Агрессия рассматривается социумом как нежелательное, но распространенное явление. На протяжении десятилетий психологи ломали голову над моральным аспектом агрессии. Почему одни дети нападают на других? Как такое поведение меняется с возрастом? Какую роль играют семьи, сверстники и средства массовой информации в развитии агрессии? Наконец, как можно уменьшить агрессию?

Что такое агрессия?

Агрессия обычно определяется как поведение, намеренно направленное на причинение вреда или травмы другому человеку. Такое определение помогает нам не называть стоматологов, хирургов или даже родителей агрессивными, только потому что они могут причинять боль другим людям. Очевидно, что причинение боли не является целью их действий.

Развитие агрессии

Частота и форма агрессивного поведения зависит от возраста. Это хорошо заметно при наблюдении за поведением детей в детском саду и в начально школе. Дети в детском саду не только проявляют больше агрессии, но и с большей вероятностью ссорятся и сражаются за игрушки и прочее имущество. Другими словами, агрессия является для них инструментом в достижении цели и отстаивании границ. Такой вид агрессии называется инструментальный. Ученики начальной школы проявляют агрессию по-другому. Они используют более личностно-ориентированную или враждебную агрессию, такую как критика, насмешки, драки, обзывания или словесное неодобрение (Hartup, 1974). Переход от инструментальной агрессии к личностно-ориентированной агрессии может быть частично обусловлен способностью детей старшего возраста определять намерения и мотивы нападавших (Ferguson & Rule, 1980). В этом случае дети уже осознают, что другой человек хочет причинить им вред и, скорее всего, нанесут ответный удар путем прямого нападения на мучителя, а не путем косвенного нападения на имущество агрессора.

С возрастом наблюдаются явные улучшения в способности детей определять намерения других людей. При этом не все дети делают это одинаково хорошо. Некоторым из них, особенно очень агрессивным, трудно судить о намерениях своих сверстников. Согласно Dodge (1985), это очевидно в ситуациях, когда намерения одного ребенка по отношению к другому не являются явно агрессивными или, наоборот, позитивными. В такой ситуации мальчики, которых одноклассники оценивают как агрессивных, скорее всего, будут реагировать враждебно. То есть они воспринимают нейтральную ситуацию так, как будто по отношению к ним проявлена агрессия. Дело в том, что агрессивные мальчики видят мир, как угрожающее и враждебное место. Они видят в действия других людей больше злости и агрессии, чем их менее агрессивные сверстники. В одном исследовании обнаружили (Dodge and Frame,1982), что предвзятые взгляды агрессивных мальчиков могут иметь некоторую основу в реальности. Дело в том, что в ответ на свое поведение они чаще получают более агрессивные атаки, чем их неагрессивные ровесники. Это говорит о том, что «предвзятое приписывание агрессии мальчикам может основываться на их жизненном опыте. Они ожидают агрессию от коллектива в ответ на свои действия» (1982, стр. 28).

Существует второе различие между типами агрессии. Некоторые дети действуют агрессивно только в ответ на нападение, угрозы или разочарование. Эти дети проявляют реактивную агрессию. Другие дети, наоборот, проявляют активную агрессию. Они используют силу, чтобы доминировать над другим, проявлять к ним агрессию, запугивать и угрожать, чтобы получить нечто ценное для них. Активная агрессия так же, как и инструментальная, уменьшается по мере развития.

Неверное толкование намерений других людей чаще всего проявляется среди мальчиков, которые проявляют реактивную агрессию. В то время, как активно агрессивные дети (хулиган на игровой площадке) с меньшей долей вероятности могут неправильно истолковать намерения партнера (Dodge & Coie, 1987).

Способ агрессии меняется в зависимости от развития. Малыши больше полагаются на физические атаки. Дети, более старшего возраста, лучше владеют навыками общения, в результате чего чаще проявляют словесную, а не физическую агрессию (Parke & Slaby, 1983). Эти сдвиги в развитии стиля выражения агрессии обусловлены не только повышением вербальных навыков, но и изменениями в ожиданиях и правилах взрослого окружения. Большинство родителей и учителей становятся менее терпимыми к физической агрессии по мере взросления детей, в то время как на словестные баталии почти не обращают внимания.

Наконец, ученые поставили 2 вопроса:

  1. Насколько стабилен уровень агрессии по мере взросления человека?
  2. Зависит ли агрессия от уровня развития человека?

На самом деле агрессия так же устойчива, как и интеллект. Исследования показали, что как для мужчин, так и для женщин агрессия выглядит умеренно стабильной (Olweus, 1979, 1982). Для обоих полов стабильность выше в более короткие промежутки времени; с увеличением времени между точками оценки степень стабильности уменьшается. Более раннее продолжительное исследование (Kagan & Moss, 1962) обнаружило большую стабильность агрессии в группе мальчиков. Однако, было отмечено, что девочки также начинают проявлять стабильность в агрессивном и напористом поведении. Возможно, что это связано с изменением общественных ценностей. Через 22 года от начала эксперимента было выявлено, что агрессия демонстрирует умеренную степень согласованности и имеется взаимосвязь между агрессивным поведением в детском возрасте и преступным поведением во взрослом возрасте. В последующем исследовании (Huesmann, Eron, Lefkowitz & Walder, 1984) участвовали более 600 человек. Хьюсмен и его коллеги установили, что те, кто вел себя более агрессивно в возрасте 8-ми лет, продолжали вести себя аналогичным образом в 30-ти летнем возрасте. Мальчики, которых сверстники в детстве оценивали, как более агрессивных, с большей вероятностью имели судимости за жестокое обращение с супругом, нарушением правил дорожного движения и вождение в нетрезвом виде.

Однако ранняя агрессия может иметь различные долгосрочные последствия для мужчин и женщин. Сорокалетние мужчины, которые в возрасте 8- 10 лет были оценены, как имеющие скверный нрав, не имели постоянной работы или их работа была хуже, чем у их родителей, а также имели более высокий процент разводов (Caspi, Elder, & Bem 1987). Женщины, которые в детстве были оценены, как раздражительные, выходили замуж за мужчин с низким профессиональным уровнем. Помимо этого, они оказались более склонны к разводу и проявили себя, как вспыльчивые матери (Caspi et al., 1987). Ясно, что история агрессии и скверного поведения затрагивает как мужчин, так и женщин, но затрагиваемые области (работа или воспитание детей), различаются в зависимости от пола.

Половые различия в агрессии

Одним из наиболее поразительных аспектов развития агрессии является различие полов в данном вопросе: мальчики в детском саду чаще провоцируют и чаще участвуют в агрессивных инцидентах, чем девочки (Maccoby & Jacklin, 1980). Perry, Perry & Boldizar, 1990). Агрессивные модели мальчиков и девочек различаются и по другим важным причинам: мальчики чаще подвергаются нападениям после нападения, чем девочки (Darvill & Cheyne, 1981). Агрессия более вероятна, когда в нее вовлечен мальчик, а не девочка. (Barrett, 1979). Более того, мальчики одобряют агрессию больше, чем девочки (Huesmann, Guerra, Zelli & & Miller, 1992). Они ожидают менее негативной самооценки и неодобрения со стороны родителей за агрессивное поведение, чем девочки (Perry, Perry, & Weiss, 1989). Тем не менее, девочки могут использовать другие агрессивные стратегии. Например, именно девочки седьмого класса, использовали социальный остракизм (игнорирование одного из членов группы) вместо прямой конфронтации. Исключение людей из социальных групп усиливалось как агрессивная стратегия по мере того, как девочки вступали в подростковый возраст (Кернс, Кернс, Некерман, Фергюсон и Гарипи, 1989). Отмеченные различия в проявлении агрессии между мужским и женским полом остаются и в подростковом и взрослом возрасте. За насильственные преступления (убийство, грабежи, нападения при отягчающих обстоятельствах) мальчиков-подростков попадает на скамью подсудимых примерно в пять раз больше, чем девочек. И в то же время, количество насильственных преступлений, которые совершают девушки, растет (Cairns & Cairns, 1985; Schlossman & Cairns, 1993).

Широкий набор факторов влияет на формирование развития агрессии. Окружающая среда в данном вопросе выступает наряду с биологическими причинами. В дальнейшем  мы рассмотрим значимость каждого из них.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, агрессия у подростков, драки у детей, почему ребенок дерется, причины возникновения агрессии

Доступно для скачивания:

Оставайтесь в курсе и на facebook