Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Если бы вы увидели, как незнакомец вламывается в чей-то дом посреди ночи, вы бы, конечно же, позвонили в полицию. Но что, если преступление совершил ваш друг или член семьи? Авторы нового исследования, приведенного в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, решили рассмотреть дилемму между желанием наказать людей, совершающих аморальные поступки, и защитить тех, кто нам близок. Результаты показали, что, когда кто-то из близких ведет себя аморально, мы склонны защищать его, даже если это ужасное преступление.

Аарон Вайдман и его коллеги из Мичиганского университета провели серию из десяти исследований, в которых приняли участие в общей сложности почти 3000 человек. Они изучили, как люди будут реагировать, если кто-то из их близких совершит преступление. В первом исследовании команда попросила участников назвать имена девяти человек, начиная от дальних знакомых (например, почтового служащего) и заканчивая теми, с кем у них были близкие отношения (например, романтический партнер). Участники представляли, что каждый из этих людей совершил преступление. Оно варьировалось от низкой степени тяжести, такой как незаконная загрузка файла, до высокой степени тяжести, такой как совершение кражи со взломом. Если бы к ним затем подошел сотрудник полиции, то они сказали бы правду или солгали и сказали, что ничего не знают?

Участники чаще отвечали, что они будут лгать сотруднику полиции, когда они представляют, что кто-то из их близких совершил преступление, в отличии от того, когда преступник был только дальним знакомым. И, что тревожнее всего, эффект был самым сильным, когда преступление было наиболее тяжким по шкале.

Последующие исследования использовали вариации этой конструкции для дальнейшего изучения эффекта. Группа установила, что участники с большей вероятностью защищали близких людей, совершивших преступления, связанные с сексуальными домогательствами, причем степень их тяжести опять же варьировалась от низкой (например, свистеть в след) до высокой (например, ощупывание). Индивидуальные различия, такие как пол и политические или моральные убеждения, похоже, не влияли на характер ответов. Участники были убеждены, что в их собственных интересах защищать преступника, который был близок им, а вот ложь, чтобы прикрыть чужого человека, нанесет больше вреда обществу, чем защита кого-то близкого.

Группа также обнаружила, что, несмотря на нежелание наказывать близких членов семьи, участники, по-видимому, все же понимали, что их поступки противоречат морали. В трех последующих исследованиях участники, которые представляли себе преступления, совершенные близкими людьми, обычно оценивали эти преступления как столь же аморальные, как и те, кто представлял их совершенными дальними знакомыми. И они также, казалось, оправдывали свое бездействие против близких родственников, говоря, что они сами будут противостоять преступнику. «Мы подозреваем, что это позволяет человеку одновременно (а) поддерживать свой образ себя как морально стойкого человека и (б) сохранить и даже укрепить близкие отношения», — подчеркивают авторы исследования.

Эти выводы могут объяснить, почему мы снова и снова слышим о высокопоставленных фигурах, которые совершают ужасные преступления на протяжении десятилетий, чему способствует молчание их близких друзей и семьи. И что еще более тревожно, результаты исследования указывают на то, что, как бы нам ни хотелось думать, что мы лучше, но многие из нас также защитили бы тех, с кем мы близки, если бы мы оказались в подобных ситуациях.

Но есть надежда. Исследователи также обнаружили, что, когда людей побуждали дистанцироваться от ситуации, думая о себе в третьем лице, их склонность защищать близких снижалась. «Будущая работа необходима для изучения прикладных последствий речевых формулировок и языковых нюансов, которые влияют на моральный аспект в принятии решений» — заключают исследователи.

Безусловно, исследование опиралось на участников, которые воображали, как они будут реагировать. Нужны дальнейшие исследования, чтобы выяснить, поступают ли люди аналогичным образом в реальном мире, чтобы покрывать тех, кто им близок. В любом случае, авторы предполагают, что участники недооценили, насколько охотно они будут лгать полиции, чтобы защитить своих близких.

www.псиблог.рф

Оригинальная статья: Matthew Warren — When People Close To Us Behave Immorally, We Are Inclined To Protect Them — Even If Their Crimes Are Particularly Heinous, September, 2019

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: криминальная психология, обман, манипуляции сознанием, аморальное поведение, преступления близких, обман близких

47260cookie-checkБлизкий человек совершил аморальный поступок: Защитить или призвать к ответу?