Последние годы в психологии спорта особое внимание уделяется пониманию и определению роли родителей в занятии ребенка спортом и выработки у него физкультурных навыков. Повышенный интерес к этой теме объясняется, в том числе, благодаря появившимся в популярных изданиях сообщениям о преимущественно негативном эффекте такого влияния. Бестселлер Джона Райана «Little Girls in Pretty Boxes» (1995) повествует душераздирающие истории молодых девушек, чьи мечты стать медалистками олимпиады по гимнастке и фигурному катанию были разрушены нездоровой и жестокой спортивно-тренировочной средой, подпитываемой чрезмерно вовлеченными и назойливыми родителями. Отчеты об усердствующих сверх меры родителях, толкающих своих детей на игровое поле или в спортзал, встречаются слишком часто на всех уровнях спортивного мастерства.
По данным национального опроса с участием тренеров США по теннису, 3 родителя из 10 совершают поступки, которые мешают спортивному развитию ребенка (Gould, Lauer, Rolo, Jannes, & Pennisi, 2006).
Парадоксально, ведь родители могут и должны помочь своему ребенку в занятии спортом. Однако для этого им необходимо овладеть специальными методами общения, которые способствуют развитию позитивного восприятия ребенком спортивных занятий и защищают его от возможного конфликта и негатива.
Что может помочь ребенку и что точно ему помешает?
Одна из задач спортивной психологии – исследовать роль родителей в детском спорте. Крэйн, Гринлиф и Сноу (1997) провели социологическое исследование юного гимнаста, выступавшего на уровне высших спортивных достижений, и установили, что этот спортсмен находился в экстра-конкурентной эго-ориентированной среде (созданной тренерами и родителями, которые придавали особое значение победе, безупречному исполнению и необходимости выступления, несмотря на боль), что привело к излишней зависимости от социального сравнения, необходимости продемонстрировать свое превосходство и формированию ментальных возражений, препятствующих активной тренировочной позиции, а также зависимости от авторитетной обратной связи извне в его повседневном и спортивном поведении. У спортсмена было отмечено и отклоняющееся поведение: тренировки при наличии тяжелой травмы, беспорядочное питание, перетренированность и нежелание слушать рекомендации врачей. Фредрик и Эклс (Fredricks and Eccles, 2004) обнаружили, что именно родители играют главную роль в качестве социализаторов, образца для подражания, поставщиков и интерпретаторов спортивного опыта своих детей. Брустад (Brustad, 1993) изучал детей-баскетболистов и их родителей и обнаружил, что удовольствие, которое получают родители от занятий сортом, способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность. В исследовании подростков, занимающихся футболом на уровне совершенствования спортивного мастерства Ван Вайперен (Van Yrpen) (1995) обнаружил, что поддержка родителей снижает силу «ударов» от негативных последствий неудачных выступлений. Дуда и Хом (Duda and Hom, 1993) показали, что целевые ориентиры детей были в значительной степени связаны с целями родителей. Наконец, Вуэр, Ли и Альферман (2004) установили, что давление, воспринимаемое юными спортсменами, связано с направляющим и подавляющим родительским поведением. Все эти исследования показали, каким образом климат, создаваемый родителями, влияет (положительно или отрицательно) на спортивный опыт ребенка.
Стреан (Strean, 1995) определил случаи, когда родители мешали или способствовали вовлечению детей в спортивную подготовку. Негативное вмешательство заключалось в наставлениях ребенка, противоречащих указаниям тренера: поощрение к вступлению в борьбу или агрессивным высказываниям в сторону соперника. К оказывающим содействие эффектам относили позитивное влияние родителей на мотивацию и наказание за неправильное поведение на тренировке.
Коакли (Coakley, 2006) предположил, что такое противоречивое влияние родителей связано с тем, что сегодняшние родители несут большую ответственность за действия своих детей. Сегодня успех детей является показателем достижений их родителей. Поскольку спорт включает в себя объективные показатели успеха (медали, места), родители вкладывают огромное количество времени и денег в своих детей-спортсменов. Это приводит к тому, что родители становятся чрезмерно вовлеченными и совершают действия, которые мешают здоровому развитию ребенка. Кокли утверждает:
«Поскольку успехи детей отражают ценность родителей, родители становятся чрезмерно вовлеченными в спортивный опыт своих детей».
Одиннадцать выводов психологов о воспитании ребенка-спортсмена
Количество исследований по спортивному воспитанию в последние годы становится все больше и больше. Обзор литературы обнаружил более 100 исследований по этой теме (Gould, Cowburn, & Pierce, 2013). На основании этого обзора можно сделать следующие выводы:
- Спортивное воспитание оказывает большое влияние на установки, настроения, мотивацию, аффективные реакции и поведение молодых спортсменов на всех этапах развития.
- Факторы, влияющие на спортивное воспитание, включают в себя индивидуальные установки родителей, стили воспитания, ожидания, поведение и климат, которые они помогают создавать.
- Спортивное воспитание — это сложный процесс, который изменяется по мере физического, психологического и социального становления ребенка и зависит от программы подготовки и уровня его спортивного мастерства.
- Правильного метода воспитания нет. Эффективное спортивное воспитание зависит от ребенка, его уровня развития, родителя и контекста (содержания тех событий, в которых принимает участие ребенок). Поскольку эти переменные постоянно меняются, эффективные методы воспитания, скорее всего, также будут меняться. Поэтому необходимо контролировать условия спортивного развития юного спортсмена и регулярно обращаться за квалифицированной помощью спортивного психолога.
- Большинство молодых спортсменов считают, что родители оказывают положительное влияние на их спортивный опыт. Однако властная позиция родителей портит отношения с ребенком и становится причиной проблем, связанных с долгосрочным спортивным и личным развитием.
- Чем более согласованы представления родителя и ребенка, их установки и убеждения, тем больше вероятность того, что у ребенка будет положительный опыт в спорте.
- Родители имеют стереотипы о детях и спорте. Например, футбол мальчикам подходит, а девочкам нет. Эти стереотипы влияют на восприятие, отношение и поведение родителей, а затем на поведение ребенка.
- Родители оказывают сильное влияние на создание и изменение мотивационного климата ребенка. Условия, ориентирующие на освоение мастерства и достижение целей, чаще всего создают самый полезный опыт, тогда как эго-ориентированный климат (заслужить положительную оценку, похвалу, признание в глазах окружающих) чаще всего связан с не продуктивным поведением и негативными эмоциями.
- Чрезмерное давление со стороны родителей является главной проблемой в детском спорте. Небольшой «нажим» на ребенка поможет поднажать и показать все, на что он способен. В то же время слишком сильное давление оказывает негативное воздействие на молодых спортсменов.
- Относящиеся к спортивному воспитанию поведение, установки и ожидания, которые помогают ребенку получать удовольствие от занятий спортом и повышать уровень обученности и эффективности, включают оказание финансовой, материально-технической и социально-эмоциональной поддержки, проявление безусловной любви, готовность идти на жертвы ради спортсмена и акцент на напряженной работе и поддержании позитивного отношения к спорту.
- Успех в соревновательной борьбе может быть достигнут как с помощью подходящих по возрасту и уровню развития ребенка методов, так и наоборот. Во втором случае часто возникают такие негативные последствия, как ухудшение отношений между родителями и детьми, неустойчивая мотивация и выгорание.
Учитывая, что родители могут играть как крайне позитивную роль, так и крайне негативную, наша задача состоит в том, чтобы определить методы позитивного влияния и использовать их.
Многие негативные последствия поведения родителей могут быть исключены путем их обучения методам развития спортсмена и выстроенной коммуникации с тренерами и организаторами спортивных соревнований (лиг).
Например, в American Sport Education Program (1994) разработана программа воспитания, которая включает в себя обязанности родителей и практические рекомендации по воспитанию спортсменов. В начале сезона проводятся ознакомительные родительские собрания, на которых обсуждается квалификация тренера, философия программы подготовки, роль тренера, родителей и спортсмена, правила спортивного поведения и правила коллектива. Наличие помощника тренера или родителя в качестве связующего звена также является отличным способом поддержания качественной коммуникации (Strean, 1995).
Что такое профессионализация детского спорта?
Среди спортивных психологов возникает беспокойство по поводу профессионализации спорта, то есть смещение акцента от физического, социального и психологического развития ребенка к более эго-ориентированным задачам (победа, место в рейтинге, известность и получение материального вознаграждения). Профессиональный подход к детскому спорту также характеризуется ранней специализацией, интенсивными тренировками на протяжении всего года и занятиями с индивидуальным тренером. В своей провокационной книге «Вызов принят: общенациональная гонка по превращению детей в чемпионов» («Game On: The All-American Race to Make Champions of Our Children») журналист Том Фарри (2008) рассказывает о профессионализации, обсуждая чемпионат мира по гольфу для детей в возрасте от 6 лет и ниже и примеры родителей, которые идут в банки спермы, чтобы купить семя спортсмена высочайшего уровня в надежде на создание более спортивного потомства.
Похожие статьи:
МЫСЛИ О СМЕРТИ МОТИВИРУЮТ СПОРТСМЕНОВ
НЕ СДАВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ: СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Статья создана по материалам:
- Foundations of Sport and Exercise Psychology Weinberg, Robert S.. Foundations of Sport and Exercise Psychology, 6E . Human Kinetics.
Ключевые слова: спортивное воспитание, психология детского спорта.
Автор перевода: спортивный психолог, Колесников Евгений Иванович
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Замечательная статья!:-) Сама в своё время столько дров наломала, по вопросу воспитания и тренировки из сына спортсмена. Мама не горюй! Причём одарённые дети, как мой Богдан, талантливы во всём, и тут я старалась, как могла и даже больше. Завоевания шли на разных спортивных фронтах, одновременно и по очереди (шахматы, УШУ, футбол, настольный теннис,). Правда итог мягко скажем плачевный. Моё чрезмерное усердие обернулось травматическим опытом для ребёнка. Интерес я отбила напрочь ко всем видам спорта какими он занимался. Даже от любимейшего им когда-то УШУ. Сейчас, уже с пониманием и осознанием, через череду проб и ошибок, постепенно совместными усилиями реабилитируемся. Для меня это злободневная тема.
Да, согласна с Татьяной, тема чрезвычайно актуальная. Я, как обычно, обобщаю, но для меня очень остро стоит вопрос степени участия в жизни детей во всех аспектах, не только в спорте. Когда совать свой нос в его дела, когда нет, когда помочь, а когда пусть сам разбирается. Кто такие для него школьные учителя и тренер, что контролировать, с кем налаживать контакт, как создать подходящие условия и согласовать свои действия со всеми участниками процесса? Масса вопросов, на которые всё время отвечаю себе по-разному, и всегда — не верно.
По большому счёту, все они сводятся к одному: кто такая мама для сына и что делать для того, чтобы хотя бы не навредить ему в его развитии, уж не говоря — помочь и направить? Как это вообще всё делается? Так хочется дать ему всё-всё-всё, что от этого неуёмного желания творю все подряд, насколько сил хватит, неизвестно зачем. Хочу, чтобы не повторил моих ошибок и не упустил столько времени, но уже понятно, что он — другой человек, совсем не я, и мои устремления не жизнеспособны изначально. Кошмар какой-то, просто ужас.
Часто ловлю себя на том, что он знает и понимает больше меня, и это я у него учусь многим важным вещам. Но так ведь тоже можно дойти до полного бреда, свою мамину роль взрослого рядом с ним надо ж доигрывать, так или иначе, и не вешать свои заботы и проблемы на него. Хотелось бы больше правильной информации по теме и грамотного опытного консультанта, когда захожу в очередной тупик «так нельзя, а как по-другому?».
Как было бы замечательно, если бы и в нашей стране была разработана и внедрена программа воспитания спортсменов, аналогичная американской. Очень важно, когда работа ребенка, родителей и тренера идет в одном направлении. Думаю, что многим спортсменам не удалось добиться высоких достижений из-за отрицательного влияния родителей на их развитие в спорте. Сложно определить какой силы нажим поможет твоему маленькому спортсмену в настоящее время при учете сложившихся обстоятельств. Только при полном доверии, участии в жизни ребёнка, осведомленности родителей о проблемах и трудностях на спортивном пути есть шанс воспитать спортсмена с правильной мотивацией, положительными установками и реалистичными ожиданиями, естественно при наличии профессионального тренера. А при корректировке этого ответственного процесса очень важна роль спортивного психолога. Большое спасибо за статью, она определенно вдохновляет на занятия спортом.
Я поняла, что у моего сына мало шансов стать профессиональным спортсменом… Я знаю, сколько усилий прилагают дети-спортсмены и их родители. У меня нет времени и желания водить его 5 раз в неделю на тренировки (иногда это 2 тренировки в день). У меня складывается впечатление, что надо жизнь положить на то, чтобы вырастить профессионального спортсмена, который чего-то добьется. Помимо временных затрат, надо выбрать за него вид спорта и очень рано туда его отдать в 3-4 года. Сделать выбор за него.
При этом физкультурой надо заниматься обязательно, поэтому секции 2-3 раза в неделю, пусть даже по нескольким видам спорта сразу это, наверное, наш вариант. Свою роль я вижу в том, чтобы не дать ребенку слиться при первых трудностях, помочь преодолеть сопротивление. Я сама склонна менять решения и сливаться, когда что-то не получается быстро. Надо не сливаться и ребенку не давать этого делать. Например, можно поставить условие — если решил чем-то заниматься, год отзанимайся, после года можешь пробовать что-то другое, если захочешь, конечно. И моя задача помочь ему успешно заниматься в течение этого времени, в первую очередь своим примером.
Спасибо за статью, как бы еще тренера найти, чтобы и ребенка понимал и родителям помог спортсмена вырастить.
На мой взгляд, очень полезная и содержательная статья, из которой я, как мама будущего спортсмена, сделала для себя следующие выводы о роли и поведении родителей в детском спорте, и взяла их на вооружение, а именно то, что нужно делать:
1. Удовольствие от занятий спортом, которое получают родители способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность (то есть опять нужно начинать с себя!).
2. Необходимо ориентировать ребенка на освоение мастерства и достижение цели;
3. Оказание финансовой, материально-технической и социально-эмоциональной поддержки, проявление безусловной любви, готовность идти на жертвы ради ребенка-спортсмена и акцент на напряженной работе и поддержание позитивного отношения к спорту;
4. Согласованность представлений родителя и ребенка, их установок и убеждений.
Думаю, что все эти пункты распространяются на все сферы жизни ребенка, не только на спорт. Мне очень понравилась фраза «чрезмерная вовлеченность» — это прямо про меня! Также, как и фраза о том, что чрезмерное давление со стороны родителей является главной проблемой в детском спорте. Оказывается, небольшой «нажим» на ребенка поможет поднажать и показать все, на что он способен, а сильное давление оказывает негативное воздействие. А меня все время из крайности в крайность бросало: то сильное давление, то попустительство. Буду учиться.
Но больше всего меня поразил факт того, что люди идут в банки спермы, чтобы купить семя спортсмена высочайшего уровня в надежде на создание спортивного потомства!
Интересная статья, которая еще раз убедила меня в том, что наше поведение в любых сферах жизни — спорт,наука, искусство, быт и др., совершенно одинаково. Это очень распространенная «болезнь»многих родителей — сделать из своего ребенка то, чем не смог стать сам. Не видеть в ребенке человека, а только лестницу к вершине социального успеха, деньгам. Обычно это заканчивается тем, что ребенок не оправдывает надежд взорслых и чувствуя себя ничтожеством, уходит от реальности с помощью алкоголя и наркотиков. Второй сценарий — становится чемпионом, но это не приносит ему счастья, потому что удовлетворил он совсем не свои потребности.
Воспитать гармоничную личность трудно, а если еще она будет успешным спортсменом — вдвойне.
Моей дочке 4 года, муж планировал отдать ее заниматься фигурным катанием, а она сказала: «я хочу на гимнастику». Я поддержала ребенка, потому что папа сегодня хотел, а завтра на каток поленился пойти с ней, вот я и решила, что пусть идет туда куда захотела сама. Занимается два месяца, пока нагрузка не большая и ей все нравится и даже строгий тренер не пугает. Дома показывает мне все упражнения я хвалю, сама спрашиваю как и что, они там делают, поддерживаю. У меня нет цели чтобы она была великой гимнасткой, хочу чтобы любила спорт и поддерживала фигуру, для девочки это хорошо. Если захочет и тренер скажет, что все способности и возможности у нее есть, я непротив ,с ней заниматься серьезно этим видом спорта. Как правильно поддерживать конечно не знаю, но давить не хочется, а «немного» это надо еще понять как это. Даже если появиться инструкция для родителей по воспитанию спортсмена, каждый ее прочитает по своему)))), как и различные книги типа» молодая мама». Каждому хотелось бы видеть ребенка успешным, да вот только лень, для этого чтото делать самим, хотя мое мнение, тут и инструкция специальная ненужна, просто жить родителям надо правильно, чтобы дети видели пример перед глазами, тогда и чемпион вырастит и матемак. А это не так легко.
Была сегодня в бассейне и не могу не поделиться наблюдением. Сегодня на одной дорожке со мной плавала мама с сыном. Она-то плавала, а сын ей явно мешался. Мальчику на вид: где-то 8-9 лет. То она орала на него за то, что он не учится плавать у других детей (их учил тренер отдельной группой на соседних дорожках, явно за деньги). То сын (внимание!)брызгал водой…то он не учился у мужчин, которые умеют плавать. В результате, мальчик явно стеснялся своей мамаши и в результате перешел на другую дорожку..
Солидарна с комментариями выше, что для того, чтобы достигнуть больших высот в спорте, нужно большое время уделять физическим нагрузкам и дисциплине с детства. Если прессинг помимо обучения будет еще и дома у детей, то психика точно поломается. Исследования подтверждают это.
Но, что вот делать с такими вот мамами, нужно ли мне было как-то вмешиваться в ситуацию? Меня волнует здесь еще и морально-этический момент. Мне это семь никто, но ребенка жалко.
Полезная статья, после прочтения захотелось взять почитать психологию спорта и узнать, что еще там пишут, как узнать в каком человеке спорт развивать и положить на это все свои усилия чтобы ему помочь, а в каком просто оставить для профилактики. Может быть я ошибаюсь и плохой пример привожу, но моя мама нас с сестрой отдала в детстве в муз.школу на 8 лет, я не успевала в той школе в другой задавали много, вообще металась как тузик, сестра в музыкальной закончила на 4 и в школе на 5, я еле на 4 в музыкальной и еле в школе 4. Сейчас сестра в квартире имеет пианино и играет, любит это занятие , учит дочь свою.Я на против и близко не переношу пианино (а орган люблю), слышать о нем не хочу, считаю, что лучше бы спортом занималась каким-нибудь в это время. Но изначально не я, не сестра не хотели заниматься на фортепиано. В итоге заставили и одну и другую??????
Мое мнение, что дети обязательно должны заниматься спортом и их всячески надо поддерживать в этом, но требовать от них высоких результатов, медалей и т.п., отыгрывая какие то свои интересы или не сбывшиеся мечты нельзя. Ведь ребенок должен получать удовольствие от процесса занятия спортом, а не физические и психологические травмы. Есть очень хороший фильм про спорт основанный на реальной истории — «Мирный воин».
Очень грустно смотреть как родители тешат свое эго за счет детей. Статья на мой взгляд поможет посмотреть родителю более зрело на свои установки в отношении занятий спортом его ребенка. Интересным также стало, что спорт влияет на такое большое количество факторов развития ребенка. Таким образом он или укрепляет его и способствует становлению личности, или же эту личность ломает.
Спасибо за статью, считаю, что проблема очень актуальна на сегодняшний день и, как правило, люди обращают на нее внимание уже когда столкнутся с трудностями и иногда необратимыми последствиями в данной области, и только тогда обращаются к специалистам, таким как спортивный психолог. Но ведь гораздо более эффективно обратится к специалисту еще до появления проблем, уже на стадии, когда родителями принято решение о том, что они хотят связать будущее своего ребенка с профессиональным спортом. Естественно, что необходимо учитывать и мнение ребенка в проявлении заинтересованности к тому или иному виду спорта, а также способностями конкретного малыша.
Зачастую, множество из того что описано в статье игнорируется родителями и во главу угла ставятся нереализованные мечты самих родителей, а также более модные и денежные виды спорта вразрез с индивидуальными способностями и желаниями юных спортсменов.
Из наблюдений за собой: занятия спортом определяют дополнительные факторы развития (к примеру социальное лидерство, уровень коммуникативных навыков, уровень окружения). В это же время корректная поддержка родителей (для меня это была мама, в годы занятия баскетболом) и направления внимания позволяет при равных условиях актуализировать и получать более значимые результат, и как следствия ресурсов. Таким образом, я считаю, формируется ресурсно-компетентностный задел на перспективы развития как спортивно-профессиональную так и смежно профессиональную.
В моей жизни спорт присутствует на уровне физкультуры в школе. Я не из спортивной семьи. Хотя папа и брат уалекаются футболом. Сейчас трудно пручить себя к постоянным физическим нагрузкам. Поэтому наверное нужно детей приучать к совместным занятиям спортом и показывать на личном примере. По поводу статьи я была сильно удивлена на что готовы пойти родители, чтобы получить ребенка чемпиона. Хочется верить, что в России не дошло до покупки спермы. Статья на мой взгляд очень полезная и ее можно применить не только в качестве спортивного будущего ребенка, но и любого другого занятия. Не важно хочет ли ребенок стать врачем или астрономом. Сегодня успех детей является показателем достижений их родителей. И это ужасно. Иногда мнение соседей важнее, чем желания ребенка.
Я от спорта очень далека, а уж от психологии спорта тем более, по этому в статье для почти все было ново, расписывать что именно было ново — это скопировать всю статью. Единственное что я знала, так это то, что родители являются объектами подражания детей, соответственно могла догадаться что цели детей зависят от целей родителей. Воспитание ребенка это очень сложный процесс, а воспитание спортсмена — это вообще настоящее искусство. Я не знаю, как обстоят дела в России со спортивным воспитанием детей, объясняют ли тренера родителям как надо влиять на ребенка (или они и сами не в курсе), не знаю кто учит родителей воспитывать спортсменов? По этому для меня, информация представленная в статье, не только нова и полезна, но и уникальна.
В детстве я очень любила играть в футбол. Просила родителей отдать меня в футбольную секцию, мне сказали, что это не женский вид спорта. Так закончилась моя спортивная карьера 🙂 А если серьезно, то родители действительно оказывают решающую роль в подготовке профессиональных спортсменов. Именно на их плечах лежат все основные расходы как материальные (если речь о профессиональном спорте, то немалые финансовые расходы, временные, чтобы отвезти/привезти ребенка, чтобы он не пропускал тренировок), так и моральные (спорт — это дисциплина, это сила воли, а вырастить её ребенку без поддержки взрослого, трудно). Ведь вырастить чемпиона — тяжелый совместный труд родителей, ребенка и тренера.
Статьи направленные на освещение и разбор детско-родительских отношений очень полезны, какую бы сферу жизни они не обсуждали. Мне пока тяжело говорить на эти темы, так как сама я такого опыта не имею. Я могу говорить всё что угодно и конечно у меня есть мнение на этот счёт. Но это будет взгляд со стороны. Из статьи мне понятно, что везде важно равновесие. Не стоит абстрагироваться от ситуации и не стоит перегибать палку. При этом важны искренние эмоции родителей. Детям всегда хочется быть хорошими для родителей, отвечать их пожеланиям и они не всегда понимают когда нужно остановиться. Большая проблема когда этого не понимают и родители. Так как именно ответственны за своих детей. Я согласна с тем, что сейчас поведение детей, лицо родителей и они очень стараются, сохранить статус кво. Но не стоит забывать о ребёнке, всё таки его состояние важнее. Но кто знает, как буду вести себя я когда стану мамой))) Рассуждать легко, реализовать сложнее. Время покажет.
Занимался Шахматами потому в них любил играть дед и велоспортом потому на велосипеде любила кататься мама, и не было большей мотивации как видеть то что они радуются моим успехам.
пример всегда очень важен
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СПОРТЕ: КАК ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНА?
Согласен с автором, что роль родителей как в спорте, так и в любой другой деятельности ребенка — решающая. Правильно помогают — ребенок преуспеет, мешают и саботируют — скорее всего, «сольется»!
Не удивлен, что 3 из 10 родителей мешают. Думаю, что в РФ эта цифра может быть выше.
Увидел, что важно не давить / навязывать / заставлять ( как это было у меня в детстве в контексте уроков и моей мамы), а именно формировать положительное отношение к спорту, правильную дисциплину, здоровое питание и режим, поддерживать / подбадривать ребенка, участвовать в его спортивной жизни. Быть своего рода «психологическим буфером» при его неудачах и падениях, чтобы помочь ему пройти трудные для нег ситуации. Развивать в нем внутренние мотивы, побуждающие его к тренировкам, постановке спортивных целей и их достижению. То есть помочь ему стать «взрослым» и самостоятельным, а не нянчиться с ним.
Логично, что родители и тренер должны дуть в одну дуду, иначе толка не будет. То есть должны максимально сотрудничать в своей «работе».
Важно не увлечься спортивными достижениями своего ребенка и не сделать их самоцелью для себя и для ребенка. Надо иметь свои поводы для гордости и ценить ребенка просто за то, что он есть. А спортивные победы пусть будут приятным бонусом, вишенкой на торте.
«Спортивное воспитание — это сложный процесс, который изменяется по мере физического, психологического и социального становления ребенка и зависит от программы подготовки и уровня его спортивного мастерства.»
согласен, что очень важно это учитывать. Подходить «индивидуально» к каждому ребенку.
Также ценной для меня был фраза «Условия, ориентирующие на освоение мастерства и достижение целей, чаще всего создают самый полезный опыт»
Т.е. именно профессиональное развитие и результаты.
У меня сыну 16 лет, постоянный призер соревнований по легкой атлетике. Начали с того, что в свое время постарались максимально полезно обставить его детскую. Комплекс был, плюс пробежки. Если на улицу, то не бомбочки взрывать, а в футбол гонять. Мы за этим строго следили. Да, иногда не обходилось без прессинга, особенно когда пошел подростковый возраст и стало интереснее гулять с девочками. Но он постепенно сам понял, что ему важнее, и сейчас все силы отдает спорту. И результат есть! Хотя, конечно, бывают такие дети, что и сломать можно, и ненавидеть будет до конца жизни…