Подходы изучения обработки информации
При тестировании интеллекта задействованы многие когнитивные навыки. К ним относятся память, умение классифицировать и анализировать, знания, опыт и понимание. Ученые, занимающиеся изучением обработки информации, предположили, что для понимания интеллекта необходимо дополнить традиционные тесты процедурами, которые оценивают компоненты обработки информации, а также ментальные стратегии, которые люди используют при выполнении интеллектуальных задач (Sternberg & Powell, 1983).
Компонентный анализ интеллектуального функционирования включает в себя:
А) оценку шагов, которые человек проходит при решении проблемы;
Б) метакомпоненты (стратегии и метакогнитивные процессы, которые человек использует при решении проблемы.
Компонентный анализ показывает, как дети ищут, отслеживают, получают, кодируют и интерпретируют информацию, а также как они ее хранят, извлекают знания и решают, какие стратегии использовать. Вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на результате, то есть на том, решил ли ребенок проблему или нет, компонентный анализ сосредоточен на том, где именно в процессе решения проблемы у ребенка возникли трудности. Может, ребенок неправильно понял инструкции? Или же он не обратил внимание на важную информацию? Возможно, он использовал неподходящие стратегии?
Триархическая теория интеллекта Штернберга (1985, 1989) является значимым примером подхода к обработке информации. Согласно Штернбергу существуют три основных компонента интеллектуального поведения, а именно: навыки обработки информации, опыт и контекст. Навыки обработки информации задействованы в кодировании, комбинировании и сравнении различных типов информации, как центральные аспекты интеллекта. Эти навыки включают широкий спектр когнитивных процессов. К ним относятся память и внимание к метапознанию и рассуждениям по аналогии, которые могут использоваться для решения множества задач.
С опытом людей связано два аспекта интеллекта. Во-первых, они могут учиться на собственном опыте и легко выполнять знакомые задачи, а во-вторых, они способны эффективно справляться и с новыми задачами. Чтобы определить интеллектуальный уровень человека при решении задачи нужно задать два вопроса. Он это делает в первый раз или он уже неоднократно решал нечто подобное? В первом случае будут важны настойчивость, креативность, понятливость, а во втором случае свидетельством интеллекта будет плавное, легкое выполнение задачи. Если 12-ти летнему ребенку нужно каждый раз объяснять правила деления перед выполнением задания, его интеллектуальные способности будут считаться низкими. Однако, если тот же самый ребенок эффективно справляется с задачами на деление, хотя видит их в первый раз, это говорит о том, что он довольно умен. Чтобы полностью оценить интеллект, мы должны принимать во внимание предыдущий опыт людей.
Наконец, интеллект проявляется в социокультурном контексте и не может рассматриваться отдельно от него. По словам Штернберга: «Интеллект — это умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека» (Sternberg, 1985, p. 45). То, что является адаптивным в одной среде, может быть менее адаптивным или даже неадекватным в другой среде. Умные люди должны уметь эффективно функционировать в среде, в которой они живут. Способность профессора давать пространные объяснения различных концепций уместна в аудитории, но может считаться неразумной на деловой вечеринке. Таким образом, чтобы понять, является ли поведение разумным, нам необходимо изучить контекст, в котором это поведение проявляется. Сеси (Ceci, 1990, 1991) и Выготский (1978) подчеркивают важность контекста при определении и оценке интеллекта. Например, Сеси предполагает, что многие люди, которые плохо справляются с традиционными тестами на IQ, могут выполнять сложные когнитивные операции в других, более знакомых областях. Представьте, например, автомеханика, у которого проблемы с вербальной аналогией в традиционных тестах интеллекта. Тот же механик может использовать очень сложные рассуждения для диагностики неисправностей в автомобилях. В этом случае его интеллект проявляется не в академическом контексте IQ тестов.
Согласно Штернбергу, умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта. Подход Штернберга к обработке информации отличается от подхода Бине во многих отношениях. Во-первых, он подчеркивает вопрос о том, как дети обрабатывают информацию, а не спрашивает, могут ли они отвечать на конкретные вопросы. Во-вторых, этот подход при оценке успеваемости учитывает индивидуальные характеристики ребенка, его предыдущий опыт. В-третьих, подход направлен не только на академический интеллект, он рассматривает школу как один из контекстов, в которых можно развивать интеллект. Штернберг признает, что дети проявляют свои способности в разнообразных контекстах и могут вести себя очень разумно вне класса.
Модель Штернберга не применялась специально для создания тестов интеллекта. Однако на ее основе разработана батарея тестов Кауфмана для детей (K-ABC) (Kaufman & Kaufman, 1983). Батарея базируется на исследованиях когнитивного развития и измеряет несколько навыков обработки информации. Навыки сгруппированы по двум категориям: последовательная обработка (пошаговое решение проблем) и одновременная обработка (изучение и интеграция широкого спектра материалов). Кроме того, оценивается успеваемость по школьным заданиям, таким как словарный запас и арифметика. Разработчики тестов пытались выбрать элементы теста, которые не являются культурно предвзятыми (многие задания невербальны), и установить нормы, используя широкую и репрезентативную выборку из многих американских культурных и социально-экономических групп. Примечательно, что специалистов, проводящих тесты, просят научить детей, которые не справляются с заданиями на начальном этапе, как выполнять эти задания, прежде чем приступить к выполнению остальных частей шкалы. Другими словами, детей, не имеющих необходимого опыта для решения определенных типов задач, будут учить делать это, чтобы можно было оценить их работу, когда у них есть опыт. Хотя этот тест получил некоторую критику, он представляет собой инновационный подход к оценке интеллекта, который включает важные выводы из подхода к обработке информации. На данный момент подход к обработке информации рассматривается как новое многообещающее направление в изучении и тестирования интеллекта.
Многофакторные подходы
Один из главных вопросов заключается в том, является ли интеллект унитарным или разные виды интеллектуальных способностей могут различаться у одного и того же человека. Можно ли описать людей в общих чертах, например: «Этот человек очень умный, а способности вон того ниже среднего». Или более точно описывать людей с точки зрения конкретных интеллектуальных способностей, например: «Он очень хорошо владеет навыками красноречия, но с арифметикой не в ладах»? Очевидно, что неравномерность интеллектуальных способностей имеет место быть, поэтому мы переходим к подходу, который исследует различные области интеллектуальных навыков.
Более 60 лет назад Чарльз Спирмен (1927) пришел к выводу, что интеллект включает в себя общий фактор «g», и ряд специфических факторов «s». Он рассматривал «g» как общую умственную энергию или способности, которые будут задействованы во всех когнитивных задачах, а «s» как факторы, уникальные для конкретной задачи. Ожидается, что кто-то с высоким «g» преуспеет во всех интеллектуальных задачах. Различия в производительности между задачами могут быть связаны с разным количеством факторов «s». Более поздние подходы усилили акцент на конкретных факторах и стали уделять меньше внимания идее общих способностей. Терстон (1938) предположил, что интеллект состоит из семи отдельных основных навыков, включая скорость восприятия, арифметические способности, беглость слов, словесное понимание, визуализацию пространства, ассоциативную память и рассуждение. Он построил тесты для измерения каждой из этих умственных способностей. Позже Гилфорд (1966) утверждал, что интеллект состоит из 120 отдельных факторов и разработал тесты примерно для 75 из них. Интересно, что некоторые из факторов, выявленных Терстоуном и Гилфордом, аналогичны тем, которые подчеркиваются при использовании метода извлечения информации. Однако в многофакторных подходах эти способности рассматриваются как независимые и потенциально измеримые аспекты интеллекта, а не как процессы, способствующие когнитивной деятельности.
Вопрос о том, существует ли одна общая способность, составляющая интеллект или интеллект — это множество отдельных способностей, остается актуальным даже сегодня. Самым последним подходом к этой проблеме является теория множественного интеллекта Говарда Гарднера (1983). Она предполагает существование, по крайней мере, семи отдельных типов интеллекта. Его теория во многих отношениях отличается от традиционных многофакторных подходов, но, вероятно, имеет ту же основу.
Семь типов интеллекта по Гарднеру: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. Первые три типа оцениваются в традиционных тестах IQ. Музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный типы интеллекта также важны для функционирования человека, но гораздо менее изучены.
Лингвистический интеллект – включает чувствительность к значению и звучанию слов, владение синтаксисом, понимание использования языковых средств. Широко используется поэтами, политиками, учителями.
Музыкальный интеллект — включает чувствительность к отдельным тонам и музыкальным фразам, понимание способов объединения тонов и фраз в более крупные музыкальные ритмы и структуры, понимание эмоциональных музыкальных оттенков. Используется в основном музыкантами и композиторами.
Логико-математический интеллект – относится к абстрактному мышлению, способность выявлять проблемы и искать объяснения, понимание объектов и символов, а также действий, которые могут быть к ним применимы и отношения между этими действиями. Используется математиками и учеными.
Пространственный интеллект — включает способность точно воспринимать визуальный мир, воссоздавать аспекты визуального опыта в отсутствии физических стимулов, чувствительность к композиции и равновесию, способность обнаруживать похожие модели. Используется художниками, инженерами, шахматистами.
Телесно-кинестетический интеллект – позволяет использовать свое тело, как средство выражения чего-либо, способность умело обращаться с объектами. Используется атлетами, актерами.
Внутриличностный интеллект – дает понимание к своим чувствам, способность опираться на свои эмоции при анализе собственного поведения. Применяется писателями, терапевтами, пациентами в терапии.
Межличностный интеллект – способность замечать и различать настроение, темперамент, мотивацию и намерения других людей, а так же возможность действовать в соответствии с этими знаниями. Применяется политическими и религиозными лидерами, учителями, терапевтами, родителями.
Согласно Гарднеру, каждый тип интеллекта имеет особый путь развития и управляется своей собственной формой восприятия, обучения и памяти. Например, для развития языкового интеллекта могут потребоваться годы образовательного опыта, тогда как телесно-кинестетический интеллект может проявиться довольно рано. Известные люди служат примером различных комбинаций интеллекта. Эйнштейн обладал высоким уровнем как логико-математического интеллекта, используемого в математических формулировках в его теории, так и пространственного интеллекта, что проявилось в интенсивно-визуальных мысленных экспериментах (экспериментах, проводимых в уме), которые привели ко многим из его величайших открытий. Поэт Т. С. Элиот использовал как лингвистический интеллект, так и межличностный интеллект, который важен для понимания человеческих эмоций и переживаний. Кроме того, Гарднер утверждает, что разные культуры придают разное значение типам интеллекта. Американцы делают упор на логико-математический интеллект. Жители племени Ананг в Нигерии подчеркивают музыкальный интеллект, они приобщают младенцев к музыке и танцам в первые недели жизни. Ожидается, что к 5 годам ребенок-ананг сможет петь сотни песен, а также играть на нескольких инструментах и исполнять замысловатые танцы. Соответственно в других культурах подчеркиваются еще и другие типы интеллекта.
В отличие от подхода Бине, Гарднер уделяет одинаковое внимание множеству областей умений, а не только тем, которые изучают дети в школе. Его точка зрения шире, чем у теоретиков обработки информации, которые сосредотачиваются на более традиционных в западном обществе типах когнитивных навыков.
Теория множественного интеллекта Гарднера подверглась критике по нескольким причинам. Некоторые утверждают, что теория не принимает во внимание множество свидетельств того, что интеллектуальные навыки организованы иерархически (Weinberg, 1989). Другими словами, некоторые типы интеллекта являются подмножествами других типов интеллекта. Некоторые ученые оспаривают доказательства, которые Гарднер использует в поддержку своей теории так как их можно интерпретировать по-разному. Например, он утверждает, что существование ученых-идиотов (синдром Саванта) подтверждает теорию множественного интеллекта. Ученые-идиоты — это умственно отсталые люди, которые невероятно талантливы в одной области, что особенно удивительно в свете их общего низкого уровня работоспособности. Раймонд, вымышленный ученый-идиот, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме 1988 года «Человек дождя», весьма ограничен в общих интеллектуальных способностях, но обладает удивительным математическим талантом, который позволяет ему чрезвычайно быстро считать предметы и отслеживать карты в игре. Ученые-идиоты, так же могут обладать замечательными художественными или музыкальными способностями. По словам Гарднера, изолированные очаги интеллекта, наблюдаемые у ученых-идиотов, предполагают, что люди обладают множеством разных типов интеллекта. Однако критики отмечают, что ученые-идиоты часто действуют на гораздо более низком уровне, чем Раймонд, и их изолированные навыки, хотя и удивляют, все же более ограничены, чем у настоящих гениев в определенной области (Hill, 1978; Gleitman, 1991). Возможно, конкретный набор навыков (талант лишь в одной области) действительно не представляет собой независимые типы интеллекта, а ограничен общим уровнем способностей.
Хотя теория Гарднера подверглась критике, она заставляет психологов и преподавателей расширять определения интеллекта и уделять больше внимания типам навыков, которые традиционно не признавались. Гарднер разработал программы тестирования и обучения по всем семи типам (Winn, 1990).
Тенденция к расширению понимания интеллекта и признание того, что тесты IQ задействуют ограниченный набор способностей в одном конкретном контексте, представляет собой многообещающее новое направление в исследованиях интеллекта.
В следующий раз мы поговорим о том, как меняется показатель IQ в течение времени. Обратите внимание, что большая часть исследований, описанных на следующих страницах, включает традиционные тесты IQ, а не только что описанные более современные подходы к интеллекту и тестированию интеллекта.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, тест на IQ, как проводится тест на интеллект, надежность теста на интеллект, ученые-идиоты, синдром Саванта, интеллект по Гарднеру, батарея тестов Кауфмана для детей (K-ABC)
Статья для меня оказалась сложной в восприятии и видимо с лингвистическим интеллектом у меня проблемы. Благодаря статье узнала очень многое об интеллекте и какие подходы определения IQ существуют. Я познакомилась с триархической теорией интеллекта Штернберга, которая утверждает, что существует три основных компонента: навыки обработки информации, опыт и контекст. Оказывается, для того чтобы полностью оценить интеллект кого-то, надо принять во внимание предыдущий опыт этого человека. По мнению Штернберга, умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта. А вот Гарднер представляет свое определение ученых-идиотов, как умственно отсталых людей, которые невероятно талантливы в какой-то одной области, при их низкой работоспособности. Я сразу вспомнила фильм, который недавно посмотрела под названием «куб», там был такой герой, который мог вычислять огромные простые числа в уме, но сам был невменяемым. Еще, из статьи я узнала, что существует семь отдельных типов интеллекта, которые описал Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта. Для меня тема интеллекта является болезненной, потому что в школе были учителя, которые называли меня тупой. Когда-то давно я проходила тест на IQ и результат у меня был выше среднего, но на тот момент я подумала, что видимо мне повезло. Теперь я понимаю, что не стоит полагаться на какие-то одни тесты или мнение других людей, потому что существует множество подходов к изучению интеллекта. Спасибо за статью.
Здравствуйте.Читаю уже не первую статью и у меня однозначно сложности с восприятием информации написанной в них.Но сейчас не об этом.Заинтересовал факт разнообразия типов интеллекта. и их применении в различных областях жизни,и разными людьми,до этого не знал.Что касаемо учебы детей на начальных этапах соглашусь полностью так как нельзя считать одного способного,а другого нет.Один воспринимает информацию на одном уровне,второй на другом.Мне например лично нужен визуальные контакт,живой пример как это делается,перед тем как я что то начну выполнять.Бывали конечно случаи что я сам пытался решать множество задач опытным путем,собирая и анализируя информацию но на это уходит много сил и терпения.И по факту часто оказывалось что задания выполнены неверно.Хотя в этих случаях есть и плюсы,полученный опыт как делать не надо или как в дальнейшем усовершенствовать его в положительную сторону.Так же можно много читать,знать гору информации но нигде ее не применять,для этого и необходим специалист умеющий показать на собственном примере как это работает.Был момент по поведению в разных ситуациях и сферах жизни.Насколько бы я не был умен,образован интеллектуально развит,есть варианты сесть в лужу.Мое поведение будет сильно отличаться от поведения в церкви и при знакомстве с племенем майя.Думаю здесь и нужна та самая вариативность,гибкость и умение быстро адаптироваться под изменяющиеся условия среды и общества,так сказать интеллект и способность к обучению.
Из прочитанного я узнала о существующих альтернативных подходов к изучению интеллекта у детей. Меня привлекает идея компонентного анализа. Как я считаю, далеко не все учителя в школах пользуются им при обучении детей, они больше нацелены на результат, и лишь опытные профессиональные педагоги уделяют внимание самому процессу, разбираются с ребенком, в чем конкретно он испытывает трудности. Кстати, психолог-консультант отчасти занимается компонентным анализом, тогда когда помогает клиенту решить его проблему.
Триархическая теория интеллекта Штернберга оказала сильное влияние на исследования по изучению интеллекта и создание тестов. Эта теория включает в себя три основных компонента: навыки обработки информации, опыт и контекст.
Мне понравилось определение интеллекта по Штернбергу, из которого видно значение изучения контекста. Эту информацию можно использовать в профессиональном плане. При разных обстоятельствах у человека может быть разное поведение, в одних условиях он более адаптивен, чем в других. По одному контексту невозможно делать вывод об интеллектуальных способностях человека.
Отдельное спасибо за предложение: «Умные люди должны уметь эффективно функционировать в среде, в которой они живут.» Лично меня оно наводит на определенные размышления.
Также мне импонирует многофакторный подход, исследующий различные области интеллектуальных навыков. Я узнала о семи типах интеллекта в теории множественного интеллекта Гарднера, которые в действительности могут быть неравномерно развиты у человека. Также любопытно то, что в разных культурах значение придается разным типам интеллекта. Спасибо за публикацию.
Я вспомнила, как в колледже по своей воле проходила тест IQ, несмотря на то, что очень боялась оказаться тупой. Не слишком легко мне давались такие предметы как физика и математика, поэтому тестирование показало мой уровень интеллекта как выше среднего, но не высокий. В тот момент я почувствовала унижение и страх. Родители критиковали, ругали и били меня за плохие оценки, в то время как утверждали, что учиться надо ради знаний, вследствие чего моей подсознательной целью было сделать так, чтобы не получать несправедливых наказаний. Таким образом с отличием я закончила художественную, компьютерную, музыкальную школы, колледж, почти с отличием общеобразовательную школу и университет. После окончания учебных заведений просто бросала красные дипломы на стол родителям с мыслями «подавитесь и отвалите от меня».
После прочтения статьи поняла, что у всех детей разные виды интеллектуальных способностей, и я не должна иметь одинаково высокие типы интеллектуальных способностей и навыков в различных областях. Мне захотелось пройти разработанные Гарднером программы тестирования и обучения по всем семи типам, чтобы понять, к чему я предрасположена. Немного переживаю, т.к. пока не просто принять, что я не должна быть лучшей. Хочу посмотреть на себя в очках объективности, увидеть свою несостоятельность в каких-то вопросах и не ругать себя за то, что я не гениальна.
Из статьи я узнал, что есть 7 типов интеллекта. И на данный момент мне больше подходят такие как внутриличностный и межличностный. В первом случае я учусь понимать свои реакции и дальнейшее поведение. Во втором я учусь понимать поведение и мотивы другого человека. У меня эти два типа взаимосвязаны: глядя на других я работаю над собой, и понимая себя, я передаю опыт другим. Моё сообщество помогает мне развивать эти два типа интеллекта. Скорее и другие виды есть, но на скорую руку пока не могу сказать, где они проявляются. Пока мой интеллект помогает мне быть более адаптивным в своём сообществе в среде зависимых людей с адаптацией есть некие трудности. Например: приезжая в реабилитационный центр, на группу к родителям зависимых или находясь на квартире ресоциализации, я по-разному воспринимаю условия. Некоторое время нужно для того, чтобы адаптироваться в центре, с родителями, т.к. больше всего времени я провожу на ресоциализации. Регулярные выезды из квартиры стимулируют выходить из зоны комфорта. Идея такова: чтобы выйти в большой социум, мне необходимо научиться решать задачи в своём сообществе, т.к. оно является частью большого общества.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что тесты включают в себя работу со множеством человеческих умений: сравнивать, анализировать, запоминать и т.д. Что при рассмотрении результатов теста нужно оценивать опыт человека который его делал. Был ли он до этого или нет. И нужно рассматривать не только то что человек сделал, но и узнавать почему он это не сделал и после этого оценивать интеллектуальные способности. Теперь понятно, почему для выполнения тестов, особенно если это дети используют тренировочные упражнение перед выполнением основного. Чтобы был первоначальный опыт и тогда можно говорить, что дети находятся более менее на одном уровне, так как они уже знают, что нужно делать дальше. И вот тогда оценивать общий результат по итогам тестирования.
Статья очень познавательная и интересна. Но перечитывала ее несколько раз, так как с первого раза было понятно не все. Не все термины. Очень много нового узнала из статьи. Первый раз прочла, что есть 7 типов интеллекта. Интересно, что у каждого человека может быть развит как один тип, так и несколько. Почему-то акцентировала внимание на том, что в Нигерии детям в племени стараются развивать именно музыкальное восприятие. Лично мне ближе внутриличностный интеллект. Он помогает мне развивать себя, и идти вперёд, понимать себя. Так же сделала акцент на тестах. При оценке результатов необходимо смотреть ещё на опыт человека, который их выполнял. Я когда проходила тест на айкью первый раз, чувствовала себя ничего не понимающей
Добрый день очередная статья про интеллект очень познавательно, но заходит с трудом. Из статьи я узнал о различных видах интеллекта, оказывается у Говарда Гарднера есть еще два интеллекта которые не были указаны в данной статье это
Натуралистический интеллект и Экзистенциальный интеллект. Классификация Говарда Гарднера противоречит единой концепции интеллекта, но для меня является более интересной и ближе к пониманию. Я замечаю у себя и по ходу работы как одни и те же задачи выполняются совершенно по разному, или сколько времени нужно потратить на формирования начального навыка в новом деле. Очень огорчает когда противятся вносить изменения в своё привычное поведение и менять свои действия в пользу экономии времени и качества жизни. Когда приходится взаимодействовать с такими людьми волей не волей понимаешь что он тупой. Я считаю что необходимо у ребенка развивать те типы интеллекта к которому у него есть предрасположенность и не вешать ярлыки если он в чем то уступает.
Спасибо за очередную сложную статью про интеллект и iq. Из неё я узнал о трех основных компонентах интеллектуального поведения: навыках обработки информации, опыте и контексте. Все эти способности могут быть применены для решения множества задач. Также узнал об одном из определений интеллекта, выдвинутом Штернбергом. Запомнил для себя фразу, что умные люди должны уметь эффективно функционировать в среде, в которой они живут. Это фраза актуальна по сегодняшний день. А также определение умного человека по Штернбергу, тоже имеет место быть. Умные люди достаточно быстро адаптируются к среде, в которой они обитают. Узнал о навыках, из которых состоит интеллект согласно Терстону и о семи типах интеллекта по Гарднеру.
Благодарю за статью.
Познакомилась с триархической теорией интеллекта Штернберга, согласно которой есть три основных компонента интеллектуального поведения: навыки обработки информации, опыт и контекст.
До прочтения статьи не подозревала, что можно выделить аж семь отдельных типов интеллекта, как это сделал Гарднер в своей теории множественного интеллекта.
Читая про каждый отдельный вид, примеряла на себя, насколько я обладаю этими способностями. Музыкальными — точно нет, а вот все остальные думаю, что присутствуют в большей или меньшей степени. Самым удивительным для меня оказалось, что способность обращаться с объектами и использовать свое тело, как средство выражения чего-либо, — это тоже интеллект (телесно-кинестетический).
Интересно было читать про «ученых-идиотов». Ранее не слышала такого понятия.
Из статьи я узнал, что когнитивные навыки: память, знания, опыт, понимание, умение классифицировать и анализировать — задействуются при тестировании интеллекта. Так же компетентный анализ оценивает шаги, которые человек проходит при решении задачи и используемые стратегии. Благодоря такому анализу видно, как ребёнок отслеживает, получает, хранит и извлекает информацию и решает какую стратегию использовать. Компетентный анализ больше сосредоточен не на конечном результате, то-есть решил ребёнок проблему или нет, а на том, где именно возникли трудности у ребёнка в процессе решения задачи. Один человек выполняя действие сосредотачивается на результате, другой делая тоже самое только сосредоточен на выполнении — психологически два разных действия. То-есть найдя где возникло психологическое затруднение в процессе выполнения, можно улучшить конечный результат.
Спасибо.
Благодарю за статью! Благодаря ей, я узнала про компонентный анализ интеллектуального функционирования. Уникальность данного анализа в том, что он помогает понять в какой момент решения проблемы возникла сложность. Согласно триархической теории интеллекта Штернберга существуют три основных компонента, такие как навыки обработки информации, опыт и контекст. К навыкам обработки относятся память, внимание и рассуждения, которые помогают решать огромное количество задач. С опытом интеллекта связаны два аспекта интеллекта. Такие как возможность учиться на собственных ошибках, а так же решать знакомые задачи и выполнять новые. Предыдущий опыт напрямую влияет на определение уровня интеллекта. Также очень важно обращать внимание на контекст, где и как вы используете информацию.
Лично мне подход Штенберга намного ближе, потому что он помогает понять как человек обрабатывает полученную информацию. И что самое важное, он помогает учитывать индивидуальные характеристики ребенка , а также его опыт. Не сводя все к тому, что школа это главный показатель уровня интеллекта.
Интересно было почитать про батарею тестов Кауфмана для детей. Мне кажется этот тест очень адаптирован для ребенка и позволяет ему проявить свои качества лучше, так как ребенку изначально объясняют как работать с данным видом теста.
Про семь типов интеллекта Гарднера я уже слышала ранее и даже проходила теста. Мне он показался довольно точным, по отношению к моим интеллектуальным способностям. Существуют лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный. У меня один из основных ярко выраженных является межличностный интеллект.
Спасибо за статью, статья для меня был интересной в том плане что пришлось много рассуждать на данную тему. Первый вопрос, который у меня возник при чтении данной статьи это –что мы изучаем? Да, мы изучаем измерения интеллекта, но что такое интеллект и в чем преимущества обладания интеллектом перед другими индивидами? «Согласно Штернбергу, умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта.» Штенберг использует концепцию: навык обработки информации, опыт и контекст. Где навык обработки информации — это когнитивные процессы: мышление, память, внимание и.т.д. на мой взгляд навык обработки информации во многом зависит от генетической предрасположенности человека и его набором, если так можно выразиться, опций. Опыт- это приобретённые знания и навыки в процессе жизни, опыт накапливается и ассимилируется на основе обработки информации. И третье на мой взгляд самое важное это контекст применения набора обработки информации и опыта для целенаправленного решения конкретной задачи которая находится в данном контексте жизненной ситуации человека. Мой вывод такой что основная задача интеллекта — это поиск способа решение поставленной задачи. Говард Гарднер разделил интеллект на 7 отдельных интеллектов. Его теория мне близка и нравится так, как она позволяет увидеть, что интеллект при всей совокупности интеллектов имеет сложную структуру построения и какая-то отдельная часть будет более развита, а какая-то, менее при этом слабый компонент можно развить. Пускай до определенного уровня, но это гибкая структура и она дает веру к росту. Чем в отличии от стандартного измерения IQ где ставится в большей части клеймо, так как учитывается узкий спектр решения задачи и возможности применения сильных сторон своего интеллекта отсутствует.
Из данной статьи я узнала по каким критериям и с помощью каких стратегий изучают интеллект у детей. Согласно Штернбергу существуют три основных компонента интеллектуального поведения. Это навыки обработки информации, опыт и контекст. Говард Гарднер выделил 7 типов интеллекта. Это лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутри личностный и межличностный. Каждый из типов интеллекта воспитывается и формируется по-разному. Каждый человек обладает своим персональным набором развития каждого из типов интеллектов. Иногда один или несколько типов могут быть гипер развиты в ущерб другим типам интеллекта. Эту информацию можно использовать при оценке людей для понимания каким образом лучше с ними взаимодействовать для достижения общих целей. Будь то работа с клиентом — можно лучше оценить методику работы с ним, или при общении с людьми во всех других сферах. Зная текущее положение интеллектуальных способностей индивида можно развить те сферы, которые отстают от общего уровня.
Из статьи я узнала, что для понимания интеллекта важен не только сам результат теста на IQ, но и стратегии, которые люди используют при его выполнении.
По Штернбергу есть 3 основных компонента интеллектуального поведения — навыки обработки информации, опыт и контекст. То есть нужно учитывать, какие у человека имеются навыки, делал ли он задание ранее и умеет ли использовать в нужной ситуации, уместность, разумность.
Интересно понятие умного человека по Штернбергу. Умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта. Мне очень близко это понятие. Я согласна, что умный человек — это не тот, кто много знает, а тот, кто умеет эффективно применить знания в нужной среде.
Также из статьи я узнала позицию Гарднера о том, что существует 7 типов интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. По теории Гарднера каждый тип личности имеет свой тип развития. Мне достаточно близка эта теория. Я считаю, что нельзя всех людей оценивать по одному основному параметру. У каждого свои способности в разных областях. Главная цель — увидеть, в какой области способности у меня, моего ребенка. И развивать их.
Спасибо за статью. Из нового я узнала про компонентный анализ интеллектуального функционирования. Особенность которого выражается в том, чтобы он помогает понять в какой момент решения проблемы человек сталкивается со сложностями. Так же, благодаря теории интеллекта Штернберга познакомилась с тремя основными компонентами обработки информации, такие как навыки обработки информации, контекст и опыт. К навыкам относятся внимание и рассуждения, а также память, они связаны с решение огромного количества задач. С опытом интеллекта связаны два аспекта интеллекта: учеба на собственных ошибках, а так же решать знакомые задачи и выполнять новые. Также предшествующий опыт напрямую влияет на определение уровня интеллекта. Говард Гарднер выделил 7 типов интеллекта. Это лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутри личностный и межличностный. Каждый из них формируется, развивается и воспитывается и по-разному. Каждый человек обладает своим персональным набором развития каждого из типов интеллектов. Самым удивительным для меня оказался телесно-кинестетический, способность обращаться с объектами и использовать свое тело, как средство выражения чего-либо. Забавно было читать про «ученых-идиотов».
Из статьи я узнала, что такое метакомпоненты, триархическая теория интеллекта, интеллект по Штренбергу, батарея тестов Кауфмана, многофакторные подходы и разные типы интеллекта по Гарднеру. Описанные в статье подходы к оценке интеллекта мне кажутся более действенными и продуктивными. Действительно, человек в определённой сфере может быть специалистом, как в тоже время в другой — не разбираться совсем. Или также странно оценивать просто результат, без учёта опыта и навыков. Важна и адаптация, мне кажется, что это один из главных показателей интеллекта, способность приспосабливаться к окружающей действительности и уместность применения имеющихся знаний.
Вспомнился такой пример: в Университете у нас был предмет(не помню как называется), преподаватель этого предмета любил беседы и рассуждения со студентами. То есть нужно было не сколько выучить предмет, сколько поговорить и подумать. Отличники в группе не любили эти занятия, так как они не могли справится с этой задачей, а троечники очень любили, им это легко давалось.
Благодаря статье я поняла, как не просто определить интеллект. Как много факторов надо учесть, при определении его значения. Не достаточно просто владеть информацией и правильно отвечать , надо ещё это делать учитывая уместность этого, т.е. среду по мнению Штенберга. Ещё стало интересным тот факт, что при оценке интеллекта учитывается впервые совершается данное действие или нет. И для каждого случая критерий оценки разные . Из статьи узнала, что есть тесты Кауфмана. Мне стала интересна теория Гарднера, о наличии интеллектов в различных областях жизни. Энштейин и Элиот в своей жизни использовали высокий интеллект не только в той сфере в которой работали, но и ещё интеллект качаемый той среды, в которой они жили . Это межличностный , пространственный. То есть , что бы быть успешным и признанным в обществе надо обязательно по мимо интеллекта в своей деятельности, обладать интеллектом среды, общения .
Статья по интеллект довольно трудная для восприятия, но безусловно интересная и заслуживающая внимания. Мне близка теория Гарднера о разных типах интеллекта. Всего он выделяет их семь: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. И если в традиционных тестах на определение уровня IQ проверяют наличие первых трёх, то для полноценной жизни в обществе необходимы все семь. По сути Гарднер приоткрыл для нас эмоциональный интеллект, о котором в последние годы многие говорят и развивают. Удивительным открытием для меня стало то, что существуют «ученые-идиоты», которые в достаточной степени показывают развитые интеллектуальные способности в какой-то одной сфере и при этом имеют низкие показатели интеллекта в других областях.
Из статьи узнала,что для понимания как происходит обработка информации,традиционные тесты необходимо дополнить компонентами интеллектуального функционирования,то есть,оценить шаги,которые человек проходит при решении задачи,а так же стратегии которые он использует при решении проблемы. При этом можно понять, как дети ищут, отслеживают, получают, кодируют и интерпретируют информацию, а также как они ее хранят, извлекают знания и решают, какие стратегии использовать. Узнала,что существуют три основных компонента интеллектуального поведения, а именно: навыки обработки информации, опыт и контекст. Особенно впечатлила теория множественного интеллекта Гарднера,хотя она и подверглась критике. Мне близок внутриличностный интеллект , нравится понимать свои чувства, я учусь опираться на свои эмоции при анализе собственного поведения.
Добрый день, спасибо за статью. Обратила внимание для себя на следующее: существует не только односторонний подход к изучению интеллекта к детей , но и альтернативный, а именно компонентный анализ, который позволяет выявить как именно ребёнок выполняет задание и где у него могут возникнуть трудности. Обратила внимание ещё на то, что информация может быть обработана по-разному мозгом. Т.е. у человека могут быть развиты разные типы интеллекта. Ещё у детей интеллект может проявляться по-разному, здесь имеется ввиду, что вне класса ребёнок может проявлять свои интеллектуальные способности по-другому, т.е. может быть затронута разная сфера.Актуально было почитать про 7 типов интеллекта. Хотя этот подход и поддавался критике, мне кажется он как раз вполне объяснимым. Т.е можно сделать вывод, что интеллект это не абсолютная величина, она имеет градации, и способна изменяться от тех или иных причин.
Здравствуйте, из этой статьи, я узнала интересную для меня информацию, что компонентный анализ интеллектуального функционирования включает в себя, оценку шагов, которые человек проходит при решении проблемы и стратегии и метакогнитивные процессы, которые человек использует при решении проблемы. Узнала о существование трёх основных компонентов интеллектуального поведения 1) навыки обработки информации 2) опыт 3) контекст. Я тоже считаю, что конкретный набор навыков действительно не представляет собой независимые типы интеллекта, а ограничен общим уровнем способностей и порадовал тот факт, что
тенденция к расширению понимания интеллекта и признание того, что тесты IQ задействуют ограниченный набор способностей в одном конкретном контексте, представляет собой многообещающее новое направление в исследованиях интеллекта.
Благодаря этой статье я узнал, что есть различные подходы в оценке интеллектуальных способностей человека. Так же увидел основные компоненты интеллектуального развития, а именно: 1) Навыки. 2) Обработка информации. 3) Контекст.
Так же можно выделить: Лингвистический интеллект, Музыкальный интеллект,Логико-математический интеллект, Пространственный интеллект, Телесно-кинестетический интеллект, Внутриличностный интеллект,Межличностный интеллект. Все эти виды отвечают за ту или иную способность человека быть эффективным в определенной ситуации. И я только в этой статье вижу такую классификацию. Спасибо за возможность её увидеть.
Статья оказалась для меня открытием. Много новой информации. Узнал, из чего состоит компонентный анализ интеллектуального функционирования. Так же узнал, что на данный момент наиболее популярной считается теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, согласно которой есть 7 типов определения интеллекта, которые рассматриваются относительно той среды, в которой живет человек. Интересным был взгляд на определение интеллектуальных способностей у детей, да и у взрослых так же. Собственно говориться следующее, что нельзя рассматривать в общем ключе одного как умного, а другого как не умного. Дети могут проявлять себя интеллектуально в отрыве от академического пространства, на улице скажем. Я сам давно обратил внимание на этот момент. Смотря на некоторых из своих сверстников, я видел, что в школе их знания оставались на довольно плачевном уровне, но в кампании друзей, в решении конфликтных моментов они проявляли лингвистический, логико-математический, межличностный интеллекты, после чего никак нельзя было сказать, что эти дети глупы.
Доброго времени суток. Спасибо за статью. Статья как то тяжело далась и пришлось попутно «перелопатить » интернет. Откуда узнал что IQ это коэффициент интеллекта определяемый специальными тестами. Которые измеряют скорость мыслительных процессов человека, так сказать аналитический интеллект. И исходя из триархической теори Штенберга тесты IQ не подходят для определения общего уровня интеллекта. Так как согласно этой же теории помимо Аналитического интеллекта есть ещё Творческий и Практический интеллект. Если ещё взять во внимание теорию множество интеллектов Говорда Гарднера , то традиционные тесты IQ не может быть показателем уровня интеллекта. Во бщем я за альтернативные подходы к изучению интеллекта.
Было интересно
P.S
Так же стала откровением , что на развитие типа интеллекта влияет особенности культуры в среде где живёт человек.
Хотя это очевидно
Ещё раз спасибо за статью
Изучение интеллекта, я думаю важно, особенно у детей. Однако интересно, на сколько уровень интеллекта связан с успешностью человека в целом, когда он вырастет. Было бы интересно почитать такие исследования. У нас в стране, по крайней мере раньше — дети, которые плохо учились в школе — были успешнее отличников. Не всегда правда, но все же достаточно часто. Вот и интересно провести было бы тестирование на разные виды интеллекта, чтобы потом выделить те, которые в большей степени сказывались на успешности человека во взрослой уже жизни. «Согласно Штернбергу, умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта.» Думаю это достаточно важный фактор в успешности человека. Спасибо за статью. Она не проста для восприятия, но интересная.
В статье познакомилась с компонентным анализом , как одним из методов изучения интеллекта . Новой для меня информацией бала триархическая теория интеллекта Штернберга . Касательно изучения интеллекта , абсолютно понятно , что будет все время появляется новые способы его изучения . Время не стоит на месте , и в мести с ним прогресс , технологии , наука и тд. А это на мой взгляд на прямую связано с тем , что кто-то всегда будет придумывать что-то альтернативное уже привыкшему . Так же «шагание вперёд» позволяет более широка изучать все , в том числе и интеллект . Больше возможности анализировать . Для меня , как для обывателя , это крайне сложная тема , сложнопредставимая. А для ученых , думаю , крайне захватывающая , так скорее всего на этом не остановятся . Спасибо за статью.
Из статьи я узнала об изучении интеллекта у детей. Ученые предположили, что для понимания интеллекта нужны дополнительные процедуры, которые оценивают компоненты обработки информации для выполнения определенных задач,что включает в себя- оценку шагов при решении проблем. Компонентный анализ показывает как дети справляются с проблемами и где у них возникли трудности. Центральными аспектами интеллекта являются ряд когнитивных процессов- это память и внимание. Так же интеллект проявляется в социокультурном контексте, где умственная деятельность направлена на адаптацию и формированию реальной среды,где находится человек. Так как в своей среде человек чувствует себя адаптивным,в другой среде может быть даже не адекватным. По мнению Штернберга умный человек это тот, который использует свои навыки в своей среде с помощью своего опыта. Интересно было прочитать об ученых-идиотах, о типах интеллекта, что разные культуры придают разное значение типам интеллекта. И все же не смотря на множество тестов, вопрос о составляющей интеллекта актуален до сих пор.
Пообщавшись с человеком на различные темы можно понять на сколько он интеллектуален. Благодаря компонентному анализу,стали известны шаги восприятия и реализации познаний у детей. Из теории Штенберга стало известно три компонента интеллектуального поведения: навык обработки информации, опыт и контекст. У интеллектуального человека обязательно должна быть хорошая память, чего не могу сказать о себе. Я нормально отношусь к самокритике и могу сказать, что я начал работать над собой, чего долго не делал (за что стыдно перед самим собой). Из статьи я узнал, что разные ученые выдвигают свои теории о составляющих компонентах интеллекта. А Гарднер выделяет семь типов интеллекта. Лингвистический, логико-математический, пространственный,т музыкальный,телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный, все 7 не иначе как основа в профессиональном плане. Для себя в очередной раз сделал вывод: надо больше читать, укреплять память и повышать интеллект. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Очень сымпонировала мне триархическая теория интеллекта Штернберга в плане подхода к обработке информации. Центральные аспекты интеллекта – это навыки обработки информации, а именно способность к кодированию, комбинированию и сравнению различных типов информации. Но также при определении степени интеллектуального развития важны опыт и контекст. Важно понимать не только то, что ребенок/человек справился с заданием, но и то, как он это сделал, имелся ли опыт в решении подобных задач ранее. Также интеллект нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой человек живет, и его окружения. Многофакторные подходы к изучению интеллекта показывают, что существует некая базовая его часть, и конкретные уникальные факторы, такие как скорость восприятия, арифметические способности, беглость слов, словесное понимание и т.д. И для большого количества этих факторов имеются свои, специфические тесты. Любопытна теория интеллекта Гарднера. Как я поняла, лингвистический, логико-математический и пространственный типы интеллекта для него являются базовыми, и оцениваются традиционными тестами. Музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный типы интеллекта более специфичны и менее изучены.
Спасибо за статью. Из статьи узнала что конкретно относится к когнитивных навыкам. Так уже узнала, что есть три основных компонента интеллектуального поведения по Штернбергу. Лично для меня статья показала очень доходчиво, как важно развивать и использовать когнитивные навыки не только в образовании, но и в социальной жизни. Это конечно, рассматривается в совокупности, но мне кажется что эти аспекты можно рассматривать отдельно, как и говорил Штернберг: дети проявляют способности в разных контекстах и могут вести себя очень разумно век класса. Так же ознакомилась с типами интеллекта по Гарднеру. Так же открыла для себя несколько новых терминов таких как: учёные-идиоты,метакогнитивные процессы, социокультурный контекст. Информативно.
Из статьи я узнал, что интеллектов бывает несколько видов, а не один единственный. Познакомился с теорией Штернберга и его определением интеллекта. Определение и вся его теория основана на трех компонентах: навыках обработки информации, контексте и опыте. В этом плане Штернберг копает глубже остальных. Да я и сам изначально даже не сказал бы, что интеллект можно связать с контекстом и опытом. В моем понимании это понятие сводится ближе к навыкам обработки информации. Т.е. без изучения всех трёх компонентов выводы относительно интеллекта могут быть не полными или даже ошибочными. Слова Штернберга об эффективном использовании навыков в среде обитания заставили меня задуматься. Я почему-то вспомнил про ботанов и умачей, как мы их называли в школе. Многие из них хоть и умные, а не все могли применить навыки в среде, т.е. помимо учёбы. Т.о. по Штернбергу их интеллект оказывается не настолько превосходен.
Спасибо за статью. Благодаря статье узнала про Триархическую теорию интеллекта Штернберга, которая говорит о том, что существуют три основных компонента интеллектуального поведения, а именно: навыки обработки информации, опыт и контекст. Вопрос о том, существует ли одна общая способность, составляющая интеллект или интеллект — это множество отдельных способностей, остается актуальным даже сегодня. Выяснилось, что выделяют семь типов интеллекта по Гарднеру. Я больше себя отношу к логико-математическому интеллекту из-за сферы деятельности. Интересно, что по утверждению Гарднера, разные культуры придают разное значение типам интеллекта. Каждая нация делает упор на определенный вид интеллекта. Вдохновившись статьей, решила посмотреть фильм «Человек дождя». Невероятный фильм про удивительного человека. Я была поражена, на что способен интеллект и какие у него возможности.
Из статьи я узнала, что учёные изучают не только интеллектуальные способности детей по результатам IQ тестов, но и аспекты, которые приводят к тем или иным результатам.
Для этого используют компонентный анализ, который направлен на то, где именно в процессе решения проблемы у ребенка возникли трудности.
Штернберг в своей теории выделяет такие компоненты интеллектуального поведения: навыки обработки информации, опыт и контекст. На основе этой теории был создан ряд инновационных тестов, которые содержат важные выводы из подхода к обработке информации.
В многофакторных подходах изучают вопрос — является ли интеллект единым или разные виды интеллектуальных способностей могут различаться у одного и того же человека.
В данном подходе выделяют теорию множественного интеллекта Гарднера. Она предполагает существование, по крайней мере, семи отдельных типов интеллекта, каждый из которых имеет особый путь развития и управляется своей собственной формой восприятия, обучения и памяти.
Благодарю за статью.Очень много полезной информации я узнала из этой статьи, некоторая информация для меня была сложная для восприятия , может это связанного с большим количеством терминов или просто с большим объёмом статьи.Новое я узнала из статьи, что существуют семь типов интеллекта по Гарднеру 1) Лингвистический (используется поэтами, политиками, учителями)
2)Музыкальный интеллект (используется в основном музыкантами и композиторами)
3)Логико-математический интеллект(Используется математиками и учеными)
4)Пространственный интеллект (Используется художниками, инженерами, шахматистами)
5)Телесно-кинестетический интеллект (Используется атлетами, актерами)
6)Внутриличностный интеллект (используется писателями, терапевтами, пациентами в терапии)
7)Межличностный интеллект (Используется политическими и религиозными лидерами, учителями, терапевтами, родителями)
Благодарю за стать. Из нее узнала, про Триархическую теорию интеллекта Штернберга, которая говорит о том, что существуют три основных компонента интеллектуального поведения, а именно: навыки обработки информации, опыт и контекст,а также при определении степени интеллектуального развития важны опыт и контекст. Также важно учитывать не только то, что ребенок/человек справился с заданием, но и то, как он это сделал, имелся ли опыт в решении подобных задач ранее или нет. Также интеллект нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой человек живет, и его окружения. . Говард Гарднер выделил семь типов интеллекта.Каждый из них формируется, развивается и воспитывается и по-разному. «Ученые-Идиоты» очень порадовали.
Спасибо, за статью. Из неё я узнала, что память, умение классифицировать и анализировать, знания, опыт и понимание задействованы при тестировании интеллекта. И именно комплексный анализ позволяет нам более точно оценит интеллект человека. Согласно Штернбергу существую три основных компонента интеллектуального поведения: навыки обработки информации; опыт; контекст. Навыки обработки информации дают нам возможность действовать по аналогии при решении задач, опыт позволяет эффективно справляться с новыми задачами, а контекст позволяет нам брать предыдущий опыт людей из разных источников.
Согласно Штернбергу, умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает и обрабатывать информацию с помощью имеющегося опыта. Отличие подхода Штенберга от Бине в том, что при оценке успеваемости ученика учитываются индивидуальные характеристики ребёнка, его предыдущий опыт, то как дети обрабатывают информацию и школу рассматривают, как один из контекстов, в которых можно развивать интеллект.
Так же в статье представлены многофакторные подходы к изучению интеллекта. И одним из этих подходов является теория множественного интеллекта Говарде Гарднера. Она представляет собой семь отдельных типов интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. Первые три типа оцениваются в традиционных тестах на IQ, а остальные также важны, но пока гораздо менее изучены. Согласно Гарднеру, каждый тип интеллекта имеет особый путь развития и управляется своей собственной формой восприятия, обучения и памяти. Чаще всего одному человеку присуще два или даже три типа интеллекта и в зависимости от той культуры, в которой родился и вырос ребёнок.
Хотя теория Гарднера подверглась критики, она заставляет психологов и преподавателей расширять определение интеллекта и уделять больше времени типам навыков, которые традиционно не признавались. Я считаю, что в наше время очень важно брать во внимание альтернативные подходы к изучению интеллекта, так как это помогает нам лучше понимать наших детей и самих себя.
Довольно интересная статья об альтернативных теориях и подходах к изучению интеллекта. Узнал, что существует подход, основанный на компонентном анализе, т.е. целью оценки уровня интеллекта ставится не только результат, но и путь его достижения и применяемые стратегии. Мне понравилось, что при таком подходе учитывают имеющийся опыт человека, поскольку люди могут проявлять различные способности при обработке новой информации и адаптации уже имеющихся навыков. Особенно важно это для оценки детей, поскольку у них могут быть чисто технически недоработаны определенные навыки обработки информации.
Также меня заинтересовала теория Чарльза Спирмена о наличии общего «g» и специфических «s» компонентов интеллекта. На мой взгляд, этот подход несколько незаслуженно обошли в направлении многофакторного интеллекта (и даже отдельных типов интеллекта), поскольку человек все же в итоге является цельной личностью.
В некотором роде новой для меня была информация о так называемых ученых-идиотах. По крайней мере, я не слышал такого термина раньше, хотя и имел представление, что есть очень талантливые в одном и совершенно беспомощные в другом люди.
Узнал о семи типах интеллекта по Гарднеру. При этом возникла аналогия с описанием другой характеристики человеческой психики – это четыре типа темперамента, которых, по факту, скорее всего больше. Но для различения характеристик этого оказалось достаточно. Так что в таких случаях все определяется целесообразностью и степенью обобщения задачи. Благодарю за познавательный материал!
Из статьи узнала новое для меня понятие — компонентный анализ интеллектуального функционирования, который состоит из оценки тех шагов-действий, которые человек предпринимает для решения проблемы и какие использует для этого стратегии. Интересным мне показалось то, что компонентный анализ сосредоточен не исключительно на результате, а на том, где именно возникли трудности у ребенка при решении проблемы. Этот метод можно использовать как в личной, так и в профессиональной деятельности, чтобы вместе с клиентом исследовать и понять, на каком этапе у него возникли трудности. Кроме того, интересным для меня стала триархическая теория интеллекта Штернберга, согласно которой существуют три основных компонента интеллектуального поведения: навыки обработки информации, опыт и контекст. Обратила внимание, как важно принимать во внимание предыдущий опыт людей.Если человек что-то делает первый раз, то показателем его интеллекта будет настойчивость, креативность и понятливость. Если у него есть опыт, то важно обратить внимание насколько легко человек выполняет знакомые ему задачи.
Из статьи узнала, о теории множественного интеллекта Гарднера, согласно которой различают 7 видов интеллекта, каждый из которых имеет особый путь развития и управляется своей собственной формой восприятия, обучения и памяти. Сразу вспомнились одноклассники, которые не блистали академическими успехами, но были сильны в других видах деятельности и сомнений в их интеллекте не было. Спасибо за статью!
Какая интересная и сложная статья. Читала несколько раз, чтобы разложить » по полочкам» информацию про интеллект, разные подходы к пониманию интеллекта, разные исследования. До прочтения статьи у меня было представление об интеллекте, подобное представлению Штенберга. То есть было логичным, что интеллект связан с навыками, опытом и контекстом и соответственно умный челочек — это тот, который эффективно использует свои когнитивные способности в среде, опираясь на свой опыт. Но, подход Говарда Гарднера меня удивил, вдохновил и порадовал. Действительно куда прикладываешь намерение и усилия, там и интеллект развивается. Когда я училась в музыкальной школе, мои мысли постоянно были заняты нотами, музыкой, ритмом. Даже сейчас у меня осталась привычка раскладывать музыкальные композиции на четверти, вальс — это три четверти, простая попса — это 1/2 или 4/4. А если сложное произведение, классика, то там и 6/8..видимо логико-математичекий интеллект включается, хоть изначально было про музыкальный интеллект. А надо бы развивать межличностный интеллект, если я хочу заниматься психологией.
После прочтения статьи я узнал многофакторные подходы к изучению интеллекта, а именно музыкальный интеллект,логико-математический интеллект,пространственный интеллект телесно-кинестетический интеллект,внутриличностный интеллект,межличностный интеллект. Меня удивило что в разных культурах происходит упор на развитие определенного его вида.Узнав различные критерии оценки интеллекта, я теперь знаю от каких параметров они зависят и на что следует делать упор чтобы их развивать. В профессиональном и личностном плане данную информацию можно использовать при общении с людьми понимания в какой сфере интеллект у них наиболее развит и на какую сферу деятельности им стоит обратить внимание чтобы максимально реализовать свой потенциал.Главной идеей считаю что нельзя использовать какую то определенную методику для определения уровня интеллекта у людей.
Из статьи я узнал о нескольких взглядах на содержание интеллекта ребенка/человека. Так согласно Штейнбергу, он включает навыки обработки информации, опыт и социальные навыки. А по Гарднеру выделяются сразу 7 видов интеллекта. Я подумал, что традиционные методы оценки интеллектуальных способностей ребенка неактуальны. Это подтверждается известным тезисом, что двоечники часто успешнее отличников. То есть, если вспомнить школьную программу, то развитию социальных навыков она посвящена в меньшей степени, если выделять конкретные предметы. По сути, оценивалось лишь «поведение». Причем, эта оценка шла отдельно от остальных. Она не имеет четкой программы, выделенных часов, единых критериев оценки. Я подумал, что объединение детей в группы, оценки групповых результатов дали бы возможность лучше развивать социальные навыки у детей.
Благодарю за статью. Узнала для себя достаточно много новой информации. Было очень интересно почитать о ранее не изученной для меня классификации видов интеллекта. Так же, когда-то я уже читала о том, что чтобы понять, является ли интеллект унитарной способностью или же представляет собой совокупность нескольких не связанных между собой способностей, исследователи определяли взаимосвязи между различными тестами. Факторный анализ этих корреляций привел к возникновению ряда конкурирующих концепций психической структуры интеллекта, включая теорию общего интеллекта и теорию групповых факторов. И о том, что, что бы понять отношения общего интеллекта и групповых факторов Необходимо признать различия между первичными психическими способностями. Каждая из которых отвечает за свою группу субтестов и отказаться от сваливания всех способностей в одну кучу. Поэтому, провела для себя очень интересную параллель между новой информацией и ранее полученной.
Благодарю за статью!
Мне она показалась очень объемной и не самой простой для понимания и восприятия.
В ней я узнала о том , что существует несколько подходов к изучению интеллекта. То , что оценивают не только результаты того или иного тестирования, но и то, как ребёнок пришел к ним, какой у него был опыт до этого. Штейнберг в содержание интеллекта включает навыки обработки информации , социальные навыки и опыт.
Гарднер выделил 7 видов интеллекта. Каждый вид интеллекта отвечает за определенную способность , необходимую в той или иной ситуации. Лингвистический интеллект, Музыкальный интеллект,Логико-математический интеллект, Пространственный интеллект, Телесно-кинестетический интеллект, Внутриличностный интеллект,Межличностный интеллект.
Если понимаешь , какой вид интеллекта наиболее развит , то можно выбрать деятельность , где можно максимально реализовать свой потенциал. Или , наоборот, увидеть , где есть пробелы, на что обратить внимание , что развивать.
Все больше подходов к исследованию интеллекта, больше знаний в этой области и подтверждение того , что IQ задействует ограниченное количество способностей, предполагает, что есть ещё зона для развития новых подходов, тенденций, а также для более углубленного понимания и изучения интеллекта.
Узнал, что существуют семь типов интеллекта по Гарднеру. Узнал, какой тип интеллекта, что в себя включает.
Более интересный для меня оказался лингвистический, т.к. хотел бы развить данный тип интеллекта у себя. Ранее о нём уже слышал и знаю, что некоторые бизнес тренера используют в своих тренингах. Есть даже учебные материалы по развитию такого типа интеллекта.
Удивило, что Внутриличностный интеллект выделен в отдельный тип интеллекта, ранее воспринимал это, как само собой имеющуюся.
Считаю, что данная информация применима в воспитании детей, чтобы уделить особое внимание на тот тип интеллекта, к которому у ребёнка задатки.
Натолкнуло меня на идею того, что так как Гарднер уделяет внимание множеству областей и умений его подход мне ближе.
Спасибо за статью. Новым определением в ней для меня стало — метокомпоненты. Которые являются основой способа определить где именно в процессе достижения результата у ребенка возникают трудности. Обычно ребенок что-то делает впервые, а что-то повторно. И то как он проявляется в процессе исходя из фантазии, креативности, а так же из легкости процесса для него, при повторе и определяется степень развития и способности ребенка.
Важен так же контекст в рамках которого проявляется то или иное поведение. В зависимости от социально-культурной среды. В более знакомых когнитивных условиях интеллект проявляется выше, чем был в тесте IQ.
Подход к обработке информации — очень важный этап в оценке тестов на IQ. На данный момент разработаны более точные способы анализа. нужно учитывать различные области интеллектуальных навыков, так как можно быть гением в одном и полным профаном в другом. Выделяют семь видов интеллекта. Человек может обладать, как одним из них, так и несколькими. Однако эта теория подверглась критике, так как эти самые критики утверждают, что в данном случае существуют ученые идиоты. А это абсурдно.
Благодарю за статью.
Приятно осознавать, что в наше время люди озадачены более глубоким изучением и совершенствованием тестов на интеллект. Из предыдущих статей я осознала для себя, что тест на IQ еще очень недоработан, и требует корректировки.
По теории Штернберга существует три основных компонента интеллектуального поведения: навык обработки информации, опыт и контекст. Все эти навыки задают направление когнитивным процессам.
Благодаря статье я познакомилась с новыми типами интеллекта и отметила их разность. Как оказалось уже существующие IQ тесты предполагают оценку только 3 типов интеллекта из семи. Остальные 4 не изучены, но так же важны для функционирования человека.
Подводя итоги прочитанному, можно отметить что традиционные тесты на интеллектуальное развитие содержат ограниченный подход к изучению и должны уделять большее значение остальным типам интеллекта. Спасибо.
Благодарю за интересную статью. Из неё я узнал о классификации интеллектов по Гарднеру. Это лишь подтверждает мои мысли по поводу того, что классические тесты IQ не могут объективно судить об уровне интеллекта конкретного индивида. В случае детей, всё упирается банально в интересы. Исходя из интересов ребёнка (музыка, танцы, книги, даже определённые виды игр) те или иные навыки развиваются лучше, другие хуже. Из чего, впоследствии, и может сформироваться, скажем, некий специалист (то есть, человек, разбирающийся в определённой отрасли от А до Я). К примеру, специалисту в компьютерном программировании вовсе ни к чему углубляться в музыку. Так и в детстве, на мой взгляд, способности детей и их таланты к чему либо надо развивать, а остальные необходимые навыки довести хотя бы до базового уровня.
Тесты на каждый из этих указанных интеллектов, на мой взгляд, лучше всего подходят для проф. ориентации, как ребёнка, так и впоследствии подростка. Что, оказывает существенную пользу, в отличая от обобщённого теста.
Благодарю за статью. Заметила, что статья воспринималась мной ну очень трудно, пришлось несколько раз перечитывать. Еще заметила, что все статьи про интеллект как-то мной не очень воспринимаются. Однако я узнала некоторые новые моменты.
Я узнала о том что выделяется семь типов интеллекта по Гарднеру: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. И что каждый тип интеллекта имеет особый путь развития и управляется своей собственной формой восприятия, обучения и памяти. Насколько я поняла,то если учитывать какой тип интеллекта наиболее развит, то в области его применения можно реализовать себя, свой потенциал.
Благодаря статье я узнала о существующих альтернативных подходах к изучению интеллекта.
Новые термины : Интеллект — это умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека. Унитарный – Составляющий одно целое; объединенный, единый. Является неделимым, не может быть распределено по долям.
В профессиональном плане мне будет удобно опереться на информацию о Семи типах интеллекта по Гарднеру: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный.
Из статьи я узнала, что ученые для оценки интеллекта добавили тесты с процедурами, которые оценивают ментальные стратегии и метакогнитивные процессы. Интересно, какие виды стратегий мышления существуют и что такое Метакомпоненты в мышлении.
Я узнала о Триархической теории интеллекта Штернберга, в которой выделяются три компонента интеллектуального поведения: навыки обработки информации опыт контекст.
В профессиональном плане появляется возможность применять эти знания для оценки процессов клиентов. Как человек понимает задание, в чём возникают проблемы: в понимании происходящего или в понимании инструкции. Есть ли умение выделять информацию или ошибка в использовании неподходящие стратегии.
Я узнала что память и внимание является важной составляющей интеллекта.
Для меня лично ценно, что для развития интеллекта можно использовать не только школу. Которая является только одним из контекстов, ценно, что и другие сферы жизни развивают наше мышление.
Спасибо за статью, я читала её с удовольствием.
Из статьи я вынесла до себя новые понятия, такие как учёный-идиот.
Мне было интересно узнавать о разных теориях, связанных с пониманием интеллекта. А вопрос: как же оценивать интеллект — достаточно ли иметь хорошие знания в одной области или надо преуспеть во всех сферах, — кажется мне больше философским. Вещь мы не назовём интеллектуально не развитым того человека, который имеет уникальные знает по математике, но пишет с ошибками.
И хотя многие говорят, что знать всего по-маленьку- это всё равно, что не знать ничего, я считаю, что это более важно, чем быть очень умным в одной сфере, но не владеть знаниями в остальных.
Мне понравились определения умного человека и интеллекта в статье. Способность создавать для себя среду, в которой сам человек будет развиваться — это и есть про ум и интеллект, и к сожалению, мало относится у классическому школьному образованию, где постоянно каким-то образом оценивают интеллект детей.
Спасибо большое за статью!
Тема очень важная и актуальная для всех, кто хоть как-то связан с развитием и воспитанием детей, ведь необходимо понимать способности, задатки и склонности ребенка; правильным образом оценить его интеллект, чтобы соответствующим образом подобрать схему обучения и развития. Так, теория Гарднера о семи типах интеллекта мне кажется более правдоподобной. Все же тесты IQ выглядят более узкими и ограниченными по сравнению с методиками оценивая интеллекта на основании теории Гарднера. У нас в школе, например, была девочка, которая училась хуже всех, была глупенькой, не имела каких-то знаний по сравнению со сверстниками. Однако была очень деятельной, всегда что-то пробовала, делала, работала. Что помогло ей создать свое дело и прилично зарабатывать в то время, как многие «умные» отличники себя никак не реализовали. У кого более развитый интеллект?
Спасибо за статью. В ней я познакомилась с термином компонентный анализ, который полностью отразил мою точку зрения о том, что нельзя оценивать интеллект только как академические знания, но также очень важно понимать какой путь ребёнок проходит в решении тестов на интеллект и как легко он справляется с уже известными ему заданиями, а также с абсолютно новыми. Важно учитывать, как человек использует интеллект в конкретном контексте, а не в общем и целом. Отличный пример с автомехаником использован в статье: он может углублённо и квалифицированно объясняться по темам своей профессии, но совершенно не уметь связать трех слов например в темах музыки. Это говорит нам о том, что подход к изучению интеллекта должен быть многофункциональным. Штернберг считал, что оценка интеллекта должна быть триархичной: изучать с позиции опыта, контекста и аналитических способностей. Есть ещё теория а семи направлениях развития интеллекта человека. И я соглашусь с учёными, что личности, у которых развито хотя бы 3 направления одновременно крайне редко встречаются. В основном у обычного человека ярко выражена какая то одна сторона интеллекта. Поэтому необходимо усовершенствовать методы тестирования интеллекта, и стараться учитывать в них всё многообразие векторов развития интеллекта.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала о методах и критериях изучения интеллектуальных способностей у детей, так как нельзя оценить интеллект ребёнка по умению решать задачи, потому что есть принципиальная разница : ребёнок видит эту задачу впервые и решает ее, либо же видит ее не в первый раз и не может решить. Такое из статьи я узнала о том, что интеллект делится на семь типов по Гарднеру: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. Первые три типа лежат в основе тестов iq и достаточно хорошо изучены. В то время как музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный типы интеллекта гораздо менее изучены, но также важны в развитии ребёнка.
Стоит отметить новый подход учёных в изучении интеллекта: они считают, что необходимо дополнить традиционные тесты процедурами, которые оценивают компоненты обработки информации и ментальные стратегии. Интеллект не может рассматриваться отдельно от социокультурный контекста, поскольку умные люди должны функционировать в среде, в которой они живут. Например объяснения профессора, которые уместны на лекции, скорее всего будут не уместны в другом месте. Человек должен быть адаптивным к среде своего нахождения, иначе он может показаться неадекватным в какой-либо среде. Мне очень понравилось высказывание Штенберга, который сказал, что умный человек — это тот, кто способен эффективно использовать когнитивные навыки в среде, в которой он обитает, и регулировать пути обработки информации с помощью имеющегося опыта.