Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В настоящее время СМИ часто прославляют «бизнесвумэн» — предпринимательницу, которая работает по 80 часов в неделю, чтобы построить свой бренд и добиться успеха, — в то время как корпоративные кампании показывают женщин, которые «горбатятся» в зале заседаний и поддерживают безупречную семейную жизнь. Эти культурные идеалы создают иллюзию, что женщины на руководящих должностях обладают большей властью, чем когда-либо. Однако наше исследование показывает, что некоторые из них чувствуют себя измотанными, ограниченными ожиданиями и под давлением, чтобы воплощать идеал, который оставляет мало места для уязвимости. Это напряжение связано с относительно новой формой феминизма, которая, вероятно, не дает столько прав и возможностей, как казалось.

Неолиберальный феминизм

Термин «неолиберальный феминизм» был впервые введен в 2013 году исследователем в области медиа и культуры Кэтрин Роттенберг. Она использовала его для описания растущего слияния формы феминизма, ориентированной на индивидуальное расширение прав и возможностей, и логики неолиберальной рациональности, которая, по мнению политического теоретика Венди Браун, утверждает, что «все аспекты жизни должны пониматься в экономических терминах».

Это направление феминизма признает существование гендерного неравенства, особенно в мире лидерства, где доминируют мужчины, но возлагает ответственность за его преодоление на отдельных женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности. Однако за этой ответственностью скрывается новый вид давления — необходимость утверждать свою ценность не только перед мужчинами, но и перед другими женщинами. Это давление исходит не от традиционного патриархата, а от внутренних предубеждений среди женщин. Оно подпитывает то, что мы, объединив термины из популярной и академической литературы, называем «феноменом самозванки-суперженщины» — чувством неполноценности, вызванным противоречивыми и нереалистичными ожиданиями.

Чтобы изучить это явление, в 2022–2023 годах мы провели 20 углубленных интервью с женщинами, занимающими руководящие должности в секторе товаров роскоши во Франции. Сфере, которая воплощает основные ожидания неолиберальной женственности: женщины должны руководить, вдохновлять и выглядеть идеально, и все это в контексте лидерства, где доминируют мужчины. Мы спросили наших респонденток о том, как они создают свои личные бренды, о их повседневных рутинных задачах в качестве руководителей, о том, с каким давлением они сталкиваются и как они балансируют между профессиональными и личными ожиданиями.

Для анализа ответов респонденток мы использовали качественный подход, сочетающий тематический и дискурсивный анализ, с применением абдуктивной логики, переходящей от данных к теории и обратно. Тематический анализ помог нам выявить повторяющиеся паттерны в рассказах участниц. Дискурсивный анализ поместил эти нарративы в более широкий социальный контекст. Он показал, как культурные идеалы женственности и лидерства формируют то, как женщины рассказывают о своих переживаниях.

В предварительных результатах нашего исследования, которое в настоящее время проходит экспертную оценку, некоторые респонденты описывают чувства гордости от достижений. Другие же указывают на усталость, чувство изоляции и давление, связанное с необходимостью соответствовать недостижимому идеалу.

Новая версия феномена самозванца

Феномен самозванца означает постоянное чувство неуверенности в себе: убеждение, что вы на самом деле не заслуживаете своего успеха. Вы можете приписывать свои достижения удаче, удачному стечению обстоятельств или помощи других, а не своим собственным способностям.

Этот термин был введен в конце 1970-х годов психологами Полин Клэнс и Сюзанной Имс на основе их работы с женщинами, достигшими высоких результатов. Многие из женщин, с которыми Клэнс и Имс проводили интервью, имели ученую степень доктора наук и занимали высокие должности, но все равно чувствовали себя обманщицами. Они боялись, что их приняли в аспирантуру по ошибке или что их коллеги каким-то образом переоценили их.

С тех пор феномен самозванца получил широкое признание (и часто называется «синдромом самозванца»). Особенно распространенный среди женщин, он обычно состоит из трех частей: ощущение себя самозванцем, страх быть разоблаченным и трудности с верой в личный успех, даже при том, что человек усердно работает, чтобы его сохранить.

Но что-то изменилось. Сегодня борьба и страхи женщин, занимающих руководящие должности, больше не связаны только с тем, чтобы заслужить свое место, но и с тем, чтобы быть всем сразу: дальновидным лидером, идеальной матерью, поддерживающим партнером, вдохновляющим наставником, заботящейся о здоровье марафонской бегуньей, командным игроком, который все равно выделяется из общей массы. Поразительно то, что давление не всегда исходит от мужчин. Чаще всего, как рассказали нам женщины, они боялись осуждения со стороны других женщин.

За тем, что мы считаем новой версией феномена самозванца, стоит растущее число исследований, показывающих, что неуверенность женщин в себе формируется под влиянием внутригендерной конкуренции. Например, академические исследования, посвященные идее «феномена королевы пчел», женской мизогинии и микронасилию среди женщин из элиты, показывают, как женщины на руководящих должностях могут дистанцироваться от других женщин или навязывать мужские нормы. Это особенно актуально, если учесть, как интернализация неолиберальной женственности превращает феномен самозванца в нечто более сложное. Неолиберальный феминизм, продвигаемый в таких работах, как «Lean In. Women, Work, and the Will to Lead» (2013г), книга бывшего руководителя Facebook (признана в России экстремистской организацией) Шерил Сандберг, рассматривает неравенство как проблему, которую можно решить с помощью индивидуального расширения прав и возможностей, уверенности в себе и самодисциплины. В результате женщины боятся не только быть некомпетентными, но и не оправдать ожиданий суперженщины — всегда компетентной, всегда амбициозной и всегда контролирующей ситуацию — и чувствуют давление со стороны других женщин, которые также следуют тем же идеалам и следят за их соблюдением.

Проявления феномена самозванки-суперженщины

Что делает неолиберальный феминизм, наряду с феноменом самозванки-суперженщины, особенно коварным, так это то, что он маскируется под расширение прав и возможностей. На первый взгляд, «иметь все» кажется желанным. Но под этим скрывается хроническая усталость. Несколько женщин, с которыми мы общались об этом, рассказали нам, что работают до поздней ночи не потому, что этого от них ожидают, а потому, что чувствуют, что должны это делать, чтобы доказать свою состоятельность. Одна руководительница так описала свой ранний опыт лидерства: «Я не просила ресурсов, потому что хотела доказать, что могу справиться сама… что было огромной ошибкой». Так работает идеал суперженщины: как самонавязанный менеджер, живущий в голове. Тот, кто говорит вам не только добиваться успеха, но и делать это без усилий, без жалоб, без просьб о помощи и без проявления уязвимости.

Что касается внутреннего контроля в рамках одного пола, то ключевое напряжение, которое мы наблюдали, касалось материнства: женщин, возвращающихся из декретного отпуска, судили не мужчины, а женщины-менеджеры, которые ставили под сомнение их амбиции и преданность делу. Одна женщина сказала: «Я страдала от своего рода дискриминации после возвращения из декретного отпуска, но это была женщина, женщина-менеджер, которая сказала: «Я вернулась через три месяца. Если ты настроена серьезно, то догонишь». Я почувствовала, что меня осуждают за то, что я не вышла из декретного отпуска раньше».

Женщины, с которыми мы разговаривали, описывали, что не чувствуют поддержки со стороны коллег-женщин, наблюдают конкуренцию вместо солидарности и борются с тяжестью выполнения всех задач, не показывая при этом своей уязвимости. Как выразилась одна женщина: «Женщины не поддерживают других женщин, потому что боятся… что могут потерять свою позицию в пользу кого-то более молодого или умного». Заимствуя термин из популярного дискурса, мы называем это «дилеммой сестринства»: внутренний конфликт между желанием видеть больше женщин на руководящих должностях и чувством угрозы, когда они их занимают. Это не просто провал солидарности. Это побочный эффект нехватки мест на вершине, перфекционизма и давления, связанного с необходимостью показывать высокие результаты.

Призыв к новым нарративам

Мы не можем исправить феномен самозванства суперженщин, уча женщин быть более уверенными в себе, потому что проблема не в недостатке уверенности, а в невозможном стандарте всегда быть компетентной и постоянно доказывать свою ценность. Что нужно переосмыслить, так это культуру, которая заставляет женщин чувствовать себя самозванками. Это означает признание того, что нам не нужны идеальные образцы для подражания. Нам нужны аутентичные.

Разговор должен перейти от «как женщины могут быть более уверенными в себе?» к «почему уверенность в себе нужна в первую очередь, и кто решает, как она должна выглядеть?». Нам нужны рабочие места, где женщины могут быть одновременно уязвимыми, аутентичными и заметными. Как сказала нам одна руководительница: «Нужна какая-то маска. Но что, если я хочу ее снять?».

Пришло время позволить ей это сделать.

 

Оригинальная статья на русском языке: Синдром самозванца: цена быть «суперженщиной» на работе и не только

ПсиБлог.рф

Оригинальная статья: Zuzanna Staniszewska, Geraldine Galindo — Impostor syndrome: the cost of being ‘superwoman’ at work and beyond, September 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: психология, равноправие, феминизм, мизогиния, неолиберальный феминизм, женщины, стресс, бизнес, психическое здоровье

71640login-checkСиндром самозванца: цена быть «суперженщиной» на работе и не только
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru