В последние десятилетия ученые обращают внимание не только на период младенчества и подростковый возраст, но и на дальнейшее развитие личности — процесс, который длится всю жизнь (Baltes, 1987).
Уникальный акцент этой точки зрения заключается в отслеживании пути, по которому человек развивается и меняется на протяжении полного жизненного цикла. В этом случае детство не рассматривается, как единственный формирующий период, диктующий более поздние этапы развития. Важен каждый жизненный отрезок, так как человек всегда открыт и восприимчив к изменениям. С точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно проследить по трем ключевым группам. Во-первых, существуют нормативные, классифицированные по возрасту события, представляющие собой переживания, которые большинство детей и взрослых испытывают примерно в одни и те же периоды своей жизни. Некоторые из этих переживаний являются биологическими или связанными с созреванием. Например, начало ходьбы у младенцев или период менархе у девочек наступают в одном и том же возрастном коридоре. Индивидуальные различия, конечно, присутствуют, но есть усредненный (или по-другому нормативный) график этих биологических событий. Наше общество запрограммировано нормативными событиями с определенными графиками, которым следует большинство людей по мере их продвижения в своем развитии. Например, дети идут в школу примерно в 5 лет и поступают в колледж в 17 или 18 лет. В свою очередь, заключение брака обычно откладывается до начала или середины второго десятка или даже позже.
Однако развитие не всегда идет по плану, ведь жизнь непредсказуема и подбрасывает неожиданные события. Теоретики продолжительности жизни называют эти события ненормативными, поскольку они не происходят со всеми людьми в одном возрасте и не следуют какому-то заранее установленному графику. Речь идет о неожиданных поворотах, которые могут произойти с ребенком или семьей в любое время и часто без особых предупреждений или ожиданий. Развод, потеря работы или смена места жительства — обстоятельства, которые могут иметь серьезные последствия для детей, но не являются частью обычных, ожидаемых явлений. Одним из самых частых ненормативных событий является развод. Наконец, с точки зрения теории продолжительности жизни, на развитие влияет третий набор факторов, а именно когортные эффекты. Когорта — это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год (например, 1950) или в один общий период (1960– 1965). Участники когорты получают одинаковый исторический опыт, который уникален для каждой группы, рожденной в определенную эпоху. Например, дети, родившиеся в 1950 году, были подростками в 1960-е годы — бурную вьетнамскую эпоху в американском обществе. В то время как дети, родившиеся в 1940 или 1960 годах, в этот период были либо совсем маленькими, либо уже взрослыми, поэтому их подростковый возраст не был отмечен потрясениями и социальными волнениями, с которыми столкнулись подростки из когорты 1950 года. Другими словами — исторический контекст является важным источником влияния на развивающегося ребенка. Точка зрения теории продолжительности жизни фокусируется на трех источниках влияния: (1) нормативные возрастные факторы, (2) ненормативные события и (3) когортные или исторические эффекты. Такое влияние на развитие показано в исследовании Элдера (1974) о детях, переживших Великую депрессию 1930- х годов, с которым мы сейчас ознакомимся.
ДЕТИ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ
Что происходит с ребенком во времена экономических кризисов? Чтобы выяснить это, Элдер (1974) изучил детей, которые были частью многолетнего проекта, касающегося социального и интеллектуального развития в Калифорнии. Они были вовлечены в исследование о рухнувшей экономике во время Великой депрессии. Некоторые из детей только поступили в школу в это время, а другие были подростками. Исследование заключалось в том, что Элдер сравнил семьи, которые остались относительно обеспечены по сравнению с теми, кто остался без работы и сильно пострадал.
В экономически неблагополучных семьях произошли кардинальные изменения семейных ролей и отношений, которые сильно сказались на развитии ребенка. Разделение труда и власти внутри семьи изменилось. По мере того, как отцы теряли рабочие места, а доходы падали, матери выходили на рынок труда или селились в пансионах и общежитиях. В результате власть матери увеличивалась, а власть, престиж и эмоциональная значимость отца уменьшалась. Резко выросло число разводов, особенно среди пар, имевших плохие отношения до наступления экономических кризисов (Liker & Elder, 1983).
Роль ребенка в семье тоже не осталась прежней. Девочек привлекали к большему количеству работы по дому, в то время как мальчики старшего возраста часто работали на стороне. Отношения между родителями и детьми изменились в ответ на экономические трудности. Отцы стали более равнодушными, карательными и менее поддерживающими своих детей. В свою очередь, мальчики, а не девочки, как правило, отдалялись от семьи и становились более ориентированными на сверстников. Однако и мальчики, и девочки стали более капризными, обидчивыми и беспокойными. Мальчики чаще раздражались и злились (Elder, 1984). Последствия депрессии оказались сильнее для детей младшего возраста, потому что они в большей степени зависели от родителей и дольше подвергались воздействию изменившейся обстановки в семье.
Эффекты имели долговременный эффект. Когда дети повзрослели, их ценности, модели работы и брака остались под влиянием этого опыта. Мужчины, которые были вынуждены выйти на рынок труда в подростковом возрасте из-за экономических трудностей, предпочитали стабильную, но скромную работу более рискованным и престижным позициям. При этом они были менее удовлетворены своей профессией и доходом. В дополнение к этому и мужчины и женщины, у которых были проблемы с адаптацией в ответ на депрессию 1930- х годов, имели менее успешные браки. Мужчины и женщины, которые были детьми с плохим характером, имели менее устойчивые браки, в то время как женщины с трудным детством выходили замуж за мужчин, которым не хватало амбиций и достижений (Caspi, Elder, & Bem, 1987). Наконец, девочки, склонные к вспышкам гнева в детстве, становились вспыльчивыми родителями. Таким образом, мы видим влияние Депрессии на целых три поколения. Очевидно, что экономические трудности оставили свой след в жизни многих из этих семей. С другой стороны, некоторые семьи жили хорошо, несмотря на экономические проблемы, особенно если изначально их семейные узы были крепкими. Исследования такого рода помогают нам оценить влияние неожиданных исторических событий на детей и их семьи.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, влияние экономических кризисов на детей, влияние экономических кризисов на семьи, когортный эффект в психологии.
Источник фото: freepic.com
Благодарю за статью!
Впервые столкнулась с таким понятием как «период менархе у девочек». Обычно этот процесс начала полового созревания у девушек описывается другими терминами.
Интересная статья о влиянии исторических событий, в частности экономического кризиса, на несколько поколений людей. Всегда думала, что финансовые проблемы семьи, заставляющие мальчика идти работать ранее принятых в данном обществе возрастных норм, делает его более ответственным, амбициозным и смелым в дальнейшем. Думала, что реальные деньги, попадающие в руки подростку, положительно влияют на его самооценку. Однако, согласно исследованиям, мужчины, выросшие из таких мальчиков наоборот предпочитают в дальнейшем скромную, но стабильную работу, а не рискованные, но более престижные рабочие места.
Психологическая теория продолжительности жизни, описанная в статье, вызывает у меня большой интерес. Я считаю, что, учитывая всё возрастные периоды жизни человека и значение исторических событий, можно получить достаточно достоверные и полные результаты исследований психологического развития человека.
Я узнала о трёх основных факторах, которые оказывают значительное влияние на психологическое развитие в течение всей жизни, согласно данной теории.
Во-первых, это нормативные события, которые происходят с каждым человеком примерно в один и тот же период времени. Чаще это биологические изменения или социально обусловленные.
Во вторую группу входят ненормативные события: неожиданные, незапланированные, изменяющие жизнь на «до» и «после». По своему характеру они индивидуальны.
Третья группа факторов включает в себя когортные эффекты. Я наконец-то узнала истинный смысл хорошо знакомого слова «когорта», обозначающий группу детей, рождённых в один и тот же год или общий период. Этот фактор интересен тем, что участники когорты имеют одинаковый исторический опыт. На примере исследования детей Великой депрессии я увидела степень влияния экономического кризиса на психологическое развитие трёх поколений. Меняются поведение и реакции не только во время кризиса, но и позже психологические механизмы проявляются в соответствии с предыдущим жизненным опытом.
Примечательно то, что наиболее сильное воздействие Великая депрессия оказала на маленьких детей вследствие их зависимости от родителей и длительному периоду пребывания в семейной обстановке. Получается, что и в наше неспокойное время дети младшего возраста являются самой уязвимой категорией.
В профессиональном плане я увидела важность знания не только личного контекста клиента, но и его «привязку» к историческим событиям, происходящим в исследуемый период жизни. Спасибо.
Спасибо за статью.
В статье рассматривается психологическая теория продолжительности жизни. С точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно проследить по трем ключевым группам: нормативные, классифицированные по возрасту события (начала ходьбы у младенцев, поступление в школу и т.д.); ненормативные — те события, которые происходят не у всех (развод, потеря работы или смена места жительства); когортные эффекты — например для группы детей, родившихся в один год или период (дети, родившиеся в 1950 году, были подростками в 1960-е годы — бурную вьетнамскую эпоху в американском обществе).
В статье было приведено исследование детей великой депрессии в Америке.
Были исследованы семьи с низким доходом, которые пострадали от депрессии больше всего. В целом был отмечен рост разводов, снижение статуса отца, как добытчика, ранний выход мальчиков на работу, а девочек в помощи по дому. Столкновение с жесткостью и занятостью родителей. Все это повлияло на взрослую жизнь этих детей.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что исторические события влияют на развитие детей. У детей, которые родились в бурную вьетнамскую эпоху в американском обществе были отмечены потрясения и социальные волнения. В то время как у детей, родившиеся в другой период этих потрясений не было.Так же и про экономический кризис. Но в нашей стране экономические кризисы происходят как минимум каждые четыре года, поэтому у нас сложно выделить целое поколение детей, которое получило депрессию в связи с этим. Из статьи возьму себе на заметку,что мне нужно будет проанализировать исторические события происходящие в нашей стране за последние сто лет, чтобы понимать как это могло повлиять на человека определенного возраста в его детстве. С какими трудностями могли столкнутся его родители в определенный период жизни.
Благодарю за статью. Я узнала, что теория продолжительности жизни базируется на отслеживании пути, по которому человек развивается и меняется на протяжении полного жизненного цикла. Так как человек всегда открыт и восприимчив к изменениям, важен каждый жизненный отрезок.
Интересный факт, что учёные делят события на 3 группы: нормативные, ненормативные и когортные/исторические.
Нормативные события — те, которые происходят у большинства детей и взрослых примерно в одни и те же периоды своей жизни.
Ненормативные — неожиданные, которые могут произойти с ребенком или семьей в любое время, без предупреждений или ожиданий.
Когортные — события, знаменательные для одного и того же года/эпохи. Иначе говоря, участники когорты получают одинаковый исторический опыт, который уникален для каждой группы, рожденной в определенную эпоху.
Так же я узнала о влиянии кризисов на семьи и детей, и конечно, оно отрицательное. Отношения между родителями и детьми меняются, отцы становятся более равнодушными, карательными и менее поддерживающими своих детей. Дети в свою очередь больше привлекаются к труду, как дома, так и на стороне.
Для себя я отметила, что такое влияние не пройдёт бесследно и скажется на всей жизни человека. Я знаю это и по своей семье: финансово-экономический кризис в России 2008—2010 гг. повлиял на отношения и родителей друг с другом, и на мои с ними достаточно негативно. Действительно, роль отца смещается на задний план, отношения охладевают, общее нервное напряжение мешает коммуникации в семье.
Спасибо за статью. Было интересно узнать, что развитие личности -это процесс, который длится всю жизнь. Важен каждый жизненный отрезок,т.к. человек всегда открыт и восприимчив к изменениям.
В данной статье я познакомилась с термином когорта; с тремя источниками влияния на развитие: 1) нормативные возрастные факторы,2) ненормальные возрастные факторы,3) когортные или исторические эффекты.
В личном плане, вспоминая свое детство(времена перестройки в СССР, когда людям не выплачивали или задерживали зарплаты, сокращались рабочие места, закрывали целые предприятия) всегда думала, какого было родителям и не задумывалась, как это отражалось на нас, детях. Прочитав статью, понимаю, что те события безусловно сказались на всех, но благодаря моим родителям наша семья сохранилась и относительно спокойно пережила тот период
Благодарю за статью! В статье раскрывается значение влияния различных внешних событий на развитие личности , процесс который длится всю жизнь и не ограничивается периодом младенчества и подростковым периодом. политические и культурные события внутри страны и в мире также являются важным фактором влияния на развитие.
В личном плане мне интересно было отразить схожую с моей жизненной ситуацией историю: повзрослевшие дети, их ценности, модели работы и брака остались под влиянием опыта великой депрессии. Мужчины, которые были вынуждены выйти на рынок труда в подростковом возрасте из-за экономических трудностей, предпочитали стабильную, но скромную работу более рискованным и престижным позициям. Мое детство прошло во времена распада СССР и «голодных» 90-х. Поэтому одним из моих ограничений является выбор стабильного заработка в среднерыночном сегменте. Мне тяжело рисковать и выбирать более рискованные схемы заработка, даже если это принесет больше прибыли.
Спасибо за статью! Из нового я отметила для себя, что с точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно проследить по трем ключевым группам. Например, существуют нормативные, классифицированные по возрасту события, представляющие собой переживания. Также меня впечатлило, что исторический контекст является важным источником влияния на развивающегося ребенка. Я познакомилась с психологическим понятием «когорта «— это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год или в один общий период. В профессиональном плане данная статья показала мне то как сильно с малых лет любой опыт, а особенно негативный накладывает отпечаток на ребенка и в целом на человека, и какие последствия могут быть из этого. То есть мальчики были вынуждены рано работать, далее это привело к тому, что работа должна быть скромной и стабильной, нет рисков и роста. Детям приходится рано становится взрослыми в нестабильных ситуациях, также происходит смена ролей между членами семьи. В личном плане данная статья отразила мне, что не обязательно чтобы произошла смена ролей, должно совершиться что-то глобальное в мире. То есть у каждой семьи происходит своя «великая депрессия», где члены семьи не справляются с данным опытом. Прочтение данной статьи натолкнуло меня на идею того, что отношения — это труд, где оба партнера создают семью, в которой все трудности должны проходиться вместе.
В данной статье познакомился с тем, что человек развивается на протяжении всей жизни. И не стоит делать акцент только на детский возраст. Новые события дают новые возможности. Удивило то, люди могут зацикливаться на тех этапах развития, в которых формировались в детском и подростковом периоде. Как написано в статье про тех, кто вырос в 30-е в Америке, во времена депрессии, испытывали трудности в социуме. Тоже самое можно сказать и про наши 90-е. Лично я был подростком в эти годы и можно сказать получил неблагоприятный для развития опыт: где взять денег, чтобы прокормить семью, отсутствие спортивных кружков, которые я застал в начале 90-х, а потом они закрылись. Да, это было, но жизнь продолжается. Найти себя мне было трудно и нашёл себя в асоциальных компаниях. От чего была злость, неумение выстраивать взаимные отношения. Всё это не означает, как оправдание, тому, что стоило сожалеть о своём нереализованном детстве. Ощущения остались, а это означает, что останавливаться на них всё равно, что себя похоронить. Нет уж, жизнь продолжается дальше, а значит и я живу и формирую другой современный подход к жизни.
Благодарю за статью. При изучении детской психологии, меня волновал один вопрос, а что развитие ребёнка или подростка, когда он выходит во взрослую жизнь, заканчивается? Благодаря этой статье моё волнение развеялось. Развитие личности-это процесс который длится всю жизнь и важен каждый период жизни и не ограничивается только младенчеством или подростковым периодом жизни. И то что политические или культурные события отражаются на развитии личности, узнала из собственного опыта ( развал СССР, дефолт, экономический кризис, пандемия), причём культурные события так не отражаются и так сильно не влияют на формирования личности , как политические. Особенно остро отразился развал СССР и дефолт, хотя в этот момент я находилась в другой стране, страна которая на тот момент вышла из состава СССР, и страна, которой надо было стать самостоятельной, независимой и найти свой путь развития после выхода из состава СССР, первое время было тяжело всем, независимо от возраста и пола. Отголоски тех времён до сих пор живут во мне, которые не дают мне расслабиться по настоящее время. Ещё раз убедилась в том, какая ответственность лежит на родителях при воспитании ребёнка.
Узнала о новых терминах период менархе у девочек, когорта и много интересных фактов. Статья была полезной, ещё немного расширила мои знания в психологии.
Прочитав статью, я познакомилась с психологической теорией продолжительности жизни. Согласно теории, человек меняется на всей протяжённости жизни. Узнала, что есть нормативные события, которые происходят у всех примерно в одном возрасте. В основном, эти события связаны с биологическими факторами. Также есть события, которые могут произойти неожиданно, при этом оказать сильное влияние на человека, например, развод, смена места жительства. Такие события называются ненормативными. Также на людей, родившихся в одно время оказывают влияние исторические события — когортные эффекты. Автор статьи рассказывает как повлияла на детей великая депрессия. Особенно она повлияла на детей младшего возраста. Мужчины, которые пережили в детстве бедность во взрослом возрасте больше держались за малооплачиваемую, но стабильную работу, даже если она им не нравилась. Женщины тоже испытывали трудности во взрослой жизни, особенно в браке. Девочки, которые испытывали вспышки гнева в детстве, стали матерями, плохо владеющими своими эмоциями. Узнала, как сильно может повлиять исторические события на развитие личности. Статья заставила задуматься, над тем, что я живу в период исторических изменений. Думаю, это тоже оставит след на развитии и детей и взрослых.
Спасибо за статью на очень интересную для меня тему. Непосредственно про продолжительность жизни я в ней не увидела информации, но на тему влияний на развитие человека трех факторов информация занятная. Источники влияний: нормативные, ненормативные и когортные. Нормативные – общие для всех возрастные изменения. Ненормативные – то, что пережил человек неожиданно для себя. Когортные – те изменения, которым подверглись большие группы ровесников. В статье в качестве примера приведена великая депрессия в США. Для России актуален мог быть пример с перестройкой. В профессиональном плане эта статья полезна для глубокого понимания сущности проблем клиентов в связи с различными типами влияний. В личном плане я для себя замечаю разницу во влиянии окружающей среды на моих детей разного возраста.
Я всегда считала детство фундаментом всей оставшейся жизни, сейчас я не столь категорична и понимаю что безусловно важно то в какой семье рос ребенок и как воспитывался, но и дальнейшее его взаимодействие в социуме важно и влияет на его жизнь. Атмосфера в которой живет и развивается ребенок значительно влияет на продолжительности жизнь. К примеру у подростка имевшем дело в запрещенными веществами больше шансов закончить жизнь раньше срока, чем тот который хорошо питается и занимается спортом. Согласно статье и с точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно проследить по трем ключевым группам: нормативные (касаются почти всех людей: в одном возрасте идут дети в школу, примерно в одном поступают в институт и т.п) , ненормативными ( события которые случаются не во всех семьях, такие как развод или смерть близкого человека) и когортные эффекты дети рожденные в определенный исторический момент, во время войны или других серьезных волнений оставивших след в истории.
Спасибо за статью! Нового для себя узнала, что ученые занялись наконец то периодом развития личности после подросткового возраста, который длится всю жизнь. Удивило то, что эта точка зрения не рассматривает период детства как основной формирующий фактор. Здесь главный каждый этап жизни человека, так как он восприимчив к изменениям. Я познакомилась с тремя основными группами изменения развития: нормативные (классифицированные по возрасту) события, ненормативные (неожиданные события, повлиявшие на ход основных), когортные эффекты (группы детей, родившиеся в один период). Узнала на примере экономической депрессии, что исторические события повлияли на поведение и жизнь 3х поколений. В профессиональном плане информацию из статьи буду использовать на консультациях, смотря к какой когорте относится клиент. В личном плане постараюсь чтобы никакие кризисы не сказались на негативном влиянии при воспитании моих детей.
Интересная для меня статья, показывающая, что развитие происходит всю жизнь, непрерывно. Отметила, что нормативные события мы можем предугадать, и примерно понять, как они будут влиять на развитие. Они едины для всех людей, отличаются лишь небольшой вариативностью во времени. Они могут быть как биологическими (процесс созревания), так и социальными (школа, ВУЗ, работа). Ненормативные события тоже, на мой взгляд, довольно типичны, хотя и случаются не со всеми. С точки зрения продолжительности жизни они могут влиять в качестве спускового характера, т.е. как человек/ребенок воспринимает то или иное ненормативное событие. На мой взгляд, более интересны для изучения когортные эффекты, т.к. они включают исторический опыт, который уникален в каждом поколении и в каждой культуре. Для США наиболее показательна великая депрессия, для СССР – Великая Отечественная война, перестройка, распад государства, 90-е годы и т.п. Когортные эффекты влияют на изменение роли родителя в семье (резкое уменьшение мужского населения в годы ВОВ, роль матери и ранняя самостоятельность сыновей и т.п.), на поведение последующего поколения в своих собственных семьях, социальные взаимоотношения. В то же время я отметила, что крепость семейных уз часто влияет положительным образом, т.е. роль семьи в когортных эффектах очень велика.
Спасибо за статью. В ней я познакомилась с психологической теорией продолжительности жизни. Главной идеей для себя я выделила то, что человек развивается на протяжении всей жизни и что все факторы, встречающиеся на том или ином жизненном отрезке, оказывают влияние на качество жизни в целом. Это в очередной раз подтверждает, что, меняя контекст можно изменить и события, которые происходят в жизни. Если же зацикливаться на каком-либо неблагоприятном периоде и тянуть события прошлого с собой в настоящее, не меняя своего отношения к этому можно провалиться в депрессию и уныние. На своем жизненном опыте могу сказать, что из негативных событий прошлого я делаю выводы и далее выстраиваю тактику действий так, чтобы они по возможности не повторялись. Это опыт. Я считаю, что для того чтобы чувствовать себя в норме, необходимо учиться быть гибким, использовать накопленный опыт и конструктивно встраиваться в обстоятельства, чтобы двигаться вперед.
Спасибо за статью. В результате прочтения я узнала о Теории продолжительности жизни и о её трёх ключевых группах изменения развития: 1) нормативные ( классифицированные по возрасту события) 2) ненормативные ( не происходят со всеми людьми в определённом возрасте и не следуют какому-то установленному графику) 3) когортные или исторические ( имеющие общий исторический контекст). Когортные эффекты раскрыты в статье на примере исследования Элдера во время Великой депрессии.
Меня удивил тот факт, что последствия Великой депрессии имели влияние на три последующих поколения. То есть дети выросли в разных семьях, в разных городах, но при этом имели схожие паттерны поведения и проблемы с социализацией. Мне приходит аналогия с детьми, выросшими в семьях алкоголиков или других формах деструктивных семей.
Прочитав статью у меня почему-то сразу появилось ассоциация человека с растеряем. Наверное, потому что это внешние условия, которые не зависят от человека и которые влияют на всю его оставшуюся жизнь. Индивидуально-коллективный опыт, который был сформулирован внешними условиями. Если честно сказать интересное наблюдение, очень интересные. Да что тут интересного. Все до безумия просто. Человек сам по себе не особо сильно влияет на свое развитие. Я начинаю приходить к этому мнению. Можно сказать, что это не так, но с другой стороны гены влияют, родители влияют, внешнее условия влияют. И получается, что человек в какой-то степени пассивное существо. Если человеку повезло с генами, повезло с условиями, в которых он вырос, повезло с родителями, которые занимались ребенком, если внешние глобальные условия были стабильными этому человеку очень сильно повезло. Просто безумно. Золотой билет счастья. Второй билет счастье, наверное, наступает это когда человек уже сформировался так как сформировался и здесь он понимает у меня такие гены, у меня такое воспитание, я попал в такие условия, которые повлияли на мою жизнь пускай не осознанно. Теперь со всем этим что-то нужно делать, и тогда человек из пассивного растения превращается в активное существо, которое сознательно начинает управлять направлением своей жизни.
Благодаря данной статье я познакомилась с психологической теорией продолжительности жизни.Учёные акцентируют внимание на отслеживании пути , по которому человек развивается и меняется на протяжении полного жизненного цикла.Важность имеет каждый жизненный отрезок,так как люди всегда открыты и восприимчивы к изменениям.Также из статьи я узнала, что происходит с детьми во времена экономических кризисов. Было проведено исследование, которое заключалось в том, что учёный сравнил семьи, которые остались более обеспеченными ,с теми, кто остался без работы и сильно пострадал во время кризиса. Оказалось, что последствия сильнее сказались на детях младшего возраста,так как они дольше подвергались негативному воздействию изменившейся обстановке в семье,и больше зависели от родителей.Любопытно, что этот эффект был долговременным,и влияние этого опыта отразилось и на их взрослой жизни.
Спасибо за статью! Узнала о психологической теории продолжительности жизни. На нее влияют три фактора: нормативные события (такие как менархе у девочек и начало ходьбы у младенцев), ненормативные события (развод, переезд) и когортные эффекты (исторические). Узнала новый термин «когорта» — это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год или период . Интересно, что интерес проявляется ко всем отрезкам жизни человека, а не только к детству. Так же познакомилась с исследованием Элдера , о детях, переживших Великую депрессию 1930- х годов. В исследовании можно проследить как менялись отношения между родителями и детьми в ответ на экономические трудности. В профессиональном плане статья поможет рассматривать некоторые ситуации исходя из когорты клиентов.
Спасибо за статью, благодаря ей , я теперь с большим смирением буду относиться к фразе, которая ранее вызывала у меня «бурные’ эмоции: » А вот в наше время…» Теперь мне стало понятно, что в разные периоды своей жизни человек, при столкновении с различными ситуациями, получает опыт решения проблемы, который накладывает отпечаток на поведение его в будущем. Таким образом человек сегодня может пользоваться способами решения проблем, которые были эффективны в прошлые периоды жизни, даже если они сегодня не столь актуальны, что, в свою очередь, ухудшает способность адаптироваться, уменьшает гибкость в принятии решений и мешает реализации потенциала развития в полной мере.Также я поняла, что человек учится всю жизнь, вопрос только чему и как?
Из статьи я узнала, что учёные последнее десятилетие стали обращать внимание не только на периоды детства и подростковый, но и на дальнейшее развитие личности. Что человек развивается всю свою жизнь, и это даёт возможность отследить изменения в развитии на протяжении полного его жизненного цикла. Важен каждый его отрезок. Ученые выделяют три ключевые группы, влияющие на дальнейшее развитие личности. Первая — нормативные события, привязанные к определённому возрасту, т.е. большинство людей испытывают похожие переживания, связанные например с созреванием. Но так как жизнь не идёт по плану, она непредсказуема и случаются неожиданные события, которые не происходят с каждым, а лишь с некоторыми людьми. Например, увольнение или потеря близких. Такие события называются ненормативными. И третий вид событий — когортные, т.е. участники группы(когорты), рождённые в один год/эпоху имеют одинаковый исторический опыт. Познавательным было узнать, что финансовый кризис в стране может повлиять на ребёнка таким образом, что отразиться на дальнейшей его карьере и жизни в целом. Благодарю за статью.
Прочитав статью я узнала о психологической теории продолжительности жизни. О том как в разный период своей жизни, каждый человек переживает абсолютно разные события. Так же интересно было узнать о детях великой депрессии, как они переживали экономические проблемы и как потом это сказалось на их детях. Познакомилась с понятием когорта,это описания группы детей, родившихся в один и тот же год или в один общий период. Для меня было важно понять то, что как сложилась жизнь с теми людьми которые родились в один год со мной, например мои одноклассники. Кто то ушел раньше со школы, кто то доучился до конца, кто то раньше вышел замуж или женился, у всех в разный период времени поддаются дети. Да и в целом у всех из нас было разное положение в семье.
В результате прочтения статьи я познакомился с психологической теорией продолжительности жизни. Исследователи в рамках этой теории исследуют развитие человека относительно того, в какой культурный, экономический, социальный и временной период человек родился и как на него это повлияло. Например, в статье рассматриваются дети, родившиеся в Америке в 50-е годы, а их подростковая жизнь пришлась на 60-е годы и вьетнамскую войну, что не могло не повлиять на их воспитание, ведь происходили изменения в семейных ролях, экономическом положении населения, в объеме внимания, которое ребенок получает от близких, да и в целом в отношении к детям — многим пришлось помогать по дому, устраиваться на работу, чтобы помочь семье, раньше, чем это было принято до этого.
Благодаря статье я познакомилась с психологической теорией продолжительности жизни. Эта теория затрагивает все этапы развития человека, а не только период младенчества или подростковый период. Новым понятием для меня было «когорта». Этот термин используется для описания детей, которые родились в один год или один общий период. Было интересным то, что участники когорты получают один исторический опыт, который в последствии влияет на весь жизненный цикл. Были проведены исследования среди детей, которые родились в период Великой депрессии. У них были выявлены схожие изменения в семье. Например, власть мужчины уменьшалась в следствии потери работы, а женщины все чаще выходили на рынок труда. Также выросло число разводов, которое оказало влияние на развитие детей.
Данная статья открыла для меня три ключевые группы: нормативные события, ненормативные события и когортные эффекты. Моё внимание акцентировалось на ненормативных событиях т.к. к ним относился период из моей жизни, моего детства, когда мама сидела дома (её сократили) и развод родителей. В тот период, когда маму сократили с работы, я помню как она переживала и это проявлялось в её поведение, она стала беспокойной (нервничала, переживала, что в таком возрасте осталась без работы (43-45 лет), стала чаще кричать, срываться), хотя у неё и без этого работа была нервной (она была товароведом). Данный период жизни моей мамы сказался на мне т.к. я видела её состояние, как её отношение ко мне и папе менялось (она срывалась на нас-кричала чаще). Самый болезненный период в жизни моих родителей и следовательно моей — это был развод родителей. К этому не была готова мама, она не ожидала такого от папы т.к. папа предложил развестись, встретив другую женщину. Сейчас, вспоминая тот период, я думаю, что психика мамы подорвалась т.к. она не могла смириться с тем, что папа уходит от нас, даже не от нас, а от неё, потому что будучи ребёнком, я восприняла это спокойно (значит так надо) или не понимала до конца что происходит. Мама всячески пыталась вернуть папу и конечно вовлекала во все идеи по возврату меня. Это было тяжелое время для меня касаемо отношений с мамой, мне было трудно её понять, особенно её неожиданные вспышки гнева. Анализируя сейчас, я также понимаю какой травме подверглась мама и в тот период не было человека, который смог бы ей помочь преодолеть этот период.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о теории продолжительности жизни, которая включает в себя 3 источника влияния: нормативные возрастные факторы, ненормативные события и исторические эффекты. Интересно было прочитать о Великой депрессии и её последствиях. Меня удивило то, что «мужчины, которые были вынуждены выйти на рынок труда в подростковом возрасте из-за экономических трудностей, предпочитали стабильную, но скромную работу». С одной стороны логично, потому что всегда хочется стабильности, но с другой стороны после кризисных времён хочется больше заработать и восстановить бюджет семьи, а также после кризиса чаще всего появляется возможность больше зарабатывать и открыть что-то своё. На самом деле, я считаю, что все люди разные и кому-то подходит спокойная и стабильная работа, а у кого-то получается вести бизнес и рисковать. В профессиональном плане я отметила, что важны не только возрастные проблемы и проблемы в семье, но также стоить обращать внимания на когортные факторы. В личном плане эта статья показала мне, что не всё зависит от меня, но также зависит и от окружающих событий.
Данная статья повествует о трех источниках влияния: нормативные возрастные факторы(то что так или иначе происходит с большинством людей), ненормативные события ( что то случайное. Развод, переезд) и когортные или исторические эффекты ( люди рожденные в один год и подвергшиеся какой либо психо травме).
«Период менархе» у девочек, оказался новым термином ранее не знакомым мне .
Удивила часть о «Детях великой депрессии» 30х годов и невероятное влияние финансового кризиса на три поколения семьи. Смена ролей, отношения внутри семьи..Звучит крайне мрачно.
В личном плане мне все это навеяло влияние войны. Почти каждое поколение так или иначе встречается с её последствиями. Афганистан, Чечня, Абхазия-Грузия.И только стоит оправиться, случается новая. Такой вот зацикленный круг.
В профессиональном плане заметил , что стало легче собирать «Главное» в кучу. Видимо это результат работы с комментариями на протяжении года. Буду наблюдать. Спасибо.
Познавательная и интересная статья о теории продолжительности жизни. В этой теории развитии личности рассматривается на протяжении всей жизни, а не только детского возраста. И влияют на это развитие три типа событий и факторов жизненного процесса. Первая группа — это нормативные факторы, такие как возраст, в котором дети начинают ходить, говорить или идут в школу. Вторая группа — это ненормативные факторы, то есть непредвиденные, неожиданные события жизни, которые влияют на процесс развития и становления личности. Речь идет , например о разводе родителей или смерти одного из родителей. И третья группа факторов — когортные или исторические эффекты. Как пример в статье рассматривается влияние великой депрессии на детей, растущих в этот период. И что влияние этого исторического периода было негативным. Как следствие было искаженное поведение во взрослой жизни у детей этого поколения. Все три группы факторов нужно исследовать в совокупности.
Из статьи я узнала такое новое понятие, как когорта. В личном плане, описание термина в тексте проассоциировалось у меня с выражением «дети 90-х». Вспомнились приятные ощущения от денди, от тяжелой детской дубленки, от игр в фишки, от тамагочи (у меня был в форме яйца, как раскладушка), анкеты.. Хотя я ни раз слышала, что в то время было тяжело с работой, деньгами или материальными благами. Несмотря на это, в моей памяти отложились приятные воспоминания.
Прочитав о детях великой депрессии, я задумалась, действительно ли у меня остались только приятные воспоминания о детстве. В профессиональном плане эта статья будет точкой роста для размышлений на эту тему.
Из статьи я сделала вывод, что неожиданные события оказывают влияние на детей и их семьи. При этом, если в семье крепкие узы, четкие традиционные ценности, то экономические проблемы окажут меньшее влияние на будущее детей.
Конечно же жизнь меняет людей, и в разных возрастах. Забыл название советского фильма, уже давно хочу найти, но пока не получается. Видел в юности один раз, хотел пересмотреть. Там как раз про взрослого мужчину: о том как сбылась его мечта — купить автомобиль, и вот как только ему удается приобрести с горем пополам какую-то развалюху — он попадает на ней в аварию и вдребезги разбивает. Сам цел. Вот там как раз показано изменение человека. Главный герой в момент из веселого и бесшабашного превращается в степенного и зрелого, мудрого человека.
Интересно было бы подробно сравнить «самую страшную катастрофу для сша»- великую депрессию с нашими 90-ми. Я думаю, наши покруче будут. На своей шкуре испытано. А ещё актуальная для нас тема — войн. Причем если взглянуть, почти непрерывных, редко какое поколение у нас не знало войн. Уж что-что а это точно влияет, да ещё как. В течение длительного периода, да ещё с перекрытиями волн последствий.
Спасибо за статью! Открыла для себя новый термин, такой как;когорта. Когорта-это дети родившийся в один и тот же год или промежуток времени. Интересно было узнать о влиянии исторических событий и влиянии их на семьи и детей в целом, то есть когда была великая депрессия, то дети теряли в какой-то степени свое детство, то есть трудо-терапия начиналась рано и накрывала большой волной, поэтому естественно и мальчики и девочки становились более капризными, особенно если учесть, что в семье было много конфликтов и менялись роли родителей, когда папа должен быть кормильцем, им стала мама, мама раздражается и не чувствует себя женщиной таща на себе всю семью, чувствуя эмоции маме, особенно в младенческом возрасте, эту раздражительность перенимают и дети. Поэтому, когда я финансово выручаю мужа, я раздражаюсь, я не чувствую себя женщиной, а как будто я нахожусь на равне с мужчиной, а быть сильной как мужчина мне не по душе, потому что идут навязчивые мысли, что зачем тогда мне нужен мужчина, ведь я могу все сделать сама, поэтому я понимаю почему во времена великой депрессии было много разводов.
Благодарю за статью . В ней описывается теория продолжительности жизни . Отличительной особенностью данной теории от всех остальных является то, что изменение развития рассматривается не только в призме детского возраста , но и на всем протяжении жизни , выделяя определенные ее этапы. В статье описаны три основных источника влияния — нормативные
, не нормативные и когортные. Новое для меня понятие когорта — описывает группу детей , родившихся , например , в один год или в определений промежуток времени . Вообще исторический контекст , как я поняла — важный источник влияния . Безусловно , общественная среда , в которой развивается ребёнок , изменения семейного уклада , например , при разводе родителей оказывают существенное воздействие на формирование личности.
В статье познакомилась с еще 1 теорией развития: теория продолжительности жизни. Согласно этой теории развитие личности- процесс, который длится всю жизнь.Человек всегда подвержен изменениям. Изменения происходят по 3 группам: нормативным и ненормативным событиям и когортным (историческим) эффектам. Безусловно, исторические события влияют на развитие и формируют разные поколения. Например я родилась в поколение Y, поколение миллениалов, период распада СССР, в «лихие девяностые». Вспоминаю свое детство, юность, интересное было время: это и мир пэпси, сникерсов, субкультуры, рок музыка, дефицит товаров и умение выживать. Бабушка моя родилась в эпоху кризиса 1924-1941: молчаливое поколение, в тяжелое предвоенное время, пережила голод, утраты, раннюю самостоятельность. Представители одного поколения имеют много общего друг с другом и отличаются от своих предшественников. Поэтому наши бабушки никогда не поймут нас, а мы своих внуков.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с психологической теорией продолжительности жизни. Мня впечатлил то факт, что экономическая депрессия оказала влияние на три поколения. Я познакомилась с таким психологическим понятием как развитие личности. Теперь я знаю, что этот процесс длится всю жизнь человека. Детство не рассматривается, как единственный формирующий период. Важен каждый жизненный отрезок, так как человек всегда открыт и восприимчив к изменениям. Эта информация дает в личном плане мне понимание того, что по периодам развития моего сына существуют нормативные, классифицированные по возрасту события, представляющие собой переживания, которые большинство детей и взрослых испытывают примерно в одни и те же периоды своей жизни. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что некоторые травмирующие ситуации и переживания детей и подростков являются биологическими или связанными с созреванием. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что для семей с низким финансовым достатком нужно предоставлять бесплатную психологическую помощь.
Из статьи я узнал о психологии развития и теории продолжительности жизни. Психология развития изучает процессы возрастного развития человека, включая его интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. Впечатлило меня то, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и важно учитывать все факторы, которые могут повлиять на психическое развитие в разные периоды жизни. Также интересно было узнать, что в процессе возрастного развития существуют критические периоды, в которые некоторые психологические процессы проходят в особенно интенсивной форме. Из статьи я узнал о понятии когорты — это описания группы детей, родившихся в один и тот же год или в один общий период. Эта информация дает мне понимание о том, как развивается личность и какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование психологических характеристик. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что развитие личности – это непрерывный процесс, и всегда можно развиваться и улучшать себя.
Из статьи я узнал, что наше общество запрограммировано нормативными событиями с определенными графиками, которым следует большинство людей по мере их продвижения в своем развитии. Однако на развитие человека большое влияние оказывают ненормативные события такие как развод, потеря работ , смена места жительства, переход в другую школу. Третьим важным фактором влияния являются когортные эффекты – это влияние исторических событий на детей, которые родились в один и тот же год.
Все три фактора влияния мне довелось в полной мере испытать на себе. Это развод родителей и мой собственный развод, смена школы. Особенно хочется отметить влияние исторического фактора на моё развитие. Детство и юность прошло в непростых социально-экономических условиях распада советского союза и выхода из кризиса нового молодого государства. Именно эти исторические события стали отягощающим условием для нормативных событий, и первоначальным условием для появления многих ненормативных событий в моей жизни. Эти связи были мной проанализированы в ходе работы по самопомощи.
Свою задачу как психолога, вижу в продвижении клиента в направления осознания тех факторов, которые повлияли на его развитие. Принятие этих факторов поможет избавится от чувства вины, наладить отношение с родителями (через пересмотр мотивов родительского поведения) и выбрать правильную стратегию изменения собственной жизни. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что в последнее время, исследователи стали обращать внимание не только на периоды младенчества и отрочества, но и на процесс развития личности, который длится на протяжении полного жизненного цикла.
Согласно теории продолжительности жизни, причины таких изменений можно разбить на три основные группы.
К первой группе можно отнести нормативные, классифицированные по возрасту события. Большинство таких переживаний обусловлены биологическими процессами, остальные запрограммированы социальной средой и нормами этой среды (начало посещения детского садика, школы и т.д.).
Ко второй группе событий можно отнести ненормативные, неожиданные события. Это те эмоции, которые человек испытывает при наступлении не запланированных или случайных событиях, которые не привязаны к возрастной шкале.
Выделяют, так же третью группу – когортные эффекты, которые предусматривают получение одинакового исторического опыта одной группой – когортой.
Далее в статье рассматривается воздействия когортных эффектов на человека на примере великой депрессии. В этом исследовании четко прослеживается, что последствия депрессии сказались сильнее на детях младшего возраста, так как они в большей степени зависели от родителей. Но как оказалось влияние депрессии являлось долгоиграющим и повлияло на целых три поколения.
Статья познакомила меня с психологической теорией продолжительности жизни, согласно которой происходит изучение развития человека на протяжении всей жизни. Таким образом, детство не является единственным формирующим периодом в жизни человека. На развитие человека влияют как усредненные нормативные события, которые происходят с людьми примерно в один период жизни, к таким относятся биологические факторы, связанные с созреванием ребенка. Вместе с тем, на развитие и жизнь человека влияют неожиданные факторы, которые могут произойти с ребенком или взрослым человеком в любой момент. К таким можно отнести переезд, развод, смена работы. Третьим фактором является когорта- группы детей, которые родились в один год или в один период времени. На таким детей оказывали влияние одинаковые исторические события. Такой подход представляется мне наиболее эффективным, поскольку я считаю, что несмотря на то, что детство является безусловно одним из важных периодов в становлении человека, но нельзя исключать влияние различных событий и переживаний, происходящих с человеком на протяжении всей его жизни.
Из статьи я узнала о теории продолжительности жизни, согласна с авторами статьи, что жизнь максимально не предсказуема, и только расслабишься сразу прилетит от куда не ждешь.
Я узнала о когорте, это люди, которые имеют общую характеристику, например жизненное событие, которое произошло в определенный период времени, рождение или окончание средней школы.
Интересно было узнать про когортные или исторические эффекты, я не задумывалась об этом источнике влияния. Например, сразу пришли на ум, «дети 90-х» и «чернобыльцы».
Я в восторге от статьи, она меня так поразила, что я начала интересоваться великой депрессией, обязательно буду читать литературу по этой теме. Набрав в интернете, дети великой депрессии, первое что передо мной открылось, это фотографии, ужасающие фотографии детей, все в рванье, а особенно лица детей, на которых нет детства.
В личном плане, задумалась о нынешней политической ситуации, и как она может повлиять на экономику. Я сделала для себя определенные выводы, что надо уметь адаптироваться, быть готовым менять образ жизни, осваивать новые навыки, то есть уметь проявлять гибкость.
Спасибо за статью! Очень полезный и интересный материал. Для меня это было очень поразительные знания, с той точки зрения, что статья актуальна для моего поколения, и поколения моих родителей. Если бы эти закономерности не были отражены в известном материале, я бы например даже не задумывался о том, что экономическое положение в стране и то как семьи преодолевают эти трудности кардинально влияет на судьбу и формирование психики ребенка выросшего в таких условиях. Я например родился в то время, когда распался Советский союз, и сложно представить, что испытывали мои родители с ребенком на руках и полным непониманием дальнейшей судьбы страны, а следовательно и своей. Так, что надо понимать пережитый опыт… отражая его влияние на жизнь.
Благодаря статье, я узнала, что психологическая теория продолжительности жизни заключается в том, что человек развивается на протяжении всей жизни, и важен каждый жизненный отрезок, а также влиянии ключевых событий жизни на детей и внуков. Первая категория, нормативные события — это события которые происходят в определенном возрасте у каждого человека, события больше связанные с биологическими факторами(первые шаги, половое созревание, социальная адаптация в школе, переезд в другой город для учебы в вузе).
Второе, ненормативные события, неожиданные события: развод, смена работы/потеря работы, переезд в другой город. Я узнала что развод самое ненормативное событие, т.е. оказывает сильное воздействие на дальнейшее развитие человека и его детей.
Третье, когортные факторы. Познакомилась с термином когорта — группа детей родившихся в один и тот же год или участники пережившие один и тот же исторический период(война, экономический кризис).
Элдер провел исследование влияния «периода великой депрессии» на детей и подростков, а также последующее поколение детей. Те семьи которые остались без работы — сильно пострадали. Внутри семьи менялись ролевые установки когда отцы теряли работу, а матери наоборот преуспевали в заработке. Отношения рушились особенно если до этого в были проблемы в отношениях. Девочки больше работали по дому,а мальчики рано выходили на работу. Отцы проявляли отстраненность, раздражительность и часто наказывали детей. Дети выросшие в этот период были капризными и беспокойными. Особенно отразилось на маленьких детях, так как они больше подверженны влиянию окружающей обстановки в семье и вниманию родителей. В результате мальчики которые рано вышли на работу, искали стабильную работу с низкой оплатой и были этим недовольны. Девочки выбирали мужчин с низкими амбициями. Копирование модели семьи, где мама работала и тянула семью. Девочки выросли вспыльчивыми и агрессивно вели себя с детьми. Меня поразил факт что негативное событие оказало влияние на 3 поколения.
Обратила внимание на то, что учёные все чаще и чаще рассматривают весь период жизни( а не только детство) как важная составляющая формировании личности. Так же изменения развития можно просмотреть по трём ключевым группам: норматизация, ненорматизация и когортные эффекты. Новое понятие стало когорта. Еще обратила внимание на то, как сильно влияет на детей исторические события. Из-за экономической составляющей дети могут по-разному относиться к тяготам жизни, видеть стабильность там, где есть место амбициям и т.д. После прочтения статьи в личном плане меня охватила тревога, потому что я вообще не представляю, как отразиться на нашем будущем поколении политическая ситуация. Надеюсь, к тому времени психология станет доступна для всех и наши дети будут отходить от этой ситуации быстрее и максимально продуктивно.
Новое для меня — по Вальтесу — не только младенчество, детство и подростковый возраст влияют на продолжительность жизни человека, а весь период жизненного цикла со всеми мировыми событиями в том числе.Я думала, что все мы родом из детства и именно оно является главным этапом в становлении полноценной личности.Но согласно экспериментам и исследованиям надо учитывать все возрастные коридоры, т.к.человек восприимчив ко всем изменениям, происходящим и в семье и в мировой среде.Таким образом, когортные эффекты, экономические кризисы, Великая депрессия позволяют убедиться в необходимости отслеживания и наблюдения изменений, развития населения на каждом этапе «взросления»и роста потребностей, делая нужные выводы и не повторяя ошибок предков.
Из данной статьи я узнала, что ученые обращают внимание на развитие личности человека на протяжении всей жизни.Важен каждый отрезок жизни, так как человек всегда подвержен изменениям. Исследования показывают, что развитие можно разделить на нормативные события, которые происходят примерно в одном возрасте у большинства людей, ненормативные события, которые не происходят в ожидаемый период и когортные эффекты, которые зависят от исторического контекста.
Меня удивило то, что подростковый возраст детей, родившихся впериод Великой депрессии, был отмечен социальными и экономическими потрясениями, в то время как дети, родившиеся в другие периоды, не столкнулись с такими событиями.
Прочитав статью я поняла, что развитие личности является сложным процессом и зависит от множества факторов, включая возрастные, ненормативные события и исторический контекст.
Спасибо за статью, из которой я узнала о трех источниках влияния на развитие личности: 1. События, которые связаны с нормативными возрастными факторами — те переживания, с которыми так или иначе сталкивается каждая личность в определенном возрастном периоде (первые шаги, первый класс в школе, менархе и т.д); 2. Ненормативные события, которые оказывают индивидуальное влияние на развитие личности, т.е. происходят в жизни незапланированно (развод, переезд и т.д); 3. Когортные эффекты — новое для меня понятие — исторические события, которые оказывают влияние на целые поколения (война, экономические кризисы и т.д.). В статье подробно освещается исследование на тему влияния Великой Депрессии на детей этого поколения. Результаты исследования демонстрируют очень высокую степень влияния от этого экономического потрясения, отразившегося аж на трех поколениях. В личном плане я заметила тот момент, что как бы я не старалась в текущей обстановке нашей страны сдерживать эмоциональный фон внутри семьи будто всё в порядке и ничего страшного не происходит, дети все равно впитывают атмосферу происходящего извне, принося в дом игры «война с Украиной», задавая вопросы «кто хороший, а кто плохой?», скандируя «Россия, вперед!». Сочувствую все душой тем семьям, которые не имеют возможности изолировать хотя бы дома от этих волнений детей и думаю о том, что всегда могу оказаться в таком же положении, учитывая нестабильность обстановки. В профессиональном плане поняла, что всегда важно учитывать в «потрете» клиента и исторические условия, в которых он рос, которые могли попасть на ключевые периоды его взросления, где от следов никак не избавиться.
Из данной статья я узнал о нормативных, ненормативных и кагортных событиях влияющих на развитие ребенка.
С профессиональной точки зрения я увидел, что важно понимать, в каком историческом контексте происходило развитие человека и как конкретно этот контекст влиял на людей.
Интересными для меня были результаты исследования о рухнувшей экономике во время Великой депресии в экономически неблагополучных семьях:
— изменились роли между мужем и женой.
— авторитет малозарабатывающих отцов падал;
— увеличилось число разводов из-за ухудшения отношений в семье;
— дети больше работали по сравнению со своими сверстниками;
— дети были недовольны своим положением, что приводило к капризам, обидам, беспокойству, раздражению и злости.
То есть не просто так дано детство, и при изменении баланса ролей возникают негативные последствия.
И эти эффекты негативно влияли уже на будущие семьи взрослых людей. Тоже негативно.
С другой стороны важным выводом является то, что крепкие семейные узы могут пережить трудные экономические времена.
В личном плане эта информация дает мне понимание, что каждый должен заниматься своим делом, выполнять свою роль, чтобы было взаимное удовлетворение в отношениях.
Спасибо за статью. Было любопытно прочитать про развитие людей с точки зрения теории продолжительности жизни. Это одна из тех теорий, которая рассматривает людей на протяжений всей жизни и рассказывает о влиянии событий не только в детском возрасте, но и во взрослости.
С позиции этой теории, на развитие человека влияет 3 компонента:
1) нормативные события, которые происходят почти со всеми людьми/детьми в относительно один и тот же период времени, в один и тот же возрастной период
2) ненормативные события. Это события, которые происходят с какой-то группой детей\людей. Например, развод.
3) Исторические события определённого периода, которые оставляют отпечаток на психике, поведении людей. Тут же рассмотрен такой термин как «когорта» (это группа людей, родившихся в один и тот же год, или в один и тот же временной период).
Было интересно узнать о влиянии исторических событий на дальнейшее развитие людей, которое рассмотрено на примере детей и подростков великой депрессии.
В профессиональном плане информация полезна тем, что важно учитывать и период рождения клиентов и те события, которые с ними происходили в период взросления, так как они оставляют свой отпечаток на механизмах поведения.
В личном плане отметила, что наша жизнь сейчас крайне стремительно меняется, происходит много непредвиденных обстоятельств, которые влияют на нас, а в последствии будут влиять и на будущие поколения.
Из статьи узнала, что с точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно разделить на 3 группы:
1. Нормативные — по возрасту, т.е. события, которые многие дети и взрослые испытывают в одном и том же возрасте.
2. Ненормативные — неожиданные события в жизни.
3. Когортные эффекты для групп детей, родившихся в один и тот же год или период.
Я много раз читала про деление на поколения (бумеры, зуммеры, миллениалы и т.д.) и каждому из этих поколений присущи схожие черты и взгляды. Эта теория перекликается с когортным эффектом о котором говорится в статье. Я на личном опыте отчетливо вижу насколько сильно отличается поколение людей, которое было подростками в 90-е от следующего за нами поколения.
Эти аспекты обязательно надо учитывать при консультировании.
Из статьи я узнал о том, что теория продолжительности жизни рассматривает не только младенчество и детство, но и взрослую жизнь, с точки зрения влияния на развитие. Я увидел, что во взрослой жизни этапы развития менее нормированы, а также имеет значение то, в какое время живет человек, то есть на развитие влияют значимые глобальные события. Исследование последствий Великой Депрессии на развитие заставило меня вспомнить то, в каких условиях я рос, а также задуматься о том времени, когда росли родители и мои бабушки с дедушками. Если мои родители были свидетелями постепенного распада Советского Союза и последующее десятилетие разрухи девяностых, то дедушка с бабушкой пережили Великую Отечественную Войну и последующий голод. Я подумал о том, что в консультировании важно понимать, из какого времени человек, который сидит передо мной. Так можно многое узнать о его мотивации и мировоззрении.
Познакомилась с новым термином когорта — это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год. Развитие не всегда идёт по плану и бывают непредсказуемые события и интересно было узнать, как экономический кризис может повлиять несколько поколений, как минимум три. Исследования такого рода помогают оценить влияние неожиданных исторических событий на детей и их семьи. Интересно было ознакомиться с исследованием Элдера (1974) о детях, переживших Великую депрессию 1930- х годов. Исследование заключалось в том, что Элдер сравнил семьи, которые остались относительно обеспечены по сравнению с теми, кто остался без работы и сильно пострадал. В экономически неблагополучных семьях произошли кардинальные изменения семейных ролей и отношений, которые сильно сказались на развитии ребенка. Разделение труда и власти внутри семьи изменилось, в результате власть матери увеличивалась, а власть, престиж и эмоциональная значимость отца уменьшалась. Резко выросло число разводов, девочек привлекали к большему количеству работы по дому, в то время как мальчики старшего возраста часто работали на стороне. Мальчики, и девочки стали более капризными, обидчивыми и беспокойными. В современном мире происходят кризисы и благодаря данным исследованиям можно ожидать определённых последствий.
Благодаря прочтению данной статьи мне удалось подробнее ознакомиться с теорией продолжительности жизни.
Было интересно узнать что происходит с развитием детей на уровне психических и социальных процессов в периоды кризиза.
Меня удивил тот факт, что в период крисиса исследователи заметили рост авторитета матери в семьях с низким доходом. А у отцов, оставшихся без рабочих мест, наоборот наблюдалась пониженная значимость и власть.
Я это связываю с особенностями женского поведения в такие периоды.
Мое мнение,что именно в условиях полной власти женщина начинает проявлять свои худшие качества.
Стоит отметить, что дети в этот период так же испытывали трудности. У мальчиков наблюдалась отторженность от семьи, они были больше ориентированны на сверстников. И мальчики, и девочки становились более капризными, беспокойными и обидчивыми. Как итог у многих наступала дипрессия. Весь пережитый негативный опыт оказывал большое влияние и на дальнейшую, уже взрослую жизнь.
В личном плане я в очередной раз задумалась о том, какая ответственность лежит на мне, когда я делаю выбор партнёра. Насколько важно подходить к этому вопросу с глубокими знаниями психологии интимных отношений. Так как на кону стоит не только моя жизнь, но и благополучии детей в будущем.
Спасибо за статью! Нового для себя узнала, что ученые занялись наконец то периодом развития личности после подросткового возраста, который длится всю жизнь. Открыла для себя новый термин, такой как «когорта» — это дети родившийся в один и тот же год или промежуток времени. Интересно было ознакомиться с исследованием Элдера (1974) о детях, переживших Великую депрессию 1930- х годов.
В результате прочтения я узнала о Теории продолжительности жизни и о её трёх ключевых группах изменения развития:
1) нормативные ( классифицированные по возрасту события)
2) ненормативные ( не происходят со всеми людьми в определённом возрасте и не следуют какому-то установленному графику)
3) когортные или исторические ( имеющие общий исторический контекст).
Из статьи я узнала о том, что на развитие личности оказывает влияние не только биологические факторы. Нормативные события — события, которые происходят с каждым человеком примерно в одном и том же возрасте. Ненормативные события происходят неожиданно, не по плану и могут внести существенные изменения в жизнь человека. Существенным фактором, влияющим на жизнь человека, являются также исторические события (экономический кризис, война). В результате этого изменения затрагивают как отдельных людей, так и целые поколения и группы. Изменения во внешней среде меняют ролевую ситуацию в семье, что оказывает влияние на статус, авторитет, роль в семье каждого члена семьи. И это оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека.
Спасибо за статью. Из нее я узнала как в развитии человека важен каждый период жизни, а не только младенчество или детство. Многие важные события происходят или не происходят не зависимо от нас. Также я узнала для себя новое понятие- когорта — это группа детей, родившихся в один общий период(например 1990е),все исторические события, которые были в это время откладывают свой отпечаток на целые поколения вперед(люди,родившиеся в войну и тд)
Спасибо за статью. После прочтения статься еще раз убедилась в том, что крепкие семейные узы благоприятно влияют на развития детей. Даже экономические кризисы в стране не проблема для крепких отношений. Новое понятие, с которым столкнулась в статье это когортные Эффекты. Когорта — это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год или период. В профессиональном плане отметила для себя, что исторические события влияют на развитие детей и имеют долговременный эффект. Когда дети повзрослеют, их ценности, модели работы и брака остаются под влиянием этого опыта. Мужчины, которые были вынуждены выйти рано на работу предпочитали стабильную, но скромную работу и естественно не было удовлетворения. Женщины склонные к вспышкам гнева в детстве становились вспыльчивыми родителями.
Благодарю за статью! Статья очень интересна для меня, что в последние десятилетия ученые обращают внимание на дальнейшее развитие личности, на тот процесс, который длится всю жизнь. Конечно есть определённые отголоски времени, в которые почти одинаково люди имеют одно и тоже развитие: детский сад, Школа, заключена брака. Однако развитие не всегда идет по плану, ведь жизнь непредсказуема и подбрасывает неожиданные события. Теоретики продолжительности жизни называют эти события ненормативными, ведь события не происходят со всеми людьми в одном возрасте и не следуют какому-то заранее установленному графику. Что происходит с ребенком во времена экономических кризисов? Чтобы выяснить это, Элдер изучил детей в Калифорнии, которые стали участниками исследования о рухнувшей экономике во время Великой депрессии. Исследование заключалось в том, что Элдер сравнил семьи, которые остались относительно обеспечены по сравнению с теми, кто остался без работы и сильно пострадал.
В экономически неблагополучных семьях произошли кардинальные изменения семейных ролей и отношений, которые сильно сказались на развитии ребенка. Провела аналогию со своим взрослением и жизнью, где тоже присутствовали исторические , государственные кризисы. Истина в том, что исследования такого рода помогают нам оценить влияние незапланированных и неожиданных исторических событий на детей и их семьи.
В этой статье я узнала о источниках влияния с точки зрения теории продолжительности жизни: (1) нормативные возрастные факторы, (2) ненормативные события и (3) когортные или исторические эффекты. Для себя узнала такие новые термины как: когорта и менархе. Удивительным для меня стало то, что неблагоприятные исторические события, повлекшие за собой кризис в семьях, могут иметь влияние на целых три поколения. Т.е. речь идёт не только о продолжительности жизни, но и в первую очередь о её качестве. В личном плане я отразила, то что, мы тоже сейчас живём в период исторических событий: пандемия, закрытие границ, политическая ситуация в целом в мире, на протяжении уже нескольких лет, в воздухе витает тревожность, и это тоже в любом случае окажет влияние на растущее поколение. В профессиональном плане, психолог как профессия, только набирает обороты и работы будет достаточно.
Из данной статьи я узнала, что точка зрения теории продолжительности жизни фокусируется на трех источниках влияния, таких как: нормативные возрастные факторы, ненормативные события и когортные или исторические эффекты. Так же я познакомилась с таким термином, как когорта- термин используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год или в один общий период. Меня впечатлило факт того, что экономические проблемы в стране, т.е Великая Депрессия повлияли на целых три поколения. В профессиональном и личном плане было интересно узнать о том, как любой опыт даже негативный оставляет след в дальнейшей жизни. Данная статья натолкнула меня на мысль о том, что было бы хорошо, оказывать бесплатную психологическую помощь людям, которые столкнулись с проблемами из-за каких либо исторических или экономических обытий.
Спасибо за статью. Я сторонница позиции, что развитие личности человека не ограничено детским периодом и происходит полный жизненный цикл. Нормативный график событий большинства людей не способен нивелировать непредсказуемость жизни в целом и наличие ненормативных событий в жизни практически каждого человека. Новые понятия — когортные (исторические) эффекты и когорта. Исторический контекст является важным источником влияния на ребёнка, что лично я могу подтвердить, взрослея в период перестройки, 90-х и нулевых. В моей семье произошли очень серьёзные изменения, к которым родители не были готовы. Я не помню финансовых трудностей, но последствия эмоционального напряжения и травм до сих пор проявляются в моей личной жизни. При этом до определённого возраста я не связывала события в своей семье с историческими и экономическими процессами в нашей стране. В профессиональном плане я отразила, что в консультировании бывает важно знать о наличии исторического контекста в период событий, описываемых клиентом.