Стратегия изучения нескольких детей в течение длительного периода времени предоставила обширную информацию о развитии человеческой речи. Прочтите отрывки из диалога взрослого и одного и того же мальчика в 28 и в 38 месяцев.
Мальчик 28 месяцев
Ребенок: Сто это … чей-то карандаш
Взрослый: Чьи это карандаши?
Ребенок: Пол
Взрослый: Пол?
Ребенок: Куда пошла птичка? Птичка… птичка тама … птичка …. Читать то? Читать?
Взрослый: Ты хочешь мне это прочитать?
Ребенок: Сто внутри?
Взрослый: Может это молоток?
Ребенок: Это молоток. Мамочка, ударь молотком. Не кро____, мамочка? Больно.
Взрослый: Бедный Адам. Ты поранился? Что случилось?
Ребенок: Попадаются болты.
Взрослый: Тебе попадаются болты? Но тут нет болтов.
Ребенок: Есть болты ______ там, не внизу … стол … возьми метлу
Взрослый: Вот эта подойдет?
Ребенок: Подет, подет
Взрослый: Может эта?
Ребенок: Не … та
Мальчик 38 месяцев
Ребенок: Мне нравятся гоночные машины. А тебе? Я разбил свою гоночную машину.
Взрослый: О, у тебя была такая?
Ребенок: Да. Взгляни он на ту. Сломано как там.
Взрослый: Какая часть сломана?
Ребенок: Эта часть сломана. Как там. У нее спущена шина. Сто это ?Это сто ? Это это ? Он … Его рот открыт. Что нам лучше сделать, чтобы стало лучше ? Зачем ему зерно ? Почему это не работает? У тебя есть бусы?
Взрослый: Да.
Ребенок: Точно как у меня? У меня бусы вокруг шеи. Стукни меня по коленке.
Взрослый: Стукни меня по коленке.
Ребенок: Стукни свое колено. Что то учитель собирается делать? Почему ты уходишь? Кто положил мне пыль в волосы?
Взрослый: Ты можешь сказать Урсуле, что написано на доске?
Ребенок: На доске какой? Мы собираемся смотреть другую. Мы можем читать про то. Сто надо читать? Сто это? Что тут у нас? Это сдутая шина. Если шина сдута надо идти … на ремонтную станцию. Станция починит ее. Brown and Bellugi (1964)
Читая приведенные диалоги, становится понятно, что за это короткое время произошло очень многое. Увеличились как длина, так и сложность высказываний. Образцы речи получены в результате длительного исследования спонтанной речи детей. Главное преимущество такого метода перед манипулятивным экспериментальным подходом состоит в том, что только путем обширного изучения одного и того же ребенка в течение определенного периода времени можно подробно проанализировать, как изменяется и развивается языковая система отдельного ребенка.
Когда появляется грамматика в речи?
Первые слова — это просто отдельные слова? Или это ранние попытки выразить предложения? Что подразумевает маленький ребенок, указывая на игрушечный самолетик, стоящий на высокой полке и говоря «вниз», или когда он берет ложку у своей матери и говорит «я»? В первом случае ребенок может просить убрать игрушку с полки, а во втором примере ребенок может говорить: «Я хочу сделать это сам». Как отмечает Дейл, «первые слова кажутся более чем отдельными словами. Они кажутся попытками выразить сложные идеи — идеи, которые взрослый может выразить в предложениях» (1976, с. 13).
Один исследователь, Дор (1979, 1985), назвал эти односложные выражения «речевыми актами», потому что они относятся к ситуациям, событиям или последовательностям, а не просто к одному объекту или действию. На данный момент вопрос о том, действительно ли дети выражают предложения одним словом, — это скорее интригующая идея, чем доказанный факт.
За пределами отдельных слов
Следующим важным шагом в развитии языка является использование не одного слова, а двух слов вместе. Дети обычно делают это в возрасте от 18-ти до 20-ти месяцев. На этом этапе язык все еще проще, чем язык взрослых. Помимо этого он более избирательный, поскольку, хотя существительные, глаголы и прилагательные обычно присутствуют, другие формы, такие как артикли и предлоги, часто отсутствуют. Однако речь ребенка по-прежнему остается оригинальной и творческой, а не просто копией языка взрослых. Ниже показаны некоторые виды предложений из двух слов, которые используются маленькими детьми не только в английском, но и в других культурах (Slobin, 1985).
Русский: Тося там, еще молоко (место, имя, приказ, желание). Воды нет (отрицание). Мама шла (описание события или ситуации). Мамы чашка, мама хорошая (указание обладателя, определение, квалификация). Где папа? (вопрос).
Английский: there book, more milk (место, имя, приказ, желание). No wet (отрицание). Bambi go (описание события или ситуации). My shoe. Pretty dress (указание обладателя, определение, квалификация). Where ball? (вопрос).
Эти шаблоны не ограничиваются устной речью. Дети осваивают язык жестов так же, как и устный язык, но есть различия в том, как быстро дети изучают устную и разговорную речь.
Ранние детские высказывания нелегко понять, исследуя только синтаксис или грамматические отношения. Знание контекста, в котором происходит ранняя речь, имеет решающее значение для улавливания смысла, сказанного ребенком. Например, 21-месячная Кэтрин, согласно исследованию Блума (1970), сказала: «Мамочка носок» в двух разных контекстах: 1)когда Кэтрин подняла носок своей матери и 2)когда мать надевала носок Кэтрин на Кэтрин. В первом контексте Кэтрин, вероятно, описывала носок как принадлежащий маме, тогда как во втором контексте она, вероятно, имела в виду, что мама делала что-то, связанное с носком. Теоретически «мамочка носок» может означать многое:
«Мамочка, это носок?»
«Мамочка, дай мне носок»
или, возможно, даже «Мамочка, дай носок папочке!»
В качестве другого примера Блум (1970) указал, что наблюдаемое отрицательное предложение «Нет грязного мыла» можно интерпретировать по крайней мере четырьмя способами:
Нет грязного мыла;
Мыло не грязное;
Это не грязное мыло;
Я не хочу грязное мыло.
Поскольку значение неоднозначно только из-за порядка слов, Блум и другие (Clark, 1983; Garvey, 1990) записали и оценили непосредственное поведение ребенка и контекст, в котором язык встречается, как ключ к разгадке значения. Это необходимо для изучения прогресса ребенка в синтаксическом выражении смысла. Даже когда дети переходят от слов к предложениям, необходимо учитывать контекст, в котором это происходит, чтобы понимать язык.
Почему ранние высказывания детей похожи? Язык можно рассматривать как способ выражения того, что человек понимает о мире в определенном возрасте. Содержание того, что говорят дети, тесно связано с их общим уровнем интеллектуального функционирования на любой стадии развития. Дети, которые начинают говорить, также начинают понимать различные отношения окружающей среды, такие как различие между собой и другими, примитивные концепции причинности и представления о постоянстве объектов. Поэтому во всем мире начинающие говорить дети в своей ранней речи используют похожие типы конструкций и отношений. Они применяют глаголы действия, притяжательные свойства, исчезновение и повторное появление. Предположительно, это связано с тем, что именно эти отношения играют важную роль в когнитивных процессах детей этого возраста. Таким образом можно сделать вывод, что семантическое развитие и когнитивное интеллектуальное развитие, вероятно, тесно связаны (Clark, 1983).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, семантическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи, как дети начинают строить предложения.
Все, кто являются родителями, конечно же не раз сталкивались с «расшифровкой» тех или иных посланий детей в возрасте 1- 3 лет. Это всегда очень умилительно звучит, но не всегда легко понимается. И как и написано в статье, обязательно все фразы маленьких деток необходимо рассматривать неотрывно от контекста и ситуации. Например, с моей дочкой с 1года 8 месяцев сидела моя мама, её бабушка. И очень часто, чобы понять, что хочет рассказать мне дочь о своём дне буквально в двух словах, приходилось обращаться за помощью к бабушке. И на мой взгляд такие послания детишек имён и являются для них разговорным актом и вкладывают они в свои 2- 3 слова очень много информации и смысла. И только «приближённые» могут понять весь этот смысл. Естественно с течением времени и развитием дети набирают свой словарный запас и уже намного развёрнутее могут выразить мысль.
Из статьи узнал, что первые слова кажутся более чем отдельными словами. Они кажутся попытками выразить сложные идеи — идеи, которые взрослый может выразить в предложениях. Меня удивляет то, что это присутствует и у взрослых. Тогда, когда человеку трудно выразить в предложениях свою идею, говорит одно-два слова, т.е. недоразвит в грамматике. Мне, как одному из таких людей, требуется больше времени для того, чтобы выразить мысль, идею в предложениях. Говорил какими-то обрывками фраз, теперь проявляется способность говорить предложениями свои мысли. Я считаю, что публичные выступления, да вообще там, где мне приходится выражать свои мысли, появляется такая способность выражать свои мысли и идеи. Раньше я просто понимал и молчал, т.к. выразить не мог. Сейчас это лучше, значит стоит продолжать.
В статье я познакомилась с тем, как маленькие дети обретают навык грамматики. Оказывается, что дети осваивают язык жестов так же, как и устный язык. У меня нет своих детей, но я давно догадалась, что если дети говорят какое-то одно слово, то оно может означать всё что угодно: дать, взять, убрать и т.д. Когда мне было 16 лет, то я сидела с соседским мальчиком Женей, ему было 3 года, так вот благодаря ему я поняла, что дети могут говорить одно, а подразумевать совсем другое. Еще я узнала, что когда дети переходят от слов к предложениям, необходимо учитывать контекст, в котором это происходит, чтобы понимать язык. Получается, что для того, чтобы понять, что хочет ребенок, нужно иметь большое терпение, умение слушать и проявлять фантазию. Интересно, что дети, которые начинают говорить, также начинают понимать различные отношения окружающей среды, такие как различие между собой и другими. Для этого они используют похожие типы конструкций и отношений, а точнее глаголы действия, притяжательные свойства и т.д., поэтому высказывания маленьких детей между собой так похожи.
Действительно интригующая идея о том, что подразумевает ребёнок в раннем возрасте тогда, когда произносит лишь одно слово. Я допускаю оба варианта, взрослые ведь тоже применяют односоставные предложения. Но, думаю, что чаще дети, называя объект или состояние, хотят сказать больше. Мне всегда было интересно наблюдать за развитием речи у собственных детей, особенно когда они начинали составлять различные выражения. Часто они звучали так забавно!
На примере, приводимом в статье, чётко видна динамика развития устной речи ребёнка по прошествии 10 месяцев. Удивительно, насколько качественно и количественно изменилась речь мальчика. У своих детей такой прогресс трудно отследить, не задаваясь специально такой целью.
Интересно также то, что когда дети в своём послании начинают соединять два слова вместе, они ещё не используют предлоги. А вот указательные местоимения, как я считаю, они уже применяют.
Значение контекста при распознавании сообщения ребёнка является определяющим. Близкие люди почти всегда понимают то, что хочет донести до них ребёнок, используя речь и жестикуляцию.
Также я отметила для себя то, что интеллектуальное развитие детей обеспечивает использование ими похожих типов конструкций и отношений. То есть, во всем мире, независимо от языковой культуры, развитие речи у детей происходит практически одинаково.
Спасибо за публикацию.
Я никогда ранее не задумывалась, о том как начинают разговаривать дети. Не смотря на то, что у меня их трое ))). Моя старшая дочь начала разговаривать в 4 года, после того как пошла в детский сад. Начала говорить практически сразу предложениями. Она стояла на учете у невролога с диагнозом дефицит внимания и гиперактивность, несмотря на это, врач сказала, не предпринимать никаких медикаментозных действий в отношении развития речи, так как дома дочь прекрасно понимали. С ней основное время до сада проводил дедушка, который разговаривал с ней на одном языке. Средний сын рос параллельно с моим племянником (они ровесники), все были взрослые в семье были заняты своими делами, понимать детей было некогда, и заговорили они в 2 года, практически таким же образом, как описано в статье. Прочитав статью, я вспомнила, как начинали говорить мои дети. И как на это влияла обстановка, в которой они развивались. Благодаря статье, мне пришлось узнать узнать такие понятия как «семантическое и когнитивное интеллектуальное развитие». Полагаясь на свой опыте и на информацию из статьи, я соглашусь с выводом автора, что, именно отношения играют важную роль в когнитивных процессах детей этого возраста.
Я помню этот возраст у старшего ребёнка, когда она начала говорить и пыталась изъясниться с помощью одного — двух слов. Это было очень забавно — наблюдать, как дочь подбирает слова или меняет значение одного и того же слова с помощью интонации и жестов. Мой старший ребёнок начал говорить первые слова до года, и примерно в год мы уже видели то, что описывается в статье. Моему младшему ребёнку 19 месяцев, и пока он осознанно говорит только два слова: «дай» и «мама». Сейчас он изъясняется мычанием, интонацией и жестами. Конечно, так гораздо сложнее добиться желаемого и вообще быть понятым, поэтому нередко мой сын переживает фрустрацию со всеми вытекающими. И в период фрустрационный ребёнок испытывает стресс, он вынужден справляться с ней в первую очередь, тогда когда когнитивное развитие отодвигается на второй план. Получается, что развитие речи не просто связано с когнитивных развитием, но они и в равной степени влияют на развитие друг друга.
Интересная статья. Я ее прочитала и задумалась на несколько дней. Сначала я начала вспоминать, как начинал разговаривать мой сын, потом разгребала воспоминания из своего детства. Кирюхе (сыну) я очень много читала детских стихов и сказок. По несколько часов в день каждый день. Практически с самого его рождения. Разговаривать он начал довольно поздно — примерно к двум годам, и сразу предложениями. Сначала его предложения были достаточно короткими, но смысл их был понятен из контекста. К трем годам он свободно разговаривал сложными предложениями и четко излагал свои мысли. Я начала говорить в 9 месяцев. Сначала единичными словами, в которые вкладывала сложные образы. Кажется, меня не очень понимали, но радовались моей достаточно ранней речи. К двум годам полное взаимопонимание с окружающими было налажено. Родители мне так же читали книги с самого рождения по несколько часов в день лет до 12. Я помню из своего детства, что в моей голове были обширные образы, которые я пыталась объяснить словами, но у меня не получалось это сделать в полной мере, так как не всегда хватало словарного запаса. Или я не могла подобрать верное слово. Помню как меня это огорчало. И я просто молча обнимала папу или маму за ногу. Чтобы понимать ребенка надо уметь его чувствовать. Интуитивно считывать образ мысли, который он хочет транслировать всеми доступными ему способами. Видеть контексты, читать мимику и жесты, да и просто любить)
Конечно согласна с тем, что описано в статье, что семантическое и когнитивное Развитие тесно связаны. Ребёнок начинает разговаривать с односложных фраз, состоящих из одного слова. Часто такое приходиться слышать от ребёнка и только интонация или ситуация позволяет понять , о чем он говорит. Причём удивительно, что так происходит с детьми во всем мире. Ребёнок не просто копирует речь взрослого, а проявляет свою оригинальность и индивидуальность. Развитие речи у ребёнка происходит вместе с развитием отношений к окружающим процессам. Как и во многих сферах нашей жизни и развития, окружающая среда важна в формировании речи ребёнка. И мое наблюдение в жизни показывает, что чем больше общаться с ребёнком тем быстрее можно услышать предложения , а не отдельные слова.
Прочитав статью, я начала вспоминать, когда начали говорить мои дети. Помню, что старшая дочка в 3 года уже очень четко разговаривала и я ее очень хорошо понимала. Средняя дочка к 3 годам почти не говорила, если и говорила то совсем невнятно и понять мне было ее очень трудно, хотя я была убеждена на ее счет, что она наоборот заговорит рано, так как будет тянутся за старшой сестрой и разница между ними не большая. Младшему сыну сейчас 3 года, он заговорил рано, как и старшая дочка, но не очень внятно, я до сих пор иногда не понимаю некоторые его слова, когда я прошу его повторить слово, которое мне не понятно, я вижу его реакцию на это, он осознает, что я его не понимаю и начинает злиться, повторяя опять это слово, чтобы его поняли. Так как разница у моих деток небольшая, погодки, я четко увидела большой скачок в развитие речи между речью 2-х годовалого и 3-х годовалого ребенка.
Мне всегда нравилось (и нравится) общаться с маленькими детьми. Это похоже на разгадку загадок или ребусов — когда пытаешься понять, что именно хочет сказать ребенок. Часто только опытным путем, через вопросы или подсказки, можно уловить смысл того, что он хочет сказать. Исследователи абсолютно правы, что речь маленького ребенка необходимо воспринимать исключительно в текущем контексте. В большинстве случаев только родители могут понимать своего недавно начавшего говорить младенца, и то только те, кто много с ним общается и внимателен. Кстати говоря, понимание начинается гораздо раньше – когда ребенок только начинает издавать определенные звуки, которые по сути, являются зачатками речи. Причем их назначение при переходе к речи принципиально не меняется – это способ выразить свои потребности и отношение к окружающему миру.
Интересна мне показалась мысль про «речевые акты», что одно или два слова выражают целое предложение или даже несколько, как если бы ребенок умел говорить уже «по-взрослому». Я думаю, это верно подмечено. Ведь восприятие мира у него гораздо шире, чем он пока еще может выразить.
Из статьи я узнала, как дети обретают навык устной речи. После прочтения сразу вспомнила моего старшего сына, в возрасте двух лет он говорил «то-то», что значило «еще», «ку» — это была «клубника», спустя некоторое время он собирал эти слова в предложения, то есть «ма, то-то ку» это значило «мама, я хочу еще клубники». Получается, что ребенок мог выразить двумя-тремя словами целое предложение, однако понимала его только я, следовательно, чтобы понимать малыша надо провести с ним долгое время. Также думаю, чтобы хорошо понимать ребенка надо его чувствовать и любить. У меня есть знакомая, у которой ребенок с заболеванием ДЦП, девочка 9 лет, так вот я совсем не понимаю ее, а ее мать общается с ней без каких-либо ограничений, то есть она 100% понимает своего ребенка и чувствует ее настроение.
Еще было интересно узнать, что необходимо учитывать контекст, когда дети переходят от слов к предложениям.
Помню, что я свою дочь более-менее хорошо понимала, когда она была маленькая и только начинала разговаривать. Несмотря на то, что речь была достаточно оригинальной и творческой. А вот сына моей подруги приблизительно в таком же возрасте практически не могла понять без помощи его мамы. Как и сказано в статье, очень большое значение имеет контекст и одно и то же слово в разном контексте может иметь разное значение. Это необходимо учитывать, чтобы понимать язык детей не только когда они только начинают говорить отдельные слова, но и когда переходят от слов к предложениям.
Новым для меня явилось понятие «речевые атаки» — как односложные детские выражения, которые относятся к ситуациям или событиям, а не к одному объекту или действию.
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Из нее я узнала, что есть виды исследования детской речи: длительное исследование спонтанной речи и манипулятивный экспериментальный подход.И только путем обширного изучения одного и того же ребенка в течение определенного периода времени можно подробно проанализировать, как изменяется и развивается языковая система отдельного ребенка. Мне приходится часто общаться с детками разного возраста, и из опыта знаю, что начинают они говорить с односложных выражений, которые называются «речевыми актами» и относятся они к ситуациям, событиям или последовательностям. Когда ребенок говорит односложно, а потом переходит с взрослением к предложениям, необходимо учитывать контекст, чтобы понять их смысл.Интересно, что начинающие говорить дети в своей ранней речи используют похожие типы конструкций и отношений не зависимо от того, где они живут.
Очень познавательная статья для меня. Из стать узнала, как дети обретают навык устной речи. Что есть несколько видов исследования детской речи: длительное исследование спонтанной речи и манипулятивный экспериментальный подход. Ребёнок начинает разговаривать с односложных фраз. Часто такое приходиться слышать от ребёнка и только интонация или ситуация позволяет понять , о чем он говорит, необходимо учитывать контекст, в котором это происходит, чтобы понимать его. Ребёнок не просто копирует речь взрослого, а проявляет свою оригинальность и индивидуальность. и конечно же в большинстве случаев только родители могут понимать своего недавно начавшего говорить младенца. И когда у меня будут дети я обязательно буду наблюдать за этим процессом.
Интересное исследование . Для меня всегда интересно наблюдать , как родители понимают что говорит их ребёнок , потому что меня он говорит на несуществующим языке . И ладно , если , как в статье , пример приводится , хотяб одно слово похоже на настоящее , ну а смысл родитель додумает . Просто обычно , я даже рядом не понимаю о чем речь . В статье структурировано то , что и так ясно на первый взгляд , просто я никогда не задумывалась так конкретно . Ну а то что ребёнок начинает с одного слова и так по нарастающей думаю не новость . Вообще , мне всегда было интересно что творится в голове у ребёнка . Ккк он думает , если ещё не умеет говорить , есть ли слова у него в голове . Но гладя на супер серьёзное лицо племянника , когда он чем то озадачен , мне кажется у него там то же , что и мы слышим и он сам не может разобрать )))
Развитие речи ребенка начинается с отдельных слов, которые постепенно объединяются во фразы и связные предложения. Любопытно, что первые слова могут относиться как к отдельному объекту, так и к попытке выразить более сложное действие. Метод длительного исследования речи отдельного ребенка – это тот метод, который так или иначе известен каждому родителю. Родители, слыша, как выражает ребенок свои мысли, как строит предложения, могут поправлять, регулировать речь ребенка. Не зря же первые фразы детей лучше всего понимают только родители. Ранние детские высказывания типичны для разных культур, т.к. дети используют простые шаблоны – принадлежности предмета, действия и т.п. На этом этапе очень важна роль взрослых в расширении познаний и речи ребенка. «Воды нет», например — это общее отрицание, а путем задавания вопросов можно понять, нет ли воды в кране, в кружке и т.п. При подобном диалоге в следующий раз, вероятно, мы сможем услышать более сложное предложение, свидетельствующее о более четком выражении смысла. Соответственно, изучение развития речи ребенка возможно только внутри контекста, в котором звучат слова или фразы. Без контекста даже сложное предложение из уст ребенка не позволит судить о его развитии.
Из статьи узнала о том,что развитие речи у детей разных национальностей идёт по одному и тому же сценарию.От простого к сложному,от слов ,которые могут обозначать как предмет так и действие, к более сложному построению речи через предложения.Вспоминая как начинали говорить мои дети,могу сказать,что поначалу сочетание букв «ка»,»ки» и «кэ» обозначало один и тот же объект-кошку.Но в зависимости от того увидела ли дочка просто кошку,или кошка подошла ,и она ёё погладила,эмоциональный окрас ,произнесённых букв был разным и количество сказанных слов,тоже. Затем со временем речь приобретала причинно следственный характер в зависимости от полученного опыта.То есть,кошка говорит «мяу»,у кошки есть котята и так далее.Вывод-чем больше дети узнают о мире,тем более развита их речь.
Благодаря статье я увидел, как формируются у детей навыки владения грамматикой. Первое, что я узнал из статьи, это то, что в речи ребенка очень важен контекст происходящего. Т.е, сначала дети используют как бы свой «язык в языке». Так же я увидел, что дети не всегда имеют ввиду то, о чем говорят. Т.е, слово не всегда может быть связано с намерением ребенка. Я помню, когда мне было лет 14 то, мой племянник которому на тот момент исполнилось чуть больше года пытался со мной разговаривать. Не понимания контекста ситуации, не используя догадки и его невербальные подсказки тела, было невозможно понять его намерения основываясь только на словах. Как сказано в статье «язык отражает понимание детей о мире на данном этапе их интеллектуального развития».
Интересно, что для улавливания смысла сказанного ребенком важен контекст, в котором это происходило. Никогда об этом не задумывалась. Ведь родитель, который находится практически всегда рядом с 2-3-летним ребенком, понимает его в разы больше, чем другие. Помню, был случай, когда моя дочь сидела за столом и в красках рассказывала, как гуляла на Динамо с мальчиком. Я понимала практически всё, а вот пришедший с работы муж сидел растерянный и задавал кучу вопросов, ведь его не было рядом, когда мы гуляли, он не знал контекст.
Также мне вспомнился недавний визит к соседям. У них есть маленькая дочь, она пока практически не говорит, только отдельные слова. Её родители удивляются — старший сын был намного активнее в этом плане. При этом, я заметила, что когда она хочет что-то сказать, она просто показывает пальцем, и родители тут же бегут это давать или пытаются угадать. Например, ты хочешь сок? Она кивает и получает сок. Ну и правильно — зачем говорить, если желания и так исполняются, стоит только пальцем показать.
Когда моя дочь начинала говорить и говорила непонятно, я так и говорила «я не понимаю, что ты говоришь», и она пыталась сказать по-другому. В итоге, дочка очень быстро стала разговаривать предложениями.
Из статьи я поняла, что развитие речи ребенка начинается с отдельных слов, которые понемногу соединяются во фразы и связные предложения. Я узнала, что первые слова могут относиться как к отдельному объекту, так и к попытке сформулировать более сложное действие. Как и написано в статье, обязательно все фразы маленьких деток необходимо рассматривать неотрывно от контекста и ситуации. Это я четко увидела на примере с моей племянницей, которая в свои три года пыталась, что – то объяснить, а я смотрела на ее маму как на переводчика, которая поправляла, помогала строить предложение и регулировала речь ребенка. Т.е. мама в точности понимала, что или о чем хотела рассказать мне ее дочь. Я наблюдаю как со временем племянница набирает словарный запас и уже более развернуто может выразить свою мысль. Пол года назад я не могла общаться с ней без мамы – переводчика, а теперь ее речь мне более понятна. Правда приходиться быть более внимательной и проявлять терпение. Особенно когда в речи полностью отсутствуют предлоги. Могу отметить еще свое личное наблюдение, что речь стала более понятной с момента когда моей племяннице стали чаще читать книги.
У меня небольшой опыт общения с детьми в возрасте от 1 до 4 лет. Лично мне знание контекста не всегда помогает уловить смысл высказывания, полученного от ребенка. Заметила, что если чаще проводить с детьми время и беседовать с ними, то с каждым разом становится всё понятней и понятней о чем идет речь. То есть со временем не только у ребенка происходит развитие речи и ее обогащение прилагательными и междометиями, но и адаптация взрослого для определения значения речи ребенка. Упрощает понимание сказанного тот факт, что смысловая нагрузка ограничивается несколькими вариантами интерпретации — вопрос, отрицание, принадлежность, желание или приказ, описание события. К тому же подключается жестикуляция ребенка, определяя предмет действия и контекст.
Конечно сама по себе статья интересна и наблюдения, которые проводят за детьми тоже. Но меня не покидает немой вопрос — зачем это все? Что важного несет в себе знание о том, что пытается сказать ребенок одним словом. Это одно слово или он пытается сказать предложение….а какая разница? Ну допустим он пытается сказать сложное предложение, ну и что из этого. Ну молодец, ну продолжай дальше. В общем во всем этом я понял одно самое главное — человечество движется к тому, чтобы понимать язык детей при развитии первой речи. То есть благодаря ученым, есть возможность лучше понимать, что говорит ребенок при условии знания контекста и дальнейших действий. Так что когда ребенок говорит «экскаватор» в два года — это значит, что говорит не он, а вас просто глючит. В два года он такое сказать не может.
Согласна с авторами статьи, что речь у детей развивается постепенно. От звуков в самый начальный период, затем отдельных слов до предложений из нескольких слов через 2-3 года. И значение того, что имеют ввиду дети, зависит от возраста, контекста и поведения ребёнка в конкретной ситуации. Поэтому взрослому человеку важно быть внимательным к ребёнку, чтобы лучше понимать его язык и взаимодействовать. А также было бы полезно знать о стадиях развития ребёнка.
Для того, чтобы «сказать», дети используют все освоенные навыки: звуки, интонации, жесты, действия. Авторы статьи утверждают, что язык можно рассматривать как способ выражения того, что человек понимает о мире в том или ином возрасте (или что ребенок освоил).
Добрый вечер. Спасибо за данную статью. Из данной статьи я узнал что есть идея о том что ребенок одним словом может выражать целую мысль в отличии от взрослого которому требуется иногда и не одно предложение для выражения своей мысли. Использование одних и тех же словосочетаний у детей могут выражать совершенно разную мысль в зависимости от ситуаций в которой они произнесены.
«Когда дети переходят от слов к предложениям, необходимо учитывать контекст»-
Я уверен что когда и взрослые что либо говорят необходимо учитывать контекст и в любой из форм выражение пусть это одно слово или жест необходимо учитывать контекст. Уровень интеллектуального развития, понимания и разнообразие речи у ребенка непосредственно связан с влиянием родителя.
Спасибо за статью. Новое для себя прочитала, что если ребенок выражает одним словом целое предложение, это, скорее всего, все-таки интересная мысль, нежели доказанный факт. И как показано в статье, когда дети говорят, нужно учитывать полный контекст предложения, потому что сказав пару слов, ребенок может иметь виду не совсем то, что, казалось бы на первый взгляд, очевидно. Дети, которые начинают говорить, начинают понимать неизменные отношения окружающей среды, а именно различия между собой и другими,первоначальные концепции причинности и представления о постоянстве объектов. Именно эти отношения играют важнейшую роль в когнитивных процессах этого возраста. Отсюда следует, что построение предложение и когнитивное развитие сильно связано друг с другом. Меня лично всегда поражала особенность родителя, когда я слышу на площадке, что говорят их детки- и что «Бу-бу» может означать, по сути, все, что угодно, и что машинка едет, и что цветочек растет… И родители с легкостью это «переводят» не только для окружающих, но и для ребенка, что бы это «бу-бу» так им и не осталось. Т.е. , грубо говоря, социализируют речь своего детёнка, что безусловно важно для развития ребенка в дальнейшем.
Наблюдая за родителями и детьми, я всегда удивляюсь, как им удается понять, что ребенок в возрасте до 3 лет пытается сказать? Я предполагал, что долгое нахождение помогает родителю интуитивно понять, что имеет ввиду малыш. Оказывается ребенок одним словом может сказать целое предложение, точнее иметь ввиду. Интересно было узнать, что дети из разных культур примерно одинаково могут строить предложения на начальном этапе своей «разговорной карьеры». Удивительно было увидеть эволюцию речи ребенка 28-ми месячного и 38-ми месячного. Читая диалог со взрослым ребенка помладше, думал, что читаю записки сумасшедшего, дочитав до ребенка постарше уже немного в напряженном состоянии, но как только начал читать диалог 38-месячного ребенка, отметил для себя, что с этим человеком смог бы вести беседу.
Прочитав статью, постаралась вспомнить, как развивалась языковая система у моих детей. Однозначно соглашусь с предположением, о том, что отдельные слова двухлетнего ребёнка скорее являются «речевыми актами» (Дор (1979, 1985)), т.е. попыткой ребёнка выразить отношение к ситуации или последовательностям.
Мой младший ребёнок заговорил фразами, состоящими из двух слов в 3 года, до этого он выговаривал несколько слов целиком и остальные слова проговаривал одним слогом, вырванном из слова. Например, слова: собака, мяч, бабушка, звучали просто «ба», для того, чтобы понять, о чём он говорит важно было учитывать контекст происходящего. Иногда, нам было не так просто его понять, и тогда он усиленно старался объяснить смысл сказанного интонацией и жестами.
Из статьи поняла, что язык рассматривают, как способ выражения того, что ребёнок понимает об окружающем мире в определённом возрасте. Содержание высказываний (семантическое развитие) ребёнка тесно связано с когнитивным интеллектуальным развитием.
Прочитав статью я попыталась вспомнить, как начинал разговаривать мой ребёнок и как он пытался выражать свои мысли и строить предложения. Раньше я всегда думала, что дети копируют речь взрослых людей,в большой степени своих родителей.Из статьи Новое узнала, что речь ребенка по-остается оригинальной и творческой. Мне тяжело понять речь других детей, речь своего ребёнка я понимаю без Труда, другая речь детей мне иногда кажется не связанной и не внятной. Интересно было ознакомится с тем фактом, что знания контекста, в котором происходит ранняя речь, имеет решающее значение для улавливания смысла, что сказал ребёнок.мой ребёнок заговорил рано, но я это связываю ещё с тем, что я ему много читала книг и разговаривала с ним.
Благодарю за интересную статью!
Для меня сейчас тема развития речи ребёнка актуальна, так как мой сын проходит сейчас этот этап. Я замечаю как от слов, он постепенно переходит к предложениям. От просто показывать на кошку и произносить «МЯУ» к «Мама, кока. Привет кока. Кока чёая»:)
И действительно, многие слова — это не просто слова, относящиеся к отдельному предмету, как отмечают авторы исследования, это слова, подразумевающие конкретные ситуации, контексты.
В начале статьи приведён пример того, как менялась речь ребёнка от 28 до 38 месяцев. И явно видно, что речь ребёнка стала более структурированной, связанной. Уже не просто оторванные фразы на разные темы, а построенные предложения.
И вот, кстати, интересно, когда маленький ребёнок ещё говорит отдельными словами, больше показывает жестами, что ему нужно, что он просит, то родитель обычно проговаривает просьбу ребёнка словами, и ребёнок подтверждает или отрицает, или у нас с сыном я заметила, что он повторяет, что я сказала, хотя бы частично. И поэтому важно всё проговаривать всегда. Хоть это и очень банальный момент такой. Но хотелось самой себе о нем напомнить.
Какие интересные исследования и наблюдения за детьми в разном возрасте. Благодаря статье я узнала, что за первыми словами, которые произносят дети в разном возрасте, могут скрываться идеи, целые выражения и очень здорово, что тогда когда родители пытаются понять ребенка это способствует и развитию его речи. Я подумала о том, что когда дети уже переходят к озвучиванию 2-3 слов, скрывающих какие-то события, пожелания в разных обстоятельствах это похоже на то, как взрослые люди подбирают слова в ситуациях, которые не могут выразить простыми словами. Это же получается, что если вспомнить о том, что я когда-то была ребенком, то возможно удастся называть некоторые сложных вещи простыми словами. Спасибо за статью!
Спасибо большое за статью!
Данная тема очень жизненная, актуальная и весьма интересная, так как не так давно (6-7 лет назад) я сам был участником процесса овладевания ребенком первыми языковыми инструментами, когда следил за своей младшей сестрой. Я заметил, что то, как ребенок говорит на первых этапах своего знакомства с языком, похоже на попытки даже взрослого человека говорить на иностранных языках, когда он только начинает его учить, — выделять главные слова и ставить их вместе, опуская какие-либо детали и уточнения, при этом в основном не соблюдая нормы и правила языка, связь слов в предложении, то есть самый легкий путь изъясниться — просто произнести слова, вкладывая в них больший смысл, чем можешь передать вербально в силу отсутствия навыка и знаний.
Дети быстро прогрессируют, особенно маленькие, это развитие заложено природой. Вчера моя «папина дочка», которой 3 месяца, первый раз взяла в свои маленькие ручки, похожие на креветки, грызунок. Она с ним еле справлялась, он постоянно выпадал из её маленьких, неловких ручек, я стоял рядом и каждые 5-10 секунд, вкладывал выпавший грызунок в её маленькие ручки. На следущий день, когда я пришол домой, я увидел как ловко малышка держит и вертит грызунком. Она нетолько его нетеряла, а ловко грызла ту сторону, которая для этого предназначена. Я это заметил потому-что много времени провожу в компании малютки. По поводу речи, то в 3 месяца понятных слов ребёнок непроизносит, но кушать требует звуками и криками. Каждый день добавляется что-то новое, я с радостью наблюдаю за этим. Приятно смотреть, когда ребёнок пытается, вытянув губы, повторить за тобой У У У. Или как он поёт песни звуками, вместе с бабушкой. Прочитав статью я узнал, что важным шагом в развитии языка будет использование ни одного, а двух слов вместе. Это будет примерно в полтора года. То-есть постоянный контакт даёт возможность быстрого понимания нетолько детей, но и взрослых.
Спасибо.
Прочтение статьи заставило меня задуматься о том, как происходит процесс формирования речи у детей. Из статьи я узнал, что для расшифровки послания детей младшего возраста важен контекст. Поэтому взрослому человеку надо быть внимательным к ребёнку, чтобы понимать его язык. Думаю, не последнее место в понимании ребенка играет и эмпатия. Пока мой ребенок не говорит, его бывает вообще трудно понять. Логикой и контекстом тут тоже не всегда получается оперировать. Меня удивило то, какой прогресс в развитии речи происходит от 28 до 38 месяца жизни. Интересно было бы прочитать мысли ребенка, который одним словом пытается выразить предложение. Я представляю это негодование, когда я вроде бы всё точно и ясно сказал, а меня при этом не понимают. Хотя и в 31 год иногда бывают у меня такие ситуации.
Из статьи узнала. что начинающие говорить дети во всех странах одинаково развиваются, используя одинаковые типы конструкция и установлена четкая связи между развитием речи и пониманием отношений окружающего мира. Для ребенка в одном слове может содержаться целое предложение и важно принимать во внимание контекст происходящего. В этой связи я вспомнила, что только-только начинающая говорить дочь часто произносила «по», что в зависимости от контекста могло означать — «попить», «пописать», «поднять», «посадить»,»погладить», «погреть» и многое другое, и мы понимали, что она имела в виду и «хотела сказать». Если же кто-то из взрослых не понимал, то она брала за руку и терпеливо объясняла жестами, мимикой и интонацией, что нужно сделать. Впервые задумалась о том, что речь детей действительно оригинальна и наполнена творчеством, многие выражения своих детей я записывала и сейчас эти высказывания вызывают нежные воспоминания.
По мере своего развития, ребенок начинает постепенно отделять себя от мира, и вместе с этим начинается его вхождение в социум. Первые речевые акты ребенка, возникающие в процессе общения, являются не целью, но результатом этой деятельности, и свидетельствуют и определяются соответствующим формированием психики и неразрывно связаны с процессами мышления. Вместе с тем, как действия приобретают определенную субъектность, речь становится предметной, становится средством оформления мысли и воздействия на мир; с развитием понимания причинности возникает и структурность речи; с развитием внимания и внимательности речь всё более усложняется. Таким образом, беспорядочная со взрослой точки зрения речь, ребенком является осмысленной на том уровне, на каком развито его мышление.
Читая эту статью я вспоминала, как мой сын учился разговаривать. И действительно зачастую в одно или два слова ребенок мог поместить целое предложение. Как правило это были просьбы что-то дать или он задавал вопрос. Мне было интересно узнать, что такие односложные выражения называют «речевыми атаками». Я полностью согласна с тем, что для того чтобы понять маленьких детей нужно хорошо знать ребенка и контекст. У меня обычно не возникало проблем в понимании своего сына, так как я провожу с ним достаточно много времени. В то же время дочку своей подруги я понимала с большим трудом, хотя у них разница в возрасте всего один месяц. Из этой статья я узнала, что ранние высказывания детей похожи не зависимо от того на каком языке они говорят. Так же меня заинтересовал тот факт, что дети учат язык жестов так же, как и устный язык. Разница лишь в том на сколько быстро они усваивают устную и разговорную речь.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Из статьи узнала, что первые слова ребенка, порой кажутся взрослым отдельными словами, однако это может быть совсем не так, одним словом ребенок может выражать целое предложение, однако, из-за возрастного ограничения, может выразить его лишь одним словом. Следующим этапом развития речи является использование не одного, а уже двух слов. Но при этом, составление подобных конструкций не будет являться копированием речи взрослых, это своеобразный творческий процесс на пути освоения грамматики. Что бы понять о чем говорит маленький ребенок, бесполезно сопоставлять его слова с грамматикой, требуется выяснить контекст и плюс, поведение ребенка. Исходя из этого, можно понять смысл сказанной фразы. И только после этих этапов последует этап построения предложений.
Спасибо, за интересную статью. Безусловно, дети, независимо от родного языка, развивают свой речевой аппарат одинаково. Это происходит поэтапно: сначала звуками, междометьями и жестикуляцией, затем он произносит первые слова, потом из слову уже складываются простые предложения. Порою, действительно, бывает сложно понять, что ребёнок пытается сказать, так как нашему уху просто сложно воспринимать набор невнятных и, зачастую, несвязанных между собой слов. Однако, не стоит забывать, что у ребёнка от рождения работают все пять органов чувств, которые и помогают ему в голове формировать картину окружающего мира. Вот только речевой аппарат недостаточно развит, чтобы поделиться своими наблюдениями. Поэтому очень важно уметь понимать своего ребёнка. Это, в первую очередь, поможет определить уровень его познания об окружающем мире.
Из статьи я узнала, как в течении жизни ребенок овладевает различными навыками использования языка. Есть предположение, что в раннем возрасте дети одним словом пытаются донести до слушателя целое предложение. Исследователь Дор назвал их «речевыми актами», но полностью эта позиция еще не доказана. С течением времени слова складываются в предложения, но более короткие, в них отсутствуют предлоги и артикли. Одно и тоже предложение, сказанное ребенком, может быть понято по-разному в зависимости от контекста. Интересно, что уровень интеллекта ребенка и уровень семантического развития тесно связаны. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем больше он старается выразить свое отношение к нему через язык и речь.
Из статьи я узнал о возможной связи уровня интеллекта у ребенка с уровнем развития его речи. Мне показалась крайне любопытной мысль о том, что, возможно, в одно слово ребенок вкладывает целое предложение. Просто в этом конкретном возрасте он не умеет еще выразить более полно свои мысли. Если это принять за правду, получается, что развитие речи следует за развитием интеллекта. По крайней мере, в дошкольном возрасте. В любом случае, я уверен, что интеллект и речь взаимосвязаны. Данная статься помогла мне задуматься о тех случаях, когда я поправляю свою 6-летнюю дочь. Она иногда изъясняется с ошибками. Думаю, что более грамотная речь положительно повлияет на ее когнитивное развитие. Перефразируя Рубинштейна, речь помогает формулировать мысли. Статья добавила мне уверенности в том, что речь ребенка можно и нужно корректировать (если делать это мягко и доброжелательно).
Из статьи я узнала, как формируется грамматика у ребёнка, какие этапы он проходит. Что ребёнок в 18-20 месяцев учится связывать пару слов , а ребёнок в 38 месяцев уже может произносить полноценные предложения. Мне на секунду показалось, что 18 месяцев , которые проходят от первых попыток начать говорить до полноценных предложений — не такой уж и маленький срок, как позиционируют в статье, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то получается , что в эти 18 месяцев ребёнок закладывает себе некую базу, на основании которой он будет дальше осваивать язык, т.е. это очень маленький срок относительно времени, которое он потратит на изучение грамматики и семантики. В этот же период ребёнок учится применять одни и те же выражения в разных контекстах и это выглядит уместно. В общем и целом для меня очень интересна тема того, как у детей раннего возраста формируется грамматика.
Интересно наблюдать за тем, как ребёнок учится разговаривать. И то, как он слова соотносит с предметами. Сначала он просто пытается обозначить словом кого-то из близких или какой-то предмет. Потом он уже использует это одно слова для того, чтобы объяснить целую цепочку действий. Так как он воспринимает с этим словом, определённый порядок действий. Тот, что уже отложился в его голове и он готов его транслировать в мир. Становясь чуть старше, он уже использует два слова. Которые чаще всего несут в себе ещё 4, а то и более контекста. Потому что теперь в его голове, ещё больше картинок и цепочек событий, которые он ассоциируется с определённым набором действий и событий. И которые родители очень не просто интерпретировать. А особенно, когда один набор слов обозначает абсолютно разный набор действий. Но именно количество ращныз вариантов действий, говорит об уровне интеллектуального функционирования ребёнка
Я узнала, что дети мыслят идеями, и эти идеи научаются постепенно выражать текстом «попытки выразить сложные идеи — идеи, которые взрослый может выразить в предложениях»
Читая статью, я вспомнила то время когда, мой сын еще ходил в садик. Меня удивило, то, что у Вовы, моего сына, есть трудности в речи, то есть я привыкла слышать и понимать его, не различая, что он ошибается в произношении, и только на занятиях с логопедом это стало для меня заметно. Когда его речь формировалась, я интуитивно знала, о чем он говорит, скорее исходя из контекста.
Из статьи я узнала, что ранние высказывания детей схожи в разных языках ? Язык – это способ выражения того, что человек понимает о мире в определенном возрасте. Дети в своей ранней речи используют похожие типы конструкций и отношений. Они применяют глаголы действия, притяжательные свойства, исчезновение и повторное появление. Вывод, что семантическое развитие и когнитивное интеллектуальное развитие тесно связаны, важен и полезен для любого возраста. Увеличивая красоту и разнообразие речи можно обогащать свой внутренний мир.