На сегодняшний день имеются 3 версии происхождения депрессии:

  1. Социальная/Психологическая теория
  2. Когнитивная теория
  3. Биологическая теория

Рассмотрим отдельно каждую из них, а также предлагаемые варианты лечения.

Социальная/Психологическая теория

Одной из самых первых теорий происхождения детской депрессии  была так называемая социальная теория. Она гласила, что депрессивное состояние ребенка связано с ранней депривацией с матерью или ее потерей (Bowbly, 1960). Хотя исследования подтвердили эту позицию, все же были найдены немаловажные сопутствующие факторы ранней депрессии (Compas & Hamman, 1992; Downey & Coyner, 1990; Miller, Birnbaum, & Durbin, 1990). К ним относятся:

  1. Конфликт родителей
  2. Материнская депрессия
  3. Негативные жизненные события
  4. Отсутствие эффективной социальной поддержки
  5. Проблемы со сверстниками и непопулярность (особенно для девочек)

Много внимания было уделено связи между депрессией у родителей и их детей. Дети депрессивных родителей подвержены целому спектру психологических расстройств (Compas & Hamman, 1992; Weissman, Leckman, Merekangas, Gammon, & Prusoff, 1984):

  1. Депрессия
  2. Страх расставания
  3. Проблемы в учебе
  4. Синдром дефицита внимания
  5. Поведенческие проблемы

Несмотря на то, что некоторые близнецовые* исследования указывают на генетическую предрасположенность к депрессии, другие исследования показывают, что многое зависит от матери. Опыт ребенка, который растет с депрессивной матерью, может сильно отличаться от опыта ребенка, мать которого психически стабильна. Депрессивные матери описаны, как более неорганизованные, напряженные, обиженные, амбивалентные. Они так же менее отзывчивы, общительны и ласковы со своими детьми (Radke-Yarrow, Cummings, Kuczynski, & Chapman, 1985) Кроме того, они чаще воспринимают поведение своих детей негативно. Дети депрессивных матерей с большей вероятностью испытывают проблемы в общении с окружающими (Downey & Coyner, 1990; Radke-Yarrow et al., 1985).

*Близнецовые исследования проводятся с парами разлученных в детстве монозиготных или дизиготных детей. Ученые наблюдают, как развиваются дети в разных семьях и на основании этого делают выводы. Близнецовые исследования являются базой всех генетических теорий.

Когнитивная теория

Альтернативная теория гласит, что депрессия не что иное, как результат выученной беспомощности (Seligman, 1974). Данный термин означает, что человек не способен контролировать свою собственную жизнь. Дело в том, что самоэффективность и локус внутреннего контроля являются одним из краеугольных камней развития когнитивной и социальной компетентности. Помимо беспомощности, депрессивные люди приписывают свои неудачи исключительно своим недостаткам. Для них состояние депрессии — это результат собственной ответственности за неспособность  добиться желаемого (Nolen-Holksema, Guigus, & Seligman, 1986).

Биологическая теория

Биологическая теория депрессии фокусируется больше на взрослых, чем на детях. Полученные данные указывают на то, что люди, страдающие депрессией, имеют низкий уровень определенных химических веществ, которые облегчают передачу нервных импульсов.  При этом у детей с депрессией ничего подобного в ходе эксперимента не наблюдалось (Burke & Puig-Antioch, 1990). Помимо этого, при приеме  детьми антидепрессантов  положительный эффект не был очевиден (Burke & Puig-Antioch, 1990). Помимо всего прочего, очевидно, что дети депрессивных родителей помимо депрессии предрасположены к различным поведенческим расстройствам (Beardslee, Bemporad, Keller, & Klerman, 1983). Ввиду всего вышесказанного, вопрос о вкладе семейного влияния и генетической наследственности остается открытым.

Дети с депрессивными расстройствами получают намного больше пользы от психотерапевтических вмешательств, чем дети с расстройствами поведения. В целом, исследования этиологии и лечения депрессии находятся в стадии изучения. Как и в случае с большинством узкополосных категорий расстройств диагностика депрессии требует тщательного контроля и разработки более точных определений. В области детской депрессии такие определения должны учитывать поведенческие, эмоциональные и когнитивные способности детей на разных этапах развития.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplas.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, депрессия, депрессия у детей, как понять что с ребенком что-то не так, причины детской депрессии, ребенок думает о смерти, детская депрессия, когнитивная теория, социальная теория, биологическая теория, псиблог психопатология развития

 

Оставайтесь в курсе и на facebook