Психосоматическое заболевание (в переводе с греческого “psyche – душа, “soma ” – тело) – это нарушение функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, опыт острой или хронической психологической травмы, специфических особенностей эмоционального реагирования личности. В 30-е годы ХХ века один из основателей психосоматики Франц Александер разработал группу «классических психосоматических заболеваний», или «Чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.
Эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации. Их часто также называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении. Все большее распространение приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков. В исследованиях, проведенных в педиатрическом стационаре, у 80,9% детей были обнаружены нервно-психические расстройства, у 40% были психогенные причины заболеваний или же таковые отягощали их течение. 40% — 68% обратившихся к педиатру детей страдают психосоматическими заболеваниями.
Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей
Нарушение привычной схемы, то есть смена обстановки или круга друзей. 100% детей, помещенных в ясли, реагируют на это негативно. Негативно реагируют на детский сад 50% детей. А те, кто посещают школу, не меньше 25%, то есть четверть детей в школе испытывают негативные эмоции.
Неправильное построение распорядка дня ребенка. Для детей очень важны сон и бодрствование в восстановлении его гомеостаза. Если вы встретите родителей, которые утверждают, что их ребенок “сова” — поздно засыпает и поздно встает, то это не хорошо для ребенка и с негативной стороны описывает самих родителей.
- Неправильные методы обучения. Формы воспитания, приводящие к формированию патохарактерологической личности: отторжение, гиперсонализация, эгоцентрическое воспитание (подобно идолу семьи), а также воспитание с гиперпродукцией (со знаком гипер). Неправильное обучение приводит к частому возникновению негативных эмоциональных проявлений.
- Отсутствие необходимых условий для самостоятельных игр и занятий является четвертым фактором, влияющим на эмоциональную жизнь ребенка. В играх дети проявляют себя, что способствует созреванию их психики. Если авторитарная мать не предоставляет ребенку возможности для самостоятельного принятия решений, уделяет слишком много внимания его интеллектуальному развитию, навязывает деятельность несоответствующую способностям и возможностям ребенка, то в таких случаях ребенок имеет высокий риск психосоматических расстройств.
- Создание односторонней эмоциональной привязанности, то есть аффективной зависимости от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.
- Отсутствие единого образовательного подхода к ребенку. У школьников большую роль в возникновении негативных эмоций играет неумение справляться с учебной нагрузкой, враждебное отношение педагогов и неприятие в коллективе.
Наиболее патогенными факторами в дошкольном и среднем школьном возрасте американские исследователи считают смерть, развод, разлуку родителей, т. е. факторы, связанные с семейными отношениями.
Симптомы и признаки психосоматического заболевания:
- Неспецифическая наследственность, отягощенная соматическими нарушениями;
- Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
- Изменения в центральной нервной системе, приводящие к невральным изменениям;
- Личные качества;
- Психическое и физическое состояние во время стрессовых событий;
- Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
- Определенные факторы стрессовых событий.
Эти факторы не только участвуют в генезисе психосоматических расстройств, но и каждый в отдельности или в разных сочетаниях делают ребенка уязвимым к эмоциональному стрессу, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и тяжесть соматических расстройств.
Развитие психосоматических заболеваний у ребенка
Согласно современным представлениям, соматизация рассматривается как незрелая или примитивная психическая защита. «Защита», в данном случае, -это совокупность действий организма, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости состояния человека. Иными словами, защита необходима для возвращения психики в состояние равновесия. Она необходима для того, чтобы совладать с сильными чувствами: страхом, тревогой, горем, грустью и т.п., или избегать их, а также сохранять чувство собственного достоинства. Примитивная защитная реакция психики в виде телесного недуга направлена на укрепление границ между «я» как частью психики и внешним миром. Соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к обработке психического опыта. Потому что телесные проявления более архаичны и первичны, чем мысли, вербальные и аффективные реакции.
Нервные изменения способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а значит изменению динамики кровотока, гормональных выбросов и др. Эти сдвиги, наряду с преимущественным вовлечением центральных механизмов, являются следствием усиленного или болезненного изменения сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и контролем функций внутренних органов наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, являются важнейшими факторами нарушения нейродинамических процессов в центральной нервной системе и возникновения психосоматических расстройств.
Дети имеют высокий риск психосоматических расстройств, связанных с такими качествами характера, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к изменениям с преобладанием негативных эмоций.
Выявлены личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, низкий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной гиперсоциальностью для достижения высоких результатов. Глубина осознания стрессовых событий и особенности личности, от которых зависит, будет ли событие стрессовым для конкретного человека или нет.
Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания. Ребенок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска заболевания.
Болезненные симптомы ребенка могут быть единственным выражением распада семьи
Гораздо сложнее понять истоки психосоматических расстройств у детей раннего возраста и выявить замаскированные, соматизированные психические расстройства. Младенцы особенно чувствительны к нарушениям отношений с матерью. Вследствии нарушения гармоничного контакта с матерью из-за ее психологических проблем дети могут реагировать даже остановкой в развитии. Качественные нарушения в поведении матери могут привести к таким симптомам: отказ от кормления, рвота у новорожденных, колики у трехмесячных детей, детская экзема, постоянное и интенсивное покачивание на четвереньках и пр.
Проявление психосоматических заболеваний у ребенка
Среди психосоматических заболеваний выделяют психосоматические реакции, психосоматические функциональные расстройства и психосоматические заболевания.
К психосоматическим реакциям у детей относят реакции, возникающие при воздействии стресса, которые проявляются головными болями, нарушениями сна, энурезом, рвотой, головокружением, тахикардией, отсутствием аппетита.
К этой группе расстройств относится ментальная усталость. Клиническая картина астении проявляется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, слабостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, импульсивностью и гиперчувствительностью, ослаблением внимания и памяти, головной болью, шумом в ушах, вегетативными проявлениями.
Психосоматические реакции обычно недолговечны. Они возникают непосредственно после того, как дети переживают неприятные или опасные обстоятельства: нападение собаки и т.п.
Функциональные психосоматические расстройства у детей связаны, по-видимому, с более значимым для ребенка или подростка неблагоприятным обстоятельством или повторяющимися трудностями в жизни. Они не сопровождаются повреждением структур органов и систем. Их проявления разнообразны: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (анорексия, спазмы желудка, диарея, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дисритмия, артериальная дистония), органов дыхания (одышка, апноэ во сне, “невротический” кашель) и пр.
Специфическая психосоматика (психосоматические заболевания) — язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, атопический дерматит и др., характеризуются структурными нарушениями соответствующих органов и систем.
Для полного клинического обследования ребенка с целью выявления степени риска возникновения психосоматических расстройств используют психологические методы, способные выявить патологическую тревожность субъекта. Это личностные опросники Айзенка, Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности, тест Спилбергера и Люшера; методика выбора цвета незаконченных предложений; опросники детской тревожности Рейнольдса, Клинединста; семейный паттерн и др.
Лечение психосоматических заболеваний у детей
Осуществление профилактики и лечения детей с психосоматическими расстройствами требует создания необходимых условий. Организация медицинской помощи должна основываться на понимании того, что описанные нарушения являются по существу заболеваниями адаптации. В связи с этим на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей с высоким риском расстройств.
Уход за психосоматическими больными должен осуществляться педиатром совместно с терапевтом и психиатром. Лечение должно быть направлено не только на соматическую и психопатологическую симптоматику, но и на коррекцию влияния социально-психологических факторов и психосоматических реакций, возникших у ребенка в ответ на заболевание.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родителям должна быть предложена психологическая поддержка. Посредством собеседований, консультаций у родителей формируется возможности создания доверительных, поддерживающих и эмоционально теплых отношений с детьми, необходимых для профилактики психосоматических расстройств.
Сегодня психологическое обследование и психотерапия ребенка становится реальностью. В связи с этим тесное сотрудничество педиатров, психологов, терапевтов, психиатров должно обеспечить не только диагностику и лечение соматических заболеваний, но и эффективное изучение личностных и психологических трудностей ребенка, от которых зависит успех терапевтического вмешательства.
Оригинальная статья: Yiming Wang — Psychosomatic diseases in children
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: психосоматика, психосоматика у детей, причины болезней у детей, заболевания кожи у детей, заболевания сердца у детей, заболевания у младенцев
Из статьи узнала,что психосоматическое заболевание – это заболевание души,показанное человеку через тело.Под нарушением функций органов и систем лежит хроническая психологическая травма.Оказывается ещё в 30-е годы ХХ века была разработана «Чикагская семерка» психосоматических заболеваний: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.Две из семи присутствуют у меня-гипертония и как разновидность бронхиальной астмы-аллергия на цветение сорных трав.Открытием для меня стало то,что психосоматика-это расстройства,которые являются болезнями адаптации или цивилизации и их часто также называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении.Статья посвящена детям,и я думаю,что она очень поможет молодым родителям адаптировать своих детей к стрессу и максимально уменьшить появление психосоматических заболеваний.
Очень сложно далась эта статья моему пониманию. Вроде не такая сложная тема, но видимо чуть более умная информация дается тяжело моему не такому умному голове. В общем для себя я понял, что для ребенка нужно создавать нормальные условия обитания — счастливая семья — здоровый ребенок. В семье должно быть тихо, спокойно, понятно. Нужно следить за его распорядком дня, чтобы ребенок нормально отдыхал, вовремя ложился спать, вовремя вставал и т.п. Помогать ему адаптироваться к новым условиям — школа, садик…ну надеюсь, что институт и работа сюда не входят) И следить за его поведением, чтобы понимать, на сколько эта адаптация к новым условиям ему дается. И при выявлении изменения поведения и каких-то нехороших симптомах — обращаться к специалистам, при условии, что самому не получается это поправить по первым двум пунктам, а именно спокойная семья и распорядок дня. Вот собственно то, что полезного для себя я нашел, благодаря этой статье. И это в основном, как недопустить психосоматических расстройств у ребенка. Спасибо за статью.
Первый раз я познакомилась с понятием психосоматическое заболевание, когда у меня случилась в жизни неприятность. Подружку дочери искусала моя собака, непонятно было, восстановится ли двигательная активность покусанной руки. Я переживала, 5 дней стресса. У меня открылась язва желудка. О причинах моей болезни мне сказала моя врач-гомеопат. Я долго лечилась, потом заинтересовалась психологическими причинами в развитии разных заболеваний. Некоторые психологи считают, что даже переломы конечностей имеют психологическую причину. Я убедилась в этом сама, когда дочь поломала ногу. И поэтому, как только я заболеваю, я думаю в первую очередь о том, что мне хочет сказать мое тело в обратной связи. Ведь оно не имеет языка и может сказать о том, что у него есть какие-то потребности через заболевание. Вот недавно начался синусит. У меня был огромный список дел, которые я намечала сделать, очень устала в последние две недели. Но не отдавала себе отчет в этом. А тут небольшая температура уложила меня в постель. Я сразу поняла это, дала себе отдых на 2 дня, отнеслась к этому с признательностью. Раньше бы я переживала, что дела пришлось отложить, теперь я понимаю, как важно оказать поддержку телу. После того, как мне все стало понятно, сознание прояснилось, я ведь знала, какое гомеопатическое средство мне помогает. Выпила, через час почувствовала себя лучше, сейчас долечиваюсь. Дети своими болезнями также хотят бессознательно донести до родителей информацию о том, что есть проблема. Когда я узнала о психосоматической составляющей заболеваний, я по-другому стала относиться к лечению. В первую очередь нахожу психологические причины заболевания, принимаю меры, потом уже лекарствами привожу в норму организм ребенка. Как я убедилась на собственном опыте, пока я не решу проблемы, заболевание снова и снова будет повторяться.
Вырастить здорового ребенка задача не из простых. И тут родителям нужно много информации и много навыков. И как видно из статьи основное что надо сделать родителям — это пройти курс реабилитации от своих детских травм, чтобы не наносить их своим детям. Как известно дети получившие в детстве психологические травмы вырастают в тревожных и неуверенных взрослых, замкнутых и часто агрессивных. И тот факт, что они сами в детстве не получали любви и заботы говорит о том, что став взрослыми они скорее всего не смогут дать этого своим детям. Последние исследования показывают, что практически 80% детей получивших психологическую травму заболевают психосоматикой. Снятие последствий травмы повлечет и к купированию симптомов заболевание и к снижению восприятия организма к инфекционным заболеваниям. Да и общее снижение уровня тревожности после психотерапии приведет к улучшению качества жизни и ребенка и взрослых.
Статья ещё раз показала огромную значимость психического здоровья человека для его благополучного существования. И дети в этом плане не исключение.
Даже через много лет очень четко помню, как мама приводила меня в детский сад, я переступала порог группы и начинала плакать, потому что болел живот. Он на самом деле болел. Я не придумывала. Меня водили к врачу, давали какие-то таблетки, но причины не находили. Мама брала отпуск или больничный. Неделю-две дома все было замечательно. В саду все начиналось снова. Видимо, это и было то, что описано в статье.
Дети на самом деле очень часто не могут сказать родителям о своих переживаниях словами. И тогда о душевных проблемах говорит организм. Говорит явными заболеваниями, которые уже невозможно проигнорировать или не заметить.
Читая эту статью я вспомнил о своем детстве. Сейчас я сам не могу точно сказать, болел ли я действительно или же просто хотел привлечь внимание мамы. Но, я помню как пытался показать ей то, что мне очень больно в связи с этим мне нужна её забота и внимание. Причем совпало это с рождением моей родной сестры… Наверное ничего удивительного. Т.е. своей болезнью я оправдывал то, что мама будет со мной. В принципе я использую такую же стратегию и в данный момент. Когда мне нужно, оправдать свое бездействие или неспособность что-то сделать, я начинаю заболевать. Например в случае тяжелой рабочей нагрузки и в особенности если, я что-то не сделаю в срок — привет болезнь! это выгодная стратегия… Которую я использовал всю жизнь.
Благодарю за статью! 🙂
Я считаю, что так или иначе, все болезни имеют психосоматическую природу. Как отклик организма на внешнюю среду. В основе нарушения гомеостаза, как уже отмечено в статье, стоит проблематика адаптации. В любом случае, тогда когда речь ведётся о проявлении психосоматических расстройств у детей, в первую очередь это связанно с ближним окружением ребёнка. И работу по устранению причин болезни ребёнка, необходимо начинать с общения с его родителями. Самим родителям порой сложно отследить и осознать, насколько значима и влиятельна связь между ними и их детьми. Что нерешённые ими вопросы, будут вынуждены решать их дети, в довесок своим собственным. Зачастую, выявление и устранение нарушений коммуникации в семье, ведёт к исчезновению симптоматики у ребёнка. Вот почему, важна семейная психологическая профилактика, в качестве регулярной практики.
Узнал, что есть личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. Это замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций. Для меня остался открытым вопрос, под влиянием психосоматических заболеваний они формируются или развиваются параллельно под воздействие неблагоприятных факторов. Но в любом случае, видно что эмоциональные переживания могут приводить к повреждению структур внутренних органов и систем. Не вирусы и бактерии, а эмоции приводят к таким печальным последствиям. И что печально, лекарствами и процедурами такие заболевания не вылечить. Только психотерапия.
Корни всех проблем в голове, тело и психика связаны тесно между собой. Только всплывает старая наболевшая проблема, тут же находится ее отголоски в теле в виде обострения хронического заболевания, поднятия температуры, обострения аллергии и т.д.Я в детстве всегда страдала аллергией в острой запущенной форме. Врачи только и разводили руками от чего она возникала. Прочитав статья четко осознала от чего она возникала.
Наше тело всего лишь подстраивается под наше настроение, наши мысли. Поскольку большинство людей свои мысли и эмоции даже не отслеживают и не осознают — наше тело выступает очень удобным средством обратной связи, показывая, что в данной его части, под воздействием негативных эмоций, что-то работает не так. Наше тело начинает сигнализировать болью и дискомфортом уже в крайних случаях, когда наши эмоции долго остаются не услышанными, а душевная боль продолжает расти. И за это ему нужно быть благодарной, чем обижаться и сетовать на то, что оно нас подводит и не дает спокойно жить.
Из статьи я узнал, что в современном мире у ребёнка практически нет шансов не страдать от каких-либо психосоматических расстройств. Понятия не имею как надо организовать мир вокруг ребёнка, чтобы каким-то образом снизить риск возникновения этих расстройств. Даже знания о факторах их провоцирующих мало помогают ну этом пути. К сожалению, современная жизнь такова, что с каждым днём возникает всё больше факторов, на которые сам человек повлиять не может. Поэтому тут можно стремиться только к тому, чтобы каким-то образом минимизировать негативное влияние на ребёнка. В свете всего вышесказанного наибольшие надежды я возлагал на часть статьи с информацией непосредственно про лечение психосоматических заболеваний. Думаю, информация из статьи будет справедлива и в отношении уже взрослых людей. Т.к. у многих сохраняются шаблоны поведения, в том числе и психосоматические, ещё из детства. По себе я таких шаблонов особо не отследил. Единственно что вспоминается, в детстве, каждый раз, когда нужно было работать в огороде у моего брата всегда начинал болеть живот. Уже тогда я подозревал, что это не просто совпадение.
Спасибо большое за статью!
На занятиях Вячеслава Михайловича я понял, что ничто не проходит бесследно. Так или иначе, события в нашей жизни влияют и наше здоровье в том числе, при этом иногда не знаешь, откуда ждать удара — в этом и заключается коварность.
Когда речь заходит о воспитании, уходе и здоровье ребенка, то здесь решающее влияние имеют родители — то, как они воспитывают своего ребенка, какую выстаивают модель поведения как с ребенком, так и между собой, какие применяют методы обучения или вообще действуют по наитию, не задумываясь о последствиях. Серьезной проблемой является, когда родители выбирают разную моделью воспитания.
Также откровением стало, что каждый 4-й ребенок не любит школу. Для какой страны проводилось исследование? Не могу понять: то ли совсем не знаю детей, сверстников, которые прямо любили школу, то ли наоборот у нас был дружный класс и большинство более-менее ходило с удовольствием.
Спасибо за довольно подробную статью о психосоматических заболеваниях у детей, о причинах их возникновения, симптомах, проявлениях и лечении. Также для меня имеет значение описание основных понятий, о которых идёт речь. Так, основываясь на определении «психосоматического заболевания», я могу сделать вывод о том, что психосоматического заболевания, даже в его лёгком проявлении — в виде психосоматической реакции, скорее всего, не избежать никому. Каждый человек в своей жизни подвергается воздействию психотравмирующих факторов или имеет опыт психологической травмы. Но здесь также есть и положительный момент, состоящий в том, что степень проявления психосоматического заболевания зависит от специфических особенностей эмоционально реагирования личности. И работая над способностью реагирования можно корректировать ряд заболеваний вплоть до полного исцеления. Для меня была интересна информация о том, что соматическая реакция развивается при очень слабой способности человека к обработке психического опыта, так как телесные проявления являются более первичными, чем мысли и аффекты. Я также узнала о том, что существует три вида проявления психосоматических заболеваний у детей: психосоматические реакции, функциональные психосоматические расстройства и психосоматические заболевания. Так как психосоматические заболевания являются заболеваниями адаптации детей, то я считаю, что именно этому и надо уделять больше внимания их родителям, воспитателям в детских садах, учителям в школе. При соответствующей своевременной психологической поддержке детей и окружающих их людей можно будет избежать многих проявлений психосоматических заболеваний. Да и терапия у психиатра в этом случае вряд ли потребуется. Любите своих детей и они будут здоровы!
В статье предоставлена исчерпывающая информация о психосоматических заболеваниях.
Так сложилось, что ни я, ни жена в ясли/сад не ходили. Тем не менее, не имея личного опыта в очередь на детский сад при рождении ребёнка мы встали. А статистические данные, приведённые в статье поражают! Негативно реагируют на ясли 100% детей, на сад 50%. Данные отрезвляют и заставляют ещё раз обдумать решение.
Интересно было узнать, что среди психосоматических заболеваний выделяют — психосоматические реакции(как правило недолговечны), функциональные расстройства( не сопровождаются повреждением структур органов и систем) и специфическая психосоматика (характеризуется структурными изменениями органов и систем).
Впервые узнала о том ,что есть ннекая «Чикагская семерка» психосоматических заболеваний. «Эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации»- отличное объяснение я считаю. статья интересна еще тем,что даются причины их возникновения, такие как режим дня и проблемы адаптации в коллективе . Интересно ,что в восстановлении нормального гомеостаза важную роль играет режим. Заметила это по своим детям. Еще раз убедилась что на здоровь Ре влияет как наследственность, так и приобретенные качества, связанные со стрессом.Неблагоприятные семейные факторы влияют на вероятность заболевания в любом возрасте,даже младенец реагирует на изменения и стресс мамы таким образом. Ребенок имеет тесную психологическую связь с родителями, поэтому практически все важные негативные изменения в их жизни . Но и есть другой момент: Глубина осознания стрессовых событий и особенности личности, от которых зависит, будет ли событие стрессовым для конкретного человека или нет. Например водной семье росли , а повеление разное у детей.
Узнала определение понятия «соматизация»,которая рассматривается , как незрелая или примитивная психическая защита. Спасибо
О таком явлении как «чикагская семёрка» или группа «классических психосоматических заболеваний » разработанном Францом Александером я слышу впервые , хоть и психосоматикой в целом знакома. Достаточно интересно узнать, что в список классических и наиболее распространенных заболеваний имеющих психосоматическое происхождение. Так же весьма интересно было узнать и о причинах возникновения психосоматических заболеваний у детей. Вполне предсказуемо, что смена обстановки для детей это достаточно значимое событие которое так или иначе оказывает на ребенка влияние, но о том, что это может быть толчком к развитию психосоматического расстройства я представления не имела. С иными причинами возникновения подобных заболеваний все понятнее, конечно же и неправильный режим дня и такое сильное потрясение как смерть или развод родителей несёт для ребенка как психологические так и последующие физические последствия негативного характера. Так же крайне полезно было узнать и о симптомах и признаках психосоматических заболеваний у детей. Но самым любопытным и интересным оказалась информация о формировании личностных особенностей, связанных с психосоматическими расстройствами. Статья крайне информативна и полезна и в плане пояснения методов профилактики.
Из статьи узнала, что психосоматическое заболевание – это нарушение функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, опыт острой или хронической психологической травмы, специфических особенностей эмоционального реагирования личности. Такие расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации.
В статье довольно подробно приведены причины психосоматических заболеваний, признаки и формы проявления. Новом для меня стало, что лечение таких больных должно быть направлено не только на соматическую и психопатологическую симптоматику, но и на коррекцию влияния социально-психологических факторов и психосоматических реакций, возникших у ребенка в ответ на заболевание. В первую очередь, для ребенка должны быть созданы благоприятные условия в семье. Для этого родителям должна быть предложена психологическая поддержка. Посредством собеседований, консультаций у родителей формируется возможности создания доверительных, поддерживающих и эмоционально теплых отношений с детьми, необходимых для профилактики психосоматических расстройств.
Хорошая статья. В ней доступным языком описано причины возникновения психосоматических расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.После прочтения данной статьи стал вспоминать свои детские болячки и с уверенностью в восемьдесят процентов могу сказать , что в юные годы был подвержен психосоматическим заболеваниям, я конечно могу ошибаться , но исходя из условий возникновения психосоматических расстройств мои выводы не стоит списывать со счетов. Считаю данную статью хорошим подспорьем для родителей, чтобы они задумались при воспитании детей , какие заболевания у них возникают и постараться выявить причину , владея новой информацией , легче будет обратить внимание и понять психосоматическое расстройство это или нет. Спасибо.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что психосоматическое заболевание у детей – это нарушение функций организма, в котором главную роль играют воздействие психотравмирующих факторов, хронические психологические травмы, специфические особенности эмоционального реагирования личности. Я согласна, что ничто в нашей жизни не проходит бесследно и корень всех бед лежит глубоко внутри – в детстве. Мне понравилось, что статья написана очень понятным языком. Так же узнала, что есть личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. Это сдержанность, преобладание отрицательных эмоций недоверчивость, замкнутость, тревожность, склонность к фрустраций. Отрицательная сторона это то, что эмоциональные переживания могут приводить к повреждению структур внутренних органов и систем. Однако выход есть. Если с помощью специалиста работать над своей способностью реагирования можно корректировать ряд заболеваний вплоть до полного исцеления.
Из статьи я узнала, что психосоматические заболевания являются болезнями адаптации или цивилизации. Их часто также называют стрессозависимыми.
Причины возникновения заболеваний:
Неправильные методы обучения.
Отсутствие необходимых условий для самостоятельных игр и занятий является четвертым фактором, влияющим на эмоциональную жизнь ребенка. Создание односторонней эмоциональной привязанности, то есть аффективной зависимости от кого-либо или отсутствие эмоционального понимания со стороны членов семьи.
Отсутствие единого образовательного подхода к ребенку.
А также симптомы и признаки психосоматического заболевания:
Неспецифическая наследственность, отягощенная соматическими нарушениями;
Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;
Изменения в центральной нервной системе, приводящие к невральным изменениям;
Личные качества;
Психическое и физическое состояние во время стрессовых событий;
Неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
Определенные факторы стрессовых событий.
Если основываться на теории эволюции, то психика возникла именно как приспособленческий механизм, обеспечивающий выживаемость и видовое разнообразие. Но как же тонок этот механизм и беспощаден подчас. Ради своей сохранности, психика уничтожает сам организм. Гормонально-вегетативная реакция организма в ответ на травмирующие события вызывает различные заболевания организма. Кроме того, родовая депрессия матери может привести к отказу от кормления у ребенка, что является вообще угрозой продолжения вида. Психосоматическим реакциям подвержены в большей степени дети, так как их психика еще не обладает достаточной компенсаторной функцией для реакции на травмирующие факторы. Кроме того, заболевание тем вероятнее и тем тяжелее, чем дольшему воздействию подвергается психика. То есть с одной стороны механизм возникновения психосоматической реакции физиологически обусловлен, с другой — призван сосредоточить внимание организма на себе самом и лечении, а с третьей — угроза вымирания как побочный эффект.
Всегда знала , что ясли ничем хорошим для ребёнка не заканчиваются . И даже тогда когда знакомые родители а далее говорили : «мы отдали в ясли , и ребёнок воспринял это нормально» , про себя я думала «дальше будет видно». И вот ч получила научное подтверждение своих мыслей.
Собственно , в статье описаны очевидные истины — гармоничная семья — гармоничное воспитание — все с ребёнком хорошо .
Главная задача родителей , воспитать себя , чтобы собственным примером показывать ребёнку , как правильно и как надо . Показывать , во сколько ложиться спать , важность распорядка дня и тд. А так же важно быть внимательным к своему ребёнку и наблюдательным . Чтобы вовремя заприметить , если с ребёнком что-то не так . А далее правильно среагировать , показать правильным специалистам . В общем , без психологии никуда !
Из статьи узнала определение психосоматического заболевания. А также, что еще в В 30-е годы ХХ века была разработана группа «классических психосоматических заболеваний». Также узнала, что эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации.
Для меня суть психосоматики всегда заключалась в фразе «Все болезни от нервов». Причем, детские болезни — от нервов мамы. Оказывается, это так, но всё намного глубже. Наше тело — как обратная связь наших чувств и эмоций, своеобразная защита, которая необходима для возвращения психики в состояние равновесия. Эта защита нужна, чтобы было легче совладать с сильными чувствами. Открытием для меня также стало, что соматическая реакция развивается при очень слабой способности индивида к обработке психического опыта.
После прочтения статьи для себя сделала вывод, что буду более внимательно относиться к различным физическим и телесным проявлениям, своим и дочки. Видеть в данных проявлениях нечто большее, чем просто «подхватила вирус».
На мой взгляд, не самая легкая для восприятия статья. В нее авторы попытались «впихнуть» информацию о том, что есть психосоматика, причины ее появления (в частности, у детей), классификацию методов выявления и лечения, рекомендации для родителей и лечащих специалистов. В общем, «кашка» еще та получилась…
Однако для себя я все же отметил некоторые вещи. В частности, раньше не знал, что к однозначно психосоматическим заболеваниям относятся бронхиальная астма, тиреотоксикоз и ревматоидный артрит, а также что они входят в «Чикагскую семерку» таких заболеваний.
Довольно интересно было проследить объяснение механизма возникновения соматической реакции как преобладания более архаичных телесных проявлений при слабой способности в переработке психического опыта этим человеком.
Полезной оказалась и классификация психосоматических проявлений на реакции, расстройства и заболевания. Стало более четко понятно, какой уровень функциональных проявлений задействован в каждом случае.
Из статьи также узнал о достаточном количестве психологических методов по выявлению склонности к психосоматическим расстройствам. И исходя из цифр, приведенных в начале статьи, показывающих, что жизнь ребенка в современном динамичном обществе не может не быть стрессовой и психотравмирующей, стоит согласиться с авторами, что раннее выявление детей с высоким риском расстройств критически важно.
Очередная статья про важность гармоничных отношений внутри семьи. Если в семье есть дети, то они принимают так же удар на себя, а иногда и больший чем родители, в результате психосоматическая система организма не выдерживает стрессового напряжения и ломается под гнетом обстоятельств. В этой статье подробно говориться о том, что важно принимать взвешенное решение по поводу выбора партнера, и понимания в дальнейшем у обоих родителей того, что нужно стараться принимать максимальное усилие к тому, чтобы сохранить семью, так как последствия для ребенка будут «на лицо» так сказать. Из статьи я узнал, что среди психосоматических заболеваний выделяют психосоматические реакции, психосоматические функциональные расстройства и психосоматические заболевания, а так же, что они из себя представляют.
Я очень серьёзно отношусь к психосоматике. Ещё учась в университете я заметила, что во время сессии во время экзаменов у меня происходит расстройство жкт. И я чётко связывала это, с переживаемым мною стрессом. Если говорить про моё детство, то там можно тоже заметить много доказательств психосоматических заболеваний. Мы вообще с сестрой часто болели. И я связываю это с достаточно напряжённой обстановкой в семье. Когда ситуация поменялась в семье, тогда и мы перестали регулярно лежать в больницах. Дети вообще очень восприимчивы ко всему, что происходит в семье. И поскольку повлиять на ситуацию зачастую они не могут, в результате весь стресс проявляется на теле, через болезни. Для меня удивительной стала информация, что есть наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. Получается есть люди менее расположенные к ним. Это интересно. Я думала у всех работает примерно одинаково. Сколько всего передаётся по наследству и с этим ничего не поделаешь.
Не так давно с мамой вспоминали, как я часто болела и сидела дома, когда надо было ходить в садик. Хорошо бабушка была жива и проводила время со мной. Вот это точно была психосамотическая реакция. Видимо мне нахватало внимания. В садике воспитательница говорила, что же вы будете делать , когда время прийдет в школу ходить, ведь она учиться не сможет. Это я помню. Вот в школу я ходила с удовольствием и очень редко болела. Говорили переросла, но на самом деле изменилась обстановка в семье, мы переехали в большую квартиру и стало более спокойно. Вот поэтому верно в статье все сказано. Ребёнку надо внимание, режим и спокойные родители.
Из статьи узнала, что один из основателей психосоматики — Франц Александер, который разработал группу «классических психосоматических заболеваний», или «Чикагская семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.А также то, что эти расстройства являются болезнями адаптации или цивилизации и их часто называют стрессозависимыми, что подчеркивает важную роль психосоциальных влияний в их возникновении. Все большее распространение приобретают психосоматические расстройства у детей и подростков.Сразу вспомнила своего коллегу, у которого была очень часто болеющая дочка. Он с женой находился постоянно в предразводном состоянии, но как только дочка заболевала, они с женой забывали об обидах и ссорах и вместе ездили по бесконечным врачам, беспокоясь о дочке. Т.е. чистой воды психосоматика.Так же узнала, что есть личностные особенности, которые чаще всего в различных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. Это сдержанность, преобладание отрицательных эмоций недоверчивость, замкнутость, тревожность, склонность к фрустраций. Отрицательная сторона это то, что эмоциональные переживания могут приводить к повреждению структур внутренних органов и систем.Это и есть сильнейшая мотивация для похода к психологу, возможно, всей семьей,уж если не ради себя, то хотя бы ради детей.
Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.
Впервые узнала из статьи о «Чикагская семерке»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, атопический дерматит.» Нашла себя и своих знакомых. Сразу вспомнилась фраза, «все болезни от нервов один СПИД от любви». Повышение ответственности родителей, разъяснение понятия психосоматические заболевания позволит изменить ситуацию в России. Я вижу брешь в этом аспекте. Дети теряют зрение, не желая видеть что происходит в их семье, сутулятся прячась от негатива, болеют, таким образом привлекая внимание собственных родителей. Родители должны перестать бояться психологической помощи и знать где её можно получить.
Шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте караются расстрелом. Почему-то именно так я воспринимаю ситуацию психосоматических заболеваний у детей. Да, выявлено, да, изучено, да, доказано. Но никто из родителей не застрахован от ошибок, никто из них с первого раза не сделает все идеально. Оправдалась, хорошо. Теперь по факту: многие заболевания можно вылечить путем последовательных правильных манипуляций. Однако лучше и уместнее предотвратить, создавая детям соответствующие условия. Если действовать совместно родителям, врачам, педагогам, психологам, то возможен успех в излечении самых тяжких недугов. Попытки предпринять что-та наугад, прослушав советы Лабковского или Ракова, скорее, приведут к вреду, чем пользе
Мне всегда казалось, что психика детей очень нежная и чувствительная и требует особо бережного отношения. И данная статья тому подтверждение. Даже у малышей стресс может вызвать психосоматическую реакцию. Вот не зря все таки на востоке придумали систему воспитания, когда до 5 лет ребенок царь, которого охраняют и которому все можно. Ведь именно такой подход помогает сохранить не только психику, но и физическое здоровье ребенка.Как стало пьнятно из статьи. Статья получилась объемная и с большим количеством информмции, надо будет сохранить ее себе и перечитать.Мне очень понравилось, что в кьнце когда говорится о помощи детям используют комплексную терапию и работу с родителями. Ведь они всегда будут главными в проблемах здьровья детей.
Очень полезная и интересная статья. Для меня практически все было открытием, т.к. пока своих детей нет. Но я могу судить по себе и о том, чем я болела в детстве и судя по информации в статье у меня были, и даже остались психосоматические заболевания. Все-таки «главней всего – погода в доме», но помимо этого в статье говорится, что есть еще ряд факторов, не только домашних, которые влияют на психику ребенка. А еще я очень удивилась тому, что 100% детей, помещенные в ясли реагируют на это негативно. Почему нельзя ввести такой закон, который бы запрещал родителям отдавать до 3-х лет детей в ясли, чтобы у него появился шанс в детском саду избежать возникновения психосоматических заболеваний?! В общем, для того чтобы достаточно усвоить полученный материал, я прочла статью три раза. Спасибо за предоставленную информацию.
Когда читала статью подумала — это же пособие для определения психосоматических заболеваний у себя и предупреждение этих заболеваний у детей! Только есть одна незадача — это отсутствие специалистов, способных распознать что именно это заболевание связано с психосоматикой и что нужно посетить психолога. Обычно, врачи общей и узкой практики назначают фармацевтические препараты, вместо того, чтобы обратить внимание на возможную первопричину. Ну или я чего-то не знаю. Остается только одно — самим родителям обращать внимание на детей, ориентируясь на обстановку в их семье, на возможные стрессовые факторы. Как это можно сделать? Повышать самообразование в сфере психологии, что собственно и делают учащиеся в институте психологии. Обучение и любовь к людям…иначе никак!?
Меня вообще не удивляет идея психосамотических заболеваний у детей. Самое распространенное, что наблюдала я — это когда мама выходит из декрета на работу и ребенок начинает регулярно болеть. Все думают, что дело в садике. А на самом деле ребенок бессознательно включает в себе механизм заставляющий маму оставаться дома.
Я согласна с автором, что для ребенка крайне важно соблюдать распорядок дня. Он дает ребенку стабильность и ощущение безопасности. Я наглядно вижу это на своем ребенке. Сын заснувший в 12 и сын заснувший в 10 — это два абсолютно разных мальчика, возбудимость ребенка крайне увеличивается при сбитом режиме.
Очень интересная тема психосоматика для меня. Но немного расстроила статья. Были другие ожидания. Ожидания из серии, «такого рода стресс» — проявляется «вот так». А получилось какое-то общее описание. Некоторые психосоматические заболевания мне знакомы именно из опыта. Особенно большинство из них у меня было в детстве. Но к сожалению есть и те которые перекочевали и во взрослую жизнь. Хотя я о некоторых знаю и стараюсь не допускать такие ситуации в своей жизни. Но иногда ситуация выходит из под контроля и после я уже работаю с последствиями стресса.
Из статьи узнал, что психосоматические заболевания, в переводе с греческого, где психо это душа, а сомо — тело, имеют почву психологических травм. Так же интересно было узнать, что мама, которая недаёт своему ребенку нормально развиваться, то-есть гулять, играть со сверстниками и друзьями, навязывает ему обучение не соответствующее его способностям — делает ребенку только хуже и у такого ребёнка большая вероятность к развитию психосамотических расстройств. Незнаю, как мы выросли, в школе и на улице всегда драки, в армии дедовщина и ничего. Спорт укрепляет и заколяет. А сейчас кибер-спорт. От этого и болячки у детей: язвы, с кожей что-то не так и прочие болезни души и тела. Очень интересная и полезная статья. Спасибо.
Спасибо за статью ! Информация для меня не новая , но очень актуальная ! С удовольствием прочитала комментарии, интересно, как у других людей это проигрывается. Лично я столкнулась с психосоматикой три года назад. Как — то сын выходил из дома в школу и сказал , « Как же меня задолбала эта школа !» Уже через два часа я забирала его из школы с температурой. Так он проболел год ,учась неделю в школе, три дома. Спустя время я только задумалась , что вообще происходит? Почему мой ребёнок хочет быть дома? Конечно, дома он лежит беззаботно на кровати, играет в планшет, ест всякие лакомства, никаких требований. Я увидела, что у него нет мотивации выздоравливать . Ещё я поняла, что слишком строга с ним, когда он здоровый, не проявляю достаточно внимания . Пришлось наладить баланс , снизить планку требований, когда он здоров. В итоге, болеет намного реже и легче. Есть ещё над чем работать, но в лечении любых заболеваний у ребёнка, я в первую очередь сейчас смотрю на его психическое состояние.