Связь моральных суждений с когнитивными критериями
Когнитивная и моральная зрелость тесно связаны между собой. При оценке чувств, намерений и этических стандартов другого человека необходим высокий уровень абстрактного мышления. В исследовании (Tomlinson-Keasey & Keasey) женщинам предложили обсудить проблему постконвеционального уровня (5 и 6 уровень развития морали по Колбергу). Несмотря на то, что не все женщины сами находились на постконвенциональном уровне нравственного развития, при обсуждении проблемы каждая продемонстрировала формально-операционное мышление. Это свидетельствует о том, что формальные операции являются необходимым, но не достаточным условием для продвинутых уровней морального суждения.
Влияние социального взаимодействия на нравственное развитие
Колберг подчеркнул важность социальных взаимодействий, включающих ролевые возможности для нравственного развития. Эксперимент (Enright & Sutterfield, 1980) показал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения.
Дальнейшее подтверждение своей теории о важности опыта социальных и ролевых взаимодействий Колберг получил в исследованиях, где окружающая среда, наоборот, не способствовала социальной активности. Речь идет об изолированных сообществах и больших школах, в которых отсутствует возможность для интенсивного и разнообразного участия в ролях (Rest, 1983). В исследовании был сделан вывод, что подобные сообщества ограничивают ролевое взаимодействие, необходимое для развития морального суждения.
Были созданы специальные образовательные программы по содействию развития моральных суждений. Данные программы стали еще одним способом оценки теории Колберга, а также взаимосвязи между социальными взаимодействиями и нравственным развитием. Эти программы предназначены для использования в классе и, как правило, сосредоточены на обсуждении спорных моральных проблем. Практика в решении моральных дилемм, взаимное исследование решений друг друга, а также согласование и переговоры с другими являются ключевыми составляющими этих программ. При этом несмотря на некоторые свидетельства того, что возможность обсуждать спорные моральные дилеммы со сверстниками способствует моральному суждению (Higgins, Power, & Kohlberg, 1984), эти образовательные вмешательства все еще являются спорными. До конца неясно, какая конкретная учебная тактика или учебные материалы наиболее эффективны для изменения моральных суждений детей.
Когда родители используют последовательные дисциплинарные приемы, которые включают в себя рассуждения и объяснения (Aronfreed, 1976; Parke, 1977), инициируют обсуждение чувств других (Hoffman, 1984) и продвигают демократический стиль дискуссии (Edwards, 1980), — это приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению. Несмотря на то, что когнитивное структурирование, вовлеченное в родительскую дисциплину, влияет на моральные суждения, Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей.
Еще одним доказательством роли семейных факторов в нравственном развитии является исследование, приведенное ниже (Dunn1989), которое показывает, что понимание морали зарождается в самом раннем возрасте.
Споры маленьких детей и развитие морали
Дети начинают понимать правила морали в самом раннем возрасте. Хорошей иллюстрацией этому служат исследования Джуди Дан и ее коллег. Они занимались наблюдением за общением малышей с членами их семей. В возрасте между двумя и тремя годами дети демонстрируют не только признаки понимания морали, но и стремительный рост в этой области. В конфликтах и спорах (например, из-за игрушки) с матерью или братьями и сестрами дети показали полное понимание правил. К примеру, при совершении неприемлемого действия, ребенок мог смотреть на мать и смеяться или указывать ей на какое-либо последствие нарушения (сломанный предмет). Уже в возрасте 14-ти месяцев дети проявляли интерес к разбитым предметам и обращали на них внимание матери. В последующие 7 месяцев подобное поведение активно набирало оборот.
Когда детям исполнялось 16 месяцев они начинали охотно вступать в «моральный диалог», кивать и давать устные ответы на вопросы матерей о правилах. Помимо этого дети комментировали свои собственные нарушения.
Элла (21 месяц) сидя за столом сбрасывает игрушку на пол. Смотрит на мать.
Мать: Элла, зачем ты это сделала?
Элла: Плохо, плохо.
Мама: Да, это плохо.
Помимо этого, дети присоединяются к диалогу между их мамой и их братом или сестрой, чтобы прокомментировать нарушения.
В комнате 2 ребенка и их мать. Девочка Кэролайн (24 месяца) показывает маме, что она только что нарисовала на кусочке пазла.
Кэролайн говорит матери: посмотри
Мама: Кэролайн, ты не должна рисовать на пазлах. Ты рисуешь только на листочках. Ты не рисуешь на пазлах.
Второй ребенок: Почему?
Мать: Потому что это не бумага.
Второй ребенок: Плохо
Мама: Да, так делать нехорошо.
По мере взросления начинают появляться оправдания. Оправдания являются более сложной формой нравственного понимания. К 36-ти месяцам дети могут обосновать почти треть своих споров с матерями и сиблингами. В основном оправдания объясняются желаниями, потребностями и чувствами. Примером демонстрации желаний может служить ребенок, который отнимает ложку у своего младшего брата со словами: «Но мне это нужно». Дети также проявляют понимание и в отношении социальных правил, например: «Это не принадлежит вам». Пример понимания чувств других людей: «Рэйчел будет в ярости, если ты сделаешь это». Или к материальным последствиям действий, например: «Ты сломаешь, если сделаешь это». В раннем возрасте дети становятся молодыми философами-моралистами.
Было сделано предположение, что матери способствуют пониманию моральных правил своих детей. Дети, которые часто оправдываются и ссылаются на правила, происходят из семей, в которых матери в своих вмешательствах в конфликт с братьями и сестрами часто ссылались на социальные правила и на чувства братьев и сестер.
Эти исследования также показывают важную взаимосвязь между эмоциями и развитием социального и нравственного понимания. Часто в контексте эмоционально заряженных споров и конфликтов в семье, возникают первые подсказки об осознании детьми правил. Возможно, эмоции — как положительные, так и отрицательные — служат для повышения осведомленности детей о чувствах других людей, их отношениях, правилах и ролях семейного мира … »(Dunn, 1987, p. 102).
Источник: Dunn, J. (1987). The beginning of moral understanding. In J. Kagan and S. Lamb (Eds.), The emergence of morality in young children.
Chicago: University of Chicago Press; Dunn, J. (1989). The beginnings of social understanding. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, психологические эксперименты, развитие ребенка
Спасибо за статью. Для меня она относительно спорная. В моём понимании, ребёнок знает те правила, которые ему рассказали родители. А если сами родители не знают правил? Допустим. Ребёнок уронил ложку, а мама сказала: ой как здорово. С одной стороны ребёнок изучает причинно-следственные моменты. Я уронил ложку — ложка упала. Ему весело. И если мама постоянно будет поддерживать положительные эмоции, когда ребёнок кидает вещи, не будет ли это якорем к тому, что кидать хорошо? Или другая ситуация с той же ложкой. Ребёнок изучает что-то новое. А мама говорит, что это плохо и так делать нельзя. А вдруг у ребёнка будет рефлекс: мне любопытно, а это нельзя.
Возвращаюсь к моральным принципам. Наблюдая за ребёнком, прослеживаю как раз те моменты, о которых говорят в статье. Сначала дети строго соблюдают все правила, а потом начинают щупать границы и при возможности их расширять.
Из статьи узнала о том,что Колберг,продолжая изучение вопроса появления морали у ребёнка, подчеркнул важность социальных взаимодействий, включающих ролевые возможности для нравственного развития. Его эксперимент 1980 года показал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения.
У меня есть пример,подтверждающий эту гипотезу.Моя дочь,перейдя в другую школу ,по началу говорила мне,что ей трудно в новом коллективе найти друзей.После того как она стала участвовать в школьных мероприятиях,с ней захотело подружиться очень много детей из разных классов.При этом дочь ,действительно,стала обладать более зрелым уровнем моральных суждений.
Так же теория Колберга получила дальнейшее подтверждение о важности опыта социальных и ролевых взаимодействий в исследованиях, где окружающая среда, наоборот, не способствовала социальной активности.
Поэтому моральная зрелость и окружающая среда тесно связаны между собой.
Благодарю за статью ! С интересом ознакомилась с очередными исследованиями влияния социальной среды на нравственное развитие детей. Для себя отметила несколько важных фактов : 1) При оценке чувств , намерений другого человека необходим высокий уровень абстрактного мышления . 2) Важность социальных взаимодействий детей , включающие проявление ролевых возможностей , для нравственного развития. 3) Изолированные сообщества ограничивают необходимое взаимодействие детей для морального суждения . 4) Возможность обсуждать спорные моральные дилеммы со сверстниками способствуют моральному суждению. 5) Общение с детьми в стиле рассуждения и объяснения приводит к более зрелым суждениям . 6) Понимание морали происходит в самом раннем детстве. Мать способствует пониманию моральных правил . По итогам этих выводов , для себя отметила , что в воспитании своего ребёнка двигаюсь правильно. С детства он посещал много кружков, где мог попробовать себя в различных ролях, я всегда с ним обсуждаю поступки других детей и интересуюсь его мнением , наше общение происходит очень демократично. Уделяю внимание тому, чтобы не перекладывать ответственность за свои ошибки на кого -то из близких, для того , что бы он не копировал мое поведение . и учился нести ответственность за свои поступки .
Безусловно социальное взаимодействие имеет прямое влияние на нравственное развитие человека, в первую очередь выполняет формирующую функцию, так как развитие базируется на информации приобретенной в том числе и извне, то есть, как раз таки через социальное взаимодействие. И конечно крайне важно что бы это взаимодействие было максимально разнообразным, о чем, собственно и говорится в статье. Закрытые «рамочные» общества наоборот могут тормозить развитие ребенка, ограничивать его. Развитию же способствует примерка различных социальных ролей во время этого взаимодействия, разнообразие способствует разностороннему нравственному развитию человека. Мораль как ничто другое формируется именно под влиянием социума, однако, что бы личность не была ограниченной и действительно развивалась, получая навык формирования и своих собственных норм, а не только навязанных, количество социальных ролей, разнообразие взаимодействия должно быть максимальным, только на таком базисе возможно формирование максимально объективного нравственного развития.
В становлении моральных принципов играет роль социальные связи и участие в детей в разных проектах, что положительно влияет на развитие и понимание моральных принципов. Удивительным и противоречивым кажет факт того что родители влияют на становление нравственных принципов в меньшей степени чем окружающая среда. Полезным оказалось участие детей и подростков в разных мероприятиях и ролях. Участвовать в разных движухах оказывается полезным для развития моральных суждений и лидерской позиции. Также понятным становиться и то почему становление личности формируется до 5-7 лет у ребёнка. То есть правила усваиваются с молоком матери и с каждым месяцем только развиваются. Применить из этой статьи можно участие в интересных мне мероприятиях и проявление лидерской позиции..
Да, уровень нравственного развития зависит от уровня когнитивного мышления. На первый взгляд, это вроде бы очевидный факт. На самом же деле, думаю, что процесс оценки этих уровней и их взаимосвязи может оказаться совсем не простым. Я могу видеть и понимать, что человек обладает высоким интеллектом и грамотно использует свои знания и способности в жизни, но при этом я могу не принимать его принципов, основанных на индивидуалистических моральных убеждениях. Такие люди вызывают неоднозначные эмоции в плане их восприятия другими людьми. Их суждения отличаются от общепринятых обществом. Вряд ли их будут признавать те, которые находятся на более низком уровне нравственного развития, те же, которые находятся с ними на одной ступени также могут отвергать их из-за несоответствия между их моральным суждением и своим собственным. Забавно было узнать примеры того, что моральное развитие человека начинается в довольно раннем возрасте. Я считаю, что в этом процессе важную роль играют близкие люди, которые непосредственно заботятся о ребенке. Допускаю, что в определенных случаях роль близких людей может быть весомее социального влияния, в других случаях — наоборот. Примечательно для меня и то, что дети, участвующие в большом количестве социальных мероприятий обладают более зрелым уровнем морального развития. Вот об этой взаимосвязи хотелось бы узнать подробнее.
Статья любопытная, но для меня немного однобоки исследования, приводимые в ней. По Колбергу, родители не оказывают решающую роль в нравственном развитии ребенка. И в дальнейших исследованиях Джуди Дан наблюдает поведение детей раннего возраста. Двух- и трехлетки демонстрируют полное понимание морали и правил. Но по наблюдениям не совсем ясно сказано, каковы исходные правила поведения в семьях наблюдаемых. Т.е., на мой взгляд, если ребенок осознает, что он сделал плохо, то значит, его поведение в этот раз отличается от того, как он обычно поступает, и те люди, с которых он берет пример для своего развития, не ведут себя так каждый раз. В примерах видно, как мама подтверждает, что ребенок поступил плохо, и он запоминает данную модель поведения как неправильную. Интересно наличие образовательных программ по вопросам морали. Для подростков очень важно решать моральные дилеммы именно в спорах между собой, но в рамках допустимых проблем, под контролем специалиста. Хотелось бы увидеть такие образовательные программы в действии. Но в любом случае, подросток – это уже вполне сформировавшаяся личность в плане моральных и нравственных качеств. И эту личность формируют как раз те родительские дисциплинарные принципы, которые используются в семье с раннего детства.
Из статьи я узнала, что важны социальные взаимодействия, которые включают ролевые возможности для нравственного развития. Познакомилась с экспериментом, который показал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения. Родители используют последовательные дисциплинарные приемы, которые включают в себя рассуждения и объяснения, инициируют обсуждение чувств других и продвигают демократический стиль дискуссии , — это приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению. Конечно, важное влияние оказывает окружение , это в первую очередь близкие люди. Что подтверждается исследованиями, которые показывают важную взаимосвязь между эмоциями и развитием социального и нравственного понимания.
Перечитал статью раза три… Не совсем понял, её содержание. Хотя конечно возможно это все коронавирус который как известно не только в легких, но и в головах. Насколько я понял, то статья пытается показать, что развитие морали связано с интеллектуальным развитием. Но, я увидел, что чем больше человек получает так сказать социального опыта, тем более моральные решения он начинает принимать. Но в данной статье говорилось лишь о детях… и так сказать развитие данного качества у них. Так же я не совсем понял определение морали. Из статьи я его понял скорее не как вопрос внутренней совести, а скорее свод правил которым должен следовать человек. Но, так или иначе благодаря статье, я понял, что развитие отношения к правилам у детей формируется уже в крайне юном возрасте.
Интересная статья, в своей жизни я постоянно сталкивался и замечал принципы эксперимента Колбегра, описаные в статье. В детском возрасте, в моем окружении, все кто проявлял какую либо социальную активность, так или иначе были более социально выше чем те кто был тихоней. занятие спортом, участие во всяких кружках давало проактивным детям статус более социально значимых. я же таким не был, проявлять активность я начал только после поступления в учебное заведение в другом городе, в 14-15лет. справедливо сказать что данная поведение я встречаю не только у детей но и у некоторых взрослых.
Из этой статья я понял, что возможно, эмоции — как положительные, так и отрицательные — служат для повышения осведомленности детей о чувствах других людей, их отношениях, правилах и ролях семейного мира. Они такие своеобразные маркеры, посредством который люди друг другу дают понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Также интересны исследования на тему влияния социального взаимодействия и уровня морального развития. Важно не только разнообразие, но стиль взаимодействия. Демократия и здесь наиболее эффективный метод. Для себя я понимаю важность для ребенка налаживать социальные связи. Это могут быть кружки, секции, летние лагеря. Везде где он может общаться, а не сидеть дома один за компьютером.
Спасибо за статью.Полезная информация.Новым для меня были исследования.Так же для меня было новым, что Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей.Я всегда считала и до сих пор так считаю, что большая часть воспитания и мораль, нравственность детей идёт именно из семье, ведь когда ребёнок ещё маленький именно родители объясняют и показывают своим поведением, что можно и нельзя, как правильно и не правильно.На втором месте конечно же наше общество имеет тоже весомую роль.Соглашусь, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами.В моем детском возрасте было именно так.
Добрый день! Из этой статьи узнал что люди могут говорить о какой-либо информации, когда они соответствуют этому уровню развития в сознании, мышлении. Если рассуждать на тему какой я в этом психологический механизм увидел, то я думаю что до всего надо дорасти, то есть в данном случаи созреть, получив определённый опыт.
Ещё для меня Новым было то, что дети которые принимают участие в соц конкурсах выглядят для других детей как лидеры, то есть наиболее успешные. Я раньше думал, что это зависит от качества того, что ты делаешь.
Ещё новым было то, что Колберг утверждал что родители не имеют влияния на развитие нравственности ребёнка. Я немного растерян, всю жизнь жил с другим пониманием развития морали у ребёнка.
Добрый вечер. Спасибо за статью. Дети вообще очень зависимы от взрослых , не зря же есть понятие «значимый взрослый». Исходя их статьи, не удивительно, что моральное суждение активно развивается в раннем возрасте у детей, так как они только знакомятся с этим миром и всё впитывают как губка и ориентация идет конечно на тех кто рядом: мать, отец, бабушка, дедушка и так далее. Ну и конечно, дети, которые наиболее часто участвую в социальных мероприятиях, воспринимаются сверстниками как лидера и у таких детей уже более зрелое мышление. Как написано в статье, я так понимаю, что в большинстве своем воспитание таких детей со стороны родителей носит характер рассуждения и объяснения и используют с ребенком демократическую экскурсию. Получается, рассуждение идет для как позитивное подкрепление, а ругань и наказание-негативное подкрепление, именно из-за негативного подкрепления дети более зажаты и считают, что лучше не делать вообще, а то можно сделать не правильно и тебя накажут, что в дальнейшем отображается на уверенности в себе и самооценке ребенка.
Из статьи я вынес для себя следующее:
— Для того, что бы ребёнок обладал более зрелым уровнем морального суждения, а также оценивался учителями и сверстниками как лидер, важно поддерживать в нем стремление участвовать в большем количестве социальных мероприятий
— Изолированные сообщества и большие школы не способствуют разнообразному и интенсивному участию в ролях, что ведет к ограничению ролевого взаимодействия, необходимого для формирования морального суждения
— Родителям необходимо включать в воспитание последовательные дисциплинарные приемы, а именно объяснения, рассуждения, обсуждение чувств других, продвигать демократичных стиль дискуссии, чтобы развить у ребёнка более зрелые моральные суждения и сдержанное поведение
Осознал, что мой сын в свои 1.9 при совершении неприемлемого действия говорит «Аяяяяяяяй», поэтому я согласен с автором исследования, что мораль зарождается в раннем возрасте.
Очень интересная статья. Никогда не задумывалась о том, что дети в таком раннем возрасте уже понимают основные нормы морали. Не до конца мне понятно, почему авторы считают, что родители не играют в этом процессе ключевую роль. Вопрос в том, а кто же тогда эту роль играет? Ведь в возрасте 1,5-3 года дети еще не настолько взаимодействуют со сверстниками, в основном общаются с членами семьи. Что касается исследования Колберга, думаю, что это действительно так. Активный, социально адаптированный ребенок безусловно более популярен у сверстников и у взрослых. А зрелость моральных суждений, возможно, обьясняется большим количеством социальных связей, большим кругом общения, большей развитостью. Участие в различных мероприятиях предполагает и общение и выполнение каких-то других творческих, интеллектуальных, физических заданий, что в любом случае формирует опыт и способствует развитию ребенка.
Социальная среда играет важную роль при формировании нравственности человека. Особенно эти предпосылки складываются в детстве. Из статье еще раз подчерпнула момент важности развития детей в разных областях жизни для нарабатывания активности и моральной устойчивости. Всестороннее развитие способствует более высокому уровню нравственности. То что ребенок впитывает еще в детстве с ложкой каши от матери и других родственников ложатся в основу дальнейших реакций, морального восприятия ребенка. То есть с профессиональной точки зрения в очередной раз вернулась к тому как важно развитие детей на ранних стадиях взросления. Отсюда и происходит также формирование механизмов реагирования — отрицания, соглашения, оправдания.
Спасибо за статью. И снова Колберг. Очень интересный на мой взгляд Эксперимент (Enright & Sutterfield, 1980), который показал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения. Я всегда была активно, когда дело заходилр об участии в каком либо мероприятии. Мне нравилось быть на сцене. Я играла главные роли и любила много текста. И действительно, все и учителя и мои ровесники знали и считали меня лидером. И у меня было много друзей, а также желавших со мной дружить Могу ли я сказать, что мои суждения в то время были более зрелые, думаю да. Я зрело рассуждала и ко мне прислушивались. А по поводу сделанного предположение, что матери способствуют пониманию моральных правил своих детей я скорее соглашусь. Есть примеры. Одна семья умилялась когда их годовалый ребенок сквернословил и думали, что все пройдет с возрастом. И каждый раз при произношении мата, родители хохотали во весь голос. Ребенку сейчас 15 лет и он не ругается, а говорит матом. Другой случай, объяснив, что скверные слова нехорошо и не произносятся воспитанными людьми, мои знакомые сделали вид, что не слышат, когда их ребенок выругнулся и смотрел на родителей ожидая реакции. Но родители дали понять, что этими словали ребенок не сможет привлечь их внимание. Очень быстро ругательства прекратились.
Из статьи узнала, что дети, которые активно участвуют в социальных мероприятиях обладают более зрелым уровнем морального суждения.
Также я для себя напомнила еще раз, что чем больше родители общаются с детьми, рассуждают, объясняют, обсуждают чувства других, тем лучше для развития ребенка. Это приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению. Действительно, это работает в моей семье. Во-первых, ребенок копирует стиль поведения и рассуждения родителей. И если я рассудительна с ним, то он рассудителен со своими сверстниками и взрослыми. А если я кричу, то и он начинает кричать и эмоционировать. Во-вторых, такой стиль общения успокаивает, ребенок становится более уверен в себе, не дергается, спокоен.
Также интересной информацией для меня было, что дети с самого раннего возраста начинают понимать правила морали. Помню, как моя дочь примерно с 1 до 3 лет достаточно четко понимала озвученные нами правила. Безоговорочно. После 3-х лет она уже начала высказываться по поводу правил, выкручиваться и т.п.
Заставила задуматься информация о том, что, возможно, эмоции служат для повышения осведомленности детей о чувствах других людей, их отношениях и правилах.
Спасибо за статью. В соответствии с развитием умственных способностей ребенок все лучше начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Дошкольник, как правило, повинуется инструкциям, прерывая свою деятельность, когда его шлепают или требуют, чтобы он ее прекратил. Контроль поведения зависит от прямых последствий. Через некоторое время ребенок узнает, что какие-то вещи делать не разрешается, и поэтому удерживается от соответствующих поступков, даже если ему по этому поводу никто ничего специально не сказал. Еще через некоторое время он становится способным к обобщению запретов в форме поступков Вначале эти правила устанавливаются в соответствии с одобрениями родителей или учителей, но в конце концов возникает мораль более высокого порядка, основанная на собственных представлениях ребенка о том, что хорошо, а что плохо. Как только это происходит, опирающееся на авторитет взрослых.
Любопытным образом статья для меня подтверждает тот факт, что мораль и нравственность — явления, рождающиеся именно внутри социальной группы. Ребенок, уронивший игрушку, не может знать, что это плохо, для него это максимум неудобно. Но мама добавила ему новое знание — это плохо, а в особенных случаях — ты плохой, и у ребенка появилась мораль. Соответственно, чем шире его социальные контакты, чем больше социальных групп, тем больше моральных и нравственных установок закладывается в сознании. Кроме того, как показано в статье, повышение эмоционального интеллекта ребенка путем разговоров с ним об эмоциях его и окружающих, также приводит к более зрелым моральным суждениям, нравственному развитию и социальной адаптации.
Спасибо за статью! Очень интересно и неоднозначно высказывание Колберга: «родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей», потому что считаю, что в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей, а уже потом из социальных взаимодействий. Но можно сказать с уверенностью, что без социального взаимодействия суждения ребенка о нравственности будут не полноценны, так как понятие родителей о нравственности и морали могут быть категоричны и не всегда вписываться в традиционные понимания этих понятий в обществе. Также солидарна с высказыванием: «возможность обсуждать спорные моральные дилеммы со сверстниками способствует моральному суждению», как говорится «истина рождается в споре». Ведь, когда люди обсуждают какой-то вопрос, можно услышать разные точки зрения, как бы рассмотреть вопрос с разных сторон, а не только со своей стороны. Это помогает составить более объективное мнение, что-то отбросить, а что-то принять к сведению
Интересные примеры приводятся в статье о том, какое влияние оказывает социальная среда на нравственное развитие детей. Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей, но как оказалось из приведенного исследования, это не так. Ведь именно родители диктуют правила своим детям, что можно, а что нельзя и главное с какими эмоциями они это делают. Я согласна с тем выводом, что приведен в статье о том что эмоции – как положительные, так и отрицательные – служат для повышения осведомленности детей о чувствах других людей. Действительно, первый опыт, тот же моральный, дети получают от своих родителей на первых годах своей жизни и только родители решают какой будет социальная среда их ребенка, которая влияет на нравственное развитие. Спасибо за статью.
Сложная, насыщенная терминами статья. Пришлось задействовать поисковик для точного понимания некоторых терминов или чтобы освежить их значение в памяти: когнитивный, абстрактный, сиблинг. Однако, полезного почерпнул немало. Из нового узнал, что на нравственное развитие ребенка влияют родители, а также социальное взаимодействие. Я почерпнул для себя, что участие в социальных мероприятиях положительно влияет на развитие морали. Удивило то, что споры также положительно влияют на формирование моральных суждений у детей. Еще я узнал, что эмоции выступают подсказками для понимания детьми правил. Это говорит о том, что быть эмоциональным в общении с детьми — это не плохо. Это очень важный для меня вывод. Но это не значит, что любая манера выражения эмоций допустима. Я уверен, что дети сами по себе вполне способны к эмпатии.
На мой взгляд в статье много вариантов описания того, что приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению. С одной стороны — это вовлеченность в контакты в новой окружающей среде, социальное взаимодействие. Я сразу вспомнила о том, когда пошла в первый класс. Для меня обучение не было стрессом,поскольку в с 1,5 лет сначала была в яслях, потом в детском саду,а потом уже в школе. Такое предварительное социальное взаимодействие с детьми способствовало легкому сближению с одноклассниками в школе. С другой стороны в статье написано, что когда родители включают последовательные дисциплинарные приемы, рассуждения и объяснения это тоже приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению. Получается,как бы не был прав Колберг со своими этапами развития морали у детей, большое значение имеет развивающее окружение и наличие здравомыслящих родителей рядом. Для меня это было не совсем новым, но интересным заключением.
Интересная статья, в которой я увидела противоречия относительно других исследований на эту же тему. Родители значимые люди в жизни ребенка, которые формируют и привычки, и ценности детей, а в статье они не оказывают никакого влияние на моральное развитие своих детей. И как это понимать? То есть родители — это просто такие взрослые, которые кормят, поят, одевают и гуляют, и при этом никакого влияния не оказывают. Ребенок находится в самоизоляции и ничто на него не влияет? На мой взгляд именно родители формируют моральное развитие ребенка, активным влиянием или попустительским отношением.Конечно не только родители формируют ребенка, но и все кто находится рядом и тем более те с кем ребенок более тесные эмоциональные отношения. И здесь родителям надо быть более внимательными к тем кого они допускают до контакта с детьми.
Узнал, что существуют программы развития морального суждения. И исходя из полученной информации, я понял, что участвовал в одной из таких программ.Так как они сосредоточены на обсуждении спорных моральных проблем, мы как раз этим и занимались в формате дискуссии, т.е. это было ещё и как командообразование. Давалась ситуация при которой надо было совместно решить, что делать.
Впечатлило, то что есть такие программы и то что я в такой программе принимал участие.
Для меня был новым термином «моральный диалог», даже не предполагал, что такой термин существует.
В личном плане эта информация мне даёт понимание структуры развития морали у ребёнка.
Натолкнуло на воспоминания связанные с прохождением отбора по моральному развитию.
Собственно, воспитываясь в семье, ребенок сначала собирает информацию о поведении. Сначала собирает, затем использует и так себя и ведет. Естественно, примером взаимоотношений и морали, становятся родители. А далее методом проб и ошибок. Сделал плохо — на тебя нахмурились, поругались, наказали. Сделал хорошо — тебе улыбнулись, похвалили.. — выработали рефлекс? Вопрос, на сколько уместно выражение вначале статьи — дети демонстрируют не только признаки понимания морали, но и стремительный рост в этой области. Что значит понимание морали? В том же первом примере, когда мать спросила зачем ты это сделала…Вопрос условий, а именно, как она это спросила? Уверен, что если бы она спросила ласково и с улыбкой, то ребенок улыбнулся бы в ответ и еще чего-нибудь бросил на пол, так как для него — это была бы игра. А если спросили строго, то ребенок уже знает ответ, так как думаю, что со строгим выражением лица слово «плохо» звучало не один раз (иначе она бы этого слова не знала). Так вот в чем тут понимание морали? А дальше, чтобы избегать наказания, формируются оправдания. При чем, если бы наказание было бы неотвратимым в любом случае, хм..вообще тут вопрос возник. Если бы изначально с раннего детства, все наказания были бы неотвратимыми в принципе, то проявлял бы ребенок попытки уйти от наказания путем оправдывания своего поступка? Ведь по сути, если было совершено правонарушение, то оправдание, это способ уйти от ответственности или доказать свою правоту. Отсюда возник еще вопрос, когда у маленького человека начинает формироваться взгляд на свою правоту? Спасибо за статью, есть над чем поразмышлять.
Интересная статья , и описание поведения детей в ней интересное . С одной стороны я согласна с авторами статьи , на тему того , что чем более социальные дети , посещают больше кружков ,к примеру , тем более они развитые . С другой стороны вопрос о каком развитии идёт речь . В моем классе был очень стеснительный мальчик , скромный , у него не было много друзей , а точнее из класса у него был один друг . Он не ходил ни на какие дополнительные занятия , по крайней пере в школьном возрасте , но был он одним из самых умных . Причём по всем предметам он успевал лучше многих , если не лучше всех . Конечно , родители имеют огромное значение в жизни ребёнка . И их отношение влияет на то , как ребёнок будет учиться и развиваться . И закладывается это далеко в дошкольном возрасте . С другой стороны , ребёнка можно водить на тысячу кружков и развивалок, для галочки , для удобства самих родителей и вырядил это приведёт к чему-то продуктивному , тк искреннего одобрения и поддержки ребёнок не будет чувствовать . В общем , родителям надо быть внимательным к своим детям .
Социальная среда не может не влиять на нравственное развитие детей. Ведь именно социально желательное поведение закладывается в основу морали. В статье встретилось упоминание о формально-операционном мышлении. Пришлось поискать информацию об этом в сторонних источниках. Из прочитанного усвоил, что выделяют два основных типа – конкретно-операционный и формально операционный, которые отличаются подходом к решению различных задач, в т.ч. и морального характера. Конкретный основан на существующем опыте и практически не подразумевает абстрактных операций, формальный же тесно связан с абстрагированием и более глубоким пониманием причин различных процессов, их переносом на другие события не по простой аналогии, а системно. Исследования, упомянутые в данной статье, говорят о том, что для понимания суждений высокого (постконвенционального) морального уровня необходимой является возможность мыслить формально-операционным способом, но это не является «пропуском» на сами эти уровни.
Интересно было также узнать, что отсутствие социальных условий для активного участия детей в освоении различных ролей существенно снижает уровень их морального развития. Иными словами, у них отсутствует возможность практического применения и апробирования зародившихся основ нравственного поведения, не работает регуляторная оценочная функция социума.
Поэтому семейное, родительское воспитание в этом вопросе имеет большое значение. Где, как не в семье, ребенок может отработать основные навыки «правильного» поведения. Правда, желательно, чтобы это были не просто «правила», а понимание, почему необходимо поступать именно так, а не иначе, с точки зрения принятых в обществе морально-нравственных норм.
«Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей». Даже если это и так, то основы нравственности закладываются именно в родительской семье. И ребенок в определенных ситуациях будет поступать именно так, как поступают его родители.
Если мама-папа не просто дают подзатыльник или устраивают скандал, а разговаривают, толково доносят ситуацию, объясняя и рассуждая, то у ребенка сформируются зрелые моральные суждения, понятие о дисциплине и соответствующее поведение.
Социальные взаимодействия, безусловно, очень важны и оказывают существенное влияние на развитие нравственности при взрослении ребенка и формировании его как личности. «С кем поведешься…» — как говорится.
Очень показательны примеры детей в разном возрасте. И у меня дочка 2,5 года сейчас активно проявляет интерес, что можно, чего нельзя. Смотрит на мою реакцию. И интересно себя проявляет на детской площадке, она понимает где ее игрушки и не хочет ими делиться. Меня удивило в статье, что дети одинаковы в поведении,что в изоляции, что в больших школах. Где нет возможности проявить социальные роли. Это означает, что и в очень больших школах плохо учиться детям. Лучше выбрать среднюю школу. И лишний раз убеждаюсь, что если заниматься с детьми, то они будут более социально адаптированными. И вообще с детьми надо заниматься. Кроме родителей никто с ними не будет заниматься.
Из статьи я узнала о том, что чем более участлив ребенок в социальных мероприятиях, тем более зрелым уровнем морального суждения он обладает. Также показался интересным опыт внедрения специальных образовательных программ по содействию развития моральных суждений. Помню как в начальной школе классный руководитель организовывала обсуждение какой-либо темы внутри класса. При этом были определены правила подачи своего мнения. Например, ребенок должен был высказываться со слов «Я считаю что …». Как следствие наш класс был одним из самых участливых в жизни школы. Но не все учителя одобряли наше желание высказаться по тому или иному поводу. Важно, чтобы социум поддерживал идею развития моральных суждений, позволяя ребенку учиться рассуждать и объяснять.
Первое с чем я согласна,что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками ,да и взрослыми как более популярные, и да, как правило они являются лидерами. Но одного этого не досточно для развития морального ввоспитания. Здесь важно заметили что важно еще и разговаривать с ребенком,вести беседы . И здесь роль родителей ведущая. Хотя Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей». Даже если это и так, то основы нравственности закладываются именно в родительской семье.
Если мама и папа не просто кричат и бьют ребенка , а разговаривают, толково доносят ситуацию, объясняя и рассуждая, то у ребенка сформируются зрелые моральные суждения.
Спасибо за статью. Еще раз убедилась чтоя правильно воспитывают своиз детей. Помимо того,что я сама веду активный образ жизни, дети увлекаются и посещают многие кружки, я еще потом с ними беседую о поступках и ситуациях..
Очередная статья, окунающая в детство. Узнал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей. Скорее всего часть этих знаний ребенок получает на улице, общаясь с другими детьми или с товарищами постарше. Часто такие знания дают мультфильмы и всякие сказки. Дети очень быстро учатся понимать своих родителей и в очень раннем возрасте начинают с успехом манипулировать ими. Так же для себя приметил фразу, что дети часто оправдываются и ссылаются на правила. Сразу начинаю вспоминать себя, когда за какой-нибудь проступок можно было получить наказание и автоматически, оправдания и убеждения сыпятся изо рта, как пули из автомата) Что только не придумает ребенок, чтобы избежать кары. Поэтому очень важно, с раннего детства закладывать в ребенка правильное восприятие окружающего мира. Эксперимент с социальным взаимодействием тому подтверждение.
Интересная для меня статья. Особенно заинтересовала информация о том, что тогда, когда родители используют последовательные дисциплинарные приемы, рассуждают , объясняют, инициируют обсуждение и продвигают демократический стиль дискуссии — это приводит к более зрелым моральным суждениям и к более сдержанному поведению.Однако, несмотря на то, что когнитивное структурирование, вовлеченное в родительскую дисциплину, влияет на моральные суждения, Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей. Вот это я не поняла. Что это значит — не играют решающей роли? Я считала, что основа закладывается именно в родительской семье и именно в раннем возрасте.
Интересным также показался эксперимент, согласно результатам которого дети, участвующие в большом количестве социальных мероприятий, оцениваются их сверстниками и учителями, как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения.С этим я абсолютно согласна.
Спасибо большое за статью!
По мере прочтения статьи стараюсь отследить и сопоставить те или иные этапы морального и нравственного развития у своей сестры, так как свой опыт в этом возрасте уже не могу. И, конечно, понимаю, что социальная среда играют огромную роль при формировании этих навыков и ценностей у ребенка.
В статье приведен пример, согласно которому происходит донесение моральной нормы до ребенка не только родителем, но и идет подкрепление его братом или сестрой. Это действительно работает, когда несколько человек (в моем случае — мама и я) транслируют ребенку свое идентичное отношение к происходящему. Однако поведение ребенка с точки зрения морали по отношению к разным людям отличается: передо мной сестра в случае, когда она меня даже случайно физически задела, быстрее извинится, чем перед другими.
Благодаря этой статье мне понятнее стало поведение детей до 5 лет. Ранее, когда я видел, что они читают мораль своим братьям/сестрам или друзьям, делая это с серьезным лицом, пытаясь подрожать взрослым, я видел в этом только кривляния. Теперь же я вижу, что это было проявление понимания в отношении социальных правил, либо в отношении к чувствам других людей. Меня эта черта очень раздражала, теперь же я вижу, что это важный этап жизни ребенка и абсолютно нормальный, характерный большинству, если не всем детенышам вида человеческого.
Новым ля меня было и то, что уже в возрасте 14месяцев ребенок видел связь между упавшим предметом и реакцией матери.
Когнитивная и моральная зрелость тесно связаны между собой. Недостаточно формальных операций для продвинутых уровней морального суждения. Оказывается дети участвующие в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются сверстниками и учителями , как более популярные и являются лидерами. При этом они обладают более зрелым уровнем морального суждения. Большие школы и обособленные препятствуют ролевому взаимодействию, необходимому для морального суждения. Интересно было узнать, что Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей. Мне так же важной информация стала дети, которые часто оправдываются и ссылаются на правила, происходят из семей, в которых матери в своих вмешательствах в конфликт с братьями и сестрами часто ссылались на социальные правила и на чувства братьев и сестёр. Ещё эмоции так же тесно связаны с развитием социального и нравственного понимания.
Из статьи я узнал, что дети, которые участвуют в большем количестве социальных мероприятий, оцениваются сверстниками и учителями, как более популярные. На этом однозначность трактования исследований Колберга для меня заканчивается. И снова я возвращаюсь к вопросу, который задавал себе в прошлой статье по уровням Колберга. А именно, что же в итоге влияет и что способствует повышению морального уровня человека? В раннем возрасте с этим всё более или менее понятно. Т.е. чем больше социальная активность, тем сильнее происходит развитие. Эту закономерность я могу вполне подтвердить на своем опыте. В детском саду и вообще не помню какого стремления со своей стороны к социальной активности. В школе для меня это было большим стрессом. Даже на переменах в начальных классах я особо не понимал, чем заниматься. В итоге, да, по морали в те годы я не сильно прокачался. Не знаю, удалось ли впоследствии как-то компенсировать данный пробел, но склоняюсь скорее к тому, что ответ на этот вопрос отрицательный.
Спасибо за статью. Снова тема с детьми. А, у меня их нет. Поэтому будем разбираться пока в теории. Ранее было несколько статей по Колбергу. Что в принципе тогда уже было сложно. Тем не менее я считаю что ребенок будет знать ровно так как ему это объяснили родители, поэтому больше нужно заниматься образованием родителей. Ну и я запомнил из одной лекции, что в соревновании между улицей и домом или школой, всегда победит улица. С этим я тоже согласен ведь сам был когда то ребенком и точно помню к урокам которые тебе дает улица быстро прислушиваешься. Новое для меня это раскрытие момента с оправданиями. Так как у меня есть старший братья и сестра, я специалист в области оправданий с самого детства и до сих пор. Это конечно не хорошо, но я именно поэтому начал учиться.
Оправдания включают в себя фрустрирующие потребности, как мне кажется. Я понял, что дети исследуют правила в 16 месяцев, распределяя для себя, что же хорошо, а что плохо и как с этим работать. Как понять что это плохо? Что должна сделать мама, что бы ребёнку объяснить, что это плохо? Разбираясь в этих тонкостях, а особенно если у родителей у самих нет чёткой системы правил и понимания что плохо, а что хорошо, дети, как раз, и приобретают невротическую привязанность. Самое интересное, что это происходит уже в 16 месяцев. Зачастую родители не в этом возрасте не воспринимают ребёнка за полноценного человека, которому нужно что-то объяснять и показывать как надо. Тем более, что это сложно.Проще считать, что он ничего не понимает и делать так как хочется, а потом сказать, что он (ребёнок) таким родился.
В статье продолжают рассматривать исследования Колберга, который подчеркнул важность социальных взаимодействий, включающих ролевые возможности для нравственного развития. Одновременно с этим он утверждает, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей. Это полезная информация для родителей, которые должны задуматься над окружением детей, над развитием абстрактного мышления влияющего на формирования их моральных принципов. Активность ведет к зрелому уровню морального суждения. То что дети понимают, что такое хорошо, а что такое плохо с самого раннего возраста я вижу на опыте своего родительства. Мои дети как только начали говорить стали комментировать несоблюдения правил. До этого они пытались привлечь мое внимания, когда что то ломал, роняли и т. п. Такой же опыт описан в статье. Я согласна, что эмоции также важны в становлении маленького человека. И если описывать и объяснять чувства других, это в большей степени повлияет на нравственное понимание ребенка.
Очень интересная статья. Из статьи я узнала что эмоции детей как положительные так и отрицательные формируются родителями. И семья играет огромную роль в формировании морали у детей. Меня удивило что в возрасте между двумя и тремя годами дети демонстрируют не только признаки понимания морали, но и рост в этой области и понимают правила поведения . Очень интересен факт что уже в возрасте 14-ти месяцев дети начинают обращать внимание на разбитые предметы и пытаются привлечь к ним внимание матери. Но не только родители формируют нравственные ценности у ребёнка. В формировании нравственности участвует так же и окружение ребёнка. Очень большую роль в этом играет социальное взаимодействие, включающие ролевые возможности. Важно отметить что чем больше ролевого взаимодействия у ребёнка, тем более зрелые его моральные суждения и более сдержанное его поведение.
Но тем не менее Колберг утверждал, что родители не играют решающей роли в нравственном развитии своих детей.
Итог: окружение влияет на морально нравственное развитие детей. То что говорят родители, то как они реагируют на действия детей, то как они сами ведут себя, ве это накладывает отпечаток. Удивительно и интересно, что первое понимание правильности собственных поступков появляется у детей в столь раннем возрасте. Очень интересно, как же дети понимают это так рано?
Мои эмоции и эмоции других людей это одна из сторон социальной жизни, нельзя быть в обществе и не испытывать эмоции и полностью игнорировать эмоции других людей. Так или иначе с ними приходится считаться, учитывать их и понимать. Важно помогать ребенку понять, что он сам чувствует и что чувствуют другие люди, чтобы помочь ему адаптироваться в обществе и принять нравственные принципы.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом социальная среда влияет на воспитание детей, а именно на становление личности. При этом я был приятно удивлен, хотя догадки у меня были и до прочтения данной статьи, но тем не менее получается чем больше социальных ролей применяет на себе ребенок. то есть находится в обстановке где ему приходится показать себя , тем выше у него нравственное развитие.Узанл каким образом происходит процесс развития моральных качеств у ребенка начиная с самого маленького возраста и чем это обусловлено , при этом в профессиональном и в личном плане , я понимаю какие причины будут тормозить ребенка в развитии в данном направлении.Главной идеей данной статьи считаю что основным критерием развития ребенка является его окружение. спасибо.
Вспоминая себя ребенком, часто слышала от родителей — Кто тебя мог этому научить? Где ты это слышала? Конечно есть связь нравственного развития и окружающей среды. Как видно из статьи, проведены разные эксперименты в сферах и оказывается, что бы повысить свой уровень морального мышления необходимо мышление выше формально-операционного, например постконвенциональное. Хотя формально-операционное мышление по теории Пиаже является последним уровнем. Кстати, в статье приведены сферы влияющие на нравственное развитие, но не приведена информация в какой степени эти сферы влияют, что более, что менее важно. Есть только исследование внутри одной из сфер, что социальное взаимодействие оказывается влияет больше чем, роль родительской семьи, насколько я поняла. Видимо надо быть очень внимательной с ребенком в вопросах морали с самого раннего возраста, судя по экспериментам из статьи. В последнем приведенном эксперименте можно отследить развитие морали у ребенка : понимают правила, участвуют в обсуждении правил и затем умеют высказывать оправдания. Конечно, на это влияют матери, так как они больше времени проводят с маленькими детьми.
Детей в школе нужно вовлекать в социальные активности — таким образом будет повышена их способность разрешать моральные дилеммы.
В идеале, если дети будут свои способы решения обсуждать со сверстниками и находить компромиссные решения. В таком случае моральное развитие будет происходить еще более обширными темпами.
Интересно, что исследования показали: даже у маленьких детей 17-24 месяцев уже есть возможность моральных суждений: плохо-хорошо, что чувствуют другие люди.
Возможно эмоциональная восприимчивость нам (людям) дана прежде всего для понимания, что переживает наш партнер по деятельности. Таким образом мы можем откорректировать собственные действия.
У меня складывается впечатление, что это практически врожденный механизм, который просто «прошивается» под конкретную культуру. Но быть не «установленным» в принципе он не может.