Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Начинаем рассматривать генетические исследования, основанные на наблюдениях за сиблингами и близнецами. Новые термины: близнецовые исследования, сиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда.

Изучение сходства характеристик членов семьи с разной степенью биологического родства — одна из наиболее частых процедур при изучении вклада генетических и средовых факторов в индивидуальные различия в развитии человека.

Особый интерес для ученых представляют семьи, в которых дети по какой-то причине оказались, разлучены в детстве. Их феномен состоит в том, что они имеют общий генетический материал, но разные условия жизни. Исследователи сравнивают сходство окружающей среды в приемной и биологической семьях. Таким образом, предполагается, что сходство ребенка с приемными родителями отражает влияние окружающей среды, в то время как сходство с биологическими родителями, отражает генетические факторы. Один из вариантов подобных исследований  — это работы, в которых изучается сходство между биологическими братьями и сестрами и неродственными детьми, которые живут в одном доме.

Близнецовые исследования  сравнивают сходство однояйцевых/монозиготных  близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки. Дизиготные близнецы развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами, и, следовательно, несмотря на то, что они вынашиваются внутриутробно в одно и то же время, генетически они не более сходны, чем другие братья и сестры. Градус различия обычно измеряется с помощью коэффициента корреляции  (статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными) или коэффициента конкордации (согласованность мнений экспертов). Коэффициенты корреляции, которые мы будем позднее обсуждать подробно, используются для непрерывных переменных (неизменная величина). Такие переменные, как рост, интеллект, общительность  идут от более низких к более высоким показателям  и оценивают степень различия сиблингов (родные братья и сестры) по шкале. Уровень конкордации используются для оценки процента случаев, когда оба сиблинга имеют характерную  черту  или расстройство. Это используется для дискретных расстройств, когда у человека классифицируется или диагностируется что- то вроде синдрома Дауна, шизофрении или маниакально- депрессивного психоза. Конкордантность в 100% для шизофрении означала бы, что если один близнец болен, то другой тоже обязательно имеет данное расстройство. Если в близнецовых исследованиях братья и сестры живут в одном доме, то более сильная схожесть однояйцевых близнецов по сравнению с разнояйцевыми трактуется их генетикой. Но если наблюдается равная схожесть монозиготных и дизиготных близнецов, то ученые объясняют это влиянием окружающей среды.

Можем ли мы принять предположение о сходном влиянии окружающей среды на оба типа близнецов, когда они воспитываются в одной семье? Это предположение подвергалось сомнению некоторыми исследователями. Они утверждали, что реакция, которую однояйцевые близнецы вызывают у окружающих, единая  домашняя среда, а так же активный выбор ими занятий и окружения, которые близки им по генотипу, приводит к поразительному сходству в их социальном и учебном опыте (Baumrind, в печати; Lytton, 1976; Scarr & McCartney, 1983). Таким образом, генотипическое сходство однояйцевых близнецов способствует получению равного опыта в сходной среде, что, в свою очередь, приводит к более конгруэнтным фенотипам (Plomin, 1986).

Давайте рассмотрим близнецовые исследования, в которых дети воспитывались в разных семьях. Это поможет изучить предположение о том, что люди выбирают среду и сферу деятельности исходя из генотипа, при этом избирательность  становиться более заметной с возрастом, поскольку увеличивается свобода выбора действий, условий и социальных групп.

Сходство между однояйцевыми близнецами в уровне интеллекта и академических успехов, а так же в выборе хобби, профессии, друзей, супругов и даже еды часто высоко, даже если они воспитываются раздельно (Bouchard & McGue, 1990; Juel- Nielsen, 1980; Scarr). & Carter- Saltzman, 1980).Однояйцевые близнецы не только вызывают сходные эмоции у окружающих (Baumrind & Lytton, 1976; Scarr & McCartney, 1983), но и при наличии возможности выбора, склоняются к одинаковому виду деятельности и получению идентичного опыта. У разнояйцевых близнецов корреляция намного ниже. Наблюдения  показали, что они выбирают умеренно сходную среду, потому что их генотипы лишь умеренно коррелированы.

Насколько похожи приемные братья и сестры, не связанные биологически друг с другом, но живущие в одной семье? Многое зависит от возраста. В раннем и среднем детстве сходство максимально высоко, чему, вероятно, способствует единая домашняя среда. Однако к позднему подростковому возрасту, когда дети все чаще выбирают собственные интересы, различия характера, интеллекта и других фенотипических признаков становятся очевидны (Grotevant, Scarr, & Weinberg, 1977; Scarr, Webber, Weinberg, & Witting, 1981; Scarr & Weinberg, 1977).

Эти данные не следует понимать в том смысле, что окружающая среда не имеет значения. Чем больше различий при воспитании однояйцевых близнецов, тем меньше они демонстрируют сходных характеристик (Baumrind in press; Kamin, 1981; Rose and Kaprio, 1987). Например, Бронфенбреннер (1975) обнаружил более низкую корреляцию между IQ разлученных усыновленных близнецов, живущих в разных сообществах (0,26), чем в сходных сообществах (0,86). Чем сильнее ребенок осознает свой статус приемного, тем  чаще он начинает искать различия между ним и другими членами семьи, противодействовать им и их ценностям (Brodzinski, Singer, & Braff, 1984). В этот период может наблюдаться уменьшение сходства со всеми членами неродной семьи. Помимо этого доступ к интересным сферам жизни может быть ограничен. Генетически высоко интеллектуально предрасположенные дети могут оказаться в среде, где развитие мозга недоступно или является непривлекательным. Другой пример, дети предрасположенные к общительности, могут иметь трудности с получением доступа к желаемым социальным контактам. Свобода выбора ниш может быть ограничена для некоторых детей в некоторых условиях. Это надо иметь в виду, когда мы позже будем рассматривать результаты исследований.

Неразделенная среда

Исследования неразделенной среды помогли выяснить, почему даже биологически родственные братья и сестры демонстрируют лишь умеренное сходство по большинству характеристик, которое еще сильнее снижается с возрастом (Ross, Plomin, & Hetherington, 1991; Ross, Hetherington, & Plomin, in press).

Раньше предполагалось, что дети, выросшие в одной семье, живут в одинаковой среде. В настоящее время признано, что дети, живущие в одной семье и в одном доме, могут иметь, как частично одинаковые, так  и частично разные аспекты окружения.  Разделенная среда будет включать в себя жизнь в тесном доме или районе с высоким уровнем преступности, а также образ жизни родителей (безработные, алкоголики, психически больные или искренне религиозные) (Reiss, Plomin, & Hetherington, 1991). При этом каждый ребенок может иметь индивидуальный опыт дома, в школе, с  родителями, братьями и сестрами, сверстниками и учителями. Опыт может меняться в зависимости от пола и возраста ребенка, от изменения состава семьи (например, порядка рождения или интервала между братьями и сестрами),  возникновения внешних факторов (болезнь или безработица родителя или время депрессии или войны). Следует отметить, что иногда общий фактор окружающей среды может привести к разделению опыта. Например, бедность, безработица или эмоциональные проблемы у родителя могут привести к тому, что он выплескивает разочарование или гнев на одного ребенка, а не на другого.

Даже небольшие различия в неразделенном опыте могут повлиять на различия в развитии братьев и сестер. Помимо этого играет роль индивидуальная чувствительность к реальным или воображаемым различиям в общении с родителями.

Имеются существенные доказательства того, что братья и сестры, даже близнецы, сталкиваются со многими аспектами своего окружения, которые не являются общими (Plomin & Bergeman, 1991; Plomin & Daniels, 1987). Различия в опыте связаны с различиями в развитии. Исследование Дэниелс и ее коллег, представленное ниже, ясно показывает, что неразделенная среда связана с различиями в приспособлении братьев и сестер- подростков.

ПОЧЕМУ СНОВА Я?

Зачем придираться ко мне? Почему он ложится спать позже, чем я? Вы ему даже убийство простите! Маменькин сынок! Дети часто жалуются на то, что они воспринимают, как предпочтительное отношение родителей к их братьям и сестрам.

Обсервационные исследования подтверждают тот факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. В наблюдении за 348 семьями с двумя сиблингами подросткового возраста был проведен опрос обоих детей и их матерей относительно опыта отношений в семье с каждым ребенком. Обсуждались такие вещи, как семейное сотрудничество, семейный стресс, родительские правила и обязанности по дому, близость к матери и отцу, а также право голоса ребенка при принятии решений. Было обнаружено, что, хотя родители считали, что обращаются с детьми схожим образом, их отпрыски думали по-другому.  Корреляция между отчетами родителей об обращении с двумя братьями и сестрами в среднем составляла около 0,53, в отличие от оценок братьев и сестер, которые в среднем составляли только 0,20. Другие исследования показали, что обученные наблюдатели, которых можно считать более объективными в своих оценках, оказались в своих выводах посередине между отчетами родителей и братьев и сестер. Связаны ли эти кажущиеся различия с детскими установками? Результаты, представленные ниже, показывают, что да.

Сообщения родителей и сиблингов о родительском обращении указывают на то, что братья и сестры, которые испытывали большую материнскую близость, большую власть в принятии семейных решений, больше родительских обязанностей и больше дружбы между братьями и сестрами, лучше приспосабливались. Более того была найдена взаимосвязь между непослушанием детей в школе и их отношениями в семье.

Если бы данные о различиях окружающей среды и приспособленности сиблингов были обнаружены только в отчете одного человека, можно было бы высказать опасение, что это индивидуальная негативная реакция восприятия или оправдание своего поведения. Матери сообщившие о меньшей близости с одним из детей, могут оправдать это, сказав, что он более проблемный, чем его брат или сестра.  Интересно, что дети, которые имели меньшую близость с матерью, чаще получали замечания в школе и совершали правонарушения.

Восприятие братьями и сестрами различий в окружающей их обстановке  связано с оценками поведения со стороны учителей, которые, вероятно, наблюдали за различиями в жизненном опыте и развитии личности братьев и сестер, а также являются свидетельством того, что дети могут быть особенно чувствительны к различному обращению родителей с братьями и сестрами.

 

 Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, близнецовые исследования, генетические исследования, неразделенная среда, конкордация в психологии, коэффициент корреляции в психологии.

63020cookie-checkПсихология развития: Семейное сходство