Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы поговорим о распространенных пищевых расстройствах у детей и познакомимся с новыми терминами, которые широко используются в российской учебной психологической и медицинской литературе: конкордантный, относительный/удельный вес (используются оба варианта), эффект чрезмерного оправдания/обоснования (используются оба варианта), волновой эффект, анорексия, динамика семьи/семейная динамика, булимия.

Судя по распространению клубов, журналов и диет, посвященных снижению веса, мы являемся обществом, озабоченным своими формами. Согласно статистике от 70 до 80 процентов американских девочек к среднему подростковому возрасту сидели на диете (Attie & Brooks-Gunn, 1989; Davis, Best, & Hawkins, 1981). Сама концепция идеального веса начала сильно меняться с 50-х годов (Silverstein, Petersen, & Perdue, 1986). Как показывает одно исследование, с 1969 года средний вес участниц конкурса «Мисс Америка» неуклонно снижался, а с 1970 года победительницы стали легче проигравших. Другой американский культурный барометр рассказывает ту же историю: девушки с обложек журнала Playboy с каждым десятилетием становятся легче и выше (Garner, Garfinkel, Schwartz & Thompson, 1980).

Не все виды ожирения одинаковы. Некоторые люди толстеют в младенчестве и в раннем детстве, тогда как другие становятся тучными только после полового созревания. Большинство людей с ожирением, независимо от времени возникновения проблем с весом, имеют клетки с более высоким содержанием жира. При этом люди с ранним началом ожирения (детский возраст) имеют большее количество жировых клеток, чем люди, не страдающие ожирением, или люди с поздним началом ожирения (Eichorn, 1979). Кроме того, тем, кто рано набирает избыточный вес, сбросить его сложнее, поскольку потеря веса у полных детей и подростков уменьшает только размер клеток, но не их количество (Knittle, Timmers, Ginsberg-Fellner, Brown, & Katz, 1979).

Существует по крайней мере два критических периода для развития ожирения: первый в младенчестве и второй в возрасте около 4-х лет. В 4 года те, кто позже будет страдать ожирением, начинают набирать вес быстрее, чем те, кто остается стройным (Agras, 1988; Rolland-Cachera et al., 1984). Около четверти младенцев с избыточным весом остаются с этой проблемой в последующие 20 лет.

Например, одно исследование показало, что 86% мальчиков с избыточным весом и 80% девочек с избыточным весом стали взрослыми с избыточным весом, в отличие от 42% мальчиков со средним весом и 18% девочек со средним весом, которые стали взрослыми с избыточным весом (Abraham, Collins & Nordsieck, 1971). Вероятность того, что подросток с избыточным весом станет взрослым со средним весом, составляет 28 к 1 (Stunkard & Burt, 1967). Помимо этого, если один из родителей полный, то шансы на лишний вес у ребенка составляют 40%. Если оба родителя страдают этой проблемой, то риск достигает 80 % (Winick, 1974).

Генетические факторы могут играть решающую роль в определении людей с избыточным весом, особенно для мужчин. На женщин часто оказывает давление окружающая среда. Исследования (Stunkard, Sorenson, Hanis, Teasdale, Chakraborty, Schull, & Schulsinger, 1986) обнаружили сильную связь между весом усыновленных детей и весом их биологических родителей. В то время как связь между весом детей и их приемных родителей не была очевидна. Точно так же показатели конкордантности (наличие признака у обоих близнецов) по ожирению в два раза выше у монозиготных, чем у дизиготных близнецов (Stunkard, Foch, & Hrubeck, 1986). Все генетические исследования, как мы помним из более раннего материала, основаны именно на близнецовых исследованиях. Наконец, результаты исследований воспитанных порознь близнецов, где влияние окружения было устранено, показали заметное сходство в весе — явное свидетельство генетического эффекта (Bouchard, Lykken, Segal, & Wilcox, 1986). Мильштейн (1980) обнаружил, что новорожденные дети, у которых двое родителей имели избыточный вес, сильнее ощущали разницу между вкусом сладкого раствора и воды, чем дети родителей с нормальным весом. Пристрастие к сладкому в раннем возрасте может увеличить риск ожирения. Об этом свидетельствуют параметры относительного/удельного веса (с нормами можно ознакомиться в педиатрических таблицах роста и веса) 3-х летних сладкоежек. Даже индивидуальные различия в способах сосания, которые, вероятно, имеют генетическую основу, могут помочь предсказать более поздний вес. Было обнаружено, что младенцы в возрасте от двух до четырех недель, которые демонстрировали энергичное сосание, характеризующееся более сильным напором и меньшими перерывами между сеансами сосания, в возрасте 2-х лет в среднем были тяжелее сверстников (Agras, 1988). Однако, родители тоже могут внести свой вклад. Кселжес и его коллеги (1986) обнаружили, что родители тучных двухлетних детей побуждали их есть в 2,3 раза больше, чем родители детей с нормальным весом. Даже обычные стратегии, которые родители используют для поощрения своих детей к еде, могут в долгосрочной перспективе стать фактором развития избыточного веса. Рассмотрим пару ключевых исследований на эту тему.

 «МУЛЬТИК ПОСМОТРИШЬ, КОГДА ДОЕШЬ»

Еда – это социальный и культурный опыт. Родители играют важную роль в обучении детей приему пищи. Они объясняют: что, когда, где и сколько есть (Rozin, 1990). К сожалению, родители часто способствуют чрезмерной зависимости детей от внешних средств контроля. Иными словами, взрослые сами регулируют момент, когда ребенку нужно остановиться вместо того, чтобы учить его обращать внимание на внутренние биологические сигналы, которые помогают указать на чувство голода или насыщения. Когда ребенок говорит: «Я сыт», а родитель отвечает: «Нет, доедай то, что у тебя на тарелке», он ясно дает понять, что для определения нужного количества пищи важны внешние сигналы, а не внутренние.

Команда Бёрч, Макфи, Шоба, Стейнберг и Кребейл (1987) показали, что дети могут научиться полагаться либо на внутренние ощущения, либо на внешнюю обратную связь — в зависимости от того, как взрослые реагируют на их прием пищи. Двадцать два дошкольника обедали в специально созданных условиях в течение шести недель. В первой группе взрослые помогали им сосредоточиться на личных ощущениях голода и сытости. Испытуемые описывали ощущения в желудке и обсуждали, как еда меняет чувство голода. Во второй группе контекст был сосредоточен на внешних сигналах, сигнализирующих о еде. Дети шли к столу, когда звенел колокольчик. После трапезы они убирали за собой посуду и за это получали наклейки и игрушки. Чтобы выяснить, могут ли дети полагаться на внутренние сигналы для контроля питания, всем детям давали закуску из высококалорийного или низкокалорийного йогурта, чтобы они «почувствовали себя сытыми» или «почувствовали голод». Затем им предлагали еще одну закуску из печенья и батончиков мюсли. Дети, которых приучили полагаться на свои внутренние сигналы, чтобы определить, сколько они съели, потребляли меньше второго перекуса после высококалорийного йогурта. Напротив, дети, которых приучили полагаться на внешние сигналы, такие как награды и побуждения взрослых, вели себя по-другому. Количество съеденных батончиков и печений у них не зависело от чувства сытости. Ясно, что социальный контекст может влиять на то, какие сигналы насыщения выбирает ребенок, внутренние или внешние.

Более того, использование родителями поощрений за еду не обязательно приводит к увеличению разнообразия пищевых предпочтений. Правило «десерт только после шпината» может увеличить количество потребляемого шпината, но не любовь к нему. В исследовании Бёрча, Марлина и Роттера (1984) сорок пять дошкольников получали вознаграждение либо словесной похвалой («Умница, что выпил сок до дна»), либо десятиминутным билетом в детский киноклуб («Хорошо, что выпил, держи билет») за употребление сока, который ребенок в предыдущем тесте на вкусовые предпочтения оценил как нейтральный или не получил награды за него.  Бёрч обнаружил, что еда нравилась детям меньше в том случае, когда они получали вознаграждение за ее поедание. Полученные данные согласуются с так называемой гипотезой чрезмерного оправдания (эффект чрезмерного оправдания/обоснования) (Lepper, 1981), которая предполагает, что иногда постоянное использование условного вознаграждения может чрезмерно оправдывать деятельность. То есть наличие внешней награды может снизить внутреннюю мотивацию для выполнения задачи. В данном случае похвала чрезмерно оправдывает употребление сока. Это приводит к тому, что ребенок обесценивает ценность полезного напитка. Как сказал один ребенок: «Когда мама говорит мне, что я не могу есть десерт, пока на тарелке хоть что-то осталось, то блюдо становится мне отвратительным» (Birch. Et al, 1984, р. 438). Вознаграждения часто имеют парадоксальный эффект и могут уменьшить, а не увеличить вкусовые предпочтения.

Вместе эти исследования подчеркивают возможность того, что связь еды с вознаграждением может привести к неправильным привычкам в еде, а также к чрезмерной зависимости от внешних сигналов, таких как время дня и количество еды, оставшейся на тарелке. Некоторые теоретики предполагают, что чрезмерная зависимость от внешних сигналов и недостаточное внимание к внутренним телесным сообщениям могут способствовать расстройствам пищевого поведения, таким как ожирение.

Тучные дети и подростки страдают от различных физических проблем включая гипертонию и диабет. Из-за проблем с телом возникают и внутренние психологические проблемы. Кроме того, люди с избыточным весом подвергаются дискриминации как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Их больше дразнят, исключают из групп сверстников и последними выбирают в спортивную команду. В свою очередь, полные дети ищут предлоги, чтобы не ходить на уроки физкультуры из-за беспокойства по поводу насмешек других детей над их телом. И это не заканчивается в раздевалке. Дети с избыточным весом реже ходят на свидания и имеют меньше шансов быть принятыми в престижные колледжи, чем их более стройные одноклассники. Очевидно, что ожирение дорого обходится (Buckmaster & Brownell, 1988).

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

В последнее время был разработан широкий спектр методов лечения, помогающих детям с избыточным весом «сбросить килограммы и сохранить результат». Лечение варьируется от простых диетических подходов, которые обычно включают меньше пищи и больше упражнений, до более экзотических подходов, таких как лекарства, подавляющие аппетит, терапевтическое голодание и даже шунтирование. К сожалению, успехи в этой области на сегодняшний день не очень впечатляют.

«Большинство тучных людей бросают лечение. Из тех, кто продолжил мало, кто демонстрирует результат, а те, кому это все-таки удалось по большей части снова к нему возвращаются к прежним объемам» (Stunkard, 1958). Но дело не только в отсутствии дисциплины. Как напомнил нам Родин (1981):

«Ожирение необычный феномен, так как само по себе оно ведет к ожирению. Получается замкнутый круг. Действительно, мы все слышали причитания людей с избыточным весом: «Я толстею даже от воздуха!». Несмотря на недоверчивые взгляды их худощавых друзей это правда. Ведь для того, чтобы люди оставались толстыми, требуется меньше калорий, чем для того, чтобы они поправились изначально. Возникшее когда-то ожирение меняет жировые клетки и химический состав тела, а также уровень расхода энергии. Каждый из этих факторов поддерживает ожирение после того, как оно развилось». (Rodin, 1981, р. 361)

Поведенческие подходы к ожирению кажутся многообещающими. Они признают то, что сигналы повседневной среды играют важную роль в регулировании приема пищи.

Как правило, людей обучают методам изменения личного, социального и физического окружения, чтобы изменить свое поведение в отношении еды и физических упражнений. Обычно техники включают:

  • мониторинг и запись обстоятельств приема пищи;
  • ограничение диапазона сигналов, связанных с едой (например, еда в определенное время и в определенном месте);
  • изменение процесса приема пищи (например, есть медленно, тщательно пережевывая)
  • изменение физических и социальных ассоциаций (например, способ хранение продуктов, стрессовое взаимодействие с членами семьи во время приема пищи).

(Coates & Thoresen, 1976, р. 14).

Результаты исследований показывают, что эти программы могут быть успешными для некоторых детей (Israel, 1988). Эпштейн и его коллеги (1987) обнаружили, что существуют диеты, которые эффективны даже через пять лет после начала лечения. Во всех группах участвовали пары родитель плюс ребенок, страдающие ожирением. Они посетили восемь еженедельных встреч, а потом стали приходить раз в два месяца. Во всех группах основное внимание уделялось как диете, так и физическим упражнениям. Однако использование поведенческих принципов различалось. Наиболее эффективная программа включает следующие компоненты:

1)внимание как к родителю, так и к ребенку;

2) обучение самоконтролю или отслеживанию собственного режима питания и физических упражнений;

3) научиться служить образцом правильного питания и физических упражнений, а также поощрять других членов семьи к изменению своего режима питания и физических упражнений;

4) наличие договора между родителями и детьми, по которому дети получают вознаграждение за потерю веса.

Точно так же родители получали компенсацию от программы за достижение целей по снижению веса для себя и своих детей. Во второй группе детей обучали только самоконтролю за своим прогрессом, в то время как в третьей группе ни родители, ни дети не занимались самоконтролем. Все группы показали одинаковую степень потери веса через восемь и двадцать один месяц. Но через пять лет только дети из первой группы сохранили форму и даже продолжили терять вес. Дети из второй группы вернулись к прежним объемам. Дети в третьей группе стали еще тяжелее. Более того, даже у братьев и сестер (которые тоже страдали ожирением, но не принимали участия напрямую в эксперименте) детей из 1-й группы наблюдалась значительная потеря веса, в то время как у братьев и сестер испытуемых из других лечебных групп масса тела увеличивалась. Эти данные свидетельствуют о том, что некоторые виды лечения могут иметь «волновой эффект», который распространяется на других членов семьи, которые не участвуют в программе лечения.

Программы веса на базах школ делают лечение доступным для большего числа детей, чем программы коррекции в медицинским учреждениях. Они успешно используются для снижения веса у тучных детей в возрасте от 5 до 15 лет (Epstein & Wing, 1987). Несмотря на достижения науки помните, что набрать легче, чем похудеть!

Наконец, родители могли бы стать счастливее, если бы дети не ели так много. Еда — это дорого. Ребенок в Соединенных Штатах получает довольно солидный обеденный счет: еда, съеденная дома оценивается к 18-ти годам в 17 тысяч долларов и это не считая количество тако (мексиканская кухня) и гамбургеров, съеденных в ресторанах.

Диетические расстройства

Недостаточный вес может вызывать психологические и физические проблемы точно так же, как и избыточный вес. Исследования показывают, что у 1 из 200 американских девочек в возрасте от 12-ти до 18-ти лет развивается расстройство пищевого поведения в виде нервной анорексии. Ознакомимся подробнее с данным явлением.

НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ: КОГДА ДИЕТА НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ

Бомбардировка общества изображениями артистов балета и фотомоделей, привела к тому, что, что фраза «худой — это красиво» воспринимается подростками, как святая истина. Однако диета может пойти наперекосяк. Нервная анорексия, болезнь, которая в основном поражает девушек в возрасте от 14-ти до 18-ти лет, является одним из серьезных последствий чрезмерной диеты. В течение болезни может происходить потеря веса до 25% от массы тела, прекращаются менструации, кожа высыхает, волосы тускнеют и даже могут выпадать. Не красивое зрелище. Несмотря на свой скелетный вид, больная анорексией часто считает себя толстой и постоянно боится набрать вес. Хотя еда является табу, девочки могут собирать рецепты, составлять меню, таблицы калорий и даже закупать продукты впрок.

 

Почему это происходит? Точного ответа нет, но многое указывает на семейную динамику (основная психологическая характеристика семьи, отражающая изменения ее функционально-ролевой структуры на разных этапах жизненного цикла по Эриксону) в раннем возрасте, как на главный фактор. Эта динамика приводит к низкой самооценке и ограниченному чувству контроля над собственной судьбой. Брух (1977) предлагает следующее описание:

«Характерно, что в детстве о пациентах с нервной анорексией хорошо заботились. Их вкусно кормили и красиво одевали. Им так же были предоставлены лучшие образовательные и культурные возможности. Родителей можно охарактеризовать, как чрезмерно защищающих, чрезмерно озабоченных и чрезмерно амбициозных. Они переоценивают своих детей и ожидают взамен послушания и превосходных результатов. Пока дети подчиняются, они воплощают в жизнь мечты родителей об их собственных идеалах, растут и ведут себя точно так, как родители планировали и ожидали. С приближением подросткового возраста условия меняются, и ребенок начинает предъявлять обоснованные претензии на самостоятельность. Это неприемлемо для родителей, и болезнь начинается, как выражение этой борьбы». (Bruch, 1977, р. 2-3)

Короче говоря, взяв под контроль вес, больной анорексией получает контроль по крайней мере над одним аспектом своей жизни.

Биологические и культурные факторы также могут способствовать этому заболеванию. Генетика может предрасполагать людей к развитию расстройств пищевого поведения (Scott, 1986), как и проблемы в семье. Было обнаружено, что около 50% монозиготных близнецов конкордантны по нервной анорексии в то время, как только 7% дизиготных близнецов имеют тенденцию к развитию этого расстройства. Процент заболевания выше среди девочек (Fisher & Brone, 1991). Наконец, голодание, связанное с расстройством, может помочь увековечить проблему. «Для страдающих анорексией строгая диета может стать самоподдерживающейся, подпитываемой приобретением контроля над едой и удовлетворением от того, что вес снижается до еще более низких цифр. Прогрессирующая потеря веса поддерживается паническим избеганием жировых отложений и любого увеличения веса (Attie & Brooks-Gunn, 1989, р. 17). Нельзя игнорировать и культурные идеалы в отношении худобы. Для девочек-подростков увеличение жировых отложений с началом полового созревание может спровоцировать увеличение усилий по диете (Attie & Brooks-Gunn, 1989).

Обзоры отдаленных результатов женщин страдавших в детстве анорексией не сильно оптимистичны. Менее половины (49%) излечиваются, в то время как 26% продолжают колебаться в весе или страдают ожирением, 18% остаются хронически страдающими анорексией, а еще 7% умирают от анорексии или самоубийства (Schwartz & Thompson, 1981). Что можно сделать для лечения? Опять же, нет формулы, которая получила бы широкое признание. Некоторые терапевты используют подход модификации поведения, который фокусируется на самом пищевом поведении, другие, вовлекая родителей, пытаются восстановить более удовлетворительные модели семейного взаимодействия. В последнее время пропагандируются многомерные подходы, сочетающие альтернативные терапевтические стратегии (Garner & Garfinkel, 1985). Возможно, отход общества от озабоченности худобой способен помочь!

Источник: Attie & Brooks-Gunn (1989)

Булимия

Другое расстройство пищевого поведения, называемое булимией, может возникать у людей с нервной анорексией или даже у женщин с нормальным весом, у которых в анамнезе не было нарушений веса. На самом деле анорексией сочетается с булимией у 50% пациентов (Fisher & Brone, 1991). Однако время начала этих двух заболеваний различается. Большинство случаев булимии возникают в позднем подростковом возрасте или к двадцати годам. Нервная анорексия может начаться в разные периоды подросткового возраста, особенно в период полового созревания (Attie & Brooks-Gunn, 1989). Оценки заболеваемости булимией среди студентов колледжей достигают 13% (Johnson & Berndt, 1983). Люди с этим заболеванием предаются «пищевым перееданиям», а затем очищаются с помощью рвоты сразу после еды или с помощью слабительных и мочегонных средств. Эпизоды переедания обычно происходят по вечерам и длятся от одного до четырех часов. Запрещенные продукты, такие как конфеты, выпечка и другие углеводы, являются типичной трапезой перед приступом. Переедания варьируются от 1000 до 55 000 (вдумайтесь в эту цифру!) калорий за эпизод и могут быть дорогими. Средняя стоимость такого «ужина» 8,30 долларов (Johnson, Stuckey, Lewis, & Schwartz, 1982). К анорексии и булимии склонны разные люди. В отличие от пациентов с анорексией, которые обычно не страдают ожирением до начала заболевания и склонны к социальной замкнутости, больные булимией часто экстравертированы, склонны к полноте и имеют ненасытный аппетит. Более того, люди с булимией более депрессивны и часто не любят свое тело, в отличии от людей, которые лишь изредка занимаются перееданием (Katzman & Wokhik, 1984). Их семьи также могут различаться: семьи подростков, страдающих булимией, более хаотичны, конфликтны, подвержены стрессу и неспособны открыто выражать свои чувства (Fisher & Brone, 1991). Даже после «излечения» больные булимией имеют меньше шансов вернуться к нормальному весу, чем больные анорексией, потому что их режим питания был изменен в течение длительного периода времени, часто более пяти лет.

В следующий раз мы немного поговорим о взаимосвязи питания и роста детей, а потом подведем итог всей теме детского развития, которая включает в себя развитие мозга, моторных навыков и физического развития.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, физическое развитие ребенка, влияние среды на развитие ребенка, конкордантность, относительный вес, эффект чрезмерного оправдания, эффект чрезмерного обоснования, волновой эффект, анорексия у детей, динамика семьи, семейная динамика, булимия у детей, близнецовые исследования.

60700cookie-checkПсихология развития. Пищевые расстройства у детей: ожирение, булимия, анорексия