Новый метаанализ раскрывает психологические корни конспирологического мышления
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
— Мета-анализ 279 исследований показывает, что конспирологические убеждения удовлетворяют такие психологические потребности, как контроль и уверенность.
— Люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению.
— Даже небольшие неудовлетворенные потребности, например, неуверенность или изоляция, могут подтолкнуть к вере в ложные, но утешительные теории.
Почему люди верят в теории заговора, которые пытаются объяснить события или явления без убедительных эмпирических доказательств? Эти убеждения могут показаться загадочными, но никак не случайными. Психология позволяет понять, что движет такими людьми. Новый метаанализ 279 исследований помогает объяснить, что стоит за конспирологическим мышлением. Результаты исследования показали, что эти убеждения связаны с тремя основными психологическими мотивами.
- Эпистемические мотивы: желание понять мир
Эпистемические мотивы означают нашу потребность понять, что является правдой. Когда люди чувствуют себя неуверенно, сбиты с толку или подавлены сложными событиями, они могут обратиться к теориям заговора, чтобы почувствовать, что узнали скрытую истину. Вера в тайный заговор может дать людям ощущение ясности, даже если эта вера ложная. В разных исследованиях люди, которые говорили, что чувствуют себя неуверенно или не доверяют официальным источникам, с большей вероятностью поддерживали конспирологические объяснения.
- Экзистенциальные мотивы: желание контроля и безопасности
Конспирологические верования также связаны с чувством беспомощности или отсутствия контроля. Когда люди чувствуют себя тревожными или уязвимыми (особенно во время кризисов), они могут принять конспирологические убеждения как способ сделать мир более предсказуемым. Эти убеждения служат своего рода психологической защитой, давая людям возможность обвинить кого-то или найти причину, по которой происходят плохие вещи. Авторы исследования обнаружили, что люди, испытывающие более сильную потребность чувствовать себя в безопасности, или нуждаются в ощущении контроля, чаще придерживаются конспирологических убеждений.
- Социальные мотивы: желание чувствовать себя хорошо в социальной группе
Третья группа мотивов — социальные. Люди иногда верят в теории заговора, чтобы почувствовать себя особенными, превосходными или частью сплоченной группы. Такие убеждения могут способствовать формированию чувства идентичности: «Мы знаем правду, а другие — нет». В частности, люди, которые чувствуют себя социально исключенными или не доверяют посторонним, более склонны к конспирологическому мышлению. Желание сохранить положительный имидж своей группы, особенно перед лицом предполагаемых угроз, также является движущей силой такого рода убеждений. Это согласуется с данными исследований, показывающих, что люди, верящие в теории заговора, часто предполагают, что их друзья согласны с ними, что усиливает и стабилизирует эти убеждения.
В качестве заключения
Этот масштабный обзор подтверждает идею о том, что теории заговора выполняют психологические функции. Они помогают людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами. Но за комфорт, который дают эти убеждения, приходится платить, в том числе уязвимостью перед дезинформацией, ростом недоверия и усилением социального раскола. Самое главное — это ощущение отсутствия уверенности, статуса или социальной поддержки. Даже если объективно у человека все хорошо, ощущение недостатка в этих сферах может повысить его уязвимость к ложным убеждениям.
Наконец несмотря на то, что это был большой метаанализ, размеры эффекта для каждого результата были относительно небольшими. Это означает, что, хотя эти факторы в значительной степени предсказывают веру в теории заговора, существует значительная вариативность, и другие влияния, вероятно, также играют свою роль. Например, демографические факторы могут влиять на убеждения в заговоре косвенно, формируя психологические мотивы (например, низкий уровень благосостояния может привести к чувству бессилия, что увеличивает восприимчивость).
Понимание того, почему люди верят в теории заговора, — это первый шаг к поиску лучших способов реагирования, будь то образование или сочувствие, или устранение корневых причин неуверенности и отчуждения.
Оригинальная статья: Matthew Facciani — Why People Believe Conspiracy Theories, June 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: Unsplash.com
Ключевые слова: психология, теория заговора, конспирология, метаанализ, неуверенность, социальная изоляция
Спасибо за статью! Абсолютно согласна с тем, что факторы, такие как уровень дохода, образование, возраст и социальный статус, могут сильно влиять на восприятие и принятие теорий заговора. Люди, испытывающие экономическую нестабильность или социальное отчуждение, могут искать объяснения своим трудностям в виде заговоров, что дает им ощущение контроля и понимания сложной реальности. Эта публикация напомнила мне публикацию, с которой я не так давно ознакомилась, о вере людей в приметы, и для себя я нахожу общий механизм, который дает людям то самое ощущение контроля над ситуацие.Мне кажется понимание некоторых психологических мотивов важно для разработки стратегий противодействия распространению теорий заговора. Например повышение уровня критического мышления и медиа-грамотности может помочь людям лучше анализировать информацию и отличать факты от вымысла. Это очень актуально в наше время, время медиа-информации, социальных сетей, оказалось этим инструментом очень легко ввести людей в заблуждение. Отмечу, людей, которые не способны анализировать, или проверять информацию в разных источниках, к этому более склонны люди старшего поколения. Также эмпатия и понимание эмоциональных потребностей людей могут снизить их потребность в поиске «врагов» и «заговорщиков». Открытые диалоги и активное слушание могут помочь создать доверие. Возможно работа над социальными и экономическими проблемами, такими как бедность и неравенство, может снизить уровень тревожности и отчуждения, что в свою очередь уменьшит восприимчивость к теориям заговора. На мой взгляд эти подходы могут помочь создать более устойчивое общество, где люди будут меньше склонны прибегать к объяснениям, основанным на теориях заговора.
Благодаря статье я узнала, что вера людей в теории заговоров возникает не на пустом месте, напротив, конспирологическое мышление закрывает некоторые важные психологические потребности.
Основных мотивов такого мышления три: эпистемические (желание понять мир и что является правдой), экзистенциальные (желание контроля и безопасности) и социальные (желание чувствовать себя хорошо в социальной группе).
Меня удивило, что причины конспирологического мышления имеют психологические корни, я ошибочно считала такие убеждения психиатрическим диагнозом.
Также отметила, что уровень благосостояния увеличивает восприимчивость человека, ощущение недостатка (в разных сферах) повышает уязвимость к ложным убеждениям.
В статье я познакомилась с мета-анализом, в котором проанализировали 279 исследований, и они показывают, что конспирологические убеждения удовлетворяют такие психологические потребности, как контроль и уверенность. Оказывается, люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. Также, в статье я познакомилась с тремя основными психологическими мотивами, которые связаны с этими мотивами. Интересно, что даже небольшие неудовлетворенные потребности, например, неуверенность или изоляция, могут подтолкнуть к вере в ложные, но утешительные теории. Я согласна с тем, что понимание того, почему люди верят в теории заговора, — это первый шаг к поиску лучших способов реагирования, будь то образование или сочувствие, или устранение корневых причин неуверенности и отчуждения.
Из этой статьи я узнала о том, что вера в теории заговора может быть связана с психологическими потребностями человека в контроле, уверенности и безопасности. Также отмечено, что такие убеждения могут быть результатом неуверенности, социальной изоляции или недоверия к официальным источникам информации. Кроме того, в статье говорится о том, что конспирологические убеждения могут служить психологической защитой, помогая людям справиться с чувством беспомощности и неопределённости. Меня впечатлила систематизация различных мотивов, лежащих в основе веры в теории заговора. Это показывает, насколько сложны и многогранны могут быть причины такого мышления. Также впечатляет то, что вера в заговоры может быть связана не только с индивидуальными особенностями человека, но и с социальными факторами.
В профессиональном плане понимание психологических корней конспирологического мышления может помочь мне лучше понимать людей, которые верят в теории заговора. Также я отразила что эти ошибочные убеждения могут привести к негативным последствиям для психического здоровья и социального взаимодействия.
В личном плане я отразила, что обсуждая с кем-либо теории заговора я чувствую общность в этим человеком, если наши мнения сходятся. Также вспомнила о временах ковида, когда люди разделились на два лагеря, те кто считал, что необходимо вакцинироваться, и те кто был против, считая что просто всех людей хотят чипировать таким образом.
Спасибо за статью. Статья получилась достаточно информативной и интересной. Прочитав ее я познакомилась с новым для себя понятием конспирологическое мышление — это способ восприятия реальности, основанный на идее, что миром правят тайные силы. Я узнала, что за типом такого мышления стоит несколько мотивов, такие как желание понять этот мир, желание контроля и безопасности, а так же желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. Люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. По себе я заметила, что чем дольше я изучаю психологию тем меньше я верю в теории заговора и понимаю, что все в жизни человека зависит только от него.
Благодарю за статью. Я узнала, что люди верят в теории заговоров потому что хотят понять, что является правдой, тогда есть ощущение, что рассекречена скрытая истина.
Так же теории заговоров и конспирологические убеждения дают возможность сделать мир более предсказуемым. Можно сказать, что такие убеждения выступают в роли психологической защиты, давая возможность обвинить кого-то или найти причину, по которой происходят плохие вещи.
В дополнение я отметила, что есть и социальные мотивы. Это означает, что люди иногда верят в теории заговора, чтобы почувствовать себя особенными, частью сплоченной группы.
Ключевым я выделяю, что теории заговора выполняют психологические функции. Они помогают людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
В личном плане я не отношу себя к людям, которые верят в теории заговоров или что-то подобное.
Из статьи я узнала о психологических причинах, по которым люди верят в теории заговора. Для меня было новым прочитать о эпистемических, экзистенциальных и социальных мотивах, связанных с конспирологическим мышлением. В профессиональном плане я отметила, что в условиях неопределенности люди могут прибегать к теориям заговора как к способу объяснить сложные события и почувствовать, что у них есть особое знание. Низкое доверие к официальным источникам информации усиливает склонность к конспирологическим объяснениям. В личном плане могу отметить, что Теории заговора отражают потребность в контроле и безопасности.
Люди, чувствующие беспомощность или страх, могут принимать теории заговора, чтобы объяснить негативные события и восстановить чувство контроля.
Конспирологические убеждения могут служить психологической защитой, позволяя обвинять внешние силы в происходящих несчастьях.
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что если у человека могут быть незначительные неудовлетворительные потребности, то это может подтолкнуть к вере в ложные теории. Меня впечатлил тот факт, что теории заговора выполняют психологические функции, при мощи них люди чувствуют себя увереннее и защищеннее. В статье я познакомилась с термином ‘конспирологическое мышление’, то есть это когда человек готов объяснить случайные событие согласна теориями заговора. В профессиональном плане, я отразила, что из чувства неуверенности, беспомощности люди готовы верить во все, что угодно. Психологически это им помогает сместить фокус внимания с себя на рассуждения о теориях заговора. Также, чтобы чувствовать себя значимым и принадлежать какой-то группе, думая, что друзья согласны их теории. В личном плане, я слабо знаю про теории заговора и больше отношусь к этому скептично, так как мне важно, чтобы факт был доказан. Но осенью, когда в интернете поднималась тема теория заговоров про вечеринки репера и певицы, меня увлекало читать про это, что у каждого из них дни рождения 4 числа, но это было на уровне «любопытства», без вовлечения и притяжения реальности. Данная статья натолкнула меня на идею, что порой людям нужна какая-либо информация, чтобы отвлечься от собственной жизни.
Спасибо за публикацию. Я узнала о вероятностных причинах веры в заговоры на основе выводов новых исследований. Я периодически встречаю в своей жизни людей, обладающих конспирологическим мышлением в разной степени проявленности. По моим наблюдениям, близкое общение с человеком, чересчур увлечённым теориями заговора, секретной информацией о мироустройстве и известных личностях, может вызывать раздражение у другого, не поддерживающего убеждения первого. Это может приводить к ухудшению межличностных отношений и разрыву контакта. Но ещё «интереснее», когда увлечённость теориями заговора начинает проявляться в профессиональной деятельности и наносит вред не только рабочим отношениям с сотрудниками и клиентами, но и развитию бизнес-процессов, получению прибыли. То есть, люди с конспирологическим мышлением, по моему опыту, могут быть не такими уж и безобидными.
Причинами повышенного интереса к тайным заговорам, как предполагают исследователи, могут быть неуверенность в себе или в глобальных мировых изменениях, потребность в контроле ситуации и безопасности, причастность к определённой, чаще «закрытой» социальной группе. Удовлетворение этих потребностей приводит к временному ощущению стабильности и защиты, уменьшению социальной изоляции, улучшению эмоционального состояния, но с другой стороны, впоследствии может появиться уязвимость перед ложными убеждениями, снижение самооценки, социальная отстранённость. То есть, вера в тайные заговоры как способ удовлетворения вышеперечисленных потребностей не эффективен и может приводить к усилению ощущения неудовлетворённости.
Я считаю, что в процессе психологического консультирования можно выявить причины формирования конспирологического мышления и оказать индивидуальную помощь клиенту в удовлетворении конкретных депривированных потребностей в соответствии с его запросом. Таким образом, можно снизить степень негативного влияния ложных верований на жизнь клиента, повысить его уверенность и устойчивость к любым жизненным обстоятельствам.
Из статьи узнала о ключевых идеях, которые подталкивают людей объяснять некоторые процессы в обществе с помощью теории заговора.
Одной из основных идей, является идея о том, что заговорческие убеждения удовлетворяют базовые потребности человека в понимании, контроле и социальной принадлежности. Когда люди сталкиваются с неопределенностью и страхами, они могут прибегать к теориям заговора как к источнику спокойствия. Это подтверждает, что человеческая природа стремится к простым объяснениям сложных и запутанных явлений. Вместо того чтобы принимать непредсказуемость жизни, люди выбирают более «удобные» объяснения, которые могут дать ощущение ясности даже в условиях неопределенности.
В профессиональном плане я поняла,что у разных людей могут быть свои уникальные триггеры для веры во что угодно в том числе и в теории заговора.И мне,как специалисту,важно понять эти триггеры и поработать над укреплением доверия клиента к объектным источникам информации.
Интересная статья. Конспирологические теории привлекают людей по нескольким причинам. Во-первых, когда люди чувствуют неопределенность или страх, им легче поверить в простые объяснения сложных событий. Это помогает им чувствовать себя более уверенно и контролировать ситуацию. Во-вторых, конспирологические идеи могут укрепить чувство принадлежности к определенной группе, особенно если среди друзей или знакомых есть сторонники таких теорий. Это создает комфорт и поддержку, даже если такие убеждения не основаны на фактах. Но не каждый, кто испытывает стресс или недостаток в поддержке, обязательно станет верить в заговоры. Согласна, что необходимо разобраться в этих мотивах. Это может помочь нам лучше общаться с людьми, которые придерживаются подобных взглядов, и находить более эффективные способы борьбы с дезинформацией
Спасибо за статью! Благодаря ей я узнала, что конспирологические убеждения удовлетворяют такие психологические потребности, как контроль и уверенность. Исследование показало, что эти убеждения связаны с тремя основными мотивами: эпистемическими — желанием понять мир; экзистенциальными — стремлением к контролю и безопасности; социальными — желанием чувствовать себя комфортно в группе. Меня поразила систематизация различных мотивов, лежащих в основе веры в теории заговора, что подчеркивает сложность и многогранность причин такого мышления. В профессиональном плане понимание психологических корней конспирологических убеждений поможет мне лучше понимать людей, верящих в такие теории. Также я отметила, что эти ошибочные убеждения могут иметь негативные последствия для психического здоровья и межличностных отношений. В личном плане мне иногда интересно и забавно общаться на такие темы, особенно узнавать причины и доводы моих собеседников в пользу теорий заговора. Это позволяет мне понять, сходится ли наше мировоззрение или нет, а также почерпнуть что-то новое, на что раньше не обращала внимания. Для меня это скорее развлечение, хотя я понимаю, что для некоторых людей, как показало исследование, такие убеждения помогают чувствовать себя увереннее, защищеннее и поддерживают связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
Благодарю за статью. Из неё я узнала, что вера в теории заговора часто возникает не просто из-за дезинформации, а потому что они помогают человеку справляться с неуверенностью, страхом и чувством одиночества.
Меня удивило, что даже небольшое чувство изоляции или потери контроля может сделать человека более склонным верить в заговоры. Это кажется неочевидным, но очень логичным с точки зрения психологии.
Я познакомилась с тремя типами мотиваций:
Эпистемические — стремление понять мир и почувствовать ясность. Экзистенциальные — желание контроля и безопасности.
Социальные — стремление быть частью группы и чувствовать значимость.
В профессиональном плане я теперь лучше понимаю, что за такими убеждениями стоят неудовлетворённые психологические потребности, а не просто «странности». В личностном плане эта информация помогает мне проявлять больше сочувствия к людям, которые верят в теории заговора.
Я задумалась о том, как важно создавать поддерживающую и понятную среду для людей — чтобы они чувствовали себя уверенно, защищённо и не были одиноки. Тогда у них будет меньше потребности верить в такие теории.
Спасибо за статью! Из нее я узнала о психологии конспирологического мышления и поняла, почему некоторые люди склонны верить в теории заговора. Оказывается, такие убеждения формируются не случайным образом, а обусловлены целым рядом глубоких психологических механизмов.
Особенно ценно было осознать деление факторов на три ключевые группы: когнитивные, экзистенциальные и социальные. Теперь понятно, почему люди ищут объяснения в конспирологических теориях — это помогает справляться с ощущениями неопределённости, страха перед будущим и социальной изоляцией. Обращение к таким идеям зачастую связано с недостатком уверенности в себе, низкой самооценкой и отсутствием чётких ориентиров в жизни. Низкий уровень социального взаимодействия, недостаток финансовой стабильности и высокая степень недоверия власти усиливают склонность искать ответы в альтернативных источниках информации. Чтобы бороться с фейковыми новостями недостаточно просто блокировать распространение ложных сведений, важнее устранить первопричины, порождающие желание поверить в сомнительные идеи. Такое исследование вдохновляет на дальнейшее изучение темы и подчёркивает важность развития критического мышления и укрепления психологической устойчивости каждого члена общества.
Спасибо за статью. В статье говорится о причинах, из-за которых люди верят в различные теории заговоров. Интересно, что за конспирологическим мышлением стоят вполне конкретные психологические причины и дефициты личности. Такие как эпистемические мотивы — желание понять мир, экзистенциальные мотивы — желание контроля и безопасности и социальные мотивы — желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. Т.е. теории заговоров выполняют вполне конкретные психологические функции – дают человеку чувство безопасности, уверенности, перекладывают ответственность и защищают. Конечно, все это закрывает для человека истинную причину веры в теорию заговора, а значит ему сложнее будет увидеть свои личностные проблемы. В своей жизни, я однажды встречала человека, искренне верящего в одну из подобных теорий. Мне сразу стало понятно, что человек имеет некоторые психологические проблемы, и я не стала продолжать общение. Теперь, благодаря статье, я понимаю какого рода проблемы стоят за таким поведением.
В статье рассказывается о том, что становится основой для формирования веры в теории заговора. Вера в конспирологические теории может являться компенсацией не удовлетворённый психологических потребностей. Она появляется когда не хватает ясности и нужны простые, доступные, хоть и ложные, объяснения происходящих явлений. Мнимая причастность к скрытым силам позволяет снизить тревогу и ощущение беспомощности и противостоять изоляции. Но за такое утешение приходиться расплачиваться повышенной восприимчивостью к ложным учениям и проявлениям противоречий в общественной жизни. Что бы уменьшить пагубное влияние веры в теории заговора , видимо, нужно уделять внимание ее первопричинам. Борьба с тревожностью и фобиями, развитие социального взаимодействия и повышение уровня образованности и развитости. В профессиональном плане статья показала, что популярность конспирологии, есть признак того, что в обществе ограничена возможность удовлетворения психологических потребностей человека и характеризует нездоровую социальную среду.
Читая данную статью, я наконец нашла рациональное объяснение феномену конспирологического мышления. Прежде всего, я выяснила, что люди прибегают к теориям заговора вовсе не случайно, а скорее из-за неудовлетворённых потребностей, таких как отсутствие контроля, низкая самооценка или чувство изоляции. Оказалось, что потребность в понимании мира и поиске смысла становится главной причиной обращения к таким гипотезам. Именно здесь кроются основные мотивы: улучшение самоощущения, формирование чувства причастности к особой группе и попытка заполнить пустоту внутренней нестабильности. Меня поразило исследование, доказывающее взаимосвязь конспирологии с глубинными личностными качествами. Особенное впечатление произвело утверждение, что вера в подобные идеи вызвана желанием уменьшить страх неизвестности и обрести иллюзорное спокойствие. Таким образом, главный вывод статьи очевиден: развитие способности критически мыслить и формировать устойчивые взгляды крайне важно для сохранения здравомыслия в условиях информационного шума.
Спасибо за статью , из нее я узнала что конспирологические убеждения могут удовлетворять базовые психологические потребности, такие как контроль, уверенность и социальная связь. Это объясняет, почему некоторые люди склонны верить в теории заговора. Насколько же сильно психологические факторы влияют на восприятие реальности, что даже незначительная неуверенность или социальная изоляция могут привести к вере в ложные теории. Я познакомилась с такими понятиями как эпистемические, экзистенциальные и социальные мотивы. Теперь я понимаю, что люди могут обращаться к конспирологиям как к способу справиться с неуверенностью, желанием контроля и стремлением к социальной идентичности.
Я считаю , что необходимо поддерживать доверие и социальные связи в обществе. Это может помочь уменьшить восприимчивость людей к дезинформации и теории заговора.
Спасибо за статью! В данной статье говорится о том, что люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. Существуют три вида мотивации людей, которые используют свою веру в теории заговоров для того, чтобы им жить стало легче.Эпистемические мотивы: желание понять мир, экзистенциальные мотивы: желание контроля и безопасности, социальные мотивы: желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. В результате прочтения этой статьи я понимаю почему так много людей любят смотреть телеканал НТВ, там как раз передачи, которые помогают людям почувствовать себя значимыми, что они что-то знают. В профессиональном плане данную информацию я смогу использовать, так как люди с заниженной самооценкой и неуверенные в себе будут знать о тайнах нашего мира.
Благодарю з статью. Из неё узнала, какие психологический мотивы стоят за конспирологическим мышлением и почему некоторым людям необходимо верить в теории заговора. Любопытно, этих мотивов всего три, а именно: эпистемические мотивы, экзистенциальные мотивы и социальные мотивы. Оказывается, теории заговора выполняют психологические функции. Они помогают людям чувствовать себя увереннее, защищеннее и ощущать связь с другими людьми, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами. Таким образом,к конспирологическому мышлению наиболее склонны люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, которые желают контроля над своей жизнью и безопасности. Естественно, за всё это приходится платить ложными убеждениями, которые и есть самообман. В личном плане считаю, что необходимо повышать уровень своей образованности, так как более образованные люди реже верят в теории заговора. В профессиональном плане, считаю, что человеческий мозг устроен так, что ему свойственно совершать когнитивные ошибки в мышлении,а люди любят находить закономерности и видеть чужую волю в случайных происшествиях, ведь порой это придаёт смысл жизни.
Благодарю за статью! В результате прочтения данной статьи, я выявила для себя информацию о том, что социальный статус, уверенность в себе и принадлежность к какой-то группе влияет на людей и их возможность веры в теорию заговора. Меня удивило, что люди стремятся соединиться с обществом посредством принадлежности к закрытой группе, где все знают то, что не знают другие и этот относится к теории заговора. Также люди стремятся понять мир и то, что не могут объяснить и из-за этого могут верить в теории заговора, которые хоть как-то объясняют то, что они не знают для их спокойствия. Эта информация мне дает понять, что люди, которые поддерживают данную теорию вероятно чувствуют себя чужими в обществе и таким образом нашли себе единомышленников.
Спасибо за статью.
Познакомилась , термином конспирологическое мышление-вера в теории заговоров(т.е ложные, ничем не подтвержденные, но утешительные теории).
Узнала, что на основании мета-анализа были выявлены мотивы, движущие такими людьми(желание понять мир, желание контроля и безопасности, желание чувствовать себя хорошо в социальной группе).
А также, что вера в теории заговоров помогают закрывать психологические потребности(чувство уверенности, защищённости, ощущение связи с другими), если они не удовлетворяются другими способами.
Но такая вера чревато уязвимостью перед дезинформацией, ростом недоверия и усилением социального раскола.
В профессиональном плане полезно было узнать, что люди, подверженные конспирологическому мышлению, как правило, чувствуют себя неуверенными, бессильны или социально изолированными.
В личном плане хочу заметить, что людей, доверяющих картам таро, приметам, гадалка, астрологическим прогнозам также можно отнести к данной категории
Спасибо, что затронули столь интересную тему.
В статье есть несколько моментов, которые можно оспорить. Например, утверждение, что вера в теории заговора в основном связана с психологическими потребностями, такими как контроль, безопасность и принадлежность. Наука показывает, что вера в такие теории также часто связана с когнитивными особенностями, например, склонностью к систематизации, конспирологическому мышлению как таковому, и даже с определенными чертами личности, такими как высокий уровень недоверия и низкая толерантность к неопределенности. Исследования показывают, что люди с выраженной склонностью к систематизации, то есть к поиску закономерностей и объяснений, более склонны верить в теории заговора, даже если они не испытывают сильных психологических потребностей.
ЕЩе важно учитывать, что вера в теории заговора может быть связана с низким уровнем аналитического мышления или критического анализа информации. Например, исследование, проведенное учеными из Университета Калифорнии, показало, что люди, более склонные к автоматическому мышлению (эмоциональному или интуитивному), чаще верят в ложные теории, чем те, кто склонен к более аналитическому и критическому мышлению. Это говорит о том, что причины доверия к теориям заговора — не только внутренние потребности, но и когнитивные особенности, связанные с обработкой информации.
И есть еще одно но — ❝Ни один нормальный человек не верит в теорию заговоров, пока не становится ее частью❞
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала о трех мотивах, из-за которых люди верят в теории загоровов.
Первый мотив — желание понять мир (эпистемический). Этот мотив означает нашу потребность понять, что является правдой.
Второй мотив — желание контроля и безопасности (экзистенциальный). Люди, которые чувствуют себя тревожными или уязвимыми, склонны принимать конспирологические убеждения, чтобы сделать мир более предсказуемым, а следовательно и безопасным.
Третий — социальный мотив- желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. То есть быть с кем то вместе, заодно.
Читая статью, мне вспомнился мой знакомый, страдающий конспирологическими убеждениями. Он изучает теорию заговора и считает, что в скором времени наступит всемирная катострофа, и нужно строить дом на самой высокой точке. Особенное обострение было во время пандемии. Каких только теорий не было. В трудные времена нужно во что то верить и быть с кем-то за одно. Древний инстинкт стаи срабатывает.
В статье узнал что такое теория заговора и мотивы, приводящие к тому, чтобы так жить: желание понять мир, контроль и безопасность, социальная значимость. Удивляет меня то, что люди не понимают одного, за всё придёт расплата, бумеранг никто не отменял. Контролировать всех, кроме себя, приводит с одной стороны к безопасности самого себя, с другой стороны лишает себя возможности разобраться в своих внутренних ограничениях и развитии. Происходит обкрадывание самого себя. Если разбирать семейную систему, где есть зависимые люди, то там заговорщиками являются родители. Семья как правило закрытая: сор из избы мы не выносим. Когда мне на консультации говорят: мы хотим помочь своему родственнику-зависимому прекратить употреблять, то я всегда спрашиваю: кто противник лечения? Мне отвечают, что противников нет. И обучение в институте мне помогает почувствовать, что мне врут. Они сами и являются первыми заговорщиками, т.е. нет у созависимых идеи тому, чтобы зависимый стал другим человеком. Спустя время лечения они начинают устраивать диверсии против своих зависимых, т.к. самим делать нечего и остаётся только тревога. Приходится стоять в проломе между зависимыми и созависимыми.
Благодаря статье узнала анализ психологических корней конспирологического мышления, выделяя три ключевых мотива: эпистемический, экзистенциальный и социальный. Особенно ценным мне показалось объяснение, как теории заговора компенсируют базовые психологические потребности — в понимании мира, безопасности и принадлежности. Удивило, что даже небольшие размеры эффекта в исследовании подтверждают универсальность этих механизмов. Новым для меня стало понимание социальной функции конспирологических убеждений — они не просто дают ложное объяснение событий, но и создают чувство групповой идентичности. Теперь я лучше понимаю, почему так сложно переубедить сторонников теорий заговора — они удовлетворяют глубинные психологические потребности. Эта информация крайне полезна в профессиональном плане. Во-первых, она объясняет всплеск конспирологических настроений во время кризисов. Во-вторых, предлагает практический подход: вместо борьбы с ложными убеждениями стоит работать с лежащими в их основе потребностями. Например, повышать психологическую устойчивость и критическое мышление. Статья натолкнула на мысль о необходимости развивать альтернативные способы удовлетворения этих потребностей — через образование, поддерживающие сообщества и развитие эмоционального интеллекта. В практическом плане стало понятно, что эффективная борьба с конспирологией требует не только фактов, но и понимания человеческой психологии.
Спасибо за статью. После прочтения статья я предположила, что конспиративное мышление больше относится к скрытности. Когда человек не хочет, не любит о себе рассказывать. Прочитав определение это куда более глубже. Конспиративное мышление — это способ восприятия реальности, основанный на идее, что миром правят тайные силы. Когда люди чувствуют себя неуверенно, сбиты с толку или подавлены сложными событиями, они могут обратиться к теориям заговора, чтобы почувствовать, что узнали скрытую истину. Я так понимаю, что такие люди придумывают себе некую истину и верят в нее, возможно чтобы не видеть свои проблемы и отстранится от них. Создавая себе некую идеальную картинку, что они часть вселенной и у них есть определенная миссия. Но при этом они усугубляют только проблему, так как она не решается.
В статье я познакомилась с тремя основными психологическими мотивами, которые объясняют для чего люди верят в теории заговора. В основном такая реакция возникает от неуверенности, отсутствии контроля и одиночества, что возникает от неудовлетворенных потребностей в жизни таких людей. Им проще приписывать себя к массам и быть частью социума. Статья натолкнула на мысль, что такой выбор защиты от неуверенности, как конспирологическое мышление – отличный способ для стабилизации психики и дополнение к неудовлетворенным потребностям. Самое главное во всем этом – баланс. В профессиональном плане я выделила для себя, что очень много психологических механизмов и типов мышления формируется на основе страха одиночества.
Благодарю за статью. В результате прочтения статьи я узнала, почему люди верят в теории заговора, которые пытаются объяснить события или явления. Удивило, что люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. В статье я познакомилась с тем, что конспирологическое мышление основывается на убеждениях, которые связаны с тремя основными психологическими мотивами: эпистемические мотивы, зкзистенциальные мотивы, социальные мотивы. Теперь я знаю, что эпистемические мотивы означают нашу потребность понять, что является правдой, желание понять мир; экзистенциальные мотивы — это желание контроля и безопасности и социальные мотивы: желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. В профессиональном плане эта информация может помочь лучше понять людей с конспирологическими убеждениями и что ими движет. В личностном плане я могу прочитать про теории заговора чисто из любопытства, но я не особо верю в это все, так как понимаю, что все зависит от самого человека в его жизни.
Спасибо за статью!
Я узнала о причинах, по которым люди верят в теорию заговора.
Меня удивили результаты исследований, показывающие, что конспирологические убеждения удовлетворяют такие психологические потребности, как контроль и уверенность.
В профессиональном плане я подчеркнула механизм поведения, когда люди сталкиваются с неопределенностью или сложными ситуациями, они могут прибегать к теориям заговора как к способу найти объяснение и ясность.
В условиях стресса или кризиса люди могут принимать конспирологические убеждения, чтобы справиться с чувством уязвимости и беспомощности.
В личном плане я на своем опыте убедилась в том, что люди верят в теории заговора, чтобы укрепить свою идентичность и создать чувство исключительности по сравнению с другими. Меня это напугало, так как фанатичное помешательство на определенное теме и слепое верование без вероятности сомнения или допущения иной точки зрения, на мой взгляд деструктивно.
Благодарю за статью.
Для меня стало открытием, что вера в теории заговора часто связана, с внутренними переживаниями человека. Это способ почувствовать хоть немного контроля, уверенности, принадлежности. Меня очень удивило, что даже лёгкое чувство одиночества или неуверенности может подтолкнуть человека к вере в заговоры. А ещё то, как такие теории помогают людям почувствовать себя «в теме», как будто они знают больше, чем другие. Все мы иногда хотим понять, что происходит, и чувствовать себя нужными. В статье говорилось о трёх мотивах, которые могут толкать людей к теориям заговора:
-Желание понять, что происходит, особенно когда всё вокруг кажется запутанным.
-Потребность в ощущении безопасности и контроля, особенно в трудные времена.
-Желание быть «в своей» группе, чувствовать, что ты не один. Теперь я понимаю, что конспирологическое мышление — это часто способ справиться с внутренним напряжением.
Для себя я поняла, что нужно с большим сочувствием относиться к людям, которые во что-то странное верят. Не спорить, не смеяться, а понять, что-то у них внутри болит. В профессиональном плане , как будущему психологу мне важно будет уметь разглядеть за словами человека — его страх, одиночество или растерянность. Я задумалась, как важно давать людям поддержку и уверенность, особенно когда они переживают трудные времена. Чем больше у человека чувства стабильности и принятия, тем меньше он будет искать «утешения» в теориях заговора. И ещё я поняла, что даже странные убеждения — это часто зов о помощи.
Спасибо за статью! Она помогла мне глубже понять психологические механизмы, лежащие в основе веры в теории заговора. Мета-анализ 279 исследований показал, что конспирологическое мышление удовлетворяет три ключевые потребности: в понимании мира (эпистемические), чувстве контроля (экзистенциальные) и социальной принадлежности. Особенно интересно, что даже незначительное ощущение неуверенности или изоляции может подтолкнуть человека к таким убеждениям. Теперь я лучше понимаю, почему в периоды кризисов конспирологические теории становятся особенно популярными — они дают ложное, но комфортное ощущение ясности и контроля. Как будущему психологу, мне важно учитывать эти механизмы при работе с клиентами, проявляющими подобные убеждения. Вместо прямого отрицания их взглядов, возможно, эффективнее будет работать с глубинными потребностями, которые стоят за этими убеждениями.
Спасибо за статью. Нового в результате прочтения я узнала, что, люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. Меня впечатлило, что что теории заговора выполняют функции психологической защиты, они помогают людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
Я познакомилась с понятием Конспирологическое мышление — это способ восприятия реальности, основанный на идее, что события и явления в мире контролируются скрытыми группами людей с тайными целями. Я познакомилась с механизмами психических реакций:
низкий уровень благосостояния может привести к чувству бессилия, сложное событие — чувство подавленности, неуверенность, сбит с толку, а также социальная изоляция и во всех этих случаях человек обращается к теориям заговора. В личностном плане я вспомнила, что встречала таких людей, которые верили в теории заговора и рассказывали, что только горстка людей избранных управляет миром: иллюминаты, масоны, пришельцы, отшельники или очень богатые люди, они используют символику и действия их скрытные. В профессиональном плане эта информация помогает понять, что происходит с клиентом и обратить внимание на механизмы психических реакций.
Из данной статьи мне удалось узнать , по каким причинам люди склонны верить в теории заговора. А так же то , что влияют на восприимчивость финансовое неблагополучие, низкий социальный статус и отсутствие хорошего образования. Одними из главных причин являются социальная изолированность,отсутствие контроля и уверенности в себе.
Новым для меня стали термин эпистимический мотив. Удивило , что люди склонные верить в теории заговора , часто считают что близкие и друзья поддерживают их в этом. Хотя и предположение это безосновательно и чревато сильным разочарованием.
В профессиональном плане удалось увидеть как укрепляется убеждение человека в нечто не существующее , когда он верит что его поддерживают близкие. Наверное как то так работает созависимость.
В личном плане вспомнил о своем старом друге. Он верит в то , что весь мир был Русью , а Евреи спрятали космические корабли Ассов и теперь правят миром. Перу — это Перуния и ТД. Что то из темы сценических речей Задорнова. Так вот, когда он узнал , что я его не поддерживаю, стал сильно переживать. Даже плакал, «- это мои корни, ты не понимаешь ..»
Я не знаю как ему помочь, поэтому просто не лезу с этим теперь. Другие товарищи поддерживают. А я стараюсь просто быть другом. Он тоже помнит последствия и просто не говорит со мной об этом больше. Такой вот у нас договор про заговоры).
Эта статья помогла мне понять, почему люди верят в теории заговора. Меня удивило, что такие убеждения связаны с психологическими потребностями — желанием понять мир, чувствовать контроль и быть частью группы. Особенно интересно, что даже небольшие неудовлетворённые потребности, например, неуверенность или изоляция, могут подтолкнуть к вере в ложные теории. Я теперь лучше понимаю, что за этим стоит — желание чувствовать себя уверенно, защищено и социально включённым. Эта информация важна для меня как в профессиональной, так и в личной сфере — она помогает понять мотивацию людей и искать более эффективные способы реагировать на дезинформацию и социальные расколы. В целом, это напоминание о том, как важно создавать условия доверия и поддержки, чтобы снизить уязвимость к ложным убеждениям.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о трех основных мотивах, почему люди верят в теории заговора: эпистемические мотивы: желание понять мир; экзистенциальные мотивы: желание контроля и безопасности; социальные мотивы: желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. Меня удивляет вообще, что люди верят в теории заговора, а также, что тогда, когда верят, люди чувствуют себя увереннее и защищеннее. Меня заинтересовал третий мотив, что люди верят, чтобы почувствовать себя частью сплоченной группы. Для меня эта самая необычная причина, так как верить ради компании — это странно. И наверное это сложнее всего отразить самостоятельно и перестать верить. В профессиональном и в личном плане эта статья помогла мне отразить, что теории заговора выполняют психологические функции, помогают людям приобрести ощущение ясности, давая людям возможность обвинить кого-то или найти причину и т. д.
Спасибо за статью. Тема статьи почему люди верят в теории заговора и почему придерживаются конспиралогических убеждений. Оказывается, это психологическая защита, в основе которой лежат неудовлетворенные психологические потребности в контроле, уверенности, принятии группой. Исследователи выделили причины таких явлений: желание понять мир, желание контроля и уверенности, желание хорошо себя чувствовать в социальной группе. Если какому-то явлению нет объяснения, человек чувствует себя неуверенно, воспринимает происходящее как угрозу и ищет объяснение, чтобы чувствовать себя по-другому. К тому же то, такой человек чувствует себя особенным, так придумал что-то, до чего не додумались остальные. Мне кажется, что это необязательно будет что-то неконструктивное, вроде конспиралогических теорий. В этом состоянии, пытаясь найти объяснение происходящему, происходят многие великие открытия. Т.е теории заговора это один из результатов неудовлетворенности данных потребностей, но могут быть и другие, вполне применимые к реальности теории. На мой взгляд, такой теорией может быть мир VUCA. Смысл концепции в том, что в нашем изменчивом мире упор нужно делать не на четкий план, а на использование гибких навыков, которые позволяют в этом мире существовать. Используя информацию из статьи, пришла к выводу, что в терапии эти знания можно использовать таким образом – перенаправить человека, чтобы удовлетворить эти потребности другим способом. Например, прокачать какие-то навыки и чувствовать себя уверенней.
Статья «Почему люди верят в теории заговора?» оказала значительное влияние на мое понимание психологии человеческого поведения. Мне важно осознавать глубинные причины, которые приводят людей к поддержке недостоверных и неподтвержденных утверждений. Исследование показывает, что приверженность теориям заговора связана с тремя ключевыми аспектами человеческой психики: желанием понимания мира, стремлением к контролю и потребностью принадлежать определенной социальной группе.
Во-первых, статья помогла мне глубже понять роль эпистемического мотива в формировании мировоззрения. Потребность разобраться в происходящем вокруг нас является естественной частью нашей природы. Однако, столкнувшись с неопределенностью и сложностью ситуации, мы можем искать упрощённые объяснения, такие как теории заговора. Эта идея важна для моей будущей профессиональной практики, поскольку подчеркивает необходимость помогать клиентам справляться с тревогой и неопределённостью конструктивными методами, предоставляя им поддержку и научную информацию.
Во-вторых, экзистенциальные мотивы раскрываются как важный фактор, влияющий на принятие человеком конспирологических взглядов. Чувство тревоги и страха делает людей восприимчивыми к идеям, которые обещают стабильность и контроль над ситуацией. Понимание этого аспекта позволит мне лучше ориентироваться в эмоциональных состояниях клиентов и развивать стратегии помощи, направленные на повышение уровня личной автономии и внутренней устойчивости.
Для меня данная статья о защитных механизмах, одним из которых является конспирологическое мышление.Как и любой другой защитный механизм, оно возникает в ситуациях повышенной тревоги и уязвимости, удовлетворяя потребность в безопасности и предсказуемости бытия. Однако если такое мышление закрепляется, оно может привести к проблемам с психическим здоровьем и социальной адаптацией. С профессиональной точки зрения статья демонстрирует, что при работе с любой человеческой проблемой ключевую роль играет мотив. Если его распознать и показать человеку, это может снизить его уязвимость. На личном уровне статья напоминает, что критическое мышление — необходимое условие психического здоровья.
Спасибо за статью!
В ней я познакомилась с психологической стороной веры в теории заговоров, эта вера помогает людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
Люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению.
Я столкнулась с тем, что готова верить в конспирологические теории, когда я и моя семья из-за санкций в марте 2022 года на месяц «застряли» в Египте.
Я изучала информацию, связанную с конфликтом, и мне откликнулась теория «Междуморья». Это проект объединения стран между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морями в рамках единого конфедеративного государства под верховенством Польши, выдвинутый Юзефом Пилсудским после Первой мировой войны. В перспективе конфедерация должна была включать Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию. И исходя из этой концепций, на территории соседнего государства происходит то, что привело к военному конфликту. Я искала поддержки в информации, из-за страха и неуверенности в будущем. На тот момент изучение таких теорий как предпосылок событий успокаивало и делало меня уверенней в том, что наша страна делает все правильно.
В подростковом возрасте я обожала конспирологические теории. Но во время обучения в педагогическом университете мы развивали критическое мышление, учились работе с разными источниками и проверке информации. После этого моя вера в теории подобного рода испарилась.
Из статьи я узнала, что люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. То есть конспирологические теории — утешение в сложных жизненных обстоятельствах. Люди верят в теории из-за желания понять мир, желания контроля и безопасности, желания чувствовать себя хорошо в социальной группе. В семье моего жениха принято верить в теории заговора. Но когда это обсуждается за общим столом, я ловлю себя на мысли, что эта вера связана с желанием понять, почему в мире происходят трудности.
Благодарю за статью. Я познакомилась с исследованиями, которые позволяют понять что именно движет людьми, верящими в теории заговора и как возникает конспирологическое мышление. Основными психологическими мотивами являются: желание понять мир тогда когда люди растеряны и сбиты с толку тяжелыми событиями; когда не могут чувствовать себя в безопасности, особенно в моменты кризисов такие убеждения срабатывают как психологическая защита; а также чувствовать себя особенными перед другими или в составе группы единомышленников, веря в их поддержку. Получая защиту, уверенность и связь с другими приходится расплачиваться неспособностью отличить правду от вымысла, ростом недоверия и отсутствием поддержки обществом. К тому же на формирование мотивов могут повлиять демографические факторы, необразованность или низкий уровень достатка. Поэтому, считаю что уже само понимание причин возникновения убеждённости в заговоре дает возможность найти другие способы реагировать на столь изменчивый мир.
Спасибо за статью. В материале показано, что вера в теории заговора связана с тремя основными психологическими мотивами: эпистемическими — потребностью понять истину и обрести ясность; экзистенциальными — желанием чувствовать контроль и безопасность; и социальными — стремлением укрепить свою идентичность. Люди, испытывающие неуверенность, бессилие или изоляцию, более склонны к конспирологическому мышлению, даже при наличии небольших неудовлетворённых потребностей. Эти убеждения служат психологической защитой, повышая ощущение уверенности. Однако они увеличивают уязвимость к дезинформации. Подобные выводы весьма предсказуемы. Тем не менее, весьма ценны. Благодарность авторам за качественный материал.
Статья о метаанализе, раскрывающая психологические корни конспирологического мышления, предоставляет важные и глубокие insights о поведении людей в условиях неопределенности. Результаты показывают, что конспирологические убеждения часто возникают как ответ на неудовлетворенные психологические потребности: стремление к контролю, безопасности и социальной идентичности. Особенно тревожно, что даже легкие симптомы неуверенности или изоляции могут подтолкнуть людей к поиску утешительных, но ложных объяснений.
Это подтверждает, что теории заговора выполняют функции психологической защиты, создавая иллюзию ясности в хаотичном мире. Однако за этим комфортом скрываются серьезные последствия, такие как рост недоверия и социальный раскол. Необходимо осознавать, что работа с коренными причинами неуверенности и отчуждения может стать ключом к более эффективному противодействию дезинформации и укреплению социальной сплоченности. Понимание механизмов, стоящих за такими убеждениями, поможет выработать стратегии, направленные на образование и вовлечение людей в конструктивный диалог.
Благодарю за статью. В результате прочтения ознакомилась с очень интересной для себя темой — почему люди верят в теории заговора. Меня впечетлили результаты мета-анализа из 279 исследований, которые показали что конспирологические убеждения удовлетворяют такие психологические потребности как контроль, уверенность, бессилие и т.д.
Я лишний раз убедилась, что даже небольшие неудовлетворённые потребности человека, такие как неудовлетворённость в любой сфере жизни, неуверенность в себе, желание безопасности, желание чувствовать себя спокойно и хорошо, перекладывая свою ответственность на других — подталкивает людей к вере в ложные убеждения, заговоры, и утешительные теории. Также, такие люди могут себя чувствовать выше других, считая что они знают что-то важное и тайное, скрытое о других.
Статья полезна и интересна, для более глубокого объяснения поведения человека.
Спасибо за статью, из которой узнала, что конспирологическое мышление связано с тремя ключевыми психологическими мотивами: эпистемическими (поиск понимания), экзистенциальными (потребность в контроле и безопасности) и социальными (желание принадлежности и превосходства). Поняла, что даже небольшой дефицит в этих сферах (например, временная неуверенность или изоляция) может повысить склонность к вере в теории заговора. Осознала, что конспирологические убеждения выполняют компенсаторную функцию – дают ложное, но утешительное ощущение ясности, контроля и принадлежности. Впечатлило, что социальная изоляция и чувство бессилия могут быть даже важнее, чем уровень образования или критическое мышление. Познакомилась с такими понятиями как эпистемические мотивы – стремление к пониманию мира. Если человек чувствует неопределенность, он может цепляться за простые, но ложные объяснения, экзистенциальные мотивы – потребность в безопасности и контроле. Вера в заговор дает иллюзию предсказуемости («если всё спланировано, значит, мир не хаотичен»), социальные мотивы – желание принадлежности и позитивной групповой идентичности. Конспирология может объединять людей через общее «знание тайной правды», эффект ложного консенсуса – склонность считать, что другие разделяют наши убеждения, даже если это не так. В профессиональной сфере, как для работы психолога, могу использовать эту информацию при избавлении от тревоги, если клиент верит в заговоры, учитывая тот аспект, что рациональные аргументы могут не сработать без эмоциональной поддержки. В личном плане статья дает инструменты для самоанализа – если я вдруг начинаю верить в сомнительные идеи, стоит проверить: не связано ли это со стрессом или одиночеством? Статья показывает, что конспирология – не просто «глупость» или недостаток знаний, а сложный психологический феномен, связанный с базовыми человеческими потребностями.
Прочитав статью, я осознал, что вера в теории заговора — это не случайность, а попытка психики удовлетворить три ключевые потребности: понять хаотичный мир (эпистемический мотив), обрести чувство контроля и безопасности (экзистенциальный мотив) и почувствовать принадлежность к особой группе «знающих правду» (социальный мотив). Меня удивило, насколько сильно влияет субъективное чувство незащищенности — даже при объективно хорошей жизни человек может поверить в абсурд, если ощущает потерю контроля, неуверенность или социальное отчуждение. Теперь я понимаю, что конспирология работает как психологический «костыль»: она дает ложное, но комфортное ощущение ясности, предсказуемости и значимости, особенно во времена кризисов, когда эти потребности обостряются.
Эта информация полезна для меня лично — она учит смотреть на верующих в заговоры не с осуждением, а с пониманием их скрытых страхов и неудовлетворенности. Профессионально (например, в коммуникациях или управлении) это знание помогает бороться с дезинформацией не через споры о фактах, а через укрепление доверия, включенности и чувства безопасности у людей. Статья подтолкнула меня к мысли, что лучшая защита общества от конспирологии — не разоблачения, а работа над устранением корней: снижением тревожности, укреплением социальных связей и развитием критического мышления, которое дает инструменты для совладания с неопределенностью без иллюзий.
В результате прочтения статьи узнал. Что за конспирологическим мышлением ( идея теории заговора) стоят убеждения связаны с тремя основными психологическими мотивами.
1 Эпистемические мотивы: желание понять мир
2 Экзистенциальные мотивы: желание контроля и безопасности
3 Социальные мотивы: желание чувствовать себя хорошо в социальной группе
Удивило то, что теория заговора выполняет психологические функции. Они помогают людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
В статье познакомился с термином эпистемические мотивы. Эти мотивы означают нашу потребность понять, что является правдой.
В профессиональном плане отметил для себя важность взаимосвязи психологических мотивов и негативными последствиями для психического здоровья и социального взаимодействия.
В личном плане отметил, что уровень благосостояния увеличивает восприимчивость к ощущению недостатка (в разных сферах) и повышает уязвимость к ложным убеждениям. Так же проведя небольшой анализ отметил то, что я не склонен к «теориям заговора»
Благодарю за статью.
Этот метаанализ открыл мне новые грани понимания конспирологического мышления. Оказывается, вера в теории заговора — не просто следствие недостаточной информированности, а сложный психологический феномен, удовлетворяющий фундаментальные человеческие потребности. Особенно интересно, что исследователи выделили три ключевых мотива: стремление к пониманию мира, потребность в контроле и безопасности, а также желание социальной принадлежности.
Меня впечатлило, насколько тонко работают эти механизмы. Даже незначительное чувство неуверенности или временная социальная изоляция могут подтолкнуть человека к принятию конспирологических взглядов. Удивительно, что наш мозг готов пожертвовать объективной истиной ради психологического комфорта, создавая иллюзию понимания сложных явлений через упрощенные объяснения.
Из статьи я узнал о важных психологических концепциях. Эпистемические мотивы объясняют, как недостаток ясности заставляет людей искать простые ответы. Экзистенциальные мотивы показывают связь между тревогой и потребностью в контроле. Социальные мотивы демонстрируют, как вера в теории заговора может укреплять групповую идентичность. Теперь я понимаю, что за внешне иррациональными убеждениями часто стоят вполне рациональные (с точки зрения психики) попытки удовлетворить базовые потребности.
В профессиональном плане это знание поможет мне лучше понимать клиентов или коллег, придерживающихся альтернативных взглядов. Вместо прямого противостояния их убеждениям, теперь я вижу важность работы с глубинными потребностями, которые эти убеждения удовлетворяют. В личной жизни это понимание делает меня более терпимым к чужим точкам зрения, одновременно более критичным к собственным когнитивным искажениям.
Благодаря статье я узнала о нескольких мотивах, которые определяют веру в конспирологию.
Удивительной стала информации, что иногда это происходит, чтобы выделиться.
В статье я сижу работу защитного механизма, т.е. я верю, т.к. мне страшно брать ответственность или страшно наблюдать за внешним миром.
В профессиональном плане эта информация дает мне возможность понять причины веры клиента в предсказания или гадания.
В личном плане, я вспомнила свои моменты обращения к гороскопу, и чувство ободрения, когда прочитала, что всё у Козерогов в этом году поучится)))
Я думаю, что влечение к высшей силе заложено в человеке, главное, чтобы шарлатаны со злым умыслом не вводили это в массы, а всё же это происходило через религиозные традиции.
Из статьи я узнала как конспирологическое мышление связано с психологическим механизмами. Увлекаясь теориями заговора, человек ищет удовлетворения базовых потребностей в понимании, безопасности, в принадлежности к группе. Для этого человека не будут работать рациональные аргументы, так как эмоциональные потребности стоят на первом месте. Он ищет в теориях заговора утешение и чувство контроля, чувствует себя бессильным, тревожным, уязвимым, изолированным, хочет сделать мир более предсказуемым. Так как вера в заговор основана на эмоциях, человек легко может получить дезинформацию, что сделает его еще более неуверенным, чем раньше. Статья полезна как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Благодарю за статью. Благодаря ей я узнала о возможных причинах веры в заговоры, основанных на результатах современных исследований. В своей жизни я неоднократно сталкивалась с людьми, у которых проявляется разная степень склонности к конспирологическому мышлению. По моим наблюдениям, тесное общение с человеком, сильно увлечённым теориями заговора, секретными знаниями о мире и известными личностями, может вызывать раздражение у другого человека, который не разделяет такие убеждения. Это зачастую ведёт к ухудшению отношений и разрыву контактов.
Исследователи предполагают, что причины повышенного интереса к тайным заговорам могут заключаться в неуверенности в себе или в глобальных переменах в мире, потребности контролировать ситуацию и чувствовать себя в безопасности, а также принадлежности к определённой, зачастую закрытой социальной группе. Удовлетворение этих потребностей даёт временное ощущение стабильности и защиты, снижает чувство социальной изоляции и улучшает эмоциональное состояние. Однако со временем это может привести к уязвимости перед ложными убеждениями, снижению самооценки и отчуждению от общества. В итоге вера в заговоры как способ удовлетворения этих потребностей оказывается неэффективной и способна усугубить чувство неудовлетворённости.
В результате прочтения статьи я узнал, чем обусловлена вера в теории заговора. Так, в результате исследования удалось установить, что в основе причин увлечения теориями заговора лежат психологические потребности и особенности людей. Среди основных причин выделяют 3 группы: первая — Эпистемические мотивы, то есть желание понять мир — зачастую простые люди не знают и не могут знать, как что устроено на самом деле в виду закрытости информации, люди начинают верить в заговоры, чтобы объяснить себе, что на самом деле они все знают. Смежная с этой — потребность экзистенциальная — в контроле и безопасности, потому что неизвестность всегда приносит им страх. И третья категория — социальные мотивы. Данную информацию можно использовать в работе, чтобы понять, что движет людьми, верящими в теории заговора.
В этой статье меня удивило, насколько комплексными и взаимосвязанными являются причины, по которым люди верят в теории заговора. Оказывается, такие убеждения не просто случайны или иррациональны, а связаны с глубокими психологическими потребностями — желанием понять мир, чувствовать контроль и безопасность, а также принадлежать к социальной группе. Особенно интересно было узнать, что даже при объективно благополучном положении человека, ощущение нехватки уверенности или поддержки может сделать его уязвимым к ложным убеждениям.Из статьи я сделала вывод, что вера в теории заговора — это своего рода механизм защиты, который помогает людям справляться с неопределенностью, страхом и социальной изоляцией. Мне эти знания помогут проявлять более чуткое отношение к людям, склонным к конспирологическому мышлению.
Из материалов статьи я узнала о корнях конспирологического мышления. Мне было интересно прочесть, что люди верят в теории заговора, руководствуясь тремя мотивами: желанием понять мир, потребностью быть в безопасности и контролируемой ситуации, а также принадлежать группе единомышленников. Итак, на одной чаше весов условный душевный комфорт, а на второй — дезинформация и заблуждение. Лично для меня тема теории заговора не имеет смысла, мне все равно есть ли какой-то заговор или нет. Я не в силах влиять на события политического или мирового масштаба, поэтому не вижу смысла к переживаниях по этому поводу, или объяснении своих проблем заговором мирового правительства. Могу изменить дискомфортную ситуацию — меняю, не могу — меняю отношение к ней, приспосабливаюсь.
Благодарю за интересную статью!
В результате прочтения этой статьи я узнала о мета-анализе 279 исследований, который помогает объяснить, что стоит за конспирологическим мышлением и результаты которого показали, что убеждения связаны с тремя основными психологическими мотивами: эпистемическими (желание понять мир, понять что является правдой), экзистенциальными (желание контроля и безопасности) и социальными (желание чувствовать себя хорошо в социальной группе, особенными, превосходными или частью сплоченной группы). Интересно, что теории заговора выполняют психологические функции, помогают людям чувствовать себя увереннее, защищенными и связь с другими, особенно когда эти потребности не удовлетворяются другими способами.
Благодарю за статью. Из нее узнала о психологических причинах почему люди верят в теории заговора. Мета-анализ 279 исследований показал, что такие убеждения часто возникают из необходимости удовлетворить потребность в контроле, уверенности и безопасности. Часто людям, верящим в теории заговоров мир становится более понятным и предсказуемым. Так же, конспирологические теории формируют определенный круг единомышленников, что закрывает еще одну психологическую потребность – социализация – многим кажется привлекательным идея быть частью группы «просвещенных». Подобные убеждения служат психологической защитой, которая позволяет людям справляться с чувством тревоги. Лично я знаю только поверхностно суть этой теории и на мой взгляд, если это действительно существует, то вряд ли обычным людям доступна правда.
Спасибо, за статью!
В статье познакомилась с термином конспирологические убеждения. Это когда человек объясняет себе и окружающим какие-либо события или ситуации как последствия заговора. Ключевой момент, что заговор несет в себе злые намерения, направленные на общество. Предполагаемых лидеров заговора обвиняют в захвате власти и попыткам всемирного господства.
Узнала из статьи о причинах, которые могут привести людей к идее Теории заговора. Судя из статьи можно сделать вывод, что склонности людей думать о теории заговора могут возрасти в кризис. Например, в случае экономического кризиса могут увеличится мысли о тайном заговоре. Часто мозг хочет защитить нас от непонятного и неопределенного. Встречались мне люди, которые любую да же небольшую группу пытались обвинить в заговоре. один из примеров была коллега, которая всех в отделе подозревала в заговоре против нее. Мне кажется, что теория заговора не обязательно носит масштабный характер — весь мир. Но также может встречаться и в небольших группах.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с причинами, почему люди верят в теории заговора. Меня удивил факт того, что Я познакомилась с механизмом поведения, когда люди, которые чувствуют себя неуверенными, бессильными или социально изолированными, более склонны к конспирологическому мышлению. В личном плане в своем поведении я заметила эпистемические мотивы это желание понять мир. В профессиональном плане я вижу в поведении руководителей экзистенциальные мотивы, которые заключаются в желании контроля и безопасности. Прочтение статьи натолклнуло меня на идею создания тренинга, который поможет людям чувствовать себя более уверенно и безопасно в стрессовых ситуациях.
Из статьи узнал, что тайные убеждения удовлетворяют внутреннюю потребность людей в контроле и уверенности. Причем это больше относится к неуверенным в себе людям, т.е. социально изолированным.
Благодаря статье я узнал о трех основных психологических мотивах, подогревающих тайные убеждения людей. Этими мотивами являются: желание понять мир, т.е. узнать правду; желание контроля и безопасности – это особенно касается тревожных людей; желание чувствовать себя хорошо в социальной группе, т.е. социальное чувство.
Меня удивил тот факт, что теории заговора выполняют психологические функции. Благодаря теориям заговора люди чувствуют себя уверенней.
В личном плане вспомнилось, что я слышал от людей про теории масонского заговора. И эти люди были на сто процентов уверены в своей правоте. Я даже не пытался с ними спорить.
Благодарю за статью.
Благодаря статье и проведенному учеными мета-анализу приблизила себя к пониманию причин веры в заговоры и в принципе существования конспирологического мышления. И это оказалось удовлетворение психологических потребностей. В первую очередь познание мира, некоторые события настолько загадочны, что требуют хоть какого-то объяснения. Также человеку необходимо удовлетворить потребность в уверенности и безопасности, особенно если эта потребность не закрывается другими способами, а вера в заговоры этому очень помогает. Ну и конечно приятно быть частью какого-либо сообщество, будь оно даже конспирологическое, это даже придает человеку уникальности, создает флер необычного человека, не такого как все.
Из статьи я узнал о том, что конспирологическое мышление появляется у неуверенных в себе людей. Например, когда требуется понять как устроен мир. Лично я на определённом этапе своей жизни смирился с тем, что не смогу понять множество глобальных вещей. Например, в детстве я с трудом засыпал, представляя пределы вселенной. Мой разум силился охватить, понять бесконечность её пределов. Однако, достаточно быстро я осознал, что такое понимание мне и другим людям неподвластно. Статья дала мне понимание того, что если человек придерживается конспирологических теорий, это может указывать на непродуктивные паттерны в его психике. То есть, стремление объяснить всё вокруг конспирологическими теориями — это симптом. Ещё статья подсказала мне, каким образом формируются радикальные религиозные течения и секты. Во главе может быть очень убедительный человек, поверивший в теорию заговора, а последователями выступают, например, небогатые люди, или люди, которые неспособны контролировать свою жизнь, и поэтому восприимчивы к внешнему влиянию.
Спасибо за статью. В первую очередь, я познакомилась с понятием метаанализ – метод исследования, который объединяет результаты нескольких независимых исследований по одной теме для получения более точных и надёжных выводов. По теме статьи я узнала, что вера в теории заговора может быть связана с отсутствием понимания мира и возможности влиять на течение жизни.
Меня впечатлило, как легко поддаться чуждым идеям, когда недостаёт стабильности или уверенности. А также от одиночества. Для меня новым оказался термин эпистемические мотивы – это мотивы, которые относятся к желанию понять окружающий мир, обрести ясность и уверенность в знаниях.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что проведен масштабный метаанализ, подтверждающий связь между конспирологическим мышлением и психологическими потребностями.
Три основных мотива: Конспирологические убеждения связаны с эпистемическими (потребность в понимании), экзистенциальными (потребность в контроле и безопасности) и социальными (потребность в принадлежности) мотивами.
Неудовлетворенные потребности: Чувство неуверенности, бессилия, социальной изоляции и недостатка контроля повышают вероятность веры в теории заговора.
Психологическая защита: Вера в теории заговора может служить психологической защитой, давая ощущение контроля и предсказуемости в неопределенном мире.
Социальное подкрепление: Принадлежность к группе, разделяющей конспирологические убеждения, усиливает и поддерживает эти убеждения.
Меня, впечатлил масштаб метаанализа (279 исследований) — это внушительное исследование, подтверждающее значимость выводов.
Я,познакомилась с новыми понятиями, такими как:
Эпистемические мотивы.
Потребность в понимании мира, поиске истины и знания. Теперь я понимаю, как эта потребность может быть искажена и удовлетворяться верой в конспирологические теории, даже если они ложные.
Экзистенциальные мотивы. Потребность в контроле, безопасности, предсказуемости и смысле жизни. Теперь я понимаю, как неудовлетворенность этих потребностей может подтолкнуть к вере в теории заговора как способ обретения контроля и чувства безопасности.
Социальные мотивы. Потребность в принадлежности к группе, принятии, поддержке и положительном социальном статусе. Теперь я понимаю, как эти мотивы могут способствовать принятию конспирологических убеждений ради сохранения чувства принадлежности к группе.
Психологическая защита. Механизмы, которые используются для защиты от тревоги, страха и других неприятных эмоций. Вера в теории заговора может рассматриваться как один из таких механизмов.
Когнитивные искажения. Систематические ошибки в мышлении, которые могут влиять на восприятие информации и принятие решений. Вера в теории заговора может быть связана с различными когнитивными искажениями.
В профессиональном плане можно использовать эти знания при работе с клиентами, которые склонны к вере в теории заговора, чтобы помочь им удовлетворить их основные психологические потребности другими, болеездоровыми способами.
В личном плане понимание психологических корней конспирологического мышления позволяет более критически относиться к собственной склонности к подобным убеждениям.
После прочтения статья я задумалась, как культурные и политические факторы влияют на распространение конспирологических убеждений?
Благодарю за статью. И статьи узнала, что теория заговора выполняет психологические функции, а также каким у уязвимом местам человеческой психики а не живут. Да прочтения статьи не задумывалось о том, что теории заговоров выполняют психологическую функцию , меня удивило это. Профессиональном плане узнала, что конспирологические убеждения связанные с тремя основными психологическими мотивами: эпистемические мотивы ,желание понять мир; экзистенциальные мотивы, желание контроли и безопасности ; социальные мотивы, желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. В личном плане могу сказать, что в какой-то степени и являюсь человеком, которые верит в теории заговора , такие как переписанные история и тому подобное.
Благодарю за статью. Сегодня я узнала о том почему люди верят в теории заговора. Благодаря метаанализу 279 исследований, удалось выяснить три основные психологические мотивации: 1) Желание понять мир 2)Желание контроля и безопасности 3) Желание чувствовать себя хорошо в социальной группе. Удивил тот факт, что даже не смотря на то, что вера в теории заговора помогает людям закрывать некоторые свои потребности, негативные последствия все же могут проявить себя, если не контролировать и не фильтровать поток информации, который человек получает из посторонних источников. Человек может стать уязвимым перед дезинформацией, у него растет уровень недоверия и усиливается вероятность социального раскола.
В личном плане, к теориям заговора я отношусь с любопытством, интерес вызван в том случае, когда какие-то вещи мне кажутся необъяснимыми или необоснованными. Но я прекрасно знаю, что теории, это всего лишь предположения, коих может быть сотни. Правду знает первоисточник, и прежде чем какая-то информация доходит до нас, она возможно претерпевает изменения, в силу определенных обстоятельств.
В профессиональном плане, статья натолкнула на мысль о том, как человеку важно удовлетворять свои потребности, он будет искать любой способ , для того чтобы чувствовать себя хорошо
Спасибо большое за статью. Для меня, как для очень тревожного человека, статья оказалась очень познавательной. Ученые провели метаанализ и установили 3 основные причины: 1 желание познать мир, 2 желание контролировать и быть в безопасности 3 быть в социальной группе.
И причины по которым люди верят очень просты и действительно могут помочь чувствовать себя лучше. И так же порадовал факт что уровень образования влияет на доверие к этому, но тем не менее даже образованные люди чтобы унять тревогу нет нет да сходят к гадалке. Так же заинтересовал тот факт, что вера в теории заговора может снижать тревогу, мне до статьи казалось что наоборот должно же быть, ты узнал некий факт, что кто то что то замышляет, но получается так что само знание успокаивает.