Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В новой книге социального психолога Джонатана Хэйдта «Тревожное поколение» автор призывает действовать безотлагательно.

Хэйдт утверждает, что доказательства серьезности проблемы налицо. Повсеместное использование подростками смартфонов вызывает кризис психического здоровья. Необходимы индивидуальные, коллективные и законодательные меры, чтобы ограничить их доступ к смартфонам.

Хайдт начинает свою книгу с аллегории. Представьте, что кто-то предложил вам возможность, чтобы ваш десятилетний ребенок вырос на Марсе, хотя есть все основания полагать, что радиация и слабая гравитация могут сильно нарушить здоровое развитие подростка и привести к долгосрочным заболеваниям. Ясное дело, учитывая риски, вы бы отказались от такого предложения.

Еще десять лет назад родители не могли знать, какие угрозы таят в себе новенькие смартфоны для их чад. Но все больше доказательств того, что дети, выросшие со смартфонами, испытывают определенные трудности.

Хэйдт называет период с 2010 по 2015 год «великим переподключением». Это был период, когда нейронные системы подростков перестроились на тревогу и депрессию из-за ежедневного использования смартфонов.

С детьми не все в порядке

Два главных утверждения Хайдта заключаются в том, что поколение Z страдает от масштабной эпидемии психических заболеваний и что в этом во многом виноваты смартфоны.

Читателям следует настороженно отнестись к обоим этим утверждениям. Не в том смысле, что мы должны поддавать их сомнению, а скорее в том, что не стоит слишком охотно принимать их. В конце концов, поверить в то, что с детьми не все в порядке, очень легко. Старшие часто впадают в отчаяние по поводу молодого поколения.

Хэйдт недвусмысленно признает, что другие эксперты выступают против утверждений о широко распространенной подростковой тревожности. В ответ он приводит последние данные из множества различных источников: не только самоотчеты о проблемах, но и достоверные данные о самоповреждениях, количестве самоубийств, диагностированных психических расстройствах и психиатрических госпитализациях.

Хотя Хэйдт фокусируется на США, он отмечает одновременные изменения в психическом здоровье молодежи во многих западных странах, включая Австралию.

Но неужели мы стоим на пороге эпидемии и нам необходимо срочно принимать меры?

Собранные Хайдтом данные последовательно свидетельствуют о росте проблем, начиная с 2010 года и начиная с девочек, у которых был выявлен ряд психических расстройств и проблем с благополучием. В целом, цифры по США свидетельствуют о том, что проблемы психического здоровья, от которых раньше страдали около 5-10 % подростков, теперь выросли вдвое.

С одной стороны, эти данные свидетельствуют о том, что термин «тревожное поколение» несколько вводит в заблуждение. Значительное большинство представителей поколения Z не страдают тревожными расстройствами, а из тех, кто страдает, почти половина была бы таковой независимо от использования смартфонов.

С другой стороны, цифры остаются тревожными. Ни один родитель не станет спокойно давать своему ребенку какое-либо вещество, которое, как он знает, с вероятностью один к десяти может вызвать у него психическое расстройство в течение нескольких лет. Есть также данные о том, что даже те дети, у кого нет расстройств, все чаще страдают от одиночества и других неприятных последствий.

Возможно, наиболее тревожной частью крутых кривых и стремительных падений на многочисленных графиках Хайдта являются не текущие цифры, а текущие траектории. Почти во всех случаях ситуация ухудшается. Возможно, мы находимся в самом начале разворачивающейся катастрофы.

Добавьте ваши идеологические предпочтения

Если мы признаем наличие серьезной проблемы, то возникает вопрос о ее причинах. И снова мы должны отказаться от интуитивно привлекательных ответов на этот вопрос. Беспокойство вызывает то, что мы все будем смотреть в «ведьмино зеркало», видя то, что хотим увидеть, или то, что нам подсказывает предпочитаемая идеология. Я достаточно стар, чтобы помнить панику по поводу музыки хэви-метал.

Действительно, возможно, что Хэйдт сам попал в эту ловушку, по крайней мере частично. В своей предыдущей книге «Опека американского разума» (The Coddling of the American Mind) Хэйдт и его соавтор Грег Лукьянофф утверждали, что вредные мировоззрения и убеждения, распространенные в американских образовательных учреждениях, ведут к тревожным последствиям для психического здоровья у молодежи.

Хэйдт считает, что подобная забота остается важным фактором, однако признает, что гипотеза не соответствует данным. В частности, он признает, что ухудшение психического здоровья подростков наблюдается во многих странах, на всех уровнях образования и в разных социальных слоях.

Существуют ли альтернативные гипотезы, которые соответствуют этим данным? Может быть, современные дети полны тревоги и подавлены потому, что так и должно быть? В конце концов, они наследуют мир, столкнувшийся с угрозой глобального потепления, системной несправедливостью, небезопасным будущим и многим другим. Однако Хэйдт справедливо замечает, что прошлые поколения, имевшие мрачные перспективы, не демонстрировали подобных результатов в области психического здоровья.

В конечном счете, проблема, скорее всего, обусловлена совокупностью факторов. Хэйдт утверждает, что нынешняя ситуация возникла не только из-за использования смартфонов. В течение последних десятилетий также наблюдается рост «сафетизма» — это термин, который он и Лукьянофф придумали для описания предпочтения индивидуальной безопасности перед другими ценностями. Эти явления все больше ограждают детей от жизненно важного развития, которое достигается благодаря активным физическим играм и самостоятельному исследованию реального мира.

Хэйдт утверждает, что родители стали бояться рисков и угроз, которые несет в себе внешний мир, но их вовсе не беспокоит виртуальный мир, таящий в себе множество опасностей.

Проблемы с развитием

Изначально смартфоны не вызывали серьезных проблем с развитием детей. Проблемы начались примерно в 2010 году, когда они объединились с другими факторами, такими как социальные сети, высокоскоростной интернет, фронтальная камера для селфи, игры, вызывающие привыкание, легкодоступная порнография и бесплатные приложения, которые приносят максимальную прибыль, вызывая зависимость.

Эта токсичная технологическая смесь позволила смартфонам захватить жизнь детей. Использование смартфонов в среднем по семь часов в день постепенно, но основательно перестраивало их взрослеющий мозг. По мнению Хайдта, эта перепрошивка порождает четыре «основополагающие проблемы»:

  1. Социальная депривация: смартфон блокирует опыт, отнимает множество часов в день, которые иначе можно было бы потратить на активные игры или живое общение с друзьями и семьей.
  2. Лишение сна: слишком много подростков сидят в смартфонах поздно ночью, когда им нужен отдых.
  3. Фрагментация внимания: оповещения и сообщения постоянно отвлекают подростков от настоящего момента и задач, требующих концентрации.
  4. Зависимость: приложения и социальные сети специально созданы для того, чтобы взломать уязвимые места в психологии подростков, что приводит к неспособности получать удовольствие от чего-либо еще.

На основе этих основополагающих факторов возникают проблемы, характерные для каждого пола. Девочки оказались более уязвимы к пагубному влиянию социальных сетей, в то время как мальчики ушли в онлайн-игры и порнографию.

Опасности для психического здоровья подростков

Интригующей частью книги Хайдта является рассказ о том, как смартфоны стали вызывать привыкание и наносить вред.

У подростков, как и у всех людей, есть базовые потребности и эмоциональные стимулы: социальные связи и общение, чувство собственной силы и самостоятельности, сексуальная самореализация и так далее.

Хэйдт объясняет, что обычно, на протяжении почти всей истории человечества и эволюции, эти стимулы побуждали подростков делать что-то самостоятельно. В реальном мире — заводить друзей, играть в совместные игры, разрешать споры, выполнять задания, развивать романтические привязанности и рисковать.

Хотя эти занятия могут приводить к травмам, слезам и разочарованиям, они, тем не менее, важны для психического здоровья и развития подростков. Дети – не хрупкие существа: им нужны подобные риски и стрессы, чтобы правильно расти и развиваться.

Смартфоны и их приложения, игры и социальные сети — также дают ответ на все эти вопросы. Но они не стимулируют вышеупомянутые виды деятельности и не дают важные результаты. Например, близкие дружеские отношения и стрессоустойчивость.

Например, подросток может чувствовать себя одиноким и желать общения, поэтому он заходит в социальные сети. Они обеспечивают некую связь и дают временный скачок дофамина. Но они удовлетворяют сиюминутную потребность подростка, не предполагая связей и решения проблем в реальном мире. В долгосрочной перспективе это только делает их более одинокими и изолированными.

Что можно сделать?

Даже если мы согласимся с утверждениями Хайдта о росте тревожности, подпитываемой смартфонами, остается неясным, как нам стоит реагировать. Возможно, радикальные решения и не нужны. Со временем все может решиться само собой, например, благодаря дальнейшим технологическим инновациям.

По мнению Хайдта, решающее значение имеют коллективные действия. По его мнению, проблема не только в том, что смартфоны по своей сути полезны и привлекательны (именно поэтому мы все хотели их приобрести в первую очередь); не только в том, что их приложения вызывают привыкание. Проблема, а особенно в школьной среде, заключается в том, что если у большинства сверстников подростка есть смартфоны, то те, у кого их нет, рискуют оказаться социальными изгоями, вечно «обделенными» и вечно не в курсе событий.

По этой причине Хэйдт считает, что действия изолированных родителей вряд ли будут успешными. Как ни странно, та самая повышенная забота родителей о безопасности детей, которую Хэйдт ранее критиковал, может оказаться мощной силой для перемен. По крайней мере, некоторые родители, вероятно, будут рассматривать будущее психическое здоровье своих детей как не подлежащее обсуждению благо и относиться к смартфонам как к современной игле для инъекций.

Со своей стороны, Хэйдт утверждает, что необходимо создать четыре новые нормы, которые будут созданы коллективными действиями родителей наряду с законодательными и нормативными реформами:

  1. Никаких смартфонов до старших классов
  2. Никаких социальных сетей до 16 лет
  3. Школы без телефонов
  4. Больше независимости, свободных игр и ответственности в реальном мире.

Проблема кроется намного глубже

Книга Хайдта оставляет читателя с еще одним, более глубоким беспокойством.

Предположим, он прав в том, что вещи, которые приводят к расцвету человека, включают в себя общение в реальном мире: с семьей, близкими друзьями, романтическими партнерами, соседями, группами и членами местного сообщества.

Такие встречи часто бывают непредсказуемыми, беспорядочными, неудобными и разочаровывающими. И наоборот, онлайн-мир с каждым днем становится все проще, дешевле и привлекательнее. Инновации и алгоритмы постоянно совершенствуют наш опыт, а отрасли, ориентированные на получение прибыли, все активнее работают над тем, чтобы захватить и удержать наше внимание.

Перед лицом всего этого реальному миру все сложнее конкурировать.  Проблемы с психическим здоровьем, которые сейчас мучают поколение Z, могут оказаться теми, с которыми столкнется каждое последующее поколение.

Если это так, то предложенные Хэйдтом реформы могут стать первым шагом в долгой борьбе между потребностью человека в реальном опыте и связях и мощными соблазнами онлайн-мира, который предлагает то, перед чем мы не можем устоять: «всего понемногу и постоянно».

 

Оригинальная статья: Hugh Breakey – Have smartphones created an ‘anxious generation’? Jonathan Haidt sounds the alarm, April 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, социология, смартфоны, психологические расстройства, ментальное здоровье, подростки, технологии

67240cookie-checkСмартфоны создали «Тревожное поколение»?