Как теология помогает выражать удивление перед лицом неизвестного
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
— Религиозный опыт встречается намного чаще, чем можно себе представить.
— Подобные переживания очень трудно выразить, и поэтому они изолируют тех, кто их испытывает.
— Теология дает нам язык для выражения того, с чем мы сталкиваемся в такие моменты.
— Клиницистам важно изучать теологию, чтобы уметь говорить о религиозном опыте.
Давайте представим, что приходит клиентка, желая рассказать о недавнем переживании, но она колеблется и не знает, с чего начать. Возможно, женщина беспокоится, что то, что она скажет, прозвучит странно или даже бредово. Боится, что ее осудят или отвергнут. Она не знает, как объяснить увиденное, и даже не уверена, что вообще что-то видела. Ей не хватает языка, чтобы сформулировать свои переживания, и, когда ей предлагают рассказать больше, теряется и не знает, что ответить.
Судя по тому, что мы узнали, эта клиентка столкнулась с чем-то, что наполнило ее одновременно желанием и ужасом. Ее переполняло чувство благоговения, одновременно манящее и вызывающее тревогу. Объектом ее удивления было не что-то внешнее, а скорее внутренняя тоска, которая ощущалась как вызванная чем-то (или кем-то) за ее пределами. Автор ее переживаний остается неуловимым. Это выходит за пределы разума и языка. Ее удивление нельзя ни понять, ни назвать. Все, что она может сказать, — это то, что она была тронута до глубины души.
Религиозные или мистические переживания, хотя и редко обсуждаются, но встречаются довольно часто. Если воспользоваться термином, который встречается в работах Карла Юнга, то это встречи с нуминозным (numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Чтобы проиллюстрировать страх, вызываемый осознанием нуминозного, писатель К. С. Льюис попросил нас представить, что бы мы почувствовали, если бы нам сказали, что мы не просто находимся в присутствии «могущественного духа», но искренне верим в это. «Ваши чувства тогда были бы еще менее похожи на простой страх перед опасностью, но при этом сопровождались бы глубоким беспокойством. Вы почувствовали бы удивление и желание сжаться — ощущение неспособности справиться с таким посетителем и чувство прострации перед ним», — писал он.
Необъяснимое, как утверждал Фрейд, имеет глубокое психологическое значение. Оно указывает на то, что находится в глубине нас, на истоки и основы психологической жизни. И все же, поэт Ромен Роллан раскритиковал книгу Фрейда «Будущее одной иллюзии» за то, что в ней игнорируется значение мистического опыта для религиозной мотивации. Фрейд пояснял этот феномен. По его словам, подобные чувства объясняются желанием вернуться к беспредельности младенчества. «Океаническое» ощущение безграничности, связи, вечности коренится в детской иллюзии, что мы являемся центром космоса и таким образом разделяем неразрывную связь со всем сущим.
Возможно, мы согласны с оценкой Фрейда. По крайней мере, нам так кажется, когда мы отвергаем религиозный опыт. И все же, насколько не подготовленными мы оказываемся, когда к нам обращаются клиенты (или члены семьи, или друзья), утверждающие, что они столкнулись лицом к лицу с совершенно иным, сверхъестественным, божественным. Как нам рассказать им о том, чему они были свидетелями? Как ответить на их вопросы, тревоги и страх?
В книге «Многообразие религиозного опыта» Уильям Джеймс (The Varieties of Religious Experience, William James) рассматривает подобные явления и психологические выводы, которые можно сделать, обращаясь к ним. Он описывает теологию как инструмент объяснения, который стоит в стороне от религиозного опыта. Но тем не менее, автор настаивает на том, что теологическая наука является важным средством для формулирования содержания иначе невыразимых переживаний. Соглашаясь с анонимным автором классического духовного текста «Облако неведения» (The Cloud of Unknowing), что мистика — это противостояние «чему-то, что вы не в состоянии описать, что побуждает вас желать неизвестно чего», Джеймс утверждает, что религиозное переживание страдает от «нездорового уединения», которое оставляет его «неспособным дать себе отчет».
Тут-то и проявляется потребность в теологии. Ведь если мы хотим помочь другим осмыслить и сформулировать загадочное, если мы хотим вразумить их метафизический ужас, мы должны прибегнуть к языку, способному описать его. Теология и есть этот язык. Или, лучше сказать, это пробел в языке, тщетная попытка назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано.
Описывая трансцендентное как то, что находится «за пределами утверждения и отрицания», богослов VI века Дионисий Псевдо-Ареопагит призывает нас «погрузиться в поистине таинственную тьму непознанного». Его «Мистическое богословие» призывает к «via negative», или отрицательному богословию, которое говорит о божественном, не имея возможности его выразить. Такая неспособность, как показывает Дионисий, — это путь, по которому мы движемся к пониманию сверхъестественного, того, что ускользает от нас, даже когда мы ощущаем его непреодолимое присутствие. Теология, таким образом, создает пространство для разговора о вещах, которые не поддаются выражению, способ назвать опыт, который был бы изолирован, если бы остался невысказанным.
Терапия тоже создает такое пространство. Поэтому крайне важно, чтобы мы, клиницисты, научились говорить на таком языке, который позволяет религиозному опыту, по словам Джеймса, «дать себе отчет». В противном случае мы рискуем оставить наших клиентов страдать от страха перед Богом в одиночестве.
Оригинальная статья: Matthew Clemente and David Goodman – The Fear of God in Therapy, December 2023
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, теология, страх, терапия, религия
Спасибо за статью. Новый термин для меня — нуминозный — божественное, устрашающее. «приходит клиентка, желая рассказать о недавнем переживании, но она колеблется и не знает, с чего начать.» Я столкнулась с трудностями, но причина была не в божественных переживаниях. У меня столько было странностей и я не знала как о них рассказывать. Оказалось это были симптомы личностного расстройства, которые я не отделяла от себя. Эгосинтонность. А религиозные переживания это еще сложнее. «Поэтому крайне важно, чтобы мы, клиницисты, научились говорить на таком языке, который позволяет религиозному опыту, по словам Джеймса, «дать себе отчет». В противном случае мы рискуем оставить наших клиентов страдать от страха перед Богом в одиночестве.»
Эта статья меня впечатлила и я прочитаю книгу «Многообразие религиозного опыта» Уильям Джеймс (The Varieties of Religious Experience, William James) Уже нашла ее. Познакомилась с механизмом психических реакций: человек столкнулся с необъяснимыми переживаниями и у него появилась тревога и страх.
В профессиональном и личностном плане использую эту информацию, говоря о религиозном опыте.
Спасибо за публикацию.Из статьи узнал о новом понятии «встреча с нуминозным (numinous)»: чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Тема для меня очень близкая так как я являюсь человеком религиозным и считаю что мистицизм и психологизм взаимо не исключающие явления у человека.Любые мистические переживания наша психика их регистрирует.Можно так же сказать что Бог с нами общается через нашу психику, мы в нее одеты как в рубаху.Поэтому считаю что в профессиональном плане базовые знания теологии необходимы, так как к религиозным людям нужен особый подход и отсутствие такого ведет к религиозным неврозам.Так же считаю в список услуг психолога можно добавить » психологическая и духовная помощь» это поможет в вопросе доверия с религиозным клиентом.Данная статья меня утвердила в мысли что тему религиозных переживаний надо отдельно и глубоко исследовать с точки зрения психологии.Так же вспомнились слова К.Юнга » Религиозность это потребность человека которую не правильно будет игнорировать».
Спасибо за статью. Едина со мнением автора относительно того что, теология и терапия, каждая по своему, создает пространство для разговора и пути выхода из тех или иных жизненных ситуаций.
Термин «нуминозный» будет добавлен в профессиональную копилку).
Лично для меня теология это изучение веры (религий) и наличия божественного в моей жизни.
В статье говорится о том, что к специалисту в области психологии может обратиться человек, не только с проблемой насущной, бытовой и » осязаемой «, но и с переживаниями которые имеют нуминозное происхождение ( новый для меня термин), то есть таинственными, мистическими или религиозными, которые вызывают одновременно и ужас и благоговение, и консультант должен быть готов работать с этим. Меня удивили и заставили задуматься слова автора статьи о том, что подобные переживания встречаются намного чаще, чем обсуждаются. Мне кажется, это связано напрямую со степенью моего доверия к собеседнику, к его возможности понять меня и не вызвать сразу же бригаду санитаров, а опирается это доверие на умение создавать безопасное пространство для беседы, о чем бы она не была. В профессиональном плане я поняла, что консультант, по-мимо прочих качеств, должен иметь разносторонние знания в различных областях.
Благодарю за статью. Я узнала, что столкновение с чем-то сверхъестественным может вызвать чувство благоговения и тревогу или ужас одновременно. Юнг дал этому определение нуминозное, что означает чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, которые возникают из-за столкновения со сверхъестественным.
Я согласна с тем, что необъяснимое имеет глубокое психологическое значение. Я считаю, что когда человек не понимает причину происходящего и не может подобрать рационального объяснения, то беспокоится и боится ещё сильнее.
Я познакомилась с понятием теология, что означает богословие или описание трансцендентного.
В профессиональном плане я обратила внимание, что к людям с религиозным опытом нужен особый подход.
В личном плане я считаю, что опыт каждого человека индивидуален и ценен, вне зависимости от веры.
В данной статье познакомился с определением нуминозным-это чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, которые возникают из-за столкновения со сверхъестественным. То, что невозможно объяснить самому себе, проще объяснить себе с точки зрения религии, дабы облегчить себе страдания и убрать тревожность. В профессиональном плане необходимо знать элементарные вещи в области религии, мало ли кто придёт на консультацию. В личном плане я знаком с Библией и тогда, когда не могу справиться со своей тревогой, то прибегаю к героям в Библии, ассоциирую себя с ними, их образом и мне становится легче. Например, взять Моисея-человека, который выводил людей из рабства, хотя самому не хотелось посвящать свою жизнь этому. Ему Бог сказал идти. Зачастую и я себе объясняю, что Бог хочет, чтобы я выводил зависимых к освобождению, хотя я сам сопротивляюсь этому.
Cпасибо за статью! Из статьи узнала о новом понятии «встреча с нуминозным (numinous)»: чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Теологией должен интересоваться каждый психолог, должен учитывать культурную, языковую, социальную, возрастную, клиническую специфику обратившегося за помощью человека. Практика психологического консультирования верующих имеет значимые для консультативного процесса особенности.
Ведь если мы хотим помочь другим осмыслить и сформулировать загадочное, если мы хотим вразумить их метафизический ужас, мы должны прибегнуть к языку, способному описать его. Теология и есть этот язык. Или, лучше сказать, это пробел в языке, тщетная попытка назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано
Думаю, что необходимо принимать подобные рассказы психологам от клиентов, так как много проблем может быть как раз и в духовной сфере.
Спасибо. Бегло прочитав статью первый раз, я отметила свою реакцию сопротивления, неприятия и мысли о никчемности прочитанного. Насколько же я была удивлена, читая эту же статью более внимательно на следующий день, её ценности и пользы для себя. Она позволила мне увидеть проблему, связанную с моим отношением к верующим людям и сделать важные выводы.
Раньше я отделяла клинических психологов и просто психологов от православных, очень популярных в настоящее время. Категоричность, стремление объяснить переживания верующего с помощью науки отталкивало от меня таких людей. Сейчас я поняла, что изучая богословие (теологию), принимая человека с его религиозным, под час, мистическим мышлением и мироустройством, можно помочь ему, и в том числе себе, постигать религиозный опыт, связанный с переживанием таинственного и одновременно устрашающего божественного присутствия, что называется нуминозностью.
Я согласна с тем, что не «запирая» религиозные переживания в себе, они принесут человеку больше пользы в его духовном развитии личности, а это также повлияет и на другие её составляющие. Говоря на религиозном языке клиента, психолог вызовет у него доверие и поможет прийти ему к такому выходу из проблемы, который не будет противоречить его представлениям, при этом будет психологичен, близок и понятен.
В профессиональном плане я ставлю задачу стать более лояльной к религиозным чувствам клиентов, научиться для эффективной терапии объединять две, как ранее казалось, противоречащих друг другу науки: психологию и религию, приходить к гармонии между ними для того, чтобы клиент не чувствовал себя одиноким, а был услышан и поддержан в своих религиозных переживаниях. То есть, оказывается, что теология может стать одним из многих терапевтических инструментов для психолога, которому необходимо научиться пользоваться.
Спасибо за упомянутую в статье литературу и возможность порефлексировать на предложенную тему.
Благодарю за статью. Новым для меня был термин «нуминозное переживание» — столкновение с чем-то сверхъестественным, что может вызвать, чувство благоговения и тревогу, ужас, волнения восторга и всё это одновременно, так Юнг дал этому состоянию определение.
И то, что консультант должен быть готов работать и с такими клиентами тоже.
Так как я человек любознательный, за свою жизнь посетила и пообщалась с тремя религиозными направлениями : -христианство ( православие),
-баптизм( одно из напрвлений протестанского христианства),
-Харе Кришна
-родилась и выросла в мусульманской стране, росла среди мусульман (имею небольшое представление и об этой религии тоже), как правило такие , очень верующие люди, к психологам редко обращаются, в основном они к своим наставникам, настоятелям, пастырям и т.д. идут за помощью и верят только в их силу. В моём окружении есть несколько человек, верующих, после общения с ними, я начала понимать, что с ними происходит и как они решают обычно свои проблемы.
И как правило среди верующих и возникает такого рода проблемы, по моим наблюдениям, из-за строгих религиозных ограничений, но и батюшки сейчас начали изучать психологию, возможно это им поможет недоводить до таких тяжёлых состояний. В личном и профессиональном плане, ещё раз убедилась в том, что подход к решению проблемы, должен быть комплексный и что к религиозным людям, нужно быть более внимаиельным.
Благодарю за статью!
Из статьи я узнала и меня удивило, что есть рекомендация терапевтам изучать теологию для формирования умения говорить о религиозном опыте с клиентами.
В статье рекомендуют книгу к прочтению «Многообразие религиозного опыта» Уильям Джеймс, теперь я о ней знаю и обязательно изучу.
В профессиональном плане ко мне часто приходят клиенты, пережившие трансцендентный опыт. Меня не пугают сейчас ни тотемные звери, ни ангелы, ни инопланетяне, ни прародители, ни Бог, ни Будда Шакьямуни, ни Шива с Шакти, ни гуру Нанак, так как три года назад у меня был подобный опыт, после которого я осталась в одиночестве, поиске ответов и глубочайшем стремление его повторить.
Квантовая физика, учения Кундалини Йоги, Тантра, священные писания и треннинговая деятельность предоставили массу информации, чтобы сделать данный опыт очень логичным и поддерживающим для моего восприятия и восприятия моих клиентов.
Я сталкивалась конечно и с расстройствами, которые были спровацированы наркотическими средствами, но в работу я их не брала.
Книгу я с удовольствием прочитаю, чтобы расширить свое понимание в этой сфере.
Март псиблог:
1.03.24
Спасибо за статью. В ней я узнала о важности теологии, о том, чтобы уметь говорить о религиозном опыте. Меня впечатлило, что Фрейд в своей книге пояснил, что подобные чувства объясняются желанием вернуться к младенчеству. И я также согласна, что трудно найти ответ на вопрос человека, который столкнулся с иным не земным. Я познакомилась с теологической наукой, узнала о ее важности, это расширяет словарный запас и умение выразить мысль. В настоящее время много мистического, но это мало кто способен объяснить и также в мире достаточно скептиков. В профессиональном плане, данная статья говорит о полезности данных знаний, консультанту важно понимать язык клиента и быть в «теме» этого знания. В личном плане я хожу в церковь, верю больше по своим понятиям в глубине сердца, не держу постов. У меня мало знаний, но недавно я стала сама интересоваться литургией, причастием и исповедью. Вокруг меня есть люди, которые глубоко верят, я не способна поддержать диалог, но на подобные темы просто за столом говорить не люблю, так как встречалась с таким опытом где были люди с разными взглядами и это разжигая конфликт. Данная статья натолкнула меня на идею прочитать книгу «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса, в ней я могу открыть для себя новые психические реакции и переживаниями.
Спасибо за статью. В ней я узнала о важности теологии, о том, чтобы уметь говорить о религиозном опыте. Меня впечатлило, что Фрейд в своей книге пояснил, что подобные чувства объясняются желанием вернуться к младенчеству. И я также согласна, что трудно найти ответ на вопрос человека, который столкнулся с иным не земным. Я познакомилась с теологической наукой, узнала о ее важности, это расширяет словарный запас и умение выразить мысль. В настоящее время много мистического, но это мало кто способен объяснить и также в мире достаточно скептиков. В профессиональном плане, данная статья говорит о полезности данных знаний, консультанту важно понимать язык клиента и быть в «теме» этого знания. В личном плане я хожу в церковь, верю больше по своим понятиям в глубине сердца, не держу постов. У меня мало знаний, но недавно я стала сама интересоваться литургией, причастием и исповедью. Вокруг меня есть люди, которые глубоко верят, я не способна поддержать диалог, но на подобные темы просто за столом говорить не люблю, так как встречалась с таким опытом где были люди с разными взглядами и это разжигая конфликт. Данная статья натолкнула меня на идею прочитать книгу «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса, в ней я могу открыть для себя новые психические реакции и переживаниями.
Из данной статьи я узнал о страхе перед Богом. Удивительно, что буквально вчера я посмотрел короткометражный ролик «Портрет Бога», где этот страх испытал. Это было что-то первобытное, я почувствовал себя какой-то мелкой букашкой перед могущественной силой, которой мне нечего противопоставить. Меня удивило, что страх перед чем-то непознанным и потусторонним является распространенным явлением. Меня впечатлило, что автор статьи предлагает врачам конкретный способ коммуникации с такими пациентами. В данной статье я познакомился со следующими понятиями. Теология – это систематическое изучение природы божественного и, в более широком смысле, религиозной веры. Она преподается как академическая дисциплина, как правило, в университетах и семинариях. Клиници́ст — врач, работающий в клинике и помимо врачебной практики занимающийся научными наблюдениями, исследованиями. Нуминозность — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. Метафизика – это раздел философии, изучающий первые принципы бытия, тождества и изменения, пространства и времени, причинности, необходимости и возможности. Она включает в себя вопросы о природе сознания и отношениях между разумом и материей. Трансцендентность — это философское понятие, означающее то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. В широком смысле трансцендентное понимается как «потустороннее» — то, что находится «по ту сторону» человеческого бытия. Данная информация дает мне инструменты для работы с людьми, страдающими от страха перед сверхъестественным. Данная статья натолкнула меня на идею задаться вопросом, что лежит в основе страха перед Богом и почему этот страх до сих пор так силен в наше время.
Спасибо за статью. Ведь сверхестественное рядом, и оно сродни чуду. И это сверхестественное также разное, может вызывать оцепенение, а может и оказать успокоение. Ведь для чего-то был написан Фауст. Бесспорно, Фрейд, вместе со своим учеником Юнгом очень глубоко зашли в эту тему, и чего они там коснулись, это знают только они. Конечно, запуганный человек судом Божьим, навряд ли сможет до конца осознать его присутствие, так как мысли о неправедной жизни лишаю той самой возможность принимать саму жизнь, даже с её сверхестественными проявлениями, дабы не сойти за сумашедшего. Однажды, в моей жизни был опыт гипноза, где общалась со своей умершей бабушкой, ведь моя недосказанность ей о моих чувствах к ней, не давали мне не думать о том, что я чего-то недосказала… Выйдя из гипноза, меня и переполняла любовь, и теперь, я точно могу сказать : сверхестественное есть, я знаю.
Спасибо за статью.
Очень далека от данной темы и даже не задумывалась о ситуации, в которой будет необходимо иметь осведомленность, всегда старалась сторониться и не вникать.
Познакомилась с новым для себя термином номинозное.
Из личного вспомнилась история, произошедшая в моем детстве(мне было лет 11, но она оставила след в моей памяти). У нашей семьи была близкая знакомая, молодая женщина. Регулярно она приходила к нам в гости( всегда в модной красивой одежде, с макияжем, укладкой) мы совместно проводили праздники, были знакомы с её молодым человеком. В какой то момент возникла пауза в общении и она появилась у нас спустя год, зашла «попращаться». Выглядела она совсем по-другому: тёмная одежда, длинная юбка, на голове платок, ни капли косметики. Она рассказала, что у неё было видение, к ней приходил какой-то святой и она поняла, что её предназначение служить Богу. В скорости она ушла в монастырь. Сказать, что мы были в шоке, ничего не сказать.
В профессиональном плане, я считаю надо быть готовым и к таким клиентам, а поэтому тема статьи затронуть не зря.
Прочитав статью, я узнала о религиозных переживаниях в терапии. Автор статьи описывает чувства, с которыми сталкиваются верующие при встрече с необъяснимыми явлениями. Оказывается, Карл Юнг уже описывал такие явления, называя их нуминозными, то есть волнения и ужас при встрече с чем-то непонятным, не поддающимся объяснению. Фрейд тоже касался этой темы. Он объясняет такие чувства желанием человека оказаться в младенчестве снова. На эту тему также рассуждали многие известные люди. Основная проблема психологии здесь в том, что религиозному человеку, оказавшемуся во власти таких переживаний, необходима помощь. И оказать ее непросто. Автор утверждает, что при терапии таких людей, необходимо говорить на их религиозном языке. Ранее я никогда не задумывалась на эту тему. Статья была для меня очень полезной, так как, столкнувшись с человеком, испытывающим подобные переживания, я не буду его переубеждать, я попробую общаться на близком ему языке. Согласна с автором,что это может максимально помочь и не ранить чувст верующего ещё больше.
Благодарю за статью! Из неё я узнал, что клинических психологов называют сокращенно «клиницистами». Так же я узнал о новом для меня термине «нумиозное» – всеохватывающее реагирование на незримое присутствие чего-то огромного и неведомого в результате столкновения со сверхъестественным. До прочтения этой статьи я не задумывался о том, что психологам важно изучать теологию. И не обязательно быть набожным человеком, но важно уметь говорить с клиентом на одном языке, когда его запрос связан с нумиозным. В профессиональном плане эта информация даёт мне понимание того, что терапия наравне с теологией должна создавать пространство для разговоров о сверхъестественных вещах, чтобы клиент не остался страдать от страха перед Богом в одиночестве.
Благодарю за статью!
В статье мне впервые встретился термин «нуминозное», который означает «интенсивное переживание таинственного и устрашающего божественного присутствия».
Также впервые столкнулась с определением «клиницисты», которое никак не поясняется в статье, означает оно клинических психологов.
Совершенно согласна с автором статьи, что психологам необходимо обладать хотя бы поверхностными знаниями теологии, чтобы говорить с клиентом на понятном ему языке и разделить с ним его переживания, в случае если они касаются религиозной темы.
Более того считаю, что психолог в принципе должен обладать довольно широким кругозором: иметь представления о медицине, юриспруденции, коммерции, чтобы иметь возможность разговаривать на одном языке с разными клиентами.
Статья интересная и заставляет задуматься. Благодарю. Действительно то, что клиент может обратиться и с таким опытом, который Юнг назвал как нуминозным (numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Вспоминается « Мастер и Маргарита», там некого Римского, сверхъестественное например, отправило в Кисловодск подлечиться. Трудно себе представить, как на прием приходит человек и рассказывает что-то наподобие этого. Поэтому клиницистам важно изучать теологию, чтобы уметь говорить о религиозном опыте. Обязательно прочту книгу Фрейда «Будущее одной иллюзии» . В ней он игнорируется значение мистического опыта для религиозной мотивации. Фрейд пояснял этот феномен. По его словам, подобные чувства объясняются желанием вернуться в младенчество. И ощутить безграничность, которая коренится в детской иллюзии, что мы являемся центром космоса и таким образом разделяем неразрывную связь со всем сущим.
Мы все очень разные и имеем разный религиозный опыт, но задача психолога не навредить и не напугать человека, который столкнулся с иным, с сверхъестественным, с божественным. Как нам рассказать им о том, чему они были свидетелями? Как ответить на их вопросы, тревоги и страх? Вот это всё для меня самой теперь большая загадка, но точно нужно владеть теологией.
Новые для меня книги «Многообразие религиозного опыта» Уильям Джеймс и «Облако неведения» , анонимного духовного автора. Буду читать. Ведь теология, создает пространство для разговора о вещах, которые не поддаются выражению, как способ назвать опыт, который был бы утоплен внутри человека, если бы остался невысказанным.
Благодарю за статью! По моему мнению, клиент приходит к психологу в безопасное пространство, где он может выражать свои мысли, чувства и переживания открыто, спокойно, доверительно. При этом рассчитывая на конфиденциальность, принятие, понимание и помощь. Клиенты бывают разные, и, поэтому, важно иметь хотя бы базовый уровень знаний в разных областях для того, чтобы быть конгруэнтным. У меня были случаи, когда приходили клиенты с мистическими переживаниями. Я сама была на их месте. В школьные годы я изучила Библию, Коран, Бхагават Гиту и множество других теологических книг. Не могу определенно сказать, что мне это помогло при консультировании людей с религиозным опытом: на много более важным было принятие и способность просто выслушать.
Спасибо за статью! Для меня она была крайне интересна тем, что я узнал о таком термине как теология — это наука об учение о Боге. Также для меня было интересно узнать о том, есть клиенты, которые приходят к психотерапевту с ощущением божественного откровения. И поэтому изучение теологии имеет определенную важность. Какой вывод я сделал для себя? Честно сказать, неоднозначный. Приходит человек, который верит, где ключевое слово, верит, что ему было откровение от Бога. И здесь главное понять, что с ним. Это болезнь или осознание того, что трудно понять простому человеку? Прочитав статью, я прихожу к мысли, что изучение теологии — важный аспект в работе психотерапевта. Хотя бы для того, чтобы понимать, о чем говорит клиент, разговаривать с ним на одном языке.
Спасибо за статью!
Прочитав статью, я узнала новый для себя термин — нуминозный, то есть внушающий чувство благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Статья затрагиват тему важную для клиницистов, как помочь людям, которые столкнулись в своей жизни со сверхъестественным и необъяснимым, с тем, что они не могут объяснить и это их волнует и оказывает влияние на их психику. Поэтому изучение теологии помогает найти нужные слова для общения с религиозными людьми.
Читая статью, я представила, как бы я реагировал на что-то сверхъестественное. Я почувствовала, как в меня заползает страх и тревога и восторг. Почему-то представилось тёмное время суток. Захотела бы я задать вопрос или просто укрыться с головой одеялом и замереть, не знаю. Пошла бы с этим на прием к психотерапевту или просто рассказала об этом близким и вместе бы искали объяснение? Наверное второе. На память приходят истории из детства, когда общались между собой бабушки и дедушки и их друзья и рассказывали разные истории из их жизни о чем-то сверестественном. И я помню, как они объясняли жти явления то божественным проявлением, а то и вовсе чем-то языческим.
Но в наши дни, когда много людей разного вероисповедания или вообще не верующих, нужно находить слова поддержки и объяснять необъяснимые вещи, используя различные инструменты.
Эта статья далась мне непросто, поскольку чувства, описанные в статье, я не переживала, они мне не знакомы. Хотя я считаю себя верующим в бога человеком и всегда интересуюсь темой мистики.
Статья познакомила меня с понятием Карла Юнга «нуминозм» — чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Мне откликнулось определение мистического, приведённое в статье: мистика — это противостояние «чему-то, что вы не в состоянии описать, что побуждает вас желать неизвестно чего».
В своей жизни я пока не сталкивалась с чем-то настолько мистическим, чтобы у меня появлялись подобные ощущения.
Я поняла, что теология позволяет людям выразить словами те ощущения мистического и божественного, которые выразить сложно.
Спасибо за статью. Новый термин для меня — нуминозный. Нуминозность — это интенсивное переживание таинственного и устрашающего божественного присутствия. Человек может испытывать страх перед чем-то сверхестественным или божественным и не может выразить это чувство словами. Таким образом, он может остаться в одиночестве со своими переживаниями. Довольно часто такие люди становятся клиентами психолога. Задача психолога в этой ситуации помочь такому клиенту осмыслить и сформулировать то, с чем он столкнулся. Для этого необходимо говорить с ним на одном языке. В статье рекомендуется использовать для этого теологию, т. к она как раз и является тем самым языком. Считаю такой подход правильным, т. к. психолог не может быть универсалом, разбирающемся в тонкостях всех религий мира, но может использовать универсальный инструмент для понимания любой религиозной традиции, теологию. В своей работе обязательно буду это использовать.
В результате прочтения я познакомилась с несколькими понятиями и терминами . Такими , как теология , клиницист и нуминозность. Меня заинтересовала информация из статьи , и я начала искать информацию в интернете на тему теологии . Наткнулась на одну очень интересную о том , почему мире теология наука , а в России нет . Таким образом я углубила свои новые познания . Меня удивило , что автор данной статьи описывает теологию , как язык или даже пробел в языке , способный или помочь сформулировать загадочное , при попытках вразумить метафизический ужас . Удивило потому , что всё- таки Бог — есть любовь . И на мой взгляд понятие ужас и Бог несопоставимы . С другой стороны наличие Рая предполагает наличие Ада . В профессиональном плане статья натолкнула меня на мысль , о том , что истинно верующие люди , никогда не пойдут к психологу . Считаю , что консультант должен безоценочно и эмпатично относиться к любому своему клиенту, во что бы тот не верил .
Благодарю за статью. В профессиональном плане открыла, что изучение теологии необходимо в работе терапевта для того, чтобы попытаться объяснить то, что сложно поддается объяснению и найти общий язык с клиентом. Так же познакомилась с таким понятием, как нуминозность — что является интенсивным переживанием божественного или мистического присутствия. Оно может быть связано, как с благоговением, так и страхом. Так же убедилась в том, что для глубоко-верующих людей психология не должна быть чем-то запретным или пугающим, важно лишь найти к каждому человеку индивидуальный подход и говорить с ним на одном языке, т.е. с верующими говорить на языке веры, делая, так сказать, поправку на особенности мировоззрения.
Благодарю за статью! Я познакомилась с таким понятием, как теология или по другому богословие. Оно включает в себя все термины, понятия, методологию и системное изложение основных положений религии. Даёт возможность осмыслить и сформулировать загадочное, описать свои страхи перед сверхестественным, божественным.
В статье теология сравнивается с терапией, так как в обоих случаях создаётся пространство, где есть возможность говорить о том, что скрыто и не осознанно, что вызывает ужас. И терапевту очень важно научиться такому языку, который поможет осознать и принять клиенту свои страхи, чтобы освободиться от них и испытать облегчение. Как на исповеди высказаться, очистить душу и почувствовать умиротворение.
Благодарю за статью. В результате прочтения статьи я узнала о новом термине нуминозный. Это чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Так же в статье заинтересовали книги «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса и «Будущее одной иллюзии» Фрейда, обязательно их прочту. Фрейд в своей книге игнорирует значение мистического опыта для религиозной мотивации. По его словам, подобные чувства объясняются желанием вернуться к беспредельности младенчества. В профессиональном плане информация из статьи дает понимание важности изучения теологии. В личностном плане я верующий человек и считаю, что вера в Бога помогает нам в жизни.
В данной статье затрагивается тема соприкосновения религии и психологии. Психолог не обязательно должен быть религиозным человеком, но при этом знания в теологии могут служить инструментом объяснения, который стоит в стороне от религиозного опыта. И если психолог хочет помочь клиенту осмыслить и сформулировать загадочное, вразумить его метафизический ужас, он должен прибегнуть к языку, способному описать его. Теология и есть этот язык. В профессиональном плане я поняла, что консультант должен быть готов говорить на любые темы, в том числе сверхъестественные, мистические и религиозные. Переживания, выходящие за пределы разума, заставляют беспокоиться и страдать клиента, порой даже больше каких-то личностных проблем, из-за того, что он не может выразить их словами, описать их. Работа психолога в данном случае, заключается в том, чтобы помочь осмыслить и сформулировать то, с чем человек столкнулся, не оставив страдать от страха в одиночестве.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с таким понятием как нуминозность. Меня удивило то, что клиницистам важно изучать теологию, чтобы уметь говорить о религиозном опыте. Теперь я знаю нуминозность это чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Теология является инструмент объяснения, который стоит в стороне от религиозного опыта. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что если у клиент говорит фразы демонстрирующие желанием вернуться к младенчеству, демонстрируя ощущение безграничности, связи, вечности, что он являемся центром космоса, разделяет неразрывную связь со всем сущим. Эта позиция демонстрирует в детскую иллюзию. В личном плане эта статья напомнила мне сон перед моей свадьбой. В этом сне я видела светлую сферу, которая давила на меня. И трактовала я этот сон как хороший знак, вместо того, чтобы анализировать факты разумом. В результате прочтения статьи у меня возникла идея о изучении теологической науки для психологов, для того, чтобы помогать формулировать переживания верующим людям.
В статье рассказывается о одном из возможных типе запроса клиента, основанном на переживании сверхъестественного опыта. Психолог сталкивается, в такой ситуации, с трудностью нахождения общего языка с обратившимся, и автор статьи предлагает способ выхода из сложившейся ситуации, путем использования теологии, как науки дающей возможность описать состояние и опыт клиента.
Прочитав статью я задался вопросом : В какой ситуации человек может приобрести опыт общения со «сверхъестественным»?
1. Психическое расстройство (патология). Теология вряд ли поможет. Желательна консультация специалиста по таким проблемам и последующая терапия.
2. Острое стрессовое состояние (горе, угроза жизни и здоровью) и последующее посттравматическое расстройство. Здесь психолог должен распознать проблему и работать с причиной возникновения сверхъестественного опыта.
3. Религиозное воспитание в семье. Необходима работа с базовыми убеждениями и принципами.( Если необходима?)
4. Попадание ( нахождение) в деструктивную секту. Желателен выход из секты и дальнейшая реабилитация.
5. Употребление веществ. Тут обращаться к наркологу.
Больше ни чего не придумал, но возможно есть и другие причины. Я считаю, что психотерапевту желательно распознать основу проблемы и работать с ней, а теология может стать помощником в общении, но и клиент должен быть подготовленным в этой области.
В профессиональном плане я уяснил, что консультанту необходим широкий кругозор, расширение которого должно войти в привычку.
Спасибо за статью. Из нее я узнала новый для себя термин нуминозным (встреча с нуминозным)(numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Встречается в работах Карла Юнга. Необъяснимое, как утверждал Фрейд, имеет глубокое психологическое значение. Оно указывает на то, что находится в глубине нас, на истоки и основы психологической жизни. Джеймс утверждает, что религиозное переживание страдает от «нездорового уединения», которое оставляет его «неспособным дать себе отчет».
Тут-то и проявляется потребность в теологии. Ведь если мы хотим помочь другим осмыслить и сформулировать загадочное, если мы хотим вразумить их метафизический ужас, мы должны прибегнуть к языку, способному описать его. Теология и есть этот язык. Или, лучше сказать, это пробел в языке, тщетная попытка назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано.
В статье я узнала термин К. Юнга — нуминозное.
Впечатлил тот факт, что переживание людей мистического, сверхъестественного опыта встречается в жизни чаще, чем об этом говорят.
В статье я вижу механизм выстраивания безопасности личности через принятие.
В профессиональном плане эта информация показывает мне важность принятия опыта клиента, несмотря на различие национальности или вероисповедания.
В личном плане, я давно уже думаю над вопросом: как мне реагировать,если клиент будет консервативно религиозно настроен. Мне не хватает знаний, для понимания и помощи таким людям.
После прочтения статьи я убедилась, что изучение теологии может существенно повысить результат работы психолога, волонтёра или других лиц, работающих с населением.
Спасибо за статью
Прочитав статью, я познакомилась с таким понятием как нуминозм — чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. И сразу погрузилась в недавнюю ситуацию которая произошла со мной между сном и реальностью. Честно сказать, мне стало страшно от того что я увидела, но разобравшись в ситуации я для себя отметила, что ситуация которая сейчас происходит в моей жизни, тесно связана с тем что я так испугалась и поняла, что не все так страшно было и приняла данный знак, как «знак судьбы». И это не единственная ситуация которая со мной происходила, но всегда я задаю вопрос себе » К чему бы это? » и сопоставляю то что происходит в моей жизни сейчас, и то что со мной случается во сне или на яву, интерпретирую как подсказку в своей жизни.
Спасибо за статью .. В результате прочтения я познакомилась с таким понятием как нуминозность. Так же в статье заинтересовали книги «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса и «Будущее одной иллюзии» Фрейда
В статье я вижу механизм выстраивания безопасности личности через принятие.
В профессиональном плане эта информация показывает мне важность принятия опыта клиента, несмотря на различие национальности.
Прочитав статью, я прихожу к мысли, что изучение теологии — важный аспект в работе психотерапевта
Спасибо за статью, из которой я узнала, что есть такое понятие в терапии, как страх Божий. Удивил тот факт, что чувства, которые испытывают верующие трудно выразить и это их дистанцирует от других. Впечатлило, что именно теология поможет описать религиозный опыт. Встретилась с новым для себя понятием – нуминозное – это чувство благоговения, ужас, волнение, восторг, которые возникают в результате столкновения с сверхъестественным. В профессиональном плане буду использовать эту информацию на консультации с клиентом, если вдруг выяснится, что у него присутствует страх пред Богом, чтобы помочь ему понять то, что он чувствует, подтолкнуть на выражение и описание своих чувств. В личностном плане хочу прочитать перечисленные в статье книги, например такие как Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», З. Фрейда «Будущее одной иллюзии». Эта статья натолкнула меня на мысль, что мне нужно глубже понять, что такое теология, так как религия всегда увлекала и увлекает меня.
Спасибо за статью из нее я узнала, что людям часто бывает трудно пережить религиозный опыт. Это происходит потому, что такие переживания очень трудно выразить.
Они вызывают беспокойство и человек боится быть не понятым, начинает сомневаться было ли это на самом деле, в своей адекватности и т.д. Все эти переживания, опасения и страхи приводят к тому, что такой человек изолируется от социума.
В действительности религиозные переживания частое явление, но редко выносится на обсуждение. Существует инструмент, который позволяет понять переживания человека, которые он не может выразить иначе это теологическая наука.
Теология позволяет описать понятным языком те ощущения и впечатления, которые испытывают люди при столконовении с мистическими переживаниями
и в тоже время помогает развеять страх от произошедшего.
Из статьи я узнала о таком интересном для меня явлении, как нумизм. Оказывается, встрече со сверхъестественным выделен отдельный термин. Прочитав пример, про женщину, которая не могла описать то, что она чувствовала и вообще, что с ней происходило, я вспомнила про свои недавние события, случившиеся после рождения дочки. Практически каждый день после родов у меня случались дежавю и вот что с этим делать и как их объяснить, я не знала. Но, вот это необъяснимое чувство, которое сложно описать, я испытывала. Интересно, Фрейд говорит, что оно указывает на то, что находится в глубине нас, на истоки и основы психологической жизни и что подобные чувства объясняются желанием вернуться к беспредельности младенчества. Также, в статье я познакомилась с таким термином, как теология, который, по словам Уильяма Джеймса, является инструментом объяснения, который стоит в стороне от религиозного опыта, а также средством для формулирования содержания иначе невыразимых переживаний. Из статьи я поняла, что теология является хорошим инструментом для помощи тем, кто столкнулся с необъяснимым и сложноописуемым мистическим явлением. Я так поняла, что когда при общении с клиентом поднимается тема связанная с мистикой, то моя задача не успокаивать клиента и убеждать его в том, что этого не было, а разделить чувства и прожить с ним тот страх, удивление, восхищение и другие чувства, вместе с ним.
Спасибо, за статью!
Очень непростая тема для меня. С одной стороны верю в науку и в то, что вижу и в какой-то мере в логическое. Происходят в моей жизни вещи, которые я могу объяснить. Например, осень 2023 года меня мучали панические атаки. Постоянные мысли, что все в беде, что все погибнем. Ощущалось присутствие како-то. Я боялась ночью оставаться одна и перемещаться по дому. Позже мне поставили диагноз — рак. Теперь в понимаю, что мозг уже знал, что в организме пошел сбой и давал мне сигналы: Караул, нас нужно спасать! После поставленного диагноза, стало легче. А когда прошла курс лечения страх и паника оставили меня и я упокоилась.
Но в моей жизни была история, которую я до сих пор не могу объяснить. Мне приснился сон про папу. И я сразу начала прорабатывать версию жив он или нет. Когда мы его нашли, то в заключении стояла дата смерти на 7 дней раньше, чем мне приснился сон. Вот этот феномен, я до сих пор логикой объяснить не могу. И получается, что я встретилась с нуминозным. И это правда те чувства, которые словами не описать и не передать.
Статья познакомила меня с таким новым понятием как нуминозное- чувства волнения, ужаса, благоговения и восторга, которое возникает в результате столкновения со сверхестественным. Как описать ощущения, связанные с необъяснимым и сверхестественным? Как психологу говорить на одном языке с клиентом, который описывает свои ощущения как что-то не конкретное, не может описать контекст? Язык для этого психологу дает теология, она помогает говорить с клиентом на одном языке, помогает описать мистический опыт. Религиозный опыт очень важен для меня, я верю в существование необъяснимого и вера моя основана на глубоком убеждении его наличия, объяснить эти ощущения трудно конкретным и понятным языком. В итоге я могу сказать, что психологу необходимы такие познания и владение языком теологии для того, чтобы он имел возможность и инструменты для помощи клиенту.
Статья о том, как для психолога важно подобрать ключ к клиенту, интерпретировать для него необъяснимое понятным языком. Недавно читала, что в России более 65% верующих, а именно православных христиан. Это приходится учитывать в коммуникации наряду с культурными, национальными особенностями нашего населения, а также с уровнем образованности. Среди моих знакомых часто приходится слышать в качестве объяснения каких-либо негативных жизненных ситуаций — меня сглазили, Бог наказал и прочее. Вместо похода к психотерапевту и проработки своих проблем бегают по гадалкам и колдунам в надежде избавления от страданий путем применения магических сил. Я не берусь судить об эффективности подобного «подхода», ведь помогает то, во что человек верит. Но если человек все же дошел до психолога с переживанием сверхъестественного и не знает как это объяснить, то специалист должен быть в состоянии «перевести» услышанное на понятный клиенту язык и направить консультацию в конструктивное русло. Одно и то же явление, событие можно объяснить в разных точек зрения — цитируя библию, языком квантовой физики, эзотерическими терминами — в зависимости от того, какой язык клиент лучше понимает. Поэтому психолог обязан иметь широкий кругозор или хотя бы базовое представление о многих вещах, чтобы контакт состоялся и не напоминал разговор слепого с глухим.
Спасибо за статью. С важности теологического образования для психологов я познакомился еще во время чтения работ Юнга. В своих книгах он постоянно ссылается на религиозный опыт, приводит примеры из различных религиозных произведений и трактует ту или иную психологическую ситуацию или комплекс с помощью религиозных примеров. Для меня это тогда казалось немного странным, ведь сам я был далек от религиозного воспитания. Я воспринимал это скорее как данью эпохе, ведь в начале 20 века наверное сложно было встретить человека не ходящего в церковь. Поэтому не придавал этому серьёзного значения. Но с возрастом я понимаю важность религии для человека, когда уходит причудливая молодость и начинается осознанная зрелость, то необходимо на что-то опираться. Одной из таких опор может быть религия, поэтому следует уделять внимание писанию, хотя бы для понимания духовных проблем клиента.
Спасибо за статью! Теология — это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Так же узнала новый термин «Нуминозность» -это понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В профессиональной сфере статья дала понять, что психолог должен быть знаком хотя бы с элементарными основами религии, так как на консультацию может придти глубоко верующий человек. Хотя, лично я считаю, что увидеть верующего человека на консультации у психолога- это большая редкость.
Однако считаю, что теологией должен интересоваться каждый психолог для лучшего результата своей деятельности.
Из статьи я узнал о трудностях, с которыми сталкивается психолог в тот момент, когда к нему обращается клиент, переживший так называемый религиозный опыт. Сама религия исторически базировалась на объяснении тех явлений человеческой жизни, с которыми человек по разным причинам не мог соприкоснуться для более полного анализа. Такие явления как молния, гром, смерть, болезнь и даже любовь долгое время носили на себе печать чего-то необъяснимого, а значит, божественного.
За психологической помощью обращаются люди с разной культурной традицией и уровнем образования. И почти в ста процентах случаях человек может ощущать некие психические процессы, которые происходят внутри него, как некий мистический опыт, которому он не может дать определения.
Как психолог я вижу первостепенную задачу в том, чтобы понять происходящее с клиентом, и начать разговаривать с клиентом на понятном ему языке. В этом мне помогает теология. Именно теология может дать ключи, для подачи обратной связи, способной дойти до подсознания клиента. Когда, я начал углубленно заниматься психологией, я открыл для себя ещё одну немаловажную вещь. Помимо возможности разговаривать с клиентом о божественном опыте, теология содержит в себе тысячелетний человеческий опыт, который сейчас пытается переосмыслить и систематизировать современная психологическая наука. Спасибо за статью.
Статья показалась познавательной. Теоретически с таким запросом может прийти и клиент. Психологу придется в такой ситуации не только проявить свои знания и умения, но и найти общий язык с клиентом, не затрагивая его чувства. Автор предлагает способ выхода, путем использования теологии, как науки дающей возможность описать состояние и опыт клиента.
мне стало интересно, как человек вообще может столкнуться со сверхъестественным в жизни.
Ну предположим, человек болен (психиатрическое расстройство). Теология здесь бессильна, это очевидно.
Стресс, депрессия, ну, наверное, сама теология в чистом виде, тоже такое себе решение.
Какое-то традиционное религиозное воспитание (давление). Скорее, снова теология не спасет
Ну какое-то зомбирование или девиантное поведение. Здесь решение через реабилитацию.
Разные формы зависимости-тоже реабилитация.
Я считаю, что психологу желательно распознать первопричину проблемы и направить клиента, предложив нужный и действенный в его конкретном случае инструмент. Теология — ни что иное, как некая теория, на которую можно опереться при консультировании в том числе.
Таким образом, чем больше психолог осведомлен о разных инструментах, чем более он любознателен, тем быстрее он может повлиять благоприятно на клиента.
Благодарю за интересную статью . Из нее я узнала такое понятие , как «нуминозное переживание» -это столкновение со сверхъестественным , что может вызвать чувство тревоги у человека . В профессиональном плане для себя отметила в очередной раз важность эрудиции в целом . Это значит , что , например , психолог , как профессионал должен обладать не только знаниями в своей области , но и вот разбираться в религиозных течениях для того , что бы расположить к себе клиента и вызвать у него доверие для того , что бы затем иметь возможность ему помочь . Благодаря статье я задумалась о том, на сколько наверно сложно человеку обращаться с подобными запросами к психологу . В работе с такими клиентами стоит проявлять особую тактичность .
Спасибо за написание статьи. Познакомился с термином «нуминозным» это означает чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Интересен факт того, что если я не могу объяснить ситуации или происходящее со стороны моего мировозрения то я начинаю относить это все к чему-то более могущественному ( религиозному) и неподвластному мне и тут как раз и приходит на помощь теология, которая помогает вывести данные ситуации оссысленный уровень, сформулировать то что не может быть доказано. Заставляет задуматься на сколько важным при консультировании являются знания касающиеся в том числе и религии для тактичной работы с работы с клиентом
Статья дала мне возможность задуматься о религии, скорее о том, что человек может переживать по этому поводу, и в правду даже не знаю, что бы я делала если ко мне на консультацию пришел клиент, столкнувшийся с мистикой. Так же я отметила, что для меня мистика как-то с религией не сочетается, я под мистикой понимаю то, что, скорее, надо называют магией, оккультизмом и эзотерикой. Но оказывается это не так.
Формы таких мистических и религиозных переживаний могут быть различными, очень часто они не могут описаться рассказчиком. Описание такого мистического опыта является проблемой, поскольку в некоторых случаях он даже внутренне не облечён в ясные образы, а часто при попытке облечь эти образы в слова или, например, рисунки, они искажаются, становятся неубедительными, теряют свою первоначальную смысловую полноту. Отсюда установка некоторых людей на принципиальную непередаваемость мистического опыта, который остаётся чистой областью индивидуального созерцания и переживания без каких–то попыток донести его до других. Так же и из-за того, что человека просто на просто могут засмеять.
Спасибо за статью. В результате прочтения узнала новый термин нуминозность — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. Меня удивило, что можно встретить клиентов, переживших подобный опыт, о котором они хотят поговорить с психологом и выразить свои чувства. Чтобы понять такого человека и суметь разделить его эмоции, необходимо говорить с ним на одном языке, то есть обладать знанием теологии. В этом я вижу зону профессионального роста и расширения своего кругозора. Я не религиозный человек, и в процессе прочтения статьи увидела собственный стереотип мышления — всё, что связано с религией решается в церкви. То есть если религиозному человеку нужно поделиться чувствами, он идёт к священнику, а не к психологу. Также я увидела своё внутреннее сопротивление, которое появилось с момента прочтения названия статьи. Думаю, стоит как минимум порефлексировать на тему Бога и что она значит для меня.
Благодарю за статью. В ней познакомилась с таким термином как «встречи с нуминозным»-чувства, возникающие при столкновении/сближении со сверхъестественным. Ввёл это понятие Карл Юнг. Также ознакомилась с накой под названием теология. В книге «Многообразие религиозного опыта» Уильям Джеймс описывает её как инструмент для общения или создания безопасного пространство при разговорах о вещах, которые сложно объяснить (сверхъестественное, божественное и тд).
При прочтении статьи поймала себя на мысли, что люди действительно могут испытывать животный страх перед необъяснимыми явлениями, с которым они столкнулись. Высказать эти переживания рациональным языком иногда просто невозможно. Поэтому соглашусь со значимостью теологии и принятия любых переживаний людей, вне зависимости от абсурдности высказанного (как может считать в повседневной жизни специалист).
Также отметила свои мысли при столкновении с необъяснимым. Чаще всего я отметаю те эмоции, которые переживала в этот момент, стараясь его рационализировать. Осознала, что ни могут оказывать существенное влияние на мою психику, даже если не воспринимались мной всерьёз.
Считаю, что элементарные знания религий и их особенностей должны быть у практикующего психолога/психотерапевта, так как эти религиозные взгляды оказывают сильное влияние на восприятие человеком мира и, как следствие, на его реакции на окружающую действительность.
Из статьи узнала о новом для себя термине — встреча с нуминозным (numinous), т.е. с чувством благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающим в результате столкновения со сверхъестественным.
Я не считаю себя религиозным человеком, но с уважением отношусь к верующим людям. Стараюсь изучить базовые понятия, которые используются в различных религиях и понимать их значение. Все люди разные и мне бы хотелось иметь возможность разговаривать с любым человеком на понятном и близком ему языке.
Люди столкнувшиеся с глубокими и сильными чувствами и эмоциями, связанными с божественными или другими сверхъестественными переживаниями должны иметь возможность без осуждения и с полным принятием иметь возможность разделить их.
Добрый вечер. Для меня данная статья о необходимости знания теологических терминов,и хотя бы поверхностного знания о видах религий для человека связанного с психологической поддержкой, помощью . В противном случае , крайне тяжело помочь религиозному человеку , который и сам сложно понимает , что произошло, что правильно, что нет, как себя вести со всем этим (столкновение с необъяснимым или мистическим).
Новыми для меня оказались термины «Клиницист» и «Нуминозное».
Удивила наверное сама статья. Я очень долго искал смысл, о чем она. И понял, что она и есть пример того как сложно понять , что то от чего я сам так «далёк».
В личном плане я вспомнил «пары» и слова из лекции:- «Вы говорите, всё равно о чём…Я всё равно буду делать свою работу» Хороший терапевт найдет взаимосвязь и метод работы выходит.
В профессиональном плане, удалось найти важное, там где казалось этого просто нет. Практика комментирования идёт на пользу.
В статье говорится о переживаниях особого рода, связанных с так называемой «мистикой» или «сверхъестественным», и как с точки зрения психологии на это реагировать. Спасибо, статья очень интересна. Как минимум, я узнала несколько новых терминов; один из них — встречи с нуминозным. Так Юнг охарактеризовал чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения с «неизвестным». Также было полезно углубиться в понятие теологии и узнать, что оно может быть связано с психологией — это пригодится в профессиональной деятельности. Я лично отношусь к подобным чувствам со скептицизмом, но прекрасно понимаю, что в работе мне нужно быть готовой к клиенту с соответствующим типом. В статье я как раз получила ответ на данный вопрос.
Статья обратила моё внимание на то, что на консультацию к психологу могут приходить клиенты не только с различного рода проблемами, в том числе, с мистическими, неясными переживаниями. И мастерство психолога состоит не только в том, чтобы выслушать человека, облегчив его состояние тем, что он может без опасения рассказать кому-то о своих переживаниях. Но также желательно, чтобы психолог понимал, о чем говорит клиент, то есть имел представление о теме разговора. Это поможет консультанту разговаривать с клиентом на одном языке, найти причину беспокойства и снять проблему. Поэтому я вижу задачу своего профессионального развития — постоянное изучение разных тем и направлений, в том числе, религиозных и мистических.
Прочитав статью, я узнала, что есть понятие «встречи с нуминозным». Оно новое для меня, поэтому я взяла себе на заметку, что это такое и где используется. В личном плане я вспомнила свое детство. До 7 лет каждое лето я проводила на даче в поселке рядом с городом. Каждый вечер мы ходили гулять близ кладбища и меня нисколько не волновало где я гуляю, меня не пугало это. Сейчас же, все, что связано с кладбищем или храмом, например, вызывает у меня неприятные ощещения. На кладбище мне некомфортно и страшно, мне мерещится что либо и, когда я рассказываю об этом, у меня захватывает дух и мне трудно говорить в своем привычном темпе. В профессиональном плане я расширила свой кругозор еще одним вопросом для размышления, а именно: «пободные переживания испытываются куда чаще, чем обсуждаются». Действительно, иногда, я не хочу обсуждать какой-либо вопрос, даже с самыми близкими. В прошлом году у меня была такая ситуация, что я повела ребенка в сад с четким ощущениям, что я не хочу этого делать. Дочь плакала, а я чувствовала себя «не по себе». Через полтора часа мне перезвонил воспитатель и сказал, чтобы я забрала ребенка потому что она плохо себя чувствует. В тот момент я поняла, с чем это было связано. К чему это я, к тому, что я не стала делиться этими переживаниями с кем-либо, но четко помню эти ощущения, которые испытывала.
В статье узнала о том, как проявляется страх перед Богом в терапии. Новым понятием было — «теология» и «нуминозный». В статье было описано, почему клиницистам важно изучать теологию, и как она может помочь в работе с клиентами. Для меня мистические проявления не несут особого смысла, я чаще отношу их к совпадениям, поэтому не испытываю такого рода чувств. Но я знаю, что есть много религиозных людей, которые сталкиваются с подобными ощущениями. Исходя из статьи, в эти моменты им сложно описать, что именно они почувствовали, чувство благоговения, страх, волнение и восторг — это и называется «встречей с нуминозным». Последствием такого проявления может быть тревога. Как выяснилось, специалисты часто бывают не подготовлены к такому явлению в терапии, поэтому нужно изучать психологию с разных сторон.
Из прочтения данной статьи я узнала о важности изучения теологии психологами для понимания религиозного опыта. Еще я познакомилась с новым понятием «нуминозное», означающее чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Меня удивило, что религиозные переживания редко обсуждаются. Понимаю, что страх оценки, осуждения трудно преодолеть. Но я считаю, что проговаривая свои переживания, я избавляюсь от них, либо они в меньшей мере на меня воздействуют. В статье я увидела следующий механизм психологической реакции:»Тогда когда клиент не может выразить свои религиозные переживания, он избегает реальность и принимает позицию «ребенка»». Теперь я понимаю, что «необъяснимый» религиозный опыт имеет в основе глубокий психологический контекст. В профессиональном плане эта статья дает мне понимание о важности изучения различных аспектов жизни, религиозного в том числе. В личном плане, после прочтения статьи, я вспомнила, как меня с детства бабушка и мама водили в церковь. И почти постоянно я падала в голодные обмороки. Мне говорили,что меня «сглазили» и я жила с этой мыслью. Из прочтения статьи у меня возник вывод: говорить о своих переживаниях, не копить их внутри.
Прочитала статью о необходимости теологических знаний для психолога. Психолог — та профессия, где специалист должен быть готов встретиться с любой темой переживания клиента. Но порой психологи забывают учитывать, что клиент может прийти с переживанием с трудом описываемым словами, потому как оно свыше объяснимых явлений. И психолог должен помочь пережить клиенту такого рода переживание, не смотря на свои личные религиозные убеждения. Познакомилась с новым понятием «встреча с нуминозным» — это те самые сложно описываемые ощущения при столкновении со сверхъестественным, такие как чувства благоговения, волнения, ужаса и восторга. В личном плане статья подсветила для меня сложность в разделении ответственности за события жизни. Моё отрицание сверхъестественного вмешательства словно про страх, что не только я влияю на свою жизнь. В профессиональном плане я увидела, что могу смотреть на религиозных клиентов не с точки зрения идей, которые они имеют, а с точки зрения важности переживаний, которые строятся на этих идеях. Фокус на переживаниях поможет мне сохранять сопереживание к клиенту, не зависимо от когнитивной стороны этого события.
С древних времен теологические учения восприятия окружающего мира, зачастую шли вразрес с естественным наукам. Божественное сотворение мира, ощущение сверхъестественного, необъяснимого влияния на все происходящее в мире, вызывает у человека первопричинные чувства. Такие как страх и вожделения. Человеку трудно интерпретировать и описать свои ощущения, свое психологической состояние. Чувство причастности к чем-то великому и не изведанному, парализует, вызывает страх от происходящих изменений. И профессиональный психолог, должен уметь помочь разобраться и прожить эти эмоции, правильно трактуя на понятном для клиента языке. Для этого психологу нужно создать доверительные отношения, комфор ноепространство для клиента.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, значение слова нуминозный. А также, что религиозный опыт в консультациях встречается достаточно часто. Меня впечатляет то, что люди до сих пор верят во что-то сверхъестественное или в бога. Я верю только в доказанное, увиденное и проверенное, но при этом я не отрицаю, что люди могут видеть, что-то чего не знаю я. Меня заинтересовало изучить теологию, чтобы я могла говорить о религиозном опыте. В профессиональном плане я задумалась на тему о том, что надо менее критично относиться к религиозным взглядам. В личном плане эта статья натолкнула меня на мысль о том, что я считаю, что у каждого человека есть своя вера. И каждая вера помогает человеку легче жить.
Когда специалист берет в работу клиента с запросом, связанным с божественным, разумеется, он должен хотя бы немного, но разбираться в данной теме. Так же и в любой другой тематике — я не могу вести бизнес-консультаций, если хотя бы поверхностно не разбираюсь в данной теме, как минимум, я должна понимать терминологию. Конечно, основная «зона работы» — это эмоции, а термин всегда можно уточнить и у самого же клиента, но это может значительно подорвать доверие к специалисту, а значит, снизить уровень открытости. Хорошо, когда специалист может честно сказать клиенту о том, что в данной ситуации он затрудняется помочь и предложить обратиться к коллеге.
Я совершенно не разбираюсь в теологии, поэтому даже статья мне далась с трудом.
Из статьи узнала о необходимости теологических знаний для психолога.Это полезно для понимания религиозных переживаний клиента,которые он с трудом может описать словами.Хотя,по моему опыту,люди испытывающие религиозные переживания, склонны больше обращаться за разъяснениями к служителям того или иного религиозного направления.Это происходит в виде исповеди или проповеди.
Из статьи узнала новое для себя понятие, такое как «встреча с нуминозным»,означающее сложно описываемые ощущения при столкновении со сверхъестественным.Это благоговение, волнение, восторг и,конечно страх.
В личном плане хочу сказать,что понимаю тех людей,которые пребывают в состоянии эйфории от того,что почувствовали некий «свет в конце тоннеля».Но ,на мой взгляд,это как один из вариантов побега от решения вопросов,которые давно требуют личного вмешательства.В профессиональном плане я безусловно на стороне клиента,который придет с запросом религиозных переживаний.
Спасибо за статью в ней на примере обращений клиентов с темами страхов перед божественным и мистическим показано, как важно быть разносторонним и подкованным такому специалисту, как психолог. Традиционно мистическое и божественное больше затрагивает женщин, но в то же время именно женщинам так сильно требуется эмоциональная поддержка и разговор на одном языке. Поэтому в статье приводится пример с теологией, на языке которой желательно уметь общаться психологу. Новым для меня в статье был термин нуминозное, который использовал Юнг для обозначения религиозных и мистических переживаний. Я сделала вывод, что для качественной работы с клиентами нужно погрузиться и в язык религии и в умение доставать столь глубинные переживания.
Спасибо за статью. Новое понятие с которым я столкнулась в статье — это теология (истолкование какого-либо религиозного учения). В статье говорится, что переживания религиозного характера встречаются на много чаще и к этому нужно быть готовым. У меня есть такая особенность, если я чего-то боюсь или не знаю, я считаю это не важным или бредом и начинаю людей в этом убеждать. А это ведь мое ограничение и клиент, который пришел за помощью, невиноват, даже если его переживания связаны с религией или мистическими историями. Это риск. что клиент так и останется со своими переживаниями в одиночестве. В профессиональном плане увидела, что необъяснимое имеет глубокое психологическое значение и это находится где-то в глубине нас.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала о таком термине — встречи с нуминозным (numinous), который встречается в работах Карла Юнга, это: чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Познакомилась с понятием «Клиници́ст» — это врач, работающий в клинике и помимо врачебной практики занимающийся научными наблюдениями, исследованиями.
Новым для меня было слово «теология» — совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие, по словам автора это язык, с помощью которого можно описать загадочное, сверхестественное, а точнее, это пробел в языке, тщетная попытка назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано. И крайне важно, чтобы клиницисты научились говорить на таком языке, который позволяет религиозному опыту, по словам Уильяма Джеймса, «дать себе отчет».
Спасибо за статью! В ней я узнал новый термин:нуминозный (numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Понимание этого термина должно подготовить специалиста к такого рода проблемам у клиента. Это должно вселить уверенность так как это будет не неожиданно и специалист спокойно и профессионально выполнит свою работу. В этой статье я познакомился с термином «клиницист». Это специалист работающий непосредственно с клиентом.
Из статьи я узнала о важности изучения теологических идеологий в работе психолога. Также я познакомилась с таким понятием как «нуменозное переживание» — ощущение встречи со сверхъестемтвенным явлением, сопровождающееся одновременно благоговением и страхом (тревогой). Благодаря этой статье у меня возникло желание познакомиться с основополагающими принципами популярных религ и конфессий, для того чьо бы лучше понимать клиента.
В моём опыте были истории друзей о своих снах. Подружка рассказала о своем страшном сне. История, конечно, была мне неприятная, я не хотела бы такое увидеть во сне. Однако, я заметила, что во время пересказа сна подруга транслирует поочерёдно то эмоцию вожделения, то страха. В тот момент, я решила, что это что-то другое, а не эмоция, и не предала сильного значения. После этого я стала намеренно обращать внимание на свои ощущения, когда другие люди мне делились своими снами. Я чувствовала мурашки по ногам и сжатие в груди. Согласно моей карте эмоций это страх и вожделение. Но вопрос, почему так происходит остался для меня открытым. Статья дала мне ответ на него, что испытывает человек перед неким сверхъестественным явлениеи — страх и благоговение одновременно
Спасибо за статью!Было неожиданно осознать, что к психологу за помощью приходят не только для решения бытовых, межличностных проблем, но и с вопросами, относящимися, скорее, к мистическим и религиозным.Впервые узнала о понятии «нумиозный»,которое упоминает К.Юнг. Нумиозные-чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным.
Осознание этого заставляет меня полностью согласиться с автором статьи в том, что важно изучать теологию-науку о религиозном учении, для того чтобы прежде всего самому себе уметь объяснить некоторые события и переживания, лежащие в области сверхестественного, божественного. Используя познания в теологии, я как профессионал смогу лучше понять проблему клиента и его переживания, если она окажется из религиозной области и дать более эффективную обратную связь. Так как теология это «пробел в языке, тщетная попытка назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано».
Из статьи я узнала о нескольких книгах, которые меня заинтересовали, и я при возможности их прочту. Это З.Фрейд «Будущее одной иллюзии», У.Джеймс «Многообразие религиозного опыта» и анонимный классический духовного текст «Облако неведения».
Из статьи узнала новое для меня определение -нуминозные чувства. В статье так же упомянуты новые понятия клиницисты и типология , их определения изучила в интернете. Из статьи так же узнала, что нуминозные чувства часто возникают, но редко обсуждаются. В статье меня удивило, что у многих людей встреча со сверхестественным и божественным вызывает страх, у меня вопрос возник- почему не интерес? Ранее я знала о направлении религиозная психология, и на мой взгляд эти специалисты как раз и рассматривают проблемы таких клиентов. Хотя на мой взгляд, интересна проблема — как правильно понять такого клиента. В профессиональном плане понимаю важность многостороннего развития, что бы быть успешным психологом.
В результате прочтения статьи я узнал о роли владения основами теологии для психолога в работе с клиентами. Так или иначе, религия занимается важную часть жизни общества, и часто люди сталкиваются с вещами, которые им тяжело объяснить или даже о которых страшно говорить. Я узнал о таком понятии, как встреча с нуминозным — с чем-то, что вызывает чувство ужаса, благоговения, так как является сверхъестественным и необъяснимым. Чтобы работать с клиентом, который испытывает подобные чувства, а вместе с тем имеет коммуникационный барьер, который не позволяет ему начать самораскрытие, психологу, психотерапевту полезно владеть знаниями теологии хотя бы на базовом уровне, чтобы найти общий язык с клиентом в подобной ситуации.
Ознакомившись со статьей, пришло понимание, что психолог должен быть зачастую немного знаком с каждой сферой, которая может быть затронута в консультации. В данном случае — мистика, трансцендентный опыт и все то, что связано с не познанным. В науке на данный момент много пробелов, при это есть математики, физики, которые верят, что Бог есть, при этом есть и полярный лагерь атеистов. Так или иначе, в практике психолога может случится такая консультация, где подобная тема может быть поднята, в частности, где будет идти речь о смерти близкого, когда человек торгуется, отрицает и тд. В своей же жизни мне не приходилось сталкиваться напрямую с мистическим, только по рассказам друзей, но и те для меня оказывались под большим вопросом. Так или иначе много еще предстоит открыть человечеству, в том числе, может так случится, что мистическое, станет частью нашей повседневной жизни, как и когда-то Земля была плоской для людей, а кто говорил обратное — был сожжен.
Благодарю за статью! Из неё я узнала о том, что Теология дает нам язык для выражения того, с чем мы сталкиваемся в такие моменты. Религиозные или мистические переживания, хотя и редко обсуждаются, но встречаются довольно часто. Статья мне не совсем оказалась близка, так я не смогла понять все до конца. Я выделила для себя особенности и термины. Постараюсь в дальнейшем с этим разобраться. В статье познакомилась также с определением нуминозным-это чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, которые возникают из-за столкновения со сверхъестественным. Не исключаю для себя, что статья вызвала у меня сопротивление и поэтому мне она далась очень сложно и до сих пор не все усваивается. Это является лишним поводом больше подумать и разобраться в реакциях.
Благодарю за статью. До прочтения ни разу не задумывалась о том, что в практике психолога бывают и такие случаи, когда клиент приходит с запросом мистического характера. Так же из статьи я узнала новый термин «нуминозный», что означает чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающее в результате столкновения со сверхъестественным. Фрейд считал, что необъяснимое имеет психологическое значение — из чего я делаю вывод, что психолог-консультант должен иметь представление о теологии. Потому что без знаний не получится помощь в полной мере, более того консультант не сможет помочь осмыслить и сформулировать это чувство. Теология помогает создать пространство для беседы о вещах, которые не поддаются выражению.
Спасибо за статью!
Я никогда не сталкивалась с подобной ситуацией на консультациях, и было интересно узнать как работать в этом случае. Была такая ситуация, где женщина боялась развода с мужем,и всячески переживала из-за того, что они прошли венчание, но я тогда не нашла что сказать ей, чтобы поддержать ее в этом разрезе, именно со стороны религии. Я получила подсказку позже, когда обсуждала ситуацию с коллегами. Никто не Бог, кроме Бога, а значит не идеален.
Мне сложно ориентироваться в религии, т.к имею только общие представления об установках, традициях и обрядах. И благодаря этой статье я задумалась о том, что имеет смысл изучить глубже особенности религий, для того, чтобы я могла помочь большему количеству людей.
Благодарю за публикацию!
Статья оказалась сложной для моего восприятия. Возможно из-за того, что затронула вопросы, которые я ранее не изучала и даже не думала о том, как сложно человеку выразить словами пережитый опыт чего-то необъяснимого, сверхъестественного. А также как сложно справиться с переживаниями и чувствами, которые возникли в результате столкновения со сверхъестественным.
В профессиональном плане для меня важно научиться безоценочно принимать человека, несмотря на его религиозные или мистические переживания. Для того, чтобы он как минимум не беспокоился и не боялся выглядеть странным или ненормальным. В свою очередь изучение теологии должно помочь формулировать переживания, которые иным способом не получается выразить.
Прочитав статью я узнал, что есть тиология, которая объясняет о высшем и их силах. Я и непредполагал, что может возникнуть такая ситуация на консультации и в жизни, что человек будет хотеть что-то рассказать и бояться одновременно и связан его порыв будет с наивысшими силами. Фрейд тоже отличился в этой теме, точнее в объяснении её. Человек увидевший
божественное знамение, желающий рассказать и боящийся одновременно в смятении, в ступоре. Чтобы помочь ему и придумали науку объясняющую такие события, проишествия, видения. А вообще неплохо читать и знать что-то из библии. Тогда можно проще будет понять и помочь заблудившейся овечке. Как пастор собирает своих овечек и помогает им показывая свет в конце тонеля, так и психолог включит свет во тьме.
В личном и профессиональном плане я увидел, что нужно читать библию, Фрейда, Рубинштэйна и многих других замечательных людей.
Спасибо.
После прочтения данной статьи я познакомился каким образом люди при помощи теологии объясняют другим людям различные ощущения переживания и явление , которые происходят в жизни . Меня удивило , что есть оказывается Ося целая наука , которая этим занимается . Познакомился с таким понятием как встреча с нуминозным — чувство благоговения , ужаса при встречи со сверхъестественным . В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание на что стоит опереться если будет ситуация , которая выходит «за рамки» и простыми словами её объяснить не предоставляется возможным . Главной идеей данной статьи считаю , что уже существует наука которая помогает объяснить ту или иную ситуацию более простым языком . Спасибо .
Спасибо за статью. Благодаря ней ближе и подробнее познакомилась с термином теология и как важно понимать её клиницистам. Так же было интересно узнать о термине,который встречается в работах Карла Юнга,встречи с нуминозным (numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Я согласна,что если мы хотим помочь другим осмыслить и сформулировать загадочное и мы хотим вразумить их метафизический ужас, то должны прибегнуть к языку, способному описать его.
Благодарю за статью! Необычная тема о религиозных переживаниях в терапии. Ранее я не задумывалась что с подобным может обратиться клиент. В статье чувства, с которыми сталкиваются верующие при встрече со сверхестественными явлениями, называют нуминозными, то есть волнения и ужас при встрече с чем-то непонятным, не поддающимся объяснению. Фрейд как оказалось тоже касался этой темы. Он объясняет такие чувства желанием человека оказаться в младенчестве снова. Также новое для меня понятие было клиницисты — клинические психологи. Проблема психологии здесь проявляется в том, что религиозному человеку, оказавшемуся во власти таких переживаний, в случае, если ему необходима помощь, непросто её оказать. При терапии таких людей, необходимо говорить на их религиозном языке. Думаю, это пригодится мне в профессиональном плане.
Спасибо за статью!
В статье я столкнулась с новым понятием «встреча с нуминозным»:чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным. Так же новое понятие для меня клиницист- лицо, имеющее квалификацию в клинической практике медицины, психиатрии или психологии. Я обязательно возьму эти термины себе на заметку в профессиональном плане. В статье меня удивило, что встреча со сверхъестественным вызывает страх. На своём опыте могу сказать, что в своей жизни я ни раз сталкивалась с мистическими явлениями и они вызвали у меня только восторг, потому что я искренни считаю, что таким образом, высшие силы передают нам свои знаки, оберегают нас и направляют . В профессиональном плане понимаю, как важно постоянно развиваться в своей профессии, что бы быть успешным психологом.
Спасибо за статью. Прочитав ее я открыла для себя несколько новых понятий, таких как нуминозм (numinous): чувства благоговения, ужаса, волнения и восторга, возникающие в результате столкновения со сверхъестественным и теология — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Для себя я отметила, что для психолога консультанта важно знать теологию для того чтобы помочь клиенту осмыслить и сформулировать загадочное, если он хочет вразумить метафизический ужас клиента. Помочь назвать неназываемое и сказать то, что никогда не может быть сказано. Я поняла, что однажды клиент может прийти с подобными переживаниями и я должна быть к этому готова.