Просоциальное поведение, в отличие от антисоциального, было удостоено вниманием ученых лишь в конце 70-х годов прошлого века. Психологи, наконец, стали участвовать в изучении более позитивных, альтруистических аспектов социального поведения. Речь идет о процессах сотрудничества, оказания помощи и умении делиться.
Курс развития просоциального поведения
Альтруизм проявляется с самого раннего детства (см. таблицу 1 )
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ |
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6-ТИ МЕСЯЦЕВ |
|
РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: ОТ 6-ТИ ДО 12-ТИ МЕСЯЦЕВ |
|
РЕБЕНОК ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ |
|
РЕБЕНОК ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ |
|
Источник: Нау and Rheingold (1983). |
К самым ранним примерам просоциального поведения относятся: указательный жест, игра, демонстрация и передача предметов другим людям. Дети учатся «делиться» интересными, с их точки зрения, объектами посредством указательного жеста и другой жестикуляцией еще до конца первого года жизни. Рейнгольд и ее коллеги (Rheingold, Hay, & West, 1976) провели исследование раннего обмена опытом. Они обнаружили, что показ и раздача игрушек взрослым (матерям, отцам и незнакомцам) является частым видом поведения среди детей от 12-ти до 18-ти месяцев жизни (Hay, 1979). Более того, эти ранние действия по обмену происходят без подсказок, указаний и похвалы.
Авторы считают, что «поведение, которое предполагает делиться чем-либо начинается с первого удержания предмета таким образом, чтобы окружающие могли его видеть. Впервые предлагая другому человеку предмет, который находится у него в руках, ребенок переходит на новый этап развития. Такое поведение противоречит теории полного эгоцентризма, которую часто приписывают детям раннего возраста. Вместо этого дети видятся, как субъекты вносящие вклад в общественную жизнь (Rheingold et al., 1976, p. 1157).
Демонстрация предметов и умение делится ими — не единственные способы, с помощью которых маленькие дети раскрывают свои способности к просоциальным действиям. С раннего возраста дети участвуют во множестве других форм поведения: помощь взрослым по дому, уход за другими членами семьи, утешение другого человека. Все это свидетельствует о том, что альтруизм начинает проявляться с малых лет (Rheingold, 1982). Уже к концу первого года жизни маленькие дети начинают демонстрировать реакцию на страдания окружающих. Ученые(Zahn-Waxler, Radke-Yarrow, Wagner, & Chapman, 1992) в своем исследовании обучили матерей наблюдать и фиксировать эмоциональные переживания своих детей. Кроме того, матери имитировали дистресс:
- Притворялись грустными, «рыдая» по 5-10 минут.
- Притворялись, что испытывают боль после того, как «ударялись» ногой или головой, приговаривая при этом: «Ой» и потирая якобы ушибленные места.
- Симулировали дыхательные расстройства (кашель / удушье).
Все реакции они тщательно записывали. Было выявлено, что в возрасте 10-12 месяцев дети становятся взволнованными и даже могут плакать в ответ на страдания другого ребенка, но попытки помощи обычно не совершают. Однако к 13 или 14 месяцам дети часто приближаются и утешают того, кто терпит бедствие. Утешение, однако, часто носит общий характер и не несет конкретной помощи. К полутора годам дети, не только обращаются к человеку, у которого проблема, но и предлагают именно ту помощь, которая нужна в данной ситуации. Например, ребенку со сломанной игрушкой помогающий ребенок взамен предлагал другую, а матери с порезанным пальцем ребенок предлагал пластырь. Более того, к двум годам, дети осваивают множество просоциальных действий. К ним относятся: устные советы («будь осторожен»), косвенная помощь (заставляет других достать погремушку младенца), умение делится (угощает сестру едой), отвлечение внимания (например, закрыть книжку с картинками, которые расстраивают мать), защита/оборона (попытка предотвратить травму, несчастье, нападение другого человека). Но все же, дети не всегда проявляют просоциальные реакции на чужие страдания. Более того, иногда они смеются, ведут себя агрессивно или начинают нервничать (Radke-Yarrow & Zahn-Waxler, 1983; Zahn-Waxler, et al., 1992). Исследования показывают, что альтруистическое поведение детей начинается в очень раннем возрасте. По мере развития его форма и выражение меняются.
Характер сигналов, по которым дети осознают, что кому-либо необходима помощь, со временем модифицируется. Существенный момент заключается в том, что дети начинают реагировать на более тонкие сигналы бедствия. Перл в своем эксперименте (1985) использовал серию картинок, на которых была изображена широкая палитра сигналов бедствия (от небольшого хмурого взгляда до громкого крика). Дети в возрасте 4 и 8 лет одинаково проницательно отреагировали на явные сигналы бедствия. В то же время, на менее очевидные сигналы 4-х летние дети почти не реагировали. Натуралистические исследования показали аналогичные результаты. В группе детей от 2-х до 7-ми лет, самые старшие дети, в отличие от детей младшего возраста, лучше справились с пониманием абстрактных видов дистресса. Они вполне чутко реагировали на тонкие сигналы и поняли чувства других людей в непосредственной ситуации. В качестве иллюстрации ученые приводят реакцию ребенка после просмотра телевизионного репортажа о семье, погибшей при пожаре: «Мне бы хотелось, чтобы у них была возможность хоть немного пожить, прежде чем умереть» (Radke-Yarrow, Zahn-Waxler & Chapman, 1983). Как показано в эксперименте, приведенном ниже, в процессе развития меняется форма альтруистического поведения и способы, которыми дети рассуждают о просоциальных проблемах.
Нэнси Айзенберг и ее коллеги разработали ряд просоциальных дилемм, чтобы определить, как меняется мышление детей о просоциальных действиях в процессе развития. Вот одна из них: «Однажды девочка (мальчик) по имени Мэри (Эрик) собрался/лась на день рождения друга. На своем пути она/он увидела девочку (мальчика), которая упала и повредила себе ногу. Девочка (мальчик) попросила Мэри (Эрика) пойти к ее / его дому и сказать родителям, чтобы родители могли прийти и отвести ее / его к врачу. Но если Мэри (Эрик) действительно побежит за помощью к родителям ребенка, она опоздает на день рождения и пропустит мороженое, торт и все игры. Что должна сделать Мэри (Эрик)? Почему?»
Детей обследовали в возрасте 4-х с половиной и 11-ти с половиной лет. Было замечено, что по мере развития, они становятся менее эгоцентричными и более ориентированными на потребности других людей, а также более абстрактными в своих рассуждениях о просоциальных дилеммах. В частности, с возрастом снижаются гедонистические порывы. В среднем детском возрасте наступает пик рассуждений о потребностях и затем выравнивается. Более сложные способы мышления также усиливались с возрастом. К ним относятся: ориентированные на одобрение стереотипные формы мышления, эмпатические формы мышления. Также возникли половые различия: девочки в раннем подростковом возрасте увеличивали уровень эмпатических рассуждений больше, чем мальчики. Кроме того, эмпатия оказалась положительно связана с общим уровнем мышления и отрицательно связана с гедонистическим мышлением.
Отношения между просоциальным мышлением детей (см. таблица 2) и моральными суждениями детей по Колбергу связаны весьма скромно, что говорит о том, что эти два типа могут развиваться параллельно, но независимо друг от друга. Данные подтверждают многогранную картину просоциального развития, которая включает как когнитивные, так и поведенческие компоненты. Однако, то, как когнитивные изменения связаны с поведенческими результатами, до конца еще не изучено.
УРОВНИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО РАССУЖДЕНИЯ |
|||
УРОВЕНЬ |
ОРИЕНТАЦИЯ | ОПИСАНИЕ |
ГРУППА |
1 | Гедонизм, фокус на себе | Индивид больше сосредоточен на себе, чем на морали. Причины оказания или неоказания помощи включают рассмотрение прямой выгоды для себя. О том, как помощь отразится на отношениях с объектом привязанности. | Дошкольники и учащиеся начальной школы (самые младшие) |
2 | Потребности окружающих | Индивид выражает заботу о физических, материальных и психологических потребностях окружающих, даже если это противоречит его собственным потребностям. Забота выражается в самых простых вещах. Нет прямых доказательств того, что подобное поведение вызвано рефлексией, сочувствием или виной. | Дошкольники и учащиеся начальной школы (постарше) |
3 | Одобрение и межличностные стереотипы | Стереотипные изображения хороших и плохих людей, поведение и соображения об одобрении и принятии других людей используются для оправдания просоциального или бесполезного для общества поведения. | Начальные, средние и старшие классы |
4 | Эмпатия(А)
Промежуточный (Б) Эмпатия и усвоение |
Суждения индивида включают доказательства симпатической реакции, саморефлексивного принятия роли, заботы о человечности других людей. А также понимание вины или позитивного воздействия, связанных с последствиями своих действий.
Оправдания за помощь или ее отсутствие. Включаются усвоенные ценности, нормы, обязанности и ответственность. Указание на необходимость защиты прав и достоинства других лиц; эти идеи, однако, четко не изложены. |
Меньшая часть учащихся в старших классах
Средние и старшие классы |
5 | Строгое усвоение | Обоснование помощи или ее отсутствие основаны на внутренних ценностях, нормах или обязанностях, стремлении соблюдать индивидуальные и общественные договорные обязательства, вере в достоинство, права и равенство всех людей. Также эту стадию характеризует позитивное или негативное влияние, связанное с поддержанием самоуважения, соблюдением собственных ценностей и принятых норм. | Совсем небольшой процент учащихся старших классов и почти полное отсутствие в средних классах |
Источник: Eisenberg, Lennon and Roth Ь (1983). |
Помогает ли знание ранних альтруистических наклонностей ребенка предсказать его поведение в более позднем возрасте? Для ответа на этот вопрос был проведен продолжительный эксперимент (Baumrind, 1971). Воспитанники детского сада были оценены на предмет того, как они относятся к сверстникам, а также насколько они понимают и воспринимают точку зрения других людей. Через 5-6 лет была проведена повторная оценка. Устойчивость первоначальных результатов была весьма скромной. Помимо этого, имеются другие многолетние исследования. Ученые наблюдали за группой детей. Каждый ребенок в течение нескольких лет жертвовал на блага нуждающихся детей и помогал взрослым по дому. Когда детям исполнилось по 10-12 лет, то стало очевидно, что те, кто имел высокий уровень альтруизма в раннем возрасте, с большей вероятностью проявляли его в более поздний период своей жизни (Eisenberg, Shell, Pasternack, Lennon, Beller, & Mathy, 1987). Вместе эти исследования позволяют предположить, что существует определенная последовательность и стабильность альтруистического поведения детей по мере их взросления.
Изучение того, как один и тот же ребенок делится предметами и насколько он заботится о людях в разном возрасте, — не единственный способ ответить на вопрос о стабильности альтруизма. Дети также отличаются тем, как они показывают свои просоциальные тенденции. Существуют индивидуальные различия по частоте, качеству и стилю просоциальных ответов детей. Интересным примером для рассмотрения данного вопроса стала реакция 2-х летних детей из четырех разных семей. Мать каждого ребенка после прочтения печальной истории в газете начинала плакать. Дети Сара, Дженни, Тами и Джоанн продемонстрировали различное поведение. Сара напряглась и сдержала слезы. Дженни показала мало эмоций, но спросила: «Что случилось, мамочка?». Тами разорвал газету. Джоан закрыла уши и отвернулась в другую сторону. Как показывают исследования различных реакций детей, младенцы и дети развивают свой собственный стиль отношения к страданиям окружающих. Некоторые дети очень эмоциональны, чужое страдание расстраивает их. Другие же наоборот спокойны, рассудительны и относятся к беде «познавательно» — проверяя, исследуя, задавая вопросы. Третьи, такие как Тами, имеют агрессивный стиль защиты (например, «ударить человека, который заставил ребенка плакать»). Наконец, некоторые дети пытаются «отключить» сигналы бедствия, отвернуться или убежать. Ученые (Radke-Yarrow и Zahn-Waxler 1983) наблюдали за своими подопечными сначала в 2 года, а потом в 7 лет. Примерно у двух третей детей стиль реакции с годами не поменялся. Однако, для одной трети детей, развитие все же означало изменение реакций (Radke-Yarrow & Zahn-Waxler, 1983, p. 16).
Детерминанты просоциального развития
Что определяет ход альтруистического развития? Некоторые исследователи утверждают, что индивидуальные различия в просоциальном поведении могут иметь генетическую основу. Идентичные близнецы ближе по уровню альтруистического поведения, чем дизиготные близнецы (Rushton, Fulker, Neale, Nias & Eysenck, 1986). Другие исследователи (Zahn-Wayler, Robinson, & Emde, 1992) обнаружили лишь ограниченную поддержку генетической теории просоциального поведения. В этом исследовании монозиготные и дизиготные близнецы не проявили очевидного различия в просоциальном поведении. Тем не менее, в этом исследовании были обнаружены доказательства наследственности эмпатии и сочувствия к жертве. Несмотря на возможный генетический вклад, существуют неоспоримые свидетельства того, что опыт в семье также имеет значение.
Родители могут напрямую выявлять, поощрять и тем самым формировать эмпатийное поведение. Они также могут выступать в качестве моделей, из которых дети могут изучать новые просоциальные действия (Eisenberg, 1992; Grusec & Dix, 1986). Рассмотрим поподробнее одно из исследований на эту тему.
В исследовании, приведенном ниже, ученые рассмотрели, какова роль матери, когда ребенок учится реагировать на стресс чужого человека (Zahn—Waxler, C., Radke—Yarrow, M., & King, R. A. 1979). Каким образом дети учатся помогать другому человеку, если он страдает по их вине или по независящим от ребенка причинам? Чтобы выяснить это, ученые разработали хитрую схему. Они обучили матерей записывать реакции их 18-ти месячных детей на любой дистресс в домашней обстановке. В течение девяти месяцев матери фиксировали не только поведение ребенка, но и свои собственные реакции. Раз в три недели в каждую семью приходил наблюдатель, чтобы проверить, как соблюдается инструкция. Во время посещений мать моделировала стрессовую ситуацию. Например, демонстративно ударялась лодыжкой или начинала плакать при ребенке. Наблюдатели отметили, что матери точно фиксируют реакции своих детей.
В результате было установлено, что даже 18-ти месячные дети активно реагируют на страдания другого человека. Около 30% детей пытались помочь, когда они становились причиной чужой боли или просто свидетелем. Однако, дети сильно отличались по степени своей отзывчивости. Часть из них реагировала на стресс в 60-70% случаев, но были и те, кто не реагировал вообще.
Реакция матерей на то, что их ребенок причиняет вред кому-либо и реакция матерей, когда их ребенок становится свидетелем чужого стресса, способна повлиять на развитие навыка оказания помощи у ребенка. Если мать часто в своих объяснениях связывала поведение ребенка и последствия для жертвы, ребенок с большей вероятностью демонстрировал навыки помощи в подобных ситуациях. Например, мать могла сказать: «Том плачет, потому что ты ударил его». Такое объяснение кажется ясным и нейтральным. Дети матерей, которые использовали объяснения с сильным эмоциональным подтекстом по типу: «Никогда не суй это в глаза», «Я не хочу быть рядом, когда ты делаешь мне больно. Я ухожу» имели самые высокие показатели по навыку оказания помощи. Также дети таких матерей с большей долей вероятности вмешивались в ситуацию, когда становились случайными свидетелями чужой беды. Вот несколько тактик, которые оказались неэффективными в развитии навыков помощи и даже альтруизма: 1)физическое отстранение «Я отошла от него», 2) физическое наказание «Я хорошенько его отшлепала», 3)запреты без дальнейшего объяснения «Прекрати».
В результате был сделан вывод, что альтруизм начинается дома! Родители играют важную роль в содействии развития навыков помощи и помогают установить связь между своими действиями и эмоциональным состоянием других людей.
Несмотря на полученные данные, большая часть раннего приобретения альтруистического поведения, вероятно, не является результатом прямого обучения. «Например, родители могут показывать детям предметы или, наоборот, просить их отдать свой предмет… Такой опыт информирует детей о социально приемлемых ситуациях. Это позволяет детям раз за разом практиковать и уточнять правильность действий» (Hay & Rheingold, 1983, с. 28-29).
Вполне вероятно, что родители, которые моделируют просоциальное поведение и предоставляют детям возможность выполнять эти действия, могут быть особенно успешными в пропаганде альтруизма. Хей и Мюррей (1982) вели четыре группы годовалых детей. Первая группа наблюдала за тем, как взрослый человек предлагает им что-либо (моделирование целевого действия). Во второй группе взрослый, наоборот, просил нечто у ребенка (моделирование дополнительного действия). В группе номер три взрослый предлагал и запрашивал объекты (попытка начать игру «давай и бери»). В четвертой группе дети наблюдали обычный диалог между матерью и другим человеком. Был сделан вывод, что для развития альтруизма методы, используемые в первой и четвертой группе, не эффективны. Вторая и третья группа наоборот продемонстрировали скачок развития в данной области. Кроме того, было отмечено, что дети, которые получили опыт «давай и бери», стали более активно делится предметами со своими матерями.
Еще одним источником просоциального поведения является телевидение. В различных исследованиях оценивалось влияние эпизодов из программы «Соседи мистера Роджерса», направленной на понимание чувств других людей, выражение им сочувствия и помощи. Дети, которые смотрели «Соседи мистера Роджерса», не только узнали конкретное просоциальное содержание программы, но и смогли применить это обучение в других ситуациях, связанных с детьми. По сравнению с теми, кто смотрел нейтральные телешоу, дети, которые смотрели просоциальные программы, узнали некоторые общие правила о просоциальном поведении (Huston et al., 1992; Friedrich & Stein, 1992).
Таким образом, доступ к просоциальному телевидению не только увеличивает знания о нем, но и может способствовать поведению, помогающему в ситуации, которая сильно отличается от телевизионной программы. Очевидно, что телевидение является важным средством обучения такого рода поведения.
Принятие ответственности и просоциальное поведение: межкультурные перспективы
Часто для развития просоциального поведения родителям рекомендуется позволить детям помогать им по дому. Даже двухлетний ребенок способен подмести и накрыть на стол (Rheingold, 1982). Рейнгольд иронично заметил: «Эффективное выполнение родителями всех домашних обязанностей ведет к неэффективному обучению молодежи» (1982, с. 124). Дети в других культурах, в отличие от Соединенных Штатов, часто несут ответственность за заботу о братьях и сестрах, а также за выполнение домашних обязанностей (Eisenbere & Mussen, 1989). Межкультурные свидетельства о детях из самых разных стран — Мексики, Филиппин, Окинавы, Индии и Африки — показывают, что «дети, которые выполняют больше домашней работы, заботятся о родных и двоюродных братьях и сестрах, а также помогают в решении экономических задач, показывают более высокий уровень альтруизма, чем дети, которые ограничены в выполнении подобных операций» (Whiting & Whiting, 1975; Whiting & Edwards, 1988). Лабораторные исследования подтверждают эти выводы. В исследовании (Staub, 1975) одну группу детей сделали ответственной за обучение других детей. Ответственные дети составляли пазлы для детей, находящихся на госпитализации. Вторая группа детей также составляла пазлы, но не несла ответственности за преподавание. В результатах исследования было отмечено, что дети, ответственные за преподавание, впоследствии были более склонны делиться своими призами с нуждающимися детьми. Также первая группа детей придумала больше загадок, чем вторая.
Эмпатия, принятие роли эмпатийного человека и альтруизм
Двумя важными детерминантами альтруизма являются (Eisenberg, 1992 ; Hoffman, 1987):
- Эмпатия — способность чувствовать ту же эмоцию, которую испытывает кто-то другой.
- Способность брать на себя роль того, кто понимает, что чувствуют другие.
Согласно Хоффману, дети способны чувствовать или сопереживать эмоциональным состояниям другого человека. Несчастье и радость другого ребенка могут вызвать у наблюдателя аналогичные эмоции. Эмпатическая способность часто побуждает детей участвовать в просоциальных действиях, которые снимают не только страдания другого человека, но и их собственное эмоциональное расстройство. В свою очередь, просоциальные действия, которые приводят к положительным чувствам того, кому была оказана помощь, могут вызвать аналогичные положительные эмоции у того, кто помог. Исследования подтверждают, что дети с высоким уровнем эмпатии, ведут себя более просоциально (Eisenberg & Miller, 1987; Eisenberg & Fabes, 1991; Eisenberg, Fabes, Miller, Shell, Shea & May-Plumee, 1990). Также были обнаружены четкие связи между принятием роли эмпатийного человека и альтруизмом (lannotti, 1985; Strayer & Roberts, 1980). В одном исследовании 6-ти летние дети, которые получили ролевое обучение, чаще делились с нуждающимся ребенком, чем дети, которые не прошли данный курс (Iannotti, 1978). Это является прямым экспериментальным свидетельством того, что навыки принятия ролей могут усиливать альтруистическое поведение у детей.
Таким образом, альтруистическое поведение есть ни что иное, как определенный набор различных видов поведения. В данный момент наука имеет лишь некоторые подсказки относительно развития просоциального поведения у ребенка. И всё же, психологи пока не могут дать простой рецепт для воспитания полезного и заботливого ребенка.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, альтруизм у детей, как научить ребенка помогать по дому, ребенок не помогает по дому, обязанности ребенка, как воспитать хорошего ребенка, психологические нормы развития ребенка, как научить ребенка эмпатии
Добрый день. Спасибо за интересную статью! Очень жаль, что в период младенчества своего ребёнка не знала о подобных методах, исследованиях. Считаю воспитание детей является важным аспектом, так как мы формируем общество поколений. Психологические эксперименты приведённые в статье ярко показывают каким может быть развитие ребёнка. Альтруизм у детей в повседневной жизни встречается не часто.
Альтруистическое поведение есть ни что иное, как определенный набор различных видов поведения. Вспоминая своего ребёнка в раннем периоде жизни, чётко понимаю что есть и те факты, которые показывали мне, что никаким своим примером и разговорами не могла воздействовать на то, чтобы ребёнок убирал за собой игрушки. В статье вижу, отсылку к тому что на данный момент наука имеет лишь некоторые подсказки относительно развития просоциального поведения у ребенка. И всё же, психологи пока не могут дать простой рецепт для воспитания полезного и заботливого ребенка.Из этого можно предположить, что генофорнд и воспитание самих родителей играет огромную роль.
Благодаря статье я узнала как возможно научить ребенка помогать по дому. То что в раннем детстве не заложили родители детям помогать по дому скорее и не вошло в понимание: обязанности ребёнка в семье.
Как воспитать хорошего ребёнка, думаю об этом может знать хорошо воспитанный ролитель. В статье описываются исследования 6-ти летних детей, которые получили ролевое обучение. И те дети чаще делились с нуждающимся ребенком, чем дети, которые не прошли данный курс. Это является прямым экспериментальным свидетельством того, что навыки принятия ролей могут усиливать альтруистическое поведение у детей.
Считаю необходимым всем родителям до рождения детей интересоваться методиками воспитания. Однако все мы перенимаем это из своих семей. Знать психологические нормы развития ребёнка , как научить ребенка эмпатии, является неотъемлемым элементом здорового общества. Так как эмпатическая способность часто побуждает детей участвовать в просоциальных действиях, которые снимают не только страдания другого человека, но и их собственное эмоциональное расстройство. В свою очередь, просоциальные действия, которые приводят к положительным чувствам того, кому была оказана помощь, могут вызвать аналогичные положительные эмоции у того, кто помог.
Добрый день! Статья понравилась, много интересного, надеюсь в будущем пригодится)
Узнал что у ребёнка с 10-12 месяцев проявляется альтруистическое поведение. Делиться своими игрушками, держать на виду. Это происходит без подсказок, указаний и похвалы со стороны. То есть это намерение изначально и оно опровергает теорию полного эгоцентризма.
Из одной семьи каждый ребёнок по разному реагирует на боль матери. Интересно то, что что с взрослением примерно 2/3 также реагируют на подобные реакции. Видимо когда способ становится характером человека.
Ещё узнал про не эффективные тактики: физическое отстранение и наказание; запреты без дальнейшего объяснения. Как говорит ректор нашего института: «В этот момент должна появляться рука с пистолетом из-за ширмы и стрелять в голову матери».) Или мне отцу, если будет возможность им стать.
Около пяти лет назад перестал смотреть телевизор. Полностью разочаровались в нем. Сегодня нашёл плюс и достаточно большой! Буду показывать детям альтруистические мотивационные видео) Миру мир!
Благодарю за статью ! С большим интересом ознакомилась с изложенным материалом . Для себя отметила следующее : 1) Альтруизм — поведение связанное с сотрудничеством, оказанием помощи окружающим и умение делиться . 2) Демонстрация предметов и умение делиться ими одно из первых проявлений просоциального повеления детей первых лет жизни 3) С возрастом формы альтруистического меняются, дети реагируют на более тонкие сигналы .4) Альтруистическое поведение может иметь генетическую основу . 5) Опыт в семье может так же иметь значение в этом вопросе. . Родители выступают моделью , с которых дети берут пример и тем самым формируют эмпатийное поведение . Проанализировав статью , я сделала вывод , что и моя семья в которой я выросла была достаточно альтруистичной , моя мама всегда с радостью помогала людям, которым была необходима помощь. Я в свою очередь тоже переняла такое поведение , и мой сын стал очень эмпатийным человеком , он переживает за неудачи окражуящих, всегда готов оказать помощь слабому , жертвует деньги нуждающимся. Считаю , что данный навык я у своего ребёнка достаточно развила , и как родителю могу поставить себе плюсик .
Очень обширная статья, тяжеловато с 1 раза усвоить материал и отразить главное для себя в одном комментарии.
Что нового вынесла для себя?
1. Просоциальное поведение изучает процессы сотрудничества, оказания помощи, умении делиться и альтруизм.
2. Альтруистическое поведение начинает закладываться у ребенка в семье с раннего возраста.
3. К неэфффективным тактикам развития альтруизма относятся физическое отстранение, физическое наказание и запреты без объяснения
4. У каждого ребенка свой набор альтруистических наклонностей
5. Я как родитель могу формировать эмпатийное поведение своего ребенка, через свой личный пример. Это позволит сыну изучать новые просоциальные действия. А для этого мне нужно прокачать свои уровни просоциального рассуждения и эмпатию.
Интересно было посмотреть на знакомые детские игры, поведение ребенка показывать свои игрушки, его реакцию на страдание другого человека с точки зрения развития просоциального поведения. Оказывается, что применяя определенные стратегии в воспитании ребенка, с самого рождения можно влияния на степень его альтруизма как в раннем, так и в более позднем возрасте. Так, например, можно акцентировать внимание ребенка на взаимосвязи его поступков и их негативных последствий для других. Также предлагается использовать объяснения с сильным эмоциональным подтекстом. В этом случае у меня возникает сомнение, не будет ли ребенок травмирован подобными высказываниями, к примеру, чувствовать себя виноватым, униженным. Думаю, что это может вызвать быстрее болезненную компенсацию, чем здоровую реакцию по оказанию помощи другим людям. Я бы с осторожностью использовала эту стратегию, учитывая индивидуальность ребенка. Интересной для меня была информация о том, что дети могут по разному реагировать на страдания окружающих и с возрастом их реакция чаще остаётся прежней. Как я поняла, эта реакция является результатом наследственности и воспитания в семье. Также в развитии просоциального поведения ребенка имеет роль просмотр соответствующих программ TV, осталось лишь научиться грамотно их выявлять. Ещё один важный пункт в развитии альтруизма — позволять ребенку чувствовать себя ответственным за выполнение каких-либо домашних обязанностей. В общем, если ребенку уделять достаточно внимания, принимать участие в его жизни и развитии, использовать описанные в статье тактики в соответствии с его индивидуальными особенностями, то скорее всего он станет обладателем высокой степени альтруизма.
Приветствую. Если посмотреть на себя, то я в принципе не могу отказать в помощи и очень часто её предлагаю, даже тогда когда не хочу этого делать, и так с раннего детства. Информация в статье очень полезна. Для себя выделил несколько аспектов:
1. дети с альтруизмом более социально ответственны, они легче идут на помощь и легче делятся чем либо.
2.Конечно, влияние родителей играет очень важную роль. Если как родитель я не буду замечать проявления помощи от ребенка, буду стараться моделировать ситуации приведенные в экспериментах из статьи, что бы ребенок пытался проявить помощь.
3. И самый главный вывод, это, все что связанное с детьми, все элементы общения и воспитания нужно контролировать с начала его жизни.
Интересная и в тоже время запутанная статья из которой я узнал, что альтруизм чаще всего начинается и развивается дома и то что родители играют важнейшую роль в развитии альтруизма у детей. Дети все копируют с родителей и поэтому именно от них будет зависеть, будет ли ребенок альтруистичным или эгоцентричным. Интересно, как ученые изучали поведение детей, наблюдали за их реакциями, когда их матери испытывали воображаемые грусть, боль и дыхательные расстройства. Интересно, что по мере развития ребенка, форма и выражение альтруизма меняется. Дети начинают разбираться в сигналах и призывах к помощи. Начинают осуществлять свой выбор в зависимости от той или иной ситуации, а так же от того, насколько выгодно им будет от того или иного действия. Ведь по мере взросления детей развивается определенная последовательность и стабильность альтруистического поведения.
Из этой статьи я узнала, что такое просоциальное поведение. Честно говоря, раньше даже не слышала такой термин. Как оказалось, это добровольное поведение, которое приносит «пользу» другим людям. В статье приведено много экспериментов поставленных над детьми. Очень интересно было их читать и узнавать, как поступают дети в той или иной ситуации. И как оказалось, что не всегда на развитие альтруизма у ребенка можно как-то повлиять. Как и в предыдущих статьях по детской психологии, на этот фактор могут повлиять в основном родители, которые демонстрируют свое альтруистическое поведение. В статье говорится, что альтруизм начинает проявляться с малых лет. Получается, если родители будут демонстрировать поведение не такое, какое хотели бы видеть у своего ребенка и к которому принуждают его, то ребенок быстро это подхватит и не будет вести себя так, как им бы хотелось. Это говорит еще раз о том, что «от осины не родятся апельсины». Еще, мне интересно было узнать, что дети, которые помогают убираться по дому и заботиться о младших братьях и сестрах, показывают более высокий уровень альтруизма, чем те, которые этого не делают. Спасибо за статью.
Благодарю за статью. Узнала о том, как психологами изучались альтруистические аспекты социального поведения у детей. Как проявляются и развиваются в дальнейшем такие процессы как умение делиться, оказание помощи другому, сотрудничество в группе.
У меня уже взрослая дочь, но, конечно я помню, что альтруизм в ее поведении проявлялся с самого раннего детства. Она жалела, утешала кого-то, если ему было больно; ухаживала за другими членами семьи; помогала взрослым по дому.
Из статьи я узнала основные этапы просоциального развития от рождения до трехлетнего возраста, а также уровни просоциального рассуждения.
Думаю, что атмосфера в семье и стиль поведения родителей оказывает непосредственное влияние на способность ребенка чувствовать эмоции других людей, проявляя эмпатию.
Спасибо за статью. Очень важная по моему мнению развитие альтруизма у детей. Который закладывается в раннем возрасте в семье.) Альтруизм — поведение связанное с умением делиться и оказанием помощи окружающим. Я очень хорошо помню, как мама заставляла меня делиться с дедулей и бабулей полученными конфетами от них же. Мама сама раздавала конфеты, тем самым показывая мне пример. Я помню как неохотно это делала и даже плакала, но видя, то как окружающие благодарны мне, делиться с окружающими мне стало приносить удовлетворение и радость. И не важно чем делиться: конфетами, информацией или знаниями. По мере моего взрасления мой альтруизм развивался и стал одной из моих потребностей. Это я уже отразила прочитав статью, как ученые изучали поведение детей, наблюдали за их реакциями, когда их матери испытывали воображаемые эмоции. Интересно, что по мере развития ребенка, форма и выражение альтруизма меняется. Дети начинают разбираться в сигналах и призывах к помощи. Тоже самое я отразила в себе. Что со своим взрослением я начала разбираться в каких случаях альтруизм необходим, а в каких мной тупо пользовались. В статье приведено очень много экспериментов с детьми и было очень полезно отражать результаты на себе
В данной статье я узнал что развитие альтрузма у детей может привести со временем к эмпатии. Статья раскрыла для меня смысл альтруизма, который заключается в сопереживании,понимании чувств другого человека а также умении поставить себя на место другого человека.Здесь есть термин просоциальное поведение или поведение, которое одобряется обществом.
Добрый день! В результате прочтения статьи я узнала для себя нового:
1. Понятие «просоциальное поведение»- это социальное поведение, которое приносит пользу и оказание помощи другим людям, умение делиться и проявлять альтруизм.
2. Демонстрация предметов и умение делиться ими одно из первых проявлений просоциального повеления детей первых лет жизни
3. Альтруистическое поведение начинает закладываться у ребенка в семье с раннего возраста.
4. Детерминанты альтруизма:
1. Эмпатия и
2. Способность брать на себя роль того, кто понимает, что чувствуют другие.
Для себя отметила, что плохо развитый альтруизм это следствие поведения матери в момент, когда ребенок кого-то ударил:
отстранения матери, физического наказания и запретов без объяснений
Родители играют важную роль в содействии развития навыков помощи и помогают установить связь между своими действиями и эмоциональным состоянием других людей.
«И всё же, психологи пока не могут дать простой рецепт для воспитания полезного и заботливого ребенка.» А я так надеялась.
Смотрю на своих дочек. Они такие разные. Младшая прям подбегает, если я чем-то расстроена. Обнимает. А старшая просто спрашивает: «Что случилось?».Из лекции по общей психологии поняла, почему дочки не хотят делиться. они отзеркаливают чувства друг друга. если, кто-то взял игрушку, то второй нужна эта же игрушка. И если взрослый человек, способен преодолеть чувство вожделения этой игрушкой, то ребёнку трудно это сделать и начинается скандал.
Ещё я заметила, что старший ребёнок хочет сделать, что-то нехорошее для младшего. Ущипнуть, помешать, сказать то, что не понравится. И она знает реакцию младшей и делает это специально. В такие минуты я стараюсь донести мысль: а тебе будет приятно, если с тобой так же будут поступать. В статье есть два метода. Как раз разговаривать с позиции своих чувств или чувств другого человека. Хочу попробовать говорить со стороны чувств другого человека. как ему неприятно, обидно.
Давно не было таких подробных статей. Благодаря этому материалу, я увидел, что моральные качества у ребенка развиваются уже в раннем детстве. Так же было любопытно узнать динамику их развития, от 12 месяцов до нескольких лет. Логично, что моральные качества в ребенку прививаются именно воспитанием. И да, здорово, что авторы статьи показали способы диагностики и так сказать обучения морали. В принципе на своем примере я вижу, что меня воспитывали как человека, который является так сказать центром семьи, словно семья создана для того, что бы удовлетворять потребности ребенка. Поэтому сейчас в своей жизни, я так или иначе воспринимаю окружающих людей скорее как «ресурс» для себя, нежели таких же индивидуальностей как и я сам. Надо с этим работать.
Интересно, что просоциальное поведение человека, в частности ребёнка, стало изучаться психологами всего лишь 40 лет назад. Однако за это время проведены достаточно длительные и глубокие исследования, которые выявили, что по мере развития дети становятся менее эгоцентричными и более ориентированными на потребности других людей, то есть становятся способными проявлять альтруизм. Интересно, что у разных детей развивается свой собственный стиль отношения к страданиям окружающих людей, и с годами он практически не меняется. Доказано, что не смотря на генетику, на альтруистическое поведение ребёнка, а в последствии и взрослого человека оказывает большое влияние тот опыт альтруизма, который был получен в семье. Так же в статье отмечено, что эмпатийная способность часто побуждает детей к появлению альтруизма. Вывод данной статьи таков, что альтруистическое поведение включает в себя набор различных видов поведения, взаимосвязь которых до конца ещё не изучена.
Благодарю за статью! Какая длинная, подробная со множеством примеров. Из статьи я узнала про просоциальное поведение детей. Какой тут эгоцентризм. Не зря говорят, что дети рождаются не испорченными чистыми душами и готовы делиться, защищать, помогать, сопереживать — если только не мешать им в этом. Для себя сделала вывод, что при благоприятной обстановке в семье, хорошему доверительному воспитанию родителями ребенка, у него нет шансов не вырасти альтруистом. Чем больше примеров, поддержки, тем больше вероятность просоциального поведения детей, причем по мере взросления ребенок всё больше вовлекается в эту человеческую игру помощи. Также меня порадовал факт, что на развитие просоциального поведения можно повлиять не только «изнутри» (на примерах родительского поведения), но и «снаружи» — на примере демонстрации телевизионных сериалов, просмотра фильмов, каналов и т.д.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что формирование просоциального поведения это один из аспектов воспитания. Правда, если честно, я думаю, что это не совсем так. Думаю, что такие черты характера, как склонность к сопереживанию, поддержке, оказанию помощи нуждающимся все же больше врожденные. Из статьи понятно, что с помощью определенных игровых ситуаций, провоцирования ребенка к тому, чтобы он испытывал определенные чувства (сочувствие итд) можно определить наличие у него просоциального поведения. Но для меня так и осталось непонятным, как можно повлиять на формирование такого поведения. Те высказывания, которые предлагались, кажутся мне неприемлемыми. Хотелось бы понять, как повлиять на ребенка, но сделать это позитивно, а не взваливая на него вину или говоря, что я не хочу находиться с тобой рядом. Но в целом, такие моменты могу наблюдать и у своих детей. Когда мне больно или я расстроена, они тоже расстраиваются, могут даже заплакать. Также происходит, если плачет кто-то один, то второй тоже может заплакать. Пока могу наблюдать только такие формы просоциального поведения, но им пока 1,5 года.
Интересная и нужная информация лично для меня в данной статье, так как моему ребёнку скоро три года я для себя отметила курс развития ребёнка на третьем году своей жизни : Привлекает внимание к объектам словами также хорошо, как жестами
Демонстрирует все более спланированные и последовательные действия касаемо ухода и помощи окружающим
Выражает собственные намерения помощи и знание задач, которые необходимо для этого выполнить.Из статьи ещё я для себя подчеркнула, что реакция матерей на то, что их ребенок причиняет вред кому-либо и реакция матерей, когда их ребенок становится свидетелем чужого стресса, способна повлиять на развитие навыка оказания помощи у ребенка. Если мать часто в своих объяснениях связывала поведение ребенка и последствия для жертвы, ребенок с большей вероятностью демонстрировал навыки помощи в подобных ситуациях.Я стараюсь своему ребёнку объяснять всегда, почему нельзя это делать, согласно что поведение детей во многом зависит от реакций родителей.
Из статьи я узнал, что альтруизм проявляется с самого раннего детства и формируется в семье родителями.
В статьи описаны основные этапы просоциального развития. Меня удивило, что указательный жест рассматривается как пример просоциального поведния, даже и не мог предположить, что можно рассмотреть его в таком контексте.
Наблюдая за сыном, заметил, что он уже почти в свои 2 года, проявляет заботу (может принести ложку, подарить цветочек), любит совместную деятельность со взрослыми и уже пытается утешать. Получается, его альтруистическое поведение развивается в рамках нормы. Это приятно осознавать.
Еще отметил для себя, что важно объяснять ребенку причины запрета или ответной реакции другого человека. Необходимо научиться спокойно говорит ребенку «Мальчик плачет, потому что ты ударил его», не стараясь вызвать чувство вины.
Родители оказывают большое влияние на развитие навыков помощи. И своим личным примером показывают тактики альтруистического поведения и помогают установить связь между совершенными действиями и эмоциональным состоянием другого человека.
Из статьи узнала, что примерно с года жизни ребенок переходит на новый этап развития, демонстрируя просоциальное поведение. Ребенок предлагает интересный ему предмет близкому для него человеку. При этом делает он это сам, а не по наводке взрослого. Позже дети предлагают свою помощь взрослым совершенно бескорыстно. То есть альтруизм в человеке появляется автоматически с самого малого возраста.
Я отлично вижу это на примере своей дочери. Ей сейчас 5 лет. Примерно с 2-3 лет она выражает безудержное желание помогать мне во всем. В последние полгода это особенно сильно проявляется. Что бы я не делала по дому, она сразу же подбегает и просит помочь. При этом ничего не просит взамен. Ей почему-то это всё самой интересно. Сегодня вот с утра подбежала и включила мне компьютер со словами: «мам, я тебе помогла». даже такие мелочи для неё очень важны. Насколько я поняла, главная моя задача сейчас — не отбить у неё желание это делать, ведь, бывает, хочется отмахнуться, особенно, когда не хватает времени.
Также произвело впечатление исследование, которое выявило, что по мере развития, дети становятся менее эгоцентричными и более ориентированными на потребности других людей. Интересным также показался факт о том, что в раннем подростковом возрасте девочки более эмпатийны, чем мальчики.
Важным для меня напоминанием стало высказывание, что родители играют важную роль в развитии у ребенка навыков помощи и помогают установить связь между своими действиями и эмоциональным состоянием других людей. Родители с самого раннего возраста ребенка должны учить сопереживать другим, объяснять, почему человек расстроен и т.п, и ни в койм случае не замалчивать происходящее и не отстраняться.
И конечно же самый лучший способ научить ребенка альтруистическому поведению является демонстрирование данного поведения своим примером.
Обширная статья, много серьезной информации. Обратила внимание на то, что одним из ранних проявлений альтруизма является передача предметов другим людям. Насколько я помню маленьких детей, то, отдавая родителям игрушку («возьми»), ребенок тут же просит ее обратно («дай»). Таким образом, взрослый участвует в формировании просоциального поведения посредством такого рода игры в передачу предмета туда-сюда. Альтруизм, как и все другие социальные функции, не может развиться сам по себе, без обучения. В статье дано много рекомендаций, как развить альтруизм и эмпатию у ребенка, и основная роль снова сводится к семье. Матери, проявляющие в стрессовой ситуации более сильный эмоциональный подтекст, или объясняющие причины и следствия, оказались более продуктивны в формировании навыков помощи у своего ребенка. В то время как простые окрики, запреты и физическое наказание не работают в развитии навыков помощи и альтруизма. Как, впрочем, они не работают и в развитии всех видов социального поведения.
Из статьи узнала, что составляющими альтруизма являются умение сотрудничать, желание оказывать помощь и умение делиться. Результаты исследования, описанные в статье в очередной раз подтверждают, что семья — это своеобразный центр по обучению ребенка, именно из родительской семьи ребенок неосознанно получает свои привычные модели поведения. Для себя отметила. что я выросла в просоциальной семье — у нас было принято добровольно помогать, приносить пользу, считать это само собой разумеемщемся, более того, получать от этого искреннее удовольствие и удовлетворение. Спасибо родителям за это!
В статье обратила внимание на то, что все дети по-разному реагируют на страдания матери- кто-то жалеет, кто-то расспрашивает «Что случилось», кто-то устраняет источник маминого расстройства (агрессивный способ защиты),кто-то пытается «отключить» сигналы бедствия, отвернуться или убежать. То есть в одной и той же семье, при одних и тех же методах воспитания реакции детей разные, это нормально! Это не безразличные или бесчувственные дети — это разный способ реагирования и только.Думаю родителям это важно различать и понимать.
Еще отметила наименее эффективные способы развития эмпатии у детей — физическое отстранение, физическое наказание и требование прекратить без разьяснений причин и последствий их поведения. Спасибо за статью!
Читая первую половину статьи, думала, что авторы пишут про какую-то параллельную реальность, в которой дети в процессе своего развития почему-то сами склонны проявлять альтруизм, эмпатию, жертвенность. К счастью, вторая часть статьи всё объяснила, никакого чуда нет — дети научаются просоциальному поведению благодаря примеру родителей и положительному подкреплению. Кроме того, степень альтруистичности ребенка напрямую зависит от воспитательных способностей родителей и выбираемых ими методов. Из всего интересен тот факт, что на социализацию ребенка влияют в том числе телевизионные передачи, именно поэтому взрослым важно модерировать просматриваемый контент по крайней мере на ранних этапах, пока не сформированы строгие ценностные устои.
Из статьи я узнал, что альтруизм и просоциальные качества у детей начинают развиваться уже в раннем детстве. Узнал какими средствами ребенок научается этому альтруизму. Прочтение данный статьи заставило меня задуматься, насколько моё окружение могло повлиять на мою просоциальность. Вспоминая своё детство, я не могу сказать, что был уж большим альтруистом. С другой стороны, даже в статье описаны случаи, когда дети не проявляют просоциальное поведение в тех ситуациях, где оно подразумевается. Как я понимаю, данное поведение тоже может считаться нормальным. Но вот до меня в детстве, видимо тяжело было достучаться и объяснить, зачем нужно проявлять сочувствие к окружающим. Так я и вырос и чужие переживания меня сильно не цепляют. Хотя, возможно, на каком-то этапе у меня сформировался данный механизм от понимания, что эти переживания ничего хорошего мне не дают, а только отнимают энергию. На данный момент у меня появилось понимание о пользе эмпатии. Осталось только ее натренировать и научиться включать её, когда это требуется.
Спасибо за статью. Из статьи узнала что у ребёнка с 10-12 месяцев проявляется альтруистическое поведение. Делиться своими игрушками, держать на виду. Это происходит без подсказок, указаний и похвалы со стороны. Воспитание установок на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.Кроме того, степень альтруистичности ребенка напрямую зависит от воспитательных способностей родителей и выбираемых ими методов.
Спасибо большое за статью! Узнала для себя много нового. Сотрудничество, оказание помощи и умение делиться — довольно дефицитные качества для взрослых людей. В статье поднимается тема о том, как проявляется и развивается альтруизм с самого раннего детства — от позитивной реакции на окружающих, до оказания им помощи. Интересно, начиная с какого возраста в человеке начинаются обратные изменения?
Для меня интересна тема о роли родителей в формировании эмпатийного поведения ребенка. Чаще сталкиваюсь с тем, что родители используют неэффективные тактики в развитии помощи и альтруизма. В основном это фразы «прекрати», «замолчи», наказание ребенка без диалога и объяснения причины.
Мне близка идея с позволением детям оказывать помощь родителям по дому, начиная с самого раннего возраста. А выражение Рейнгольда замечательно: «Эффективное выполнение родителями всех домашних обязанностей ведет к неэффективному обучению молодежи».
Ограничивать детей в желании помочь, запрещать им проявлять инициативу — некорректно со стороны родителей.
Рецепта воспитания заботливого, честного, ответственного ребенка нет, но может просто стоит быть более терпеливыми и осознанными родителями, приправив все это хорошей порцией любви?
Спасибо за статью,из нее я узнала что уже с раннего возраста дети показывают свои просоциальные способности,они демонстрируют предметы,умеют ими делится,а также помогают взрослым по дому,способны ухаживать за другими членами семьи и утешать другого человека.
Со временем взросления дети начинают реагировать на более тонкие сигналы бедствия ,а также у них меняется форма альтруистического поведения и способы , которыми дети рассуждают о просоциальных проблеммах.
Родители могут выявлять , поощрять и тем самым формировать эмпатийное поведение , и выступать в качестве моделей , из которых дети могут изучать новые просоциальные действия.
Узнала что реакции родителей могут сформировать у детей как высокие , так и не эффективные навыки оказания помощи.
Узнала что дети которые выполняют больше домашней работы, заботятся о родных и двоюродных братьях и сестрах, а также помогают в решении экономических задачь, показывают более высокий уровень альтруизма,чем дети которые ограничены в выполнении подобных операций.
Если учитывать , что альтруистическое поведение, это определенный набор различных видов поведения, а родители основные модели и учителя в формировании этого поведения, то на фоне полученных мной знаний автоматически возникает вопрос Есть ли у нас учебные курсы подготовки родителей для формирования у будующих детей эффективных навыков оказания помощи , и других аспектов правильного воспитания.
Вспомнились ситуации из детства. Мама часто рассказывала мне и другим, что когда давали пакет конфет или пряников, то я выходил на крыльцо или улицу и делился с ребятами, которые там были, т.е открывал пакет и каждый брал сколько хотел. В родительской семье, тоже было принято делиться друг с другом вещами и угощениями.Что касается реакции на переживание других, то я всегда пытался как-то утешить, успокоить, когда видел, что другой чем-то расстроен и в частности маму. Также в школе на сколько я помню, болезненно переносил огорчения или страдания других, особенно когда кто нибудь специально причинял боль, поэтому старался заступится и поддержать. Потому что возникает ощущение, что это меня обижают и унижают.
Поэтому я считаю, что конечно на развитие альтруизма влияют различные факторы, но основными являются индивидуальные особенности и среда (культура в которой ребенок растет).
Очень познавательная статья. Меня удивило, что зачатки альтруизма проявляются у детей уже в самом раннем возрасте. Я узнал, что дети могут иметь наследственную предрасположенность к альтруизму. Вместе с тем, в большей степени это навык, развивающийся в социальной среде. Роль родителей в развитии альтруизма у детей очень существенна. Я узнал, что можно более успешно его развивать, если предлагать ребенку обмен или чем-то поделиться. Также важна форма реакции на неудовлетворительное поведение ребенка — эмоциональный подтекст, аргументация, а не простое «успокойся/прекрати». В статье изложен важный материал для родителей, желающих вырастить чутких и заботливых детей. Я буду применять эти знания в воспитании дочери. Уверен, что это поможет ей в ее социализации.
Читала статью и понимала, что моя мама во мне с детства воспитывала просоциальное поведение. Постоянно говорила мне – отдай , если просят , помоги или начинала сама плакать , жаловаться, выдумывать себе болезни. Я конечно дела все , как она хотела , проявляла альтруизм в полную силу. Поэтому с тем, как развивается просоциальное поведение, описанное в статье, полностью согласна.Вот эгоцентризм у ребёнка с развитием у него альтруизма, я считаю , не исчезает совсем. На мой взгляд , какой бы ребёнок просоциальным не был, он может считать, что многие события у взрослых в семье происходят из за него. Проявляя эгоцентризм. Пришлось задуматься над тем, что помогая кому-то ребёнок снимает своё тревожное поведение. Помогая кому то , помогаешь себе.
В данной конкретной статье речь идет про воспитание альтруизма. Материал обширный с массой научных ссылок, большое спасибо. Если честно, не встречал альтруизм у детей малых лет. У меня 4 племянника, по моему ребенок делает ровно то что ему выгодно. Нового для меня практически все: альтруистическое поведение начинает закладываться у ребенка в семье с раннего возраста, я как будущий родитель могу формировать эмпатийное поведение своего ребенка, через свой личный пример. И как я понял из статье процесс формирования просоциального поведения у ребенка еще не совсем до конца ясен. Таким образом, альтруистическое поведение есть ни что иное, как определенный набор различных видов поведения. И всё же, психологи пока не могут дать простой рецепт для воспитания полезного и заботливого ребенка.
Благодарю за статью! Узнала для себя много нового. При почтений статьи поймала себя на мысли,что видимо для меня дети лет так до пяти вообще не воспринимаются как люди со своими чувствами и реакциями, иначе как объяснить то, что я была удивлена прочитав про этапы просоциального развития ребёнка в шестимесячном возрасте и далее. Интересно было узнать, что моделирование ситуации «дай, бери» развивает у ребёнка альтруизм и вообще располагает к нему. Ещё полностью согласна с тем, что детские «обручающие» передачи очень важны для детей, как раз они в большей степени и вкладывают в ребёнка полезную информацию для жизни. Показались очень интересные эксперименты, где матери моделировали ситуации И смотрели на реакции своих детей. Так же согласна, что просоциальное повеление у детей начинается с семьи.
Оказывается альтруизм формируется у человека с раннего детства. Уже со второго года жизни они умеют активно демонстрировать его в своем поведении. Безусловно семья формирует поведение человека с рождения, причем большая часть раннего приобретения альтруистического поведения, вероятно, не является результатом прямого обучения. Интересное исследование так же, которое касается формирования альтруистического поведения через помощь в бытовых вопросах родителям с раннего возраста.
Я себя не могу считать альтруистом, и в процессе чтения статьи я вспомнил слова отца, который меня предостерегал от того, чтобы я с кем-то делились, мотивируя тем, что мне самому не останется ничего. И, поводимому, я нашел контекст, который мне может помочь объяснить себе, почему я иногда не хочу делиться ни с кем.
Очень надеюсь, что я не забуду всех этих вещей, когда буду воспитывать своего ребенка, чтобы проследить за его поведением, реакциями и отношением к окружающему миру. Конечно, читая подобные исследования, я обычно сильно удивляюсь, что дети что-то показывают, проявляют и учатся в таком маленьком возрасте. Но сейчас вспоминаю мелких племяшек и понимаю, что действительно это так. Помню, как они ходили и раздавали по кругу игрушки.. при чем не просто так, а как-то вдумчиво….правда потом забирали назад, но опять о чем-то подумав. Никогда бы не подумал, что это один из моментов развития альтруизма. Кстати, видел не раз, как родители помогали детям забыть, что такое альтруизм, на детских площадках. Когда они говорили, что нечего раздавать игрушки, а то еще и ругали за это. Так что, не мешайте детям развиваться.. Видимо они сами знают, как лучше, но только нужно чуть направить, а для этого обучайтесь сами) Спасибо за статью.)
Тяжеловатая статья, хоть и информативная. Альтруизм и его развитие, проявление у детей — вот что почерпнула из статьи. Как интересно, что дети уже с пеленок могут проявляться нравственные нормы общества, а именно альтруистическое поведение. Но и все-таки многое зависит от родителей, от той среды, в которой ребенок растет и воспитывается. То есть основным фактором также остается — благосостояние психологическое, социальное.материальное семьи. Очень многое зависит от родителей.Также телевидение и окружающая среда оказывает безусловное влияние на становление личности.
Для меня альтруизм очень близок. Даже запредельно порой, потому что иногда хочется отдать последнее тому кто в этом нуждается больше как мне кажется).
Узнал как и когда развивается у ребёнка способность делиться и сопереживать другим. Интересный факт был отмечен, и как-то ни раз приходилось его наблюдать, точно не помню где
Но точно помню, что это было ни раз. Когда один из детей в группе падает, а другой начинает плакать вместе с ним. Как теперь оказалось, что это одна из реакций которая предшествует развитию у ребёнка альтруизма.
Также запомнилось про утешение взрослых и тоже это приходилось наблюдать.
Удивило, что просоциальное поведение может иметь генетическую основу.
Познакомился с понятием просоциального развития. Что источником данного развития может быть в том числе и телевидение, ну соответственно
У современных детей и интернет.
В личном плане понимание структуры развития у ребёнка альтруизма.
Я бы не сказал, что натолкнуло на какие-то идеи, в принципе стало ещё более понятно развитие детей.
Очень познавательная статья. Узнал, что альтруизм относится к одному из наиболее ранних проявлений психологического поведения у детей. Можно сказать, на еще неосознаваемом уровне. Мне понравилось, как раскрыто само понятие альтруизма. Допустим, я и не предполагал, что такие поведенческие проявления, как указательный жест или передача предметов другим людям являются альтруистическими. Выделил, что дети делятся не тем, что «социально желательно» или просят от них, а тем, что они сами считают интересным и значимым.
Интересно было узнать, что существуют разные формы альтруистического поведения у детей, зависящие как от неких врожденных особенностей их психики, так и приобретенные в результате научения или воздействия со стороны значимых взрослых. Яркие примеры были приведены в отношении к помощи другим людям.
Отметил, что способность к эмпатии, значительно развитая у детей, побуждает их действовать более просоциально. При этом, оказывается, роль играет не столько поощрение или социальная желательность такого поведения, сколько их собственное эмоциональное состояние, которое «перекликается» с эмоциональным состоянием другого человека или ребенка. Вообще, крайне интересная тема про развитие базовых поведенческих реакций. Спасибо за статью!
Очень интересная и познавательная статья. С чем-то подобным сталкивалась на детской психологии в физкультурном институте. Даже помню методичка была, в которой помесячно , с самого рождения было описано поведение ребенка. Обязательно вернусь к подобным материалам со своими детьми . Ведь крайне важно с самого рождения понимать , что ребенок развивается правильно . А не зная подобной информации очень сложно понять , всё ли идет по плану. Читая подобные статьи , понимаю, как важно быть подкованным , грамотным, наблюдательным родителем , чтобы ребенок рос и развивался гармонично , правильно , а главное здорово.
За детьми всегда интересно наблюдать со стороны. Была в гостях, привезла ребенку упаковку конфет . Он всем раздал по две , ему осталось одна , и несмотря на то что родители отказывал , он себе не взял. В такие моменты всегда приятно видеть , что ребенок не жадничает , с удовольствием делится .
Спасибо из статью. Из статьи я узнала, что есть два вида важных детерминанта альтруизма: эмпатия — способность чувствовать ту же эмоцию, которую испытывает кто-то другой и способность брать на себя роль того, кто понимает, что чувствуют другие. Альтруистическое поведение. как я поняла, это определенный набор различных видов поведения. Из статьи я узнала, что просоциальное поведение у ребенка проявляется по-разному на ранних этапах жизни: до 6 месяцев ребенок позитивно реагирует на окружающих и ярко реагирует на стресс других людей. От 6 месяцев до 1 года — демонстрирует желание делиться предметами, проявляет привязанность к хорошо знакомым ему людям. По мере взросления просоциальное поведения проявляется наиболее явно.
Статья познакомила меня с понятием альтруизма как процесса сотрудничества, оказания помощи и умении делиться. Альтруизм проявляется с самого раннего детства в указательных жестах, передаче предметов, что говорит о умении демонстрировать предметы и делиться ими с окружающими. Также из статьи я узнала про пять уровней просоциального рассуждения. Познакомилась с новым понятием — гедонизмом, определенным как учение о прямой физической выгоде для себя. Также статья познакомила меня с термином эмпатии как способности чувствовать ту же эмоцию, которую испытывает кто-то другой. Дети способны чувствовать или сопереживать эмоциональным состояниям другого человека. Родители могут напрямую выявлять, поощрять и тем самым формировать эмпатийное поведение ребенка.
Спасибо большое за статью!
В самом начале статьи написано, что в первые месяцы своей жизни дети имеют тенденции к проявлению в большей степени положительного поведения: улыбаются, играют, делятся, показывают и так далее. Получается, что у них ей задатки и предрасположенность к альтруизму и направленность на просоциальное поведение. Тем сильнее было мое удивление, ведь нередко встречаются не совсем альтруистичные люди, из чего можно сделать вывод, что они такими сформировались под влиянием родительской семьи и родителей.
Что касается реальных примеров, когда мы играем с младшей сестрой, я обо что-нибудь бьюсь, мне больно, я заметил, что она не особо спешит меня утешать, а наоборот хочет быстрее продолжить игру. В то же время я проявляю заботу, если с ней что-нибудь случается. Пока игра «бери-давай» у нас не всегда получается)
О,Боже! Это очень большая статья для меня!))
Еще раз вспомнила что просоциальное поведение — это когда речь идет о процессах сотрудничества, оказания помощи и умении делиться.
Вот только из статьи мне не удалось понять для себя четко : все-таки люди- Альтруисты по природе или в них это надо развивать . Вот наблюдаю за детьми , у детей в повседневной жизни такое явление встречается не часто.Получается мы ,взролсые, мало за этим следим и сами показываем пример .
Ещёя, как мама и как педагог, согласна с тем, что детские «обручающие» передачи, а также я бы добавила — хорошее кино и книги очень важны для детей. Как раз они в большей степени и вкладывают в ребёнка полезную информацию для жизни. Показались очень интересные эксперименты, где матери моделировали ситуации И смотрели на реакции своих детей. Так же соглашусь и с тем, что просоциальное повеление у детей начинается с семьи, как собствтенно и во всех статьях !!) Спасибо!
Благодарю за материал!
Конечно, психологи не могут дать конкретный универсальный совет по воспитанию доброго, отзывчивого, заботливого ребёнка, и авторы статьи подтверждают это. Но всё же здесь указаны многие факторы, на которые точно стоит обращать внимание – хотя обо многих их них я прочла впервые. Я вижу, как моя мама использует их при воспитании младшего брата, и мне бы также хотелось развивать желательное поведение у ребёнка правильными методами.
– альтруизм проявляется с самого раннего детства. Дети не полностью эгоцентричны – они делятся игрушками с мамой и папой, откликаются на переживание другого человека и стремятся помочь им. С возрастом их гедонистические приоритеты отступают на второй план, давая возможность оказать свою помощь, к примеру, другу во дворе или однокласснику.
И родители должны бережно и аккуратно поощрять альтруизм ребёнка, и при этом демонстрировать такое же поведение. И, конечно, не прибегать к отстранению, физическому наказанию и запрету, если что-то пойдёт не так.
В моей семье воспитание проходит на демонстрации примера, поощрении и делегировании ответственности и дел по дому. Мой брат делится конфетами с каждым членом семьи, потому что он видит, как это всегда делает мама. Его поощряют в оказании помощи, он может принести бабушке воды и накрыть её пледом. С самого раннего возраста ему позволяли помогать накрывать на стол, убираться или клеить обои, даже если у него и не получалось это.
Родители создают для ребёнка пространство принятия, поддержки и корректировки, чтобы в дальнейшем малыш научился самостоятельному регулированию поведения и отзывчивости.
Спасибо за статью. Благодаря прочитанному я узнала термин «просоциальное прведение» и как оно формируется у детей в зависимости от взросления. Конечно же, родители помогают сформироваться альтруистическому поведению ребенка на собственном примере или реагируя определенным образом на действия ребенка. Например, фиксирование причинно-следственной связи между поведением ребенка и реакцией жертвы, демонстрирование объяснений с сильным эмоциональным подтекстом (плюс физические отстранение, физическое наказание, запреты без дальнейшего объяснения). Но при этом исследования также показывают, что дети формируют собственный стиль реакции на страдания окружающих. Это может быть защита, агрессия, уход от реальности, сострадание и тд
После прочтения данной статьи я познакомился со стадия развития альтруизма у детей , каким образом он проходит в зависимости от возрастного периода , как ребенок будет вести себя по мере взросления исходя изх того какой альтруизм был у него в детстве. Меня удивило каким образом развивается ребенок и какие действия он предпринимает по ходу взросления , при этом данная модель поведения присуща большинству детей. Познакомился с таким понятием как альтруизм, до этого никогда с ним не сталкивался в отношении детей. Данная информация в профессиональном и личностном плане дает мне понимание развития ребенка , как оно должно происходить и на что стоит обратить внимание.Главной идеей статьи считаю , что в детском возрасте необходимо постараться не разрушить его уровень эмпатии , а постараться развивать его всеми доступными способами.
Очень интересная статья, затрагивающая один и ключевых аспектов формирования нравственного развития детей. Вообще было крайне любопытно узнать о том, что формирование альтруистического, просоциального поведения ребенка происходит крайне рано, эта информация для меня удивительна. Однако мне было интересно узнать формы поведения ребенка отражающие просоциальный их характер на разных стадиях его развития. Статья дала возможность понимания механизма формирования альтруистического поведения ребенка, того что сострадание и эмпатия у ребенка проявляются в достаточно малом возрасте и то каким именно образом это происходит. Статья о формировании альтруистического поведения крайне полезна, содержательна и познавательна.
Очень длинная и сложная статья. Вот основные выводы, которые я сделала для себя:
для развития альтруизма у ребенка, самое главное это соответствующие условия и примеры для подражания рядом. То есть, когда ребенок видит, что взрослые помогают друг другу, он тоье это делает. И даже более этого, просмотр телепередач с подобной идей так же развивает альтруизм у ребенка, то есть закладывает в него основные стереотипы поведения. Тут мне прям хочется вспомнить свой любимый мультсериал «Смешарики», где в большинстве серий сюжеь строится именно на решении различных ситуаций связанных с взаимоотношениями и взаимопомощью. Недавно прочитала интервью с егь создателями, они так и говорят, что ставили целж дать детям информацию о том, как решать конфликты и как вести себя в различных социальных ситуациях. И сейчас читая эту статью я понимаю, насколько это действительно важно: показывать детям как себя вести в реальной жизни, а не тогда когда супергерой с суперсилой плбеждаеь суперзлодея.