На момент написания книги практически не было сомнений в том, что психостимулирующие вещества улучшают поведение у гиперактивных детей в 75% случаев. По крайней мере, в краткосрочной перспективе (Cantwell, 1980). Быстрые и заметные изменения в поведении сделали учителей и родителей адвокатами медикаментозного метода лечения. Гиперактивные дети при приеме лекарств становятся менее импульсивными, взрывными и оппозиционно настроенными. Также у них повышается концентрация внимания и взрослым становится легче с ними управляться. Для усталых и обеспокоенных родителей это является огромным плюсом (Dulcan, 1986; Hinshaw, Henker, Whalen, Erhardt, & Dunnington, 1989; Whalen, Henker, & Granger, 1990; Whalen & Henker, 1991). Влияние психостимулирующих веществ настолько впечатляюще, что, согласно статистике, в 90-х годах примерно 1-2% школьников принимали медикаменты.
Однако, многие наблюдатели не согласны с данным положением вещей и выступают против такого метода терапии. Например, Мейнард (Maynard, 1970) считает, что с точки зрения философии изменение поведения детей с помощью медикаментов неуместно. Другая точка зрения просит не сбрасывать со счетов побочные эффекты. К ним относятся: подавление скорости физического роста, раздражительность, бессонница, потеря веса и боль в животе (Dulcan, 1986).
Главный вопрос заключается в том, что дает психостимуляция в долгосрочной перспективе. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что положительные эффекты психостимуляторов для гиперактивных детей ограничиваются краткосрочным улучшением поведения и академических успехов (Richardson, Kupretz, Winsberg, Maitinsky & Wendell, 1988). В конечном счете те дети, которые принимали лекарство и те дети, которые его не принимали через некоторое время имеют одинаковый уровень гиперактивности (Jacobvitz, Sroufe, Stewart, & Leffert, 1990).
Основной альтернативой медикаментозному лечению является поведенческая терапия. Это психологическое вмешательство, основанное на принципах социального обучения. В традиционных программах поведенческой терапии родителей и учителей обучают выявлять и контролировать проблемные аспекты гиперактивного ребенка, а также поощрять за достижение цели. Для этого создается ежедневный табель успеваемости, на котором взрослые делают отметки о поведении ребенка. Помимо этого, родители и учителя обучают ребенка эффективным когнитивным стратегиям самоконтроля (Barkley, 1990; Kendall & Braswell, 1985).
Было собрано немало доказательств, подтверждающих краткосрочную эффективность поведенческой терапии в изменении как поведения, так и академических успехов гиперактивных детей (O’Leary, 1980). Из-за отсутствия побочных эффектов для здоровья многие специалисты рекомендуют именно этот подход для коррекции нежелательного поведения. Однако, не все безоблачно и в этой сфере. Проблема в том что данная методика требует больших усилий и много времени со стороны взрослых, а результаты при этом могут выглядеть менее впечатляюще, чем медикаментозное лечение (Gittelman et al., 1980). Кроме того, не было доказательств того, что поведенческая терапия приводит к длительному улучшению функционирования гиперактивного ребенка. Очевидно, что поиск или способы дальнейшего улучшения методов гиперактивности должны продолжаться. Тем временем медикаментозное лечение, поведенческая терапия или их комбинация могут обеспечить, как минимум, краткосрочные преимущества.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, импульсивность у детей, сдвг признаки, невнимательность у детей, сдвг, дефицит внимания, псиблог психопатология развития, медикаментозное лечение гиперактивности, терапия гиперактивности, поведенческая терапия гиперактивности
Думаю, что ключевая фраза в данной статье: «отсутствие побочных эффектов» в поведенческой терапии. Краткосрочный эффект, скорее всего, проявляется в связи с тем, что сами родители, начав терапию, потом ослабляют усилия, устают, начинают работать менее интенсивно. Все же, мне кажется, применение психостимуляторов — это крайняя мера для ребенка, неизвестно ведь, что будет после такой терапии в будущем. Все же, корректировать поведение ребенка стоит с помощью изменения внешних факторов: исключение телевизора, компьютера, различных компьютерных игр, поддерживающее поведение мамы, отсутствие агрессии со стороны других членов семьи итд. Все это, возможно не сразу, но все же даст свой эффект. Вообще, серьезная озабоченность такой проблемой существует в последнее время, по-моему, именно потому, что родители стали намного больше времени проводить со своими детьми. Раньше дети раньше шли в сад, гуляли самостоятельно и тд. То есть, озабоченности не было из-за того, что никаких особых неудобств родителям поведение ребенка не доставляло. Говорили просто, что ребенок очень активный, не представляя это в качестве заболевания. Возможно, с возрастом поведение само корректировалось до уровня нормы. Тема в статьях затронута очень интересная, хотелось бы продолжения статей по данной проблематике. Спасибо за статью.
Статья рассказала об альтернативах медикаментозному лечению, при гиперактивном поведении у ребенка. Нового узнал что существует поведенческая терапия, которая доказала свою эффективность пусть и не продолжительный срок. Тем не менее возможность заменить медикаменты с целым букетом побочных действий, отличная альтернатива. Статья рассказывает о положении дел за девяностые года прошлого века и уже тогда применение психостимулирующих веществ было у 1-2% школьников. Интересно как сейчас обстоят дела, так ли широко применяется поведенческая терапия? И совместное применение терапии и медикаментов получило ли широкое применение? Для себя отметил что существуют альтернативы медикаментам.
Статья о подопытных кроликах в клетке. Только в качестве кроликов выступают, как бы это ни проскорбно звучало, дети. Для меня каждый раз вновинку слушать, что детей пичкают лекарствами, чтобы скорректировать поведение. Снизить гиперактивность. Для меня это звучит как превратить в амеб. Я за поведенческие корректировки. Пусть это дольше, сложнее. Но по крайней мере это не наносит вреда физике. С профессиональной точки зрения для себя подчерпнула то, что надо пробовать разные способы лечения. Медикаметозный способ — не всегда эффективный. С личной точки зрения — все же нужно больше внимания уделять детям. И порой их поведение вызвано лишь нашим игнорирование или недостаточным проявлением любви,заботы.
Любопытный вопрос. Стоит ли использовать психостимулирующие вещества для детей, да бы скорректировать их поведение? Насколько это этично и оправданно. Действительно интересный вопрос. Учитывая побочные действия этих лекарств. Как написано в статье, они не такие уж и безвредные для организма ребенка. Так же если учесть, что есть методики социально-поведенческой коррекции, которые совершенно точно должны работать при компетентности специалиста. Другое дело, что с лекарствами просто проще и дешевле. А специалиста попробуй еще найди, и это требует не малых денег. Со мной недавно произошла интересная история. Я познакомился с семьей где есть ребенок со стратегией поведения «выученной беспомощности». С ней все занимаются, все все делают (как бы внешне), но если капнуть глубже, то окружающие помогают ей с уроками только тогда, когда им это по каким-то причинам выгодно. А девочка понимая, это просто ждет когда им надоест её мучить этими уроками. В конечном итоге она просто особенно никому там не нужна… Поэтому лекарства видимо никуда не денутся.
В данной статье для меня новость о том , что в 90 -е уже была эта проблема и что такой большой процент пользовался медикаментозным лечением.Еще стало понятно , что терапия дольше сохраняет эффективность чем медикаменты. Слава богу, у нас нет такой проблемы, но я как мама , наверное попробовала оба варианта , проследив динамику , но я считаю,что медикаментозное лечение не должно быть длительное. Мне кажется это нужно принять как данность и заниматься лечением ВСЕГДА , т.е. как образ жизни. Любовь к своим детям и к себе может многое , поэтому надо любить своего ребенка какой он есть и полюбить его гиперактивность и уверена, когда родители вместе поддерживают своего ребенка, все у него будет хорошо . Я рада , что терапия все же лучше и ведутся работы по изучению данной проблемы.
Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве. Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер.Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве. Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.