Исследование, недавно опубликованное в журнале Adaptive Human Behavior and Physiology, позволяет по-новому взглянуть на давнюю загадку человеческого развития: почему люди с высоким интеллектом склонны рожать позже и иметь меньше детей несмотря на то, что у них наблюдаются признаки хорошего репродуктивного здоровья. Исследование показало, что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и в итоге имеют меньше детей.
Цель исследования заключалась в изучении очевидного противоречия между двумя группами выводов. С одной стороны, интеллект связан с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму и более раннее половое созревание. С другой стороны, люди с высоким интеллектом, как правило, имеют меньше детей. Чтобы объяснить это, исследователи предложили модель, объединяющую три существующие теории: теорию целостности системы, теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны. Эти основы помогают провести различие между чертами, которые биологически фиксированы, и теми, которые более гибкие или формируются под влиянием предпочтений и принятия решений.
«Я эволюционный психолог, поэтому все, что проясняет работу эволюции — от наших когнитивных предубеждений до адаптивного поведения, — представляет для меня интерес. Парадоксы или иронии могут быть довольно сильными индикаторами эволюционного замысла, поскольку на первый взгляд они кажутся противоречивыми, но при более глубоком изучении показывают, что фундаментальные биологические ограничения все же соблюдаются», — отмечает автор исследования Хосе Йонг, старший преподаватель Университета Джеймса Кука.
«Необычная связь между интеллектом и размножением — одна из таких загадок, которая позволила нам проверить интересный синтез нескольких эволюционных теорий среднего уровня: теории целостности системы (тенденция к положительной корреляции интеллекта с физическим здоровьем), теории истории жизни (факультативное приспособление к более медленному или быстрому размножению) и теории эволюционной новизны (связь между интеллектом и эволюционно непривычными видами деятельности и предпочтениями)».
Теория целостности системы предполагает, что интеллект является признаком общего генетического здоровья и биологического качества. Согласно этой идее, люди с более высоким интеллектом также должны обладать лучшей репродуктивной системой и физическим здоровьем, включая более раннее половое созревание. Теория истории жизни, напротив, фокусируется на том, как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды. С этой точки зрения, люди могут откладывать репродукцию, если сначала они могут вложить средства в образование или карьерный рост. Наконец, теория эволюционной новизны предполагает, что разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков, например, решат не заводить детей или отдадут предпочтение личным целям перед семейной жизнью.
Чтобы проверить эту схему, исследователи проанализировали данные двух крупномасштабных лонгитюдных исследований. Первое — Национальное исследование развития ребенка в Великобритании, в котором наблюдалось более 17 000 человек, родившихся в 1958 году. Второе — американское исследование Add Health, в котором отслеживалось более 20 000 подростков до взрослого возраста. Эти наборы данных дали богатую информацию о детском интеллекте, сроках полового созревания, сексуальном поведении и количестве детей. Исследователи также учли другие факторы, которые могли повлиять на эти результаты, такие как образование, питание и общее состояние здоровья.
В обеих выборках результаты оказались одинаковыми. Люди с более высоким уровнем интеллекта в детстве раньше достигали половой зрелости. Например, в британской выборке более интеллектуальные девочки начинали менструировать в более раннем возрасте, чем их менее интеллектуальные сверстники, а более интеллектуальные мальчики демонстрировали более ранние признаки полового созревания в том же возрасте. Эти результаты сохранялись даже после учета таких факторов, как образование и индекс массы тела, что позволяет предположить наличие биологической связи между интеллектом и сроками полового созревания.
Но когда дело дошло до репродуктивного поведения, картина изменилась. Более умные люди позже начинали половую жизнь, позже вступали в брак и заводили детей. Кроме того, к началу взрослой жизни у них было меньше детей. Например, в британском исследовании самые умные женщины завели первого ребенка в среднем на семь лет позже, чем наименее умные. Аналогичная картина наблюдалась и среди мужчин. В американском исследовании более умные люди сообщали о меньшем количестве сексуальных партнеров в подростковом возрасте и реже вступали в брак или сожительство в двадцатилетнем возрасте.
Эти результаты подтверждают интегральную модель исследователей. Теория целостности системы помогает объяснить биологические преимущества, связанные с интеллектом, такие как более раннее половое созревание. Теория истории жизни объясняет, как люди корректируют свое репродуктивное поведение в зависимости от обстоятельств и целей. А теория эволюционной новизны помогает объяснить, почему умные люди могут делать выбор, противоречащий тому, что было бы адаптивным в нашем эволюционном прошлом. Исследователи утверждают, что эти выводы отражают различие между биологическим развитием и поведенческим выбором.
«Теория целостности системы предполагает, что интеллект предсказывает здоровье, в том числе репродуктивное, что в свою очередь должно предсказывать более высокую рождаемость», — отмечает Йонг. Однако исследования показывают, что у более умных людей меньше детей». Эти противоречивые закономерности можно устранить, если признать, что теория истории жизни действует на двух уровнях: физиологическом (то есть жестком и обязательном, например, ваш рост, качество гамет, время полового созревания) и поведенческом (то есть гибком и факультативном, например, ваша личность, предпочтения). Таким образом, даже если умные люди обладают репродуктивными способностями на физиологическом уровне: у них раньше наступает половое созревание (что, как правило, предсказывает более быстрое деторождение), на поведенческом уровне они выбирают меньшую сексуальную активность и меньшее количество детей (что приводит к более медленному воспроизводству)».
Важно отметить, что результаты исследования оставались значимыми даже после учета сопутствующих факторов. В обеих выборках интеллект по-прежнему предсказывал более раннее половое созревание и более позднее репродуктивное поведение, хотя некоторое влияние становилось слабее при корректировке на образование и здоровье. Например, интеллект больше не был значимо связан с некоторыми ранними репродуктивными решениями, когда учитывалось образование. Это может быть связано с тем, что интеллект и образование тесно связаны между собой, что затрудняет их разделение.
«Самое интересное (помимо того, что мы изначально ставили перед собой задачу найти) было то, что мы проконтролировали потенциальное влияние образования, питания и общего состояния здоровья», — объясняет Йонг. «Во-первых, мы обнаружили, что связь между интеллектом и половым созреванием (физиологическая) остается значимой, в то время как некоторые связи между интеллектом и поведением ослабевают. Это очень хорошо согласуется с одной из «проблем» сложности, которая заключается в том, что по мере перехода от более простых явлений (например, физиологических, биологических) к более сложным (например, поведению, психологии), согласно иерархии знаний Комта, предсказуемость неизбежно снижается. Но в целом предсказанные модели поведения все же скорее сохранились, чем уменьшились, особенно в отношении количества детей».
Исследование также проливает свет на более масштабные социальные тенденции. Во многих развитых странах уровень рождаемости снижается, особенно среди людей с высшим образованием. Данное исследование предполагает, что частично объяснение может заключаться в том, как интеллект взаимодействует с современной средой. По мере того, как люди становятся более образованными и знакомятся с новыми ценностями и стилем жизни, они могут отдавать предпочтение самореализации или карьерному успеху, а не традиционной семейной структуре. Этот сдвиг может иметь широкие последствия для будущих демографических моделей.
Хотя исследование опирается на две большие и национально репрезентативные базы данных, оно не лишено недостатков. Данные являются наблюдательными, что означает, что исследователи не могут подтвердить причинно-следственные связи. Кроме того, выборки сделаны в США и Великобритании, которые могут не представлять другие общества с иными культурными или экономическими условиями.
«Поскольку мы использовали национально репрезентативные британские и американские базы данных, мы снизили вероятность возникновения проблем, связанных с выборкой предвзятой части населения», — отметил Йонг. «Но, возможно, мы не можем быть на 100% уверены в том, что результаты будут такими же в других не западных культурах или в более поздних поколениях».
В будущих исследованиях можно будет выяснить, действуют ли те же закономерности в отношении других признаков, связанных с репродуктивным здоровьем, таких как физическая сила или уровень гормонов. Также можно изучить, как культурные изменения — например, широкое распространение контрацепции или изменение гендерных норм — влияют на связь между интеллектом и репродуктивной функцией. Другое направление может включать изучение того, как интеллект формирует долгосрочные инвестиции в детей, такие как качество воспитания или результаты образования, что может предложить другой вид репродуктивного успеха.
Заглядывая в будущее, Йонг надеется «продолжать находить доказательства эволюционного замысла в человеческой психологии и поведении». В других работах я изучал, например, как «неортодоксальные» культуры, такие как матрилинии, кажутся противоречащими эволюционным прогнозам, но при ближайшем рассмотрении все же в основе своей связаны с эволюционными/биологическими принципами». Еще одно направление — изучение современного мира как эволюционно новой среды, которая может привести к различным проблемным результатам, связанным с несоответствием между окружающей средой и нашей эволюционной человеческой природой».
«Суть в том, что, как сказал Томас Добжанский, «ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции». Люди — биологические существа, поэтому даже наша психология и культура связаны с эволюционными правилами. Исходя из этого, даже если иногда возникают сомнения при рассмотрении необычных или противоречивых на первый взгляд данных, гораздо более вероятно, что существуют интересные эволюционные хитросплетения, которые можно обнаружить, копнув глубже».
Оригинальная статья: Eric W. Dolan — More intelligent people hit puberty earlier but tend to reproduce later, study finds, May 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, эволюция, психология эволюции, пубертат, размножение, образование, интеллект
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что у людей с высоким интеллектом наблюдаются признаки хорошего репродуктивного здоровья. Меня впечатлило, что люди с более высоким уровнем интеллекта в детстве раньше достигали половой зрелости. В статье я познакомилась с теорией целостности, в ней говорится о том, что сам интеллект является признаком генетического здоровья и при этом генетического качества. В профессиональном плане я отразила то, как интеллект может взаимодействовать с современной средой, новые реалии продвигают другие ценности, как например «самореализация». Важно помнить, что самореализации женщины начинается с приобретением ролей: жены и матери. В личном плане, я наблюдала иногда за семьями, где много детей, чаще всего – это семьи восточных национальностей. При общении с ними я думала о том, что поговорить не о чем, т.к. кроме рождения детей и быта по дома нет интересов, никогда не сращивала это с интеллектом, но подмечала отсутствие других жизненных интересов. Данная статья натолкнула меня на идею, что в жизни мне важен баланс, хочется, чтобы все роли были гармоничны между собой, а не становились «препятствием».
Спасибо за статью. Нового я узнала, что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и в итоге имеют меньше детей. В личном плане я отразила, что часто задавалась вопросом, почему в некоторых семьях так много детей, ведь финансовое обеспечение оставляет желать лучшего, а у обеспеченных красивых людей — один ребенок или вообще нет детей. Меня впечатлило, что интеллект связан с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму и более раннее половое созревание. Я познакомилась с теориями: теории целостности системы (прямая корреляция интеллекта и физического здоровья), теории истории жизни (приспособление к более медленному или быстрому размножению) и теории эволюционной новизны (связь между интеллектом и непривычными видами деятельности и предпочтениями). В профессиональном плане эта информация помогает мне выявлять реакции клиентов на поведенческом уровне когда они выбирают меньшую сексуальную активность и соответственно меньшее количество детей (что приводит к более медленному воспроизводству) либо вообще беременность не наступает.
Спасибо за интересную статью. Для меня эта статья стала своеобразным зеркалом, отражающим сложности и нюансы взаимоотношений между людьми. Я ощутила, как важно быть внимательным к собственным эмоциям и чувствам, а также к эмоциональному состоянию окружающих. Я узнала о влиянии эмоций на наше поведение и принятие решений. Теперь понятно, почему некоторые люди могут вести себя странно или непредсказуемо, если они находятся в состоянии сильной эмоциональной напряженности. Особенно интересным для меня было изучение концепции эмоционального интеллекта и его роли в повседневной жизни. Я поняла, что умение распознавать и управлять своими эмоциями – это неотъемлемая часть успешного взаимодействия с другими людьми. Развивать свою эмоциональную компетенцию необходимо не только для достижения успеха в карьере, но и для создания гармоничных отношений в личной жизни. Понимание и управление своими эмоциями – это ключ к успешным взаимоотношениям и личной эффективности. Я поняла, что важно не только выражать свои чувства, но и быть способным их контролировать и направлять в нужное русло.
Спасибо за публикацию, в которой представлены выводы исследований, имеющие значение для социальной политики и корректировки демографической ситуации в обществе.
Меня всегда интересовали причины описываемого парадокса, почему люди с высоким уровнем интеллекта начинают позже заводить детей, а их количество обычно составляет один или два ребёнка.
Из результатов исследований я узнала, что интеллектуально развитые люди также преуспевают в сроках полового созревания и имеют хорошие показатели репродуктивного здоровья по сравнению с людьми, имеющими меньший уровень интеллекта.
Меня впечатлил подход исследователей, использующих модель, которая объединила три теории. Это помогло выявить и сравнить биологические факторы и факторы окружающей среды. И если теория целостности системы для меня, как для обывателя, не столь очевидна, то примеры теорий истории жизни и эволюционной новизны я наблюдаю в современном мире тогда, когда люди переносят рождение детей на более поздние сроки, адаптируясь к условиям жизни или вовсе отказываются от их рождения, следуя к примеру, принципам чайлдфри.
Удивительно то, что люди с высоким уровнем интеллекта имеют наилучшие биологические данные для деторождения и при этом пользуются ими в меньшей степени. Действительно, загадка! Какую цель при этом преследует эволюция? Неужели и ей свойственны сбои и конфликты? Очень интересная тема.
И кстати, я считаю, что наличие интеллекта точно приводит к другому виду репродуктивного успеха: к рождению и воспитанию более здоровых детей, с надёжной привязанностью. Такие люди вкладываются в своих детей, в их развитие и образование. То есть, как говорится «меньше, да лучше», и это существенная инвестиция для будущего общества.
В профессиональном плане я отметила, что для психолога-консультанта будет эффективным в своей деятельности установление взаимосвязи между биологическими факторами, эволюционными правилами и поведением, связанным с влиянием окружающей среды. То есть, смотреть глубже и учитывать далёкое прошлое.
В результате прочтения стать узнал про исследование« почему умные люди раньше созревают, но позже заводят детей». Меня удивило, что люди с более высоким уровнем интеллекта раньше достигали половой зрелости.
В статье познакомился с тремя теориями на которых была построена модель исследования. Это теорию целостности системы (тенденция к положительной корреляции интеллекта с физическим здоровьем), теорию истории жизни (факультативное приспособление к более медленному или быстрому размножению) и теорию эволюционной новизны (связь между интеллектом и эволюционно непривычными видами деятельности и предпочтениями).
В профессиональном плане меня заинтересовала теория истории жизни, которая фокусируется на том, как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды. Так как мне интересна тема влияния окружающей среды на развитие аддитивных моделей поведений.
Некоторые моменты в статье зародили сомнения. К примеру теория эволюционной новизны предполагает, что разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков, например, решат не заводить детей. Сама теория интересная, но у меня возникло сомнение можно ли считать человека разумным если он решает не заводить детей. Я понимаю, что это вырвано из контекста, но всё же такая идея у меня появилась.
Благодарю за статью.
Я узнала о взаимосвязи между интеллектом и репродуктивным поведением.
Меня удивило, что интеллект может быть признаком общего генетического здоровья, что предполагает лучшую репродуктивную систему. Так как сразу вспомнились люди, которые имели высокий уровень интеллекта и испытывали трудности с зачатием или даже имели диагноз бесплодие.
Я познакомилась с понятием интегральная модель. Исследователи предложили модель, объединяющую три теории — теорию целостности системы, теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны. Эти теории помогают объяснить, как биологические и поведенческие факторы влияют на репродуктивное поведение.
В профессиональном плане я подчеркнула, что умные люди откладывают создание семьи, вступая в брак и заводя детей позже, чем менее интеллектуальные люди, и здесь могут иметь место и психологические ограничения.
В личном плане я отразила, что мне было решится на роль матери не просто, и меня к этому подтолкнули, чему я безмерно благодарна.
Прочитав эту статью, я почувствовал глубокий отклик в душе. Хочу сказать спасибо за те мысли и идеи, которые вы поделились, они действительно заставляют задуматься о важности выбора и осознанности в нашей жизни. Лично я очень благодарен за то, что на моем пути появились эти размышления, потому что они помогают мне переосмыслить свои взгляды и ценности.
За годы жизни я понял одну важную вещь: создание семьи и рождение детей это очень ответственный шаг. Мой опыт показывает, насколько важно тщательно подходить к выбору партнера, потому что именно от этого зависит счастье всей будущей жизни. В прошлом я, возможно, был менее осознанным в этом вопросе, и теперь понимаю, что лучше было бы сделать выбор более вдумчивым, прислушиваясь к себе и своим истинным ценностям.
Для меня важен не только сам факт создания семьи, но и то, чтобы это было действительно по любви и с человеком, с которым у нас есть взаимное понимание и доверие. Сейчас я бы по-другому отнесся к этому, потому что с годами я увидел, как важно строить отношения на прочной основе, чтобы быть уверенным в будущем и чувствовать поддержку друг друга.
Еще раз благодарю за вашу статью, она напомнила мне о многих важных вещах и помогла взглянуть на свою жизнь под новым углом. Надеюсь, мои мысли тоже окажутся полезными тем, кто сейчас задумывается о подобных шагах.
Спасибо за статью.
Узнала, что существует связь между интеллектом и половым созреванием, с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму. У интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и в итоге имеют меньше детей.
В личном плане неоднократно сталкивалась с семьями с большим количеством детей, жизнь которых направлена только на организацию быта и заботу о потомстве(причём речь не о воспитании или образовании не идет, все ограничено необходимыми для жизни и безопасности потребностями). Т.е. целью таких семей не является самореализация или карьерный успех родителей, тут в приоритете самовоспроизводство.
В профессиональном плане отразила, как наша психология связана с эволюционными правилами
Из статьи узнала,что УМНЫЕ люди, несмотря на лучшие показатели здоровья и репродуктивной функции, чаще заводят меньше детей и позже вступают в брак.В профессиональном плане было интересно узнать, как это явление рассматривается через синтез трёх эволюционных теорий: целостности системы, истории жизни и эволюционной новизны.
Так,теория целостности системы утверждает, что интеллект — это маркер общего биологического качества. Согласно этому подходу, умные люди должны иметь и лучшее здоровье, и лучшие репродуктивные показатели . И действительно, исследование подтверждает, что они раньше достигают половой зрелости. Однако, поведение, связанное с размножением, определяется не только возможностями тела, но и сознательными решениями, на которые влияет культура, ценности, цели и представления о жизни.
И дальше этот вопрос рассматривает теория истории жизни, предлагающая обсудить репродуктивное поведение как адаптивную стратегию в зависимости от условий окружающей среды. Более интеллектуальные люди чаще обладают доступом к образованию и возможностям для карьерного роста, а значит, могут сознательно откладывать создание семьи, считая это рациональным вкладом в собственное будущее. Репродуктивное поведение в этом случае становится результатом стратегического планирования. Это также объясняет, почему у более умных людей позже наступает сексуальная активность и меньше половых партнёров в подростковом возрасте: они просто следуют иным жизненным приоритетам.
Третья составляющая — теория эволюционной новизны придаёт дополнительную глубину объяснению. Она предполагает, что интеллект способствует способности адаптироваться к новым условиям, выходящим за рамки нашей эволюционной истории. Люди с высоким IQ чаще принимают нестандартные социальные модели. Например, сознательное бездетство или отказ от брака,как новую форму адаптации к современному высококонкурентному миру, где внимание направлено от семьи к самореализации.
Таким образом важно рассматривать эволюцию человека не только с точки зрения физической адаптации, но и как сложный психо-культурный процесс.
Р.S- в личном плане я за семейные ценности.
Спасибо за статью. Из нее я узнала о связи между высоким интеллектом, улучшенным репродуктивным здоровьем и меньшим количеством детей.
В профессиональном плане я могу отметить, что высокий интеллект связан с общим генетическим здоровьем и хорошим биологическим качеством. Современная тенденция такова, что люди могут корректировать репродуктивное поведение в зависимости от обстоятельств и целей. Они все чаще вкладывают ресурсы в образование, карьеру, откладывая репродукцию.
Для меня было новым и удивительным узнать, что люди с более высоким уровнем интеллекта раньше созревали и позже начинали половую жизнь, позже вступали в брак и имели меньше детей.
В личном плане могу сказать, что и сама наблюдаю феномен отложенного родительства в пользу саморазвития, и даже отмечала это у себя.
В статье обсуждается ситуация в которой люди с высоким интеллектом, обладающие наследственными физиологическими преимуществами не стремятся раньше создавать семью и иметь как можно больше детей. Было интересно разобраться почему так происходит. Видимо, высокий уровень интеллекта подразумевает склонность к более рациональному поведению и следовательно большей осторожности и взвешенности в принятии решений. Из-за этого может изменяться принцип определения целей в жизни и порядок их достижения. Оценка рисков и понимание ответственности отражаются на решении репродуктивных задач. Здесь можно отметить противоречие между эволюционными задачами выживания вида и социальной средой этому мешающей. В профессиональном плане статья познакомила как социальные и биологические факторы могут влиять на репродуктивные настроения в обществе.
Благодарю за статью, из которой я узнала, что люди с высоким интеллектом биологически склонны к раннему половому созреванию (признак хорошего репродуктивного здоровья), но на практике рожают позже и меньше. Меня удивило, что один и тот же человек может быть биологически готов к раннему размножению, но осознанно его откладывать — удивительный пример конфликта между инстинктами и рациональным выбором. Я увидела психологические механизмы в физиологических процессах (половое созревание) жестко запрограммированы и предсказуемы, а поведенческие решения (когда рожать) зависят от среды и менее предсказуемы. В профессиональном плане эта информация мне пригодится при консультировании пар, которые будут откладывать рождение ребенка, здесь нужно будет учесть будет их интеллектуальные способности, а также при консультировании старо родящих объяснять, что поздние роды — часто осознанная стратегия, а не патология. В личном плане, возьму себе на заметку, что если мой ребенок будет откладывать рождение своих детей, это не «проблема», а следствие сложного выбора. Статья натолкнула меня на мысль, что наши гены задают потенциал, но только мы решаем, как его реализовать.
Спасибо за статью! Все для меня в ней ново. Она рассматривает парадокс, связанный с высоким интеллектом и репродуктивным поведением. У людей с высоким IQ наблюдается более раннее половое созревание, но они откладывают создание семьи и имеют меньше детей. Исследователи предложили модель, объединяющую три теории: целостности системы, истории жизни и эволюционной новизны, чтобы объяснить это противоречие.
Анализ данных двух крупных исследований показал, что более умные люди действительно раньше достигают половой зрелости, но позже начинают половую жизнь и имеют меньше детей. Эти результаты подтверждают, что интеллект связан с биологическими преимуществами, но поведенческие выборы могут противоречить эволюционным ожиданиям. Исследование также указывает на снижение рождаемости среди образованных людей, что может быть связано с изменением ценностей и приоритетов в современном обществе.
В профессиональном плане столкнулась с новым понятием — это репродуктивные решения ( выбор, связанный с деторождением, который касается зачатия, вынашивания и рождения ребёнка или осознанной бездетности). Удивило то, что более интеллектуальные люди позже вступали в брак и заводили детей. Казалось бы, что нужно засеивать землю умными людьми, а получилось наоборот. Вспомнила, когда, я ездила в гости к бабушки в деревню, там было несколько семей, которые, как раз и были с низким интеллектом. Многие их дети не умели писать и читать, игры странные, шутки не уместные. Кроме того они очень бедно жили. У них у каждого было по 8 и более детей. Я задавала вопрос маме, почему они так плохо живут и у них так много детей. Помню ее ответ: — «это дело не хитрое».
Из статьи я узнала о взаимосвязи между интеллектом, физическим здоровьем, репродуктивным поведением и возрастом полового созревания. Оказывается, люди с высоким интеллектом достигают половой зрелости раньше, но начинают половую жизнь, вступают в брак и заводят детей позже. Это противоречит ожиданиям и объясняется несколькими теориями, включая теорию целостности системы, теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны. Меня впечатлила сложность взаимосвязи между биологическими и социальными факторами, влияющими на репродуктивное поведение. Также интересно, что результаты исследования остаются значимыми даже после учёта сопутствующих факторов, таких как образование, питание и здоровье.
В профессиональном плане понимание взаимосвязи между интеллектом и репродуктивным поведением может помочь лучше понять, как различные факторы влияют на принятие решений о создании семьи и рождении детей.
В личном плане, я отразила, что будучи молодой, мне было проще решиться на рождение ребёнка, сейчас при этом вопросе я учитываю множество факторов окружающей меня действительности, перспектив и возможностей.
Благодарю за статью! Я знала , что люди с высоким интеллектом склонны рожать позже и иметь меньше детей, но для меня явилось открытием , что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше. Я познакомилась с моделью, объединяющей три существующие теории: теорию целостности системы, теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны, которая как раз и объясняет это открытие. Также я узнала более подробно об этих трёх теориях. В личном плане, на основании этой информации , я столкнулась с противоречием, так как считаю, что интеллект проявляется и в том , чтобы вовремя , то есть в молодом репродуктивном возрасте завести семью и родить детей. В профессиональном плане возник вопрос, какими психологическими механизмами обусловлены семьи, которые за чайлд -фри.
Благодарю за статью. В ней я узнала об исследовании взаимосвязи интеллекта и полового воспитания/репродуктивных функциях. Выявилась такая закономерность, что чем более интеллектуально развит человек, тем меньше у него детей, при этом интеллект влияет на более раннее половое развитие. Парадокс природы и психики/поведения человека. Также узнала о трёх теория, которые объясняют результаты данного исследования: Теория целостности системы; Теория истории жизни; Теория эволюционный новизны.
В лично-профессиональном плане заметила, чем больше человек развит интеллектуально, тем больше он оценивает риски при рождении ребёнка и свои возможности (а что я могу ему дать, а буду ли я хорошим родителем, а потянули финансово, а что, а где и тд). Возможно, именно это и останавливает молодых интеллектуально развитых людей от поспешной беременности. А также нельзя исключать влияние окружающей среды (почему-то возник вопрос: А точно ли это мысли самого человека о том, что ему нужен ребёнок, или это навязанное мнение общества? Как разделить эти мнения и докопаться до истины?).
Из данной статьи мне удалось немного больше узнать о том, что стоит у корня выбора будущего пути человека. Умный человек раньше формируется как «половозрелый» ,но всё же выбирает направление личного развития и карьеры. Человек с более низким уровнем развития интелекта, наоборот , видит перспективу именно в создании семьи и в воспитании детей. Похожее тянется к похожему и у каждого выбора отличный результат выходит. По крайней мере каждый получает то , что хотел в теории. Новым для меня стал термин факультативное приспособление.
В профессиональном плане удалось увидеть как тесно связаны между собой высокий интеллект и потребность в образовании. И то как интеллект может убирать природные потребности на дальний план, что бы не мешать приоритетной потребности и наоборот.
В личном плане вспомнил историю в которой приводился пример жизни двух семей. Обычная рабочая семья и семья учёных. Наблюдение было очень долгим, со студенческих лет обеих семей. И да, работяги уже к 20 годам имели двоих детей, а к 50ти — половину футбольной команды. Учёные всё откладывали и откладывали в сторону карьеры и так и не завели детей. Но самое классное, что, каждая пара была счастлива как я понял. Просто счастье для каждого в разном.. Главное наверное жить исходя из способностей и задатков. И развиваться из этого.
Спасибо.
В результате прочтения статьи я узнал о корреляции уровня интеллекта и размножения. Так, исследователи изучают, почему более интеллектуально развитые люди размножаются меньше, чем люди менее интеллектуальные. Во-первых, было выявлено, что уровень интеллекта непосредственно влияет на более раннее половое созревание как у девочек, так и мальчиков. По теории целостности системы, такие люди являются более генетическим здоровыми, имеют хорошую репродуктивной систему, и логично предположить, что они должны активно размножаться и развивать свой и человеческий род в целом. Однако теория истории жизни показывает, что люди корректируют свою жизнь на основании окружающей среды — современный мир показывает, что люди с высоким интеллектом значительно позже рожают детей и в меньшем количестве, а в первую очередь фокусируются на своем личностном развитии и воплощении карьерных целей.
Спасибо за статью. Оказалось, что умные люди раньше взрослеют физически, но позже заводят детей. Это удивило, потому что обычно кажется, что всё у них «медленнее». Оказывается, тело готово раньше, но сам человек выбирает отложить семью.
Меня поразило, что интеллект связан не только со знаниями, но и с тем, как человек строит свою жизнь. Умные люди чаще делают выборы, которые не соответствуют биологическим ожиданиям — например, откладывают рождение детей ради других целей.
Я познакомилась с понятиями:
Теорией истории жизни — теперь понимаю, что мы, люди, можем менять своё поведение в зависимости от условий: если есть ресурсы и время, мы «тянем» с рождением детей.
Теорией эволюционной новизны — оказывается, интеллект позволяет адаптироваться к совсем новым условиям, не только биологически, но и социально.
Понятие поведенческой гибкости — теперь я знаю, что наши реакции — не просто «природные», а часто зависят от наших целей, приоритетов, среды.
В профессиональном плане эта информация помогает понять, что нельзя смотреть только на биологию — важно учитывать выбор и среду человека. В личностном плане я отразила, что я выбираю путь, который подходит именно мне.
Эта статья натолкнула на мысль о том, что интеллект — это не просто про учёбу, он помогает мне действовать иначе, чем диктует природа. Я могу сама решать, как жить. Но это и большая свобода, и ответственность.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с фактором, который влияет на период зачатия детей. Распространенной является информация о том, что люди с высоким интеллектом склонны рожать позже и иметь меньше детей. Теперь я знаю, что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и как следствие меньше рожают детей. В личном плане я увидела факт того, интеллект связан с показателем хорошего репродуктивного здоровья. Я задумалась о том, что людям с низким уровнем интеллекта легче решится на беременность и большое количество детей. В профессиональном плане, я увидела как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды и откладывают репродукцию. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею ведения интеллектуальных групп, у которых есть трудности с беременностью.
Статья раскрывает тему взаимосвязи интеллекта и размножения. Информация о том, что люди с высоким интеллектом рожают меньше детей, для меня не стала открытием. Автор статьи углубленно раскрывает эту тему на примере модели из трех теорий — теории целостной системы, теории жизни и теории эволюционной новизны. Прочтение этой статьи натолкнуло меня на размышления, что интеллектуально развитые люди имеют хорошие показатели здоровья, раньше созревают, природа как бы отбирает лучшие экземпляры к раннему и качественному размножению, в этом я вижу проявление естественного отбора. А с другой стороны технический прогресс, улучшение условий жизни и высокий уровень образования и культурные нормы, наоборот, притормаживают процесс деторождения, перенаправляет на реализацию потребностей более высокого уровня, связанных с личностным развитием. Таким образом, инстинкт деторождения блокируется, что может являться причиной психологических проблем. По моим наблюдениям, клиентами психологов являются в большей степени люди с интеллектом, как говорится «горе от ума» или «кто умножает познания, умножает скорбь».
Статья о новом исследовании, опубликованном в журнале Adaptive Human Behavior and Physiology, поднимает интересные вопросы о связи между интеллектом и репродуктивным поведением. Удивительно, что, несмотря на более раннее половое созревание, люди с высоким интеллектом предпочитают откладывать создание семьи и имеют меньше детей. Это противоречие объясняется интеграцией нескольких теорий, что позволяет глубже понять, как биологические и социальные факторы влияют на наши репродуктивные решения.
Исследование подчеркивает, что современная среда и ценности, такие как стремление к образованию и карьерному росту, могут оказывать значительное влияние на выбор, который делают люди. Это также может объяснить снижение рождаемости в развитых странах, где высокое образование и самореализация становятся приоритетами.
Однако важно помнить, что результаты исследования основаны на наблюдательных данных, что ограничивает возможность установления причинно-следственных связей. Кроме того, культурные различия могут влиять на репродуктивные решения, и результаты могут не быть универсальными. В целом, статья открывает новые горизонты для дальнейших исследований в области эволюционной психологии и репродуктивного поведения.
Для меня данная статья о том, что человек это единый сложно устроенный организм, при изучении которого нам ещё предстоит разгадать множество загадок. Статья познакомила меня с тремя эволюционными теориями: теорией целостности системы, теорией истории жизни, теорией эволюционной новизны. Результаты исследований, описанные в статье, меня не удивили, так как у меня возникло ощущение, что они просто подтверждают теорию деятельности, изложенную в прошлом веке С. Л. Рубинштейном. Конечно, если предположить, что высокий уровень интеллекта способствует интеллектуальному поведению индивида, ведь в его основе лежит предвидение. Как я могу заводить детей, если не могу обеспечить даже себя? Однако здесь кроется проблема: слишком завышенные требования к качеству жизни могут привести к тому, что детей может и не быть.
Благодарю за статью. Я узнала, что по результатам исследований у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше, но они откладывают создание семьи и в итоге имеют меньше детей.
Интересный факт, что существуют три теории: теория целостности системы, теория истории жизни и теория эволюционной новизны.
Теория целостности говорит о интеллекте, который является признаком общего генетического здоровья и биологического качества. Иначе говоря, люди с более высоким интеллектом обладают лучшей репродуктивной системой и физическим здоровьем, включая более раннее половое созревание.
Теория истории жизни базируется на том, что люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды. Можно сказать, что люди могут откладывать репродукцию, если сначала они могут вложить средства в образование или карьерный рост.
Теория эволюционной новизны предполагает, что разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков, например, решат не заводить детей или отдадут предпочтение личным целям перед семейной жизнью.
Я считаю, что в современном мире даже успешные пары откладывают рождение детей из-за реализации карьерных и личных целей. Думаю раньше всё было проще, было гораздо меньше возможностей.
Благодарю за статью. Я узнала, что у людей с высоким интеллектом половое созреван е наступает раньше, но они гораздо меньше имеют половых партнёров и позже других заводят детей. С целью исследовать этот парадокс учёные рассмотрели синтез нескольких теорий. Согласно теории целостности, интеллект это признак генетического здоровья и биологического качества, что объясняет раннее половое созревание. По теории истории жизни люди корректируют своё поведение в зависимости от окружающей среды, т.е. с учётом высокого интеллекта они могут, например рождению детей, предпочесть образование и карьеру, что отодвигает, а иногда и исключает появление потомства. А по теории эволюционной новизны разум движет к новым моделям поведения и новым ценностям, ламать стереотипы предков и отдавать предпочтения личным интересам вместо создания семьи. Таким образом получается что чем образованнее общество, тем больше угроза для традиционной семейной структуры и больше вероятность снижения демографии в будущем.
Спасибо за статью. Интересный материал, объясняющий почему люди с высоким интеллектом, несмотря на признаки хорошего здоровья и раннее половое созревание, рожают позже и имеют меньше детей. Используя три эволюционные теории — целостности системы, истории жизни и эволюционной новизны — авторы показывают, что физиологические признаки (раннее созревание) связаны с биологическим качеством, а поведенческие решения (отсрочка брака и рождения детей) обусловлены стратегиями адаптации и принятием новых ценностей. Это помогает понять причины снижения рождаемости в развитых странах и показывают сложное взаимодействие биологических и культурных факторов в эволюции человеческого поведения.
Меня удивило, что биологические преимущества (раннее созревание) не всегда ведут к ожидаемым поведенческим исходам (большому числу детей). Оказалось, что умные люди, хотя и способны к раннему размножению, сознательно выбирают иные приоритеты. Впечатлил масштаб исследований — анализ данных десятков тысяч человек показал устойчивую закономерность, сохраняющуюся даже с поправкой на образование и здоровье.
Я познакомился с важными психологическими и эволюционными механизмами. Например, теория истории жизни разделяет жесткие физиологические процессы (половое созревание) и гибкие поведенческие стратегии (отсрочка деторождения). Теория эволюционной новизны помогла понять, почему интеллект иногда ведет к «неадаптивным» с точки зрения природы решениям — например, к предпочтению карьеры или личных целей. Теперь я вижу, как биология и культура взаимодействуют в принятии решений.
Профессионально это исследование полезно для понимания демографических трендов, особенно в странах с низкой рождаемостью. Оно показывает, что экономические или образовательные меры могут не сработать, если люди сознательно выбирают иной образ жизни. Личностно статья заставила задуматься о своих приоритетах: насколько мои решения продиктованы биологией, а насколько — культурными нормами или личными амбициями.
Прочтение натолкнуло на идеи о будущем человечества. Если тенденция сохранится, общества могут столкнуться с усилением демографического дисбаланса, где менее образованные группы будут расти быстрее. Также интересно, как технологический прогресс, меняющий ценности, влияет на эволюционные механизмы. Возможно, следующей ступенью станет исследование того, компенсируют ли умные люди малое число детей качеством воспитания или инвестициями в их развитие.
Из прочитанной статьи я узнала о влиянии интеллектуальных способностей на создание семьи. После проведённого исследования стало ясно, что люди, имеющие высокий интеллект, раньше взрослеют и, вследствие этого, позже рожают, даже несмотря на крепкое здоровье. Также учёные отметили, что такие люди, как правило, имеют меньше детей.
Автор статьи выделяет три теории для объяснения такого явления:
1. Теория целостности системы. Предполагает, что наличие высокого IQ является признаком общего генетического здравия. Согласно этому, у таких людей должны наблюдаться также и признаки высокого здоровья.
2. Теория истории жизни говорит о корректировке человеческого поведения в зависимости от окружающей среды.
3. Теория эволюционной новизны объясняет наличие у людей нашего времени иных ценностей и моделей поведения по сравнению с нашими предками.
Из статьи я узнала, что, с одной стороны, более раннее половое созревание у более умных людей как будто дает определённые преимущества, которые могут быть связаны с их здоровьем и генетикой. Однако, как показывает исследование, на уровне поведения эти преимущества не всегда приводят к большему количеству детей. Умные люди могут сосредоточиться на образовании и карьере и откладывать деторождение на более поздний срок. Это выглядит как более разумный выбор. Меняются экономические условия, затраты на воспитание детей растут. Поэтому многие пары предпочитают ограничивать число детей или откладывать их рождение. Таким образом, исследование подчеркивает взаимодействие между биологией и поведением, а также необходимость учитывать множество факторов, влияющих на деторождение.
Эта статья поднимает крайне любопытный вопрос о связи между интеллектом, здоровьем и репродуктивным поведением. Авторы рассматривают три ключевые теоретические перспективы, каждая из которых проливает свет на разные аспекты взаимодействия между этими элементами.
В личном плане я считаю, что поздняя беременность и роды имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Позитив включает финансовую стабильность, лучшую подготовку к родительским обязанностям, способность давать детям больше возможностей. Отрицательная сторона связана с рисками, связанными с возрастом матери и отца: повышенный риск осложнений беременности, проблемы с зачатием, наследственные заболевания.
Поэтому каждый человек принимает индивидуальное решение, учитывая свои цели, жизненный опыт и желание создать счастливую семью.
Прочитав статью, я узнала как интеллект влияет на деторождаемость. Интересно было узнать, что люди с более высоким уровнем интеллекта позже заводят детей, и как правило, не являются многодетными. При всем этом, у интеллектуалов половое созревание происходит гораздо раньше, чем у обычных людей. То есть физически их организм готов раньше заводить детей, но морально они не готовы к этому. Это объясняется тем, что умные люди предпочитают карьеру и саморазвитие семье. Также интеллект тесно связан с образованием. После прочтения статьи, я задумалась о будущем. Данная тенденция пагубно влияет на демографию. Получается, с развитием образованности населения, снижается ценность семьи. Но с другой стороны, повышается качество воспитания. Ведь люди с более высоким уровнем интеллекта, скорее всего будут подходить к рождению детей разумнее. Возникает вопрос, что же лучше: количество или качество?
Из статьи я узнал, что интеллектуальное развитие — палка о двух концах. С одной стороны, оно даёт возможность быстрее адаптироваться, и как следствие, быстрее развиваться и взрослеть. Даже с биологической точки зрения. С другой стороны, оно даёт склонность к сомнениям, особенно в вопросах рождения детей. Ещё из статьи я узнал, что такое теория целостности системы, теория истории жизни и теория эволюционной новизны. Я вспомнил крылатое выражения: «горе от ума». Получается, интеллектуально развитые люди стремятся к самосовершенствованию в ущерб размножению. Я вспомнил, что первый ребёнок у меня появился достаточно рано. Однако, второй пока даже не планируется. С этой точки зрения Я бы с удовольствием немного потупел.
Из статьи я узнала, что, с одной стороны, более раннее половое созревание у более умных людей как будто дает определённые преимущества, которые могут быть связаны с их здоровьем и генетикой. Интересный факт, что существуют три теории: теория целостности системы, теория истории жизни и теория эволюционной новизны. Теория целостности говорит о интеллекте, который является признаком общего генетического здоровья и биологического качества. Иначе говоря, люди с более высоким интеллектом обладают лучшей репродуктивной системой и физическим здоровьем, включая более раннее половое созревание. Я задумалась о том, что людям с низким уровнем интеллекта легче решится на беременность и большое количество детей. В профессиональном плане, я увидела как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды и откладывают репродукцию
Спасибо за статью!
В ней я познакомилась с исследованием противоречие, где с одной стороны, интеллект связан с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму и более раннее половое созревание, а с другой стороны, люди с высоким интеллектом, как правило, имеют меньше детей и позже их заводят.
Исследования доказали, что люди с высоким интеллектом раньше достигают полового созревания, но позже начинают половую жизнь и вступают в брак.
Это связывают с новыми социальными тенденциями, по мере того, как люди становятся более образованными и знакомятся с новыми ценностями и стилем жизни, они могут отдавать предпочтение самореализации или карьерному успеху, а не традиционной семейной структуре.
Я вышла замуж в 28 и родила ребёнка в 29. И первое о чем я подумала, что рада, что я не малолетняя мать. Когда я была подростком, мама подарила книжку о половом воспитании девочек, где большая часть книги была посвящена беременным девочкам подросткам, я не помню содержание, но хорошо помню фотографии грустных девушек.
Я знакома с информацией о том, что интеллектуально развитые люди позже заводят детей и в целом имеют меньше детей, видела исследования о том, что в развитых странах низкая рождаемость. Но я никогда не встречала информацию о корреляции репродуктивного здоровья и интеллекта. Меня удивило, что у интеллектуально развитых людей половое созревание наступает раньше и что их физическое здоровье лучше.
В личном плане я вспомнила об одном своём ученике: у него невероятно плохая память, он отстаёт в школьных темах минимум на 3 года. При этом у него нет никакого диагноза и официально нет отставания в развитии. Но при этом всё, что мы с ним проходим, он забывает через час. Плюс ко всему у него плохое здоровье и много генетических заболеваний. Раньше я думала, что ему очень не повезло и с физическим, и с интеллектуальным здоровьем. Но сейчас понимаю, что всё взаимосвязано.
Интересно объяснение, почему умные люди позже рожают: люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды и могут откладывать репродукцию, если сначала они могут вложить средства в образование или карьерный рост, и разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков, например, решат не заводить детей или отдадут предпочтение личным целям перед семейной жизнью.
Благодарю за статью , оказывается высокоинтеллектуальные люди имеют более раннее половое созревание, но откладывают создание семьи и имеют меньше детей. Это противоречие объясняется взаимодействием различных теорий, таких как теория целостности системы, теория истории жизни и теория эволюционной новизны.Интеллект может влиять на репродуктивные решения, несмотря на наличие хорошего репродуктивного здоровья. Интересно, что более умные люди могут сознательно выбирать откладывать семью в пользу карьеры и самореализации. Такие понятия, связанными с эволюционной психологией, такими как адаптивное поведение, выбор между репродукцией и самореализацией, а также влияние культурных ценностей на поведение говорит мне, что интеллект может формировать поведение в зависимости от окружающей среды и социальных норм.
Современные тенденции в обществе формируют представления о семье и карьере, а также о том, как эволюционные теории могут объяснять поведение людей в условиях современного мира. Личные и карьерные цели могут быть столь же значимыми, как и традиционные семейные ценности.
Благодарю за статью! Она поднимает интересные вопросы о связи между интеллектом и репродуктивным поведением. Парадокс, который описан в статье, действительно вызывает множество размышлений о том, как эволюционные механизмы могут влиять на человеческое поведение.
С одной стороны, наличие более высокого интеллекта может быть связано с лучшими показателями здоровья и репродуктивной способности, что делает поведение таких людей более адаптивным с точки зрения выживания. Однако, как показывает исследование, это не всегда приводит к большему числу детей. Это может свидетельствовать о том, что современные социальные и экономические условия влияют на выбор людей в отношении создания семьи.
Интересно также то, что исследование объединяет три различные теории.
Теория целостности системы подчеркивает связь между интеллектом и общим здоровьем, что логично: высокоинтеллектуальные люди могут иметь доступ к лучшим ресурсам и медицинскому обслуживанию.
Теория истории жизни акцентирует внимание на том, как внешние обстоятельства формируют решения относительно размножения — например, образование или карьера могут стать приоритетами перед созданием семьи.
Теория эволюционной новизны предполагает более широкий взгляд на человеческие ценности и предпочтения в современном обществе.
Анализ данных из крупных лонгитюдных исследований добавляет убедительности выводам исследования. Результаты подтверждают гипотезу о том, что интеллектуально развитые люди достигают половой зрелости раньше своих менее интеллектуальных сверстников, но это не обязательно ведет к увеличению числа детей.
В профессиональном плане я отразила, что процесс постоянного интеллектуального развития и самосовершенствования может привести к демографической проблеме и разрушению института семьи. Во всем нужна мера и адекватность.
Благодарю за статью. из неё я узнала,что люди с высоким интеллектом склонны рожать позже и иметь меньше детей несмотря на то,что у них наблюдаются признаки хорошего репродуктивного здоровья и раннего полового созревания. Из статьи я узнала,что есть несколько предположений: интеллект связан с различными показателями хорошего здоровья и репродуктивного здоровья, включая более качественную сперму и более раннее половое созревание. С другой стороны, люди с высоким интеллектом имеют меньше детей. Исследователи хотели это объяснить и предложили модель,объединяющую три существующие теории:теорию целостности системы,теорию истории жизни и теорию эволюционной новизны. Эти основы помогают провести различие между чертами ,которые биологически фиксированы,и теми,которые более гибкие или формируются под влиянием предпочтений и принятия решений.Теория целостности системы предполагает, что интеллект является признаком общего генетического здоровья и биологического качества. Теория истории жизни, напротив, фокусируется на том,как люди корректируют свое поведение в зависимости от окружающей среды. Теория эволюционной новизны предполагает, что разумные люди с большей вероятностью примут новые модели поведения или ценности, отличные от тех, что были у наших предков,