Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Выбирая психотерапевта, человек нередко испытывает уязвимость, тревожность и смущение. Для него одновременно важны несколько вопросов. Как не ошибиться с выбором? Что может гарантировать компетентность специалиста, помимо диплома и аккредитации? Как объективно оценить компетентность практикующего терапевта в контексте терапевтического консультирования – метода лечения, основанного на отношениях клиента и консультанта в которых главное – организовать продуктивный диалог?

Многопрофильная группа исследователей сделала в этом направлении существенный шаг, разработав программное обеспечение, которое можно использовать для оценки и обучения психотерапевтов. Команда разработчиков использовала знания и опыт нескольких научных направлений, в том числе психологии, инженерии, информатики и лингвистики, и создала программу, способную анализировать живую речь на психотерапевтической сессии и измерять уровень эмпатии практикующего врача.

«Сейчас не существует объективного способа оценки взаимодействия между терапевтом и клиентом», — объясняет Зак Имель, доцент кафедры психологии консультирования в Университете штата Юта. — «Данная программа является мощным инструментом предоставления обратной связи специалистам о проделанной ими работе».

Что делает терапевта эффективным?

Эффективность терапевта определяется многими факторами. Хотя эта область по-прежнему активно исследуется, на сегодняшний день установлено, что главным качеством хорошего терапевта является способность наладить контакт с клиентом. «Наиболее успешный терапевт – тот, который помогает клиенту почувствовать себя понятым и способен подарить надежду», — объясняет Имель. Однако в настоящее время не существует никакого механизма для измерения таких навыков практикующих терапевтов.

Дэвид Аткинс, профессор медицины психиатрии и поведенческих наук в Школе Медицинских Исследований Университета штата Вашингтон, входит в команду разработчиков этой программы. В пресс-релизе университета он обратил внимание на трудности, возникающие из текущего отсутствия объективных инструментов оценки. Методы оценки терапии остаются неизменными в течение 70 лет и подразумевают привлечение стороннего наблюдателя. Оценщики, известные как кодировщики или рейтеры, осуществляют обратную связь на основе аудио и видеозаписей сеансов консультирования. Хотя такой подход имеет свои сильные стороны, он крайне неэффективен, потому что требует больших затрат времени и влияет на конфиденциальность сессии. Человеческий фактор такой проверки делает этот процесс весьма субъективным. Аткинс указывает на то, что два рейтера, несмотря на их подготовку, при рассмотрении той же сессии могут прийти к разным выводам.

Имель отмечает, что прошло несколько десятилетий, с тех пор как доктор Карл Роджерс, которому приписывают разработку личностно-ориентированного подхода к психотерапии, начал записывать сеансы с целью анализа. «С тех пор у нас не появилось никакого фундаментального сдвига в оценке психотерапии», — объясняет Имель. – «Тогда как в других областях технические достижения принимаются во внимание и широко используются».

Другой член команды разработчиков программного обеспечения – Шрикант Шри Нараянан, профессор электроэнженерии, информатики, лингвистики, психологии, нейробиологии и педиатрии Инженерной школы Витебри Университета Южной Калифорнии. Он также является директором Лаборатории Анализа и Интерпретация Сигналов в этом же Университете. Вычислительная модель эмпатии, используемая программой, в значительной степени основана на исследованиях и разработках его лаборатории.

Вычислительные алгоритмы клинических интервенций

Используя данные, собранные более чем за 1000 сеансов психотерапии, программа, по сути, распознает речевые паттерны, которые считаются эмпатичными. Ключевые фразы, такие как: «Похоже, что», «Я услышал» и «Как вы думаете», являются индикаторами высокой эмпатии, а такие фразы, как «Следующий вопрос», «Вам следует» и «Ваш прошлый опыт» воспринимались компьютерной моделью как показатели низкой эмпатии.

«Что работает? Когда это работает? Почему некоторые стратегии эффективнее других?» — спрашивает Нараянан. И объясняет, что путем разработки вычислительных алгоритмов, которые обеспечивают более глубокое понимание человеческого поведения, эти средства могут быть использованы для поддержки клинических интервенций.

Основным преимуществом этих вычислительных алгоритмов является их способность обрабатывать большие объемы данных в последовательном, надежном и структурированном виде, что предполагает дополнительные возможности для изучения. В этом смысле, возможности компьютера можно обоснованно считать выше возможностей человеческого наблюдения изолированного терапевтического обмена. «У нас есть возможность выявить закономерности в данных, которые чрезвычайно трудно обнаружить с помощью одного взаимодействия», — говорит Нараянан.

Этот тип анализа и способность быстро обнаруживать закономерности в большом наборе данных создает огромный потенциал. Имель считает, «Если предоставить компьютеру данные, будь то текстовые или аудиоданные, компьютер запомнит модели. На основе этих моделей он сможет сделать точный прогноз».

Имель говорит о возможностях создания различных приложений для данной программы, например, для обучения в академических условиях и профессиональной подготовки, а также научно-исследовательских приложений. В случае обучения, например, ограничение заключается в том, что мы имеем дело с большой аудиторией студентов. Эти условия ограничивают объем прямого наблюдения, получаемого студентами. Для людей в этом процессе всегда будет место, говорит он, но данное программное обеспечение дополняет работу человека.

Широкое применение в научном сообществе

Нараянан считает возможным широкое применение этой программы и связанных с ней технологий за рамками традиционной психотерапии. Способность моделировать и оценивать выражение эмпатии имеет значение в любой среде, где происходит взаимодействие людей. Благодаря способности обеспечить понимание патологических и психических состояний по речи и языковым моделям, эти технологии могут быть применены в лечении аутизма, в педиатрии, а также в других областях в рамках профессии социального работника.

Рассуждая о роли мер по охране психического здоровья, Нараянан говорит: «Проблемы психического здоровья отличается от других заболеваний первазивным и динамичным характером. Это исследование и новые технологии могут помочь соединить точки, заполнить пробелы, дать новое понимание и предложить способы поддержки работы врачей и поставщиков медицинских услуг в рамках экосистемы здравоохранения».

Совместное и многопрофильное решение проблем

Нараянану интересно видеть, как врачи, исследователи и технологи собираются вместе и ищут новые пути развития науки для помощи людям. Такие проекты позволяют исследователям применять научные и технические знания для улучшения здоровья и благосостояния человека.

Имель подчеркивает, что «такого рода работы являются междисциплинарными по своей сути». Важный аспект такого рода исследований заключается в том, что оно объединяет людей из разных дисциплин и слоев общества для совместного решения актуальных проблем.

Следующий этап: в условиях реального мира

Следующим этапом исследований, говорит Имель, является внедрение программы в «реальные клинические условия». В долгосрочной перспективе команда рассчитывает получить инструмент, который может записывать и затем генерировать обратную связь в режиме реального времени во время сеанса терапии. Способность обеспечить немедленную обратную связь подразумевает потенциал для преобразования и совершенствования процессов подготовки и оценки терапевтов.  Как считает Аткинс, способность оценивать качество услуг психотерапии имеет решающее значение для того, чтобы гарантировать пациентам качественное лечение.

Оригинальная статья: Social Services Software: Evaluating Therapist Empathy With Psychotherapy Software. Susan A. Knight. Social Work Today. Vol. 16 No. 4 P. 8

Подпишись на рассылку

email рассылки

2290cookie-checkПрограмма для определения уровня эмпатии терапевта