Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Ограничьте социальные сети, глубоко погрузитесь в учебу и практикуйте осознанность, чтобы повысить концентрацию внимания.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Поверхностное обучение снижает устойчивость внимания и препятствует глубокому обучению, которое требует сосредоточенности и критического мышления.

— Глубокое обучение сосредоточено на решении проблем и подключении различных источников новых и существующих знаний.

— Противодействуйте поверхностному обучению с помощью разумного использования медиа, увлечения длинным контентом и поощрения глубокого мышления.

Мы частенько любим проводить время на цифровых социальных медиаплатформах, которые информируют и развлекают нас коротким контентом. Каковы же последствия для поверхностного и глубокого обучения? Возможно, мы рискуем, двигаясь в направлении коротких развлекательных видео, и тем самым можем утратить когнитивные способности к глубокому обучению.

Поверхностное обучение — это механическое запоминание, основанное на беглом просмотре видео, статей и материалов без глубокого понимания ключевых концепций и теорий. Для многих сложно вспомнить, что было на видео в TikTok накануне. В образовательной среде это может стать проблемой для того, чтобы студенты стали глубокими мыслителями и хорошо усвоили изучаемый предмет.

Глубокое обучение, напротив, сосредоточено на решении проблем и соединении различных источников новых и существующих знаний. Оно требует больше времени, усилий и критического мышления, чего часто не хватает при поверхностном обучении.

Как короткие формы контента влияют на более глубокое понимание предмета?

Во-первых, следует отметить, что продолжительность внимания снижается. Нас постоянно забрасывают короткими развлекательными роликами, рекламой и огромным количеством контента в социальных сетях, претендующих на наше внимание, что может повлиять на способность к более глубокому обучению.

Во-вторых, когда мы пассивно потребляем контент в форме поверхностного обучения, то упускаем возможность вовлечься в него, задать вопросы и понять ключевые принципы и концепции. Упускается возможность критически мыслить и решать сложные проблемы.

В-третьих, глубокое обучение стимулирует сохранение информации в долгосрочной памяти благодаря многократному повторению и применению знаний при работе с контентом. Неглубокое обучение, напротив, приводит к формированию «облачной» памяти, когда учащийся стимулируется новым материалом, который заменяет старый при поверхностном изучении.

В-четвертых, есть глубокая обеспокоенность тем, что мы теряем способность концентрироваться после 30-секундного ролика в TikTok. Исследования показывают, что этому способствует аддиктивный характер социальных медиа, которые разработаны для максимального вовлечения пользователей. Уведомления, лайки и комментарии создают постоянную обратную связь, которая побуждает пользователей возвращаться, снижая их способность к устойчивому вниманию.

Однако, несмотря на то что эту тенденцию трудно обратить вспять, пользователи могут адаптироваться и, приложив целенаправленные усилия, вернуть себе способность к более глубокому обучению. Чтобы противостоять эффекту поверхностного обучения, можно реализовать следующие инициативы:

  1. Осознание того, что мы сознательно потребляем медиа и тратим время на краткосрочный контент, и установление временных ограничений — это одна из стратегий.
  2. Назначить время для использования социальных сетей в течение дня — может помочь пользователям восстановить свою концентрацию внимания.
  3. Ключевой стратегией является активное вовлечение в контент, что предполагает ведение заметок, обсуждение тем и разработку различных сценариев решения проблемы.
  4. Участие в дебатах и головоломках, игра в бридж и решение проблем могут помочь стимулировать когнитивное обучение.
  5. Просмотр объемных материалов, таких как книги, документальные фильмы и статьи, может помочь сосредоточиться и удерживать внимание в течение длительного времени. Ведение записей на совещаниях и в классе также может помочь в запоминании.

Структурированные учебные процедуры, в которых сложные предметы разбиваются на управляемые фрагменты и регулярно повторяются, могут укрепить практику глубокого обучения.

Создавая среду, которая ценит и поощряет глубокое восприятие информации, мы можем уменьшить влияние поверхностного обучения и сохранить способность критически мыслить и концентрироваться в течение длительного времени.

Основные выводы

Мы выяснили, что поверхностное обучение с помощью короткого контента создает проблемы для более глубокого обучения. Противостоять этому влиянию можно с помощью методов намеренного обучения. Осознавая потребление медиа и активно ища возможности для более глубокого взаимодействия, мы можем улучшить нашу способность концентрироваться и критически мыслить. Для этого необходимо найти баланс между удобством быстрого контента и потребностью в более глубоком понимании, что позволит нам оставаться способными к глубокому и осмысленному обучению в таком стремительном мире.

 

Оригинальная статья: Steve Taylor — Reclaim Focus: Overcome the Pitfalls of Shallow Learning, January 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, подростки, образование, обучение, поверхностное обучение, глубокое обучение, короткие видео, внимание

69430cookie-checkФокус внимания: ловушки поверхностного обучения