В этой статье мы начинаем рассматривать процессы когнитивного развития детей. Ежедневно детям приходится решать ряд задач: делать задания по математике и не забывать приносить их в школу, учиться завязывать ботинки и многое другое. Основное внимание в этой главе уделяется когнитивным процессам, которые дети используют для решения повседневных задач, и тому, как эти способности меняются и увеличиваются в процессе развития. Мы начнем с описания изменений внимания и памяти (развивающаяся способность детей воспринимать и хранить информацию). Затем мы обсудим возрастающую способность детей понимать числа и решать задачи. Наконец, мы обсудим знания детей об их собственных умственных способностях и о том, как на их способности влияет тип выполняемых задач и стратегии, которые они применяют.
Каждая из этих способностей играет решающую роль в решении повседневных проблем детей. Поскольку большая часть проведенных исследований в области развития ребенка была посвящена подходу к обработке информации, эта глава в целом основана на способностях, которые считаются критически важными для развития при таком подходе. Однако имейте в виду, что каждая из этих способностей объясняется с точки зрения обычной теории Пиаже и теории нео Пиаже. Кроме того, на эти способности постоянно влияет общество, в котором развивается ребенок, поэтому их можно изучать с социокультурной точки зрения Выготского.
ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ
Группа детей, которая находится в одной и той же ситуации и подвергается одной и той же сенсорной стимуляции, не обязательно получает одинаковое количество информации. Их восприятие или получение информации из окружающей среды может быть одинаковым, но их внимание сосредоточено на разных аспектах окружающей среды. В школьном классе один ребенок, сосредоточенный на учителе, услышит и поймет урок, в то время как другой ребенок, более заинтересованный шепотом соседа по парте, может расценить голос учителя как раздражающее жужжание. Эффекты от взглядов, звуков, запахов, прикосновений и ощущения движения, обеспечиваемые окружением, будут зависеть от того, на какие аспекты ситуации обращают внимание дети и какое значение эти особенности имеют для них.
Изменения в том, какую информацию можно получить из ситуации, связаны с развитием, как способностей восприятия ребенка, так и его стратегий внимания. Эти два процесса тесно взаимосвязаны. Восприятие предполагает способность к вниманию, а внимание было бы бессмысленным, если бы человек не мог почерпнуть знания из того, что он наблюдает.
Как развивается восприятие
Существует две основные теории того, как опыт влияет на обучение и развитие восприятия. Теория обогащения Пиаже, предполагает, что каждый раз, когда ребенок воспринимает объект, он узнает о нем немного больше. В первый раз, когда ребенок видит кошку, она покажется ему не более чем еще одним пушистым четвероногим животным. В следующий раз, когда он увидит кошку, она может пить молоко и мурлыкать. Ребенок уточняет схему понимания кошки, чтобы включить в нее «мурлычет и любит молоко». Наконец, ребенок пытается поднять кошку, но обнаруживает, что кошка слишком тяжелая. Вследствие чего кошки становятся тяжелыми пушистыми четвероногими животными, которые пьют молоко и мурлыкают. По мере опыта информация добавляется в существующую схему объекта, и она становится более подробной и проработанной. Ощущения, получаемые от стимула, бессмысленны, пока они не будут изменены и обогащены информацией из других схем. Ребенок перестраивает и развивает скудные сенсорные ощущения. Поскольку обогащение схем происходит для многих объектов, ребенок учится их различать(Bruner, 1957; Vernon, 1955).
В отличие от теории обогащения, теория дифференциации Элеоноры Гибсон (1969, 1991, 1992) предполагает, что ввод сенсорных объектов является богатым источником информации. Сенсорная информация — это не обедненная информационная база, которую необходимо обогащать с помощью схем или ассоциаций, как это предлагается в теории обогащения. Задача ребенка состоит в том, чтобы постепенно научиться обращать внимание, идентифицировать и различать важные особенности объектов и отношений из огромного потока сенсорной информации. Благодаря опыту ребенок учится все более тонко различать предметы и события и обращать внимание на особенности предметов. Эти особенности называются инвариантами, то есть характеристиками объектов и отношений между ними, которые не меняются при различных условиях. Инварианты часто определяют реляционные характеристики объекта, а не какое-либо абсолютное качество. Таким образом, серая кошка может казаться почти черной при тусклом свете, но почти белой при ярком свете в солнечный день. Однако, если у кошки только черный воротник, остальной мех всегда будет казаться светлее, независимо от освещения. Соотношение яркости кошки и воротника остается постоянным (неизменным). Такая кошка всегда в четыре раза ярче ошейника. Таким образом, яркость объекта относительно других объектов в его окружении является инвариантом восприятия.
Согласно теории Гибсон, именно инварианты являются отношениями высшего порядка. Они описывают объекты и отношения, несмотря на любые изменения (трансформации) в расстоянии или ориентации. Именно инвариантам система восприятия уделяет особое внимание (Gibson, 1991; 1992). Развитие восприятия влечет за собой обучение вниманию к соответствующим инвариантам объектов и обнаружение новых различий между схожими стимулами. Со временем ребенок учится отличать дружелюбного соседского кота от царя джунглей.
Теория Гибсон оказала большое влияние на исследования и подчеркнула важность понимания обработки восприятия и ее воздействия на внимание (Pick, 1992). Для младенца внимание, как правило, контролируется в первую очередь физическими свойствами стимулов. Однако по мере взросления детей в большей степени начинают привлекать внимание потребности и цели. То, чему уделяется внимание в конкретной ситуации, определяется требованиями вкусов, а также целями и стратегиями, которые ребенок привносит в ситуацию.
Внимание: выбор воспринимаемых объектов
Когда тема нам интересна, часто кажется, что внимание — это то, что является аффектом. На самом деле внимание — это очень многоуровневый процесс, на который влияет подача, тип представляемой информации и сложность восприятия. Самым сложным аспектом внимания для детей является способность к управлению вниманием.
Контроль внимания
Очень маленькие дети могут удерживать свое внимание только в течение коротких периодов времени, но эта способность увеличивается по мере развития. В возрасте от 1 до 3 лет у детей наблюдается неуклонное увеличение промежутков времени, которое они уделяют предметам, например игрушкам. (Ruff & Lawson, 1990). Годовалые дети занимаются игрушкой всего 3,5 секунды. К 3,5 годам дети тратят более 8 секунд на одну игрушку. Ни один учитель или родитель не ожидает, что ребенок дошкольного возраста будет проявлять настойчивость в играх или целенаправленных действиях, которые характерны для детей старшего возраста. Даже при просмотре телевизора маленькие дети легче отвлекаются, чем дети старшего возраста и взрослые. При просмотре телевизора двух- и трехлетние дети часто разговаривают, играют с игрушками и бродят по комнате (Anderson, Lorch, Field, Collins, & Nathan, 1986). Дети постарше меньше отвлекаются и проводят больше времени, уделяя внимание телепрограмме. Однако, когда у маленьких детей (3-5 лет) внимание полностью поглощено телевизионной программой, они с меньшей вероятностью будут обращать внимание на внешний аудиовизуальный ряд (Anderson, Choi, & Lorch, 1987).
На внимание детей влияет тип воспринимаемой информации. Дети с большей вероятностью будут смотреть программы, соответствующие их интеллектуальному уровню (Anderson, Lorch, Field, & Sanders, 1981). Слишком сложные программы для них малоинтересны. Дети также очень чувствительны к важности представляемой информации. Когда 4-6-ти летних детей спрашивали о том, что они увидели, дети чаще вспоминали важные факты из программы (Lorch, Bellack, & Augsbach, 1987). Кроме того, детей младше 6-ти лет больше интересует визуальное содержание программ, чем аудиоконтент (Hayes, Chemelski, & Bernbaum, 1981). Таким образом, при просмотре «Улицы Сезам» их скорее заинтересует забавная внешность Большой Птицы, ее большие ноги, неловкие движения и кривое выражение лица, чем то, что он говорит.
Адаптивность
В обучающей ситуации недостаточно просто обратить внимание ребенка на задание. Очень важно, чтобы он мог сосредоточиться на важных аспектах задания и игнорировать несущественные. По мере взросления дети становятся способны избирательно уделять внимание важнейшим аспектам ситуации. Например, Миллер и Висс (1981) предложили 7-ми, 10-ти и 13-ти летним детям случайное учебное задание. В нем было предложено запомнить местонахождение нескольких маленьких животных, каждое из которых было спрятано под индивидуальным тканевым чехлом. Когда детям показали каждое из спрятанных животных, они также увидели разные предметы домашнего обихода, выше или ниже животного. Цель этой задачи — запомнить местоположение целевого объекта (животного), отклоняя при этом нерелевантный объект (предмет обихода). При проверке памяти касаемо местонахождения животных, старшие дети показали себя намного лучше, чем младшие. Напротив, когда проверялось запоминание детьми нерелевантных объектов, была обнаружена противоположная картина. Младшие дети часто вспоминали, где спрятаны предметы домашнего обихода, в отличие от детей старшего возраста. При этом младшие дети запомнили о местонахождении предметов домашнего обихода не меньше, чем о местонахождении животных. Аналогичная методика также использовалась для оценки способности детей к вниманию на изображениях, содержащих релевантную и нерелевантную информацию (Day, 1975; Hagen & Hale, 1973), а также при прослушивании информации, поступающей через любое ухо (Cherry, 1981; Maccoby, 1967, 1969). Маленькие дети в этих задачах не смогли отфильтровать несущественные аспекты ситуации. Вместо этого они, обращали внимание как на относящуюся к делу, так и на несущественную информацию.
Исследования также показывают, что дети старшего возраста более гибки, чем дети младшего возраста, в изменении своего внимания в соответствии с требованиями задания (Hale & Taweel, 1974; Pick & Frankel, 1974). Например, детям показывали изображения собак и кошек и просили запомнить цвет и количество пятен у собак, а у кошек — только цвет. Дети более старшего возраста показали лучшие результаты. Они запомнили цвет и пятна у собак, а у кошек — только цвет. Дети младшего возраста, в основном, запомнили или обе особенности у кошек или забыли количество пятен на собаках. Дети старшего возраста лучше способны расширять или сужать свой фокус внимания, эффективный при выполнении всех задач. Такая приспособляемость весьма полезна. Умение использовать различные стратегии для разных задач является эффективным навыком в обучении.
Общая картина результатов этих исследований заключается в том, что обработка релевантной информации увеличивается во время обучения в младших и средних классах школы. При этом обработка нерелевантной информации остается постоянной или увеличивается до 11 или 12 лет, а затем уменьшается. Это говорит о том, что старшие дети уделяют больше внимания соответствующим материалам, чем младшие. Такой взгляд на развивающуюся направленность внимания детей хорошо согласуется с прогнозами, основанными на взгляде на развитие, связанном с обработкой информации. При подходе к обработке информации развитие обусловлено повышенной эффективностью когнитивных способностей обработки ребенка. Повышение способности уделять внимание соответствующим аспектам ситуации — лишь один из примеров одного из когнитивных процессов, предлагаемых этим подходом. Все это напрямую влияет на способность ребенка взаимодействовать со своим окружением.
Планирование
Одним из наиболее ярких изменений в стратегиях внимания ребенка является разработка более организованных планов и систематических стратегий сбора и фильтрации информации, относящейся к решению проблем. Представьте, что перед вами чертежи двух домов. В каждом доме по шесть окон. Ваша задача — определить, идентичны ли два дома. Как вы можете подойти к этой проблеме? Наверное, вы бы сравнили шесть пар соответствующих окон в доме по одной паре за раз, пока вы не найдете пару, которая не подходит. Если все окна совпадают, можно сделать вывод, что дома идентичны. В раннем классическом исследовании Вурпиллот (1968) давал эту задачу маленьким детям. Результаты показали, что чем младше ребенок, тем менее систематично он сравнивает стимулы. Он с большей вероятностью вынесет суждение, основываясь на неадекватных или неполных выборках информации, чем ребенок более старшего возраста. Маленький ребенок не может применить систематический план для извлечения информации, необходимой для проведения значимого сравнения.
СМОТРЮ, НО НЕ ВИЖУ. Классическое исследование стратегий визуального сканирования предметов у детей
Многие ситуации решения проблем требуют от ребенка систематического сравнения двух наборов стимулов, чтобы определить, идентичны они или нет. Исследования Элейн Вурпиллот за движением глаз детей при выполнении задач показали, что развитие происходит в систематичности их стратегий сканирования.
Вурпиллот показывала детям пары домов и просила ответить, идентичны они или нет. Половина домов были одинаковы. Другая половина отличалась тем, что отображала различные предметы в одном, трех или пяти из шести окон. Например, верхняя пара окон идентична, но нижняя пара отличается тем, что дом слева имеет клетку для птиц в верхнем правом окне, а в правом доме — растения в этом окне. Вурпиллот засняла движения глаз детей (движения, фокус, остановку), когда они сравнивали дома. Этот анализ показал, что дети младшего возраста склонны бессистемно сравнивать дома. Они случайным образом смотрели в несколько окон, а затем отвечали (часто неправильно), что дома похожи или разные. Например, они не смотрели в окна, которые отличают два дома и говорили, что дома идентичны. Дети постарше использовали более логичный подход, сравнивая каждую пару окон, пока не обнаруживали разницу.
Эти результаты показывают, что в возрасте от 4 до 9 лет дети вырабатывают гораздо более организованные и систематические стратегии обработки визуальной информации.
Источник: Вурпиллот Э. (1968). Разработка стратегий сканирования и их связь с визуальной дифференциацией. Журнал экспериментальной детской психологии, 6, 632-650.
Следует ли из этого исследования, что маленький ребенок не может спланировать эффективную стратегию внимания? Дальнейшие исследования Миллера и Вайса (1981) показывают, что это не так. Они изменили задачу случайного обучения, описанную ранее, чтобы включить информацию, имеющую отношение к местонахождению животных или предметов домашнего обихода. (Животные были спрятаны за изображениями клеток, а приборы — за изображениями домов.) 7-ми и 10-ти летние дети постоянно заглядывали под клетки, когда им говорили, что в тестировании будут участвовать изображения животных. Но когда им сказали, что в тестировании будут участвовать предметы домашнего обихода дети начали заглядывать за дома. Дальнейшие исследования показали, что при добавлении дополнительных сигналов (например, истории, объединяющей всех изображенных животных) дети в возрасте 6-ти лет показали хорошие результаты (Woody-Ramsey & Miller, 1988). Таким образом, оказывается, что маленькие дети могут использовать стратегию, чтобы сосредоточить свое внимание на соответствующих аспектах окружающей среды, когда эта стратегия проста и легкодоступна (DeMane Dreblow & Miller, 1988).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как вырастить умного ребенка, как помочь ребенку учится, невнимательный ребенок, внимание ребенка раннего возраста, внимание ребенка, психическое развитие ребенка, как развить внимание ребенка, почему ребенок невнимательный, теория Пиаже.
Из статьи я узнала, что восприятие у детей предполагает способность к вниманию. Что является логичным, потому что когда мне что-то интересно и я за этим наблюдаю, а точнее воспринимаю, то автоматически мое внимание направлено на предмет, который меня интересует. В развитии восприятия я познакомилась с теорией дифференциации Элеоноры Гибсон, которая предполагает, что ввод сенсорных объектов является богатым источником информации для детского восприятия, а инварианты являются отношениями высшего порядка,а также описывают объекты и отношения. Оказывается, внимание — это процесс, на который влияет подача, тип представляемой информации и сложность восприятия. Интересно, что при таком раскладе, дети с большей вероятностью будут смотреть программы, соответствующие их интеллектуальному уровню. Но дети старшего возраста более способны расширять или сужать свой фокус внимания, эффективный при выполнении всех задач. В заключении сделан вывод, что маленькие дети могут использовать стратегию, чтобы сосредоточить своё внимание на соответствующих аспектах окружающей среды, когда эта стратегия проста и легкодоступна. Получается, что от своих детей мне не нужно требовать быстрого развития и чем проще я буду преподносить им информацию и больше играть в простые игры с ними, тем больше внимания они будут отдавать этому делу. Спасибо за статью.
Из прочитанного я узнала о взаимосвязи процессов внимания и восприятия от возраста ребенка и заданных условий. Я познакомилась с теориями развития восприятия: теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Э.Гибсон. Также узнала о существовании инвариантов — неизменных характеристик объектов. Развитие восприятия ребенка происходит постепенно, зависит от приобретенного опыта и развития других важных способностей в процессе взросления.
Интересно было узнать, как происходит развитие управления своим вниманием у детей разного возраста. Кстати, я считаю, что родители, не знающие особенности развития ребенка в общем, и в частности его внимания, как раз могут иметь ошибочные ожидания и завышенные требования относительно своего ребенка. Так родители будут недовольны тем, что ребенок дошкольного возраста неусидчив и не достигает цели в игре/задании и будут неудовлетворены своей ролью, а у ребенка в итоге могут появиться комплексы. Поэтому, знание развития когнитивных процессов у детей важны не только для специалистов, но и для родителей.
Также я узнала, что на внимание детей влияет их заинтересованность, подача информации и её тип. В ходе исследований выяснилось, что дети младшего возраста не способны систематизировать информацию и удерживать фокус внимания на конкретном задании в отличие от детей старшего возраста. Но при этом, дети в возрасте 6 лет могут успешно использовать простые стратегии. То есть, если ребенок не справляется с какой-либо задачей, родителям необходимо прежде всего подумать о его возрастных способностях и их соответствии поставленной задаче. Спасибо за публикацию.
Спасибо за статью. Интересное исследование детского внимания, когда дети младшего возраста и старшего запоминали игрушки животных. Я предполагаю. Что у старших и усилчиаость больше и задания они лучше запоминают. Отличный пример того, как ученик отвлекаться на уроке. Что говорить про детей, если во время лекции стоит мне задуматься о своих проблемах, так тут же теряю смысл того что говорят. Вот интересно, если ребенок во время занятий постоянно отвлекатся, как ему помочь. Я предполагаю, что надо его постепенно ставить в рамки и в правила какие есть. Допустим. Сначала поставить таймер на 20 минут и оставить выполнять задачу. А потом постепенно время сокращать, возможно так он научится не отвлекаться от поставленной задачи.
Эта статья дала мне информацию о том, как важно работать над развитием внимания у детей. А также над тем, чтобы эффективно использовать информацию, полученную от использования внимания. Интересны понятия способности восприятия ребёнка и его стратегия внимания. В этой теме существует две интересные теории:
Теория обогащения Пиаже — теория обогащения информацией, то есть ребёнок постепенно накапливает информацию об объекте с целью получения комплексной картинки.
Вторая теория — это теория дифференциации Гибсон. Она об использовании сенсорной информации для получения образного представления об объекте. В этой теории основным термином являются инварианты — это особенности и характеристики объектов и отношений между ними ,которые не меняются в разных условиях. Инварианты отношения высшего порядка. Как показывают исследования, дети более младшего возраста имеют более низкие способности к концентрации на предмете и более высокие способности концентрации на окружающей среде и контексте. Часто дети младшего возраста смотрят, но не видят. Так как способность к концентрации ещё не развита. Но и это исправимо, главное подбирать соответствующие возрасту задания. Например, в среднем возрасте дети уже намного проще концентруют внимание и более продуктивно используют информацию от наблюдений. От изобретательности взрослых зависит очень много в развитии ребёнка. И именно на взрослом ответственность за гармоничную жизнь детей. Опять же важно образовывать взрослых и обучать правильному влиянию на подрамтающее поколение.
Спасибо за статью. Я вспомнила, что существует японская система обучения детей, где до 6 или 7 класса с ними играют, показывают им какое внутри дерево, как режется хлеб, как смешивают химические элементы, как поет птица, как ведет себя животное и т.д. Детям на практике показывают, как устроен мир и как за них наблюдать, показывают как подают листья и почему небо синее, а после 7 класса жестко начинают обучать цифрам, буквам, алгоритмам, чтобы показать, как то, что они видели выглядит на бумаге. У таких детей очень развито воображение, высокая способность к усваиванию информации, большой интерес к обучению. Получается, что к возрасту 13 лет у детей развита концентрация внимания, определены стратегии наблюдения, прошел период, когда им интересно играться и они эффективно осваивают программу 1-9 класса за 7-9 классы. Мне нравится эта методика и я бы хотела ее освоить, чтобы показать детям, какой мир интересный и как он устроен, чтобы развить в них любовь к знаниям и интерес к жизни
Добрый день. Спасибо за статью. У меня у мальчишки проблема с внимание он может перескакивать с одного дела на другое. Как должно быть по нормам я понятия не имею, но то что он может снять одну штанину и начать листать книгу это явно не нормально. Так и в школе когда фокус на учителя он прекрасно справляется, когда фокус смещен на соседа всё полная беда ни чего ни улавливает задания не слышит. Сегодня было задание в школе посмотреть новости и рассказать что запомнилось больше всего. Когда я начал спрашивать, мальчишка восьми лет ответил что запомнилось крушение самолета, но ни где это произошло ни когда ответить не смог и вообще оказалось что говорили в новостях о открытие курорта с Египтом. Так что описанные в данной статье вещи я встречаю повседневно, но теперь более четко знаю как это происходит. Хочу узнать как развивать контроль внимание, адаптивность и планирование.
Спасибо за статью. Прочитав статью мне встретились два новый понятия релевантная информация и инвариантная система. Релевантная информация — это соответствие результата ожиданиям.Инвариантная система обозначает нечто неизменяемое. Из статьи узнала о теории обогащения Пиаже, Эта теория предполагает, что каждый раз, когда ребенок воспринимает объект,узнает о нем что то новое. Т.е идет некий опыт накопления. Когда тема нам интересна, часто кажется, что внимание — это то, что является аффектом. Вторая теория — это теория дифференциации Гибсон. Она об использовании сенсорной информации для получения образного представления об объекте. В этой теории основным термином являются инварианты. А Инвариантная система как я писала ранее это нечто неизменное.
Из статьи узнал, что восприятие предполагает способность к вниманию, а внимание было бы бессмысленным, если бы человек не мог почерпнуть знания из того, что он наблюдает. «Ну какой мне смысл наблюдать, если я ничего не понимаю?»
Пример: у нас в ребцентре «наблюдателями» называют тех, кто как раз и невнимателен, т.к. воспринимает это место как плен. Таких людей называют на местном диалекте «пленные румыны». Соответственно знаний на первых порах нет. Всё происходит со временем. По теории обогащения Пиаже, зависимый узнаёт всё больше о своей проблеме, а кто-то так и остаётся в «заложниках». По мере взросления зависимого, растёт и интерес к тому, что было неинтересно, т.е. к самому себе, понять как я тут оказался, решить проблему и идти дальше. Также человек обращает меньше внимания на «судьбу», т.е. тогда, когда человек не тратит время зря на свои негативные реакции: обиды, ревности, ущербности и т.д. А сосредоточен на своём росте и тех задач, которые продуктивно сказываются на моей жизни, благодаря которым я получаю дивиденды. Кто постарше понимают, ждать мне не от кого и вместо того, чтобы кому-то доказывать, начинают проводить здравые аргументы. Моя идея такова: сосредоточить своё внимание на том, кто я? Где я? Что мне нужно сделать, чтобы стать наблюдателем без кавычек?
Из статьи я узнала, что восприятие у детей может быть одинаковым, но вот внимание может быть сосредоточено на разных аспектах окружающей среды. Например, группа детей, которая находится в одной и той же ситуации, не обязательно получает одинаковое количество информации. На мой взгляд это нормально. Я всегда воспринимаю то, что мне интересно. Например, мне было интересно на уроке географии изучать континенты и страны, я воспринимала всю информацию, которую нам с особой занимательностью и легкостью доводил учитель и делать это мне было легко. Я до сих пор могу ответить где, что находиться. Однако некоторые из моих одноклассников так и не смогли воспринять информацию и запомнить хоть что – то, так как было совершенно не интересно. Получается, что внимание — это процесс, на который влияет подача представляемой информации и сложность восприятия. Существует две основные теории того, как опыт влияет на обучение и развитие восприятия: обогащения Пиаже и дифференциации Элеоноры Гибсон. Из статьи нового узнала про теория дифференциации Э. Гибсон. Она об использовании сенсорной информации для получения образного представления об объекте. Благодаря опыту ребенок учится все более тонко различать предметы и события и обращать внимание на особенности предметов. Эти особенности называются инвариантами, то есть характеристиками объектов и отношений между ними, которые не меняются при различных условиях. Вывод я делаю следующий, дети с большей вероятностью будут впитывать информацию соответствующие их интеллектуальному уровню. Но чем ребенок становиться старше, тем появляется больше способностей расширять или сужать фокус внимания.
Интересно было погрузиться в детство,вспомнить как это было на самом деле.Именно тогда когда в школе внимательно слушал,записывал и с выражением читал текст восприятие и информация заходила на ура.Когда же ка в том мультике и так сойдет,смотрел в окно или играл с соседом по парте в морской бой меня мало волновало что вещает учитель,мало того я еще втягивал в этот процесс других))Если учитель отрывал нас от этого фразой вы что там делаете,то автоматом это был враг номер один.То есть в тот момент я ничего стоящего не узнавал и не воспринимал.Про кошек отдельная тема,вначале это было для меня непонятное существо.Я задавал много вопросов взрослым почему она рыжая,а не белая.Пробовал разные виды мучения этих созданий с целью определиться что ей нравится,что нет.Однажды схватив ее за хвост я получил урок на всю жизнь и мое восприятие заметно улучшилось.Метод исследования я применял всю жизнь.Интересно было в детстве сказки читать-это я про внимание.Как будто окунался в тот мир волшебства и не хотел возвращаться.Именно там в Волшебнике Изумрудного Города было сосредоточено все внимание и воображение рисовала разные картины.К вопросу адаптации.В школе это было делать намного проще.Сейчас такое чувство что я деревянный.Не то что адаптироваться,сосредотачиваться на чем то одном трудно и применяю шаблонные механизмы,нет гибкости.Применение планирования как написано облегчает задачу,легче сосредотачиваться и идти по плану.Напоминает расписание в школе,перенесенное в жизнь.
Из статьи узнала как меняются способности детей, которые они используют для решения повседневных задач. Развитие способностей восприятия ребенка и его стратегий внимания — тесно связанные между собой процессы. Познакомилась с двумя основными теориями того, как опыт влияет на обучение и развитие восприятия. Это теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Элеоноры Гибсон.
Способность к управлению вниманием является самым сложным аспектом внимания для детей. Очень хорошо помню свою маленькую дочь, как быстро она переключалась с одной деятельности на другую. По мере взросления на чем-то одном, например, на книге, уже могла быть сосредоточена в течение более продолжительного времени. При обучении очень важно обратить внимание ребенка на важные аспекты задания, чтобы он мог игнорировать несущественные.
Благодарю за статью.
Интересно, что восприятие и внимание ребенка зависит от того, какое значение имеет для него предмет. Выходит, чтобы обратить внимание ребенка на определенный объект, нужно сделать его значимым для ребенка, он должен понять, для чего ему это нужно.
Например, я в школе училась, чтобы мама не ругалась. В итоге — оценки у меня 4-5, а знаний мало. Если бы я выстроила логическую цепочку, для чего мне нужно получить знания, уверена, что результат был бы другой. Помню, училась у нас в классе девочка Люба, училась на 3-4, умом не отличалась. Но с 9-го класса она стала сильно увлекаться биологией и химией, в итоге оценки и знания по этим предметам у неё стали лучше, чем у отличниц в нашем классе. Потом выяснилось, что она хотела поступать в медицинский. Была цель — поэтому и результат соответствующий.
Важно, что внимание детей формируется постепенно. Годовалые дети могут удерживать внимание всего 3,5 секунды. С возрастом промежуток времени всё больше увеличивается. Нельзя требовать от детей внимания не по возрасту. Также интересно, что в разном возрасте по-разному распределяется направленность внимания. То есть младшие дети в некоторых вопросах могут быть более внимательны, чем старшие. Я часто это вижу на примере своей 6-летней дочки. Она внимательна к мелочам на картинках или на улице, в квартире. Часто бывает, когда она лучше знает, где находится в попыхах брошенный мной предмет, например, шапка, хотя сама к ней отношения никакого не имеет.
Интересно, что у старших детей формируется способность расширять или сужать свой фокус внимания, эффективный при выполнении задач.
Из статьи я также узнала, что в возрасте от 4 до 9 лет дети начинают вырабатывать организованные и систематические стратегии обработки визуальной информации. До 4-х лет они действуют наугад.
Из статьи узнала,что дети используют для получения личного опыта свои умственные способности, которые меняются и увеличиваются в процессе их развития. Узнала,что получение информации из окружающей среды ,то есть восприятие может быть одинаковым у детей, но их внимание бывает разным,так как, сосредоточено на разных аспектах .Восприятие взглядов, звуков, запахов, прикосновений зависят от ситуации в которой находится ребёнок. Что в данный момент для него имеет значение,то есть привлекает внимание,то он и воспримет. Восприятие тесно связано с вниманием ,потому что через внимание ребенок может получить опыт из того,что он наблюдает.
Из статьи так же узнала,о теории дифференциации Элеоноры Гибсон. Согласна,что информация из окружающего мира, то есть, сенсорная информация не нуждается в обогащении,так как не имеет пределов.
Задача ребенка состоит в том, чтобы постепенно научиться наблюдая, обращать внимание, идентифицировать и различать характеристики (инварианты) объектов из огромного потока сенсорной информации,которые не меняются при различных условиях.Так же узнала,что внимание — это очень многоуровневый процесс, на который влияет подача, тип представляемой информации и сложность восприятия. Самым сложным аспектом для детей является способность к управлению вниманием.С возрастом эта способность увеличивается.
Благодарю за интересную статью! Я всегда начинаю свой комментарий с фразы благодарности, потому что каждая статья мне действительно кажется интересной. Я черпаю для себя новые знания, что-то анализирую, пополняю словарный запас.
В этой статье я прочитала о когнитивных процессах у детей. Моему сыну почти два года, на его примере я вижу, как меняется промежуток времени, когда он уделяет внимание, концентрируется на чем-то. Если раньше это были секунды, то сейчас он может играться с машинками или строить что-то из конструктора на протяжении 10-20 минут. Хотя, конечно, бывает он переключается. Надолго его занять не получится, конечно, но промежуток времени, когда он включен во что-то, постепенно увеличивается.
Интересно, про то, как дети искали различия в домах. Сравнивали. Результаты показали, что дети постарше, в возрасте от 4 до 9 лет, способны создавать более организованные и систематические стратегии обработки визуальной информации. Но выяснилась также, что и дети младшего возраста способны планировать, но только более простые и доступные для их восприятия вещи.
Благодаря статье узнал, что исследования, проведенные учеными унижают маленьких и возвышают тех, кто по-старше) Дети более старшего возраста более адаптивны, более развита гибкость внимания, более концентрированны, но могло ли быть по-другому? Восприятие, а следовательно и внимание видоизменяется с годами, прогрессирует, но в конце статью стало понятно, что маленькие дети способны следовать определенной стратегией и вполне успешно управлять вниманием. Интересной была мысль, связанная с тем, что эффекты от взглядов, звуков, запахов, прикосновений и ощущения движения буду зависеть от того, на что направлено внимание ребенка. Процесс наблюдения — процесс познания, в котором ребенок развивается. Благодаря статье познай ломился с теориями дифференциации Элеоноры Гибсон и обогащения Пиаже.
Прочитав статью я узнал, что информация которую получают и усваивают дети из различных ситуаций, напрямую зависит от развития его способностей восприятия и от его стратегии внимания. Эти два процесса тесно связаны между собой. Как я думаю, что такой подход к усвоению и восприятию информации работает нетолько у детей, но и у взрослых. В школе нас ещё учили, что кто сидит смотрит в окно на уроке, то-есть считает ворон, тот плохо учится. Всё просто и легко внимание и восприятие направлены в окно, на ворон. Кто слушает и смотрит на учителя, соответственно получит и усвоит информации больше, чем те ребята с воронами, летающими в облаках, мечтателями и фантазёрами. У взрослых тот-же механизм, но есть одно преимущество перед детьми — это осознанность. Поняв, что необходимо для получения и освоения информации, а это способность восприятия и внимание — сосредотачиваться на этом.
Я например во время игры в футбол, часто повторяю про себя такие фразы: щас забью, гол придёт, я внимателен, я сконцентрирован, я сосредоточен и успех приходит. Такой подход я практикую и в рабочие моменты. Всё работает. Нужно просто осознанно думать о том, что ты хочешь. Я внимателен, я спокоен и так далее.
Спасибо.
Спасибо за статью. Из статьи я поняла, внимание детей сосредоточенность и умение концентрироваться на каком то предмете разная в определенных возрастных промежутках. Что маленькие дети хуже сосредотачиваются и могут поверхностно заниматься несколькими вещами смотреть мультфильмы и бегать по комнате. И их не увлекает параллельный визуальный ряд. В то время как дети более старшего возраста лучше умеют концентрировать внимание и справляться с задачами более точно. Однако, было замечено. что с самого раннего возраста можно проследить то с помощью чего ребенок усваивает информацию. Какие органы чувств более активны то и преобладает в поведение, то и использует в основном ребенок для усвоения информации. И эта особенность так и сохраняется и во взрослой жизни.
Благодаря статья я узнал, что возраст ребенка связан с его способностями к адаптации к внешней среде. Так же, я узнал о теории развития внимания от Пиаже и Элеоноры Гибсон. Различия в которых заключаются в специфических формах восприятия. Каждый организм имеет стадии развития, и ничего удивительного, что в момент рождения мы беспомощны, лишь с течением времени все лучше адаптируясь и приспосабливаясь к окружающей действительности. В статье увидел стратегию развития внимания у ребенка. Как от простых форм восприятия, оно трансформируется в более сложную функцию включающую в себя множество элементов в том числе и когнитивных. Спасибо за достаточно полную и интересную статью.
Спасибо за статью. Пока её читала, вспоминала себя в детстве. Действительно, был период, когда были проблемы с фокусом внимания, то есть найти предмет. Смотрела на него и не видела. Кстати сейчас подобное иногда тоже происходит. До прочтения статьи я всегда думала, что ребёнок обогащается информацией, то есть со временем узнаёт о предмете больше и больше, как в теории Пиаже. Но теория дифференциаций Гибсон выглядит более правдоподобно и цельно. Уже есть некая система, а задача состоит в том, чтобы обращать внимание и различать по уникальным признакам.
С этим знанием, я теперь понимаю, почему дети так быстро переключаются с одного на другое, и долго удерживать их внимание на чём-то одном невозможно. Кстати не думала, что игрушка интересует маленького ребёнка всего несколько секунд.
Значит можно особо не тратиться на них.
Когда читала статью, вспоминала развитие своих детей по возрасту. Да, когда маленький ребёнок, то его внимание фокусируется на предметах по несколько минут. По мере взросления, они начинают удерживать внимание на более длительный период времени. Ещё на чем заострила внимание, это что в группе дети по разному воспринимают информацию, и по разному сосредоточены. Если ребёнок слушает учителя, и сфокусирован на предмете, то он будет воспринимать информацию. У меня младший сын очен рассредоточен на уроках. Ему интересно все, шёпот соседей по парте, муха на окне, кроме учителя и его информации. Но когда ему интересен предмет, то он будет сидеть настолько внимательным, что танк рядом проедет он даже не обернётся
Как я поняла из статьи, что развиваясь ребёнок постоянно сталкивается с решением когнитивных детских задач. Оказывается, есть зависимость от внимания в восприятии одинаковой информации разными детьми. Так, что внимание ребёнка важно сконцентрировать на информации, что бы он правильно и в полном объёме ее воспринял. На мой взгляд Теория обогащения Пиаже поясняет ступени развития ребёнка, как получает знания ребёнок из наблюдения за предметами. Развите ребёнка предполагает изучение не только сенсорной информации, но и обращения внимания на потребности и цели и увеличивается время на внимание к предметам. Понятно, что такая эволюция развития происходит с взрослением ребёнка.Так же с взрослением у ребёнка увеличивается способность при восприятии информации отсевать не существенную. После прочтения статьи можно осознанно понять стадии своего взросления, а вдруг оно в какой-то стадии затормозилось. Понять и исправить.
Спасибо за статью, она оказалась очень доступной и занимательной. Было очень интересно узнать, что группа детей, которая находится в одной и той же ситуации и подвергается одной и той же сенсорной стимуляции, необязательно получает одинаковое колличество информации. Количество этой информации будет зависить от того, на какие аспекты ситуации обращают внимание дети, а так же от их стратегий внимания.
Существует две основные тегрии, того как опыт влияет на обучение: теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Элионоры Гипсон.
Внимание — это очень сложный процесс, о самом сложном аспектом внимания у детей является способность к управлению вниманием. Маленькие дети могут удерживать своё внимание только в течение коротких периодов времени, но эта способность увеличивается по мере развития ребёнка. Взрослея дети становятся способными избирательно уделять внимание важнейшим аспектам ситуации. Исследования так же показывают, что дети старшего возраста более гибки, чем дети младшего возраста в изменении своего внимания в соответствии с требованиями задания. Дети старшего возраста лучше способны изменять свой фокус внимания, эффективны при выполнении всех задач. Так же одним из наиболее ярких изменений в стратегиях внимания ребёнка является разработка более организованных планов и систематических стратегий сбора и фильтраций информации, относящихся к решению проблем. Старшие дети вполне успешно применяют стратегии сбора и фильтрации информации, но и маленькие дети, как оказалось, способны использовать стратегию, когда она она проста и легко доступна.
Из статьи я узнал о теории обогащения Пиаже и теории дифференциации Элеоноры Гибсон. Узнал о роли внимания в процессе восприятия. Интересно было узнать, как происходит развитие управления вниманием у детей разного возраста. Проблема управления вниманием актуальна для меня и сейчас. Я стал замечать, что часто мне бывает сложно сосредоточить внимание во время работы. Множество отвлекающих факторов делает эту задачу ещё более сложной. Слишком много отвлекающих источников информации: почта, звонки, сообщения в месенджерах, в различных сервисах, посторонние звуки, коллеги по работе. Я сделал большой шаг в решение этой проблемы отключив все звуковые оповещения на смартфоне. Даже смс у меня приходит без звука и какого-либо оповещения. Пришло и тихо себе лежит во входящих. Но иногда моих ресурсов не хватает, чтобы сфокусировать внимание и приходится блокировать органы восприятия лишней информации. Например, я надеваю наушники даже без музыки, чтобы избавиться от лишнего шума.
Благодарю за статью, этот материал дал мне новую информацию о моментах развития детей, а именно о развития внимания, восприятия, способностях к планированию. Читая данную статью, я вспомнила о том, что восприятие — это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Например, ребенку предъявили морскую звезду. Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха морской обитательницы), а также их интеграция и объединение.
Благодарю за статью. Из прочитанного я узнала о взаимосвязи процессов внимания и восприятия от возраста ребенка и заданных условий. Я познакомилась с теориями развития восприятия: теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Э.Гибсон. Также узнала о существовании инвариантов — неизменных характеристик объектов. Развитие восприятия ребенка происходит постепенно, зависит от приобретенного опыта и развития других важных способностей в процессе взросления. Внимание — это очень сложный процесс, о самом сложном аспектом внимания у детей является способность к управлению вниманием. Самым сложным аспектом для детей является способность к управлению вниманием. С возрастом эта способность увеличивается.
В данной статье рассмотрены механизмы процесса когнитивного развития детей. Дети, которые находятся в одной и той же ситуации, получают разное количество информации. Существуют две основные теории развития восприятия. Теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Элеоноры Гибсон. По мере взросления ребенка все больше играют роль потребности и цели, а так же развиваются стратегии. Для ребенка самым сложным является процесс управления вниманием. Дети более старшего возраста с этим справляются лучше, а так же подключают механизмы планирования. Из статьи становится понятно, что все что тренируется — развивается. Если подходить осознанно к обучению ребенка, то можно достичь очень высоких результатов. Ну и как обычно, все развивать от простого к сложному. Чем большим дидактическим инструментарием обладает педагог, тем более качественно он сможет сформировать навыки и умения ребенка. Большая ответственность лежит и на родителях, но они, зачастую, некомпетентны в воспитании.
Из статьи узнала, что при одинаковых условиях восприятия и получения информации из окружающей среды, имеет значение то, на что направлено внимание в конкретный момент времени. Это мне напомнило правило «Здесь и сейчас.». Куда внимание, туда и энергия, фокусировка. Интересно было узнать о двух теориях развития восприятия — теория обогащения Пиаже, согласно которой информация об объекте воспринимается постепенно, поэтапно обогащаясь и теория дифференциации Элеоноры Гибсон, согласно которой именно через опыт ребенок учится, развивает способность все более тонко различать предметы и события, обращая при этом внимание на особенности предметов или инварианты, то есть такие характеристики объектов и отношений между ними, которые не меняются при различных условиях.Интересным показалась информация о развитии внимания у детей.Отозвалось то, что тогда, когда дети сконцентрировали свое внимание на какой-либо информации — игре или ТВ программе, они полностью ее поглощены, и это нормально. Так как бытует мнение родителей о том, что «ребенок меня не слышит, приходится сто раз говорить». Спасибо за статью!
Благодаря статье, я узнала об изменении внимания и восприятии в целом. Что в одинаковых условиях получения информации восприятие и внимание будут направлены по-разному, т.е. восприятие информации будет зависеть от того, куда направлено внимание. Для меня новым узнать, что восприятие ребёнка, да и в целом наверное человека, зависит от уровня его интеллектуального развития. Да наверное это и логично, что когда я чего-то не могу понять для меня эта информация становится неинтересной, так как я не могу ее как-то структурировать и систематизировать, поэтому мое внимание а этот момент переключается на что-то другое. Поэтому я считаю, что очень важно , чтобы дети получали информацию своевременно в соотвествии со своими интеллектуальными способностями, чтобы она была им интересна для восприятия и понимания.
Из статьи я узнал о двух основных теориях развития восприятия. Первая — это теория обогащения. Т.е. когда существующий образ дополняется новыми характеристиками. Вторая — теория дифференциации. Т.е. одинаковое восприятие неизменных свойств объекта в разных условиях. Из статьи я узнал, как у маленьких детей по мере взросления растет контроль, адаптивность внимания и планирование при сборе информации. Важным для меня стало упоминание того, что разные дети обращают внимание на разные стимулы. Мы уже рассматривали такие отличия в животном мире. Теперь это внутривидовые различия. Я подумал, что это вызвано различиями среды, в которой каждый из детей находится вне школы. Возможно, и физиология имеет значение. В любом случае, я для себя понял, что при общении с детьми нужно учитывать, что они еще учатся управлять вниманием. А так как это процесс обучения, его можно корректировать и дополнять.
Благодаря данной статье я вспомнил свои школьные годы и вспомнил про восприятие информации. Многое в классе зависит от учителя, от его способности преподавать материал. Так же конечно многое зависело и от самого предмета, насколько интересный он был или нет. Помню, что информация хорошо усваивалась в голове, когда это были предметы типа биологии, физики, химии. В то время как точные науки совсем не залезали в голову и вот в этот момент, мозг переключался с учителя на посторонние звуки. Как будто он делал это специально, слышал все переговоры учеников, каждый шёпот, как бы предлагая поучаствовать в тайной беседе. Еще узнал о таком понятии, как сенсорная информация, получаемая ребенком в процессе познавания мира и окружающих его предметов, животных, растений.
Спасибо за статью. Интересная мысль, что дети, находящиеся в одной ситуации по-разному усваивают материал в зависимости от того на чём ребёнок был сосредоточен. На развитие восприятия ребёнка существует две теории: 1. каждый раз, когда ребенок взаимодействует с объектом, он узнаёт о нём немного больше; 2. Основана на сенсорном взаимодействии с объектами. Внимание — это многоуровневый процесс, в котором самый сложный аспект — это способность к управлению вниманием, его контролю. Причём контроль внимания коррелирует с возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем в течение больших периодов времени он способен удерживать внимание. Но кроме этого, не стоит забывать, что на контроль внимания влияет и тип воспринимаемой информации. И чем более программы соответствуют интеллектуальному уровню, тем больший период времени ребёнок будет удерживать внимание.
Оказывается, что группа детей, которая находится в одной и той же ситуации и подвергается одной и той же сенсорной стимуляции, не обязательно получает одинаковое количество информации из-за того, что внимание детей приковывают разные предметы. Поэтому для себя делаю вывод, что нужно учитывать при общении с ребенком, на что он в данный момент обращает внимание. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию, когда что-то говоришь ребенку, думаешь, что он слышит, а на самом деле он увлечен чем-то другим.У меня до сих пор эта тема висит. Когда я нахожусь в своих мыслях и мое внимание намеряно целенаправленно не переключили, то я могу отвечать на вопросы, хотя при этом не буду через секунду помнить ни одного слова и того, что я еще что-то отвечал, обещали и т.п. Так что нужно смотреть на что устремлено внимание и собеседника, и конечно ребенка.
Из статьи я узнала о двух теориях восприятия: теории обогащения и теории дифференциации. Читая о них, я вспоминала, как играют мои дети, как они ведут себя с новыми предметами и в новых местах и отмечала для себя, что обе теории они применяют на практике, несмотря на то, что теорию обогащения отследить у ребёнка сложнее.
Читая о том, что на внимание детей влияет тип информации, я вспомнила, как порой хочу увлечь детей одним мультиком на двоих. Моим детям 1 и 3 года. Сейчас моя идея посадить их перед одним мультиком нереальна — младший готов недолго посмотреть мультик, где герои медленно рассказывают о том, что мяч — это мяч, например; а старшей нравятся мультики, где быстро сменяются картинки и что-то происходит, однако полнометражные мультики ей ещё не интересны — не доросла до восприятия «сложных» сюжетов.
Интересная статья . Как обычно , понимаю , что нельзя всех под одну гребенку . Из исследований в данной статье видно , что находят в обеих условиях , дети могу воспринимать разное . И это важно в жизни . Обращать на это внимание , при контакте со своим ребёнком . Тогда можно направляете его в сторону его же интересов , способствовать развитию его способностей и так далее . Просто надо быть внимательным к своему ребёнку , обращать на него внимание . Из статьи узнала , что внимание и восприятие взаимосвязанные процессы . В принципе , логично . Так же в статье познакомилась с различными теориями на этот счёт и методами исследования и контроля . Будет полезно , когда появятся дети . Спасибо за статью .
После прочтения данной статьи я узнал более подробно о таком понятии как когнитивная память у детей , как она проявляется , как разные люди ее выражают . Меня удивило , что данное понятие пришло из прошлого и в настоящее время семимильные шагами набирает популярность в европейских странах. Познакомился с таким понятием как когнитивный рост , который напрямую связан с осознанностью и чем он выше , тем выше память самого человека. В профессиональном и личностном плане данная информация даёт понимание , что в зависимости от уровня когнитивной памяти зависит развитие человека и повлияв на неё можно сильно продвинуть себя , так и клиента. Главной идеей данной статьи считаю продвижение каждого человека в таком понятии как когнитивная память .
Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что процессы внимания и восприятия взаимосвязаны и зависят от возраста ребенка и условий его развития. Внимание — это процесс, на который влияет подача, тип представляемой информации и сложность восприятия
Я узнала о теориях развития восприятия: теория обогащения Пиаже и теория дифференциации Э.Гибсон. Теория обогащения Пиаже предполагает, что каждый раз, когда ребенок воспринимает объект, узнает о нем что то новое. Т.е идет некий опыт накопления. Когда тема нам интересна, часто кажется, что внимание — это то, что является аффектом. Вторая теория — это теория дифференциации Гибсон. Она об использовании сенсорной информации для получения образного представления об объекте. В этой теории основным термином являются инварианты.
В ходе исследований выяснилось, что дети младшего возраста не способны систематизировать информацию и удерживать фокус внимания на конкретном задании в отличие от детей старшего возраста. Но при этом, дети в возрасте 6 лет могут успешно использовать простые стратегии. То есть, если ребенок не справляется с какой-либо задачей, следует подумать о его возрастных способностях и их соответствии поставленной задаче.
Благодарю за статью про когнитивное развитие детей. Интересно было узнать, что восприятие или получение информации из окружающей среды может быть у детей одинаковым, но их внимание будет сосредоточено на разных аспектах. Эффекты взглядов, звуков, запахов и т. д. зависят от того, на какие аспекты обращает внимание сам ребенок и какое значение это имеет для него. Оказывается, существует две основные теории того, как опыт влияет на обучение и развитие восприятие. Теория обогащения Пиаже, которая говорит, что каждый раз, когда ребенок воспринимает объект, он узнает о нем намного больше. По мере опыта информация в его голове увеличивается, выстраивается в цепочки. И ему становится понятнее, что же из себя представляет той или иной объект. Ребенок перестраивает и развивает скудные сенсорные ощущения. Поскольку обогащение схем происходит для многих объектов, ребенок учится их различать. Вторая теория – теория дифференциации Элеоноры Гибсон. Она предполагает, что ввод сенсорных объектов является богатым источником информации. Главной задачей ребенка является в том, чтобы постепенно научиться обращать внимание, идентифицировать и различать важные особенности объектов и отношений из огромного количества информации, которая его окружает. Благодаря опыту ребенок учится все более тонко различать предметы и события и обращать внимание на особенности предметов. Теория Гибсон оказала большое влияние на исследования и подчеркнула важность понимания обработки восприятия и ее воздействия на внимание.
Очень маленькие дети могут удерживать свое внимание только в течение коротких периодов времени, но эта способность увеличивается по мере развития. То, сколько может концентрироваться ребёнок на каком-то определенном предмете или действии на прямую зависит от того в каком возрасте ребенок. Так как в 1 год ребенок не может заниматься игрушкой более 3,5 секунд. И это нормально для его возраста.
Если говорить про адаптивность, то очень важно то, как информационная адаптирована под возраст и с=восприятие ребенка. Согласно исследованию Миллера и Вайса выяснилось, что маленькие дети могут использовать стратегию, чтобы сосредоточить свое внимание на соответствующих аспектах окружающей среды, когда эта стратегия проста и легкодоступна.
Интересно было прочитать про когнитивные процессы у детей, про восприятие и развитие. Мне запомнилась теория Гибсона и способ постепенного запоминания отличительных особенностей животных. Мне такой пример показался соизмеримым с восприятием взрослого человека. Сначала что-то одно запоминается, потом подмечаешь особенности его характера и манеры поведения, потом уже можно видеть не только достоинства, но и недостатки. Такое восприятие может говорить, что мы все родом из детства. Есть моменты, которые кажутся логичными, но для которых тоже проводили исследования. Это я сейчас говорю на влияние возраст детей на способность удержать внимание и планирование. Получается, что маленькие дети более импульсивны в запоминании предметов и не могут выработать точной стратегии запоминания. Считаю, что у таких малышей в обозначенном поведении есть чему поучиться.
Благодарю за статью. Из статьи узнала о теории дифференциации Элеоноры Гибсон, которая гласит, что ввод сенсорных объектов является богатым источником информации для детского восприятия. Наблюдая за своим ребенком, я замечала обозначенный в статье факт, что в в маленьком возрасте ребенок может удерживать свое внимание только в течение коротких периодов времени, и эта способность действительно эта способность увеличивается по мере развития. Безусловно, чтобы максимально удерживать внимание ребенка, нужно подбирать материал по возрасту, чтобы он соответствовал возрастным возможностям. Считаю, что родителям важно знать этапы развития ребенка, важно понимать на что он способен в том или ином возрасте, как работают механизмы восприятия, чтобы избежать ошибок в научении его каким-либо навыкам и обучению в целом