В прошлой статье мы рассмотрели исследования касаемо отношений детей в коллективе ровесников. В этот раз мы рассмотрим более близкие отношения между детьми. «Основа дружбы — это взаимность и приверженность между людьми, которые считают себя более или менее равными» (Hartup, 1989, p. 124).
Маленькие дети затрудняются ответить, почему они дружат с тем или иным ребенком. Вот один из примеров:
Интервьюер: Почему ты дружишь с Калебом?
Тони: Потому что он мне нравится.
Интервьюер: А почему он тебе нравится?
Тони: Потому что он мой друг.
Интервьюер: А почему он твой друг?
Тони (с легким раздражением): Потому-что-я-выбрал-его- для-того-чтобы-дружить.
(Рубин, 1980)
Похоже, что у детей есть определенные ожидания в отношении дружеских отношений со сверстниками (Keller & Wood, 1989), которые развиваются в три этапа (Bigelow, 1977; Bigelow & LaGaipa, 1975).
- Этап вознаграждения и расходов. Возникает примерно во 2-х или 3-х классах и характеризуется схожими ожиданиями, действиями и близостью. Во втором классе друг скорее помощник, который любит играть в те же игры. В третьем классе начинается организованная игра.
- 2.Нормативный этап. В 4-5-х классах появляются схожие ценности и отношение к правилам и санкциям.
- Эмпатический этап. Возникает примерно в 6-7 –х классах. Характеризуется самораскрытием ребенка. Приходит понимание того, что с другом его объединяют схожие интересы и ценности.
Юнисс и его коллеги (Youniss, 1980; Smollar & Youniss, 1982) обследовали детей от 10-ти до 17-ти лет и обнаружили, что в подростковом возрасте обязательства касаемо дружбы претерпевают заметные изменения. В то время как 80% детей в возрасте от 10-ти до 11-ти лет считают, что друзья должны «относиться друг к другу хорошо и помогать друг другу», только 11% подростков от 16-ти до 17-ти лет указали, что это главная обязанность. При этом 62% подростков от 16-ти до 17-ти лет считают, что эмоциональная поддержка важна, но только 5% детей от 10-ти до 11-ти лет согласны с этим. Мотивация зависит от возраста. Маленькие дети считают обязательства важными, «чтобы он тоже был добр к вам» или «для поддержания хороших отношений». Для старших детей, обязательства важны «потому что они принесут пользу другому человеку» или «потому что она будет счастливее, если я сделаю это» или «потому так поступают настоящие друзья». Пол человека имеет значение. Девочки (как и женщины любого возраста) чаще, чем мальчики (мужчины), озабочены эмоциональной помощью.
Как дети становятся друзьями
Несмотря на многие десятилетия изучения детских отношений со сверстниками, все еще трудно ответить на простой вопрос: «Как дети становятся друзьями?». Однако, Готтман и его коллеги (Gottman, 1983; Gottman & Parker, 1986; Parker & Gottman, 1989) попытались дать ответ в серии исследований с детьми в возрасте от 3-х до 9-ти лет. В нескольких домах во время совместных детских игр велась магнитофонная запись. Некоторые дети играли со своими лучшими друзьями, другие играли с незнакомцами. Восемнадцать незнакомых сверстников играли в своих домах в течение трех сессий, при этом исследователи отслеживали, насколько дети сближались по мере того, как они лучше узнавали друг друга. Одним из достижений стало открытие набора социальных процессов, позволяющих различать игровые модели друзей от игровых моделей незнакомцев. Друзья общались более открыто, им легче было найти общий язык, обмениваться информацией и разрешать конфликты. Незнакомые дети, которые хорошо ладили и были оценены как более склонные к дружбе, получили более высокие баллы по этим же параметрам.
Многие из этих результатов подтверждены другими исследованиями. Неудивительно, что дети проводят больше времени с друзьями и выражают больше положительных эмоций, чем с другими детьми (Hartup, 1989). Они чаще делятся со своими друзьями (Jones, 1985). При этом друзья иногда становятся жесткими конкурентами, что может снизить желание делиться друг с другом (Berndt, 1986). Быть друзьями не означает соглашаться во всем (Hartup, 1992). На самом деле друзья расходятся во мнениях чаще, но вступают в менее острые конфликты и с большей вероятностью будут поддерживать контакт после разногласий, чем те, кто друзьями не является (Hartup, Laursen, Stewart, & Eastenson, 1988). Друзья более близки и открыты друг другу, чем просто знакомые (Berndt & Perry, 1990). В свою очередь, они лучше осведомлены друг о друге, знают сильные стороны и секреты друг друга, а также их желания и слабости (Ladd & Emerson, 1984). Кто-то сказал однажды: «Друг — это тот, кто знает наши недостатки, но его это не волнует! »
Как модели дружбы меняются в процессе развития ребенка? Паркер и Готтман (1989) предполагают, что цели и основные процессы, вовлеченные в успешное формирование дружбы, меняются в зависимости от возраста. Для маленьких детей (возраст от 3-х до 7-ми лет) цель взаимодействия со сверстниками — это скоординированная, организованная социально-ориентированная игра. На втором этапе развития (от 8-ми до 12-ти лет) цель меняется. Интерес к игре сменяется на заботу о том, чтобы быть принятыми сверстниками того же пола. Дети начинают выяснять негласные нормы группы. Это нужно для того, чтобы понять какие действия приведут к принятию и включению в нее, а какие, наоборот, к отторжению и исключению.
Сплетни, как фактор дружбы
Наиболее заметным социальным процессом в среднем детстве являются сплетни, которые включают в себя обмен негативными высказывании о другом ребенке. Данное явление свойственно детям обоих полов. Сближение происходит, если партнер по сплетне отвечает интересом, более негативной сплетней и даже чувством солидарности. Одно исследование обнаружило, что в некоторых американских школах девочки ведут «дневники критики», в которых каждая девочка пишет неприятные вещи о других девочках (Giese-Davis, cited by Gottman, 1986). Вот пример, как две девочки Эрика и Микаэла сплетничают о своей знакомой Кэти.
Эрика: Кэти очень странная. Каждый раз, когда мы делаем ошибку, она говорит:« Ну, извини». (извини саркастично)
Микаэла : Я знаю.
Эрика: Она постоянно так себя ведет.
Микаэла: Она злая. Однажды она меня избила. (Смеется) Она так сильно ударила меня в живот, что я чуть не задохнулась.
Эрика: Она ведет себя так …
Микаэла: Как будто она главная.
(Готтман, 1986).
Часто сплетни используются, как способ установки групповых норм. В этом случае важно не быть слишком агрессивным или властным.
В третьем периоде развития (возраст от 13-ти до 17-ти лет) акцент смещается на рефлексию и понимание себя. В социальном плане сплетни становятся направлены на справедливое решение неких проблем.
Подтверждение того, что направленность дружбы меняется с возрастом, исходит из работы Готтмана и Меттетала (1986). Они слушали разговоры друзей трех возрастных групп (6-7 лет, 11-12 лет, 16-17 лет). Как и ожидалось, интерес к скоординированной игре наиболее высок в младшей группе, но резко снижается в средней и в подростковой группах. Точно так же сплетни меняются в зависимости от возраста и впервые становятся важными в среднем и подростковом возрасте.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП
Дети образуют группы, имеющие общие цели, задачи и правила поведения. Группы обычно создают иерархическую организацию или структуру, которая определяет отношения каждого члена к другим членам группы и облегчает взаимодействие между ее членами. Некоторые члены группы определяются как лидеры, и их роль сильно отличается от ролей менее доминирующих детей.
Иерархия групп
Дети очень рано начинают осознавать групповую иерархию. Точность в восприятии собственного статуса быстро возрастает в первые школьные годы (Strayer, 1984). Если спросить у дошкольника «Кто самый крутой?» скорее всего он ответит «я». Но ко второму классу более 70% детей согласны с объективным положением вещей в классе (Edelman & Omark, 1973). Хотя иерархия доминирования у детей дошкольного возраста проще и менее дифференцирована, чем у детей старшего возраста, дети старшего дошкольного возраста демонстрируют значительное согласие в определении групповых статусных структур (Sluckin & Smith, 1977; Strayer & Strayer, 1976). Более того, недавние данные (Pettit, Bakshi, Dodge, & Coie, 1990) показывают, что иерархии доминирования возникают очень быстро. В первые сорок пять минут общения у незнакомых мальчиков первого и третьего классов начинает формироваться организованная социальная структура. Способность детей упорядочивать своих сверстников от высшего к низшему по степени доминирования, по-видимому, связана с их способностью выполнять задачи когнитивной оценки. Дети, которые могут упорядочить палочки различной длины, уже в состоянии определить иерархию в группе (Omark, Strayer, & Freedman, 1980). Опять же, мы видим тесную взаимосвязь между когнитивным и социальным развитием ребенка. При этом, рейтинги доминирования среди детей, удивительно стабильны во времени. Дети, которых одноклассники оценили как более выносливых в первом и втором классе, в двенадцатом классе считаются высокоэффективными, спортивными, популярными, лидерскими и уверенными в себе (Weisfeld, Muczenski, Weisfeld, & Omark, 1989).
Критерии определения доминирования меняются в зависимости от возраста. Маленькие дети, кажется, различают статус сверстников на основе их стойкости, способности управлять поведением других, лидерства в игре и физического принуждения. Напротив, у детей старшего возраста такие статусные структуры с большей вероятностью будут основаны на внешности, лидерских качествах, половом развитии, спортивном мастерстве и успеваемости (Savin-Williams, 1987).
Доминирование и статус также влияют на социальное взаимодействие. Ряд исследователей, наблюдая за детьми детского сада в свободной игре, обнаружили, что поведение доминирующих детей имитируют чаще, чем поведение остальных детей (Strayer, 1980; Vaughn & Waters, 1981). Кроме того, дети с большей вероятностью будут равняться на мнение и поведение сверстников с высоким статусом (Hartup, 1983).
Какие функции выполняет иерархия? Во-первых, она снижают агрессию среди членов группы, которые применяют неагрессивные способы разрешения конфликта. Например, член группы с высоким рейтингом может использовать жест угрозы, чтобы сдержать в очереди члена группы с более низким рейтингом. Фактически, агрессия редко встречается в группе с хорошо установленной иерархией (Strayer, 1984). Вторая цель — помочь разделить задачи важные для группы. При этом рабочие роли берут на себя члены с более низким статусом, а руководящие роли переходят к более доминирующим членам. В-третьих, иерархия доминирования определяет распределение ресурсов, особенно ограниченных (Charlesworth, 1988). Ранговая система работает, как в детском саду (Charlesworth & Dzur, 1987), так и среди подростков (Savin-Williams, 1987). В исследовании подростков в летнем лагере Савин-Уильямс (1987) обнаружил, что доминирующие участники лагеря «часто ели самый большой кусок торта на десерт, сидели во время беседы на удобных для них местах и спали возле костра (самое желанное место)» (р. 934). Очевидно, что иерархия доминирования выгодна всем участникам группы, но все же те, кто находится на вершине иерархии, получает наибольшую выгоду.
Родители VS сверстники
Многие бихевиористы рассматривают предподростковый и подростковый возраст, как особенно стрессовые периоды, в течение которых ребенка тянут на себя часто противоречащие друг другу стандарты родителей и сверстников. Однако, часть исследователей полагает, что конфликт не так велик, как принято полагать (Cooper & Cooper, 1992; Douvan & Adelson, 1966). Основной вопрос заключается в том, при каких условиях и поведении влияние сверстников или влияние родителей становится главенствующим для подростка. Очевидно, что сверстники не могут быть хорошим источником совета о выборе профессии, а родители – не компетентны в современной музыке. Сверстники оказывают большее влияние на выбор друзей, межличностное поведение, развлечения и стандарты моды, в то время как родители более влиятельны в выборе учебного заведения, работы и планов на жизнь(Hartup, 1983). Более того, деятельность подростков зависит от того с кем они находятся в данный момент времени. Со сверстниками они в основном отдыхают и разговаривают, а с родителями выполняют различные задания и работают (Larson & Richards, 1991). Наконец, отношения со сверстниками предлагают больше возможностей для практики определенного поведения. Например, агрессия против родителей, вероятно, будет иметь более неблагоприятные последствия, чем агрессия против сверстников. Сексуальное поведение можно обсудить с родителями, но практикуется со сверстниками. Не всегда сверстники сбивают подростков с пути и вводят в отклонения от нормы. Как обнаружили Браун, Лор и МакКленахан (1986), влияние сверстников не обязательно зло. Сверстники с большей вероятностью повлияют на выбор прически, чем убедят закурить крэк (Brown, Lohr, & McClenahan, 1986).
В большинстве случаев поведение ребенка является результатом влияния, как сверстников, так и родителей (Simons, Conger, & Whitbeck, 1988). Кандел (1973) изучал употребление марихуаны подростками, родители которых либо употребляли, либо не употребляли психоактивные препараты, а лучшие друзья либо употребляли, либо не употребляли марихуану. По результатам 67% испытуемых употребляли марихуану, если ее употребляли и родители, и сверстники. 56% процентов подростков сообщили об употреблении марихуаны, в группе, где ее употребляли только друзья. Среди подростков, чьи лучшие друзья не употребляли наркотики, но их родители были потребителями, только 17% курили марихуану. В вопросе курения имеет значение возраст ребенка. Кросник и Джадд (1982) в своем исследовании влияния родителей и сверстников на курение обнаружили, что эти два источника имеют одинаковое влияние на 11-ти летних детей. Но среди 14-ти летних детей курение в большей степени определялось тем, курят ли их друзья, чем влиянием родителей.
Семейные отношения играют важную роль в восприимчивости детей к давлению сверстников. В семьях, где царят теплые отношения, дети с меньшей вероятностью поддаются влиянию сверстников. Стейнберг (1986) изучил 865 подростков, которые различались по типам надзора после школы. Некоторые после школы шли домой или к другу, в то время как другие описывали себя как часть «тусовки» без присмотра взрослых. Дети более склонны к давлению со стороны сверстников, когда они «гуляют сами по себе». При этом авторитетное воспитание может служить буфером для детей и делать их менее восприимчивыми к влиянию сверстников, даже когда надзор со стороны взрослых слабый. Стиль воспитания явно переносится на выбор компании и может помочь детям избежать влияния со стороны сверстников.
Кросс-культурные исследования
Являются ли сверстники одинаково важными во всех культурах? Является ли Америка уникальной культурой, ориентированной на сверстников? Даже в рамках одной культуры модели взаимодействие между сверстниками могут отличаться. Например, сравнение городских и сельских сверстников показывает, что израильские дети, выросшие в сельских кибуцах, более склонны к сотрудничеству и оказываются более отзывчивыми, чем дети, воспитываемые в городах (Auger, Bronfenbrenner, & Henderson, 1977). Поэтому неудивительно, что в одних странах более влиятельную роль играют сверстники, в то время как в других важнее семья и мнение взрослых. Например, в латиноамериканских культурах дети больше ориентированы на семью и меньше находятся под влиянием сверстников (DeRosier & Kupersmidt, 1991). В Мексике и Центральной Америке, семейная ориентация часто поддерживается прямым запретом родителей от тесного взаимодействия их детей со сверстниками (Holtzman, Diaz-Guerrero, & Schwartz, 1975).
Российские дети особенно устойчивы к давлению со стороны сверстников, которое противоречит общественным ценностям взрослых по сравнению с немецкими, английскими или американскими детьми (Bronfenbrenner, 1970). Это межнациональное различие связано с российскими практиками социализации. С первых лет обучения в школе группа сверстников используется, чтобы помочь взрослым укреплять доминирующие социальные ценности общества. Не индивид, а социальная группа или коллектив, является основной ценностью. Оценка поведения индивида рассматривается в основном с точки зрения его соответствия целям и задачам коллектива. В России группа сверстников — это механизм поддержания системы удобной для взрослых людей. В Америке, в подростковом возрасте, группа сверстников часто находится в авангарде усилий по изменению существующей системы. Таким образом, можно твердо сказать, что в разных культурах существуют явные различия во взаимоотношениях со сверстниками.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, детские игры, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, детская дружба, подростковая дружба, как общаться с подростком, как найти общий язык с подростком, буллинг, травля в школе, детские сплетни.
Благодарю за статью ! Из статьи подчеркнула важные для себя моменты , такие как 1) Основа дружбы — это взаимность и приверженность между людьми , которые считают себя более или менее равными . 2) у детско — дружеских отношений есть три этапа развития 1. Вознаграждения и расходов 2. Нормативный этап 3. Эмпатийный этап . 3 ) Девочки , чаще чем мальчики озабочены эмоциональной помощью 4) друзья выстраивают менее острые конфликты и с большей вероятностью будут поддерживать контакт после разногласий , чем те , кто друзьями не является . 5) у группы есть иерархия . 6) цель иерархии : снижать агрессию среди группы, разделить ресурсу , разделять задания важные для группы 7) в семьях , где царят тёплые отношения дети с меньшей вероятностью поддаются влиянию сверстников. Именно поэтому , я максимально доверительно общаюсь со своим сыном, у нас нет запретных . Поэтому важные вопросы он обсуждает со мной , и меньше поддаётся влиянию сверстников . Я всячески стараюсь сохранять спокойствие в семье. И так же я согласна с определением дружбы , я учу сына взаимности и уважения как к себе в дружбе , так и к партнеру .
Из статьи я узнала о том, что существует три этапа ожидания детей дружеских отношений от сверстников. Оказывается девочки чаще, чем мальчики озабочены эмоциональной помощью. Еще, для меня открытием было то, что наиболее заметным социальным процессом в детстве являются сплетни, при этом сближение происходит, если партнер отвечает интересом, более негативной сплетней и даже чувством солидарности. Ведь действительно, вспоминая свои школьные годы, я со своей подружкой Леной всем перемывала кости в классе и при этом мне казалось, что мы становимся с ней все ближе, а дружба крепче. Я думаю, что этот эффект применим и во взрослой жизни. Когда я с кем-то кого-то обсуждаю, то у меня создается ощущение товарищества с собеседником и что он на одной «волне» со мной. Еще, интересным для себя почерпнула то, что с хорошо установленной иерархией редко встречается агрессия в группе у детей. Хотя, я всегда думала, что наоборот. Но, еще раз убеждаюсь в том, что родители играют важную роль в воспитании и, как сказано в статье, в восприимчивости детей к давлению сверстников. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Я узнала о том, что у детей есть определенные ожидания, которые развиваются в три этапа:
Этап вознаграждения и расходов, Нормативный этап, Эмпатический этап
Также было полезным узнать, что в подростковом возрасте обязательства касаемо дружбы претерпевают заметные изменения и что мотивация зависит от возраста, а также пол человека имеет значение, так как девочки чаще озабочены эмоциональной помощью.
Направленность дружбы меняется с возрастом
Дети образуют группы, имеющие общие цели, задачи и правила поведения
Критерии определения доминирования меняются в зависимости от возраста.
Сверстники оказывают большее влияние на выбор друзей, межличностное поведение, развлечения и стандарты моды, в то время как родители более влиятельны в выборе учебного заведения, работы и планов на жизнь
В большинстве случаев поведение ребенка является результатом влияния, как сверстников, так и родителей
Семейные отношения играют важную роль в восприимчивости детей к давлению сверстников
Стиль воспитания явно переносится на выбор компании и может помочь детям избежать влияния со стороны сверстников.
И что, в разных культурах существуют явные различия во взаимоотношениях со сверстниками.
Интересно было узнать о развитии дружбы у детей в процессе взросления. Так, дети младшего и среднего школьного возраста более сосредоточены на своих ощущениях, для них важно, чтобы друзья относились к ним также хорошо. В подростковом возрасте детей начинают волновать насколько друзьям комфортно в их обществе, удовлетворяют ли они их потребности. Возможно это происходит вследствие развития эмоционального интеллекта ребенка наряду с его социализацией.
Примечательно то, что при возникновении конфликтов, друзья чаще продолжают отношения, чем просто приятели. То есть, друзья рассчитывают на длительные отношения и предпринимают для этого определенные действия, несмотря на возникновение разногласий.
Меня очень удивило наличие «дневников критики» у девочек в американских школах. Насколько в сплетнях больше пользы, чем вреда? Одному ребенку они помогут понять себя и решить какие-то проблемы, а у другого разовьют комплексы на всю жизнь. Я думаю, что мне было бы определенно стыдно впоследствии найти у себя письменное подтверждение участия в обсуждении своих сверстников.
Также из статьи я узнала информацию о формировании детских групп. Оказалось, что определенная социальная структура зарождается уже в первые 45 минут общения. Думаю, что этот сложный процесс носит не только социальный, но и инстинктивный характер, исторически обусловленный развитием рода. Конкретное место в группе приносит пользу как самому участнику, так и всем остальным.
Согласна, что на развитие дружбы также оказывают влияние родители и особенности культуры места проживания.
Из статьи узнала,что у детей есть ожидания от дружеских отношений со сверстниками.И эти ожидания можно разделить на 3 этапа.
Этап вознаграждения и расходов характеризуется схожими ожиданиями, действиями и близостью. В 7-8 лет друг это помощник, который любит играть в те же игры. В 8-9 лет начинается организованная игра.
Нормативный этап. В 10-11 лет появляются схожие ценности и отношение к правилам и наказанию.
Эмпатический этап возникает в 12-13 лет.Для него характерно самораскрытие ребенка. В этот момент приходит понимание того, что с другом его объединяют схожие интересы и ценности.
В зависимости от возраста мотивация дружить тоже претерпевает изменения от «чтобы он тоже был добр ко мне» до «потому что она будет счастливее, если я сделаю это».
Интересно было узнать,что сплетни сближают и являются наиболее заметным социальным процессом в среднем детстве . Обмен негативными высказывании о другом ребенке сближает, если партнер по сплетне проявляет чувство солидарности к твоему мнению.Мне этот процесс очень знаком . Я верила,что когда сплетничаю проявляю дружеское участие.
Так же отметила для себя исследование об иерархии в группе.Как люди похожи в этом на животных!
Интересно было узнать,что в учебнике уделили внимание практикам социализации детей советского периода.Узнала себя.
Спасибо за статью. Из неё узнала, как развивается дружба у детей и как влияют сверстники.
Для меня новым оказались этапы развития дружбы. Я даже не задумывалась о том что дети от дружбы что-то ждут. Это повод присматриваться к детям разных возрастов и наблюдать, какие между ними взаимоотношения, на что нацелена игра, общение. Интересно, что дети в 7летнем возрасте выбирают дружить тех, кто готов играть по тем же правилам и чаще дружат с теми, кто вознаграждает общение, игру:»ты мне, я тебе». И так же они ссорятся: «а ты мне это же не давал, а ты мне это же сделал».
Влияние сверстников играет большую роль, особенно тогда, когда авторитет у родителей слабый. Я бы не стала огораживать детей от дружбы со сверстниками, а вот от дружбы тех детей, которые могут негативно повлиять, мне бы хотелось оградить.
Спасибо за статью. Из нее я узнала о трёх этапов ожидания детей дружеских отношений от сверстников. То что от дружбы дети что-то ждут я знаю не по наслышке. В первую очередь я сама когда была ребёнком всегда ожидала вознаграждение от дружеских отношений. Итак три этапа:Этап вознаграждения и расходов, Нормативный этап, Эмпатический этап. Первый этак характеризуется так:друг-это помощник, который играет в теже игры. Во втором этапе появляются схожие интересы, общие цели, задачи и правила поведения. Критерии определения доминирования меняются в зависимости от возраста. Третий этап является самораскрытием ребенка. Происходит понимания, что с другом его объединяет общие цели, ценности, задачи т.д. с возрастом меняется и дружба. Сплетни являются мощным мотиватором к дружбе. Я помню как в детстве «давай сегодня дружить против Маши». Так дети образуют группы, имеющие общие цели, задачи и правила поведения.
Из статьи узнала, что в зависимости от возраста ребенка развиваются определенные ожидания в дружеских отношениях, у которых есть три этапа развития: этап вознаграждения и расходов, нормативный и эмпатический этап.
В процессе развития ребенка также меняются и модели дружбы. Если для детей младшего возраста целью взаимодействия со сверстниками является игра, то детей с 8-ми лет больше заботит принятие в значимую группу.
В группе присутствует определенная иерархия, которую дети очень рано начинают осознавать. Причем уверенность в себе, высокоэффективность и популярность сохраняются на протяжении школьной жизни. О себе в этом плане могу сказать, что как я была скромной девочкой без лидерских качеств в первом классе, так и до десятого существенных изменений в этом плане не произошло.
Благодарю за статью.
Снова очередная интересная статья и в этот раз про дружбу. Чем больше погружаюсь в психологию — тем больше понимания действия психических законов, идентичных математическим. В этот раз 3 этапа формирования дружеских отношений у детей. Для меня снова было интересно прочитать, что в дружбе девочкам больше свойственно устанавливать эмоциональную близость. Также интересно было прочитать, что в подростковом возрасте сплетни являются основной сближения подростков для установления дружеских связей. Это что же получается? Что некоторые люди до сих пор не могут другими способами устанавливать эти связи ( а значит и повзрослеть не могут), кроме как сплетничать про общих знакомых? Вот это открытие для меня! Сразу вспомнила свой коллектив на работе, как в некоторых отделах приходится сталкиваться с разными сплетнями. Мне было интересно прочитать, что доминирование оказывает влияние на статус в группе и зависит от качества доминирования, и что в детстве статус лидера более честный, так как основан на внутренних качествах. А по мере взросления детей становятся более статусными внешняя атрибутика. Всё как во взрослой жизни. Порадовало меня только одно, что российские дети более устойчивы к давлению сверстников. Спасибо за статью!
Спасибо за статью из которой я узнал о процесс развития дружбы у детей и выбор партнера на эту роль очень серьезный. Как правило дружеские отношения заводятся в раннем возрасте и во многом зависят от среды общения. В школе это будет один набор друзей, во дворе дома или на каких-то внеклассных секциях будут другие друзья. В процессе взросления приоритеты расставляются и как замечено в статье, дети начинают искать выгоду в отношения, стараются дружить с более обеспеченными друзьями. Так же узнал о трех этапах развития детско-дружеских отношений, которые со временем превращаются в сопернические, будь то какое-то иерархическое место или же расположение какой-либо девочки из класса или со двора. Дружба при этом может пострадать на неопределенный срок. Как правило, подростки, после расставания с девочкой или потере желаемой позиции, возвращаются к забытой дружбе.
Спасибо за статью. Во время прочтения вспомнила свою подругу, с которой я дружила с 1 по 6 класс. В статьи как раз описаны этапы дружбы. Первый этап «вознаграждения и расходов», это схожие ожидания я так поняла от учебы. Ну и конечно игры помню мне было интересно играть с ней (придумывали разные спектакли. Второй этап «Нормативный этап» появились схожие ценности. И это ценность заключалась в дружбе и мне, как и ей необходим был друг который понимали меня на том уровне на котором я находилась. Третий этап на котором вся наша дружба и закончилась это «Эмпатический этап». Я вдруг обнаружила что у нас разные ценности. Она все чаще начала говорить, что школу не обязательно заканчивать можно просто родить ребенка и воспитывать его при этом даже замуж не выходить. Мне это показало «странно». Интересно разложить по полочкам. В 7 кл у меня уже были другие друзья и похожими ценностями.
После прочтения статьи отметила для себя следующие моменты:
1. Дружба складывается из 3 этапов, последний из которых основан на взаимной эмпатии.
2. Уровень агрессии ниже, если в детском коллективе будет сформирована четкая иерархическая структура.
3. Дети из семей, в которых установлены тёплые доверительные отношения с родителями, менее подвержены пагубному влиянию сверстников.
4. Мне понравилось определение сплетни как обмен негативными высказываниями о третьем лице. Просто и емко.
5. Дружба подразумевает не меньшее количество конфликтов, а лишь то, что даже после разногласий друзья продолжат дружить, а вот малознакомые люди просто прекратят общение.
6. Российский менталитет подразумевает меньшую зависимость от сверстников, нежели культурные особенности английских и американских детей.
Спасибо за статью. Статья позволила мне узнать много нового. А именно, этапы формирования дружеских отношений у детей, факторы, по которым дети выбирают себе друга в разных возрастах.
Так же, читая, я задумалась о том, что отношения в семье с ребёнком влияют на его привязанность и желание следовать за сверстниками; о том, как родители могут защитить подростка от пагубного влияния — только отношениями, которые формируются всю жизнь. То есть, начиная с самого раннего детства, когда формируется привязанность между родителями и ребёнком.
У моей дочки сейчас кризис трёх лет, и я частенько говорю мужу, которому порой трудно не переходить на конфликт с ребёнком, что если он не сохранит отношения с дочкой сейчас, когда ей нет и трёх лет ещё, то в подростковом возрасте он её совсем потеряет.
Интересно было узнать о целях взаимодействия со сверстниками: для детей 3-7 лет цель дружбы — скоординированная, организованная социально-ориентированная игра. Для детей от 8 до 12 цель взаимодействия — быть принятыми сверстниками того же пола. Для детей от 13 до 17 лет цель — рефлексия и понимание себя.
Моей дочери 5 лет, и я могу подтвердить, что сейчас цель её взаимодействия с детьми только одна — совместная игра. Когда я её спросила, кто её друзья, она назвала несколько имен. Я спросила «Почему?», на что она ответила: «Они со мной играют».
Поразила информация о том, что дети очень рано, четко и быстро определяют иерархию доминирования в группе. И копируют более популярных детей. Маленькие дети различают статус сверстников на основе их стойкости, способности управлять поведением других, лидерства в игре и физического принуждения. У старших детей они основаны на внешности, лидерских качествах, половом развитии, спортивном мастерстве и успеваемости.
Иерархия в группе очень выгодна для участников. Она решает следующие задачи:
— в группе с хорошо организованной иерархией агрессия встречается реже
— разделение задач, рабочие и руководящие роли участников
— распределение ресурсов
Поучительной оказалась информация о влиянии на поведение ребенка родителей и сверстников. Здесь очень важно разделять роли и задачи каждого. Сверстники оказывают влияние на ребенка в моде, музыке, интересах, развлечениях. Родители — в выборе профессии, работе и планах на жизнь. Интересно, что на употребление наркотиков и сигарет бОльшее значение оказывают друзья, чем родители. Поэтому делаю вывод, что нужно следить за окружением своего ребенка.
Узнал, что мотивация дружбы может меняться в зависимости от возраста. И если провести рефлексию, что я в более старшем возрасте уже не дружил с теми, с кем дружил в детстве. То есть получалось само собой из-за разных интересов. И до момента сейчас, это уже происходило несколько раз, круг близких друзей постепенно меняется. Хотя мы можем остаться друзьями, но не близкими.
Впечатлили сплетни. Я считаю, что это работает не только в детстве, но и во взрослой жизни. Это более сближает с человеком, с которым вы объединяетесь против. И в семейной жизни также, если есть объект, против которого вы объединяетесь, то отношения становятся более близкими.
Познакомился с понятием Кросс-культурные исследования. Оказалось, я знал, что это значит, но не знал это слово.
В личном плане эта информация даёт мне возможность, знать, как можно сблизиться с другими.
Натолкнуло на идею поэкспериментировать со сплетнями.
Интересная статья. Позволила мне задуматься на тему формирования дружеских отношений во взрослой и детской жизни. Вообще, сразу бросилось в глаза то, что первая идея которая объясняет формирование привязанностей это теория вложений и выгод. Раньше думая о дружеских отношениях я всегда их идеализировал и воспринимал только как нечто бескорыстное и не требующее отдачи. То, что формируется само собой и обязательно без корысти. Однако размышляя над этим сейчас, я вижу, что большую роль в этом играют схожие интересы, ценности, ощущение комфорта, понимания и т.д. Так же обратил внимание на раздел с кросс культурными ценностями. Логично, что дети формируются в среде которая влияет на них, и в зависимости от содержания этой культурной формы, взрастаются те или иные детские мироощущения.
Благодоря статье я узнал, что основа дружбы это взаимность и приверженность между людьми, которые считают себя более или менее равными. Это маленькое и простое определение сразу раскрыло механизм моего или точнее нашего поведения с моим бывшим другом. Теперь мы видимся крайне редко, а когда видимся, как-то нескладывается, нет эмоциональной близости. Я всегда считал, что людей сближает работа, то-есть тут и взаимность, тут и приверженность. С моим бывшим другом мы вместе давно не работаем, взаимность и приверженность отпали. Но, самое главное, он не считает меня равным, даже хоть чуточку более или менее. Это связано с выросшим в разы, его уровнем жизни. Эврика, всё просто и легко, наклонности, влечения, мотивы и намерения! Так же в статье много полезной и нужной информации.
Спасибо.
После прочтения данной статьи я познакомился каким образом развивается дружба у детей в зависимости от их возраста, от того в какой стране они выросли , в каком районе жили , как проводили свое свободное время после школы. Меня удивило , что в разных странах дети по разному строят свое общение со сверстниками в зависимости от воспитания в семье.Познакомился с таким психологическим понятием как групповая иерархия с чем она связана и какую роль оказывает на взаимодействие в группе детей. В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне возможность способствовать развитию как своих детей . так и понять причину входе которой ребенок выбрал неблагополучную компанию. Главной идеей данной статьи считаю отображение механизма построение дружеских отношений среди детей. Спасибо.
Новым было для меня узнать, что мотивация дружбы меняется с возрастом. Есть три этапа ожидания от дружбы. Вспомнил себя в подростковом возрасте, и действительно, я помню, что в тот момент в моей жизни формировались отношения на схожести интересов и увлечений, например футбол, которым я занимался. В школе моими друзьями были как раз те ребята, которые были не равнодушны к футболу да и к спорту в целом. Отметил также для себя и то, что и родители и сверстники оказывают влияние на ребенка. И, что не мало важно, при воспитании ребенка в благополучной, гармоничной семье, влияние сверстников с точки зрения попробовать что-либо вредное(наркотики, алкоголь) минимальное. Я как раз вспомнил историю из собственной жизни, в которой мой друг не стал вступать в ряды футбольных фанатов, а я вступил. ТЕперь мне понятно, как так произошло.
Мне очень понравилась данная статья. В особенности интересно было проследить за отличиями понятия «дружба» у детей разного возраста. Я узнала что, развитие дружеских отношений делят на несколько этапов таких как: этап вознаграждения и расходов, нормативный этап и эмпатический этап. Эта информация была очень познавательна для меня, так же как и то, что модели дружбы меняются в процессе развития ребёнка. Цель дружбы у детей 3-7 лет это взаимодействие со сверстниками, как я понимаю, возможность играть, цель у 8-12летних детей уже другая, быть принятыми сверстниками с годами это перерастает в установление дружеских связей и формирование групп по интересам. Так же я узнала о факторах, которые влияют на дружбу и меня удивило, что одним из них являются сплетни. Хочу отметь еще один интересный момент про формирование групп в обществе и их зависимость от статуса. Маленькие дети различают статус сверстников на основе их стойкости, лидерства в игре, а у детей старшего возраста статусные структуры основаны на внешности, лидерских качествах, половом развитии и успеваемости. Из этой статьи можно для себя подметить много полезных пунктов для лучшего понимания детей. И нельзя не согласиться с тем фактом, что сверстники оказывают большое влияние на выбор друзей, межличностное поведение, развлечения и стандарты моды, в то время как родителям остаётся только влиять на выбор учебного заведения и профессию. Вспоминая себя я чаще прислушивалась к мнению друзей, а не родителей, но на выбор профессии повлияли именно родители, за что им большое спасибо. Стиль воспитание тоже влияет на выбор компании и может помочь детям избежать дурного влияния со стороны сверстников в отношении курения, алкоголя и других пагубных вещей. Надо просто не только любить своих детей, а ещё дать им понять, что с родителями тоже могут быть дружеские отношения, что даст детям преимущество перед сверстниками и наделит их уверенностью.
Благодарю за статью. Узнала, что у детей ожидание от дружбы развивается в три этапа: вознаграждение,нормативный и эмпатийный этап. Интересно, что в эмоциональной поддержке в дружбе нуждаются больше девочки, чем мальчики. Так же узнала о том, что у детей в дружбе есть своя иерархия. Интересно, что сплетни как фактор дружбы, для меня это всегда что-то негативное, но прочитав статью поняла, что во втором периоде сплетни используются, как способ установки групповых норм, а в третьем как решение некоторых проблем. В статье четко прописано влияние родителей и сверстников на детей, что родители помогают в одной сфере, а сверстники в другой, после прочтения данного пункта как будто в голове все разложилось по полочкам.
Статья помогла мне разобраться почему я в начальной школе дружил с одними, а уже в свои 16-17 прекратил общение с этими людьми. Оказывается, важно установить в дружеских отношениях эмпатию. Я рад, что у меня есть друг со студенческой скамьи, который разделяет мои цели и ценности. Мне это помогает в сложных ситуациях.
Удивился, что бывают какие-то «дневники критики», может это всё-таки более «тема для девочек». В моем кругу общения сплетни не приветствовались как таковые.
Статья помогла мне понять, что важно быть авторитетом для своих детей, так как благодаря этому дети будут менее подвержены влиянию со стороны сверстников. Необходимо работать над доверительными отношениями с детьми, чтобы понимать какой круг общения формируются у собственного ребёнка.
Из статьи я узнал, что дети разного возраста вкладывают разное значение в понятие «дружба». Сначала это просто совместные игры, позже — совместные ценности и эмоциональная близость. Это очень важно для нас, взрослых, поскольку очень часто взрослые подталкивают детей «дружить» с другими, исходя из своего понимания дружбы. Я узнал о том, как появляется иерархия в группах детей. Очень удивила положительная функция иерархии в плане снижения конфликтности группы и эффективности выполнения общих задач. Также я узнал, что по мере взросления ребенка, всё больше усиливается влияние (в том числе негативное) сверстников, по сравнению с влиянием родителей. Такая информация поможет мне лучше понимать свою дочь и то, что с ней будет происходить по мере ее взросления. Я смогу понимать, кого она больше слушает на каждом этапе ее жизни. Пока ей мало лет, мои возможности, как и ответственность, в плане влияния на неё — максимальны.
Очень интересная и познавательная статья, особенно в части различия требований к дружбе для разных возрастных групп. Я узнал, что для детей младшего возраста в дружбе менее важны такие вещи, как совпадение в отношении к социальным нормам. Для них больший приоритет имеют схожие интересы в играх и темперамент партнера.
Любопытным оказался инструмент выявления отношений сверстников к социальным нормам поведения через сплетни. В целом, у этого слова имеется явно негативная окраска, но на самом деле сплетни играют важную роль в формировании понимания, кто из детей наиболее близок ребенку с точки зрения его личного восприятия норм социального поведения. При этом мысль о том, что сплетни способствуют выявлению схожести в оценках и пониманию норм поведения у детей, возникла у меня еще до прочтения подобных выводов в самой статье, что показало мне понимание изучаемого материала.
Интересно было узнать про формирование иерархии в группах сверстников. Удивительно, но для формирования структуры иерархии детям достаточно всего лишь 45 минут общения в группе. При этом созданная структура имеет очень долговременную стабильность. В связи с этим мне вспомнилось такое изречение: «Устами младенца глаголет истина!». Ведь дети способны быстрее, точнее и шире обрабатывать когнитивную информацию об окружающее мире, в том числе выявлять способности своих сверстников.
С интересом узнал о важной функции иерархии – снижение уровня агрессии в группе. До этого я не задумывался о таком факте, что агрессия может быть остановлена через авторитарное воздействие лидера, что является несомненным преимуществом в группе для поддержания ее стабильности.
Несколько удивил последний абзац про особенности выстраивания взаимоотношений с обществом в среде российских детей и подростков. Информация, на мой взгляд, довольно устаревшая и недостаточно глубокая, основанная во многом на поверхностной оценке влияния политической системы СССР на воспитание школьников. С другой стороны, причина скорее всего в том, что доступ западным исследователям в нашу страну в тот период, действительно, был сильно ограничен.
Никогда отдельно не задумывался на эти темы. Сейчас вот задумался. Теперь мне больше понятно (как мне кажется), почему некоторые дети или подростки, в какой-то период своей жизни — связываются с дурными компаниями. Быть плохим легче и легче вписаться и сдружиться с плохими. Им легче подражать и сотрудничать. Натворил что-нибудь и все, ты свой среди таких же. Дружить с хорошими — означает быть под гнетом плохих, да еще нужно соответствовать и становиться лучше. Я, когда учился в школе, то не был ни плохим, ни хорошим…..и таких в моей компании был я и мой друг. Мы ни к умным не примкнули, ни к красивым…Собственно дальнейшая жизнь тоже сложилась так же…ни плохо, ни хорошо — никак. Только тут стоит добавить, что плохих в нашем классе особо не было. Были забитые и были активные. И от забитости меня отличало только то, что я не давал себя в обиду, но судя по активности — дорога мне была именно туда.
Собственно Этапы, которые описаны вначале статьи — я прошел. Во втором классе у меня появились несколько друзей, с которыми мы играли. В более старших классах нормативный этап, который перешел в эмпатический, т.е. в пятом классе появились схожие ценности, а позже они переросли в схожие интересы.
Благодарю за статью! Мой взгляд остановился на высказывании о том, что наиболее заметным социальным процессом в среднем детстве являются сплетни, которые включают в себя обмен негативными высказывании о другом ребенке. Вспоминается высказывание Сью Джонсон Ничто так не сплачивает людей, ка общий враг», бесспорно с данным невозможно не согласиться . А вот тот факт, что дети создают группу из общих интересов весьма спорен. Так как из данной статьи следует, что иерархия доминирования у детей дошкольного возраста проще и менее дифференцирована, чем у детей старшего возраста, дети старшего дошкольного возраста демонстрируют значительное согласие в определении групповых статусных структур . Мне кажется, что так или иначе ребенок любого возраста , как школьного, так и дошкольного прекрасно осознает иерархию своего коллектива, однако, возможно не каждый готов сразу признать свое настоящее положение.
Благодарю за статью.Много новой информации я для себя узнала прочитав статью.Новым для меня было существование этапов вознаграждения и расходов и в каком возрасте они возникают:
1)во 2-х или 3-х классах;
2.Нормативный этап. В 4-5-х классах;
3)Эмпатический этап. Возникает примерно в 6-7 –х классах.На мой взгляд дети становятся друзья поначалу больше из-за схожих взглядов на какие-то вещи, на каких то людей.опять «сплетни»очень распространённая тема в школе, да и не только в школе, когда дети любят обсуждать других детей, которые по их мнению ведёт себя не так как они сами.Ну опять же я считаю, что ещё многие дети или подростки дружат с теми с кем они считают наиболее выгодно например в плане учебы или например с кем им интересно проводить время
Дружба для детей определяется как близость и открытость друг к другу. Друзья знают сильные и слабые стороны друг друга, в курсе секретов и желаний. Из статьи я узнала на что ориентируются дети разных возрастов при выборе друзей. Дети в возрасте от трех до семи лет дружат с теми, кто помогает в координированной, организованной игре достигать положительных результатов. У детей от восьми до двенадцати лет интерес к игре сменяется на заботу о том, чтобы быть принятым в коллектив. Сплетни воспринимаются как способ быть принятым в группу. Ведь сплетничать — значит дружить против кого-то третьего. Находясь в группе дети достаточно рано осознают иерархию группы, легко определяют лидеров — доминирующих сверстников.
Удивило, что у детей есть отношение к сплетням и в разном возрасте оно разное. Причём дети в среднем возрасте обмениваются негативными сплетнями и даже девочки ведут негативный дневник. В моем детстве такого не было, в основном были анкеты, песенники. Зачем детям записывать негатив про ровесников? Ещё удивила разница отношений к дружбе в разном возрасте. Получается помощь друга в чём-то с возрастом перерастает в наиболее значимую эмоциональную поддержу и она больше цениться подростками. Информация о формировании определенной социальной структуры в течении 45 минут, вызывает предположение, что без интуиции здесь не обошлось. Согласна с тем, что на развитие дружбы оказывает влияние особенности места проживания и культуры родителей. Мне интересно, как я бы относилась к дружбе, если бы жила в другом районе в детстве?
Интересная статья . Интересно было читать о смене мотивации в разговор возрасте , о разных этапах дружбы . Особенно было интересно переложить на свой опыт . С одной своей подружкой дружу с первого класса и по сей день . Особенно ярко этапы дружбы мне видна на примере наших с ней взаимоотношений . Хотя у меня есть подружка , с которой я дружу ещё дольше . Забрано было читать про «сплетни объединяют» . Факт , что уж скрывать !) Не могу сказать , что есть личные примеры , где на сплетнях все держится . Но то что это подогревает отношения , однозначно . Всегда весело «дружить против кого-то» , если можно так сказать . Спасибо за статью .
Спасибо за статью, исследования в которой основываются на выборке в 800 человек,это довольно таки обнадеживающая цифра. Узнала для себя кое что новое. Очевидно, что дети в разном возрасте больше склонны слушать то родителей,то сверстников. Но новым для меня стала такая четкая разделяемость возрастов детей. Независимо от социума они в определенном возрасте склонны к одному, в другом к другому. Статья меня удивила своей очевидностью. Читая ее,и проецируя это во взрослый мир, мы увидим примерно тоже самое. И возникает вопрос, это связано с возрастом ребенка или все таки его уровнем развития ( ума и социализации).
Забавно написанное про детей в России. Мол у нас не личный интес в приоритете,а интерес коллектива. С чего автор это решил? На основании каких исследований? Статья ответа нам не даёт к сожалению.
Из статьи я узнал о различных механизмах формирования дружеских отношений у детей. Узнал, что в детско-дружеских отношениях выделяют три этапа развития. Удивило то, что девочкам больше свойственно в дружбе устанавливать эмоциональную близость. Прочтение статьи натолкнуло меня на мысли, что дружеские отношения далеко не всегда выстраиваются на чём-то позитивном и высоком. Помню в школе была дружба против ботаников, которые слишком умничали и ещё не давали списывать. В старшей школе дружба была со многими только потому, что курили вместе. Сближение и установление дружеских связей на теме сплетен, думаю, распространены и у взрослых. Возможно, этот механизм остаётся у некоторых как раз с детских времен. Приятно было увидеть в статье упоминание про российских детей, что у нас в этом плане всё намного лучше, чем в Германии. Правда, увидев год исследования 1970, я немного расстроился, потому что думаю, что сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону.
Спасибо большое за статью!
Чем дальше я двигался по материалу, тем больше старался анализировать свою состояние дружбы на разных этапах и в разном возрасте. Так, в 8-11 лет я действительно подбирал друзей в соответствии с общими интересами: сначала у меня были друзьями, с которыми мы вместе любили играть в футбол, в компьютерные игры, а также гулять и есть чипсы. В более же старшим возрасте, начиная уже с класса 8-го, именно эмоциональная поддержка вышла на первый план — та дружба, где я понимаю, что меня выслушают, помогут, ровно как и я, мы уже общались на разные темы, ведь у нас были разные интересы и разный уровень экспертности в них, с помощью поддержки и эмпатии мы учились друг у друга и тем самым двигались вперед.
Из статьи узнала о трех этапах развития дружбы -в зависимости от возраста. Интересно было узнать о иерархии в группе и ее функциях и выгодах. Кроме того, мне было интересно узнать о влиянии родителей и сверстников в подростковом возрасте. Забавило, что сплетни также являются фактором дружбы. Очень отозвалось — быть друзьями — это не значит соглашаться во всем.У меня есть 4 подруги, с которыми мы дружим с юности, мы все очень разные и при встрече часто спорим, обсуждаем, не соглашаемся друг с другом, и как правило это является наиболее ценно — при том уровне доверия, который сложился у нас за много лет важно и экологичное решение конфликтов, и эмоциональная поддержка и самораскрытие.У меня даже на холодильнике висит наша общая фотография с надписью «Друг — это тот, кто тебя хорошо знает, и все равно любит!».