Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Теории заговора стары как мир, но лишь несколько десятилетий назад психологи стали анализировать данное явление с психологической точки зрения. Убийство президента Кеннеди, заговор нефтяников, предположение, что террористический акт 11 сентября был спланирован американскими спецслужбами, заговор масонов – лишь несколько примеров конспирологии.

Что же заставляет людей верить в теории заговоров?

Психологи отмечают, что наиболее склонны верить различного рода теориям заговора, искать «второе дно» даже там, где его нет, люди, обладающие следующими личностными особенностями:

— недоверие,

— склонность стоять на своем, даже  в случае собственной неправоты,

— излишняя подозрительность,

— закрытость,

— избегание контактов с другими людьми,

— эгоизм.

На уровне когнитивных процессов, люди, склонные верить в теории заговора, как правило, переоценивают совпадения, добавляют несуществующие факты, не полагаются на аналитическое мышление.

Это неудивительно, ведь, как только человек начинает анализировать ситуацию, подкрепляя ее фактами, на поверку может оказаться, что никакого заговора не было. Как только человек начинает придумывать факты из воздуха, критическое мышление будто отключается.

Теории заговора заставляют почувствовать себя особенным. Каждый человек хочет чувствовать себя уникальным, а вера в теории заговора дают это чувство, ведь знание того, что неизвестно большинству людей, делает человека особенным. Конспиративные теории полагаются на секретные знания, информацию, которая по определению не может быть доступна широким массам. Люди, обладающие такими особенными знаниями, уверены, что они более информированы в области важных общественных и политических событий.

Вера в теорию заговора свойственна людям с нарциссическим расстройством, уверенным в собственной исключительности. Наблюдается устойчивая взаимосвязь между верой в теории заговора, параноидальными мыслями и нарциссизмом.

Как правило, люди, верящие в теории заговора, социально изолированы, круг их общения весьма узок. Подобное социальное отклонение становится поводом поиска «тайного» смысла там, где его нет. Существует несколько объяснений данному явлению. Во-первых, социально изолированные люди могут отвергать принятые в обществе нормы, включая объяснения тех или иных событий. Отрицая общество, они отрицают достоверность информации, представленной обществом и в обществе.  Чувствуя себя отчужденными, такие люди склонны примыкать к конспиративным маргинальным группам, чтобы удовлетворить свою потребность в принадлежности к группе и в общении. Подобные субкультуры – благодатная почва для теорий заговора.

Во-вторых, уверенность в обладании уникальной секретной информацией дарит ощущения контроля и некоторой безопасность в непредсказуемом и опасном мире. Кроме того, люди, которые чувствуют себя беспомощными, которые уверены, что они не в силах что-либо изменить или повлиять на ход событий, обретают некую силу, обладая уникальной и очень ценной информацией.

Интернет предоставляет людям, склонным создавать и верить в теории заговора, отличный шанс найти единомышленников, не выходя из дома. Так, уже через несколько часов после массового убийства в Лас Вегасе 1 октября 2017 года группа в Facebook, посвященная теории заговора относительно данного события, насчитывала уже 5000 человек. В группе активно обсуждается предположение, что убийц было двое, а не один. Никаких свидетельств данному предположению нет.

Самооценка – еще один фактор, отвечающий за склонность к вере в теорию заговора. Нестабильная самооценка, наряду с принадлежностью к какой-либо группе, предрасполагает к поиску тайного смысла.

Важно отметить, что теории заговора создаются людьми, а не фактами.

Сложно доказать что-либо человеку, уверенном в правдивости теории заговора, ведь его уверенность нерациональна, она не подтверждена фактами. Это вера, основанная на страхе и паранойе. Чаще всего, при попытке оспорить теорию заговора, собеседник встречается с отрицанием информации, которую он пытается донести человеку, верящему в заговор. Кроме отрицания информации, такой человек склонен отрицать и источник информации, то есть собеседника. Как уже было сказано ранее, данный механизм обусловлен тем, что знания о теории заговора основаны не на логическом аргументировании и не на фактической информации.

Теории заговора будут живы до тех пор, пока есть люди, которые нуждаются в них. Интернет и социальные сети значительно упростили распространение подобных теорий. Пытаться переубедить приверженца теорий заговора – лишняя трата сил и времени, так как никакое количество фактов не заставит их изменить свое мнение.

Похожие статьи:

Как понять эмоции других людей? Слушайте!

В поисках острых ощущений: что заставляет идти на риск?

Общение на иностранном языке: больше мыслей, меньше эмоций

Подготовлено по материалам: Lantian, Anthony; Muller, Dominique; Nurra, Cécile; Douglas, Karen M. (2017). ‘I know things they don’t know!’: The role of need for uniqueness in belief in conspiracy theories. Social Psychology, 48, 160-173.

Moulding, Richard; Nix-Carnell, Simon; Schnabel, Alexandra; Nedeljkovic, Maja; Burnside, Emma E.; Lentini, Aaron F.; Mehzabin, Nazia. (2016). Better the devil you know than a world you don’t? Intolerance of uncertainty and worldview explanations for belief in conspiracy theories. Personality and Individual Differences, 98, 345-354.

Van Prooijen, Jan‐Willem. (2016). Sometimes inclusion breeds suspicion: Self‐uncertainty and belongingness predict belief in conspiracy theories. European Journal of Social Psychology, 46, 267-279.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: социальная психология, общество, теория заговора

Источник фото: wiedzoholik.pl

23350cookie-checkТеории заговора: почему мы им верим?

Доступно для скачивания: