Страх можно охарактеризовать как тревожность вследствие ожидания потенциальной опасности. Он может быть приобретен различными способами: являться реакцией на предыдущий негативный опыт (например, человек был укушен собакой), реакцией на предупреждения (ребенка предупреждают, что собака может укусить) или на наблюдаемый негативный опыт (человек видит, как собака кусает другого человека).
Независимо от того, каким именно способом был приобретен этот страх, человек будет реагировать на внешний раздражитель (в данном случае — собаку) определенным образом. К характерным реакциям относятся: потоотделение, изменение сердечного ритма, изменение дыхания и артериального давления.
Страх может служить адаптивным защитным механизмом. Однако если чувство беспокойства сохраняется на протяжении долгого периода времени, оно может нанести ущерб здоровью человека и повлиять на его повседневное поведение. Поэтому важен навык регуляции страха, который заключается в переосмыслении и сдерживании условной реакции (например, осознание, что не каждая собака представляет опасность).
Одним из направлений исследований, использующих методы контроля страха, является понимание нейронных механизмов, которые запускают страхи и механизмы, которые приводят к исчезновению страха и уменьшению симптомов тревоги. Значительная часть информации о страхе содержится в научных литературных источниках, описывающих действие различных нейропсихологических и нейровизуальных методов преодоления страха.
Приобретение и выраженность страха
Одним из простейших экспериментальных инструментов изучения страха и тревоги является «павловский» способ, основанный на выводах Ивана Павлова о том, что нейтральный стимул может приобретать аффективные свойства из-за связи с биологически значимым стимулом (Павлов и Анреп, 1927). Хотя существуют другие формы аверсивного обучения с участием более сложных инструментальных методик (Everitt et al., 2003; Killcross et al., 1997), здесь будут рассмотрены, в первую очередь, классические парадигмы контроля.
Типичный способ обработки страха обычно включает в себя предварительную оценку нейтрального стимула, например, звука. Первоначально звуковой тон будет мало влиять на животное, например, на крысу. Обработка происходит, когда тон связан с аверсивным раздражителем, таким как слабый электрический удар (безусловный раздражитель (БР), который сам по себе вызывает реакцию страха, отраженную в вегетативных изменениях и поведенческих реакциях). Через ряд повторов крыса узнает, что звуковой тон предшествует электрическому удару током и сам звук уже становится условным раздражителем (УР), способным вызывать условную реакцию (УР).
Миндалевидная структура (амигдала) в медиальной височной доле вовлечена в обработку эмоциональных реакций, в том числе страха (Aggleton, 2000; Kluver and Bucy, 1937, Weiskrantz, 1956). Схема механизма действия страха на уровне мозговой деятельности была изучена в основном у крыс. Предположительно амигдала и ее проекции могут участвовать в приобретении и в выражении условного страха (Davis, 1992; LeDoux, 1996; Rosen, 2004; Sarter and Markowitsch, 1985). Проще говоря, сенсорная информация из коры головного мозга и таламуса принимается миндалевидной железой, которая затем проецирует ее на гипоталамические и мозговые мишени, опосредуя условные реакции (Amaral, 1986; McDonald, 1998; McDonald et al., 1996; Price, 2003; Swanson and Петрович, 1998). Исследования показывают, что переработка информации в ответ на УР и БР происходит в латеральном ядре миндалины, передаваемой из корковых очагов, которые могут регулировать изучение и выражение аффективного поведения (Rosenkranz et al., 2003). Было выявлено, что вследствие удаления миндалевидного комплекса у крыс снижается уровень страха и повышается степень двигательной активности.
Центральное ядро миндалины, в свою очередь, направлено на целый ряд областей, ответственных за выражения страха и тревоги (Davis, 1992). Гипоталамус прогнозирует автономные реакции, например, реакцию проводимости кожи, повышение артериального давления и расширение зрачка (Davis, 2000).
Электрическая стимуляция центрального ядра миндалины может привести к вегетативным и поведенческим изменениям, связанным с выражением страха. Например, повышение артериального давления наблюдается при стимуляции центрального ядра у крыс, не подверженных анестезии (Tellioglu et al., 1997). Кроме того, такая стимуляция приводит к усилению возбуждения и бдительности, измеряемыми при помощи активности коры головного мозга у кроликов (Kapp et al., 1994) и крыс (Dringenberg and Vanderwolf, 1996). Изменения сердечно-сосудистой системы кроликов, например, исчезают после определенных поражений в центральном ядре миндалины (Kapp et al., 1979; McCabe et al., 1992). Снижение замирания при реакции испуга наблюдается у крыс, которые имеют поражения в центральном ядре (Davis, 2000). Поражения центрального ядра у приматов также может приводить к уменьшению экспрессии реакции страха (Kalin et al., 2004). Кроме того, было высказано предположение, что приобретение страха происходит из-за повышенной активности в боковом ядре (в ответ на УР). Эти данные свидетельствуют о том, что центральное ядро миндалины является неотъемлемой частью механизма действия страха.
Миндалина участвует в приобретении и выражении чувства страха у человека. Участники исследования демонстрировали повышенные реакции проводимости кожи, что являлось реакцией на присутствие условного раздражителя (Hygge and Ohman, 1978; LaBar et al., 1995). Интересно, что этот эффект наблюдался даже тогда, когда УР+ (стимул, который предсказывает возникновение аверсивного БР) маскируется, чтобы предотвратить осознание (Esteves et al., 1994). Однако у пациентов с односторонними (LaBar и др., 1995) и двусторонними поражениями миндалины (Bechara et al., 1995) наблюдалась неспособность к кожно-гальванической реакции до УР+, несмотря на очевидность приближения причины страха.
Методология функциональной магнитно-резонансной томографии позволяет ученым исследовать роль человеческой миндалины в обработке страха. Ранние исследования изображений свидетельствовали об их роли для миндалин человека в обработке стимулов, связанных с опасностью. Два первоначальных исследования сыграли важную роль в рассмотрении ответа миндалины в процессе формирования чувства страха. В 1998 году Бушель и его коллеги разработали программу, использующую реакции выражений лиц участников во время попыток подавить чувства страха. Используя белый шум как БР, они специально рассматривали испытания, которые предсказывали возникновение УР+ или отсутствия УР, с коэффициентом усиления 50%. Они обнаружили двустороннюю активацию миндалины в ответ на обработку УР+, которая была выше на раннем этапе обучения и впоследствии уменьшилась. В то же время Ла Бар и коллеги (1998) использовали нейтральные раздражители (цветные квадраты) в паре УР+ или непарные УР в комплексе с воздействием слабых разрядов тока. Ученые обнаружили активацию миндалины при сравнении тестов УР+ и УР. Кроме того, такая активация коррелирует с силой условной реакции (по данным кожно-гальванической реакции). В обоих исследованиях нейровизуализации наблюдаемая реакция в амигдале регулировалась в соответствии с физиологическими данными в миндалине крысы (Quirk et al., 1997).
До настоящего времени большая часть исследований, посвящённых контролю страха у людей, повторила уже существующие экспериментальные модели на животных. Однако есть недостатки в исследованиях с участием человека. Например, в отличие от классических моделей, обусловливающих страх у животных, исследователи, использующие как нейропсихологическую, так и нейровизуальную методологию, столкнулись с трудностями в отношении специфичности поражений (например, односторонних или двусторонних повреждений миндалин) и функциональной анатомии, поскольку кожно-гальваническая реакция по-прежнему не может быть надежным показателем. Однако продолжающийся прогресс в методах нейровизуализации весьма многообещающ, и есть надежда, что в скором времени более целенаправленные последовательности сбора информации или анализы срезов тканей позволят исследовать субнуклеины в миндалине.
Приобретение страха посредством социально-культурного воздействия
Модели, обусловливающие страх у животных, оказались полезными при описании механизмов, обусловливающих формирование человеческого страха. Однако необходимо учитывать тот факт, что за пределами лаборатории люди могут приобретать большую часть своих страхов с помощью социально-культурных средств, таких как социальное наблюдение и вербальное общение (Rachman, 1977). Социокультурные средства изучения страха не требуют прямого пугающего опыта, вызванного УР.
Посредством вербальной и невербальной коммуникации можно передавать информацию об эмоциональном значении объектов и событий, которые уникальны для людей. С помощью пугающих историй, рассказанных одним человеком другому, можно проследить, как происходит приобретение страха даже посредством простой коммуникации.
Через исследование мозговой активности человека и животных мы получили обширный объем знаний о нейронных механизмах, лежащих в основе приобретения и выражения страха. В настоящее время основное внимание многих исследований направлено на понимание того, как можно устранить приобретенные страхи. Тревожные расстройства, такие как фобии и посттравматические стрессовые расстройства, связаны с затяжными проявлениями страха, которые часто вызваны стимулом, связанным с аверсивным событием или контекстом посредством реакции страха на тот или иной стимул. Современные методы лечения тревожных расстройств направлены на подавления этих реакции, но для эффективного медикаментозного или психотерапевтического лечения необходима более подробная информация
Считается что формирование механизма подавления страха — это новый механизм, отличающийся от алгоритма формирования страха. Причем формирование нового механизма — это процесс, который не приводит к забыванию или непризнанию прогностического характера условного раздражителя, однако, вместо этого, исчезновение относится к новому обучению, которое предотвращает выражение условного страха.
Важной целью клинических вмешательств при тревожных расстройствах является развитие навыка подавления страха. Последние исследования показали, что фармакологическое лечение в сочетании с психотерапией может помочь в формировании этого навыка. С точки зрения фармакологических манипуляций, глутаматергические рецепторы N-метил-D-аспартат (NMDA) способствуют развитию навыка (Lynch, 2004; Nakazawa et al., 2004; Walker and Davis, 2004), в частности, в амигдале (Maren, 1999; Pare, 2004), поэтому неудивительно, что она также была связана с приобретением навыка подавления (Myers and Davis, 2002; Richardson et al., 2004).
Выводы и потенциальная польза от экспериментов на животных указывают на возможности лечения пациентов, страдающих тревожными расстройствами. В настоящее время ученые пытаются интегрировать использование D-циклосерина в комплексе с психотерапией для повышения эффективности лечения. В одном исследовании D-циклосерин вводили пациентам, страдающим акрофобией (боязнью высоты) и подкрепляли действие поведенческой терапией (Ressler et al., 2004). Эффективность препарата проявлялась в более интенсивном снижении симптомов у пациентов, которые лечились терапией в сочетании с D-циклосерином в отличие от тех пациентов, которые принимали плацебо.
В исследовании Ошер и коллег (2002) предполагается, что человек может изменить свое эмоциональное состояние путем переоценки ситуации. Участники рассматривали фотографии с неприятными изображениями (например, женщина, плачущая на ступенях церкви) и отвечали на вопрос, что они видят и чувствуют, смотря на данные фотографии. Участники озвучивали все, что им приходило в голову (например, похороны). Однако переосмысливая увиденное в более позитивном ключе (например, женщина плачет на свадьбе от счастья) участники переставали испытывать негатив. В этот момент была задокументирована активность как в миндалевидной области, так и вентральных областях лобной доли.
Наука стремится к достижению новых рубежей в изучении страха человека, ведущим к новым гипотезам, которые могут быть проверены на животных с целью расширить границы понимания механизма работы страха и найти новые способы эффективного снижения воздействия неадекватной реакции страха в повседневной жизни.
Оригинальная статья: M.R. Delgado, A. Olsson, E.A. Phelps, — Extending animal models of fear conditioning to humans, Biological Psychology, April 2005
Автор перевода: Дегтева Алиса Алексеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: эмоция, мотивация, оценка, психофизиологическое реакция, достижение цели, испытывать эмоции
Источник фото: designspiration.net
Спасибо за статью! 🙂
Страх всегда вглядывается в будущее, с оглядкой на прошлое, напрочь игнорируя настоящее.
Страх это весьма сильная эмоция, которая навряд ли кого-то оставит равнодушным. Это чувство может быть очень дискомфортным и доставлять массу неудобств. Страх рождает сильное внутреннее напряжение и под его воздействием появляется ощущение угрозы. Страхи могут быть, как реальные, так и воображаемые. То есть, реальной угрозы нет, а человек всё равно боится. В этом случае он приобретает неадекватный облик. Для некоторых людей страх может стать базовым фоновым чувством, проявленным не проходящей тревожностью, и как следствие, проживанием в постоянном напряжении.
Наряду с полезными функциями страха, такими, как: предупреждение об опасности; подсказками о потребности, в тот или иной жизненный момент, в поддержке и защите; в качестве регулятора агрессивности в обществе; мобилизации сил для активности; стимулом к развитию, через его преодоление. Но, страх имеет и оборотную сторону, а именно, порабощает, лишает возможности жить настоящим, может пробуждать агрессивность к людям и Миру, а отрицаемый перерождается в чувство вины.
Страхи делятся по типам на: социальные, экзистенциальные и фобии.
Безусловно, человек, пребывающий в «тисках» страха, более всего страдает от невозможности увидеть и принять альтернативное восприятие ситуации в противовес уже сформированной в его представлениях. Особенно сложно переключиться тогда, когда страх был сформирован объективными обстоятельствами и процесс научения ему, имел неоднократное подкрепление. Так же когда он зародился в детском возрасте и когнитивно частично был блокирован психикой, с целью самозащиты, но при этом не были аннулированы его разрушительные компоненты. Как преодолеть страх? Как сделать его своим союзником? Задача здесь, как мне видится, заключается в поэтапности работы со страхом:
~ признать существование страхов в себе
~ сделать ревизию, перечислив, выписать их; ответив на вопрос, чего я боюсь?
~ обратить внимание на отклики тела при вспоминании страхов, на их локализацию. Зачастую страхи могут ощущаться в горле и разных областях живота, именно они реагируют на страх. А запускает этот механизм голова – разум. Как правило, люди, более склонные к рассуждениям и логическим выкладкам в большей степени подвержены разного рода страхам, чем те, кто телесно ориентирован. Они считают, что что-то объяснив себе, концепциями и теориями, за которыми они прячутся, Мир станет для них более понятен, предсказуем и соответственно определённым и безопасным. Но такой ограниченный подход в этом деле «не прокатывает». И побег от страха в «голову», не вариант.
~ определить источник страха: когда он впервые проявился и что его спровоцировало?
~ выявить и проработать сопутствующие чувства и эмоции
~ решить, что делать с ним, как выразить (через слёзы, физическую или творческую активность, рассказать, — поделившись с кем-то, «отдать» бумаге и т.п.) и сделать это
~ переосмыслить свои социальные взаимоотношения и установки.
Многие страхи человеку достались по наследству, от других людей. На этапе познания жизни на Земле и в социуме, на ранних стадиях становления, они были помощью и защитой, но в процессе взросления надобность учитывать большинство из них отпала, но привычка мыслить и действовать исходя из них, осталась. Это накладывает необоснованные ограничения и сковывает боязнью что-то сделать не так или совершить не тот выбор. Более того, ранее, быть не признанным обществом или изгнанным, было равносильно смерти, поэтому социальный страх в человеке имеет базовую глубинную природу. С развитием технологий и средств массовой информации поле страхов становится всё более урожайно, они растут и множатся. Люди начинают опасаться того, чего может не существовать и в помине, тем не менее, было кем-то и где-то озвучено.
Страх искажает восприятие человеком окружающего его Мира и самого себя, видение делается туннельным и зацикленным. Развитие прекращается и происходит откат к исключительно животным потребностям.
Опыты на крысах, это конечно хорошо, но чувства, эмоции, мыслительные процессы и рефлекторный аппарат в целом, скорее всего, будут у них отличны 😉 от того, что в своём арсенале имеет человек. И сей факт, для меня, делает, данные исследования несколько неточными. 🙂
Я провизор по образования. Сразу в статье обратила внимание на вещество D-циклосерин, помогающий лечить фобии. Это антибиотик для лечения туберкулеза. Второе или побочное действие снижение тревожности. Мир фармы поистине непредсказуем. Я за эксперименты и помощь в любом виде. Хотя лечение длительного патологического страха , мне кажется, нужно начинать с психотерапии и в некоторых сложных случаях добавлять медикаменты. Препарат всегда помощник, но основную помощь человек оказывает себе сам в вопросах страха, тревоги и сфера эмоций. Есть препараты седативные (успокоительные) растительные или синтетические. Есть анксиолитики. Их так и называют противотревожными или транквилизаторы. Они блокируют определенные структуры мозга. Вот человечество открыло путь спасения от страха, но нет. Эти препараты имеют тяжелые побочные последствия. Назначаются строго под наблюдением Врача. Эти препараты блокируют также и другие реакции, в результате человек превращается в «овоща». Без ярких эмоций. Нет не яркой радости и нет яркого страха. Где-то все на уровне ВСЕ РАВНО. Я преднамеренно утрирую информацию о фармакотерапии, чтобы объяснить людям сначала начать лечение с психотерапии и психокоррекции, а далее обращались к помощи препаратам. Хотя таблетку проще проглотить, чем поработать над собой и своими страхами.
Вообще мне понравилась фраза : нейропсихологических и нейровизуальных методы преодоления страха. Статья конечно классная и насыщенная. Но мне хотелось бы поговорить о том что у некоторых людей страх отсутствует !!! Как говорят страх потерял ;). Вот как Сэр гадских на сесси …..как вы думаете он страх потерял или может он потерял что покрупнее , ну типа совесть ;)? Я думаю что именно страх, совесть в нем ещё не до конца умерла, что радует 😉 . Он потерял Страх оказаться наказанным за совершенные действия и возможные последствия с уборщицей :)))). Вы думаете он не знал что потом это всплывет ? Уверен что все он понимал и изначально знал что это все ему с рук просто так не сойдёт . Как можно запереть в душе человека , что бы этот человек не говорил, за то что он моет то место в которое ты идёшь мыться ? Мыться , чтобы быть чистым !!!! Опаздываю я на собрание , или я меня просто утренний чес от бурной морской ночи , но я не имею право унижать человека который и так пришёл на эту работу не из за хорошей жизни !!! Психолог блин …. Уверен что здесь был потерян страх наказание за этот поступок (чувство безнаказанности) и возможности все объяснить с той точки зрения что она этого действительно заслужила ;)! И мне интересно , как он себя после этого чувствует ….думаю что после полученной обратной связи на Азове не очень. Надеюсь хоть так до него доходит , иначе это клиника !!! Так то он не плохой человек , но вот эти бесы :))))……
Страх – это одно из опасных чувств человека. Он парализует человека, заставляет его вечно пребывать в напряжении.
Мы испытываем страх как физически , так и психологически. И если сравнивать одно с другим, то психологическое переживание страха является более проблематичным, поскольку оно может быть вызвано не реально существующей, а находящейся только в нашем воображении причиной; а в итоге такая надуманная паника вызывает сильный эффект. В некотором смысле, страх, возникающий в нашем сознании, служит первопричиной того, что появляется страх, который мы ощущаем на физиологическом уровне; то есть один страх способен породить другой, не менее сильный страх.