Колберг (Kohlberg 1963a, 1963b, 1969, 1985) расширил и усовершенствовал теорию Пиаже. Он провел множественные интервью с юношами в возрасте от 10 до 16-ти лет. В интервью рассматривался ряд моральных дилемм. Каждый ребенок делал сложный выбор между повиновением авторитетам и благополучием других людей за счет нарушения правил.

Рассмотрим пример с репрезентативной дилеммой. Мужчина хочет помочь своей умирающей жене. Фармацевт, который поставляет препартат, отказался от оплаты частями. Что делать мужчине в такой ситуации? Украсть лекарство и нарушить закон или же бросить жену в беде, но остаться законопослушным гражданином?  По каким причинам он должен совершить тот или иной выбор?

Колберг сформировал серию из 3-х уровней нравственного развития, разделенных на 6 этапов. Каждый этап основывался на том, какой путь выберет ребенок для героя рассказа и почему. Колберг обнаружил, что возраст не всегда связан с этапом морального развития, на котором находится человек. Более того, многие люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня морального суждения.  Даже взрослые продолжают думать в незрелых условных терминах о соответствии правилам только для того, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение.

Колдберг, как и Пиаже заключил, что маленький ребенок ориентирован на послушание, но по другим причинам. Пиаже полагал, что послушание ребенка на первом уровне (доконвенциональный уровень) основано на его зависимости и уважении к авторитету взрослого человека. Колдберг же предположил, что причиной послушания на первом уровне служит желание получить вознаграждение и избежать наказания. На первом уровне интернализация моральных стандартов отсутствует. На втором уровне (условный уровень) ребенок отождествляет себя со своими родителями и беспрекословно верит тому, что они считают правильным и неправильным. И все же это больше похоже на желание быть похожими на родителей, чем на усвоение этических стандартов, как таковых. Только на третьем уровне (постконвенциональный уровень) моральное суждение является рациональным и внутренним, а поведение контролируется внутренним этическим кодексом и относительно независимо от одобрения или осуждения окружающих. На третьем уровне моральный конфликт разрешается с помощью этических принципов, нарушение которых приводит к чувству вины.

Этапы и уровни нравственного развития по Колдбергу (1963а):

Уровень 1. Преконвенциональная мораль.

Этап 1. Ориентация на наказание и послушание.

Ориентация включает в себя уважение к авторитетным людям, чтобы избежать наказания. Обычно такими людьми являются родители. Мораль поступка определяется в терминах его физических последствий.

Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.

На этом этапе ребенок приспосабливается к получению наград. Взаимный обмен со стороны ребенка на данном этапе корыстен. То есть он не основан на чувстве справедливости, щедрости, сочувствии и сострадании. Это своего рода бартер: «Я одолжу велосипед взамен на твою машинку», «Я сейчас сделаю домашнее задание в обмен на просмотр телевизора».

Уровень 2.  Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.

Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».

Хорошее поведение на данном этапе ассоциируется у ребенка с благоприятными отношениями. Ребенок по-прежнему основывает свои суждения о правильном и неправильном на реакциях и ответах окружающих его людей. Но при этом он уже ориентируется больше на устную реакцию, чем на физическую силу. Ребенок старается соответствовать стандартам своей семьи и друзей для поддержания доброжелательных отношений с ними. В это же время ребенок начинает понимать правила поведения в социуме. На этой стадии появляется способность судить о хорошем и плохом поведении другого человека.

Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.

На этом этапе индивид слепо принимает социальные правила. Он полагает, что правила не обсуждаются только потому, что их соблюдают все вокруг. На данном этапе пытается соблюдать правила общественного порядка, а не только подстраивается под стандарты окружающих его людей. Поведение оценивается как хорошее с точки зрения соответствия набору правил. Колберг полагал, что большинство людей застревают на данном этапе развития.

Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов.

Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.

На данной стадии появляется гибкость моральных убеждений, которой не было ранее. Мораль основывается на соглашении между людьми соответствовать нормам, которые кажутся необходимыми для поддержания порядка и прав других людей. Любой общественный договор можно изменить, если люди готовы обсуждать рациональные альтернативы, которые могут быть выгодны для большинства членов группы.

Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.

Люди, достигшие этого уровня развития, имеют индивидуалистические моральные убеждения, которые могут иногда вступать с противовес с социальным порядком, принятым большинством. На этой стадии люди подчиняются как социальным стандартам, так и усвоенным идеалам. Усвоенные идеалы нужны для того, чтобы избежать самоосуждения, а не критики других людей. Решения основаны на теоретических принципах, касающихся справедливости, сострадания и равенства. Мораль основана на уважении к другим людям. Большое число студентов-активистов, которые участвовали в демонстрациях против вьетнамской войны, но не применяли насилие, имели третий-постконвекциональный уровень морали в отличие от студентов, которые не принимали участие в демонстрациях.

Колберг, как и Пиаже, полагал, что стадии нравственного развития определяются познавательными способностями индивида. Нравственное развитие по Пиаже, как мы говорили в предыдущей статье, основано на достижениях более ранних этапов. Колберг, в отличие от Пиаже, не проводил прямой связи между возрастом и моральной зрелостью Тем ни менее, из собранных им в ходе эксперимента ответов видно, что преконвекциональные ответы даются  маленькими детьми, а постконвекциональные  более старшими детьми (Kohlberg, 1963a). Последовательность стадий морального развития должна быть одинаковой независимо от культуры. А вот максимально достижимый уровень морального развития может различаться, как для различных культур, так и для отдельных людей в одном обществе. Однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, теория морального развития Пиаже, теория морального развития Колберга, эксперименты Пиаже, преконвенциональный уровень морали, условный уровень морали, постконвенциональный уровень морали, научная психология

 

Оставайтесь в курсе и на facebook