уже берет его функцию в глазах детей. Теперь мне яснее становятся понятны причины проблем в семьях с хорошим достатком, но отец в таких семьях буквально не успевает видеть детей. Как следствие — проблемы у детей в подростковом возрасте связанные с преступностью. Безусловно участие в самоопределении детей у родителей ключевое, то, насколько они будут внимательными к своим чадам в будущем даст возможность детям стать гармонично развитыми взрослыми с четким пониманием кто они есть.
Ожидание родителей на счет своих детей, формируют и предопределяют отношение к ним и выбор стратегий воспитания.
Конечно от мальчиков папы и мамы ждут одного поведения и реакций, а от девочек другого. Но в жизни бывает так, что папа хотел мальчика , а родилась девочка. Поэтому он не может принять ее гендерную особенность и принадлежность. Т.е относиться и воспитывает как мальчишку. Или совсем не будет проявлять интерес к воспитанию, также может отдалится, лишая дочку эмоциональной близости, которая ей так важна.
Удивительно, что в основном в разных культурах делается упор на важность роли матери в воспитании девочки. Но здесь мы можем увидеть, что на будущее девочки и ее отношений с мужчинами, будет влиять как складывались отношения с отцом.
Даже тогда когда его уже нет рядом.
Испокон времен мальчики и девочки воспитывались по-разному. Мальчиков воспитывали как защитников, воинов и добытчиков семьи, девочек же воспитывали, как хозяек дома и заботящихся о членах семьи. Правильное воспитание помогает детям в момент определения себя как личности, сделать необходимый вывод и следовать гендерной стратегии в будущем. И конечно отсутствие одного из родителей или смещение гендерных ролей в семье, будут влиять на то, как будет формироваться ребенок.
Новомодные увлечения в воспитание в долгосрочной перспективе могут дать нам поколение не определившихся детей, или наоборот насильственная, или специально сформированная (под заказ) гендеризация может дать перекос в естественном развитии общества.
Знание в какой конкретно семье развивался ребенок помогает специалистам сделать свою помощь более качественной.
Интересно, что родители формируют не только гендерное восприятие у ребёнка, но и вкусы, и предпочтения. Забавно было узнать , что за большой промежуток времени между исследованиями произошло много перемен в нашей жизни , но ничего не изменилось в оформлении детской комнаты согласно пола ребёнка. Наверное и в дальнейшем мало что измениться. С рождения родители относятся к ребёнку согласно его пола и наделяют его определенными качествами свойственными определенному полу. Возможно это и есть основа для формирования предпочтения и вкуса у ребёнка в будущем. Я считала, что девочка повторяет женственность матери, а оказывается на женственность девочки влияет отец, а не мать. Я всегда знала, что отсутствие отца в семье , где растёт ребёнок, не обходиться без последствий для ребёнка. Будь он девочкой или мальчиком. Интересным стало, то что это влияние различно у разведённой женщины и вдовы.
Из статьи я узнал, как родители влияют на понимание гендерной принадлежности своих детей. И какую ключевую роль здесь влияют отцы, как в воспитание девочек, так и мальчиков. С интересом прочел про исследование Хоффмана от 1977г, согласно которому отцы отдают предпочтение рождению сына, но это в ситуациях еще до рождения первого ребенка.
Относительно различий в отношениях к дочерям и сыновьям мне судить сложно, у меня пока только сын и сравнить свое поведение я не смогу.
Отметил для себя, что важно показывать сыну пример, пока он маленьким. Ученые даже называют критический порог — до 5-ти лет! Через подражание родителю своего пола ребенок лучше усвоит свою гендерную роль. Но вообще после прочтения статьи сложилось впечатление, что роль отца особенно значима для воспитания девочек, т.к. этому в статье было уделено основное внимание.
Из статьи я узнал, что семья, школа, друзья, телевидение и книги являются источниками, транслирующими ребёнку стандарты гендерных ролей. Удивило, что отцы демонстрируют более дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам, чем матери. Узнал, что влияние отца на дальнейшую гендерную типизацию намного сильнее, чем влияние матери. Я был опечален узнав, что разлука с отцом до 5-летнего возраста особенно опасна, т.к. приводит к сбою в гендерной типизации у мальчиков. Не знаю, как именно у меня проявился этот сбой, но как раз в 4 года погиб мой отец. Конечно, я и до этого догадывался, что данный факт имеет большое количество негативных последствий. Поэтому, у меня до сих пор иногда возникают претензии к отцу насчёт того, что он так рано умер. Также по этому поводу я чувствую зависть к своему старшему брату. Ведь он успел пожить с отцом на год больше меня. Поэтому тема статьи для меня вышла довольно серьёзная и дала материал для проработки.
Еще до рождения ребенка родители как правило встраивают его в систему гендерного разделения и стереотипизации. Это проявляется при обустройстве детской комнаты, выборе пеленок; после рождения они склонны поведение младенца считать более активным и исследовательским, в случае мальчика, более спокойным и нежным для девочек. Далее требования родителей от детей разного пола также обусловлены стереотипом: девочкам дают игрушки, моделирующие семью и заботу, мальчикам чаще разрешают подвижные игры на улице вдали от дома. Девочек больше хвалят за типично-женственное поведение, мальчиков — за мужское. Таким образом дети гармонично вписываются в эту систему и перенимают взгляд на устройство мира. Проблемы с идентификацией и поведением начинаются в девиантных случаях, когда отец, например, начинает относится к дочери как к пацану, или когда мать в неполной семье рушит авторитет отца и мужчины.
Благодарю за статью! Авторы на примере различных исследований анализируют влияние родителей на гендерное формирование ребенка.
Действительно, внешне их влияние в первую очередь проявляется в подборе одежды и обустройстве комнаты, причём иногда довольно категорично. Если мальчик – то что-то военное и синее, если девочка – то рюшки и розовое платье.
Интересно, что в последние десятилетия разница влияния мамы и папы в процессе гендерного типирования стала сглаживается.
Для меня, как ребёнка, выросшего в неполной семье, было полезно узнать о влиянии отца на поведение и семью дочери. У девочек без отцов может быть сформирована неприемлемость зависимости от кого-либо и стабильное чувство дискомфорта от общения с мужчинами. Неожиданно, что дочери вдов выходят замуж за мужчин с лучшим образованием или более высоким профессиональным статусом, чем их родители. Возможно, выбор заботливого, амбициозного партнёра – это попытка компенсации отца.
Спасибо, за статью. Из данной статьи я узнала, что стандарты гендерных ролей транслируются ребенку из различных источников. Такими источниками являются: семья, школа, друзья, телевидение, книги. С самого раннего возраста родители относятся к ребёнку в соотвествии с его гендерной принадлежностью, начиная от цвета комнаты ребёнка и заканчивая тем какими игрушками ему играть и каким спортом заниматься, чем старше становится ребёнок, тем больше он берет пример с родителя, который соответствует его гендерной роли, но некоторые черты характеры проявляются независимо от дифференцированного воспитания полов, например, как агрессия, которая проявляется в большинстве случаев у мальчиков даже без подкрепления ее из вне.
Спасибо за статью. Мы узнали о влиянии родителей на гендерное формирование ребёнка. Влияют не только родители, но и различные источники такие как школа, друзья, телевидение и книги. Семья начинает формировать гендерную принадлежность в достаточно раннем возрасте. Начиная с розового или голубого цвета одежды, соответствующего интерьера в комнате, заканчивая определенными развлечениями. Игрушки для мальчиков более ориентированы на действие, тогда как девичьи куклы ориентированы на семью. Отцы и матери также по разному влияют на гендерную типизацию. При этом дифференцированное отношение наиболее характерно для отцов. Также очень интересно описано, как наличие или отсутствие отца влияет на выбор партера девушки в будущем.
Очень интересные данные в этой статье. И особенно интересно сопоставлять эту информацию с личным опытом. Я росла вместе со старшим братом и младшей сестрой в 90-е. Мы жили все в одной комнате и донашивали одежду друг за другом. То есть очевидно, что описанных в статье внешних гендерных отличий не было. Также у нас не было отличий на игры для девочек и для мальчиков, в основном мы играли втроем, наши любимые игры были: карты, машинки, прятки и прочие совместные игры. Также в силу того, что папа всегда стремился к справедливости и равенству, у нас в семье никогда не говорились слова «ты же девочка», поэтому тебе нельзя то-то и то-то. Мы все делали все на равных. Это, как и миллион других факторов, повлияло на формирование моего гендера. Еще очень хочется отметить интресный факт из статьи, что на формирование женственности влияет не мать, а отношение отца к поведению матери. И тут я понимаю, откуда у меня трудности с понимание женственности — ведь основная часть осознанного детства прошло у меня без мамы. То есть папа не демонстрировал никакого отношения к ней, ведь ее не было рядом.