Одним из ключевых навыков Психотерапевта, без которого практически невозможны позитивные изменения в процессе терапии, является эмпатия. Что же это такое? Обычно эмпатия понимается как осознанное сопереживание эмоциональному состоянию Клиента без потери осознания внешнего происхождения этого сопереживания.
В практике психологического консультирования под эмпатией понимается состояние эмоционального резонанса Клиента и Консультанта индикатором которого является корреляция функциональных состояний их организмов.
Поэтому, чем выше уровень эмпатийной подготовки Консультанта, тем более выражен эмоциональный резонанс состояний Клиента и Консультанта, что, в свою очередь, влияет на качество психотерапевтического эффекта консультации.
Дело в том, что вегетативное состояние организма Консультанта, характеризуемое как состояние Активного покоя (состояние Присутствия), т.е. его стабильное функциональное состояние, предполагает одновременную способность к:
- восприятию раздражений, поступающих от собственных эндо- и проприо-рецептивных полей (чувствительность к вегетативным процессам собственного организма или, упрощенно говоря, способность к кинестетическому восприятию);
- устранению из восприятия реакций Клиента помех кинематики и органических процессов собственного тела, сознательных представлений или ассоциаций, а также помех от восприятия внешних посторонних стимулов. Эта способность обеспечивается развитым контролем собственного состояния за счет саморегуляции через представление об эмоциональной включенности в диалог (ситуация включенности, или неразделенного внимания к трехуровневому потоку информации, который в диалоге транслирует Клиент);
- фиксации и интерпретации функциональных реакций с собственного тела, как реакций, принадлежащих в консультативном диалоге Клиенту, для организации последующей обратной связи с целью маркировки эмоциональных противоречий, возникающих по ходу консультации в субъективной реальности Клиента.
В совокупности эти способности обеспечивают так называемое Активное (или эмпатийное) слушание.
Однако если сделать акцент на их направленном формировании, то они определяют способность к эмпатийному консультированию с последующим психотерапевтическим эффектом.
В той или иной степени навык активного слушания есть у каждого человека. Этот навык можно целенаправленно развивать, что происходит, например, в работе, связанной с продажами или управлением людьми. В психологическом консультировании активное слушание является ключевым навыком, определяющим универсальность данного процесса. В процессе консультирования именно активное слушание позволяет избегать психологической фабулы, делая возможным непосредственный переход к консультированию, без подробного объяснения клиенту, как именно будет происходить терапия. При эмпатийном консультировании терапевт сразу начинает работать с субъективной реальностью Клиента, которая выражена его эмоциональной репрезентацией.
Гипотеза о связи уровня эмпатийной подготовки и эффективности терапии была проверена в Воронежском Институте Психологии, результаты исследования были представлены на XV Европейском Психологическом Конгрессе, проходившем с 11 по 14 июля в Амстердаме.
Для проверки гипотезы было проведено исследование продолжительностью 3,5 года, в котором приняли участие 5 консультантов с разным уровнем эмпатии и 218 клиентов (124 мужчины и 94 женщины). Клиенты были разделены на 5 групп: 3 группы по 44 человека и 2 группы по 43 человека. Консультация с каждым клиентом проходила 1 раз в 6 месяцев. Перед каждой консультацией клиент заполнял 4 опросника и один — через 6 месяцев после консультации для анализа результатов.
Для регистрации физиологических параметров использовалось специальное оборудование Q-wiz от Pocketneurobics с программным обеспечением «Bio Explorer», фиксирующее физиологические изменения организма.
По ходу эксперимента была поставлена задача регистрации в реальном времени в процессе консультации функциональных параметров состояния покоя (дыхание, ЭКГ, миограмма), их стабильности, а, следовательно, достоверности и на фоне этого состояния импульсов эмоциональных реакций. Здесь, функциональное состояние является фоном, а функциональные реакции – фиксируемыми и контролируемыми на этом фоне параметрами.
Все регистрируемые по ходу консультации физиологические параметры состояния человека делятся на индивидуальные и эмпатийные.
Эмпатийные – это такие, которые фиксируются между Консультантом и Клиентом, т.е. принадлежащие им обоим, корреляция которых свидетельствует о выраженности эмпатии. Эти параметры должны отвечать двум ключевым требованиям: а) выраженность на фоне общего функционального состояния организма Клиента или Консультанта; б) синхронность на определенном временном интервале с допустимым временным отклонением.
Индивидуальные параметры являются частью системы саморегуляции и скорее отражают позицию человека в процессе эмпатийного обмена эмоциональными состояниями. Так позиция Клиента характеризуется большей динамичностью, а позиция Консультанта -меньшей. Показатель динамичности-стабильности эмоциональных реакций на всех трех уровнях определяют, например, поведенческую, мимическую, речевую экспрессию, экспрессию дыхания, других вегетативных, проявляющихся во вне процессов, таких как, покраснение кожи.
Для определения результатов Консультации использовались опросники, направленные на определение следующих параметров: удовлетворенность жизнью, эмоциональное состояние Клиента и самоотчет Клиента о результатах консультации, основанный на объективных изменениях в жизни и восприятии значимости этих изменений для Клиента.
По каждому из Консультантов на каждую консультацию была создана таблица, наглядно демонстрирующая динамику по каждому Клиенту после каждой консультации.
Затем были сопоставлены результаты по всем методикам и уровень эмпатии Консультантов.
Результаты показали сильную прямую и обратную корреляцию между уровнем эмпатии Консультанта и результатами психотерапии, что свидетельствует о том, что эмпатия, способность к активному слушанию и сопереживанию – важнейшие навыки, над которым необходимо работать любому практикующему психологу.
Авторы статьи: Симонов Вячеслав Михайлович, Колесников Евгений Иванович
Редакция, перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: эмпатия, эмпатийное консультирование, психологическая консультация, психолог, психология
Источник фото: bestterapiya.ru

Не понаслышке знаю, что эмпатийный подход в практике консультирования творит чудеса. Результаты исследования наглядно демонстрируют степень резонанса эмоциональных реакций. Применение приборов широко открывает двери в развитии эмпатийного навыка консультантов, т.к. их показания дают понимание правильности/неправильности реакций/действий консультанта, и позволяют корректировать поведение.
Я так понимаю, что процесс эмпатийного консультирования можно теперь регистрировать? Точнее сказать уже 3,5 года регистрируются изменения физиологических параметров клиентов и консультантов в процессе эмпатийного психологического консультирования. Это получается, что активное слушание не просто способ консультирования, а процесс, подтвержденный исследованиями и приборами. Я сама заметила уже давно, что если слушаешь человека и искренне интересуешься его проблемой, то ему становится легче. Детей вообще не обманешь — стоит более внимательно отнестись к тому, что говорит ребенок — он тебе всё выложит. Но до того, как столкнулась с эмпатийным консультированием не думала, что активное слушание используется в психотерапии. Получается, что правильно слушать и слышать человека необходимо учиться. Умение это делать — не пустые слова и лежит в основе помощи людям — и в жизни и оказывается в психологическом консультировании тоже.
Полтора года назад я вообще не знала что такое активное слушание, ближе было вообще не слушание, не говоря об эмпатии. Правильно развитый навык активного слушания многим облегчит жизнь, независимо психотерапеат ты или просто рядовой семьянин. Моя проблема в том, что я совершенно не умела слушать других ,хорошо что есть доказательства в виде иследования проведенных Институтом психологии, потому как порой закрадывались мысли о сектантских обрядах). Я не однократно испытала на себе роль консультанта и клиента, с полной уверенностью могу сказать, что логикой не поменяешь состояние человека. Конечно сложно себе представить такое, но любая работа которая связана с работой с людьми должна предполагать навык слушания. А уж для психотерапевта важнее и быть не может.
Радует, что активное слушание можно целенаправленно развивать. Все зависит от усердия и мотивации консультанта. Тем более это так важно для самой консультации. Эмпатийный метод на данный момент один из самых передовых, но одновременно он требует серьезной профессиональной подготовки. Не только теоретической, но в первую очередь практической. По книжкам этому не научишься. По своему опыту знаю как это не просто освоить хотя бы этот ключевой навык. Но игра стоит свеч. Освоив его, с годами при постоянной практике, ты будешь становиться все более и более эффективнее в консультировании. И все больше и больше довольных клиентов, будут с твоей помощью решать свои проблемы. Не ради ли этого все это делается?
Здорово, что субъективные ощущения находят объективные доказательства. Когда я только поступил в институт то все эти эмпатийные штуки вызывали скорее улыбку и недоумение, и только серьёзная теория заставила меня попробовать довериться и остаться. И то, что сейчас появляются объективные научные данные по эмоциональному взаимодействию человек-человек, вызывает еще большее доверие к этой науке. Плюс здорово осознавать, что как не назови методику, суть её одна. Если не владеешь навыками активного слушания, то бесполезно в принципе пытаться заниматься психологическим консультированием или управленческими должностями.
Статья , как инструкция для достижении эффективного психологического консультирования. Три навыка , которые надо развивать- эмпатия, способность к активному слушанию, сопереживание. Главное, что у любого человека можно развить эти навыки. Развитие этих навыков для себя вижу в применении практики ПК. Интересно было узнать о проведённом эксперименте в течении 3,5 лет в институте, где учусь и я. Оценкой эффективности ПК была оценка удовлетворенностью жизнью клиентом после консультации. Эксперимент показал высокую зависимость этой оценки от уровня навыков консультанта. Выходит, чем более развиты у консультанта эти три навыка и чем больше опыта у него в ПК, тем у клиента больше вероятность получить изменения к лучшему в своей жизни . Так можно пожелать клиентам выбирать опытных психологов. А начинающим психологам срочно развивать и доводить до совершенства эти навыки.
Прочитав статью, я в очередной раз убедилась, что повторение — мать учения. Поскольку, мне пришлось заново вспоминать некоторые, уже известные, определения. Кроме того, пришло наконец-то, полное понимание понятия «Активного слушания», и тех навыков, которые должны быть проявлены, в процессе консультирования. Несомненно, применение эмпатии в процессе консультирования, это метод, помогающий помочь клиенту разобраться в различных жизненных ситуациях, в процессе эмоционального взаимодействия. Вроде бы и «в жилетку кому-то поплакался», но при этом работа, проводимая консультантом, помогает ненавязчиво раскрыть механизмы, мешающие полноценно жить клиенту. Очень порадовал тот факт, что активному слушанию можно научится. Для себя отметила,что у меня с этим явные трудности, моё эгоистичное сознание никак не хочет слушать и слышать. Поэтому обязательно нужно работать в этом направлении.
Для начала определить мое стабильное функциональное состояние, которое в свою очередь и предполагает одновременную способность к Активному слушанию.
В этой статье кратко и структурировано описан эмпатийный подход, которым в ходе обучения должны овладеть студенты Воронежского Интститута Практической Психологии. Получается, что данные исследования подтвердили связь между уровнем эмпатийной подготовки терапевта и эффективностью психотерапии. На основе статьи и имеющегося опыта занятий психологией могу сделать для себя следующие выводы:
— Психотерапия начинается с саморегуляции. То есть не идет речь об эмпатии, пока Консультант не научился владеть собой.
— Чтобы научится владеть собой, Консультант сначала должен интерпретировать свой собственный жизненный опыт и разобраться со своими преживаниями. Иначе невозможно быть в позиции Консультанта.
— В процессе консультирования в центре находится Клиент и его субъективные переживания. То есть Консультант не навязывает Клиенту свои ценности, свою точку зрения, не дает советов. Он «забирает» негативные эмоции клиента и, давая обратную связь, на основе интерпретации эмоций Клиента, помогает ему разобраться в своем опыте и сформировать свое новое видение.
— Мне кажется, что для того, чтобы научиться эмпатийному консультированию важно обладать так называемым жизненным опытом. То есть быть разносторонне развитым человеком — иметь опыт семейных, рабочих и дружеских отношений, уметь решать свои повседневные более или менее сложные задачи, уметь осознавать свои ошибки. Уровень академического образования, тоже важен, но имеет второстепенное значение.
— Одновременно активно слушать и интерпретировать, не отключаясь от Клиента, не разрывая контакт, мне кажется достаточно сложным. Могу предположить, что это приходит с опытом, как одновременно рулить и переключать скорости не глядя. Может быть причина в недостаточной саморегуляции, может быть в неправильной мотивации, а может быть всего понемногу.
О термине эмпатия я узнала в 16 лет. В разговоре со знакомой, которая получила психологическое образование. Я пожаловалась, что чрезвычайно сильно сопереживаю людям окружающим меня. Меня беспокоили не комфортные и негативные ситуации. В позитивных я тоже сопереживала, но они меня радовали. Я не понимала почему я испытываю эти эмоции, хотя ситуация зачастую не касается меня и человек попавший в неё не является моим другом, родным, а может вообще быть недоброжелателем. Она сказала мне, что это эмпатия и эмоции эти не мои. Тогда я заинтересовалась этим вопросом. Но нашла немного информации. Меня это тогда удовлетворило. Но когда я наткнулась на такой подход в психологии, я не смогла пройти мимо. Я думаю это лучший способ, для психотерапии. А теперь тема эмпатии раскрылась для меня во всём своём великолепии. Я всегда верила в существование такого восприятия. Теперь я понимаю как это работает. Самое главное и сложное, на мой взгляд, с чего следует начать это саморегуляция. Достаточно сложно сосредоточиться и не реагировать на внешние и внутренние раздражители. Эта статья больше для тех, кому нужно материальное подтверждение теории. Возможно я наивна, но возможность эмпатийного подхода не вызывала у меня никаких сомнений и до этого. Для меня польза статьи в том, что она, в очередной раз раскладывает по полочкам моё понимание об этом методе и привносит недостающую информацию.
Эмпатия – один из ключевых навыков психотерапевта. И с этим не поспоришь! Радует также, что есть результаты исследования, подтверждающие эффективность данного подхода в консультировании. Поскольку на словах, данный способ консультирования Клиентов кажется нереальным. Еще бы! Несмотря на то, что навыком активного слушания может овладеть каждый, на практике получается, что это сложнейшая задача! Ведь для этого Консультанту необходимо научиться разделять свои эмоции и эмоции Клиента, уметь фиксировать реакции с собственного тела как реакции Клиента, уметь абстрагироваться от внешнего влияния, внешних раздражителей. Надо понимать, что активное слушание является ключевым навыком в консультировании. Ведь именно оно позволяет сделать непосредственный переход к консультированию. То есть, активное слушание является ключевой и первой ступенькой в оказании помощи Клиенту. Эмпатийный подход позволяет сразу работать с субъективной реальностью Клиента, которая сопровождается эмоциями. Таким образом, можно сказать, что эмпатия в консультировании помогает установить эмоциональный контакт между Клиентом и Консультантом, что способствует доверительному и открытому общению. Без эмпатии самораскрытие Клиента невозможно.
Для меня эта статья — краткое содержание всего курса обучения в институте. Кратко, емко и по делу. Я бы хотела иметь такую методичку для практической работы.
Рассматривая все составляющие консультирования, вижу над чем мне еще надо работать. Это — саморегуляция, без которой невозможно состояние активного покоя.
Поздравляю коллектив нашего института ( В.М.Симонова и Е.И.Колесникова) с успешным выступлением на Европейском Психологическом Конгрессе.
Уже в подростковом возрасте обратила внимание на то, что могу замечать эмоциональные реакции окружающих. Правда, у меня это получалось, только при наблюдении со стороны и совершенно не осознанно. В живом общении это удавалось редко. Одной из причин, почему я пошла учится на психолога, это желание научиться чувствовать других людей сознательно и уметь как то помочь. Каково же было мое удивление, когда попав в этот институт, поняла, что здесь учат именно тому, чему я хотела научиться! Освоить технику активного слушания, ключевая задача каждого консультанта. Без нее по-настоящему слушать человека невозможно. Воспринимать эмоции клиента и осознавать их, видеть эмоциональные противоречия, регулировать собственное состояние — основные навыки любого консультанта. Приятно, что есть исследования подтверждающие все это. Все это навыки, которые можно развивать, а значит каждый в той или иной степени может их освоить. Надеюсь и я с этим справлюсь.
Читая статью, я испытала гордость за Воронежский институт практической психологии и за причастность к нему. Исследования коллектива института вызвали заинтересованность иностранных коллег. Могу представить какая кропотливая работа была проведена прежде чем гипотеза была доказана. В свете нашей последней летней сессии, в очередной раз убедилась как важно быть включённым в процесс активного слушания, вот только чувствовать кожей ещё не научилась. Пускай медленно, этот навык тоже осваивается. Эмпатийное консультирование в максимуме, как цель моего обучения.
Это то чем мы пытаемся заниматься на практике. Только научным языком. Теперь я точно понимаю, что значит «психология в сказках» от ВМ. Ведь ничего же не понятно.Для меня было открытием на ЛПШ, что такой метод консультирования эксклюзивен. Раньше я думала, что это какая-то научная школа и мы учимся по старинной методике кого-нибудь.Если это новый подход, то как все остальные психологи проводят свои консультации.Вообщем буду учиться дальше. Надеюсь, что со временем разберусь. Всегда удивлялась людям, которые сами что-то придумывают.Это круто. Я умею только копировать.
Ну ничего себе!!! Я в очередной раз что-то прослушала и проморгала. Тут под носом такое творится! А я думала, что это только в планах, когда-то должно случиться. Здорово! Я и так про наш институт все уши прожужжала всем подряд, теперь еще и плешь проем, раз такое дело.
Эмпатийный подход в быту прочувствовала в полной мере буквально позавчера. Уговаривала сына поехать со мной на Битюг, он сомневался. И чем больше давила, тем больше он возражал. Тут подсела за стол волшебница Наташа, присоединилась к беседе, вникла и стала задавать ему вопросы и слушать, вот так вот по-нашему, эмпатийно. Так мое сокровище через пару минут готово было ехать со мной не только на Битюг, но и в любое тридевятое царство, незамедлительно. А упрямства ему не занимать, весь в мать. Такие вот чудеса. Наяву.
Психотерапевт без эмпатии это прямо как на собрании в СССР))) Всех отчитали и рассказали как правильно делать.) Вообще навык активного слушания и умение поставить себя на место другого очень полезный навык для любого человека. Имея данный навык открыты многие дороги. Как в личной так и в профессиональной сфере. Так что продолжаем развивать.
Эмпатия является одним из ключевых навыков психотерапевта. Эмпатия это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию клиента без потери осознания внешнего происхождения этого сопереживания. В практике психологического консультирования под эмпатией понимается состояние эмоционального резонанса Клиента и Консультанта индикатором которого является корреляция функциональных состояний их организмов. Уровень эмпатийной подготовки Консультанта влияет на качество психотерапевтического эффекта консультации. Вегетативное состояние организма консультанта характеризуется как состояние активного покоя (состояние присутствия). В процессе консультирования именно активное слушание позволяет избегать психологической фабулы, делая возможным непосредственный переход к консультированию. При эмтийном консультировании терапевт сразу начинает работать с субъективной реальностью клиента. В какойто степени навык активного слушания есть у каждого человека. Этот навык можно целенаправленно развивать. Например, в работе, связанной с продажами или управлением людьми.
В этой статье говориться о важности навыка эмпатии для работы психолога. А также — чем выше уровень владения навыком эмпатии, тем лучше результаты психотерапии. Из этой статьи я понял, что благодаря эмпатии происходит резонанс между клиентом и консультантом, а также экономит время и сразу погружается в субъективный мир клиента. Физиологический механизм работает образом: консультант максимально расслабляет свое тело и слушая на трех уровнях клиента, позволяет ощутить у себя «сигналы» эмоций на физ. уровне. Таким образом, он ощущает эмоции клиента, что говорит ему о том, что «копать здесь». Этот процесс я хорошо раскрыл для себя на Азове)))
До обучения в институте я ни о каких методах консультирования не знал, а как только поступил, то эмпатийный метод был первым, о котором я узнал. И долгое время считал, что он уже давно кем-то был разработан. Спустя какое-то время, я узнал о разработчике и моей гордости не было предела. Для меня эта статья сжатый пересказ той теории, с которой я знаком, но несмотря на это, в данной статье я отметил для себя, что характеризует состояние активного покоя, хоть я и много раз записывал и значение и составляющие, но чего-то не хватало, а в этой статье и данном отрывке как раз то, что нужно.
Эта статья сложным языком о тех простых, иногда прямо «волшебных» вещах, которые происходят в процессе консультации, в которых все мы — студенты нашего института принимали участие и не раз благодаря Вячеславу Михайловичу.И я готова подписаться под каждым словом данной статьи даже без научного подхода, исключительно по результатам каждой консультации, в которой я принимала участие в качестве клиента, когда с тебя как будто очередной слой чешуи сбрасывается, когда порой даже не сразу, позже, приходит осознание своих поступков и реакций только потому что рядом с тобой был специалист, обладающий высочайшим уровнем эмпатийной подготовки, к чему я изо всех сил стремлюсь.
Эмпатия — это вообще КРУТАЯ штукенция .
Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимных отношений между людьми. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности.
Эмпатию принято понимать как способность человека понимать мир переживаний другого, либо как способность соучаствовать в эмоциональной жизни другого. Как правило, в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в ряде исследований в качестве объекта эмпатии выступает нейтральный предмет, природа наблюдая в процессе восприятия. КОРОЧЕ!
Эмпатия — это вообще КРУТАЯ штукенция .
Тема эмпатийного взаимодействия между людьми, уже не в первый раз освещается в статьях ПсиБлога. И неспроста, это говорит о несомненной важности развития этого базового навыка, а точнее его «вычленения» и «шлифовки» из ряда инструментария которым пользуются люди при общении в процессе коммуникации. Конечно, как правильно было сказано в статье хорошо развитая эмпатия является ключевой способностью Психотерапевта, дающая возможность успешности в практической деятельности. На мой взгляд, эмпатийный метод в консультировании, на сегодняшний день один из самых эффективных и зрелых подходов при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Обладая в основе своей «экологичностью», а так же за счёт «чистоты» метода, достигается высокая степень корреляции между клиентом и консультантом. Это в свою очередь обеспечивает, безбарьерное течение процессов в ходе консультирования. Что в итоге приводит к качественно и профессионально выполненной работе со стороны Психотерапевта. И со стороны Клиента к удовлетворительному решению или видению путей решения насущно-значимых, беспокоивших его вопросов.
Эмпатия для меня является неотъемлемой основой взаимного контакта (связи) между консультантом и клиентом, которой я учусь и в тоже время стараюсь развивать. Для меня это непростой процесс работы над собой, т.к. требует от меня полного вовлечения и заинтересованности жизнью клиента, что я пытаюсь развить в себе или приучить себя, хотя здесь я понимаю, что ведущую роль играет желание помочь человеку, насколько я готова «идти» вместе с клиентом. В какой-то момент, я понимаю, что меня выбросило из консультации, процесс активного слушания прерван, я переключилась на что-то другое, мои мысли меня унесли, а мой клиент остался наедине с собой. Это меня пугает, т.к. происходит неожиданно, т.е. в тот момент я уже не контролирую процесс, пускаю на самотёк и понимаю, как я могу помочь клиенту, если сама не разобралась со своими мыслями (проблемами), не включилась только для клиента и в клиента. Когда осознание приходит, я снова пытаюсь включиться, что гораздо труднее, т.к. отрывок времени упущен. Поэтому для себя могу отметить, что работать над развитием эмпатии, активного слушания являются для меня основной задачей на данном этапе обучения.
Я считаю это уникальная информация , даже больше пособие (методичка)по консультированию , т.е авторская работа. Подарок для студентов вуза и для всех тех , кто связан с практической психологией ( консультирование , групповая работа). Да и в общем для всех , кто заботиться о развитии своей личной эффективности . Как практика показывает, что эмпатия , способность к активному слушанию и сопереживанию- важнейшие навыки , над которыми необходимо работать любому практикующему психологу и как уже отметил не только , но и в любой сфере (услуги, продажи и т.д)успеха добиться будет сложно, т.е без этого, знание различных методик (подходов), наличие других компетенций не позволят качественно и квалифицировано оказывать помощь ( услугу). Преимущество эмпатийного подхода в его универсальности.
На мой взгляд важным и интересным показалось использование опросника , на определение параметров : удовлетворенность жизнью , эмоционального состояния Клиента и самоотчет о результатах консультации , основанных на объективных изменениях в жизни и восприятии значимости этих изменений для клиента. Но вот применимо ли это с »реальным » клиентом ?
«Покой нам только снится».
А активный покой и подавно. Ни где больше не встречал более определенных критериев активного покоя.
Статья натолнула на вопросы для размышления. Эмпатия, это все таки больше механизм влияния или это механизм установки контакта и доверительных отношений. От чего именно изменения, из-за установки более доверительных отношений между К и К посредством каналов эмпатии. Или все таки это больше своего рода стимуляция.
Потому что ответ на этот вопрос даст понять на такие вещи:
Эмпатию можно же и во вред использовать, как и любую другую стимуляцию ?
И есть ли пресыщение и своего рода таллерантность к этому каналу восприятия окр. среды (под окр средой я отношу так же и отношения межличностные)?
И подругому можно взглянуть зависит ли сама методика терапии на эффективность вообще?
Кратко и по существу, спасибо. С эмпатией, Эмпатийным методом консультирования и всё что с ним связано, я познакомилась в этом институте. Читаешь, кажется всё понятно. А на практике у меня мрак. Спустя время, конечно виден результат прогресса. Но в начале, там не то что активно слушать, там спокойно сидеть не получалось. Но зато было понятно и показательно, что надо начинать с себя. Сначала, надо отрегулировать свое состояние, а уж потом браться за помощь другим.
Но то что это работает на все 100%, это однозначно! Приятно наблюдать, как жизнь и ее качество меняется в лучшую сторону.
Навык, о котором говорится в статье развивается годами. Он заключается в способности воспринимать и дифференцировать реакции тела собеседника. Этот навык открывает путь к чтению мыслей человека, в которых он сам порой боится себе признаться. Статья структурирует понимание процесса, как это происходит, что на мой взгляд, позволит подойти к его развитию более осознанно. Что интересно, так это для выработки навыков от консультанта требуется огромная работа над своей личностью, эмоциональной сферой и навыками саморегуляции. Статья мотивирует!
Я горда за Воронежский институт практической психологии! Институт не просто помогает людям, а еще и исследывания проводятся! Про эмпатийное слушание я раньше не знала вообще. Узнала в институте. Задачка не простая развить этот навык. Особенно когда сама тревожная, и в голове «каша». Как то не до чужих проблемм. Однако развивая этот навык я плняла что лучше понимаю людей, и мне проще принимать их такими какие они есть. Со всеми ограничениями, сьрахами и прочими «тараканами». Да и себе позволяю быть такой какая есть. Благодаря развитию этого навыка, я стала более чуткой и сострадательной. Меньше обижаюсь, мне проще простить человека, потому, что я понимаю его. Может не совсем на 100%, но безусловно более чем раньше. А так как развитие навыка еще в процессе, я надеюсь, что со временем еще лучше буду понимать. Люди стали ко мне тянуться, охотнее общаться со мной. Видимо им комфортнее. Есть и обратная сторона. Я стала замечать тех людей, которым я не интересна. То есть общаться и рассказывать «свое» они готовы и желают. А вот как только я беру слово, сразу поникают. Тут тоже есть позитивный момент. Если понимаешь, что человеку не до тебя, оставь его в покое. Незачем навязываться. Как оказалось не так много в моем окружении людей, готовых с интересом слушать и разделять мои состояния. Но они есть! И сейчас общение с ними приносит мне полное удовлетварение. Я и их слушаю и сама говорю. Уж чему чему, а слушать меня научили.
Огромное-огромное спасибо за статью. Так емко и кратко показана суть нашего курса. Невероятное ощущение, пусть минимальнейшей, причастности к этому. До поступления в институт остро чувствовала какую то зашоренность при общении. У меня легко шла лекционная и экскурсионная работа. Контакты же с людьми удавались не всегда. Причину этого начала понимать только в институте. Само понятие эмпатии и усвоение ее принципов стало для меня потрясающим открытием и приобретением. Пытаюсь, учусь постичь это состояние активного покоя. С моим возрастом и багажом дается это тяжело. Хотя я еще только учусь, мои изменения замечаю и я сама и мои близкие. Удивительно. Очевидное просто невероятно. Очень рада за Вас.
Мне несколько сложно комментировать данную статью, поскольку информацию о значимости эмпатийного восприятия и способности консультанта к саморегуляции для целей индивидуального консультирования в нашем институте мы получаем постоянно. Хотя можно отметить, что в данной статье приведена в сжатой форме вся суть, весь механизм ведения консультации с использованием эмпатийного метода. Здесь показано, что эмпатийные параметры состояния человека могут быть отслежены только на фоне индивидуальных параметров. Т.е., иными словами, лишь на фоне собственного СТАБИЛЬНОГО состояния консультанта он может отслеживать эмпатийные сигналы от клиента. В этом и заключается значимость навыков саморегуляции консультанта, поскольку «занятость» собственными реакциями не дает ему возможности отследить реакции «сигнальные», возникающие в результате воздействия эмоций клиента. При этом ему необходимо уметь интерпретировать эти реакции, т.е. сопоставлять их с транслируемыми эмоциями, используя так называемую «карту эмоций», которая нарабатывается на индивидуальных ощущениях консультанта.
Интересно было узнать, что нашим институтом были проведены исследования с таким значительным количеством участников. Жаль только, что непосредственно в самой статье приведен лишь общий вывод о результатах исследования, без промежуточных данных, на основе которых производился анализ. Но возможно, мы о них вскоре узнаем…
Эмпатия, действительно, крайне важная составляющая успеха притом не только в психологическом консультировании, при этом, достичь должного уровня эмпатии совсем не просто. К тому же, крайне трудно и понимание ее механизмов, » упрощенно» в данном случае не получается. Конечно, в какой-то мере сталкиваясь с этим на практике и после объяснения во время занятий «на пальцах», описанное в статье кое-как укладывается в общую картину, в то время, как для «простого смертного» наверняка не просто понять какое оно это «активное слушание» и как вообще можно что-то воспринимать без ассоциаций и представлений, несмотря на то, что в жизни этими механизмами бессознательно пользуются. Эксперимент и его результаты достаточно интересны, впрочем совсем неудивительны, ведь даже в пока небольшой степени используя активное слушание субъективно ощущаешь тот самый описанный резонанс, и сомнений в эффективности эмпатийного подхода даже не возникает.
Конечно без эмпатии консультация не консультация ,а рационализация) Но сколько нужно пройти консультанту,что бы быть в активном покое,сколько работы над собой и тренировок . С термином «эмпатия» я познакомилась в институте ,но пользоваться в полной мере наверное ещё не скоро смогу . то ,что я раньше считала «слушаю людей» преобрело другие краски и другое значение . Даже в обычном диалоге появляются вопросы другие ,позволяющие углубиться в контекст и позволить человеку выговориться. Уже много раз я отметила пользу консультаций и хочется каждому человеку пожелать испытать эффект от консультации у хорошего психолога . и конечно же есть желание овладеть этими навыками
Ну мне по своей природе, как обычно, хочется всего и сразу, и сейчас. Но если выбирать или постепенно, или никогда, то лучше уж первое. Замечательно, что эмпатию и навыки активного случая можно развивать в себе. Уж очень хочется этому научиться. Мне вообще по жизни не хватает такой черты, как уметь слушать и соответственно и слышать. Для меня все это реальная и сложная зона роста, т.е. мне приходится переступать через себя и я всеми силами стараюсь научиться этому. Спасибо за статью. Такие статьи дают определенную поддержку, т.к. иногда приходит мысль, что уж мне точно не научиться чувствовать эмоции другого человека, но на самом деле все возможно — главное учиться, а остальное все придет.
Из статьи я узнала о трех навыках, которые надо развивать — эмпатия, способность к активному слушанию, сопереживание. Правильно развитый навык активного слушания многим облегчит жизнь. Радует, что активное слушание можно целенаправленно развивать. Интересно было узнать о проведённом эксперименте в течении 3,5 лет в институте, который заинтересовал иностранных коллег. От себя хочу поздравить с этим событием всех, кто трудился над этим проектом! Так же из статьи поняла, что чем более развиты у консультанта эти три навыка и чем больше опыта у него в психологическом консультировании, тем больше вероятность у клиента изменить свою жизнь к лучшему. Несмотря на то, что навыком активного слушания может овладеть каждый, на практике получается, что это сложнейшая задача. Активное слушание является ключевой и первой ступенькой в оказании помощи Клиенту. Эмпатия в консультировании помогает установить эмоциональный контакт между Клиентом и Консультантом, что способствует доверительному и открытому общению. Без эмпатии самораскрытие Клиента невозможно. Без саморегуляции невозможно состояние активного покоя. В процессе консультирования именно активное слушание позволяет избегать психологической фабулы, делая возможным непосредственный переход к консультированию. При эмпатийном консультировании терапевт сразу начинает работать с субъективной реальностью клиента. Спасибо за статью, сохраню себе как пособие.
С интересом узнала, что на XV Европейском Психологическом Конгрессе Воронежский Институт Психологии представил результаты исследования, продлившегося 3,5года.
Сразу возникло любопытство: подробнее узнать о методике исследования, особенно хотелось бы пронаблюдать те самые корреляции функциональных параметров. Пусть даже пока затруднительно объяснить посредством каких «носителей» осуществляется передача информации по каналам эмоционального восприятия, один факт того, что есть возможность регистрировать эмоциональные всплески у клиента и консультанта – это уже результат. Совершенно точно, что результаты исследований — аргумент подтверждающий, что такой тонкий «продукт» как эмоции возможно изучать и практическими методами в том числе.
Информация о том, что биологически происходит с организмом во время активного слушания для меня стала новой и полезной. Ранее я так не углублялась во все эти процессы, но теперь стало интересно понять все это. Признаюсь честно, с первого прочтения трудно вникнуть.
Как я это понимаю: способность ощущать в разных частях тела изменения\раздражения\почесывания. Способность «отключиться» от внешних помех, а так же собственных мыслей, ассоциаций. И, наконец, способность зафиксировать и понять в собственном теле реакции клиента и передать их клиенту в нужном формате. Всему этому мне предстоит учиться.
Было интересно узнать материал, с которым ВИППиПБ ездил на XV Европейский Психологический Конгресс. Изначально понятно, что между уровнем эмпатии Консультанта и результатами психотерапии есть прямая зависимость. Однако, было полезно узнать какие исследования приводили как доказательство на данном Конгрессе.
Очень интересная статья, особенно понравилось подробное описасание, того как происходит «эмпатийный обмен». На летней школе было пару моментов в которые я ощутил физически активное слушание. Это было как со стороны т.к. я был клиентом, а также когда я был консультантом. Причём эти ощущения практически идентичны. Можно даже сказать, что присутствовало небольшое чувство транса. Сосредоточение было исключительно на человеке сидевшем напротив. В такие моменты, вещи люди окружающие вокруг, никак не влияют на состояние, как будто рядом их нет, по крайней мере я их не чувствовал. После таких упражнений, человек воспринимается по другому. То есть, вы оба понимаете что сейчас что-то поменялось. Очень приятные ощущения, просто обычно наоборот, как выжатый лимон.
Узнал, что навыки активного слушания являются важнейшими в консультировании. Некоторое время назад у меня ещё была идея, что можно консультировать чисто технически и логически. Но исследование, о котором говорится в статье, окончательно меня переубедило. Когда есть объективные доказательства, то убедиться в этом легко. Приятно видеть, что это исследование проводилось у нас в стране. Думаю, самое сложное – это именно саморегуляция. Она не позволяет смешивать эмоции консультанта с эмоциями клиента. Саморегуляция же позволяет прийти в состояние активного покоя и оставаться там на протяжении консультации. Конечно кому-то всё это в большей или меньшей степени даётся от рождения. Но меня радует тот факт, что всё это навыки – и их можно отработать.
Эмпатия в психологии это естественное проявление своих эмоций при сопереживании. Для каждого человека свойственен свой уровень подобного восприятия – от полного растворения в проблеме человека до скупого проявления эмоций. Часто эмпатия в психологии проявляется как отражение чувств и ощущений партнера, и, как правило, возникает из-за восприятия внешних признаков проявления эмоций – жестов, разговора, поступков. Стоит отметить, что эмпатия в педагогике имеет немаловажное значение. Учителя или воспитатели в какой-то степени являются психологами. Между педагогом и учащимися важно установить такой тип психологического взаимодействия, который будет подходить обеим сторонам. В данном случае эмпатия это способность учителя понять, а в некоторых случаях и предсказать, психическое состояние и эмоциональный настрой ребенка. Это важно в той ситуации, когда педагог видит талант и способности ученика и дает ему более сложные задачи, помогает ему почувствовать себя более уверенным при ответе у доски — задает наводящие вопросы, в соответствующий момент может похвалить или поругать школьника. Естественно, нельзя переходить установленные грани между учителем и учеником – более серьезными вопросами воспитания должны заниматься родители, а чрезмерная эмоциональность или сопереживание могут навредить учебному процессу.
Сильная информация. Поражает факт о том что связь между активным слушанием, сопереживанием и результатами психотерапии была подтверждена у нас. Чем же занимаются зарубежные психологи имея в арсенале не скромные бюджеты и развитую культуру посещения специалистов психологов? А ведь это большой шаг в консультировании. Теперь точно можно говорить о том чем надо заниматься и что развивать для достижений высокий результатов в психологическом консультировании. Интересно какая реакция на результаты исследования была у коллег из Амстердама.
для меня чувствование эмоций дается с большим трудом. Но через 1,5 года работы я начина видеть определенный прогресс. Да конечно пока рано говорить о результатах, но то что они начинают появляться это точно. И да я так же считаю что навыки активного слушания и Эмпатии действительно очень важны в повседневной жизни.
Статья мотивирует на дальнейшее развитие этих навыков. Спасибо.
Не просто крутая штукенция , а МЕГА крутая :))))!
Действительно Очень удивило, что наш Воронежский институт практической психологии один из первых применяет этот метод. Убеждён что пришёл учиться в правильном направлении. Для меня это не просто понимание эмпатийного восприятия но и обьеденинение двух интересных наук ;)! Эмоциональное восприятие для меня лично это восприятие эмоций не на 3 уровнях , а на 4. Четвёртый уровень восприятия эмоций для меня эзотерический (энергетический) ! С каждым разом убеждаюсь что психология и эзотерика это две одинаковые науки , которые все объясняют разными языками, но исправляют одно и то же. Они одинаково видят причинно следственную связь эмоций и их взаимодействия с окружающей действительностью и последствиями их взаимодействия с ней. В психологии «энергиями» называют «эмоции» , но не говорят о взаимодействии энергий в связи с отсутствием докозательной Базы 😉 ! В эзотерике для меня открываются новые горизонты , а в психологии я раскрываю истины сформированные энергиями на ментальном , эмпатийном уровне ;)! Да простит меня ВМ за этот комментарий , но он должен понимать что эмпатийный контакт должен развиваться в различных, даже не подтверждённых наукой направлениях :)))!
Порадовало известие, что Воронежский Институт Практической Психологии представлял нашу страну на XV Европейском Психологическом Конгрессе в Амстердаме. Научные разработки, которые велись в течении 3,5 лет с 218 клиентами и 5 психологами, показали экспериментальное подтверждение и связь эмпатийности и успешным результатом психотерапии. Навык активного слушания-основной, ключевой при проведении консультации и его можно развивать. Наши эмоции передаются друг другу и именно эмпатия позволяет находить друзей, любимых, а также постоянных клиентов. Не зная в теории об этом, я использовала это на практике. Это помогало мне в работе. А вот с более близкими людьми были проблема невнимательности, спешки , механичности в общении. Пройдя некоторый курс обучения в ВИПП, чувствую небольшие изменения в своём активном слушании. Есть большое желание развить качества не только слушания, но и помощи клиенту, с помощью обратной связи. Собачка она тоже умеет слушать, всё понимает, но сказать не может.