Что делать родителям, когда учителя задают домашнее задание в школе?
И снова в школу! Это во многом меняет жизнь каждого члена семьи. Ведь снова грядут домашние задания!
Как и во многих аспектах воспитания подростков, существует огромное количество мнений о ценности и управлении выполнением домашней работы. Надеемся, эта статья поможет родителям разобраться.
Для одних родителей выполнение домашнего задания – это часть ответственности, которую несет подросток, учась в школе. Учителя задают домашнее задание, чтобы ребенок лучше усвоил школьный материал.
А для других родителей домашнее задание – это что-то вроде вторжения учителей в семейную жизнь с их образовательными требованиями. И теперь нужно как-то справляться с этим дома.
По большому счету, домашнее задание – это головная боль для всех. Это задания, которые подросток вынужден выполнять зачастую в ночное время, а родители вынуждены контролировать, пока тот не закончит. Потом учитель должен проверить это и поставить оценку, создавая еще больше бумажной работы. Домашнее задание создает нагрузку на всех.
В большинстве государственных и частных школ существует система домашних заданий. В средней школе, по сравнению с младшими классами, появляются новые предметы и новые учителя, а домашней работы становится намного больше.
Если домашнее задание — это не что иное, как бремя, то зачем же его давать? Ответ один – это может принести свои плоды. У подростка есть возможность практиковать академические навыки, работать над проектами и получать дальнейшие знания. Молодой человек, способный заставить себя выполнять задания, которые так не хочется делать, развивает в себе самодисциплину и трудовую этику. В лучшем случае, домашнее задание вовлекает подростка в учебный процесс уже после школы и помогает закрепить то, что было пройдено в школе.
К началу старших классов домашнее задание уже считается академическим. Например, очень распространенной причиной неудач и падения достижений в раннем подростковом возрасте является игнорирование домашних заданий. Теперь невнимательно и не полностью выполненные задания могут повлиять на общую успеваемость и оценки.
Одна из основных причин «неудачных» усилий, — это отсутствие формирования навыка трудовой этики, когда подросток хочет побыстрее избавиться от уймы домашнего задания. Для подростка порой проще выполнить задание быстро, а не правильно. В раннем подростковом возрасте ребенок становится более социально ориентирован. И теперь академическая успеваемость может быть для него менее приоритетной, чем в детском возрасте, ведь свобода и друзья теперь имеют большее значение.
Таким образом, особенно в средней школе, добросовестным родителям стоит быть внимательными:
- выясняйте, есть ли домашнее задание
- записал ли ребенок все задания и принес необходимые материалы домой
- действительно ли домашнее задание было сделано адекватно или сделано вообще
- было ли выполненное задание сдано учителю
По всем четырем пунктам, необходим надзор родителей, что обязательно принесет свои положительные плоды в будущем.
Подростковый период – это очень непростое время для вашего ребенка, когда он может быть рассеян или попросту часто недоволен. Поэтому именно в это время просто необходимо следить за подростком, чтобы поддержать его/ее академический рабочий потенциал! Просто позволить подростку страдать от неудачных последствий своих неуверенных усилий будет безответственно. В этом возрасте недовольный подросток легко сбрасывает со счетов успеваемость в школе и счастлив от того, что делает меньше, а не лучше. И дальнейшая успеваемость ребенка находится под большим вопросом.
У подростков есть удивительная способность к бесконечной рассеянности, отвлеченности внимания и прокрастинации, что может превратить тридцатиминутное задание в стрессовое трехчасовое испытание для родителей. Естественно, родители проклинают все на свете и сокрушаются на то, что вынуждены заканчивать то, что начал учитель.
Возникает вполне резонный вопрос: «А как же потребности моего ребенка в отдыхе, как насчет времени с семьей и домашних обязанностей, времени на личные интересы, да и просто поиграть?» И теперь логично задаться вопросом: «Сколько же достаточно домашних заданий?»
Я не знаю. Возможно, решите что-то вроде этого: в средней школе и старших классах необходимо несколько часов сосредоточенного времени, потраченного на домашнюю работу вечером в рабочие дни и выходные.
Будьте тверды в уверенности, что домашнее задание должно быть сделано тщательно. Оставайтесь чуткими к естественной нетерпимости подростка к школьным домашним заданиям, и обязательно оцените самодисциплину подростка в его выполнении.
Сайт: псиблог.рф
Оригинальная статья: Carl E Pickhardt- Parenting Adolescents and the Doing of Homework, August, 2019
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: подростки, средняя школа, школьная психология, возрастная психология, проблемы подростков
У подростков есть много удивительных способностей помимо бесконечной рассеянности, отвлеченности внимания и прокрастинации. Они могут так ловко увиливать от выполнения не желаемых ими заданий, что никакой опытный следователь не подкопается, не говоря о доверчивых родителях. Передо мной стоит вопрос не столько о контроле, надзоре и бдительности, что тоже важно, сколько о понимании, почему у большинства подростков нет искреннего интереса к школьному обучению. По моим наблюдениям, лишь незначительная часть учащихся воспринимает его как вынужденную необходимость и за бонусы или под страхом родительских угроз готовы выполнять домашние задания в полном объеме и качественно. Остальные стараются избегать или побыстрее отделаться, чтобы наконец заняться, чем хочется. Как замотивировать подростка таким образом, чтобы он добровольно и с песней делал то, что положено, себе во благо? Тогда и помощь в радость, и удовольствие от совместных поисков сложных решений, и целеустремленность и т.д. Без умения находить волшебную кнопку хоть следи, хоть контролируй, хоть вместе с ним в школу ходи, и в дневнике.ру живи — все без толку. Связь с педагогами, актуальность и своевременность заданных уроков, способ проверки, система требований и оценок, а так же многие другие аспекты — в этих вопросах ученику среднего и старшего звена приходится разбираться самостоятельно, родитель вряд ли сможет помочь. Выполнение домашних заданий, на мой взгляд, — скорее следствие стремления к успешному школьному обучению. Дисциплину, конечно, никто не отменял, с последний абзацем полностью согласна.
У меня пока нет детей, но статья очень интересная. Вспоминаю себя в подростковом возрасте и понимаю, что контроль со стороны родителей был бы не лишним. В 10 и 11 классе я была действительно всем недовольна и на успеваемость мне было наплевать. А школу закончила с четвёрками только потому что проявила смекалку, подошла ко всем учителям по которым выходили тройки и сказала, что хочу исправить, так как только по их предмету у меня выходит 3. Они мне дали задание. Я побежала к нашей отличнице, чтобы она их все решила и в итоге я закончила школу «хорошо». Поэтому я согласна со статьей, что за детьми в подростковом возрасте нужно следить и не спускать выполнение домашнего задания на самотёк. Спасибо за статью.
У меня ещё нет детей и я пока не столкнулась со всеми трудностями воспитания. Но помню как моя мама трижды перекрестилась когда мы с сестрой закончили школу. Мне кажется в этот момент она была по-настоящему счастлива. Вообще не уверена, что домашние задания ещё будут, пока я рожу и мои дети дойдут до подросткового возраста). Всё так быстро сейчас изменяется. Будут ли школы в том же формате? Статья полезна тем, что заставляет выделить внимание на конкретные вопросы в обучении. Так же интересной и важной мне кажется мысль, о том, что надо научить ребёнка учиться. Мне кажется желание и умение отдаваться процессу учёбы, понимание необходимости этого занятия гораздо важнее, чем сам результат. Под результатом я имею ввиду просо выполненное задание по каком-то предмету. Но акцент в домашней поддержке часто падает, на выполнение задания, чем на сам процесс. Выполнили и хорошо. Фух осилили это задание, все могут отдыхать. Таким образом родитель сам зачастую формирует негативное отношение у ребёнка к домашке и процессу обучения. Заинтересованность родителя порождает любознательность ребёнка. Желание не просто сделать и сдать, чтоб отстали. А узнать больше, углубиться в вопрос, разобраться в нём.
Да, в качестве родителя, я с каждым началом учебного года чувствовала, что попадаю в какую-то кабалу. С наступлением каникул приходило облегчение. Подобные ощущения определяются отношением родителей к своим детям в целом, к их воспитанию и развитию. Судя по возмущённым высказываниям знакомых мне родителей, их критики в адрес учителей и системы образования, по-моему основная их часть относится к наличию и необходимости выполнения домашнего задания именно как к вторжению «Чужих» в свою семью. Родители зачастую не готовы в силу своей занятости, отсутствия навыков воспитания и научения, формировать и поддерживать у ребенка продуктивное и положительное отношение к процессу самостоятельной подготовки к урокам. Если родители воспринимают выполнение домашнего задания как часть ответственности своего ребенка и мотивирует его в этом процессе, то это определяет успешность ребенка не только в школьном обучении, но и в последующей жизни. Позволю себе дать рекомендацию родителям, вынесенную из собственного опыта: если вы во время совместного выполнения домашнего задания чувствуете свою несостоятельность и не можете этого признать, «срываетесь» на ребенке, расстраиваетесь, ваш ребенок впадает в оцепенение или плачет, будьте благоразумны, наймите ему репетитора, так будет намного лучше для всех! Желаю удачи!
Из статьи узнал, что есть родители которые относятся к домашнему заданию в школе, как к вторжению в личную жизнь ребёнка и всей семьи. Многие из них ругаются и сокрушаются, что вынуждены заканчивать то, что начал учитель и что ребёнку совсем не остаётся времени на отдых, семейные дела и личную жизнь. До прочтения этой статьи я даже и не думал, что есть родители которые так думают. Я отношусь к числу родителей, которые считают, что выполнение домашних уроков позволяет ребёнку становиться послушным и дисциплинированным, то-есть внушаемым. Что ведёт к успешной жизни маленького человечка. Ребёнок неслушающий родителей, неслушает учителей, тренера в секции, друзей (если они есть) и взрослых людей. Всё это ведёт к незнанию, неуважению и эгоизму. Сначало ребёнок нехочет и перестаёт учиться и заниматься в школе и на тренеровке, а потом он нехочет работать, потому-что трудно и тяжело, так же как и в детстве делать уроки. Ну а потом безделие, пивнуха и плюс один зомби. Спасибо.
Зомби — это человек которому нужна помощь, но ему уже трудно помочь.
Спасибо за статью. Я полностью согласна с автором. Очень важно, когда над ребенком есть контроль. Однако сколько усилий и терпения родителей необходимо, чтобы не уступить и не сорваться. В статье даны рекомендации для родителей на что обращать внимания и в каком месте усилить контроль: «выясняйте, есть ли домашнее задание
записал ли ребенок все задания и принес необходимые материалы домой
действительно ли домашнее задание было сделано адекватно или сделано вообще
было ли выполненное задание сдано учителю»
Однако для выполнение домашнего задания правильно и качественно нужно на много больше чем просто тотальный контроль, на мой взгляд нужна мотивация. И тут каждый родитель должен знать, что может мотивировать его ребенка. Меня родители мотивировали тес, что гордятся мной. Мама прекрасно знала мое тщеславие и каждый раз хвалила меня за старания. И пока мама контролировала и мотивировала – у меня все получалось. Однако лень брала вверх и тогда в силу вступало наказание(не пойдешь гулять, не пойдешь на баскетбол). Угрозы прекрасно «лечили». Но самое главное мои родители были всегда тверды, что в похвале, что в наказании. Я знала точно, что если получу хорошую оценку (а это возможно сделать, только если я хорошо подготовлю домашнее задание) мне обязательно похвалят и никогда не оставят без внимания мой труд. Но и обратное я знала, что никакие слезы мне не помогут, если я принесу плохую оценку. Это был наш с родителями договор. У мамы до сих пор храниться расписка моего родного брата о том, что если он получит еще одну двойку, то не будет ходить в футбольную секцию, которая ему очень нравилась. И пока родители контролировали весь процесс – я училась очень хорошо.
Из статьи узнала, что ответственность за домашнее задание лежит на родителях, что за ребенком/подростком нужен контроль.
Мой ребенок сейчас ходит в детский сад и, честно говоря, я пока не сформировала свою точку зрения по поводу школы, домашних заданий и отношения к этому. С одной стороны, формировать дисциплину с детства — это правильно. С другой стороны — действительно ли полный контроль над подростком формирует у него дисциплину? Не отсюда ли растут маменькины сынки, когда домашнее задание нужно школе и маме, а не ребенку? Насколько вообще сейчас нужно беспрекословно выполнять школьную программу? Мир меняется. Смущает еще моя личная статистика — в моем окружении школьные троечники добились большего, чем отличники. Я знаю много отличников — хороших исполнителей, работающих на кого-то, они действительно хорошие дисциплинированные работники, но не более. Свой бизнес они не открывают и что-то новое не придумывают. Возможно, это моя личная отклоненная от реальности статистика, не знаю.
На данный момент ближе всего мне мнение, что ребенка нужно заинтересовать учебой, пусть это будет ему интересно, а не из-под палки. И не ругать, если вдруг он получил плохую оценку, испорченных отношений оценка не стоит. Разговаривать, обсуждать, почему что-то не получилось, для чего это нужно сделать и т.п.
Cнова в школу! А мы закончили школу. Но не могу назвать домашнее задание головной болью, как-то легко все проходило. Возможно потому, что я сразу договарилась с мужем, я хожу на собрание, а ты делаешь уроки с сыном. Потом сын сам стал самостоятельно делать и меня радовало, что у него есть мотивация к обучению. Но меня всегда удивляло, как так? Не записывает ничего в дневник, ни одного домашнего задания. Как только не ругала, что только не говорила. И что удивляло ни какой помощи от школы и классного руководителя. Ни разу за 10 лет я не увидела замечание в дневнике, что он не заполнен. Теперь не существует в школах единства родителей и школы? Это Ваши дети, ваши проблемы. Видимо так. Или раз электронный дневник, то тогда зачем бумажный? Если уж отменили, то и убрали бы его совсем. Надзор родителей обязателен. Но а со стороны школы я совсем не наблюдала никакого надзора, что очень печально. Я была бы только рада вторжению в семью со стороны школы. Из своего опыта скажу, что ведение дневника бумажного учит аккуратности и системности, планированию времени, жаль, что теперь не такое отношение к этому личному документу. А не всегда заполненный со стороны учителей электронный дневник только показывает негативный пример ученикам.
ОГЭ позади и снова в школу. 16 лет, десятый класс.
Подростковый возраст, который считается самым критическим 13-14 лет — позади. Не могу сказать, что выполнение домашнего задания за прошедшие девять школьных лет — это «головная боль». Были, конечно, сложные моменты, но не так часто. А выполнение заданий в ночное время, — это не про мою дочь.
Ещё она для себя решила (причем, уже со старшей начальной школы), что выходные — для отдыха. Поэтому практически все домашние задания делает в рабочие дни после школы.
У меня такой самодисциплины не было. Я легко откладывала «на потом» и в воскресенье вечером был аврал. Насколько себя помню, что-то для школы по ночам я не делала. Это началось только в университете во время сессии, когда за одну ночь нужно было подготовиться к экзамену или зачету.
Что касается контроля, я понимаю, что веду себя точно также, как мои родители в отношении меня. Интересуюсь, все ли сделано, нужна ли моя помощь. Но тотальной проверки нет. Хорошо это или плохо, — не знаю. У нас — так.
Моя младшая дочь София второго сентября пошла в восьмой класс.В этом году в школе ввели пятидневку.Количество уроков в день стало восемь.То есть,занятия заканчиваются в 16.00, плюс дорога домой час.А теперь,внимание, вопрос когда же делать домашнее задание ? «А как же потребности моего ребенка в отдыхе, как насчет времени с семьей и домашних обязанностей, времени на личные интересы, да и просто поиграть?»
Вечерами дочь старается тщательно выполнять домашнее задание,а я стараюсь оставаться чуткой к её естественной нетерпимости к школьным домашним заданиям и обязательно хвалю её за самодисциплину и тщательность в выполнении домашнего задания.Вот так и живём.Но есть и приятный бонус-суббота и воскресенье выходные!!!
Интересная статья. Всё время говорится про контроль и то что ребенок рассеян, неусидчив и не стремится делать уроки. Бессовестные учителя вторгаются в личную жизнь семьи и ребенка задавая изучение учебного материала на дом. Но так ли всё критично. А если критично всё в подростковом возрасте, возможно ответственным родителям необходимо задуматься об этих вопросах немного раньше. Не заучивать уроки, а научить учиться. Тогда вместо заунывного воя во время выполнения заданий будут слышаться победный клич «УРА, я справился» и будет оставаться время на личное дела, и на спорт, и на общения с родителями и друзьями. Возможно мне повезло и я не сталкивалась с огромными проблемами своих дочерей с выполнением домашних заданий. ЕГЭ старшей дочери прошел и не доставил ей никаких проблем, хорошие балы позволили ей поступить в Университет на бюджет на престижный факультет. Конечно у неё были курсы и репетитор по математике. Но она сама делала много работы и стремилась поступить за счет своих знаний и умений. Видимо нам с мужем удалось ей привить желание учиться и не только учиться но и знать и применять полученные знания. А тогда когда у ребенка есть желание учиться, тогда не надо искать и придумывать дополнительную мотивацию к учению. Всё будет проходить более или менее органично. Не выучивать, а познавать вот к чему надо стремиться. И главное любить своих детей и создавать им условия для учения и творчества. Впереди ЕГЭ младшей дочери, новые испытания для мамы и папы.
Интересная статья с точки зрения обьяснения родителям для чего нужно домашнее задание . Хорошо бы учителям чаще напоминать родителям про контроль и то , что ребенок рассеян, неусидчив и не стремится делать уроки в силу своего возраста и лени. Правда у всех все по-разному. Как правило у мам девочек проблем с этим меньше ,чем у мальчиков. А если критично всё в подростковом возрасте, возможно ответственным родителям необходимо задуматься об этих вопросах немного раньше.
Мне кажется те родители,кто это могут учитывать все это и обладают терпением , способны вместо крика во время выполнения заданий поддержать ребенка .
Я считаю,что если родители сами учатся и подают пример,что учиться -это интересно,у ребенка увеличивается шанс это делать с большим удовольсвтием, а не как скучная обязанность. В статье мне понравилось такая формулировка: » возможность практиковать академические навыки, работать над проектами и получать дальнейшие знания.» Молодой человек, способный заставить себя выполнять задания, которые так не хочется делать, развивает в себе самодисциплину и трудовую этику.
И Если научить учиться ребенка, тогда будет оставаться время на личное дела, и на спорт, и на общения с родителями и друзьями. На собственном примере знаю. СПасибо за важную тему!
Считаю, что домашние задания важны и помогают подростку подготовиться к обучению по будущей профессии в следующем обучающем звене. Думаю, проблема здесь не в том, что домашние задания имеют место быть, а в его объеме. Например, в классе у моей дочери возникла ситуация, когда учительница по английскому языку задавала большой объем заданий. Если ребенок не справлялся, помогали родители, выполнение уроков затягивалось до 23 часов. Родители подняли вопрос и заданий стало меньше. То есть надо договариваться, поднимать вопросы и решать.
Читала одну статью, в которой была обозначена проблема качественной подготовки домашних заданий. Чтобы подготовить на отлично домашнее задание по всем предметам необходимо 4 часа. Чтобы подготовить на тройку нужен час, и есть еще в запасе 3 часа, чтобы заняться интересным делом. Для подростка общение с друзьями, коммуникации, социализация – не менее важное дело, чем какой-то объем знаний. Одна моя знакомая преподаватель с 30-летним стажем работы сказала, что 8-9 класс – это время, когда детям не до учебы, их надо отправлять, может, в какие-то совместные походы, трудовые лагеря, стройотряды, где было бы много общения, веселья, общения. А вот к 10-11 классу можно опять в стены школы.
Контролировать выполнение домашних заданий необходимо, потому что у подростка меняются приоритеты. Он не понимает, зачем столько времени тратить на изучение материала, который ему в жизни никогда не пригодится. Если школьник младших классов пребывает в святой уверенности, что всё, что изучается в школе нужно, то подростку сложно объяснить, зачем ему тригонометрия, когда он собирается на филологический факультет. Конечно, аргумент, типа ЕГЭ хорошо сдать понятен. Не понятно, зачем будущему филологу сдавать ЕГЭ по математике, почему в министерстве образования так решили. К 10 классу школьник примерно понимает в каком направлении он будет продолжать учебу: гуманитарном, техническом или естественном. Зачем гумманитарию основы высшей математики мне самой не ясно. Своим детям я объясняю эту необходимость так: огромное количество информации необходимо для развития мыслительной деятельности, поскольку вы не понимаете, кем хотите работать, то учите все подряд.
Но с подростком все не так просто. Дочь не хочет на 5 учить физику, но увеличила время на рисование, хочет поступать в художественное училище. Заставить ее прилежно учить физику не могу. У меня нет мотивации на такие действия, ей не хватает мотивации на изучении физики, химии и алгебры. На этой теме: подросток и домашние задания – я буксую, не знаю, как замотивировать дочек на учебу.
В одном из предыдущих комментариев было высказано мнение, что среди троечников более успешных людей. В моем окружении есть примеры, когда отличники и хорошисты добивались замечательных результатов и занимались с душой своим делом, есть много троечников, которые работают за 7-10 тысяч продавцами и грузчиками, проклинают всех людей и правительство, тут все по-разному. Потенциал троечника в том, что, когда хорошисты и отличники грызут гранит науки, троечники решают самые разнообразные проблемы: выучить минимум, а получить оценку по максимуму, обхитрить преподавателей и родителей, выстроить стратегию отношений в классе, удерживать авторитет на уровне, что-то придумать, чтобы облегчить жизнь в непростой системе, как школа. Если троечник решает заняться своим делом, то все эти навыки помогут ему сделать первые шаги к своей мечте. Что же имеет отличник: освоил знания в школе, освоил теорию в институте, что делать с этим набором знаний – непонятно. Практики в высших учебных заведениях почти не дают. Окончившие ВУЗ люди близко не понимают, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
В статье было сказано, что родитель должен контролировать правильность выполнения домашних заданий. Как это можно сделать, пока не пойму. Например, у меня дочери учились в начальной школе по какой-то прогрессивной программе. Эта программа предусматривает написание прописных букв не так, как я учила в школе. Со второго класса я уже не понимала алгоритмы выполнения домашних заданий. Задачи решаются не через Х, а через какие-то отрезки. Спряжение глаголов. В общем я плохо въезжала в учебу дочек уже со второго класса, хотя школу окончила на отлично. Сама преподаватель говорила, что в системе много пробелов, которые она устраняет в процессе учебы. Чтобы проконтролировать выполнение домашних заданий надо полностью изучать все учебники с самого начала. На родительских собраниях учительница на вопросы родителей по предметам строго отвечала: «Если бы Вы были в системе, то не задавали бы таких вопросов». Я не пойму в этой ситуации одно. Я – юрист. Если бы учительница пришла за правовой помощью, вряд ли бы ей в адвокатской конторе говорили: «Вы должны быть в системе, почему Вы не знаете законов?». Да не должна учительница знать нюансы законов, она умеет учить, а я умею вести дела в суде. Каждый должен заниматься своей работой. Сижу на родительском собрании и прячу глаза, потому после таких констатаций учителя, чувствую себя преступницей. В этом плане, я считаю, заставлять родителей полностью изучать все предметы – это нарушение границ личности. Сейчас я знаю, что мне в жизни не нужны спряжения глаголов и геометрические теоремы. Я лучше изучу книгу по своей профессии, чем второй раз буду вникать в информацию, которая и первый раз мне не была нужна. Почему собственно, родители должны быть в системе? Сейчас школьная система не просто нарушает границы семьи, она влезла в семью и пытается навязать мнение, что она самая главная в жизни. Я считаю, что самое главное – это теплые эмоциональные отношения с ребенком, развитие его личности, умение мыслить креативно. Школа этих задач не решает.
Часто, особенно в начальной школе, учителя обращались к родителям, чтобы они помогли детям в каком-то проекте, причем не просто помогли, а сделали все за ребенка для победы в конкурсе. Я шла навстречу пожеланиям учителей. Написала сочинение за старшую дочь, она стала призером общероссийского конкурса по сочинениям о святители Феофане, затворнике Вышенском. Это сочинение опубликовали в книге и нам прислали. Дочь понимала, чья эта заслуга, спрятала эту книгу и никому не показывает. За вторую дочь нарисовала плакат по экологической теме: о том, как отдыхающие пучками рвут белую лилию на нашей реке. А она занесена в Красную книгу, как исчезающий вид. У меня сердце кровью обливается, когда вижу засыхающие цветы на берегу. На плакате нарисовала пейзаж реки и плачущую лилию. Плакат занял второе место по городу Россошь, дочь наградили. Но разве это ее победа? Потом я подумала, зачем мне это? Свои грамоты за победы я получила, пусть дети сами двигаются вперед. При очередном моем отказе сделать за дочь рисунок, учительница была разочарована.
В статье также была дана рекомендация, следить, сдал ли подросток домашнее задание учителю. У меня двое подростков-школьников. У них по 6 уроков в день. Вопрос: как технически проверить сдачу домашки? Мне что, звонить 6 учителям и ежедневно это уточнять. Это будет уже нарушение их границ. Если 200 родителей будут ежедневно справляться об этом, когда у учителя будет время на проверку домашних заданий. И вообще, почему он должен держать в голове эту информацию?
Мне кажется, проблема контроля домашних заданий – это первый слой проблемы. На более глубоком уровне основная трудность звучит так: у детей нет мотивации к учебе. Когда мне приходилось заниматься тем, что я считала бесполезным – о, это было невыносимо! Так же трудно и моим детям. В книге З. Гиппенрейтер читаю, что личность ребенка развивается только тогда, когда у ребенка есть интерес и воля к достижению результата. Поскольку в современной системе не заложен механизм мотивации ребенка к обучению, то приходится контролировать выполнение домашних заданий. Мне не надо было контролировать дочь, когда она делала композицию из морских камешков. Ей было интересно и тогда, когда нужно было потрудиться над мелкими деталями, чего она очень не любит, она сидела и долго-долго лепила мелкие камешки, смазывала лаком. То есть если у ребенка есть интерес, то у него будут силы заниматься монотонной, неинтересной работой ради достижения результата.
Бросить на самотек выполнение домашних заданий нельзя, но как проверить правильность по физике, химии, алгебре, русскому языку – не знаю. Сейчас у дочери проблемы именно с этим. У меня у самой были с этими предметами в школе. Может она зеркально отражает мне то, что, хотя моя школа окончена, там лежит какая-то проблема, о которой я не хочу думать. Я решила, что окончена школа и забила на все трудности, которые там возникали. Свои чувства, негативные эмоции я задвинула в дальний погреб, закопала, погреб замуровала, завалила хламом и решила, что проблемы нет. Оказывается, что никуда задача не исчезла. Я ее не решила и теперь ее приходится решать моим детям. Подумаю об этом.
Ежедневно слышу от своих коллег рассказы про то, как они со своими детьми занимаются домашними заданиями. Задания выполняются практически до глубокой ночи и не только потому, что это задания по пройденной в школе тематике. Причина таких поздних занятий из-за того, что материал проходится не в школе, а в домашнем обстановке с этими же родителям. Это я про коллег, у которых дети учатся в младшей школе. А вот у коллеги, у которого дочка в седьмом классе таких проблем уже нет — дочка приходит, делает самостоятельно домашние задания и практически не консультируется с родителями (хотя когда девочка была в младших классах родители чуть ли не ночевали с домашними заданиями). А всё почему? Сформированный навык трудовой этики! ТО есть, всё что написано в статье работает! Про себя могу сказать, что после школы у меня столько было дел и все так было расписано, что я приходила после школы и знала, что надо сделать домашнее задание, потом пойти в музыкальную школу, потом помочь с ужином. Бесконечная череда дел.. Я думаю в этом заслуга моих родителей прежде всего — они способствовали развитию моей трудовой дисциплины. Есть ли в этом толк — пока не поняла.
Не так давно, я проводил занятие с детьми на тему «Зачем нужно учиться в школе?», так вот, спешу доложить, что полностью согласен с описанными в статье явлениями. И здорово, что мой собственный опыт так или иначе подтвердился тем, что выражено в научной статье. Я занимаюсь обучением уже взрослых людей которые вынужденны засучить рукава и как в школе начать прилежно учить инструкции дабы сдать ненавистный им тест… Некоторые на первый взгляд самостоятельные и самодостаточные взрослые, достигают небывалых высот на этом поприще. Например, мне пришлось работать с ребятами которые не могли сдать этот тест в течении 8 месяцев… В чем же дело? А в том, что они не выполняли домашние задания в школе. И как сказано в статье, у них попросту не сформирована «Трудовая этика». Их буквально трясет тогда, когда они вместо приятного времяпрепровождения за компьютером или телевизором вынуждены учить… Такой ситуации эти люди вынести не могут, в связи с этим разочаровываются в себе (но не долго), а после начинают обзывать сдачу инструкций — профанацией и желанием руководства не платить им больше денег. Серьёзная это тема…
Данная статья для меня актуальна, так как в следующем году моя дочь пойдет в школу и уроки и домашние задания войдут в мою жизнь. У меня пока нет четкой картинки в голове как наладить выполнение домашней работы дочкой. Но я вижу, что она должна понимать что это ее обязанность, что это надо ей, а не мне, и делать она ее будет сама. Сколько помню себя, для меня процесс обучения в школе и в институте был интересен, он меня увлекал, я горела жаждой знаний. И домашняя работа не была особо в тягость. Были моменты, когда я просила родителей о помощи, но это не было на постоянной основе, и они точно никогда не проверяли выполнение моих домашних заданий. При этом, есть пример старшего брата, учебу которого необходимо было контролировать, и направлять в обучении, проверять что задали, и что сделал. Думаю, что здесь все зависит от каждого конкретного человека — от его черт характера, усидчивости, тяги к знаниям, от его круга общения в том числе. Но я помню точно, что родители всегда говорили, что это надо нам, что без знаний никуда. Мне хотелось скорее вырасти, скорее стать взрослой и самостоятельной, для этого я понимала, что надо учиться, чтобы поступить в институт и попасть на хорошую работу. Это и было моим стимулом. Я понимала, что родители за меня учиться не будут. И дочку свою планирую мотивировать также, показывать что учиться и узнавать новое это интересно.
Молодой человек, способный заставить себя выполнять задания, которые так не хочется делать, развивает в себе самодисциплину и трудовую этику. И по мне это одно из самых важных навыков, прививаемых ребенку. Да, на мой взгляд, домашнее задание важно для академического развития и закрепления пройденного материала. Но важна и сама привычка самостоятельно обучаться. Она уже пригодится во взрослом возрасте, когда появится необходимость профессионального развития. В этой статье еще затронута роль родителей в становлении этого процесса. И показано, что многое зависит от их участия. Да, это требует времени и включенности, что к сожалению, не у всех есть. Особенно когда приходишь уставшим после работы. Я помню историю моего друга, который в процессе помощи с домашним заданием, разбил свой телефон об стену. Поэтому терпение, только терпение, оно потом принесет свои плоды.
Не помню в свои школьные годы тотального контроля за мной в выполнении домашних заданий. Мама всегда говорила -сама делай, как сделаешь. Отец же всегда помогал, пояснял , не делал за меня , а занимался со мной. И учавствовал только тогда, когда я просила подскажи. Вот ему благодарна , он развил во мне интерес к учебе, логическое мышление и усидчивость. Тотального и каждодневного контроля за мной не было, как предлагается в статье. Никогда я не докладывала родителям : есть ли домашнее задание или нет. По-моему они даже дневник не требовали, только если я сама покажу. Вспоминаю и самой удивительно. Так , что я только частично согласна с пунктами для добросовестных родителей. Если просит ребёнок, то надо бросить все и пояснять пока не поймёт и сам не сделает.
Ничего не могу написать с позиции родителя. Могу только сказать, что …эх, если бы я понимал, что бы мне дало добросовестное выполнение домашних заданий для моего будущего. Будущего, которое теперь уже настоящее было бы однозначно другим. Не знаю, на сколько бы мне пригодились знания, которые я бы совершенствовал, но вот дисциплину, которой мне сейчас не хватает, я бы натренировал тогда. Вообще, домашние задания, особенно по тем предметам, которые не нравятся, вдвойне важно было готовить. Но тогда мне этого никто не говорил, да и возможно тогда я бы этого не понял. Ведь есть иллюзии, что вот потом….вот когда, но только это все иллюзии. Не бывает потом по-другому, если сейчас не так. И откуда берутся такие идеи в голове, что можно стать лучше без усилий, если наступит другая ситуация? Только сейчас я это начинаю понимать, благодаря обучению в институте практической психологии. И сейчас это кажется такими простыми вещами, но раньше были какие-то идеи в голове, точнее фантазии, что не я тормоз, а вокруг все не так. Спасибо институту, хотя от этого не легче, ведь осознавая это, я также осознаю, что себя нужно менять. Только сейчас это сделать гораздо сложнее. Спасибо за статью.
Из статьи я узнал о важности выполнения домашнего задания. В начальной школе я даже не задумывался над тем, зачем и как делать домашнее задание. Я просто его делал. В средних же классах и особенно в старших, я наоборот не понимал, зачем вообще делать домашнее задание. Если на дом задают тоже самое, что и проходили в школе, то зачем делать одно и тоже два раза. Ну а то, что родители делают домашнее задание вместе с детьми для меня просто дикость. В итоге в последний год учёбы я не делал домашнее задание практически ни по одному предмету. Учителя только добавляли мне в тетрадь красной ручкой номера упражнений, которые я должен выполнить. Академическая успеваемость для меня перестала быть важной. Я не знаю, как можно успевать делать весь объём домашнего задания. Часа по 3-4 каждый день после школы для меня была слишком большая цена ради красивых цифр в оценках. Ну и плюс ко всему если человек не делает домашнее задание, то он делает что-то другое и развивается в другом направлении. Хотя формирование трудовой дисциплины несомненный плюс от систематического выполнения домашнего задания.
Благодаря статье я лишний раз убедился в важности участия взрослого в школьной жизни ребенка. Быть родителем — это каждодневный труд, на котором лежит ответственность за то, каким вырастет его ребенок. При этом через такой подход, ребенок в конце концов сам начинает быть ответственным, что поможет ему в дальнейшем. Мне жаль, что в школьные годы я не прошел этот этап ответственно, а постарался «скинуть» как можно больше груза с себя, посредственно относясь к выполнению домашнего задания. Я борюсь с собой каждый день, когда знаю, что мне необходимо выполнить поставленные на день цели. Вижу здесь позитив для себя в том, что жизнь мне теперь не кажется запутанным клубком, и следствия всего происходящего со мной имеют свои причины в прошлом. Стало быть, если есть причины, то можно эти причины проработать и положительно повлиять на свое будущее.
Спасибо большое за статью!
Данная тема в принципе является очень актуальной в моей семье. Я сам только год назад закончил школу, а сейчас учусь в вузе и связан с домашними заданиями, а через год или да уже моя младшая сестра пойдет в первый класс грызть гранит науки. В свете этого хочется быть максимально осведомленным в теме занятий с маленькими детьми, что максимально правильно и безболезненно провести этот период жизни как для самого ребенка, так и для родителей, для которых домашняя работа может тоже стать испытанием. Может стать, а может и нет, так как моя мама мне в начальной школе наняла учителя, который каждый день после уроков приходил ко мне домой, и мы вместе делали домашнюю работу. Это заложило хорошую базу для дальнейшей работы и учебы, а также сохранило нервы мне и родителям.
Согласен с автором статьи, действительно контроль над детьми во время выполнения домашнего задания очень важен. Помню себя в школьные годы- учился хорошо, возможно потому что он был. Мама работала учительницей в моей школе и она почти всегда знала если я что-то не выполнил. Хотя обычно просто контролировала есть ли домашнее задание и как оно сделано. Я знал, когда можно забить, а когда не получится.
Мой ребенок еще маленький, но думаю последую опыту своих родителей и буду выполнять в первое время их с ребенком под моим контролем, так выполнение домашних заданий, по личному опыту, проходит и проще, и понятней и быстрее. Контроль это не значит обязательно постоянно сидеть над ребенком, это проверка этапов его выполнения — от наличия, начала до окончания. Со временем у ребенка формируется дисциплина его выполнения, что упрощает контроль, главное не упустить на первых порах, потом будет сложнее.
Как говориться ничего в нашей жизни не бывает просто так, все имеет начало , которое приведет к определенному результату. А какой он будет это зависит от человека и тех усилий которые он будет прилагать , поэтому дорогу осилит идущий. В данной статье показано, что принесет школьнику систематическое , дисциплинированное выполнение домашнего задания и какие навыки он сможет в себе развить , а именно самодисциплину и трудовую этику.К тому же есть возможность практиковать академические навыки, работать над проектами и получать дальнейшие знания.Что в итоге поможет ребенку во взрослой жизни минимизировать прокрастинацию и даст возможность дисциплинированно подходить к выполнению работ в различных сферах жизни. Спасибо.
Для меня удивительно, что с самого заголовка статьи домашние задания позиционируются как нечто необычное, что-то выбивающиеся, из ряда вон выходящее , потому что в моем восприятии это абсолютно обычное, обыденное явление сопутствующее обучению в школе, естественный элемент обучения, который как мне казалось никаким особым образом на жизнь детей и родителей не влияет, по крайней мере не является тем, что стоит рассматривать и на чем необходимо делать особый акцент. Статья же говорить об обратном. Конечно домашки среди детей и подростков вызывают сопротивление, ведь внешкольное время хочется проводить более праздно и оставлять все учебные заботы в пределах ее стен, однако, конечно же выполнение домашних заданий формирует крайне важный навык самодисциплины да и самомтоятельности в целом, конечно родители должны способстаовать развитию этого навыка, но ни в коем случае не отбирать возможность развить его слишком активно вмешиваясь в выполнение домашнего задания или вообще выполняя его за своего ребенка. Соответственно за родителем закреплена важная функция контроля, которая, однако, не должна так уж кошмарить быть невероятной проблемой, если общая канва воспитания ребенка несёт здравый, правильный характер, если же воспитание в семье имеет проблемы и ошибки, то акцент стоит делать на изменение подхода в целом, а не в узком контексте отношения к домашнему заданию.
Вспоминая себя подростком, я помню как делал уроки. Это был обман родителей. Я мог часами выполнять задание, но в итоге списывал его в школе. Эта ситуация началась после того как я перестал выполнять домашнее задание на черновик. Ранее я сначала делал всю работу в черновик, далее проверяли родители и только после этого я переписывал на черновик. То есть когда пропал внешний контроль, а внутренний ещё не был до конца сформирован, я получил через мерную свободу в выполнении заданий. Но когда всё же контроль снова доходил до меня, уроки для меня становились тяжёлым действием. Всё из-за того, что приходилось применять дополнительные усилия. И приходилось не только выполнять разной сложности задания, но и бороться со своей неусидчивостью и выходящим из краёв терпением родителей. Таким образом учёба превратилась во что-то невыносимое.
Мой сын пока учится в начальной школе и в подростковый период еще не вошел. Но уже сейчас я понимаю как важно научить его самостоятельно, тщательно и быстро выполнять домашнее задание. У нас сейчас проблема заключается в том, что он не видит даже необходимости записывать домашнее задание в дневник. Еще бы, моя гиперопека дала ему возможность расслабиться. Он прекрасно знает, что есть электронный дневник, где учителя выкладывают домашку. Или я всегда могу позвонить другой маме и спросить у нее домашнее задание. В какой-то момент я поняла, что учась в 3 классе мой ребенок полностью переложил ответственность за эту свою обязанность на меня. С этим надо было что-то делать. Мы с мужем приняли ряд мер для того что бы ситуация изменилась. Например, теперь если он выходит из гимназии без домашки и я об этом узнаю сразу, то он возвращается в класс и записывает дз. А если это обнаруживается дома, то он сам звонит учителю или одноклассникам, что бы уточнить задание. Эффект уже есть, теперь он пишет задание через день — как бы проверяя нас. Теперь моя задача не свернуть и продолжать контролировать этот вопрос, что бы записывать домашние задания для сына стало привычкой.
Тема интересная и неоднозначная на мой взгляд. Почему? Потому что с одной стороны выполнение домашнего задания в подростковом возрасте это использование сформированного (в идеале) еще с первого класса навыка делать то, что не хочется в данный момент, но надо. Замечательно если родители уделили этому необходимое внимание и сформировали этот очень необходимый в жизни навык — делать быстро, четко, без лишних разговоров, так называемая «исполнительская компетентность», которая очень пригодится ребенку на протяжении всей жизни. А с другой стороны особенности именно подросткового периода, когда на первый план выходят друзья, общение, меняется гормональный фон — подросток становится рассеянным, сонным, забывчивым. Вот тут родителям, зная эту особенность и нужно проявить свою ответственность и поддержать подростка большим, чем прежде контролем, твердой, но доброжелательной настойчивостью, чтобы невольно не создать для своего подростка ситуацию неуспеха, которая как снежный ком может смести итак неустойчивую самооценку ребенка в подростковом возрасте.Предупрежден — значит вооружен.
Конечно, домашнее задание неотъемлемая часть учебного процесса без которой усвояемость, понимание материала, будет затруднено. Также выполнение домашнего задания, приучает ребенка, подростка к самостоятельности и ответственности. Но для этого необходимы условия, которые будут способствовать качественному выполнению заданий. Как раз в этом и заключается проблема, так как вызвать интерес к деланию самому уроки и осуществлять контроль, порой без сильны и учителя и родители.Для того чтобы подросток относился к домашнему заданию серьезно, родители должны быть способны выработать в нем такую привычку еще в начальной школе. Потому что позже, заставить или уговорить, будет не возможно. А делание для галочки, это иллюзия как для ребенка так и для родителей, как будто, что-то происходит и все заняты. Поэтому оставлять без внимания , то как делает ребенок дома уроки, нельзя.
На мой взгляд, домашняя работа — необходимый, неотъемлемый элемент обучения. В отличие от классной работы в школе, когда один бедолага мыкается у доски, а остальные ковыряют в носу, либо когда учитель разжевывает материал, именно выполнение домашнего задания развивает у школьника наиболее необходимые навыки по организации рабочего времени и пространства, навык самостоятельной работы в собственном темпе, самодисциплины и ответственности. Так что это отнюдь не дополнение классной работы для неуспевающих и отстающих. Это отдельный и важный компонент развития. Именно на домашние задания приходятся задачи со звёздочкой и творческие задания. И чего же хотят добиться те, кто ходатайствует за упразднение домашних заданий, или делая их за своих детей?
«Для других родителей домашнее задание – это что-то вроде вторжения учителей в семейную жизнь с их образовательными требованиями» — прям удивило . Неужели правда кто-то так думает . Это совсем мне не понятно , ну не отдавайте ребёнка в школу тогда . Там вообще учитель время в Вашим ребёнком проводит . Ещё чего ?! Сейчас есть же альтернативы в виде семейного образования .
Статья в очередной раз дала понять , как родители важенв в жизнь ребёнка . Как важно и нужно правильно объяснить , подсказать , помочь . А главное что-то показать на своём примере . Поддерживать у ребёнка интерес к учебе . Спасибо за статью , полезная .
сказать честно я хочу, чтобы мои дети без капризов и вовремя вставали утром, чистили зубы, шли в школу, а придя домой без напоминаний садились за уроки, бежали в секцию или студию. И ещё много чего хотим, потому что это удобно.
Действительно, моя жизнь станет легче и надежд на благополучную судьбу ребёнка будет больше, если он приобретёт навык самодисциплины. Научить этой вот самодисциплине должен конечно родители. А чтобы дети обладали этим навыком. Родители сами должны быть сами дисциплинированными. Ребёнок учится у нас многим вещам, в том числе и самодисциплине. Его организм генетически запрограммирован копировать взрослого, который обеспечивает его выживание.
Благодарю за статью! 🙂
Да, навык трудовой этики, это не пустое понятие, а действительно работающая модель. Его формирование и есть основная задача, которая стоит перед учеником, учителем и родителями учащегося. Будучи ребёнком, родители не смогли справиться с моим сопротивлением к школьному обучению. В начальной школе мама предпринимала попытки привить мне прилежность к выполнению домашнего задания, но понимая тщетность и не посильность стоящей перед ней задачи оставила это не благодарное занятие. После чего моё стремление к обучению, как не сложно догадаться потонуло, как «Титаник», под грузом накопившихся фрустраций и неуспехов в учебной деятельности. Впоследствии, это внутреннее тягостное чувство неумения и не успешности стало преследовать меня и накладывать свой отпечаток, как мне казалось на все сферы моей жизни. И только сейчас, я постепенно, прилагая титанические для меня усилия, меняю образ и представления о себе, трансформирую видение себя как неудачницы-двоечницы на человека, который способен получать и применять знания на деле. В отношении своих детей, я так же, как и мои родители, в своё время самоустранилась. Полностью возложив ответственность за обучение детей на учителей. Сейчас я осознаю насколько, эта стратегия была провальной и не целесообразной. Что в свою очередь привело к тому, что навыка трудовой деятельности у них так же как и у меня, нет. Что создаёт кучу проблем. Я благодарна институту, за то, что моё мировоззрение меняется, а с ним шаг за шагом возрастает моё удовлетворение собой и собственной жизнью. И хотя прошлого я изменить не могу, повлиять на настоящее мне вполне по силам.
Спасибо за статью. Я как будто снова очутилась за школьной партой, где во время урока понимала, что мое домашнее задание снова не выполнено. Наверное, большую часть урока я тревожилась, что сейчас меня вызовут к доске или учитель в разговоре со мной попросит продемонстрировать тетрадь. А показать мне было нечего. И вместо того, чтобы слушать и осваивать новую тему, я экстренно начинать делать домашнюю работу прямо на уроке. Надо сказать, что процесс меня безумно увлекал и давала себе твердое обещание, что по приходу домой я первым делом сяду именно за этот предмет. Но наступал вечер, а желание учиться куда-то улетучивалось, как и воспоминания о стрессовой ситуации на уроке. Конечно, жесткий контроль со стороны родителей в этом вопросе был бы не лишним. Но родителям я всегда мастерски врала, а мои оценки, которые были получены с помощью хитрости, не навали им усомниться во мне. Сейчас мне сложно выполнять любую систематическую работу.
Для того чтобы закрепить пройденный материал в голове ребенка. Он может все прекрасно понять в классе, а дома снова сделать кучу ошибок. Это нужно для того чтобы он запомнил, как нужно делать что-либо и что оно значит. Например запомнил формулу или выучил английские слова.
Также ребенок должен учиться распределять свое время. Сначала за него будут его распределять родители (сначала обед, потом час поспи, потом уроки, потом гулять) а потом он постепенно привыкнет сам. То есть, это развивает в нем самостоятельность.Учитель не может положить человеку в голову знания, он может все рассказать, показать и объяснить. Выучить же человек должен уже все сам
Да, домашнее задание – та еще головная боль для многих родителей. Правда, на мой взгляд, тех, кто сам испытывал с этим трудности в школе. Если родитель на себе прочувствовал, что дает качественное выполнение домашних заданий, как благодаря этому развивается терпение, способность к планированию, самоудовлетворение и трудовая этика, он не сможет пренебречь этим в отношении научения своего ребенка. Единственно, необходимо чтобы объем заданий был сбалансирован с учетом нагрузки ребенка в школе. Неправильно, если ему приходится делать домашнюю работу по ночам.
Вторым немаловажным фактором является мотивация. И здесь, кроме родительского контроля, необходим адекватный контроль со стороны учителя. Контроль, прежде всего, в виде демонстрации «нужности» домашней работы, либо с помощью оценки, либо в виде проверки полученных знаний.
Мне понравилась фраза в статье, что «…позволить подростку страдать от неудачных последствий своих неуверенных усилий будет безответственно». Я полностью с этим согласен, поскольку ребенку самому оценить, насколько его усилия принесут плоды в плане его развития, довольно сложно. А вот отказаться от них в угоду сиюминутным потребностям, в отсутствие контроля, довольно просто. Поэтому, родители, «…будьте тверды… (и далее по тексту)». 🙂