Агрессия рассматривается социумом как нежелательное, но распространенное явление. На протяжении десятилетий психологи ломали голову над моральным аспектом агрессии. Почему одни дети нападают на других? Как такое поведение меняется с возрастом? Какую роль играют семьи, сверстники и средства массовой информации в развитии агрессии? Наконец, как можно уменьшить агрессию?
Что такое агрессия?
Агрессия обычно определяется как поведение, намеренно направленное на причинение вреда или травмы другому человеку. Такое определение помогает нам не называть стоматологов, хирургов или даже родителей агрессивными, только потому что они могут причинять боль другим людям. Очевидно, что причинение боли не является целью их действий.
Развитие агрессии
Частота и форма агрессивного поведения зависит от возраста. Это хорошо заметно при наблюдении за поведением детей в детском саду и в начально школе. Дети в детском саду не только проявляют больше агрессии, но и с большей вероятностью ссорятся и сражаются за игрушки и прочее имущество. Другими словами, агрессия является для них инструментом в достижении цели и отстаивании границ. Такой вид агрессии называется инструментальный. Ученики начальной школы проявляют агрессию по-другому. Они используют более личностно-ориентированную или враждебную агрессию, такую как критика, насмешки, драки, обзывания или словесное неодобрение (Hartup, 1974). Переход от инструментальной агрессии к личностно-ориентированной агрессии может быть частично обусловлен способностью детей старшего возраста определять намерения и мотивы нападавших (Ferguson & Rule, 1980). В этом случае дети уже осознают, что другой человек хочет причинить им вред и, скорее всего, нанесут ответный удар путем прямого нападения на мучителя, а не путем косвенного нападения на имущество агрессора.
С возрастом наблюдаются явные улучшения в способности детей определять намерения других людей. При этом не все дети делают это одинаково хорошо. Некоторым из них, особенно очень агрессивным, трудно судить о намерениях своих сверстников. Согласно Dodge (1985), это очевидно в ситуациях, когда намерения одного ребенка по отношению к другому не являются явно агрессивными или, наоборот, позитивными. В такой ситуации мальчики, которых одноклассники оценивают как агрессивных, скорее всего, будут реагировать враждебно. То есть они воспринимают нейтральную ситуацию так, как будто по отношению к ним проявлена агрессия. Дело в том, что агрессивные мальчики видят мир, как угрожающее и враждебное место. Они видят в действия других людей больше злости и агрессии, чем их менее агрессивные сверстники. В одном исследовании обнаружили (Dodge and Frame,1982), что предвзятые взгляды агрессивных мальчиков могут иметь некоторую основу в реальности. Дело в том, что в ответ на свое поведение они чаще получают более агрессивные атаки, чем их неагрессивные ровесники. Это говорит о том, что «предвзятое приписывание агрессии мальчикам может основываться на их жизненном опыте. Они ожидают агрессию от коллектива в ответ на свои действия» (1982, стр. 28).
Существует второе различие между типами агрессии. Некоторые дети действуют агрессивно только в ответ на нападение, угрозы или разочарование. Эти дети проявляют реактивную агрессию. Другие дети, наоборот, проявляют активную агрессию. Они используют силу, чтобы доминировать над другим, проявлять к ним агрессию, запугивать и угрожать, чтобы получить нечто ценное для них. Активная агрессия так же, как и инструментальная, уменьшается по мере развития.
Неверное толкование намерений других людей чаще всего проявляется среди мальчиков, которые проявляют реактивную агрессию. В то время, как активно агрессивные дети (хулиган на игровой площадке) с меньшей долей вероятности могут неправильно истолковать намерения партнера (Dodge & Coie, 1987).
Способ агрессии меняется в зависимости от развития. Малыши больше полагаются на физические атаки. Дети, более старшего возраста, лучше владеют навыками общения, в результате чего чаще проявляют словесную, а не физическую агрессию (Parke & Slaby, 1983). Эти сдвиги в развитии стиля выражения агрессии обусловлены не только повышением вербальных навыков, но и изменениями в ожиданиях и правилах взрослого окружения. Большинство родителей и учителей становятся менее терпимыми к физической агрессии по мере взросления детей, в то время как на словестные баталии почти не обращают внимания.
Наконец, ученые поставили 2 вопроса:
- Насколько стабилен уровень агрессии по мере взросления человека?
- Зависит ли агрессия от уровня развития человека?
На самом деле агрессия так же устойчива, как и интеллект. Исследования показали, что как для мужчин, так и для женщин агрессия выглядит умеренно стабильной (Olweus, 1979, 1982). Для обоих полов стабильность выше в более короткие промежутки времени; с увеличением времени между точками оценки степень стабильности уменьшается. Более раннее продолжительное исследование (Kagan & Moss, 1962) обнаружило большую стабильность агрессии в группе мальчиков. Однако, было отмечено, что девочки также начинают проявлять стабильность в агрессивном и напористом поведении. Возможно, что это связано с изменением общественных ценностей. Через 22 года от начала эксперимента было выявлено, что агрессия демонстрирует умеренную степень согласованности и имеется взаимосвязь между агрессивным поведением в детском возрасте и преступным поведением во взрослом возрасте. В последующем исследовании (Huesmann, Eron, Lefkowitz & Walder, 1984) участвовали более 600 человек. Хьюсмен и его коллеги установили, что те, кто вел себя более агрессивно в возрасте 8-ми лет, продолжали вести себя аналогичным образом в 30-ти летнем возрасте. Мальчики, которых сверстники в детстве оценивали, как более агрессивных, с большей вероятностью имели судимости за жестокое обращение с супругом, нарушением правил дорожного движения и вождение в нетрезвом виде.
Однако ранняя агрессия может иметь различные долгосрочные последствия для мужчин и женщин. Сорокалетние мужчины, которые в возрасте 8- 10 лет были оценены, как имеющие скверный нрав, не имели постоянной работы или их работа была хуже, чем у их родителей, а также имели более высокий процент разводов (Caspi, Elder, & Bem 1987). Женщины, которые в детстве были оценены, как раздражительные, выходили замуж за мужчин с низким профессиональным уровнем. Помимо этого, они оказались более склонны к разводу и проявили себя, как вспыльчивые матери (Caspi et al., 1987). Ясно, что история агрессии и скверного поведения затрагивает как мужчин, так и женщин, но затрагиваемые области (работа или воспитание детей), различаются в зависимости от пола.
Половые различия в агрессии
Одним из наиболее поразительных аспектов развития агрессии является различие полов в данном вопросе: мальчики в детском саду чаще провоцируют и чаще участвуют в агрессивных инцидентах, чем девочки (Maccoby & Jacklin, 1980). Perry, Perry & Boldizar, 1990). Агрессивные модели мальчиков и девочек различаются и по другим важным причинам: мальчики чаще подвергаются нападениям после нападения, чем девочки (Darvill & Cheyne, 1981). Агрессия более вероятна, когда в нее вовлечен мальчик, а не девочка. (Barrett, 1979). Более того, мальчики одобряют агрессию больше, чем девочки (Huesmann, Guerra, Zelli & & Miller, 1992). Они ожидают менее негативной самооценки и неодобрения со стороны родителей за агрессивное поведение, чем девочки (Perry, Perry, & Weiss, 1989). Тем не менее, девочки могут использовать другие агрессивные стратегии. Например, именно девочки седьмого класса, использовали социальный остракизм (игнорирование одного из членов группы) вместо прямой конфронтации. Исключение людей из социальных групп усиливалось как агрессивная стратегия по мере того, как девочки вступали в подростковый возраст (Кернс, Кернс, Некерман, Фергюсон и Гарипи, 1989). Отмеченные различия в проявлении агрессии между мужским и женским полом остаются и в подростковом и взрослом возрасте. За насильственные преступления (убийство, грабежи, нападения при отягчающих обстоятельствах) мальчиков-подростков попадает на скамью подсудимых примерно в пять раз больше, чем девочек. И в то же время, количество насильственных преступлений, которые совершают девушки, растет (Cairns & Cairns, 1985; Schlossman & Cairns, 1993).
Широкий набор факторов влияет на формирование развития агрессии. Окружающая среда в данном вопросе выступает наряду с биологическими причинами. В дальнейшем мы рассмотрим значимость каждого из них.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, агрессия у подростков, драки у детей, почему ребенок дерется, причины возникновения агрессии
Добрый день! Недавно узнал что у человека есть два основных стремления: либидо и мортидо. Мортидо — стремление к разрушению. Оно бывает внутренним и внешним. Суть в том так или иначе мы будем это стремление выражать. Так вот в данной статье я увидел агрессию как выражение мортидо.
Узнал, что есть этапы агрессии. Например в садике, выражается в виде физических атак. Когда в более подростковом возрасте агрессия выражается в навыках общения. Думаю это связанно с опытом и с ответственностью, которую надо нести за свои поступки.
Узнал что бывает реактивная и активная агрессия. На уровень агрессии влияет способность определять намерения других людей.
Ещё интересное знание это, что игнор — одна из форм агрессии. Прочитав статью сложились такое мнение. Теперь стало более понятно поведении моей партнёрши.
Интересная статья. Я узнала, что агрессии присуща динамика, а её форма и частота проявления зависит от возраста. Так, малыши используют инструментальный вид агрессии, что позволяет им напрямую физическим путем добиться своей цели. В возрасте 7-10 лет дети используют личностно-ориентированную агрессию, так как способны определять намерения нападавших. Также я узнала, что агрессия может быть активной и реактивной. И что удивительно, дети, которые не способны определять мотивы других, могут лишь только отреагировать на нападение. Дети, которые правильно распознают намерения других, действуют активно и агрессивно. Не совсем обязательно то, что из них вырастут преступники. В этом можно увидеть и положительный аспект, задействовав таких людей, к примеру, в боевых группах особого назначения. Скорее всего оно так и есть, потому что боец с реактивной агрессией будет иметь минимальные шансы на победу и выживание. Я считаю, что половые различия в агрессии определяются не только социальными рамками и убеждениями, но и исторически сложившимся предназначением мужчин и женщин. Мужчина, не обладающий определенной степенью агрессии, в древние века не смог бы добыть еду и защитить себя. До сих пор подобные реакции организма обусловлены химическими процессами в нем. Биологическая составляющая причины агрессии точно имеет значение. Буду ждать продолжения темы.
Из этой статьи я узнала про такое понятие как «агрессия» и что оно в себя включает. В статье приведено очень познавательная структура развития агрессии у детей разных возрастов и, как с развитием меняется ее проявление к окружающим сверстникам. Также я узнала о существовании разных видов агрессии, таких как : враждебная, реактивная и инструментальная. Открытием для меня было то заключение, что агрессивные мальчики видят мир, как угрожающее и враждебное место. А ведь действительно, так и получается, когда мальчик подошел к другому для того, чтобы узнать, что будет, если он просто ударит соседа и в ответ он получает сдачу, то он воспринимает, что все хотят его обидеть, ведь на агрессию все отвечают агрессией и он делает свой вывод, что весь мир агрессивный. Радует то, что активная агрессия уменьшается по мере развития. Также было интересным пронаблюдать половые различия агрессии и агрессию у более старших поколений людей из тех у кого в детстве она больше проявлялась, чем у остальных. По себе я увидела сходство развития агрессии в детстве и во взрослом возрасте, т. к. в детстве я была скромной девочкой на людях, а дома проявляла агрессию, кусалась, дралась и материлась. Практически также виду себя сейчас, но стараюсь это осознавать. Спасибо за статью.
Из данной статьи я узнал что агрессия проявляется и у девочек и у мальчиков с самого раннего возраста и это является нормой.За агрессией ребенка нужно наблюдать и вовремя правильно ее трактовать и направлять. Понимание изменений от агрессии к ответу на агрессию, а также переход от открытой агрессии к социально направленной агрессии должен быть. То есть ребенок постепенно учиться распознавать и применять нужный уровень агрессии.Становиться понятным, что восприятие ребенка к миру сформировавшиеся с детства как агрессивное очень сильно мешает жить в будущем так как сам ребенок проявляя агрессию ждет такой же ответ и воспринимает мир как враждебный. Очень интересным оказалось что мальчики в меньшей степени ждут наказания за агрессию и драки и часто их одобряют. Еще мне стло понятным почему происходит нападение после нападения, то есть по отношению к мальчикам такое поведение считается уместным.
Добрый день. Что я узнал из данной статьи:
1.То что агрессия у детей в возрасте 4-5 лет, приблизительно сохраняется к восьми годам.
2. То что агрессивные дети во взрослой жизни в 5 раз чаще, имеют судимости, более склонны разводам, и характеризуются как жестокий родитель и супруг.
3. В подростковом возрасте агрессивные дети чаще склонны к дракам(мальчики) и игнорированию(девочки).
Что я Могу предпринять для того чтобы мой ребёнок не был не агрессивен. я постараюсь в отношениях с супругом и в отношениях с ребёнком соблюдать максимально доброе отношение, постараюсь поменьше проявлять агрессию в семье. Конечно, также играет роль и биологическая составляющая, однако и отношения в семье имеет значительную роль в проявлении характера ребёнка.
Узнала,что на формирование агрессии у детей влияет окружающая среда и биологические причины. Интересно,что для детей детсадовского возраста агрессия это инструмент для отстаивания границ и достижения цели и не несёт личностной ориентации.А начиная со школьного возраста агрессия это уже , именно, личностно-ориентированный инструмент.Дети, проявляя враждебную агрессию начинают критиковать и оскорблять оппонента. Примечательно,что агрессия также устойчива как и интеллект. Смею предположить,что чем выше уровень развития человека,тем в меньшей степени он проявляет агрессию. Отметила для себя,что с изменением общественных ценностей женская агрессия стала проявляться наряду с мужской.И что женская агрессия,такая как игнорирование одного из членов группы,более изощрённая и изматывающая психологически ,чем обычная драка.Вызывает уважение двадцатидвухлетнее исследование взаимосвязи между агрессивным поведением в детском возрасте и преступным поведением во взрослом возрасте. Выскажу предположение,что уменьшить агрессию можно только привитием культуры с малых лет жизни.
Агрессия. Интересная тема. Интересно прочитать продолжение. Мальчики вспыльчивые, девочки более скрытны. Для девочек больше свойственно изгнание человека из группы, об этом как раз и говорят в статье. Очень интересные показатели того, что если ребёнок в девстве проявляет агрессию, то во взрослой жизни у него будет такой же характер. Интересно узнать, с чем связана агрессия. У меня есть предположения: это гормональный фон, воспитание и усталость. Про гормоны понятно. Если гормон, который отвечает за злость и гнев выходит за пределы допустимого, то человек и будет проявлять агрессию. Воспитание. Если родители показывали агрессию на определённые поступки, то и ребёнок так же будет реагировать. И в этот момент мне стало не по себе. Потому что моя усталость переходит в агрессию. Когда организм устал, он ищет самые быстрые и действенные варианты. а что может быть проще, чем наорать на ребёнка. Он сразу переключается и ему становится страшно. Возможно по этой причине я начинала плакать, если при мне повышали голос. Мне было страшно. И я теперь поступаю так же. Чтобы успокоить ребёнка, начинаю его пугать. Надо об этом подумать.
Спасибо за статью. Из нового узнала, что Частота и форма агрессивного поведения у детей зависит от возраста. А также агрессия является для них инструментом в достижении цели и отстаивании границ. Такой вид агрессии называется инструментальным. Основными факторами развития агрессии у детей является окружающая среда и биологические причины. С возрастом явные улучшения в способности детей определять намерения других людей. Однако агрессивные дети воспринимают весь мир как угрозу и им нелегко определить точные намерения его оппонента. Интересно, что агрессия также устойчива как и интеллект. А также из статьи я узнала, что женская агрессия стала проявляться наряду с мужской. Я помню из своего детства, что в Детском саду у нас агрессивными были всего несколько мальчиков. Их называли хулиганы. И при чем девочки были абсолютно положительны. Однако от многих знакомых я часто слышу, что нынешние девочки сильно агрессивны даже больше чем мальчики. Но вернусь к своим одноклассникам. Теперь, когда мы повзрослели я отметила, что именно интеллектуальное развитие и стремление человека к поставленной цели помоги одному мальчику из разряда хулигана стать примерным семьянином с отличной профессией и должностью, а другой, который стремился доминировать и ненавидел весь мир, считая его опасным, на данный момент очень сильно опустился.
Спасибо за статью.Интересно было узнать про агрессию у детей на разных этапах развития и в разной возрастной категории.По своему ребёнку замечаю, как в детском саду он отстаивает свои границы и начинает бороться за игрушки со сверстниками, сам в конфликт первый не вступает, если только его зацепить (отнять игрушку) и честно признаюсь, что рада, что мой ребёнок может постоять за себя, не знаю насколько это может быть связано с проявлением агрессии.Из статьи новое узнала, что существует различие между типами агрессии.Интересно было узнать различия в проявлении агрессии между мужским и женским полом. Нам мой взгляд женское проявление агрессии гораздо больше, чем мужское проявление.Во всяком случае если вспоминать, свои школьные годы)
Насколько я помню, в школе практически в каждом классе было два-три мальчика, «с которыми лучше не связываться». Они могли проявлять агрессию на казалось бы безобидные слова и поступки окружающих.
Из статьи узнала как развивается агрессия в зависимости от возраста; что по мере взросления происходит переход от инструментальной агрессии к личностно-ориентированной, когда дети уже могут определять намерения и мотивы других. Различают ещё такие формы агрессии, как реактивная (когда дети ведут себя агрессивно только в ответ на нападение, угрозы или разочарования) и активная (когда дети сами запугивают и угрожают).
Интересно будет ознакомиться с факторами, которые влияют на формирование развития агрессии. Жду продолжения.
Из статьи я узнала о формах агрессии. О том, что каждому возрасту соответствует определенная форма агрессивного поведения. Дошкольному возрасту характерен инструментальный вид (физическое проявление), с помощью которого дети отстаивают свои границы. Дети школьного возраста используют личностно-ориентированную агрессию (словесная агрессия). Удивил тот факт, что агрессивные дети реагируют враждебно на нейтральное или даже позитивное намерение сверстников. Исследования показали, что в процессе взросления личности наблюдается стабильность в агрессивном и напористом поведении. Что в свою очередь является следствием преступного поведения во взрослом возрасте. Социальный остракизм, как термин, для меня ранее был неизвестен. Но практическое его проявление в 7 классе с успехом было продемонстрировано женским коллективом против одноклассницы. Осознала что игнорирование, как форму агрессии, периодически применяю. Есть над чем поработать.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что такое «агрессия» и как она проявляется у детей разного возраста и пола, что в основном агрессия используется в качестве манипуляции и доминирования. Еще в самой статье был поставлен интересный вопрос: «как зависит уровень агрессии от уровня интеллекта», но к моему сожалению не увидела ответа на этот вопрос. Узнала, что с возрастом агрессия «физическая» перетекает в «словесную», что такой переход непосредственно зависит от реакции взрослых, что если дети не дерутся, то это нормально… Также интересно было бы узнать, какие факторы влияют на формирование агрессии у детей и какую роль играет окружающая среда в данном вопросе. В общем есть, о чем подумать на досуге.
Познавательная статья с точки зрения развития и формирования агрессии у детей. Интересной для меня явилась классификация агрессии. Так, в зависимости от возраста ребенка, сначала инструментальная агрессия как способ достижения цели, не направленный на конкретного человека, а в дальнейшем – личностно-ориентированная, которая формируется в ответ на попытку причинения вреда и которая, видимо, остается в течение всей дальнейшей жизни. Интересно то, что более агрессивные дети, как правило, мальчики, хуже разбираются в намерениях других людей и в нейтральной ситуации ведут себя враждебно. Тем самым, как мне кажется, создается замкнутый круг для ребенка, т.е. окружающие заведомо будут воспринимать его как источник агрессии, ребенок будет чувствовать это отношение и реагировать на любое действие в свой адрес как враждебное. Что касается долгосрочных последствий агрессии в гендерном плане – получается, что человек страдает в той сфере, которая определена ему обществом. Т.е. мужчина должен работать и зарабатывать деньги, а женщина – быть женой и матерью. И проблемы как раз затрагивают основные функции. Причем проблема развода встречается у обоих полов, возможно, как неумение контролировать себя и свое поведение в семье. Также из статьи подтвердила для себя мысль, что мальчики в проявлениях агрессии более активны, но и более прямолинейны, чем девочки. Например, девочки чаще используют социальную агрессию, чем физическую. Хотя становится грустно оттого, что растет количество насильственных преступлений среди девушек. Мы привыкли к тому, что девочки более мягкие, а порой в соцсетях, новостях попадаются сообщения о том, что именно девочки-подростки жестоко избили свою одноклассницу и т.п. Мне всегда в этом случае становится страшно, и от жестокости подростков, и конкретно от противоестественной агрессии девочек, будущих мам, хранительниц семейного очага.
Из этой статьи я узнала, что есть реактивная агрессия, это когда дети действуют агрессивно в ответ на нападения , угрозы или разочарования. И активная агрессия, это когда дети нападают проявляя активную агрессию, используют силу, чтобы доминировать над другим, проявляют к ним агрессию , запугиваются и угрожают, чтобы получить нечто ценное для себя( похоже на манипуляцию).
Узнала, что по мере развития ребёнка агрессия как активная так и инструментальная уменьшаются.
Интересным было то , что те дети которые в процессе взросления использовали реактивную агрессию( то есть защищались или атаковали в ответ) со временем развития , плохо разбираются в людях Т.е. не верно толкуют намерения других людей. Такие же сложности возникают и у очень сильно агрессивных детей.
В статье сказано , что агрессия с младшего возраста перерастает в сложности во взрослой жизни. Если с детства в садике или на детской площадке помогать детям , показывать , И моделировать с ними правильное общение , тогда когда они проявляют агрессию инструментальную , поможет избежать в дальнейшем их взрослении , всех вытекающих из агрессии жизненных проблем .
Благодарю за статью ! Для себя из статьи вынесла 1) Агрессия — поведение направленное на причинение вреда или травмы другому человеку . 2 ) Частота и формы агрессии зависят от возраста 3) Инструментальная агрессия — проявляется чаще всего в саду , виде ссор и применения физической силы для отстаивания своих границ и достижения желаемого 4) Враждебная агрессия ( критика , насилие , обзывание ) проявляется в школьном возрасте . 5) реактивная агрессия — когда агрессия проявляется только в ответ на угрозу 6) Активная агрессия — испрользование силы чтобы доминировать над другими . Биологический фактор стоит на ровне с социальным в роли развитии агрессии . Для себя прояснила , что агрессия это нормальное проявление поведения , но с каждым возрастом она должна меняться . Нормальное проявление агрессии это словесное ее выражение . Я учу использовать своего ребёнка агрессию словесную для защиты его границ .
Из статьи я узнал, что на развитие агрессии влияет генетика и семья. Я знал, что выяснять отношения при ребенке недопустимо. Однажды мы с женой о чем-то спорили и говорили громче обычного, и вдруг наш сын заплакал, я отчетливо видел страх в его глазах. Но я полагал, что все завязано на чувстве безопасности. А тут агрессивность ребенка. Для себя я вынес следующее:
1. Важно быть последовательным в применении наказания за недопустимое поведение.
2. Важно найти грамотное применение родительского контроля — не злопоупотреблять, но и не попустительствовать
3. Не допускать ситуции неразрешенного конфликта, т.к. дети испытывают гнев еще больше, нежели в ситуации с законченным конфликтом.
4. Не конфликтовать при ребенке
Надеюсь, это поможет мне в будущем
Интересно наблюдение о том, что природа агрессивности ребенка эволюционирует с его развитием — от инструментальной, выражаемой в борьбе за игрушки, к личностно-ориентированной, связанной с осознанием мотивации противника. Кроме того, исследователями обнаружен любопытный замкнутый круг: ребенок с агрессивным поведением воспринимает любое действие по отношению к себе как более агрессивное, в то время как реакция на его поведение зачастую действительно более агрессивна. То есть их личный жизненный опыт заставляет их видеть мир более жестоким. Именно поэтому педагоги советуют на действия таких детей реагировать крайне мягко — чтобы сломать этот стереотип. Это особенно важно именно потому, что агрессивность и враждебный взгляд на мир оказываются перманентны в процессе развития и имеют социально-экономические последствия для субъекта.
Спасибо за статью. Прочитала с интересом и узнала о видах агрессии, таких как, инструментальная и личностно-ориентированная или враждебная и как меняется агрессивное поведение от возраста и что активная агрессия так же, как и инструментальная, уменьшается по мере развития.
Педагогу, который работает с подростками важно знать и понимать следующее:
1. Агрессивные мальчики видят мир, как угрожающее и враждебное место, так как они ожидают агрессию от коллектива в ответ на свои действия;
2. Способ агрессии меняется в зависимости от развития ( малыши больше полагаются на физические атаки , а дети, более старшего возраста, лучше владеют навыками общения, в результате чего чаще проявляют словесную агрессию)
3. Агрессия устойчива, как и интеллект.
4. На формирование развития агрессии влияет окружающая среда, наряду с биологическими причинами
Информация о том, что мальчиков-подростков попадает на скамью подсудимых примерно в пять раз больше, чем девочек для мня не новая и настораживает тот факт, что количество насильственных преступлений, которые совершают девушки, растет. В связи с вышесказанным, повышается необходимость в работе по коррекции агрессивного поведения детей.
Интересно было узнать точное определение агрессии. Ожидаемо узнала из статьи, что агрессия стабильна во времени (также как и интеллект). То есть, если в детстве человек был агрессивен, он будет агрессивен и во взрослом возрасте. Интересно то, что в разном возрасте агрессия принимает разные формы. Например, в детском саду малыши дерутся за игрушки, а в средней школе используют больше словесную агрессию или остракизм, чем физические методы воздействия. Исходя из исследований понятно, что мальчики более агрессивны, чем девочки. К тому же, мальчики больше пользуются физическими методами появления агрессии, а девочки — словесными. Но настораживает тот факт, что уровень агрессии у девочек в последнее время растет. То есть, женская агрессия стала также обычна, как и мужская.
Агрессивное поведение все чаще исследуется, так как все чаще агрессивное поведения стало проявляться в обществе и все более массовый характер стало иметь это явление.
Я согласна с авторами, что мальчики более агрессивны, чем девочки. И на это влияет множество факторов. И то, что мальчиков меньше ругают за проявление агрессии, и то, что обществом иногда приветствуется более агрессивное поведение, так как это приписывают к лидерским качествам. А как мы знаем победителям (лидерам) прощается все. Надо быть более агрессивным для того, чтобы добиться большего в жизни. Мальчики должны строить карьеру, а там слабакам не место.
Само то как формируется агрессия определяется тем какие примеры дети видят перед собой. Если в семье принято поддерживать друг друга, то ребенок будет понимать, что агрессивность не сделает счастливым и успешным.
Агрессия формируется тогда, когда ребенок видит, что проявление агрессии может помочь чего-то достичь.
Из статьи узнал о том, какие виды агрессии бывают, о том как эволюционирует агрессия из физической в вербальную, что связано с развитием ребенка. Также кусок с половым различием в агрессии оказался очень интересным, буквально на одном дыхании. Я был большую часть своей жизни агрессивным человеком, в школе я старался напасть первым, чтобы утвердиться, завоевать авторитет у одноклассников, товарищей по команде, присоединялся к коллективному буллингу. Конечно среди пацанов такое поведение поощрялось и приходилось поддерживать нападки на других на должном уровне. Ведь было понимание, что дай я слабину, мне сразу замстят, а быть на месте тех, на кого я агрессировал, мне не хотелось. Я стал менее агрессивным так как у меня улучшился навык саморефлексии, что позволяет мне действовать больше реактивно, те демонстрировать агрессию, только при нападении на меня, и то не физически.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что в разном возрасте у детей агрессия проявляется по разному. В детском саду агрессия служит для отстаивания личного пространства и называется инструментальной, в школьном личностно-ориентированной. Так же агрессию разделяют на реактивную и активную. Удивило, что агрессия проявляется по гендерному признаку — у мальчиков и девочек агрессия проявляется по разному. Мальчики склонны к открытой агрессии, в то время как девочки применяют более пассивные методы (например, остракизм). Очень интересным фактом было то, что если ребёнок в 8-10 лет был агрессивным, то и во взрослом возрасте это остаётся как у девочек так и у мальчиков. Те дети, у которых агрессия сильно выражена, чаще всего вырастают преступниками и несчастными людьми. Создать счастливую семью у таких людей тоже не получается, а, следовательно, страдают и их дети, которые тоже в свою очередь подвергаются насилию, и эту цепь очень трудно прервать. Исходя из сделанных исследований, агрессивное поведение закладываться в детстве, и если его поощрять, то последствия могут быть непредсказуемыми. Меня удивило, что агрессия так же устойчива как интеллект, поэтому её надо пресекать как у девочек, так и у мальчиков, чтобы снизить её уровень по мере взросления.
Судя по описанному в статье агрессия воспринимается исключительно как негативное явление, которым в большинстве своем и является, однако , на мой взгляд не учтены варианты, когда контролируемая агрессия имея верный выход приносит пользу человеку, при этом не наносит никакого вреда другим и обществу в целом. Таким примером может послужить например спортивная злость, агрессия в данном случае направлена не на конкретного человека или общество, а на достижение результата, даже если причиной этого является банальная зависть из разряда «почему он лучше меня?», направленная в верное русло, контролируемая агрессия способствует прогрессу, а не разрушению. Таким образом можно сделать вывод, что сама по себе агрессия это не сугубо негативное явление и тем более ее не стоит подавлять и рубить на корню у детей, агрессию необходимо с малых лет учиться контролировать и направлять в созидательное русло, а не выплескивать на окружающих.
Спасибо за статью! Из статьи я узнал, как агрессия развивается в раннем детстве и как она трансформируется с возрастом человека. В дошкольном возрасте агрессия имеет инструментальный характер и направлена на обладания предметом. В школьном возрасте агрессия переходит на другой этап и личностного характера, при этом из физической агрессии она переходит в словесную. Так же для меня было познавательно узнать, как агрессия влияет на жизнь человека. Дети, которые в раннем возрасте проявляли агрессию во взрослой жизни чаще были безработными, попадали в места заключения, и имели минимальные достижения в жизни. Так же я узнал, что мужская стратегия агрессии отличается женской. Если мужчины больше проявляют физическую агрессию, то женщины моральную т.е стратегию холодной войны.
Узнал, что агрессивное поведение зависит от возраста, что некоторые дети не могут понять агрессивно ли к нему относятся или нет, так как он сам является агрессивным.
Также узнал, что мальчики более агрессивные чем девочки.
Впечатлило, что агрессивный ребёнок воспринимается всё агрессивно. Получается, что любой контакт он будет изначально воспринимать в штыки, а уже потом, если так сказать , втереться в доверие, то нормально.
Но тем самым разрушается та ещё не стабильная коммуникативная способность ребёнка.
Познакомился с понятием агрессия. Приведение такого понятного примера при расшифровки агрессии может в дальнейшем пригодиться, для разъяснения и донесения
такого понятия детям.
Эта информация применима к пониманию взаимодействия с детьми. То есть, тогда когда мы взаимодействуем с ребёнком и он нас сразу воспринимает в штыки,
хотя со стороны мы ему ничего не сделали, тогда можно обратить внимание на уровень его агрессии.
Натолкнуло на идею рефлексии на эту тему.
Из статьи узнала определение агрессии — это действия, намеренно направленные на причинение вреда, травмы, боли другому человеку.
Также узнала, что у детей сильно выражена инструментальная агрессия — когда агрессия является инструментом для достижения цели или отстаивания границ. В детском саду это просматривается напрямую, когда ребенок дерется, машет руками, отбирает, в школе уже словесно — критика, насмешки. И это уже называется личностно-ориентированная агрессия, так как школьники в большинстве случаев уже способные определять намерения другого человека.
Интересным показался факт, что агрессивные дети видят в других детях больше агрессии, чем спокойные. То есть видят в других то, что есть в них. В исследовании это объяснили так: агрессируя на других, они получают агрессию в ответ. В итоге складывается определенный опыт, которому они доверяют. Я слышала теорию, что самые агрессивные — это самые несчастные. Ответив на их агрессию спокойно, можно изменить их восприятие.
Также узнала, что агрессия устойчива. Агрессивные в детстве дети часто вырастают в агрессивных взрослых, преступников и нарушителей. Они более раздражительны, чаще разводятся.
Поэтому делаю вывод, что с самого детства нужно обращать внимание на поведение и реакцию ребенка, работать с этим. И конечно же показывать своим примером, как правильно. Ведь ребенок в большинстве случаев будет проявлять агрессию так, как его родители.
Из статьи я узнал, что агрессия бывает разной: инструментальной у маленьких детей, позже — личностно-ориентированной, также переходит из физической в вербальную форму у школьников. Я подумал о том, что в нашем обществе, как и в школах, вербальная агрессия практически ненаказуема, даже в судебной практике. В Интернет-общении она вообще в порядке вещей. Также агрессия бывает активной и реактивной. БОльшая часть проявлений агрессии связана с тем, что человек неспособен определять намерения других людей. Я подумал о том, что агрессия — выражение страха, а страх — результат незнания. То есть я не знаю, что ожидать от окружающих, от этого боюсь, от этого агрессивен. И снова я нахожу подтверждение того, что знание побеждает незнание. В этом ключе, чтобы снизить агрессивность у своей дочери, я могу помочь ей в развитии понимания других людей. Я могу рассказать ей, что происходит с людьми вокруг, почему они так себя ведут. Она успокоится и сможет действовать более рационально.
Никогда не был агрессивным ребенком, ни в школе, ни детском саду. Это в какой-то мере была моя отличительная черта. Я старался быть безконфликтным и не попадать в ненужные проблемы. Хорошо ли это? Я даже не знаю. Иногда возникает ощущение, что моя скрытая, спрятанная агрессия не находила выход, так как не очень уверен, что отсутствие агрессии было чертой хартера. Возможно она просто была подавлена, но была внутри. И сейчас, мне иногда кажется, что агрессия во мне находится в виде не реализованного права. То есть, она была, но проявить я ее не мог, а потом и вовсе стал думать, что я не агрессивен. Так что, если раньше мне нравилось, когда обо мне ребенком говорили, что я был тихим и спокойным, то теперь я думаю…..а я ли это был? Или меня таким сделали, не давая возможности проявлять свои чувства. Тем более, если бы я был не агрессивен, то это в принципе не проявлялось. А это проявляется, да еще так, что я чувствую непомерную злобу, ну и соответсвенно мои слова обычно в этот момент — очень злые. Спасибо за статью, очень интересная для самоанализа, как всегда)
На мой взгляд статья раскрывает тезис или одно из утверждений, что »Агрессия порождает агрессию». Т.е искажается восприятия агрессивного человека, для которого намерения других, воспринимаются как враждебными и несущие в себе угрозу. Подтверждаются такие опасения, реакцией окружающих на агрессивное поведение. Такая своего рода защита от своей же уязвимости в виде страхов и не уверенности, которая проявляется в постоянной готовности напасть.
Интересно, что склонность и проявление агрессии в детстве в определенном возрасте, может развиться в черту характера человека тем самым определив уровень качества жизни (конфликты, насилие, разбои и т.д.).
Настораживает, тот факт, что среди девочек увеличивается проявление агрессии в различных ее формах и поддерживается в социуме через СМИ, интернет и другие источники.
Как я поняла из статьи, что агрессия в детском возрасте из за вещей и игрушек, так называемая инструментальная перерастает в школьном возрасте в личностно ориентированную. Самое интересное, что агрессия оказывается не исчезает совсем с взрослением ребёнка. У взрослых она перерастает в преступление. Хотелось бы побольше узнать , почему например более агрессивные дети видят в отношении к себе только агрессию ? Что послужило этому причиной , копирование поведения в родительской семьи или пережитая травма в детстве со стороны людей? В статье больше описана эволюция развития агрессии, а хотелось больше узнать о ее возникновении. Ещё , как я поняла, агрессию , точнее форму ее проявления стимулируют взрослые. Например не обращая внимания на словесную, но пресекая физическую. Хорошо, что в статье отмечена словесная агрессия. Ингода игнорирование гораздо больше вреда приносит человеку, чем физическая. Я считаю из за того, что не понятно сколько она продлиться по времени и не явное ее проявление, как физическое. Как то раньше я не относила такое поведение к агрессии. Интересен ещё тот факт, что агрессивные девушки выходят замуж за мужчин с низким профессиональным уровнем. Для себя отметила , что чем спокойней женщина, тем более профессиональней с ней мужчина.
Агрессия – естественное проявление поведенческих реакций человека. Именно агрессия помогла человечеству выжить и стать доминирующим видом существ на земле. Само слово происходит от латинского «нападать». Разве не этим отличается вся история развития человека? Люди нападали на других животных, чтобы добывать пищу или защищаться; на природу, чтобы делать свою жизнь комфортнее. Наконец, на других людей, чтобы тоже удовлетворять свои потребности в лучшей жизни. Лишь с достижением определенного стабильного уровня благосостояния и безопасности в целом, человечество стало социально осуждать проявление агрессии, и то только при ее чрезмерном проявлении.
Из статьи узнал, что агрессия различается как по направленности (инструментальная и личностно-ориентированная), так и по форме проявления (активная и реактивная). Интересно, что склонность к проявлению активной агрессии, несмотря на ее более «нежелательную», с точки зрения морали, природу, позволяет человеку более адекватно оценивать намерения окружающих в отношении него, нежели чем те, кто склонен лишь к реактивной агрессии.
Также отметил для себя, что склонность к проявлению агрессии сохраняется с возрастом и влияет на их социальное благополучие в дальнейшей жизни, причем как у мужчин, так и у женщин, только в разных сферах. В общем, агрессию, как и любое другое инстинктивное проявление психических реакций, необходимо учиться понимать и контролировать.
Благодарю за интересную статью. Очень интересно было прочитать именно про гендерные различия агрессии. То, что мальчики более агрессивнее, чем девочки довольно понятно и логично. От мальчика больше ожиданий с самого детства. В большинстве случаев, в детстве, мальчики слышат одну фразу : «что ты плачешь, ты что, девочка?» думаю с этого и начинается все. Мальчики поэтому и принимают более агрессивно ситуации, недели девочки. По поводу зависимости агрессии от интеллекта, очень интересный вопрос. Я считаю, чем развитее человек, тем меньше в нем появляется такая черта, как агрессия. А вот про эксперимент с устойчивостью агрессии очень интересен, я не думала, что агрессия детства может так глубоко отпечататься на жизнь человека, то есть я рассчитывала на то, что на ребёнка, по степени его взросления, влияют например родители и это может поменять степень его агрессии со временем, но как показывает эксперимент, ничего не влияет, если агрессия уже ярко-выражена, как я понимаю.
Агрессия обычно определяется как поведение, намеренно направленное на причинение вреда или травмы другому человеку. Но обычно я и любой другой человек, за исключением психопата, не ставит себе такую цель. Я скорее хочу вернуть свою игрушку, защитится, восстановить справедливость и т.п. В этом как раз и ее привлекательность. Быстро здесь и сейчас решить этот вопрос. В статье наглядно показывается к чему может привести такое поведение, демонстрируемое с детства. В лучшем случае останешься один со своим скверным характером, в худшем будешь судим. По своему опыту вижу как мои агрессивные одноклассники в основной массе стояли на учете в милиции и в жизни ничего путного не добились. И в следующий раз отец должен задуматься, когда воспитывает в сыне настоящего мужика и поощряя его агрессивное поведение.
Всегда казалось, что одним из основополагающих факторов проявления агрессии у человека является биологический, т.е. генетический. Как говорится: от осинки не родятся апельсинки. И как правило этот генетический фактор подкреплен и дальнейшей окружающей средой в большинстве случаев.То есть рождение ребенка в неблагополучной семье, где родители общаются в форме скандалов или обезьянней форме, уже изначально предполагает то, что ребенок будет видеть все ругательства и будет их впитывать с детского возраста.Таким образом, большинство случаев проявления агрессии в деструктивной форме — это следствие родительского воспитания и среды. И как правило на это еще откладывают отпечаток улица и школа.
Для меня в этой статье были новыми понятия инструментальной и лличностно-ориентированной агрессии. Как и в прошлой статье про саморегуляцию, так и здесь про агрессию речь идет о постепенной трансформации агрессивного поведения у детей в зависимости от развития. Также имеет значение пол. Если мальчики более вспыльчивы, то девочки проявляют скрытую агрессию. Еще меня зацепило в статье, что более агрессивные мальчики видят враждебное отношение в окружающем мире больше, чем их менее агрессивные сверстники. У меня на этот вывод всплыла история из школьного детства, когда у нас в классе учился такой агрессивный мальчик Дима. Вроде бы отношение к нему было такое же, как и ко всем, но он постоянно защищался — мог психануть по непонятной причине или выругаться. Поэтому все учителя старались его посадить на последнюю парту. А когда появились Тамагочи, Дима так привязался к этой игрушке, что даже истерику закатил, когда на уроке учитель попросил не играть в эту игрушку. Интересно, как сложилась судьба Димы.
Из статьи узнала, что агрессия это намеренное причинение вреда здоровью или имуществу. Агрессия имеет стадии развития — дети в детсадовском возрасте используют агрессию как инструмент для завладения понравившейся игрушки — инструментальная агрессия. Различают также активную — когда нападение используется в более старшем возрасте осознанно для доминирования над другими или рективную агрессию, когда проявляется агрессия как реакция на нападение или разочарование. С удивлением узнала, что агрессивные дети с возрастом имеют больше шансов стать преступниками, выйти неудачно замуж и стать е самыми лучшими матерями. Кроме того, удивило то, что агрессивные люди воспринимают мир как угрожающий и враждебный. Мне сразу вспомнился мальчик лет 8 с соседнего двора, который всегда злой и агрессивный, а недавно я увидела, как он прятал металлический прут под машину, даже страшно представить как он собирается его использовать.С нетерпением жду следующие статье об агрессии.
Из статьи я узнал о существовании различных видов агрессии. Чтение статья познакомило меня с новым термином – социальный остракизм. Оказывается, игнорирование одного из членов группы так же является одной из стратегии агрессивного поведения. Могу согласиться с тем, что мальчики агрессивнее, чем девочки в целом. Однако меня пугает тенденция к увеличению агрессии и жесткости среди девочек. Хотя это растёт общий уровень агрессии в обществе. Думаю, это может быть реакцией организма на окружающую среду. Я иногда ловлю себя на мысли, что моё поведение в некоторых ситуациях может быть избыточно агрессивным. Осознаю я это, когда вижу на более спокойную реакцию другого человека в схожей ситуации. И вижу, что данная реакция воспринимается окружающими без нарастания конфликтности. Поэтому стараюсь отслеживать у себя проявление избыточной агрессии.
Спасибо большое за статью!
Данная статья — кладезь ценной и актуальной информации. В фильме джентельмены один из главных героев сказал, что «дети бутузят, а взрослые умом меряются». Действительно, это так. Как и сказано в статье, с возрастом у людей становится более развитый интеллект, что дает им способность решать конфликты словами. Одна в школе всегда агрессивные дети, в основном мальчики. В моем классе тоже был такой. Он был очень сильный, выше среднего, крупный и настоящий задира. Тех ребят, что были слабее или просто интровертов он валил, ложился на них, приставал, избивал. Вообще не за что. Они ему ничего не делали. От чего-то сам защищался, видимо.
Также в заключительной части статьи сказано, что более агрессивные в детстве больше разводятся и оказываются на скамье подсудимых. Это очень важный факт, который помогает, например, родителям с особым вниманием взглянуть на эту проблему, если она есть.
Насколько я помню свое детство, я была скорее агрессивным ребенком. Могу отметить, что моя агрессия детская просматривается и во взрослом возрасте, я связываю это с раздражительностью. У меня пока нет детей, но судя по выводам в данной статье я буду проявлять себя как вспыльчивая мать, а значит мои дети будут ощущать этот мир как враждебный и использовать реактивную агрессию в отношении меня и активную в отношении сверстников, так как не смогут достоверно понять мотивы и намерения других людей.Сегодня я узнала интересную закономерность, которая проводит параллель между моей раздражительностью и отсутствием собственного действия, то есть раздражение направлено в общем-то на себя, а не на близких людей, которые страдают ни за что.
Из статьи я узнала , что агрессивны — это намеренное действие . Так же узнала , что ее делят на типы .
Прочитав статью , я стала вспоминать себя в детстве . Я вот вообще не помню , чтобы спорила с кем-то из-за игрушек . Да и родители не рассказывали такого . Я , наоборот помню , что всегда всем давала играть в свои , тк у меня их было больше и лучше , чем у других детей , в следствии того , что папа много ездил за границу по работе . В своей двоюродной сестре я вообще дарила свои игрушки . Видела ли я агрессивных детей ? Да видела . И мне не хотелось с ними общаться . Как-то меня пригласили на день рождения девочки близняшки со двора . Я им подарила двух одинаковых кукол , мы их с мамой долго выбирали , мне они казались очень красивыми . А они уже в разгаре праздника покрывали с них платья и оторвали им голову . Больше я с ними не дружила .
Считаю данную статью очень позновательной,после ее прочтения у меня в голове появилось гораздо больше информации касаемо агрессии у детей и каким образом она проявляется в различном возрасте. Меня удивило , что количество насильственных преступлений гораздо выше совершается прекрасным полом , а не мужчинами- вот она статистика на лицо. Познакомился с таким психологическим понятием как остракизм (игнорирование одного из членов группы) вместо прямой конфронтации, это очень страшная методика воздействия на человека в группе, в юношеские года я ее наблюдал.В профессиональном и личностном плане , я для себя отметил, что если энергию ребенка направлять в нужное русло и максимально убрать не конструктивную агрессию , о в дальнейшем из него вырастит замечательный человек , который достигнет гораздо больших высот, чем агрессивный. Главной и идеей считаю агрессию нужна, но она должна быть в меру. Спасибо.
Спасибо за статью! Впервые слышу об исследованиях агрессивного поведения которые наблюдают за людьми с их раннего возраста, до так сказать 30 лет и более. Я увидел, что склонность к агрессивным формам поведения стабильна и не слишком меняется в процессе взросления, однако изменения возможны. Это зависит от социального контекста и норм поведения группы. Так же я увидел, что склонность к агрессии влияет на дальнейшую судьбу человека во взрослой жизни. Частая смена работы, супруги с более низким заработком и социальным статусом т.д. Что казалось бы логично, однако я всегда думал, что более агрессивные и пробивные люди должны по идее добиваться больших результатов и т.д. (хотя, что касается семьи дело шло все таки о женщинах).И так же я увидел, что тот кто транслирует агрессию так же и провоцирует её у окружающих.