В 1936 году была издана работа К.Юнга «Йога и запад». Основная идея этой книги вдохновить западных почитателей йоги на то, чтобы ее понять, а не практиковать, в силу разницы устройства мировосприятия западного и восточного человека. Возможно, у вас появится внутреннее неприятие его теории. Поэтому на наш взгляд рассмотрение «Йоги Юнга» заслуживает отдельного внимания. Ниже мы предлагаем рассмотреть, как это может относиться непосредственно к нам.
Йога и запад
«Моя критика направлена лишь против применения йоги западными народами. Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, чем на Востоке, а потому оно создало, пожалуй, самые неблагоприятные условия для применения йоги. Западная цивилизация едва достигла возраста одного тысячелетия, она должна прежде избавиться от своей варварской односторонности. Это означает в первую очередь более глубокое видение человеческой природы. Посредством подавления и контроля над бессознательным никакого видения не добьешься – и, тем не менее, путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями. Со временем Запад изобретет собственную йогу, она будет опираться на заложенный христианством фундамент.»1
Приведенная выше цитата дает очень ценное знакомство с миром Карла Густава Юнга (1875-1961), учитывая психологические и духовные точки соприкосновения между Востоком и Западом. С присущей ему пылкой убежденностью, он был ярым противником применения йоги западными народами. В свете этого, цель данной статьи состоит в том, чтобы сформулировать взгляды Юнга для обсуждения, ставя две четкие цели. Во-первых, изучить причины его неодобрения. А во-вторых, увидеть, насколько релевантны могут быть его взгляды для западного человека, практикующего йогу в 21 веке, тем самым приглашая вас задуматься над тем, что эти поиски могут означать лично для вас.
Немного о самом К.Юнге
К.Юнг был глубоко уважаемым и признанным на Западе психиатром и психотерапевтом (и создателем аналитической психологии). Из его лекций и трудов ясно, что он сам находился на пути долгого и бурного духовного путешествия, в поисках истины и смысла. Его 20-томное собрание сочинений2 содержит разнообразные размышления о «внутреннем паломничестве» (наряду с его многочисленными тяжелыми переживаниями), и последующие теории, которые он выдвигал в течение своей трудовой жизни.
Швейцарец и кальвинистский протестант, он, кажется, был преданным искателем знаний, истины и понимания, которые проистекали из трудного детства, при этом обладая довольно чувствительным характером. Он трудился в качестве психиатра в психиатрической лечебнице Burghölzli, где лечили пациентов, страдающих от психозов. Юнг хотел разобраться в душевных страданиях, которые он наблюдал, и должен был лечить. Его семилетнее сотрудничество с Зигмундом Фрейдом привело к новой роли в психотерапии и к развитию его основной концепции «индивидуализации». Его поиски продолжились в понимании развития человеческого сознания и духовной эволюции; карта психики; бессознательное; персона; типы личности; архетипы; комплексы; анализ сновидений; интроверсия и экстраверсия; алхимия, Анима/Анимус; синхронность; алхимия. Все это описано в 20-томном сборнике, известном как «Собрание сочинений К. Г. Юнга».
Важность бессознательного
Основной движущей силой работы Юнга было расширение его понимания бессознательной (личной и коллективной) части ‘я’, обширного психического вместилища, который он считал ключом к индивидуализации человека. Психея (душа) рассматривалась как совокупность бытия и существовала как саморегулирующаяся сущность, постоянно приспосабливающаяся к влияниям для поддержания своего гомеостаза. Это было актом движения между противоположными частями, что и позволило возникнуть этому механизму саморегуляции. И бессознательное было частью этого процесса. Поэтому, если бы у человека была тендеция к чрезмерной занятости, то психика бы создала способы предупредить человека о необходимости восстановления баланса, поощряя способы расслабиться и просто «быть». Если бы ненавязчивые сигналы не были услышаны, то могли бы быть созданы и более явные сценарии. С точки зрения бессознательного, Юнг считал, что оно состоит из двух граней. Во-первых, из подавленной, скрытой части, а во-вторых, из творческого потенциала, существующего в человеке. С точки зрения вытесненных частей «я», они, по мнению Юнга, состояли из всех жизненных переживаний, которые считались слишком подавляющими, болезненными или мучительными и перенаправлялись из сознательного в бессознательное. Юнгианское путешествие (в форме анализа) к индивидуализации включало много шагов, изначально выводя бессознательное на уровень сознания. Осмысление этой «информации» и значения для индивида могло бы привести к внутреннему пониманию. Его возможная интеграция в качестве части психики могла бы способствовать растущему чувству целостности, в то же время, обеспечивая механизм для исправления любой психологической фрагментации.
Отношение Юнга к йоге
«Йога Юнга» не ограничивалась классической парадигмой Индии (как одна из шести Даршан Индийского философского мышления) или систематизированной моделью Аштанги Патанджали. Вместо этого он смотрел через разные призмы, принадлежащие Западному эмпирику и ученому, основа которого базировалась на наблюдениях и экспериментах. Работа Юнга включала в себя углубление понимания бессознательной части себя, где бессознательное было предметом наблюдения. Он стал рассматривать это исследование, как если бы это был научный эксперимент, полагая, что для того, чтобы иметь возможность наблюдать другого, наблюдатель должен быть полностью осведомлен о своей собственной природе и личности: «Понятие бессознательного для меня является исключительно психологическим понятием, а не философской концепцией метафизической природы… существование бессознательных процессов… происходит просто и исключительно из опыта.»3
Самоисследование Юнга привело к различным психическим переживаниям, и, пытаясь найти объяснения, используя логику и рациональное мышление, он обратился к восточной философии (в частности, к йоге) для проверки и поиска ответов. Ковард4 говорит о том, что йога позволяет «расширить и усилить опыт сознания, стимулируя его к повышению осознанности».4 Тем не менее, Юнг очень четко предупреждал западных исследователей о том, что, когда дело доходит до йоги, чрезвычайно важно сохранять объективную позицию. Это важно во избежание возможных психических недоразумений через усвоение культурно и мировоззренчески чуждых концепций. Не проходя никакого сознательного «интеллектуального переваривания», просто копируя восточные практики, могло бы привести к тому, что стало бы простой имитацией, просто копией без какой-либо глубины. Он предупреждал, что отказываться от западного научного уклона было бы неразумно, особенно когда речь идет о таких абстрактных восточных концепциях. Ковард4 предполагает, что для Юнга контакт с Востоком может обеспечить способ устранения гомеостатического дисбаланса в Западной психике. По мнению Юнга, доступ к восточным концепциям мог бы дать искателю ценный стимул искать ответы в своем собственном культурном контексте. Юнг наблюдал за развитием научного мировоззрения Востока за счет практики и уважения к интуитивному, так же как Запад развил сильный внешний интеллект за счет собственных интуитивных корней и духовного Я. Оба могли учиться друг у друга. Ковард подчеркивает, что для Юнга, «Запад не должен просто пытаться копировать Восточную духовную йогу, так же, как и Восток не должен слепо принимать западную науку. Каждый должен изучать другого и черпать вдохновение из его примера, но каждый должен продолжать свое собственное развитие в ключе собственного исторического сознания.»4
Таким образом, две причины объясняют, почему Юнг считал важным изучать йогу. Во-первых, именно в индийской философии он нашел смысл и подтверждение своих собственных психических переживаний. Во-вторых, йога предложила современному западному человеку углубить и расширить сознание. Это помогло изменить мнение о связи с интуитивной чувствительностью и влиянии психики на гомеостатический баланс. Тем не менее, Юнг по-прежнему яро выступал против принятия европейцами практики и философии йоги.
Западная йога и ее ограничения восприятия
Юнг1 знал, что западное мышление, через влияние Ренессанса 15-го века, было ограничено наукой и философией/религией. Рост научных и мировых открытий подчеркнул важность волеизъявления, интеллекта и доказательств, тем самым превалируя над некогда влиятельным «субъективным духовным и религиозным опытом». Это еще больше способствовало психическому расколу в рамках человеческой реальности. Рационально обработанные переживания оценивались и удерживались в сознательном, в то время как отвергнутый психический материал скрывался в бессознательном. Ковард подчеркивает важность предположения Юнга о том, что игнорирование западным человеком своего собственного бессознательного может возникнуть при встрече с незнакомыми понятиями. Юнг считал, что изучение восточных философских конструкций может спровоцировать два сценария. Во-первых, любые концепции, считающиеся ‘странными’ или ‘необычными’, на самом деле могут быть проецируемыми страхами, которые нельзя легко признать и принять. Во-вторых, когда человек «перенимает целиком» восточный способ бытия, за счет отключения от собственного культурного наследия, это может привести к внутреннему психическому хаосу. Пренебрежение рациональным осмыслением опыта может привести только к имитации, особенно, когда нет глубокого понимания психических изменений. Для обоих сценариев последствия могут привести к акценту внимания на волевых усилиях, усугубить раскол между сознательным и бессознательным, что потенциально приведет к неврозу.
Тем не менее, Юнг также признавал, что связи с Востоком могут быть очень полезны для западных искателей. Параллельные связи с собственной культурой не только могут быть полезными, но и могут дать столь необходимый импульс для того, чтобы вновь оценить важность своей внутренней жизни и интуитивной функции. Ковард, ссылаясь на Юнга, отмечает: «Научное, также, как и художественное, и религиозное творчество может напрямую зависеть от чувствительности к интуитивному процессу бессознательного».
В свою очередь Борелли5 высказывает предположения, о том, как Юнг критиковал практикующих йогу европейцев, постоянно упоминая об этом в своих работах. Они включали его наблюдения за людьми и мнение о том, что отказ от личного наследия раскрывал уровень самоотрицания; как использование архетипов обеспечивало взаимодействие между сознательным и бессознательным; как йога была эквивалентна индивидуализации; рассматривал, как психика западных искателей восточных религий и практик пыталась компенсировать духовный дисбаланс.
Обсуждение
Итак, очевидно, что Юнг был непреклонен в том, что западным людям не следует практиковать йогу, и его доводы кажутся правдоподобными. Однако, людям, живущим, например, в двух культурах, необходимо учитывать три момента:
Сохранение собственного культурного контекста: Юнг предупреждал4, что принятие Восточного образа жизни может включать внутреннее психическое расщепление себя, приводящее к отрицанию и избеганию частей, которые больше не «соответствуют модели йога». Но как насчет инклюзивности и возможности психики иметь больше возможностей, чем в рамках одной структуры? Не стоит забывать, что Юнг был человеком своего времени, и его теории стоит принимать в контексте того, когда и где они были написаны. Он был рожден в конце 19 века в строгой кальвинистской семье, и на его воспитание оказала влияние жесткая немецкая патриархальная культура. Его теории были написаны в то время, когда в нестабильной Европе нарастали беспорядки. 1930-е годы были временем роста нацистской идеологии и сохранения высшей арийской расы. Может быть, это повлияло на его желание и потребность защитить свою собственную культуру? Ирония заключается в том, что в брахманической культуре существует такая же идеология кастовой системы, и она предполагает, что кастовые слои не должны смешиваться во избежание загрязнения.
Отличия между восточной и западной психологией: идея о том, что Восточная и Западная психики различны, кажется вполне правдоподобной, особенно если учесть, что первая ориентирована на интровертность, а вторая сидит на противоположном ‘экстравертном » полюсе, и как отражается в отличиях философских ориентиров. В Индии бессознательное, интуитивные способности и физическое тело ценятся и интегрируются, как часть установленных духовно-психических рамок, что значительно облегчает усвоение психических переживаний. Такие рамки также обеспечивают большую способность удерживать «созданное напряжение», когда противоположности борются за господство. В то время как западный человек сосредоточен на внешнем осознании (через левополушарное мышление и развитие воли), и только опыт, подкрепленный доказательствами, считается действительным, что может указать на разницу во ‘внутренней проводке’. Юнг также предположил, что меньшее воздействие Запада на устоявшиеся духовные рамки может объяснить, почему существует меньшее почтение к телу или психическому бессознательному по сравнению с Востоком. Следовательно, западная психическая система менее подготовлена к тому, что вытекает из психических практик йоги. С «тенденцией думать» и меньшим осознанием интуитивных способностей обработка этих переживаний может стать трудной и потенциально дестабилизирующей для умственной деятельности.
Есть ли какие-либо доказательства этой теории? В исследованиях доктора Дэнни Хинтона6 из Астонского университета основное внимание уделяется тому, как этнические меньшинства выполняют тесты на когнитивные способности. Имеются данные, свидетельствующие о том, что на показатели негативно влияют культурные отличия из-за различия в значениях слов, и это влияет на способность выбирать правильный ответ.
Признание западного подхода к йоге: глядя на то, как стремительно развивается йога в наши дни, можно увидеть, как применима здесь теория Юнга о необходимости коллективной психики постоянно восстанавливать баланс. Увлеченность Запада «мыслящим я» наносила ущерб своей психике и физическому телу – как на личном, так и на коллективном уровне. Таким образом, совершенно понятно, как в течение последних 50 лет и в ходе тысяч занятий практика йоги была сосредоточена главным образом на позах и практике медитации. Ее растущая популярность может быть объяснена как ответ на растущий духовный голод и нищету. Может быть, пришло время подумать о дальнейшем развитии этой уже устоявшейся системы, признать существование богатейшего бессознательного. В ходе терапии доступ к бессознательному может быть поистине волшебным и преобразующим процессом к целостности. Тем не менее, человек должен быть хорошо подготовлен, ориентирован и поддержан в ходе такого расследования. Без сознательного подхода и понимания это может быть контрпродуктивно и неразумно. Вот почему в Индии гуру ищут во времена духовного развития.
Мы пригласили вас на исследование богатого, красочного и сложного мира Карла Юнга через его взгляды на психику и его размышления относительно этой чуждой духовной основы, называемой йогой. Надеемся, вам захотелось отыскать, может даже исследовать побочные реакции, которые могли у вас появиться в ходе чтения этой статьи. Каждое ощущение требует внимания и возможного действия. В свете мнения Юнга, о том, что «в течение столетий Запад будет создавать свою собственную йогу»2, насколько мы можем судить, дискуссия только началась
Литература:
- Jung CG. Yoga and the West. In: Collected works. London: Routledge Kegan Paul; 1969.
- Jung CG. Collected works. London: Routledge Kegan Paul; 1969.
- Jung CG. Collected works. Volume 6: psychological types. Adler A, Hull RFC (eds and trans). Princeton: Princeton University Press; 1976.
- Coward HC. Jung and Eastern thought. New Delhi: Sri Satguru Publications; 1985.
- Borrelli J. Jung’s criticism of yoga. In Coward HC. Jung and Eastern thought. New Delhi: Sri Satguru Publications; 1985.
- Hinton D. Towards the development of a new model of ethnic bias in cognitive ability tests used for selection, Doctoral research presentation; 2013.
Сайт: http://псиблог.рф
Оригинальная статья: Lina Mookerjee — Jung and Yoga: a meeting of East and West, Summer 2014
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: Юнг, йога, осознанность, бессознательное, самоисследование, западная йога
Статья объемная и информативная, но мне показалась сложной для восприятия. Или мозг подустал к концу дня или же она таки перегружена просто. Попытавшись отследить побочные реакции на публикацию, могу отметить, что мне она просто не зашла… Касательно идеи Юнга, кто я, чтобы давать оценку его трудам, но все же с его идеей я не согласна. Действительно, его я идею все-таки стоит воспринимать сквозь призму времени, в котором он жил. Его работа накладывает достаточные ограничения, исключая множество поправок. А как же смешение наций, ведь Запад — это далеко не только американцы. Возможно, эффект от йоги для западного человека будет иным, но говорить о том, что он может быть деструктивным, думаю, не стоит.
Абсолютно точно так. Не зря он великий. Любое направление следует практиковать с учетом особенностей (национальных, возрастных, половых, индивидуальных и т.д.), в противном случае вред не неизбежен. Факт, с которым не поспоришь. Разумный подход не в бессмысленном напяливании на себя каких-то течений и направлений и не в огульной их критике, но в разумном и грамотном сочетании, изучении, примерке на себя. Осторожно, бережно и дозировано, это главное.
Статья привела к размышлению, ни когда не задумывался о том что, прививки другой духовной практики может нарушить внутренний баланс. Я в чем то согласен с К. Юнгом западный человек вряд ли сможет осмыслить и проникнуться духовной философией востока, так как это два разных и противоположных взгляда на концепцию внутреннего мира человека и внешнего. Погружение в йогу и восточную философию может привести к внутреннему хаусу и расщеплении личности, так как в течении жизни в западном типе человека уже сформировались ценности, принципы и картина мира основанные на культуре, воспитании и собственном пережитом опыте. Я считаю что йога может только дополнить и расширить видение внутренней картины мира и большего понятия себя, но стержнем концепции должны оставаться постулаты той культуры в которой вырос человек. Йога здесь является как бы дополнением, а не заменой образа жизни, философских и религиозных взглядов западного человека.
Не могу не высказать уважения к К.Г.Юнгу и его самоисследованиям.Не всякий человек осмелится подвергнуть себя различным психическим переживаниям,а затем пытаться найти объяснения,используя логику и рациональное мышление, и обращаясь к восточной философии ,в частности к йоге ,для проверки и поиска ответов на свои вопросы..Как верно отмечено в статье,для исследователей темы йоги,важно сохранять объективную позицию.Иначе «не проходя никакого сознательного «интеллектуального переваривания»можно просто копировать(имитировать) восточные практики, не осознавая их глубину.
Что собственно сейчас и происходит. В моём окружении если человек «ходит » на йогу,он автоматически причисляется к лику духовных,понимающих смысл жизни людей,и никому не интересно знает он глубину происходящих процессов или нет.
Благодарю за статью и за это приглашение исследовать богатый, красочный и сложный мир йоги . Хотелось бы немного дополнить статью и раскрыть сам термин « Йога». Йога — это философское учение Индии , разработавшее систему и методы самопознания человека, управление собственной психикой и физиологическими процессами организма, система физических упражнений способствующая такому управлению . Так вот, я пожалуй ,не соглашусь с Юнгом , так как считаю , что йогу может практиковать любой человек, независимо от того, к какому культурному наследию он принадлежит . Главное , это наличие у него желание иметь устойчивый контроль чувств, желание расширить уровень своей осознанности , гармонизировать своё психическое состояние , а ведь именно это и даёт йога. Конкретно я практикую медитации и дыхательные практики , и никакого внутреннего психического хаоса я не испытываю , который описывался Юнгом . Считаю йогу прекрасным дополнением к моим средствам поддержания психики в гармоничном состоянии.
На 5 минуте чтения статьи, мне показалось, что я читаю Рубинштейна — все ёмко ,замысловато и много общей информации . Как собственно и комментарии.
Рассматривая в свою *призму* взгляды на йогу вспомнил Азов, где мне йога действительно показалась, как не моё культурное наследие моих предков.
Спорить с Юнгом и Фрейдом глупо, а вот за чашечкой чая с друзьями можно было бы, про йогу посудачить.
С точки зрения физической нагрузки, йога меня конечно же удивила, не думал я про такую физическую- статическую нагрузку, впечатлила, я прочувствовал.
Не ожидал я такого богатого, красочного и сложного мира Карла Юнга через его взгляды на психику и его размышления относительно этой чуждой духовной основы, называемой йогой.
Я сомневаюсь, что Запад будет создавать свою собственную йогу. Варварам, с их потребительским отношением к жизни, проще взять готовый продукт и трансформировать его под себя. Что в общем-то и происходит в наши дни. Я уважаю Карла Юнга, но считаю, что его исследования и идеи необходимо рассматривать применительно к настоящим условиям. Являясь приверженцем обладания критического мышления, я полагаю, что каждый человек и нация в целом, имеет право примерить продукт другой культуры на себя, проанализировать и осознать, изменить его и взять то, что подходит.
Когда я начинала заниматься йогой, организаторы группы не уделяли внимания философии этого течения, делая акцент на механическом выполнении определенных «упражнений». При этом возникало неприятие и, позже, ощущение необходимости получения дополнительных знаний. И только после знакомства с идеологией Востока появилась возможность получать пользу от занятий.
Взаимопроникновение культур наращивает темп и даёт больше возможностей, нежели ограничений, при условии осмысленного и мудрого подхода.
Юнг смотрел через разные призмы, принадлежащие Западному эмпирику и ученому, основа которого базировалась на наблюдениях и экспериментах.Отсюда и его правильные выводы в психологии: для того, чтобы иметь возможность наблюдать другого, наблюдатель должен быть полностью осведомлен о своей собственной природе и личности.
«Не проходя никакого сознательного «интеллектуального переваривания», просто копируя восточные практики, могло бы привести к тому, что стало бы простой имитацией, просто копией без какой-либо глубины.» Частично согласна. Я сама не очень глубоко проникла во все подходы. Но а надо ли,если получаешь результат и меняется что-то в лучшую сторону?
Также , есть и другой момент: » в случае тенденции к чрезмерной занятости, психика бы создала способы предупредить человека о необходимости восстановления баланса, поощряя способы расслабиться и просто «быть». Вот у меня именно так это и работает: расслабиться и побыть с»Собой» я могу либо в бане,либо на йоге. Может как раз поэтому йога становится все популярней сейчас , в связи с нашим духовным голодом , занятостью, особенно на фоне интеллектуального прогресса. Для меня йога-это баланс души и тела, может как раз это и есть гомеостатический баланс? Хотя пока не совсем понимаю, что именно означает этот термин… Спасибо!
Сложно. Научно. Напомнило учебник. Пришлось побороться с желанием не читать до конца и отложить до лучших времен. Например, до понедельника.
Про Юнга слышала в курсе философии и психологии в ВГУ на первом курсе. Ключевое слово «слышала», а не изучала, вникала и разбиралась. Фамилия Юнга ассоциировалась лишь с одним запомнившимся термином «коллективное бессознательное».
Спасибо за статью. Заставила задуматься над тем, что мы, следуя модным тенденциям, иногда слепо копируем что-то из других культур, не задумываясь о сути и глубине того, что делаем. Хотя йога и стала очень популярна в нашем обществе, многие занимаются ей исключительно с точки зрения физического развития без духовного осознания практики.
Понравилась мысль про историческое сознание, что «Запад не должен просто пытаться копировать Восточную духовную йогу, так же, как и Восток не должен слепо принимать западную науку».
С мнением Юнга я согласна. Если мозги, образно говоря, заточены под одну культуру, не переделаешь их под другую без ущерба для психики. Его идея про коллективное бессознательное и национальный архетип получила развитие в наши дни, в частности в книге детских психологов Шишовой и Медведевой я читала о том, как проявляется это в детях, родители которых уехали с родины. И как потом какие-то национальные стандарты поведения, мышления проявлялись в детях. Хотя дети родились в другой стране. Например, в странах западной Европы и в Америке неприличным считается вопрос про заработок, это табу (то есть святое, про которое не говорят). В России социальное табу на сексуальные темы, в русском языке название детородных органов либо научно-медицинское, либо нецензурное, либо на детском языке. В нашей культуре принято задушевно разговаривать с близкими и далекими людьми, на западе – это не приветствуется. Много есть кардинальных различий. И вот попадают наши люди в Европу на постоянное место жительство, вроде бы в материальном плане все хорошо, а у наших сограждан нервные срывы, затяжные депрессии и т.д. У меня есть знакомые, которые живут по сравнению с нами хорошо, но что творится там в душевном плане – одно слово «катастрофа». Не могут интегрироваться в западную культуру арабские народы. У каждого народа есть своя генетическая память. Тысячелетиями из поколения в поколение передавались духовные ценности, образ жизни, социальные ориентиры. Я не знаю, как в Европе осваивают йогу. Я не знакома с мастерами йоги в России, может есть какие-то продвинутые в этом плане люди. Но большинство тех, кто занимался йогой из моих знакомых – это пародия на философию Востока. Если теоретически соединить образ мышления и отражения действительности среднестатистического россиянина и видение жизни восточных народов – это будет еще та абракадабра. Какие-то физические упражнения, дыхательные практики – возможно интегрировать в физическую культуру, но философию жизни, я думаю, что нет.
Познавательная статья знакомит с работой К. Юнга. Он изучал бессознательное, подчеркивая его важность. Что заложено в бессознательном оказывает в последствии влияние на сознание, на реальные поступки человека. Юнг выделяет две формы бессознательного: коллективное и личное. Исследуя бессознательное, он обращается к восточной философии, йоге. В ней он находит смысл и подтверждение своих собственных психических переживаний. Я думаю интересно было бы почитать его книгу, чтобы понять пути в его исследовании бессознательного. Он описывает разницу между европейской и восточной психологией, как разные исторически сложившиеся мировоззрения. Понятно, что европейцу сложно перенять восточную философию. Придется пройти через глубокие противоречия, чтобы создать синтез двух культур.
О! Наконец-то Юнг! В свое время зачитывалась его трудами, а потом думала, крутила, примеряла на себя… Чистый интеллектуальный оргазм!!! Наверное, таким «самокопанием», как тогда, я больше никогда не страдала, и это был просто потрясающе интересный опыт. Правда тогда я поняла, что Юнг — это Юнг, а я — это я, и у меня несколько другое мировоззрение. Все-таки русские люди не совсем европейцы и менталитет наш соответствует нашим территориям. Как говорил Игорь Тальков — Россия это даже не Евразия, а Ази-опа 😉
Я знаком с трудами Юнга, в том числе читал его книгу где автар затрагивает данную проблему. Вообще, взгляд юнги сейчас кажется чем-то вроде … искателя-мечтателя, человека который пытается обрести предмет своего научного изыскания, используя ту или иную форму. Но так или иначе, мужик был очень умный и чтение его книг это сплошное удовольствие. Благодаря ним кстати, я наверное стал активно читать различных классиков психологии. Ну, что же… что касается темы статьи! Слова Юнга определенно имею рациональное зерно, и где-то глубоко внутри я с ними согласен. Нет смысла отбрасывать свою культуру и бездумно принимать «восток», необходим синтез.. я всегда с некоторым подозрением относился к людям которые занимаются йогой…)
Достаточно давно в моей жизни жизни появился человек, родственники которого практикуют Йогу во всех ее аспектах. Меня заинтересовал этот вопрос с позиции негативных последствий при нашем общении. Пришлось поднять много литературы, походить на лекции, и конечно же начать практиковать. Сложно было делать акценты на бессознательном и конечно же уделять такое внимание телу, которое в Индии считается естественным. Все это мне помогло немного разобраться в себе и своем отношении к религии. После этого опыта я поняла, что наши традиции и опыт моих предков гораздо ближе и роднее, чем восточные или западные. Так, что Юнга я поддерживаю в этом вопросе полностью. Культурные и психологические различия несомненно необходимо учитывать при занятиях нетрадиционными для нас практиками.Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Она далась мне очень тяжело. Я несколько раз начинала читать ее, так как статья была тяжела для моего восприятия. Из статьи я сделала вывод, что права пословица ….где родился там и пригодился! Данная теория мне очень близка, так как я немного путешествую изучая быт других стран, а также общаюсь с представителями той или иной культуры. Я часто сталкивалась с вопросами, которые просто взрывали не мозг и в этот момент в моем сознании происходила паника. Есть вещи, которые я не приемлю в силу своего воспитания и менталитета, а для кого-то это норма. В результате даже при общении с представителями другой культуры, часто происходит не понимание, которое переходит в раздражение. Не смотря на то, что как говориться в статье … « Юнг был человеком своего времени, и его теории стоит принимать в контексте того, когда и где они были написаны» прочитав статью я соглашусь с К. Юнгом. Статья заставила меня задуматься о самопознании. Ведь дня меня эта тема очень важна. И она направила мое мышление на то, что нужно действовать осторожнее, когда речь идет о самопознании с помощью культуры других стран. Я думаю йога может помочь мне расширить видение внутренней мира и понять себя. При этом я буду помнить про два сценария, которые может с провоцировать изучение восточных философских концепций.
Прочитав статью мне она показалась сложная для моего восприятия.
Заинтересовала работа К.Юнга по понятиям бессознательной части я. И то что Юнг считает, что человек состоит из двух граней. Я с этим полностью согласна.В нас действительно есть творческий потенциал, но мы его заблокировали еще в детстве.
Статья далась мне с трудом, пришлось перечитывать,чтобы понять, почему Юнг считал, что йогу нужно и важно понять, а не практиковать. Исходя из разницы мировосприятия западного и восточного человека. Вот с этим я согласна, Культура, традиции, менталитет — все другое. Можно копировать, медитировать, выполнять упражнения, а важно понять, принять. Согласна с тем, что вероятнее всего растущая популярность йоги может быть объяснена как ответ на растущий духовный голод и нищету.В любом случае, лучше йога, даже в том виде, в котором она сейчас прижилась у нас, чем все остальные возможности расслабления и ухода от действительности.
Юнг-человечище!!! Такая мудрость. Обширные познания и западной и восточной психологии. Как интересно, что на планете столько различий у её жителей. Различий и противостояний. Есть привязанность к своим традициям, а другие считаются неприемлимыми. Когда я была вначале своего духовного поиска в восточной практике, мне очень сложно было принять и слушать индийские мелодии. Я любитель русско-украинской напевности, шири, раздолья, удали. Я испытывала страдание,когда слушала мантры, думала, когда уже это кончится. Спустя годы, изучая философию, практикуя йогу, что в переводе означает связь, (догадайтесь с кем), не теряя связь со своей исконной натурой, приняла в сердце и эту культуру. И я знаю людей, которые просто обожают всё восточное. Опровергать и дисскутировать о Юнге не имею полномочий. Могу лишь выразить своё к нему уважение и согласиться с его высказыванием: «просто копируя восточные практики, могло бы привести к тому, что стало бы простой имитацией, просто копией без какой-либо глубины». Но человек- создание ищущее, всё пробующее. Что ищет? Счастья. СМ. предыдущую статью.
Спасибо за статью!
Понять К. Юнга непросто. С другой стороны, нельзя без уважения относиться к трудам такого великого человека. Да, пожалуй, соглашусь с тем, что нужно быть аккуратным, когда примеряешь на себе опыт и особенности совершенно другой культуры, так как можно оказаться не готовым к последствиям. С другой стороны, мы живем в эру глобализации, смешивание и интеграцию разных культур, общечеловеческого опыта, так что познакомиться с другими культурами, возможно, будет полезно. Тем более, насколько я знаю, йога — не только для бессознательного, но и для тела, физические нагрузки. Моя бабушка довольно долго занималась йогой, что позволяет ей к 70 годам быть в хорошей физической форме(:
Сам йогой никогда не занимался, но будет очень интересно попробовать.
статья почему то не зашла. К йоге отношусь спокойно, был момент практикования, ушли боли в спине, гибкость лучше стала. Но я все же приверженец того, что такие практики должны преподавать профессионалы, которые долго обучаются у родоначальников. А в России йогой (типа) можно позаниматься на каждом углу. Это касается и медитаций и тому подобное. В каждой области нужны профессионалы. Но, как определенная физическая нагрузка, йога в россии имеет право быть. Без затрагивания подсознательного и глубоких практик, к которым человеку нужно долго готовиться.
Благодарю за статью. После прочтения данной статьи подумала о том, что действительно, люди живущие на Западе, вряд ли смогут глубоко понять и проникнуть в основную суть восточной философии. Ведь культуры Востока и Запада кардинально отличаются друг от друга. «..Юнг считал, что изучение восточных философских конструкций может спровоцировать два сценария. Во-первых, любые концепции, считающиеся ‘странными’ или ‘необычными’, на самом деле могут быть проецируемыми страхами, которые нельзя легко признать и принять. Во-вторых, когда человек «перенимает целиком» восточный способ бытия, за счет отключения от собственного культурного наследия, это может привести к внутреннему психическому хаосу.» Не стоит уходить от своей культуры, а если и практиковать восточные, или другие направления, то только с учетом культурных и национальных особенностей, очень осторожно и разумно.
Юнг — один из немногих великих, кто признал свое исключительно теоретическое понимание йоги, поскольку сам он её не практиковал. По сути, йога — это не просто слово или термин, это концепция и система духовного совершенствования. Йога — это не только комплекс физических упражнений, как нам предлагают те, кто заинтересован в продаже этого продукта, но и глубокое видение человеческой природы. Она скорее про внутренние коммуникации. Когда йогой занимаются для духовных целей, это одно, а когда просто как гимнастикой, без всяких медитаций и мантр, это уже другое (тогда уж лучше в тренажёрный зал). Здесь ещё и очень тонкая грань, начав заниматься йогой только физически и не заметишь, как про себя, начнешь напевать «ОМ». Йога — это стиль жизни! Именно поэтому, даже на заложенный христианством фундамент, запад так и не изобрёл «новый велосипед» вместо йоги. Что русскому хорошо, то немцу — смерть!
Я скорее соглашусь с Юнгом, в том вопросе что индусу хорошо то русскому смерть. В чем состоит моё убеждение я сейчас объясню.
Одной из неотъемлемых частей йоги является медитация. Которая меня бесит, раздражает, вызывает негативные эмоции и жуткие состояния. Я начала пробовать медитативные практики в институте психологии, когда поехала на летнюю школу. Как только я закрывала глаза и делала всё то что полагалось по заданию. Но как только я начинала медитировать, мое состояние резко ухудшалось, мне всегда представлялись змеи которые хотели меня укусить или преследовали меня. Ощущения были такие, как будто меня сейчас разорвет. Мне приходилось усилием воли сдерживать порыв убежать и как можно дальше. Закончилось тем, что я занималась отдельно от группы на своем коврике. Вся трагичность ситуации состояла в том, что я была руководителем группы и в мои обязанности входило контролировать группу на упражнениях.
Конечно я не оставила этот вопрос, пыталась найти ответ, почему у меня медитация вызывает так много негатива. Оказалось всё банально 10-15% людей пробовавшие медитировать испытываю негативные эмоции , только почему я попала в эти 10%. Я не ищу легких путей и продолжаю медитировать пока хватает сил всё это терпеть и ищу мастера который сможет помочь мне пройти это ограничение.
А Юнг прав, не готов наш организм и наш мозг испытывать такие нагрузки. А если мы не обращаем внимание на свой организм, то потом приходится лечить «переломы» а это всегда больно и долго.
Спасибо за статью! 🙂
На мой взгляд, любым видом Религии будь то, Христианство, Буддизм, Йога (как совокупность стремлений физических и духовных, направленных на единение Индивидуальной Духовной Души с Верховной Душой, а также проживание в состоянии самого этого единства), и другими, а также, конечно же, Психологией 😉 , вполне возможно запутавшись причинить себе дискомфорт, осознаваемый или нет.
Раскол и путаница, возможно, о которой упоминал Юнг, может иметь место тогда, когда, за отправлением религиозных обрядов, не стоит сама Идея, для чего они предназначены и чему служат. То есть, когда отсутствует понимание истинной ценности Религии, как таковой. Когда Вера и связь с Богом, подменяется ритуальными обрядами. Тогда, когда Абсолютная Любовь и Преданность выражены исключительно эквивалентом социальных условностей и разделением на истинность и неистинность.
На мой взгляд, основная мысль К.Юнга и основанной на его размышлениях статьи заключается в том, что принимая чужие взгляды и ценности, важно не потерять свои. На примере йоги Юнг пытался показать значение бессознательного в работе психики человека. Ведь бессознательное формируется у человека, в том числе, на основании влияния социума на каждого индивида. Поэтому принятие чужой культуры, духовной философии, без учета особенностей развития и формирования собственной психики, как указывается, могут привести к «…отрицанию и избеганию частей, которые больше не «соответствуют модели йога»».
Еще одна идея Юнга основана на том, что рассмотрение и принятие «незнакомых понятий» из другой культуры должно расширять возможности для развития психики, но только не на основании ее адаптации под себя, а на основании поиска подобных возможностей в собственной духовной сфере. С этим и связано его высказывание о создании Западом «своей собственной йоги».
Немаловажным, на мой взгляд, замечанием является то, что результаты исследований К.Юнга все же нужно рассматривать с учетом той эпохи и окружающей обстановки, в которой он жил. Фактически, применять тот же метод, который он сам рекомендовал – воспринимать информацию, соотнося ее с собственным опытом и состоянием, обращая внимание, как в тебе самом откликается новое знание. Признаюсь откровенно, я давно хотел познакомиться с его работами, и данная статья снова напомнила мне об этом. Спасибо за статью!
Достаточно информативная статья . К сожалению не знаком с научно трудовой деятельностью К.Юнга, но тем не менее можно сделать вывод , что мысли были у него что надо. В свое время он предполагал , что культура востока окажет определенное влияние на западную и но уже тогда у него вызывали опасения по поводу применения йоги человеком другого склада ума и культуры. Получается он давал понять , что нельзя все копировать и применять не задумываясь о последствиях. Безусловно практика йоги дает возможность улучшить свое внутренне состояния и способствовать духовному развитию, главное при этом не навредив своему бессознательному. Это я так понимаю и хотел донести уважаемый К.Юнг до нас озвучивая мнение, что «в течение столетий Запад будет создавать свою собственную йогу». Спасибо.
Спасибо за статью, я полностью согласна с Юнгом, что йога и западная культура несовместимы. Я всегда с большим подозрениям относилась к инструкторам йоги или к мастерам по иглоукалыванию например, которые прошли двухмесячные курсы и выдают себя за специалистов. На востоке люди этому учатся десятилетиями, а наши — за пару месяцев, ну надо же какие способные. Еще у нас есть эксперты фен-шуй…, да каких шарлатанов только нет, и самое интересное, что клиенты находятся. К йоге я отношусь чисто как к физкультуре, комплексу упражнений поддерживающих организм в хорошей физической форме, не более того, но знаю многих людей, которые время от времени занимаются йогой, убеждая себя тем, что теперь они прокачались в духовном плане, даже не пытаясь понять где они со своим мировоззрением и где йога. Им бы для начала интеллектуальная прокачка не помешала.
Очень длинная статья про йогу и Юнга). Были кстати мысли заняться йогой для души и здоровья, однако руки не дошли..и все остальное). В общем это все очень интересно.)Любопытным стал Юнг после того как поссорился с Фрейдом. Я когда-то читала про него, интересовалась, пыталась разобраться. Но потом все желание как-то пропало. Наткнулась на какую-то мысль, которая показалось мне на то время нелепой. )) Надо бы снова увлечься Юнгом. Возможно я пересмотрю свои взгляды, ведь когда я перестала им увлекаться я заканчивала школу. :))Наверное с этого момента уже многое поменялось))). спасибо за статью).
Неожиданная для меня статья. Не думала, что Юнг так глубоко этим вопросом занимался. Я йогу не очень люблю. Не ложится она мне на душу. Да простят меня все йоги. Мне вон цигун лучше заходит. А по-поводу размышлений Юнга, вообще ничего нельзя вот так брать и на себя принимать. Надо осмыслить и понять, а лепится ли оно вообще. Ну судя по тому как сейчас распространена йога, вошла она в быт многих западных людей. Адаптировали видимо со времён Юнга то. Что говорить про русских, у нас то вообще каша из традиций, устоев, стереотипов. У нас страна на протяжении долгого времени переживала потрясения и от традиций своих мало что осталось. Нас нельзя назвать ни западными людьми, ни восточными. Поэтому думаю йога нас уж точно никак не испортит. А может даже наоборот невротиков поубавиться. Главное заниматься с умом.
Из статьи я узнал некоторые факты из жизни Юнга и о его отношении к йоге. Я не знаю, насколько сильно первые люди, начавшие продвигать йогу на западе хотели сохранить её восточную подлинность. Думаю, разница в мировозрении западного человека очевидна и это проявляется во многих областях. Поэтому я не вижу ничего страшного в адаптировании под себя каких-то восточных практик. В конечном счёте, если это приносит какую-то пользу человеку, то почему бы и нет. Первый раз я услышал о йоге ещё в детстве. Первый раз занимался ей лет в 24. И всё это время до этого возраста я считал людей, занимающихся йогой, немного ненормальными. Для себя я отметил важность человека, который проводит занятия по йоге. Т.к. когда через 2 года занятия вёл другой человек, то я, даже будучи позитивно настроенным на этот процесс, не получил от этих занятий никого морального и физического удовлетворения. Был вынужден отказаться от этих занятий в пользу более стрессового плавания, от которого я ощущал больший позитивный эффект.
Неожиданный взгляд Юнга. Захотелось ознакомиться с его 20 томами сочинений. На мой взгляд в интересах человека, если он чувствует, что нет какой-то альтернативы в своей культуре, пробовать практики других культур. И только опытным путем понимать для себя подходит ли ему постоять в позе «собака смотрящая вверх» или побить в бубен пританцовывая или посвятить себе 20-40 минут в день и попробовать найти внутренний центр концентрируясь на дыхании.
К сожалению с указанным трудом Юнга на деле я не знакома и даже впервые о нем слышу, несмотря на то что иные его книги мне знакомы. Тема обозначенная в этом произведении поднята достаточно интересная и даже актуальная, учитывая огромную популярность восточных практик в современную эпоху в Европе. В некой мере мне понятна критика Юнга, ведь во многом йога все же основана на определенном мировоззрении людей взращенных в восточной культуре, которое разительно отличается от мировоззрения европейского человека, в соответствии с чем данная практика в Европе зачастую носит достаточно поверхностный характер, который не раскрывает всей заложенной в нее первоисточником сути, с другой стороны все же при правильном и глубинном подходе к йоге можно познавать все многообразие этого учения и практики, что при таком верном подходе даже будет приносить пользу.
Статья сложная для восприятия, это бесспорно. Но очень интересна! Приходилось перечитывать несколько раз для того, чтобы понять что к чему. Начали всплывать воспоминания прочтения книги К.Г. Юнга — «Архетип и символ» про коллективное бессознательное. Интересно было познакомиться на взгляд Юнга с точки зрения нежелательности и даже противности занятий йогой западными культурами. Но, Юнг как человек своего времени мог оценить ситуацию с точки зрения той, прошлой современности. А сейчас, несмотря на культурные противоречия понимания внутреннего я и его реализации, появилась необходимость познать всю глубину своих ресурсов. Это тяга к собственному неизвестному и позволила обратить внимание на восток. И мне кажется, это очень здорово. Потихоньку, маленькими шагами приходим к себе настоящим. Если йога позволяет чувствовать себя целостным, когда и сознание и подсознание и бессознательное дружат, почему бы и нет???
С. Гроф тоже стремился познать бессознательное, но с помощью дыхания и психоделиков. И у того есть свои поклонники..
«Со временем Запад изобретет собственную йогу, она будет опираться на заложенный христианством фундамент» после этого предложения, я глубоко вздохнула и сказала — Когда же это будет…. Западное общество, как общество потребителей. Всегда чего то недостает, ну вот сейчас я куплю авто и буду счастливым. А счастья все не приходит. Потом он решает купить дом на берегу моря жениться на самой красивой и снова что то не так. Восточному человеку для счастья надо совсем малость и он уже, будет улыбаться во весь рот гуляя в потертых одеждах. Зачем я занимаюсь йогой? Как говорит Ковард, «йога позволяет «расширить и усилить опыт сознания, стимулируя его к повышению осознанности». И еще, зажечь свой внутренний свет. Юнг отметил, «Запад не должен просто пытаться копировать Восточную духовную йогу, так же, как и Восток не должен слепо принимать западную науку. Каждый должен изучать другого и черпать вдохновение из его примера, но каждый должен продолжать свое собственное развитие в ключе собственного исторического сознания.» С этим тезисом, я абсолютна согласна.
Вряд ли Европе удастся создать нечто подобное, но позволю себе не согласиться с К.Юнгом и предположить, что заимствование учения и дальнейшее его постижение, быть может, даже трансформация под собственные условия будет куда действеннее создания чего-либо. Тем более, сейчас, когда понятие «запад» стало выходить за рамки старого понимания и размывается, распространяясь на большинство культур мира, что итак делает его мультикультурным явлением.
Вообще, наверное, надо более глубоко изучать этот вопрос , чтобы лучше понимать данную тему . Так сложно сказать.
Три раза начинал читать эту статью и все никак. Наконец кое как я ее одолел, оглянулся назад и понял, что не очень понял. Может во всем виновата температура и головная боль, но что-то мне подсказывает, что не только она проклятая мешает мне обрести прозрения в учениях Юнга. Ну в общем, сначала у меня возникло сопротивление -обычное мое состояние, когда начинаю слышать или читать, или видеть то, что расходится с моим убеждением, даже если мое убеждение ни на чем не основывается (осознанно), а только есть. Но, в процессе чтения, вдруг мне показалось, что что-то в этом мнении (я про Юнга) есть. Вообще, он мужчина умный, наверное даже поумнее меня, хотя никто не может ему запретить ошибаться. Но беря во внимание то, что разные культуры и менталитет, и воспитание… то возможно в мое воспитанное на определенных традициях нутро, взять и поселить некое новое учение и новую философию,… вот я наверное буду загоняться. Хотя, кто мне сказал, что я просто не кайфону от этого? В общем мнения по статье у меня не сложилось…так вот закончу. Спасибо за труд — за статью.
Моя критика направлена лишь против применения йоги западными народами. Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, и этим все сказано, йога для заподного человека не более чем разлечение, физкультура, и не может быть, что не переняв культура кастового общества понять о чем же в дейсвительности это учение. хотите просветлятся йогой начните жить по кастам, сначало отнесите себя к реальной касте кто вы, смотря в глубь веков своих пробабушек, торговцы ремесленики и ни какие не брахманы, откажитесь от амбций, вот папа работал на зоводе слесарем и с завтрашнего дня пишите заяву по собственному и назавод в туже подсобку где папа работал, и тогда как примите свое предназначение можно и йогой заниматься, а то хотим заподную идею конкуренции и стремлению к лучшему через нее еще и йогу натянуть и понять ее тайный смысл. если нет не готовы к такому, то воспринимать йогу надо не более чем альтернатива хулухупу, турнику, пробежка по району.
Я несколько лет практиковала йогу. Три года назад сменила ее на цигун. Как врач, прежде чем выбрать для себя форму физической нагрузки, я изучаю ее физиологию, взвешиваю «за» и «против». И да, я использую только физическую составляющую практик. Не погружаю ь в духовную часть, ни в философию. Мне это не нужно. Если я вижу пользу в актуальном моменте, то практикую. Если тренер, пытается затащить меня на духовную территорию, говорю ему — прощай.
Сложная, но очень интересная статья. О йоге я мало что знаю. Пару раз пыталась начать ходить, но тщетно. Хватало меня на два-три занятия. Начав читать статью я начала понимать, почему мне столько раз не удавалось продолжить начатое. Такое чувство, что нам не хватает культурных ценностей и традиций. Мы пытаемся перенять всё по чуть-чуть из разных культур: кухню, например, суши; свадебную церемонию с подружками невесты и жениха под аркой; танцы, тот же тверк; да и куча примеров того, как наша нация позаимствовала «изюминки» из разных стран, не принимая во внимание свою индивидуальность, особенность и потребность поддержать устоявшиеся традиции своей собственной культуры, как это делают другие народы. К.Юнг видимо хорошо изучив народ Востока и запада сделал такое заключение, что в Индии бессознательное, интуитивные способности и физическое тело ценятся и интегрируются, как часть установленных духовно-психических рамок, что облегчает усвоение психических переживаний, а на Западе меньшее почтение к телу или психическому бессознательному. Ведь действительно, как можно что-то заимствовать у другого народа не изучив до конца их быт, среду обитания, нравы и т.д.?!
Очень тяжелый текст для восприятия.
Учитывая время, когда жил Юнг, то понятен его протест. И тем не менее он сам практиковал йогу, будучи западным человеком.
Йога — это религия для меня. Мне лично не очень понятная. Никогда не хотела попробовать. Это нечто иррациональное для меня. Странно, будучи христианином, например, медитировать и быть приверженцем йоги. Но я знаю многих людей, которые видят просвящение в медитации. Но тем не менее очень много ее сподвижников, как на Востоке, так и на Западе.
Здесь я узнал различия между восточной и западной психологией: идея о том, что Восточная и Западная психики различны, кажется вполне правдоподобной, особенно если учесть, что первая ориентирована на интровертность, а вторая сидит на противоположном «экстравертном полюсе» И ведь действительно именно на Востоке много древних практик духовного развития и йога далеко не единственная. Это о многом уже говорит, взгляд направлен во внутрь человека. Прочтя эту статью, я тоже пришел к похожему выводу, что нельзя просто все скопировать. Обязательно надо адаптировать под наши реалии.
Я считаю , что у человека всегда должен быть выбор. И если сейчас во всех фитнес клубах есть йога. То значит есть и востребованность в обществе. Верят ли все, кто занимается йогой глубоко вникают во всю философию. Я занималась йогой только из спортивного интереса, как к гимнастике. Мне помогали эти занятия успокоиться или когда мне не хотелось большой физической нагрузки. На мой взгляд любая духовная практика прививается с детства. И в этом учавствуют родители и окружение. Для себя не вижу смысла вникать в новую для меня философию востока. Все равно глубоко понять живя в России я не смогу. Для этого надо уезжать в восточные страны. Или хотя бы переодически туда ездить. Йога для меня просто фитнес.
Очень объемная и информативная статья. Для восприятия достаточно тяжелая.»Юнг и йога» — интересное сочетание. До этой статьи, я не знала, что Юнга интересовала эта проблема. Конечно же восхищает многогранность и величие этого ученого.
Мне нравится йога. Воспринимаю ее не как духовную практику, а как своеобразную гимнастику для тела, которая поддерживает тело в тонусе и благоприятно влияет на психику.
Интересная обширная статья.Взглянула на йогу с другой стороны.Наверное,соглашусь,что существует безусловно разница между западным и восточным восприятием. То что хорошо одним-не значит будет доступно для других.Как человек со стажем по занятию йоги хочу отметить,что методики йоги,передаваемые у нас, тем или иным образом уже адаптированы под нашу психику. Хотя бы начать с преподавателей. Это обученные люди,но европейцы. Также потеря собственного наследия путем замены новой культуры невозможно, у человека в памяти все равно остаются некие парадигмы,привычки,которые не будут свойственны Востоку. Полностью искоренить культуру не получится. Да и сработает защитная реакция психики — на определенном этапе она скажет «стоп». Насытилась и остановись. Мне близко положение- гармоничного симбиоза западного ума и глубокой души востока.
Полностью согласна с Юнгом. Я вообще считаю, что любую новую информацию надо аккуратно встраивать в уже имеющиеся знания. И только тогда, эта информация будет полезна. А если использовать новое, отрицая или игнорируя старое, то и пользы никакой не будет. И если даже сейчас людям трудно объединить науку и веру в Бога, то что уж говорить, про начало 20го века, когда Юнг писал о использовании йоги на Западе. Думаю, что действительно, интегрировать эту информацию в имеющиеся у европейцев культуру, знания, опыт и пр. было практически невозможно. Объяснить термины, значение и цели йоги в понятных для христиан понятиях очень сложно даже и сейчас. Наверно для этого нужен свой гуру, которой сможет донести все это до учеников.
Ещё читая ученик по истории древнего Востока узнал о противоположностях Западного и Восточного типа мышления. В принципе Йога как некий экстракт Восточной культуры мной всегда воспринималась как способ погрузится в Гармонию и Единение с самим собой. Т.е сознательное должно было гармонизироваться после сеансов йогой. Но на практике был вынужден констатировать что получив кратковременное облегчение и выходя на улицу опять пускался во все тяжкие удобной и комфортной жизни цивилизованного города.
Отсюда сделал вывод что общаясь с обычными людьми и занимаясь йогой и медитацией лишь нарастает мой психический диссонанс из за неприятия алогичности окружающих.
Интересная статья. Было любопытно прочитать, почему же К. Юнг настаивал на том, что йога не подходит для Запада. Он размышлял и приводил, довольно убедительные примеры, которые нельзя отрицать. Но, так же необходимо учитывать, ту среду в которой он воспитывался и жил. Время и социальнополитическую обстановку.
И всё же я хочу отметить, что имеет место быть благотворное влияние восточной практики на жизнь человека любой нации. Если, конечно, понимать для чего выполняются техники.
Любое учение начинается с копирования. Главное не останавливаться на этом этапе и развивать себя дальше. Я согласна с Юнгом, что такой переход из разума к сердцу очень даже стрессовый.
Но, как мне кажется, он того стоит.
Спасибо за статью!
Из статья я узнала о цитате из работы К.Юнга «Йога и Запад» А также было интересно прочитать немного из его биографии. Давно, хочу заглянуть в собрание сочинений К.Юнга, но пока ограничивалась материалом из интернета.
Юнг считал важным изучать йогу.Именно в индийской философии он нашел смысл и подтверждение своих собственных психических переживаний. Йога предложила современному западному человеку углубить и расширить сознание. Это помогло изменить мнение о связи с интуитивной чувствительностью и влиянии психики на гомеостатический баланс. Юнг по-прежнему яро выступал против принятия европейцами практики и философии йоги.
Изучать йогу, расширять сознание -это все , что я слышала о йоге. Но посещала не однократно, поразило состояние покоя после занятий. Возможно, надо побольше почитать про йогу. Да и еще раз прочитать данную статью.
Это странное противоречие между Востоком и Западом находит свое выражение прежде всего в религиозной политике. Мы говорим о религиозном поучении или подъеме. Бог для нас – Господь Вселенной, у нас есть религия любви к ближнему, в наших вознесшихся ввысь церквах возвышаются алтари. Индиец же говорит о дхьяне, медитации и погружении, божество пребывает внутри всех вещей и прежде всего человека. От внешнего здесь движутся к внутреннему; в старых индийских храмах алтари опущены на два-три метра ниже уровня земли; то, что мы стыдливо скрываем, то для индийца священный символ. Мы верим в деяние, индиец – в неподвижное бытие. Наша религиозная практика заключается в молитве, почитании, превознесении; главнейшим упражнением индийца является йога, погружение в состояние, которое мы назвали бы бессознательным, но которое сам он полагает состоянием наивысшего сознания. С одной стороны, йога есть самое выразительное проявление индийского духа, с другой стороны, она выступает как тот самый инструмент, с помощью которого и достигается это состояние.
Прочитав статью узнал, что релевантность это от латинского поднимать, облегчать — определяемая поисковым алгоритмом степень полезности и смыслового соответствия результатов выдачи запросу пользователя. Так же узнал, что Юнг исследовал, изучал влияние йоги на тело и сознание человека. И судя по написанному в статье, из исследований Юнга, йога способствует, помогает человеку углубить и расширить сознание.
Как мало я знаю и как много всего интересного, что охото познать и изучить, а хватит ли труда и терпения. Спасибо.
Действительно интересная и стоящая статья. Мнение Юнга интересно, заслуживает внимания и уважения. Перенимать внешние оболочки чужой культуры под влиянием моды — это вполне себе мейнстрим. И безусловно логичной здесь звучит мысль о «создании западом собственной йоги». Как учения, а не как «позы и дыхание». Конечно, интересно учесть опыт Востока и понять слабые стороны Запада в его оголтелой экстравертности. И это уже архетип поколений. Для России, как государства, традиционно находящегося где-то посередине, склоняясь то в одну, то в другую сторону разными своими краями, было бы полезно в век западных идеалов, понаблюдать и за традиционной восточной культурой. И поискать там не только модные внешние проявления, но и свои почти утерянные корни.
Сложная для восприятия статья,несколько раз начинала читать и бросала.
Я ,к сожалению,никогда йогой не занималась и с трудами Юнга не знакома.
Я считаю , на занятие йогой не может влиять в такой степени происхождение ,национальность и т д. ,по крайней мере,в настоящее время в современном мире.
Думаю,что и на востоке и на западе есть люди,которые хотят познать себя глубже и приблизиться к своему настоящему «я», в том числе,с помощью йоги. Уверена так же,что и там ,и там достаточно людей,живущих и мыслящих более приземлённо ,заботящихся по большей части лишь о хлебе насущном.
Я повторюсь, йогой не занималась и медитировать не очень получается у меня ,не могу отключаться полностью, но очень хотела бы научиться этому так как уверена,что это существенно улучшило мою жизнь, по крайней мере,сон точно.
Спасибо за статью,хоть и не просто было ее читать.
Интересно было почитать что же в йоге как отдельном занятии может быть такое ,что затронет внутренний мир человека ,который родился в другом мире. Информативная статья. Конечно стало интересно ,что еще влияет на человека из другого мира взятые вещи музыка например, религия и тд. В наше время когда все доступно и можно начать практиковать и присоединиться к кому угодно или уехать куда угодно. Если человек сможет работать с собой ,адаптироваться мне кажется хоть чем может овладеть , а если нет ,то и в родной среде с чисто своими традициями может не совладать с внутренним хаосом.
Статья для меня показалось сложной для полного понимания. Для такого направления как йога надо придти, у меня был опыт, где я несколько месяцев ходил на йогу и мне этот опыт понравился. Не ожидал что от статичных и дыхательных нагрузок можно так себя прокачать. К йоге я относился не так глубоко как юнг и тем более восточные люди. Я воспринял ее как зарядку, без духовного составляющего. А вот моему другу йога не зашла, так как он человек верующий и не смог отделить физические упражнения от духовных практик и не стал с нами заниматься на мероприятии ( это был совместный поход на байдарках, где на зарядке была йога).
Для меня это философия и если серьезно этим заниматься, можно зайти туда куда не нужно! Для меня высший авторитет Истины — это Библия! Пока я там не нашла ничего про йогу, по этому отношусь с осторожностью и опасением к ней.
После прочтения статьи я узнала о причинах неодобрения Юнгом йоги для запада. Статья была трудной для моего восприятия, много новой информации, спасибо. Йогой сейчас называют что попало. И если есть запрос ходить ради физической составляющей, то для этого есть занятия пилатесом. Как можно обсуждать отношение йоги и запада, не договорившись о том, что считать йогой? Да и по поводу Запада, не могу отнести Россию к Западу, а как тогда, родившись и живя здесь понимать, как это для западного человека. Сравнить не представляется возможным. Не приветствую хождение на любого рода практики, как за таблеткой от всего. Видимо для меня это и есть «варварская односторонность». Приятно думать, что Юнг считал, что мы способны усвоить культурно или мировоззренческие чужие концепции,ведь опасения были связаны именно с теми недоразумениями психическими, которые в результате могли бы появиться. Но видимо можно сильно не переживать до тех пор, пока для Запада Йога — это ассаны, дыхание, и медитации.