Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Что вам больше нравится — «черная пятница» или «киберпонедельник»? Январские распродажи или распродажи на Озоне? А может быть, вы предпочитаете старые добрые распродажи в магазинах, где все должно быть в порядке?

Какими бы ни были покупательские привычки, очень вероятно, что вам нравится идея покупок со скидками.

Дни и недели, предшествующие «Черной пятнице», отражают этот лихорадочный аппетит. Невозможно заглянуть в Интернет, чтобы не попасть под бомбардировку рекламы и предложений о якобы специальных предложениях в преддверии новогодних праздников.

И розничные магазины тоже любят устраивать распродажи. Очередь из охотников за выгодными покупками у больших магазинов на следующий день после Рождества стало чем-то вроде праздничной традиции.

Но это не всегда вполне цивильное мероприятие. Совсем недавно, когда французский бренд кухонной посуды премиум-класса Le Creuset проводил быструю распродажу в английском городе Андовер, для наведения порядка была вызвана полиция. Люди приезжали издалека и часами ждали, чтобы приобрести со скидкой шикарные кастрюли и сковородки.

На предыдущих распродажах «Черной пятницы» охотники за скидками вступали в драки за самые популярные товары. В США однажды был создан сайт, на котором фиксировались случаи травм и даже смертей, произошедших во время ежегодных распродаж.

Похоже, что товары по сниженным ценам, будь то телевизоры, кухонные гаджеты или сумочки, очень ценятся в современном обществе.

Отчасти это объясняется химической реакцией нашего мозга, которая побуждает покупать что-то, когда сталкиваемся со сниженными ценами. Когда видим ценник, который воспринимаем как выгодную сделку, активизируется та часть мозга, которая связана с удовольствием (nucleus accumbens).

Это означает, что люди испытывают высокий уровень удовлетворения, когда находят и покупают товары со скидками. Ядро аккумбена вместе с другими областями мозга, связанными с вознаграждением, также играет роль в обработке эмоций, в основном в сочетании с нейротрансмиттером дофамином.

Дофамин — это нейромедиатор, который помогает контролировать центры вознаграждения и удовольствия в мозге и ассоциируется с ощущением счастья. Когда люди видят фотографии вещей, которые хотели бы купить, в мозге активируется область с дофаминовыми рецепторами. Совершая покупки, они получают дофаминовый «удар» и чувствуют себя хорошо от того, что делают. Если добавить к этому тот факт, что дофамин также делает людей более импульсивными в принятии решений, то становится понятно, почему потребители радуются скидкам.

Острые ощущения от охоты

Если потребителям нравится чувствовать себя вознагражденными и удовлетворенными, то продавцы должны обеспечить их вознаграждение и удовлетворение. И они усердно работают над этим, используя различные стратегии, чтобы помочь покупателям получить свой дофаминовый удар. Понимание психологических основ шопинга — это как набор инструментов убеждения для больших и малых магазинов.

Одним из таких инструментов являются предложения, которые доступны только в течение короткого периода времени, чтобы вызвать дополнительное чувство срочности. Это вызывает еще более высокий уровень адреналина, который заставляет людей испытывать головокружительное возбуждение от перспективы получить скидку, и является одной из причин, по которой мы видим распродажи, приуроченные к определенному дню, неделе или месяцу.

Таймер обратного отсчета на веб-сайте оказывает аналогичный эффект, заставляя потребителей почувствовать, что они могут упустить выгоду, если не предпримут немедленных действий.

Хорошая новость заключается в том, что потребители на самом деле могут противостоять своим биологическим позывам и сдерживать себя, чтобы не поддаться на привлекательность «халявы». Однако для этого требуется определенный самоконтроль.

Столкнувшись с товаром по низкой цене, не поддавайтесь соблазну и не покупайте его сразу же. Потратьте время на принятие решения.

Если вы физически находитесь в магазине и беспокоитесь, что его купит кто-то другой, возьмите товар с собой и походите вокруг некоторое время. Со временем острота вашей первоначальной реакции спадет. А когда ажиотаж уляжется, вы, скорее всего, будете чувствовать себя менее заинтересованным в покупке.

Тот же принцип действует во время покупок онлайн. Остановитесь на мгновение, отойдите от экрана и займитесь чем-нибудь другим, чтобы немного ослабить желание купить выгодную вещь. Каким бы ни был товар, и какой бы большой ни была скидка, в итоге вы можете понять, что он не так уж и необходим в вашей жизни, как казалось вначале.

 

Оригинальная статья: Cathrine Jansson-Bond – Black Friday: why our brains love a bargain, November 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, продажи, покупки, черная пятница, кибер понедельник, шоппинг, покупки онлайн, дофамин, вознаграждение, мозг

68710cookie-checkЧерная пятница: почему наш мозг так любит халяву