Связь моральных суждений с когнитивными критериями

Когнитивная и моральная зрелость тесно связаны между собой. При оценке чувств, намерений и этических стандартов другого человека необходим высокий уровень абстрактного мышления. В исследовании (Tomlinson-Keasey & Keasey) женщинам предложили обсудить проблему постконвеционального уровня (5 и 6 уровень развития морали по Колбергу). Несмотря на то, что не все женщины сами находились на постконвенциональном уровне нравственного развития, при  обсуждении проблемы каждая продемонстрировала формально-операционное мышление. Это свидетельствует о том, что формальные операции являются необходимым, но не достаточным условием для продвинутых уровней морального суждения.

Влияние социального взаимодействия на нравственное развитие

Колберг подчеркнул важность социальных взаимодействий, включающих ролевые возможности для нравственного развития. Эксперимент (Enright & Sutterfield, 1980) показал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения.

Дальнейшее подтверждение своей теории о важности опыта социальных и ролевых взаимодействий Колберг получил в исследованиях, где окружающая среда, наоборот, не способствовала социальной активности. Речь идет об изолированных сообществах и больших школах, в которых отсутствует возможность для интенсивного и разнообразного участия в ролях (Rest, 1983). В исследовании был сделан вывод, что подобные сообщества ограничивают ролевое взаимодействие, необходимое для развития морального суждения.

Были созданы специальные образовательные программы по содействию развития моральных суждений. Данные программы стали еще одним способом оценки теории Колберга, а также взаимосвязи между социальными взаимодействиями и нравственным развитием. Эти программы предназначены для использования в классе и, как правило, сосредоточены на обсуждении спорных моральных проблем. Практика в решении моральных дилемм, взаимное исследование решений друг друга, а также согласование и переговоры с другими являются ключевыми составляющими этих программ. При этом несмотря на некоторые свидетельства того, что возможность обсуждать спорные моральные дилеммы со сверстниками способствует моральному суждению (Higgins, Power, & Kohlberg, 1984), эти образовательные вмешательства все еще являются спорными. До конца неясно, какая конкретная учебная тактика или учебные материалы наиболее эффективны для изменения моральных суждений детей.

Когда родители используют последовательные дисциплинарные приемы, которые включают в себя рассуждения и объяснения (Aronfreed, 1976; Parke, 1977), инициируют обсуждение чувств других (Hoffman, 1984) и продвигают демократический стиль дискуссии (Edwards, 1980), — это приводит к более зрелым  моральным суждениям и к более сдержанному поведению. Несмотря на то, что когнитивное структурирование, вовлеченное в родительскую дисциплину, влияет на моральные суждения, Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей.

Еще одним доказательством роли семейных факторов в нравственном развитии является исследование, приведенное ниже (Dunn1989), которое показывает, что понимание морали зарождается в самом раннем возрасте.

Споры маленьких детей и развитие морали

Дети начинают понимать правила морали в самом раннем возрасте. Хорошей иллюстрацией этому служат исследования Джуди Дан и ее коллег. Они занимались наблюдением за общением  малышей с членами их семей. В возрасте между двумя и тремя годами дети демонстрируют не только признаки понимания морали, но и стремительный рост в этой области. В конфликтах и спорах (например, из-за игрушки) с матерью или братьями и сестрами дети показали полное понимание правил. К примеру, при совершении неприемлемого действия, ребенок мог смотреть на мать и смеяться или указывать ей на какое-либо последствие нарушения (сломанный предмет). Уже в возрасте 14-ти месяцев дети проявляли интерес к разбитым предметам и обращали на них внимание матери. В последующие 7 месяцев подобное поведение активно набирало оборот.

Когда детям исполнялось 16 месяцев они начинали охотно вступать в «моральный диалог», кивать и давать устные ответы на вопросы матерей о правилах. Помимо этого дети комментировали свои собственные нарушения.

Элла (21 месяц) сидя за столом сбрасывает игрушку на пол.  Смотрит на мать.

Мать: Элла, зачем ты это сделала?

Элла: Плохо, плохо.

Мама: Да, это плохо.

Помимо этого, дети присоединяются к диалогу между их мамой и их братом или сестрой, чтобы прокомментировать нарушения.

В комнате 2 ребенка и их мать. Девочка Кэролайн (24 месяца)  показывает маме, что она только что нарисовала на кусочке пазла.

Кэролайн говорит матери: посмотри

Мама: Кэролайн, ты не должна рисовать на пазлах. Ты рисуешь только на листочках. Ты не рисуешь на пазлах.

Второй ребенок: Почему?

Мать: Потому что это не бумага.

Второй ребенок: Плохо

Мама: Да, так делать нехорошо.

По мере взросления начинают появляться оправдания. Оправдания являются более сложной формой нравственного понимания. К 36-ти месяцам дети могут обосновать почти треть своих споров с матерями и сиблингами. В основном оправдания объясняются желаниями, потребностями и чувствами. Примером демонстрации желаний может служить ребенок, который отнимает ложку у своего младшего брата со словами: «Но мне это нужно». Дети также проявляют понимание и в отношении социальных правил, например: «Это не принадлежит вам». Пример понимания чувств других людей: «Рэйчел будет в ярости, если ты сделаешь это». Или к материальным последствиям действий, например:  «Ты сломаешь, если сделаешь это». В раннем возрасте дети становятся молодыми философами-моралистами.

Было сделано предположение, что матери способствуют пониманию моральных правил своих детей. Дети, которые часто оправдываются и ссылаются на правила, происходят из семей, в которых матери в своих вмешательствах в конфликт с братьями и сестрами часто ссылались на социальные правила и на чувства братьев и сестер.

Эти исследования также показывают важную взаимосвязь между эмоциями и развитием социального и нравственного понимания. Часто в контексте эмоционально заряженных  споров и конфликтов в семье, возникают первые подсказки об осознании детьми правил. Возможно, эмоции — как положительные, так и отрицательные — служат для повышения осведомленности детей о чувствах других людей, их отношениях, правилах и ролях семейного мира … »(Dunn, 1987, p. 102).

Источник: Dunn, J. (1987). The beginning of moral understanding. In J. Kagan and S. Lamb (Eds.), The emergence of morality in young children.

Chicago: University of Chicago Press; Dunn, J. (1989). The beginnings of social understanding. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, психологические эксперименты,  развитие ребенка

Оставайтесь в курсе и на facebook