Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Исследование, недавно опубликованное в журнале Adaptive Human Behavior and Physiology, позволяет по-новому взглянуть на давнюю загадку человеческого развития: почему люди с высоким интеллектом склонны рожать позже и иметь меньше детей несмотря на то, что у них наблюдаются признаки хорошего репродуктивного здоровья. Исследование показало, что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и в итоге имеют меньше детей.

Цель исследования заключалась в изучении очевидного противоречия между двумя группами выводов. С одной стороны, интеллект связан с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму и более раннее половое созревание. С другой стороны, люди с высоким интеллектом, как правило, имеют меньше детей. Чтобы объяснить это, исследователи предложили модель, объединяющую три существующие теории: теорию целостности системы, теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны. Эти основы помогают провести различие между чертами, которые биологически фиксированы, и теми, которые более гибкие или формируются под влиянием предпочтений и принятия решений.

«Я эволюционный психолог, поэтому все, что проясняет работу эволюции — от наших когнитивных предубеждений до адаптивного поведения, — представляет для меня интерес. Парадоксы или иронии могут быть довольно сильными индикаторами эволюционного замысла, поскольку на первый взгляд они кажутся противоречивыми, но при более глубоком изучении показывают, что фундаментальные биологические ограничения все же соблюдаются», — отмечает автор исследования Хосе Йонг, старший преподаватель Университета Джеймса Кука.

«Необычная связь между интеллектом и размножением — одна из таких загадок, которая позволила нам проверить интересный синтез нескольких эволюционных теорий среднего уровня: теории целостности системы (тенденция к положительной корреляции интеллекта с физическим здоровьем), теории истории жизни (факультативное приспособление к более медленному или быстрому размножению) и теории эволюционной новизны (связь между интеллектом и эволюционно непривычными видами деятельности и предпочтениями)».

Теория целостности системы предполагает, что интеллект является признаком общего генетического здоровья и биологического качества. Согласно этой идее, люди с более высоким интеллектом также должны обладать лучшей репродуктивной системой и физическим здоровьем, включая более раннее половое созревание. Теория истории жизни, напротив, фокусируется на том, как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды. С этой точки зрения, люди могут откладывать репродукцию, если сначала они могут вложить средства в образование или карьерный рост. Наконец, теория эволюционной новизны предполагает, что разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков, например, решат не заводить детей или отдадут предпочтение личным целям перед семейной жизнью.

Чтобы проверить эту схему, исследователи проанализировали данные двух крупномасштабных лонгитюдных исследований. Первое — Национальное исследование развития ребенка в Великобритании, в котором наблюдалось более 17 000 человек, родившихся в 1958 году. Второе — американское исследование Add Health, в котором отслеживалось более 20 000 подростков до взрослого возраста. Эти наборы данных дали богатую информацию о детском интеллекте, сроках полового созревания, сексуальном поведении и количестве детей. Исследователи также учли другие факторы, которые могли повлиять на эти результаты, такие как образование, питание и общее состояние здоровья.

В обеих выборках результаты оказались одинаковыми. Люди с более высоким уровнем интеллекта в детстве раньше достигали половой зрелости. Например, в британской выборке более интеллектуальные девочки начинали менструировать в более раннем возрасте, чем их менее интеллектуальные сверстники, а более интеллектуальные мальчики демонстрировали более ранние признаки полового созревания в том же возрасте. Эти результаты сохранялись даже после учета таких факторов, как образование и индекс массы тела, что позволяет предположить наличие биологической связи между интеллектом и сроками полового созревания.

Но когда дело дошло до репродуктивного поведения, картина изменилась. Более умные люди позже начинали половую жизнь, позже вступали в брак и заводили детей. Кроме того, к началу взрослой жизни у них было меньше детей. Например, в британском исследовании самые умные женщины завели первого ребенка в среднем на семь лет позже, чем наименее умные. Аналогичная картина наблюдалась и среди мужчин. В американском исследовании более умные люди сообщали о меньшем количестве сексуальных партнеров в подростковом возрасте и реже вступали в брак или сожительство в двадцатилетнем возрасте.

Эти результаты подтверждают интегральную модель исследователей. Теория целостности системы помогает объяснить биологические преимущества, связанные с интеллектом, такие как более раннее половое созревание. Теория истории жизни объясняет, как люди корректируют свое репродуктивное поведение в зависимости от обстоятельств и целей. А теория эволюционной новизны помогает объяснить, почему умные люди могут делать выбор, противоречащий тому, что было бы адаптивным в нашем эволюционном прошлом. Исследователи утверждают, что эти выводы отражают различие между биологическим развитием и поведенческим выбором.

«Теория целостности системы предполагает, что интеллект предсказывает здоровье, в том числе репродуктивное, что в свою очередь должно предсказывать более высокую рождаемость», — отмечает Йонг. Однако исследования показывают, что у более умных людей меньше детей». Эти противоречивые закономерности можно устранить, если признать, что теория истории жизни действует на двух уровнях: физиологическом (то есть жестком и обязательном, например, ваш рост, качество гамет, время полового созревания) и поведенческом (то есть гибком и факультативном, например, ваша личность, предпочтения). Таким образом, даже если умные люди обладают репродуктивными способностями на физиологическом уровне: у них раньше наступает половое созревание (что, как правило, предсказывает более быстрое деторождение), на поведенческом уровне они выбирают меньшую сексуальную активность и меньшее количество детей (что приводит к более медленному воспроизводству)».

Важно отметить, что результаты исследования оставались значимыми даже после учета сопутствующих факторов. В обеих выборках интеллект по-прежнему предсказывал более раннее половое созревание и более позднее репродуктивное поведение, хотя некоторое влияние становилось слабее при корректировке на образование и здоровье. Например, интеллект больше не был значимо связан с некоторыми ранними репродуктивными решениями, когда учитывалось образование. Это может быть связано с тем, что интеллект и образование тесно связаны между собой, что затрудняет их разделение.

«Самое интересное (помимо того, что мы изначально ставили перед собой задачу найти) было то, что мы проконтролировали потенциальное влияние образования, питания и общего состояния здоровья», — объясняет Йонг. «Во-первых, мы обнаружили, что связь между интеллектом и половым созреванием (физиологическая) остается значимой, в то время как некоторые связи между интеллектом и поведением ослабевают. Это очень хорошо согласуется с одной из «проблем» сложности, которая заключается в том, что по мере перехода от более простых явлений (например, физиологических, биологических) к более сложным (например, поведению, психологии), согласно иерархии знаний Комта, предсказуемость неизбежно снижается. Но в целом предсказанные модели поведения все же скорее сохранились, чем уменьшились, особенно в отношении количества детей».

Исследование также проливает свет на более масштабные социальные тенденции. Во многих развитых странах уровень рождаемости снижается, особенно среди людей с высшим образованием. Данное исследование предполагает, что частично объяснение может заключаться в том, как интеллект взаимодействует с современной средой. По мере того, как люди становятся более образованными и знакомятся с новыми ценностями и стилем жизни, они могут отдавать предпочтение самореализации или карьерному успеху, а не традиционной семейной структуре. Этот сдвиг может иметь широкие последствия для будущих демографических моделей.

Хотя исследование опирается на две большие и национально репрезентативные базы данных, оно не лишено недостатков. Данные являются наблюдательными, что означает, что исследователи не могут подтвердить причинно-следственные связи. Кроме того, выборки сделаны в США и Великобритании, которые могут не представлять другие общества с иными культурными или экономическими условиями.

«Поскольку мы использовали национально репрезентативные британские и американские базы данных, мы снизили вероятность возникновения проблем, связанных с выборкой предвзятой части населения», — отметил Йонг. «Но, возможно, мы не можем быть на 100% уверены в том, что результаты будут такими же в других не западных культурах или в более поздних поколениях».

В будущих исследованиях можно будет выяснить, действуют ли те же закономерности в отношении других признаков, связанных с репродуктивным здоровьем, таких как физическая сила или уровень гормонов. Также можно изучить, как культурные изменения — например, широкое распространение контрацепции или изменение гендерных норм — влияют на связь между интеллектом и репродуктивной функцией. Другое направление может включать изучение того, как интеллект формирует долгосрочные инвестиции в детей, такие как качество воспитания или результаты образования, что может предложить другой вид репродуктивного успеха.

Заглядывая в будущее, Йонг надеется «продолжать находить доказательства эволюционного замысла в человеческой психологии и поведении». В других работах я изучал, например, как «неортодоксальные» культуры, такие как матрилинии, кажутся противоречащими эволюционным прогнозам, но при ближайшем рассмотрении все же в основе своей связаны с эволюционными/биологическими принципами». Еще одно направление — изучение современного мира как эволюционно новой среды, которая может привести к различным проблемным результатам, связанным с несоответствием между окружающей средой и нашей эволюционной человеческой природой».

«Суть в том, что, как сказал Томас Добжанский, «ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Люди — биологические существа, поэтому даже наша психология и культура связаны с эволюционными правилами. Исходя из этого, даже если иногда возникают сомнения при рассмотрении необычных или противоречивых на первый взгляд данных, гораздо более вероятно, что существуют интересные эволюционные хитросплетения, которые можно обнаружить, копнув глубже».

 

Оригинальная статья: Eric W. Dolan — More intelligent people hit puberty earlier but tend to reproduce later, study finds, May 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, эволюция, психология эволюции, пубертат, размножение, образование, интеллект

70530login-checkУмные люди раньше созревают, но позже заводят детей
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru