Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Стратегия изучения нескольких детей в течение длительного периода времени предоставила обширную информацию о развитии человеческой речи. Прочтите отрывки  из диалога взрослого и одного и того же мальчика в 28 и в 38 месяцев.

Мальчик 28 месяцев

Ребенок: Сто это … чей-то карандаш

Взрослый: Чьи это карандаши?

Ребенок: Пол

Взрослый: Пол?

Ребенок: Куда пошла птичка? Птичка… птичка тама … птичка …. Читать то? Читать?

Взрослый: Ты хочешь мне это прочитать?

Ребенок: Сто внутри?

Взрослый: Может это молоток?

Ребенок: Это молоток. Мамочка, ударь молотком. Не кро____, мамочка? Больно.

Взрослый: Бедный Адам. Ты поранился? Что случилось?

Ребенок: Попадаются болты.

Взрослый: Тебе попадаются болты? Но тут нет болтов.

Ребенок: Есть болты ______ там, не внизу … стол … возьми метлу

Взрослый: Вот эта подойдет?

Ребенок: Подет, подет

Взрослый: Может эта?

Ребенок: Не … та

Мальчик 38 месяцев

Ребенок: Мне нравятся гоночные машины. А тебе? Я разбил свою гоночную машину.

Взрослый: О, у тебя была такая?

Ребенок: Да. Взгляни он на ту. Сломано как там.

Взрослый: Какая часть сломана?

Ребенок: Эта часть сломана. Как там. У нее спущена шина. Сто это ?Это сто ? Это это ? Он … Его рот открыт. Что нам лучше сделать, чтобы стало лучше ? Зачем ему зерно ? Почему это не работает? У тебя есть бусы?

Взрослый: Да.

Ребенок: Точно как у меня? У меня бусы вокруг шеи. Стукни меня по коленке.

Взрослый: Стукни меня по коленке.

Ребенок: Стукни свое колено. Что то учитель собирается делать? Почему ты уходишь? Кто положил мне пыль в волосы?

Взрослый: Ты можешь сказать Урсуле, что написано на доске?

Ребенок: На доске какой? Мы собираемся смотреть другую. Мы можем читать про то. Сто надо читать? Сто это? Что тут у нас? Это сдутая шина. Если шина сдута надо идти … на ремонтную станцию. Станция починит ее.  Brown and Bellugi (1964)

Читая приведенные диалоги, становится понятно, что за это короткое время произошло очень многое. Увеличились как длина, так и сложность высказываний. Образцы речи получены в результате длительного исследования спонтанной речи детей. Главное преимущество такого метода перед манипулятивным экспериментальным подходом состоит в том, что только путем обширного изучения одного и того же ребенка в течение определенного периода времени можно подробно проанализировать, как изменяется и развивается языковая система отдельного ребенка.

Когда появляется грамматика в речи?

Первые слова — это просто отдельные слова? Или это ранние попытки выразить предложения? Что подразумевает маленький ребенок, указывая на игрушечный самолетик, стоящий на высокой полке и говоря «вниз», или когда он берет ложку у своей матери и говорит «я»? В первом случае ребенок может просить убрать игрушку с полки, а во втором примере ребенок может говорить: «Я хочу сделать это сам». Как отмечает Дейл, «первые слова кажутся более чем отдельными словами. Они кажутся попытками выразить сложные идеи — идеи, которые взрослый может выразить в предложениях» (1976, с. 13).

Один исследователь, Дор (1979, 1985), назвал эти односложные выражения «речевыми актами», потому что они относятся к ситуациям, событиям или последовательностям, а не просто к одному объекту или действию. На данный момент вопрос о том, действительно ли дети выражают предложения одним словом, — это скорее интригующая идея, чем доказанный факт.

За пределами отдельных слов

Следующим важным шагом в развитии языка является использование не одного слова, а двух слов вместе. Дети обычно делают это в возрасте от 18-ти до 20-ти месяцев. На этом этапе язык все еще проще, чем язык взрослых. Помимо этого он более избирательный, поскольку, хотя существительные, глаголы и прилагательные обычно присутствуют, другие формы, такие как артикли и предлоги, часто отсутствуют. Однако речь ребенка по-прежнему остается оригинальной и творческой, а не просто копией языка взрослых. Ниже показаны некоторые виды предложений из двух слов, которые используются маленькими детьми не только в английском, но и в других культурах (Slobin, 1985).

Русский: Тося там, еще молоко (место, имя, приказ, желание). Воды нет (отрицание). Мама шла (описание события или ситуации). Мамы чашка, мама хорошая (указание обладателя, определение, квалификация). Где папа? (вопрос).

Английский: there book, more milk (место, имя, приказ, желание). No wet (отрицание).  Bambi go (описание события или ситуации). My shoe. Pretty dress (указание обладателя, определение, квалификация). Where ball? (вопрос).

Эти шаблоны не ограничиваются устной речью. Дети осваивают язык жестов так же, как и устный язык, но есть различия в том, как быстро дети изучают устную и разговорную речь.

Ранние детские высказывания нелегко понять, исследуя только синтаксис или грамматические отношения. Знание контекста, в котором происходит ранняя речь, имеет решающее значение для улавливания смысла, сказанного ребенком. Например, 21-месячная Кэтрин, согласно исследованию Блума (1970), сказала: «Мамочка носок» в двух разных контекстах: 1)когда Кэтрин подняла носок своей матери и 2)когда мать надевала носок Кэтрин на Кэтрин. В первом контексте Кэтрин, вероятно, описывала носок как принадлежащий маме, тогда как во втором контексте она, вероятно, имела в виду, что мама делала что-то, связанное с носком. Теоретически «мамочка носок» может означать многое:

«Мамочка, это носок?»

«Мамочка, дай мне носок»

или, возможно, даже «Мамочка, дай носок папочке!»

В качестве другого примера Блум (1970) указал, что наблюдаемое отрицательное предложение «Нет грязного мыла» можно интерпретировать по крайней мере четырьмя способами:

Нет грязного мыла;

Мыло не грязное;

Это не грязное мыло;

Я не хочу грязное мыло.

Поскольку значение неоднозначно только из-за порядка слов, Блум и другие (Clark, 1983; Garvey, 1990) записали и оценили непосредственное поведение ребенка и контекст, в котором язык встречается, как ключ к разгадке значения. Это необходимо для изучения прогресса ребенка в синтаксическом выражении смысла. Даже когда дети переходят от слов к предложениям, необходимо учитывать контекст, в котором это происходит, чтобы понимать язык.

Почему ранние высказывания детей похожи? Язык можно рассматривать как способ выражения того, что человек понимает о мире в определенном возрасте. Содержание того, что говорят дети, тесно связано с их общим уровнем интеллектуального функционирования на любой стадии развития. Дети, которые начинают говорить, также начинают понимать различные отношения окружающей среды, такие как различие между собой и другими, примитивные концепции причинности и представления о постоянстве объектов. Поэтому во всем мире начинающие говорить дети в своей ранней речи используют похожие типы конструкций и отношений. Они применяют глаголы действия, притяжательные свойства, исчезновение и повторное появление. Предположительно, это связано с тем, что именно эти отношения играют важную роль в когнитивных процессах детей этого возраста. Таким образом можно сделать вывод, что семантическое развитие и когнитивное интеллектуальное развитие, вероятно, тесно связаны (Clark, 1983).

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка,  как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, семантическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи, как дети начинают строить предложения.

57210cookie-checkПсихология развития. Обретение навыков грамматики: от слов к предложениям