Этологическая перспектива
Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения (Hinde, 1987, 1989). Эта точка зрения возникла из более ранней новаторской работы двух известных европейских ученых- зоологов, Конрада Лоренца и Нико Тинбергена и очень популярна в последние десятилетия. У людей, как и у животных, есть множество моделей поведения, которые являются «видоспецифичными» или уникальными для их вида. Они могут помочь нам понять, как развиваются дети. Одной из целей этологии является поиск кросс- культурных универсалий — тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Исследования показали, что эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев схожи в широком диапазоне современных культур, таких как Бразилия, Япония и Соединенные Штаты, а также в более древних культурах, таких как Форе и Племена дори в Новой Гвинее (Ekman, 1972; Ekman et al., 1987).
Более того, многие формы поведения, такие как улыбка и плач, наблюдаемые в различных культурах, имеют биологическую основу и нужны для того, чтобы родитель или опекун ребенка мог качественно выполнять обязанности по уходу за ним. Например, плач служит для сообщения о том, что ребенок огорчен или голоден. С точки зрения эволюции, он имеет огромное значение для выживания, поскольку гарантирует, что младенец получит внимание, необходимое для адекватного развития. Джон Боулби один из ведущих специалистов в области влияния этологии на ранние социальные отношения. Хотя этологи считают, что многие элиситоры (помощники), такие как плач, имеют биологическую основу, они модифицируются опытом, основанным на окружающей среде. Например, дети могут научиться маскировать свои эмоции, улыбаясь, даже когда они несчастны, или выражая удивление, даже когда они знали, чего от них ожидают (Saarni & Crowley, 1990). Важным моментом является то, что современные этологи рассматривают детей не как пленников своих биологических корней, а как открытых для всего нового полноправных участников собственного развития. Критические периоды развития — еще одно понятие, с которым мы уже сталкивались, так же выведено из этологии. Это очень мощная конструкция, которая помогает нам понять влияние времени на события, происходящие с ребенком в раннем развитии.
Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии. Их цели заключаются в разработке подробных описаний и классификаций поведения. Они стремятся понять, как поведение организуется в осмысленные паттерны. Например, высокая частота ударов, тыканий, пинков и криков часто используется для определения конструкции агрессии, тогда как легкое поднятие бровей, многозначительная улыбка и наклон головы предполагают образец кокетливого поведения. Фактически, этология оказала большое влияние на рост популярности наблюдательных подходов в современной психологии развития.
Одним из основных интересов этологов является организация социального поведения между индивидуумами (например, матерью и ребенком, братом и сестрой). Этологи много внимания уделяют изучению роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми. Обезьяны часто используют угрожающие жесты, такие как взгляд и оскаленные зубы, чтобы отразить нападение, или знаки умиротворения, такие как обнажение шеи, чтобы остановить борьбу. Как когда-то заметил известный теоретик эволюции Чарльз Дарвин, «уменьшение себя» — это жест умиротворения, который может подавлять агрессию. Как это могут использовать дети? Ученые наблюдали за учениками младших классов на переменах и заметили, что такие действия, как вставание на колени, поклоны, лежание (действия, предполагающие уменьшение себя) — оказались успешной тактикой умиротворения (Ginsburg, Pollman, & Wauson, 1977). Мальчики, которые демонстрировали подобное поведение при встрече с разбушевавшимся хулиганом, с большей вероятностью успешно останавливали нападение. Дарвин был прав, и современные этологи продолжают исследовать способы, которыми социальное поведение регулируется жестами, позами, выражением лица и другими невербальными сигналами. Этологи также внесли важный вклад в наше понимание того, как организованы детские группы. Оказывается, иерархия доминирования есть не только у обезьян, дети также развивают определенные организационные структуры, в том числе «иерархические порядки»! Этология становится все более полезной и влиятельной точкой зрения для понимания развития детей.
Экологическая перспектива
Экологическая перспектива делает упор на изучение развития в контексте и тесно связана с этологической точкой зрения. Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. В свою очередь, представляют интерес и отношения, существующие между экологическими системами. Дети рассматриваются как активные участники создания собственной среды. Более того, субъективный опыт детей в отношении их отношений и окружения столь же важен, как и объективные аспекты окружающей среды.
Основным сторонником этого подхода является Ури Бронфенбреннер (1979, 1986, 1989), который предложил основу для организации наборов экологических систем. По его мнению, мир ребенка организован «как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек» (Bronfenbrenner, 1979, p. 22). Исследователь предложил четыре контекста, или уровня, которые варьируются от самых естественных условий, таких как семья или группа сверстников, до более отдаленных контекстов, в которых ребенок не принимает непосредственного участия, таких как местное правительство. Эти системы и отношения между ними могут меняться в ходе развития. Самая непосредственная обстановка называется микросистемой, она относится к реальной жизненной ситуации, в которой ребенок живет и взаимодействует с другими людьми. Природа микросистемы меняется в процессе развития. Например, в младенчестве самое важное для ребенка это семья и дом, а в среднем детстве и подростковом возрасте появляется дополнительный фокус в виде школы и группы сверстников. Следующий уровень, мезосистема, включает в себя взаимоотношения контекстов микросистем, в которых ребенок активно участвует. Например, отношения между микросистемами дома, школы и группы сверстников образуют мезосистему ребенка. Для взрослого мезосистему определяют связи между микросистемами семьи, работы и друзей. На следующем уровне, экзосистеме, находятся условия, влияющие на развитие ребенка, но в он не играет непосредственной роли. Рабочее место родителей является ярким примером среды, которая оказывает глубокое влияние на ребенка, при том, что его личное причастие к этому минимально. Когда отцу приходится много путешествовать или он внезапно переходит на работу по сменам, характер семейной жизни ребенка может измениться. Другими примерами экзосистемы могут быть местный школьный совет, комиссия по зонированию или школьный класс, который посещает старший брат или сестра. Например, если на месте детской площадки местное правительство решает провести дорогу, рекреационная жизнь ребенка может ухудшиться. Наконец, мезосистема и экзосистема встроены в набор идеологических и институциональных моделей определенной культуры или субкультуры, которую Бронфенбреннер называет макросистемой. Этот уровень признает, что широкие модели верований и идеологии различают разные культуры и страны, а также разные субкультуры внутри страны. Дети, выросшие в Китае, имеют другую социальную идеологию, чем дети, выросшие в Соединенных Штатах. Дети, живущие в гетто в черте города, сталкиваются с иным набором ценностей и верований, чем дети в богатом пригороде. Важность экологической схемы Бронфенбреннера связана с тем, что в ней подчеркивается важность анализа отношений между ребенком и различными системами окружающей среды, а также отношений между этими системами. Кроме того, подчеркивается, что экология ребенка никогда не бывает статичной. Развитие предполагает взаимодействие меняющегося ребенка с меняющейся матрицей экологических систем.
Экологическая модель Бронфенбреннера:
- экологическая система: микросистема относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением;
- мезосистема относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
- экзосистема относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
- макросистема относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры.
В следующий раз мы рассмотрим детское развитие с исторической точки зрения.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, этология в детской психологии, экология в детской психологии, экологическая модель Бронфенбреннера, Джон Боулби.
Источник фото: freepic.com
Спасибо за статью. В данной статье я познакомилась с определением таких понятий, как этологическая перспектива изучения детской психологии, экологическая перспектива, а также критические периоды развития. Узнала, что экология оказала большое влияние на рост популярности наблюдательный подходов в современной психологии развития.
Было любопытно узнать, что жест умиротворение, который может подавлять агрессию(уменьшения себя) может быть использовано детьми при встрече с хулигана для предотвращения нападения(это вставание на колени, поклоны, лежащие — действия ,предполагаемые уменьшение себя). Т.е социальное поведение регулируется жестами, позади, выражением лица и другими невербальными сигналами.
Из прочитанного я узнала об этологической и экологической перспективах изучения детской психологии.
Мне было интересно увидеть развитие детей с биологической точки зрения, рассматривая видовые особенности в качестве причин того или иного поведения. Так, выражение эмоций, реакции младенцев имеют схожий смысл для всех культур.
Новое для меня понятие «элиситоры» означает помощников, способствующих выживанию и имеющих биологическую основу. Примечательно то, что при этом они могут меняться в зависимости от полученного опыта. Мне вспомнился известный факт о «детдомовских» детях, которые со временем пребывания в интернате перестают использовать плач в качестве элиситора, так как не получают ожидаемого ответа.
Также я узнала, что этологи широко применяют метод наблюдения, уделяя при этом внимание невербальному поведению детей в различных социальных взаимодействиях. Мне было бы интересно узнать подробнее, как выглядит и меняется структура детской группы, и как это влияет на поведение и эмоциональное состояние её членов.
Экологический подход рассматривает развитие ребёнка во взаимодействии с различными системами, которые в свою очередь оказывают влияние друг на друга. Структура развития представлена Бронфенбреннером в виде сфер, окружающих ребёнка. Начиная с внутренней сферы — микросистемы в соответствии с развитием ребёнка происходит постепенное расширение и добавление новых сфер: мезосистемы, экзосистемы и макросистемы.
Изменения в любой из систем вызывают цепочку изменений в отношениях ребёнка и других систем. Анализ отношений в экологической перспективе поможет лучше понять процессы развития детской психологии.
В профессиональном плане я сделала вывод о необходимости исследования контекста для более полного понимания того, какие изменения в актуальных системах могли спровоцировать появление негативных эмоций в отношениях между индивидумом и его окружением.
Благодарю за статью. Я познакомилась с термином этологическая перспектива, который означает биологически ориентированную позицию, которая тяготеет к познанию эволюции, причин и хода развития поведения. Я узнала, что у людей, как и у животных, есть множество моделей поведения, которые являются «видоспецифичными» или уникальными для их вида. Так же одна из целей этологии — это поиск моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах.
Интересный факт, что этологическая перспектива предполагает наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своего основного метода, а так же много внимания уделяется изучению роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми.
Так же я узнала о методике экологическая перспектива, которая делает акцент на изучение развития в контексте понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. Здесь дети рассматриваются как активные участники создания собственной среды.
Я познакомилась с понятием «микросистема» — это непосредственная обстановка, которая относится к реальной жизненной ситуации, в которой ребенок живет и взаимодействует с другими людьми.
Для себя я отмечаю, что эти методики могут быть достаточно эффективными в исследованиях, так как предполагают естественную среду для наблюдения, тем самым создавая реальные условия.
Спасибо за статью! Из нового для себя я узнала о этологической и экологической перспективы изучения детской психологии. Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения.Этологи много внимания уделяют изучению роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми.Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. Меня удивило, что по мнению Ури Бронфенбреннера, мир ребенка организован «как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек». Я познакомилась с таким психологическим понятием как микросистема- относится к реальной жизненной ситуации, в которой ребенок живет и взаимодействует с другими людьми. Природа микросистемы меняется в процессе развития. Например, в младенчестве самое важное для ребенка это семья и дом, а в среднем детстве и подростковом возрасте появляется дополнительный фокус в виде школы и группы сверстников. Далее уровень мезосистемы, она включает в себя взаимоотношения контекстов микросистем, в которых ребенок активно участвует.В профессиональном плане, данная статья дала знания о одном из наиболее распространенных объяснений влияния социальной среды на развитие людей и детей в частности. В личном плане я узнала,что дети могут научиться маскировать свои эмоции, улыбаясь, даже когда они несчастны, или выражая удивление, даже когда они знали, чего от них ожидают. Дання статья натолкнула меня на идею, что экологическая модель Бронфенбреннера утверждает, что среда, в которой мы растем, влияет на все уровни нашей жизни.
В данной статье познакомился с этологической и экологической перспективой развития ребёнка. Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. Экологическая перспектива делает упор на изучение развития в контексте и подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. В исследовании, которое провёл Бронфенбреннер, отметил, что развитие ребёнка начинается в семье, в тех условиях и мир ребенка организован «как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек». Это говорит мне о том, что к тому, что заложено в семье, постепенно прибавляются новые социальные связи. В личном плане отметил, что мои трудности начались тогда, когда была добавлена такая система как школа, в которой надо было учиться, а я испытывал затруднения. Соответственно круг сверстников сменился на тех, кто не учился и пошло-поехало, как говорится, по наклонной вниз. Считаю, что все «добавки» надо контролировать и адаптировать детей к ним, иначе зачем.
Спасибо за статью! Статья познакомила меня с двумя новыми понятиями: этологическая и экологическая перспективы. Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. Эта точка зрения возникла из работы двух известных европейских ученых- зоологов, Конрада Лоренца и Нико Тинбергена. Экологическая перспектива делает упор на изучение развития в контексте, подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество.
В личном плане статья помогла мне с научной точки зрения раскрыть фразу «Окружение формирует сознание». Всё, что нас окружает, влияет на нас и наше мировосприятие. Тем более это становится важным для детей, у которых еще не так много разнообразного опыта для сравнения.
Спасибо за статью. Из нее я узнала о науке этологии, которая изучает поведение человека как результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Также, что одной из целей этологии является поиск кросс-культурных универсалий. Ученые выяснили, что многие эмоциональные проявления очень похожи в разных культурах, а улыбка и плач являются необходимыми для выживания на самом начальном периоде жизни человека, поэтому универсальными. Любопытным мне показался жест «уменьшения себя», открытый Чарльзом Дарвиным, который помогает избегать агрессию и показывает умиротворение. Экологическая перспектива изучает влияние окружения на развитие ребенка и тесно связана с этологией. Для себя я поняла, что существует гигантское количество нюансов в воспитании детей, контролировать которые одновременно кажется мне нереальной задачей.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала об этологической и экологической перспективах развития детей. Этология — это биологически ориентированная позиция, целью которой является поиск моделей поведения общих для всех человеческих детей в различных культурах. Узнала новые термины: 1) элиситоры — это помощники, которые помогают родителям понять голоден ли ребёнок, здоров ли, доволен ли и более качественно выполнять свои обязанности по уходу за ним.
2) термин умиротворения, который может подавлять агрессию — «уменьшение себя».
Этология помогает понять, как ребёнок пользуется биологически заложенными качествами в построении своей личности, используя опыт и знания, и каким образом происходит формирование паттернов поведения.
Этологи много внимания уделяют роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми. Я думаю, что дети копируют поведение взрослых и переносят в свою жизнь. Но корректирует свое поведение в зависимости от ситуации. Как в школе. Над кем-то всегда подшучивают или откровенно издеваются, а к кому-то и в голову не придёт подходить с подобным.
Экологическая и этологическая системы развития связаны между собой. Экологическая перспектива говорит о важности понимания отношений между ребёнком и различными системами окружающей среды.
Ури Бронфенбреннер считал, что мир ребёнка, как матрёшка и состоит из набора вложенных друг в друга структур. Микросистема (ближайшее окружение), мезосистема (взаимосвязи в ближайшем окружении), экзосистема (косвенно воздействие социальной среды) и макросистема (культура, идеология, нравы). На формирование личности ребёнка накладывают отпечаток все четыре системы.
Около десяти лет подряд организация, в которой я работаю, была шефом Аннинской спец. школы для трудных подростков, для мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. И мы регулярно посещали их. Дарили подарки, устраивали мероприятия и тп. Под руководством опытных педагогов, заметна была разница в поведении детей, даже через полгода пребывания в школе. У них повышалась успеваемость, они начинали заниматься спортом и рукоделием. Конечно результат был 50/50. Кто-то из деток, после возвращения из школы домой, брался за ум, начинал учится, не смотря ни на что. Но кто то не справлялся с давлением социума и попадал в колонию для несовершеннолетних. Социум оказывает очень сильное влияние на формирование ребёнка.
Данная статья открыла для меня понятия этологическая и экологическая перспективы, экологическая модель Бронфенбреннера. Читая данную статью, я провожу линию с моим ребёнком, как она вела себя, проявляла в определённом возрасте, начиная с 1 года (каждый год) и как сейчас, когда ей пять лет. Для себя я отмечаю, что с возрастом её поведение меняется и конечно одна из причин этого изменения-это знакомство с миром, она узнаёт новую информацию, впитывает её и применяет. К примеру, мой ребёнок становится злее и меня это настораживает, откровенно говоря, мне это не нравится, и я не хочу, чтобы она росла злюкой. Причина тому моё поведение, она видит меня (как я себя веду), когда я злюсь, кричу и перенимает это поведение, мне становится порой страшно от самой себя, что я бываю такая (агрессивная). Я считаю, что мой ребёнок должен видеть здоровую семью, а не те ситуации, когда мы с мужем ругаемся и обвиняем друг друга или когда кричу на неё (свою дочь), чтобы она росла психически здоровым ребёнком и у неё были правильные (здоровые) представления о семье. Для себя делаю вывод, что мне нужно работать над собой т.е. менять своё поведение и отношение к различного рода ситуациям, а именно не доводить до состояния крика и агрессии.
Спасибо за статью, нового я узнала из статьи про перспективы изучения детской психологии – этологическую и экологическую. Первая имеет начало у ученых – зоологов, которые изучают способы регулирующие социальное поведение (жесты, позы, выражение лица). Они же – этологи показывают с помощью исследования обезьян как иерархически устроены детские организационные структуры. Здесь же раскрывается понятие, для меня новое, элиситор – то есть помощники (плач, гнев, улыбка), имеющие биологическую основу, которые изменяются опытом, основанным на окружающей среде. Далее узнаю про новое для меня понятие — критические периоды развития, конструкцию, которая помогает понять как влияет время на события при развитии ребенка в раннем возрасте. Вторая перспектива опирается на изучение понимания отношений между организмом и окружающей средой (семья, общество). Так же познакомилась с такими понятиями как микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема. Впечатлило то, что дети могут улыбаться, будучи огорченными или оказывать удивление, на самом деле не удивленные. В профессиональном плане эта статья поможет лучше понять детей на консультации. В личном плане возникла идея, что улыбка — это не всегда доброжелательность, на примере обезьян, они показывают зубы (улыбаются) предупреждая, что трогать их не надо.
Спасибо за статью! Сегодня я узнала, что основная методология этологов заключается в наблюдении за детьми в естественной среде, чтобы описать и классифицировать их поведение. Особое внимание уделяется взаимоотношения между людьми и невербальному общению. Экологическая перспектива рассматривает детей, как активных участников формирующих собственную среду. А процесс развития ребенка напрямую взаимосвязан с тем, как ребенок взрослеет, меняется и взаимодействует с экологическими системами. Я наблюдала и наблюдаю, как мои дети взрослея меняются и учатся взаимодействовать с миром. Каждый этап взросления показывает новые моменты на которые я обращаю внимание. Вижу, как они получают новые знания, навыки в зависимости от того в каком месте, контексте, ситуации очутились.
Из статьи я узнал об этологической и экологической перспективах изучения детской психологии. Этологическая перспектива основывается на вычленении моделей поведения общих для всего человеческого вида. Основой для нахождения таких общих моделей являются кросс-культурные наблюдения. Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии
Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. Чем выше в иерархии стоит система, тем меньшую субъектность будет проявлять ребёнок при взаимодействии с этой средой. Об этом важно помнить, чтобы подобрать необходимый инструмент для корректировки детского развития. Спасибо за статью.
В результате прочтения данной статьи, познакомилась с этологической и экологической перспективами изучения детской психологии. Интересно было узнать , что этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция , которая стремиться понять эволюцию , причины и ход развития повеления. Ещё я узнала , что у людей , как и у животных , есть множество моделей поведения , которые являются уникальными для их вида . Эти модели помогают понять , как развиваются дети . Любопытно , что такая форма поведения , как улыбка или плач , имеет биологическую основу и нужны для того чтобы родители могли качественно выполнять свои обязанности по уходу за ребенком . Плач может показать , что ребёнок расстроен или голоден . Также я узнала, что входит в исследования современных этологов и познакомилась с экологической моделью Бронфенбреннера.
Благодарю за статью! Впервые столкнулась с таким понятие как «этологическая перспектива», которое означает биологически ориентированную позицию, которая изучает эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. В частности, этологи изучают невербальное поведение. Очень интересен пример Чарльза Дарвина про «уменьшение себя», то есть поклон, лежание или вставание на колени, как способ демонстрации «мирного» поведения и попытка погасить конфликт. Вместе с этим примером мне вспомнилось видео о детях из Африки, которые, чтобы выжить, при встрече со стаей гиен, прикладывали к голове доски и палки, таким образом «увеличивая себя», обманывая гиен не давая им возможности напасть на детей.
Спасибо за статью.
Из статьи я узнала о этологической и экологической перспективах.
Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. Что интересно, данная точка зрения возникла у зоологов! Одной из целей этологии является поиск тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев схожи в широком диапазоне.
Из статьи узнала новое слово — элиситоры. Это помощники в понимании потребностей детей — плач, улыбка. Они имеют биологическую основу, они модифицируются опытом, основанным на окружающей среде.
Отметила для себя то, что этология оказала большое влияние на рост популярности наблюдательных подходов в современной психологии развития.
Второй перспективой является экологическая перспектива, которая делает упор на изучение развития в контексте и тесно связана с этологической точкой зрения.
В Экологической перспективе выделяют: экологические системы: микросистема относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением;
мезосистема относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
экзосистема относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
макросистема относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры.
Благодарю за статью! Я узнала этологические и экологические перспективы для изучения развития ребенка. Узнала новые термины : элиситоры — помощники (например, плач ребенка- помощник для выживания) , критические периоды развития — мощная конструкция, которая помогает нам понять влияние времени на события, происходящие с ребенком в раннем развитии. Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения. Целью этологии является поиск тех моделей поведения, которые являются общими для всех людей. Экологическая перспектива -это изучение развития, здесь подчеркивается важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. Так же познакомилась с экологическая модель Бронфенбреннера.
Прочитав статью, я узнала о этологической и экологической перспективах изучения детской психологии. Познакомилась с понятием этологическая перспектива. Это точка зрения, уделяющая большое значение биологическим факторам, и изучению поведения. Данная позиция основана на сравнении поведения животных и людей. Поняв причины того или иного поведения животных, можно сделать выводы о поведении детей. Также приверженцы этой позиции утверждают, что есть схожесть в выражении эмоций у разных культурных групп. Узнала термин элисты — это проявления эмоций, которые помогают детям удовлетворять потребности, например, плач. Этологи наблюдают за детьми в естественной среде. Также они большое внимание уделяют изучению жестов детей. Ещё я познакомилась с экологической перспективой. Это точка зрения, придающая большое значение отношениям ребнка с окружающей средой: семьëй и обществом. Дети формируют собственную среду, поэтому их субъективный опыт очень важен. Приверженцы этой теории выделяют несколько систем, отношения между которыми могут меняться в процессе развития. Например, для младенца самое важное — семья, а для подростка — школа и сверстники. Бронфенбреннер выделяет несколько систем: экологическая система, мезосистема, экзосистема и макросистема. Все эти точки зрения важны для понимания развития ребëнка. Статья была для меня полезна, так как позволила мне понять разные взгляды на изучение детской психологии.
Спасибо за статью! В результате прочтения я познакомилась с такими направлениями в изучении детской психологии, как Этологический и Экологическая перспектива. Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии. Цель — разработка подробного описания и классификация поведений. Например, роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми.
Интересно, что такие биологические реакции как плач или улыбка, которые нужны для того, чтобы за ребёнком осуществлялся более качественный уход, могут быть со временем модифицированы самим ребёнком под влиянием окружающей среды. Т.е. если родителей раздражает, что ребёнок плачет, то он воспринимает такое поведение как нежелательное и заменяет его,например,равнодушием. Таким образом он учится не показывать своих истинных чувств и с возрастом окружающие могут не догадываться, что человек испытывает на самом деле.
Экологическая перспектива делает упор на развитие в контексте, которых выделяется четыре: микросистема ( реальная жизненная ситуация), мезосистема ( взаимоотношения контекстов микросистем), экзосистема ( условия влияющие на развитие ребёнка), макросистема ( идеологические и институциональные модели определённой культуры и субкультуры). Развитие предполагает взаимодействие меняющегося ребёнка с меняющейся матрицей экологических систем.
Спасибо за перевод статьи. Новой для меня стала информация о экологической модели Бронфенбреннера которая состоит:
1.экологическая система: микросистема относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением;
2.мезосистема относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
3.экзосистема относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
4.макросистема относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры.
Ури Бронфенбреннер считал что мир ребенка организован «как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек» и предложил указанные выше четыре уровня развития ребенка от самых естественных условия до самых отдаленных.
Из статьи я узнала, что в последнее время очень популярны этологические исследования. Они ориентированы на видоспецифичные модели поведения, т.е. на общие в различных кросс-культурах. Новый для меня термин – элиситоры – это те формы поведения, которые помогают в выживании. Я отметила, что все биологические поведенческие мотивы могут меняться в зависимости от воздействия окружающей среды. Также любопытно было узнать, что у детей существуют иерархические порядки. Действительно, и в детском саду, и даже где-то на детской площадке можно всегда выделить заводилу, его ближайшее окружение и т.п. иерархию. Интересна мне оказалась и экологическая модель, где существуют как бы оболочки окружения ребенка – микросистема, мезосистема и т.д. Я увидела, что ребенок вовлечен в одни из систем непосредственно (микросистема семьи, мезосистема взаимодействия дома, школы), в другие же опосредованно (экзосистема работы родителей либо места жительства). Несмотря на это, весь модуль оказывает общее влияние на формирование ребенка, и этот модуль динамический, т.е. развитие идет непрерывно.
Статья познакомила меня с двумя перспективами изучения детской психологии. Первая перспектива- этологическая, эта теория особое внимание уделяет изучению роли невербального поведения в процессе социального взаимодействия и регулирования отношений. Например плач ребенок использует для привлечения внимания родителей, которые удовлетворяют потребности ребенка в еде. Кроме того, в различных культурах невербальные формы общения по- разному используются в разных культурах. Этологи выявляют особенности поведения, которые будут характерны для всех этносов, культур и стран. Вторая- экологическая перспектива связана с этологической перспективой и делает акцент на необходимости изучения и понимания отношений между организмом и социальной средой, т.е. родителями, сверстниками и другими социальными группами, в которых находится ребенок. Обе представленные теории широко изучаются и применяются в настоящее время и на мой взгляд не могут существовать отдельно друг от друга, поскольку рассматривают процессы развития ребенка с разных взаимодополняющих сторон.
Прочитав статью, я познакомилась с такими понятиями как этологическая и экологическая позиция. Этологическая позиция показывает эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев. А экологическая — это то что нас окружает. Иногда интересно наблюдать за детьми, которые сильно эмоционируют, радуются или громко ревут. Каждая из этих эмоций выражается практически одинаково, потому как дети не всегда понимают их и таким образом привлекают внимание взрослых. Так же интересно наблюдать, как ребенок познает мир, то есть то, что его окружает, как он реагирует на это. Таким образом можно сделать вывод, что эти 2 позиции не могут существовать друг без друга. Одна может быть больше или меньше выражена, но тем не менее по отдельности существовать не могут.
В статье описываются ещё два подхода к изучению поведения детей и изучению их развития. Если упростить, то видно, что этологическая перспектива изучения детской психологии-это исследования в основе которых лежат генетически заложенные природой видовые свойства человека, а экологическая перспектива — это изучение влияния среды на развитие психики. Я полностью согласна, что на развитие ребёнка влияет с одной стороны генетический «багаж», полученный от родителей, а с другой стороны среда. Сочетание этих двух факторов дают неповторимость жизненного пути и психологических особенностей человека и психологи пытаются в этом разобраться. В профессиональном плане, статья показала мне, что на развитие ребёнка могут влиять такие факторы, которые напрямую к нему и не относятся и выявление этой связи является трудной задачей для исследователей.
Благодарю за статью! Я узнала, что изучение развития поведения с точки зрения Этологической перспективы, которая является биологически ориентированной, может помочь выделить модели поведения, общие для всех человеческих детей из разных культур. Что использование жестов, мимики и другого невербального поведения, помогает регулировать социальное общение между детьми. Что этологи исследуют поведение детей в их естественной среде. А так же существует позиция изучения поведения в контексте, т.е. в определённой окружающей среде — экологическая перспектива. Она показывает, что поведение может меняться в зависимости от обстоятельств, а дети рассматриваются как активные участники своей среды и тесно связана с этологической. Субъективный опыт отношений и окружения очень важен, ребёнок меняется вместе с матрицей его экологической системы. Ури Бронфенбреннер предложил модель, состоящую из экологической системы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы, и являющуюся основой для организации наборов экологических систем. Каждый уровень этой модели прямо или косвенно влияет на развитие поведения ребёнка.
Интересная статья про две стороны изучения развития ребенка. Один из подходов — этологический, он рассматривает развитие ребенка с точки зрения наличия у него инструментов для приспособления к окружающему миру и к социальным контактам. К таким инструментам относится плач, смех или иные проявления эмоций — так называемые элиситоры, это новый термин для меня. Благодаря этим инструментам, ребенок получает необходимый уход и участие взрослых. В этологическом подходе основным методом изучения является наблюдение. Другой подход — экологический. Он о взаимодействии ребенка с системами в его жизни. Из ближних систем — семья, школа. Из систем дальнего круга: работа родителей. И на каждом уровне взаимодействия на ребенка оказывается определенное влияние. От которого зависит его развитие. Данная теория набирает свою популярность и заслуживает внимания в плане изучения.
В статье представлены два измерения, параметрами которых можно охарактеризовать психику. Прелесть Этологического подхода — в его универсальности, потому как подходит всем, поскольку его проявления — биологические реакции организма, существующие как прошивка ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Вспомнился фильм «Обмани меня», где по естественным природным реакциям тела безошибочно определяются состояние человека, его ложь и эмоции. Интересно было узнать, что природой запрограммированы не только реакции отдельных людей, но и поведение в группе. Экологическая модель Бронфенбреннера более гибкая и подвержена трансформациям во времени, требует учета максимального количества факторов. Её трудоёмкость, видимо, имеет результатом точное определение факторов, действующих на психику «в моменте»
В статье подробно рассмотрены две перспективы изучения детской психологии: Этологическая и экологическая.
Первая рассматривает модели0 поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. С их точки зрения дети открыты для всего нового и являются полноправными участниками собственного развития. Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии.
Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды (семья и общество). Дети рассматриваются как активные участники создания собственной среды. В статье познакомилась с Экологическая моделью Бронфенбреннера, которая включает в себя 4 системы:
1. экологическая система: микросистема — между ребенком и ближайшим окружением;
2. мезосистема — ближайшее окружение ребенка;
3. экзосистема — социальные условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
4. макросистема — отношения, нравы, убеждения и идеология культуры.
Это полезная информация, которая очень полезна для специалистов, работающих в области детской психологии.
Спасибо за статью. Узнала такой новый термин как Этологическая перспектива, что означает биологически ориентированная позиция, понятие эволюции причины и функцию поведения. Подход подкрепляет, что все мы животные, потому что как только рождается человек, то ориентируется на инстинкты или например невербальный контакт, сигналы, которые есть и у животных и у людей всех возрастов, например как многозначительная улыбка или легкое поднятие бровей, то есть выражение своих эмоций невербально, что хорошо описано в статье на примере обезьян. Еще узнала, что есть такая вещь как уменьшение себя, то есть поклон, стояние на коленях, которое даже может обезопасить и подавить агрессию, я не ожидала что такое может быть и в реальной жизни. Хотя если подумать, у меня когда начальство злиться, то есть у меня есть начальница, которая когда не довольна разъяренно кричит, я в таком случает просто не смотрю ей в глаза иногда могу даже опустить голову, хотя это не в моем стиле и если она в этот момент смотрит в мою сторону, то ее тон меняется на не такой уж злой и громкий, возможно это так и работает. Теперь есть идея пронаблюдать за этим более тонко.
Благодарю за статью. Где были рассмотрены две перспективы изучения детской психологии: этологическая и экологическая. Одной из целью этологической перспективы является поиск кросс-культурных универсалий- тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Экологическая перспектива- подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество.Интересным мне показалось сравнение которое выдвинул Ури Бронфенбреннер , который считал, что мир ребёнка как матрешка и состоит из набора вложенных друг в друга структур, которые включают в себя четыре уровня влияющих на его формирование: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема. Наблюдая за своей дочерью, неоднократно замечала как меняется моя дочь и ее поведение, состояние, даже манера разговаривать когда она возвращается со школы. Эта статья была полезна в личном и в профессиональном плане.
В этой статье я прочитала о экологической и этологической перспективе изучения детской психологии. Из неё я узнала об уровнях экологических систем, предложенную Бронфенбреннером. Важность экологической схемы Бронфенбреннера связана с тем, что в ней подчеркивается важность анализа отношений между ребенком и различными системами окружающей среды, а также отношений между этими системами.Про этологическую перспективу я ознакомилась ранее .В своей работе Эрих Фромм пишет: В противоположность Фрейду Лоренц изучал животных, особенно низших, и в этой области был, без сомнения, в высшей степени компетентен. Однако его понимание человека не выходит за рамки знаний среднего буржуа. Он не расширял свой кругозор в этой области ни систематическими наблюдениями, ни изучением серьезной литературы. Все это он проделывает в основном методом аналогии; он обнаруживает черты сходства между человеческим поведением и поведением изучаемых им животных и делает вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. Многие психологи критиковали этот метод. Знаменитый коллега Лоренца Н. Тинберген предупреждал о ряде опасностей, «подстерегающих исследователя, который рассуждает, опираясь на аналогии; особенно если для сравнения берутся физиологические явления из низшей ступени эволюции, если выводы о простейших формах поведения организмов более низкого уровня нервной организации используются для обоснования теорий о механизмах поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур. В профессиональном плане мне очень важно изучать различные подходы и методы изучения психики человека.
Статья о вариантах перспектив показала мне новый набор направлений изучения детского развития. Такую как экологическая перспектива Бронфенбреннера, с его схемами отношения ребёнка и окружающего мира. Что то влияет прямо, что то посредственно.
И Этологическая перспектива , описывающая и изучающая нашу схожесть с животными. Проявляемые эмоции и их влияние на окружение и реакцию взаимодействующего субъекта. Склонить колени, голову для остановки агрессии апонента например( уменьшение) , и в человеческом и в животном мире.
Интересным показалось сравнение Бронфенбреннера «Мир ребенка организован,как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек».
Удивила , что мы и в правду так схожи с животным миром не смотря на такой, как казалось разрыв в развитии.
В личном плане вспомнилось поведение детей в школьные годы, и тут все как раз крайне наглядно, для обоих схем.
В профессиональном плане увидел как интересно пересекаются варианты наблюдений и систем исследований детского развития. И это в свою очередь даёт огромное пространство для выбора направления новому специалисту.
Из статьи я узнала о таком понятии, как Этологическая перспектива. Я узнала, что некоторые формы поведения, именуемые элисторами, имеют биологическую основу и нужны для того, чтобы родитель качественно выполнял обязанность по уходу за ребенком. И действительно, вспомнив, что, когда я слышала плач моего ребенка, я точно понимала, что он голоден, при этом после удовлетворения этой потребности, ребенок спокойно засыпал, отсюда я делаю вывод, что моя родительская обязанность выполнена качественно и быстро. Интересен был пример, подтверждающий подавление агрессии посредством «уменьшения себя». В голове я прокрутила ситуацию, когда жертва, например, съёживается или встает на колени, я бы, как агрессор, не стала бы продолжать акт агрессии. После прочтения статьи я проанализировала Экологическую модель Бронфенбреннера. Я увидела подтверждение, что в младенчестве ребенку важна семья и дом, а после появляются другие среды. В моем случае это, например, детский сад. После того, как ребенок начал ходить туда регулярно у нее появились новые привычки, навыки, круг общения. Что касается Экзосистемы, то в моем дворе расположена шикарнейшая детская площадка, в ста метрах водохранилище с утками, что, конечно, для ребенка лучше, чем автомагистраль, что и подтверждается текстом прочитанной статьи.
В результате прочтения статьи я узнал о двух перспективах изучения детской психологии: этологической и экологической. Так, этологическая перспектива направлена на рассмотрение особенностей эволюции человека, развития поведения детей, а также обращает внимание на кросскультурные элементы в поведении, которые помогут сделать общие выводы о паттернах поведения детей, а не только представителей отдельного народа или расы. Также я познакомился с новым термином — элиситор, который означает помощников для детей в привлечении внимания, то есть плач, например. Экологическая перспектива рассматривает изучение поведения детей через совокупность разных систем, в которых он состоит: семья, школа, друзья, а далее работа, государство.
Спасибо за статью. В статье рассматриваются два подхода изучения детской психологии этологическая и психологическая, и их перспективы. В статье мне очень понравился упор, который указывает именно на перспективы, то есть на вектор развития этих двух направлений, это дает понимание конечной цели, что за частую очень важно для исследователей.
И так, этологическая перспектива это биологически ориентированная позиция, в то время как экологическая , несмотря на то, что тесно связана с этологической, делает упор на понимание отношений между организмом и различными системами окружающей среды.
Основной целью этологии является поиск моделей поведения, присущих всем человеческим детям, не зависимо от национальной или культурной принадлежности. Многие формы поведения, такие как улыбка, плач имеют биологическую основу, однако этологи, считают, что многие «помощники», могут модифицироваться опытом, например, дети могут научиться улыбаться, даже когда они несчастны.
Познавательным было то, что этология может поведать нам об использовании невербальных сигналов для регулирования социального поведения, а так же о том, дети могут развивать определенные организационные структуры, со своей собственной иерархией.
При проведении исследований с использованием экологической перспективы, дети рассматриваются как активные участники создания собственной среды. Ури Бронфенбреннер предложил четыре контекста, которые варьируются от самых естественных условий, до более отдаленных, в которых ребенок не принимает непосредственного участия: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.
На мой взгляд основную суть экологической перспективы передает следующее утверждение, развитие предполагает взаимодействующего ребенка с меняющейся матрицей экологических систем.
Из статьи я узнала об этологической и экологической перспективах изучения детской психологии. Этологическая перспектива ориентирована на то, чтобы понять эволюцию, причины и ход развития поведения человека. Было интересным то, что у людей есть множество моделей поведения, которые могут быть схожи в различных культурах. Например, эмоциональные проявления гнева, печали и радости схожи в Бразилии, Японии и Соединенных Штатах. Этологи считают, что дети могут маскировать свои истинные эмоции, например, улыбаться, даже когда они несчастны. Также этологи наблюдают за детьми в их естественной среде и уделяют много внимания изучению невербальных сигналов. Чарльз Дарвин отметил, что жест «уменьшения себя» подавляет агрессию, чем также пользуются дети.
Благодарю за статью. Из нее я узнала , что этологическая перспектива -это биологически ориентированная позиция , которая стремится понять эволюцию , причины и ход развития поведения. Ее целью является поиск тех моделей поведения , которые являются общими для всех детей; при этом наблюдение за детьми происходит в их естественной среде. Еще один новый для меня термин — экологическая перспектива. Она связана тесно с этологической теорией, и подчеркивает важность отношений между организмом и различными системами окружающей среды . При этом выделяют следующие системы -микросистема , мезосистема,экзостстема , макросистема . Эти системы и отношения между ними могут меняться в процессе развития человека.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о том, что такое этологическая и экологическая перспективы изучения. Меня впечатлили этапы экологической модели Ури Бронфенбреннера. Я согласна с тем, что «социальное поведение регулируется жестами, позами, выражением лица и другими невербальными сигналами». На мой взгляд, знание невербальных сигналов может быть очень полезно в жизни. Мне кажется, что только с помощью взгляда Даня может понять, что я хочу или что мне надо. Это очень прикольно, например, когда Даня понимает, что я хочу купить мороженое в магазине, когда мы просто проходим мимо и я при этом молчу. В профессиональном плане, я думаю, что эти перспективы изучения продуктивны, так как наблюдение происходит в естественной среде. В личном плане мне захотелось прочитать научную литературу на тему невербального общения.
Из статьи я узнал несколько интересных фактов о связи между этологическим и экологическим подходами в изучении психологии. Меня удивило и впечатлило то, насколько взаимосвязаны и взаимозависимы эти два подхода. В статье рассказывается, что окружающая среда и экологические условия могут сильно влиять на психические реакции и поведение человека. Это позволяет лучше понять и объяснить некоторые психологические механизмы. Теперь я знаю, что этологический круг является основой для изучения роли окружающей среды в формировании психических реакций у человека.
Данная информация дает мне возможность лучше понять взаимосвязь между окружающей средой и психологическими процессами, что является полезным в профессиональном и личностном плане. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею об интеграции этих двух подходов в мою собственную работу. Я понял, что психология и экология тесно связаны друг с другом, и применение их вместе может привести к более глубокому пониманию и объяснению человеческого поведения.
Из статьи я узнала о этологической перспективе — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения, целью этологии является поиск кросс- культурных универсалий, тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Для себя я подметила новый термин «уменьшение себя» — это жест умиротворения, который может подавлять агрессию. Очень интересно, что когда ученые наблюдали за учениками младших классов на переменах, они заметили, что такие действия, как вставание на колени, поклоны, лежание (действия, предполагающие уменьшение себя) — оказались успешной тактикой умиротворения.
Из статьи я узнала, что этология и экологическая перспектива рассматривают развитие ребёнка как биологического вида. Этологи изучают модели поведения детей в разных культурных средах с целью найти общие модели; изучают способы организации социального поведения между детьми. Отмечено, что некоторые эмоции (радость, печаль, гнев, отвращение) схожи в разных культурных средах. Многие формы поведения (плач, улыбка) являются критически важными для выживания младенца. Также учёные изучают организацию социального поведения между детьми и окружающими его другими людьми, как поведение организуется в шаблоны поведения. Экологическая перспектива рассматривает отношения между организмом и системами окружающей среды, и между системами.
Из статьи я узнала, что существует жест умиротворения, который может выглядит как уменьшения себя, он может использоваться ребенком, для предотвращения агрессии. Оказывается, также ведут себя обезьяны.
Статья о том, как применение методов и законов этологии, науки о поведении животных, можно отнести к исследованию поведения человека. Оказывается, можно применить этологические подходы для объяснения поведения человека. Статья навела меня на мысли о том, как ведут себя животные в естественной среде, а именно вспомнилась программа о животных, у многих видов существуют брачные игры, они защищают и помечают свою территорию, заботятся о своем потомстве и так далее, многим людям есть чему поучиться у братьев наших меньших.
В профессиональном плане думаю, что этологические методы могут успешно применяться в детской психологии.
Мне было интересно узнать, о том, что ученные этологи применяют метод наблюдения, уделяя при этом внимание невербальной коммуникации детей в группах.
Спасибо за статью! Любопытный взгляд на развитие психических особенностей развития с различных точек зрения. Фрэйд и Эриксон уже были, теперь настало время новых взглядов. С понятием «эталогии», я познакомился еще в 11 классе, тогда я читал книжку где показывалась связь между поведением животных и человека. Тогда на меня это произвело огромное впечатление, например там я узнал, что подчинение, это биологическая потребность каждого человека. Очень удивился такой информации! Так же там раскрывалось понятие доминантной особи в группе, и выдвигалась гипотеза, что над «Альфа доминантной», стоит еще один «Сверх доминант». Например для собаки это может быть человек, а для человека бог… Очень интересная статья, спасибо!
Прочитала статью вводящую в абсолютно новую для меня тему — этологическое и экологическое рассмотрение развития детей и их поведения. В статье тема отражена в очень широком представлении, но уже ясно понятна необходимость этих направлений. Этологи изучают человека (ребенка в частности) как целый вид, где есть аспекты поведения и развития, которые характерны для каждого ребёнка, вне зависимости влияний среды. Они наблюдают за детьми в естественной для них среде и анализируют поведенческие проявления на смысл, задачу, функцию. Экологи изучают влияние на поведение и развитие ребенка различных систем, разноудалённых по принципу непосредственного участия ребенка в них, но непременно влияющих на него (микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема). Они утверждают, что развитие ребёнка всегда в движении: меняющийся ребёнок взаимодействует с меняющимися экосистемами. В личном плане обратила внимание на жест умиротворения, подавляющий агрессию — «уменьшение себя». Читая об этом, я вспомнила свою прошедшую напряжённую неделю, где несколько раз мне приходилось начинать конфликтный диалог, и когда собеседник, прежде стоя, решал присесть, моё желание с «поругаться» менялось на «договориться/попросить о помощи». А ведь могу использовать этот жест и сама, когда вижу перед собой агрессивно настроенного собеседника. В профессиональном плане отметила, что «всё на всё влияет». Что даже решение городской власти на месте привычных прогулок ребёнка построить новое здание — может оказать влияние на поведение ребенка, которое будет для родителей загадочным. Это значит, что мне как специалисту нельзя упускать из виду факторы, влияющие на жизнь ребенка, даже если он фактически отдален от этих событий.
Из статьи я узнала о направлении — экологическая перспектива развития. Этология — наука о поведении животных, генетически обусловленное (инстинкты) и эволюцию поведения. У человека этология изучает все социальное поведение: отношение с противоположным полом, с детьми, с родителями, старшими людьми и младшими, культуру, иерархию. Основоположники: Лоренц и Тинберген выспорили теорию что у людей есть сходство поведения соответствующее виду — человек. Так например схожие эмоции даже между разными этническими группами как цивилизованными, так и дикими племенами. Этология занимается вопросом когда искренние эмоции которые помогают младенцу выжить и родителям ухаживать за ним переходят в раздел возможности скрывать свои эмоции. Наблюдения за поведением происходит в естественной среде. Меня поразил факт об особых жестах, которые могут отразить агрессию и решить вопрос доминирования. Так действия «на уменьшение себя», встать на колени, наклониться, лечь, могут отразить нападение и в принципе снижают уровень агрессии.
Также япознакомилась с теорией экологической перспективы от Ури Бронфенбреннера. Который создал экологическую модель состоящую из 4 систем: микросистемы — отношение ребёнка и окружения(младенчество-родители семья, а среднем и подростковом возрасте — школа и сверстники); мезосистема — взаимоотношение микросистем, например дома и сверстников или дома и школы, школы и сверстников; экзосистема — условия которые влияют на ребёнка не на прямую, например работа родителей или смена среды(построили дорогу вместо песочницы); и макросистема — идеологические, культурные и субкультуры аспекты, ребенок из Китая не понимает ребёнка из США, так же как и ребенок из гетто или бедной семьи не понимает ребёнка из центра или обеспеченой семьи, так как у них разные ценности.
Спасибо за статью! Очень сильно заинтересовала экологическая перспектива. Где есть микросистема, где ребенок взаимодействует с другими людьми. Если правильно понимаю учится коммуникации. На уровне Я — Ты. Здесь нет группы. Второй уровень это мезосистема. Здесь появляется межгрупповое взаимоотношение. Или точнее присоединение себя к группе. Или видение групп. В любом случае появляется группа. Дальше идет экзосистема. Это влияние условий на ребенка. Если сравнивать с растением, то почва, солнце и вода. Дальше макросистема – это влияние группы на ребенка. И что мы получаем в итоге. У нас есть ребенок с набором биологических данных. Они даны для выживания. Ребенок попадает в культуру – в мир людей. В моменте взросления учится взаимодействовать с миром и строить коммуникацию на основе своих назову это животных инстинктов данные эволюцией- природой. Потом попадает в обособленную группу, находит свое место в группе. При этом на него давят внешние факторы, то есть условия назовем их природные. И последнее его строит общество культурные. Словом, при желании. Из человека можно вырастить то что хочешь вырастить. Мне вот все больше кажется, что человек — это какое-то культурное животное кем-то выведенное. Культурой)) Кто же нам дал эту культуру. Где ее корни.
Благодарю за статью. Было интересно узнать о этологическом и экологическом подходах в изучении детской психологии.
Я узнала такой термин как «элиситоры» (это биологически обусловленные «помощники» идентификации состояния, которые могут изменяться в зависимости от полученного человеком опыта.
Интересно было рассмотреть этологическую теорию, основанную на понимании схожести проявления поведения в младенчестве, как видовой особенности людей. Также, интересным фактом стало то, что делая себя «меньше» в процессе спора\конфликта, можно снизить уровень агрессивной реакции оппонента.
Этологическая и экологическая перспективы тесно связаны. Рассматривая экологический подход к развитию ребёнка, можно выделить, что он выдвигает на первый план отношения, возникающие между ребёнком и окружающей средой. В процессе развития и взросления расширяются и влияют на нас микросистемы, представленные семьёй, школой, работой, группой друзей. Далее, круг влияния расширяется на мезосистемы, экзосистемы и макросистемы. При этом, стоит отметить тот факт, что изменение в какой-нибудь одной системе, влекут за собой и изменения в другой системе, что оказывает влияние на социальную ситуацию развития ребёнка и его жизнь.
В профессиональном плане статья показывает важность раскрытия контекста, того, какие изменения происходили в период формирования механизма, ведь любая деталь может это «спровоцировать».
Новое понятие: этологическая перспектива. Одной из целей этологии является поиск кросс-культурных универсалий-методов поведения, которых объединяют поведения детей в разных культурах. У этиологов происходит наблюдение за детьми в естественной среде. Также новое стало то, что этиологи обратили внимание у детей, которые прибегали к методике «уменьшения себя» для погашения конфликта. Далее, в статье описывается экологическая перспектива, которая делает упор на развитие организма с окружающей средой. В данном контексте ребенка семьи и общественности. Познакомилась со сторонником этого подхода Ури Бронфенбреннером. Новые понятия: микросистема, мезосистема и экологическими моделями Бронфенбреннера. Для меня эти знания складываются для развития профессиональной деятельности. Чем глубже будут мои познания в этих вопросах, тем больше шансов стать экспертом. Вывод, который я хотела бы сделать после прочтения статьи: не существует одной теории, всегда ее подкрепляет какая-то еще.
В профессиональном плане данная статья дает информацию о двух способах изучения детской психики: этологическом и экологическом.
В этологическом подходе для меня полезно понимать то, что главным инструментом изучения является наблюдение в естесственных условиях. Как мы ранее изучали, этот инструмент имеет плюсы и минусы, которые нужно учитывать.
Также данный подход говорит о том, что есть общие закономерности развития, объединяющие людей и животных, что говорит о важности понимания биологических принципов развития человека. То есть нельзя игнорировать данный подход.
Новой для меня является информация про экологический подход. Тут ключевым является «важность анализа отношений между ребенком и различными системами окружающей среды, а также отношений между этими системами».
Отметил для себя понятия «микросистем», «мезосистем», «экзосистем» и «макросистем».
Эти данные расширяют для меня перспективу того, на что нужно обращать внимание при анализе причин того или иного поведения ребенка. Возможно, есть неочевидные изменения в экзосистеме, которые вызывают протестное или другое «трудное» для родителей поведение ребенка.
Из данной статьи я узнала, то что исследования показывают, что эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев, схожи в разных культурах, что указывает на их универсальность.
Удивило то, что этологи рассматривают детей не только как продукт своих биологических корней, но и как активных участников в своем собственном развитии. Кроме того, этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде для изучения и классификации их поведения.
Так же я узнала о понятии «уменьшение себя» и использование невербального поведения, такого как поклоны и позиция уступления, для разрешения конфликтов.
И узнала, условия в которых живет ребенок, такие как наличие безопасной и комфортной среды, доступность образования и опорные социальные структуры, могут оказывать существенное влияние на его развитие и благополучие.
И статьи я узнал о различиях между этологической (биологической) и экологической (под влиянием среды) перспективой. Также я узнал, что критические периоды развития (сразу вспомнился Фрейд) — следствие именно этологической перспективы. Я увидел, что у детей из разных концов Мира и даже у обезьян многие внешние проявления реакций изначально похожи. То есть наследственно заложены. Еще я узнал об экологической модели Бронфенбреннера. Я увидел, что у этологической и экологической перспектив классификация строится по разным принципам. В первом случае критерий — время, во втором — окружение, контекст. Для меня как для психолога это дает то, что при раскрытии контекста важно узнать и о том, в каком окружении происходит ситуация, и о том, какого возраста (уровня развития) человек.
Спасибо за статью. В ней я впервые столкнулась с понятием этологической перспективы- это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять причины и ход развития поведения , понять эволюцию. Одна из целей- выявить общие признаки и черты поведения у детей разных национальностей и культур. У нас есть очень похожие и одинаковые, а есть совсем разные. Например всем понятна улыбка. Она кстати является элиситором (помощником в понимании потребностей детей) , таким же является плач например. Но это уже изучает экологическая перспектива. Экологическая и этологическая перспективы тесно связаны, но экологическая подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными система окружающей среды, такими как семья и общество.
Из статьи я узнала новый термин «этологическая перспектива». Это стремление понять эволюцию, изучив её с точки зрения причины и хода развития поведения, а так же функции этого поведения.
Этологи считают, что каждому виду свойственны некоторые модели поведения. Этологи предпочитают наблюдать за детьми в их естественных среде. Они стремятся понять как именно организуются конкретные паттерны.
Одним из основных интересов этологов является наблюдение социального поведения у индивидуумов. Например, мама и ребёнок, брат и сестра и так далее.
Так же этологи уделяют особое внимание изучению невербального поведения в формировании социальных контактов между детьми.
Экологическая перспектива выделяет важность изучения отношений между организмом и различными системами окружающий среды. Например семья и общества и т.д
Исследователи полагают, что существует четыре уровня естественных условий.
1.Микросистема
2.Мезосистема
3.Экзосистема
4.Макросистема
Мне удалось изучить условия и особенности каждой из этих систем.
Из прочитанного я узнала об этологической и экологической перспективах изучения детской психологии. Интересно было узнать новое для меня понятие -элиситоры- необходимое, с точки зрения биологии, поведение для выживания.
Интересно было узнать о сферах
Бронфенбреннера, в окружении ребёнка. В развитии происходит расширение и добавление новых сфер начиная с внутренней сферы в виде мезосистемы, экзосистемы и макросистемы. Из статьи узнала, что эти системы взаимосвязаны. В профессиональном плане понятно почему важно раскрытие контекста, в консультации, это и есть понимание систем и изменений в них. Анализ отношений в экологической перспективе поможет лучше понять процессы развития детской психологии.
Познавательная статья. я узнала, что в этологии изучают модели поведения являются «видоспецифичными». уделяется много внимания изучению роли невербального поведения в регулировании социального обмена — в детских группах проявляется поведение характерное для иерархии доминирования у обезьян. я узнала о таком термине, как элиситоры (помощники) — формы поведения на биологической основе (улыбка, плач).
Мне понравился образ матрешки, который приведен чтобы описать организацию наборов экологических систем, хотя авторы раскрывая взаимодействие этих систем показываю, что связи в них взаимообусловлены. интересная система, которая учитывает и выделяет все слои социального окружения, влияющие на развитие ребенка. можно выделить акцент важности контекста. В профессиональной для меня расширяется ракурс видения обстоятельств в жизни и развитии клиента, если учитывать экологическую модель Бронфенбреннера: срез взаимодействия микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы.
Недаром термин «экологично» прочно вошёл в лексикон употребление которого означает лайтвариант, лояльно, позитивно и тд — всё со знаком плюс.Улыбка,недовольство с помощью поднятых домиком бровей гораздо экологичнее криков и пинков, ведущих к агрессии и взрослых и детей.
Удивило, что элиситоры имеют биологическую основу.Этологи — так называются ученые , оказывается, которые наблюдают за развитием детей в естественной среде.Этологическая перспектива актуальна не только в трудах и теории учёных, но и применяется с успехом на пракике: перспектива всегда связана с будущим детей, а дети — это наше новое поколение, Будущее с большой буквы страны и Среды, новый генофонд нации.Спасибо за статью, в консультациях для родителей первостепенна данная информация.
Спасибо за перевод статьи. В статье представлены два измерения, параметрами которых можно охарактеризовать психику. Новой для меня стала информация о экологической модели Бронфенбреннера которая состоит:
1. Экологическая система: микросистема относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением;
2. Мезосистема относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
3. Экзосистема относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
4. Макросистема относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры.
Также любопытно было узнать, что у детей существуют иерархические порядки. Анализ отношений в экологической перспективе поможет лучше понять процессы развития детской психологии.
Благодарю за статью! Здесь рассмотрена этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая об эволюции, причинах и ходе развития поведения людей, о том, как используется и рассмотрены функции поведения. Эта точка зрения возникла из двух известных европейских ученых- зоологов, Конрада Лоренца и Нико Тинбергена, очень популярна в последние десятилетия. У людей и у животных, есть множество моделей поведения, которые являются уникальными для их вида. Они могут помочь нам понять, как развиваются дети. Одной из целей этологии является поиск поведений, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Исследования показали, что эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев схожи в широком диапазоне современных культур, таких как Бразилия, Япония и Соединенные Штаты, а также в более древних культурах. Также есть теперь есть понимание , что модель Бронфенбреннера —
экологическая система: микросистема (относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением);
мезосистема (относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка);
экзосистема (относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую);
макросистема (относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры).
Все эти экологические системы тем или иным образом ориентируют и формируют поведение детей .
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала о этологической и экологической перспективы изучения детской психологии. Этологическая перспектива- это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. Одной из целей этологии является поиск кросс-культурных универсалей – тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии. Их цели заключаются в разработке подробных описаний и классификаций поведения, а так же социального поведения между индивидуумами(например, мать и ребенок, брат и сестра). Экологическая перспектива- делает упор на развитие в контексте и тесно связана с этологической точкой зрения. Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. Основным сторонником этого подхода является Ури Бронфенбреннер, который предложил основу для организации наборов экологических систем:
— экологическая система: микросистема между ребенком и ближайшем окружением;
— мезостистема: сеть взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
— экосистема: социальные условия, которые взаимодействуют на ребенка не на прямую;
— макросистема: отношения, нравы, убеждения и идеология культуры.
Благодаря данной статье я познакомилась с таким понятием, как микросистема- реальная жизненная ситуация в которой ребенок живет и взаимодействует с другими людьми. В профессиональном плане познакомилась с экологической моделью Ури Бронфенбреннера. А в личном плане отметила для себя то, что дети могут научиться маскировать свои эмоции(например улыбаются, когда несчастны). Данная статья натолкнула меня на то, что все что нас окружает, непосредственно влияет на нас.
Спасибо за статью. Я узнала о наличии этологической (биологически-поведенческая) и экологической (в контексте окружающей среды) перспектив изучения детской психологии и различия между ними. Этологи рассматривают детей как полноправных участников своего развития, отмечая наличие критических периодов. Цель этологов — понять, как поведение организуется в осмысленные личностные и социальные паттерны. Дети способны создавать и развивать иерархические структуры. Согласно экологической перспективы У.Бронфенбреннера, мир ребёнка организован как набор матрёшек (микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема), где важен анализ отношений как между ребёнком и этими системами, так и между системами, и развитие предполагает взаимодействие меняющегося ребёнка с также меняющимися матрицами указанных систем. В профессиональном плане знание и использование указанных перспектив обосновывает необходимость раскрытия в консультировании правильного (т.е. необходимого) контекста, что позволит клиенту отразить источники возникновения и формирования ограничений (травм).
Спасибо за статью! Из данной статьи я узнала, что такое экологическая и этологическая перспектива. Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения. Особенно интересным я считаю , то что ученые в данном направлении изучают поведение детей, что помогает родителям взаимодействовать со своими детьми. Важным моментом является то, что современные этологи рассматривают детей не как пленников своих биологических корней, а как открытых для всего нового полноправных участников собственного развития. Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии. Данная статья в профессиональном плане поможет мне внимательнее относиться к «сигналам» в поведении ребенка.