Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В прошлой статье мы рассмотрели исследования касаемо отношений детей в коллективе ровесников. В этот раз мы рассмотрим более близкие отношения между детьми. «Основа дружбы — это взаимность и приверженность между людьми, которые считают себя более или менее равными» (Hartup, 1989, p. 124).

Маленькие дети затрудняются ответить, почему они дружат с тем или иным ребенком. Вот один из примеров:

Интервьюер: Почему ты дружишь  с Калебом?

Тони: Потому что он мне нравится.

 Интервьюер: А почему он тебе нравится?

Тони: Потому что он мой друг.

Интервьюер: А почему он твой друг?

Тони (с легким раздражением): Потому-что-я-выбрал-его- для-того-чтобы-дружить.

(Рубин, 1980)

Похоже, что у детей есть определенные ожидания в отношении дружеских отношений со сверстниками (Keller & Wood, 1989), которые развиваются в три этапа (Bigelow, 1977; Bigelow & LaGaipa, 1975).

  1. Этап вознаграждения и расходов. Возникает примерно во 2-х или 3-х классах и характеризуется схожими ожиданиями, действиями и близостью. Во втором классе друг скорее помощник, который любит играть в те же игры. В третьем классе начинается организованная игра.
  2. 2.Нормативный этап. В 4-5-х классах появляются схожие ценности и отношение к правилам и санкциям.
  3. Эмпатический этап. Возникает примерно в 6-7 –х классах. Характеризуется самораскрытием ребенка. Приходит понимание того, что с другом его объединяют схожие интересы и ценности.

Юнисс и его коллеги (Youniss, 1980; Smollar & Youniss, 1982) обследовали детей от 10-ти до 17-ти лет и обнаружили, что в подростковом возрасте обязательства касаемо дружбы претерпевают заметные изменения. В то время как 80% детей в возрасте от 10-ти до 11-ти лет считают, что друзья должны «относиться друг к другу хорошо и помогать друг другу», только 11% подростков от 16-ти до 17-ти лет указали, что это главная обязанность. При этом 62% подростков от 16-ти до 17-ти лет считают, что эмоциональная поддержка важна, но только 5% детей от 10-ти до 11-ти лет согласны с этим. Мотивация зависит от возраста. Маленькие дети считают обязательства важными, «чтобы он тоже был добр к вам» или «для поддержания хороших отношений». Для старших детей, обязательства важны «потому что они принесут пользу другому человеку» или «потому что она будет счастливее, если я сделаю это» или «потому так поступают настоящие друзья». Пол человека имеет значение. Девочки (как и женщины любого возраста) чаще, чем мальчики (мужчины), озабочены эмоциональной помощью.

Как дети становятся друзьями

Несмотря на многие десятилетия изучения детских отношений со сверстниками, все еще трудно ответить на простой вопрос: «Как дети становятся друзьями?». Однако, Готтман и его коллеги (Gottman, 1983; Gottman & Parker, 1986; Parker & Gottman, 1989) попытались дать ответ в серии исследований с детьми  в возрасте от 3-х до 9-ти лет. В нескольких домах во время совместных детских игр велась магнитофонная запись. Некоторые дети играли со своими лучшими друзьями, другие играли с незнакомцами. Восемнадцать незнакомых сверстников играли в своих домах в течение трех сессий, при этом исследователи отслеживали, насколько дети сближались по мере того, как они лучше узнавали друг друга. Одним из достижений стало открытие набора социальных процессов, позволяющих различать игровые модели друзей от игровых моделей незнакомцев. Друзья общались более открыто, им легче было найти общий язык, обмениваться информацией и разрешать конфликты. Незнакомые дети, которые хорошо ладили и были оценены как более склонные к дружбе, получили более высокие баллы по этим же параметрам.

Многие из этих результатов подтверждены другими исследованиями. Неудивительно, что дети проводят больше времени с друзьями и выражают больше положительных эмоций, чем с другими детьми (Hartup, 1989). Они чаще делятся со своими друзьями (Jones, 1985). При этом  друзья иногда становятся жесткими конкурентами, что может снизить желание делиться друг с другом (Berndt, 1986). Быть друзьями не означает соглашаться во всем (Hartup, 1992). На самом деле друзья расходятся во мнениях чаще, но вступают в менее острые конфликты и с большей вероятностью будут поддерживать контакт после разногласий, чем те, кто друзьями не является (Hartup, Laursen, Stewart, & Eastenson, 1988). Друзья более близки и открыты друг другу, чем просто знакомые (Berndt & Perry, 1990). В свою очередь, они лучше осведомлены друг о друге, знают сильные стороны и секреты друг друга, а также их желания и слабости (Ladd & Emerson, 1984). Кто-то сказал однажды: «Друг — это тот, кто знает наши недостатки, но его это не волнует! »

Как модели дружбы меняются в процессе развития ребенка? Паркер и Готтман (1989) предполагают, что цели и основные процессы, вовлеченные в успешное формирование дружбы, меняются в зависимости от возраста. Для маленьких детей (возраст от 3-х до 7-ми лет) цель взаимодействия со сверстниками — это скоординированная, организованная социально-ориентированная игра. На втором этапе развития (от 8-ми до 12-ти лет)  цель меняется. Интерес к игре сменяется на заботу о том, чтобы быть принятыми сверстниками того же пола. Дети начинают выяснять негласные нормы группы. Это нужно для того, чтобы понять  какие действия приведут к принятию и включению в нее, а какие,  наоборот, к отторжению и исключению.

Сплетни, как фактор дружбы

Наиболее заметным социальным процессом в среднем детстве являются сплетни, которые включают в себя обмен негативными высказывании о другом ребенке. Данное явление свойственно детям обоих полов. Сближение происходит, если партнер по сплетне отвечает интересом, более негативной сплетней и даже чувством солидарности. Одно исследование обнаружило, что в некоторых американских школах девочки ведут «дневники критики», в которых каждая девочка пишет неприятные вещи о других девочках (Giese-Davis, cited by Gottman, 1986). Вот пример, как две девочки Эрика и Микаэла сплетничают о своей знакомой Кэти.

Эрика: Кэти очень странная. Каждый раз, когда мы делаем ошибку, она говорит:« Ну, извини». (извини саркастично)

Микаэла : Я знаю.

Эрика: Она постоянно так себя ведет.

Микаэла: Она злая. Однажды она меня избила. (Смеется) Она так сильно ударила меня в живот, что я чуть не задохнулась.

Эрика: Она ведет себя так …

Микаэла: Как будто она главная.

(Готтман, 1986).

Часто сплетни используются, как способ установки групповых норм. В этом случае важно не быть слишком агрессивным или властным.

В третьем периоде развития (возраст от 13-ти до 17-ти лет) акцент смещается на рефлексию и  понимание себя. В социальном плане сплетни становятся направлены на справедливое решение неких проблем.

Подтверждение того, что направленность дружбы меняется с возрастом, исходит из работы Готтмана и Меттетала (1986). Они слушали разговоры друзей трех возрастных групп (6-7 лет,  11-12 лет,  16-17 лет). Как и ожидалось, интерес к скоординированной игре наиболее высок в младшей группе, но резко снижается в средней и в подростковой группах. Точно так же сплетни меняются в зависимости от возраста и впервые становятся важными в среднем и подростковом возрасте.

 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП

Дети образуют группы, имеющие общие цели, задачи и правила поведения. Группы обычно создают иерархическую организацию или структуру, которая определяет отношения каждого члена к другим членам группы и облегчает взаимодействие между ее членами. Некоторые члены группы определяются как лидеры, и их роль сильно отличается от ролей менее доминирующих детей.

Иерархия групп

Дети очень рано начинают осознавать групповую иерархию. Точность в восприятии собственного статуса быстро возрастает в первые школьные годы (Strayer, 1984). Если спросить у дошкольника «Кто самый крутой?» скорее всего он ответит  «я». Но ко второму классу более 70% детей согласны с объективным положением вещей в классе (Edelman & Omark, 1973). Хотя иерархия доминирования у детей дошкольного возраста проще и менее дифференцирована, чем у детей старшего возраста, дети старшего дошкольного возраста демонстрируют значительное согласие в определении групповых статусных структур (Sluckin & Smith, 1977; Strayer & Strayer, 1976). Более того, недавние данные (Pettit, Bakshi, Dodge, & Coie, 1990) показывают, что иерархии доминирования возникают очень быстро. В первые сорок пять минут общения у незнакомых мальчиков первого и третьего классов начинает формироваться организованная социальная структура. Способность детей упорядочивать своих сверстников от высшего к низшему по степени доминирования, по-видимому, связана с их способностью выполнять задачи когнитивной оценки. Дети, которые могут упорядочить палочки различной длины, уже  в состоянии определить иерархию в группе  (Omark, Strayer, & Freedman, 1980). Опять же, мы видим тесную взаимосвязь между когнитивным и социальным развитием ребенка. При этом, рейтинги доминирования среди детей, удивительно стабильны во времени. Дети, которых одноклассники оценили как более выносливых в первом и втором классе, в двенадцатом классе считаются высокоэффективными, спортивными, популярными, лидерскими и уверенными в себе (Weisfeld, Muczenski, Weisfeld, & Omark, 1989).

Критерии определения доминирования меняются в зависимости от возраста. Маленькие дети, кажется, различают статус сверстников на основе их стойкости, способности управлять поведением других, лидерства в игре и физического принуждения. Напротив, у детей старшего возраста такие статусные структуры с большей вероятностью будут основаны на внешности, лидерских качествах, половом развитии, спортивном мастерстве и успеваемости (Savin-Williams, 1987).

Доминирование и статус также влияют на социальное взаимодействие. Ряд исследователей, наблюдая за детьми детского сада в свободной игре, обнаружили, что поведение доминирующих детей имитируют чаще, чем поведение остальных детей (Strayer, 1980; Vaughn & Waters, 1981). Кроме того, дети с большей вероятностью будут равняться на  мнение и поведение сверстников с высоким статусом (Hartup, 1983).

Какие функции выполняет иерархия? Во-первых, она снижают агрессию среди членов группы, которые применяют неагрессивные способы разрешения конфликта. Например, член группы с высоким рейтингом может использовать жест угрозы, чтобы сдержать в очереди члена группы с более низким рейтингом. Фактически, агрессия редко встречается в группе с хорошо установленной иерархией (Strayer, 1984). Вторая цель — помочь разделить задачи важные для группы. При этом рабочие роли берут на себя члены с более низким статусом, а руководящие роли переходят к более доминирующим членам. В-третьих, иерархия доминирования определяет распределение ресурсов, особенно ограниченных (Charlesworth, 1988). Ранговая система работает, как в детском саду (Charlesworth & Dzur, 1987), так и среди подростков (Savin-Williams, 1987). В исследовании подростков в летнем лагере Савин-Уильямс (1987) обнаружил, что доминирующие участники лагеря «часто ели самый большой кусок торта на десерт, сидели во время беседы на удобных для них местах и спали возле костра (самое желанное место)» (р. 934). Очевидно, что иерархия доминирования выгодна всем участникам группы,  но все же те, кто находится на вершине иерархии, получает наибольшую выгоду.

Родители VS сверстники

Многие бихевиористы рассматривают предподростковый и подростковый возраст, как особенно стрессовые периоды, в течение которых ребенка тянут на себя часто противоречащие друг другу стандарты родителей и сверстников. Однако, часть исследователей полагает, что конфликт не так велик, как принято полагать (Cooper & Cooper, 1992; Douvan & Adelson, 1966). Основной вопрос заключается в том, при каких условиях и поведении влияние сверстников или влияние родителей становится главенствующим для подростка. Очевидно, что сверстники не могут быть хорошим источником совета о выборе профессии, а родители – не компетентны в современной музыке. Сверстники оказывают большее влияние на выбор друзей, межличностное поведение, развлечения и стандарты моды, в то время как родители более влиятельны в выборе учебного заведения, работы и планов на жизнь(Hartup, 1983). Более того, деятельность подростков зависит от того с кем они находятся в данный момент времени. Со сверстниками они в основном отдыхают и разговаривают, а с родителями  выполняют различные задания и работают (Larson & Richards, 1991). Наконец, отношения со сверстниками предлагают больше возможностей для практики определенного поведения. Например, агрессия против родителей, вероятно, будет иметь более неблагоприятные последствия, чем агрессия против сверстников. Сексуальное поведение можно обсудить с родителями, но практикуется со сверстниками. Не всегда сверстники сбивают подростков с пути и вводят в отклонения от нормы. Как обнаружили Браун, Лор и МакКленахан (1986), влияние сверстников не обязательно зло. Сверстники с большей вероятностью повлияют на выбор прически, чем убедят  закурить крэк (Brown, Lohr, & McClenahan, 1986).

В большинстве случаев поведение ребенка является результатом влияния, как сверстников, так и родителей (Simons, Conger, & Whitbeck, 1988). Кандел (1973) изучал употребление марихуаны подростками, родители которых либо употребляли, либо не употребляли психоактивные препараты, а лучшие друзья либо употребляли, либо не употребляли марихуану. По результатам 67% испытуемых употребляли марихуану, если ее употребляли и родители, и сверстники. 56% процентов подростков сообщили об употреблении марихуаны, в группе, где ее употребляли только друзья. Среди подростков, чьи лучшие друзья не употребляли наркотики, но их родители были потребителями, только 17% курили марихуану. В вопросе курения имеет значение возраст ребенка. Кросник и Джадд (1982) в своем исследовании влияния родителей и сверстников на курение обнаружили, что эти два источника имеют одинаковое влияние на 11-ти летних детей. Но среди 14-ти летних детей курение в большей степени определялось тем, курят ли их друзья, чем влиянием родителей.

Семейные отношения играют важную роль в восприимчивости детей к давлению сверстников. В  семьях, где царят теплые отношения, дети с меньшей вероятностью поддаются влиянию сверстников. Стейнберг (1986)  изучил 865 подростков, которые различались по типам надзора после школы. Некоторые после школы шли домой или к другу, в то время как другие описывали себя как часть «тусовки» без присмотра взрослых. Дети более склонны к давлению со стороны сверстников, когда они «гуляют сами по себе». При этом авторитетное воспитание может служить буфером для детей и делать их менее восприимчивыми к влиянию сверстников, даже когда надзор со стороны взрослых слабый. Стиль воспитания явно переносится на выбор компании и может помочь детям избежать влияния со стороны сверстников.

Кросс-культурные исследования

Являются ли сверстники одинаково важными во всех культурах? Является ли Америка уникальной культурой, ориентированной на сверстников? Даже в рамках одной культуры модели взаимодействие между сверстниками могут отличаться. Например, сравнение городских и сельских сверстников показывает, что израильские дети, выросшие в сельских кибуцах, более склонны к сотрудничеству и оказываются более отзывчивыми, чем дети, воспитываемые в городах (Auger, Bronfenbrenner, & Henderson, 1977). Поэтому неудивительно, что в одних странах более влиятельную роль играют сверстники, в то время как в других важнее семья и мнение взрослых. Например, в латиноамериканских культурах дети больше ориентированы на семью и меньше находятся под влиянием сверстников (DeRosier & Kupersmidt, 1991). В Мексике и Центральной Америке, семейная ориентация часто поддерживается прямым запретом родителей от тесного взаимодействия их детей со сверстниками (Holtzman, Diaz-Guerrero, & Schwartz, 1975).

Российские дети особенно устойчивы к давлению со стороны сверстников, которое противоречит общественным ценностям взрослых по сравнению с немецкими, английскими или американскими детьми (Bronfenbrenner, 1970). Это межнациональное различие связано с российскими практиками социализации. С первых лет обучения в школе группа сверстников используется, чтобы помочь взрослым укреплять доминирующие социальные ценности общества. Не индивид, а социальная группа или коллектив, является основной ценностью. Оценка поведения индивида рассматривается в основном с точки зрения его соответствия целям и задачам коллектива. В России группа сверстников — это механизм поддержания системы удобной для взрослых людей. В Америке, в подростковом возрасте, группа сверстников часто находится в авангарде усилий по изменению существующей системы. Таким образом, можно твердо сказать, что в разных культурах существуют явные различия во взаимоотношениях со сверстниками.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, детские игры, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, детская дружба, подростковая дружба, как общаться с подростком, как найти общий язык с подростком, буллинг, травля в школе, детские сплетни.

53650cookie-checkРазвитие дружбы у детей и ее влияние