Колберг (Kohlberg 1963a, 1963b, 1969, 1985) расширил и усовершенствовал теорию Пиаже. Он провел множественные интервью с юношами в возрасте от 10 до 16-ти лет. В интервью рассматривался ряд моральных дилемм. Каждый ребенок делал сложный выбор между повиновением авторитетам и благополучием других людей за счет нарушения правил.
Рассмотрим пример с репрезентативной дилеммой. Мужчина хочет помочь своей умирающей жене. Фармацевт, который поставляет препартат, отказался от оплаты частями. Что делать мужчине в такой ситуации? Украсть лекарство и нарушить закон или же бросить жену в беде, но остаться законопослушным гражданином? По каким причинам он должен совершить тот или иной выбор?
Колберг сформировал серию из 3-х уровней нравственного развития, разделенных на 6 этапов. Каждый этап основывался на том, какой путь выберет ребенок для героя рассказа и почему. Колберг обнаружил, что возраст не всегда связан с этапом морального развития, на котором находится человек. Более того, многие люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня морального суждения. Даже взрослые продолжают думать в незрелых условных терминах о соответствии правилам только для того, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение.
Колдберг, как и Пиаже заключил, что маленький ребенок ориентирован на послушание, но по другим причинам. Пиаже полагал, что послушание ребенка на первом уровне (доконвенциональный уровень) основано на его зависимости и уважении к авторитету взрослого человека. Колдберг же предположил, что причиной послушания на первом уровне служит желание получить вознаграждение и избежать наказания. На первом уровне интернализация моральных стандартов отсутствует. На втором уровне (условный уровень) ребенок отождествляет себя со своими родителями и беспрекословно верит тому, что они считают правильным и неправильным. И все же это больше похоже на желание быть похожими на родителей, чем на усвоение этических стандартов, как таковых. Только на третьем уровне (постконвенциональный уровень) моральное суждение является рациональным и внутренним, а поведение контролируется внутренним этическим кодексом и относительно независимо от одобрения или осуждения окружающих. На третьем уровне моральный конфликт разрешается с помощью этических принципов, нарушение которых приводит к чувству вины.
Этапы и уровни нравственного развития по Колдбергу (1963а):
Уровень 1. Преконвенциональная мораль.
Этап 1. Ориентация на наказание и послушание.
Ориентация включает в себя уважение к авторитетным людям, чтобы избежать наказания. Обычно такими людьми являются родители. Мораль поступка определяется в терминах его физических последствий.
Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.
На этом этапе ребенок приспосабливается к получению наград. Взаимный обмен со стороны ребенка на данном этапе корыстен. То есть он не основан на чувстве справедливости, щедрости, сочувствии и сострадании. Это своего рода бартер: «Я одолжу велосипед взамен на твою машинку», «Я сейчас сделаю домашнее задание в обмен на просмотр телевизора».
Уровень 2. Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.
Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».
Хорошее поведение на данном этапе ассоциируется у ребенка с благоприятными отношениями. Ребенок по-прежнему основывает свои суждения о правильном и неправильном на реакциях и ответах окружающих его людей. Но при этом он уже ориентируется больше на устную реакцию, чем на физическую силу. Ребенок старается соответствовать стандартам своей семьи и друзей для поддержания доброжелательных отношений с ними. В это же время ребенок начинает понимать правила поведения в социуме. На этой стадии появляется способность судить о хорошем и плохом поведении другого человека.
Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.
На этом этапе индивид слепо принимает социальные правила. Он полагает, что правила не обсуждаются только потому, что их соблюдают все вокруг. На данном этапе пытается соблюдать правила общественного порядка, а не только подстраивается под стандарты окружающих его людей. Поведение оценивается как хорошее с точки зрения соответствия набору правил. Колберг полагал, что большинство людей застревают на данном этапе развития.
Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов.
Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.
На данной стадии появляется гибкость моральных убеждений, которой не было ранее. Мораль основывается на соглашении между людьми соответствовать нормам, которые кажутся необходимыми для поддержания порядка и прав других людей. Любой общественный договор можно изменить, если люди готовы обсуждать рациональные альтернативы, которые могут быть выгодны для большинства членов группы.
Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.
Люди, достигшие этого уровня развития, имеют индивидуалистические моральные убеждения, которые могут иногда вступать с противовес с социальным порядком, принятым большинством. На этой стадии люди подчиняются как социальным стандартам, так и усвоенным идеалам. Усвоенные идеалы нужны для того, чтобы избежать самоосуждения, а не критики других людей. Решения основаны на теоретических принципах, касающихся справедливости, сострадания и равенства. Мораль основана на уважении к другим людям. Большое число студентов-активистов, которые участвовали в демонстрациях против вьетнамской войны, но не применяли насилие, имели третий-постконвекциональный уровень морали в отличие от студентов, которые не принимали участие в демонстрациях.
Колберг, как и Пиаже, полагал, что стадии нравственного развития определяются познавательными способностями индивида. Нравственное развитие по Пиаже, как мы говорили в предыдущей статье, основано на достижениях более ранних этапов. Колберг, в отличие от Пиаже, не проводил прямой связи между возрастом и моральной зрелостью Тем ни менее, из собранных им в ходе эксперимента ответов видно, что преконвекциональные ответы даются маленькими детьми, а постконвекциональные более старшими детьми (Kohlberg, 1963a). Последовательность стадий морального развития должна быть одинаковой независимо от культуры. А вот максимально достижимый уровень морального развития может различаться, как для различных культур, так и для отдельных людей в одном обществе. Однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, теория морального развития Пиаже, теория морального развития Колберга, эксперименты Пиаже, преконвенциональный уровень морали, условный уровень морали, постконвенциональный уровень морали, научная психология
Спасибо большое за статью. Супер интересно, даже супер супер интересно. Меня эта статья просто поразила, это подобно удару молнии. Я на столько восхищён, что у меня нет слов, я будто онемел. Наконец-то у меня открылись глаза и всё это благодаря вам. Ещё раз спасибо большое. Всё что я написал выше — это восторг, эмоция радости, которую я разделил с вами Арина. И штраф мне за это не надо начислять, пожалуйста) Потому что я следую формату. Я узнал, что сильно могу радоваться, особенно что эта эмоция очень похожа сейчас на злость.
Я разозлился за штраф за непонятную статью. Но есть плюсы благодаря этой статье, я увидел и использовал инструмент «бумага всё стерпит». В данном случаи это комментарий к статье. Психологический механизм мне кажется заключается в том, выражая на «листе» и адресуя своё недовольство «обидчику» мне становится легче. Эмоцию злости уже перепрожил, протест и сопротивление стали гораздо меньше. Но комментарий переписовать не буду, оставлю то, что уже написал. Благодаря своему всплеску эмоций я узнал о инструменте, применил его, увидел механизм и ощутил результат. Спасибо за внимание.
Колберг выяснил (да простит его Пиаже), что возраст играет косвенную роль в моральном становлении личности. Для большинства людей рост оканчивается на этапе №2 — соответствие общим нормам и следование авторитетам. Дольше идти не нужно, для выполнения большинства задач на планете этого достаточно.
Отчасти я согласен с Пиаже, что в большой выборке эти моральные этапы (1,2,3) будут коррелировать с возрастом. Для прохождения от первого до последнего нужно время, в этом и вся закономерность.
В современном, прозрачном для информации и идей мире это развитие может происходить быстрее в тысячу раз. Вспомнил Грету Тумберг (школьница с косичками, которая всех в экологических преступлениях уличала) прекрасный пример ускоренного морального развития. Никакие авторитеты ей нипочем, летать на самолете она не хочет, о природе-матушке переживает. 15 лет.
Происходит эта история в Швеции, Швеция занимает 14 место в рейтинге уровня жизни (2019 год). Экологических активистов из Казахстана, Ирана и Вьетнама (69,70,71 места в рейтинге соответственно) я не знаю.
Вывод: уровень социального благосостояния влияет на скорость развития личности по моральной шкале Колберга.
В этой статье я познакомилась с теорией нравственного развития Колберга. Не опровергая теорию Пиаже, он смог более глубоко подойти к вопросам развития морали в процессе жизни человека. Кстати, я нашла ответы на вопросы, которые появились у меня при прочтении предыдущей статьи: 1) возраст не всегда связан с этапом морального развития; 2) многие люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня; 3) человек, достигший этого уровня, уже никогда не сможет вернуться к ранним этапам развития морали. Хотя пункт 3 для меня всё же спорный, так как я считаю, что человек по разным причинам способен уходить в состояние регресса.
Буквально вчера я видела эпизод в фильме, аналогичный приведенному примеру в статье. Внутренний нравственный конфликт ставит человека перед выбором помочь своему близкому, нарушив при этом закон и что ещё сложнее (на высших этапах развития) собственные моральные ценности и установки или же остаться верным своим принципам, но пожертвовать ради этого своим близким человеком. Вероятно, что чем на более высоком уровне морального развития находится человек, тем труднее будет для него разрешение данного конфликта. А бывает и так, что человек совершив конкретный выбор в подобной ситуации, осознает уже в последствии, что поступил не правильно, будет страдать и винить себя всю дальнейшую жизнь. Вспомнила замечательный фильм «Остров», в котором мы и наблюдаем похожую историю.
Получается, что в процессе психологического консультирования необходимо учитывать степень развития нравственности будь то ребенок или взрослый человек, так как понимание этого поможет найти конструктивный положительный выход из трудной ситуации клиента.
Из статья я узнала о 3-х уровней нравственного развития Колберга, которые разделенны на 6 этапов
Не новым стало для меня, что возраст не всегда связан с этапом морального развития, на котором находится человек. Многие люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня морального суждения и не каждый человек задается вопросами морали и нравственности. Недавно смотрела видео Алексей Ильич Осипова, профессора Московской Духовной Академии о нравственности, очень познавательно и интересно. Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.
Узнала новое понятие — (постконвенциональный уровень), где моральное суждение является рациональным и внутренним, а поведение контролируется внутренним этическим кодексом и относительно независимо от одобрения или осуждения окружающих. На третьем уровне моральный конфликт разрешается с помощью этических принципов, нарушение которых приводит к чувству вины.
Колберг, как и Пиаже, полагал, что стадии нравственного развития определяются познавательными способностями индивид и процесс воспитания, в том числе нравственного, сопровождает нас всю жизнь.
Новая теория и новые знания — вот что подчерпнула для себя из данной статьи.Идея застревания на определенном этапе и идея невозврата в определенной точки развития очень зашли. Действительно если обратить внимание то людям удобнее жить по установленным нормам и принципам, даже себя во вред. И возможно и я не ушла далеко в некоторых аспектах от этого. Но как понять: что действительно мораль,а что лишь границы и условности. Наверное, мораль для всех разная. Но то что достигнув определенного уровня — ты не вернешься назад: а если ты достигаешь уровня в обратном порядке — то получается что ты деградировал и назад пути к прогрессу нет? много попутных вопросов возникло. но однозначно скажу, что с профессиональной и личной точки зрения статья полезна в части узнавания новых теорий и систем.
Продолжение статьи для меня стало еще более интересным. Колберг выявил этапы и уровни нравственного развития, о которых рассказывается в статье. В начале ставится сложный выбор, который должен сделать мужчина, у которого сильно больна жена. Себе я сразу же ответила, что он должен украсть лекарство, но потом меня осенило, а смогу ли на это пойти я?! Дочитав статью поняла, что я, как там и написано, застряла на втором уровне и мою нравственность и мораль еще развивать и развивать. А еще этот эксперимент подтверждает то, что мы очень разные и каждый может застрять на каком-то из перечисленных уровней не зависимо от возраста. Также мне интересна та точка зрения, что когда кто-то достигает последнего уровня, то он уже никогда не сможет уйти в регресс, так ли это?! Ведь всегда есть к чему стремиться. Спасибо за статью.
Благодарю за статью ! Для меня не совсем легкая тема ,но что то для себя прояснила . Например узнала, 1)что возраст не всегда связан с этапом морального развития на котором находится человек. 2) Взрослые продолжают думать в незрелых условных терминах о соответствии правилам только для того, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение . Выяснила , что существует 3 уровня нравственного развития по Колдбергу и 6 этапов . Сам Колдберг полагал , что большенство людей застревают на этапе Авторитета и морали , где индивид слепо принимает социальные правила . Он полагает, что правила не обсуждаются только потому , что их соблюдают все вокруг. Мне самой близок 5 этап развития , на котором появляется гибкость моральных суждений, где члены группы способны на договорной основе поменять правила , если это более выгодно для большинства группы. И ещё , если бы мне сейчас задали вопрос , украсть лекарство для близкого или соблюсти правила , я бы украла . К сожалению , на данном этапе коррупции и невежества приходиться самой заботиться о своей судьбе и судьбе близких, и иногда приходится нарушать мораль и правила для этого.
Спасибо за статью. Полезно узнать,чем руководствуются дети, когда речь идёт о морали. Я не знала, что их можно как то разделять. Когда я читала про 1-3 этап, то вспомнила про Петрановскую. Она в своих книгах примерно об этом говорит. Что у ребёнка есть свой взрослый человек, которого дети и боятся и хотят ему нравится.
Вот интересно, на 2 уровне в человека заходят установки » я хороший, потому что делаю это». Как раз 3-4 этапы приходятся на возраст, когда дети выходят в социум. И моральное поведение уже будет зависит от людей, которые окружают ребёнка. И на 6 этапе мы имеем человека у которого сформировались понятия морали.
Подумала про рассказ про выбор. Спасти или не спасти. Если у человека твёрдые моральные принципы, то выбор очевиден. А если он меняет своё мнение? Значит ли это,что он пошёл в регресс или просто не сформировались моральные качества?
Благодарю за статью! 🙂
Из данной статьи, я узнала, что американский психолог, Лоренц Кольберг, интервьюируя мальчиков от 10 до 16 лет, сделал ряд выводов. Считается, что они расширили и усовершенствовали теорию Пиаже, в области когнитивного подхода развития нравственности.
Он создал 3-х уровневую поделённую на 6 этапов серию нравственного развития. В ходе исследования, он выявил, что этапы морального развития не всегда связаны с возрастом наблюдаемого. И что далеко не все люди в своём морально-нравственном развитии доходят до этапа высочайшего уровня морального суждения.
Первый уровень по Кольбергу это — преконвенциональная мораль, которая включает 2 этапа: ориентацию на наказание, послушание и наивную гедонистическую, инструментальную ориентацию. Эти этапы характеризуют позицию «от», то есть избегания чего-либо.
Второй уровень, это, условно, — мораль общепринятых правил и соответствие им. Здесь разделение идёт на этапы: морали «хорошего мальчика» и авторитета и морали, которые поддерживают общественный порядок. Кольберг, считал, что как раз большинство людей «застревают» на этом уровне. Которому характерно, «слепое» следование нормам и правилам, мышление «стадное», без размышлений, почему именно так?
Третий уровень, это – постконвенциональная мораль собственных принципов. Этапы: соглашение между людьми, личные права, демократически принятые законы и моральные принципы индивида и совесть. Этот уровень зрелой личности со своей устоявшейся и понятной ему позицией, которая не вступает намеренно в конфронтацию, умеет договариваться полюбовно, применяя стратегию win-win.
Спасибо за интересную статью. На самом деле, любые более поздние теории расширяют уже имеющиеся, как и в этом случае с теориями Колберга и Пиаже. Как я поняла, этапы нравственного взросления по Колбергу зависят, по его мнению, от неких «конвенций». Под конвенцией (т.е. вторым этапом развития) автор в данном случае понимает слепое принятие индивидом стандартов своей семьи,социальных правил. Преконвенциональный уровень означает, что моральные стандарты еще не сформированы, и ребенок ориентируется на показатель собственной «хорошести» в глазах родителей. На третьем же, постконвенциональном уровне, ребенок (человек) формирует собственные моральные принципы и идеалы, и, что важно, образуется гибкость в суждениях. Согласна, что нет прямой возрастной связи в этапах развития, есть последовательность их прохождения. Я бы назвала второй, условный уровень, еще и «удобным» для большинства — жить по правилам, принятым в обществе, не высовываться, не высказывать (или не иметь) свою личную точку зрения. Люди, достигшие же максимального уровня нравственного развития, на мой взгляд, уже не способны спуститься на ступеньку ниже в любых условиях. Что касается меня лично, то хотелось бы верить, что по крайней мере, на 5 ступеньке по Колбергу я стою устойчиво)
Интересно было узнать продолжение и познакомиться с теорией Колберга, который расширил и дополнил теорию Пиаже, не выстраивая прямую связь между возрастом и моральной зрелостью.
В своем исследовании он затронул вечную тему выбора. Поступить по правилам или нарушить их во имя благополучия другого человека.
Репрезентативная дилемма, — вот оказывается как называется то, что режиссеры используют в сюжетах своих фильмов. Герой совершил преступление с точки зрения закона, но он молодец, так как кого-то спас своим поступком. И симпатия зрителей на его стороне.
Также я узнала про этапы и уровни нравственного развития по Колбергу. Третий уровень морального познания, особенно шестой этап, позволяет человеку уже никогда не вернуться к ранним этапам морального суждения.
Спасибо за статью. Для меня она дополнила и расширила мое понимание развития нравственности и морали. Статья очень интересная и нашла отклик во мне. Я проецировала 6 этапов, о которых говориться в статье и проследила их в моей жизни. Нового я узнала о теории нравственного развития Колберга. Он смог более глубоко пройти по вопросу развития морали не опровергая теорию Пиаже. Итак 6 этапов и 3 уровня. Самое интересное, что не каждый человек может пройти все уровни, кое кто застревает на втором уровне развития морали «Авторитет и мораль». А также по теории Колберга этапы морального развития не всегда связаны с возрастом. Вот все приведённые в статье уровни, которые включают в себя по 2 этапа.
Уровень 1. Преконвенциональная мораль.
Этап 1. Ориентация на наказание и послушание.
Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.
Уровень 2. Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.
Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».
Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов.
Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.
Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.
Спасибо за статью.Очень нужная и полезная информация.Нового из статьи узнала про Этапы и уровни нравственного развития по Колдбергу. Особенно при прочтение мне запомнился Четвертый этап (Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок)Ведь действительно большинство живут по каким-то созданным нормам поведения и если человек не вписывается в эти нормы к нему отношение складывается по другому( не всегда благоприятно)А кто строит эти нормы и рамки!Я за собой наоборот стала замечать, что меня сейчас больше стали привлекать «неординарные»личности, именно тем, что у них своё понимание нормы.При прочтении так же запомнился Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.Статья полезная, есть над чем задуматься.
Из этой статьи я узнала,что есть три уровня и шесть этапов нравственного развития по Колбергу.Узнала ,что человек, одныжды достигнув третьего уровня шестого этапа,уже не сможет уйти в регресс и вернуться к ранним этапам морального суждения.
Так же я узнала,что большинство людей застревают на втором уровне четвертом этапе по развитию.
Все это похоже на какую то человеческую программу развития ,как компьюторную, свои сбои в системе происходят на разных этапах развития.можно определить на каком этапе застрял твой сосед.Интересно ,узнав этот этап сбоя в программе, есть программа корекции и запуска для продолжения развития человека,чтобы достичь высшего уровня морального суждения.Чем то на Матрицу похоже.
Да хотелось бы мне,чтобы каждый человек в отдельности и в общем следовательно вся человеческая культура ,достигла третьего уровня ,шестого этапа ,максимального уровня морального развития суждения,очень хочется побывать там однажды и остаться навсегда.
Из статьи узнала,что возраст человека и этап его морального развития, никак не связаны.Более того,многие люди вообще никогда не достигнут высочайшего уровня морального суждения,то есть у них никогда не будет совести. И это»взрослые » люди,которые думают в незрелых условных терминах о соответствии правилам морали только для того,чтобы избежать наказания и получить вознаграждение,не испытывая чувства вины!!!Душу греет только тот факт,что не все люди застряли на этом этапе и развитие познавательных способностей
повлечёт за собой и их нравственное развитие.И что однажды,достигнув третьего уровня морального познания-уважения к другим людям,человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернуться к ранним этапам морального суждения!
Теория развития морали Колберга, действительно, является дальнейшим развитием теории
Пиаже. Здесь уже прослеживается целых 6 этапов, причем классификация идет уже не по двум, а по трем уровням. Узнал, что эти уровни называются доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным, что характеризует отношение индивида к восприятию общественной морали, т.е. к соглашению (конвенции) относительно общепринятых моральных норм. Таким образом, на первом уровне развития морали еще не происходит интернализации, т.е. общественные нормы еще не становятся внутренними регуляторами. Речь пока идет о выгодах или страхе наказания. Второй уровень – согласительный, здесь общепринятые правила и нормы регулируют поведение человека, действуя уже «изнутри» и имея своей целью комфортное сосуществование людей в обществе. Третий уровень характеризуется разделением общественной и индивидуальной морали, появляется понятие возможности изменения или даже нарушения правил в зависимости от внутренних сформировавшихся идеалов и понятия справедливости.
В некотором роде меня поразила мысль о том, что «…усвоенные идеалы нужны для того, чтобы избежать самоосуждения, а не критики других людей.» Я как-то не задумывался об этой стороне влияния моральных суждений на психику человека.
Еще одна мысль, относительно которой я хотел бы получить больше подробной информации, касается невозможности регресса при достижении третьего уровня моральной зрелости. Поскольку в своем предыдущем комментарии к теории Пиаже я выражал как раз обратное суждение. Видимо, стоит почитать дополнительную литературу. Спасибо за статью!
Спасибо за статью) интересно было узнать об этапах морали данной теории, а ещё узнать об уровнях морального развития. Хорошо было замечено, что моральное развитие может быть совсем не привязано к возрасту человека, как было сказано в статье, что даже взрослый человек может мыслить в незрелых условных терминах, только ради того, что бы избежать наказания. Мне кажется избегание и страх наказания как раз и относится к какому-то «детству» что ли . Я думаю что такое поведение во «взрослом мире» не актуально. Это больше относится ко мне, потому что прочитав эту статью начинаю понимать где я застряла, а если я начинаю понимать где я застряла, то вот, она, соответственно моя точка роста. Вынесла для себя полезную информацию как минимум, благодарю)
Затронутая в статье тематика этапов развития нравственности и морали крайне интересная, впрочем так же как и вообще вопрос их формирования, механизма и источников формирования. И если о теории Пиаже хоть и отдаленно я ранее слышала и имела какое-то смутное представление, то о Колберге и том что и как он усовершенствовал в теории о развитии нравственности и морали я впервые прочла только в этой статье. Достаточно интересно, что в соответствии с теорией существует три уровня и шесть этапов развития, однако, прохождение совершенно не зависит от возраста и самое главное, что далеко не все и не всегда достигают высшего уровня развития нравственности. В этом плане статья является достаточно полезной, к тому же в ней очень наглядно описаны этапы.
Про теорию Колтберга услышала впервые. Поискала дополнительную информацию и нашла, что эта теория широко используется в Американских школах при проведении дискуссий. Что позволяет понять на каком уровне морали находится тот или иной ученик.
Как я поняла систему, если я нахожусь на первом уровне я буду принимать решение из того выгодно мне это или нет и вторым критерием в принятии решения будет понимание смогу ли я избежать наказание.
Если дошла до второго уровня развития морали, то при принятии решений я буду руководствоваться тем аспектом, как я выгляжу в глазах других людей и буду стремиться быть социально желательной.
Если же мое развитие поднимет меня до третьего уровня, то тут включаются мои личные этические принципы, которые регулируют мое поведение и мое мышление.
Здесь понятно принципы могут быть разными и всё будет зависеть от того, что мне как личности дали родители, учителя, родные и друзья, которых я для себя считаю значимыми. Потому, мое развитие будет на прямую зависеть от того, что в мою голову будут вкладывать люди, от которых я завишу. И именно от этого будет зависит то каким я вырасту человеком.
А отражаться все это будет в поведении.
Из статьи я узнала про уровни и этапы развития нравственности, выявленные Колбергом. Его теория мне показалась более глубокой, чем Пиаже. Колберг уже не связывает возраст с нравственным развитием человека. Он разделил развитие нравственности на 3 уровня. На 1 уровне человек действует, основываясь на страхе наказания и своих выгодах. На 2 уровне он принимает общественные правила и действует, стараясь показаться хорошим в глазах окружающих. На 3 этапе появляется гибкость, формируется собственная мораль, регулирующая поведение.
Задумалась о том, что, действительно, многие люди застряли на втором уровне — мораль общепринятых правил. Выходит что-то вроде «слепо доверять судьбе». «Мне сказали — я сделал, я молодец». Для меня это о снятии ответственности с себя. Именно на 3 уровне человек берет жизнь в свои руки и начинает действовать.
Интересным также показалась информация о том, что достигнув какого-либо уровня, назад дороги нет. Это греет душу.
Для меня это была крайне интересная статья. Так уж вышло, что эту серию статей я начал читать с последней и там ничего не понял. Однако сейчас, мне стало ясно, о чем пишет автор. Меня удивила так сказать иерархия морального развития. И, как и наверное большинство я сразу приписал себя к 6 уровню. Однако, что я тут же увидел… При общении с клиентами в магазине, я не чувствую простора. Меня держат словно в тисках мои «моральные рамки», мол я на работе и должен угождать клиентам. Не спорить, не провоцировать и т.д. И это меня очень сильно сковывает. Т.е мой моральный «уровень» это минимум 3. Когда я действую согласно правилам только потому, что потому. Так надо. И выходи из них меня шокирует. А в связи с этим нет ощущения свободы в отношениях с клиентом, естественности и т.д. Я как-бы придавлен обязанностями… Так, что спасибо за статью. Она мне показала мой уровень морального развития.
Запомнилось, что большинство людей застревают на среднем этапе развития морали. На этом этапе индивид слепо принимает социальные правила. Он полагает, что правила не обсуждаются только потому, что их соблюдают все вокруг. Это и есть как раз распространенная модель «хорошего» мальчика или девочки. Если кто-то в себе это видит, значит пора дальше развиваться и не застревать на этом уровне. По итогам статьи видна цель морального развития — прийти к своей индивидуальности, в том числе в вопросах моральных суждений. Радует, что однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения. Жаль что таких не много в нашем обществе.
В данной статье для меня были новыми 6 этапов развития и морали, предложенные Колбергом (американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности. Образование получил в Чикагском университете.Кстати прожил всего 59 лет). Каждый из этапов развития примеряла на себя. Хотелось бы зависнуть на 6-ом уровне развития, но сомневаюсь что в настоящий момент нахожучь на этом этапе. Для меня до сих беспрекословным является авторитет родителей и важно мнение окружающих, их оценка (это развитие морали на третьем этапе — желание быть «хорошей девочкой). Радует некий этог анализа этих этапов/уровней развития о том, что «Колберг, как и Пиаже, полагал, что стадии нравственного развития определяются познавательными способностями индивида». Получается, что если развиваться, то есть вероятность,. что нравственные убеждения победят по 6-му этапу. P.S. Фармацевт все-таки украл лекарства для жены или нет???
Насколько понимаю это продолжение статьи про «шахматы», которое еще интересней в виду ее позиционирования на возрастной группе постарше. Очень интересно так изучать материал. Новое для меня это этапы и уровни нравственного развития по Колдбергу. И даже удивительно узнать что существуют этапы, уровни нравственного развития. Ранее я считал что все развитие морали происходит спонтанно и что на это практически нельзя повлиять, но уже в 1963 году существовала данная информация. Видимо незнание и приводит к аморальному поведению большинства граждан. Интересный пример с выбором, где мужчина должен решить что делать. Стало для меня понятно что мою мораль еще развивать и развивать.спасибо за статью.
Из статьи я узнал теорию Колберга, состоящую из 3-х уровней нравственного развития, разделенных на 6 этапов.
Что из прочитанного я для себя вынес?
1. Возраст не всегда связан с этапом морального развития, т.е. взрослые могут думать в незрелых условных терминах, чтобы избежать наказания и получить вознаграждение.
2. Человек застревает на определенном этапе развития морали. Многие люди вообще не достигают высочайшего уровня морального суждения.
3. На самом высоком уровне развития мораль основана на уважении к другим людям.
4. Последовательность стадий морального развития одинакова независимо от культуры, но на максимально достижимый уровень морального развития может влиять культура и даже отдельные люди.
5. Достигнув определенного уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения.
Узнал, что нравственное развитие подразделяется на 6 этапов, и то что верхнего этапа иногда даже взрослые люди не достигают.
И что существует 3 уровня, как раз в которые входят эти 6 этапов.
Удивило, что не все люди могут достичь 6 этапа, но мне кажется, что это более присуще странам 3-го мира и малоразвитым обществам. Как=то не складывается в голове, что в развитом обществе не могут достичь этапа связанного с совестью.
Узнал, что существуют уровни морали. И теперь ориентируюсь, какой этап к какому уровню соответствует.
В личном плане она мне даёт понимание на каком уровне морального развития я нахожусь и наверное оно больше присуще к моментам принятия решения.
Натолкнуло на идею того, что мораль более присуща в тот момент, когда мы делаем какой-то выбор.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что человек застревает на определенном этапе развития морали. Многие люди вообще не достигают высочайшего уровня морального суждения.Я считаю ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. В ответ на любовь и заботу взрослого у младенца складываются положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития.Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него отказ от какого-либо действия или предмета. Так взрослый, общаясь с ребенком, выделяет из его спонтанных реакций социально одобряемые образцы поведения и фиксирует их в сознании младенца.
Теория Колдберга расширяет и углубляет выводы и исследования, проведенные и сделанные Пиаже. Три этапа и шесть стадий нравственного развития показывают, как человек от существа социального переходит к индивидуализму. То есть, на третьем этапе человек (если он его достигает, что по Колдбергу не всегда происходит) ориентируется не на общество в целом и общепринятые ценности, а на взаимоотношения между конкретными людьми, их права, а также собственные идеалы и ценности. Думаю, для любого государства более удобны граждане, находящиеся на втором этапе (3,4 стадия). Они ориентируются на «так надо» и «так принято» и не имеют собственного мнения и мерила поступков, как своих, так и окружающих. Такие люди легко управляемы, удобны и законопослушны. Что же касается достигших 3 этапа, то это люди «над толпой». Солженицын, Сахаров итд итп. Они чаще всего бывают не поняты современниками, а в недемократических обществах, гонимы. Интересный подход, есть о чем задуматься.
Я узнал о видении Колбергом теории Пиаже, о его экспериментах. Колберг выделяет 3 уровня и 6 этапов нравственного развития личности. В отличие от Пиаже, он не выделяет конкретный возраст для каждого из этапов. Более того, он считает, что многие люди не достигают 6 этапа. Мне почему-то кажется, что основная масса людей находится на 2 уровне — условном. Я подумал, что почти каждый, если спросить, имеет свои индивидуальные убеждения и принципы. Однако, люди редко живут согласно им или отстаивают их, если это идет вразрез с комфортом или выгодой. Удивило то, что развитие морали связано с познавательными способностями человека. То есть глупый или необразованный человек не может достичь 3 уровня нравственного развития. Получается, более образованный и развитый человек более независим и зрел с точки зрения морали. Это важный для меня вывод.
Для меня интересным оказался тот факт, что первый и второй этап на преконвенциональном уровне и третий и четвертый этап на конвенциональном по сути своей симметричны. На более раннем этапе человек боится наказания (физического либо морального), а на более позднем — стремится к подражанию. Но в преконвенциональном уровне авторитетом являются родители, а в конвенциональном — общество. Таким образом в теории отражаются этапы развития и социализации личности. На пятом этапе видим отражение процесса интернализации — освоения внешней морали и принятия ее как внутренней. Единственным спорным моментом в статье нахожу утверждение о невозможности регресса к ранним ступеням. На мой взгляд, различные «нечеловеческие» условия в виде различного рода пыток способны разрушить и психику, и всяческие моральные устои, вернув человека к его животному существованию.
Интересная статья и очень похоже на правду. Выводы и предположения выдвинутые Колбергом во многом видны в людях. Жаль, что в статье не указывается приблизительный возраст того или иного этапа.
Этап 1. Ориентация на наказание и послушание. Думаю этот этап однозначно был в моей жизни и уверен, что я оценивал и физические последствия, хотя в детстве меня всего пару раз шлепнули, но я понимал, что это может произойти. Естественно, что уважение к родителям у меня было, и как-то уверен, что это было связано с наказанием.
Этап 2. Наивная гедонистическая и инструментальная ориентация.
Здесь сомневаюсь, что этот этап был пройдет мною в полной мере. Не помню особых наград со стороны родителей к примеру, и поощрения от них. Так что на примере себя, мне сложно судить.
Уровень 2. Условный уровень: мораль общепринятых правил и соответствие им.
Этап 3. Мораль «хорошего мальчика».
Вот тут я задумался… сильно задумался. Пришла мысль о том, что мораль «хорошего мальчика» в моем случае — это не быть плохим, а точнее сделать так, чтобы об этом не узнали. Соответственно, чтобы избежать наказания в устной форме, мне нужно было знать что такое хорошо и что такое плохо. Вот, значит я все же прошел этот этап.
Этап 4. Авторитет и мораль, поддерживающая общественный порядок.
Тоже сложно для самоанализа. Не могу понять, когда я проходил этот этап. И когда правила общественного правопорядка стали для меня важной составляющей.
Уровень 3. Постконвенциональный уровень: Мораль собственных моральных принципов. Иногда возникает чувство, что они еще не сформировались до конца и возможно я тоже застрял, как и большинство на втором уровне.
Этап 5. Соглашения между людьми, личные права, демократически принятые законы.
Вот гибкость моральных убеждений у меня присутствует.Или от того, что у меня нет своих и поэтому я могу принять чужие. Или наоборот, они у меня есть, но я признаю право других людей, иметь свои собственные.
Этап 6. Моральные принципы индивида и совесть.
Тут или без специалиста не разберешься. Не могу понять могу ли я соответствовать этому этапу или нет. А… нет, еще несколько раз прочел и понял, что это не обо мне. И людей критикую, и себя
Спасибо за статью. Когда читаю их, то все время пытаюсь себя проанализировать и отрефлексировать какие-то моменты.
С интересом прочла о теории Колберга, который расширил и усовершенствовал более раннюю теорию Пиаже. Из статьи узнала о 3-ёх уровнях нравственного развития личности, которые в свою очередь разделены на 6 этапов. Соглашусь с Колбергом в том, что нет прямой связи между возрастом и моральной зрелостью личности. Текущая реальность такова, что большая часть взрослого населения соответствует 2 уровню теории Колберга «Мораль общепринятых правил и соответствие им». Меня искренне привлекает идея соответствовать третьему уровню нравственного развития — морали собственных моральных принципов. Мораль, основанная на гибкости моральных убеждений и уважение к другим людям, точка роста для каждого думающего человека.
До прочтения цикла статей на эту тему не задумывалась , что есть этапы развития у нравственности и морали. Интересно, что Колберт определил, что это развитие не привязано к возрасту. Послушание 1 этап , по его исследованию, стимулируется получением вознаграждения и наказания. На 2 – ребёнок хочет быть похож на своих родителей. На 3 – моральное суждение является рациональным и внутренним с помощью этических принципов, нарушение которых приводит к чувству вины. Все стадии развития определяются познавательными способностями. Моральное развитие будет одинаковым и независимым от культуры. А вот последний уровень достижения его , может различаться в разных культурах и для отдельных людей в обществе. И после достижения этого уровня регресс уже не возможен.
Из статьи я узнал об этапах и уровнях развития нравственности по Колдбергу. Заинтересовала мысль в конце статьи о том, что нельзя вернуться к ранним этапам морального суждения. Это заставило меня задуматься ибо во время непосредственно прочтения статьи у меня промелькнула мысль о том, что в разных ситуациях человек может оказываться и на разных этапах и уровнях. Как я себя оценил, шестой уровень нравственности я тяну не всегда. Те вещи, о которых говорится в пятом уровне мне вполне представимы. Однако ж реализация этих действий для меня представляется не вполне комфортной. Т.е. обсуждать рациональные альтернативы, которые будут удобны большинству группы, а не мне – это для меня ситуация, в которой я чувствую, что мне пришлось подстраиваться. Спускаясь ещё на уровень ниже, я вижу, что и тут меня не всё устраивает. Слепо принимать социальные правила и соблюдать их только потому, что их соблюдает большинство для меня не выглядит очень привлекательным. Другими словами, большинство для меня не является какой-то моделью для подражания. Дальше я спускаться не стал, потому что и в нижних уровнях не всё так просто для меня. Видимо отсюда и возникла у меня мысль, что возможны разные этапы в зависимости от каких-то условий и ситуаций.
Из статьи узнала об этапах нравственного развития. Колберг сформировал серию из 3-х уровней нравственного развития, разделенных на 6 этапов. Каждый из этапов основывался на том, какой путь выберет ребенок для героя рассказа и почему. В результате экспериментов ученый сделал следующие выводы: 1) возраст не всегда связан с этапом морального развития, на котором находится человек. 2) многие взрослые люди вообще никогда не достигают высочайшего уровня морального суждения.
Что касается уровней, то я поняла, что на первом уровне ребенок ориентирован на послушание чтобы понравиться авторитетному для него взрослому — чтобы избежать наказания и получить вознаграждение. Этот этап напомнил мне о системе мотивации в начальной школе — детки учатся не ради знаний в этот период, а для родителей, чтобы их порадовать и быть хорошим. На втором этапе ребенок хочет быть похожим на родителей. И лишь на третьем человек может принимать самостоятельные решения, основанные на собственных внутренних убеждениях.
В сравнении с моделью Пиаже, модель Колбегра конечно видеться более полной. Мне она ближе даже на уровне того, что возраст далеко не всегда когерентен моральному развитию, на котором находится человек. Ибо я встречал, да и себя могу отнести к ним, чьи нравственные устои нестабильны. Конечно я хочу достигнуть 6-го этапа по модели Колберга, но для этого мне необходимо и далее работать в направлении собственного развития. Меня сильно удивил тот факт, что люди, которые оказываются на различных протестных митингах не всегда бездельники и прочий сброд, у них более развито чувство справедливости, сострадания и равенства. Это действительно для меня является открытием, особенно, когда участники митингов пытаются отстаивать жизнь и свободу ни в чем не повинных по их мнению людей.
Из статьи впервые узнала об исследование Колберга . Так же узнала о его градации нравственного развития , состоящую из трёх серий , разделённых на шесть этапов . Интересно было узнать , что постигнут более высокого уровня , « откатиться» назад невозможно . Касательно вопроса о возрасте и моральной зрелости , что нет тут связи , мне показалось крайне логично . Многие люди ведут себя неразумнее детей , делают аморальные поступки . При этом более юные могут поступать удивительно зрело . Самым интересным для меня показался третий уровень — мораль собственных принципов . Особенно откликнулась тема гибкости суждений . Наверное , потому что эта актуальная для меня тема . Гибкости мне не всегда хватает . Но я над эти работаю .
Спасибо большое за статью!
Очень интересно вопрос нравственного и морального развития — дает возможность анализировать и отражать свое состояние, а также своих близких, младших братьев и сестер, для которых прохождение большинства этапов только предстоит. Первые 3 этапа, в принципе, понятны, однако было удивительно узнать, что на первом этапе не происходит интернализации норм, а действует исключительно программа «избежать наказания и получить вознаграждение».
Но более неоднозначным стало то, что большинство людей останавливаются на 4 этапе. Возник вопрос: что же надо делать, чтобы развивать нравственность и мораль, чтобы выйти на следующие уровни?
По себе понял, что я стал более устойчив, а также нравственен в процессе обучения в институте.
Спасибо за статью! В этой статье для меня было новым все. Я познакомилась с теорией нравственного развития Колберга. До прочтения этой статьи я совершенно не знала, что существуют уровни нравственного развития, что их всего 3, которые состоят из 6 этапов, и если человек поднялся до последнего уровня, то ниже он опуститься уже не может, так же было интересно узнать, что человек в течение всей своей жизни может так и не подняться до последнего, третьего, уровня и достижение или недостижение этого уровня зависит от культуры и от конкретного индивида, что подтверждает исследование Колберга, что нравственное развитие совершенно не зависит от возраста индивида тем более, что не все задаются вопросом о нравственном и моральном развитии.
Из статьи впервые узнала об исследование Колберга . Так же узнала о его градации нравственного развития , состоящую из трёх серий , разделённых на шесть этапов .
Я много работаю с детьми и наблюдаю как в реальности работают эти разные мотивы поведения у них. Кто-то стремиться избежать наказания,кто-то получить награду (причем это может быть не обязательно что-то материального , а просто внимание ) , а кто-то сформировал образ «Хорошей девочки» .Теперь я знаю что это некие этапы становления нравственности личности.. Сама я наверноена хожусь на 3м этапе — мораль собственных принципов, и вижу что с годами у меня все больше приходит понимания себя и своих принципов. Но так не у всех,видимо поэтому люди часто и расходятся спутс я какое-то время..
Также Интересным было узнать, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения.
Спасибо!
Познавательная статья. Я ранее не задумывалась о нравственности и морали. Не думала о природе существования и уж тем более о том, что разные люди находятся на разных этапах развитиях. Так же узнала тот факт, что возраст не влияет и может не совпадать с биологическим возрастом. Мне стало интересно на какой из 6 стадий нахожусь я. И предоставила как я бы решила задачу с большой матерью и фармацевтом. Если бы я могла спасти жизнь, я бы украла лекарство или деньги и уже даже сама решала свои проблемы с законом. Интересен ещё тот факт, что на 4 стадии большинство людей застревают. Также нельзя пропустить уровни развития. И нельзя деградировать в плане морали. Спасибо за статью, что заставляете погружаться в себя.
Из статьи я узнал, что однажды, достигнув третьего уровня морального познания, особенно шестого этапа, человек уже никогда не сможет уйти в регресс и вернутся к ранним этапам морального суждения. Это просто не возможно, в этом и есть суть прогресса. Так же усвоил, что возраст не всегда связан с этапом морального развития. Верны рассуждения о детях, которые развиваются на авторитетах взрослых и правда, что они хотят получить вознаграждение, избежав наказания. Думаю все это прошли в детстве. У всех был свой авторитетный родитель, который мог и кнутом и пряником. У ребенка не вызывает сомнений поведение родителей, ведь они его родители, они старше и они априори не могут делать что-то не правильно. Проходит еще немного времени и ребенок начинает проявлять свою точку зрения и выбирать свой путь в развитии. Как он себя поведет в дальнейшем, зависит от того фундамента, который заложат в него родители. Будем разбираться…
Познакомился с теорией Кольберга.Спасибо!ОЧень познавательно! Хотя в статье и написано, что Кольберг не привязывался к возрасту, мне не хватило,хотя бы приблизительных возрастных границ на каждом этапе. Норма то какая? В целом вся теория напоминает пирамиду Маслоу, где на первом этапе мы все зависимы от родителей и что бы покормили,то нужно просто быть. На втором этапе безопасность — как раз наказание и послушание и ориентация на взрослых. Всё это приводит к «хорошему мальчику» потребности в любви. Потребность принятии в обществе — это как раз усвоение норм и правил социума и тупое следование им. Как раз на этом этапе многие и застревают, как указано в статье. Маслоу также не нашёл большого количества людей,которые развились дальше. А дальше как раз моральные принципы и самореализация.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что бывают уровни и этапы нравственного развития у человека. И что большинство людей застревают на четвёртом этапе. То есть слепо принимают социальные правила, потому что их соблюдают все вокруг. Так же не зависимо от культуры стадии морального развития у всех одинаковы, а вот максимальный уровень может различаться. И если вы достигли максимального уровня то обратной дороги нет. Меня удивило что Колберг в отличии от Пиаже не разделял возраст детей и тем не менее можно сделать вывод что градация всё равно присутствует. Все дети маленького возраста находятся на первом уровне у них наблюдается Преконвенциональная мораль и они так или иначе опираются на послушание, авторитет взрослого и взаимный обмен. Дети школьного возраста уже общаются в социуме и тем самым автоматически переходят на третий этап и в своём поведении опираются на мораль общественных правил и учатся соответствовать им.
А вот чтобы достичь максимального уровня развития, это уже труднее. Люди достигшие 6 этапа развития всегда будут впереди так как они не способны к самоосуждению у них свои идеалы и убеждения, главное не мучает совесть когда они вступают в противовес с социальными стандартами. Нам с вами есть к чему стремиться.
Подведем итог: мораль у детей развивается в 6 этапов. Причем все шесть проходят далеко не все люди, но это тот идеал, к которому надо стремится. И если первый и второй уровень встречается у всех детей, то трений может и не случиться. Я обратила внимание на то, что в данной системе регресс не происходит. И вот что меня порадовало, что я была права когда еще в подростковом возрасте говорила, что люди не становятся хуже, просто они начинают показывать, то что раньше скрывали. Если есть твердые личные моральные принципы, гибкость и совесть, то они не могут исчезнуть под влиянием внешних обстоятельств. Может это и идеализм, но я так считала всегда, и вот эта статья это подтверждает. С точки зрения воспитания и педагогики эта статья показывает важность с одной стороны воспитания таких качеств как гибкость, независимость и самостоятельность, и важность морально-нравственного облика самого воспитатель, будь то родитель или педагог.
Замечательная статья , после прочтения которой мне выпала такая возможность ознакомится с теорией развития нравственности и морали на основе разработанной методики Колберга. Меня впечатлило , что достигнув определенного уровня своего морального развития человек не будет деградировать, он либо останется на том же уровне, либо будет рости дальше. В профессиональном и личностном плане отметил для себя очень важную и можно сказать судьбоносную вещь, а именно если провести закономерность среди людей достигших определнного уровня финансового развития в обществе , то можно с уверенностью сказать , что они находятся на пятом либо 6 уровне морального развития. Поэтому для себя в очередной раз убедился, что нужно развиваться и рости постоянно. Спасибо.