Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Отсутствие надежды – топливо для депрессии. Поэтому депрессия усугубляется, когда антидепрессанты, воспринимаемые как последняя надежда, не приносят облегчения. Антидепрессанты СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, наиболее известным является Prozac) – одни из наиболее часто принимаемых лекарственных средств. У 50% пациентов депрессивные симптомы сокращаются вдвое через 8 недель приёма СИОЗС. Что же происходит с другими 50%?

Точно установить, будет ли антидепрессант эффективен для определённого пациента, в настоящее время невозможно. Недавно группа исследователей разработала новую теорию действия СИОЗС, и испытала её на мышах, находящихся в стрессе. Результаты показывают, что на эффективность антидепрессанта влияет обстановка, в которой находятся мыши. Что же происходит в случае, когда речь идет о человеке?

Долгое время считалось, что депрессия вызвана недостатком серотонина. Но взгляд научного сообщества на депрессию начинает меняться, и эта теория подвергается сомнению. На это есть веские причины. Если бы причиной депрессии было понижение серотонина, то лечение, направленное на его повышение, было бы эффективнее 50%. К тому же, несколько исследований показали, что у некоторых людей, страдающих депрессией, серотонин повышен.

Ключевым аргументом в теории пониженного серотонина при депрессии стало наблюдение, что повышение серотонина облегчает состояние. Но это не подтверждает обратную связь и не означает, что депрессия вызвана понижением серотонина. Так же нельзя сказать, что причиной головной боли является пониженный уровень парацетамола, хотя парацетамол помогает с ней справляться.

Недавние исследования указывают на возможную роль в развитии депрессии оксидативного стресса. Оксидативный или окислительный стресс – физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного метаболизма окислительных реакций. СИОЗС может это вылечить, но, как мы уже поняли, только в половине случаев. Что же не учтено?

В исследовании, опубликованном журналом «Brain, Behavior and Immunity», учёные обнаружили важные подсказки о том, как работают СИОЗС, и что еще более важно, что можно сделать, чтобы повысить их эффективность.

По мнению исследователя Сильвии Поджини (Высший Институт Здоровья, Рим), «Нет сомнений, что антидепрессанты помогают многим, но они не работают для 30-50% людей, страдающих депрессией. Никто не знает, почему. Данная работа может частично этот объяснить».

Исследователи предположили, что простое увеличение уровня серотонина при приёме СИОЗС не способствует восстановлению от депрессии, но погружает мозг в состояние, в котором восстановление возможно, т.е. повышает пластичность мозга, что делает его более восприимчивым к изменениям. В определенном смысле, СИОЗС открывает возможности для перемещения из фиксированного состояния несчастья в состояние, когда на выздоровление могут повлиять уже другие факторы», — сказала Поджини. По мнению исследователей, именно обстановка, в которой вы находитесь в период лечения, определяет, сможете вы поправиться или нет.

В эксперименте использовали выборку мышей, которые подвергались стрессу в течение двух недель (мыши часто используются в исследованиях на людях из-за их биологического и генетического сходства с человеком). Мышам начали давать флуоксетин, и разделили их на две группы. Первая группа по-прежнему продолжала подвергаться стрессу (n = 12), а вторая была перенесена в более комфортные условия. Всех мышей обследовали на уровень цитокинов, связанных со стрессом. Цитокины – это молекулы белка, которые обеспечивают связь клеток в иммунной системе.

Было обнаружено, что у мышей, содержащихся в более комфортных условиях, увеличилась экспрессия провоспалительных цитокинов и сократились противовоспалительные гены, стало меньше признаков депрессии, в то время как вторая группа показала противоположный эффект (т.е. снижение провоспалительных цитокинов, а также увеличение экспрессии противовоспалительных генов, с повышенными признаками депрессии). Мыши, принимавшие флуоксетин и находившиеся в благоприятной обстановке, показали увеличение провоспалительных цитокинов IL-1β на 98%, а мыши, содержавшиеся в стрессовой обстановке и принимавшие флуоксетин, показали снижение провоспалительных цитокинов TNF-α на 30%.

Это указывает на то, что среда определяет реакцию на антидепрессанты. Во время приёма СИОЗС окружающая среда и то, чем человек занимается, играет решающую роль в его выздоровлении. По словам Сильвии Поджини, «Эта работа указывает на то, что недостаточно просто принимать СИОЗС».

«Приведём аналогию: СИОЗС сажает вас в лодку, но волнение моря определяет, как пойдёт плавание. Чтобы антидепрессанты сработали, необходимо находиться в благоприятной среде. Поэтому важна корректировка условий жизнедеятельности. Медикаменты – всего лишь один из инструментов лечения».

Тёплая и располагающая к выздоровлению обстановка обеспечит позитивную динамику в процессе лечения. А если СИОЗС «подготовили» мозг, шансы на успех повышаются.

Неблагоприятная среда и стрессогенный образ жизни, напротив, не позволяют воспользоваться эффектом от приёма СИОЗС.

Сильвия Поджини предупреждает: «Наше исследование имеет ряд недостатков. Во-первых, мы не объясняем полный спектр действия СИОЗС. Кроме того, это эксперимент на животных, поэтому для дальнейшей проверки достоверности гипотезы необходимы клинические и эпидемиологические исследования. Наши результаты являются предварительными, и мы настоятельно рекомендуем пациентам придерживаться лечения, предписанного их лечащими врачами».

Доктор Лоренс Ланфюмэ (Центр Психиатрии и Нейронауки, Париж), комментирует: «Данное оригинальное исследование позволяет рассмотреть комбинированные поведенческие и фармакологические методы лечения депрессии и других расстройств. Идея, что окружающая среда может влиять на исход фармакологического лечения, высказывалась в течение многих лет, но эта работа демонстрирует прямые биологические свидетельства такого взаимодействия. Необходимо проводить такие эксперименты, чтобы преодолеть разрыв между поведением и эффективностью СИОЗС».

Статья подготовлена по материалам:

  • European College of Neuropsychopharmacology (ECNP). «Why don’t antidepressants work in some patients? Mouse study shows it may be down to your environment». ScienceDaily, 20 September 2016.
  • Why antidepressants don’t work and what can make a difference. Karen Young. Hey Sigmund.

Исследование, которое упоминает автор:

Silvia Alboni, Silvia Poggini, Stefano Garofalo, Giampaolo Milior, Hassan El Hajj, Cynthia Lecours, Isabelle Girard, Steven Gagnon, Samuel Boisjoly-Villeneuve, Nicoletta Brunello, David P. Wolfer, Cristina Limatola, Marie-Ève Tremblay, Laura Maggi, Igor Branchi. Fluoxetine treatment affects the inflammatory response and microglial function according to the quality of the living environmentBrain, Behavior, and Immunity, 2016.

Читайте нас:

facebook.com/spppb/ 

vk.com/vipppb

Подпишись на рассылку

email рассылки

2760cookie-checkАнтидепрессанты не помогают половине пациентов