Социокультурная теория Льва Выготского — одна из теорий, в которой большое внимание уделяется факторам влияния социального и культурного мира детей на их когнитивное развитие. Выготский родился в России в 1896 году, как и Пиаже. В отличие от Пиаже, который прожил долгую и продуктивную жизнь, Выготский умер в 38 лет в 1934 году. Несмотря на свою короткую карьеру, он оказал большое влияние на наши представления о когнитивном развитии не только в России и Восточной Европе, но и в западной психологии развития. На момент написания Коммунистическая революция в Советском Союзе только что достигла своего расцвета, и большая часть теории Выготского отражает философию того времени. Однако, когда к власти пришел Сталин, большая часть философии революции была либо ниспровергнута, чтобы соответствовать его целям, либо подавлена. Следовательно, работа Выготского была запрещена в начале 1940-х годов. Из-за этого хорошие переводы работы Выготского только недавно стали доступны психологам на Западе, и его теории начали уделять заслуженное внимание (Belmont, 1989; Rogoff, 1990; Wertsch, 1985; Wertsch & Tulviste, 1992).
Теория развития Выготского предлагает взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Он уделяет большое внимание культуре, в которой развивается ребенок, и, в частности, влиянию изучения языка на интеллектуальное развитие ребенка. Позиция Выготского резко контрастирует с теорией развития Пиаже. Пиаже и большинство западных теорий развития сосредотачиваются на личности как на единице исследования. Выготский, напротив, фокусируется на социальной природе когнитивного развития и подчеркивает решающую роль, которую играет социальный мир в содействии развитию детей. Развитие для Выготского это продукт социального взаимодействия партнеров, которые совместно решают проблемы. В центре внимания находятся люди, а не отдельные лица. Благодаря помощи, оказываемой другими людьми, ребенок постепенно учится действовать интеллектуально самостоятельно — как личность. По словам Выготского, каждому ребенку дан набор врожденных способностей, таких как внимание, восприятие и память. Исходные данные в виде социального взаимодействия с более опытными взрослыми и сверстниками превращает эти базовые способности в более сложные когнитивные функции высокого порядка.
Выготский был сторонником «генетического или эволюционного метода» анализа психических процессов человека. Он предположил, что невозможно понять организм не изучая его. Изучение подразумевает не просто наблюдение за конечной точкой развития организма, а сосредоточение внимания на процессах, участвующих в его развитии. Выготский, как и Пиаже определял развитие в терминах «революционных» или резких сдвигов, а не устойчивых количественных приращений. Напомним, что это противоречит теории обработки информации. Выготский был сторонником теории ступенчатого развития, когда в переходных точках меняется качественный характер развития. Кроме того, он объяснил сдвиги в развитии типами посредничества, на которые дети полагаются, чтобы понять свой мир. Посредники могут принимать самые разные формы, но обычно относятся к инструментам или знакам. Особый интерес для Выготского вызывали психологические инструменты, такие как язык, счет, мнемонические приемы, алгебраические символы, искусство или письмо. В процессе развития появление новых знаков-инструментов позволяет ребенку более эффективно решать проблемы и понимать свой когнитивный мир.
Элементарные и высшие умственные функции
В детском мышлении существует переход между элементарными и высшими умственными функциями. Элементарные психические функции — это те функции, которые даны ребенку от природы. Например, память, внимание и восприятие. «Естественные» формы психического функционирования трансформируются с помощью культуры ребенка в высшие психические функции. Предполагается, что эти высшие психические функции представляют собой новый уровень психологической обработки для ребенка. Выготский в своих рассуждениях о памяти дает пример различия между элементарными и высшими психическими функциями. Он предположил, что элементарная форма памяти состоит из образов и впечатлений от событий. Этот тип памяти очень близок к восприятию, он не проанализирован и находится под прямым влиянием окружающей среды. Примером высшей формы памяти является использование знаков для передачи функций памяти. Например, использование системы письма для формирования списков. В этом примере система письма используется как знак или мысленный инструмент, чтобы подробно описать естественное функционирование памяти. Кроме того, общество предоставляет детям систему письма, раскрывая этим социальные истоки высших психических функций.
Зона ближайшего развития
Выготский при изучении человеческого развития акцентировал свое внимание на генетическом подходе. Его интересовали не интеллектуальные способности детей в какой-то конкретный момент, а их потенциал интеллектуального роста (Cole, 1985; Wertsch, 1985; Wertsch & Tulviste, 1992). В итоге, Выготский предложил понятие зоны ближайшего развития. Он определил эту зону как разницу между «фактическим уровнем развития ребенка, определяемым самостоятельным решением проблем » и «потенциальным развитием, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками» (Выготский, 1978, с. 86). Таким образом, потенциальный уровень развития ребенка определяется уровнем компетентности, который он проявляет под опекой взрослых или более способных детей.
Эта концепция двояка. С одной стороны, она представляет собой альтернативный подход к оценке интеллекта путем изучения интеллектуального потенциала ребенка в оптимальных социальных условиях. С другой стороны, зона ближайшего развития представляет собой способ понимания того, как происходит интеллектуальное развитие детей, а именно через социальное взаимодействие с более опытными и развитыми партнерами.
Исследователи (Ferrara, Brown & Campione, 1986; Belmont, 1989; Rogoff, 1990) проиллюстрировали ценность этого подхода в исследованиях обучения детей, показав, что планирование, решение проблем и память детей могут быть улучшены, если руководство предоставляется более опытными партнерами. Ниже рассмотрим пример планирования в парах ребенок плюс взрослый. По словам Выготского, работа в зоне ближайшего развития позволяет ребенку более комплексно и грамотно реагировать на то что его окружает.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЭФФЕКТИВНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Решают ли дети задачу планирования более эффективно, если в качестве наставника выступает более опытный партнер? По мнению Выготского, да. Чтобы выяснить это, Радзишевская и Рогов (1988) попросили 9-ти летних детей спланировать поручение либо в сотрудничестве с 9-ти летним партнером, либо с одним из родителей.
Каждой паре выдали карту воображаемого города и два списка поручений, а также попросили спланировать поездку, чтобы получить материалы для школьного спектакля (например, форму из магазина театральных принадлежностей, кисти из малярного магазина или торгового центра и.т.д). Их попросили спланировать эффективный маршрут для экономии топлива, что потребовало от испытуемых разработать план, включающий магазины, которые нужно посетить, и решить, в каком из двух магазинов покупать необходимые расходные материалы.
Диады взрослый плюс ребенок лучше справились с заданиями, чем диады сверстников. Диады взрослый плюс ребенок планировали более длинные последовательности ходов (в среднем 4,9 магазина за ход), чем диады сверстников (в среднем 1,3 магазина за ход). Почти половина диад взрослый плюс ребенок спланировала весь маршрут с самого начала, в то время, как ни одна из диад ребенок плюс ребенок не продемонстрировала такого тщательного планирования. Из этого следует, что дети узнали новые полезные стратегии, когда работали в паре со взрослым. Например, они научились изучать карту города перед тем, как делать какие-либо шаги, а также отмечать разными цветами магазины, в которых они хотели или не хотели делать покупки. Большое значение имел тот факт, что дети активно участвовали в планировании решений, которые взрослые часто озвучивали, чтобы помочь детям разобраться. Сверстники, напротив, часто доминировали в процессе принятия решений, игнорировали своих напарников и очень мало общались.
Дети не только получили больше пользы от работы со взрослыми, но и смогли перенести свое обучение на более поздние задачи планирования, которые они выполняли сами. В тесте независимого планирования дети в диадах взрослый плюс ребенок выработали более эффективные маршруты (на 20% короче), чем дети в диадах сверстников.
Как и ожидал Выготский: «Детям, кажется, полезно участвовать в решении проблем под руководством партнеров, которые умеют выполнять поставленную задачу» (Rogoff, 1990, р. 169).
Источник: Radziszewska, B., & Rogoff, B. (1988). Influence of adult and peer collaborators on children’s planning skill.
Одна из форм обучения, вдохновленная мышлением Выготского и привлекшая внимание в последние годы, называется «подмостки». Строительные леса — это учебный процесс, с помощью которого учитель регулирует или изменяет объем и тип поддержки, предлагаемой ребенку. То есть учитель, индивидуально подбирает план работы, который лучше всего соответствует уровню развития конкретного ребенка. В ранней классической демонстрации Вуд, Брунер и Росс (1976) учили трех и пятилетних детей строить пирамиду из переплетенных деревянных блоков с помощью словесных и физических подмостков. Это включало сегментацию задачи, моделирование шагов, поощрение ребенка ставить блоки в правильные места, а так же общее ведение ребенка через процесс. Тщательно следя за успеваемостью ребенка, наставник мог постоянно корректировать задачу, чтобы сделать ее управляемой, и оказывать помощь при необходимости. По мере того, как ребенок становится более опытным, объем поддержки постепенно уменьшается, так что, в конечном итоге, ребенок может выполнять задание квалифицированным образом независимо от помощи взрослых. Более поздние исследователи продемонстрировали технику подмостков для решения множества задач (Pratt, Kerig, Kowan, and Kowan, 1988; Rogoff, 1990).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, как дети решают проблемы, как дети решают задачи, как помочь ребенку учиться, Выготский, социокультурная теория Выготского, зона ближайшего развития, как научить ребенка планировать.
Спасибо.очень интересный материал статьи.новыц взгляд на психологию развития ребенка.Теория развития Выготского говорит о взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. В ней большое внимание уделено культуре, в которой развивается ребенок, и, в частности, влиянию изучения языка на интеллектуальное развитие ребенка.По словам авторам, каждому ребенку дан набор врожденных способностей (внимание, восприятие и память). И именно в ходе взаимодействия с более опытными взрослыми и сверстниками превращает способности в более сложные когнитивные функции высокого порядка.тут я соглашусь, ещё и с тем, что в группе взрослый+ребёнок и ребенок+более опытный сверстник именно группа со взрослым показывает максимум новых навыков, стратегий и вариантов, а соответствено, и опыт полученный в этом тандеме более результативен.этот опыт дети переносят и в будущем, вспоминая, как действовали взрослый в схожей ситуации.
В статье познакомилась с новой теорией Льва Выготского, которая основывается на взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Большое внимание уделено культуре, в которой растет ребенок, а также влияние изучения языка на интеллектуальное развитие ребенка. По теории Выготского, каждому ребенку дан набор врожденных способностей- внимание, восприятие и память.
Выготский был сторонником генетического метода анализа психических процессов человека и теории ступенчатого развития, когда в переходных точках меняется качественный характер развития.
Узнала, что по мнению Выготского в детском мышлении существует переход между элементарными и высшими умственными функциями. Элементарная форма памяти состоит из образов и впечатлений от событий, а высшая форма памяти является использование знаков для передачи функций памяти.
Для меня не стало открытием, что решение проблем и память детей могут быть улучшены, если они их делают под руководством более старших людей. Мне кажется в этом основная суть обучения и наставничества-обучение через пример, помощь и взаимодействие.
Узнала для себя новый термин-техника подмостков.
Данная статья в очередной раз показала, что ребенок развивается под действие многих факторов. Важно его поддержать и направить, и постепенно уменьшать уровень поддержки, чтобы он мог решать более серьезные задачи самостоятельно.
Из статьи узнал о теории Льва Выготского, что на когнитивное развитие влияет социальный и культурный мир ребенка. Он уделял этому большое внимание. Это отличается от теории Пиаже, где фокус на личности как на единице исследования. У Выготского так: через контакт с более старшими собратьями задатки у ребенка превращаются в способности. И фокус на внешнем, которое влияет на сам организм. С одной стороны интеллект, с другой понимание через что этот интеллект развивается. По мнению Выготского дети лучше решают задачи и планируют более эффективно тогда, когда у них есть впередиидущие или наставники. С ним я согласен. Вот поэтому они и нужны. Наставник видит и понимает, какую нагрузку дать своему ученику, подобрать для него план работы. Для этого надо самому хорошо в этом разбираться, в своей нагрузке, своих реакциях, т.е. по теории Выготского самому нужен тот или та группа лиц, которые будут способствовать развитию человека. И чем больше таких людей, на которых я могу ориентироваться, тем больше шансов, что основные задачи будут выполнены.
Спасибо за перевод!
В теории когнитивного развития Льва Выготского большое внимание уделяется факторам влияния социального и культурного мира детей. Выготский подчеркивает решающую роль, которую играет социальный мир в содействии развития детей.
Развитие он определяет как продукт социального взаимодействия партнёров, которые совместно решают проблемы. Благодаря людям, ребёнок учится действовать интеллектуально самостоятельно. Ребёнку дан набор врождённых способностей: внимание, восприятие, память; а так же социальное взаимодействие с более опытным взрослым, что превращает базовые способности в более сложные функции.
Выготский определяет развитие в терминах резких сдвигов. Выготский был сторонником ступенчатого развития, когда в переходных точках меняется качественный характер развития. Он объясняет сдвиги развития типами посредничества, на которые дети полагаются, чтобы понять мир. Посредники — это психологические инструменты или знаки, такие как язык, счёт, мнемонические приемы, алгебраические символы, искусство, письмо. Инструменты позволяют ребёнку более эффективно решать проблемы и понимать свой когнитивный мир.
В детском мышлении есть переход между элементарными функциями (внимание, восприятие, память, данные от рождения) и высшими умственными функциями. Например, элементарная форма памяти — это образы и впечатления от события, высшая форма — пользование системой письма.
Выготский предложил понятие зоны ближайшего развития, он определяет его, как разницу между фактическим уровнем ребёнка, определяемым самостоятельным решением проблем, и потенциальным развитием, определяемым путём решения проблем под руководством взрослых. Т.е. потенциальный уровень развития ребёнка определяется уровнем компетентности, который он проявляет под опекой взрослых.
Теория Льва Выготского была мне известна аспектом зоны ближайшего развития. Во время занятий со своими детьми руководствуюсь понятием о зоне ближайшего развития, и каждый раз замечаю, что дети усваивают лучше материал и могут больше понять и запомнить, если выполняют задания под моей опекой.
Из статьи было ценным прочитать о форме обучения «подмостки». Эта форма включает сегментацию задачи, моделирование шагов, поощрение ребёнка и общее ведение ребёнка через процесс.
По мере того, как ребёнок становится более опытным, объём поддержки постепенно уменьшается, и в итоге ребёнок может выполнять задание квалифицированным образом независимо от помощи взрослых.
Наконец-то дошли и до Выготского! Я читал его работы и они производят впечатление. В данной статье я узнал, что исследования Выготского были направлены на работу не с отдельной личностью ребенка, а с коллективами, и тем как личность формируется в социально-культурной среде. Данная концепция кажется свежей, несмотря на то, что её автор жил около века назад. Любопытным кажется эксперимент с деть, где участвовали диады взрослый — ребенок и ребенок — ребенок. То, что работа с более опытным взрослым позволила ребенку получить гораздо больше навыков и лучше справится с заданием кажется не слишком революционной, однако это показывает, что уровень восприимчивости связан с доверием к тому, кто эту информацию дает.
Сегодня я более подробно узнала о социокультурной теории Выготского, которая как и теория Пиаже, и теория обработки информации объясняет и исследует когнитивное развитие детей. Выготский отводит главную роль влиянию социального мира на интеллектуальное развитие ребёнка. То есть, ребёнок развивается благодаря помощи посредников, которыми могут быть конкретные люди, психологические инструменты и знаки. Выготский, как и Пиаже придерживаться мнения о резких сдвигах в процессе развития. Эти изменения он объяснял использованием ребёнком разных типов посредничества. Посредники помогают ребёнку понять их окружение и решать новые задачи.
Меня заинтересовало понятие зоны ближайшего развития. Оно предполагает понимание интеллектуального развития детей через социальное взаимодействие с опытным партнёрами.
Также интересным для меня был пример планирования мероприятия детей в сотрудничестве со своими сверстниками и взрослыми людьми.
Поскольку, результаты планирования детей в союзе со взрослыми были намного выше, чем со сверстниками, можно сделать вывод о том, что в плане обучения планированию и решению проблем, взаимодействие детей с опытным посредником приносит больше пользы. Удивило здесь то, что сверстники меньше общались и больше доминировать над партнёрами, тогда как взрослые способствовали внесению предложений и вариантов решения детьми.
Я считаю, что техника «подмостки» эффективна при обучении детей. Она отражает индивидуальный подход к каждому ребёнку в динамике. То есть, объем помощи и поддержки уменьшается в соответствии с уровнем готовности ребёнка справиться с задачей самостоятельно. Думаю, что применение этой техники возможно при внимательном и регулярном наблюдении за ребёнком. Спасибо за статью.
В статье E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. мы, наконец-то, опускаемся на родную землю и отказываемся от чуждых мне технических аналогий при анализе интеллектуального («познавательного») развития ребёнка. Мы читаем о теории Льва Выготского (1896-1934), и очень хорошо, что его исследования в области детской психологии и через десятки лет широко востребованы в мире. Приятно быть сторонником «генетического и эволюционного», а не «машинного» метода анализа психических процессов человека — это по-человечески. Выготский считает, что между социальным миром ребёнка и его интеллектуальным («когнитивным») развитием лежит тесная связь. А как же иначе? Для Выготского развитие – это продукт социального взаимодействия партнёров. Ребёнок учится действовать самостоятельно при помощи других людей и в определённой культурной среде. Благодаря врождённым способностям и социальному взаимодействию с опытными взрослыми или сверстниками дети делают эти способности более совершенными и развивают интеллект. Выготский совершенно справедливо сосредотачивал внимание не на конечной точке развития, а на процессах этого развития. Именно в этом месте в теории психолога обнаруживается общее с теорией Пиаже. Выготский тоже считал, что развитие происходит не при помощи устойчивого приращения, а посредством резкого «сдвига». И этот взгляд противоречит «теории обработки информации». Ступенчатое развитие подразумевает изменение качественного характера развития в «переходных точках», а объясняются сдвиги разными типами посредничества, которые являются для ребёнка авторитетными. Такими психологическими посредниками у Выготского являются язык, алгебраические символы, искусство или письмо. Эти посредники помогают ребёнку эффективнее решать свои вопросы, развивать интеллект и создавать свой внутренний мир, так необходимый впоследствии. Выготский различает элементарный умственные функции детского мышления (образы и впечатления) и – высшие (использование знаков для передачи функций памяти). В своей теории в части генетического подхода Выготский обратил внимание на потенциал интеллектуального роста ребёнка и предложил понятие «зоны ближайшего развития», как разницу между его фактическим уровнем развития и «потенциальным развитием, определяемым путём решения проблем под руководством взрослых или со способными сверстниками». Также оказывается, что и спланировать задачу эффективнее совместно со взрослыми или под их руководством, чем делать это с ровесниками. Сам я сторонник социокультурной теории развития детей
Спасибо за статью. С работами Л. Выготского я не знакома, но это имя мне хорошо известно. Его фамилия часто упоминается авторами книг по детской психологии, которые мне приходилось читать. В будущем я намерена обязательно познакомиться с работами Льва Семёновича.
Из статьи я узнала, что Выготский считал когнитивное развитие ребёнка неразрывно связанным с его социальным взаимодействием. С одной стороны его позиция резко контрастирует с теорией Жана Пиаже в том, что развитие не сосредотачивается на личности как единице исследования, а фокусируется на социальном окружении ребенка, то есть происходит при помощи окружающих людей. С другой стороны Выготский как и Пиаже видел развитие скачкообразным в виде резкий сдвигов, а не устойчивого количественного приращения.
Я узнала новые для меня термины «элементарные и высшие умственные функции». Теперь я знаю, что элементарными психическими функциями являются функции данные ребенку от природы. Эти функции трансформируются в высшие психические функции под действием культуры.
Выготского интересовала возможность интеллектуального роста детей и их интеллектуальный потенциал. Он ввел понятие зона ближайшего развития — разница между фактическим уровнем развития и потенциально возможным. Также Выготский затрагивает проблему обучения детей, он считает, что решать эту задачу возможно наиболее эффективно, тогда когда в качестве наставника выступает более опытный партнёр.
Моя работа на сегодняшний день полностью подтверждает справедливость идей Льва Семёновича. Дети под руководством опытного педагога показывают значительно лучшие результаты в развитии, нежели без такового. Даже общение со сверстниками или старшими детьми даёт хороший результат в социализации и приобретении необходимых жизненных навыков, дети помогают друг другу.
Я согласна с позицией Выготского, что для полной реализации потенциала ребёнка, необходимо чтобы педагог применял к нему индивидуальный подход соразмерный с его (ребенка) потенциалом и возможностями.
Статья мне напомнила лекции В.М. по общей психологии. В статье указывается на разницу между теориями когнитивного развития Пиаже и Выготского. Пиаже в своей теории сосредотачивался на личности, как на единице исследования. Выготский в центр внимания ставил людей, а не отдельные лица, учитывал влияние социума и культуры, в которых развивается ребенок, обращал внимание на процессы развития. Общее в их теориях то, что этот процесс у детей рассматривается в виде резких сдвигов, а не устойчивых количественных приращений, что противопоставляется теории обработки информации. Именно в точках перехода происходит качественный характер развития ребенка с помощью счета, мнемонических приемов, языка, искусства, письма.
Из теории Выготского следует вывод, что дети справляются лучше с проблемой под руководством партнеров, которые могут выполнять поставленную задачу. Интересна форма обучения «подмостки», при которой учитель подбирает индивидуальный план работы, соответствующий уровню развития конкретного ребенка. Спасибо за статью.
Теорию Выготского я изучала еще в университете, но с позиции языкознания. Данная статья описывает социокультурную роль в когнитивном развитии детей: а именно роль взрослого опытного человека, который помогает разрабатывать стратегии, чтобы ребенок впоследствии сам их применял. Развитие по Выготскому идет не постепенно, а поэтапно: уровень за уровнем. Для меня очень близки его идеи: родители очень много времени проводили со мной и многое вложили. Потом мне было скучно учиться в школе. Я очень многое уже знала и умела. Своего сына я воспитывала в большей мере по шаблонам своих родителей. Я точно не понимала что делаю и почему. Сейчас степ бай степ в голове складывается определенная структура и понимание. Тем более, что для меня вопросы воспитания детей опять очень актуальны.
В статье я познакомилась с социокультурной теорией Выготского, а также с его биографией. Его теория представляет из себя взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Интересно, что с точки зрения Выготского, каждому ребенку дан набор врожденных способностей, таких как внимание, восприятие и память. До прочтения, я всегда думала, что эти способности нужно получать и развивать. Также, из статьи я узнала о переходе между элементарными и высшими умственными функциями. Оказывается, «зона ближайшего развития» — это разница между «фактическим уровнем развития ребенка, определяемым самостоятельным решением проблем» и «потенциальным развитием, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками». Здорово, что она позволяет ребенку более комплексно и грамотно реагировать на то что его окружает. Как будущая мама, я рада, что узнала о том, что необходимо научить ребенка эффективном планированию. В статье приведен наглядный эксперимент, благодаря которому, я поняла, что это надо делать. В завершении, я познакомилась с техникой «подмостки», которой планирую воспользоваться в будущем.
Из статьи я узнала о теории развития Выготского о взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Я узнала, что при рождении ребенку дан комплект способностей такие как память, внимание и восприятие, которые ребенок развивает в ходе взаимодействия со взрослыми и более опытными сверстниками превращает способности в более сложные когнитивные функции высокого порядка. И тут я вспомнила свои игры в детстве, когда мы со взрослыми объединялись в команды и играли. Я помню, что именно в командах где был ребенок и взрослый, а не ребенок и старый брат, проявлялась больше навыков и решалось больше интеллектуальных задач. А вариантов действия и стратегий во время игр было больше именно в команде со взрослыми. Вот почему я все время хотела попасть в папину команду. Из статьи я узнала, что такой опыт дети переносят и в будущем, вспоминая, как действовали взрослый в схожей ситуации. И опять я переношусь в свое прошлое и прекрасно помню как папа играл снами в жмурки и какую стратегию использовал, чтобы поймать меня. Сейчас я использую эту же стратегию когда играю в жмурки со своими племянниками. Это прям такое яркое воспоминание. Отсюда мне стало понятно прочитав статью, что по мнению Выготского в детском мышлении существует переход между элементарными (которая состоит из образов и впечатлений от событий) и высшими (использование знаков для передачи функций памяти). Вывод могу сделать следующий, что улучшить память детей можно, если рядом есть взрослый который, благодаря своему опыту, помогает и направляет ребенка.
Имя выдающегося советского ученого-психолога Льва Семеновича Выготского (1896 — 1934) хорошо мне известно, читала многие его книги «Педагогическая психология», «Мышление и речь» и так далее. Я полностью согласна о важности такого момента как, грамотное определение у ребенка зоны ближайшего развития и помощи в продвижении его взрослым. Потому что бы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития — это то какие уже навыками обладает ребенок, что уже умеет делать самостоятельно, то есть без взрослого. Из статьи я узнала, что по мнению Выготского, в сотрудничестве с взрослым и со сверстником ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно.
В профессиональном плане отметила, что идея зоны ближайшего развития, бесспорно плодотворна, о чем свидетельствует интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея которой по моему мнению направлена на адекватную оценку способностей ребенка.
Из статьи узнала одну из форм обучения называемую «подмостки». Подмостки – это метафора, используемая для описания интерактивной поддержки, предоставляемой учителями, для того чтобы провести ученика к зоне ближайшего роста и позволить ему выполнять задание, которое он не смог бы выполнить самостоятельно.
В статье я познакомилась с теорией Льва Выготского. Эта теория отличается от теории Пиаже и других западных теорий тем ,что в ней большое внимание уделяется социальному и культурному миру, в котором развивается ребенок, а в теории Пиаже главной является личность, которую исследуют.
Интересно, что Выготский считает, что каждому ребенку от природы даны элементарные психические функции- память, внимание и восприятие, а затем с помощью социального мира они трансформируются в высшие психические функции.
Так же я познакомилась с понятием «зоны ближайшего развития»-это разница между фактическим уровнем развития ребенка, определяемым самостоятельным решением проблем и потенциальным развитием, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых. Интересен был эксперимент с планированием мероприятий с опытными взрослыми и со сверстниками, где лучший результат показали диады взрослый+ребенок. Информация будет очень полезна в личном плане при построении программы обучения своих будущих детей. Статья помогла мне еще раз задуматься о том, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Спасибо!
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что существует переход элементарных и высших умственных функций. Элементарные функции даны ребенку от природы — это память, внимание и восприятие. Высшие функции трансформируются с помощью культуры ребенка. Заинтересовало то что элементарная форма памяти состоит из образов и впечатлений от событий. Познакомилась с исследованием, в результате исследования выяснилось, что дети не только получили больше пользы от работы со взрослыми, но могут в дальнейшем перенести свое обучение на более поздние задачи. Вспомнила свой опыт. Он конечно не связан с планированием, но в нем содержится опыт работы со взрослыми. Как раз в 7 -8 лет меня мама учила лепить пельмени. И научилась я их лепить когда все взрослые и дети собирались за одним столом и каждый делился своим опытом обучения лепки пельменей.
Было интересно узнать,что социокультурная теория нашего соотечественника Льва Выготского резко контрастирует с теорией развития Пиаже.Различие состоит в том,что теория Пиаже за единицу исследования берет личность,а теория Выготского окружение,содействующее развитию ребенка.Благодаря помощи,которую оказывают в развитии другие люди,ребёнок учится действовать как личность,превращая свои базовые способности в высшие умственные функции.Меня заинтересовало понятие «зона ближайшего развития»,как разница между тем,как ребенок самостоятельно решает задачу и как решает ее под руководством взрослого в оптимальных социальных условиях.Ценность такого подхода была подтверждена исследованиями 1989-90 г. и показало,что планирование,решение проблем и память детей могут быть улучшены под руководством более опытных партнеров. Для меня показательна жизнеспособность теории Выготского еще и тем,что на её основе была создана такая форма обучения как «подмостки»,которая регулирует объем и тип поддержки,предлагаемой ребенку наставником,в результате чего ребенок становится более опытным и может выполнять более сложные задачи.Спасибо за статью.
Из статьи я узнал о социокультурной теории Выготского, где большое внимание уделяется двум факторам: социальному развитию и когнитивному. Данная теория основывается при поддержке взрослых людей или более опытного ровесника происходит развитие ребёнка в учебном процессе до самостоятельных действий. Из статьи я так же узнал, что данная теория имеет ступенчатую форму развития, когда в переходных точках меняется качественных характер развития. Для меня лично Выготский ассоциируется как главный психолог России. Мне тяжело сказать почему у меня к нему такая симпатия, но внутренне для меня он идеал, гордость русской психологии. Прочитав статью я почему-то стазу вспомнил обучение в начальных классах, когда учился читать и писать. Как мне помогала моя учительница, как вместе с отцом я решал задачки по математике. Ведь человек становится человеком только в социуме, если мы уберем культуру, то ребенок на всегда останется Маугли. Из данной статьи я вывел лично для себя один существенный факт. Семья — это самый главный фундамент для развития ребенка и человека. Это почва для развития.
Статья о теории Льва Выготского показалась мне наиболее интересной из всех статей о развитии детей, мною изученных. Его теория предполагает взаимодействие между социальным миром ребёнка и его когнитивным развитием. Позиция Выготского действительно резко контрастирует с теорией развития Пиаже. Считаю эту позицию не взаимозаменяемой,но очень верной. Из статьи узнала, что Лев Выготский сторонник » генетического и эволюционного метода» анализа психических процессов человека и сторонник теории ступенчатого развития. Он считал, что в процессе развития, у ребёнка появляются новые знания и стратегии, что позволяет более эффективно решать проблемы и понимать свой когнитивный мир. А взаимодействие с более опытными партнёрами, наиболее способствует интеллектуальному развитию детей.Что мы и видим на примере, показанном в статье. Так же, данная статья познакомила меня с доселе не известной мне формой обучения- подмостки. Которая и в наше время является очень эффективной. Знания, которые я получила в результате прочтения, дают мне возможность задуматься и понять , насколько важна коммуникация, и не просто с людьми, в решении различных вопросов и более быстром получении навыков, а людьми опытными, в нужной для тебя сфере.
Спасибо за статью. Из неё я узнала о социокультурной теории Льва Выготского. В ней рассказывается о взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Так же стало новым для меня узнать, что Выготский при изучении человеческого развития акцентировался на генетическом подходе. Его не интересовали интеллектуальные способности детей в какой-то конкретный момент, а интересовал их потенциал интеллектуального роста. И Выготский предложил понятие зоны ближайшего развития, определив эту зону как разницу между «фактическим» уровнем развития ребенка, и «потенциальным развитием». Получается, что потенциальный уровень развития ребенка определяется уровнем компетентности, который он проявляет под опекой взрослых или более способных детей. Эта статья помогла мне ещё раз убедиться в том, что коммуникация важна не только для общения между взрослыми людьми, но и в общении с детьми тоже. Спасибо за статью.
Спасибо за статью! В результате прочтения я узнала о теории развития Выготского, которая ориентируется на культуру, где ребёнок получает развитие. Интересно, что развитие Льва Семёновича предполагает именно социальное взаимодействие партнёров. Это отличается от теории развития Пиаже, который рассматривает личность как единицу исследования.
В профессиональном плане я отразила, что социальное взаимодействие предполагает развитие только в том случае, если ребёнок взаимодействует с более опытным ровесником или взрослым. В личностном плане это даёт мне понимание того, насколько важно включать ребёнка в социальную среду, которая поспособствует развитию высших психических функций. Поэтому я считаю необходимостью отдавать ребёнка в детский сад с ранних лет, ведь дошкольное образование является важным звеном социализации. Благодаря взрослым – воспитателям и педагогам – ребёнок адаптируется, получает навыки самообслуживания, осваивает приемлемые для его возраста умения, в том числе учится дисциплине. Кроме того, посещает кружки и занятия, которые способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речевых и коммуникативных навыков. Базовые умения, полученные в детском саду, ребёнок заберёт с собой в школу, где ему будет гораздо проще сфокусировать своё внимание на изучаемых предметах.
Спасибо за статью. Теория Выготского, описанная в статье, оказалась мне более близка, чем теория Пиаже. Выготский при изучении развития ребенка делал акцент на генетическом подходе, его интересовали не интеллектуальные способности детей в какой-то конкретный момент, а их потенциал интеллектуального роста. Он утверждал, что факторами влияющим на их когнитивное развитие детей являются окружающий их социальный и культурный мир.
Новой и интересной для меня оказалась теория «зоны ближайшего развития». В ней говорится о том, что интеллектуальное развитие детей происходит через социальное взаимодействие с более опытными и развитыми партнерами. Эта теория подтверждается реальными экспериментами.
Позже исследователи начали использовать технику «подмостков» для решения множества задач при обучении детей.
В правильно организованных процессах обучения детей (сады, школы, обучающие центры) такая техника должна использоваться постоянно. Она не травмирует ребенка, плавно и доступно позволяет осваивать более сложные процессы, решать задачи и в дальнейшем использовать полученный опыт.
После прочтения статьи обратила внимание, что в теории Выготского мне импонируют идеи влияния социума на когнитивное развитие ребенка. Естественно, и теория Пиаже, и другие западные теории несут в себе многое для понимания процессов развития, но человек, в первую очередь – существо социальное, и без общения, без социокультурного влияния его полноценное развитие невозможно. Достаточно позитивно для меня прозвучало понятие «зоны ближайшего развития» как потенциала к интеллектуальному росту. Т.е. автор определяет не конкретные знания ребенка в конкретный момент, а рост этих знаний в зависимости от взаимодействия ребенка с более опытными наставниками. Выходит, что при грамотном сотрудничестве, опеке, поддержке взрослых ограничения к развитию ребенка минимальны, и его потенциал к развитию может быть достаточно высок. Это видно и на примерах создания пар «ребенок-взрослый». Причем на мой взгляд, навыки, которые ребенок получает от своего наставника, могут касаться не только планирования, но и развития тех высших умственных функций, о которых говорит Выготский. Я, как родитель, всегда считала, что чем больше я разговариваю, помогаю своей дочери в учебе, чтении, играх, даже иногда давая ей ту информацию, которая по уровню сложности превышает возраст, тем активнее происходит ее развитие. Интересно и актуально, что в последнее время активно используется теория «подмостков» в плане индивидуального подстраивания под каждого ребенка, под его уровень развития. Действительно, иногда важно выделить маленького человека из общей массы, понять именно его сложность в обучении, подсказать точечно, и он дальше справится сам и с более сложными задачами.
Из статьи я узнала о биографии Выготского и его теории развития. Выготский считает, что решающую роль в развитии детей играет социальный мир. Мне достаточно близка его мысль о том, что ребенку с рождения заложены определенные качества, но с помощью социума он их успешно развивает. По теории Выготского развитие происходит скачками. Я вижу это по своей дочери. Какое-то время она очень хотела научиться читать, но не могла понять, как складываются буквы в слоги. Мы сначала объясняли изо дня в день, а потом перестали. И в какой-то момент она раз — и сама начала читать.
Также я узнала, что мнению Выготсткого дети под руководством взрослых эффективнее справляются с планированием. Интересно, что на основе теории Выготского сформировалась форма обучения, называемая «подмостки». Наставник, учитывая уровень развития ребенка, ведет его к решению задачи, помогая на каждом шагу. И по мере увеличения опыта у ребенка, уменьшает поддержку. В итоге ребенок должен научиться приходить к решению задачи сам. Это интересный метод обучения, который я буду использовать со своим ребенком.
Из статьи я узнал, что Лев Выготский тоже занимался исследованиями когнитивного развития человека. Подход к изучению отличался от Пиаже. В центре теории Пиаже был человек, личность. Выготский же наоборот придавал большое значению окружающей человека среде. Выготский считал, что ребенку дан с рождения набор врожденных способностей — внимание, восприятие, память. Благодаря помощи окружающих людей, ребенок постепенно учится действовать самостоятельно. И благодаря социальному взаимодействию, базовые способности превращаются в сложные когнитивные функции.
Важными элементами анализа, Выготский считал процессы, участвующие в развитии.
Так же Выготского интересовал не интелектуальные способности ребенка в конкретный период, а потенциал развития, что на мой взгляд является более верным подходом в рассмотрении когнитивного развития. Собственно говоря, в различных опытах, которые мы читали ранее, там где в задачах была помощь и руководство взрослых — дети гораздо успешнее справлялись с решением задач. Тоже самое подтвердили и Рогов с Радзишевской, когда провели исследования по эффективному планированию. В этом опыте ребенок со взрослым добился лучших результатов, чем ребенок с ребенком. Более того, дети, которые взаимодействовали со взрослыми, в будущем перенесли этот опыт на другие задачи.
Лично для меня статья полезна тем, что снова показывает, как важно взаимодействовать с ребенком, обучать его и помогать. Это позволяет ребенку лучше развиваться и учиться правильно решать поставленные задачи.
Спасибо за статью.
В статье ознакомилась с социокультурной теорией Льва Выготского. Узнала отличие его теории от теории развития Пиаже. Выготский предлагает взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнетивным развитием, уделяет большое внимание культуре в которой развивается ребенок. Пиаже сосредотачивается на личности как на единице исследования.
Интересно было ознакомиться с основными направлениями теории развития Выготского. Он был сторонником «генетического метода» анализа психических процессов человека. Он предложил, что невозможно понять организм не изучая его. Также он был сторонником ступенчатого развития, когда в переходной точке меняется качественный характер развития.
В статье описывается пример различия между элементарными и высшими психическими функциями.
Новый для меня термин в этой статье — «подмостки» — форма обучения, в которой учитель индивидуально подбирает план работы, который лучше всего соответствует уровню развития конкретного ребенка.
Информация, представленная в этой статье, полезна для применения в процессе обучения детей.
Благодаря статье познакомилась с теорией развития Выготского, который предложил взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. В этой теории особое внимание отводится культуре, в которой воспитывается ребенок, а также изучению языка, которое сказывается на интеллектуальном развитии. В отличии от теории Пиаже и большинства западных теорий, которые сосредоточены на отдельной личности, Выготский подчеркивает, что решающую роль играет социальный мир, в котором растет ребенок. По мере взросления, он учится действовать интеллектуально самостоятельно, получая помощь от более опытных взрослых и сверстников. Причем врожденные качества, такие как внимание, память, восприятие из базовых превращаются в более сложные когнитивные функции.
Из статьи узнала о социокультурной теории развития Л.Выготского, согласно которой когнитивное (интеллектуальное) развитие ребенка зависит от социальной и культурной среды, окружающей его.Так же как Пиаже, Выготский считал, что развитие происходит в виде резких сдвигов, а не постепенных количественных приращений.Однако, первостепенное значение в развитии ребенка он придавал качественному социальному взаимодействию с более опытными взрослыми или старшими по возрасту. При этом базовые способности в виде восприятия, внимания и памяти даются каждому. Но развитие их возможно только при наличии опытного наставника.Интересно, что в диаде взрослый-ребенок происходит более эффективное обучение, чем в диаде-ребенок-ребенок, где более старшие напарники-дети «доминировали в процессе принятия решений, игнорировали своих напарников и очень мало общались».Это показывает, что только опытный родитель может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, если же это перекладывается на старших детей, то есть вероятность того, что задатки, данные от природы, имеющийся потенциал ребенка закономерно не будет развиваться. Это необходимо знать и применять в жизни родителям. Также как и метод «подмостки», который предполагает, что дети узнают новые полезные стратегии, когда работают в паре со взрослым.Кроме того, взрослый помогает разбирать задачи, моделирует необходимые шаги, поощряет ребенка, и в целом осуществляет общее ведение ребенка через весь процесс с учетом его индивидуальности!!! Мне сразу представился процесс выполнения домашних заданий родителей с детьми начальных классов — скажите честно, кто-нибудь был таким опытным взрослым, использующим метод «подмостки»? я — точно нет. Спасибо за статью! Очень ценно))
Из статьи я узнал о социокультурной теории Льва Выготского. Что он родился и вырос в России (1896-1934) и хотя он прожил всего лишь 38 лет, его работы оказали большое влияние на представления о когнитивном развитии. В 1940 годах, при Сталине, его работы были запрещены. В настоящее время работам Льва Выготского уделяется большое внимание.
Узнал, что детское мышление делится на элементарные психические функции, это память, внимание, восприятие. Они даются с рождения. И высшие умственные функции. Между ними существует переход простые, полученные от рождения, трансформируются в более сложные благодоря культуре ребёнка. Выготский предположил, что планирование, решение проблем и память детей могут быть улучшенны если с ними занимается и руководит более опытный партнёр. Из эксперемента ребенок-взрослый и ребёнок-ребёнок ясно видно приимущества в продвижении развития детей, когда он рядом со взрослым. Это механизм поведения детей, когда рядом с ними значимый взрослый, а когда сверстник то самое малое это борьба за власть, неслушают, перебивают друг друга и так далее, что неможет положительно отражаться на достижении результата и развитии.
Спасибо.
Из статьи я узнал о социокультурной теории Выготского. По сравнению с Пиаже Выготский больше опирается на социум, а не отдельную личность. Познакомился с понятием «зона ближайшего развития». Данная теория подтверждается опытом, когда 9-летний со взрослым спланировали всё эффективней, чем два 9-летних ребенка. Как я понимаю, такая разница связана с уровнем доверия и восприимчивости. В личном плане информация мне говорит о некотором влиянии авторитета для создания эффективного взаимодействия. В целом теория Выготского мне воспринимается понятнее и не вызывает столько скепсиса, как теория Пиаже. Мне сложно отрицать идею Выготского, что личность формируется в социокультурной среде. Удивило, что Выготский пришёл к этим выводам, живя в позапрошлом веке. Сейчас социально-культурная среда поменялась, но её влияние никуда не делось. Фамилия Пиаже возможно звучит интереснее, поэтому его теорию чаще замечаю в различных источниках. Но, думаю, учения Выготского можно применять при воспитании детей ничуть не меньше.
В данной статье я узнала о таком человеке, как Лев Выготский. Имя знакомое, но откуда я могла его знать до этого — непонятно. Этот человек создал социокультурную теорию. Теория Выготского показывает взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Я также узнала, что в детском развитии существует «переход» между элементарными и высшими умственным функциями.Выготский предположил, что элементарная форма памяти состоит из образов и впечатлений. Лев также акцентировал внимание на генетическом подходе. Получается, его интересовали не интеллектуальные способности детей в конкретный момент, а их потенциал интеллектуального роста и развития. Это была очень полезная статья для людей, которые собираются работать с детьми.
Добрый день. Спасибо за статью. Из неё я узнала о теории развития Выготского о взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Интересным стало то, что при рождении ребенку дан комплект способностей такие как память, внимание и восприятие, которые ребенок развивает в ходе взаимодействия со взрослыми и более опытными сверстниками превращает способности в более сложные когнитивные функции высокого порядка.
Удивило то, что в детском мышлении существует переход между элементарными (которая состоит из образов и впечатлений от событий) и высшими (использование знаков для передачи функций памяти).
В профессиональном плане учла, что улучшить память детей можно, если рядом есть взрослый, который помогает и направляет ребенка.
В личностном плане буду придерживаться знаний, полученных из статьи.
Спасибо.
Благодаря статье, я узнал о теории Выготского. Он учитывал в развитии ребенка социокультурные факторы. Выготский предположил, что мышление ребенка развивается во взаимодействии с более взрослыми и опытными людьми. Эта информация дает мне понимание того, насколько важно создать для моей дочери правильную среду развития. Некоторые варианты доступны практически всем: детский сад, школа. Но помимо этого, есть секции, кружки и мои совместные занятия с дочкой. Это поможет ей в развитии. Также важным для меня показалось внимание Выготского к ближайшему горизонту развитию ребенка. В частности, термин «подмостки» объясняет, как можно постепенно создать условия для развития мышления. Я понял, что новую информацию и инструментарий важно давать порциями.
Благодаря данной статье я узнала о социокультурная теория Льва Выготского — эта теория, в которой большое внимание уделяется факторам влияния социального и культурного мира детей на их когнитивное развитие.
Выготский уделяет еще внимание влиянию изучения языка на интеллектуальное развитие ребенка. Он подчеркивает решающую роль, которую играет социальный мир в содействии развитию детей.
Я полностью согласна с тем, что социальное окружение и взаимодействие являются исходными данными, которые определяют личность ребенка, и значительно влияют на то, как будут развиваться его врожденные способности, такие как внимание, восприятие и память
Выготский говорил о ступенчатом развитии, о резких сдвигах. Считает, что существует переход между элементарными и высшими умственными функциями.
Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Это позволяет использовать потенциальное развитие детей, которое осуществляется под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Что дало возможность более поздним исследователям разработать технику подмостков для решения множества задач. Её суть в поддержке ребенка взрослым в обучении. Но по мере того, как ребенок становится более опытным, объем поддержки постепенно уменьшается, так что, в конечном итоге, ребенок может выполнять задание квалифицированным образом независимо от помощи взрослых.
Это забавно, но если пройти по длинной логической цепочке моего пути, то можно сказать, что при значительном влиянии именно научных трудов Выготского я оказалась в Институте Психологии и Практики. Поэтому ничего принципиально нового для себя в этой статье я не обнаружила. Хотя не без удовольствия освежила память.
Возможно здесь можно порассуждать о бытовом применении теории ближайшего развития, среди обычных, самых разных, мам. При всем моем фанатизме этой теории имеются мысли о важности грамотного ее использования. Например, в том же рисовании, маленькому ребенку полезно давать свободу самовыражения, во избежание того, чтоб не сделать его заложником рисования по шаблону обучая грамотно вырисовывать солнышки и домики.
С любом случае, на мой взгляд, именно теория ближайшего развития, поможет каждому ребёнку достигнуть максимальных успехов, на которые он способен. Хочется верить, что когда-нибудь система образования нашей страны сможет позволить себе возможности обучения детей по принципам учений Выготского и его последователей.
Интересно познакомиться с теорией развития ребенка Выготского. Много о нем наслышан. Узнал как социальное окружение ребенка может влиять на его развитие. Понял, как важно вместе с ребенком решать задачи. На первом этапе показывать на своем примере как можно это решить, а дальше он сам. По словам Выготского, каждому ребенку дан набор врожденных способностей, таких как внимание, восприятие и память. Это по мне тот стартовый капитал, с которого все начинают. А в наших силах развить эти способности. Я понимаю теперь как важно окружение, особенно школа. Понятно желание родителей отдавать детей в престижные учебные заведения. Это не погоня за статусом, это вложение в будущее ребенка. По мне это правильно, если средства на это есть.
Теория развития Выготского больше отозвалась, чем Пиаже и его последователей, мне кажется более верный и правдоподобный результат наблюдений. В результате прочтения данной статьи я узнала, что эффективность работы с детьми в паре именно со взрослым и более опытным человеком намного выше нежели со сверстниками, что такая работа продуктивнее и значимее для ребенка. Из данной статьи я познакомилась с механизмами психическими реакциями такими, как зоны ближайшего развития. В личном плане это информация мне дает понимание, что ребенку необходимо иметь наставника. В профессиональном плане дает возможность проанализировать успеваемость ребенка по подходу родителя к его обучению. Очень важно достаточно информировать ребенка вовремя, помогать ему развиваться, направлять на правильные решения, и показывать всевозможные варианты решений.
Благодаря статье узнала о учёном Л. Выготским. Узнала о его теории развития , в которой большое внимание культуре в которой развивается ребёнок. Как я прочитала его труды были написаны в период коллективизма, поэтому роль развивающейся личности отдельно от обществ просто в то время не представлялось возможным. Поэтому не удивительно, что он описывает развитие базовых способностей под влиянием общения в социуме, что отличает эту теорию от теории Пиаже, как о личностно ориентированной теории. Удивило , что в детском мышлении существует переход между элементарными и высшими умственными функциями. В личностном плане буду использовать информацию пользы взаимодействия детей со взрослыми в выполнении любых дел, это , как показал опыт Выготского позволяет успешно развиваться ребёнку.
Спасибо за статью.
3. С какими психологическими понятиями я познакомилась? Элементарные психические функции — это те функции, которые даны ребенку от природы (память, внимание и восприятие). «Естественные» формы психического функционирования трансформируются с помощью культуры ребенка в высшие психические функции. Элементарная форма памяти состоит из образов и впечатлений от событий. Этот тип памяти очень близок к восприятию, он не проанализирован и находится под прямым влиянием окружающей среды. Примером высшей формы памяти является использование знаков для передачи функций памяти.
Понятие «зона ближайшего развития» — разница между «фактическим уровнем развития ребенка, определяемым самостоятельным решением проблем» и «потенциальным развитием, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками». Таким образом, потенциальный уровень развития ребенка определяется уровнем компетентности, который он проявляет под опекой взрослых или более способных детей.
В связи с этим я поняла, что существует корреляция между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием, что в процессе развития появление новых знаков-инструментов позволяет ребенку более эффективно решать проблемы и понимать свой когнитивный мир.
В статье я познакомилась с теорией Выготского которая предполагает взаимодействие между социальным миром ребенка(взрослые и более опытные сверстники) и его когнитивным развитием, в отличие от Пиаже который рассматривал личность как единицу исследования. Теория строится на том что есть набор врожденных способностей(внимание,восприятие,память-это элементарные психические функции), которые при социальном взаимодействии(помощи в виде объяснений и прямых указаний взрослых или более опытных сверстников) переходит в высшие психические функции. Рассмотрено на примере задания с планом города, описаном в статье. Выготский выделяет элементарную форму памяти, которая ближе к восприятию(образы,впечатления,события) и высшую форму памяти, когда можно выразить память в знаках, таких как письмо. Он сторонник теории ступенчатого развития, где в ключевых переходных точках меняется характер развития ребенка. Считает это происходит при помощи посредников(инструменты,знаки): язык,счёт,символы,искусство или письмо. В этой статье я познакомилась с термином «зона ближайшего развития» как разницей собственных возможностей ребенка и его возможностей решения проблем под руководством взрослых. Отсюда взяла своё начало форма обучения «подмостки» где подбирался индивидуально уровень подачи информации ребёнку и предоставлялась помощь, с освоением информации помощь уменьшалась.
Из статьи узнала о социокультурной теории Выготского. Она предполагает взаимодействие между социальным миром ребенка и его когнитивным развитием. Так же узнала, что в детском мышлении существует переход между элементарным и высшими умственными функциями.
Элементарные умственные функции- это память,внимание и восприятие. А они с помощью культуры трансформируются в высшие психические функции. Примером высшей формы памяти является использование знаков для прередачи функций памяти( использовние системы письма для формирования списков).
Из статьи я так же узнала,чтобы решить задачу планирования более эффективно,нужен более опытный наставник-партнер. И это подтвердил эксперимент с планированием,где у одного ребенка в качестве партера был опытный партнер(родитель), а у другого его сверстник. Пара ребенок-взрослый в итоге выработали более эффективный маршрут.
В этой статье меня очень удивила информация, что Выгодский умер таким молодым, в 38 лет. Для области изучения развития детей это большая потеря. Его социальнокогнитивная теория значительно продвинула науку в понимании развития детей. Он определил, что помощь в развитии детям оазывают «посредники»: инструменты и знаки. Развитие ребёнка движется от элементарных к высшим умственным функциям. Изначально всем от рождения даны память , внимание и восприятие, под воздействием среды они переходят к высшим формам. Процесс этого перехода легче понимать , изучая такое понятие как зона ближайшего развития ребёнка. Это например те взрослые, которые помогают и сопровождают развитие маленьких людей. Эксперимент с созданием пар ребенок- ребёнок и взрослый — ребёнок в выполнении задания и применении эффективного планирования это ярко показывает.
Также Выгодский предложил такой термин как «подмостки» в качестве метода развития детей. Он о том, как важно поэтапно увеличивать в обучении объём информации и заданий. Усложнять постепенно. Роль взрослых в этом огромна и важна. Эта информация интересна и нужна доя психологов, работающих с детьми.