Творчество происходит, когда задействованы все участки мозга, а не только одно полушарие
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
— «Правое полушарие отвечает за творчество» — это миф. В творчестве участвует весь мозг.
— Исследование, проведенное с помощью фМРТ, выявило общемозговую «цепь творчества», объединяющую множество областей.
— «Разблокировка» лобных долей может высвободить творческое мышление.
Десятилетиями в поп-культуре господствовала идея о том, что правое полушарие мозга отвечает за творчество. Утверждалось, что все люди либо «правополушарные» (творческие, интуитивные), либо «левополушарные» (логические, аналитики). Но современная нейронаука, основанная на фМРТ, продолжает развенчивать этот миф.
Недавнее исследование нейровизуализации (Kutsche et al., 2025), проведенное в больнице Mass General Brigham Гарвардской медицинской школы и опубликованное в журнале JAMA Network Open, показывает, что творчество не ограничивается лишь одним полушарием мозга.
Напротив, оно возникает благодаря сети, охватывающей множество областей мозга. Это открытие XXI века меняет наше представление о творческом мышлении и имеет важные последствия для образования, художественных программ и, возможно, даже искусственного интеллекта.
Мы хотели ответить на вопрос: «Какие области мозга являются ключевыми для творческих способностей человека и как это связано с последствиями травм мозга?» — отмечает соавтор исследования Исайя Клетеник в пресс-релизе, опубликованном в феврале 2025 года. «Мы обнаружили, что многие сложные формы человеческого поведения, такие как творчество, не связаны с определенным участком мозга, но связаны с определенными мозговыми цепочками», — добавляет соавтор исследования Майкл Д. Фокс.
Откуда взялся миф о правом полушарии?
Теория левого/правого полушария мозга берет свое начало в ранних исследованиях травм головного мозга в 1960-70-х годах. Исследователи заметили, что повреждение левого полушария головного мозга часто приводит к аналитическим трудностям, в то время как повреждение правого влияет на способность к пространственному мышлению и творческому самовыражению. Это привело к чрезмерно упрощенному мнению о том, что логика заложена в левом полушарии, а творчество и воображение — в правом.
Эта идея стала популярной в книгах, личностных тестах и руководствах по самопомощи, укрепляя представление о том, что одни люди более «правополушарные», а другие — более «левополушарные». Но с тех пор нейронаука доказала, что мозг работает не так упрощенно.
Вместо того чтобы полагаться на одно полушарие, творчество происходит, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции и абстрактное мышление.
Удивительная связь между травмами мозга и творчеством
В новейшем исследовании в 2025 году по картированию мозга были проанализированы нейроизображения 857 участников, чтобы точно определить, какие области активизируются во время выполнения творческих задач, таких как рисование, письмо и сочинение музыки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что творческие способности возникают в результате работы всего мозга, а не только правого полушария.
Один из самых интересных выводов этого исследования заключается в том, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей. В частности, исследователи обнаружили, что повреждение правого лобного полюса префронтальной коры, который помогает регулировать самоконтроль мыслей, часто ассоциируется с увеличением творческой отдачи. «Чтобы быть творческим человеком, вам, возможно, придется отключить своего внутреннего критика, чтобы позволить себе находить новые направления и даже совершать ошибки», — считает Клетеник.
В книге «Евангелие релаксации» (1911г.) гарвардский профессор философии и психологии Уильям Джеймс посоветовал людям «снять зажимы с интеллектуальных механизмов» и освободить разум, утверждая, что чрезмерный самоконтроль подавляет весь потенциал мозга. Спустя столетие его советы кажутся пророческими в свете новых исследований (2025г), связывающих снижение активности в определенных областях префронтальной коры головного мозга с повышенной креативностью.
Современная нейровизуализация позволяет предположить, что расслабление жестких исполнительных функций способствует более творческому когнитивному состоянию — поощряет свободные ассоциации, свежие идеи и сверхтекучее мышление, что подтверждает столетнюю веру Джеймса в то, что ослабление ментальных ограничений может улучшить определенные виды познания.
Когда эта область самоконтроля нарушена, лобные доли как бы «разжимаются» таким образом, что творческий потенциал становится менее заторможенным, позволяя мыслить свободно и нестандартно. Этот феномен наблюдался у:
— У людей, переживших инсульт, внезапно проявляются художественные таланты.
— У пациентов с травматическими повреждениями мозга, которые демонстрируют усиленное дивергентное мышление.
— Люди с фронтотемпоральной деменцией, которые иногда испытывают всплеск творческого самовыражения.
Эти случаи подчеркивают, что творчество — это не только генерирование идей, но и отказ от их переосмысления или фильтрации.
4 способа раскрыть творческие способности вашего мозга
Поскольку творчество связано с широким спектром мозговых цепочек, его можно разблокировать с помощью широкого спектра действий. Доказательные исследования показывают, что мы можем повысить креативность, выполняя следующие действия:
- Уменьшить самоцензуру. Исследования по картированию мозга показывают, что отключение самоконтроля повышает творческий потенциал. Деятельность, поощряющая спонтанное мышление: мозговой штурм, рисование или упражнения на свободное ассоциирование – все это поможет обойти ментальные фильтры.
- Двигайте телом. Физическая активность, особенно аэробика, бег или танцы, задействуют множество областей мозга и повышают когнитивную гибкость. Исследования показывают, что телодвижения помогают зажечь свежие творческие идеи.
- Попробуйте медитацию или осознанность. Было доказано, что медитация успокаивает лобный столб, уменьшая чрезмерную задумчивость и позволяя мыслить более плавно и творчески. Исследования связывают практику осознанности с улучшением дивергентного мышления.
- Ослабьте ментальный захват. Освободите свой разум от жесткого мышления, выполнив следующие действия, которые помогут раскрыть творческий потенциал:
— Играйте со спонтанностью: импровизируйте на музыкальном инструменте, пишите в свободном стиле или рисуйте.
— Разбейте привычные шаблоны: чистите зубы другой рукой, ходите домой по другому маршруту или готовьте, не следуя рецепту.
— Занимайтесь открытым решением проблем: решайте головоломки, загадки или упражнения на развитие латерального мышления с несколькими вариантами решения.
Составление карты творчества расширяет горизонты
Образовательные системы часто отделяют «творческие» предметы, такие как искусство и музыка, от «логических», таких как математика и естественные науки. Но признание творчества как процесса, который задействует весь мозг, предполагает, что педагогика должна сочетать разные дисциплины для раскрытия творческого потенциала. Например, интегрировать рассказ в точные науки или использовать визуальные образы в математике.
Эти выводы также имеют значение для здоровья мозга. Сопоставив креативность с нейронной сетью всего мозга, ученые смогут разработать новые методы лечения, чтобы сохранить или усилить творческие способности у людей с неврологическими заболеваниями.
Попрощайтесь с мифом о правом полушарии мозга
Миф о том, что творческие способности присущи только правому полушарию, был развенчан. Последние исследования (2025 г.) показывают, что творческие способности развиваются благодаря общемозговым схемам, которые объединяют память, решение проблем, эмоции и гибкое мышление.
«Мы все больше узнаем о нейроразнообразии и о том, как изменения в мозге, которые считаются патологическими, могут в некотором роде улучшать работу», — заключил Клетеник. «Эти результаты помогают нам лучше понять, как схема нашего мозга может влиять на творчество и высвобождать его».
В следующий раз, когда вы почувствуете, что застряли или ждете момента «Эврика!», вспомните, что творчество не ограничивается одной частью мозга. Участие в мероприятиях, способствующих задействованию всего мозга, бросающих вызов рутинному мышлению, поощряющих спонтанность и соединяющих, казалось бы, несвязанные идеи, может увеличить шансы на творческий прорыв.
Оригинальная статья: Christopher Bergland — Where Creativity Actually Happens in the Brain, March 2025
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, творчество, нейронаука, креативность, правое полушарие мозга
Спасибо за статью! Данная статья о роли полушарий мозга в творчестве поднимает важные вопросы, которые пересекается с нейронаукой, психологией и даже философией. На протяжении многих лет общество считало, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое — за логику. Эта бинарная концепция, основанная на ранних исследованиях травм мозга, оказалась слишком упрощенной и не отражает реальной сложности работы человеческого мозга. Современные исследования показывают, что творчество — это результат взаимодействия множества областей мозга, а не привязанности к конкретному полушарию. Интересно, что исследования показывают: некоторые травмы мозга могут даже способствовать развитию творческих способностей. Это открытие ставит под сомнение традиционные представления о том, как мы воспринимаем креативность и её источники. Повреждение определенных участков мозга может привести к снижению самоконтроля, что, в свою очередь, позволяет людям проявлять больше свободы в своих мыслях и идеях. Это создает условия для возникновения новых, нестандартных подходов к решению задач и самовыражению. Уже в начале 20 века Джеймс поднимал вопрос о важности освобождения разума от излишнего контроля. Его идеи о том, что «зажимы» в интеллектуальных механизмах мешают раскрытию потенциала, находят новое подтверждение в современных нейронаучных исследованиях. Это подчеркивает необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию: вместо того чтобы поощрять строгое следование правилам и логике, стоит развивать способность к свободному мышлению и экспериментированию.
Таким образом, результаты современных исследований открывают новые горизонты для понимания творчества. Они могут изменить подходы в образовании, где вместо акцента на разделении учеников на «правополушарных» и «левополушарных» следует сосредоточиться на развитии целостного мышления. Это также может повлиять на методы работы с людьми, пережившими травмы мозга, открывая новые возможности для реабилитации и самовыражения.
В заключение, важно осознавать, что креативность — это не просто характеристика отдельных людей, но и сложный процесс, зависящий от взаимодействия различных областей мозга. Это открытие не только развенчивает мифы, но и вдохновляет на новые подходы к обучению и пониманию человеческой природы.
Спасибо за статью! Она действительно перевернула мое представление о природе творчества и работе мозга. До этого момента я, как и многие другие, под действием популярной культуры верил в разделение функций между левым и правым полушариями – логика и анализ у одного, творчество и интуиция у другого. Идея о том, что «я больше правополушарный» или «он — левополушарный», казалась мне вполне разумной и даже объясняла некоторые особенности характера и мышления людей.
Статья убедительно опровергает этот миф, опираясь на современные нейровизуализационные исследования (фМРТ). Особенно впечатлило открытие о существовании «общемозговой цепи творчества», объединяющей множество областей мозга. Это говорит о том, что творческий процесс – это результат сложной и скоординированной работы различных участков мозга, а не просто активация одной конкретной области или полушария. Понимание того, что для проявления креативности необходима гармония между интуицией, памятью, решением проблем, эмоциями и абстрактным мышлением, кажется мне ключевым моментом.
Меня заинтриговала информация о том, как теория левого/правого полушария возникла из ранних исследований травм головного мозга в 1960-70-х годах. Понятно, что наблюдаемые последствия повреждений определенных областей привели к упрощенным выводам, которые затем были популяризированы и закрепились в массовом сознании. Это хороший пример того, как научные открытия могут быть неправильно интерпретированы и доведены до абсурда под влиянием популярной культуры.
В профессиональном плане эта информация дает мне понимание важности комплексного подхода к решению задач. В моей работе часто приходится сталкиваться с необходимостью находить нестандартные решения, и осознание того, что для этого требуется задействовать все участки мозга, мотивирует меня развивать различные навыки – аналитические, творческие, эмоциональные. Я теперь понимаю, что не стоит ограничиваться одним стилем мышления, а нужно стремиться к балансу между логикой и интуицией.
В личностном плане статья натолкнула меня на мысль о том, как важно развивать все свои способности, а не зацикливаться на каких-то отдельных талантах или склонностях. Если творчество – это результат работы всего мозга, то и для его развития нужно тренировать все его функции. Это может быть что угодно: от изучения новых языков до занятий спортом, от медитации до решения головоломок.
Еще одна идея, которая пришла мне в голову после прочтения статьи, связана с искусственным интеллектом. Если творчество – это сложная нейронная сеть, охватывающая множество областей мозга, то создание действительно креативного ИИ потребует разработки систем, способных имитировать эту комплексную работу. Простое программирование алгоритмов не сможет заменить полноценное творческое мышление, основанное на гармоничном взаимодействии различных когнитивных функций.
Из статьи я узнала, что то, о чем я всегда знала, что все люди либо «правополушарные» (творческие, интуитивные), либо «левополушарные» (логические, аналитики) – это миф. Оказывается, из последних исследований было выявлено, что творчество не ограничивается лишь одним полушарием мозга, а возникает оно благодаря сети, охватывающей множество областей мозга. Также, в статье я познакомилась с историей того, откуда пошел этот миф. Интересно, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей, а именно повреждение правого лобного полюса префронтальной коры, который помогает регулировать самоконтроль мыслей, часто ассоциируется с увеличением творческой отдачи. Еще, я узнала о том, что расслабление жестких исполнительных функций способствует более творческому когнитивному состоянию — поощряет свободные ассоциации, свежие идеи и сверхтекучее мышление, что подтверждает столетнюю веру Джеймса в то, что ослабление ментальных ограничений может улучшить определенные виды познания. Также, я познакомилась с 4 способами того, как раскрыть творческие способности мозга.
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что творческая часть человека не ограничивается лишь одним полушарием мозга. Меня впечатлило, что несмотря на уже существующие исследования, нейронаука всё-таки доказала тот факт, что мозг не работает упрощенно, а как раз гармонично работает весь мозг. В статье я познакомилась с исследованием, результаты которого свидетельствуют о том, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей. Т.е. творчество — это не только генерирование идей, но и отказ от их переосмысления или фильтрации. Об этом свидетельствуют такие случаи как: у людей, которые пережили инсульт проявляются творческие таланты. В профессиональном плане, было интересно узнать, за чем стоит творчество человека, благодаря исследованиям становится ясно, как работает организм человека. И в целом как можно развить в себе творческую деятельность, например: отключить самоконтроль, это поможет дать свободу действиям; активная жизнедеятельность также активирует творческую часть в человеке; медитация, помогает расслабиться, а также стоит экспериментировать – чистить зубы разной рукой, отгадывать загадки и т.д. В личном плане, я только по вдохновению являюсь творческим человек, когда сходятся все факторы. Возможно даже, если у меня резко появляется идея и я могу дать себе время обдумать, то к этому процессу подтягивается множество действий. Я нахожу детские альбомы, чтобы вести их для ребенка, но мне не нравится содержимое – это натолкнуло меня создать свой альбом. И вот я несколько месяцев покупаю и заказываю всё необходимое. Данная статья натолкнула меня на идею, что любые способности можно развить, а особенно творческие – если отключать мышление «я не умею\я не творческий», а через действия искать вдохновение.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала о последнем исследовании 2025 года нейровизуализации, которое показало, что творчество, как форма человеческого поведения не связано с работой только правого полушария, а связано с определенными мозговыми цепочками.
Интересно было узнать, что миф о правом и левом полушариях появился благодаря исследованиям травм головного мозга в 1960-70х годах (повреждение левого полушария приводит к аналитическим трудностям, а повреждение правого влияет на способность к творческому самовыражению и пространственному мышлению). Удивил вывод, что травмы мозга способствуют развитию творческих способностей. То есть, при повреждении правого лобного полюса префронтальной коры, которая отвечает за саморегуляцию и контроль мыслей, увеличивается творческая отдача.
Исследование 2025 года установило, что если снять активность с некоторых частей префронтальной коры, то можно повысить креативность.
Оказывается, творческие способности мозга можно повысить четырьмя способами: физической активностью, уменьшение самоцензуры, медитацией, освобождением разума от жёсткого мышления (разбить привычные шаблоны, рисовать, импровизировать на музыкальном инструменте, решать головоломки).
В профессиональном плане данная статья натолкнула меня на мысль, что для людей, которые приходят с запросом развивать свои творческие способности, можно предлагать участвовать в различных мероприятиях, которые позволят избавиться от рутинного мышления, научат проявлять спонтанность, ослабят ментальные ограничения и тем самым увеличат шансы на творческий прорыв.
Спасибо за статью, из которой я узнала, что творчество – это общемозговой процесс: Развенчан миф о доминировании правого полушария в творчестве. Я узнала, что для креативности необходима координация между различными областями мозга, образующими своего рода «сеть творчества».Меня удивила идея о том, что повреждение мозга может приводить к увеличению творческих способностей. Это кажется контр интуитивным, но объясняется тем, что ослабление самоконтроля и фильтрации мыслей может открыть путь для новых и необычных идей. Психологические понятия/механизмы: Дивергентное мышление: Узнала, что это способность генерировать множество различных идей в ответ на один вопрос или проблему. Исполнительные функции: Познакомилась с понятием исполнительных функций, которые отвечают за планирование, организацию, самоконтроль и другие важные когнитивные процессы. Поняла, что их ослабление может способствовать творчеству. Сверхтекучее мышление: Описано как состояние, когда мысли текут свободно и без ограничений, способствуя возникновению новых идей. Профессиональный план: Как специалист, работающий с людьми, эта информация помогает мне лучше понимать природу творчества и предлагать клиентам более эффективные стратегии для его развития. Я могу использовать эти знания в тренингах, консультациях и других видах деятельности. Личностный план: В личном плане я могу использовать эти методы для развития собственного творческого потенциала. Я могу практиковать снижение самоцензуры, заниматься медитацией, вносить разнообразие в свою жизнь и активно искать новые идеи и перспективы. Статья натолкнула меня на идею о необходимости интеграции различных дисциплин в образовании и профессиональной деятельности. Сочетание, казалось бы, не связанных областей знаний может привести к новым и неожиданным открытиям. Я задумалась о том, как создать среду, способствующую творчеству. Это может быть как физическое пространство, так и определенный образ мышления, который поощряет эксперименты, свободу выражения и отсутствие страха перед ошибками.
Спасибо за статью!
Я узнала, что что творческие способности активируют различные области мозга, а не только правое полушарие, как считалось ранее. В этом процессе участвует весь мозг.
Меня удивили результаты исследования, в которых выяснилось, что повреждение правого лобного полюса префронтальной коры может способствовать творческому самовыражению. Это показывает, что определенные травмы могут «освобождать» творческий потенциал, снижая самоконтроль и позволяя свободно мыслить.
Теперь я знаю, что творчество происходит, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции и абстрактное мышление.
В профессиональном плане я отметила для себя концепцию снятия «зажимов» с интеллектуальных механизмов, которая указывает на то, что слишком строгий самоконтроль может подавлять креативность. Также я расширила свое представление о понятие « творчество» — это не только создание идей, но и отказ от их переосмысления и критики.
Ознакомились и взяла на заметку себе способы раскрытия творческих способностей.
В личном плане я отразила, что снятие эмоционального напряжения с ситуаций , которые меня беспокоили, позволяло мне реагировать по -новому и проявлять креативность. Когда у меня нет « зажимов» и реакций, которые меня ограничивают, то появляются новые варианты ответов , которые раньше были мною заблокированы в силу наличия собственных ментальных напряжений. Также я вспомнила свой опыт преподавания, когда я использовала различные подручные вещи : стаканы, крупы и другие подходящие предметы, чтобы объяснить тему « дроби». Для того чтобы ученик научился решать задачи я часто использовала рисунки, особенно в задачах на движение. Таким образом я проявляла креативность, и это давало отличный результат.
Данная статья натолкнула меня на мысль, что творческие способности и креативность развиваются по мере того, как человек избавляется от эмоционального напряжения и расслабляется.
В этой статье я узнала о новейших исследованиях, которые опровергли давние представления о том, что за творческий потенциал отвечает только правое полушарие мозга. Современные ученые доказали, что в этом процессе задействован весь мозг.
Я узнала, что теория о разделении мышления на левое и правое полушария, где каждое отвечает за свои функции, возникла в результате ранних исследований травм головного мозга. Исследователи заметили, что повреждение левого полушария часто приводит к проблемам с анализом, и это привело к упрощенному представлению о том, что логика находится в левом полушарии, а творчество — в правом.
В личном плане я осознала, что, когда начала читать статью, почувствовала раздражение, так как тема творчества была мне чужда. Однако после прочтения фразы: «Чтобы быть творческим человеком, вам, возможно, придется отключить своего внутреннего критика, чтобы позволить себе находить новые направления и даже совершать ошибки», я поняла, что мой чрезмерный самоконтроль, возможно, и является причиной того, что я не проявляю интереса к творчеству.
С профессиональной точки зрения, я осознала, что мой чрезмерный самоконтроль и напряжение в исполнительных функциях ограничивают меня в профессиональном развитии. Это проявляется в неспособности свободно мыслить, генерировать свежие идеи и быстро переключаться между различными задачами.
Эта статья натолкнула меня на мысль, что мне необходимо уделить время развитию своего творческого потенциала. Хотя я не стремлюсь стать художником, эти методы могут быть полезны для моей профессиональной деятельности.
Спасибо за статью! Она перевернула моё представление о творчестве! Я всегда думала, что креативность — это прерогатива «правополушарных» людей, но оказалось, что в творческом процессе задействован весь мозг. Особенно поразило, как травмы определённых участков мозга могут даже усиливать творческие способности, «отключая» внутреннего критика. Теперь я понимаю, почему так важно уменьшать самоконтроль для творческого мышления. Практические советы из статьи — про спонтанность, физическую активность и медитацию — обязательно попробую применить в жизни. Например, начну с малого: буду писать утренние страницы или пробовать новые маршруты. Статья заставила меня задуматься: может, наша образовательная система слишком разделяет «творческие» и «логические» предметы? Если творчество — это обще-мозговой процесс, то, возможно, именно на стыке дисциплин рождаются самые интересные идеи. Теперь я смотрю на свой творческий потенциал по-новому. Вместо того чтобы делить себя на «гуманитария» или «технаря», буду развивать гибкость мышления и пробовать нестандартные подходы.
Благодарю за статью. Сказать, что эта статья стала для меня открытием, я не могу. Всегда в школе по рисованию стояла пятерка, но и математика тогда когда попался нормальный учитель, тоже была на пять, при чём в последние годы обучения в школе даже стала любимым предметом, потому, что начала понимать её. И рисовать тоже очень люблю. Был период когда я пошла учиться в художественную школу, вместе с дочкой, мне хотелось на тот момент быть к ней ближе и разделять её интересы, и были хорошие результаты. Это как с математикой, когда знаешь технику, и есть насмотренность, то руки сами рисуют, главное себе позволить, как и говориться в тексте, снять внутреннюю блокировку. Меня очень впечатлил факт, что даже травмы мозга могут привести к всплеску креативности. Интересным стало то, что разжатие лобных долей может помочь нам мыслить ярче, свободнее. Статья натолкнула на мысль, может стоит вернуться и закончить своё обучение в художественной школе. Ведь в профессиональном плане можно использовать техники, снижающие самоконтроль, чтобы раскрывать потенциал клиентов.
Благодарю за статью! В результате прочтения я отметила для себя большое количество новой информации. Например, то, что творчество и развитие творческих способностей никак не связаны с конкретным полушарием мозга, а с взаимосвязям. Меня впечатлило, что в самом начале этой теории, люди восприняли за абсолютную правду ту информацию, которую им не давали и которая не является подтверждённой, что они додумали, поверили в это и популяризировали. Я познакомилась в статье с тем, что необходимо развитие творческих способностей и это в руках самого человека. Эта информация в статье показывает, как и каким путем можно развить в себе творчество и выйти за грани собственного ума. Это натолкнуло меня на мысль, что в руках человека абсолютно все, главное знать инструменты и использовать их в своем развитии.
Интересно было узнать о современных исследованиях нейронауки, которые опровергли миф о том, что правое полушарие мозга отвечает за творчество, а левое — за логику. Оказывается творчество связано с активностью различных областей мозга, и травмы могут даже способствовать его развитию. Соглашусь, что для повышения креативности рекомендуется уменьшить самоцензуру, заниматься физической активностью, медитацией и осознанностью. Образовательные системы должны интегрировать разные дисциплины для раскрытия творческого потенциала, а новые методы лечения могут помочь сохранить креативность у людей с неврологическими заболеваниями. Творчество можно развивать через разнообразные действия и подходы.
Спасибо за статью. Я благодарна автору статьи и редакторам за возможность узнавать актуальные новости научного мира! Совсем недавно я встречалась с информацией из достоверного источника о взаимосвязи левого и правого полушарий мозга с определенными качествами и способностями человека. Оказывается, что всё куда сложнее, и творческие способности проявляются в результате работы мозга в целом. Смысл имеют мозговые цепочки, связывающие память, интуицию, эмоции и другие психические процессы. Интересно было узнать то, что травмы некоторых областей мозга могут усилить проявление творческих способностей за счёт снижения самоконтроля мыслей и ментального раскрепощения. Но, не обязательно становиться таким «везунчиком», когда можно на осознанном уровне договариваться со своим внутренним критиком, отводить его в сторону для появления возможности свободного самовыражения и креативности.
Удивительно, что ещё в начале двадцатого века У. Джеймс отмечал подавление потенциала мозга чрезмерным самоконтролем. И современная нейронаука предполагает следующий механизм: при нарушении самоконтроля происходит «освобождение» лобных долей и творческий потенциал становится более выразительным. Я узнала, что повышение творческих способностей свойственно людям, пережившим заболевания и получившим травмы головного мозга. И будет здорово, если при излечении таких людей станет возможным сохранение или усиление творческих способностей. Меня заинтересовала идея сочетания логики, точных дисциплин с воображением, представлением и чувствованием. У меня, к примеру, был замечательный учитель физики, решение дополнительных задач которого растягивалась в моём сознании на несколько часов и дней. Могу с уверенностью утверждать, что это был на 100% увлекательный творческий процесс. Ощущение достижения, креатива и свободы при поиске варианта решения до сих пор живут в моей памяти.
В профессиональном плане я отметила следующие способы повышения креативности: снижение самоконтроля, физическая активность, осознанность, спонтанность, нестандартные действия, открытое решение проблем. Таким образом, применяя соответствующие упражнения и практики в психотерапевтической и тренинговой работе, можно повысить творческие способности клиентов и участников, качество их жизни. Для себя на данный момент времени я выбрала наиболее удалённый от меня способ — это решение головоломок для развития креативности. Спасибо!
Прочитав статью, я узнала, что стереотип «правое полушарие мозга отвечает за креатив» не более, чем миф. Благодаря последним исследованиям в помощью МРТ было обнаружено, что творческие способности связаны не с определенным участком мозга, а с мозговыми цепочками. Мне было интересно узнать, что теория лево- и правополушарных людей сформировалась на основе исследований травм головного мозга. Соотносили повреждения участков мозга и потерю или ухудшение функции. Но наука не стоит на месте — нейровизуализация, ИИ, прочие новейшие исследования работы мозга способствуют открытиям в этих областях исследований, часто опровергая старые выводы, или дополняя их. Автор статьи говорит о важности гармоничной работы всего мозга, именно тогда развивается творчество. Мне откликнулись приведенные в статье рекомендации по развитию творческого мышления — необходимо уменьшить самокритику, повысить спонтанность, увеличить физическую и двигательную активность, делать что-то новое, или привычное новым способом. Возьму себе на заметку, они буду полезны также в работе с клиентами.
Благодарю за статью. Наука не стоит на месте и с развитием новых технологий появляется возможность опровергнуть очередной миф. Из статьи я узнала, что ученые, проводя исследования работы мозга с помощью фМРТ, доказали активность всех отделов мозга в процессе решения творческих задач, а не только правого полушария (как считалось раньше). Удивительно то, что повреждение правого лобного полюса префронтальной коры, который помогает регулировать самоконтроль, подавляющий весь потенциал мозга, часто ведет к активации творческих способностей. Это наблюдается часто у людей перенесших инсульт, людей с травматическим повреждением мозга, людей с фронтотемпоральной деменцией. Таким образом отсутствие внутреннего контроля дает возможность развиться творческим способностям, т.е. начать мыслить свободно, находить новые направления и разрешить себе ошибаться. Я узнала несколько способов разблокировать в себе творчество и повысить креативность: 1) Уменьшить самоцензуру, т.е. с помощью упражнений на свободное ассоциирование поможет обходить собственные убеждения и по-новому взглянуть на мир. 2) Увеличить физическую активность, это поможет повысить когнитивную гибкость. 3) Практиковать медитации или осознанность, что позволит развить творческое мышление. 4) Освободить контроль разума используя спонтанность в жизни, стараться не действовать по шаблону, тренировать латеральное мышление с помощью упражнений с несколькими вариантами решений. Таким образом, чтобы развиваться творчески достаточно отойти от рутинного мышления и начать участвовать в мероприятиях, соединяющих различные идеи, тренировать спонтанность чтобы задействовать весь мозг.
Благодарю за статью! В статье я познакомилась с таким фактом, что правое полушарие не отвечает за творчество. За него отвечает весь мозг. Очень удивило, что в исследовании в 2025 году по картированию мозга было выявлено, что травмы мозга порой могут способствовать развитию творческих способностей. Впечатлило, что исследование 1911 года была приведена теория о том, что расслабление механизмов мозга, отвечающих за самоконтроль, влечет за собой раскрытие творческого потенциала мозга. Также интересно было узнать о фактах увеличения творческого потенциала у людей, которые пережили какие-то травмы мозга, такие как инсульт, фронтотемпоральная деменция, травматические повреждения мозга. Так можно сделать вывод, что творчество – это не просто возможность генерировать идеи, но и способность не переосмысливать или фильтровать их.
Спасибо за статью. Я являюсь левшой и как часто я слышу в свой адрес фразу «у тебя лучше работает правое полушарие, ты наверно очень творческий человек?», но мне 33 года, я училась и работаю инженером. Моя работа далека от творчества. Конечно есть у меня творческие проявления, но они в моей жизни явно не доминирую. Так что я согласна с утверждением, что творчество не ограничивается лишь одним полушарием мозга. Из статьи я узнала о том, что творческие способности развиваются благодаря общемозговым схемам, которые объединяют память, решение проблем, эмоции и гибкое мышление. Интересно было узнать про 4 способа раскрытия творческой способности вашего мозга, такие как отключение самоконтроля, физическая активность, медитация и освобождение от жесткого мышления.
Благодарю за статью! Помню , что действительно говорили о том, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое за логику. Было интересно узнать, что в новейшем исследовании в 2025 году по картированию мозга были проанализированы нейроизображения участников, чтобы точно определить, какие области активизируются во время выполнения творческих задач, таких как рисование, письмо и сочинение музыки. Полученные результаты свидетельствовали о том, что творческие способности возникали в результате работы всего мозга, а не только правого полушария.
Один из самых интересных выводов этого исследования заключается в том, что травмы мозга иногда даже могли способствовать развитию творческих способностей.
В личном плане я в детстве пошла занимать музыкой , чтобы развивать творческие навыки и соотвественно развивала для себя не одно полушарие, как опньше считали, а полноценно весь мозг. В профессиональном плане я поняла для себя , что творческое мышление может развить любой человек за счет тренировок мозга. Творчество происходит, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции и абстрактное мышление.
В результе прочтения статьи узнала о том, что благодаря нейронауке, основанной на фМРТ удалось доказать, что творчество не ограничивается лишь одним полушарием мозга, а возникает благодаря сети, охватывающей множество областей мозга. Меня удивило, что многие сложные формы человеческого поведения, такие как творчество, не связаны с определенным участком мозга, но связаны с определенными мозговыми цепочками,творчество происходит, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции и абстрактное мышление.Также я узнала, как связаны травмы мозга и творчество. Любопытно, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей. В профессионально плане возьму на вооружение 4 способа раскрыть творческие способности мозга. В личном плане отозвалась фраза Клетеника «Чтобы быть творческим человеком, вам, возможно, придется отключить своего внутреннего критика, чтобы позволить себе находить новые направления и даже совершать ошибки».Я вспомнила, как рисовала картину, и начала с того, что сначала пыталась её срисовать с интернета, чтобы было более правильно и красиво, но красота на холсте появилась только тогда, когда я расслабилась и решила не срисовывать, а проявить свою фантазию.
В результате прочтения статьи узнал, что многие сложные формы человеческого поведения, такие как творчество, не связаны с определенным участком мозга, но связаны с определенными мозговыми цепочками.
Меня удивили результаты исследования две тысячи пятого года по картированию мозга. Выводы этого исследования показали, что творческие способности возникают в результате работы всего мозга, а не только правого полушария. Но вывод, который удивил меня больше всего заключается в том, что травмы мозга иногда могут способствовать развитию творческих способностей.
Так к примеру у людей, переживших инсульт, внезапно проявляются художественные таланты или пациенты с травматическими повреждениями мозга, которые демонстрируют усиленное дивергентное мышление.
В статье познакомился с четырьмя способами раскрыть творческие способности мозга.
1 уменьшить самоцензуру
2 физическая активность
3 медитация
4 «ослабление ментального захвата» то есть освободить свой разум от жёсткого мышления.
В профессиональной деятельности эта информация несомненно пригодится. Так как у зависимых жёсткое мышление (туннельное) и данные способы помогут в работе. Так как развитие творческого потенциала необходимо для выздоровления от химической зависимости. В личном плане отметил, что мой внутренний критик не даёт пробовать многие вещи, а это не даёт в свою очередь жить полноценно наполненной жизнью.
Прочтение статьи в очередной раз меня вернуло к размышлению на тему: как мозг ограничивает возможности. А так же натолкнуло на идею, что слога найк «Just Do It» идеальный девиз для творчества и жизни.
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что творчество не привязано к какому-либо конкретному участку мозга, а, наоборот, связано с комплексным взаимодействием различных областей. Творчество возникает благодаря взаимодействию множества нейронных цепей. Для меня было новым, что существует связь между травмами мозга и творчеством. Поразительно, что повреждение определенных областей мозга может спровоцировать творческие всплески. В личном и профессиональном плане мне были полезны практические советы о том, как развивать творческие способности, такие как уменьшение самоцензуры, физическая активность и медитация. Это поможет найти новые способы улучшения креативности и преодоления творческих блоков.
Спасибо за статью. Было интересно узнать, что наука движется вперед и что недавние исследования ставятся под сомнения и проводятся новые. Для меня, как человека творческого было ново узнать, что ранее считавшиеся понятия имеют новое значение. Но хочу поделиться мнениями наших педагогов, когда они нам говорили о том, что артист должен быть с «интеллектом», разит во всех напралениях , знать и математику и грамотно разговаривать, писать, знать историю и т.д. Это заключалось в том, что для творческого человека не только важно умение креативно мыслить, но уметь излагать и донести свои мысли до любого человека. А чтобы это делать нужно много знать, иметь богатый и разнообразный опыт и уметь. Т.е. это свидетельство доказывает, что «талантливый человек- талантлив во всем».
Благодарю за статью. Новое для меня то, что творчество задействует весь мозг, а не только правое полушарие. Иначе говоря, творчество возникает благодаря сети, охватывающей множество областей мозга, связано с определёнными мозговыми цепочками.
Я узнала о том, что миф о работе правого и левого полушарий происходит от исследований травм головного мозга, результатом которых является информация, что повреждения левого полушария приводят к аналитическим сбоям, а повреждения правого оказывают влияние на пространственное мышление и творческое самовыражение.
Важный факт, что творчество происходит тогда, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции, а так же абстрактное мышление.
Прочитав статью узнала, о том, что весь мозг, а не только правое полушарие отвечает за творческий потенциал. Ранее было принято считать, что люди творческие — это те, у кого лучше работает правое полушарие, а аналитики и логики — это те, у кого левое. Последние исследования показали, что работа полушарий никак не связана с творчеством. Удивило, что иногда повреждение мозга открывает способности к творчеству. Оказывается, развить в себе творческую личность может любой человек, главное выключить «внутреннего критика». Также развитию свободного мышления способствует физическая активность, медитации, спонтанность, выбор непривычного, разгадывание различных загадок и головоломок. Автор статьи рекомендует играть на музыкальных инструментах, не так как надо, а как хочется, экспериментировать, рисовать в свободном стиле. Меня эта статья очень заинтересовала. Я, как человек творческий, давно заметила за собой, что именно когда я нахожусь в эмоционально стабильном состоянии, то выключаю самоконтроль, это и способствует выходу наружу моей творческой натуры.
Благодарю за статью. В результате прочтения ознакомилась с развенчанием мифа о связи творчества и правого полушария мозга. Я узнала что творческие процессы связаны не только с правым полушарием мозга, а с участием всего мозга, точнее благодаря сети, охватывающей множество областей мозга.
Интересно было узнать о возникновении этого мифа. Оказывается он берёт начало в 1960-70 годах, в ранних исследованиях травм головного мозга. Было замечено, что повреждение правого полушария влияет на способности в творческом,самовыражении, а повреждения левого полушария, приводит к аналитическим трудностям. Но в последних исследованиях 2025 года по картированию мозга во время выполнения творческих задач, результаты показали, что творческие способности возникают в результате работы всего мозга.
Информация полезна и приминима как в личностном так и профессиональном плане, особенно информация о способах развития творческих способностях нашего мозга.
В статье автор приводит результаты исследований посвященных изучению взаимосвязи между творческими способностями и работой мозга. Прочитав статью, я узнала о том, что творчество не связано с развитием и работой конкретного полушария или участка мозга, всё несколько сложнее, задействуется весь мозг: участки отвечающие за память, эмоции, планирование и мышление. На мой взгляд, статья подтверждает изречение: «Талантливый человек — талантлив во всём», для меня это про то, что у ребенка необходимо развивать не только те навыки, которые приносят осязаемую и видимую пользу ему и обществу, но также необходимо уделять внимание ‘непрактичным» занятиям пению, музыке, танцам, сочинению стихов и т. В профессиональном плане я поняла, что только лишь действие ( а не мечты и разговоры о нём) способны изменить жизнь.
Спасибо за статью! Я узнала о том, что развитие творческих способностей не связано с конкретным полушарием мозга, а возникает при гармоничной работе всех систем: интуиции, памяти, механизмов решения проблем, эмоций и абстрактного мышления. Мне было интересно узнать о том, что физическая активность, отключение внутреннего критика и медитации позволяют развивать креативность и влияют на развитие лабильности мышления. На мой взгляд, важно повышать навыки восприятия информации и поиска решений различного рода задач для успешного применения их в повседневной жизни.
Для меня интересно узнавать о детском развитии, и потому, полезной была информация о процессе обучения точным наукам. Автор говорит о том, что для их эффективного изучения необходимо применять элементы творчества. В личностном плане я буду использовать данную информацию при необходимости освоить новые знания.
Теперь я знаю, какие действия необходимо выполнять для того, чтобы стать творческим человеком!
Спасибо за статью. В данной статье говорится о том что раньше люди считали то, что за творчество отвечает правое полушарие мозга и о том, что это миф! Действительно последние исследование доказывают то, что за творчество отвечает весь мозг. Для меня было удивительно узнать то, что иногда травмы мозга или после инсульта люди начинают проявлять какие-то творческие наклонности. Оказывается для того, чтобы развить свои творческие способности нужно отключить ну или хотя бы немного попытаться уменьшить контроль над своими мыслями и тогда возможно ты начнёшь творить! Больше двигаться, быть физически активными, заниматься медитацией, это все может помочь развить творческие способности нашего мозга.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, что в поп-культуре считалось, что правое полушарие мозга отвечает за творчество и интуицию, а левое за логику и аналитику. И всех людей делили по такому принципу. Но новые исследования опровергают эту информацию и показывают, что творчество возникает благодаря сети, охватывающей множество областей мозга. Меня впечатлило то, что травмы мозга могут способствовать развитию творческих способностей, так как повреждение правого лобного полюса префронтальной коры отключает самоконтроль мыслей. Меня заинтересовали 4 способа развития творческих способностей. Особенно: освободить свой мозг от жёсткого мышления. В профессиональном плане я отразила, что благодаря новым исследованиям меняется мнение о мозге человека. В личном плане эта статья и предыдущие статьи про творчество и талант натолкнули меня на мысль о том, что я, наверное, творческий человек, но у меня не хватает на это времени и я не могу расслабиться. Когда наступает лето, я люблю делать что-то творческое.
спасибо за статью!
Благодаря статье я узнала, что миф о творческом правом полушарии мозга развенчан, и ,благодаря современной науке, учёные пришли к выводу, что в творчестве участвует весь мозг и определённые цепочки.
В тоже время , было обнаружено, что повреждение в лобных долях мозга способствует творчеству, что говорит о том, что область самоконтроля нарушена, лобные доли как бы «разжимаются» таким образом, что творческий потенциал становится менее заторможенным, позволяя мыслить свободно и нестандартно.
Т.е творческому мышлению мешает контроль и внутренняя критика.
Я отражаю на себе эффект внутренней критики, когда творческие идеи не проходят внутреннею цензуру и так и не становятся реализованными. Если же я начинаю что-то делать, то быстро прекращаю, т.к все мне кажется некрасивым и недостойным. Благодаря этому исследованию я теперь понимаю, что это связано с работой лобных долей.
Статья заставила меня пересмотреть устоявшиеся представления о механизме возникновения творческих процессов. Ранее считалось, что именно правое полушарие ответственно за вдохновение и креативность, тогда как левое отвечает за рациональность и логику. Новое исследование с использованием технологии фМРТ убедительно продемонстрировало участие всех участков мозга в процессе творчества. Эта мысль вдохновляет и даёт надежду каждому человеку развить своё творческое мышление независимо от стереотипов. Меня особо заинтересовала тема влияния повреждений мозга на повышение уровня креативности, что противоречит общепринятым взглядам. Возможно, дело вовсе не в разрушении клеток, а в освобождении мысли от жёсткой структуры, позволяющей выйти за рамки обыденного сознания. Эти открытия меняют подход к обучению и развитию талантов, подчёркивая необходимость комплексного подхода к формированию личности, включая разнообразные занятия и междисциплинарные подходы. Главный вывод состоит в том, что любой человек способен проявить свою креативность, достаточно освободиться от навязанных представлений и начать экспериментировать, создавая пространство для свободного выражения своих чувств и идей.
Благодарю за статью. Я всегда была убеждена в утверждении о том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое за творчество. Не может не радовать тот факт, что наука движется вперед и меняет наше привычное представление на многие вещи. Недавнее исследование нейровизуализации показало, что на проявление творческих способностей влияет работа всех областей головного мозга, а убеждение о разделении способностей на левое и правое полушарие появилось в результате исследования 1960-70г. о травмах головного мозга. В случае с травмами наблюдались нарушения тех или иных способностях в конкретных полушариях головного мозга.
Статья помогла мне задуматься об ограничениях, которые мы сами себе устанавливаем. Вешаем на себя ярлык «у меня просто лучше работает левое полушарие, я не творческий человек», тем самым не даем шанс раскрыть в себе что-то новое. Рекомендации, описанные в статье могут помочь разблокировать в себе творческие способности. Я, пожалуй, прислушаюсь к ним и попробую применить, дам шанс раскрыться своим способностям.
Спасибо за статью. Нового после прочтения я узнала, что в творчестве участвует весь мозг, не полагаясь на одно полушарие, творчество происходит, когда гармонично работает весь мозг, сочетая интуицию, память, решение проблем, эмоции и абстрактное мышление. Меня впечатлило, что «Чтобы быть творческим человеком, придется отключить своего внутреннего критика, чтобы позволить себе находить новые направления и даже совершать ошибки», — считает Клетеник. О, мой внутренний критик всегда в работе, сначала в моей семье меня критиковали потом я сама стала себя критиковать. И только сейчас я отразила, что критика подавалась под соусом «заботы» Кто же тебе правду скажет? Я же хочу как лучше! И я же себе друг — не враг и я продолжаю в том же духе. И сейчас я постоянно раздумываю, что это интуиция или критик — и что мне лучше сделать прислушаться к внутреннему голосу или проигнорировать? В личностном плане я могу использовать 4 способа для раскрытия творческих способностей своего мозга с которыми я познакомилась в статье. В профессиональном плане эта информация применима при работе на группах и индивидуально, так как творческие способности развиваются благодаря общемозговым схемам, которые объединяют память, решение проблем, эмоции и гибкое мышление. Прочтение этой статьи натолкнуло меня на идею подумать над упражнениями для тренинга: Раскрой творческие способности своего мозга.
Спасибо за статью. Интересно было узнать о новых исследованиях, развенчивающих миф о правом и левом полушарии мозга, которые отвечают за творчество и логическое мышление соответственно. Новые данные говорят о том, что работа мозга не столь примитивна, и в процессе творчества человека задействовано не только правое полушарие, а весь мозг – память, интуиция, абстрактное мышление и т.д., т.е. создаются сложные мозговые цепочки. Интересными для меня были результаты исследования работы мозга и творческой активности людей, перенесших заболевания или травмы, повреждающие некоторые участки мозга. Оказалось, что повреждение некоторых участков префронтальной коры головного мозга способствует развитию творческих способностей и повышению креативности. Это говори о том, что отключение самоконтроля позволяет ярче самовыражаться в творческом процессе. В личном плане для меня были полезны практические советы для развития творческих способностей, такие как медитация, физическая активность, снижение самоконтроля. В профессиональном плане считаю, новые исследования очень полезными для работы психологов и педагогов с целью более эффективного развития творческих способностей обучающихся.
Спасибо за интересную статью. Я всегда относился к идее разделения полушарий на конкретные функции немного скептически. Особенно после прочтения более менее специализированной литературы в которой было указано как разные участник мозга при повреждениях были способны брать на себя функцию им ранее не принадлежащую. Т.е, мозг это весьма адаптивная сложная система, которую сложно изучать методом расщепления на автономные участки приписывая им конкретную функцию. Конечно же в этом есть смысл, однако всё оказывается гораздо сложнее. Так же меня удивила идея, что внутренний критик мешает творчеству. Действительно определенная спонтанность — это то, что многие люди лишены. И на это стоит обратить внимание в собственной жизни.
В статье рассказывается о исследовании изменяющем представление о том, как организована работа головного мозга в процессе решения творческих задач. Из статьи я узнал, что творчество является результатом активности всех частей мозга, а не только правого полушария. Следовательно для успешного креативного мышления задействуются области мозга, напрямую не связанные с творчеством, а отвечающие за интуицию, память, эмоции, абстрактное мышление и другие. Видимо этим можно объяснить наличие «пластичности» мозговых структур, в плане выполняемых ими функций. Общие процессы, после повреждения мозга, могут восстановится, а работу дефектных участков возьмут на себя соседние. Совсем бесследно это не проходит. Могут появиться побочные явления. Например рост творческого потенциала в следствии ослабления барьеров самоконтроля, фильтрации информации и отказа от переосмысления. В профессиональном плане статья познакомила с тем, что творческая деятельность не сосредоточена только в правом полушарии и для ее осуществления задействуются области мозга отвечающие за другие психические процессы.
Из статьи узнала об утверждении психологов середины 20 века, что творчество связано исключительно с работой правого полушария головного мозга. Новое исследование, проведенное в Гарварде доказывает,что процесс творчества активизирует сложную мозговую сеть, включающую лобные доли, области памяти, эмоций и ассоциативного мышления. Особенно интересным для меня в профессиональном плане, представляется вывод о связи между снижением самоконтроля и ростом креативности.То есть,при намеренном расслаблении происходит ослабление активности в префронтальной коре,которая отвечает за фильтрацию мыслей и внутренний контроль,что способствует творческому самовыражению. Эта информация подтвердила мои догадки о том,что за счёт пребывания на консультации в расслабленном состоянии ,клиент самостоятельно способен находить выход из сложной для него ситуации.
В личном плане мне понравилась идея,что творчество можно развивать, воздействуя на весь мозг с помощью разнообразных техник. Это показывает, что креативность — это не дар избранных, а системный процесс, доступный каждому.
Спасибо за статью. Из статье я узнала , что «правое полушарие отвечает за творчество» — это миф. В той или иной степени , верила в это. Исследование , проведение с помощью фМРТ , выявило общемозговую «цепь творчества» , объединяющую множество областей. Меня удивило то , что травмы мозга иногда могут способствовать развитию творческих способностей человека. В профессиональном плане данная статья дала мне подсказки , своеобразные рекомендации клиентам , с запросом на повышение своего творческого потенциала. 4 способа раскрыть творческие способности своего мозга. Я могу применить эту информацию , инструменты и по отношению к себе , если будет такой запрос. Данная стать показала нам , что любые способности можно развить по желанию.
Благодарю за статью! Прочитав её, я поняла, насколько распространён (и вместе с тем ошибочен) стереотип о связи творчества исключительно с правым полушарием мозга. Оказалось, что снижение активности в префронтальных областях мозга (например, после инсульта) может способствовать высвобождению спонтанного мышления. Кроме того, развитие творческого потенциала зависит не только от врождённых способностей — его можно улучшить с помощью физических упражнений, медитации и преодоления шаблонов мышления. Теперь ясно: чтобы найти оригинальное решение задачи, иногда полезно ослабить самокритику и позволить мыслям течь свободно. Креативность можно развивать через движение, расслабление ума и отказ от привычных схем. Эти принципы применимы не только в психологии (например, в терапии или обучении), но и в повседневной жизни. Например, иногда стоит просто перестать сомневаться и дать разуму действовать без лишних ограничений.
Благодарю за статью! Она заставила задуматься о собственных возможностях! Особенно полезными показались рекомендации по снижению уровня самоконтроля и вовлечённости в физическую активность, т.к. регулярные тренировки тела не только улучшают физическое здоровье, но и влияют на продуктивность ума и творчество.
Оказывается, творчество — это не эксклюзивная прерогатива какого-то конкретного участка мозга. Напротив, для достижения максимального результата необходимы согласованные усилия всего организма. Важно пробовать новое, нарушать привычные схемы мышления и позволять себе мыслить свободно.
Предложенная интеграция дисциплин в обучении кажется крайне перспективной идеей. Ведь именно междисциплинарный подход позволяет увидеть мир шире и глубже.
Спасибо за интересный материал и полезные советы, попробую применить некоторые из них на практике!
Творчество происходит, когда задействованы все участки мозга, а не только одно полушарие. Творчество не ограничивается лишь одним полушарием мозга, напротив, оно возникает благодаря сети, охватывающей множество областей мозга. Меня удивило, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей. В личном плане, меня вдохновляет творчество, я люблю заниматься творчеством, мне нравятся люди, которые не боятся создать что-то новое или выглядеть как-то по-другому, статья мне открыла способы раскрыть творческие способности нашего мозга. Иногда я замечала, что после такого способа, как «двигайте телом» на меня нападает вдохновение и я могу начать рисовать или вязать, теперь мне объясняется это тем, что телодвижения помогают зажечь свежие творческие идеи. Такие приемы, как интегрировать рассказ в точные науки или использовать визуальные образы в математике мне помогли быть лучшей в школе по математике или закончить с красным дипломом инженерную специальность. Указанные в статье рекомендация для «снятия зажимов с интеллектуальных механизмов» я буду использовать как в личном, так и в профессиональном плане.
Благодарю за статью. В ней авторы провели разоблачение мифов о мозге и, даже смогли удивить.
В 1973 году Нобелевский лауреат Роджер Сперри первым в своей научной статье заявил, что у человека доминирует какое-то одно полушарие. Он же обозначил, что правое полушарие отвечает за творчество и артистизм, а левое — за логику и аналитику. Соответственно, людей творческих профессий условно стали называть «правополушарными», а математиков и технарей — «левополушарными».
На самом деле мозг не работает так примитивно. Оба полушария участвуют в работе мозга вместе и одновременно, и одно без другого было бы неполноценным.
Последние исследования доказали, что творческие способности развиваются благодаря общемозговым схемам, которые объединяют память, решение проблем, эмоции и гибкое мышление.
Результаты, полученные с помощью картирования мозга свидетельствуют о том, что творческие способности возникают в результате работы всего мозга, а не только правого полушария.
Картирование используется для изучения анатомии и функционирования головного и спинного мозга с помощью использования изображений, иммуногистохимии, оптогенетики, клеточной биологии, нейрофизиологии и нанотехнологий.
Удивил очень интересный вывод ученых, который заключается в том, что травмы мозга иногда даже могут способствовать развитию творческих способностей. В частности, исследователи обнаружили, что повреждение правого лобного полюса префронтальной коры, который помогает регулировать самоконтроль мыслей, часто ассоциируется с увеличением творческой отдачи.
Ученые постоянно делают новые открытия, поэтому, возможно, позднее будут опровергаться и другие факты о головном мозге.
Ждемс))
Статья о творчестве и функционировании мозга оказалась очень познавательной и развенчала мифы, с которыми я сталкивалась не раз. Важно понимать, что творчество не привязано к какому-то одному полушарию, а требует работы всего мозга. Это открытие подчеркивает, насколько сложные процессы задействованы в создании идей и художественных произведений.
Интересно, что даже травмы мозга могут повлиять на развитие творческих способностей. Это ставит под сомнение традиционные представления о том, что травмы всегда ведут к негативным последствиям. Возможно, отключение внутреннего критика действительно может освободить наш творческий потенциал.
Эти выводы имеют значительные последствия для образования и развития креативности. Теперь, когда мы знаем, что творчество — это результат совместной работы различных областей мозга, мы можем лучше подходить к обучению и поддержке творческих навыков. Мне кажется, что это открытие вдохновляет на пересмотр множества подходов в обучении и самовыражении.
Благодарю за статью! Удивилась, что во время физической активности (аэробика, бег) задействованы множество областей мозга и повышают когнитивную гибкость. Хорошо, что в наше время есть множество современных технологий, которые способны развенчивать мифы и дать миру четкие ответы, что и показало исследование, когда во время творческого задания была возможность посмотреть на активность областей мозга. Так же узнала новый термин, такой как Дивергентное мышление — процесс, который помогает создать практически бесконечное множество уникальных решений проблемы или идей. Я очень надеюсь, что данное открытие как-то повлияет на нашу систему образования, поскольку педагогика должна сочетать разные дисциплины для раскрытия творческого потенциала.