Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Борьба перфекциониста со стыдом и уязвимостью.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
— Сочувствие и жалость имеют разные мотивы.
— Перфекционисты склонны считать, что быть слабым очень плохо.
— Научившись принимать сочувствие, можно почувствовать свою значимость.

Перфекционисты воспринимают свой мир в абсолюте.

Их мораль и ожидания применимы ко всем и всегда. Так, если большинство из нас учится чувствовать себя в безопасности в некоторых контекстах, отличая их от опасных, то люди с высоким уровнем тревожности и сопутствующей одержимостью безопасностью склонны воспринимать уязвимость как общую слабость. Безопасность существует исключительно в их собственном воображении.

Перфекционисты считают, что совершенство — оно везде совершенство. Таким образом, большая часть работы в терапии заключается в развитии понимания двойственности той или иной черты характера, в том, чтобы научиться видеть ее как благоприятную (идеально подходящую) в одном окружении и как ущербную в другом. А перфекционисты, как правило, боятся чувствовать и выражать свои чувства. Когда мы рассматриваем психологическую безопасность, мы думаем о людях и окружении, с которыми и в котором мы чувствуем себя в безопасности. Когда перфекционисты рассматривают ту же конструкцию, они думают о том, чтобы быть защищенными от всех, поскольку мир для них в целом — это гиперконкурентная и неумолимая площадка, где выживают только сильнейшие.

Именно такой была моя точка зрения, когда я проходил терапию у своего психотерапевта Дженнифер. Откровений было мало, и большую часть нашего времени я проводил в умствованиях, выискивая причины своих проблем и не находя решений. Я не мог сказать ей, как боюсь перемен или как ненавижу ее жалость. После нескольких месяцев стимулирующей болтовни и абсолютного отсутствия прогресса Дженнифер сказала мне: «Все, что ты делаешь, — это сущий кошмар в психологии». Она была права. Я не был заинтересован в том, чтобы помочь себе, я хотел получить больше знаний, чтобы чувствовать себя умным. По сути, я был невероятно назойливым пациентом, с которым было весело поболтать, но который, как вы уже знаете, не позволял процессу стать более осмысленным.

Я испытывал глубокое недоверие к ней, которое разжигалось ее жалостью. И я чувствовал глубокую обиду на нее, считая, что она знает все лучше меня. Как и многие пациенты, я чувствовал себя униженным из-за жалости ко мне. В то же время, когда она выражала сожаление по поводу того, как отчим издевался надо мной в детстве, или как я боялся не закончить аспирантуру, я считал, что она «знает», насколько я неспособный, словно ребенок, попавший в мир взрослых. Я не мог себе представить уязвимость как часть какого-то средства или как сильную сторону. Если бы Дженнифер действительно верила, что я обладаю способностями справляться с бедами и преодолевать трудности, то она бы просто напомнила мне о них. Или же я просто так думал.

Я еще не понимал, что можно одновременно и сочувствовать кому-то, и не осуждать его за то, что он оказался в трудном положении. Ведь сочувствие и жалость — это два разных понятия, но их часто путают. Когда клиницист пытается дать первое, его клиент иногда чувствует второе. Так в чем же разница? Сочувствие — это чувство печали, вызванное осознанием того, что с вами или кем-то другим плохо обращались. Подразумевается чувство несправедливости и признание несправедливости такого обращения. Например, мне было стыдно за то, что у меня не хватило смелости противостоять отчиму, когда он был страшен и словесно оскорблял меня. Я считал, что должен был ответить, когда был подростком. Однако Дженнифер не верила, что она сама могла бы отреагировать более смело, если бы оказалась в подобном положении (или что она вообще знала, как предотвратить подобное обращение). Таким образом, ее выраженная печаль не перекладывала вину на меня. В то время как сочувствие подразумевает убежденность в том, что человек не заслужил и, возможно, даже не смог предотвратить (потому что никто другой в данном контексте тоже не смог бы) полученное обращение, жалость подразумевает, что сам виноват во всем или почти во всем, даже если «не смог» защитить себя.

Внутренний стыд — это отблеск травмы. И мой стыд накладывал отпечаток на мое представление о том, как меня понимают другие. Уязвимость никогда не воспринималась как сильная сторона, потому что даже то, что казалось хорошим, в конечном итоге оказывалось плохим. Перфекционисту, который всегда должен контролировать свои эмоции, трудно представить себе мир, в котором его не все винят в своих бедах. Уязвимость для меня в то время можно было легко определить как «попросить о чем-то».

Однако, сопротивляясь ее дарам, я никогда не думал, что сам имею значение. Если бы, опять же в то время, у меня хватило смелости проявить себя, сочувствие Дженнифер могло бы заставить меня поверить в это. Жалость заставляет чувствовать себя неважным, а сочувствие — нет. Жалость — это сравнение, сочувствие — солидарность. Жалость — это самосозерцание, а сочувствие — это сочувствие другим. Жалость — это презрение, а сочувствие — сострадание.

Психоаналитик Нэнси МакВильямс утверждает, что стыд «обычно характеризуется отказом от социального общения, что может оказывать глубокое влияние на психологическую адаптацию и межличностные отношения. Стыд может мотивировать не только избегающее поведение, но и защитный, ответный гнев». В лице Дженнифер я создал себе врага и мстил ей, когда она пыталась помочь мне почувствовать себя человеком, не лучше и не хуже других. Уязвимость можно считать сильной стороной только в том случае, если вы верите, что хотя бы в некоторых ситуациях слабость — это подходящий вариант. Быть лучшим — это не синоним того, что лучше для самого себя. Пытаясь обойти и перехитрить Дженнифер, я упустил важную связь, которая в конечном итоге очень помогла мне. Однако сначала мне нужно было понять, что то, что я делаю, является недостатком в данной конкретной ситуации. Как только я понял это, моя слабость стала выносимой.

Оригинальная статья: Leon Garber – Why It’s OK to Feel Weak, June 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, стыд, перфекционизм, психотерапия, слабость, уязвимость, возрастная психология, сочувствие, жалость, сострадание, эмоции.

67560cookie-checkЧувствовать себя слабым – это нормально