Мы все восхищаемся мудрыми людьми, не так ли? Будь то вдумчивый учитель, сострадательный врач или старейшина общины, мы узнаем мудрость, когда видим ее. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как воспринимают мудрость люди в разных культурах? Воспринимают ли люди в Марокко мудрых людей так же, как в Эквадоре? В нашем недавнем исследовании мы изучили, как люди разных культур воспринимают мудрость.
Этот масштабный проект потребовал совместных усилий 34 исследователей из разных областей философии, психологии, антропологии, социальных наук и психометрии — со всего мира, объединенных в исследовательский консорциум под названием The Geography of Philosophy (География философии).
То, что мы обнаружили, оказалось несколько удивительным. Может показаться, что мудрость формируется под влиянием культурных различий, но основные аспекты того, что делает человека мудрым, во многом одинаковы в разных культурах. От студентов городских колледжей в Японии до жителей деревень в Южной Африке, участники ассоциировали мудрость с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Ниже мы объясним, что это значит.
Вопреки распространенным стереотипам, люди распознают мудрость одинаково на востоке и западе, юге и севере. Несмотря на разделенность мира, мы видим мудрость в одних и тех же людях и ассоциируем ее с похожими чертами. Действительно ли мы больше похожи, чем отличаемся друг от друга, когда речь заходит о восприятии мудрости? И что характеризует мудрых людей?
Характерные черты мудрых людей
Есть две ключевые характеристики. Рефлексивная ориентация — это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений. Это тот тип людей, которые сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг.
Вторая основная черта — это социально-эмоциональная осведомленность. Мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию. Такой человек может быть искусным посредником в урегулировании конфликтов, понимая точку зрения каждой стороны, или умело оказывать эмоциональную поддержку в трудные времена.
В совокупности эти две характеристики формируют глобальный образ мудрости. Исследование показывает, что самые мудрые люди — это те, кто балансирует между этими двумя параметрами, демонстрируя сильные способности к рассуждению и одновременно проявляя эмоциональную и социальную осведомленность.
Рефлексирующего человека, который подавляет свои эмоции, но не замечает социального контекста проблемы, нельзя назвать мудрым. Точно так же нельзя назвать мудрым и того, кто полностью руководствуется эмоциями и социальным окружением, но не способен устанавливать логические связи. Настоящая мудрость, согласно нашему исследованию, заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.
Культуры действительно различаются, но не так сильно, как кажется
Чтобы выявить эти аспекты, мы использовали метод, который иногда называют экспериментальной философией. Участники из 16 различных культур в 12 странах на пяти континентах сравнивали между собой набор целей. Например, в одном из вопросов участникам предлагалось сравнить, кто (врач или религиозный человек) с большей вероятностью будет мыслить логически при принятии сложного жизненного решения, на которое нет правильных или неправильных ответов. Наши участники также оценивали себя. Затем мы спросили, насколько мудрым является каждый из этих людей.
Когда мы начинали этот проект, то ожидали обнаружить большие различия между культурами. Предыдущие исследования показали, что люди на «западе» используют и ценят аналитическое мышление, которое, как правило, не учитывает социальные и эмоциональные аспекты ситуации. В отличие от них, люди на «Востоке» предпочитают холистическое мышление, то есть всеохватывающий взгляд на сложные ситуации.
Но это не то, что мы обнаружили. Несмотря на небольшие различия — например, жители Южной Африки придавали большее значение природе и божественности, когда думали о социально-эмоциональной осведомленности, — общая картина оказалась поразительно схожей. По всему миру люди считали самыми мудрыми тех, кто одновременно обладает рефлексией и социально-эмоциональной осведомленностью. Например, они назвали врача и 75-летнего человека самыми мудрыми и одновременно дали самые высокие баллы по обоим параметрам.
Особенно интересным было то, что люди склонны оценивать себя иначе, чем других. Большинство людей считали себя менее рефлексивными, но более социально и эмоционально осведомленными, чем «мудрые» личности, которых просили оценить. Другими словами, люди были готовы признать умеренный уровень собственных интеллектуальных способностей, но были вполне уверены в своей способности понимать и заботиться о других.
Почему это важно
Это исследование опровергает стереотипы о холодном аналитическом идеале «запада» и социально-ориентированном и эмоциональном образе «востока» и «юга». Идея о том, что мудрость — это чисто интеллектуальный или, наоборот, чисто социальный или божественный идеал, слишком упрощена. Она также подчеркивает, что мудрость проявляется в балансе черт, традиционно приписываемых различным культурам.
В наше время, когда глобальное сотрудничество важно как никогда, признание того, что мы ценим определенные качества, может помочь преодолеть культурные различия.
Исследование открывает новые пути для изучения. Могут ли эти измерения мудрости помочь нам понять, как решать глобальные проблемы? С большей ли вероятностью люди будут доверять лидерам, которые демонстрируют как рефлексивное мышление, так и социально-эмоциональную осведомленность? И как эти качества влияют на то, как мы справляемся с личными отношениями, сложными решениями или конфликтами?
Ясно одно: мудрость — это то, что мы все ценим, независимо от того, откуда мы родом. Понимая ее лучше, мы можем не только стать мудрее сами, но и научиться ценить мудрость в других людях, где бы они ни находились.
Оригинальная статья: Maksim Rudnev, Veli Mitova – What makes a person seem wise? Global study finds that cultures do differ – but not as much as you’d think, September 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, философия, география, мудрость, эмоции, разум, исследование, эмоциональные навыки, мультикультурализм, социальная жизнь, международное сотрудничество.
Спасибо за статью. В ней я узнала, что мудрость ассоциировали с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.Рефлексивная ориентация — это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений, а социально-эмоциональная осведомленность-это когда мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей.В совокупности эти две характеристики формируют глобальный образ мудрости что самые мудрые люди — это те, кто балансирует между этими двумя параметрами, демонстрируя сильные способности к рассуждению и одновременно проявляя эмоциональную и социальную осведомленность. Действительно, сегодняшнему лидеру требуются рефлексивные качества, которые позволяют размышлять над своими действиями, учиться на своих ошибках и постоянно улучшать свою работу, ведь это создает позитивную рабочую среду, выстраиваются прочные отношения и как результат успеха для себя и своей организации.
Здравствуйте! Из прочтения статьи я узнала, что есть характерные черты мудрых людей, а именно одна из них стала для меня открытием — это социально-эмоциональная осведомленность. Умение понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей.
Меня удивило то, что мудрые люди обращают внимание на эмоции, что мудрые люди способны балансировать и сочетать в себе эти черты.
Теперь я знаю, что именно означает понятие рефлексивная ориентация — это способность сохранять спокойствие в сложных ситуациях. А так же познакомилась с понятием социально-эмоциональная осведомлённость и узнала, что носители такой черты могут быть прекрасными посредниками в урегулировании конфликтов. А совокупность этих двух черт формируют собой глобальный образ мудрости.
Эта информация применима как в личностном плане, так и в профессиональном. Она дает мне понимание того, что эти черты по-настоящему ценят в человеке, ведь это помощь в первую очередь для себя и своего состояния, своей жизни, а так же для окружающих тебя людей, в будущем клиентов. Несомненно этому стоит учиться и разрабатывать в себе.
Статья натолкнула меня на мысль о том, что взгляд на мудрость у людей схож и на какой бы части земного шара мы не находились, мудрость у нас одна. У нас может быть разная религия, обычаи, традиции, но единство в нас есть. Мудрость даёт нам возможность жить в балансе. А баланс — это главное. Балансируя в своей жизни мы будем чувствовать себя лучше. Принимая во внимание эмоции других людей, мы позволим им чувствовать себя лучше. Умение думать, прежде, чем действовать по большей мере предотвратит от негативных сценариев.
Спасибо за статью, было полезно!
Благодарю за статью. Часто задумывалась на тему мудрости, что это такое и как она проявляется. Из статьи узнала, что исследователи ассоциировали мудрость с двумя характеристиками: рефлексивной ориентацией ( люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений, также сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг)и социально-эмоциональной осведомленностью ( это люди мудрые и умеют понимать, заботиться о мыслях и чувствах других людей, также они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию). Мудрый человек не теряет спокойствия в трудную минуту, он всегда может посмотреть на ситуацию с разных сторон и увидеть общую картину, принять решение, не боясь осуждений со стороны, вдумчив и склонен к самоанализу. Мудрость это сочетание этих характеристик и плюс осознанный жизненный опыт. В личном плане, статья позволила мне задуматься, над какими качествами, моего характера, мне надо ещё поработать.
Спасибо за статью. Благодаря ней я узнала, что мудрость ассоциировали с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Это действительно важные аспекты, которые помогают нам лучше понять, что такое мудрость.
Особенно интересно, как исследование показало, что несмотря на культурные различия, люди по всему миру имеют схожие представления о мудрости. Рефлексивная ориентация подразумевает способность человека думать перед тем, как действовать, что позволяет принимать более взвешенные решения. Социально-эмоциональная осведомленность же помогает понимать чувства и мысли других людей, что крайне важно в нашем взаимодействии с окружающими.
Для меня эта статья стала не только источником знаний, но и поводом для размышлений о собственных качествах. Я задумалась о том, как важно развивать в себе эти навыки, чтобы стать более мудрым человеком. В современном мире, где взаимодействие между людьми становится все более сложным, умение балансировать между логикой и эмоциональным пониманием становится особенно ценным.
Спасибо за публикацию. Теперь я знаю к чему стремиться, и как определить мудрого человека! И кстати, такие люди есть в моём окружении, и этому я очень рада.
Могу сказать, что я оказалась подвержена сложившимся стереотипам, обозначающим людей Запада более прагматичными, чем людей Востока, которые воплощают равновесие между разумом и эмоциями.
Я удивилась выводам новых исследований о влиянии культуры на параметры мудрости. Было выявлено, что они очень схожи у народов разных культур, и получается в том числе, вероисповеданий.
Задумываться перед действием (рефлексивная ориентация) и уметь понимать и заботиться не только о своих мыслях и эмоциях, но и о внутреннем мире других людей (социально-эмоциональная осведомлённость) являются основными признаками мудрого человека.
Теперь я задалась вопросом, где же все-таки больше мудрых людей. Предлагаю, что на Востоке и в Азии (не могу так быстро избавиться от стереотипа). По-моему, именно там уделяется особое внимание установлению баланса между когнитивной и эмоциональной сферами.
Ещё меня заинтересовал тот факт, что большинство людей оценили себя как менее рефлексивными, но более социально и эмоционально осведомлёнными в отличие от мудрых людей. То есть, получается, что именно способность быть осведомлённым о чувствах и мыслях других для людей имеет первостепенное значение.
В профессиональном плане я узнала о применении метода экспериментальной философии. Насколько я понимаю, он включает в себя составление задания с воображаемой проблемой или вопросов, требующих философских размышлений, далее результаты опроса анализируются и выявляются закономерности. Вероятно, такой метод лучше других подходит для исследования философских категорий.
Прочтение статьи в целом дало мне понять то, что похожие жизненные ценности, а конкретно, качества мудрого человека, могут служить связующим звеном в благополучном сотрудничестве людей различных культур.
Спасибо за статью. В результате прочтения нового я узнала как характеризуется мудрость: — 1.рефлексивной ориентацией и 2.социально-эмоциональной осведомленностью. 1 — это думать прежде, чем действовать. У меня бывает желание действовать импульсивно, я развиваю в себе практику осознанного поведения, включая логику, опыт и все варианты решений и это в повседневной жизни. А как раз таки в сложных ситуациях мне легче дается спокойствие, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг. Когда все спокойно мне тревожно и наоборот. 2.Мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей, а также Я учусь в институте понимать свои и чувства других людей. Теперь я знаю, что настоящая мудрость, согласно исследованию, заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью. Я познакомилась с понятиями аналитическое мышление(не учитывает социальные и эмоциональные аспекты ситуации) и холистическое мышление — это всеохватывающий взгляд на сложные ситуации. В профессиональном и личностном плане эта информация поможет мне подходить к разным ситуациям в моей жизни и работе с позиции мудрого человека, применяя и учитывая все аспекты.
Спасибо за статью! В ней я узнала о широком понимании мудрости. Это не просто человек-философ (как это было раньше в моем понимании), а человек, который награжден различными чертами, например, как: рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. Меня впечатлило, что исходя из метода выяснилось, что некоторые люди способны признать, что способны понимать и заботиться о других и считать свой уровень интеллектуальных способностей умеренным. В статье я познакомилась с таким понятием как, рефлексивная ориентация — это люди, которые думают, прежде чем действовать, для принятия решений используют прошлый опыт и основываются на логике и тщательном размышлении задачи. В профессиональном плане, я согласна с утверждениями в статье, т.к. в настоящее время по-настоящему лидер – этот тот человек, который способен рефлексировать, анализировать свои действия и поступки. Понимать идеологию других людей и уметь разделять чужой опыт. В личном плане, с раннего возраста я могла услышать в свой адрес, что я мудрый человек не по годам. В моем окружении были люди старше, и они обращались ко мне с идеей просто поделиться своей историей. Я могла найти нужные слова в нужный момент. Также как и я способна обратиться за поддержкой или помощью к людям, в которых вижу авторитет. За авторитетом и есть таже самая мудрость и лидерство. Данная статья натолкнула меня на идею, что несмотря на то, что мне могут посоветовать или предложить мудрые люди, я поступлю по своей голове и по своему опыту, но обязательно прислушаюсь и с уважением отнесусь к мыслям своего собеседника.
В данной статье познакомился с понятием мудрый человек и проявлением мудрости в разных культурах. Познакомился с чертами характера мудрого человека: люди, которые ориентируются в пространстве, используя прошлый опыт и логику, всё взвешивают, прежде чем начать действовать, ведут себя спокойно. Вторая черта социально-эмоциональная осведомлённость, такие люди обращают внимание на эмоции и различные точки зрения других людей, учитывают мнение. Удивило то, что спокойствие не всегда означает спокойствие. Ведь подавляя свои эмоции и не умея устанавливать логические связи с социумом может нанести вред самому человеку. У себя отметил данный механизм тогда, когда устраивался на новую работу. Во время адаптации долго подавлял свои эмоции, моё эго взяло верх и я то и делал, что обслуживал его. Соответственно интересы других меня не интересовали и моё спокойное поведение вовсе не являлось мудрым, хотя считал что держа язык за зубами поможет мне встроиться в новый коллектив. Потом я заболел, после стал вести себя естественно, встраиваться в коллектив и выражать свои эмоции, хоть и проявляя их совсем не мудрым образом, капризничая.
Спасибо большое за статью. Никогда ранее не задумывалась, а что же значит мудрый человек. Эта статья позволила узнать основные характеристики мудрых людей: рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. То есть мудрыми можно считать людей, которые прежде чем что-то делать логически размышляют, с холодной головой принимают решения, и в то же время заботятся о мыслях и чувствах других людей. Весьма интересным было предположение, что в разных культурах мудрость может пониматься по-разному, но все же эти базовые характеристики ценятся людьми во всем мире от запада до востока, не смотря на сложившиеся стереотипы. Понимая мудрость других людей, мы можем учиться у них — хочу использовать это знание в собственной жизни.
Спасибо за статью. Узнал о том что мудрость составляют две основные черты : рефлексивная ориентация, то есть осмысление и анализ перед принятием решения и социальная осведомленность — понимание мыслей и чувств другого человека, то есть обладание эмпатией и эмоциональным интелектом. Удивил тот факт, что в различных культурах основные черты мудрости являются одинаковыми.Я уверен, что этот феномен уходит глубоко в генетику,так как мудрость это неотъемлемое свойство любого лидера, которое помогает выжить и существовать, особенно в сложных жизненных условиях, поэтому полагаю,что это генетически заложенные задатки.Я считаю что черты мудрости в себе развивать необходимо, так как это поможет избежать много жизненных проблем и улучшить коммуникативные связи с людьми.В профессиональном плане развитие мудрости считаю, необходимым условием, так это по сути работа с » судьбой» человека а это особенная ответственность.Статья заставила меня проанализировать себя на градус мудрости.
Прочитав статью, я задумалась — что такое мудрость для меня. Сразу представился образ пожилого седого мужчины восточной наружности, сидящего под деревом и созерцающего происходящее вокруг. Без спешки и суеты… Статья говорит о том, что в не зависимости от культурной обусловленности, будь то Восток или Запад, люди распознают мудрость одинаково. Мудрый человек обладает двумя чертами: умением рефлексировать, видеть причинно-следственные связи исходя из своего прошлого опыта, и социально-эмоциональной осведомленностью, то есть пониманием эмоций и чувств других людей (это невозможно без понимания своих собственных эмоций и чувств). Баланс между разумом и чувствами, забота и любовь к себе и ближнему, умение посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, увидеть возможные последствия принятия того или иного решения — таковы мудрые люди для меня. Мне есть над чем поработать, чтобы помудреть. Увидела свою зону роста в наработке и углублении навыка рефлексии.
Благодарю за статью. Я узнала о проведенном масштабном исследовании в различных областях, под названием география философии, имеющее целью определить как формируется мудрость и что характеризует мудрых людей. Оказывается, что люди распознают мудрость одинаково, по одним и тем же признакам в любой точке мира мира. Мудрый человек имеет две основные характеристики, которые в совокупности формируют образ мудрости. Рефлексивная ориентация — способность продумать всё прежде чем действовать, принимая во внимание разные мнения и прошлый опыт. Социально-эмоциональная осведомленность, то есть способность позаботиться о мыслях и чувствах других людей, обращать внимание на эмоции, оказывать моральную поддержку и умение видеть ситуацию с разных сторон. Подлинной мудростью является как раз достижение баланса этих черт. По моему мнению, это признаки хорошего руководителя, лидера. При этом культурные различия имеют место быть, но не такие сильные как может казаться. Как говориться: мудрец — он и в Африке мудрец!
Спасибо за статью. Всегда была интересна тема мудрости. В результате прочтения статьи я узнала что делает человека мудрым в разных культурах. И теперь я знаю, что основные аспекты того, что делает человека мудрым одинаковы в разных культурах и ассоциируются с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Меня впечатлило что нет больших различий между культурами «Запада» и «Востока», по всему миру люди считали самыми мудрыми тех, кто одновременной обладает рефлексией и социально- эмоциональной осведомлённостью.
Познакомилась с новым для себя понятием — холистическое мышление. Что означает всеохватывающий взгляд на сложные ситуации.
Информация очень полезна и приминима как в личностном так и профессиональном плане. Очень важно научиться сохраняя спокойствие , обдуманно принимать решения, смотреть на ситуации с разных сторон , понимать и заботиться о чувствах других людей.
Прочтение статьи натолкнуло меня о ещё большем размышлении и развитии в себе всех этих навыков.
Благодарю за статью!
Очень интересно было узнать, что значит мудрость в разных культурах.
Удивлением стало то, что на эту тему есть исследование и в нем было задействовано 34 исследователя.
Я узнала, что мудрость характеризуется у всех рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. С этими терминами я познакомилась впервые.
В статье очень много слов по этой теме и чувствуется желание автора запутать читателя в обилии букв. Для себя я поняла, что мудрость для всех это впервую очередь обладание знаниями, логикой и наличие эмпатии. Эти качества должны гармонично уживаться в одном человеке.
В профессиональном плане теперь я знаю о подобном исследовании и могу делиться информацией, если кого-то заинтересует данный вопрос.
Прочитав статью о восприятии мудрости в разных культурах, я узнал много нового. В частности, меня удивило, что несмотря на культурные различия, основные аспекты мудрости остаются неизменными по всему миру. Это говорит о том, что есть нечто универсальное в человеческом опыте, что выходит за рамки географических и социальных границ.
Статья познакомила меня с двумя ключевыми психологическими понятиями: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Рефлексивная ориентация подразумевает способность к глубокому анализу ситуации, взвешенному принятию решений на основе логики и прошлого опыта. Социально-эмоциональная осведомленность же указывает на умение понимать и учитывать чувства других людей, что является важным аспектом эмпатии и социального взаимодействия.
Эти знания применимы в профессиональной сфере, например, в управлении персоналом или психологии, где важно уметь анализировать ситуации и понимать потребности клиентов. В личностном плане они помогают строить более глубокие и гармоничные отношения с окружающими.
Прочтение статьи натолкнуло меня на размышления о том, что мудрость может быть не только индивидуальным качеством, но и коллективной ценностью. Если люди в разных уголках мира признают одни и те же черты мудрецов, это говорит о возможности создания универсальных образовательных программ и социальных инициатив, направленных на развитие этих качеств.
В заключение, статья расширила мои представления о мудрости как о чем-то универсальном, что может служить основой для межкультурного диалога и взаимопонимания.
Спасибо за статью!
Статья позволила сформулировать определение мудрости. Мудрость — это способность находить баланс между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью. Интересно было узнать, что исследование показало, что на мудрость не влияют культурные отличия, живу я на западе, востоке, севере или юге. И действительно, на мой взгляд, какая разница в какой стране я живу с какими культурными особенностями, если я, способна, помимо размышлений, понимать чувства других людей и заботится о них.
На предприятии, где я работаю, много интеллектуально развитыхии образованных людей, кандидатов в доктора наук. Но далеко не каждый из них понимает и заботиться о чувствах других. Из-за этой неспособности к пониманию или видению того, кто перед ними стоит, возникает много недопонимания и даже межличностных конфликтов, которые мешают работе. В свою очередь мудрый человек, через понимание другого человека и способность размышлять, всегда найдёт конструктивный выход из сложившейся ситуации.
Прочитав статью, я узнала, как люди разных культур воспринимают мудрость. Как оказалось, существуют две ключевые характеристики, которые формируют глобальный образ мудрости. А именно, рефлексивная ориентация и социальная осведомленность. Любопытно было узнать, что настоящая мудрость, заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью. Меня удивило, что несмотря на культурные различия людей по всему миру, считают самыми мудрыми тех, кто одновременно обладает рефлексией и социально-эмоциональной осведомленностью. Для меня, так же, важным признаком мудрости является и эмоциональная зрелость, и глубокое понимание жизни и её ценностей. Я считаю, что мудрые люди стремятся к гармонии во всех аспектах своей жизни. Поэтому,как в личном, так и профессиональном плане задумалась над тем, чтобы активно развивать в себе те качества, которые приведут меня к мудрости.
Благодарю за статью. Для меня мудрость – это совокупность ума и совести, поэтому мудрый человек для меня – хороший человек. Судя по информации из статьи мои представления о мудрости близки к тем, что описаны в статье.
Из статьи узнал о новом термине – холистическое мышление, т.е. целостное восприятие ситуации.
В профессиональном плане отметил для себя то, что опытный и востребованный психолог должен обладать качествами мудрого человека. Получается, что рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность – это два значимых качества для консультанта.
В личном плане для себя отметил то, что где бы ты не находился – на любом континенте и в любой стране мира, будет комфортно во взаимоотношениях с людьми, когда ты обладаешь качествами мудрого человека.
Спасибо за статью. Я узнала, что мудрость это баланс между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.
Также новым для меня было и удивительным, что хотя в разных культурах понятие о мудрости отличаются, но не так сильно как можно было бы подумать. Исследователи думали, что люди на «западе» используют более аналитическое мышление, они менее эмоциональны, холодны. В отличие от них, люди на «Востоке» предпочитают холистическое мышление, то есть всеохватывающий взгляд на сложные ситуации. Меня поразило что это не так. Потому что я тоже так думаю. Однако, люди в любом конце земли считают мудрыми людей которые соблюдают баланс между этими понятиями, людей эмпатийных к переживаниям другого человека в том числе.
Эту статью здорово применять в жизни и в работе. Так как мудрость- это то, что мы ценим. И мы можем сами становиться мудрыми, зная что лежит в её основе. Здорово описано, что это баланс между рефлексивным мышлением и социально-эмоциональной осведомленностью. Только мне непонятно, что такое социально- эмоциональная осведомленность. Могу только догадываться.
Спасибо за статью, из которой узнала, что несмотря на культурные различия, люди по всему миру сходятся во мнении о том, что делает человека мудрым. Удивил факт, что казалось, культурные различия не так сильно влияют на восприятие мудрости, как можно было предположить, поразила сложность мудрости: мудрость — это не просто «хорошее суждение» или «жизненный опыт»это сложный концепт, который включает в себя как рациональное мышление, так и эмоциональную интеллигентность. Познакомилась с такими понятиями как социальная когниция: способность понимать и анализировать социальные ситуации, включая поведение и мотивы других людей и эмоциональная интеллигентность: способность понимать и управлять собственными эмоциями, а также распознавать и учитывать эмоции других. В профессиональном плане статья позволила мне увидеть, что понимание универсальности мудрости может помочь при работе с людьми из разных культур. Знание двух ключевых характеристик мудрости может помочь в развитии собственных профессиональных навыков. В личностном плане статья позволила мне задуматься, что знание о мудрости может помочь в понимании себя и своих целей, осознание важности баланса между рассудком и эмоциями может привести к более гармоничной жизни.
Благодарю за статью.
Достаточно интересная и познавательная тема. Часто задумываюсь над высказываниями «мудрецов» в контексте происходящего в моей жизни на здесь и сейчас. Так к примеру увидев картинку «Мидзару, Кикадзару и Ивадзару» вспомнил как размышлял на эту тему. И пришёл к выводу, что если я не вижу зла, не слышу зла и не говорю о зле, то тем самым даю множится злу. Так сказа попустительствую. И на тот момент я её интерпретировал исходя из своей субъективной реальности. И буквально два дня я вспомнил эти размышления. Но на этот раз я думал так сказать в «глобально» а именно в контексте СВО. Я не смотрю телевизор, не слежу за новостями и я не говорю об этом. Тем самым не даю этому влиять на моё эмоциональное состояние. Так что одно высказывание воспринималось мною по-разному исходя из моего состояния.
И для меня стала открытием, что в разных культурах мудрость воспринимают одинаково.
Узнал так же о двух ключевых характеристиках с которыми ассоциировались «мудрецы».
Это — рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений и умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию. Поддерживают баланс между двумя этими характеристиками.
Не менее интересным оказалось то, что люди склонны оценивать себя иначе, чем других считая себя менее рефлексивными, но более социально и эмоционально осведомленными.
Так же статья дала пищу для размышления. На тему «насколько я увяз в плену стереотипов». Так как исследование из статьи опровергает стереотипы о холодном аналитическом идеале «запада» и социально-ориентированном и эмоциональном образе «востока».
В данной статье я прочла о широкомасштабном исследовании, в котором учёные изучили как в разных культурах мира люди воспринимают мудрость. Меня удивил факт, что как на западе так и на востоке , на севере и юге мы видим мудрость в одних и тех же людях и ассоциируем её с похожими чертами, то есть культурные различия здесь не при чём. На основании информации, изложенной в статье можно дать определение: мудрец тот, кто думает прежде чем действовать, способен рассмотреть ситуацию с различных точек зрения, учитывая состояние не только своё, но и других людей. Статья показала, что эмпатия важна для человека вне зависимости от того в какой области я работаю и в какой точке планеты прожваю, поэтому при воспитании ребёнка необходимо её развитию уделять внимание обязательно.
Спасибо за интересную статью! Теперь я знаю, что у мудрости есть две основные черты это:социально-эмоциональная осведомленность и Рефлексивная ориентация и одно без другого не может существовать, то есть это совокупность черт делает человека мудрым и если если обладать только одним из этих качеств, то человека нельзя назвать мудрым. Удивило, что где бы человек не жил,к какой бы культуре не относился мудрость все равно оценивается и характеризуется и воспринимается одинаково. Я видела много людей интеллектуально развитых, но эмоциональный диапазон был очень скуден, а забота о чувствах других людей речи и не могло быть. Для себя отметила и еще раз подтвердила, что социально-эмоциональная осведомленность одно из важнейших деталей для развития личности, и так же никуда и без рефлексивной ориентации. Буду стараться развивать эти качества все больше, так как хочу мудро воспитывать ребенка и стабильно хорошо работать в своей професси.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала что,мудрость — это многогранный концепт, который сочетает в себе как когнитивные, так и эмоциональные аспекты. Осознание важности как рационального мышления, так и эмоциональной интеллигентности может значительно улучшить не только профессиональные навыки, но и личные отношения.Зная о разных культурных подходах к мудрости,можно создать более гармоничные отношения и более эффективно взаимодействовать с людьми разных фонов.На личном уровне размышления о мудрости и балансе между рассудком и эмоциями могут мотивировать на личностный рост и самосознание. Это может помочь более осознанно принимать решения, осиливая жизненные трудности и находя пути к достижению целей.
Благодарю за статью. Я узнала, что мудрость в разных культурах имеет две ключевые характеристики: рефлексивная ориентация и социально-эмоциольная осведомленность.
Я отметила, что рефлексивная ориентация — это умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, подумать, прежде чем сделать.
В свою очередь, социально-эмоциольная осведомленность — это способность понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей, а так же оказывать эмоциональную поддержку.
Интересный факт, что мудрость эти две ключевые характеристики образуют исключительно вместе, а именно в балансе между продуманным рассуждением, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.
В личном плане я считаю, что мне ещё далеко до мудрости. Если с эмоциональной поддержкой и чувствованием у меня достаточно хорошо, то в плане спокойствия в сложных ситуациях и разумности есть над чем работать, так как эмоции берут верх.
Прочитав статью, я узнала как люди различных культур воспринимают мудрость. Оказывается, в любом уголке земли мудрость всегда ассоциируется с двумя понятиями: рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомлённость. Рефлексивная ориентация — это про людей, которые взвешенно принимают решения, то есть основываясь на фактах, изучая разные мнения. Такие люди всегда сохраняют спокойствие, даже в критических ситуациях. Социально-эмоциональная осведомлённость — это признак, означающий понимание мыслей и чувств других людей. Такие люди могут входить в положение другого, понимать иную точку зрения, благодаря чему могут являться прекрасными переговорщиками и урегулировать конфликты. Так же узнала об интересном эксперименте, который и выявил как воспринимается мудрость в разных местах планеты. Интересен факт, что, оценивая самих себя, люди чаще всего признают свои небольшие интеллектуальные способности, при этом всегда уверенны, что хорошо понимают других. Статья заставила задуматься, а что для меня мудрость, кого из своего окружения я считаю мудрым человеком.
Из статьи я узнала о том, какие качества определяют мудрость человека, а именно рефлексивная ориентация- когда человек прежде чем начать действовать думает о возможных вариантах действий, о последствиях и взвешивает все варианты. Второе качество- социально-эмоциональная осведомленность- когда человек понимает мысли и чувства других людей и рассматривает различные точки зрения на ситуацию с учетом эмоций других людей. Исследование, которое было направлено на изучение различий в признаках мудрости среди разных культур показало, что на самом деле независимо от культуры и национальности признаки мудрого человека везде одинаковые. Я считаю, что это показывает, что у всех людей есть одинаковые реакции на человека, который обладает рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью и такие люди вызывают доверие у большинства.
Спасибо за статью. Когда я начала читать статью, я сначала удивилась, что проводятся психологические исследования на такие необычные и на первый взгляд не особо значимые темы. Но дочитав статю до конца, мое мнение полностью поменялась. Та как это исследование опровергает стереотипы о холодном аналитическом идеале «запада» и социально-ориентированном и эмоциональном образе «востока» и «юга». И является общей точкой соприкосновения народов и культур. Благодаря статье я познакомилась с новым понятием рефлексивная ориентация — это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений. Так же из статьи я узнала что такое настоящая мудрость, согласно исследованию, она заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.
В статье я познакомилась с исследованиями, в которых выяснялось, как люди воспринимают мудрость в разных странах. Оказывается, основные аспекты того, что делает человека мудрым, во многом одинаковы в разных культурах. Также я познакомилась с характерными чертами мудрости и узнала, что есть две ключевые характеристики — это рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. При этом самыми мудрыми считаются люди, которые балансируют между этими двумя параметрами, демонстрируя сильные способности к рассуждению и одновременно проявляя эмоциональную и социальную осведомленность.
Я догадывалась, что культуры действительно различаются, но не так сильно, как кому-то может показаться. Мне кажется в целом все вероисповедания похожи, как и законы, например Библия и Коран, в которых есть несколько схожих ситуаций.
Никогда не задумывалась о том, что мудрость у разных народов воспринимается по-разному. Ведь читая труды, да и просто цитаты великих людей, они все принадлежат не просто к разным культурам, но даже эпохам. Но мудрость таких известных людей как: Конфуций,Аристотель, Достоевский, облетела по всему миру и каждый человек, в частности я, нахожу в их словах значимые для меня темы.Благодаря этой статье я узнала о новых терминах, рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. Также, новым для меня стало то, что мудрые люди умеют балансировать между этими параметрами. В личном плане, я отразила, то, что я обладаю этими параметрами, но не в совершенстве. В сложных ситуациях мне не всегда удаётся держать спокойствие, и если внешне я могу выглядеть спокойно, то внутри переживаю сильную тревогу т.е. подавляю собственные эмоции. Больше развита социально-эмоциональная осведомленность, я могу рассматривать ситуацию с каждой стороны и отнестить к этому с пониманием, правда, в личном плане не всегда считаю это полезным для себя. А моя подруга, благодаря этому навыку, назвала меня человеком без личного мнения.
Спасибо за статью.
Из статьи узнала о таких понятия, как рефлексивная ориентация(думать прежде, чем действовать, тщательно рассматривать различные точки зрения, использовать логику и прошлый опыт для принятия решений, сохранять спокойствие в любых ситуациях, тщательно обдумывать каждый шаг) и социально-эмоциональная осведомленность( понимать и заботиться о мыслях и чувствах других, уметь оказать эмоциональную поддержку)
Согласно проведённому исследованию, описанным в статье, можно сделать вывод, что мудрость- это умение найти баланс между продуманный рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью, а также, несмотря на разделенность мира, представители разных культур, видят мудрость в одних и тех же людях и ассоциируют её с похожими чертами.
Спасибо большое за статью и поднятие такой интересной темы.Так же хочется отметить что в данной статье я впервые познакомилась с этими терминами: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Понятно , что всем хочется быть умным, но никогда не ставила перед собой конкретный вопрос что же это значит. Оказывается чтобы быть по настоящему мудрым человеком необходимо не только иметь интеллектуальные способности и уметь логически мыслить даже в сложных ситуациях опираясь на опыт, но и уметь заботится о людях и проявлять социальные навыки. Именно сочетание двух качеств делает человека мудрым, и интересно то исследования показали, что эти данные справедливы для всех стран и народов, несмотря на различие культур.
В статье рассказывается о характерных чертах свойственных мудрым людям и о том как эти черты воспринимаются представителями различных культур. Интересным показалось то, что представители различных культур имеют одинаковое представление о мудрости. Видимо она ( мудрость) является универсальным признаком человека, достигшего уровня личного развития, позволяющего, на основе своего опыта и знаний, решать сложные жизненные задачи. Развитие должно быть гармоничным и позволять с одной стороны глубоко осознавать состояния свои и окружающих, а с другой чувствовать социальную среду, имея убеждения о том, что правильно, а что нет. Мудрость, как умение использовать опыт, присуща, наверно, всем людям, но значимую роль она начинает играть на определенном уровне зрелости личности. В профессиональном плане статья познакомила с фактом оценки людей себя, как более опытных в социальном плане, чем в рефлексивном.
Спасибо, за статью!
Из статьи узнала термин рефлексивная ориентация. Как я для себя поняла этот термин. Это люди, которые способны принимать решения. При этом они используют логику, опыт и мнения других людей. Сюда же относится способность людей сохранять самообладание и не паниковать в разных сложных ситуациях.
Второй термин, который я узнала из статьи — это социально-эмоциональная осведомленность. Для меня этот термин означает, что людям уже меньше свойственен эгоизм. Такие люди понимаю чувства, эмоции и потребности других людей. Могут нести ответственность за свои слова и поступки и понимают, что может задеть другого человека. Такие люди умеют заботиться о других людях и делают это. Так же у меня ассоциируется со спокойствие и рассудительностью данное определение.
Древние греки говорили, что мудрость — это недостижимое знание, которое тем не менее, заставляет к ней стремиться. Однако и тогда в толковании этого понятия существовали различия. Оказывается , исходить из прочитанного, есть две ключевые характеристики. Рефлексивная ориентация — это люди, которые «думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений. Это тот тип людей, которые сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг.И вторая основная черта — это социально-эмоциональная осведомленность. Мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей.» очень хочется, чтобы человечество стремилось к тому, чтобы люди, которые будут нашими лидерам, демонстрировали как рефлексивное мышление, так и социально-эмоциональную осведомленность, это несомненно могло повысить уровень и качество нашей жизни избегать конфликтов и воин.
Из статьи узнала, что несмотря на культурные различия, ключевые характеристики мудрых людей схожи по всему миру.
Я узнала, что мудрость определяется двумя важными чертами: «рефлексивной ориентацией» и «социально-эмоциональной осведомленностью». Рефлексивная ориентация подразумевает умение обдумывать свои действия, учитывать различные точки зрения и использовать логику и опыт для принятия взвешенных решений. Эти качества ассоциируются с рассудительностью и способностью сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Социально-эмоциональная осведомленность, в свою очередь, включает в себя эмпатию, умение понимать чувства других людей и учитывать их взгляды. Именно баланс между этими чертами делает человека мудрым.То есть,мудрость — это гармония разума и эмпатии.
На мой взгляд, в профессиональном плане мудрость это необходимое качество в работе психолога,так как она позволяет решать проблемы клиента на основе анализа и сочувствия, учитывая интересы всех сторон.
Я поняла,что люди, обладающие как рефлексивным, так и социально-эмоциональным мышлением, способные находить баланс между разумом и чувствами, являются важной частью любой культуры и необходимы для развития человеческого общества в целом.
Благодарю за статью. Мудрость — черта, которая привлекала людей во все времена, поэтому были настолько популярны старейшины, жрецы, старцы. Для меня стало открытием, что мудрость — понятие интернациональное, то есть разные народы вкладывают в это понятие одно наполнение и это: анализ ситуации и эмпатия. Казалось бы, простые вещи: способность взглянуть на ситуацию с разных сторон, используя прошлый опыт и способность понимать и заботиться о чувствах других, но как трудно это применять в жизни. На мой взгляд, мудрость — очень важная черта для психолога, мне бы хотелось в своей будущей практике сохранить баланс двух этих составляющих для того, чтобы помочь клиенту. Но высший пилотаж, это, конечно, быть мудрым в собственной жизни.
В ходе прочтения данной статьи я узнала о том, что мудрых людей, независимо от культурных особенностей, объединяют два фактора: (1) рефлексивная ориентация и (2) социально-эмоциональная осведомленность. Я познакомилась поближе с двумя этими типами психических реакций. Теперь я знаю, что мудрый человек подумает, прежде, чем сделать, будет опираться в принятии решения на прошлый опыт, используя логику и принимая во внимания различные точки зрения на один и тот же вопрос. Так человек, которому присуща мудрость, очень хорошо понимает и принимает в расчет эмоции и чувства других людей, одновременно рассуждая и понимая, он использует эмоциональный и рациональный интеллект в совокупности. Меня удивил результат эксперимента, приведенного в статье. Оказалось, что мудрость, независимо от особенностей культуры, будь то восточной или западной, северной или южной, — очень схожа и общими являются два вышеуказанных критерия мудрости. Этот эксперимент навел меня на размышления о том, что я как философ, могу поспорить с его результатами и все же не взялась бы так грубо обобщать понимание мудрости в различных культурах, сводя ее только к 2м общим критериям. В личностном плане данная информация полезна мне в том смысле, что я испытываю сложность при поиске баланса между ratio и motus. Статья напомнила мне о важности этого баланса. В профессиональном плане информация, полученная из статьи, позволит мне отличать мудрого человека от умного,— или желающего таким казаться.
Спасибо за статью. Статья показала, что существует две основные характеристики мудрого человек, независимости от культуры. Удивило то что мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию. Для меня мудрость это некая нейтральность. Заинтересовал метод экспериментальной философии, где предлагали сравнить врача и религиозного человека, кто из этих людей будет мыслить логически. Я задумалась кого бы выбрала, я. Оба эти люди, на мой взгляд, должно обладать этим качеством. Для меня мудрость это всё-таки возраст человека, чем старше, тем он должен быть мудрее К сожалению – это за частую бывает не так.
Спасибо за статью. Благодаря ней, у меня возникло более точное определение и понимание гармонично развитого человека, иначе говоря обретшего мудрость. Проблема интеллектуального развития противопоставляющего себя эмоциональной зрелости и пониманию тонкостей социальных отношений во многом меня беспокоила. Современные образы в кино, часто показывают геров облеченных невероятным интеллектом, но не способных понять, что от них хотят близкие люди. Не способных разобраться в собственных переживаниях. И действительно, возникало ощущение, что либо одно, либо другое. Однако как указано в статье, мудрость — это прежде всего баланс. Такой вывод позволяет более точно и гармонично определять для себя зоны развития.
Спасибо за статью. В статье идет речь об актуальной для многих теме – что люди разных культур понимают под мудростью. Итогом проведенного учеными разных сфер знаний исследования стал вывод о том, что образ мудрости людей разных культур во многом одинаков. Это дает надежду на то, что у людей разных культур есть шанс договориться в конфликтных ситуациях, используя таких людей как посредников. Обобщив данные исследования, ученые выделили две главные характеристики мудрости – рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. Правильный баланс этих двух черт и является мудростью. Для меня эти понятия были новыми. В моем понимании, рефлексивная ориентация – это опора на логику и прошлый опыт при принятии решения, человек сначала думает, а потом делает. Социально-эмоциональная осведомленность – это способность понимать чувства и мысли других людей, и учитывать их эмоции при принятии решений. Таким образом мудрый человек – это тот, у кого в гармонии разум и чувства. Думаю, что многим из нас, в том числе и мне, нужно работать над тем, чтобы был такой баланс. Интересным показался факт, что люди готовы признать, что они не очень интеллектуально развиты, но не готовы признавать, что не умеют понимать других и заботиться о них.
Спасибо за статью. В результате прочтения ознакомилась с интересной темой — что делает человека мудрым. В результате проведённого исследования людей из разных культур, были выявлены две основные черты характеризующие мудрого человека, которые одинаковы во всех культурах. Первая — рефлексивная ориентация, что означает обдумывание и своих шагов в принятии решений, логику, свой прошлый опыт и эмоциональную стабильность.
Вторая чёрта — социально-эмоционяльная осведомлённость. Что означает обладание импатией, заботе о чувствах других людей, анализ и рассмотрение различных точек зрения на определённую ситуацию, оказание эмоциональной поддержки в сложных ситуациях.
Познакомилась с новым психологическим понятием — холистическое мышление, что означает всеохватывающий взгляд на ситуацию.
Информация из статьи очень полезна и приминима как в личностном так и профессиональном плане, даёт точное понимание значения мудрости и черт которые важно развивать в себе.
В статье узнала об исследовании, где изучали как люди разных культур воспринимают мудрость. Оказалось, что мудрость формируется в зависимости от культурных различий, основные аспекты того, что делает человека мудрым, во многом одинаковы в разных культурах. Удивительно, что мудрость ассоциируется у всех с рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.
Узнала новый термин «рефлексивная ориентация» — это думать, прежде чем действовать, хорошо взвешивает все, прежде чем делать шаг. Так же узнала еще один термин «социально-эмоциональная осведомленность» — это когда люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Оказывается баланс между этими двумя чертами и отличает мудрого человека! В личном плане статья заставила задуматься насколько я мудрая.
В статьи говорится, об исследование, которое проводилось с участием 34 исследователей из разных областей философии, психологии, антропологии, социальных наук и психометрии.
Основные аспекты мудрости во многом одинаковы в разных культурах: рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность.
Мудрые люди обладают способностью понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей, а также устанавливать логические связи.
Исследование показывает, что мудрые люди балансируют между рефлексивным мышлением и социально-эмоциональной осведомленностью.
Культуры различаются, но не так сильно, как стереотипы о холодном аналитическом идеале «запада» и социально-ориентированном образе «востока» и «юга».
Мудрость проявляется в балансе черт, традиционно приписываемых различным культурам, и может помочь преодолеть культурные различия.
Для меня данная статья о понимании мудрости. То есть о её универсальном значении, которое вписалось между рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью.Вроде как и логика и понимание чувств других людей через эмпатию.
Удивило , что понимание мудрости в большинстве стран примерно то же. Не смотря на культурные различия и ценности.
Новыми для меня стали как раз термины : рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность.
В профессиональном плане удалось увидеть два важных инструмента, без которых невозможно консультировать психотерапевту. Можно сказать важность баланса в профессии.
В личном плане вспомнил старое высказывание: старый, — не значит мудрый. Это про то как когда-то давно мы шли с товарищем по площади у Романовского бизнес центра. И обратили внимание как бабушка кричит на внучку и избивает её. Мой друг не выдержал и побежал к ним. А когда нагнал, громко предложил бабуле «свои услуги». Мол давай лучше я ударю девочку ногой, что бы наверняка, а то что-то слабо бьёте! Вы бы видели лицо старушки.. Она ловко схватила внучку в руки и побежала. А я заулыбался с мыслью , что хотя бы сейчас бабушка хорошо заботиться о девочке. Пусть и временно, пока она в стрессе..
Вот такая история. Спасибо.
Из статьи узнала о масштабном проекте География философии, объединивший учёных со всего мира. Узнала о том, что большинство людей в мире , не зависимо от страны проживания, связывают мудрость человека с двумя составляющими : рефлексивной ориентацией и эмоциональной осведомленностью. Интересено было узнать, о том, что без понимания социальной проблемы не возможно быть мудрым, даже если и применяется эмоциональная рефлексия. Мне это напомнило правило в индивидуально психологическом консультировании — обязательное раскрытие контекста, что бы понимать суть проблемы.
Обрадовал один момент, который дает шанс назвать себя мудрой участь в институте ПП, это развитие рефлексии. Вообще статья вдохновила и дальше развивать навык индивидуального консультирования, так как с возрастом наберется большой опыт для успешной консультативной практики, и даст возможность развить в себе мудрость.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала кто такой мудрый человек, что мудрость одинаково ценна во всём мире, а также две характерные черты мудрого человека. Меня впечатлили результаты проведенного исследования тем, что различные культуры имеют одинаковое представления о мудрости. Мне кажется, у меня нет определенного представления о том, как выглядит и ведёт себя мудрый человек. С характеристиками мудрого человека, приведенными в статье, я согласна. Я думаю, для приобретения данных качеств требуется много времени, а также собственного спокойствия. Меня заинтересовало то, что на «западе» используют и ценят аналитическое мышление, а на «Востоке» предпочитают холистическое мышление. В профессиональном и в личном плане эта статья натолкнула меня на мысль о том, что несмотря на то, что все люди разные и придерживаются различных культур, многие имеют схожее представление о мудрости.
Прочитав статью, я задумалась, формируется ли мудрость под влиянием культурных различий. В личном плане сразу вспомнила присказки бабушки Томы, которая на каждую ситуацию знала некую мудрость. Причем мудрость всегда была положительная. Это сейчас я знаю, что это был позитивно-конструктивный вывод. Она была с крайнего севера, а я с другой точки нашей страны. И интересы и культура у нас были разные, но мне они попадал в самое сердечко.
Второе о чем я подумала, когда читала о характерных чертах мудрых людей, это, что я действительно замечаю людей более или менее интеллектуальных и совсем «никаких» как только у них открывается рот. Я работаю в сфере человек-человек и каждый день встречаюсь с некультурными вопросами, которые умный бы даже в голове не прокрутил. И, общаясь с разными людьми, которые приходят ко мне на собеседования — это и другой национальности, и другой веры, и другого материального статуса, я слышу одни и те же нелепые вопросы. Я даже делаю вывод, опираясь на текст статьи, что не только мудрость, но и «тупизм» везде одинаковый.
Спасибо за статью! Я никогда не задумывалась о том, как воспринимают мудрость люди в разных культурах. Было интересно узнать, что аспекты того, что делает человека мудрым, во многом одинаковы в разных культурах. От студентов городских колледжей в Японии до жителей деревень в Южной Африке, участники ассоциировали мудрость с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Я согласна с утверждением, что настоящая мудрость заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.
В личном плане мои родные/друзья и просто приятели не раз отмечали, что я мудрый человек, но я никогда не задумывалась, что это значит на самом деле. Мудрость, ум или осознанность, а может этот одно целое.
В профессиональном плане я отметила, что психолог должен быть мудрым, поскольку он лидер, которого слушают и идут за ним
Прочитав данную статью, я открыла для себя понятия рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. Читая данную статью, я думала о маме т.к. считаю её мудрой женщиной. Я сопоставляла с ней те качества и способности, которые присуще мудрым людям и тем самым убедилась в этом. Мне стыдно признаться самой себе, что я не считаю себя мудрым человеком. Каждый раз я задаю себе вопрос, что мне нужно сделать, чтобы стать мудрым человеком? С одной стороны я понимаю, что мудрость надо взращивать, приобретать (накоплять), но с другой стороны думаю: или она есть, или её нет. Возвращаясь к маме, я вспоминаю, как она говорила, чтобы стать умным человеком, она прошла жизненную школу т.е. училась на своём опыте, я думаю это также применимо и к мудрости.
В результате прочтения статьи я узнал о том, кого люди считают мудрым в разных культурах. Несмотря на общественное представление о том, что западные люди в большинстве своем обладают именно аналитическим умом, холодным расчетом, а люди с юга и востока имеют более развитые эмоциональные навыки, исследование показало, что разные культуры все же схоже смотрят на понятие о мудром человеке. Так, мудрым принято считать человека с развитыми рефлексивной ориентаций и социально-экономической осведомленностью. То есть это всегда баланс между развитым интеллектом, эмоциональной стабильностью, пониманием себя и других людей, умением договариваться, решать конфликты. Я считаю, что психолог-консультант как раз и должен быть мудрым в этом понимании, теперь я знаю, к чему надо стремиться.
Благодарю за статью!
В первую очередь меня поразило, насколько масштабное исследование в том, что в нем участвовало большое количество специалистов из разных областей наук со всего мира.
Я узнала, что есть две характеристики мудрости : рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. И самые мудрые люди те, кто в себе сочетает обе эти характерные черты. Удивительно, но исследования показали, что различия между культурами не такие уж и большие. Для меня в личностном плане это дает надежду, что схожие ценности могут помогать при необходимости договариваться людям различных культур.
Кроме этого, информация из статьи натолкнула меня на мысль, что более рефлексивное поведение (подумать, прежде чем действовать, использовать логику и анализировать прошлый опыт для принятия решений) может мне помочь стать чуть более мудрой или хотя бы попробовать стать более мудрой.
Из статьи я узнал о том, что в разных культурах под мудростью понимают примерно одно и то же. Особенно зацепил тезис о том, что важнее всего баланс качеств, подразумеваемых под мудростью. Я вспомнил о том, как часто я подменял активность сомнениями и рассуждениями о ней. Даже проводил анализ, рисовал таблички. Очевидно, это было ошибкой. Предвидеть результат можно только в определенной степени. Дальше я должен приступить к делу, и уже после подвести итог. Статья дала мне понимание того, как близки люди во всем мире. Несмотря на разное звучание, культурные особенности, даже политический строй, в идеальной личности закладываются одни и те же черты. Я подумал о том, что лидер, демонстрирующий эти черты, может вызвать симпатию во всем мире, везде быть уместным.
Статья позволила мне задуматься о том, по каким параметрам можно определить и назвать человека мудрым. В быту я скорее интуитивно могу назвать человека мудрым, не давая этому чёткого определения.
Интересно, что понятие мудрости учёные попытались разложить на составляющие и упаковать в новые термины, такие как рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность. Я бы определила в привычных для меня терминал, что мудрого человека отличает системный подход к решению вопросов, умение прогнозировать развитие ситуации и последствия тех или иных действий, критическое мышление, развитый навык саморегуляции, признание и присвоение собственного опыта, эмпатия. Все описываемые в статье качества являются положительными. В связи с этим подумалось, что нарциссов, абьюзеров, истериков и т.д. невозможно назвать мудрыми людьми.
Благодаря статье я узнала о связи понятия мудрости с рефлексией, социальной и эмоциональной осведомленностью.
После прочтения я была удивлена тому факту, что по всему миру люди практически одинаково понимают мудрость.
В статье я проследила общие для человечесива идеалы, а именно понимание мудрости.
В профессиональном плане эта информация дает мне возможность понять, что несмотря на различия среды и межличностных проблем,
с которыми клиент сталкивается, основные принципы, нравы и идеалы остаются постоянными и помогают найти общие точки.
В личном плане я поняла, что до мудрости мне еще работать и работать, т.к. с пунктом: понимать других, у меня получается не часто.
Идея о том, что основываясь на общих принципах, человечество может достичь более высоких совместных целей в науке, благосостоянии и т.д., всегда живёт во мне, хочется, чтобы в эту идею верило больше людей.
Из статьи я узнала, что такое холистическое мышление, это подход, который рассматривает всю систему или сущность и её взаимозависимые части, вместо того чтобы сосредотачиваться на отдельных компонентах изолированно. Оказывается, этот способ мышления у людей Востока. Я почему-то всегда считала восточных людей мудрыми. Всякий раз люди стакиваются с проблемами и ищут ответы на них. Зачастую кажется, что нет видимых причин. Но все они идут от того, как ведет себя человек по отношению к другим, миру и себе. И вот, наверное, мудрые люди меньше сталкиваются с проблемами так как обладают рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Эмоциональная осведомленность, также известная как осознанность эмоций, представляет собой способность осознавать, понимать и принимать свои эмоции, а также эмоции других людей.
Из статьи я узнала, что современных философов интересует вопрос мудрости. Для исследования были приглашены 34 специалиста в области психологии, философии и других смежных наук. Исследования проводились в разных странах, отличающихся культурными традициями и мировоззренческими взглядами. Целью исследования была возможность определить влияние национальных ценностей на то, как общество определяет мудрость того или иного человека.
Как выяснилось, для того, что окружающие считали тебя мудрым, необходимо поддерживать баланс во во многих характеристиках своего повеления. Важно обладать эмпатией, иметь развитые коммуникативные способности, уметь решать трудные логические задачи без лишней эмоциональности, хорошо обдумывать, а лишь потом говорить и действовать.
Пока я изучала статью, я подумала, что хочу что бы меня окружающие воспринимали, как мудрого человека. Поэтому я постараюсь применить информацию из статьи на себя.
Статья обращает внимание на восприятие мудрости в разных культурах и результаты масштабного исследования этого феномена.
Исследование, проведенное консорциумом The Geography of Philosophy, объединяет экспертов из разных областей и показывает, что, несмотря на культурные различия, основные характеристики мудрости остаются почти одинаковыми. Участники из различных стран ассоциировали мудрость с двумя ключевыми аспектами: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Это говорит о том, что люди во всем мире, независимо от их культурной принадлежности, схожи в восприятии мудрости.
Рефлексивная ориентация подразумевает способность человека обдумывать свои действия, принимать во внимание различные точки зрения и использовать логику. Социально-эмоциональная осведомленность означает умение понимать и заботиться о чувствах других. Настоящая мудрость, как показали исследования, заключается в балансе этих двух характеристик. Мудрые люди умеют рассуждать логически и одновременно демонстрировать эмоциональную чуткость и понимание социального контекста.
Статья описывает результаты исследования, посвященного восприятию мудрости в разных культурах. Меня удивило, что несмотря на культурные различия, основные характеристики мудрого человека оказались универсальными: рефлексивная ориентация (вдумчивость, взвешенность решений) и социально-эмоциональная осведомленность (эмпатия, понимание чувств других). Это подчеркивает наше общее человеческое восприятие мудрости, независимо от культурного контекста. Для меня как специалиста это очень важно, потому что подтверждает значимость этих качеств в межличностных отношениях и в решении конфликтов. Это открытие поможет мне лучше понимать людей и эффективнее работать в современном мире.
Спасибо за статью. Очень интересный ракурс рассмотрения вопроса мудрости. На самом деле я не удивлена, что в разных странах, культурах мудрость имеет схожие характеристики. Я почему-то к такой идее и склонялась. Да и в принципе рассматривала мудрость как комплекс разных сторон личности человека. Тут интересен сам подход, через 2 важных аспекта. Действительно, мудрый человек не тот у кого перекос в одну или другую сторону. Узнала новое понятие: Рефлексивная ориентация. Ах вот как это называется, подумала я. Статья заставила меня задуматься почему несмотря на различие культур мудрость всё же имеет схожие показатели. Если мы говорим при рефлексивную ориентацию, то этот навык восприятия, анализа и работы с информации выступает как инструмент. То есть если человек обладает этим навыком, в какой бы среде он не оказался, он отталкивается от того информационного поля где находится. Он воспринимает социо-культурный контекст и умеет с ним взаимодействовать корректно. А эмоции у всех людей одинаковые. Понимание их не зависит от страны. Выходит универсальная формула.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что в исследовании как люди разных культур воспринимают мудрость учавствовали 34 исследователей из разных областей философии, психологии, антропологии, социальных наук и психометрии — со всего мира.
Несмотря на разделенность мира, мы видим мудрость в одних и тех же людях и ассоциируем ее с похожими чертами.
Рефлексивная ориентация и социально-эмоциональная осведомленность — это ключевые характеристики, которые характеризуют мудрых людей.
Рефлексивная ориентация — это умение думать и анализировать ситуации, сохранять спокойствие и взвешенность решений, используя логику и прошлый опыт.
Социально-эмоциональная осведомленность — это понимание и забота о мыслях и чувствах других людей, умение понимать и учитывать различные точки зрения. Это позволяет умело разрешать конфликты и оказывать эмоциональную поддержку.
Сымые мудрые балансируют между двумя характеристиками.
Из статьи я узнал, что было проведено большое исследование которое заключалось в исследовании того, как люди на всём свете, в его разных участках воспринимают мудрость. И было выяснено, что примерно мудрость везде воспринимается одинаково. Так же из статьи я узнал о двух характеристиках мудрых людей. Первая из них это рефлексивная ориентация, это когда люди тщательно думают прежде чем действовать. И вторая социально эмоциональная осведомлённость.
В личном плане из статьи я узнал, что мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Они обладают навыком сопереживания. Им небезразлично, что происходит с другим человеком, они готовы придти на помощь.
Из статьи я узнал, что мудрость это баланс многих черт человека и по всему миру они схожи, но главное это чувство переживания и понимания по отношению к другим людям.
Спасибо.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с признаками мудрости людей в разных культурах и раной географией. Меня впечатлил тот факт, что мудрость воспринимается схоже вопреки разделенности мира. В результате прочтения я познакомилась с таким понятием как: «рефлексивная ориентация». Теперь я знаю, что люди обладающие этим качеством, думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений. При этом сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг. В личном плане эта статья помогла мне увидеть мою основную черту характера — это социально-эмоциональная осведомленность. Для меня важно понимать и заботиться о мыслях и чувствах родных и близких людей. В профессиональном плане прочтение статьи дает мне понимание того, что я как психолог показываю клиенту путь баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью. У меня возникла идея создания курса тренингов для прокачки рефлексивного мышления и социально-эмоциональной осведомленности.