Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Бесплодие — страшное слово. Для женщины оно звучит как приговор.  Рушатся мечты, надежды, семьи, да что там — жизнь.

В России врачи бьют тревогу: уровень бесплодных пар репродуктивного возраста на 2% превысил 15-процентный уровень. Эта цифра, по критериям ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) считается угрозой национальной безопасности страны.

Что только не предпринимают семейные пары, чтобы избавиться от этой проблемы: ЭКО, походы к астрологам, гадалкам, народным целителям, усыновление с целью открытия «родовых каналов» — всего не перечислить.

В иерархии значимости и ценности среди этих средств психолог — на последнем месте. Некоторые до него так и не доходят.

Когда же можно говорить о психогенном бесплодии (суть – одной из форм психосоматической реакции организма)? Тогда, когда походы по врачам заканчиваются одним: «Вы абсолютно здоровы». А на вопрос: «Что же нам делать?» — разводят руками.

Давно известный факт — поведением человека управляют эмоции. Более того, они оказывают влияние на все физиологические процессы человеческого организма.

Негативные установки — некие убеждения конкретного индивида, которые служат защитой нашей психики от негативных эмоций.

Откуда они берутся и как работают?

Представьте, что девочка растет в неблагополучной семье, где у всех проблемы: папа пьет, бабушка все время придирается к маме, брат — наркоман. Мама то одного спасает, то с другим воюет. До неё, «беспроблемного» ребенка, руки не доходят. Дочь чувствует себя брошенной, ей страшно и одиноко. И чтобы избавиться от этого страха, необходимо привлечь мамино внимание. Кому мама посвящает всю себя без остатка? Правильно, тому кто ведет себя плохо. И вот она, спасительная идея (иррациональная, конечно): «Чтобы получать внимание, надо плохо себя вести».

Неоднократное подтверждение этого убеждения сделало его и поведение, им вызываемое, навыком, автоматизмом.

Для чего нужны ребенку такие установки, почему они закрепляются?

Все элементарно! Ребенок без родителя не выживет чисто биологически, ему нужна крыша над головой, тепло, еда, одежда, защита и много того, чего он себе сам обеспечить не может. Это глубинное знание и заставляет его подстраиваться и располагать, привлекать к себе внимание любыми, ему доступными, путями. Формируется установка: «Если я не буду вести себя подобным образом, я не выживу». При дальнейшем взрослении эта установка начинает восприниматься психикой как ситуация выживания.

Обратимся к физиологии.

Идея «мне не выжить» вызывает эмоцию страха. Страх, в свою очередь, заставляет реагировать вегетативную нервную систему. Он как серый кардинал, управляет всеми физиологическими процессами. Сильная эмоция вынуждает ЦНС работать в авральном режиме, обеспечивающем реакцию «бей и беги». И не важно, что никто никуда не бежит, реакция неконтролируемая. Для того чтобы бежать, необходима мобилизация сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Кортизол, гормон стресса, ее и обеспечивает. Чем больше стресса, тем больше этого гормона требуется. И теперь самое главное — прогестерон (гормон беременности) является прекурсором кортизола. То есть при длительном пребывании в состоянии эмоционального напряжения, надпочечники истощаются, синтез кортизола снижается. Тогда в ход идет прогестерон. Природа поступает мудро. Что важнее для организма выжить или оставить потомство?

Конечно выжить, это не обсуждается.

Все силы на выработку кортизола! Много кортизола — недостаток прогестерона. Нет прогестерона — нет беременности.

Многие женщины имеют сознательное желание иметь детей, говорят об этом, переживают, но бессознательное их намерение — дети не нужны. Иметь детей -угроза выживанию.

А теперь — установки, которые лишают женщину счастья материнства:

  1. Дети — это обуза.

Родители ругаются, папа пьет, мама жалуется, но не разводится. «Куда с тремя детьми»

  1. Я — обуза.

Когда родители демонстрируют страдания всякий раз, когда ребенок просит о чем-то. «Если бы меня не было, мама бы не мучилась. Когда рожу, будем вместе с ребенком на шее сидеть».

  1. Я не справлюсь.

Буду плохой матерью. Зависимость от чужого мнения, сформированная критикующей собственной матерью. Чтобы избегать критики, лучше ничего не делать, рожать в том числе.

  1. На мужчин нельзя положиться.

«Не хочу растить ребенка одна» — заявляет женщина, находящаяся в благополучных с первого взгляда отношениях. Уход папы из семьи и постоянные комментарии мамы «мужчинам дети не нужны» вызвали устойчивое недоверие к миру вообще и к мужчинам в частности.

  1. Дети — это тяжелый труд.

Слишком тяжелое детство. На ребенка возлагают неадекватную ответственность и обязанности по уходу за младшими, по хозяйству — лишают его детства. Вырастая, становясь самостоятельной, женщина дает себе то, чего у нее не было, когда она была маленькой — отсутствие детей.

  1. Хочу наслаждаться.

Низкое социальное положение и бедность родительской семьи. В таких семьях часто вырастают очень амбициозные женщины, желающие компенсировать себе то, чего были лишены и утереть нос, тем, кто жил лучше. Пик карьеры и финансового благополучия совпадает с периодом репродукции. «Я только начала наслаждаться богатой жизнью — путешествовать, пить дорогое вино, и тут ребенок…».

  1. Я должна быть красивой.

Если партнер с пренебрежением, которое постоянно демонстрирует, относится к беременным или только родившим женщинам – «Как ее разнесло!». При этом живет в ожидании наследника. «Если я буду плохо выглядеть, он меня бросит» — между собственным благополучием и ребенком выбирает первое.

  1. Больше не хочу быть толстой.

Женщина долго боролась с лишним весом, к моменту встречи с избранником победа была одержана. Но беременность с большим животом, вновь возвращает ее в те времена, когда ей в спину кричали: «Толстуха».

  1. Мои дети должны быть самыми лучшими.

Высокий уровень притязаний к себе и к не рождённым детям как компенсация низкой самооценки, сформированной сверхтребовательными родителями. «Идеальных детей не бывает» — вот их и нет.

  1. Я должна оставаться с мамой.

Созависимые отношения – это слияние с матерью и смена ролей. Раньше мать жертвовала собой ради дочери, а теперь вынуждает дочь посвящать свою жизнь себе.

В таких отношениях нет места ни мужчине, ни ребенку. Дочь становится матерью своей маме. «Я должна ее нянчить» — говорят такие женщины на сеансе психотерапии.

Что же делать? Есть ли шанс «выздороветь»?

Да, это возможно.

Осознание этих установок и того, что вы больше в них не нуждаетесь, что та ситуация выживания осталась там, в глубоком детстве, позволит вам

наконец освободиться от эмоционального напряжения. Именно это и происходит на психологической консультации. Психолог помогает вам пройти весь этот путь.

псиблог.рф

Автор: Савилова Елена Петровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: бесплодие, психосоматика, психогенное бесплодие, негативные установки, эмоции

46770cookie-checkПсихогенное бесплодие или зачем идти к психологу