Время летит быстро и праздники уже не за горами. Скоро придется задуматься о подарках для наших близких, друзей и коллег. Но как много вы действительно знаете о психологии и экономике подарков? Вот несколько полезных выдержек из литературы.

Тактический подарок: мужчины и женщины

Есть много веских причин, чтобы дарить подарки. С эволюционной точки зрения это также включает в себя и тактические мотивации, такие как создание хорошего впечатления, демонстрация финансовых ресурсов или как средство соблазнения.

Исследования, проводимые среди молодежи, показали, что мужчины чаще, чем женщины, заявляют о наличии тактических мотивов для подарков романтическим партнерам. Кроме того, женщины знают, что мужчины чаще используют тактические мотивы. Мужчины же, напротив, считают, что оба пола одинаково разделяют эти мотивы.

 «Я не могу этого принять!» Азиаты и североамериканцы

Еще одной важной причиной для дарения подарков может быть взаимность, и наш культурный фон может играть важную роль в том, как мы относимся к обмену подарками. Межкультурная психология предполагает, что азиаты думают о себе, нераздельно связывая себя с другими, в то время как североамериканцы склонны думать о себе независимо от других.

Исследования показывают, что азиаты с большей вероятностью откажутся от небольшого подарка от случайного знакомого, потому что они будут чувствовать себя в долгу, если не смогут ответить взаимностью. Североамериканцы, напротив, менее склонны рассматривать необходимость взаимности, и они более склонны принимать подарок на основе его привлекательности.

«Нам больно, а вы довольны?» Взгляд на подарки экономиста

Еще в 1993 году Джоэл Вальдфогель задал вопрос, который может задать только экономист: является ли Рождество целесообразным? Ответ был бы положительным, если бы подарок имел тот же ценник, что и значение, которое получатель назначил ему. Но многие из нас знают, что для дарителя нет ничего необычного в том, чтобы тратить на подарок больше, чем он стоит для получателя. Вальдфогель назвал этот разрыв «мертвый груз Рождества» и подсчитал, что от одной десятой до одной трети стоимости праздничных подарков уничтожается дарением подарков — сокращением благосостояния в экономическом плане.

Разрыв подразумевает, что получатели подарков предпочли бы получить денежный эквивалент подарка. Однако некоторые экономисты также опровергли этот вывод, поскольку подарки также имеют и эмоциональную ценность.

«Именно то, чего я всегда хотела!» Удовлетворение от получения

Окупается ли вдумчивое дарение подарков? Хотя все мы можем согласиться с тем, что подарки имеют сентиментальную ценность, на самом деле есть доказательства того, что мы не должны слишком полагаться на элемент неожиданности, чтобы создать ценность.

Одно из исследований показало, что по мнению дарителей и подарки из списка желаний и не из списка одинаково оценены получателями. На самом же деле получатели были более благодарны за подарки, выбранные из списка пожеланий, чем альтернативные.

«Судят по одёжке»: презентация-это все!

Хотя сюрпризы могут быть плохой идеей, есть еще один способ поработать с ожиданиями получателя.

Недавно опубликованное исследование изучило влияние подарочной упаковки на то, как получатели чувствуют себя по отношению к подарку. Авторы исследования обнаружили, что небрежно завернутый подарок от друга нравится значительно больше, чем завернутый аккуратно. Это происходит потому, что небрежная упаковка выстраивает низкие ожидания, которые затем легко превышаются подарком.

Но будьте осторожны, что это работает совсем наоборот, если даритель просто знакомый. Это происходит потому, что «аккуратность» служит сигналом об уровне взаимоотношений, а не о самом подарке.

И что же нам теперь со всем этим делать и что дарить нашим дорогим и любимым? Если вы экономист, то, вероятно, вам следует подарить деньги или подарочные карты. Для остальных же из нас это, вероятно, должен быть пункт из их списка пожеланий — небрежно завернутый.

www.псиблог.рф

Оригинальная статья: Alain Samson — 5 Things You May Not Know About the Psychology of Gifts, November, 2019

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психология подарков, как дарить подарки, что подарить, подарки

 

Оставайтесь в курсе и на facebook