Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Мы все восхищаемся мудрыми людьми, не так ли? Будь то вдумчивый учитель, сострадательный врач или старейшина общины, мы узнаем мудрость, когда видим ее. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как воспринимают мудрость люди в разных культурах? Воспринимают ли люди в Марокко мудрых людей так же, как в Эквадоре? В нашем недавнем исследовании мы изучили, как люди разных культур воспринимают мудрость.

Этот масштабный проект потребовал совместных усилий 34 исследователей из разных областей философии, психологии, антропологии, социальных наук и психометрии — со всего мира, объединенных в исследовательский консорциум под названием The Geography of Philosophy (География философии).

То, что мы обнаружили, оказалось несколько удивительным. Может показаться, что мудрость формируется под влиянием культурных различий, но основные аспекты того, что делает человека мудрым, во многом одинаковы в разных культурах. От студентов городских колледжей в Японии до жителей деревень в Южной Африке, участники ассоциировали мудрость с двумя ключевыми характеристиками: рефлексивной ориентацией и социально-эмоциональной осведомленностью. Ниже мы объясним, что это значит.

Вопреки распространенным стереотипам, люди распознают мудрость одинаково на востоке и западе, юге и севере. Несмотря на разделенность мира, мы видим мудрость в одних и тех же людях и ассоциируем ее с похожими чертами. Действительно ли мы больше похожи, чем отличаемся друг от друга, когда речь заходит о восприятии мудрости? И что характеризует мудрых людей?

Характерные черты мудрых людей

Есть две ключевые характеристики. Рефлексивная ориентация — это люди, которые думают, прежде чем действовать, тщательно рассматривают различные точки зрения, используют логику и прошлый опыт для принятия решений. Это тот тип людей, которые сохраняют спокойствие в сложных ситуациях, взвешивая все варианты, прежде чем сделать шаг.

Вторая основная черта — это социально-эмоциональная осведомленность. Мудрые люди умеют понимать и заботиться о мыслях и чувствах других людей. Они обращают внимание на эмоции и рассматривают различные точки зрения на ситуацию. Такой человек может быть искусным посредником в урегулировании конфликтов, понимая точку зрения каждой стороны, или умело оказывать эмоциональную поддержку в трудные времена.

В совокупности эти две характеристики формируют глобальный образ мудрости. Исследование показывает, что самые мудрые люди — это те, кто балансирует между этими двумя параметрами, демонстрируя сильные способности к рассуждению и одновременно проявляя эмоциональную и социальную осведомленность.

Рефлексирующего человека, который подавляет свои эмоции, но не замечает социального контекста проблемы, нельзя назвать мудрым. Точно так же нельзя назвать мудрым и того, кто полностью руководствуется эмоциями и социальным окружением, но не способен устанавливать логические связи. Настоящая мудрость, согласно нашему исследованию, заключается в нахождении баланса между продуманными рассуждениями, социальным пониманием и эмоциональной осведомленностью.

Культуры действительно различаются, но не так сильно, как кажется

Чтобы выявить эти аспекты, мы использовали метод, который иногда называют экспериментальной философией. Участники из 16 различных культур в 12 странах на пяти континентах сравнивали между собой набор целей. Например, в одном из вопросов участникам предлагалось сравнить, кто (врач или религиозный человек) с большей вероятностью будет мыслить логически при принятии сложного жизненного решения, на которое нет правильных или неправильных ответов. Наши участники также оценивали себя. Затем мы спросили, насколько мудрым является каждый из этих людей.

Когда мы начинали этот проект, то ожидали обнаружить большие различия между культурами. Предыдущие исследования показали, что люди на «западе» используют и ценят аналитическое мышление, которое, как правило, не учитывает социальные и эмоциональные аспекты ситуации. В отличие от них, люди на «Востоке» предпочитают холистическое мышление, то есть всеохватывающий взгляд на сложные ситуации.

Но это не то, что мы обнаружили. Несмотря на небольшие различия — например, жители Южной Африки придавали большее значение природе и божественности, когда думали о социально-эмоциональной осведомленности, — общая картина оказалась поразительно схожей. По всему миру люди считали самыми мудрыми тех, кто одновременно обладает рефлексией и социально-эмоциональной осведомленностью. Например, они назвали врача и 75-летнего человека самыми мудрыми и одновременно дали самые высокие баллы по обоим параметрам.

Особенно интересным было то, что люди склонны оценивать себя иначе, чем других. Большинство людей считали себя менее рефлексивными, но более социально и эмоционально осведомленными, чем «мудрые» личности, которых просили оценить. Другими словами, люди были готовы признать умеренный уровень собственных интеллектуальных способностей, но были вполне уверены в своей способности понимать и заботиться о других.

Почему это важно

Это исследование опровергает стереотипы о холодном аналитическом идеале «запада» и социально-ориентированном и эмоциональном образе «востока» и «юга». Идея о том, что мудрость — это чисто интеллектуальный или, наоборот, чисто социальный или божественный идеал, слишком упрощена. Она также подчеркивает, что мудрость проявляется в балансе черт, традиционно приписываемых различным культурам.

В наше время, когда глобальное сотрудничество важно как никогда, признание того, что мы ценим определенные качества, может помочь преодолеть культурные различия.

Исследование открывает новые пути для изучения. Могут ли эти измерения мудрости помочь нам понять, как решать глобальные проблемы? С большей ли вероятностью люди будут доверять лидерам, которые демонстрируют как рефлексивное мышление, так и социально-эмоциональную осведомленность? И как эти качества влияют на то, как мы справляемся с личными отношениями, сложными решениями или конфликтами?

Ясно одно: мудрость — это то, что мы все ценим, независимо от того, откуда мы родом. Понимая ее лучше, мы можем не только стать мудрее сами, но и научиться ценить мудрость в других людях, где бы они ни находились.

 

Оригинальная статья: Maksim Rudnev, Veli Mitova – What makes a person seem wise? Global study finds that cultures do differ – but not as much as you’d think, September 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, философия, география, мудрость, эмоции, разум, исследование, эмоциональные навыки, мультикультурализм, социальная жизнь, международное сотрудничество.

 

68350cookie-checkЧто делает человека мудрым в различных культурах?