Дети не только должны уметь произносить грамматически правильные предложения, но и понимать о чем идет речь. Очевидно, что понимания отдельных слов недостаточно. Дети используют самые разные типы информации, чтобы понимать предложения. Рассмотрим такую ситуацию:
Представьте, что вы слушаете разговор по шумной телефонной линии. Часть слов остается непонятой. Часто слово не может быть полностью идентифицировано на основе одного только акустического сигнала, но идентификация, как правило, проста, потому что мы слышали другие слова в предложении и можем сузить смысловой диапазон. Например, после слова «мальчик» очень вероятен глагол, а после прилагательного «красный» очень вероятно существительное. Если разговор логичный и тема нам знакома, то можно сделать более правильные прогнозы на основаниях семантики. После» мальчик» вряд ли будет идти словосочетание «прочитал нотацию», хотя грамматически это верно. (Dale, 1976, р. 189)
Могут ли дети использовать синтаксические и семантические подсказки, чтобы лучше понимать предложения? Улучшается ли способность использовать такого рода информацию с возрастом? Интвизл и Фрейшур (1974) использовали технику «шумного телефона» с детьми в возрасте от 6-ти до 9-ти лет. Дети слышали следующие предложения с наложенным шумом и должны были их построить. Поскольку шум блокировал часть предложения, чтобы заполнить пропущенные слова теститруемые должны были полагаться на свои предварительные знания о том, как обычно формируются предложения.
Логично: Медведи крадут мед из улья.
Аномально: Поезд крадет слонов вокруг дома.
Чепуха: Матери пассажиров со сбежавшего шоссе.
Осмысленное предложение было правильным с точки зрения синтаксиса и семантики и, следовательно, должно быть самым простым для слушателя. И грамматика, и значение могут служить ориентирами. Аномальное предложение не имеет особого смысла, но синтаксически правильно. Единственное руководство — грамматика, а не значение. В последнем типе предложений ни синтаксис, ни семантика не в порядке, и поэтому детям будет труднее всего их воспроизвести. Было получено подтверждение прогнозов о том, что по мере развития дети могут лучше использовать доступную синтаксическую и семантическую информацию (From Entwisle & Frasure, 1974).
Последние данные указывают на то, что даже дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет используют семантические и синтаксические подсказки для определения произносимых слов (Goodman, 1989). В задании на завершение предложения детям предлагали произносить предложения и заполняли последнее отсутствующее существительное. Не умеющие говорить малыши слушали предложения и указывали на картинки, чтобы определить последнее слово. Например, когда было представлено высказывание «Мама кормит __________», дети подставляли «ребенка». В одном задании значение последнего существительного не было слишком очевидно. То есть фактически произносимое существительное не было словом из ожидаемой категории. Например, когда детям дали предложение «Энн ведет утку» и изображения утки, грузовика, собаки и книги, дети первым делом выбирали изображение грузовика. Однако при представлении предложения «Мужчина видит утку» дети выбирали картинку с уткой. Даже когда им давали очень сложные типы предложений, дети понимали смысловые ограничения. Например, в предложении «Мальчик надел свою __________» дети выбирали слово «кофта», но в предложении «Перед сном мальчик надел свою ___________» дети выбирали уже «пижама», потому что они в состоянии понимать гораздо более сложные синтаксические и семантические контексты, чем могут воспроизвести. У них обширные лингвистические знания, и они могут использовать их, чтобы сформировать ожидания относительно идентичности возможных слов.
Чтобы понять ряд английских предложений, дети должны научиться нарушать некоторые правила, которые они усвоили ранее. Эти семантически сложные предложения могут напоминать более простые формы на поверхностном уровне. Например, в двух предложениях «Джон очень хочет угодить» и «Джону очень легко угодить» субъект, Джон, выполняет две очень разные функции. В первом предложении Джон выполняет то, что ему нравится. А во втором предложении, Джон — логический объект, тот, кто доволен. Это предложение необычно тем, что субъект предложения чаще является действующим лицом, чем подчиненное (объектом над которым совершают действие). Большинство детей младше 8 или 9 лет не способны понять этот тип предложения, в котором подлежащее также является логическим объектом.
Это явление было исследовано Кэрол Хомски (1969). В одном из своих экспериментов она использовала предложение той же формы, что и «Джону очень легко угодить». Ее испытуемым в индивидуальном порядке приносили куклу с завязанными глазами и спрашивали: «Куклу легко или трудно увидеть?». Затем детей просили сделать нечто, чтобы куклу стало увидеть легче или наоборот труднее (в противоположность их предыдущим ответам). Большинство детей младшего возраста (5-ти летние) истолковали предложение неверно. Сначала они сказали, что куклу с завязанными глазами «трудно увидеть», а затем сняли повязку с куклы, чтобы ее «было легко увидеть».
Напротив, все 9-ти летние сказали, что куклу «легко увидеть», а затем спрятали куклу или закрыли глаза, чтобы ее было «трудно увидеть», тем самым продемонстрировав правильную интерпретацию предложения. Дети 6, 7 и 8-ми лет показали средний уровень правильной интерпретации. Это один из нескольких экспериментов, демонстрирующих, что использование детьми определенных аспектов синтаксиса продолжает хорошо развиваться в школьные годы, хотя основная синтаксическая система приобретается в дошкольном возрасте (deVilliers & deVilliers, 1992; Marastsos, 1989).
Понимание детьми многих сложных конструкций остается малоизученным. Мы до сих пор не знаем, когда дети понимают, что «Джон, по мнению Мэри, был поцарапан Сэмом» или «Кого, по вашему мнению, Мэри могла попросить Сэма поговорить об этом?» (Maratsos, 1983).
Дети продолжают развиваться как в понимании, так и в использовании сложного синтаксиса и после первых школьных лет. Об этом свидетельствует сравнение речи детей в первом и восьмом классах. Прослушивание урока английского языка в третьем классе и лекция в колледже о сонетах Шекспира ясно показывает, что уровень владения речью растет.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, грамматическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи, как дети начинают строить предложения, как развивается детская речь, нормы речевого развития ребенка.
Благодаря статье познакомилась с тем, как происходит интеграция семантических и грамматических знаний у детей. Ведь им необходимо не только произносить грамматически правильные предложения, но и понимать, о чем идет речь. Для понимания целых предложений, а не просто отдельных слов, дети используют различные типы информации.
Узнала о технике «шумного телефона», которую применили
Интвизл и Фрейшур с детьми в возрасте от шести до девяти лет, когда из-за шума необходимо было самостоятельно построить предложения, опираясь на уже имеющиеся знания.
По мере развития дети могут лучше использовать доступную синтаксическую и семантическую информацию. И хотя основная синтаксическая система приобретается в дошкольном возрасте, ее развитие происходит и в школьные годы, и уровень владения речью растет.
Эта статья завела меня в когнитивный тупик. С одной стороны все просто и логично: по мере роста и развития дети понимают все более сложные семантические и грамматические конструкции. А с другой стороны и добавить или откомментировать нечего. Помню из своего детства как лингвистическое мышление постепенно вытесняло образное. Лет до 3 у меня преобладало мышление образами и картинками, которые я старалась обличать в слова на доступном мне уровне, а годам к 7-9 лингвистическое мышление стало доминировать. В дальнейшем мой уровень владения речью развивался и шлифовался под влиянием учебы в школе, изучения иностранных языков, чтения книг и общения. У своего сына я обнаружила те же тенденции. По моему опыту без языковой среды изучение детьми иностранных языков до 9 лет является малоэффективным.
Для меня стало открытием, что дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет уже используют семантические и синтаксические подсказки для определения произносимых слов. Хотя, с другой стороны это логично, если у их родителей грамотная и логически поставленная речь. Интересно, для того чтобы понять ряд английских предложений, дети должны научиться нарушать некоторые правила, которые они усвоили ранее.
Использование техники «шумного телефона» напомнило мне игру из детства «сломанный телефон». До определенного момента я была самой маленькой из старшиков во дворе. Мне было 4-5 лет. Меня нехотя брали в такие игры, потому что я медленно бегала, плохо слышала, часто падала, плакала много, в общем, маленькой для них была. В такой игре я в основном стояла в конце, видимо потому что недостаточно пользовалась семантическими и синтаксическими подсказками. Но, как только я подросла, то начала дружить с детьми помладше себя и с ними я чувствовала себя увереннее.
Меня удивило то, что в период от 1,5 до 3,5 лет дети развиты для того, чтобы логически и грамматически правильно закончить предложение с непонятным словом. Из приведённого примера с детьми, ещё не умеющими разговаривать, видно что осознание и понимание речи у ребёнка развивается раньше, чем способность к её воспроизведению. Это опровергает стереотип о том, что маленькие дети в возрасте около года мало что понимают, и увеличивает значимость общения с ними близких взрослых. В дальнейшем развитии грамматических и семантических знаний участвуют детские сады, центры, школа. Но и в детском возрасте такое развитие не заканчивается. Читая некоторых авторов, к примеру С.Л. Рубинштейна, мне приходится перечитывать длинные, сложные по смыслу предложения для лучшего понимания текста. Так что, особенно семантические знания можно развивать на протяжении всей жизни.
Если говорить о детях, то меня беспокоит качество письменной речи в социальных сетях и мессенджерах. Присутствие грамматических и смысловых ошибок велико и это влияет на общую грамотность и чистоту речи детей. Я считаю это современной проблемой, которую необходимо решить как можно скорее. По моим ощущениям наш богатый русский язык упрощается и это печально. Спасибо за публикацию.
Из статьи узнал следующие понятия как синтаксис и семантика, про их интеграцию. Дети не только должны уметь произносить грамматически правильные предложения, но и понимать о чем идет речь. После прочтения статьи меня удивляет тот факт, что эти понятия формируются с детства, а по себе я заметил, что некоторые предложения мне трудно выстроить, т.к. не понимал значение того, что нужно было выстроить. Помогало мне писание на бумаге, потом только вслух говорить и хотя бы как-то уже могу грамматически соединять слова. А если сразу говорить, то сталкиваюсь с ограничением: я не знаю что сказать. С этого начинались все мои ответы. Для кого-то грамматика, а для кого-то значение может служить ориентиром для осмысления предложения. Лично для меня ориентиром служит ручка и тетрадь.
Конечно это очень интересный вопрос, как дети понимают то, что говорят взрослые. Каким образом у них складывается это понимание? Ведь не все, что взрослые произносят, можно показать. Даже наоборот, показать можно лишь малое количество. Затем постепенно ребенок начинает произносить отдельные слова. Но как они понимают предложение, ведь получается из всего предложения они могут знать одно лишь слово. В итоге вывод в этой статье достаточно хорошо передает общий смысл: понимание детьми многих сложных конструкций остается малоизученным. Мы до сих пор не знаем, когда дети понимают, что «Джон, по мнению Мэри, был поцарапан Сэмом» или «Кого, по вашему мнению, Мэри могла попросить Сэма поговорить об этом?» (Maratsos, 1983).
Дети продолжают развиваться как в понимании, так и в использовании сложного синтаксиса и после первых школьных лет. Об этом свидетельствует сравнение речи детей в первом и восьмом классах. Прослушивание урока английского языка в третьем классе и лекция в колледже о сонетах Шекспира ясно показывает, что уровень владения речью растет.
Спасибо за статью.
Ну очевидно , что чем старше ребёнок , тем более сложные предложения он и понимает и может воспроизводить . Интересно наблюдать , как дети строят предложения в маленьком возрасте , ведь порой они совсем не логичны для взрослых , странный порядок слов и тд , но главное ,абсолютно понятны для родителей данного ребёнка . Интересно , как дети понимают взрослых . Вот тут конечно мне не понятно . Ведь у ребёнка нет ещё запаса слов и определений к ним . Возможно интонация играет роль . А может родители говорят на определенном этапе плюс минус одно и тоже «пойдёт есть», «сейчас будет купаться». А далее эта комбинация слов подкреплена определенными действиями , тоже одинаковыми . Опят же , чем больше родители занимаются , разговаривают с ребёнком , читаю ему , а в дальнейшем о он сам , тем более грамотные предложения будут у него . Спасибо за статью .
Из статьи я поняла, что:
Во-первых, в процессе взросления уровень владения речью растет. Здесь не поспоришь! Во-вторых, уровень владения речью зависит не только от знания отдельных слов, но и от других типов информации. В статье рассматриваются такие типы как синтаксический — построение высказывания, и семантический — значение высказывания. Интересным показалось исследование, описанное в статье, в котором детям давали прослушать шумный телефонный разговор с частично неразборчивой речью. Идентификация речи не составит труда, так как ребенок способен додумать часть, ориентируясь на понятые (услышанные) слова. Но всё-таки испытуемый может не справиться, если контекст разговора ему не знаком.
Прочитав статью, я поняла, что важно, чтобы дети не только грамматически правильно строили предложения, но и понимали смысл. Моей дочери сейчас 6 лет, и она активно читает всё, что попадается ей на глаза. Когда мы быстро идем или едем по улице, она начинает читать, но не успевает прочитать полностью и додумывает концовку. До этого она могла додумать бессмыслицу, но недавно я обратила внимание, что то, что она додумывает, всё чаще становится правильно по смыслу, то есть так (или примерно так) и было написано.
Также я узнала, что до 5 лет дети не могут воспринимать и строить правильно семантически сложные предложения. Когда моей дочери было 3-4 года, меня напрягало, что она говорит некоторые вещи неправильно, я её активно исправляла. В итоге, сейчас она исправляет всех вокруг, включая взрослых, и я не могу отучить её от этой привычки. После прочтения статьи я поняла, что это был логичный этап в её жизни, к которому нужно было относиться с принятием, и всё, что нужно — это самим говорить правильно, с возрастом она бы и сама научилась без исправлений, только видя правильный пример.
Для меня статья показалась очень логичной и очевидной, что по мере взросления дети лучше используют синтаксическую и семантическую информацию, основные синтаксические навыки приобретаются в дошкольном возрасте, хотя развитие происходит и в школьные годы.
Поэтому считаю не маловажным заниматься развитием речи детей дошкольного возраста. В это время происходит процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения. Когда моя дочка пошла в детский садик, результат был виден уже через один месяц, ее речь стала более правильной, из чего я делаю выводы, что общение со сверстниками и целенаправленное педагогическое воздействие дает свои плоды. Думаю, что детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Ребенок усваивает от взрослого готовые речевые образцы, выделяет по аналогии грамматические конструкции, многократно их повторяет.
Спасибо за статью. Выводы, представленные в ней, для меня очевидны и логичны. Игру «в телефончик» помню еще с детства. Удивительно, что на основе этой игры проводят исследования по развитию речи у детей. Интересно, что уже в возрасте 1,5 — 3 лет дети уже используют семантические и синтаксические подсказки для определения произносимых слов. По моему мнению развитие речи продолжается всю сознательную жизнь, не зависимо от возраста. И меня беспокоит современная тенденция разговорной речи, когда вместо слов используют сокращения, а о грамматике в соц. сетях говорить не приходится. Думаю, что вопросами развития речи действительно надо заниматься с раннего детства.
В статья познакомила меня с тем, что в период от 1,5 до 3,5 лет дети достаточно развиты, чтобы логически и грамматически точно закончить предложение с незнакомым словом. Пример с детьми, ещё не умеющими разговаривать, показывает, что уяснение речи у ребёнка формируется раньше, чем способность к её воспроизведению. Читая статью я представила себе как слушаю разговор по шумной линии телефона, как же это раздражает! И реально смысловой диапазон уменьшается. Техника «шумного телефона» мне показалась очень интересной. Я часто играю в эту игру со свой 8-ми летней племянницей. Но могу отметить, что в возрасте 5-ти лет она уже могла правильно и максимально полно закончить предложение. Дело в том, что мама читает племяннице книги каждый вечер. В результате чего ребенок не только слышал грамотно составленное предложение, но и понимал, о чем шла речь. Я поняла, что основная синтаксическая система приобретается в дошкольном возрасте, а дальше происходит ее развитие и рост. Интересно было узнать, чтобы понять английский язык, дети должны нарушать правила, которые они уже усвоили. Племянница начала изучать английский язык и я буду теперь за этим наблюдать.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Узнала для себя новую информацию о интеграции семантических и грамматических знаний у детей. В статье рассказывается об интересном исследовании, где детям говорились предложения, а они в свою очередь должны были закончить фразу недостающим словом. Данное исследование показало, что дети ощущали смысловые ограничения фраз и правильно подставляли слова. Это говорит о том, что по мере развития дети могут лучше использовать доступную синтаксическую и семантическую информацию. И правда, ребенку нужно время , что бы изучить предметы, их свойства, возможность применения и по мере обретаемых знаний, он сможет в большей мере использовать данную информацию.
Из статьи я узнал, что дети в возрасте до 3,5 лет уже могут логически и грамматически закончить предложение с пропущенным словом. До какого-то момента у меня было представление, что если ребенок не помнит себя до 3-4 лет, то и зачем все эти разговоры с ним до этого возраста. Оказалось, это процессы немного разные и ребенок начинает понимать информацию намного раньше. Т.е. стараться общаться с ребенком надо и до 3 лет. К этому возрасту воспроизводить речь могут ещё не все, но понимание и осознание входящих данных уже происходит. Думаю, влияние окружения и в первую очередь родителей в этот период крайне важно. Мне даже сказала учительница русского языка, что грамотность у меня какая-то врождённая. Возможно это связано с тем, что мама у меня тоже была учителем русского языка. При этом я не особо учил всякие грамматические правила, а старался использовать своё чутьё. Т.е. проговаривая про себя слова или словосочетания, определял, как по-моему оно пишется правильнее. Это срабатывало практически во всех случаях, в том числе и при изучении иностранного языка.
Из статьи узнала о том, что дети учатся не только произносить и строить грамматически правильные предложения. но и используя различные виды информации, понимают о чем идет речь. Интересным показался эксперимент, в ходе которого детям давали прослушать «шумный телефон» и дети, используя свои имеющиеся актуальные знания, семантически, то есть по смыслу, понимают о чем идет речь. Семантическое развитие происходит по мере развития самого ребенка. В этой связи я вспоминаю, что в детстве с сестрой постоянно прислушивались к разговорам родителей, чтобы из обрывков слов понять что происходит в той или иной ситуации. При этом сестра улавливала смысл, используя семантические подсказки контекста, а я не всегда. Сейчас понимаю, что это объяснялось тем,что она старше, а не тем, что до меня долго доходило. Просто всему свое время. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что дети разных возрастов по-разному интерпретируют предложения и используют разную информацию, чтобы его как-то понять. Читая статью, я для себя отметила, что нужно учить русский язык в разделе синтаксиса и семантики для того, чтобы было легче донести мысль до аудитории или конкретного слушателя/собеседника. Не совсем понятно исследование с картинками, например, с уткой и грузовиком: как дети должны были определить, что «Энн ведет утку», а не грузовик, а «Мужчина видит утку», а не кого-нибудь еще. Каковы критерии оценивания? Ведь если подумать логически, то женщина могла вести на веревочке как и утку, так и грузовик или собаку, аналогично и с мужчиной, который «видит утку». Т.е. приведенное исследование я трактовала, как — дети должны угадать, что задумал преподаватель, а не просто как «подставь подходящее слово по смыслу». Но с другой стороны интересно было бы узнать, что влияет на то, что дети в возрасте 5 лет еще не понимают, а в возрасте 6 лет понимают семантически сложные предложения.
В статье для себя отметила следующее: в зависимости от возраста дети могут по-разному интерпретировать предложения с точки зрения синтаксической системы. т.е. в совсем раннем возрасте(до 3х лет), дети будут логично отвечать на вопросы-какое слово поставить в конце предложения? Но ведь если у них не будет визуализированной картины-они вряд ли смогут отвечать на такие вопросы ? Т.е. им в любом случае надо показывать картинки? Далее, с каждым годом у детей растет способность интерпретировать предложения и делать их более логичными. Уровень владения речью растет с каждым годом. В эксперименте удивило, что детям хватает одного уточняющего слова, какое слово правильное( мальчик надел пижаму, а не кофту). Еще, прочитав, про эксперимент про куклу-я провела свой: завязала кукле глаза и спросила дочь(4,5 лет)-легко увидеть куклу? Она ответила, что увидеть ее не трудно, но чтобы было легче её видеть-ей надо развязать глаза )))
Из статьи узнала, что дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет способны использовать семантические и синтаксические подсказки для определения слова,которое нужно сказать в конце предложения . В моем детстве такого научного объяснения никто из моего окружения не применял.Были просто считалочки,зарифмованные коротенькие стишки про животных,про быт. Так же было описание картинок в книжке.В таком общении взрослого с ребёнком, на мой взгляд, более естественно,передаётся смысл речи и вместе с ней опыт прошлых поколений . И,конечно по мере взросления процесс осмысленной речи возрастает в разы.Оказалось, ребенок начинает понимать информацию намного раньше,чем начинает говорить,поэтому качественно общаться с ребенком надо до 3 лет,когда родители могут еще воспитывать,потому что дальше нужно будет уже перевоспитывать.
Я отметила для себя, что даже маленькие дети, от 1,5 до 3,5 лет, уже умеют додумывать предложения, использовать смысловые и синтаксические подсказки. Причем в случае наличия контекста (когда — «перед сном…») подставить недостающее слово оказывается легче. На это также указывает и техника «шумного телефона», используемая в более старшем возрасте. При отсутствии синтаксических и семантических правил воспроизвести пропущенные слова практически невозможно. С возрастом также растет и частота нарушения правил, усвоенных в более младшем возрасте. Порой одно слово в предложении способно полностью изменить его смысл, и дети младшего возраста видят более простую трактовку предложения. Хочу отметить в очередной раз роль родителей в становлении речи. Я никогда не разговаривала со своей дочерью на упрощенном уровне, возможно, бессознательно, но повышая планку сложности предложений и разговоров. В итоге уже к началу школы она читала довольно сложные книги (я помню «Робинзона Крузо» в ее 6-7 лет), соответственно, и уровень развития речи отличался от некоторых ее сверстников. А что касается продолжения развития речи в более старшем возрасте – так и подростки, и взрослые, получая новые знания, совершенствуются постоянно.
Для начала, я познакомилась с ранее неизвестным мне словом семантика. В процессе изучения статьи, я с помощью сети Интернет, узнала, что оно значит. Интересно было узнать, что дети в возрасте 1,5 лет, которые ещё не умеют разговаривать, смогли поучаствовать в эксперементе, и даже подставить нужное слово в конце предложения. Данные исследования, считаю очень полезными, поскольку мне необходимо понимать, как формируется грамотная речь у ребенка. Мои познания в этой области сводятся лишь к моему жизненному опыту в процессе взросления моих детей. Также интересно было исследование, где детям принесли куклу с завязанными глазами, и то, что 5-летние дети не смогли правильно интерпретировать задание. Я была уверена, что это задание легко выполнимо детьми, даже младше чем 5 лет. Но исследование говорит о другом…
Спасибо за интересную статью. Из неё я почерпнул, что дети уже в довольно раннем возрасте способны формировать простые предложения. Некоторым детям удаётся попасть в правильный смысл предложения, как правило, если им понятен контекст предложения, либо если они находят какую-то иную логики продолжения предложения. Сразу же на ум приходят простые, примитивные детские стишки, которые, как раз таки, построены по принципу — «Закончи предложение словом в рифму». Так как, созвучные слова легче запоминаются, то ребёнок без труда сможет формировать простые предложения и запоминать их. Это в свою очередь развивает речевой аппарат и память, помогая в дальнейшем приступить к более сложному формированию предложений.
Из статьи узнала, что дети используют самые разные типы информации для того, чтобы понимать смысл услышанного высказывания. Уже с 1,5 до 3,5 лет дети используют семантические и синтаксические подсказки для определения произносимых слов. С годами навык владения речью развивается, дети используют сложный синтаксис и пытаются понять сложные конструкции в построении предложений.
Интересно было проделать небольшой эксперимент с аналогичным высказыванием в статье. Я спросила свою дочку 6 лет, как ты понимаешь это высказывание «Маша, по мнению Коли, съела яблоко Иры». Первый ответ — «Я ничего не поняла», потом она начала размышлять, была масса вариантов с додумываниями, Коля совершенно не вязался в этой всей истории со съеденным яблоком. По итогу она поняла это высказывание, как Маша съела яблоко Иры, а то, что это всего лишь мнение Коли, уже приходилось объяснять мне. Не думаю, что даже после объяснений она это смогла уловить.
Из этого делаю вывод, что пока её дефолт системы мозга, отвечающая за реконструкцию другого человека, его мыслей и мотивов поведения, находится на зачаточном уровне развития.
Интересно было увидеть подтверждение научных данных на совершенно обыденном примере. Насколько я знаю, только с 10 летнего возраста ребёнок начинает осознавать, что у другого человека есть другие представления, мысли, мнения, сильно отличающиеся от его собственных представлений.
Взрослые часто недооценивают своих детей в вопросе понимания речи — такой вывод я сделала, прочитав некоторые комментарии к статье. Да, дети до трёх лет уже могут примерно определить значение слова, которое им не ясно, но используется в простом предложении с понятными им словами. При чем, дети могут не просто примерно понимать, что имеется в виду, но и пытаться употреблять новые слова, находя им место в своей речи.
Так, недавно моя дочь, которой как раз три с половиной, лепила из пластилина и, закончив, сказала: «мама, посмотри, какая … получилась» (вместо многоточия грубое слово, синоним слову «ерунда»). В нашей семье крайне прекрайне редко может употребиться такое слово, и разумеется, его значение дочке никто не объяснял. Однако, где-то когда-то его услышав, она вставила это в слово в свою речь абсолютно правильно как синтаксически, так и семантически.
Добрый вечер спасибо за данную статью. Из данной статьй я узнал что дети с возрастом всё лучше и лучше осмысливают полученную информацию с точки зрения синтаксиса и семантики. Чем старше становится ребенок тем лучше они начинают понимать правильную интерпретацию предложения пример с куклой описанный в статье. Я замечал что зачастую когда не услышал слово или фразу которую тебе говорят или ты говоришь, то достраиваешь предложение в меру своих желаний или ожиданий. Что не всегда соответствует действительности. Я в свою очередь стараюсь не летать в иллюзиях и задавать правильный вопрос а не достраивать предложения. Также отсеиваю множество не нужной информации которая летит огромным потоком при диалоге.
Благодарю за статью. В ней я увидела, как дети используют семантику и грамматику для осмысления информации, которую они понимают. И что чем старше становится ребенок, тем лучше у него это получается. Я в детстве в школе играла в игру «сломанный телефон», где нужно было услышать и понять первоначально произнесенное слово. Так вот в конце такая белеберда могла получится и если команда правильно произносила слово, то это было не так смешно, чем у команды, которая неправильно угадывала слово. Вот прямо сейчас я подумала о том, что иногда хочется сказать какую-то глупость, мелочь, чтобы люди посмеялись и ушла тревога. Вот только чья это тревога — моя или людей, среди которых я шучу — это интересно!
Из статьи я узнал о том, как развивается владение речью у детей с 6 до 9 лет. Было интересно прочитать про эксперимент с «шумным телефоном». Результаты исследований натолкнули меня на мысль, что в возрасте 6-9 лет явно прослеживается переход от речи как передачи мысли к осмысленной речи. Ребенок больше анализирует то, что слышит, и формулирует логически верную речь. Здесь более явно видна взаимосвязь мышления и речи, о которой писал Рубинштейн. Я вспомнил, что иногда я в речи путаю слова. Статья и ранее прочитанное в «основах общей психологии» натолкнули меня на мысль о том, что эта моя несогласованная речь свидетельствует о таком же спутанном мышлении в эти моменты. Благодаря статье, я буду уделять этим моментам больше внимания.
Развитие речи у детей очень важная и глобальная тема. Важно, чтобы ребёнок не только мог понимать смысл отдельных слов, но ещё и грамотно складывать их в предложения. Удивительно, что даже дети младшего возраста 1.5- 3.5 уже могут правильно интерпретировать и достраивать предложения. Это помогла доказать такая интересная методика, как шумный телефон, когда часть слов из предложения была не слышна. И дети логично и семантически грамотно достраивали. С возрастом способность синтаксически и симаньически выстраивать предложения возрастает. Дети 9 лет намного продуктивнее этим занимаются, чем малыши. Задача школы в этом на мой взгляд, в том, чтобы максимально раскрыть потенциал детей в освоении построения предложений для максимального выражения своих мыслей.
Спасибо за статью. Прочитав данную статью, мы видим как идёт интеграция семантических и грамматических знаний у детей разного возраста. В пример были приведены различные эксперименты над детьми как дошкольного возраста, так и над школьниками разного возраста. Изучив результаты этих экспериментов меня удивило то, что даже дети до 3 лет используют семантические и синтаксические подсказки, что свидетельствует об их понимании речи. Это ломает стереотип о том, что маленькие дети ничего не понимают и заставляет пересмотреть своё поведение и речь рядом с такими маленькими детьми. Так же исходя из прочитанного мы видим, что способность логически достраивать предложения развивается по мере их обучения.
Занимательно было читать о том, как дети справляются с освоением речи. Меня удивило то, что в период от 1,5 до 3,5 лет дети развиты для того, чтобы логически и грамматически правильно закончить предложение с непонятным словом. Из примера с детьми, ещё не умеющими разговаривать, понятно, что осознание и понимание речи у ребёнка развивается раньше, чем способность к её воспроизведению.
Благодаря статье познакомилась с тем, как происходит освоение семантических и грамматических знаний у детей. Я узнала о технике «шумного телефона», которую применили Интвизл и Фрейшур с детьми в возрасте от шести до девяти лет, когда из-за шума необходимо было самостоятельно построить предложения, опираясь на уже имеющиеся знания.
По мере развития дети могут лучше использовать доступную синтаксическую и семантическую информацию.
Благодарю за статью. Из нее я узнала, что даже дети в возрасте от 1,5 до 3,5 лет используют семантические и синтаксические подсказки для определения произносимых слов. А ещё, что дети начинают и продолжают развиваться как в понимании, так и в использовании сложного синтаксиса начиная с дошкольного возраста и продолжают после первых школьных лет. Так же отметила, что уже даже в возрасте 2-3 лет, ребёнок начинается выстраивать логически предложения. Т.е. он понимает, какую картинку добавить в конце предложения и что это значит. Так например, когда ты говоришь «на ночь Лена одела», то ребёнок автоматически поставит пижаму. Потому что у него срабатывает связь слов и реальной ситуации. И он чётко понимает, какую картинку ему положить.