Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Канадские психологи считают, что они выявили совершенно новый синдром памяти у здоровых людей, характеризующийся специфической неспособностью пережить свое прошлое. Это может звучать как форма амнезии, но у трех испытуемых нет истории повреждения или болезни мозга. Они не переживали никаких известных недавних психологических травм или потрясений.

В свете недавнего открытия уникальной способности некоторых людей вспоминать свою жизнь в мельчайших подробностях, известной как гипертимезия или «поразительная автобиографическая память», Даниэла Паломбо и ее команда предполагают, что их синдром описывает противоположную крайность. Ученые предлагают название «сверх недостаточная автобиографическая память» (severely deficient autobiographical memory).

Исследователи описывают трех человек с данным синдромом: AA-52-летняя замужняя женщина, BB-40-летний одинокий мужчина, и CC-49-летний мужчина, живущий со своим партнером. Все трое ведут активный образ жизни, у них есть работа, но они утверждают, что всю жизнь не могут вспомнить и пережить прошлые события от первого лица (состояние, которое они полностью осознали в подростковом возрасте или в раннем взрослом возрасте). Их память на факты и навыки совершенно нормальная. Два человека испытали депрессию много лет назад, но никаких доказательств этого не было.

Благодаря интенсивному нейропсихологическому тестированию на интеллект, память и умственную работоспособность, эти три человека в основном набрали нормальные баллы или выше нормы. Одним из основных исключений была низкая способность рисовать сложную фигуру по памяти. Исследователи считают, что этот дефицит зрительной памяти может быть ключом к пониманию их отсутствия автобиографических воспоминаний.

Чтобы проверить воспоминания о своей жизни, исследователи опросили AA, BB и CC о различных инцидентах из прошлого. Это была смесь вопросов об общих событиях жизни, а также личных инцидентах, которые участники предложили сами после просмотра своих календарей или консультаций с близкими.

По сравнению с другими пятнадцатью участниками (которые совпадают по возрасту и уровню образованию), участники с нарушениями смогли предоставить значительно меньше автобиографических подробностей от первого лица о подростковом и юношеском периоде. Для более поздних событий воспоминания участников показались более нормальными. Но, по мнению исследователей, это связано с комбинацией консервативного подсчета (когда исследователи оценивали воспоминания как автобиографические, хотя они были под сомнением). Кроме того, к тому моменту участники уже узнали стратегии компенсации, такие как изучение дневников и фотографий, и замена отсутствия автобиографической памяти на память о фактах и семантических деталях.

С субъективной точки зрения, участники описывали воспоминания как из далекого прошлого, так и с более позднего времени. Их описания были почти полностью лишены перспективы от первого лица, а также каких-либо чувств «повторного переживания». Они изо всех сил пытались представить себе будущие события, согласующиеся с идеей, что память и будущее воображение включают общие умственные процессы.

Сканирование мозга этих участников не выявило никаких признаков повреждения или болезни, но, когда они попытались вспомнить автобиографические детали из своего прошлого, активность в ключевых областях мозга, связанных с автобиографической памятью, была меньше, чем у участников контрольной группы. Эти области включают медиальную префронтальную кору, предклинье и части височных долей. Правосторонний гиппокамп (важная область мозга для памяти) у участников с нарушениями был немного меньше, чем у контрольной группы. Независимо от причины или следствия, это может иметь отношение к их дефициту, но это также оспаривает новый синдром и доказывает, что он просто является примером «амнезии развития», которая, напротив, характеризуется резким отсутствием объема мозга в областях, участвующих в памяти.

Исследователи призывают к осторожности, учитывая их небольшую выборку. А также признают, что остается еще очень много вопросов. Однако они утверждают, что нет никаких доказательств, подтверждающих неврологическое или психиатрическое объяснение их выводов. Если это исследование вызовет достаточный интерес, то, быть может, появятся и другие здоровые люди с отсутствием автобиографических воспоминаний. Именно это произошло с другими нейропсихологическими синдромами, такими как «прозопагнозия развития», которая является термином для здоровых людей, у которых есть определенные трудности с запоминанием и распознаванием лиц.

Паломбо и ее команда заявляют: «Наша цель состояла в том, чтобы описать когнитивный синдром серьезного дефицита автобиографической памяти и связанные с ним результаты нейровизуализации как можно более подробно, чтобы стимулировать дальнейшие исследования индивидуальных различий в эпизодической автобиографической памяти». Основной вопрос состоит в том, «отражают ли эти результаты крайность способности эпизодических автобиографических воспоминаний или же их можно качественно отделить от нормального распределения мнемонической способности».

Сайт: www.псиблог.рф

Оригинальная статья:  Christian Jarrett — Some perfectly healthy people can’t remember their own lives, June, 2019

Переводчик: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: нейрофизиология, гипертимезия, необычные исследования, память, работа мозга, расстройства памяти

 

45970cookie-checkЯ не помню свою жизнь! Синдром дефицита памяти у здоровых людей