Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Связь с младенцем формируется у всех родителей без исключения. А вот качество этих отношений может быть различно.

Младенцы, которые находятся в постоянном тесном контакте со своими матерями, способны использовать их как ресурс комфортного существования во время стресса и как надежную базу для познавания мира. Такие дети уверены в материнской отзывчивости и ее способности реагировать на чрезвычайные ситуации. На контрасте с ними выступают младенцы, которые не полагаются на постоянную материнскую поддержку и реакцию на их нужды. Все это напрямую отражается на формировании качественной привязанности. Более того, отсутствие своевременного материнского утешения в нестандартных ситуациях, отражается на последующей взрослой жизни в социуме.

Каким образом способы реагирования матерей на детскую раздражительность влияют на формирование привязанности? Способны ли друзья, родственники и муж поддержать молодую мать в ее общении с проблемным ребенком?

Чтобы ответить на этот вопрос, Сюзана Крокенберг провела эксперимент в 1981 году. В течение целого года она наблюдала за 48 парами «мама + младенец».

Со всеми детьми была проведена стандартная серия тестов измеряющих: уровень раздражительности, степень возбуждения, скорость нарастания возбужденных раздражительных реакций.

Эксперимент заключался в том, что за каждой парой (мама и её 3-х месячный малыш) в течение месяца устанавливалось домашнее наблюдение. Один раз в неделю приходил научный сотрудник и в районе часа фиксировал, как долго каждая из матерей не реагирует на первые сигналы о помощи ее ребенка.

Так же в приватной беседе с молодой матерью оценивалась поддержка, которую оказывает ей близкое окружение. Собиралась информация о количестве и типе стресса, с которым она столкнулась после рождения ребенка. И кто помогал ей в затрудненной ситуации.

«Безопасность привязанности» была оценена в часто используемой лабораторной процедуре под названием «необычная ситуация», где была записана детская реакция на уход матери и последующее воссоединение с ней или с незнакомым для малыша человеком. Стремление к близости, поддержка контакта, уклонение, сопротивление и плач – все это было зафиксировано.

В ходе эксперимента было выявлено, что те матери, которым приходилось сталкиваться с множественным стрессом практически без поддержки, были менее отзывчивы к своим детям. Дети, в свою очередь, отвечали им взаимностью. Они были более беспокойными и невосприимчивыми к заботе, чем их сверстники. Естественно, это находило прямое отражение в формировании качественной «безопасной» привязанности.

При наблюдении за семьями с изначально беспокойными детьми (плохо спят, часто плачут и.т.п.), влияние поддержки на привязанность стало еще более заметно. Для раздражительных детей повышенное внимание оказалось жизненно необходимым. Наблюдатели заметили, что менее раздражительные дети часто выглядели невосприимчивыми к понижению поддержки. А вот для психики их более раздражительных сверстников такое отношение могло иметь критичный характер.

Результатом исследования стало заключение: чем более окружение было невосприимчиво к потребностям «трудных» младенцев тем сложнее им потом приходилось в жизни. Темперамент делает таких детей более требовательными и менее благодарными родителям. Аналогичные результаты могут демонстрировать дети, у которых возникли проблемы в родах, или даже в пренатальный период. Ведь нехватка кислорода и другие недуги, незаметные глазу, влияют на общее состояние здоровья и характер.

Сайт: www.псиблог.рф

Источник: Child Psychology : A Contemporary Viewpoint, revised edition. E. Mavis Hetherington, Mary Gauvain, Ross D. Parke, Virginia Otis Locke

Перевод и адаптация: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: младенчество, детско-родительская привязанность, ребенок раздражителен, восприимчивость, поддержка, детская психология

44770cookie-checkОсобенности формирования детско-родительской привязанности у раздражительных детей