В настоящее время СМИ часто прославляют «бизнесвумэн» — предпринимательницу, которая работает по 80 часов в неделю, чтобы построить свой бренд и добиться успеха, — в то время как корпоративные кампании показывают женщин, которые «горбатятся» в зале заседаний и поддерживают безупречную семейную жизнь. Эти культурные идеалы создают иллюзию, что женщины на руководящих должностях обладают большей властью, чем когда-либо. Однако наше исследование показывает, что некоторые из них чувствуют себя измотанными, ограниченными ожиданиями и под давлением, чтобы воплощать идеал, который оставляет мало места для уязвимости. Это напряжение связано с относительно новой формой феминизма, которая, вероятно, не дает столько прав и возможностей, как казалось.
Неолиберальный феминизм
Термин «неолиберальный феминизм» был впервые введен в 2013 году исследователем в области медиа и культуры Кэтрин Роттенберг. Она использовала его для описания растущего слияния формы феминизма, ориентированной на индивидуальное расширение прав и возможностей, и логики неолиберальной рациональности, которая, по мнению политического теоретика Венди Браун, утверждает, что «все аспекты жизни должны пониматься в экономических терминах».
Это направление феминизма признает существование гендерного неравенства, особенно в мире лидерства, где доминируют мужчины, но возлагает ответственность за его преодоление на отдельных женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности. Однако за этой ответственностью скрывается новый вид давления — необходимость утверждать свою ценность не только перед мужчинами, но и перед другими женщинами. Это давление исходит не от традиционного патриархата, а от внутренних предубеждений среди женщин. Оно подпитывает то, что мы, объединив термины из популярной и академической литературы, называем «феноменом самозванки-суперженщины» — чувством неполноценности, вызванным противоречивыми и нереалистичными ожиданиями.
Чтобы изучить это явление, в 2022–2023 годах мы провели 20 углубленных интервью с женщинами, занимающими руководящие должности в секторе товаров роскоши во Франции. Сфере, которая воплощает основные ожидания неолиберальной женственности: женщины должны руководить, вдохновлять и выглядеть идеально, и все это в контексте лидерства, где доминируют мужчины. Мы спросили наших респонденток о том, как они создают свои личные бренды, о их повседневных рутинных задачах в качестве руководителей, о том, с каким давлением они сталкиваются и как они балансируют между профессиональными и личными ожиданиями.
Для анализа ответов респонденток мы использовали качественный подход, сочетающий тематический и дискурсивный анализ, с применением абдуктивной логики, переходящей от данных к теории и обратно. Тематический анализ помог нам выявить повторяющиеся паттерны в рассказах участниц. Дискурсивный анализ поместил эти нарративы в более широкий социальный контекст. Он показал, как культурные идеалы женственности и лидерства формируют то, как женщины рассказывают о своих переживаниях.
В предварительных результатах нашего исследования, которое в настоящее время проходит экспертную оценку, некоторые респонденты описывают чувства гордости от достижений. Другие же указывают на усталость, чувство изоляции и давление, связанное с необходимостью соответствовать недостижимому идеалу.
Новая версия феномена самозванца
Феномен самозванца означает постоянное чувство неуверенности в себе: убеждение, что вы на самом деле не заслуживаете своего успеха. Вы можете приписывать свои достижения удаче, удачному стечению обстоятельств или помощи других, а не своим собственным способностям.
Этот термин был введен в конце 1970-х годов психологами Полин Клэнс и Сюзанной Имс на основе их работы с женщинами, достигшими высоких результатов. Многие из женщин, с которыми Клэнс и Имс проводили интервью, имели ученую степень доктора наук и занимали высокие должности, но все равно чувствовали себя обманщицами. Они боялись, что их приняли в аспирантуру по ошибке или что их коллеги каким-то образом переоценили их.
С тех пор феномен самозванца получил широкое признание (и часто называется «синдромом самозванца»). Особенно распространенный среди женщин, он обычно состоит из трех частей: ощущение себя самозванцем, страх быть разоблаченным и трудности с верой в личный успех, даже при том, что человек усердно работает, чтобы его сохранить.
Но что-то изменилось. Сегодня борьба и страхи женщин, занимающих руководящие должности, больше не связаны только с тем, чтобы заслужить свое место, но и с тем, чтобы быть всем сразу: дальновидным лидером, идеальной матерью, поддерживающим партнером, вдохновляющим наставником, заботящейся о здоровье марафонской бегуньей, командным игроком, который все равно выделяется из общей массы. Поразительно то, что давление не всегда исходит от мужчин. Чаще всего, как рассказали нам женщины, они боялись осуждения со стороны других женщин.
За тем, что мы считаем новой версией феномена самозванца, стоит растущее число исследований, показывающих, что неуверенность женщин в себе формируется под влиянием внутригендерной конкуренции. Например, академические исследования, посвященные идее «феномена королевы пчел», женской мизогинии и микронасилию среди женщин из элиты, показывают, как женщины на руководящих должностях могут дистанцироваться от других женщин или навязывать мужские нормы. Это особенно актуально, если учесть, как интернализация неолиберальной женственности превращает феномен самозванца в нечто более сложное. Неолиберальный феминизм, продвигаемый в таких работах, как «Lean In. Women, Work, and the Will to Lead» (2013г), книга бывшего руководителя Facebook (признана в России экстремистской организацией) Шерил Сандберг, рассматривает неравенство как проблему, которую можно решить с помощью индивидуального расширения прав и возможностей, уверенности в себе и самодисциплины. В результате женщины боятся не только быть некомпетентными, но и не оправдать ожиданий суперженщины — всегда компетентной, всегда амбициозной и всегда контролирующей ситуацию — и чувствуют давление со стороны других женщин, которые также следуют тем же идеалам и следят за их соблюдением.
Проявления феномена самозванки-суперженщины
Что делает неолиберальный феминизм, наряду с феноменом самозванки-суперженщины, особенно коварным, так это то, что он маскируется под расширение прав и возможностей. На первый взгляд, «иметь все» кажется желанным. Но под этим скрывается хроническая усталость. Несколько женщин, с которыми мы общались об этом, рассказали нам, что работают до поздней ночи не потому, что этого от них ожидают, а потому, что чувствуют, что должны это делать, чтобы доказать свою состоятельность. Одна руководительница так описала свой ранний опыт лидерства: «Я не просила ресурсов, потому что хотела доказать, что могу справиться сама… что было огромной ошибкой». Так работает идеал суперженщины: как самонавязанный менеджер, живущий в голове. Тот, кто говорит вам не только добиваться успеха, но и делать это без усилий, без жалоб, без просьб о помощи и без проявления уязвимости.
Что касается внутреннего контроля в рамках одного пола, то ключевое напряжение, которое мы наблюдали, касалось материнства: женщин, возвращающихся из декретного отпуска, судили не мужчины, а женщины-менеджеры, которые ставили под сомнение их амбиции и преданность делу. Одна женщина сказала: «Я страдала от своего рода дискриминации после возвращения из декретного отпуска, но это была женщина, женщина-менеджер, которая сказала: «Я вернулась через три месяца. Если ты настроена серьезно, то догонишь». Я почувствовала, что меня осуждают за то, что я не вышла из декретного отпуска раньше».
Женщины, с которыми мы разговаривали, описывали, что не чувствуют поддержки со стороны коллег-женщин, наблюдают конкуренцию вместо солидарности и борются с тяжестью выполнения всех задач, не показывая при этом своей уязвимости. Как выразилась одна женщина: «Женщины не поддерживают других женщин, потому что боятся… что могут потерять свою позицию в пользу кого-то более молодого или умного». Заимствуя термин из популярного дискурса, мы называем это «дилеммой сестринства»: внутренний конфликт между желанием видеть больше женщин на руководящих должностях и чувством угрозы, когда они их занимают. Это не просто провал солидарности. Это побочный эффект нехватки мест на вершине, перфекционизма и давления, связанного с необходимостью показывать высокие результаты.
Призыв к новым нарративам
Мы не можем исправить феномен самозванства суперженщин, уча женщин быть более уверенными в себе, потому что проблема не в недостатке уверенности, а в невозможном стандарте всегда быть компетентной и постоянно доказывать свою ценность. Что нужно переосмыслить, так это культуру, которая заставляет женщин чувствовать себя самозванками. Это означает признание того, что нам не нужны идеальные образцы для подражания. Нам нужны аутентичные.
Разговор должен перейти от «как женщины могут быть более уверенными в себе?» к «почему уверенность в себе нужна в первую очередь, и кто решает, как она должна выглядеть?». Нам нужны рабочие места, где женщины могут быть одновременно уязвимыми, аутентичными и заметными. Как сказала нам одна руководительница: «Нужна какая-то маска. Но что, если я хочу ее снять?».
Пришло время позволить ей это сделать.
Оригинальная статья на русском языке: Синдром самозванца: цена быть «суперженщиной» на работе и не только
Оригинальная статья: Zuzanna Staniszewska, Geraldine Galindo — Impostor syndrome: the cost of being ‘superwoman’ at work and beyond, September 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: психология, равноправие, феминизм, мизогиния, неолиберальный феминизм, женщины, стресс, бизнес, психическое здоровье








Спасибо за статью! Она освещает действительно важные вопросы о женской солидарности и внутренней борьбе, с которой мы-женщины сталкиваемся на рабочем месте. Из статьи я узнала о концепции женской солидарности и о том, как внутренние конфликты и конкуренция между женщинами на рабочем месте могут препятствовать созданию поддерживающей атмосферы. Также я познакомилась с идеей необходимости пересмотра стандартов успеха для женщин в профессиональной среде. Меня удивила глубина проблемы, связанной с восприятием женщин на руководящих должностях. Также удивило то, как важна аутентичность и уязвимость в профессиональной среде, а не только демонстрация силы и уверенности. После прочтения статьи я познакомилась с таким понятием как «сестринство». Этот механизм показывает как социальные ожидания и внутренние установки влияют на поведение женщин на рабочем месте и их взаимодействие друг с другом. В личном плане эта ситуация может помочь понять динамику взаимодействия между женщинами в профессиональной среде, что может быть полезно для построения более поддерживающих отношений. Это может способствовать развитию более открытого и честного общения как с коллегами, так и с друзьями. Прочтение статьи натолкнуло меня на идеи о необходимости создания более инклюзивной и поддерживающей атмосферы на рабочих местах, а также на важность открытого обсуждения своих слабостей и страхов. Это также привело к размышлениям о том, как я сама могу способствовать созданию такой среды в своей профессиональной жизни.
Эта статья помогла мне разобраться в том, что такое идеал. Прочитав ее, я поняла, что идеал — это то, чего невозможно достичь, как бы я ни старалась. Однако это не означает, что не стоит и пытаться. Я выделила для себя несколько важных моментов. Во-первых,чем выше мой статус, тем выше требования ко мне — как со стороны окружающих, так и мои собственные. Во-вторых,синдром самозванца — это проблема не окружающих, а моей собственной интерпретации их ожиданий. И, в-третьих,от гендерной роли убежать невозможно. В личном плане статья показала мне важность формирования у ребенка положительного отношения к себе, на котором в будущем будет основываться его самооценка. В профессиональном плане статья демонстрирует, что контексты работы и семьи (личных отношений) имеют скрытые взаимосвязи, и психолог-консультант, работая с одной из этих сфер, не должен игнорировать другую.
Благодарю за статью! В данной статье, я узнала, что супер женщины, на самом деле чувствуют себя измотанными, ограниченными ожиданиями и под давлением, чтобы воплощать идеал, который оставляет мало места для уязвимости. Это напряжение связано с относительно новой формой феминизма, которая, вероятно, не дает столько прав и возможностей, как казалось. Вспоминая своих знакомых успешных женщин, я часто замечала, какие они на самом деле уставшие и насколько мало им остается времени на самих себя или на отдых. Как сказал один мой хороший знакомый :» Никогда не завидуй успешным людям, потому что ты не знаешь, какой ценой им это все досталось»
Успех, деньги и власть это все очень заманчиво, но стоит ли игра свеч…
Благодарю за статью! Она помогла мне по-новому взглянуть на современный образ успешной женщины и понять, насколько глубоко культура неолиберального феминизма влияет на восприятие женственности и лидерства. Меня поразило, как идеал «суперженщины» создает иллюзию силы, но на деле усиливает внутреннее давление и чувство самозванства. Особенно откликнулась идея о том, что женщины часто сталкиваются не только с внешними, но и с внутригендерными ожиданиями и конкуренцией, где вместо поддержки возникает страх потерять место или статус. Я познакомилась с понятием «феномена самозванки-суперженщины» и поняла, как он связан с культурными идеалами перфекционизма и контроля. Эта информация важна для профессионального роста, ведь она показывает, насколько нужна культура взаимной поддержки и права быть уязвимой. Лично для меня статья стала напоминанием о ценности аутентичности и внутренней честности.
Спасибо за публикацию. Для меня статья открывает сразу несколько аспектов для размышлений. Также я узнала несколько новых и удивительных моментов.
Проблема, связанная со стремлением женщин к совершенствованию и самоутверждению рассмотривается авторами статьи через понятие неолиберального феминизма, философия которого признаёт неравенство полов, при этом поддерживая самовыражение женщин через экономическую сферу. Оказываясь под давлением общественных ожиданий высоких достижений, женщины часто испытывают усталость, отчуждение, долженствование и лишь некоторые — гордость. Всё это приводит к формированию синдрома/феномена самозванца. Здесь меня поразила история появления этого термина, а именно, то, что изначально и по сей день он свойственен женскому полу. То есть, феномен самозванца отражает отличительные черты женщин, отношение к ним со стороны социума. Интересно было узнать то, что в настоящее время женщины пытаются выделиться во всех сферах жизни. Удивило, что в этом стремлении женщины больше боятся осуждения со стороны других женщин, а не мужчин. Обращаясь к своему опыту, могу сказать, что я остерегалась чисто женских коллективов, так как чувствовала себя в них менее комфортно, чем в смешанных. Теперь понимаю причину этого. Сильная конкуренция за «место под солнцем» ведёт за собой отсутствие солидарности и поддержки.
Согласна, ситуация улучшится, когда женщины позволят себе чувствовать свою уязвимость, транслировать аутентичность и при этом быть заметными. А для этого необходимо поменять ожидания самих женщин и ожидания общества в отношении них. Это долгий процесс, но, я считаю, что такая тенденция уже существует.
В профессиональном плане я увидела эффективность снижения «планки» ожидания достижений, выявление их нереалистичности, иллюзий клиента при оказании психологической помощи в отношении синдрома самозванца.
Спасибо за статью, в результате прочтения я познакомилась с тем какую цену женщина платит за звание «суперженщина». Меня удивил культ создания иллюзии того, что женщины на руководящих должностях обладают большей властью во всех сферах. Понятие «неолиберальный феминизм» стало новым для меня. Оно показывает слияние растущей формы феминизма, ориентированной на индивидуальное расширение прав и возможностей, и логики неолиберальной рациональности, которая утверждает, что «все аспекты жизни должны пониматься в экономических терминах». Статья помогла мне задуматься о том, что периодически я испытываю чувство неуверенности в себе. В профессиональном плане я увидела, страх женщин показаться некомпетентными и не оправдать ожидания других более успешных женщин. У меня возникла идея создания тренинга для проработки синдрома самозванца.
В статье говорится о проблеме современного женского лидерства, говорится, о том, что успех и власть на руководящих позициях сопряжены с огромным внутренним напряжением и конфликтом ожиданий. В профессиональном плане для меня было новым термин «неолиберальный феминизм», который отражает новую форму давления, возникающую вследствие смешивания требований рынка и культурных стереотипов женской красоты и успеха. Идеализация образа успешной бизнес-женщины, транслируемая средствами массовой информации, создаёт иллюзию неограниченных возможностей и власти, однако реальные женщины-руководители часто оказываются в ловушке двойных стандартов. Их вынуждают одновременно достигать карьерных высот, выглядеть привлекательно и оставаться образцово ответственными матерями и хозяйками дома. В личном плане, тогда, когда я пыталась балансировать между профессиональной деятельностью и личной жизнью, сталкиваясь с бесконечными внутренними конфликтами и ограничениями, я испытывала хроническую усталость и нежелание дальше продолжать гонку вооружения. Сейчас я женщина, которая имеет право быть слабой и ошибаться.
Спасибо за статью! Она позволила мне по-новому взглянуть на современные вызовы, с которыми сталкиваются женщины-лидеры. Особенно ценным стало знакомство с концепцией неолиберального феминизма, который возлагает ответственность за преодоление гендерного неравенства на самих женщин, создавая при этом новые формы давления. Меня впечатлил анализ трансформации феномена самозванца в современном контексте. Теперь я понимаю, что сегодня женщины испытывают не просто сомнения в своей компетентности, но и давление необходимости соответствовать идеалу «суперженщины» — быть безупречной во всех сферах одновременно. Особенно тревожной показалась информация о внутригендерной конкуренции, когда критику и осуждение женщины получают от других женщин. Как будущему психологу, статья дала важное понимание современных источников стресса у женщин-профессионалов. Знание о «дилемме сестринства» — конфликте между желанием видеть больше женщин на руководящих должностях и чувством угрозы с их стороны — поможет в работе с клиентками, испытывающими профессиональное выгорание. Особую ценность представляет критика подхода, направленного исключительно на развитие уверенности в себе. Теперь я вижу, что проблема кроется не в отдельных женщинах, а в культуре, создающей нереалистичные ожидания. Это понимание буду использовать в консультационной работе, помогая клиенткам осознавать социальные причины их переживаний и снижать уровень самокритики. Статья также натолкнула на мысль о важности создания поддерживающей среды, где уязвимость и аутентичность ценятся больше, чем соответствие недостижимым идеалам.
В статье рассказывается о современном культурном тренде под названием «неолиберальный феминизм». Как я понял, речь идет о концепции, которая переносит ответственность за преодоление гендерного неравенства на саму женщину. Она должна постоянно самосовершенствоваться, быть конкурентоспособной и доказывать свою ценность в рамках существующей экономической модели вместо того, чтобы добиваться изменения самой модели.
При этом проявляется измененная версия синдрома самозванца: страх возникает не только из-за боязни оказаться некомпетентной, но и из-за несоответствия недостижимому идеалу. Также важную роль играет внутригендерное давление, которое возникает из-за боязни потерять занимаемую позицию.
В профессиональном плане я понял, что женщины, поддерживая борьбу за свои права, сами стали жертвами этой концепции. Выходом может стать развитие поддерживающей среды, в которой проявление слабости не будет осуждаться.
Спасибо за статью. На сегодняшний день и правда к женщине установлено столько требований и стандартов, что это сводит с ума и не дает поучувствать себя счастливой и уверенной. Ты должа быть от отличным специалситом на работе, хозяйкой и хорошей женой/матерью дома, интересным собеседником, должа быть образованна и при этом выглядить как супер модель с обложки модных журналов, уметь водить машину и при этом готовить дома отменные пироги, перечислять этот список требований можно бесконечно. Наблюдаю это повсеместно и правда чувствую частенько осуждение со стороны женщин и мужчин. Но при этом обычно это люди, которые сами не обладают большими достижениями. Сейчас общество все больше вешает ярлыков, но это явно мешает жить человеку. И мне понравилась идея статья о том, что нужно переосмыслить культуру, которая заставляет женщин чувствовать себя самозванками. Стоит об это задуматься.
Спасибо за статью! Из неё я узнал про такой термин, как «феномен самозванки-суперженщины». Он возник из- за развития феминистических желаний занимать руководящие должности и достигать высоких результатов в бизнесе. Это влечёт за собой давление, как со стороны мужчин (они хотят доказать, что они лучше или равны ), так и со стороны женщин, взяв на себя роль «супер-женщины». В профессиональном плане, я увидел механизм давления со стороны «отрицательной женской» солидарности, она же конкуренция. В личном плане мне отозвалось, что женщины, которые пытаются достичь равенства с мужчинами, ставят на алтарь победы свои истинно-женские предназначения, такие, как замужество и материнство, что делает их несчастными!
Прочитав эту статью, я не могу не задуматься о том, как далеко мы ушли от истинного равенства. Создаётся впечатление, что современное общество просто переложило старые проблемы на новые рельсы, создав образ «суперженщины», которой нужно соответствовать.
Особенно тревожит то, что давление теперь идёт не только сверху, но и изнутри женского сообщества. Эта внутренняя конкуренция, когда женщины судят друг друга строже, чем мужчины, — настоящая проблема нашего времени.
Интересно, как авторы раскрывают концепцию неолиберального феминизма. Получается парадокс: движение, призванное освободить женщин, на деле создаёт новые цепи в виде нереалистичных стандартов.
Истории женщин, работающих допоздна ради доказательства своей состоятельности, разбивают сердце. Ведь за этим стоит не желание успеха, а страх быть отвергнутой, не соответствовать идеалу. При этом, сама грешила переработками и безотказностью на рабочем месте, отодвигая себя на задний план.
Нам нужны не «идеальные» лидеры, а настоящие, живые люди, которые могут ошибаться и показывать свою уязвимость независимо от пола.
Прочитав про предпринимательницу, которая работает по 80 часов в неделю, поймала себя на усмешке, ожидая оду на тему продуктивности современной женщины. Но далее последовала информация об исследовании, которое показывает – «некоторые из таких женщин чувствуют себя измотанными…» На мой взгляд, такое количество рабочих часов в неделю само по себе указывает на сверхнагрузку и непременно приведет любого человека, без привязки к полу, к переутомлению и хронической усталости.
Из статьи я узнала новые термины- «неолиберальный феминизм» и «феноменом самозванки-суперженщины», «феномен королевы пчел».
Увидела, насколько разного качества страдания могут быть у женщин разного экономического уровня жизни.
Интересной для меня стала информация, касающийся новой версии феномена самозванца, а именно исследования, показывающие, что неуверенность женщин в себе формируется под влиянием внутригендерной конкуренции.
К сожалению, мне пришлось столкнуться с женской мизогинией в разных сферах жизни, особенно запомнился случай, когда начальница подозревала меня (на седьмом месяце) в фейковой беременности.
Отозвался такой момент — проблема не в недостатке уверенности, а в невозможном стандарте всегда быть идеальной во всем, что означает отказ от идеальных образцов для подражания.
Очень точное и важное исследование, которое вскрывает корень проблемы. Стремление к идеалу «суперженщины» — это не расширение прав, а новая, более изощренная форма закабаления. Неолиберальный феминизм возложил на женщин бремя борьбы с системным неравенством в одиночку, превратив социальную проблему в вопрос личной эффективности.
Особенно поражает механизм «дилеммы сестринства»: когда давление исходит не от патриархальной системы, а от других женщин, также вынужденных играть по навязанным правилам. Это создает порочный круг конкуренции и нездорового перфекционизма, где нет места уязвимости и взаимной поддержке.
Ключевой вывод бесценен: проблему не решить курсами уверенности. Менять нужно не женщин, а саму культуру, которая требует от них невозможного. Нам нужны не новые супергероини, а среда, где нормально быть живым, настоящим и неидеальным человеком. Спасибо за эту глубокую работу!
Благодарю за статью! В результате прочтения данной статьи, я отметила для себя новую информацию о том, что большинство работающих женщин, которые занимают руководящие должности, мучает чувство самозванца. Меня удивило, что синдром самозванца подкрепляется у женщин другими женщинами, которые боятся конкуренции, влияния и в целом не перевирают тех, кто умнее, моложе и привлекательнее. Это говорит о том, что мы-женщины сами загоняем себя в рамки ориентируясь на других, а они на нас. Вместо поддерживающего общества мы находимся в уставшем, озлобленном состоянии, из которого не можем адекватно воспринимать находящихся рядом женщин, которым нужна поддержка. Эта информация заставляет меня задуматься над своим поведением, о том, как я себя веду и не являюсь ли я той самой злобной дамой, которая лишний раз не улыбнется и не поддержит женщину рядом.
В современном мире женщины сталкиваются с множеством новых вызовов, которые меняют их привычные представления о самореализации и успехе. Об одном из них рассказывается в статье — феномен «самозванки-суперженщины». Он отличается от классического «синдрома самозванца» тем, что страх провала проявляется не просто в сомнениях в своей профессиональной компетентности, а в неспособности соответствовать образу идеальной женщины, успевающей всё и всегда, без всяких усилий. Одним из важных выводов исследования стал факт, что основное давление и критика в карьере женщины нередко поступают не от мужчин, а от других женщин. Работая в патриархальной системе, я вижу как отношения между женщинами напоминают негласные соревнования. Возможно это результат невероятных усилий, которые приходится прикладывать моим коллегам-женщинам и мне, чтобы пробиться к вершине. Это доступно описывает термин, с которым я познакомилась в статье — «феномен королевы пчёл». В основе такого поведения лежит убеждение: если я достигла успеха самостоятельно, то и ты обязана пройти тот же нелёгкий путь без посторонней помощи. Это во многом обусловлено ограниченным числом «высоких» должностей для женщин. Получив должность руководителя, женщина зачастую вынуждена бороться за ее сохранение, что подрывает солидарность. Самым неожиданным для меня стало осознание того, что я, сама того не замечая, участвовала в гонке за статус суперженщины. Поддавшись страху «не соответствовать», я отодвинула на второй план свои истинные ценности. Ведь по-настоящему для меня всегда имела значение не высота должности, а «живая» работа, равно как и создание семьи, которое я ставила превыше любых карьерных амбиций. И лишь год назад, в свои 26 лет, я поняла: все это время я участвовала в забеге, на старт которого никогда не хотела выходить. В профессиональном плане, я хочу помочь клиентам увидеть эту правду: истинная смелость заключается в том, чтобы признать свою уязвимость, позволить себе быть настоящей. Важно понять, что ошибаться, сомневаться, открыто говорить об усталости или своих эмоциях — это не слабость, а проявление огромной внутренней силы. Возможно, самое удивительное открытие в том, что именно в уязвимости рождается подлинная свобода: она позволяет находить гармонию в себе, не бояться чужих оценок и стандартов.
В статье я столкнулась с новым для меня термином «неолиберальный феминизм». Неолиберальный феминизм признает гендерное неравенство, но ответственность за его преодоление возлагает на женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности, через достижения во всех сферах жизни. Интересный факт, что ценность свою женщины доказывают не столько перед мужчинами, а скорее перед другими женщинами. На мой взгляд, женская конкуренция травмирует больше, чем гендерная. Женщина конкурирует, а значит условно борется сама с собой, с такой же женщиной как она. В начале появления соц сетей и популяризации успешного успеха женщин, которые состоялись в профессии, имеют высокий доход, занимаются спортом, строят прекрасные отношения с мужем и ее дети идеальны, я попадалась на эту удочку и думала, ну как же, как она все успевает. И смотря на свою жизнь в сравнении с той успешной картинкой, кажется, что твоя жизнь вообще не удалась. Пока постепенно не пришло понимание нереалистичности этого образа, а потом последовало и разоблачение многих таких популярных блогеров. Невозможно состояться по максимуму во всех сферах жизни. Реальный опыт показывает, что женщины – карьеристки часто несчастны в личной жизни и упускают воспитание детей, т.к. просто на это не хватает часов в сутках и физических сил. Погоня за признанием и карьерой это часто закрытие неудовлетворенных в детстве потребностей в признании от значимого взрослого. Считаю, что в жизни всегда важен баланс.
Спасибо за статью! Благодаря ей я узнала о синдроме самозванца, особенно о «цене» быть «суперженщиной» не только на работе, но и в жизни. Меня удивило, что современные вызовы для женщин в руководящих ролях выходят за рамки простого завоевания места — теперь требуется быть одновременно дальновидным лидером, идеальной матерью, поддерживающим партнером, вдохновляющим наставником, марафонской бегуньей, командным игроком и при этом выделяться из толпы. Поразительно, что давление часто идет не от мужчин, а от других женщин: исследуемые боялись осуждения именно со стороны сверстниц. Я отметил для себя новые термины: «неолиберальный феминизм» (который подчеркивает индивидуальную ответственность и самодисциплину), «феномен самозванки-суперженщины» (сочетание синдрома самозванца с идеалом всесторонней совершенности) и «феномен королевы пчел» (когда одна женщина доминирует и подавляет других, как в улье). В профессиональном плане я отметила механизм внутреннего контроля в рамках одного пола: ключевым напряжением было материнство — женщины-менеджеры судили возвращающихся из декрета коллег, ставя под сомнение их амбиции и преданность. Оказывается, женщины часто не поддерживают друг друга из страха потерять позицию перед более молодыми или талантливыми. В личном плане я задумалась, что при назначении меня руководителем я тоже испытала синдром самозванца: думала, что руководство ошибочно поверило в мои навыки, назначило меня по недоразумению и переоценило. Был страх быть разоблаченной, а также трудности с верой в свой успех, несмотря на усердие. Согласна с авторами статьи, что причина не в отсутствии уверенности, а в невозможности всегда соответствовать высоким стандартам, постоянно доказывая свою ценность.
Благодарю за статью! В статье я познакомилась с исследованием, которое описало корни женской неуверенности. Удивило, что эти корни растут из-за внутригендерной конкуренции. Оттуда синдром самозванца начинает приобретать новую форму, которая заключается в том, что женщины, занимающие руководящие должности начинают перенимать мужские нормы и дистанцируются от женского общества. Также меня поразила мысль о том, что женщинам не нужно придумывать способ увеличения самооценки, а нужно изменить форму стандарта компетентности и самоценности. Для меня статья была очень актуальна, т.к. я сама обладаю синдромом самозванца. Это выражается в том, что я делаю не для своего бизнеса больше, чем от меня требуется, чтобы показать свою ценность и компетенцию. Я делаю это в ущерб своему ресурсу и времени, а взять ответственность и сделать что-то свое, как я считаю, не имею компетенции. И как с этим бороться, я не понимаю. Эта статья расшифровала мне мое состояние и позволила разрешить не быть всемогущей.
Благодарю за статью! В данной статье затронуты такие понятия как синдром самозванца -суперженщины, феминизм и что они означают для женщины. Женщины, оказывается вместо солидарности, загоняют друг друга в рамки, придуманные ими же. И планка всегда выше, чем возможно прыгнуть и достать. Женщины считают что их ущемляют в правах, гендерное неравенство на руководящих должностях и т.д. А вот и нет. Доказано исследованием то, что женщины стремятся к результатам, которые установили другие женщины не мужчины, и боятся что не смогут соответствовать. Для меня было удивительно узнать что чаще всего вместо чувств удовлетворение и успеха, женщины на руководящих должностях испытывают давление и одиночество. Нужно вспомнить свою природу и что она уготовила женщинам и мужчинам.
Спасибо за статью! Она мне очень откликнулась. Я согласна с тем, что сейчас на женщин возлагается слишком много ожиданий. Нужно быть успешной, красивой, умной, сильной, хорошей матерью и при этом всё успевать. При этом, как правильно сказано в статье, это давление часто идёт не от мужчин, а от других женщин, как мне кажется — даже от самих женщин, которые стремяться к вымышленному идеалу. Я сама замечала, что иногда среди женщин меньше поддержки, чем хотелось бы. Мы будто соревнуемся друг с другом, вместо того чтобы помогать.
Мне близка мысль о том, что не надо стремиться быть «суперженщиной». Гораздо важнее быть настоящей, принимать себя и не бояться показывать слабость. В этом и есть сила — в искренности и человечности. Очень хорошая, глубокая статья, которая заставляет задуматься.
В данной статье познакомился с термином синдром самозванца у женщин. Тогда, когда приходится каждый раз подтверждать свой статус, идеал, желание понравится другим, то, что требуется или даже вгоняется другими людьми соответствовать их ожиданиям. И люди ведутся, мужчин это тоже касается. Ведутся от своей эмоциональной нестабильности и загоняют себя в зависимость. От чего растёт напряжение каждый раз доказывая свою состоятельность, компетентность и расслабиться не могут. Поэтому в первую очередь, необходимо быть в балансе, равновесии между тем, что делаю и своими адекватными возможностями. Иначе будет срыв или уход с работы раньше, чем человек адаптируется на рабочем месте. Поэтому в профессии человек как личность развивается, это его ответственность перед самим собой в первую очередь вместо того, чтобы лезть на вершину Олимпа и при этом без внутренних личностных опор.
Из статьи узнала об исследовании синдрома самозванца среди современных женщин и появление термина неолиберальный феминизм (слияние феминизма и логики рациональности, где все аспекты жизни должны быть идеальными). Так называемый «феномен самозванки-суперженщины», культивируемый СМИ, приводит к тому, что женщины в современном мире стремятся к самореализации в мужском мире бизнеса, но сталкиваются с гендерным отторжением внутри группы бизнес-леди в связи с внутренней неуверенностью в себе и своих достижениях. Это негативно влияет на психику женщины, которая становится либо больше похожа на мужчину (проявление контроля, жесткости, не проявление эмоций), либо ощущение усталости от нереалистичных требований к себе, что приводит к выгоранию и потери смысла жизни. Это, на мой взгляд, одна из самых животрепещущих проблем современного общества.
Благодарю за статью. Я познакомилась с новым понятием Неолиберальный феминизм — который признает гендерное неравенство, но подталкивает отдельных женщин постоянно самосовершенствоваться и иметь высокую ценность в мире экономических законов, преодолевая доминирование мужчин и при этом нести ответственность за свой рост не только перед ними, но и перед другими женщинами. Такие суперженщины руководствуются собственными предубеждениями, но ощущают двойную нагрузку, и часто начинают испытывать чувство неполноценности из-за противоречивых и нереалистичных ожиданий. Невозможность соответствовать этим ожиданиям рождает у них синдром самозванца. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенно, не обязательно подражать идеалам, достаточно быть собой в разных ситуациях и адекватно выражать свои подлинные чувства в процессе общения с окружающими, т.е. быть оригинальной.
Спасибо за статью. Познакомилась с новым термином «неолиберальный феминизм «- это направление фемиризма признает существование гендерного неравенства, особенно в мире лидерства, где доминируют мужчины, но возлагает ответственность за его преодоление на отдельных женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности.
В профессиональном плане полезна информация о том, что женщины, занимающие руководящие должности обеспокоены тем, чтобы быть всем и сразу, т.е. совершенными. При работе с такими женщинами необходимо признание того, что нам не нужны идеальные образцы для подражания. Нам нужны аутентичные.
В личном плане отразила ситуацию после рождения сына, когда я решила быть идеальной матерью, которая со всем справляется сама. В результате пришла к физическому и моральном выгоранию, т.к. практически не прибегала к помощи родных.
Отличная статья! Статья говорит, что сейчас популярный образ «успешной женщины» — супервумен, которая всё успевает: много работает, строит личный бренд, идеально выглядит и при этом идеально ведёт дом — создает давление, а не свободу. Этот тренд называют неолиберальным феминизмом: идея, что проблему неравенства решит каждый индивидуально, через самосовершенствование и доказательство своей ценности.Исследование интервью с женщинами-руководительницами в люксовой индустрии показало, что многие чувствуют усталость, изоляцию и постоянное напряжение. Раньше «синдром самозванца» — это страх, что ты не заслужила успех. Теперь появилась новая версия: женщины чувствуют, что должны быть «всем сразу» — идеальным лидером, матерью, партнёром, спортсменкой и т. д., и при этом боятся осуждения чаще со стороны других женщин, чем мужчин. Это внутригендерное соперничество и ожидание «быть идеальной» порождает хроническую усталость, отказ просить помощи и страх показаться уязвимой. Авторы говорят, что менять нужно не женщин (чтобы они стали увереннее), а культурные нормы: меньше идеальных образцов, больше права быть уязвимой и аутентичной. Хороший вопрос: зачем нужна эта постоянная уверенность и кто диктует её форму?
Спасибо за статью,тема оказалась мне очень близка,если бы я давала интервью,я бы рассказала тоже самое.Выделила для себя то,что действительно на женщин давят женщины.Мы пытаемся конкурировать между друг другом в образе идеальной мамы,сотрудницы и еще много ролей в жизни,где хотим быть идеальными.А нужно ли нам это в действительности,пора задуматься на эту тему.Новым для меня стало такое понятие ,как сестринство ,и что женщины боясь конкуренции, отказываются поддержать друг друга.Статья наводит на мысли ,о реальной возможности достижения желаемых результатах, о наших ожиданиях ,которые выматывают нас настолько сильно. Вывод только один,всегда нужно ориентироваться на себя и свои ощущения.
Из статьи я узнала, о таком понятии как неолиберальный феминизм. Интересно было узнать о синдроме самозванца, у женщин, достигших успеха на профессиональном уровне. Кроме того, я отметила для себя то, что важной характеристикой такого явления является культ несуществующего идеала. В погоне за которым у женщин, как раз таки и происходит моральное и психологическое истощение. Плюс к этому, навязанные стандарты из соцсетей, блогеры, которые транслируют свой сомнительный успех одновременно в карьере, в материнству и в семейной жизни с партнёром.
Я понимаю, что в погоне за таким идеалом, есть риск навредить психологическому здоровью.
Для себя я отметила, что стремиться к совершенству нужно, но обязательно нужно учитывать свои реальные возможности, способности, и ясно осознавать, какого уровня я могу достичь на определённом этапе. Как практика целеполагания. И каждый раз, когда я буду достигать своей маленькой цели, я буду подкреплять себя состоянием успеха.
Из статьи узнал, что есть такое направление «неолиберальный феминизм», относительно молодое ответвление.
Меня особенно зацепило, как идеология «успевай все сама» превращает феминизм в инструмент самоистязания. Эта новая версия синдрома самозванца, когда боишься не просто недостаточности, а невозможности соответствовать образу «суперженщины», оказалась куда коварнее старой модели. Поразительно, что самое жесткое давление исходит не от мужчин или как тут говорится патриархальной системы, а от других женщин, таких же заложниц этих навязанных стандартов. И тут проблема не в отдельных женщинах, которых нужно «починить», а в культуре, требующей постоянного доказательства состоятельности. Действительно, вместо того чтобы учиться носить маску идеальности, важно создать пространство, где ее можно снять без страха осуждения.
Благодарю за статью. Действительно, культурные идеалы создают иллюзию, что женщины на руководящих должностях обладают большей властью.
Для себя я отмечаю, насколько сейчас популярна идея о том, что нужно быть везде и всю, успевать и зарабатывать, и развиваться в семье.
Но в профессиональном плане я сталкиваюсь с большим количеством выгорания и апатии (как минимум). Растёт спрос на антидепрессанты, и к сожалению, это нельзя игнорировать.
Из статьи я узнала, что этому также способствует побуждение к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности. Находясь постоянно в таком давлении логично, что психо-эмоциональное состояние оставляет желать лучшего.
В личном плане я считаю, что это нереалистичные требования к себе. Адекватная оценка своих возможностей и ограничений — первый шаг к стабилизации своего состояния.
Благодарю за статью. Сегодня я узнала о том как нелегко современной женщине добиваться успеха, доказывать свою компетентность и совмещать все сферы своей жизни, сохраняя при этом уверенность в том, что ей это действительно под силу. В статье мне встретился новый термин «Неолиберальный феминизм», термин признает превосходство мужчин, тогда когда речь идет о руководящих должностях, но призывает женщин бороться за возможность быть лидером и постоянно утверждать свою ценность. Интересно, что доказывать свою значимость приходиться не только перед мужчинами, но и перед другими женщинами, которые как-бы соревнуются друг с другом за роль «суперженщины».
В профессиональном плане, я отметила, что стремление быть идеальной во всех сферах жизни может привести к хронической усталости, чувству изоляции и ощущению постоянного давления.
Из личного опыта могу сказать, что я знакома с синдромом самозванца, иногда я сомневаюсь в том, что у меня действительно что-то получается, ощущение, что все рухнет в любой момент. Но я всегда стараюсь отгонять эти мысли. У меня получается, потому что я умею, могу и прилагаю усилия, и это далеко не случайность.
Спасибо за материал. Современные культурные нарративы пытаются создать иллюзию полной власти женщин-лидеров, прославляя их успешность и трудоголизм. Однако как упомянуто в данном материале, на самом деле многие чувствуют усталость и стресс. Исследования показывают, что вместо истинной свободы и авторитета женщины часто оказываются связанными неолиберальными ожиданиями: быть одновременно амбициозными, компетентными, заботливыми и вдохновляющими. Внутренние стандарты и «феномен самозванки» усугубляют ситуацию, вызывая страх не соответствовать идеалу. Выходит, что неестественная роль и ожидания не помогают развиваться женщинам, а наоборот. Ставят их в более уязвимое положение, когда они не понимают своей роли.
Для меня это статья о том, как стремление к идеальному навязанному образу создает внутриличностный конфликт у сильных успешных женщин. Стремление везде и во всем преуспеть — и выглядеть идеально, и хорошей женой и матерью быть, и работать наравне с мужчинами — эта колоссальная нагрузка приводит к усталости и измотанности. Мне эта история очень хорошо знакома. Прочитав эту статью, я поняла, что ранее не задумывалась о конкуренции между женщинами. Автор статьи как раз говорит о том, что напряжение вызывает не только соответствие мужским нормам и стремление взаимодействовать с ними на равных, а еще и страх осуждения со стороны женщин. Феномен внутригендерной конкуренции заставляет женщин ежедневно доказывать свою состоятельность, скрывая уязвимость. Иначе место на олимпе может достаться более пронырливым особям. Все как в животном мире — ждут когда Акелла промахнется, чтоб занять его/ее место. Мне близок вывод автора об аутентичности, то есть способности позволить быть настоящим, собой, без притворства и масок. Для этого должны быть взращены собственные внутренние опоры.
Эта статья стала для меня откровением. Я не просто узнала о существовании «неолиберального феминизма», но и поняла , как он трансформирует классический «синдром самозванца» в новое, более изощренное явление. Если раньше женщина сомневалась в своем праве на успех, то теперь она боится не соответствовать образу «суперженщины», которая все успевает и всегда безупречна. Меня поразило, что главное давление исходит не от патриархальной системы, а от внутренней конкуренции между женщинами, от этого «дилеммы сестринства» — когда желание видеть других женщин успешными борется со страхом быть замененной. Теперь я понимаю, что феномен самозванца — это не личная проблема неуверенности, а симптом социального давления, которое заставляет женщин скрывать усталость и отказываться от помощи. Это знание ценно для меня и в профессиональном, и в человеческом плане: оно учит видеть за внешней уверенностью коллег и друзей их внутреннюю борьбу. Статья натолкнула на мысль, что настоящая поддержка заключается не в призывах «быть увереннее», а в создании среды, где позволено быть уязвимым, где можно «снять маску» без страха осуждения. На мой взгляд этот подход интересно будет применить в консультации при обратной связи.
В результате прочтения статьи я узнал о синдроме самозванца среди женщин. Так, развивающийся в последние годы в западной культуре феминизм дал женщинам больше свободы в проявлении себя и карьерном росте, развитии. Данная статья показала побочные эффекты, с которыми столкнулись женщины, поднявшиеся на вершину. Оказалось, что к нем предъявляются огромные требования во всех сферах жизни: они должны быть идеальны и безукоризненны в своей профессии, быть прекрасной мамой и женой, спортсменкой, а также участвовать в социальной жизни общества, быть примером для подражания. Что самое удивительное, чаще всего такие требования к женщинам предъявляют сами женщины, а не мужчины — это происходит из-за конкуренции, необходимости поддерживать силу образа, что не дает возможность женщине на вершине показать свою слабость или право быть не идеальной.
Благодаря статье я узнала о новом формате феминизма, который теперь встаёт в противостояние не с мужчиной, а с женщиной. Удивила информация о том, что синдром самозванца — термин, который был введен именно после работы с женщинами, достигших высоких результатов. В статье я вижу работу механизма: оценка окружающих важнее собственного благополучия. В профессиональном плане этот механизм, на мой взгляд, преодолевается за счёт отслеживания результатов на коротких промежутках, тогда конечный будет более очевидным, и его будет легче принять как свой. В личном плане я понимаю, что это мой механизм, который я периодически стараюсь поймать за хвост и убрать, и именно тогда я вижу настоящий результат. Осознание себя через результат работы и семейное благополучие автоматически убирает интерес кому-то что-то доказывать.
Спасибо за интересную статью, из которой узнала про неолиберальный феминизм — это современная версия феминизма, где женщина должна сама решать все проблемы (карьера, семья, внешность) через самосовершенствование, а не через изменение системы. Меня удивило, что давление исходит от женщин, а не только от мужчин. Например, женщины-менеджеры критикуют молодых мам за длинный декрет. Увидела в статье механизмы, такой как синдром самозванца — чувство, что твои успехи случайны, а ты «обманщик». Теперь он усложнился: нужно быть не просто успешной, а идеальной во всех сферах. Интернализация — женщины сами начинают верить, что должны соответствовать нереальным стандартам. Внутригендерная конкуренция — женщины соревнуются друг с другом за ограниченные «места у власти», вместо поддержки. В профессиональном плане в консультировании психолога важно не просто учить клиенток «быть увереннее», а показывать, что проблема — в системе, а не в них. Говорить о цене перфекционизма: хроническая усталость, тревога, чувство одиночества. Для себя взяла на заметку, если я чувствую себя «самозванкой», спросить нужно: «Чьи это ожидания? Реально ли им соответствовать?».Статья показывает: проблема не в том, что женщины «недостаточно стараются», а в том, что общество требует от них невозможного. Вместо советов «будь увереннее» нужно менять культуру, где можно быть живым человеком — с ошибками, усталостью и правом на помощь.
Благодарю за интересную статью! В результате прочтения этой статьи я узнала о такой форме феминизма, как «неолиберальный феминизм», который был введён впервые Кэтрин Роттенберг, исследователем в области медиа и культуры в 2013г. и которая признаёт существование гендерного неравенства, особенно в мире лидерства, где доминируют мужчины, но возлагает ответственность за его преодоление на отдельных женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности. Познакомилась с «феноменом самозванки-суперженщины» — чувство неполноценности, вызванное противоречивыми и нереалистичными ожиданиями. Интересным было узнать, что «синдром самозванца» особенно распространён среди женщин. Отметила механизм: неуверенность женщины в себе может формироваться под влиянием внутригендерной конкуренции и может привести к дистанцированию от других женщин или навязыванию мужских норм.
Прочитав статью, я узнала про «суперженщин» и синдром самозванца. «Суперженщина» — это образ женщины, успевающей всё на свете, который навязывают СМИ и общество. Узнала новый термин «неолиберальный феминизм». Он означает, что женщины должны постоянно совершенствоваться и подтверждать свою ценность перед мужчинами и другими женщинами. Меня удивило, что как раз другим женщинам больше надо доказывать ценность. По мнению автора, это связано с конкуренцией. Также узнала, что успешные женщины довольно часто испытывают синдром самозванца, то есть считают, что они не заслужили своего успеха. Это заставляет их ещё больше доказывать свою ценность. Думаю, что в связи с популяризацией психологии, сейчас женщины начинают задумываться о том, что быть идеальной и успешной во всех сферах просто невозможно. Главное быть настоящей, открытой и не бояться ошибок, которые могут возникать у любого живого человека.
Спасибо, за статью! Я сама на себе ощутила давление социума на женщин. Особенно высокие требования предъявляют женщинам после рождения детей. Нужно родите ребенка и сразу быть в форме. Родить ребенка и сразу на работу. Успевать и детей воспитать хорошо, дом чтобы был в идеальном порядке и зарплата тысяч 200. Женщина должна идеально выглядеть и всегда быть довольной и улыбаться. Я долго была в этой гонке и съедала себя, что ленюсь, что ничего не смогу и не успеваю. И что самое интересное общество навязывает такие стандарты и смотрит, справишься или нет. И нет желающих помочь. Нужно справляться самой. Когда-то я устала от этой гонки. И теперь сделала для себя схему — приоритет. Я выбираю задачи по приоритету на текущий момент. И что успела, то и сделала. Но все равно мне хотелось бы успевать больше.
Эта статья открыла мне сложный феномен современного феминизма, который вместо расширения прав и возможностей создает новые формы давления на женщин. Я узнал о концепции «неолиберального феминизма», который возлагает ответственность за преодоление гендерного неравенства на отдельных женщин, требуя от них постоянного самосовершенствования и соответствия недостижимым идеалам. Особенно поразило преобразование классического «синдрома самозванца» в новый феномен «самозванки-суперженщины», когда женщины чувствуют необходимость не просто занимать высокие позиции, но и быть идеальными во всех сферах жизни одновременно.
Меня глубоко впечатлило, что основное давление исходит не от традиционного патриархата, а от внутренней конкуренции между женщинами, что проявляется в «дилемме сестринства» — конфликте между желанием видеть больше женщин-лидеров и чувством угрозы, когда они действительно достигают успеха. Удивительным открытием стали свидетельства женщин о том, что наиболее жесткую критику они получают от других женщин, особенно в вопросах сочетания карьеры и материнства.
Прочитав статью, я узнала, про неолиберальный феминизм — современное направление, которое акцентирует внимание на индивидуальном успехе женщин. Ключевой способностью считается умение самостоятельно преодолевать гендерное неравенство через личное расширение прав и возможностей. Меня удивило, что этот феминизм создает давление на женщин быть идеальными, что приводит к чувству хронической усталости и внутреннему конфликту. Я познакомилась с понятием феномена самозванки-суперженщины, который описывает состояние, когда женщины на руководящих должностях чувствуют себя обманщицами и боятся осуждения не только со стороны мужчин, но и других женщин. Эта информация полезна в профессиональном плане, чтобы понимать сложности, с которыми сталкиваются современные женщины-лидеры. Статья побуждает меня пересмотреть существующие идеалы и нереалистичные стандарты
Из данной статьи я узнал о феномене супер женщины и о том как тяжело дается позиция не свойственная человеку по гендерному признаку.
Новыми для меня стали термины самозванка супер женщина,абдутивная логика, феномен королевы пчёл и дилемма сестринства.
Удивило что в погоне за равенством кроме путаницы в женских качествах появилась и межличностная агрессия внутри общества женщин. Осуждение , страх и презрение как единственный стимул жизни.
В профессиональном плане удалось увидеть как важно четкое разделение в обществе по гендерному признаку. Сильная женщина равно потеря этой самой женственности.
В личном плане я и сам замечал как часто руководительницы имеют больше мужских качеств. А как следствие борьба с мужем внутри семьи за решающее слово и последствиев виде развода. Чего уж говорить. Мой бывший брак отличный этому пример.
Спасибо.
Данное исследование раскрывает важный парадокс современного феминизма: стремление к равноправию обернулось новыми формами давления на женщин. Практическая ценность работы — в развенчании мифа о «суперженщине», который приводит к выгоранию и внутренней конкуренции.
Особенно значимо описание «феномена самозванки-суперженщины» — когда женщины чувствуют необходимость одновременно соответствовать всем ролям без права на уязвимость. А все это ведет к хронической усталости и выгоранию.
Проблема не в недостатке уверенности, а в нереалистичных культурных ожиданиях. Важно понимать, что нужно не исправлять женщин, а трансформировать среду, позволяя проявлять уязвимость.
Исследование также объясняет, почему женская солидарность часто оказывается мифом в условиях нехватки мест «на вершине». Это понимание помогает разрабатывать более эффективные программы поддержки женщин в организациях.
Статья раскрывает главный парадокс современного «феминизма успеха». Мы оказались в ловушке между риторикой расширения прав и реальностью тотального выгорания. Под видом расширения возможностей нам подсунули новую форму эксплуатации, где женщина должна не просто преуспеть, а сделать это безупречно и без видимых усилий. Особенно отозвалось про эволюцию «синдрома самозванца». Раньше это был страх «меня разоблачат», сегодня — мучительное ощущение, что «я не справляюсь с этим curated образом суперженщины». И самое токсичное — то, как эта модель стравливает нас друг с другом. История с осуждением за «слишком долгий» декретный отпуск со стороны другой женщины — это симптом системы, где сестринская солидарность принесена в жертву конкуренции за ограниченные «места у вершины». Ключевая мысль, которую стоит вынести: проблема не в том, что женщины недостаточно уверены в себе или ленивы. Проблема — в культуре, которая требует от нас перформативного совершенства и наказывает за малейшие проявления уязвимости. Настоящая эмансипация начнется не с очередного тренинга по уверенности, а с коллективного отказа от этого невротического идеала. Когда мы разрешим себе и друг другу иногда не справляться, уставать и быть «неидеальными» — вот тогда и появится пространство для подлинной, а не показной силы. Статья рассказала о том, что многие из нас чувствуют интуитивно, но не могли четко сформулировать.
Благодарю за статью. Я являюсь противником любой формы проявления феминизма. Я так понимаю, что это явление все больше набирает обороты. Из статьи узнал, что появился еще один вид феминизма, а именно неолиберальный. Данная форма феминизма принуждает женщин утверждать свою ценность не только перед мужчинами, но и перед другими более успешными женщинами. В общем, желание быть выше мужчин порождает все новые изощренные формы феминизма, причем в первую очередь усложняющие жизнь самим женщинам.
В личном плане я подумал, что за всю свою трудовую деятельность у меня ни разу не было руководителя женщины. Я считаю, что мне повезло, т.к. я наслышан в первую очередь от самих женщин как тяжело им друг с другом работать.
Из статьи узнал, что синдром самозванца был введен психологами, работавшими с успешными женщинами. Теперь я знаю, что приписываю себе синдром, зародившийся в женском сознании.
Из статьи я узнала о развитии идеи феминизма и о том, в какую ловушку попадают многие амбициозные женщины сегодня. Отмечается, что феминистки сегодня подвержены с одной стороны синдрому самозванца, с другой хотят быть всем сразу. Женщины конкурируют с другими женщинами, когда раньше они были солидарны друг с другом в борьбе за права женщин. В статье показано, как идеи преобразуются из цели, к которым стремятся в нагрузку, которая вызывает внутреннее напряжение и давление. Женщины стараются больше выжать из себя для того, чтобы быть конкурентноспособными и сохранить свое место. И показать свою уязвимость в такой ситуации значит быть слабой. Я увидела как внешняя модель, транслируемая в обществе, может влиять на внутреннее состояние женщины и с чем можно работать на консультациях.
Из статьи я узнал о термине «феномине самозванки суперженщины» — связано с чувством неполноценности, вызванным противоречивыми и нереалистичными ожиданиями. Из проведённого исследования было установлено, что некоторые респондентки испытывали чувство гордости от собственных достижений. А некоторые наоборот ввиду отсутствия достижений переживали стресс и выходящии из этого последствия, такие как усталость, выгорание на работе и так далее. Это мне напомнило о фрустрации, когда человек переживает негативные чувства, которые являются реакцией на потенциальную или реальную невозможность удовлетворния потребностей и на несоответствие желаний и возможностей. Находясь в таком состоянии человек переживает отчаяние, раздражение, тревогу и многое другое.
В личном и профессиональном плане статья помогла мне увидеть, что нужно уметь регулировать нагрузку. Так как достижение результата вдохновляет, а соответственно неудачи отнимают все силы.
Так же меня удивило, что женщины так сильно конкурируют между собой. Женщины оказываются неподдерживают друг друга в рабочей обстановке, что скорее всего перетекает и в бытовые сферы жизни.
Спасибо.
Спасибо большое за статью, вот так и должен выглядеть здоровый феминизм, с заботой о женщине, а не 8 марта не праздник весны. Очень сочувствую женщинам, которым приходится оставлять своего малыша и бежать на работу, потому что надо поддерживать статус, и не лешится заработка и рабочего места. И я думаю было бы здорово иметь женскую профессию и оставаться при этом женщиной, и чтобы оставалось время на семью и детей. Но к сожалению на данном этапе женщины работают наравне с мужчинами по мужским стандартам, в придачу с домашними обязанностями и воспитанием детей, и не в каждой семье женщина может себе позволить даже декретный отпуск отсидеть до трех лет, не говоря уже о более длительном периоде.
Спасибо за статью, эта статья открыла для меня целый пласт современных социально-психологических проблем, с которыми сталкиваются успешные женщины, выходя далеко за рамки классического «синдрома самозванца».Статья показала, как внешние социальные ожидания (быть суперженщиной) превращаются во внутреннего, самонавязанного менеджера, который живет в голове у женщины и диктует ей необходимость все делать идеально, не прося помощи и не проявляя уязвимости.
В профессиональном плане при работе с успешными женщинами, жалующимися на выгорание и неуверенность, я теперь буду исследовать не только их личную историю, но и помогу им отделить свои истинные желания от навязанного идеала «суперженщины».
Еще я работаю в HR сфере и смогу помогать компаниям создавать более здоровую среду, продвигая культуру уязвимости и аутентичности, а не перфекционизма.
В личном плане эта статья заставила меня задуматься о том, какие из моих стремлений являются моими собственными, а какие навязаны
Из данной статьи я узнал о неолиберальном феминизме, что означает направление феминизма, которое описывает связь феминистских идей с принципами неолиберальной экономики, где «все аспекты жизни понимаются в экономических терминах». Это направление феминизма признает существование гендерного неравенства, особенно в мире лидерства, где доминируют мужчины, но возлагает ответственность за его преодоление на отдельных женщин, призывая их к самосовершенствованию и постоянному утверждению своей ценности.
Меня удивило, что в рамках неолиберального феминизма скрывается новый вид давления — необходимость утверждать свою ценность не только перед мужчинами, но и перед другими женщинами. Меня удивило, что часть женщин на руководящих постах испытывает чувство гордости от достижений. Другие же указывают на усталость, чувство изоляции и давление, связанное с необходимостью соответствовать недостижимому идеалу.
Из данной статьи я узнал о феномене самозванца, что означает постоянное чувство неуверенности в себе: убеждение, что я на самом деле не заслуживаю своего успеха. В таком случае свои достижения приписываются удаче, удачному стечению обстоятельств или помощи других, а не своим собственным способностям.
В профессиональном плане эта информация помогает мне лучше понять состояние женщин карьеристок. В личном плане это показывает мне как моя супруга нуждается в поддержке.
Эта статья натолкнула меня на мысль, что карьера — это не женское дело. Если женщина идет в карьеру, то она получает весь набор стрессов наравне с мужчиной.
Благодарю за статью! Она заставила меня задуматься о том, насколько коварно общество может маскировать давление под видимость «успешности». Меня особенно поразила идея неолиберального феминизма — в концепции, которая вроде бы расширяет возможности женщин, но на деле превращает их в пленниц идеала суперженщины. Оказывается, стремление «иметь всё» часто сопровождается выгоранием, чувством вины и одиночеством, особенно когда это давление исходит не от мужчин, а от других женщин. Мне откликнулось описание феномена самозванки-суперженщины, состояние, когда даже успех не приносит удовлетворения, потому что нужно бесконечно доказывать свою компетентность и стойкость. Как будущему психологу, я вижу, насколько важно обсуждать такие темы с женщинами, которые сталкиваются с внутренним конфликтом между уязвимостью и необходимостью казаться «сильной». Осознание того, что проблема не в недостатке уверенности, а в токсичных культурных ожиданиях, помогает переосмыслить само понятие женского лидерства. Эта статья напомнила, что подлинная сила не в безупречности, а в способности быть собой, даже если это не вписывается в навязанные стандарты.
Представленное исследование раскрывает парадокс современных ожиданий от женщин лидеров. Формируется культура, где успешная женщина должна одновременно быть безупречным руководителем, идеальной матерью и сохранять безупречный образ. Это создает феномен самозванки-суперженщины внутреннего напряжения от необходимости соответствовать нереалистичным стандартам.
Особенно впечатляет анализ внутригендерного давления: женщины часто становятся строжайшими судьями друг для друга, усиливая дилемму сестринства конфликт между желанием видеть больше женщин у власти и страхом конкуренции. Психологически это создает среду перманентной самопроверки, где уязвимость становится непозволительной роскошью.
Проблема не в недостатке уверенности, а в культуре, требующей постоянного доказательства состоятельности. Решение создание сред, где ценится аутентичность, а не безупречность. Профессионально важно сместить фокус с тренингов личной эффективности на пересмотр корпоративных ценностей. Преодоление системного неравенства возможно через коллективную ответственность, а не через гипер-индивидуализм
Я узнала из этой статьи о существовании феномена «самозванки-суперженщины» — это ощущение, когда женщина чувствует давление соответствовать множеству ролей (лидер, мать, партнёр, наставник) одновременно и при этом испытывает неуверенность в своих достижениях. О том, что неолиберальный феминизм возлагает ответственность за преодоление гендерного неравенства на отдельных женщин, а не на общество в целом. Меня впечатлило то, что, что давление и неуверенность у женщин часто исходят не от патриархальных структур, а от внутренних предубеждений и конкуренции среди женщин.
В личном плане я отразила, что тоже страдаю синдромом самозванца, так,сколько бы я не училась, мне кажется, что я никогда не буду знать достаточно.
В профессиональном плане я отразила важность осознания влияния культурных и социальных ожиданий на женщин и необходимости работать над преодолением этих стереотипов как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Спасибо за статью!
Быть суперженщиной и на работе и дома не выполнимая задача.
Можно конечно, но какой ценой.
Прочитав статью задумывалась от куда во мне это чувство, что я какая то не до… Нужно все делать идеально! А если не так, то расстраиваюсь. Помимо воспитательных моментов со стороны родителей, вспомнила слова бывшего мужа: да, что там у тебя за работа, сколько ты там зарабатываешь или да что ты можешь. Он это довольно часто говорил. И вот я становлюсь руководителем небольшого отдела, потом другого отдела побольше, сейчас я руководитель уровня топ-менеджера на крупном предприятии. И это не фига не счастье. Женщинам руководителям приходится играть на мужском поле и по мужским правилам. Есть задача и ее нужно выполнять. Есть те, кто завидуют, и это в основном женщины. Они видят только одну сторону. Успешная, руководитель,много зарабатывает. Но порою мы в стремлении за высокими результатами забываем о важном. Оставаться женщиной! Достигательство делает нас более жесткими, потому что нам приходится принимать решения, часто не легкие, а это давит и изнуряет. Не останется сил на общение с мужем или ребенком. Я у себя замечаю профдеформацию, это значит, что иногда с родными себя веду, как начальник, начинаю им назидать какую-то идею, например. Хорошо, что во время себя останавливаю. Это портит отношения между близкими.